Гоголь-три

Владимир Березин предложил альтернативный проект переноса памятника Гоголю на бульвар.

mainImg
В марте комиссия по монументальному искусству при Мосгордуме поддержала предложение о переносе памятника Гоголю работы скульптора Андреева обратно на бульвар. Архитектор Владимир Березин отреагировал на эту идею альтернативным проектом; публикуем проект и статью автора. 
 
Гоголь 3
Председатель. А давайте Дзержинского снесем! Ну его с Лубянки! … Кто «За»? Кто «Против»? «Воздержался»?... Принято единогласно!
Присутствующие. (Бурные аплодисменты).
Председатель. Нам кажется, что кондиционеры портят облик Москвы. Предлагаем убрать их с фасадов домов. Кто «За»? Кто «Против»? «Воздержался»?... Принято единогласно!
Присутствующие. (Бурные аплодисменты).
Председатель. (в сторону) Что бы еще такое учинить? Точно! (Вслух) Предлагаю убрать старого Гоголя с бульвара, а на его место поставить еще более старого со двора. А? Что вы на это скажете? Кто «За»? Кто «Против»? Может кто «Воздержался»?... Принято!
Присутствующие. (Бурные аплодисменты).
***

Здесь я не собираюсь осуждать тех, кто принимает решение. К тому же, строго говоря, решение еще не принято. Так, есть разговоры, но что из этого всего выйдет пока не известно. Известно лишь то, что рокировка Гоголями вполне возможна. Хорошо ли это? Плохо? Давайте просто разберем три возможных варианта развития событий. Сразу, для краткости дальнейшего изложения, определимся с «условными обозначениями». Гоголь №1 – памятник Н.В. Гоголю, созданный к столетию со дня рождения писателя в 1909 году  (скульптор Н. Андреев, архитектор Ф. Шехтель). Гоголь №2 – памятник 1952 года работы скульптора Н. Томского (поставленный в честь столетия смерти Гоголя).

Вариант 1
Ничего не происходит. Идея переноса памятника услышана и благополучно проигнорирована. Гоголи стоят на своих местах. От этого никому ни жарко, ни холодно (только может господину Председателю). К №1 уже привыкли в уютном дворе у дома, где жил великий русский писатель, а №2 прочно застолбил себе место на Гоголевском бульваре. Данный исход событий таит в себе наименьшее количество подводных камней, а именно – нуль.

Вариант 2
Рокировка состоялась. Шах и мат. Вот тут-то наш корабль и налетел на риф. Сразу скажу, что Вариант 2 считаю самым наихудшим из всех. Итак, представим, что Гоголь №1 вернулся на свое законное место. Первое, что делать со вторым? Ставить его на место первого – глупо, не тот масштаб, не та атмосфера. Куда его девать? Поставить вместе с Феликсом Дзержинским на задниках у ЦДХ? А между тем, что это за миф такой, что «печальный» Гоголь лучше «радужного»? Кто это сказал? Никто не спорит об эстетической ценности Гоголя №1, но, товарищи, Гоголь Томского не хуже. Да, он другой. Но быть другим, не значит быть хуже. Эти памятники – антиподы: один сидит, второй – стоит; один хмурый, другой улыбается; один интроверт, другой экстраверт; один камерный, другой – градостроительный (монументальный). Вот на последнем отличии двух Гоголей остановимся поподробнее, потому что именно из него и вытекает второй большой вопрос. 

Дело в том, что Гоголь №1 – при всех своих бесспорных плюсах – памятник камерный. Более того – это не «круглая» скульптура, а скульптура в 180 градусов – именно на такой сектор круга рассчитаны ее эстетические качества. Да, каждый градус этого полукруга «фасадной» части памятника – гениален. Но, извините, что сзади? Там ничего, глыба камня, что-то бесформенное. Сейчас, когда он мирно сидит у своего дома-музея, все его минусы просто-напросто не видны. Да, ты можешь обойти памятник кругом, но все же основное действо разворачивается в заветных 180 градусах.

А теперь мысленно перенесем его на бульвар. Градостроительный конфуз – не больше, ни меньше. Маленький, камерный Гоголь теряется в масштабе Арбатской площади. Где он? Ау? Люди по Гоголевскому бульвару идут черт знает к чему – к какой-то глыбе на постаменте великого Шехтеля. Нарушено все – и среда, и масштабность, и композиция. Сделав так, мы просто «убьем» произведение искусства Н. Андреева окружающей средой (причем не физически, как об этом сейчас беспокоятся эксперты, а эстетически). Оказывается, господин Председатель, памятники – это не шашки, чтобы их так легко двигать по городу. Здесь намного все сложнее.

В этом смысле Гоголь №2 – гениален. Он, может и уступает первому по качеству самой скульптуры, по идее и композиции, но по архитектурно-градостроительным качествам он на голову опережает предшественника. Начнем с того, что при И.В. Сталине умели работать, и работали далеко не дураки. Чувство места, пропорций, видовых точек, сомасштабности – было на высшем уровне. Гоголь №2, несмотря на все упреки, намного более гармоничен в изголовье бульвара, чем первый. Его поза, масштаб (как самой скульптуры, так и постамента) – всё как нельзя лучше сочетается с контекстом. А надпись на постаменте «Великому русскому художнику слова Николаю Васильевичу Гоголю от правительства Советского Союза»! Ведь это исторический документ (и, кстати, даже здесь два памятника остаются антиподами – сравните с лаконичной «Гоголь» на первом).

Итак, подводя итог, идея «восстановления исторической справедливости» так же абсурдна, как и восстановление клона Храма Христа Спасителя. Время изменилось, среда уже не та, масштаб стал другим. Оставим все как есть. Или нет?

Вариант 3
zooming
Вид Гоголя №1 сзади. Фотография 1910-х годов / www.school.edu.ru
zooming
Альтернативный проект «Гоголь 3» © Владимир Березин

Каждая проблема таит в себе решение. Если второй вариант мы можем рассматривать со знаком «-», а первый, как «=» или «0», то логично предположить, что вариант 3 – это «+», выход из сложившейся ситуации. Вариант 3 – это возможность сделать нечто большее, шагнуть дальше, переосмыслить Гоголя. Без варианта 3 другие не имеют смысла: и инициатива и затраченная энергия людей, ходатайствующих за перенос памятника, если сбудется вариант 1; и просто уничтожение обоих памятников при варианте 2. Вариант 3 – есть, с одной стороны, объединение двух других, а, с другой, нечто большее. Без лишних слов перейдем сразу к делу.

Предлагаю оставить Гоголя №2 на своем месте, а за ним (спиной к спине) расположить Гоголя №1, аккурат по оси бульвара. Между памятниками устанавливается декоративная стена (предположительно из нержавеющей стали). Всё!
Альтернативный проект «Гоголь 3» © Владимир Березин
Альтернативный проект «Гоголь 3» © Владимир Березин

Конечно, Председатель и компания будут против и даже возмущены, но позвольте сказать пару слов в свою защиту. В начале, выскажу чисто архитектурно-градостроительные соображения, потом перейду к вопросам философского и этического толка. 
  1. Получившийся «памятник» станет еще более сомасштабен месту. Теперь это многомерная инсталляция, – впредь буду называть вариант 3 инсталляцией – одинаково ориентированная как на город, так и на бульвар. Гоголь №2, как и раньше «ухмыляется» в сторону Арбатской площади. Как было сказано выше, он превосходно вписан в среду. Декоративная стена за ним только придает ему значимости и выделяет на фоне густой растительности бульвара. Гоголь №1 снова на своем историческом месте (!), только повернулся на 180 градусов (тут в голову приходит знаменитый миф о повороте в гробу) в сторону бульвара своей «лучшей» стороной. Декоративная стена не только скрывает неприглядную заднюю часть №1, но и так же «ограждает» камерность памятника от агрессивной городской среды. Все встало на свои места: «пафосный» Гоголь №2 обращен к пафосному городу, а «тихий» Гоголь №1 к тихому бульвару. 
     
  2. Данная инсталляция переосмысливает две вещи: а) подход к решению памятников; б) подход к решению бульваров. Классический бульвар – это пешеходная дорога, обрамленная с двух сторон деревьями, ведущая от условного пункта А к условному пункту Б. Обычно важность этих пунктов подчеркивается памятником. Только вот почти всегда человек идет от спины одного памятника к спине другого памятника. Он не понимает к кому идет, всю дорогу видя только заднюю часть скульптуры. Тимирязев ли это? Шухов? Гоголь? Одним словом – «Мужик в пиджаке». Гоголевский, Тверской, Сретенский, Страстной и др. бульвары только в одной Москве устроены выше описанным способом. В нашем же случае, люди идут по Гоголевскому бульвару к Гоголю, видя его в лицо на протяжении всего пути (около 400 метров от поворота бульвара).
     
  3. Тут возникает уместный вопрос: «А этично ли это? Так поступать с памятником великому русскому писателю!». Отвечаю: данная инсталляция корректно и по возможности точно и полно отражает дух Н.В. Гоголя. С любым другим писателем такое решение было бы просто идиотским и неуместным. К Тургеневу такое не подойдет. А вот с Гоголем – совсем другое дело. Что такое Гоголь? Это метафизик и мистик, при этом лирик и сатирик. Человек, наделенный превосходным чувством юмора и не менее тонким чувством сострадания. Патриот. Он уникален. В нем сочеталось несочетаемое, и именно из этого раздвоения, раскола личности он черпал свои образы. Гоголь абсурден, но его абсурд, доведенный до крайней точки, рождает смысл. Как ни странно, но при существующем положении оба памятника находятся слишком далеко друг от друга. Сейчас, их расположение просто абсурдно. Но при их постепенном сближении заряд энергии начинает повышаться, как при сближении электрических катодов и анодов. Наконец, градус абсурдности достигает своего апогея при их соединении, и абсурд  обращается в смысл, в своеобразное дада. Гоголь 3 – это метафизический памятник Гоголю, существующий только в нашем воображении, возможный только при наличии двух других. Поодиночке №1 и №2 есть «недостаточные» половины друг другу, антиподы, спорящие, кто же из них лучший. Гоголь 3 объединяет противоположности, их плюсы и минусы. Понятия «лучше» или «хуже» больше не существует. Спор погашен, консенсус найден.
PS
Председатель. Так с этим все понятно… Только вот… Как бы сказать… Что делать со сквером у дома-музея? Фонтан что ли на место памятника поставить? 
Присутствующие. (Немая сцена).
***
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.

19 Июня 2014

Похожие статьи
Константин Трофимов: «Нас отсеяли по формальному...
В финал конкурса на концепцию вестибюля станции метро «Лиговский проспект-2» вышло 10 проектов, 2 самостоятельно снялись с дистанции, а еще 11 не прошли конкурс портфолио, который отсекал участие молодых или иногородних бюро. Один из таких участников – «Архитектурная мастерская Трофимовых», главный архитектор которой четыре года работал над проектом Высокоскоростной железнодорожной магистрали, но не получил шанса побороться за вестибюль станции метро. О своем опыте и концепции рассказал руководитель мастерской Константин Трофимов.
Угадай мелодию
Архитектурная премия мэра Москвы позиционирует себя как представляющая «главные проекты года». Это большая ответственность – так что и мы взяли на себя смелость разобраться в структуре побед и не-побед 2025 года на примере трех самых объемных номинаций: офисов, жилья, образования. Обнаружился ряд мелких нестыковок вроде не названных авторов – и один крупный парадокс в базисе эмотеха. Разбираемся с базисом и надстройкой, формулируем основной вопрос, строим гипотезы.
Казус Нового
Для крупного жилого района DNS City был разработан мастер-план, но с началом реализации его произвольно переформатировали, заменили на внешне похожий, однако другой. Так бывает, но всякий раз обидно. С разрешения автора перепубликовываем пост Марии Элькиной.
«Рынок неистово хочет общаться»
Арх Москва уже много лет – не только выставка, но и форум, а в этом году количество разговоров рекордное – 200. Человек, который уже пять лет успешно управляет потоком суждений и амбиций – программный директор деловой программы выставки Оксана Надыкто – проанализировала свой опыт для наших читателей. Строго рекомендовано всем, кто хочет быть «спикером Арх Москвы». А таких все больше... Так что и конкуренция растет.
Опровержение и сравнение: конкурс красноярского театра
Начали писать опровержение – ошиблись, при рассказе о проекте Wowhaus, который занял 1 место, с оценкой объема сохраняемых конструкций, из-за недостатка презентационных материалов – а к опровержению добавилось сравнение с другими призерами, и другие проекты большинства финалистов. Так что получился обзор всего конкурса. Тут, помимо разбора сохраняемых разными авторами частей, можно рассмотреть проекты бюро ASADOV, ПИ «Арена» и «Четвертого измерения». Два последних старое здание не сохраняют.
ЛДМ: быть или не быть?
В преддверии петербургского Совета по сохранению наследия в редакцию Архи.ру пришла статья-апология, написанная в защиту Ленинградского дворца молодежи, которому вместо включения в Перечень выявленных памятников грозит снос. Благодарим автора Алину Заляеву и публикуем материал полностью.
Пользы не сулит, но выглядит безвредно
Мы попросили Марию Элькину, одного из авторов обнародованного в августе 2020 года письма с критикой законопроекта об архитектурной деятельности, прокомментировать новую критику текста закона, вынесенного на обсуждение 19 января. Вывод – законопроект безвреден, но архитектуру надо выводить из 44 и 223 ФЗ.
Буян и суд
Новость об отмене парка Тучков буян уже неделю занимает умы петербуржцев. В отсутствие каких-либо серьезных подробностей, мы поговорили о ситуации с архитекторами парка и судебного квартала: Никитой Явейном и Евгением Герасимовым.
Григорий Ревзин об ЭКСПО 2020: Европа и отказ от формы
Рассматривая тематические павильоны и павильоны европейских стран, Григорий Ревзин приходит к выводу, что «передовые страны показывают, что архитектура это вчерашний день», главная тенденция состоит в отсутствии формы: «произведение это процесс, лучшая вещь – тусовка вокруг ничего».
Григорий Ревзин об ЭКСПО 2020: «страны с проблематичной...
Продолжаем публиковать тексты Григория Ревзина об ЭКСПО 2020. В следующий сюжет попали очень разные павильоны от Белоруссии до Израиля, и даже Сингапур с Бразилией тоже здесь. Особняком стоит Польша: ее автор считает «играющей в первой лиге».
Григорий Ревзин об ЭКСПО 2020: арабские страны
Серия постов Григория Ревзина об ЭКСПО 2020 на fb превратилась в пространный, остроумный и увлекательный рассказ об архитектуре многих павильонов. С разрешения автора публикуем эти тексты, в первом обзоре – выставка как ярмарка для чиновников и павильоны стран арабского мира.
Помпиду наизнанку
Ренцо Пьяно и ГЭС-2 уже сравнивали с Аристотелем Фиораванти и Успенским собором. И правда, она тоже поражает высотой и светлостию, но в конечном счете оказывается самой богатой коллекцией узнаваемых мотивов стартового шедевра Ренцо Пьяно и Ричарда Роджерса, Центра Жоржа Помпиду в Париже. Мотивы вплавлены в сетку шуховских конструкций, покрашенных в белый цвет, и выстраивают диалог между 1910, 1971 и 2021 годом, построенный на не лишенных плакатности отсылок к главному шедевру. Базиликальное пространство бывшей электростанции десакрализуется практически как сам музей согласно концепции Терезы Мавики.
Спасение Саут-стрит глазами Дениз Скотт Браун
Любое радикальное вмешательство в городскую ткань всегда вызывает споры. Джереми Эрик Тененбаум – директор по маркетингу компании VSBA Architects & Planners, писатель, художник, преподаватель, а также куратор выставки Дениз Скотт Браун «Wayward Eye» на Венецианской биеннале – об истории масштабного проекта реконструкции Филадельфии, социальной ответственности архитектора, балансе интересов и праве жителей на свое место в городе.
Победа прагматиков? Хроники уничтожения НИИТИАГа
НИИ теории и истории архитектуры и градостроительства сопротивляется реорганизации уже почти полгода. Сейчас, в августе, институт, похоже, почти погиб. В недавнем письме президенту РФ ученые просят перенести Институт из безразличного к фундаментальной науке Минстроя в ведение Минобрнауки, а дирекция говорит о решимости защищать коллектив до конца. Причем в «обстановке, приближенной к боевой» в институте продолжает идти научная работа: проводят конференции, готовят сборники, пишут статьи и монографии.
Есть ли места на Олимпе? Сексизм и «звездность» в архитектуре
«Есть ли места на Олимпе? Сексизм и «звездность» в архитектуре» Дениз Скотт Браун – это результат личного исследования вопросов авторства, иерархической и гендерной структуры профессии архитектора. Написанная в 1975 году, статья увидела свет лишь в 1989, когда был издан сборник "Architecture: a place for women". С разрешения автора мы публикуем статью, впервые переведенную на русский язык.
ВХУТЕМАС versus БАУХАУС
Дмитрий Хмельницкий о причудах историографии советской архитектуры, о роли ВХУТЕМАСа и БАУХАУСа в формировании советского послевоенного модернизма.
Еще одна история
Рассказ Феликса Новикова о проектировании и строительстве ДК Тракторостроителей в Чебоксарах, не вполне завершенном в девяностые годы. Теперь, когда рядом, в парке построено новое здание кадетского училища, автор предлагает вернуться в идее размещения монументальной композиции на фасадах ДК.
Арки, ворота, окна, проемы, пустоты, дырки
В архитектуре АБ «Остоженка», особенно в крупных комплексах, значительную роль играют арки, организующие пространство и массу: часто большие, многоэтажные. В публикуемой статье Александр Скокан размышляет о роли и смысле масштабных цезур, проемов и арок.
Вавилонская башня культуры?
Реконструкция ГЭС-2 для Фонда V-A-C по замыслу Ренцо Пьяно в центре Москвы – яркий пример глобальной архитектуры, льстящей заказчику, но избежать воздействия сложного контекста этот проект все же не может.
Технологии и материалы
Юбилейный год РЕХАУ
В этом году компания РЕХАУ отметила две знаковые даты – 30 лет с момента открытия первого представительства в Москве и 20 лет со дня запуска завода в поселке Гжель Московской области. За эти годы компания превратилась в одного из ключевых игроков строительного рынка и лидера оконной отрасли России, предлагая продукцию по трем направлениям: оконные технологии и светопрозрачные конструкции, инженерные системы, а также мебельные решения.
​Формула Real Brick
Минеральная плитка ручной формовки белорусского производителя Real Brick выходит на российский рынок как альтернатива европейской. Технология заводского пропила под системы НВФ позволяет экономить до 40% бюджета проекта на логистике и монтаже.
​Вертикаль, линия, сфера: приемы игровых пространств
В современных ЖК и городских парках детская площадка – все чаще полноценный архитектурный объект. На примерах проектов компании «Новые Горизонты» рассматриваем, какие типологии и приемы позволяют проектировать игровые пространства как доминанты, организующие среду и создающие идентичность места.
«Марсианская колония» на ВДНХ
Компания «Шелби», используя концептуальные идеи освоения красной планеты от Айзека Азимова и Илона Маска, спроектировала для ВДНХ необычный плейхаб. «Марсианская колония» разместится рядом с легендарным «Бураном» и будет состоять из нескольких модулей, которые предложат детям игровые сценарии и образы будущего.
Материал как метод
Компания ОРТОСТ-ФАСАД стоит у истоков фасадной индустрии. За 25 лет пройден путь от мокрых фасадов и первого в России НВФ со стеклофибробетоном до уникальных фасадов на подсистеме собственного производства, где выносы СФБ элементов превышают три метра. Разбираемся, какие технологические решения позволяют СФБ конкурировать с традиционными системами и почему выбор единого подрядчика – наилучший вариант для реализации фасадов со сложной архитектурой.
Десять новых кирпичей ModFormat
Удлиненные кирпичи с терракотовыми оттенками и новая коллекция самых узких в России кирпичей – теперь в арсенале архитекторов. О серийном производстве сложных фактур и разработке новых рассказывает исполнительный директор компании КИРИЛЛ Дмитрий Самылин.
Архитектура тишины
Создание акустического комфорта в школе – комплексная задача, выходящая за рамки простого соблюдения норм. Это проектирование самой образовательной среды, где качество звука напрямую влияет на здоровье, концентрацию и успеваемость. Разбираем, как интегрировать эффективные звукоизоляционные и звукопоглощающие решения в конструкции здания, обеспечивая соответствие СП 51.13330.2011.
Моллирование 2.0
Технология моллирования вышла на новый уровень: больше не нужно выбирать между свободой формы и прочностью закалённого стекла. АО «РСК» разработало метод гравитационного моллирования с последующим химическим упрочнением, которое снимает ключевые технические ограничения.
PRO Тепло: утеплитель, который не стареет
Долговечная и пожаробезопасная альтернатива волокнистым и полимерным утеплителям – каменный утеплитель «PRO Тепло» (D200) торговой марки «ГРАС» – легкий газобетонный блок, который создает вокруг здания прочную и долговечную теплозащитную оболочку. Разбираемся в технологии.
Безуглеродный концепт
MVRDV NEXT – исследовательское подразделение бюро – запустило бесплатный онлайн-сервис CarbonSpace для оценки углеродного следа архитектурных проектов.
Универсальная совместимость
Клинкерная плитка азербайджанского производителя Sultan Ceramic для навесных вентфасадов получила техническое свидетельство Минстроя РФ. Материал совместим с распространенными подсистемами НФС и имеет полный пакет документации для прохождения экспертизы. Разбираем характеристики и возможности применения.
Как локализовать производство в России за два года?
Еще два года назад Рокфон (бизнес-подразделение компании РОКВУЛ) – производитель акустических подвесных потолков и стеновых панелей – две трети ассортимента и треть исходных материалов импортировал из Европы. О том, как в рекордный срок удалось локализовать производство, рассказывает Марина Потокер, генеральный директор РОКВУЛ.
Город в цвете
Серый асфальт давно перестал быть единственным решением для городских пространств. На смену ему приходит цветной асфальтобетон – технологичный материал, который архитекторы и дизайнеры все чаще используют как полноценный инструмент в работе со средой. Он позволяет создавать цветное покрытие в массе, обеспечивая долговечность даже к высоким нагрузкам.
Формула изгиба: кирпичная радиальная кладка
Специалисты компании Славдом делятся опытом реализации радиальной кирпичной кладки на фасадах ЖК «Беринг» в Новосибирске, где для воплощения нестандартного фасада применялась НФС Baut.
Напряженный камень
Лондонский Музей дизайна представил конструкцию из преднапряженных каменных блоков.
LVL брус – для реконструкций
Реконструкция объектов культурного наследия и старого фонда упирается в ряд ограничений: от весовых нагрузок на ветхие стены до запрета на изменение фасадов. LVL брус (клееный брус из шпона) предлагает архитекторам и конструкторам эффективное решение. Его высокая прочность при малом весе позволяет заменять перекрытия и стропильные системы, не усиливая фундамент, а монтаж возможен без применения кранов.
Гид архитектора по нормам пожаростойкого остекления
Проектировщики регулярно сталкиваются с замечаниями при согласовании светопрозрачных противопожарных конструкций и затянутыми в связи с этим сроками. RGC предлагает решение этой проблемы – закаленное противопожарное стекло PyroSafe с пределом огнестойкости E60, прошедшее полный цикл испытаний.
Конструктор фасадов
Показываем, как устроены фасады ЖК «Европейский берег» в Новосибирске – масштабном проекте комплексного развития территории на берегу Оби, реализуемом по мастер-плану голландского бюро KCAP. Универсальным приемом для создания индивидуальной архитектуры корпусов в микрорайоне стала система НВФ с АКВАПАНЕЛЬ.
Сейчас на главной
Тонкая настройка
Бюро SUSHKOVA DESIGN создало интерьер цветочной студии в Перми, с тактом и деликатностью подойдя к пространству, чья главная ценность заключалась в обилии света и эффектности старинной кладки. Эти достоинства были бережно сохранены и даже подчеркнуты при помощи точно найденных современных акцентов.
Яркое, народное
Десятый год Wowhaus работают над новогодним украшением ГУМа, «главного», ну или во всяком случае, самого центрального, магазина страны. В этом году темой выбрали Дымковскую игрушку: и, вникнув в историю вопроса, предложили яркое, ярчайшее решение – тема, впрочем, тому прямо способствует.
Кинотрансформация
B.L.U.E. Architecture Studio трансформировало фрагмент исторической застройки города Янчжоу под гостиницу: ее вестибюль устроили в старом кинотеатре.
Вторая ось
Бюро Земля восстановило биологическую структуру лесного загородного участка и спроектировало для него пешеходный маршрут. Подняв «мост» на высоту пяти метров, архитекторы добились нового способа восприятия леса. А в центре расположили домик-кокон.
«Чужие» в городе
Мы попросили у Александра Скокана комментарий по итогам 2025 года – а он прислал целую статью, да еще и посвященную недавно начатому у нас обсуждению «уместности высоток» – а говоря шире, контрастных вкраплений в городскую застройку. Получился текст-вопрос: почему здесь? Почему так?
Подлесок нового капрома
Сообщение по письмам читателей: столовую Дома Пионеров превратили в этакий ресторанчик. Казалось бы, какая мелочь. Обратимая, скорее всего. Но она показывает: капром жив. Не остался в девяностых, а дает новую, модную, молодую поросль.
Правда без кавычек
Редакционный корпус комбината «Правда» отреставрируют, приспособив под дизайн-отель. К началу работ издательство «Кучково поле Музеон» выпустило книгу «Дом Правды. На первой полосе архитектуры» об истории знакового здания и его создателе Пантелеймоне Голосове.
Дмитрий Остроумов: «Говоря языком алхимии, мы участвуем...
Крайне необычный и нетипичный получился разговор с Дмитрием Остроумовым. Почему? Хотя бы потому, что он не только архитектор, специализирующийся на строительстве православных храмов. И не только – а это редкая редкость – сторонник развития современной стилистики в ее, пока все еще крайне консервативной, сфере. Дмитрий Остроумов магистр богословия. Так что, помимо истории и специфики бюро, мы говорим о понятии храма, о каноне и традиции, о живом и о вечном, и даже о Русском Логосе.
Фокус синергии
В Липецке прошел фестиваль «Архимет», продемонстрировавший новый формат сотрудничества архитекторов, производителей металлических конструкций и региональных властей для создания оригинальных фасадных панелей для программы реконструкции местных школ. Рассказываем о фестивале и показываем работы участников, среди которых ASADOV, IND и другие.
Коридор лиминальности
Роман Бердник спроектировал для Смоленского кладбища в Санкт-Петербурге входную группу, которая помогает посетителю настроиться на взаимодействие с пространством памяти и печали. Работа готовилась для кирпичного конкурса, но материал служит отсылкой и к жизнеописанию святой Ксении Петербургской, похороненной здесь же.
Полки с квартирами
При разработке проекта многоквартирного дома на озере Лиси под Тбилиси Architects of Invention вдохновлялись теоретической работой студии SITE и офортом Александра Бродского и Ильи Уткина.
Б – Бенуа
В петербургском Манеже открылась выставка «Все Бенуа – всё Бенуа», которая рассказывает о феномене художественной династии и ее тесной связи с Петербургом. Два основных раздела – зал-лабиринт Александра Бенуа и анфиладу с энциклопедической «Азбукой» архитектор Сергей Падалко дополнил версальской лестницей, хрустальным кабинетом и «криптой». Кураторы же собрали невероятную коллекцию предметов – от египетского саркофага и «Острова мертвых» Бёклина до дипфейка Вацлава Нижинского и «звездного» сарая бюро Меганом.
Вопрос дефиниции
Приглашенным редактором журнала Domus в 2026 станет Ма Яньсун, основатель ведущего китайского бюро MAD. 10 номеров под его руководством будут посвящены поиску нового, релевантного для 2020-х определения для понятия «архитектура».
Образы Италии
Архитектурная мастерская Головин & Шретер подготовила проект реконструкции Инкерманского завода марочных вин. Композиция решена по подобию средневековой итальянской площади, где башня дегустационного зала – это кампанила, производственно-складской комплекс – базилика, а винодельческо-экскурсионный центр – палаццо.
Климатические капризы
В проекте отеля vertex для японской компании Not a Hotel бюро Zaha Hadid Architects учло все климатические условия острова Окинава вплоть до колебания качества воздуха в течение года.
У воды и над лесом
По проекту бюро М4 набережная в городе Заречный Свердловской области раскрыла свой потенциал рекреационного пространства. Каскадная лестница соединила различные зоны территории, а также помогла отрегулировать антропогенную нагрузку на ландшафт. Пикниковые зоны и парковая инфраструктура в свою очередь снизили количество мусора.
Глазурованная статуэтка
В поисках образа для дома у Новодевичьего монастыря архитекторы GAFA обратились к собственному переживанию места: оказалось, что оно ассоциируется со стариной, пленэрами и винтажными артефактами. Две башни будут полностью облицованы объемной глазурованной керамикой – на данный момент других таких зданий в России нет. Затеряться не дадут и метаболические эркеры-ячейки, а также обтекаемые поверхности, парадный «отельный» въезд и лобби с видом на пышный сад.
От МЫСа до Маяка: лучшие проекты Подмосковья
Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области подвел итоги ежегодного конкурса, который в этом году получил обновленный формат. Впервые появился раздел «Реализация», позволяющий оценить не только проектные решения, но и качество их воплощения.
Ход курдонером
Бюро Intercolumnium представило на Градостроительном совете проект жилого комплекса, который заменит БЦ «Акватория» на Выборгской набережной. Эксперты отметили высокое качество работы, но с сомнением отнеслись к трем курдонерам, а также предложили смягчить контраст фасадов, обращенных к набережной и Кантемировскому мосту.
Иван Леонидов в Крыму. 1936–1938. Часть 4
В четвертой статье цикла, посвященного проектам Ивана Леонидова для Южного берега Крыма, рассматриваются курортные отели и парковые павильоны на центральной набережной Ялты и делается попытка их реконструкции на основе сохранившихся материалов.
Стремление к истокам
В интерьере ресторана «Горные пороги» при гостиничном комплексе «Хвоя в горах» в долине реки Катунь архитекторы бюро New Design постарались передать удивительную красоту и мощь природы Алтая, художественно переосмыслив ее наиболее характерные образы.
Измерение Y
Тенденция проектирования жилых башен в Москве не тускнеет, а напротив, за последние 5 лет она как никогда, пожалуй, вошла в силу... Мы и раньше пробовали изучать высотное строительство Москвы, и теперь попробуем. Вашему вниманию – небольшой исторический обзор и опрос практикующих в городе архитекторов.
Горы, рощи и родовые башни
Всесезонный курорт «Армхи» в Республике Ингушетия позиционируется как место для спокойного семейного отдыха и имеет устоявшиеся традиции, связанные с его 100-летней историей и культурой региона. Программа развития, которую подготовил Институт Генплана Москвы, сохраняет индивидуальность курорта и одновременно расширяет его программу, предлагая новые направления туристического досуга. В ближайшем будущем здесь появятся: бальнеологический центр, термальный комплекс, интерактивный музей, экстремальный парк и новые горнолыжные трассы.
Умер Дени Валод
Дени Валод, сооснователь бюро Valode & Pistre, скончался 9 декабря 2025 в возрасте 79 лет после продолжительной болезни.
Тренды выставки «Мебель-2025»: комфорт по-русски
Выставка «Мебель-2025» прошла с 24 по 27 ноября 2025 на новой площадке в МВЦ «Крокус Экспо» и объединила 741 компанию из 8 стран. Экспозиции российских компаний продемонстрировали несколько важных тенденций в сфере общественных и жилых интерьеров.
История с тополями
Архитекторы Ofis перестроили частный дом в люблянском районе Мургл 1960-1980-х годов. Их подход позволил сохранить характерные планировочные решения, целостность и саму ДНК района.
Маленькая страна
Бюро «Мезонпроект» разрабатывает перспективный мастер-план кампуса МИФИ в Обнинске: в ближайшие десять лет анклавная территория площадью около 100 га, в лесу на северном краю города должна превратиться в современный центр развития атомной энергетики. Планируется привлечение иностранных студентов и специалистов, и также развитие территории: как путем реализации «замороженных» планов 1980-х годов на современном уровне, так и развитие новых тенденций – создание общественных пространств, аквапарк, фудкорт, школа и даже центря ядерной медицины. Общественные и спортивные функции планируется сделать доступными для жителей, а также связать кампус с городом.