Гоголь-три

Владимир Березин предложил альтернативный проект переноса памятника Гоголю на бульвар.

Автор текста:
Владимир Березин

mainImg
0 В марте комиссия по монументальному искусству при Мосгордуме поддержала предложение о переносе памятника Гоголю работы скульптора Андреева обратно на бульвар. Архитектор Владимир Березин отреагировал на эту идею альтернативным проектом; публикуем проект и статью автора. 
 
Гоголь 3
Председатель. А давайте Дзержинского снесем! Ну его с Лубянки! … Кто «За»? Кто «Против»? «Воздержался»?... Принято единогласно!
Присутствующие. (Бурные аплодисменты).
Председатель. Нам кажется, что кондиционеры портят облик Москвы. Предлагаем убрать их с фасадов домов. Кто «За»? Кто «Против»? «Воздержался»?... Принято единогласно!
Присутствующие. (Бурные аплодисменты).
Председатель. (в сторону) Что бы еще такое учинить? Точно! (Вслух) Предлагаю убрать старого Гоголя с бульвара, а на его место поставить еще более старого со двора. А? Что вы на это скажете? Кто «За»? Кто «Против»? Может кто «Воздержался»?... Принято!
Присутствующие. (Бурные аплодисменты).
***

Здесь я не собираюсь осуждать тех, кто принимает решение. К тому же, строго говоря, решение еще не принято. Так, есть разговоры, но что из этого всего выйдет пока не известно. Известно лишь то, что рокировка Гоголями вполне возможна. Хорошо ли это? Плохо? Давайте просто разберем три возможных варианта развития событий. Сразу, для краткости дальнейшего изложения, определимся с «условными обозначениями». Гоголь №1 – памятник Н.В. Гоголю, созданный к столетию со дня рождения писателя в 1909 году  (скульптор Н. Андреев, архитектор Ф. Шехтель). Гоголь №2 – памятник 1952 года работы скульптора Н. Томского (поставленный в честь столетия смерти Гоголя).

Вариант 1
Ничего не происходит. Идея переноса памятника услышана и благополучно проигнорирована. Гоголи стоят на своих местах. От этого никому ни жарко, ни холодно (только может господину Председателю). К №1 уже привыкли в уютном дворе у дома, где жил великий русский писатель, а №2 прочно застолбил себе место на Гоголевском бульваре. Данный исход событий таит в себе наименьшее количество подводных камней, а именно – нуль.

Вариант 2
Рокировка состоялась. Шах и мат. Вот тут-то наш корабль и налетел на риф. Сразу скажу, что Вариант 2 считаю самым наихудшим из всех. Итак, представим, что Гоголь №1 вернулся на свое законное место. Первое, что делать со вторым? Ставить его на место первого – глупо, не тот масштаб, не та атмосфера. Куда его девать? Поставить вместе с Феликсом Дзержинским на задниках у ЦДХ? А между тем, что это за миф такой, что «печальный» Гоголь лучше «радужного»? Кто это сказал? Никто не спорит об эстетической ценности Гоголя №1, но, товарищи, Гоголь Томского не хуже. Да, он другой. Но быть другим, не значит быть хуже. Эти памятники – антиподы: один сидит, второй – стоит; один хмурый, другой улыбается; один интроверт, другой экстраверт; один камерный, другой – градостроительный (монументальный). Вот на последнем отличии двух Гоголей остановимся поподробнее, потому что именно из него и вытекает второй большой вопрос. 

Дело в том, что Гоголь №1 – при всех своих бесспорных плюсах – памятник камерный. Более того – это не «круглая» скульптура, а скульптура в 180 градусов – именно на такой сектор круга рассчитаны ее эстетические качества. Да, каждый градус этого полукруга «фасадной» части памятника – гениален. Но, извините, что сзади? Там ничего, глыба камня, что-то бесформенное. Сейчас, когда он мирно сидит у своего дома-музея, все его минусы просто-напросто не видны. Да, ты можешь обойти памятник кругом, но все же основное действо разворачивается в заветных 180 градусах.

А теперь мысленно перенесем его на бульвар. Градостроительный конфуз – не больше, ни меньше. Маленький, камерный Гоголь теряется в масштабе Арбатской площади. Где он? Ау? Люди по Гоголевскому бульвару идут черт знает к чему – к какой-то глыбе на постаменте великого Шехтеля. Нарушено все – и среда, и масштабность, и композиция. Сделав так, мы просто «убьем» произведение искусства Н. Андреева окружающей средой (причем не физически, как об этом сейчас беспокоятся эксперты, а эстетически). Оказывается, господин Председатель, памятники – это не шашки, чтобы их так легко двигать по городу. Здесь намного все сложнее.

В этом смысле Гоголь №2 – гениален. Он, может и уступает первому по качеству самой скульптуры, по идее и композиции, но по архитектурно-градостроительным качествам он на голову опережает предшественника. Начнем с того, что при И.В. Сталине умели работать, и работали далеко не дураки. Чувство места, пропорций, видовых точек, сомасштабности – было на высшем уровне. Гоголь №2, несмотря на все упреки, намного более гармоничен в изголовье бульвара, чем первый. Его поза, масштаб (как самой скульптуры, так и постамента) – всё как нельзя лучше сочетается с контекстом. А надпись на постаменте «Великому русскому художнику слова Николаю Васильевичу Гоголю от правительства Советского Союза»! Ведь это исторический документ (и, кстати, даже здесь два памятника остаются антиподами – сравните с лаконичной «Гоголь» на первом).

Итак, подводя итог, идея «восстановления исторической справедливости» так же абсурдна, как и восстановление клона Храма Христа Спасителя. Время изменилось, среда уже не та, масштаб стал другим. Оставим все как есть. Или нет?

Вариант 3
zooming
Вид Гоголя №1 сзади. Фотография 1910-х годов / www.school.edu.ru
zooming
Альтернативный проект «Гоголь 3» © Владимир Березин

Каждая проблема таит в себе решение. Если второй вариант мы можем рассматривать со знаком «-», а первый, как «=» или «0», то логично предположить, что вариант 3 – это «+», выход из сложившейся ситуации. Вариант 3 – это возможность сделать нечто большее, шагнуть дальше, переосмыслить Гоголя. Без варианта 3 другие не имеют смысла: и инициатива и затраченная энергия людей, ходатайствующих за перенос памятника, если сбудется вариант 1; и просто уничтожение обоих памятников при варианте 2. Вариант 3 – есть, с одной стороны, объединение двух других, а, с другой, нечто большее. Без лишних слов перейдем сразу к делу.

Предлагаю оставить Гоголя №2 на своем месте, а за ним (спиной к спине) расположить Гоголя №1, аккурат по оси бульвара. Между памятниками устанавливается декоративная стена (предположительно из нержавеющей стали). Всё!
Альтернативный проект «Гоголь 3» © Владимир Березин
Альтернативный проект «Гоголь 3» © Владимир Березин

Конечно, Председатель и компания будут против и даже возмущены, но позвольте сказать пару слов в свою защиту. В начале, выскажу чисто архитектурно-градостроительные соображения, потом перейду к вопросам философского и этического толка. 
  1. Получившийся «памятник» станет еще более сомасштабен месту. Теперь это многомерная инсталляция, – впредь буду называть вариант 3 инсталляцией – одинаково ориентированная как на город, так и на бульвар. Гоголь №2, как и раньше «ухмыляется» в сторону Арбатской площади. Как было сказано выше, он превосходно вписан в среду. Декоративная стена за ним только придает ему значимости и выделяет на фоне густой растительности бульвара. Гоголь №1 снова на своем историческом месте (!), только повернулся на 180 градусов (тут в голову приходит знаменитый миф о повороте в гробу) в сторону бульвара своей «лучшей» стороной. Декоративная стена не только скрывает неприглядную заднюю часть №1, но и так же «ограждает» камерность памятника от агрессивной городской среды. Все встало на свои места: «пафосный» Гоголь №2 обращен к пафосному городу, а «тихий» Гоголь №1 к тихому бульвару. 
     
  2. Данная инсталляция переосмысливает две вещи: а) подход к решению памятников; б) подход к решению бульваров. Классический бульвар – это пешеходная дорога, обрамленная с двух сторон деревьями, ведущая от условного пункта А к условному пункту Б. Обычно важность этих пунктов подчеркивается памятником. Только вот почти всегда человек идет от спины одного памятника к спине другого памятника. Он не понимает к кому идет, всю дорогу видя только заднюю часть скульптуры. Тимирязев ли это? Шухов? Гоголь? Одним словом – «Мужик в пиджаке». Гоголевский, Тверской, Сретенский, Страстной и др. бульвары только в одной Москве устроены выше описанным способом. В нашем же случае, люди идут по Гоголевскому бульвару к Гоголю, видя его в лицо на протяжении всего пути (около 400 метров от поворота бульвара).
     
  3. Тут возникает уместный вопрос: «А этично ли это? Так поступать с памятником великому русскому писателю!». Отвечаю: данная инсталляция корректно и по возможности точно и полно отражает дух Н.В. Гоголя. С любым другим писателем такое решение было бы просто идиотским и неуместным. К Тургеневу такое не подойдет. А вот с Гоголем – совсем другое дело. Что такое Гоголь? Это метафизик и мистик, при этом лирик и сатирик. Человек, наделенный превосходным чувством юмора и не менее тонким чувством сострадания. Патриот. Он уникален. В нем сочеталось несочетаемое, и именно из этого раздвоения, раскола личности он черпал свои образы. Гоголь абсурден, но его абсурд, доведенный до крайней точки, рождает смысл. Как ни странно, но при существующем положении оба памятника находятся слишком далеко друг от друга. Сейчас, их расположение просто абсурдно. Но при их постепенном сближении заряд энергии начинает повышаться, как при сближении электрических катодов и анодов. Наконец, градус абсурдности достигает своего апогея при их соединении, и абсурд  обращается в смысл, в своеобразное дада. Гоголь 3 – это метафизический памятник Гоголю, существующий только в нашем воображении, возможный только при наличии двух других. Поодиночке №1 и №2 есть «недостаточные» половины друг другу, антиподы, спорящие, кто же из них лучший. Гоголь 3 объединяет противоположности, их плюсы и минусы. Понятия «лучше» или «хуже» больше не существует. Спор погашен, консенсус найден.
PS
Председатель. Так с этим все понятно… Только вот… Как бы сказать… Что делать со сквером у дома-музея? Фонтан что ли на место памятника поставить? 
Присутствующие. (Немая сцена).
***
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.

19 Июня 2014

Автор текста:

Владимир Березин
Похожие статьи
Пользы не сулит, но выглядит безвредно
Мы попросили Марию Элькину, одного из авторов обнародованного в августе 2020 года письма с критикой законопроекта об архитектурной деятельности, прокомментировать новую критику текста закона, вынесенного на обсуждение 19 января. Вывод – законопроект безвреден, но архитектуру надо выводить из 44 и 223 ФЗ.
Буян и суд
Новость об отмене парка Тучков буян уже неделю занимает умы петербуржцев. В отсутствие каких-либо серьезных подробностей, мы поговорили о ситуации с архитекторами парка и судебного квартала: Никитой Явейном и Евгением Герасимовым.
Григорий Ревзин об ЭКСПО 2020: Европа и отказ от формы
Рассматривая тематические павильоны и павильоны европейских стран, Григорий Ревзин приходит к выводу, что «передовые страны показывают, что архитектура это вчерашний день», главная тенденция состоит в отсутствии формы: «произведение это процесс, лучшая вещь – тусовка вокруг ничего».
Григорий Ревзин об ЭКСПО 2020: «страны с проблематичной...
Продолжаем публиковать тексты Григория Ревзина об ЭКСПО 2020. В следующий сюжет попали очень разные павильоны от Белоруссии до Израиля, и даже Сингапур с Бразилией тоже здесь. Особняком стоит Польша: ее автор считает «играющей в первой лиге».
Григорий Ревзин об ЭКСПО 2020: арабские страны
Серия постов Григория Ревзина об ЭКСПО 2020 на fb превратилась в пространный, остроумный и увлекательный рассказ об архитектуре многих павильонов. С разрешения автора публикуем эти тексты, в первом обзоре – выставка как ярмарка для чиновников и павильоны стран арабского мира.
Помпиду наизнанку
Ренцо Пьяно и ГЭС-2 уже сравнивали с Аристотелем Фиораванти и Успенским собором. И правда, она тоже поражает высотой и светлостию, но в конечном счете оказывается самой богатой коллекцией узнаваемых мотивов стартового шедевра Ренцо Пьяно и Ричарда Роджерса, Центра Жоржа Помпиду в Париже. Мотивы вплавлены в сетку шуховских конструкций, покрашенных в белый цвет, и выстраивают диалог между 1910, 1971 и 2021 годом, построенный на не лишенных плакатности отсылок к главному шедевру. Базиликальное пространство бывшей электростанции десакрализуется практически как сам музей согласно концепции Терезы Мавики.
Спасение Саут-стрит глазами Дениз Скотт Браун
Любое радикальное вмешательство в городскую ткань всегда вызывает споры. Джереми Эрик Тененбаум – директор по маркетингу компании VSBA Architects & Planners, писатель, художник, преподаватель, а также куратор выставки Дениз Скотт Браун «Wayward Eye» на Венецианской биеннале – об истории масштабного проекта реконструкции Филадельфии, социальной ответственности архитектора, балансе интересов и праве жителей на свое место в городе.
Победа прагматиков? Хроники уничтожения НИИТИАГа
НИИ теории и истории архитектуры и градостроительства сопротивляется реорганизации уже почти полгода. Сейчас, в августе, институт, похоже, почти погиб. В недавнем письме президенту РФ ученые просят перенести Институт из безразличного к фундаментальной науке Минстроя в ведение Минобрнауки, а дирекция говорит о решимости защищать коллектив до конца. Причем в «обстановке, приближенной к боевой» в институте продолжает идти научная работа: проводят конференции, готовят сборники, пишут статьи и монографии.
Есть ли места на Олимпе? Сексизм и «звездность» в архитектуре
«Есть ли места на Олимпе? Сексизм и «звездность» в архитектуре» Дениз Скотт Браун – это результат личного исследования вопросов авторства, иерархической и гендерной структуры профессии архитектора. Написанная в 1975 году, статья увидела свет лишь в 1989, когда был издан сборник "Architecture: a place for women". С разрешения автора мы публикуем статью, впервые переведенную на русский язык.
ВХУТЕМАС versus БАУХАУС
Дмитрий Хмельницкий о причудах историографии советской архитектуры, о роли ВХУТЕМАСа и БАУХАУСа в формировании советского послевоенного модернизма.
Еще одна история
Рассказ Феликса Новикова о проектировании и строительстве ДК Тракторостроителей в Чебоксарах, не вполне завершенном в девяностые годы. Теперь, когда рядом, в парке построено новое здание кадетского училища, автор предлагает вернуться в идее размещения монументальной композиции на фасадах ДК.
Арки, ворота, окна, проемы, пустоты, дырки
В архитектуре АБ «Остоженка», особенно в крупных комплексах, значительную роль играют арки, организующие пространство и массу: часто большие, многоэтажные. В публикуемой статье Александр Скокан размышляет о роли и смысле масштабных цезур, проемов и арок.
Вавилонская башня культуры?
Реконструкция ГЭС-2 для Фонда V-A-C по замыслу Ренцо Пьяно в центре Москвы – яркий пример глобальной архитектуры, льстящей заказчику, но избежать воздействия сложного контекста этот проект все же не может.
WAF 2019: в ожидании финала
Говорим c авторами проектов, вышедших в финал премии WAF: об их взгляде на фестиваль, о проектах и вероятных способах презентации.
Пять вредных вопросов
Интернет-издание Fast Company попыталось выяснить, какие вопросы лучше не задавать самому себе, чтобы не растерять свой творческий потенциал. К разговору о проблеме подключились специалисты, которые исследуют творчество или работу мозга.
Технологии и материалы
Решения Hilti для светопрозрачных конструкций
Чтобы остекление было не только красивым, но надёжным и безопасным, изначально необходимо выбрать витражную систему, подходящую для конкретного объекта. В зависимости от задач, стоящих перед архитекторами и конструкторами, Hilti предлагает ряд решений и технологий, упрощающих работу по монтажу светопрозрачных конструкций и обеспечивающих надежность, долговечность и безопасность узлов их крепления и примыкания к железобетонному каркасу здания.
Квартира «в стиле Дружко»
Дизайнер Александр Мершиев о ремонте для телеведущего Сергея Дружко и возможностях преобразования пространства при помощи красок Sikkens.
Потолки для мультизадачных решений
Многообразие функциональных потолочных решений Knauf Ceiling Solutions позволяет комплексно решать максимально широкий спектр задач при создании комфортных, эстетически и стилистически гармоничных интерьеров.
Внутри и снаружи:
архитектурные решения КНАУФ АКВАПАНЕЛЬ®...
Системы КНАУФ АКВАПАНЕЛЬ®, включающие цементную плиту, обладают достоинствами, которые проявляют себя как в процессе монтажа, так и при отделке, и в эксплуатации. Они хорошо подходят для нетиповых решений. Вашему вниманию – подборка жилых комплексов с разнообразными примерами использования данной технологии.
Во всем мире: опыт использования систем КНАУФ АКВАПАНЕЛЬ®...
Разработанная компанией КНАУФ технология АКВАПАНЕЛЬ® отвечает высоким требованиям к надежности отделочных решений, причем как в интерьере, так и на фасадах. В обзоре – о том, как данная технология применяется за рубежом на примере известных – общественных и жилых – зданий.
Шесть общественных комплексов, реализованных с применением...
Технологии КНАУФ АКВАПАНЕЛЬ® давно завоевали признание в отечественной строительной отрасли. Особенно в области общественных зданий, к которым предъявляются особые требования по безопасности, огнестойкости, вандалоустойчивости. При этом, технологии «сухого строительства» значительно сокращают монтажные работы.
Лахта Центр: вызовы и ответы самого северного небоскреба...
Не так давно, в 2021 году, в Петербурге были озвучены планы строительства, в дополнение к Лахта Центру, двух новых небоскребов. В тот момент мы подумали, что это неплохой повод вспомнить историю первой башни и хотя бы отчасти разобраться в технических тонкостях и подходах, связанных с ее проектированием и реализацией. Результатом стал разговор с Филиппом Никандровым, главным архитектором компании «Горпроект», который рассказал об архитектурной концепции и о приоритетах, которых придерживались проектировщики реализованного комплекса.
На заводе «Грани Таганая» открылась вторая производственная...
В конце 2021 года была открыта вторая производственная линия завода «Грани Таганая». Современное европейское оборудование позволяет дополнить коллекции FEERIA и «GRESSE» плиткой крупных форматов и производить 7 млн. квадратных метров керамогранита в год.
Duravit для Сколково
В новом городе, рассчитанном на инновации, и сантехника современная и качественная. От компании Duravit.
Куда дальше? В Ираке появился объект с российским...
Много стекла, света, белые тона в наружной отделке, интересные геометрические детали в оформлении фасадов – фирменный стиль Lalav Group графичный и минималистичный. Он отсылает к архитектуре современных мегаполисов, хотя жилой комплекс Wavey Avenue расположен всего в нескольких километрах от древней цитадели.
Изящная длина
Ригельный кирпич благодаря необычному формату завоевывает популярность и держится в трендах уже несколько лет. Рассказываем, когда уместно использовать этот материал, и каких эффектов он позволяет добиться.
Пятерка по химии
Компания «Новые Горизонты» разработала и построила в Семеновском сквере Москвы игровой комплекс «Атомы». Авторская площадка мотивирует детей к общению и активности, а также служит доминантой всего сквера.
Punto Design: как мы создаем мебель для общественных пространств...
Наши изделия разрабатываются совместно с ведущими мировыми дизайнерами и архитекторами – профессионалами со всего мира: студиями «Karim Rashid», «Pastina», «Gibillero Design», «Studio Mattias Stendberg», «Arturo Erbsman Studio», Мишелем Пена и другими.
Сейчас на главной
Искусство в стекле
Многофункциональный центр «Боржиславка» пражское бюро Aulík Fišer architekti точно вписало в сложный рельеф участка. Многочисленные объекты современного паблик-арта стали неотъемлемой частью архитектурного решения.
Вибрация Флоренции
Итальянское Lino bistro расположилось в престижном районе Москвы, а бюро ARCHPOINT постралось сделать пространство расслабленным и приглашающим: здесь приятно встретиться за кофе и поужинать в торжественной, но не слишком, обстановке.
Проявление ступеней
Проект 9-этажного дома комфорт-класса на окраине Воронежа проявляет привычный прием двухярусной сетки фасада в объеме: так у части квартир появляются открытые террасы, а силуэт приобретает некоторую асимметричную зиккуратистость.
Градсовет Петербурга 25.05.2022
Градсовет рассмотрел дом от Евгения Герасимова на Петроградской стороне и жилой квартал на Пулковском шоссе от Сергея Орешкина. Обе работы получили поддержку экспертов, но прозвучало мнение о проблемах с масштабом и разнообразием в новой застройке.
Незаживающая рана
Проект «памятника последнему геноциду» Георгия Федулова занял 3 место на международном конкурсе. Памятник, ради которого проводился конкурс, планируется установить в канадском городе Брамптоне.
Олег Манов: «Середины нет, ее нужно постоянно доказывать...
Олег Манов рассказывает о превращении бюро FUTURA-ARCHITECTS из молодого в зрелое: через верность идее создавать новое и непохожее, околоархитектурную деятельность, внимание к рисунку, макетам и исследование взаимоотношений нового объекта с его окружением.
Уголок в лесу
В проекте загородного дома RoomDesignBuro использует несколько нестандартных решений: каркасную систему на фанерных коннекторах, угловой план, мягкую кровлю и магнезиевое покрытие полов.
Народный театр XXI века
На Тайване завершено строительство Тайбэйского центра исполнительских искусств по проекту OMA. Здание рассчитано на смелые эксперименты и иную, чем обычно, социальную позицию театра.
Выше супремума
Максим Кашин разместил в своей мастерской пространственную инсталляцию, посвященную супрематизму, но на него не похожую – авторы исследуют границы и возможности направления, декларированного Малевичем. Свой супрематизм они называют новым.
Энергия искусства вместо электричества
В Ташкенте представлен проект реновации здания электростанции, где располагается Центр современного искусства, а также проекты арт-резиденций в Старом городе. Автором выступило французское бюро Studio KO.
Юлия Тряскина: «В современном общественном интерьере...
Новая премия общественных интерьеров IPI Award рассматривает проекты с точки зрения передовых тенденций современного мира и шире – сверхзадачи, поставленной и реализованной заказчиком и архитектором. Говорим с инициатором премии: о специфике оценки, приоритетах, страхах и надеждах.
Что вы хотите знать об архбетоне?
– теперь можно спросить.

Запускаем проект, посвященный архитектурному бетону, и предлагаем архитекторам, которые работают с этим актуальным материалом, так же как и тем, кто собирается начать, задать свои вопросы производителям.
Несущий свет
Новый ландшафтный объект красноярского бюро АДМ – решетчатый «забор» на склоне Енисея, в противовес названию совершенно проницаем и открывает путь к террасе над рекой. Форма его узнаваемо-современна.
Кино как поиск
В ГЭС-2 на презентации 99 номера «Проекта Россия» показали фильм – «архитектурное высказывание» бюро Мегабудка. Говорят, первый такого рода опыт в нашем контексте: то ли часть заявленного архитекторами поиска «русского стиля», то ли завершающий штрих исследования.
Расскажи мне про Австралию
Способны ли волнистые линии на белом фоне перенести клиентов московского кафе на побережье Австралии? Напомнить о просторе, морском воздухе, волнах? На этот вопрос попытались ответить в своем проекте авторы интерьера кафе WaterFront.
Стандарты по школам
Москомархитектура представила новые рекомендации проектирования объектов образования и инженерной инфраструктуры.
Прохлада в степи
Многоуровневая вилла в Ростовской области, отвечающая аскетичному природному окружению чистыми формами, слепящим белым и зеркалом воды.
Войти в матрицу
Девять отсутствующих колонн, форму которых создает лишь обвивший их плющ из кортеновской стали, дизайнер и художник Ху Цюаньчунь собрал в плотный кластер, противостоящий индустриализации окружающих территорий.
Сосновый дзен
Загородный дом от бюро «Хвоя» с характерным лиризмом и чертами японской традиционной архитектуры, построенный меж сосен Карельского перешейка.
Любовь и мир
В Доме МСХ на Кузнецком мосту открылась выставка Василия Бубнова. Он известен как автор нескольких монументальных композиций в московском метро, Артеке и Одессе, но в последние 30 лет работал в основном как очень плодовитый станковист.
Бетон, дерево и кофе
Замысел нового кофе-плейса, спрятанного в глубине дворов на Мясницкой, родился в городе Орле и отчасти реализован орловскими мастерами по дереву. Кофейня YCP совмещает минимализм подхода с натуральными материалами: дубовой мебелью и бетонными потолками.
Пресса: Неотвратимость счастья
Григорий Ревзин о том, как Сен-Симон назначил утопию государственным долгом. Сен-Симон относится к ограниченному числу подлинных пророков веры в социализм, что вселяет известную робость любому, кто собирается о нем писать,— в него инвестировано слишком много надежд, светлых мыслей и желаний.
Кирпичный супрематизм
Арт-центр TIC создавался как символ и важный общественный центр гигантского, динамично развивающегося промышленного района на окраине городского округа Фошань.
Винный дом
Счастливая история возрождения заброшенного особняка в качестве ресторана с энотекой и новой достопримечательности Воронежа.
Каспийские дары
Рыбное бистро и лавка в центре Махачкалы по проекту Studio SHOO: яркие росписи, морские канаты для зонирования и вид на город.