25.02.2014

Музей на стрелке

За Балтийским вокзалом в Санкт-Петербурге «Студия 44» спроектировала новый комплекс Центрального музея Октябрьской железной дороги.

информация:

  • архитектор:

    Никита Явейн

    Nikita Yavein
  • мастерская:
  • где:
    Россия. Санкт-Петербург
  • проекты:
    Центральный музей Октябрьской железной дороги / Никита Явейн / Студия 44
    где:
    Россия. Санкт-Петербург, Библиотечный пер. 4, корпус 2, строение 1
    авторский коллектив:
    Авторы проекта:
    Архитекторы: Н. И. Явейн, П. А. Шлихтер, В. А. Романцев, Н. А. Гончарова, Д. Ю. Кожин, при участии А. П. Яр-Скрябина, М. К. Горячкиной, Е. В. Кобозевой
    Конструкторы: Д. П. Кресов, В. М. Иоффе, Е. В. Силантьева, Н. А. Кудряшова, И. Б. Шустова, А. С. Денисов, М. В. Савченко, С. С. Богданов, А. Ю. Короваев, Д. Ю. Ярошевский, А. С. Кривошеина
    Визуализация: А. А. Патрикеев
    ГИП: Л. В. Герштейн, М. А. Рогожкина
    Дизайн музейной экспозиции: А. Лапко
    заказчики, смежники:
    Заказчик: ЗАО «ЭталонПроект»
    Генеральный подрядчик: ООО «Строймонтажкомплект»​

Центральный музей Октябрьской железной дороги © Студия 44
Центральный музей Октябрьской железной дороги © Студия 44открыть большое изображение
Музей Октябрьской железной дороги существует в Санкт-Петербурге с 1978 года, расположен он на наб. Обводного канала, 114. После закрытия Варшавского вокзала в 2001 году самые габаритные экспонаты – более ста паровозов, локомотивов и вагонов со станции Шушары (Пушкинский район Санкт-Петербурга) были перевезены ближе к существующему зданию музея, а именно на пути бывшего вокзала. Но у города появились другие планы на занимаемую ими территорию. Здесь планируется построить жилой микрорайон, так что обширному семейству паровозов потребовался новый дом. Для создания его проекта и была приглашена «Студия 44».

Поскольку для полноценного существования коллекции этого музея по определению необходимо железнодорожное полотно, у Санкт-Петербурга было не так уж много вариантов его нового расположения. Рассматривались несколько станций в центральной части города, но в итоге выбор вновь пал на вокзал – на этот раз Балтийский. Преимущества такого решения очевидны: расположение более чем удобное, тематическое соответствие – на 100 процентов, наличие свободных площадей – в изобилии. Речь идет о более чем 5 га за Балтийским вокзалом, где сейчас находятся бывшее локомотивное депо, трансформаторная подстанция и целая сеть подъездных и тупиковых путей. ТП и депо планируется реконструировать, а существующее полотно немного «проредить», музеефицировать и вновь использовать как «витрину» под открытым небом. Также путевое хозяйство, как обычно говорят сами железнодорожники, в дальнейшем будет использоваться для движения ретро-поездов. Впрочем, обо всем по порядку. 
Центральный музей Октябрьской железной дороги © Студия 44
Центральный музей Октябрьской железной дороги © Студия 44открыть большое изображение

Как поясняет Никита Явейн, формально депо памятником не является, и сохранять его архитекторы были не обязаны. Но для железнодорожного музея трудно придумать более аутентический объем, поэтому у «Студии 44» ни на минуту не возникло сомнений в том, что депо нужно сохранить. Более того, именно это здание предопределило композиционное решение всего комплекса: его классический для такого рода сооружений план в виде подковы лег в основу и нового выставочного комплекса. Фактически архитекторы клонируют существующий объем, увеличивают его примерно 2.5 раза и одевают в подчеркнуто современную оболочку.

Новое здание состоит из трех частей – центрального ядра с радиальной планировочной структурой и двух боковых крыльев. Радиальная структура возникает неслучайно – ядро содержит поворотный круг для демонстрации локомотивов, и уже на этот «шарнир» крепятся боковые крылья здания. Интересно, что последние не параллельны друг другу, а поставлены под углом около 5 градусов, из-за чего полукруглая кровля над центральной частью здания приобретает элегантный крен – так широкополую шляпу в солнечный день обычно слегка надвигают на глаза. «Выбранный нам угол сдвижки равен стандартному углу железнодорожной стрелки, – рассказывает Явейн. – Он позволит улучшить обзор габаритных экспонатов, расставить объекты под углом друг к другу и тем самым избежать утомляющей посетителя монотонной симметрии». 
Центральный музей Октябрьской железной дороги © Студия 44
Центральный музей Октябрьской железной дороги © Студия 44открыть большое изображение

Как уже говорилось, напоминая историческое депо по структуре и форме, новое музейное здание существенно отличается от своего предшественника по архитектуре. От сплошной каменной облицовки депо здесь остаются лишь брутальные каменные пилоны, пространство между которыми полностью остеклено. Сквозь гигантские витражи с улицы отчетливо виден поворотный круг и идущий от него веер путей с установленными на них экспонатами, а также развитая система металлических ферм, недвусмысленно напоминающих о вокзальных дебаркадерах. При этом пространство между двумя крыльями нового здания архитекторы не перекрывают – здесь решено устроить макет исторической железнодорожной станции. «Нам кажется, что станция в натуральную величину, включенная в состав музея, – это очень важная составляющая проекта, – говорит Никита Явейн. – Она раздвигает границы традиционного учреждения культуры, связывая стационарную экспозиционную часть с действующей инфраструктурой железной дороги». 
Центральный музей Октябрьской железной дороги © Студия 44
Центральный музей Октябрьской железной дороги © Студия 44открыть большое изображение
Центральный музей Октябрьской железной дороги © “Студия 44”
Центральный музей Октябрьской железной дороги © “Студия 44”открыть большое изображение

Всего в новом здании и во внутреннем дворе планируется разместить порядка 62 экспонатов подвижного состава, тогда как реставрируемое депо вместит всего 11 старинных вагонов и локомотивов коллекции музея. Вход в музей будет осуществляться именно через историческое здание, поэтому в бывшем депо также появятся вестибюльная группа, кафе и сувенирный магазин, а также несколько выставочных залов, которые могут работать независимо от основной экспозиции. Между собой старое и новое здания предполагается соединить переходами по первому и второму уровням, что даст посетителям возможность познакомиться как со всей коллекцией музея, так и с ее избранными разделами. Так, со второго уровня депо, из одного его крыла в другое можно будет попасть по подвесному мосту, а в новое здание перейти по крытой галерее. Еще одна обходная галерея ждет посетителей в самом новом корпусе – по всему его внутреннему периметру архитекторы прокладывают т.н. смотровой маршрут, откуда будет открываться впечатляющий вид на расположенные в уровне земли крупные экспонаты. 

Тот факт, что музей переезжает за Балтийский вокзал, совсем не означает, что он вновь будет существовать на задворках города. Наоборот, эта территория сегодня динамично развивается: сразу несколько крупных промышленных зон, расположенных здесь, переживают этап комплексной реновации. Так что развивающий тему преемственности исторических приемов железнодорожной архитектуры и их современного прочтения, ансамбль из двух музейных зданий не только позволит сохранить дух места, но и станет новым «культурным якорем» формирующегося общественно-делового центра общегородского значения.
Центральный музей Октябрьской железной дороги © Студия 44
Центральный музей Октябрьской железной дороги © Студия 44открыть большое изображение
Центральный музей Октябрьской железной дороги © Студия 44
Центральный музей Октябрьской железной дороги © Студия 44открыть большое изображение
Центральный музей Октябрьской железной дороги © Студия 44
Центральный музей Октябрьской железной дороги © Студия 44открыть большое изображение

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Владимир Биндеман
  • Дмитрий Васильев
  • Олег Шапиро
  • Никита Токарев
  • Владимир Плоткин
  • Евгений Герасимов
  • Андрей Асадов
  • Арсений Леонович
  • Алексей Курков
  • Павел Андреев
  • Александр Асадов
  • Даниил Лоренц
  • Александр Попов
  • Анатолий Столярчук
  • Михаил Канунников
  • Магда Чихонь
  • Юлия Тряскина
  • Александра Кузьмина
  • Антон Лукомский
  • Роман Леонидов
  • Сергей Сенкевич
  • Тотан Кузембаев
  • Илья Машков
  • Сергей Переслегин
  • Антон Ладыгин
  • Валерий Лукомский
  • Иван Кожин
  • Вера Бутко
  • Александр Скокан
  • Антон Яр-Скрябин
  • Магда Кмита
  • Андрей Романов
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Александр Бровкин
  • Николай Переслегин
  • Георгий Трофимов
  • Олег Мединский
  • Никита Бирюков
  • Андрей Гнездилов
  • Шимон Матковски
  • Юлий Борисов
  • Антон Надточий
  • Зураб Басария
  • Карен Сапричян
  • Дмитрий Селивохин
  • Алексей Гинзбург
  • Валерия Преображенская
  • Екатерина Кузнецова
  • Игорь Шварцман
  • Станислав Белых
  • Константин Ходнев
  • Левон Айрапетов
  • Наталия Шилова
  • Антон Барклянский
  • Владимир Ковалёв
  • Николай Миловидов
  • Илья Уткин
  • Лукаш Качмарчик
  • Наталья Сидорова
  • Сергей  Орешкин
  • Сергей Труханов
  • Сергей Скуратов
  • Сергей Кузнецов
  • Дмитрий Ликин
  • Никита Явейн
  • Петр Фонфара
  • Антон Бондаренко
  • Полина Воеводина
  • Екатерина Грень
  • Всеволод Медведев
  • Олег Карлсон
  • Сергей Чобан

Постройки и проекты (новые записи):

  • Реставрация и приспособление под современные функции объекта культурного наследия регионального значения «Апраксин двор с Мариинским рынком (Б.Щукиным двором)»
  • Аэропорт в Перми
  • Интерьеры общественных зон терминала международного аэропорта «Большое Савино» в Перми
  • Апраксин двор (XVIII-XIX вв.), Санкт-Петербург
  • Дом для двух художников
  • Кибитка. Проект фестиваля «Архстояние 2017»
  • Административно-деловое здание в Мясницком проезде
  • AYB School в Ереване
  • Развитие территории курорта Paradise waters

Технологии:

14.06.2018

Михаил Мотяев: «Наша задача – надежное крепление оболочки»

Компания U-kon отметила в нынешнем апреле свое 20-летие. О том, как появилась, какие этапы в своем развитии прошла за эти годы компания, чем гордится и куда обирается двигаться дальше, рассказывает ее владелец и руководитель Михаил Мотяев.
«Юкон Инжиниринг»
09.06.2018

Олег Карлсон: «Для меня это миссия»

Архитектор, спроектировавший множество вилл, индивидуальных домов и усадеб – об опыте сотрудничества со строительной компанией.
Good Wood
08.06.2018

Компания Славдом приняла участие в реконструкции стадиона «Лужники» в Москве

Размер поля Лужников более 7000 м.кв., а компании Славдом поставила для реконструкции объекта 100000 м.кв. каменной ваты PAROC, которая использовалась для теплоизоляции, звукоизоляции и огнезащиты несущих конструкций здания.
Компания Славдом
24.05.2018

Бетон: сверхпрочный, сверхводостойкий и «зелёный»

Английские учёные смогли улучшить свойства бетона с помощью графена.
18.05.2018

ALT F50. Ловец света и тепла

Профильная система ALT F50 от Группы компаний «АЛЮТЕХ» предназначена для изготовления светопрозрачных и энергоэффективных конструкций любого типа – от зимнего сада до высотных зданий.
АЛЮТЕХ
другие статьи