25.02.2014

Музей на стрелке

За Балтийским вокзалом в Санкт-Петербурге «Студия 44» спроектировала новый комплекс Центрального музея Октябрьской железной дороги.

информация:

Центральный музей Октябрьской железной дороги © “Студия 44”
Центральный музей Октябрьской железной дороги © “Студия 44”открыть большое изображение
Музей Октябрьской железной дороги существует в Санкт-Петербурге с 1978 года, расположен он на наб. Обводного канала, 114. После закрытия Варшавского вокзала в 2001 году самые габаритные экспонаты – более ста паровозов, локомотивов и вагонов со станции Шушары (Пушкинский район Санкт-Петербурга) были перевезены ближе к существующему зданию музея, а именно на пути бывшего вокзала. Но у города появились другие планы на занимаемую ими территорию. Здесь планируется построить жилой микрорайон, так что обширному семейству паровозов потребовался новый дом. Для создания его проекта и была приглашена «Студия 44».

Поскольку для полноценного существования коллекции этого музея по определению необходимо железнодорожное полотно, у Санкт-Петербурга было не так уж много вариантов его нового расположения. Рассматривались несколько станций в центральной части города, но в итоге выбор вновь пал на вокзал – на этот раз Балтийский. Преимущества такого решения очевидны: расположение более чем удобное, тематическое соответствие – на 100 процентов, наличие свободных площадей – в изобилии. Речь идет о более чем 5 га за Балтийским вокзалом, где сейчас находятся бывшее локомотивное депо, трансформаторная подстанция и целая сеть подъездных и тупиковых путей. ТП и депо планируется реконструировать, а существующее полотно немного «проредить», музеефицировать и вновь использовать как «витрину» под открытым небом. Также путевое хозяйство, как обычно говорят сами железнодорожники, в дальнейшем будет использоваться для движения ретро-поездов. Впрочем, обо всем по порядку. 
Центральный музей Октябрьской железной дороги © “Студия 44”
Центральный музей Октябрьской железной дороги © “Студия 44”открыть большое изображение

Как поясняет Никита Явейн, формально депо памятником не является, и сохранять его архитекторы были не обязаны. Но для железнодорожного музея трудно придумать более аутентический объем, поэтому у «Студии 44» ни на минуту не возникло сомнений в том, что депо нужно сохранить. Более того, именно это здание предопределило композиционное решение всего комплекса: его классический для такого рода сооружений план в виде подковы лег в основу и нового выставочного комплекса. Фактически архитекторы клонируют существующий объем, увеличивают его примерно 2.5 раза и одевают в подчеркнуто современную оболочку.

Новое здание состоит из трех частей – центрального ядра с радиальной планировочной структурой и двух боковых крыльев. Радиальная структура возникает неслучайно – ядро содержит поворотный круг для демонстрации локомотивов, и уже на этот «шарнир» крепятся боковые крылья здания. Интересно, что последние не параллельны друг другу, а поставлены под углом около 5 градусов, из-за чего полукруглая кровля над центральной частью здания приобретает элегантный крен – так широкополую шляпу в солнечный день обычно слегка надвигают на глаза. «Выбранный нам угол сдвижки равен стандартному углу железнодорожной стрелки, – рассказывает Явейн. – Он позволит улучшить обзор габаритных экспонатов, расставить объекты под углом друг к другу и тем самым избежать утомляющей посетителя монотонной симметрии». 
Центральный музей Октябрьской железной дороги © “Студия 44”
Центральный музей Октябрьской железной дороги © “Студия 44”открыть большое изображение

Как уже говорилось, напоминая историческое депо по структуре и форме, новое музейное здание существенно отличается от своего предшественника по архитектуре. От сплошной каменной облицовки депо здесь остаются лишь брутальные каменные пилоны, пространство между которыми полностью остеклено. Сквозь гигантские витражи с улицы отчетливо виден поворотный круг и идущий от него веер путей с установленными на них экспонатами, а также развитая система металлических ферм, недвусмысленно напоминающих о вокзальных дебаркадерах. При этом пространство между двумя крыльями нового здания архитекторы не перекрывают – здесь решено устроить макет исторической железнодорожной станции. «Нам кажется, что станция в натуральную величину, включенная в состав музея, – это очень важная составляющая проекта, – говорит Никита Явейн. – Она раздвигает границы традиционного учреждения культуры, связывая стационарную экспозиционную часть с действующей инфраструктурой железной дороги». 
Центральный музей Октябрьской железной дороги © “Студия 44”
Центральный музей Октябрьской железной дороги © “Студия 44”открыть большое изображение
Центральный музей Октябрьской железной дороги © “Студия 44”
Центральный музей Октябрьской железной дороги © “Студия 44”открыть большое изображение

Всего в новом здании и во внутреннем дворе планируется разместить порядка 62 экспонатов подвижного состава, тогда как реставрируемое депо вместит всего 11 старинных вагонов и локомотивов коллекции музея. Вход в музей будет осуществляться именно через историческое здание, поэтому в бывшем депо также появятся вестибюльная группа, кафе и сувенирный магазин, а также несколько выставочных залов, которые могут работать независимо от основной экспозиции. Между собой старое и новое здания предполагается соединить переходами по первому и второму уровням, что даст посетителям возможность познакомиться как со всей коллекцией музея, так и с ее избранными разделами. Так, со второго уровня депо, из одного его крыла в другое можно будет попасть по подвесному мосту, а в новое здание перейти по крытой галерее. Еще одна обходная галерея ждет посетителей в самом новом корпусе – по всему его внутреннему периметру архитекторы прокладывают т.н. смотровой маршрут, откуда будет открываться впечатляющий вид на расположенные в уровне земли крупные экспонаты. 

Тот факт, что музей переезжает за Балтийский вокзал, совсем не означает, что он вновь будет существовать на задворках города. Наоборот, эта территория сегодня динамично развивается: сразу несколько крупных промышленных зон, расположенных здесь, переживают этап комплексной реновации. Так что развивающий тему преемственности исторических приемов железнодорожной архитектуры и их современного прочтения, ансамбль из двух музейных зданий не только позволит сохранить дух места, но и станет новым «культурным якорем» формирующегося общественно-делового центра общегородского значения.
Центральный музей Октябрьской железной дороги © “Студия 44”
Центральный музей Октябрьской железной дороги © “Студия 44”открыть большое изображение
Центральный музей Октябрьской железной дороги © “Студия 44”
Центральный музей Октябрьской железной дороги © “Студия 44”открыть большое изображение
Центральный музей Октябрьской железной дороги © “Студия 44”
Центральный музей Октябрьской железной дороги © “Студия 44”открыть большое изображение

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Роман Леонидов
  • Игорь Шварцман
  • Олег Шапиро
  • Сергей  Орешкин
  • Магда Кмита
  • Алексей Гинзбург
  • Наталия Шилова
  • Дмитрий Ликин
  • Петр Фонфара
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Владимир Ковалёв
  • Андрей Романов
  • Михаил Канунников
  • Валерий Лукомский
  • Карен Сапричян
  • Андрей Асадов
  • Константин Ходнев
  • Лукаш Качмарчик
  • Андрей Гнездилов
  • Юлия Тряскина
  • Александр Попов
  • Олег Карлсон
  • Всеволод Медведев
  • Илья Уткин
  • Сергей Скуратов
  • Антон Надточий
  • Никита Токарев
  • Павел Андреев
  • Олег Мединский
  • Александр Бровкин
  • Валерия Преображенская
  • Владимир Плоткин
  • Екатерина Кузнецова
  • Арсений Леонович
  • Николай Миловидов
  • Магда Чихонь
  • Полина Воеводина
  • Сергей Чобан
  • Николай Переслегин
  • Никита Бирюков
  • Вера Бутко
  • Левон Айрапетов
  • Шимон Матковски
  • Дмитрий Васильев
  • Алексей Иванов
  • Наталья Сидорова
  • Евгений Герасимов
  • Зураб Басария
  • Тотан Кузембаев
  • Александра Кузьмина
  • Даниил Лоренц
  • Илья Машков
  • Анатолий Столярчук
  • Никита Явейн
  • Юлий Борисов
  • Сергей Труханов
  • Александр Асадов
  • Станислав Белых
  • Екатерина Грень
  • Сергей Кузнецов
  • Сергей Переслегин
  • Георгий Трофимов
  • Антон Лукомский
  • Александр Скокан
  • Владимир Биндеман

Постройки и проекты (новые записи):

  • Проект многофункционального жилого квартала Homelands
  • Дом в Мельникове
  • Дом в Привалове
  • Проект дома из клееного бруса СП-250
  • Проект дома из клееного бруса СП-265
  • Музейно-выставочный комплекс «Оборона и блокада Ленинграда»
  • Дом в Завидове
  • Дом в Лайкове
  • Культурно-деловой комплекс «Большевик»

Технологии:

19.10.2017

Практика использования ARCHICAD при проектировании научно-образовательного комплекса в Австралии

Знаковым зданием для программы ARCHICAD 21 стал новый Центр Чарлза Перкинса при Университете Сиднея.
GRAPHISOFT
18.10.2017

Пещера в объеме

Рассказываем о том, как производство стеклофибробетона «Фиброль» вместе с проектировщиками переехало на стройку «Зарядья» и в экстремально короткие сроки удалось реализовать уникальные нелинейные фасады и интерьеры «Ледяной пещеры».
13.10.2017

Как сэкономить квадратные метры с помощью вентканалов CVENT?

Вентиляционная система Schiedel CVENT разработана специально для монолитно-каркасного многоквартирного жилья: это надежная гарантия естественного климата в квартире на долгие годы. А индивидуальные решения помогут архитектору при проектировании.
Schiedel
04.10.2017

Компания «Красные крыши» представляет кровлю из полиизобутилена: на российском рынке скатных и радиусных кровель это абсолютно новый продукт

Безогневой метод монтажа, полная имитация медного и стального фальца, неограниченные архитектурные возможности при проектировании кровель – это находка для любого проекта.
Компания «Красные крыши»
04.10.2017

Черепичная кровля: из Испании в Россию с любовью

Компания «Красные крыши» на эксклюзивных правах представляет в России коллекцию клинкерной черепицы от испанского производителя La Escandella.
Компания «Красные крыши»
другие статьи