Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

25.02.2014

Музей на стрелке

Анна Мартовицкая
Объект:
Центральный музей Октябрьской железной дороги
Адрес:
Россия, Санкт-Петербург. Библиотечный пер. 4, корпус 2, строение 1
Архитектор:
Никита Явейн
Мастерская:
Студия 44
Авторский коллектив:
Авторы проекта:
Архитекторы: Н. И. Явейн, П. А. Шлихтер, В. А. Романцев, Н. А. Гончарова, Д. Ю. Кожин, при участии А. П. Яр-Скрябина, М. К. Горячкиной, Е. В. Кобозевой
Конструкторы: Д. П. Кресов, В. М. Иоффе, Е. В. Силантьева, Н. А. Кудряшова, И. Б. Шустова, А. С. Денисов, М. В. Савченко, С. С. Богданов, А. Ю. Короваев, Д. Ю. Ярошевский, А. С. Кривошеина
Визуализация: А. А. Патрикеев
ГИП: Л. В. Герштейн, М. А. Рогожкина
Дизайн музейной экспозиции: А. Лапко

За Балтийским вокзалом в Санкт-Петербурге «Студия 44» спроектировала новый комплекс Центрального музея Октябрьской железной дороги.

Центральный музей Октябрьской железной дороги
Центральный музей Октябрьской железной дороги
© Студия 44
Музей Октябрьской железной дороги существует в Санкт-Петербурге с 1978 года, расположен он на наб. Обводного канала, 114. После закрытия Варшавского вокзала в 2001 году самые габаритные экспонаты – более ста паровозов, локомотивов и вагонов со станции Шушары (Пушкинский район Санкт-Петербурга) были перевезены ближе к существующему зданию музея, а именно на пути бывшего вокзала. Но у города появились другие планы на занимаемую ими территорию. Здесь планируется построить жилой микрорайон, так что обширному семейству паровозов потребовался новый дом. Для создания его проекта и была приглашена «Студия 44».

Поскольку для полноценного существования коллекции этого музея по определению необходимо железнодорожное полотно, у Санкт-Петербурга было не так уж много вариантов его нового расположения. Рассматривались несколько станций в центральной части города, но в итоге выбор вновь пал на вокзал – на этот раз Балтийский. Преимущества такого решения очевидны: расположение более чем удобное, тематическое соответствие – на 100 процентов, наличие свободных площадей – в изобилии. Речь идет о более чем 5 га за Балтийским вокзалом, где сейчас находятся бывшее локомотивное депо, трансформаторная подстанция и целая сеть подъездных и тупиковых путей. ТП и депо планируется реконструировать, а существующее полотно немного «проредить», музеефицировать и вновь использовать как «витрину» под открытым небом. Также путевое хозяйство, как обычно говорят сами железнодорожники, в дальнейшем будет использоваться для движения ретро-поездов. Впрочем, обо всем по порядку. 
Центральный музей Октябрьской железной дороги
Центральный музей Октябрьской железной дороги
© Студия 44

Как поясняет Никита Явейн, формально депо памятником не является, и сохранять его архитекторы были не обязаны. Но для железнодорожного музея трудно придумать более аутентический объем, поэтому у «Студии 44» ни на минуту не возникло сомнений в том, что депо нужно сохранить. Более того, именно это здание предопределило композиционное решение всего комплекса: его классический для такого рода сооружений план в виде подковы лег в основу и нового выставочного комплекса. Фактически архитекторы клонируют существующий объем, увеличивают его примерно 2.5 раза и одевают в подчеркнуто современную оболочку.

Новое здание состоит из трех частей – центрального ядра с радиальной планировочной структурой и двух боковых крыльев. Радиальная структура возникает неслучайно – ядро содержит поворотный круг для демонстрации локомотивов, и уже на этот «шарнир» крепятся боковые крылья здания. Интересно, что последние не параллельны друг другу, а поставлены под углом около 5 градусов, из-за чего полукруглая кровля над центральной частью здания приобретает элегантный крен – так широкополую шляпу в солнечный день обычно слегка надвигают на глаза. «Выбранный нам угол сдвижки равен стандартному углу железнодорожной стрелки, – рассказывает Явейн. – Он позволит улучшить обзор габаритных экспонатов, расставить объекты под углом друг к другу и тем самым избежать утомляющей посетителя монотонной симметрии». 
Центральный музей Октябрьской железной дороги
Центральный музей Октябрьской железной дороги
© Студия 44

Как уже говорилось, напоминая историческое депо по структуре и форме, новое музейное здание существенно отличается от своего предшественника по архитектуре. От сплошной каменной облицовки депо здесь остаются лишь брутальные каменные пилоны, пространство между которыми полностью остеклено. Сквозь гигантские витражи с улицы отчетливо виден поворотный круг и идущий от него веер путей с установленными на них экспонатами, а также развитая система металлических ферм, недвусмысленно напоминающих о вокзальных дебаркадерах. При этом пространство между двумя крыльями нового здания архитекторы не перекрывают – здесь решено устроить макет исторической железнодорожной станции. «Нам кажется, что станция в натуральную величину, включенная в состав музея, – это очень важная составляющая проекта, – говорит Никита Явейн. – Она раздвигает границы традиционного учреждения культуры, связывая стационарную экспозиционную часть с действующей инфраструктурой железной дороги». 
Центральный музей Октябрьской железной дороги
Центральный музей Октябрьской железной дороги
© Студия 44
Центральный музей Октябрьской железной дороги © “Студия 44”
Центральный музей Октябрьской железной дороги © “Студия 44”

Всего в новом здании и во внутреннем дворе планируется разместить порядка 62 экспонатов подвижного состава, тогда как реставрируемое депо вместит всего 11 старинных вагонов и локомотивов коллекции музея. Вход в музей будет осуществляться именно через историческое здание, поэтому в бывшем депо также появятся вестибюльная группа, кафе и сувенирный магазин, а также несколько выставочных залов, которые могут работать независимо от основной экспозиции. Между собой старое и новое здания предполагается соединить переходами по первому и второму уровням, что даст посетителям возможность познакомиться как со всей коллекцией музея, так и с ее избранными разделами. Так, со второго уровня депо, из одного его крыла в другое можно будет попасть по подвесному мосту, а в новое здание перейти по крытой галерее. Еще одна обходная галерея ждет посетителей в самом новом корпусе – по всему его внутреннему периметру архитекторы прокладывают т.н. смотровой маршрут, откуда будет открываться впечатляющий вид на расположенные в уровне земли крупные экспонаты. 

Тот факт, что музей переезжает за Балтийский вокзал, совсем не означает, что он вновь будет существовать на задворках города. Наоборот, эта территория сегодня динамично развивается: сразу несколько крупных промышленных зон, расположенных здесь, переживают этап комплексной реновации. Так что развивающий тему преемственности исторических приемов железнодорожной архитектуры и их современного прочтения, ансамбль из двух музейных зданий не только позволит сохранить дух места, но и станет новым «культурным якорем» формирующегося общественно-делового центра общегородского значения.
Центральный музей Октябрьской железной дороги
Центральный музей Октябрьской железной дороги
© Студия 44
Центральный музей Октябрьской железной дороги
Центральный музей Октябрьской железной дороги
© Студия 44
Центральный музей Октябрьской железной дороги
Центральный музей Октябрьской железной дороги
© Студия 44