Елена Гонсалес: «Не нужно тиражировать решения парка Горького»

Куратор проекта «Зеленая Москва» Елена Гонсалес – о проектах развития зеленых территорий столицы, о экскурсиях и дискуссиях, которые планируется провести этим летом, а также – о том, что все парки должны быть разными.

Беседовала:
Алла Павликова

mainImg
Архи.ру:
– Как и почему возник проект «Зеленая Москва»?

Елена Гонсалес:
– Проект «Зеленая Москва» – это часть выставки АрхМосква NEXT, посвященной будущему архитектуры, молодым архитекторам и тем изменениям, которые ожидают нас в обозримом будущем или уже происходят. Как мне кажется, «Зеленая Москва» – это довольно успешно реализующийся и частично уже реализованный проект, рассматривающий реконструкцию и преобразование зеленых зон и парков Москвы. Но нам не хотелось останавливаться только на всем известных примерах реконструкции парков. Цель была показать все многообразие зеленых территорий Москвы. У каждой из них есть своя собственная история, свои особенности и проблемы. Очень важно было каким-то образом отразить именно этот аспект, потому что унификация, единый подход к абсолютно разным и непохожим друг на друга зеленым зонам города может привести к печальным результатам.

Например, ВДНХ – это совершенно специфическое образование, требующее к себе исключительно индивидуального подхода. Такие крупные природные территории как в Строгино со своими мини городскими комьюнити и богатым ландшафтом предлагают иные и не менее интересные решения с акцентом на экологические вопросы. Понятно, что сегодня все восхищаются парком Горького, и к тому имеются основания. Но существует опасность, что те приемы, которые оказались успешными для парка Горького, начнут просто тиражироваться по всему городу, этот шаблон станут применять, не оглядываясь на уникальные особенности каждого отдельного парка. «Зеленая Москва» как раз и пытается показать важность сохранения индивидуальности каждого зеленого уголка города.

– Расскажите о представленных в рамках экспозиции парках.

– Экспозиция построена таким образом, чтобы представить все многообразие типологий зеленых зон. В общей сложности их у нас получилось пять – от небольшого сквера, такого, как сад имени Баумана, до больших парков, как ВДНХ. Отдельно представлен опыт благоустройства в жилом районе Строгино и две крупные парковые территории, которые сейчас находятся в стадии конкурсов – это Зарядье и Динамо.

Что касается Зарядья, то здесь до сих пор до конца непонятно, как в итоге будет развиваться данная территория ввиду того, что отношение к ней властей слишком быстро и слишком часто меняется. Тем не менее в настоящее время проводится конкурс, который курирует лично главный архитектор Москвы, и уже известны первые результаты.

Второй конкурс, представленный в нашей экспозиции, посвящен парковой зоне стадиона Динамо. Он не столь масштабный, но от того не менее интересный и значимый. Здесь речь идет о совершенно ином примере вмешательства в парковую среду, поскольку оно носит локальный характер, а также предполагает восстановление фрагментов исторической среды. Конкурс проводит компания ВТБ Арена. Мы задумали эту экспозицию как сменную, чтобы показать проект в развитии, и уже инсталлировали конкурсные проекты для ознакомления с ними.

– Насколько мне известно, по завершении выставки в рамках проекта «Зеленая Москва» запланирована насыщенная событийная программа. На кого она рассчитана и что будет в себя включать?

– Действительно, выставка заканчивается, но проект мы не сворачиваем. Сейчас каждый из участников экспозиции готовит свои события, которые должны поближе познакомить жителей города с проблематикой территорий. Большинство событий будут связаны с выездом на место. Я думаю, что прицельный объезд территорий начнется с июля и затронет не только представленные на выставке парки, но и другие значимые для города пространства, например, парк Лефортово и т.п.

Ближайшее запланированное мероприятие – это обсуждение конкурсных проектов парка Динамо, которое состоится 19 июня в павильоне «Школа». Также мы рассчитываем организовать целый ряд экскурсий по парку ВДНХ. Там есть на что посмотреть. ВДНХ отличается от всех прочих площадок тем, что это неразрывный комплекс зданий и зеленых территорий – так называемая ботаническая тема в архитектуре. Нечто подобное сейчас происходит и в парке Горького, куда активно привносятся архитектурные сооружения и малые формы, но там эта тема не столь выражена. Кроме того, на ВВЦ мы также хотим организовать общественные обсуждения вопросов дальнейшего развития этой территории, в частности, важно понять, какие типологии зеленых зон там могут быть представлены и как они должны взаимодействовать между собой.

В планах у нас поездка в Строгино. Об этом проекте было уже очень много сказано, но на самом деле не все понимают, в чем его главная ценность. Миниполис Строгино – это результат активной коммуникации девелопера с жителями, которые непосредственно принимают участие в обустройстве жилых районов. Создан специальный сайт, который и сейчас функционирует, существует довольно живое комьюнити, где обсуждаются все интересующие общественность вопросы. И несмотря на то, что сами жилые здания с архитектурной точки зрения не вызывают особого интереса, при этом создана комфортная зеленая среда. Я думаю, что посетить Строгино будет крайне полезно, и в первую очередь – горожанам. 

В активной стадии преобразования сейчас находится парк Музеон. Часть его территорий закрыта на реконструкцию. В связи с этим мы запланировали обсуждение проекта реконструкции, отдельно будут представлены дальнейшие планы по развитию парка, которые уже частично реализованы. На мой взгляд, очень интересно наблюдать сам процесс, то, как все это осуществляется на практике. Это полезный опыт.

Отдельно хочется сказать о программе реконструкции набережных Москвы-реки. Уже запущены работы на Крымской набережной. Существует  частично обустроенная набережная парка Горького. Но это лишь малая часть проекта. Тут важно понимать, что речь идет о едином пешеходном прогулочном маршруте от Воробьевых гор до Красного Октября. Учитывая важность этих территорий для города, мы решили организовать большую экскурсию по всему маршруту с целью широкого обсуждения данного проекта. Наша задача – показать и выявить особенности каждого отдельного участка и попытаться понять, какие вопросы следует решать в первую очередь.

– Затронет ли ваша программа небольшие зеленые территории – скверы, дворы?

– Как пример маленького сквера в нашей экспозиции был представлен сад Баумана. И надо сказать, что с ним дело обстоит значительно проще. Там уже произведена реконструкция, и все работы получили положительную оценку местных жителей. Это наглядный пример того, как относительно малыми силами можно добиться серьезных результатов, привлечь внимание даже к такому небольшому парковому пространству без каких-либо кардинальных преобразований. Но я опять же хочу предостеречь от клонирования данного опыта, несмотря на то, что он был удачным. Я хотела бы подчеркнуть важность выработки индивидуальных решений для каждого места. Ведь то, что хорошо для сада Баумана, в других парках может оказаться совсем неуместным. Всегда следует учитывать, как и в каких условиях формировалась та или иная зеленая зона. Если это искусственные посадки, то подход должен быть одним, если же это фрагмент естественного природного образования, то и решения должны быть соответствующими.

Нередко дикие поля или рощи попадают в зону застройки, становясь частью дворовых пространств или оставаясь пустырями между застройкой. Как относиться к этим пустырям? Как природному ландшафту? Это не сквер и не парк, однако это зеленые территории в границах города, которые часто по своим размерам и протяженности приближаются к парковым пространствам. Это тоже отдельный вопрос, который требует ответа. К слову, данная тема была затронута в рамках другой экспозиции Арх Москвы – «Новая Москва», где были представлены городские объекты. В том числе, там было показано несколько больших территорий – например, строящиеся «Садовые кварталы» или фабрика Станиславского, которая уже функционирует. Пройтись по тем же дворам фабрики Станиславского, над которыми работал профессиональный ландшафтный архитектор, понять, как там решаются пространства зеленых дворов, безумно интересно. Это совершенно иной подход, отличный от того, что мы привыкли видеть в традиционных дворах и скверах. И вполне возможно, что у нас будет такая экскурсия. Вместе с поездкой в Строгино и в сад Баумана это даст уже целый спектр разнообразных подходов, применимых к различным типологиям.

– Вы сказали, что главная цель проекта «Зеленая Москва» – привлечь внимание к многообразию зеленых зон города. Удалось ли выполнить поставленную задачу?

– Нет, я считаю, что пока реализовать задуманное в полной мере не удалось. Отчасти из-за того, что во время фестиваля все силы были брошены на «Новую Москву», которую презентовало, в том числе, руководство Москомархитектуры. «Зеленая Москва» на этом фоне оказалась несколько в стороне от общественного интереса и внимания прессы. Руководство парков на сегодняшний день себя тоже никак не проявило. Сейчас моя задача посредством экскурсий и других мероприятий, о которых я говорила выше, попытаться ответить на основные вопросы, касающиеся дальнейшего развития парковых зон, заинтересовать не только профессионалов, но в первую очередь жителей города. Я понимаю, что вопросов очень много, а люди не слишком хорошо понимают ситуацию. Наблюдая один хороший пример, они уже требуют повторения образца и, сами того не подозревая, себя серьезно обедняют и ограничивают. Меня эта ситуация сильно тревожит. Необходимо показать, насколько интересными и разными могут быть зеленые территории, чтобы сами жители требовали от руководства города и застройщиков этого разнообразия.

– Выставка представила анализ существующей ситуации. А как вы оцениваете перспективы развития парковых пространств Москвы в обозримом будущем?

– Здесь трудно что-либо прогнозировать. Но я думаю, что в ближайшей перспективе будет развиваться и набирать обороты направление, представленное другой экспозицией АрхМосквы «С городом на ты». Это направление связано с городскими инициативами самих жителей. Уже сегодня существует много примеров такой волонтерской деятельности, и все они по-своему интересны. С другой стороны, есть воля властей, и она не всегда совпадает с желаниями жителей. Эта ситуация напоминает процесс рытья тоннеля с двух сторон, где на одном конце роют горожане, а на другом – городские власти, и нет гарантий, что в итоге они встретятся. Властям выгодно привлекать энтузиастов и волонтеров, но сами энтузиасты в глубине души все равно лелеют надежду получить какое-то финансирование на реализацию своих замыслов. Смычка возможна, но практика показывает, что организовать волонтеров власть не в состоянии, инициативы возникают стихийно и крайне редко укладываются в те задачи, которые ставят перед собой госорганы. В любом случае мы не стоим на месте, и это уже не может не радовать.

Куратор экспозиции «Зеленая Москва» Елена Гонсалес. Фотография: park-dynamo.ru
ВСХВ. Историческая фотография. Фотографии предоставлены Еленой Гонсалес
zooming
Парк «Динамо». Историческая фотография
Набережная парка Горького
Детская площадка в саду имени Баумана


20 Июня 2013

Беседовала:

Алла Павликова
comments powered by HyperComments

Технологии и материалы

Формула здоровья от Baumit Klima
Серия экологически чистых, антибактериальных строительных материалов Baumit Klima на известковой основе формирует здоровый микроклимат в доме, регулирует температуру и влажность, гарантирует чистоту и свежесть воздуха.
Свет для самой яркой звезды
Свет учебным классам и лабораториям павильона «Школа» центра «Сириус» обеспечивают мансардные окна VELUX, одновременно защищая помещения от южного солнца и участвуя в формировании архитектурного облика.
Как ковалась победа: вклад Борского стекольного завода
В эту знаменательную дату, мы хотим вспомнить подвиги героев тыла и фронта, руками которых ковалась Великая Победа над фашистским режимом.
Одним из таких выдающихся предприятий был Горьковский механизированный стеклозавод имени М. Горького на Моховых горах, известный в наши дни как Борский стекольный завод, старейшее предприятие стекольной отрасли и один из производственных комплексов AGC Group.
Wienerberger Brick Award 2020: финал переносится на осень
Завершающий этап премии Brick Award от концерна Wienerberger из-за пандемии перенесли на осень. Но уже сформирован шорт-лист. Рассказываем подробнее о премии и показываем некоторые проекты-финалисты.
Ремесленные традиции
Для бизнес-центра «Депо №1» компания «Славдом» поставляла кирпич Wienerberger и системы крепления Baut. Замысел авторов, поддержанный качественным материалами и исполнением, воплотился в здание, достойное исторической среды Петербурга.
Броненосец из титан-цинка
Новая станция метро в Торонто по проекту британских архитекторов Grimshaw получила необычную кровлю, покрытую титан-цинком RHEINZINK.
Грани света
Параметрическое моделирование помогло апарт-отелю в комплексе Grani не затенять окружающие постройки, а окна Velux – обеспечить светом разнообразные внутренние пространства. Другая их заслуга: деликатное дополнение реконструированных исторических корпусов комплекса.
Тренды Delabie: бесконтактная ГИГИЕНА
Бесконтактные сантехнические приборы Delabie позволяют сократить риск заражения в разы даже в период эпидемии, а разработчики компании предлагают целый ряд инноваций, позволяющих предотвратить размножение бактерий как на поверхностях, так и внутри сантехнического оборудования.
ТЭЦ, спорт и зеленая крыша
Архитекторы BIG объединили в одном сооружении для Копенгагена экологичный мусоросжигательный завод, ТЭЦ, горнолыжный склон – и зеленую крышу системы ZinCo.
Стекло для городского калейдоскопа
Современные технологии и классические традиции, строгий и даже торжественный ритм: «Искра-Парк» словно бы переносит нас в 1930-е. С одной поправкой – на объемный, крупного рельефа и зеркального стекла фасад южного корпуса; он возвращает в наши дни.
Дмитрий Самылин: российский «авторский» кирпич и...
Глава фирмы «КИРИЛЛ» рассказал archi.ru о кирпичном производстве в России, новых российских заводах кирпича и клинкера ручной формовки, о новых коллекциях, разработанных с учетом пожеланий архитекторов, а также пригласил на семинар по клинкеру в «Руине» Музея архитектуры.

Сейчас на главной

Гранёный
Скульптурный металлический кожух превратил обычную коробку придорожного ТРЦ в нечто большее – в здание, которое привлекает взгляды само со себе, своей формой, работая гипер-рамой для рекламного медиа-экрана.
Свободный центр
105-метровая жилая башня на 20 квартир по проекту Heatherwick Studio в Сингапуре обошлась без традиционного сервисного ядра: вместо него на каждом этаже – обширная жилая зона, выходящая на фасады балконами-раковинами с тропической зеленью.
Зигзаг над полем
Школьный спортзал, также играющий роль общественного центра для швейцарской деревни Ле-Во, спроектирован лозаннским бюро Localarchitecture.
Отстоять «Политехническую»
В Петербурге – новая волна градозащиты, ее поднял проект перестройки вестибюля станции метро «Политехническая». Мы расспросили архитекторов об этом частном случае и получили признания в любви к городу, советскому модернизму и зеленым площадям.
Пресса: Архитектура простыла в музыке
Новая филармония, которую открыли в 2015 году в парижском районе Ла-Виллет,— среди самых заметных произведений современной архитектуры во Франции. Но здание в итоге поссорило его создателей. Пять лет спустя автор проекта Жан Нувель и заказчик, руководство филармонии, обмениваются судебными исками на сотни миллионов евро. Рассказывает корреспондент “Ъ” во Франции Алексей Тарханов.
Автор-реконструктор
Дэвиду Чипперфильду поручена реновация здания Центрального телеграфа в Москве: в связи с этим вспомним, почему этот знаменитый британский архитектор считается мастером по работе с наследием, а также о «сложных случаях» в его практике.
Электрические колонны
Новый дом на Кутузовском по-своему интерпретирует как классицистический контекст места, так и присущий проспекту премиальный статус. В то же время он смел: таких колонн – стеклянных, светящихся в ночи трубок, в Москве еще не было. Пластические высказывание получилось сильным и бескомпромиссным, буквально на грани между декоративностью «Украины» и хай-теком Сити.
Пресса: Ар-деко. К юбилею выставки 1925 года в Париже
28 апреля 1925-го в Париже состоялось открытие «Международной выставки декоративного искусства и художественной промышленности». Это событие сыграло ключевую роль в развитии стиля ар-деко, самого яркого художественного направления межвоенной эпохи. И хотя сам термин появился много позже, в 1960-е, именно выставка в Париже подарила стилю его имя.
Архи-события: 25–31 мая
Несколько онлайн-лекций, новый экспресс-курс в МАРШ, конференция о пригородах на «Стрелке» и мастерская с Никитой и Андреем Асадовыми от проекта «Живые города».
Крыша на вырост
Хозяева смогут расширить свои «1/3 дома» по проекту бюро Rever & Drage на западе Норвегии, если их семья увеличится, а пока используют кровлю-навес как парковку, банкетный зал, мастерскую.
Из «муравейника» в «город-сад»
МАРШ запускает он-лайн-интенсив, посвященный экологически устойчивому развитию территорий. Об актуальности темы для российских регионов рассказывает куратор курса и наблюдатель ООН Ангелина Давыдова.
Бетон и пальмы
Новый корпус фонда Nubuke в Аккре, столице Ганы, по проекту бюро nav_s baerbel mueller и Юргена Штромайера.
Градсовет удаленно 19.05.2020
Жилой комплекс пополам с гостиницей, еще два варианта станции метро «Парк победы» и поглощение «Политехнической» – на третьем дистанционном градсовете Петербурга.
Простота для Новой Риги
Проект автомойки с кафе и террасой с видом на дальний лес, и «ритейл-офис» мебельных компаний с длинной и причудливой красной скамейкой.
Зеленый лабиринт на фасаде
Стены и кровля офисно-торгового комплекса Kö-Bogen II по проекту Кристофа Ингенхофена в Дюссельдорфе покрыты 8 километрами живой изгороди: это самый большой зеленый фасад Европы.
Параллельный мир
В частном подмосковном доме Parallel House архитектор Роман Леонидов создал выразительную скульптурную композицию из абсолютно простых форм – параллелепипедов, чье столкновение превратилось в захватывающий спектакль.
Зеркало для неба
Офисное здание cube berlin по проекту бюро 3XN рядом с центральным берлинским вокзалом получило зеркальный фасад-аттракцион, позволивший одновременно устроить открытые террасы для отдыха сотрудников.
Волнорез
В Истринском городском округе Подмосковья тандем бюро «Четвертое измерение» и «АРС-СТ» спроектировал спортивный комплекс – монообъем в виде скошенного параллелепипеда с острым, как у корабля, «носом»
Пресса: Как помойка станет парком. Григорий Ревзин о городе...
Подтверждая закон Ломоносова «сколько чего у одного тела отнимется, столько присовокупится к другому», превращение города в парк, ставшее главным трендом сегодняшнего урбан-дизайна, дополняется обратным трендом — превращением парка в город.
Илья Уткин: «Мы учились у Пиранези и Палладио»
О трех кварталах вокруг Кремля – Кадашевской слободе, Царевом саде и ЖК на Софийской набережной; о понимании города и храма, о творческой оттепели и десятилетии бескультурья; о сокровищах дедушкиной библиотеки – рассказал победитель бумажных конкурсов, лауреат Венецианской биеннале, архитектор-неоклассик Илья Уткин.
Фасад по солнцу
UNStudio реконструировало здание Hanwha Group в Сеуле в соответствии с требованиями энергоэффективности и комфорта, причем работа сотрудников Hanwha не прервалась даже на день.
Дом отшельника
Тема нынешней «Древолюции» – актуальнее не придумаешь. Участники проектировали скромный и легко реализуемый дом для уединения и наслаждения природой. Показываем 19 вдохновляющих работ, отобранных жюри.
Лестница в небо
Проект гостиницы в поселке Янтарный – пример новой типологии рекреационного комплекса, новый формат, объединивший гостиничную, деловую и культурную функции. И все это под лозунгом максимального единения с природой.
Граждане против Цумтора
В Лос-Анджелесе активисты провели конкурс проектов реконструкции музея LACMA, среди участников – Coop Himmelb(l)au и Barkow Leibinger. Это альтернатива «официальному» плану Петера Цумтора, который предусматривает уменьшение общей площади и снос четырех существующих корпусов.
Мыс доброй надежды
Показываем все семь проектов, участвовавших в закрытом конкурсе на создание концепции штаб-квартиры компании «Газпром нефть», а также приводим мнения экспертов.
Картинки на карантине
Как российские архитектурные бюро реагируют на карантин? Размышления о будущем, графика, юмор, хорошие фотографии. Собираем пазл из контента Instagram.
Не только военные песни
Один из проектов нынешнего конкурса благоустройства малых городов созвучен празднику 9 мая: его главный элемент – реконструкция парка, в котором ежегодно проходит фестиваль в честь автора известных песен военной тематики.
Городская лагуна
Архитекторы MVRDV встроили в «руины» городского торгового центра на Тайване общественное пространство The Spring с водоемами, детскими площадками, эстрадой и зеленью.
Белоснежные цилиндры
Арт-центр и парк Tank Shanghai по проекту пекинского бюро OPEN Architecture в Шанхае – редкий пример приспособления под новую функцию резервуаров для авиационного топлива.
Голодный город
Реконструкция Торжковского рынка от бюро RHIZOME: прилавки с фермерскими продуктами, фуд-холл и музей в интерьерах модернистского здания.
Пустота как драма
В Дубае закончено строительство комплекса The Opus, задуманного Захой Хадид еще в 2007 году. Главное в здании – криволинейный проем высотой в 8 этажей.
Благотворительная архитектура
Бюро Martlet Architects, за которым стоит молодая российская пара, с помощью архитектуры участвует в решении проблем стран третьего мира. Показываем школу и две клиники, построенные на краю света за счет благотворительных фондов и силами волонтеров.
Эко-административный комплекс
Zaha Hadid Architects выиграли в Шанхае конкурс на проект штаб-квартиры государственной Группы энергосбережения и охраны окружающей среды Китая. Комплекс должен стать образцовым эко-проектом, учитывающим также и последствия пандемии.
Назад в космос
Парк покорителей космоса на месте приземления Юрия Гагарина по концепции West 8 Адриана Гёзе делает Центр урбанистики экономического факультета МГУ под руководством Сергея Капкова.
Полосатое решение
Об интерьерах ТЦ «Багратионовский» и немного об истории строительства одного из примеров смешанных общественно-торговых прострнаств нового типа, в последнее время популярных в Москве.
Что посмотреть на выходных
Для тех кто планирует на майских поотдыхать – вот, можно сделать и это с пользой. Только что завершившийся цикл лекций Анны Броновицкой, прогулки с гидами по гугл-панорамам, знакомство с любимыми книгами архитекторов и еще пара хороших вариантов.
Башня-знак
Самое высокое деревянное здание в мире, 18-этажная башня Mjøstårnet на юге Норвегии, одновременно привлекает внимание к своему городу – Брумунндалу – и служит знаком возможностей дерева как строительного материала.
Остоженка: первая виртуальная
Две виртуальные экскурсии, с десяток лекций, интервью и круглых столов – подводим итоги выставки, посвященной 30-летию бюро и знаковому проекту реконструкции московского центра – району Остоженки. Выставка прошла полностью в «карантинном» он-лайн формате. Постарались собрать всё вместе.