Елена Гонсалес: «Не нужно тиражировать решения парка Горького»

Куратор проекта «Зеленая Москва» Елена Гонсалес – о проектах развития зеленых территорий столицы, о экскурсиях и дискуссиях, которые планируется провести этим летом, а также – о том, что все парки должны быть разными.

Беседовала:
Алла Павликова

20 Июня 2013
mainImg
Архи.ру:
– Как и почему возник проект «Зеленая Москва»?

Елена Гонсалес:
– Проект «Зеленая Москва» – это часть выставки АрхМосква NEXT, посвященной будущему архитектуры, молодым архитекторам и тем изменениям, которые ожидают нас в обозримом будущем или уже происходят. Как мне кажется, «Зеленая Москва» – это довольно успешно реализующийся и частично уже реализованный проект, рассматривающий реконструкцию и преобразование зеленых зон и парков Москвы. Но нам не хотелось останавливаться только на всем известных примерах реконструкции парков. Цель была показать все многообразие зеленых территорий Москвы. У каждой из них есть своя собственная история, свои особенности и проблемы. Очень важно было каким-то образом отразить именно этот аспект, потому что унификация, единый подход к абсолютно разным и непохожим друг на друга зеленым зонам города может привести к печальным результатам.

Например, ВДНХ – это совершенно специфическое образование, требующее к себе исключительно индивидуального подхода. Такие крупные природные территории как в Строгино со своими мини городскими комьюнити и богатым ландшафтом предлагают иные и не менее интересные решения с акцентом на экологические вопросы. Понятно, что сегодня все восхищаются парком Горького, и к тому имеются основания. Но существует опасность, что те приемы, которые оказались успешными для парка Горького, начнут просто тиражироваться по всему городу, этот шаблон станут применять, не оглядываясь на уникальные особенности каждого отдельного парка. «Зеленая Москва» как раз и пытается показать важность сохранения индивидуальности каждого зеленого уголка города.

– Расскажите о представленных в рамках экспозиции парках.

– Экспозиция построена таким образом, чтобы представить все многообразие типологий зеленых зон. В общей сложности их у нас получилось пять – от небольшого сквера, такого, как сад имени Баумана, до больших парков, как ВДНХ. Отдельно представлен опыт благоустройства в жилом районе Строгино и две крупные парковые территории, которые сейчас находятся в стадии конкурсов – это Зарядье и Динамо.

Что касается Зарядья, то здесь до сих пор до конца непонятно, как в итоге будет развиваться данная территория ввиду того, что отношение к ней властей слишком быстро и слишком часто меняется. Тем не менее в настоящее время проводится конкурс, который курирует лично главный архитектор Москвы, и уже известны первые результаты.

Второй конкурс, представленный в нашей экспозиции, посвящен парковой зоне стадиона Динамо. Он не столь масштабный, но от того не менее интересный и значимый. Здесь речь идет о совершенно ином примере вмешательства в парковую среду, поскольку оно носит локальный характер, а также предполагает восстановление фрагментов исторической среды. Конкурс проводит компания ВТБ Арена. Мы задумали эту экспозицию как сменную, чтобы показать проект в развитии, и уже инсталлировали конкурсные проекты для ознакомления с ними.

– Насколько мне известно, по завершении выставки в рамках проекта «Зеленая Москва» запланирована насыщенная событийная программа. На кого она рассчитана и что будет в себя включать?

– Действительно, выставка заканчивается, но проект мы не сворачиваем. Сейчас каждый из участников экспозиции готовит свои события, которые должны поближе познакомить жителей города с проблематикой территорий. Большинство событий будут связаны с выездом на место. Я думаю, что прицельный объезд территорий начнется с июля и затронет не только представленные на выставке парки, но и другие значимые для города пространства, например, парк Лефортово и т.п.

Ближайшее запланированное мероприятие – это обсуждение конкурсных проектов парка Динамо, которое состоится 19 июня в павильоне «Школа». Также мы рассчитываем организовать целый ряд экскурсий по парку ВДНХ. Там есть на что посмотреть. ВДНХ отличается от всех прочих площадок тем, что это неразрывный комплекс зданий и зеленых территорий – так называемая ботаническая тема в архитектуре. Нечто подобное сейчас происходит и в парке Горького, куда активно привносятся архитектурные сооружения и малые формы, но там эта тема не столь выражена. Кроме того, на ВВЦ мы также хотим организовать общественные обсуждения вопросов дальнейшего развития этой территории, в частности, важно понять, какие типологии зеленых зон там могут быть представлены и как они должны взаимодействовать между собой.

В планах у нас поездка в Строгино. Об этом проекте было уже очень много сказано, но на самом деле не все понимают, в чем его главная ценность. Миниполис Строгино – это результат активной коммуникации девелопера с жителями, которые непосредственно принимают участие в обустройстве жилых районов. Создан специальный сайт, который и сейчас функционирует, существует довольно живое комьюнити, где обсуждаются все интересующие общественность вопросы. И несмотря на то, что сами жилые здания с архитектурной точки зрения не вызывают особого интереса, при этом создана комфортная зеленая среда. Я думаю, что посетить Строгино будет крайне полезно, и в первую очередь – горожанам. 

В активной стадии преобразования сейчас находится парк Музеон. Часть его территорий закрыта на реконструкцию. В связи с этим мы запланировали обсуждение проекта реконструкции, отдельно будут представлены дальнейшие планы по развитию парка, которые уже частично реализованы. На мой взгляд, очень интересно наблюдать сам процесс, то, как все это осуществляется на практике. Это полезный опыт.

Отдельно хочется сказать о программе реконструкции набережных Москвы-реки. Уже запущены работы на Крымской набережной. Существует  частично обустроенная набережная парка Горького. Но это лишь малая часть проекта. Тут важно понимать, что речь идет о едином пешеходном прогулочном маршруте от Воробьевых гор до Красного Октября. Учитывая важность этих территорий для города, мы решили организовать большую экскурсию по всему маршруту с целью широкого обсуждения данного проекта. Наша задача – показать и выявить особенности каждого отдельного участка и попытаться понять, какие вопросы следует решать в первую очередь.

– Затронет ли ваша программа небольшие зеленые территории – скверы, дворы?

– Как пример маленького сквера в нашей экспозиции был представлен сад Баумана. И надо сказать, что с ним дело обстоит значительно проще. Там уже произведена реконструкция, и все работы получили положительную оценку местных жителей. Это наглядный пример того, как относительно малыми силами можно добиться серьезных результатов, привлечь внимание даже к такому небольшому парковому пространству без каких-либо кардинальных преобразований. Но я опять же хочу предостеречь от клонирования данного опыта, несмотря на то, что он был удачным. Я хотела бы подчеркнуть важность выработки индивидуальных решений для каждого места. Ведь то, что хорошо для сада Баумана, в других парках может оказаться совсем неуместным. Всегда следует учитывать, как и в каких условиях формировалась та или иная зеленая зона. Если это искусственные посадки, то подход должен быть одним, если же это фрагмент естественного природного образования, то и решения должны быть соответствующими.

Нередко дикие поля или рощи попадают в зону застройки, становясь частью дворовых пространств или оставаясь пустырями между застройкой. Как относиться к этим пустырям? Как природному ландшафту? Это не сквер и не парк, однако это зеленые территории в границах города, которые часто по своим размерам и протяженности приближаются к парковым пространствам. Это тоже отдельный вопрос, который требует ответа. К слову, данная тема была затронута в рамках другой экспозиции Арх Москвы – «Новая Москва», где были представлены городские объекты. В том числе, там было показано несколько больших территорий – например, строящиеся «Садовые кварталы» или фабрика Станиславского, которая уже функционирует. Пройтись по тем же дворам фабрики Станиславского, над которыми работал профессиональный ландшафтный архитектор, понять, как там решаются пространства зеленых дворов, безумно интересно. Это совершенно иной подход, отличный от того, что мы привыкли видеть в традиционных дворах и скверах. И вполне возможно, что у нас будет такая экскурсия. Вместе с поездкой в Строгино и в сад Баумана это даст уже целый спектр разнообразных подходов, применимых к различным типологиям.

– Вы сказали, что главная цель проекта «Зеленая Москва» – привлечь внимание к многообразию зеленых зон города. Удалось ли выполнить поставленную задачу?

– Нет, я считаю, что пока реализовать задуманное в полной мере не удалось. Отчасти из-за того, что во время фестиваля все силы были брошены на «Новую Москву», которую презентовало, в том числе, руководство Москомархитектуры. «Зеленая Москва» на этом фоне оказалась несколько в стороне от общественного интереса и внимания прессы. Руководство парков на сегодняшний день себя тоже никак не проявило. Сейчас моя задача посредством экскурсий и других мероприятий, о которых я говорила выше, попытаться ответить на основные вопросы, касающиеся дальнейшего развития парковых зон, заинтересовать не только профессионалов, но в первую очередь жителей города. Я понимаю, что вопросов очень много, а люди не слишком хорошо понимают ситуацию. Наблюдая один хороший пример, они уже требуют повторения образца и, сами того не подозревая, себя серьезно обедняют и ограничивают. Меня эта ситуация сильно тревожит. Необходимо показать, насколько интересными и разными могут быть зеленые территории, чтобы сами жители требовали от руководства города и застройщиков этого разнообразия.

– Выставка представила анализ существующей ситуации. А как вы оцениваете перспективы развития парковых пространств Москвы в обозримом будущем?

– Здесь трудно что-либо прогнозировать. Но я думаю, что в ближайшей перспективе будет развиваться и набирать обороты направление, представленное другой экспозицией АрхМосквы «С городом на ты». Это направление связано с городскими инициативами самих жителей. Уже сегодня существует много примеров такой волонтерской деятельности, и все они по-своему интересны. С другой стороны, есть воля властей, и она не всегда совпадает с желаниями жителей. Эта ситуация напоминает процесс рытья тоннеля с двух сторон, где на одном конце роют горожане, а на другом – городские власти, и нет гарантий, что в итоге они встретятся. Властям выгодно привлекать энтузиастов и волонтеров, но сами энтузиасты в глубине души все равно лелеют надежду получить какое-то финансирование на реализацию своих замыслов. Смычка возможна, но практика показывает, что организовать волонтеров власть не в состоянии, инициативы возникают стихийно и крайне редко укладываются в те задачи, которые ставят перед собой госорганы. В любом случае мы не стоим на месте, и это уже не может не радовать.

ВСХВ. Историческая фотография. Фотографии предоставлены Еленой Гонсалес
zooming
Парк «Динамо». Историческая фотография
Набережная парка Горького
Детская площадка в саду имени Баумана

20 Июня 2013

Беседовала:

Алла Павликова
comments powered by HyperComments
Похожие статьи
Ходить по воде
Благоустройство, которое сделало спальный микрорайон не только комфортным, но и запоминающимся.
UP-GYM: интерактив для городской среды
Современное развитие комфортной городской среды требует современных решений.Новые подходы к организации уличного детского досуга при обустройстве дворовых территорий и общественных пространств, спортивных, образовательных и медицинских учреждений предложили чебоксарские специалисты.
Не кровля, а швейцарский нож
Ландшафтное бюро Landprocess из Бангкока превратило крышу одного из старейших университетов Таиланда в городской огород, совмещенный с общественным пространством и резервуарами для хранения дождевой воды.
Вдыхая новую жизнь
Рассказываем об итогах конкурса на концепцию развития Центрального парка им. Горького в Красноярске и показываем три проекта-победителя: воплотить в жизнь планируется лучшие идеи из каждого.
Прогулки по воде
Набережная Марка Шагала в скором времени превратится в крупнейший прибрежный парк Москвы с зелеными променадами, велосипедными и беговыми дорожками, парковыми аллеями, спа-центром на воде, водным садом и скульптурными павильонами в духе художников-авангардистов, прежде всего самого Шагала. Рассматриваем проект второй очереди.
Кисельные берега взаправду
Стратегия развития Казанки – масштабный и амбициозный проект по созданию национального парка в самом сердце города, способного изменить образ жизни казанцев. О реалистичности и серьезности намерений говорит тот факт, что с момента утверждения Стратегии отменено несколько крупных строек на берегах реки.
Парение свечей
Проект установки памятного знака журналистам, погибшим при исполнении профессионального долга – победившая в конкурсе работа скульптора Бориса Чёрствого, умершего в этом году, и архитекторов Алексея и Натальи Бавыкиных – не слишком типичный для современной Москвы, и поэтому актуальный и важный памятник.
Тучков буян: последняя пятерка
Вместе с финалистами конкурса на концепцию парка «Тучков буян», не вошедшими в призовую тройку, продолжаем мечтать о том, что могло бы появиться в центре Петербурга: дикий лес, новые острова, искусственный канал и много амфитеатров.
На красных холмах
Павильон центра молодежной культуры для самого большого экстрим-парка в России с интерактивным фасадом и переосмыслением эстетики стрит-арта.
СПбГАСУ-2020. Часть II
Пять выпускных работ кафедры Дизайна архитектурной среды, выполненных в условиях карантина под руководством Константина Самоловова и Константина Трофимова: wow-эффекты для «Тучкова буяна», подробная программа для арт-кластера, остроумное приспособление руин, а также взгляд с Луны на нижегородскую Стрелку.
СПбГАСУ-2020. Часть I.
Семь выпускных работ кафедры Дизайна архитектурной среды, выполненных в условиях карантина под руководством Ирины Школьниковой и Дениса Романова: геймдев-студия и модный кластер на фабрике «Красное знамя», возобновляемые источники энергии для Крыма, а также альтернативный «Тучков буян» и экологичное пространство на месте заброшенного манежа в Пушкине.
Белая площадь
Площадь Единства в центре Каунаса из парадной территории превратилась согласно проекту бюро 3deluxe во многофункциональное пространство, рассчитанное на самых разных горожан, от любителей скейтбординга до родителей с маленькими детьми.
Приручение модернизма
Из жесткого образца позднесоветского градостроительства, эспланады между так и оставшимся на бумаге музеем Ленина и Горсоветом, площадь Азатлык в Набережных Челнах благодаря проекту бюро DROM превратилась в привлекательное, многофункциональное и полицентричное общественное пространство.
Фантазия о дикой природе
На кампусе компании Vitra в Вайле-на-Рейне, в знаменитой «коллекции» зданий звездных авторов – пополнение: там создают сад по проекту Пита Аудолфа.
Городская лагуна
Архитекторы MVRDV встроили в «руины» городского торгового центра на Тайване общественное пространство The Spring с водоемами, детскими площадками, эстрадой и зеленью.
Назад в космос
Парк покорителей космоса на месте приземления Юрия Гагарина по концепции West 8 Адриана Гёзе делает Центр урбанистики экономического факультета МГУ под руководством Сергея Капкова.
Чувство леса
В Моховых горах бюро Станислава Горшунова предлагает обнимать деревья, слушать шум леса и вспоминать дачную жизнь нижегородской интеллигенции. Проект-победитель конкурса Малых городов, который отличает минималистичный подход.
Естественная сеть
Проект парка в городе нефтяников полностью сохраняет все деревья и множество протоптанных дорожек, а в архитектуре малых форм планирует следовать пожеланиям местных жителей.
Дюны, кварц и атом
Проект-победитель конкурса Малых городов для Соснового Бора: благоустройство парка и пляжа, вдохновленное северным ландшафтом, зеркалами и ядерной энергетикой.
Салют Кикоину!
Проект-победитель конкурса Малых городов для Новоуральска прославляет знаменитого физика, а также превращает бульвар на окраине в одно из главных общественных пространств.
Живописное жилье
В новом нью-йоркском комплексе Denizen Bushwick – 900 квартир, из которых 20% доступных, а высокую плотность смягчает монументальное искусство, озеленение и разнообразная инфраструктура. Авторы проекта – бюро ODA.
Технологии и материалы
Эффектная сантехника для энергоэффективного дома
Экодом в Чезене, совмещающий функции жилья и рабочей студии архитекторов Маргариты Потенте и Стефано Пирачини, стал первым в Италии примером «пассивного дома», встроенного в плотный фронт городской застройки; кроме того он – результат реконструкции. Интерьеры дома удачно дополняет сантехника Duravit.
Такие стеклянные «бабочки»
Важным элементом фасадного решения одного из самых известных
новых домов московского центра стало стекло Guardian:
зеркальные окна сочетаются с моллированными элементами, с помощью которых удалось реализовать смелую и красивую форму,
задуманную архитекторами.
Рассказываем, как реализована стеклянная пластика
дома на Малой Ордынке, 19.
На вкус и цвет: алюминий в московском метро
Алюминий практически вездесущ, а в современном метро просто незаменим. Он легок и хорошо держит форму, оттенки и варианты фактуры разнообразны: от стеклянисто-глянцевого до плотного матового. Вашему вниманию – обзор новых станций московского метро, в дизайне интерьеров которых использован окрашенный алюминий SEVALCON.
UP-GYM: интерактив для городской среды
Современное развитие комфортной городской среды требует современных решений.Новые подходы к организации уличного детского досуга при обустройстве дворовых территорий и общественных пространств, спортивных, образовательных и медицинских учреждений предложили чебоксарские специалисты.
Серьезный кирпичный разговор
В декабре в московском центре дизайна ARTPLAY прошла Кирпичная дискуссия с участием ведущих российских архитекторов – Сергея Скуратова, Натальи Сидоровой, Алексея Козыря, Михаила Бейлина и Ильсияр Тухватуллиной. Она завершила программу 1-го Кирпичного конкурса, организованного журналом
«Проект Балтия» и компанией АРХИТАЙЛ.
Цвет – это жизнь
Теория цвета и формы была важным учебным модулем в Баухаусе, где художники и архитекторы активно использовали теорию цвета Гёте и добились того, чтобы цвет стал неотъемлемой частью современной жизни. Шведы из Natural Colour Academy предложили палитру Color Trends 2020, собственную цветовую систему, которая задает цветовые стандарты для всех возможностей применения в новом десятилетии.
Расширить горизонты
Интерактивные игровые площадки, подключённые к интернету, и активити-парки компании «Новые Горизонты» как яркая часть городской среды.
Красное и черное
ЖК «Береговой» на береговой линии Москвы-реки, в престижном ЗАО, в историческом районе Филевский парк – часть Большого Сити, городской кластер, респектабельный образ которого создан с помощью облицовки клинкером Hagemeister
Ловушка для света
Новый Matelac Silver Crystalvision, стекло нейтрального оттенка с одной матовой и другой зеркальной стороной – удачное решение для современного минималистичного дизайна. Рассматриваем новый продукт в свете других предложений AGC для архитектуры интерьеров.
Праздничное освещение в большом городе
Каждый год с приближением праздников мы можем наблюдать, как преображаются привычные нам места: все стараются украсить пространство и создать праздничное настроение. Огромная роль при этом отводится праздничному освещению. Что это такое и каким образом создать праздничное освещение, мы разберем в этой статье.
Поверхность бархатная, характер нордический
Сочетая несочетаемое, Концерн Wienerberger разработал коллекцию инновационного кирпича Terca Klinker Nordic Line, модели которой названы в честь городов Северной Европы и намекают на скандинавскую архитектуру. Клинкер отличают бархатистые поверхности, прочность и эстетика при доступной цене.
Парк чудес. Сквозной лейтмотив клинкера
В подмосковной частной школе Wunderpark, которую называют российским Хогвартсом, авангардная архитектура проявила магические свойства материалов. Благородный клинкерный кирпич Hagemeister оттенил футуристичность бетона и стекла.
«Том Сойер Фест» возрождает красоту старинных зданий
Вот уже 5 лет в разных регионах России проходит уникальный фестиваль по сохранению архитектурного наследия «Том Сойер Фест». Волонтеры и неравнодушные спонсоры помогают спасти здания, которые долгие годы стояли без реставрации и разрушались. И это не просто старые дома – это наше уходящее достояние. Более 40 городов принимают участие в фестивале. В Нижнем Новгороде партнером «Том Сойер Фест» стала австрийская компания Baumit.
Open Spaces
Проект Solo Houses, реализуемый в одном из живописных пригородных районов Испании – это двенадцать экспериментальных жилых домов, гармонично сосуществующих с природным окружением. Ярким дизайнерским акцентом некоторых из них становятся ванны Bette из глазурованной стали.
Сейчас на главной
Пресса: Паоло Солери и Arcosanti: как построить Бога
Паоло Солери учился у Фрэнка Ллойда Райта, в художественной коммуне «Талиесин-Вест», и его оттуда выгнали — вероятно, из-за конфликта с Ольгой Ивановной Райт, женой великого мастера. Видимо, логика отталкивания и притяжения привели к тому, что хотя утопия Солери не имеет ничего общего с идеями Райта, сам тип жизни коммуной он воспроизвел.
Возможности ограничений
МАРШ проводит весенний интенсив для архитекторов и кураторов выставок с практикой в реальных музеях. А здесь – его куратор Егор Ларичев объясняет, как полезны архитекторам и кураторам ограничения, и как их много для участников курса. Все, кто не испугается, присоединяйтесь.
Вокзал без границ
Автовокзал в литовском Вилкавишкисе по проекту архитекторов Balčytis Studija «приютил» росшие на его месте старые деревья.
Медная крыша
Архитекторы Sauerbruch Hutton надстроили панельное школьное здание времен ГДР в Берлине деревянной «мансардой» с медной обшивкой.
Архитектура без истории и без теории?
На днях стало известно о планах радикальной реогранизации НИИ теории и истории архитектуры и градостроительства (НИИТИАГ) – единственного исследовательского института страны с таким профилем. Сотрудников, по слухам, планируют сократить в 7-8 раз. Мы поговорили с Дмитрием Швидковским, Андреем Боковым, Елизаветой Лихачевой, Андреем Баталовым – о том, чем ценен Институт и почему его все же надо сохранить.
Отвоевать кусочек парка
Архитекторы MVRDV возведут 25-метровый зеленый «холм» в центре Лондона: как ответ на потерянный здесь в 1960-е уголок Гайд-парка и меняющуюся после пандемии функцию Оксфорд-стрит.
Спланированный вернакуляр
Концепция жилого района для Самары от датских архитекторов: 2000 квартир, ни одной повторяющейся секции и очень много зеленых и общественных пространств.
Здание в шляпе
В программе библиотеки города Тайнань на Тайване по проекту бюро Mecanoo и MAYU – архивы и исторические экспозиции, а также медиатека и «цифровая мастерская».
К лесу передом
Типовой каркасный дом быстрой сборки с тремя спальнями и детской в антресоли, черный снаружи и белый внутри, спроектирован как для общения с природой, так и между собой. Весь фокус – на открытую террасу. Функции уборки и ухода за участком намеренно минимизированы, – подчеркивают авторы.
Бетонный Мадрид
Новая серия фотографа Роберто Конте посвящена не самой известной исторической странице испанской архитектуры: мадридским зданиям в русле брутализма.
Когнитивная урбанистика
Фрагмент из книги Алексея Крашенникова «Когнитивные модели городской среды», посвященной общественным пространствам и наполняющей их социальной активности.
Миссия на воде
Плавучая церковь «Бытие» в Лондоне по проекту архитекторов Denizen Works предназначена для жителей переживающих реконструкцию районов на востоке Лондона.
Энергетическое семейство
Жилой комплекс Symphony 34 планируется построить в Савеловском районе Москвы. Он будет состоять из четырех разновысотных башен – от 36 до 54 этажей. Каждая имеет свой образ, но вместе все четыре собраны в единый архитектурный ансамбль, фрагмент нового высотного города за третьим транспортным кольцом.
Реновация городской среды: исторические прецеденты
Публикуем полный текст коллективной монографии, написанной в прошедшем 2020 году сотрудниками НИИТИАГ и посвященной теме, по-прежнему актуальной как для столицы, так и для всей страны – реновации городов. Тема рассмотрена в широкой исторической и географической перспективе: от градостроительной практики Екатерины II до творчества Ричарда Роджерса в его отношении к мегаполисам. Москва, НИИТИАГ, 2021. 333 страницы.
«Аппетит к современности»
В Париже закончена реконструкция исторической Товарной биржи по проекту Тадао Андо: этой весной там откроется музей современного искусства – произведений из коллекции Франсуа Пино.
Иркутск как Дрезден
Фрагмент из книги «Регенерация историко-архитектурной среды. Развитие исторических центров», посвященной возможности применения немецких методик сохранения исторической среды в российских городах.
Содержание крупнее формы
Музей художественного образования Хуамао близ Нинбо по проекту Алвару Сиза и Карлуша Каштанейра – это компактный темный объем с наполненным светом просторным интерьером.