English version

Музыкальный камень

Концепцию реконструкции здания Музея музыкальной культуры им. М.И.Глинки в этом году разработала архитектурная мастерская «Сергей Киселев и Партнеры». Помимо расширения существующего здания, данный проект предусматривает строительство нового фондохранилища, чей объем решен в подчеркнуто современной стилистике.

mainImg
Через два года Государственный центральный музей музыкальной культуры имени М.И. Глинки будет отмечать свое 100-летие, и именно к этой замечательной дате планируется приурочить расширение его владений.

Сегодня музей, чьи фонды насчитывают более миллиона единиц хранения (музыкальные инструменты, коллекция живописи, авторские рукописи, личные вещи композиторов и исполнителей и многое другое), обитает в специально построенном для него в 1985 году здании, спроектированном известным советским архитектором Иосифом Ловейко. Оно представляет собой характерный образец модернизма середины 1960-х годов. Лапидарный прямоугольный объем, главным фасадом обращенный к улице Фадеева, претерпел с того времени существенные изменения, но главным акцентом оштукатуренной плоскости фасада по-прежнему остается витраж из цветного литого стекла работы мастеров под руководством  художника К. Маркунаса из Литвы. К главному фасаду примыкает скульптурная композиция – звонница с колоколами из музейного собрания. Один из них – из церкви села Новоспасское, где родился великий композитор, чье имя носит музей. Если о стилистике этого здания можно спорить, то его состояние, техническое оснащение, решительно оставляют желать лучшего. Музею остро не хватает помещений для хранения коллекций, отсутствуют грузовые лифты для перемещения экспозиционного оборудования и музейных предметов, габариты лестничных маршей  не соответствуют нынешним нормам, не функционируют кондиционеры – необходимый для хранения уникальных экспонатов температурно-влажностный режим не соблюдается. Помещение, в котором хранятся произведения русской и советской живописи, находится в подвале, в не оборудованной и не предназначенной для этого зоне. Иными словами, необходимость реконструкции назрела давно, и приближающийся юбилей как нельзя кстати.

Предпроектное предложение по реконструкции музея, выполненное ООО «АМ СК и П», стало одной из составляющих концепции развития музея до 2014 г. Забегая вперед, нужно отметить, что она была единодушно утверждена Коллегией Министерства культуры РФ. Большая заслуга в этом принадлежит директору музея, Михаилу Аркадьевичу Брызгалову и его коллективу единомышленников, одержимых идеей расширения музея. Архитекторы получили детально разработанное задание на проектирование, основанное на скрупулезном изученном анализе состояния музея и всех его потребностей. Нельзя не отметить огромную важность контактов авторов предпроектного предложения с руководящими работниками музея – Владимиром Владимировичем Лисенко, Кариной Сергеевной Баласанян, Юрием Самуиловичем Беленьким, Еленой Всеволодовной Батовой, Ниной Владимировной Милешиной и многими другими.

«После беглого знакомства с уникальной коллекцией Музея музыкальной культуры я сразу же воспринял проблему и желание музейщиков сделать все возможное для того, чтобы она стала более доступна для посетителей, – рассказывает главный архитектор проекта Владимир Лабутин. – Именно поэтому реконструкцию музея мы с самого начала рассматривали, как возможность превратить его в многофункциональный культурный центр с достаточными площадями для постоянных и сменных экспозиций, современным фондохранилищем, несколькими концертными залами и библиотекой». Однако архитекторам предстояло одинаково виртуозно вписаться не только в более чем скромный по своим параметрам участок, но и в весьма ограниченный бюджет. Кроме того, практически вплотную к музею, на площадке, ограниченной Пыхов-Церковным переулком и улицами Фадеева и Долгоруковской, по проекту Михаила Филиппова возводится элитный жилой комплекс. Многоэтажные корпуса «Итальянского квартала» занимают огромную площадь и образуют нечто подобное римскому амфитеатру. При таком прессинге масштаба в распоряжении музея остается всего ничего – узкая полоска земли между зданием Ловейко и внутриквартальным проездом.

Работу над проектом нового фондохранилища команда Владимира Лабутина начала с тщательного анализа того, что в принципе может быть построено на столь скромном участке. Детально изучалась и допустимая высотность нового здания музея – она не должно была ухудшать расчетную инсоляцию строящегося жилья. Габариты и форма объема выверялись с хирургической точностью: где-то от условного параллелепипеда архитекторам пришлось отсечь и скруглить углы, а где-то, наоборот, воспользоваться возможностью выдвинуть дополнительный блок. Получившееся в результате столь сложных изысканий фондохранилище и само внешне напоминает головоломку. В плане оно имеет форму многоугольника, своей единственной прямой стороной примыкающего к существующему зданию музея, а пластика этого объема будит ассоциации то ли с гигантским валуном, то ли с затейливо ограненным алмазом. «Получив такую форму, мы не стали ей сопротивляться, решив, что новое здание станет краеугольным камнем, заложенным в основание нового, современного этапа развития музея»,– поясняет концепцию автор проекта. В соответствии с этим образом выбран и материал – фасады фондохранилища предполагается облицевать листами из медного сплава, чья терракотово-бурая гамма подчеркивает и «природное происхождение», и драгоценность «камня».

Севший на свободный участок музейной территории, новый объем, как уже говорилось, вплотную примыкает к существующему зданию. Правда, на нулевом уровне между ними имеется проезд, необходимый для транспортировки и загрузки экспонатов, но выше – здания связаны системой переходов и лестниц. Отметки связей (в старом здании их после реконструкции будет пять, в новом – семь) не совпадают, поэтому в этой части комплекса предусмотрен специальный грузовой лифт, способный останавливаться на любой отметке. К слову, в существующем здании предполагается заменить все вертикальные коммуникации: в нем появится четыре новых лифта и два новых лестничных блока, пристроенных к боковым фасадам. За счет существующего технического этажа авторы проекта предполагают надстроить музей двумя этажами, на которых разместится новое экспозиционное двусветное пространство. На втором и третьем этажах при этом останутся постоянные экспозиции, а на первом, помимо основных помещений входной группы и отдела научно-просветительской работы, появятся киоски и кафе.

Сохранится в музее и Прокофьевский концертный зал, для которого мастерская  разработает новые интерьеры. Еще два зала будут спроектированы в новом здании – малый органный (музею принадлежит орган работы выдающегося немецкого мастера Ф. Ладегаста, ранее звучавший в Малом зале Московской консерватории) и лекционно-концертный на 400 мест. Интересно, что оба они расположатся на отметке общей для двух зданий, так что из залов через фойе можно будет перейти в уже упоминавшиеся двусветные выставочные залы.

Один из боковых фасадов нового корпуса, отвернувшийся от «Итальянского квартала», антресолью нависает над декоративным бассейном, визуально обогащая и расширяя пространство, на которое будут обращены окна библиотеки и аудиотеки музея.

Проект реконструкции предусматривает не только перепланировку внутренних помещений музейного здания, но и новый вариант отделки его фасадов. В частности, «плиту» главного фасада Владимир Лабутин предлагает «задрапировать» в стеклянное складчатое ограждение. При этом, стремясь сохранить «память места», он оставляет существующую супрематическую графику Ловейко и дополняет ее изображениями музыкальных инструментов. Сохраняется и звонница с колоколами. Ее предлагается облицевать мелкоразмерной цветной мозаичной плиткой, которая смягчит брутальность скульптурной композиции, а самим колоколам архитекторы мечтают вернуть возможность звучать. И в этой детали, как  в капле воды, отражается главная идея данного проекта – раскрытие потенциала богатейшей коллекции Музея музыкальной культуры, способной сделать его востребованным культурным и просветительским центром Москвы.
Предпроектное предложение по капитальному ремонту и реконструкции основного здания ГЦММК им. М.И.Глинки с пристройкой фондохранилища с реставрационными мастерскими и экспозиционно-выставочными и лекционно-концертными залами
© АМ Сергей Киселев и Партнеры
Предпроектное предложение по капитальному ремонту и реконструкции основного здания ГЦММК им. М.И.Глинки с пристройкой фондохранилища с реставрационными мастерскими и экспозиционно-выставочными и лекционно-концертными залами
© АМ Сергей Киселев и Партнеры
Предпроектное предложение по капитальному ремонту и реконструкции основного здания ГЦММК им. М.И.Глинки с пристройкой фондохранилища с реставрационными мастерскими и экспозиционно-выставочными и лекционно-концертными залами
© АМ Сергей Киселев и Партнеры
Предпроектное предложение по капитальному ремонту и реконструкции основного здания ГЦММК им. М.И.Глинки с пристройкой фондохранилища с реставрационными мастерскими и экспозиционно-выставочными и лекционно-концертными залами
© АМ Сергей Киселев и Партнеры
Предпроектное предложение по капитальному ремонту и реконструкции основного здания ГЦММК им. М.И.Глинки с пристройкой фондохранилища с реставрационными мастерскими и экспозиционно-выставочными и лекционно-концертными залами
© АМ Сергей Киселев и Партнеры
Предпроектное предложение по капитальному ремонту и реконструкции основного здания ГЦММК им. М.И.Глинки с пристройкой фондохранилища с реставрационными мастерскими и экспозиционно-выставочными и лекционно-концертными залами
© АМ Сергей Киселев и Партнеры
Предпроектное предложение по капитальному ремонту и реконструкции основного здания ГЦММК им. М.И.Глинки с пристройкой фондохранилища с реставрационными мастерскими и экспозиционно-выставочными и лекционно-концертными залами
© АМ Сергей Киселев и Партнеры
Предпроектное предложение по капитальному ремонту и реконструкции основного здания ГЦММК им. М.И.Глинки с пристройкой фондохранилища с реставрационными мастерскими и экспозиционно-выставочными и лекционно-концертными залами
© АМ Сергей Киселев и Партнеры
Предпроектное предложение по капитальному ремонту и реконструкции основного здания ГЦММК им. М.И.Глинки с пристройкой фондохранилища с реставрационными мастерскими и экспозиционно-выставочными и лекционно-концертными залами
© АМ Сергей Киселев и Партнеры
Предпроектное предложение по капитальному ремонту и реконструкции основного здания ГЦММК им. М.И.Глинки с пристройкой фондохранилища с реставрационными мастерскими и экспозиционно-выставочными и лекционно-концертными залами
© АМ Сергей Киселев и Партнеры
Предпроектное предложение по капитальному ремонту и реконструкции основного здания ГЦММК им. М.И.Глинки с пристройкой фондохранилища с реставрационными мастерскими и экспозиционно-выставочными и лекционно-концертными залами
© АМ Сергей Киселев и Партнеры
Предпроектное предложение по капитальному ремонту и реконструкции основного здания ГЦММК им. М.И.Глинки с пристройкой фондохранилища с реставрационными мастерскими и экспозиционно-выставочными и лекционно-концертными залами
© АМ Сергей Киселев и Партнеры
Предпроектное предложение по капитальному ремонту и реконструкции основного здания ГЦММК им. М.И.Глинки с пристройкой фондохранилища с реставрационными мастерскими и экспозиционно-выставочными и лекционно-концертными залами
© АМ Сергей Киселев и Партнеры
Предпроектное предложение по капитальному ремонту и реконструкции основного здания ГЦММК им. М.И.Глинки с пристройкой фондохранилища с реставрационными мастерскими и экспозиционно-выставочными и лекционно-концертными залами. Ситуационный план
© АМ Сергей Киселев и Партнеры
Предпроектное предложение по капитальному ремонту и реконструкции основного здания ГЦММК им. М.И.Глинки с пристройкой фондохранилища с реставрационными мастерскими и экспозиционно-выставочными и лекционно-концертными залами
© АМ Сергей Киселев и Партнеры
Предпроектное предложение по капитальному ремонту и реконструкции основного здания ГЦММК им. М.И.Глинки с пристройкой фондохранилища с реставрационными мастерскими и экспозиционно-выставочными и лекционно-концертными залами. План первого этажа
© АМ Сергей Киселев и Партнеры
Предпроектное предложение по капитальному ремонту и реконструкции основного здания ГЦММК им. М.И.Глинки с пристройкой фондохранилища с реставрационными мастерскими и экспозиционно-выставочными и лекционно-концертными залами. План шестого этажа
© АМ Сергей Киселев и Партнеры

29 Ноября 2010

Золотое очелье
Новый стеклянный объем с параболической аркой из корабельной стали между башнями штаб-квартиры Сбербанка – общественное пространство, открытое для посещения. Архитектурную концепцию предложили Evolution Design. Ниже рассказ о сложностях и тонкостях.
Самый «зеленый»
West Mall на Большой Очаковской улице станет первым в России торговым центром, построенным по международным экологическим стандартам с применением зеленых технологий. Заказчик проекта, компания «Гарант-Инвест», планирует сертифицировать его по стандартам BREEAM и LEED.
Идеями лучимся / Delirious Moscow
В Гостином дворе открылась 26 по счету Арх Москва. Ее тема – идеи, главный гость – Москва, повсеместно встречаются небоскребы и разговоры о высокоплотной застройке. На выставке присутствует самая высокая башня и самая длинная линейная экспозиция в ее истории. Здесь можно посмотреть на все проекты конкурса «Облик реновации», пока еще не опубликованные.
Башни «Спутника»
Шесть башен в крупном жилом комплексе рядом с берегом Москвы-реки в самом начале Новорижского шоссе совмещают ответ на целый ряд маркетинговых пожеланий и рамок, предлагая простой ритм и лаконичную форму для домов, которые заказчик предпочел видеть «яркими».
Продолжение и развитие
Вторая офисная очередь самого популярного бизнес-парка Новой Москвы – Comcity – продолжает подземную улицу существующей части комплекса и откликается на его архитектурную айдентику.
Комфортный город в себе
Казалось бы, такое невозможно среди человейников, неритмично чередующихся со старыми дачами. И между тем жилой комплекс на территории бизнес-парка Comcity предлагает именно комфортную среду среднего города: не слишком высокую и умеренно-приватную, как вариант идеала современной урбанистики.
Илья Уткин: «Мы учились у Пиранези и Палладио»
О трех кварталах вокруг Кремля – Кадашевской слободе, Царевом саде и ЖК на Софийской набережной; о понимании города и храма, о творческой оттепели и десятилетии бескультурья; о сокровищах дедушкиной библиотеки – рассказал победитель бумажных конкурсов, лауреат Венецианской биеннале, архитектор-неоклассик Илья Уткин.
Плиссированный дом
Комплекс апартаментов на улице Франко, спроектированный Алексеем Медведевым, берет на себя роль градостроительного акцента, не выходя за рамки сдержанной минималистичной формы. Одна из его особенностей – лестница с пандусом-зигзагом, все еще необычная для Москвы.
Малоэтажные кварталы: в Оренбургских степях
Концепция застройки 150 га на окраине Оренбурга, разработанная архитекторами СКиП, привлекательна двумя вещами: наличием многих компонентов комфортного города, но отсутствием чрезмерно маркетинговых ходов – иными словами, реалистичностью замысла.
Продолжение начатого
Проект офисно-гостиничного комплекса на первом километре Рублево-Успенского шоссе развивает давние идеи и откликается на архитектуру зданий, уже построенных здесь архитекторами СКиП ранее.
Триумф «Литератора»
Лауреатом «Золотого сечения» ожидаемо стала мастерская «Сергей Киселев и Партнеры» за реализацию ЖК «Литератор». О других наградах – в нашем рассказе с места событий.
Дом перфекциониста
Жилой комплекс V-House Архитектурной мастерской «Сергей Киселев и партнеры» недавно сдан в эксплуатацию. Бюро осуществляло авторский надзор, благодаря чему удалось добиться именно того качества, на какое проектировщики изначально рассчитывали.
Дом-змея
Вариант СКиП для территории «Филикровли» – протяженный дом, интерпретирующий идею двух- или даже трехъярусного города, выстроенный вдоль пешеходного бульвара, ведущего от одного метро к другому.
Каннелюра минималиста
Объемное построение этого жилого комплекса реагирует на структуру городской ткани, а геометрия фасадов – на поиски зрелого модернизма, впрочем, аллюзии поданы современно, с вниманием к деталям.
Без стилизации
Закончено строительство ЖК «Литератор» в Хамовниках: архитекторы сделали его принципиально современным, в частности, отказавшись от парадного фасада в пользу осмысления имманентных особенностей кирпичной и белокаменной кладки.
Черно-белый дуэт
Около станции метро «Нагорная» по проекту «Архитектурной мастерской «Сергей Киселев и Партнеры» скоро начнется строительство двух жилых башен, привлекающих внимание своей выразительной шахматной облицовкой.
Архсовет Москвы–16
9 апреля архсовет рассмотрел четыре варианта архитектурного решения одного из корпусов в составе бывшего «Миракс-плаза». Лучшим почти единодушно был признан второй вариант.
Много_башен
Публикуем все проекты, участвовавшие во втором туре конкурса на жилой комплекс на Рублевском шоссе. Победил проект бюро «Сергей Скуратов ARCHITECTS»
Дом – разноцветные ярмарки
Красочный коллаж, будто склеенный из журнальных и газетных вырезок, на фоне монотонной застройки подмосковного городка Московский – конкурсный проект торгово-развлекательного центра от бюро «Сергей Киселев и Партнеры».
Возвращение проекта
Рассказ о том, как проект АТК на ул. Кульнева (более известный по своему прежнему названию «Миракс-плаза») лишился надзора его авторов, был переделан, а затем – вернулся к авторам и вернул себе прежнюю архитектурную цельность.
Этюд в кирпичных тонах
В архитектурном бюро «Киселев и партнеры» завершили проектирование поселка с живописным названием «Этюд». Помимо частного жилья здесь предусмотрено несколько многоквартирных домов, а общая стилистика поселка близка лаконичному скандинавскому дизайну.
Выбор веселых и находчивых
Публикуем все проекты участников конкурса на концепцию реконструкции кинотеатра «Гавана» для молодежного центра «Планета КВН». Среди участников SPEECH, СКиП, бюро Андрея Чернихова, Алексея Гинзбуга и другие, первое место досталось проекту бюро «Атриум», предложившему изменить фасад до неузнаваемости с помощью легкой натяжной конструкции.
Языком Высокого Возрождения
Архитектурная мастерская «Сергей Киселев и партнеры» разработала проект ландшафтного решения дворов и прилегающих территорий жилого комплекса «Итальянский квартал», строящегося сейчас в Москве. Образы ландшафтной архитектуры по-новому продолжают затеянную Михаилом Филипповым «игру в классику».
Валерий Лукомский: Главное для меня – сохранить авторский...
Реализация архитектурного проекта невозможна без досконально проработанных чертежей и скрупулезных расчетов, однако этот этап работы мастерских обычно не становится поводом для публикаций. Оценивая архитектурно-планировочные решения, критики, как правило, даже не упоминают тех, кто доводит их «до ума». Между тем так называемая стадия РД нередко поручается специальному бюро, и именно об этом наш сегодняшний разговор с руководителем архитектурной мастерской «Сити-Арх» Валерием Лукомским.
Похожие статьи
Рыночный куб
MVRDV предложили для тайваньского города Чжубэй новую, максимально гибкую типологию рыночной постройки, применив свой излюбленный прием штабелирования этажей и функций.
Механика цветения стеклянного леса
Комплекс апартаментов Саввинская 27 от Level, строительство которого сейчас уже подходит к концу на вытянутом вдоль реки протяженном участке рядом с Новодевичьим монастырем, – обладает очень смелой для Москвы пластикой. Визуально он похож на результат работы стеклодува в соавторстве со скульптором, этакие стеклянно-бетонные джунгли, ритмизованные, но растущие энергично и живописно. Воплотить такую идею – не так-то просто. Рассказываем о концепции ODA и о методах, использованных архитекторами компании АПЕКС для ее реализации. Показываем узлы.
Дом над соснами
Дом на юго-западе Франции по проекту Maud Caubet Architectes приподнят над землей, чтобы владельцы могли любоваться кронами сосен.
Античность и недвижимость
Бюро OMA выиграло конкурс на проект реконструкции футбольного стадиона «Сельман Стермаси» в Тиране: вокруг модернизированной арены появятся жилье, офисы и гостиница.
Изящество и совместность
Вилла «Грейс», построенная по проекту бюро Романа Леонидова в Подмосковье, балансирует между элегантным минимализмом и широкими порывами русской души. Главный дом решен как последовательность четырех самодостаточных объемов – каждый может существовать по отдельности, но предпочитает быть частью целого. Единение достигается с помощью цвета и системы общих пространств, а богатая пластика, которая менялась по ходу строительства, «окупает» почти полное отсутствие декора.
Войти в ущелье
Бюро Ofis полностью перестроило входной павильон живописного ущелья Винтгар в Словении, предложив вернуться к традиционной, не наносящей вреда природе деревянной архитектуре.
Бетон и искусство иллюзии
В парижском парке Ла-Виллет по проекту бюро Loci Anima реконструирован кинотеатр La Géode – геодезическая сферорама на бруталистском основании.
Растворенный в джунглях
В проекте Canopy House Марсиу Коган и его Studio MK27 предложили человечный вариант модернистского по духу дома, сливающегося с буйной тропической природой на востоке Бразилии.
Парящая вершина
Центр продаж по проекту бюро Wutopia Lab в дельте Жемчужной реки напоминает о горных вершинах – как местных, тропической провинции Гуандун, так и тяньшаньских.
Путь в три шага
Бюро HENN и C.F. Møller выиграли конкурс на проект нового больничного комплекса Ганноверского медицинского института.
Блеск дерзновенный
Изучаем «Новый взгляд», первую школу, построенную за последние 25 лет в Хамовниках. У здания три основные особенности: оно рассчитано на универсалии современного образования, обучение через общение и прочее; второе – фасады сочетают структурное моллированное стекло и металлизированно-поливную керамику, они дороги и технологичны. Третье – это школа «Садовых кварталов», последнее по времени приобретение знаменитого квартала Хамовников. И дорогое, и, по-своему, дерзкое приобретение: есть некий молодой задор в этом высказывании. Разбираемся, как устроена школа и где здесь контраст.
Дом хорошего самочувствия
Бюро Triptyque и Architects Office создали первый в Бразилии многоквартирный дом для здоровой жизни: их башня AGE360 в самом центре вмещает спортивные и спа-объекты.
Поворот ядра
Остроумное и емкое пластическое решение – поворот каждого этажа на N градусов – дал ансамбль «танцующих» башен, подобных друг другу, но разных; простых, но сложных. Авторы тщательно продумали один узел и немало повозились с конструкцией колонн, все остальное «было просто». Да, еще стены ядра на каждом этаже развернули – для максимальной эффективности офисных пространств.
Перья на ветру
Павильон по проекту шанхайского бюро GN Architects, подчеркивая красоту пейзажа, служит для привлечения туристов на островок Чайшань в Восточно-Китайском море.
Дом из весенней материи
За этим домом мы наблюдаем уже пару лет: вроде бы простой, не очень сложный, но как удачно вписался в микрорайонный контекст после развязок МСД. Здорово запоминается этот дом всем, кто хотя бы время о времени ездит по шоссе. На наш взгляд, тут Сергею Никешкину, миксуя популярные приемы и подходы архитектуры 2010-х, удалось простое, вроде бы, здание превратить в высказывание «на тему дома как такового». Разбираемся, как так вышло.
Вода и ветер точат камень
По проекту бюро Asadov в районе Дубая, где сосредоточена инфраструктура для кино- и телепроизводства, будет построен жилой комплекс Arisha. Чтобы создать затененные пространства и интригующий силуэт, архитекторы выбрали воронкообразную композицию, а также заимствованные у природы пластические приемы – выветривания и осыпания. Пространства кровли, стилобата и подземного этажа расширяют возможности для досуга в контуре рукотворного «оазиса».
Райский птичий лай
Вилла Casa Seriema, построенная в окрестностях Белу-Оризонти по проекту бюро Tetro, своими общественными пространствами обращена на горы, а частными комнатами – на густой лес.
На пути к осознанности
Бюро BIG представило проект Международного аэропорта Гелепху – ключевую часть своего мастерплана «Город осознанности» для Бутана.
Полезные связи
Zaha Hadid Architects представили проект мастерплана Наполи-Порта-Эст, который призван оживить заброшенные промышленные кварталы Неаполя и соединить их с центральной частью города.
Архитектура в рельефе
Трансформация исторического здания педагогического института в отель и офисы по проекту CBA architectes дала городу Руан новую смотровую площадку.
18 лет ожидания
Стартовала реализация проекта Zaha Hadid Architects, начатого еще в 2007-м: это Центр средиземноморской культуры для южноитальянского города Реджо-ди-Калабрия.
Высота 5642
Институт Генплана Москвы подготовил проект комплексного развития трех горнолыжных курортов Кавказа, получивших статус особых экономических зон туристско-рекреационного типа. Первая из них – Эльбрус. На горе построят новые трассы, канатные дороги и гостиницы, модернизируют станции и приведут в порядок туристическую поляну Азау. Для расширения аудитории и всесезоннной привлекательности развивается сеть экотроп. Рассказываем обо всех этапах подробнее.
ИТ-городок
На примере первой реализованной очереди квартала «Ю» разбираемся, как будет устроен новый микрорайон Иннополиса. Бюро Т+Т Architects и HADAA сформировали и сбалансировали остроумный мастер-план с разными типами жилья, зеленой артерией, системой площадей и парком в центральной части.
Долгожданный герой
Открытия библиотеки в своем районе жители Северного Боулдера в штате Колорадо ждали больше 25 лет. Архитекторы WORKac создали для них удобный и гостеприимный общественный центр.
Технологии и материалы
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Сейчас на главной
Сечение по Краснодару
Стали известны лауреаты смотра-конкурса «Золотое сечение 2025». Гран-при достался тренировочной базе футбольного клуба «Краснодар» Максима Рымаря. Публикуем полный список награжденных.
Арт-мельница
Историческая автоматическая мельница в чешском Пардубице претерпела сложную, многосоставную реставрацию усилиями бюро TRANSAT и Prokš Přikryl, став в итоге важным художественным центром.
Приморская волна
Градсовет Петербурга рассмотрел проект санаторного комплекса в Солнечном, представленный руководителем бюро «А.Лен» Сергеем Орешкиным. Экспертам понравилась архитектура, но большие сомнения вызвала среда, которая намекает на вероятность апартаментов: дисперсная застройка, небольшое количество парковочных мест и отсутствие крытого бассейна плохо сочетаются с типологией комплекса.
Арка и треугольник
Новый бизнес-центр Stone Мневники от Kleinewelt Architekten, для того же заказчика, что и на Ходынке, в чем-то перекликается с проектами для нее. Но не во всем. В Мневниках больше углов, и сами авторы говорят, что проект построен на контрасте. Действительно, если в первой очереди присутствуют намеки на классику, хотя и очень легкие – ну, хотя бы те же арки, и просто, и перевернутые, то есть ее прообразом можно считать восьмидесятые; то во второй очереди в роли отдаленного прообраза модернизм семидесятых. Их объединяет калейдоскоп не лишенного дерзости благоустройства из лучей и треугольников.
Вторая итерация
Градсовет Петербурга повторно рассмотрел проект дома, который повлияет на панорамы Большой Невки. Бюро «А2» прислушлось к рекомендациям и поработало с ритмом, торцами и верхним террасированным уровнем. Эксперты поддержали улучшения и признали проект удачным.
Парящие ступени
В поместье в горах на юге Китая появились два павильона по проекту бюро DoDesign: они вдохновлены типичными для этой местности огромными камнями.
Солнечный дуплекс
Небольшой отель в Солнечногорске, рассчитанный на автономное размещение двух компаний, построен по проекту DO buro. В сценарий здания заложена как возможность уединения, так и совместного времяпрепровождения: у каждого жилого модуля свой двор и гостиная с панорамным окном, а объединяет их терраса, которую можно использовать в качестве дополнительной площадки для отдыха.
Домашняя триада
Дом по проекту Neogenesis+Studi0261 в Сурате на западе Индии состоит из трех почти одинаковых и независимых секций: здесь с удобством разместились несколько поколений одной семьи.
Тень от франжипани
Ресторан, построенный по проекту бюро Максима Цыбина Overhead на острове Бали, простыми и крупными формами подсвечивает колоритный контекст: на фоне белых и бетонных поверхностей ярче проступает разнообразие растительности, самобытность придомовых храмов и детали окружающих зданий.
Убежище архитектора
Собственный дом архитекторов студии Quatrobase в Московской области изобретателен и включает множество нестандартных решений: двусветную гостиную при каркасной технологии строительства, темный фасад и контрастные окна, а также целый ряд интерьерных и технических находок.
Фабрика здоровья
Работая над проектом оздоровительно-туристического комплекса на берегу Енисея, архитекторы ПТАМ Виссарионова поставили перед собой задачу создать оздоровительные пространства, усиливающие пользу воздействия природы и медицинских процедур на тело и душу. Объемно-пространственные нацелены стимулировать взаимодействие гостей с ландшафтом и друг с другом.
Рыночный куб
MVRDV предложили для тайваньского города Чжубэй новую, максимально гибкую типологию рыночной постройки, применив свой излюбленный прием штабелирования этажей и функций.
Дом над соснами
Дом на юго-западе Франции по проекту Maud Caubet Architectes приподнят над землей, чтобы владельцы могли любоваться кронами сосен.
Механика цветения стеклянного леса
Комплекс апартаментов Саввинская 27 от Level, строительство которого сейчас уже подходит к концу на вытянутом вдоль реки протяженном участке рядом с Новодевичьим монастырем, – обладает очень смелой для Москвы пластикой. Визуально он похож на результат работы стеклодува в соавторстве со скульптором, этакие стеклянно-бетонные джунгли, ритмизованные, но растущие энергично и живописно. Воплотить такую идею – не так-то просто. Рассказываем о концепции ODA и о методах, использованных архитекторами компании АПЕКС для ее реализации. Показываем узлы.
Третья пространственная
Профессор МАРХИ Максим Полещук написал книгу об инновациях. Она выйдет в свет в мае 2025, а пока показываем расширенную авторскую аннотацию. Там сказано, что книге есть разгадка освобождения архитектуры от «плена традиционных институтов: заказчик – подрядчик, проектировщик – строитель, чиновник – девелопер».
Античность и недвижимость
Бюро OMA выиграло конкурс на проект реконструкции футбольного стадиона «Сельман Стермаси» в Тиране: вокруг модернизированной арены появятся жилье, офисы и гостиница.
Между действительным и виртуальным
Интерьер бутика Nude Story на Кузнецком Мосту, реализованный по проекту Романа Гуляева и Марии Цахариас, может показаться очень уж модным: очищенный кирпич, обилие медиа-экранов. Но он освежает и даже завораживает парадоксами, начиная от обилия медиа-экранов в историческом интерьере и заканчивая «фрагментами» каннелированных колонн травянистого цвета.
Благоустройство глазами студентов
В начале марта в Минстрое России подвели итоги Национального студенческого конкурса «Благоустрой!» Были определены победители в шести номинациях, а также обладатель гран-при конкурса в миллион рублей. Рассказываем о проектах-победителях.
Вент-фасад: беда или мелочь?
Еще один памятник модернизма под угрозой: Донскую публичную библиотеку в Ростове-на-Дону архитектора Яна Заниса планируется ремонтировать «с максимальным сохранением внешнего облика» – с переоблицовкой камнем, но на подсистеме, и заменой туфа в кинозале на что-то акустическое. Это пример паллиативного подхода к обновлению модернизма: искажения не касаются «буквы», но затрагивают «дух» и материальную уникальность. Рассказываем, размышляем. Проект прошел экспертизу, открыт тендер на генподрядчика, так что надежды особенной нет. Но почему же нельзя разработать, наконец, методику работы со зданиями семидесятых?
Песнь песней
В Европейском университете в Санкт-Петербурге открылась персональная выставка Сергея Мишина «Проект проекта». По его собственному определению, на ней представлена руда, из которой добывается вещество архитектуры: графика, блокноты, заметки и осколки, предшествующие рабочим чертежам. Кроме графики есть и тексты Сергея Мишина и о нем – выдающиеся примеры того, как можно говорить об архитектуре.
Войти в ущелье
Бюро Ofis полностью перестроило входной павильон живописного ущелья Винтгар в Словении, предложив вернуться к традиционной, не наносящей вреда природе деревянной архитектуре.
Изящество и совместность
Вилла «Грейс», построенная по проекту бюро Романа Леонидова в Подмосковье, балансирует между элегантным минимализмом и широкими порывами русской души. Главный дом решен как последовательность четырех самодостаточных объемов – каждый может существовать по отдельности, но предпочитает быть частью целого. Единение достигается с помощью цвета и системы общих пространств, а богатая пластика, которая менялась по ходу строительства, «окупает» почти полное отсутствие декора.
Скульптуры вместо карет
По проекту Главного управления культурного наследия Московской области в Серпуховском историко-художественном музее к новой функции приспособили каретный сарай. Теперь он действует как открытое фондохранилище и более доступен маломобильным посетителям.
Бетон и искусство иллюзии
В парижском парке Ла-Виллет по проекту бюро Loci Anima реконструирован кинотеатр La Géode – геодезическая сферорама на бруталистском основании.
Галерея у реки
Проект благоустройства набережной Волги в Тутаеве бюро SOTA подготовило для Конкурса малых городов. Набережная решена в виде променада, который предлагает больше способов взаимодействия с рекой: от купания и катания на лодках до просмотра кинолент. Малые архитектурные формы вдохновлены деревянным зодчеством.
Образ малой формы
Начинаем собирать коллекцию современных скамеек – с идеей, «месседжем», архитектурной составляющей. И, главное – либо уникальных, реализованных один раз, либо запущенных в серию, но обязательно по авторскому проекту. Из предложенных проектов редакция отберет лучшие, а из победителей этого мини-конкурса сделаем публикацию, покажем всем ваши скамейки.
А пока что...