Сбитый масштаб

Экспозиция «Модернизация модернизма» Второй Московской архитектурной биеннале посвящена реконструкции жилых, общественных и промышленных построек 2-й половины 20 века. Она входит в число основных проектов биеннале и, как все они, включает в себя целую серию небольших выставок в разных частях ЦДХ, отразивших разные аспекты ее основной темы.

mainImg
На первый взгляд, ее сюжет однозначно интересен и актуален: и в России, и в остальном мире рядовые сооружения полувековой — или даже менее — давности требуют капитального ремонта или даже кажутся морально устаревшими. Решение в виде сноса, которое одинаково охотно практикуется и у нас, и за рубежом, не всегда является самым экономичным и тем более экологичным. Претензии возникают и к планировке районов, застроенных в тот период: жителей не устраивает плотность застройки, излишняя простота планов, однообразие и т. д. И как раз из последнего обстоятельства вытекает первая «неясность» «Модернизация модернизма»: в отличие от другого проекта биеннале «Трансформация города», целиком посвященного градостроительству, она «колеблется» между масштабом отдельного здания и комплексной реконструкции жилого района: например, стенды голландских бюро Buro Van Schagen и De Nijl Architects, находящиеся в основной части этой экспозиции (18 и 19 залах на 3-ем этаже) развивают именно последнюю тему. Впрочем, все представленные этими архитекторами проекты чрезвычайно интересны, так как касаются общих проблем подобной застройки: недостаточной связи между отдельными кварталами и районами, непродуманной транспортной системы и трактовки общественного пространства, отсутствия читающихся границ между общественными и частными территориями и чрезмерной плотности застройки (например, использования многоэтажных зданий там, где сейчас будут достаточными односемейные дома).

Два разных «масштаба», конечно, можно и удачно свести воедино, что показывает экспозиция «Модернизация панельных зданий. Опыт Германии», организованная журналом «Проект Балтия» и Палатой архитекторов земли Бранденбург. Она состоит из двух частей: в первой подробно показаны лучшие примеры модернизации зданий разных типов (школы, жилье, учебные корпуса, общественные центры и т. д.), во второй — планы реконструкции жилых районов и зеленых зон. Безусловно, территория бывшей ГДР по объективным причинам лидирует по количеству и качеству подобных проектов, поэтому неудивительно, что «опыт Германии» оказался самым разнообразным из представленных (и поэтому ей отведено, согласно заявлению организаторов «Модернизации модернизма», «центральное место»). Но, с другой стороны, эта объемная выставка выглядит рядом с остальными разделами экспозиции, как обстоятельный каталог рядом с брошюрами, что не способствует созданию целостного впечатления.

Особенно разочаровывающим в сравнении кажется «румынский опыт» — проект Magic Blocks, вариант одноименной выставки, показанной в берлинской галерее Aedes осенью прошлого года, сокращенный до размеров одного небольшого стенда. При этом тема там затронута весьма интересная для российской публики: в Бухаресте тоже остро стоит проблема реконструкции жилого фонда, на которую власти не желают выделять деньги, а приватизировавшие свои квартиры горожане, возможно, хотели бы этим заняться, но не представляют себе, как (до гениальной идеи добровольно-принудительных ТСЖ там пока не дошли). При этом Бухарест также пережил бум «точечной» и почти стихийной застройки, а районы социалистических времен разделились по принципу престижных и непрестижных. Румынские перипетии если и не подсказали бы выход из отечественной ситуации, то хотя бы навели на размышления. К сожалению, досадная краткость представленной информации не дает такой возможности.

«New Новые Черемушки. Модернизация (пост)советского микрорайона» представляет собой результат работы студентов дипломной студии МАРХИ под руководством Анны Боковой. Этот безусловно оригинальный проект обладает как сильными, так и слабыми сторонами всех дипломов: среди первых — оригинальность идей и подхода, среди вторых — их нескрываемая утопичность.
К разделу «российского опыта» комплексной модернизации жилой застройки также относится проект обладателя 1-й премии конкурса Международного союза архитекторов «Maxmix Cities» Никиты Сергиенко. Его работа «Микрорайон: Next Life» посвящена реконструкции московского микрорайона «Отрадное».

В отдельном блоке ПРОМ-2, организованном журналом «Проект Балтия», представлены российские примеры реконструкции промышленных зданий и приспособления их под новые функции. Здесь собраны безусловно удачные примеры (бизнес-центры «Лангензипен» и «Бенуа» Сергея Чобана в Санкт-Петербурге, Центр дизайна ARTPLAY на Яузе Сергея Десятова и офисное здание «Интеллект-Телеком» «Проект 21 — «Архитектура»), хотя конкретность и «реализм» этой части выставки по сравнению с ее обобщенным, а порой утопическим или теоретическим окружением вновь демонстрирует характерный для «Модернизации модернизма» неожиданный и несколько необъяснимый перепад масштабов.

Впрочем, теория модернизма затронута на выставке и напрямую — в двух проектах главного редактора журнала «Проект Балтия» Владимира Фролова. Первый представляет собой «архитектурный ноль-объект» — превращенную в идеальную, абсолютную форму советскую «жилую единицу» — пятиэтажку (его макет помещен на границе залов 14 и 14а на 2-м этаже). Блок из прозрачного бетона, имеющий ее габариты, но лишенный оконных и дверных проемов (ход внутрь устроен через подземный пандус) должен стать жильем будущего и «инструментом» дезурбанизации, рассредоточенным по лесам и полям с плотностью 1 штука / 5 км2. Автор выводит этот проект из русского авангарда, точнее, из экспериментов Казимира Малевича, и завершает им другую свою работу — видео «Модернизм: +/–» (зал 21 на 3-ем этаже), где продемонстрирована эволюция трактовки советского модернизма отечественными художниками и архитекторами 1980-х – 2000-х годов — от отторжения («Стиль 2001 года» Михаила Филиппова) до полного принятия (всё тот же «ноль-объект», который, впрочем, больше напоминает пародию на авангардистские мечты о новой жизни, чем серьезную социально-архитектурную утопию).

В целом же, «Модернизация модернизма» вызывает смешанные чувства: сочетание на ограниченной площади краткости и детальности, теории, утопии и прагматичности, масштаба огромных районов и отдельных сооружений заставляют заподозрить организаторов в отсутствии четкой общей концепции и поверхностном подходе, хотя даже поверхностный — в прямом смысле слова — подход при последовательном применении может дать весьма неплохой результат. Это демонстрирует выставка «Facelift: новые лица старых знакомых» журнала Interni в вестибюле ЦДХ: кураторы заказали проекты обновления облика советских панельных домов 10 молодым архитекторам, и те предложили различные варианты изображений, которые можно нанести с помощью фасадных панелей и других материалов на типовые здания — от романтического абриса петербургских достопримечательностей (Андрей Бархин) до цифровых кодов (MilkFactory). Подобный проект не так уж дорог и вполне реализуем в рамках обычного капитального ремонта, включающего в себя утепление фасадов — как правило, лишенное какой-либо эстетической ценности.
zooming
Buro Van Schagen. Реконструированный жилой массив Hof Loevesteijn в Гааге. 1997-2002
zooming
Гражданский центр Ораниенбург-Миттельштадт в Ораниенбурге. Реконструкция здания ясли-сада. Бюро HP-Architekten. 2004-2005. Экспонат выставки «Модернизация панельных зданий. Опыт Германии»
zooming
Елена Ильина. Спортивно-оздоровительный центр и дневной курорт «Черемуха». Экспонат выставки “New Новые Черемушки”
zooming
Алексей Левчук, Владимир Фролов. «Архитектурный ноль-объект». Макет из прозрачного бетона
zooming
Вид выставки "Facelift: новые лица старых знакомых" журнала Interni в вестибюле ЦДХ

27 Мая 2010

Похожие статьи
Задел на устойчивость
Форум «Казаныш» в этом году прошел с особенным размахом: эксперты из 25 стран, «премьера» театра Камала от Wowhaus и Кэнго Кумы, полные людей лектории, анонс международных конкурсов и новых мега-проектов. Мы пробыли на фестивале два дня, а пищи для размышления получили на год. Делимся впечатлениями, услышанными практическими советами и продолжаем наблюдать – будет ли меняться архитектурный процесс после профессиональных интеграций со странами БРИКС+.
Больше стиля
Градостроительный совет во второй раз рассмотрел проект застройки бывшего Мытного двора – теперь им занимается мастерская «Евгений Герасимов и партнеры», которая для новых корпусов предложила пять трактовок исторических стилей от английской классики до а-ля рюс. Эклектика не всем пришлась по душе, однако превалировало настроение привести наконец в порядок территорию за забором.
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Пресса: Снос и предложение
После запуска всевозможных программ сноса старого жилого фонда и бума элитного строительства в центре Москвы у нас в стране появился интерес к тому, чем застроены городские окраины и целые города-сателлиты: к спальным районам и хрущевкам.
Пресса: По направлению к урбанизму
Прошедшая в конце мая – начале июня в ЦДХ Вторая Биеннале архитектуры, тема которой была сформулирована куратором Б.Голдхорном - «Перестройка. Модернизация города», фактически удостоверила полную и окончательную легитимацию урбанизма в наших пенатах...
Пресса: Время модернизации городов
Тему прошедшей на днях в Москве архитектурной биеннале «Перестройка. Модернизация городов» можно назвать для России вечной. Фронт работ по трансформации городов, благоустройству дворов и реконструкции зданий в стране просто необъятный.
Технологии и материалы
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Сейчас на главной
Песнь песней
В Европейском университете в Санкт-Петербурге открылась персональная выставка Сергея Мишина «Проект проекта». По его собственному определению, на ней представлена руда, из которой добывается вещество архитектуры: графика, блокноты, заметки и осколки, предшествующие рабочим чертежам. Кроме графики есть и тексты Сергея Мишина и о нем – выдающиеся примеры того, как можно говорить об архитектуре.
Войти в ущелье
Бюро Ofis полностью перестроило входной павильон живописного ущелья Винтгар в Словении, предложив вернуться к традиционной, не наносящей вреда природе деревянной архитектуре.
Изящество и совместность
Вилла «Грейс», построенная по проекту бюро Романа Леонидова в Подмосковье, балансирует между элегантным минимализмом и широкими порывами русской души. Главный дом решен как последовательность четырех самодостаточных объемов – каждый может существовать по отдельности, но предпочитает быть частью целого. Единение достигается с помощью цвета и системы общих пространств, а богатая пластика, которая менялась по ходу строительства, «окупает» почти полное отсутствие декора.