Сбитый масштаб

Экспозиция «Модернизация модернизма» Второй Московской архитектурной биеннале посвящена реконструкции жилых, общественных и промышленных построек 2-й половины 20 века. Она входит в число основных проектов биеннале и, как все они, включает в себя целую серию небольших выставок в разных частях ЦДХ, отразивших разные аспекты ее основной темы.

author pht

Автор текста:
Нина Фролова

27 Мая 2010
mainImg
На первый взгляд, ее сюжет однозначно интересен и актуален: и в России, и в остальном мире рядовые сооружения полувековой — или даже менее — давности требуют капитального ремонта или даже кажутся морально устаревшими. Решение в виде сноса, которое одинаково охотно практикуется и у нас, и за рубежом, не всегда является самым экономичным и тем более экологичным. Претензии возникают и к планировке районов, застроенных в тот период: жителей не устраивает плотность застройки, излишняя простота планов, однообразие и т. д. И как раз из последнего обстоятельства вытекает первая «неясность» «Модернизация модернизма»: в отличие от другого проекта биеннале «Трансформация города», целиком посвященного градостроительству, она «колеблется» между масштабом отдельного здания и комплексной реконструкции жилого района: например, стенды голландских бюро Buro Van Schagen и De Nijl Architects, находящиеся в основной части этой экспозиции (18 и 19 залах на 3-ем этаже) развивают именно последнюю тему. Впрочем, все представленные этими архитекторами проекты чрезвычайно интересны, так как касаются общих проблем подобной застройки: недостаточной связи между отдельными кварталами и районами, непродуманной транспортной системы и трактовки общественного пространства, отсутствия читающихся границ между общественными и частными территориями и чрезмерной плотности застройки (например, использования многоэтажных зданий там, где сейчас будут достаточными односемейные дома).

Два разных «масштаба», конечно, можно и удачно свести воедино, что показывает экспозиция «Модернизация панельных зданий. Опыт Германии», организованная журналом «Проект Балтия» и Палатой архитекторов земли Бранденбург. Она состоит из двух частей: в первой подробно показаны лучшие примеры модернизации зданий разных типов (школы, жилье, учебные корпуса, общественные центры и т. д.), во второй — планы реконструкции жилых районов и зеленых зон. Безусловно, территория бывшей ГДР по объективным причинам лидирует по количеству и качеству подобных проектов, поэтому неудивительно, что «опыт Германии» оказался самым разнообразным из представленных (и поэтому ей отведено, согласно заявлению организаторов «Модернизации модернизма», «центральное место»). Но, с другой стороны, эта объемная выставка выглядит рядом с остальными разделами экспозиции, как обстоятельный каталог рядом с брошюрами, что не способствует созданию целостного впечатления.

Особенно разочаровывающим в сравнении кажется «румынский опыт» — проект Magic Blocks, вариант одноименной выставки, показанной в берлинской галерее Aedes осенью прошлого года, сокращенный до размеров одного небольшого стенда. При этом тема там затронута весьма интересная для российской публики: в Бухаресте тоже остро стоит проблема реконструкции жилого фонда, на которую власти не желают выделять деньги, а приватизировавшие свои квартиры горожане, возможно, хотели бы этим заняться, но не представляют себе, как (до гениальной идеи добровольно-принудительных ТСЖ там пока не дошли). При этом Бухарест также пережил бум «точечной» и почти стихийной застройки, а районы социалистических времен разделились по принципу престижных и непрестижных. Румынские перипетии если и не подсказали бы выход из отечественной ситуации, то хотя бы навели на размышления. К сожалению, досадная краткость представленной информации не дает такой возможности.

«New Новые Черемушки. Модернизация (пост)советского микрорайона» представляет собой результат работы студентов дипломной студии МАРХИ под руководством Анны Боковой. Этот безусловно оригинальный проект обладает как сильными, так и слабыми сторонами всех дипломов: среди первых — оригинальность идей и подхода, среди вторых — их нескрываемая утопичность.
К разделу «российского опыта» комплексной модернизации жилой застройки также относится проект обладателя 1-й премии конкурса Международного союза архитекторов «Maxmix Cities» Никиты Сергиенко. Его работа «Микрорайон: Next Life» посвящена реконструкции московского микрорайона «Отрадное».

В отдельном блоке ПРОМ-2, организованном журналом «Проект Балтия», представлены российские примеры реконструкции промышленных зданий и приспособления их под новые функции. Здесь собраны безусловно удачные примеры (бизнес-центры «Лангензипен» и «Бенуа» Сергея Чобана в Санкт-Петербурге, Центр дизайна ARTPLAY на Яузе Сергея Десятова и офисное здание «Интеллект-Телеком» «Проект 21 — «Архитектура»), хотя конкретность и «реализм» этой части выставки по сравнению с ее обобщенным, а порой утопическим или теоретическим окружением вновь демонстрирует характерный для «Модернизации модернизма» неожиданный и несколько необъяснимый перепад масштабов.

Впрочем, теория модернизма затронута на выставке и напрямую — в двух проектах главного редактора журнала «Проект Балтия» Владимира Фролова. Первый представляет собой «архитектурный ноль-объект» — превращенную в идеальную, абсолютную форму советскую «жилую единицу» — пятиэтажку (его макет помещен на границе залов 14 и 14а на 2-м этаже). Блок из прозрачного бетона, имеющий ее габариты, но лишенный оконных и дверных проемов (ход внутрь устроен через подземный пандус) должен стать жильем будущего и «инструментом» дезурбанизации, рассредоточенным по лесам и полям с плотностью 1 штука / 5 км2. Автор выводит этот проект из русского авангарда, точнее, из экспериментов Казимира Малевича, и завершает им другую свою работу — видео «Модернизм: +/–» (зал 21 на 3-ем этаже), где продемонстрирована эволюция трактовки советского модернизма отечественными художниками и архитекторами 1980-х – 2000-х годов — от отторжения («Стиль 2001 года» Михаила Филиппова) до полного принятия (всё тот же «ноль-объект», который, впрочем, больше напоминает пародию на авангардистские мечты о новой жизни, чем серьезную социально-архитектурную утопию).

В целом же, «Модернизация модернизма» вызывает смешанные чувства: сочетание на ограниченной площади краткости и детальности, теории, утопии и прагматичности, масштаба огромных районов и отдельных сооружений заставляют заподозрить организаторов в отсутствии четкой общей концепции и поверхностном подходе, хотя даже поверхностный — в прямом смысле слова — подход при последовательном применении может дать весьма неплохой результат. Это демонстрирует выставка «Facelift: новые лица старых знакомых» журнала Interni в вестибюле ЦДХ: кураторы заказали проекты обновления облика советских панельных домов 10 молодым архитекторам, и те предложили различные варианты изображений, которые можно нанести с помощью фасадных панелей и других материалов на типовые здания — от романтического абриса петербургских достопримечательностей (Андрей Бархин) до цифровых кодов (MilkFactory). Подобный проект не так уж дорог и вполне реализуем в рамках обычного капитального ремонта, включающего в себя утепление фасадов — как правило, лишенное какой-либо эстетической ценности.
zooming
Buro Van Schagen. Реконструированный жилой массив Hof Loevesteijn в Гааге. 1997-2002
zooming
Гражданский центр Ораниенбург-Миттельштадт в Ораниенбурге. Реконструкция здания ясли-сада. Бюро HP-Architekten. 2004-2005. Экспонат выставки «Модернизация панельных зданий. Опыт Германии»
zooming
Елена Ильина. Спортивно-оздоровительный центр и дневной курорт «Черемуха». Экспонат выставки “New Новые Черемушки”
Офисный центр «Лангензипен».
zooming
Алексей Левчук, Владимир Фролов. «Архитектурный ноль-объект». Макет из прозрачного бетона
zooming
Вид выставки "Facelift: новые лица старых знакомых" журнала Interni в вестибюле ЦДХ


27 Мая 2010

author pht

Автор текста:

Нина Фролова
comments powered by HyperComments
Пресса: Снос и предложение
После запуска всевозможных программ сноса старого жилого фонда и бума элитного строительства в центре Москвы у нас в стране появился интерес к тому, чем застроены городские окраины и целые города-сателлиты: к спальным районам и хрущевкам.
Пресса: По направлению к урбанизму
Прошедшая в конце мая – начале июня в ЦДХ Вторая Биеннале архитектуры, тема которой была сформулирована куратором Б.Голдхорном - «Перестройка. Модернизация города», фактически удостоверила полную и окончательную легитимацию урбанизма в наших пенатах...
Пресса: Время модернизации городов
Тему прошедшей на днях в Москве архитектурной биеннале «Перестройка. Модернизация городов» можно назвать для России вечной. Фронт работ по трансформации городов, благоустройству дворов и реконструкции зданий в стране просто необъятный.
Пресса: Дома, как белые слоны. Каким будет город будущего -...
В Москве в Центральном доме художника прошли вторая столичная биеннале архитектуры и ежегодная выставка "Арх Москва". Главным вопросом, который обсуждали архитекторы со всего мира, стал "Город будущего".
Пресса: Архитекторы вернулись к перестройке
Как показывает открывшаяся в Центральном доме художника (ЦДХ) Вторая Московская биеннале архитектуры, главное в городах не строительство, а переустройство. Или перестройка. Так что именно это слово, имеющее для нас с 1985 года особый смысл, и стало главной темой выставки.
«Перестройка» против кризиса
30 мая в Центральном доме художника закончила свою работу XV Международная архитектурная выставка «Арх Москва». Стартовавшая одновременно с ней Вторая московская международная биеннале архитектуры продолжится до 8 июня. Правда, ее итоги тоже уже подведены – в минувшую субботу в ЦДХ состоялась торжественная церемония награждения авторов лучших экспозиций. На этой церемонии был назван новый архитектора года – жюри присудило почетное переходящее звание Владимиру Плоткину.
Критика капитала изнутри
Выступая на Второй московской архитектурной биеннале, Питер Айзенман не стал перечислять свои достижения, а вместо этого раскритиковал господствующее ныне архитектурное направление, назвав его «поздним стилем», и представил слушателям свою текущую теоретическую позицию, не лишенную изрядной доли левизны.
Модернизация – это по-русски?
Помимо экспозиций и кураторских проектов, Вторая Московская биеннале архитектуры предложила развернутую программу дискуссий и выступлений. Лекции и презентации не только стали хорошим дополнением к посланию, адресованному куратором Бартом Голдхоорном современным российским архитекторам, но и во многом прояснили его содержание.
Доктрина для Перми
Планы по переустройству Перми стали ядром экспозиции Второй московской биеннале архитектуры: на втором этаже ЦДХ расположилась пространная выставка результатов работы зарубежных и российских архитекторов. В день открытия биеннале состоялась презентация этой экспозиции и специального выпуска журнала Проект Россия, посвященного Перми, а также лекция Кеса Кристиансе, главы бюро KCAP, разработавшего мастер-план развития города.
Уплотнение города неизбежно
27 мая в пространстве Института «Стрелка», открывшегося для посетителей три дня назад, состоялся «Завтрак архитектора», проведенный в рамках Второй московской биеннале архитектуры при поддержке компании Grohe.
Пресса: Планы реконструкции Парижа, Москвы, Перми
Вторая биеннале архитектуры открывается сегодня в Центральном Доме художника. Главная тема выставки - "Перестройка". Всего на ней будет показано более 40 проектов из 14 стран. По словам организаторов, "в ЦДХ покажут, как реконструировать, трансформировать или возрождать старые здания, уплотнять и изменять существующую городскую среду, не строя новых городов".
Сбитый масштаб
Экспозиция «Модернизация модернизма» Второй Московской архитектурной биеннале посвящена реконструкции жилых, общественных и промышленных построек 2-й половины 20 века. Она входит в число основных проектов биеннале и, как все они, включает в себя целую серию небольших выставок в разных частях ЦДХ, отразивших разные аспекты ее основной темы.
Пресса: Десять плюс один: журнал Interni и молодые архитекторы...
Вчера открылись II Биеннале архитектуры и выставка АрхМосква, темой которых стала «Перестройка». На первом этаже ЦДХ открылась и выставка, подготовленная журналом Interni, которая называется «Facelift: новые лица старых знакомых».
Международное по уровню, российское по содержанию
В центре Москвы открылся Институт медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка». Его первая образовательная программа была разработана в сотрудничестве с Ремом Колхасом, и знаменитый архитектор сам представил ее российской публике.
Перестройка-2010: где-то между будущим и реальностью
26 мая в Центральном доме художника начала свою работу XV Международная выставка архитектуры и дизайна «Арх Москва». В этом году она во второй раз становится частью Московской архитектурной биеннале, а ее главной темой стала «Перестройка».
Пресса: Барт Голдхорн: Надо развивать город внутри себя
26 мая в Центральном доме художника открывается Вторая Московская биеннале архитектуры. Как и два года назад, куратором биеннале стал голландец Барт Голдхорн - теоретик архитектуры, издатель журналов "Проект Россия" и "Проект International". Об особенностях нынешнего фестиваля с куратором побеседовал корреспондент "Известий".
Технологии и материалы
«Том Сойер Фест» возрождает красоту старинных зданий
Вот уже 5 лет в разных регионах России проходит уникальный фестиваль по сохранению архитектурного наследия «Том Сойер Фест». Волонтеры и неравнодушные спонсоры помогают спасти здания, которые долгие годы стояли без реставрации и разрушались. И это не просто старые дома – это наше уходящее достояние. Более 40 городов принимают участие в фестивале. В Нижнем Новгороде партнером «Том Сойер Фест» стала австрийская компания Baumit.
Open Spaces
Проект Solo Houses, реализуемый в одном из живописных пригородных районов Испании – это двенадцать экспериментальных жилых домов, гармонично сосуществующих с природным окружением. Ярким дизайнерским акцентом некоторых из них становятся ванны Bette из глазурованной стали.
Пленение плетением
Самое известное применение перфорированной кирпичной стены, сквозь которую проникает солнечный свет, принадлежит швейцарскому архитектору Петеру Цумтору. Идею подхватили другие авторы. Новые тенденции в области кирпичной кладки и старые секреты красивых фасадов – в нашем обзоре.
Строительный материал от Адама
Представляем победителей премии в области кирпичной архитектуры Brick Award 20, учрежденной компанией Wienerberger. Ими стали шесть команд архитекторов из Польши, Руанды, Индии, Испании, Нидерландов и Мексики.
Креативный подход: Baumit CreativTop
Моделируемая штукатурка CreativTop – это насыщенные цвета, глубокие рельефные поверхности, интересные сочетания и комбинации текстур и огромные возможности дизайна.
Потолочные решения Knauf Armstrong для медицинских учреждений...
Линейка подвесных потолков серии Bioguard со специальным антибактериальным покрытием препятствует развитию всех видов возбудителей внутрибольничных инфекций и помогает поддерживать здоровый микроклимат для благополучия пациентов и персонала.
Сейчас на главной
Градсовет Петербурга 25.11.2020
Градсовет обсудил жилой квартал по проекту «Студии-44», интегрированный в историческую среду Бумагопрядильной фабрики, а также предложение по символическому восстановлению фабричных труб. Единодушную и высокую оценку работы сопровождали многочисленные сомнения относительно качества будущей жилой среды.
Власть – советам
На дискуссии «Создавая будущее: инструменты влияния на облик города» вопросы согласования проектов были рассмотрены в разных аспектах, от формального до эмоционального. Андрей Гнездилов и Александра Кузьмина заявили о необходимости вернуть понятие эскизной концепции в законодательное поле.
Лес и башни
Перед авторами проекта ЖК «В самом сердце Пушкино» стояла непростая задача: сохранить существующий на участке лесопарк, уместив на нем жилой комплекс достаточно высокой плотности. Так появились три башни на краю леса с развитыми общественными пространствами в стилобатах и элегантными «защипами» в венчающей части 18-этажных объемов.
Жить у воды
Рассказываем об итогах конкурса на проект ЖК «Кристальный» на берегу водохранилища в Воронеже и концепцию благоустройства прилегающей территории – Спортивной набережной.
И овцы сыты
Дом четы архитекторов, Каспера и Лесли Морк-Ульнес, в горах Норвегии использует традиционные методы строительства из дерева и служит также убежищем для овец.
ТПО «Резерв» в ретроспективе и перспективе
В новой книге ТПО «Резерв» издательства Tatlin собраны проекты за последние 20 лет. Один из авторов книги, Мария Ильевская, рассказала нам об основных вехах рассмотренного периода: от дома в проезде Загорского до ВТБ Арена Парка, и о презентации книги, состоявшейся 13 ноября на Зодчестве.
Шоу-рум в ландшафте
Павильон девелопера OCT представляет красоты пейзажа покупателям квартир в очередном «новом городе» на востоке Китая. Авторы проекта шоу-рума – шанхайское бюро Lacime Architects.
Бинокулярный взгляд на культуру
Музей Западной Австралии «Була Бардип» в Перте по проекту бюро Hassell и OMA предлагает экспозицию, одновременно учитывающую аборигенный и западный взгляд на историю и культуру.
Юлий Борисов: «Мы должны быть гибкими, но не терять...
Особенность развития архитектурной компании UNK project – в постоянном поэтапном росте и спланированном изменении структуры. Это тяжело, но эффективно. Юлий Борисов рассказал нам о недавней трансформации компании, о ее сформулированных ценностях и миссии, а также – о пользе ТРИЗ для конкурсной практики, личностном росте и сложностях роста бюро, параллелизме рационального расчета и иррационального творчества, упорстве и осознанности.
Театральный бастион
Бюро Nieto Sobejano выиграло конкурс на проект большого театрального центра на окраине Парижа: основой для него станут декорационные мастерские Шарля Гарнье конца XIX века.
Пресса: Игра на понижение, или в чем проблема нового «Нового...
Обсуждение на Архсовете Москвы второй итерации проекта бюро «Восток» для школы «Новый взгляд» в ЖК «Садовые кварталы» вышло ожидаемо резонансным. Оно подтвердило догадки, возникшие этим летом после победы в конкурсе первой итерации, и поставило ребром вопрос о том, по назначению ли российские заказчики используют такой эффективный инструмент повышения качества архитектуры, как архитектурные конкурсы.
Умер Сергей Бархин
Сегодня в возрасте 82 лет скончался Сергей Бархин, известный прежде всего как театральный художник, но также выпускник МАРХИ, участник «бумажных» конкурсов 1980-х, художник, поэт.
«Подделка под Скуратова»: Архсовет Москвы – 69
Архсовет Москвы отклонил новый проект школы в «Садовых кварталах», разработанный АБ Восток по следам конкурса, проведенного летом этого года. Сергей Чобан настоятельно предложил совету высказаться в пользу проведения нового конкурса. В составе репортажа публикуем выступление Сергея Чобана полностью.
Кирпич как связующее
Исторический комплекс почтамта – телеграфа – телефонной станции на юго-западе Берлина архитекторы GRAFT приспособили под офисы, магазины и рестораны, а также добавили два новых жилых корпуса.
Кирпич и фарфор
Музей Императорской печи в Цзиндэчжэне на юго-востоке Китая в прямом и переносном смысле построен вокруг тысячелетней традиции создания фарфора. Авторы проекта – пекинские архитекторы Studio Zhu-Pei.
Шкаф с культурой
Рассказываем о том, как районная библиотека в позднесоветском здании превратилась в актуальное общественное пространство и центр культурной жизни спального района.
Две школы: о лауреатах «Зодчества» 2020
Главную премию, Хрустальный Дедал, вручили школе Wunderpark Антона Нагавицына, премию Татлин за лучший проект получил кампус ИТМО «Студии 44» Никиты Явейна. Показываем и перечисляем все проекты и постройки, получившие золотые и серебряные знаки, а также дипломы фестиваля Зодчество.
Простор для творчества
Результат сотрудничества европейского заказчика и компании «Архиматика» – бизнес-центр со сложным фасадом, умными планировками и сертификатом BREEAM.
Градсовет удаленно 11.11.2020
На очередном дистанционном заседании Градсовет обсудил микрорайон рядом с Пулковской обсерваторией и жилой комплекс эконом-класса с видом на Неву.
Живее всех живых
В Гостином дворе открылся фестиваль «Зодчество» с темой «Вечность». Его куратор Эдуард Кубенский заполнил множеством смелых – и вообще разных – инсталляций пространство, освобожденное кризисным временем. Давая тем самым надежду на обновление и утверждая, надо думать, что фестиваль жив.
ATRIUM: «Один довольный заказчик должен приносить тебе...
Вера Бутко и Антон Надточий, известные 20 лет назад смелыми проектами интерьеров и частных домов, сейчас строят большие жилые районы в Москве, участвуют в конкурсах наравне с западными «звездами», активно работают со значительными проектами не только в России, но и на постсоветском пространстве. Мы поговорили с архитекторами об их творческом пути, его этапах и истории успеха.
Спит кирпич, и ему снится
Великая московская стена, ограждающая Москву по линии МКАДа, дом-звонница, башня-рудимент, имитация воды и вышивка кирпичом. Представляем проекты-победители первого всероссийского архитектурного Кирпичного конкурса, в которых традиционный материал приобретает новые выразительные качества и смелое концептуальное осмысление.
На три счета
Складной дом Brette складывается на шарнирах и укладывается на платформу грузовика. Он состоит их трех модулей, его разбирают за три часа, площадь при этом увеличивается в три раза. Дом изготовлен в Латвии и уже выдержал один переезд.
Парение свечей
Проект установки памятного знака журналистам, погибшим при исполнении профессионального долга – победившая в конкурсе работа скульптора Бориса Чёрствого, умершего в этом году, и архитекторов Алексея и Натальи Бавыкиных – не слишком типичный для современной Москвы, и поэтому актуальный и важный памятник.
Магнитные линии
Магазин на флагманском автозаправочном комплексе компании KLO строится сейчас в Киеве по проекту Dmytro Aranchii Architects.
Архсовет Москвы – 68
Архсовет, состоявшийся во вторник и отправивший на доработку проект ЖК «Слава» архитектурной компании DYER Филиппа Болла и MR Group, вызвал достаточно бурное обсуждение в сети. Рассказываем, кто и что сказал, подробнее.
Архитектурная среда и дизайн-2020
Дипломные работы выпускников кафедры «Архитектурная среда и дизайн» Института бизнеса и дизайна: двухдневный туристический маршрут, реновация биологической станции, восстановление реки и интерьер квартиры в Доме Наркомфина.
Изгибы среди деревьев
Корпус визуальных искусств в пенсильванском колледже по проекту Стивена Холла получил криволинейный план, чтобы сберечь 200-летние деревья вокруг.
«Панельный дом для богатых»
Лучшим небоскребом мира за 2018–2020 годы Немецкий музей архитектуры выбрал башни Norra tornen в Стокгольме по проекту OMA: сборный бетонный жилой комплекс, напоминающий своими модульными «кубиками» Habitat’67. Публикуем его и небоскребы-финалисты.
Конкурсный проект комбината газеты «Известия» Моисея...
Первая часть исследования «Иван Леонидов и архитектура позднего конструктивизма (1933–1945)» продолжает тему позднего творчества Леонидова в работах Петра Завадовского. В статье вводятся новые термины для архитектуры, ранее обобщенно зачислявшейся в «постконструктивизм», и начинается разговор о влиянии Леонидова на формально-стилистический язык поздних работ Моисея Гинзбурга и архитекторов его группы.
Открытая структура
В Екатеринбурге сдано в эксплуатацию здание штаб-квартиры Русской медной компании, ставшее первым реализованным в России проектом знаменитого британского архитектурного бюро Foster + Partners. Об этой во всех смыслах очень заметной постройке специально для Архи.ру рассказывает автор youtube-канала «Архиблог» Анна Мартовицкая.
Башни «Спутника»
Шесть башен в крупном жилом комплексе рядом с берегом Москвы-реки в самом начале Новорижского шоссе совмещают ответ на целый ряд маркетинговых пожеланий и рамок, предлагая простой ритм и лаконичную форму для домов, которые заказчик предпочел видеть «яркими».
Кружево и кортен
Мастерская LMN Architects построила в Эверетте на северо-западе США пешеходный мост, соединивший оторванные друг от друга городские районы. Сооружение, первоначально задуманное как часть канализационной системы, превратилось в популярное общественное пространство.
Рынок с открытым кодом
Рынок для городка Гаубулига в Гане по проекту студенческой лаборатории [applied] Foreign Affairs при Венском университете прикладных искусств получил американскую премию Architecture Masterprize в номинации «Открытие года».
Изба дель арте
Мы решили отобрать несколько объектов из шорт-листа премии АрхиWOOD и рассмотреть их поближе. Суздальский дом интересен тем, что делает своим сюжетом все еще актуальный вопрос современности: диалог старого и нового. Его можно понять как метафору современного туристического города, может быть, даже размышление о его судьбе.