Перестройка-2010: где-то между будущим и реальностью

26 мая в Центральном доме художника начала свою работу XV Международная выставка архитектуры и дизайна «Арх Москва». В этом году она во второй раз становится частью Московской архитектурной биеннале, а ее главной темой стала «Перестройка».

author pht

Автор текста:
Анна Мартовицкая

mainImg
К перемене политического строя выбранная куратором Бартом Голдхоорном тема отношения не имеет – он убежден, что на заре второго десятилетия XXI века если что-то и нужно перестраивать, так это города, в которых мы все живем. «В ближайшие годы задачей архитекторов и специалистов по городскому планированию станет не создание городов, не освоение новых пространств, а работа и развитие уже существующих, ранее организованных городских комплексов, – пишет Голдхоорн в своем кураторском манифесте. – Вместо стройки мы нуждаемся в перестройке. Модернизация – это не просто замена одной вещи на другую. Модернизация – это диалог между будущим и реальностью».

Этот диалог завязывается и ведется на самых разных уровнях – от частного и внутридворового до межквартального и общегородского, – и вся экспозиция биеннале состоит из проектов, решающих одну и ту же проблему качественного улучшения среды обитания на объектах принципиально разного масштаба. Организаторы выставки стремятся таким образом показать, что перестройка – это не обязательно нечто глобальное. Наоборот, шанс взять и целиком перекроить мегаполис так, чтобы пробки исчезли, а улицы стали безопасными и чистыми, если и выпадает, то очень редко, а вот менять обитаемое пространство вокруг себя – под силу каждому из нас. Наверно, именно поэтому нынешняя «Арх Москва» начинается с выставки «Красота изнутри: модернизация типового жилья». Это своеобразный дайджест дизайн-проектов по перепланировке квартир в домах типовых массовых серий, реализованных за последние 14 лет. Ближайшим соседом перепланировок стал проект по модернизации фасадов типовых жилых домов – он называется Facelift, и после «косметических процедур», предложенных молодыми архитекторами, одинаковые серые коробки действительно приобретают совершенно новое лицо. Логическим завершением темы перестройки частной жизни воспринимается и экспозиция «Наша новая школа», составленная из работ, участвующих в конкурсе на лучшее архитектурно-планировочное решение многофункционального зала для общеобразовательного заведения. Участники состязания хоть и честно начинают перестройку школьных зданий изнутри – универсальный, компактный «зал-трансформер» призван решить проблему дефицита помещений и создать в каждой школе возможности для творческого, спортивного и интеллектуального развития детей, – но неизменно заканчивают тотальной реконструкцией типовой коробки.

Пространство перед залом коммерческой экспозиции – то место, где в прошлом году размещалась роскошная экспозиция «архитектора года» Сергея Скуратова, – на этот раз отведено не конкретному проектировщику, но городу, переживающему самые масштабные в своей истории архитектурно-градостроительные перемены. Этот город – Пермь. В ЦДХ представлены проект мастер-плана городского центра (выполнен голландским бюро КСАР и торжественно вручен мэру города Игорю Шубину в день открытия биеннале), а также итоги двух крупнейших международных архитектурных конкурсов за последние несколько лет – на проект реконструкции «Речного вокзала» (победитель – бюро «Проект Меганом») и на проект реконструкции театра оперы и балеты (победитель – бюро David Chipperfield Architects).

В качестве своеобразной группы поддержки Перми выступает целая плеяда проектов реконструкции больших и маленьких городов и даже деревень России, таких, например, как Мурманск, Самара, Дубна, Крапивна, Тольятти. Все они разместились на втором этаже ЦДХ по периметру коммерческой экспозиции и призваны доказать, что модернизация городов для современной России является, скорее, нормой, чем исключением из правил. Основную ставку в этом смысле организаторы, правда, сделали на проект «Москва» – приглашенные куратором 10 архитектурных бюро столицы разработали своего рода концептуальную альтернативу принятому генплану, взяв за образец для подражания проект «Большой Париж». Презентовать «Большое Пари» собираются в эту субботу, 29 мая, и пока что оценить размах предстоящего поединка и достоинства соперников невозможно по причине отсутствия одного из них – работы французских архитекторов уже выставлены, а вот московская экспозиция ко дню открытия биеннале готова не была.

Ключевое место в программе биеннале занимает цикл выставок и конференций под общим названием «Модернизация модернизма». Как несложно догадаться, он посвящен реконструкции жилых и общественных зданий 1960-1970-х годов – своим опытом в этой сфере с нами делятся Румыния, Нидерланды, Австрия и, конечно, Германия, которая за последние 15 лет виртуозно научилась превращать памятники эпохи социалистического индустриального строительства в объекты, пригодные для комфортного существования. А кураторский проект главного редактора журнала «Проект Балтия» Владимира Фролова «Модернизм -/+» наглядно демонстрирует, как меняется восприятие наследия панельной архитектуры третьей четверти XX века постсоветским сообществом: от резкого отрицания до апологетики в духе радикального неомодернизма.

Традиционно Московская архитектурная биеннале проходит на нескольких площадках одновременно, и нынешний год не стал исключением. Помимо ЦДХ мероприятия биеннале состоятся в Музее архитектуры, новом институте «Стрелка» и Центральном доме архитектора. В МуАре, в частности, свой новый фотопроект «Ле Корбюзье. Чандигарх» покажет один из лучших архитектурных фотографов России Алексей Народицкий. Вышла за пределы Дома художника и экспозиция номинантов премии «Архиwood» – масштабные инсталляции из дерева, украшенные фотографиями объектов-номинантов, выставлены на крыльце ЦДХ.

Еще одна особенность биеннале – лекции звезд мировой архитектуры. В день открытия в ЦДХ выступили Рем Колхас (вместе с Михаилом Пиотровским он представил проект модернизации Государственного Эрмитажа) и глава КСАР Киис Кристиаансе, в субботу 29 мая свой мастер-класс проведет Питер Айзенман, а 3 июня в рамках презентации нового номера журнала SPEECH в Москве выступит культуролог и теоретик архитектуры Курт Райнхардт. Специальным гостем Второй Московской архитектурной биеннале стал и знаменитый немецкий инженер Вернер Зобек – в ЦДХ он представил целую серию экспериментальных строительных материалов, позволяющих создавать энергоэффективные здания нового поколения, а 8 июня вместе с Сергеем Чобаном примет участие в дискуссии «Дом будущего». 


26 Мая 2010

author pht

Автор текста:

Анна Мартовицкая

Технологии и материалы

Выйти в цвет
Рассказываем, как с помощью краски из новой линейки DULUX «Легко обновить» самостоятельно и за один день покрасить двери или окна.
Проектируя устойчивое будущее
Глава «Сен-Гобен» в России, Украине и странах СНГ, Антуан Пейрюд выступил на Дне инноваций в архитектуре и строительстве с докладом о подходах компании к устойчивому развитию. В интервью Archi.ru Антуан Пейрюд рассказал о роли инновационных материалов в иконических зданиях Фрэнка Гери, Жана Нувеля, Кенго Кумы и других известных архитекторов. Также состоялась презентация звукоизоляционных систем «Сен-Гобен» и общение специалистов BIM с архитекторами по поводу трансфера данных по строительным материалам и решениям.
«Сен-Гобен» приглашает студентов спроектировать...
Компания «Сен-Гобен» объявила о старте шестнадцатого по счету архитектурного конкурса «Мультикомфорт». Студентам архвузов предлагается разработать концепцию «устойчивого» развития территории бывшего завода в пригороде Парижа, Сен-Дени.
Теплоизоляция ПЕНОПЛЭКС® для подземного строительства
Освоение подземного пространства – общемировой тренд, в мегаполисах под землей растут целые города. По версии книги рекордов Гиннесса, крупнейший подземный торговый комплекс в мире – Path в Торонто. Для его создания проложено более 30 км тоннелей.
Камин как аттрактор, или чем привлечь покупателя элитной...
Вода и огонь – две удивительные природные субстанции – влекущие, завораживающие, приковывающие взгляд. В человеческом жилище они давно завоевали свое место, и, если вода выполняет сугубо техническую функцию, огонь в камине вместе с теплом дарит визуальное наслаждение.
Размером с 30 футбольных полей
«Зеленый квартал» – энергоэффективный, инновационный и самый дорогой градостроительный проект Казахстана, разработкой которого занималась международная команда: британское архитектурное бюро Aedas, американская инженерная компания AECOM и строительный холдинг из Казахстана BI Group.

Сейчас на главной

Умер Александр Ларин
Автор академического хореографического училища на 2-й Фрунзенской и знаменитой аптеки в Орехово-Борисово, нескольких нетиповых детских садов типового времени, учитель и коллега многих известных сегодняшних архитекторов.
Идентичность в типовом
Архитекторы из бюро VISOTA ищут алгоритм приспособления типовых домов культуры, чтобы превратить их в общественные центры шаговой доступности: с устойчивой финансовой программой, актуальным наполнением и сохраненной самобытностью.
Век бетона
23 января исполнилось 100 лет Готфриду Бёму, первому немецкому лауреату Притцкеровской премии и создателю церквей и ратуш, напоминающих скульптуры из бетона. Он каждый день бывает в бюро и наставляет сыновей-архитекторов.
Архитектура эфемерности
На проспекте Вернадского поблизости от станции метро появилась высотная доминанта, давшая новое звучание округе: бизнес-центр «Академик» по проекту UNK project раскрыл в форме архитектуры смыслы местных топонимов.
Центр мега-выставок
Новый международный выставочный центр по проекту Valode & Pistre в «близнеце» Гонконга мегаполисе Шэньчжэнь может считаться крупнейшим в мире.
Театрально-музыкальный круг
Масштабный и амбициозный проект главного театрально-концертного комплекса Подмосковья, победитель конкурса, объединяет три зала, двор – общественную площадь, консерваторское училище, гостиницы. Он обещает стать заметным центром фестивалей классической музыки для всей страны.
Передышка на Манхэттене
Перестройка вестибюля небоскреба-«шкафа» Сони-билдинг Филипа Джонсона на Манхэттене: бюро Snøhetta запретили трогать фасад, который теперь получил статус памятника, зато им удалось устроить внутри большой зимний сад.
Дальше... дальше... дальше... В поиске нового поколения
Конкурс OPEN! на участие в национальном павильоне Джардини рассчитан на молодых архитекторов с максимально свежим взглядом на вещи, а его рамки так широки, что их почти не видно. Нужны смелые люди, которые совпадут с мировоззрением куратора Ипполито Лапарелли. Награда – работа в Венеции, дедлайн 31 января.
«Остров единорогов»
В Чэнду на западе Китая почти готов выставочный и конференц-центр Start-Up – первое здание на спроектированном Zaha Hadid Architects «Острове единорогов» для компаний-стартапов в сфере цифровых технологий.
Стирая границы
IND architects и китайское бюро DA! победили в конкурсе на проект музея в провинции Сычуань. Архитекторам удалось сделать музей частью ландшафта, а природу – полноправной участницей экспозиции.
Бетон и цвет
Школа с музыкальным уклоном имени Сервете Мачи в центре Тираны по проекту албанского бюро Studioarch4.
Фантастический роман
Рассматриваем выставку «Время Москвы-реки» в Музее Москвы, – креативную попытку актуализировать концепцию развития прибрежных пространств, победившую в конкурсе 2014 года и манифестировать вновь основанное общество Друзья Москвы-реки.
Все это – далеко не только форма
Российские архитекторы DNK ag участвовали в симпозиуме по естественному свету и устойчивому развитию, который компания Velux провела в Париже. Говорим с Натальей Сидоровой и Даниилом Лоренцем о затронутых на конференции исследованиях в области медицины, строительных технологий и здоровой среды.
Сахарные кристаллы
Бюро ODA превратило историческое здание сахарорафинадного завода на берегу Ист-ривер в Нью-Йорке в офисный комплекс с эффектным кристаллическим фасадом вместо утраченного.
Татами и роботы
Бюро BIG спроектировало для Toyota «город будущего» у подножия Фудзиямы: с почти нулевым углеродным следом, прогрессивной транспортной схемой, разными видами роботов, зданиями из дерева и модулем по размеру татами.
Тема треугольника
Бюро Lemay благоустроило парк Экспо 1967 года в Монреале – самой успешной Всемирной выставки XX века, сохраненной в наши дни как рекреационная зона.
Дерево среди стекла
Архитекторы Sheppard Robson придали «человеческое измерение» площади в новом деловом районе Манчестера с помощью деревянного павильона с озелененными фасадами и кровлей.
Линия отягощенного порыва
Жилой комплекс «Ренессанс» архитектора Степана Липгарта продолжает линию исторического центра Санкт-Петербурга и переосмысляет ленинградское ар деко и неоклассику 1930-50-х применительно к цивилизационным вызовам нашего века.
Декор без птичьих гнезд
Керамические ажурные фасады входа ТПУ в Пальма-де-Мальорка по проекту Joan Miquel Seguí Arquitectura точно рассчитаны так, что голубям в их отверстиях угнездиться не получится.
Кадашёвский опыт
У проекта ЖК «Меценат», занявшего квартал рядом с церковью Воскресения в Кадашах – длинная и сложная история, с протестами, победами и надеждами. Теперь он реализован: сохранены виды, масштаб и несколько исторических построек. Можно изучить, что получилось. Автор – Илья Уткин.
Градсовет 25.12.2019
На повестке в Петербурге: планировка для маленького городка и смелая гостиница, спроектированная под влиянием иностранцев.
Пресса: Диалоги о вечных ценностях: Степан Липгарт и Алексей...
В ноябре 2019 года в Калугу приехал архитектор Степан Липгарт — через месяц после торжественного открытия спроектированной им швейной фабрики Мануфактуры Bosco. Открывая цикл «ГЛАВАРХитектура», Липгарт прочитал на «Точке кипения» лекцию о профессиональном призвании и источниках вдохновения, о роли заказчика и о системе ценностей и убеждений, которая позволяет гордиться результатами своего труда. Главный архитектор Калуги Алексей Комов специально для Калугахауса поговорил со Степаном о вечном — и о том, как приспособить это вечное к жизни в нашем городе.
Зона комфорта
Рассматриваем интерьер общественного пространства «Мой социальный центр» – первый пример такого рода, реализованный в рамках новой программы московской мэрии по проекту бюро Хора.
Для испытаний на прочность
В Сколково открылось здание штаб-квартиры компании ТМК, выпускающей стальные трубы для нефтегазовой промышленности. Она совмещена с испытательным полигоном и исследовательскими лабораториями.
Возрождение Дворца
Архитекторы Archiproba Studios бережно восстановили образец позднего советского модернизма – Дворец культуры в городе-курорте Железноводске.
Оригами из лиственницы
Тренировочная байдарочная база в Августове на северо-востоке Польши по проекту бюро INOONI и PSBA получила фасады из сибирской лиственницы.
Как спасти мир, участвуя в архитектурном конкурсе
Международный конкурс LafargeHolcim Awards ставит в качестве главной цели поощрение идей и проектов в области устойчивого развития. Призовой фонд конкурса $ 2 000 000. Рассматриваем проекты победителей предыдущего цикла 2017-2018 годов по пяти критериям.
Террасы Хрустального мыса
Концепция музейно-образовательного и мемориального комплекса в Севастополе, предложенная Никитой Явейном, избегает прямолинейных акцентов и пафоса, интерпретируя историю места и специфику ландшафта, соединяя общественное пространство обитаемой лестницы и амфитеатров с монументальным монументом.
Десять часов роста
В кантоне Берн открылся новый кампус Swatch – Omega по проекту Сигэру Бана: объем древесины, использованный для каркаса трех зданий, «вырастет» в швейцарских лесах всего за 10 часов.
Евгений Подгорнов: «Проектировать надо так, чтобы...
Руководитель петербургского бюро Intercolumnium рассказывает, почему в портфолио компании есть работы от хай-тека до историзма, рассуждает о высотных доминантах и о заказчиках как источниках драйва, необходимого городу.
Новая ячейка
Жилой квартал на территории IT-парка: компания Архиматика сочетает инновационные технологии с человечным масштабом и уютной средой.