Бюро ATRIUM славится вниманием к пластичной форме, современному дизайну и даже к новым видам интеллекта. В книге-портфолио Вера Бутко и Антон Надточий представили работу компании как бурный поток: текстов, графики, образов... Это делает ее яркой феерией, хотя не в ущерб системности. Но система – другая, обновленная. Как будто фрагмент метавселенной воплотился в бумажном издании.
На книгу-портфолио, которую архитекторы ATRIUM выпустили к тридцатилетию бюро, сопроводив выставкой во Флигеле-Руине Музея архитектуры, можно реагировать по-разному. К примеру: ух, какая тяжелая. Но она красива, что в данном случае не пустые слова и не шутка. Это, действительно, одна из самых эффектных книг об архитектуре, которую мне приходилось держать в руках. Однако ей удается не перейти границ, а балансировать на грани эффектного и разумного. Впрочем, Вера Бутко и Антон Надточий, основатели и руководители ATRIUMa – мастера баланса во многих аспектах, начиная от формы, которую они удерживают на грани барочного – ну или чтобы быть более точным, неомодернистского, подхода.
Им хорошо подходит такая книга-спектакль, где каждый проект танцует свою партию с полной выкладкой.
Книга «ATRIUM Vocabulary. Словарь архитектуры». Екатеринбург, TATLIN, 2024Фотография: предоставлена АМ ATRIUM
Вопреки ожиданиям, книга, названная Vocabulary, на словарь не похожа. Принцип словаря в ней использован как игра: понятия «первого уровня рубрикации» выбраны по начальным буквам, составляющим слово ATRIUM, понятия второго уровня в каждой главе подобраны на ту же букву, где-то больше, где-то меньше. Но архитекторы говорят, что распределение объектов по главам – условное, поскольку каждый элемент своего «словаря» они как авторы используют во всех проектах. На то они и составные части мировоззрения, к примеру: исследование, переосмысление, иконичность, идентичность, морфология...
Текстов, в том числе раскрывающих понятия «словаря», в книге много, все же Антон Надточий, как он с гордостью признается, выпускник кафедры теории архитектуры. Писали их совместно Антон и Сергей Надточие, а редактировала Юлия Шишалова. Вступительную статью о бюро написал американский критик Стивен Закс..
Книга «ATRIUM Vocabulary. Словарь архитектуры». Екатеринбург, TATLIN, 2024Фотография: предоставлена АМ ATRIUMКнига «ATRIUM Vocabulary. Словарь архитектуры». Екатеринбург, TATLIN, 2024Фотография: предоставлена АМ ATRIUMКнига «ATRIUM Vocabulary. Словарь архитектуры». Екатеринбург, TATLIN, 2024Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.руКнига «ATRIUM Vocabulary. Словарь архитектуры». Екатеринбург, TATLIN, 2024Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру Книга разделена на пять частей: первоначально планировалось издать несколько томов, но затем пришли к выводу, что это неудобно, – объясняет Антон Надточий, – и темы решили объединить. Главы разделены плотными картонными страницами и обозначены преобладающим цветом. Поэтому, листая книгу, мы наблюдаем, как почти монохромная черно-розовая буква T взрывается ярко-желтым разделом и постепенно набирает цвет.
Книга «ATRIUM Vocabulary. Словарь архитектуры». Екатеринбург, TATLIN, 2024Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.руКнига «ATRIUM Vocabulary. Словарь архитектуры». Екатеринбург, TATLIN, 2024Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру Как правило архитектурные бюро выстраивают главы своих книг по одной из принятых логик: функциональной типологии, или типологии проектов от реализованных до конкурсных, – но ATRIUMу этого мало, и они наделяют монографию «гибридной» типологией. Она не чужда разделению по функциям или, точнее, задачам, зато напрочь игнорирует категорию реализованности. Зато данная намеком традиционная система изложения: про основателей, про историю бюро, про команду, про проекты – непринужденно срастается с несколькими другими в систему, которая даже не выглядит, а скорее ощущается – как сложный ветвистый алгоритм сродни дереву BIM или метавселенной.
В области метавселенных ATRIUM также действуют в первых рядах: Сергей Надточий организовал первую архитектурную метаверс-биеннале, где участвовали многие, в том числе зарубежные, мастерские, даже бюро Захи Хадид.
Надо ли говорить, что особенности книги перекликаются с архитектурой ATRIUM, во-первых, внимательной к форме, во-вторых, энергичной: то «обнимающей», то «прорастающей». Дом у них может быть пронизан лестницей или накрыт лепестком кровли; многоэтажки подчиняются гигантским росчеркам суперграфики, меняющей их восприятие как издали, так и вблизи.
Книга «ATRIUM Vocabulary. Словарь архитектуры». Екатеринбург, TATLIN, 2024Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.руКнига «ATRIUM Vocabulary. Словарь архитектуры». Екатеринбург, TATLIN, 2024Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.руКнига «ATRIUM Vocabulary. Словарь архитектуры». Екатеринбург, TATLIN, 2024Фотография: предоставлена АМ ATRIUMКнига «ATRIUM Vocabulary. Словарь архитектуры». Екатеринбург, TATLIN, 2024Фотография: предоставлена АМ ATRIUM Для поиска пластических решений, также как и для отработки технологий и экспериментов Вера Бутко и Антон Надточий используют арт- и дизайн-объекты. На них можно выстроить и проверить логику для более крупной формы, выверить расположение деталей, даже изучить механику сборки с помощью дополненной реальности. Но объекты также и запускают в производство, украшают ими лобби спроектированных домов, а их немало, ATRIUM – большое и успешное бюро.
Сама книга – тоже место приложения дизайнерских талантов, смелая и динамичная: несложно представить, что сквозь страницы течет некая графическая река – сестра «Зеленой реки», бульвара, который Вера Бутко и Антон Надточий реализовали в ЖК «Символ».
Акценты книжной графики, как и значительный объем, позволяют читателю погрузиться в особенности и в проблематику каждого проекта. Лично меня подкупили выделенные отдельным цветом цитаты «Пользователей» тех или иных пространств – подростки рассказывают о том, как им нравится собираться под известным мостом с бетонными кадками: кто-то катается на скейте, кто-то любит валяться в гамаке. Ученики говорят о школе, и так далее.
Погружение получается живым и глубоким. На Арх Москве 2024 года архитекторы ATRIUM показывали разработанную в бюро компьютерную игру-«ходилку». Отчасти книгу можно сравнить с такого рода игрой – в нее «ныряешь», и плескаться среди слов и картинок там можно долго. Если говорить о популяризации архитектуры без потери содержания, о способности донести ее смыслы до людей без специального образования – то вот он, хороший пример.
|