Место, для которого спроектирован бизнес-центр, находится недалеко от Киевского вокзала, на границе между группой разнообразных, в том числе современных, зданий – и равномерно-солидной застройкой сталинских кварталов с апофеозом в виде Дорогомиловской улицы. Подобная стилистическая двойственность вообще характерна для Кутузовки – престижного района сталинских времен, который в последние годы активно прорастает элитными офисными зданиями во главе с Сити. Тема, которую можно было бы, упрощая, назвать «старое и новое», красиво преломилась в архитектуре спроектированного SPeeCh бизнес-центра Forum-plaza.
Посреди трапециевидного участка уже имеется недавно построенное 8-этажное офисное здание. Корпуса Forum-plaza займут всю оставшуюся территорию, обступая существующий дом с трех сторон буквой «П» неправильных очертаний. Столь тесное соседство послужило катализатором пластического решения – архитекторы восприняли существующий дом как инородное тело – и отреагировали на его появление, превратив свой комплекс в «разомкнутую головоломку».
Объемы каждого из четырех корпусов имеют крупные консоли и вырезы, напоминающие пазы гигантской конструкции, потому что там, где и у одного корпуса выступ, у другого, стоящего напротив – уступ. Это усложняет силуэты и создает иллюзию движения – как будто бы перед нами большой и непонятный механизм, который начал каким-то образом действовать и замер на пол-пути. Или не замер, а продолжает трансформироваться очень медленно и незаметно для глаза, и через год-два изменит свои очертания. По-видимому, это подспудное движение – реакция на «инородное тело» стоящего на участке здания: новый комплекс в почти буквальном смысле «смыкается» вокруг него – или, наоборот, размыкается, пропуская «соседа».
Движение, заложенное в архитектурном сюжете «головоломки», сдерживается строгим решением фасадов, расчерченных одинаковыми простенками на ровные клетки квадратных окон. Здание кажется вырезанным из какой-то особенной материи, своего рода кристаллической губки с очень жесткой геометрической структурой. Разумеется, это не так – внутри будут обычные, даже очень комфортные офисные помещения – но снаружи, если пристально разглядывать здание, оно может предстать горой исполинской пемзы с квадратно-геометрической структурой.
Равномерная сетка простенков будет облицована камнем. Это редкий для современной Москвы пример столь масштабного использования натурального известняка – говорит архитектор Сергей Кузнецов; им будет покрыт не только цоколь, а все фасады снизу доверху. При этом архитекторы собираются использовать не хорошо уже известный юрский известняк, а планируют сертифицировать какую-нибудь новую для Москвы разновидность камня.
Следующий аккорд – декоративный: каменные поверхности простенков покроются мелкой геометризованной резьбой. Орнамент будет варьироваться, намечая тонкие различия между корпусами. Его рисунок выстроен по общей схеме, но заполнение – разное: начиная от уступчатых филенок, напоминающих об ар-деко, и заканчивая мелким поребриком, ромбами, треугольниками. Подход к проектированию декора у архитекторов SPeeCH сугубо тщательный – все рисунки не просто просчитаны на компьютере и показаны заказчику на макете обычного размера, но авторы намерены вскоре соорудить еще один макет, в масштабе один к трем (т.е. всего лишь в три раза меньше настоящей постройки), с натуральным камнем и настоящим стеклом – чтобы окончательно проверить, как все будет выглядеть. Почти сверхъестественная добросовестность.
Строгий суховатый рисунок, покрывающий все каменные поверхности комплекса, приводит к достижению нескольких целей. Во-первых, столь мелкая детализация создает эффект высокого качества отделки здания и в сочетании с натуральным камнем работает на респектабельность бизнес-центра. Во-вторых, по словам архитектора Сергея Кузнецова, орнамент добавляет теплоты и становится своеобразной интерпретаций национальной темы – для российского менталитета характерна тяга к декоративности. И наконец, третье, собственно архитектурное следствие: здания утрачивают намек на традиционную архитектурную тектонику несения тяжести. Иными словами, здесь нет верха и низа – не то чтобы они совсем отсутствуют, в обыденном понимании они есть, а в архитектурном – почти что нет.
И вот здесь возникает коллизия, созвучная намеченной нами вначале теме genius loci района, прилегающего к Кутузовскому проспекту и Киевскому вокзалу. Традиционная солидность каменного здания и отточенное до деталей качество продукции современного модернизма переплетаются здесь в причудливой пропорции, впрочем приводя к достаточно убедительному результату. Камень по определению тяжел и внушителен как в глазах заказчика, так и для случайного прохожего. Ему, однако, традиционно полагается быть весомым и массивным. Современный камень не такой – он состоит не из квадров, а из тоненьких пластин, которые и плитами-то назвать не всегда получается. Архитекторы SPeeCH дополнительно развеществляют его, покрывая орнаментальной резьбой – таким образом возникает максимально «облегченный» образ камня, практически сведенный до понятия сродни платоновской идее – камень обозначает свое присутствие и блещет фактурой, но почти совершенно утрачивает вещественность и материальность. Результат предсказуем – милый для заказчика традиционный материал приобретает качества, свойственные современной архитектуре, прежде всего – атектоничную легкость.
В противовес традиционно-современному облику корпусов, невысокий объем входного комплекса решен супер-современно: его стены предполагается сделать по технологии foiltec – из больших полупрозрачных пластиковых подушек, которые и в зарубежной архитектуре считаются сравнительно новым изобретением (один из ярких примеров их использования – Государственный плавательный центр, строящийся в Пекине для Олимпийских игр 2008 года). Обтекаемые формы прозрачных подушек рядом со строгими линиями каменной резьбы выглядят контрастно и в значительной мере усиливают модернистскую и технологичную составляющую проекта в противовес «консервативно-каменной». На самом деле противоречия, по-видимому, нет – вернее, оно существует только в нашем сознании, стремящемся разграничить «старое-новое», контекстуальное и остро-модернистское. В реальности эти два понятия прекрасно уживаются вместе, как показывает проект Forum-plaza от SPeeCH.