English version

Наше всё

Кто такой Щусев? В последние пару недель, с тех пор, как архитектору исполнилось 150 лет, на этот вопрос отвечают с разных сторон по-разному. Самый пространный, подробно иллюстрированный и элегантно оформленный ответ – выставка в двух корпусах Музея архитектуры на Воздвиженке. Четыре куратора, полтора года работы всего музея и экспозиционный дизайн Сергея Чобана и Александры Шейнер. Рассматриваем и показываем, что там к чему.

mainImg
Архитектор:
Сергей Чобан
Александра Шейнер
Выставка Щусева для Музея архитектуры, он же ГНИМА имени А.В. Щусева – институциональная, «именная», очень важная. Может и поворотная? Пару лет назад Елизавета Лихачева мне сказала, что с подготовки к Щусеву может начаться постоянная экспозиция, а ведь отсутствие постоянной экспозиции – одна из главных музейных «болей», давно, после переезда половины коллекции из Донского монастыря на Воздвиженку. Словом неудивительно, что в выставку вложено много времени и сил: «весь музей работал над ней полтора года», хотя кое-кто мне говорил, что и все четыре. Три книги и одна на подходе (про гостиницу «Москва»), фильм, порядка 700 экспонатов из 18 коллекций – работа, правда, огромная. Плюс дизайн от Сергея Чобана. Словом, музей сейчас в центре внимания вполне заслуженно. 

Попробую изложить по порядку. У выставки несколько особенностей: во-первых, она научно-исследовательская и в наше время, – когда все в основном сосредоточены на развлечении почтеннейшей публики за деньги, а от приставки «НИИ» стремятся поскорее избавиться, – музей оправдывает свою приставку в полной мере. Не могу сказать, что это произошло внезапно, я наблюдаю за музеем больше 20 лет, он прошел все стадии от отрицания до принятия, был очень скучным научным, был модным тусовочным с водкой под соленые огурцы в ледяной Руине, чего с ним только не было. Все это время верой и правдой служил архитектурным архивом для исследователей. Тут необходим комплимент Елизавете Лихачевой: при Ирине Коробьиной отреставрировали Руину и отрыли временный вариант постоянной экспозиции, но именно при Лихачевой сами большие музейные выставки стали опять становиться фундаментальными, одна за одной: с подлинниками, исследованиями; но и с модным экспозиционным дизайном. 
Выставка «Алексей Щусев. 150». Музей архитектуры, 01.10.2023–21.01.2024
Фотография © Василий Буланов / предоставлена бюро ЧАРТ

Далее. Когда начали готовить выставку про отца-основателя, выяснилось, что вроде бы все всё о нем знают «и в то же время ничего», как говорила Алиса. В книгах лакуны, издано не все, полноценной монографии по-прежнему нет, – по церковным проектам есть одна, Дианы Кейпен-Вардиц, вероятно, через какое-то время появится еще одна, более основательная и на материалах личного архива Щусева, от Сергея Колузакова. Но в остальном Щусев оказался не то чтобы фундаментально изучен. Выставка – никак не монография, но закрывает часть пробелов, тем более что ее каталог 7-сантиметровой толщины и весом с хороший кирпич, объединен со сборником из 9 исследовательских статей по разным темам. Честно говоря, не знаю, зачем так сделали – много лучше было бы издать сборник отдельно, его проще было бы купить, и тем не менее, «задел» дальнейшего изучения архитектуры и биографии Щусева очевиден.
Выставка «Алексей Щусев. 150». Музей архитектуры, 01.10.2023–21.01.2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Не менее полезен двухтомник: в одном томе мемуары четырех человек, в другом все статьи и письменные работы Щусева. Кроме того, сейчас музей в телеграм-канале регулярно выкладывает небольшие фрагменты «о Щусеве», что тоже любопытно, ну, для клипового сознания и вообще. Плюс фильм, а на самом деле два: от музея и от первого канала

Это совершенно точно не монография, не окончательное фундированное исследование, но подготовка к нему; такая любопытная примета времени, когда информацию можно получать очень разными способами. Со всех сторон нам теперь рассказывают, кто такой Щусев. 
Щусев
Должна сказать, для меня Алексей Викторович Щусев не очень понятен как архитектор.  

Для одних Щусев это Марфо-Мариинская обитель с резьбой Коненкова и живописью Нестерова, для других он автор Мавзолея, для третьих строчка в названии музея. Очень разносторонний был архитектор, кажется только ему одному удалось не просто гибко, но именно что успешно, с хорошим результатом пройти перипетии первой половины российского XX века.
Посмертный портрет Щусева, стоявший в углу на лестнице, перенесли, сейчас он перед входом в Анфиладу. Выставка «Алексей Щусев. 150». Музей архитектуры, 01.10.2023–21.01.2024
Фотография © Василий Буланов / предоставлена бюро ЧАРТ

Такую «всеядность» в XX веке, который может похвастаться списками модернистов, не принявших классику, и классиков, не принявших авангард, сложновато понять. Другие «не могли», а он мог. Ругался, как рассказывают, на ВХУТЕМАС и его выпускников за безграмотность, но работал и в конструктивизме, и в модерне, в разных видах сталинской классики и пышном национальном стиле – его яркому примеру, театру в Ташкенте, на выставке уделено пол-зала. После войны делал проекты восстановления городов: Сталинграда, Истры, Великого Новгорода, Туапсе, Кишинева. То есть – и храмо-, и градо-строитель.
Выставка «Алексей Щусев. 150». Музей архитектуры, 01.10.2023–21.01.2024
Фотография © Василий Буланов / предоставлена бюро ЧАРТ

Нельзя, вероятно, называть Щусева реставратором, но домонгольскую церковь Василия в Овруче он при участии Петра Петровича Покрышкина для Николая II реконструировал, поставив на «свои» места найденные фрагменты, и историей архитектуры интересовался всерьез. Ключевой памятник советских двадцатых – Мавзолей, точнее говоря, Мавзолеи, Ленина – они вероятно, стали своего рода защитной грамотой для Щусева: то ли как автор гробницы вождя, то ли как просто очень умелый человек, он почти без потерь прошел не только смены стилевых предпочтений, но и репрессии.
Выставка «Алексей Щусев. 150». Музей архитектуры, 01.10.2023–21.01.2024
Фотография © Василий Буланов / предоставлена бюро ЧАРТ

Защищал отправленного в ссылку реставратора Петра Барановского. И вот еще удивительно: когда в 1937 году его «разнесли» в газете «Правда» коллеги-архитекторы – добрые люди Савельев и Стапран, – Щусева всего лишь понизили в должностях, и даже из союза архитекторов не выгнали после этой статьи. А других казнили и ссылали. Вот как так? 

Все это можно объяснять и понимать по-разному. Словечко «всеядность» имеет очевидно негативные коннотации – ты либо за красных, либо за белых, – но ведь можно посмотреть и иначе, как сказал на открытии выставки один из четырех кураторов, замдиректора музея по науке Анатолий Оксенюк: «Человек, который хочет и может работать, будет работать и будет успешен». Прямо скажу, не всегда, ох не всегда это работает, но какое прекрасное мотивационное напутствие для всех. 

И еще мне почему-то кажется, есть такие люди, которым надо, может, было бы жить вечно. Жил бы Щусев в наше время, был бы очень неплох на высокой должности, строил бы и башни, и стадионы, и созданием мастер-планов бы руководил. Не знаю, мог бы он сделать постсоветскую архитектуру счастливой, это вот как раз вряд ли, но эффективной бы сделал совершенно точно. А может я и не права – вон, какие слова молодого Щусева о церковной архитектуре, хочется кому-нибудь на лбу выгравировать такие слова: «оно должно подчиняться только религиозной идее и не терпеть рабского стеснения в формах». 
Выставка «Алексей Щусев. 150». Музей архитектуры, 01.10.2023–21.01.2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Словом, глаза разбегаются. 

Неудивительно, что одна из задач выставки – показать многообразие личности и в то же время как-то его абсорбировать, «собрать». В чем много помогает архитектура экспозиции от Сергея Чобана и Александры Шейнер. 
Экспозиция
Она – вторая особенность. Легкая, простая и емкая. С таким дизайном выставка похожа на модный журнал. С хорошей типографикой, ненавязчивыми комментариями, особенно хорошо авторы разложили в среднем зале новый логотип музея в виде буквы Щ на латинские номера Мавзолеев. Мы как будто ходим внутри книги о Щусеве, написанной, напомню, еще не до конца. Не буквально, конечно, это сейчас была метафора, но ощущение любопытное. 
Выставка «Алексей Щусев. 150». Музей архитектуры, 01.10.2023–21.01.2024
Фотография © Василий Буланов / предоставлена бюро ЧАРТ

И еще одна особенность собственно экспозиционного дизайна – он очень деликатен по отношению к историческим интерьерам, как классицистической Анфилады, так и сводчатого Аптекарского приказа. Другие выставки отгораживаются или спорят, перекрикивают, а эта, простая и белая, как-то очень неплохо рифмуется. Александра Шейнер рассказала мне, что это намеренно: в некоторых случаях авторы экспозиции даже уменьшили высоту стендов, чтобы были видны медальоны за ними, и предлагали медальоны подсветить. Все это разумные решения не только потому, что историческую обстановку музея надо уважать (признаем, это не всегда работает) – но еще потому что сами залы Анфилады тут в некотором роде экспонат, в них-то и открылся в 1948 году музей Щусева. 

Самое очевидное заявление о многообразии вынесено вперед, в первый зал: тут нас встречают заголовки «музейщик», «защитник», «реставратор» – любопытно, что главного, «архитектор», нету – вероятно, подразумевается «кто еще кроме как архитектор». А также список основных наград, от императорских до сталинских (вождя Щусев не пережил, умер в 1949 году), и портрет, картина маслом в золоченой раме. Сразу скажу, несколько таких «выпадающих» из общего строя вкраплений связаны с тем, что хранилища-источники потребовали «не переодевать» работы, то есть рамы вынужденные, но и вносят разнообразие. 
  • zooming
    Выставка «Алексей Щусев. 150». Музей архитектуры, 01.10.2023–21.01.2024
    Фотография © Василий Буланов / предоставлена бюро ЧАРТ
  • zooming
    Выставка «Алексей Щусев. 150». Музей архитектуры, 01.10.2023–21.01.2024
    Фотография © Василий Буланов / предоставлена бюро ЧАРТ

Все остальное – а материала, как мы помним, очень много – аккуратно и тщательно вписано в концепцию: белые рамки ритмически срифмованы и отчасти нивелируют неизбежную разноформатность графики. И все залы погружены, в основном, в белый цвет, оживленный простой ступенчатой формой, источником которой, как рассказывают авторы, стал силуэт Мавзолея. Более того, Сергей Чобан и Александра Шейнер нашли там, у Ленина, пропорции Золотого сечения и выстроили свои ступеньки тоже в «золотой» пропорции: чуть больше, чуть меньше. 
Выставка «Алексей Щусев. 150». Музей архитектуры, 01.10.2023–21.01.2024
Фотография © Василий Буланов / предоставлена бюро ЧАРТ

Перевернутые пирамиды формируют профили подставок для макетов, и только в одном месте – в маленьком проходном зале, посвященном мостам, архитекторы позволили себе соорудить крупные ступени, добавив к ним эффект перспективы: средняя часть скошена, что, при общей сдержанности решения, производит должный эффект, особенно – если идти, уже посмотрев выставку, назад, к выходу. 
Выставка «Алексей Щусев. 150». Музей архитектуры, 01.10.2023–21.01.2024
Фотография © Василий Буланов / предоставлена бюро ЧАРТ

Не меньшее впечатление производит дугообразная скамейка в самом центре, как бы некие «качели», если представить ее себе на плане, между авангардом и имперской классикой – и белые схематичные планы городов, в проектировании восстановления которых Щусев принимал участие после войны: Сталинграда, Истры, Великого Новгорода, Туапсе, Кишинева. И металлические стеллажи в заключительном зале Анфилады, посвященном истории создания музея.
Выставка «Алексей Щусев. 150». Музей архитектуры, 01.10.2023–21.01.2024
Фотография © Василий Буланов / предоставлена бюро ЧАРТ
Выставка «Алексей Щусев. 150». Музей архитектуры, 01.10.2023–21.01.2024
Фотография © Василий Буланов / предоставлена бюро ЧАРТ
Выставка «Алексей Щусев. 150». Музей архитектуры, 01.10.2023–21.01.2024
Фотография © Василий Буланов / предоставлена бюро ЧАРТ

В экспозиции Аптекарского приказа, посвященной церквям, стеллажей намного больше – но там и экспонаты размещены плотнее, их больше – зато пространство организуют круглые и скругленные подставки-колонны, похожие на колонны новгородско-псковских храмов, – на них размещены шесть белых макетов, заказанных специально для выставки. Поэтому они одномасштабны и служат одновременно экспонатами и выставочным приемом. К слову, часть экспозиционной застройки планируется сохранить и использовать впоследствии: это относится и к подставкам, и к решетчатым стендам, простым и на вид очень прочным, несмотря на прозрачность. Больше всего выиграет пространство Аптекарского приказа, здесь появился новый гардероб и кладовки, устроенные так, что теперь для любого входящего очевидно, где начало экспозиции – стенки «ведут» за собой посетителя.
Выставка «Алексей Щусев. 150». Музей архитектуры, 01.10.2023–21.01.2024
Фотография © Василий Буланов / предоставлена бюро ЧАРТ
Выставка «Алексей Щусев. 150». Музей архитектуры, 01.10.2023–21.01.2024
Фотография © Василий Буланов / предоставлена бюро ЧАРТ

Сергей Чобан и Александра Шейнер позволили себе только один цветной акцент – красный зал на «перекрестке». Он напоминает о конференц-зале Петербургской Академии художеств и это логично, так как в нем выставлены академические рисунки и дипломная работа Щусева. Есть в этом решении и немного лирики: и Чобан, и Шейнер учились в Академии, защищались в том же зале, что и Щусев. 
  • zooming
    1 / 4
    Выставка «Алексей Щусев. 150». Музей архитектуры, 01.10.2023–21.01.2024
    Фотография © Василий Буланов / предоставлена бюро ЧАРТ
  • zooming
    2 / 4
    Выставка «Алексей Щусев. 150». Музей архитектуры, 01.10.2023–21.01.2024
    Фотография © Василий Буланов / предоставлена бюро ЧАРТ
  • zooming
    3 / 4
    Выставка «Алексей Щусев. 150». Музей архитектуры, 01.10.2023–21.01.2024
    Фотография © Василий Буланов / предоставлена бюро ЧАРТ
  • zooming
    4 / 4
    Выставка «Алексей Щусев. 150». Музей архитектуры, 01.10.2023–21.01.2024
    Фотография © Василий Буланов / предоставлена бюро ЧАРТ

Словом, белый цвет с одной сквозной темой и не слишком кричащими акцентами – почти беспроигрышное решение для богатой экспонатами выставки: он и объединяет, и «успокаивает», и даже делает как будто более заметными те деликатные пластические комментарии, которые позволяют себе авторы пространства выставки. Может ли быть так, что сдержанность дизайна стала откликом на критику слишком яркой, по мнению некоторых ценителей, выставки Мельникова? Может да, а может и нет. Во всяком случае сейчас на выставке светло и спокойно. Что хорошо, поскольку очень многое надо воспринять.
Многотемье
Итак, Щусев – строитель Мавзолея, это в центре Анфилады, Щусев – автор церквей модерна, это в Аптекарском приказе. Очевидные вещи. Но есть довольно много неочевидных, «открытий» – для тех, конечно, кто не очень хорошо знает творчество Щусева, а таких большинство, все (и я) как-то знают его точечно.

К примеру, надо знать, что Щусев не просто автор Казанского вокзала, а что он строил его всю жизнь, из императорского времени до сороковых. Может и его карьера в начале большевистского времени так травоядно сложилась потому, что он был важен как архитектор очень большого вокзала, а для 1920-х поезд культовая вещь, очень важная, потому что транспорт должен был налаживаться. 

И как хорошо совпало, что нынешний директор музея Наталья Шашкова защитила кандидатскую диссертацию как раз по Московско-Курской железной дороге, главным архитектором которой был Щусев. Так на выставке появился целый зал: не только про Казанский вокзал, но и про малые станции, дополнительные, тоже щусевские. И зал про мосты.
  • zooming
    1 / 7
    Выставка «Алексей Щусев. 150». Музей архитектуры, 01.10.2023–21.01.2024
    Фотография © Василий Буланов / предоставлена бюро ЧАРТ
  • zooming
    2 / 7
    Выставка «Алексей Щусев. 150». Музей архитектуры, 01.10.2023–21.01.2024
    Фотография © Василий Буланов / предоставлена бюро ЧАРТ
  • zooming
    3 / 7
    Выставка «Алексей Щусев. 150». Музей архитектуры, 01.10.2023–21.01.2024
    Фотография © Василий Буланов / предоставлена бюро ЧАРТ
  • zooming
    4 / 7
    Выставка «Алексей Щусев. 150». Музей архитектуры, 01.10.2023–21.01.2024
    Фотография © Василий Буланов / предоставлена бюро ЧАРТ
  • zooming
    5 / 7
    Выставка «Алексей Щусев. 150». Музей архитектуры, 01.10.2023–21.01.2024
    Фотография © Василий Буланов / предоставлена бюро ЧАРТ
  • zooming
    6 / 7
    Выставка «Алексей Щусев. 150». Музей архитектуры, 01.10.2023–21.01.2024
    Фотография © Василий Буланов / предоставлена бюро ЧАРТ
  • zooming
    7 / 7
    Выставка «Алексей Щусев. 150». Музей архитектуры, 01.10.2023–21.01.2024
    Фотография © Василий Буланов / предоставлена бюро ЧАРТ

Работа Щусева с проектами московской Академии наук, позднее построенной, как известно, по проекту Юрия Платонова, тоже не очень известна, между тем она вдохновила часть академической застройки Ленинского проспекта, а где-то и легла в основу. 
Выставка «Алексей Щусев. 150». Музей архитектуры, 01.10.2023–21.01.2024
Фотография © Василий Буланов / предоставлена бюро ЧАРТ

Гостиница «Москва» – тоже отдельный сюжет. С ним связана та самая статья-донос 1937 года из «Правды», то есть началась она для Щусева болезненно, и закончилась тоже грустно: гостиницу сломали и сделали из нее муляж, похожий, но не очень, причем тогда, в начале 2000-х, «при Давиде», музей пытался бороться за сохранение подлинного здания, как и почти тогда же – за сохранение подлинного Военторга. То и другое не удалось, и сейчас нам показывают собранные при разрушении фрагменты подлинного здания «Москвы».

Очень красиво в стеклянном кожухе у основания колонн разложена всякая гостиничная ерунда, от четок и старого телефона до гипсовой капители пилястры и балюстры ограждения. Граненые медальоны из кессонов потолка – на стенах. 
  • zooming
    1 / 9
    Выставка «Алексей Щусев. 150». Музей архитектуры, 01.10.2023–21.01.2024
    Фотография © Василий Буланов / предоставлена бюро ЧАРТ
  • zooming
    2 / 9
    Выставка «Алексей Щусев. 150». Музей архитектуры, 01.10.2023–21.01.2024
    Фотография © Василий Буланов / предоставлена бюро ЧАРТ
  • zooming
    3 / 9
    Выставка «Алексей Щусев. 150». Музей архитектуры, 01.10.2023–21.01.2024
    Фотография © Василий Буланов / предоставлена бюро ЧАРТ
  • zooming
    4 / 9
    Выставка «Алексей Щусев. 150». Музей архитектуры, 01.10.2023–21.01.2024
    Фотография © Василий Буланов / предоставлена бюро ЧАРТ
  • zooming
    5 / 9
    Выставка «Алексей Щусев. 150». Музей архитектуры, 01.10.2023–21.01.2024
    Фотография © Василий Буланов / предоставлена бюро ЧАРТ
  • zooming
    6 / 9
    Выставка «Алексей Щусев. 150». Музей архитектуры, 01.10.2023–21.01.2024
    Фотография © Василий Буланов / предоставлена бюро ЧАРТ
  • zooming
    7 / 9
    Выставка «Алексей Щусев. 150». Музей архитектуры, 01.10.2023–21.01.2024
    Фотография © Василий Буланов / предоставлена бюро ЧАРТ
  • zooming
    8 / 9
    Выставка «Алексей Щусев. 150». Музей архитектуры, 01.10.2023–21.01.2024
    Фотография © Василий Буланов / предоставлена бюро ЧАРТ
  • zooming
    9 / 9
    Выставка «Алексей Щусев. 150». Музей архитектуры, 01.10.2023–21.01.2024
    Фотография © Василий Буланов / предоставлена бюро ЧАРТ

Или вот, например, о работе Щусева с восстановлением городов тоже как будто бы не было очень известно. Особенно важен для него был Кишинев, там Щусев родился и провел детство, и Новгород – образец для представлений модерна о «русском духе» и источник для архитектуры церквей. Почему только Щусев Псков не восстанавливал, вот вопрос; видимо, так исторически сложилось. В аннотации к новгородскому проекту есть слова Щусева с рекомендацией «внешний облик выдержать в духе классики и новгородско-псковской архитектуры». Ужасно захотелось поехать в Новгород и поискать среди сталинок такие мотивы – но кажется, все же их там нет. 
Музей 
Отдельная тема музей, ему посвящен последний зал анфилады.

И тут надо сказать, что музеев было два. Точнее сначала, конечно, был один – музей при созданной в начале 1930-х Академии архитектуры, и находился он в Донском монастыре. Потом в 1945 году Щусев создает второй – Музей русской архитектуры. Вот прямо так, с упором на идентичность в названии. Впрочем, в тот исторический момент многие только об идентичности и думали (и опять напрашивается: что-то да делал бы Щусев сейчас). Здесь же в пояснении сказано: на тему архитектурного музея Щусев высказывался еще в 1919 году, и у него был опыт руководства Третьяковской галереей (именно! опять же, не все об этом знают; в 1926–1928 годах). Поддержку «общедоступного музея» Щусев получает прямо от Молотова, и тогда же получает здание, дом Талызиных, за три года расселяет жильцов коммуналок, которые там были, и в 1948 году открывает в Анфиладе, то есть прямо там, где сейчас выставка в честь Щусева, выставку, посвященную всем периодам русской архитектуры. Поговаривают, что часть экспонатов была заимствована из музея Академии архитектуры. 
Выставка «Алексей Щусев. 150». Музей архитектуры, 01.10.2023–21.01.2024
Фотография © Василий Буланов / предоставлена бюро ЧАРТ
Выставка «Алексей Щусев. 150». Музей архитектуры, 01.10.2023–21.01.2024
Фотография © Василий Буланов / предоставлена бюро ЧАРТ

Дело это стало для Щусева последним: в 1948 открыли музей, в мае 1949 Щусев умер, и музей на следующий день назвали его именем. 

История, надо сказать, довольно любопытная, будем надеяться, музей не перестанет ее рассказывать. В 1964 два музея объединили в один под именем Щусева, а в 1990-е музей выехал из Донского монастыря и поселился в доме Талызиных, где ему теперь очень тесно. 

Решетки-стеллажи последнего зала становятся той почти не верифицируемой «зацепкой», которая связывает выставку в Анфиладе с ее продолжением, посвященным церковной архитектуре Щусева – там установлены похожие конструкции, рассчитанные на повторное применение в дальнейшем. Музей был концом, церкви началом, и все как будто закольцовывается. 
Церкви 
Выставка церковных проектов Щусева, напомню, занимает Аптекарский приказ, у нее отдельные кураторы: ученый секретарь музея Юлия Ратомская и замдиректора по науке Анатолий Оксенюк. По-хорошему, на нее можно прийти отдельно, поскольку она очень насыщенна, экспонаты в два ряда, шесть новых белых макетов очень симпатично зонируют пространство, в общем, это такой большой учебник по церковной архитектуре начала века.
Выставка «Алексей Щусев. 150». Музей архитектуры, 01.10.2023–21.01.2024
Фотография © Василий Буланов / предоставлена бюро ЧАРТ

И живописи. Щусев работал и с консерватором Нестеровым (он поссорился с архитектором, когда тот построил Мавзолей), и с авангардистами: Петровым-Водкиным, Рерихом и даже Натальей Гончаровой. Его первой заметной работой стало восстановление домогольской церкви Василия в Овруче совместно с реставратором Петром Петровичем Покрышкиным, причем в процессе раскопали основания лестничных башен, которые тут же и восстановили. Показывают видео с освящения храма, причем Щусева там разглядеть сложно, а Николая II – видно. Тогда Щусев стал одним из любимых архитекторов царской семьи, потому-то он потом построил для великой княгини Елизаветы Федоровны Марфо-Мариинскую обитель, безусловный шедевр церковного модерна, целостное, очень романтичное и красивое произведение, которое все так любят. 
Выставка «Алексей Щусев. 150». Музей архитектуры, 01.10.2023–21.01.2024
Фотография © Василий Буланов / предоставлена бюро ЧАРТ

Экспонатов множество, но «держит» пространство выставки нестеровский картон Нерукотворного Спаса, написанный для показа Елизавете Федоровне, единожды поставленный на фасад, – любопытнейший аналог современных рендеров и VR-моделей, которые показывают заказчикам для презентации и обсуждения проектов. Откуда он в музее неизвестно, вероятно, был в коллекции самого Щусева. Но живопись очень «достоверная», добротная, выдерживает рассматривание с близкого расстояния. 
Выставка «Алексей Щусев. 150». Музей архитектуры, 01.10.2023–21.01.2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Не менее хорош узнаваемый издали Петров-Водкин: вроде бы известно, что он по образованию иконописец, но ранние работы как-то редко видишь и не всегда есть возможность сравнить Троицу с «Пролетарской Мадонной». 
Выставка «Алексей Щусев. 150». Музей архитектуры, 01.10.2023–21.01.2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Кто-то сказал, что экспонатов многовато, а мне нравится изобилие «вытащенных на свет» рисунков и эскизов. В том числе орнаментов, это отдельная тема, можно рассмотреть каждую завитушку.
Выставка «Алексей Щусев. 150». Музей архитектуры, 01.10.2023–21.01.2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Словом, для поклонников Марфо-Мариинской обители эта выставка – находка. Как, надо думать, и для церковных архитекторов и их заказчиков, которых надо сюда на экскурсии водить, хотя бы – чтобы почитали размышления Щусева о свободе творчества. Развитие церковной архитектуры в православии в начале века пережило подъем, но затем остановилось и все никак не может вырваться обратно на свободу. Вряд ли надежды обоснованы, но вдруг выставка и здесь поможет? 
  • zooming
    1 / 16
    Выставка «Алексей Щусев. 150». Музей архитектуры, 01.10.2023–21.01.2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    2 / 16
    Выставка «Алексей Щусев. 150». Музей архитектуры, 01.10.2023–21.01.2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    3 / 16
    Выставка «Алексей Щусев. 150». Музей архитектуры, 01.10.2023–21.01.2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    4 / 16
    Выставка «Алексей Щусев. 150». Музей архитектуры, 01.10.2023–21.01.2024
    Фотография © Василий Буланов / предоставлена бюро ЧАРТ
  • zooming
    5 / 16
    Выставка «Алексей Щусев. 150». Музей архитектуры, 01.10.2023–21.01.2024
    Фотография © Василий Буланов / предоставлена бюро ЧАРТ
  • zooming
    6 / 16
    Выставка «Алексей Щусев. 150». Музей архитектуры, 01.10.2023–21.01.2024
    Фотография © Василий Буланов / предоставлена бюро ЧАРТ
  • zooming
    7 / 16
    Выставка «Алексей Щусев. 150». Музей архитектуры, 01.10.2023–21.01.2024
    Фотография © Василий Буланов / предоставлена бюро ЧАРТ
  • zooming
    8 / 16
    Выставка «Алексей Щусев. 150». Музей архитектуры, 01.10.2023–21.01.2024
    Фотография © Василий Буланов / предоставлена бюро ЧАРТ
  • zooming
    9 / 16
    Выставка «Алексей Щусев. 150». Музей архитектуры, 01.10.2023–21.01.2024
    Фотография © Василий Буланов / предоставлена бюро ЧАРТ
  • zooming
    10 / 16
    Выставка «Алексей Щусев. 150». Музей архитектуры, 01.10.2023–21.01.2024
    Фотография © Василий Буланов / предоставлена бюро ЧАРТ
  • zooming
    11 / 16
    Выставка «Алексей Щусев. 150». Музей архитектуры, 01.10.2023–21.01.2024
    Фотография © Василий Буланов / предоставлена бюро ЧАРТ
  • zooming
    12 / 16
    Выставка «Алексей Щусев. 150». Музей архитектуры, 01.10.2023–21.01.2024
    Фотография © Василий Буланов / предоставлена бюро ЧАРТ
  • zooming
    13 / 16
    Выставка «Алексей Щусев. 150». Музей архитектуры, 01.10.2023–21.01.2024
    Фотография © Василий Буланов / предоставлена бюро ЧАРТ
  • zooming
    14 / 16
    Выставка «Алексей Щусев. 150». Музей архитектуры, 01.10.2023–21.01.2024
    Фотография © Василий Буланов / предоставлена бюро ЧАРТ
  • zooming
    15 / 16
    Выставка «Алексей Щусев. 150». Музей архитектуры, 01.10.2023–21.01.2024
    Фотография © Василий Буланов / предоставлена бюро ЧАРТ
  • zooming
    16 / 16
    Выставка «Алексей Щусев. 150». Музей архитектуры, 01.10.2023–21.01.2024
    Фотография © Василий Буланов / предоставлена бюро ЧАРТ

 
Итак, кто же такой Щусев? Однозначного ответа выставка не дает, да и не должна; но задает много вопросов, «остраняет» тему и освежает восприятие. Фигура Щусева срослась с музеем и стала – это, конечно, субъективный взгляд, но кажется, что так и есть – за многие годы какой-то застывшей и одновременно неясной, в отличие от многих его современников – без яркого определенного образа. Все знают, что Шехтель строил особняки, Мельников искал собственную форму авангарда, Гинзбург – это экспериментальный дом не хуже, чем у Корбюзье, и так далее. А про Щусева такой зацепки нет, точнее, он распределяется между многими точками: обитель, вокзал, гробница – и теряет ясность. Сродни посмертному скульптурному портрету на лестнице, где глаз академика почти не видно, и лицо какое-то стертое. В портрете прием понятен: Сарра Лебедева показала, как покойный Щусев в 1949 году «уходит» от современников, растворяется. И вот эта неопределенность, неясность какая-то, как будто «прилипла» к Щусеву. То ли он гениальный архитектор, то ли талантливый администратор, то ли в церковное время раскрылся полностью, то ли в авангарде, то ли в сталинское. Выставка же показывает, что «реперных точек» было не три, а больше, – может быть, она станет началом или «драйвером» исследования какого-то нового уровня, которое когда-нибудь объяснит нам, что же за человек был академик. А может наоборот, после того, как весь материал будет собран и проанализирован, вопросы все равно останутся открытыми, и так будет и нужно. 

Между тем хоть Щусев и не был единственным основателем Музея архитектуры, он, похоже, был тем человеком, благодаря которому музей поселился в центре Москвы и стал по-настоящему большим, исключительно ценным хранилищем информации по истории архитектуры. Честно сказать, не за Мавзолей, а за ГНИМА, – ему точно надо поставить памятник. 
Архитектор:
Сергей Чобан
Александра Шейнер

30 Октября 2023

Похожие статьи
Учебник рисования?
Вообще так редко бывает. Ученики Андрея Ивановича Томского, архитектора, но главное – преподавателя академического рисунка, собрались и издали его уроки и его рисунки, сопроводив целой серией воспоминаний. Получилась книга теплая и полезная для тех, кто осваивает рисунок, тоже. Заметно, что вокруг Томского, действительно, образовалось сообщество друзей.
Преодоление мрамора
В Петербурге начала работу IX Биеннале архитектуры – одна из крупнейших профессиональных выставок города, организатором которой выступает Объединение архитектурных мастерских. Этот обзор не охватывает обширную деловую программу, сосредотачиваясь лишь на ощущениях от визуальной части экспозиции – ее объем и содержание говорит о возможности будущих трансформаций.
Мир бинарных оппозиций
Относительно новой книги Андрея Бокова не хочется и не следует повторять общепринятую формулу нашего времени: «прочитали за вас». Прочитали, но «за вас» в данном случае не работает. Книга не содержит принципиально новых сведений, на то она и теория самого стратосферного пошиба. Однако ее хочется разобрать на цитаты и выучить наизусть. Настолько некоторые места, по-эпичному, точны и емки. Но ее главное достоинство в другом – текст с элегантной непринужденностью даже не заставляет, а – провоцирует – читателя _думать_. Динамизирует мышление. А вот это уже важно.
В ожидании гезамкунстверка
Новый альманах «Слово и камень», издаваемый мастерской церковного искусства ПроХрам – попытка по-новому посмотреть на вопросы и возможности свободного творчества в религиозном искусстве. Диапазон тем и даже форматов изложения широк, текстов – непривычно много для издания по современному искусству. Есть даже один переводной. Рассматриваем первый номер, говорят, уже вышел второй.
Пройдя до половины
В издательстве Tatlin вышла книга «Архитектор Сергей Орешкин. Избранные проекты» – не традиционная книга достижений бюро, а скорее монография более личного плана. В нее вошло 43 здания, а также блок с архитектурной графикой. Размышляем о книге как способе подводить промежуточные итоги.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
Счастье независимого творчества
Немало уже было сказано с трибуны и в кулуарах – как это хорошо, что в период застоя и типовухи развивались другие виды архитектурного творчества: НЭР, бумажная архитектура... Но не то чтобы мы хорошо знаем этот слой. Теперь, благодаря книге Андрея Бокова, который сам принимал участие во многих моментах этой деятельности, надеемся, станет намного яснее. Книга бесценная, написана хорошо. Но есть сомнения. В пророческом пафосе.
Подпольный город
Новая книга Андрея Иванова посвящена вернакулярным районам городов мира и заставляет подумать о вещах сверх того: например, степени субъектности человека, живущего в окружении застройки, «спущенной сверху» государством или архитектором. Прочитали книгу целиком и делимся своими впечатлениями.
Искусствовед между молотом и наковальней
Советская эпоха, несомненно, воспитала своего человека. Образ его, как правило, соотносят с колоннами физкультурников и другими проявлениями тоталитарной телесности, но это по крайней мере лишь половина дела. Режиму было важно не только то, как маршируют, но и как думают. А также – как проектируют и строят. Илья Печёнкин – о книге Николая Молока «Давид Аркин: «идеолог космополитизма» в архитектуре».
Все наоборот
Мало премий вместо многих, вручение в первый день а не в последний, проекции вместо планшетов, деревья внутри, а объекты на улице – обновление фестиваля Архитектон пошло, как будто бы, по надежному пути переворачивания всех традиций профессионального цеха – ну или хотя бы тех, что подвернулись под руку. Придраться, конечно же, есть к чему, но ощущение свежее и импровизационное. Так, чего доброго, и Москву начнут учить. Мы рассказывали об элементах фестиваля частями в телеграме, теперь рассматриваем все целиком.
Фальконье
Во Флигеле Руине Музея архитектуры открыта выставка «стеклянных кирпичей» Густава Фальконье. Они – прародители стеклоблоков, но более сложные и красивые. Выставка показывает подлинные «кирпичи», архитектуру с ними, историю уничтожения окон Фальконье в здании Госархива, а еще она стала одной из причин возродить технологию производства.
Ручеек вернакулярности
Книга Андрея Иванова «ГюмрИ», продолжающая его «Иереван» – одновременно урбанистическое исследование вернакулярного города на конкретном примере, краеведческий очерк и поэма. Она очень обаятельна и в ней, как и в «вернакулярном» городе, место находится практически для всего. Для четкого определения границ вернакулярности вот только не нашлось места, ну да это не страшно, образ города книга создает живейший.
Радикальная ирония
Издательство АСТ выпустило первый тираж путеводителя от авторов термина «капиталистический романтизм» и телеграм-канала «Клизма романтизма». Книга выходит за рамки жанра и предлагает широкому кругу читателей понять и простить здания, которые часто называют «градостроительными ошибками». Мы почитали и составили впечатление, делимся.
Улица рисунков зодчего Росси
В берлинском Музее архитектурного рисунка Фонда Сергея Чобана открыта новая выставка, на которой представлены более 100 работ итальянского архитектора Альдо Росси, многие из них экспонируются впервые.
«Новая Эллада»
Публикуем рецензию на вышедшую в этом январе книгу Андрея Карагодина «Новая Эллада. Два века архитектурной утопии на южном берегу Крыма».
Планета Шехтель
Под занавес ушедшего года в издательстве «Русский импульс» увидела свет книга «Мироздание Фёдора Шехтеля», составленная Людмилой Владимировной Сайгиной – научным сотрудником Музея архитектуры, на протяжении многих лет изучающим биографию и творчество корифея московского модерна. Иначе говоря, под обложкой 640-страничного издания представлен материал, собранный в ходе исследования, ставшего делом всей жизни. Это дорогого стоит, хотя издание подкупает демократичностью исполнения и ценой.
Судьба Иофана
В издательстве «Кучково поле. Музеон» вышла книга Владимира Седова «Архитектор Борис Иофан». Она основана на материалах архива семьи архитектора из коллекции Музея архитектурного рисунка Сергея Чобана и дает возможность познакомиться с большим объемом малоизвестных ранее материалов. Но текст книги выходит далеко за рамки комментария к архиву – по словам автора, это творческая биография. Написана она живо, местами пронзительно и оттого звучит очень актуально.
Маршрут построен
При поддержке фонда DICTUM FACTUM вышел в свет путеводитель по новейшей архитектуре Санкт-Петербурга, составленный Анной Мартовицкой. Делимся впечатлениями о книге.
Ода к ОАМ
В Петербурге начала работу VIII архитектурная биеннале. На дискуссии, где обсуждалось архитектурное просвещение, зал и председатель ОАМ попросили у редакции Архи.ру больше критики. Мы решили попробовать, и начать с самой выставки.
«Животворна и органична здесь»
Рецензия петербургского архитектора Сергея Мишина на третью книгу «Гаража» об архитектуре модернизма – на сей раз ленинградского, – в большей степени стала рассуждением о специфике города-проекта, склонного к смелым жестам и чтению стихов. Который, в отличие от «города-мицелия», опровергает миф о разрушительности модернистской архитектуры для традиционной городской ткани.
К почти забытому юбилею
В Государственном музее архитектуры имени А.В. Щусева открылась выставка офортов архитектора-неоклассика Ивана Александровича Фомина, приуроченная к 150-летию со дня рождения мастера.
Город в потоке
Книги Института Генплана, выпущенные к 70-летию и к юбилейной выставке – самый удивительный трехтомник из всех, которые мне приходилось видеть: они совершенно разные, но собраны в одну коробку. Это, впрочем, объясняется спецификой каждого тома, разнообразием подходов к информации и сложностью самого материала: все же градостроительство наука многогранная, а здесь оно соседствует с искусством.
Архитектура взаимопонимания
В книге Феликса Новикова и Ольги Казаковой собран пласт малоизвестных построек 2 половины XX века, что позволяет выстроить новый визуальный ряд в рамках истории советской архитектуры от «классики» до постмодернизма. Но, как признают сами авторы, увы, пока не полностью.
Русско-советский Палладио. Мифы и реальность
Публикуем рецензию на книгу Ильи Печенкина и Ольги Шурыгиной «Иван Жолтовский. Жизнь и творчество» , а также сокращенную главу «Лиловый кардинал. И.В. Жолтовский и борьба течений в советской архитектуре», любезно предоставленную авторами и «Издательским домом Руденцовых».
Архитектура СССР: измерение общее и личное
Новая книга Феликса Новикова «Образы советской архитектуры» представляет собой подборку из 247 зданий, построенных в СССР, которые автор считает ключевыми. Коллекция сопровождается цитатами из текстов Новикова и других исследователей, а также очерками истории трех периодов советской архитектуры, написанными в жанре эссе и сочетающими объективность с воспоминаниями, личный взглядом и предположениями.
Труд как добродетель
Вышла книга Леонтия Бенуа «Заметки о труде и о современной производительности вообще». Основная часть книги – дневниковые записи знаменитого петербургского архитектора Серебряного века, в которых автор без оглядки на коллег и заказчиков критикует современный ему архитектурно-строительный процесс. Написано – ну прямо как если бы сегодня. Книга – первое издание серии «Библиотека Диогена», затеянной главным редактором журнала «Проект Балтия» Владимиром Фроловым.
Открыть что можно
Обнародован проект реконструкции и реставрации павильона России на венецианской биеннале. Реализация уже началась. Мы подробно рассмотрели проект, задали несколько вопросов куратору и соавтору проекта Ипполито Лапарелли и разобрались, чего убудет и что прибудет к павильону Щусева 1914 года постройки.
Живое дерево
Новая книга признанного специалиста по современной деревянной архитектуре России Николая Малинина, изданная музеем «Гараж», нетрадиционна по многим пареметрам, начиная с того, что не вписывается в правила жанровых определений. Как дышит автор – так и пишет. Но знает свой предмет нешуточно, так что книгу надо признать скорее приметой рождения нового жанра исследования, чем простым отступлением от норм.
Рем Колхас: взгляд в поля
Что Если Деревню Продолжат Благоустраивать Без Архитекторов? Владимир Белоголовский посетил открытие новой провокационной выставки Рема Колхаса “Countryside, The Future” в музее Гуггенхайма в Нью-Йорке.
Наталья Шашкова: «Наша задача – показать и доказать,...
В Анфиладе Музея архитектуры открылась новая выставка, и у нее две миссии: выставка отмечает 90-летний юбилей и в то же время служит прообразом постоянной экспозиции, о которой музей мечтает больше 30 лет, после своего переезда и «уплотнения». Мы поговорили с директором музея: о нынешней выставке и будущей, о работе с современными архитекторами и планах хранения современной архитектуры, о несостоявшемся пока открытом хранении, но главное – о том, что музею катастрофически не хватает площадей. Не только для экспозиции, но и для реставрации крупных предметов.
Технологии и материалы
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Сейчас на главной
Пресса: Город, спрятавший свои памятники
Псков: тяжелая судьба генплана и интуиционная реставрация.

Рассказ о том, как при восстановлении Пскова столкнулось три градостроительные концепции от разных авторов, кто кого съел и почему город теперь так выглядит. Получается, Псков теперь – фентези.
Коронованный корень
К бруталистской башне в самом сердце 12-го округа Парижа бюро Maud Caubet Architectes отнеслось как к королеве и увенчало её эффектной стеклянной «короной».
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Звери в пещере
В Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков открылась выставка «Анималистика. И в шутку, и всерьез». Архитектурной частью занималась мастерская «Витрувий и сыновья», которая превратила один из залов в пещеру Альтамира. А во дворе музея появилась ёлка, претендующая на звание самой оригинальной и фотогеничной в городе.
Река и форм, и смыслов
Бюро ATRIUM славится вниманием к пластичной форме, современному дизайну и даже к новым видам интеллекта. В книге-портфолио Вера Бутко и Антон Надточий представили работу компании как бурный поток: текстов, графики, образов... Это делает ее яркой феерией, хотя не в ущерб системности. Но система – другая, обновленная. Как будто фрагмент метавселенной воплотился в бумажном издании.
Лунка и сопка
Гольф-поле, построенное на окраине Красноярска по проекту местного бюро Проектдевелопмент, включает Академию – крытую часть для отработки ударов. Здание построено из клееных балок, а его форма соответствует ландшафту и очертаниям сопок.
Жизнестроительство на своей шкуре
Какая шкура у архитектора? Правильно, чаще всего черная... Неудивительно, что такого же цвета обложка новой книги издательства TATLIN, в которой – впервые для России – собраны 52 собственных дома современных архитекторов. Есть известные, даже знаменитые, есть и совершенно малоизвестные, и большие, и маленькие, и стильные, и диковинные. В какой-то мере отражает историю нашей архитектуры за 30 лет.
Квартальная изолиния
Еще один конкурсный проект жилого комплекса на берегу Волги в Нижнем Новгороде подготовила «Студия 44». Группа архитекторов под руководством Ивана Кожина пришла к выводу, что неправильно в таком месте использовать регулярно-квартальную планировку и выработала индивидуальный подход: цепочку из парцеллированных многосекционных домов, которая тянется вдоль всей набережной. Рассказываем об особенностях и преимуществах приёма.
Двенадцать модулей эффективности для Гродно
В последний день ноября в Минске подвели итоги I Белорусского конкурса на разработку эффективной среды жилого квартала в Гродно. В конкурсе приняли активное участие российские архитекторы. Победу одержал проект «12 sq», разработанный авторским коллективом архитектурного бюро «НИТИ» из Уфы. Рассказываем подробно о победителе и остальных лауреатах конкурса
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Арх подарки
Собрали десять идей для подарков, так или иначе связанных с архитектурой. Советуем книги, впечатления, функциональные и просто красивые объекты: от оправ Кенго Кума и кинетических скульптур до кирпичей Фальконье и формочек для выпечки метлахской плитки.
Воспитание преемственностью
Объект культурного наследия на территории нового жилого комплекса часто воспринимается застройщиком как обременение. Хотя вполне может стать «продающей» и привлекающей внимание особенностью. Один из таких примеров реализован в петербургском ЖК «Кантемировский 11», где по проекту НИиПИ Спецреставрация фабрику начала XX века приспособили под школу и детский сад.
Левитация памяти
CITIZENSTUDIO спроектировали и реализовали памятник жертвам Холокоста в Екатеринбуге. В него включены камни из десяти мест массовой гибели евреев во время Великой Отечественной. На каждом табличка. И еще, хотя и щемяще-мемориальный, хрупкий и открытый. К такому памятнику легко подойти.
Пресса: Как Остоженка стала образцом архитектуры и символом...
Обозреватель Павел Зельдович поговорил с теми, кто формировал современный облик Остоженки. А фотограф Михаил Розанов любезно предоставил «Снобу» свои снимки. Кроме того, в материале использованы фото старой Остоженки Бориса Томбака и одного из главных архитекторов проекта Андрея Гнездилова.
Вершины социальной экологии
Четыре бюро – ATI Project, a-fact, Weber Architects и Parcnouveau – совместными усилиями выиграли конкурс на проектирование экологичного и «социального» жилого квартала Берталия-Лазаретто на окраине Болоньи.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Радушный мицелий
Проект гостинично-оздоровительного комплекса для эко-парка «Ясно-поле» отталкивается от технологии – по условиям конкурса, его будут печатать на 3D-принтере. В поисках подходящей «слоистой» фактуры арт-группа Nonfrozenarch обратилась к царству грибов.
Археология модернизма: первая работа Нины Алешиной
Историю модернизма редко изучают так, как XVIII или XIX век – с вниманием к деталям, поиском и атрибуциями. А вот Александр Змеул, исследуя творчество архитектора Московского метро Нины Алешиной, сделал относительно небольшое, но настоящее открытие: нашел ее первую авторскую реализацию. Это вестибюль станции «Проспект Мира» радиальной линии. Интересно и то, что его фасад 1959 года просуществовал менее 20 лет. Почему так? Читайте статью.
Канон севера
Проект храмового комплекса рядом со студенческим городком СПбГУ в Петергофе включает отсылки к северному модерну и конструктивизму. Мастерская «Прохрам» не боится сочетать «плинфу» и кортен, а также использовать не самые традиционные формы. Однако первый вариант, признанный архитектурным сообществом, пришлось всё же скорректировать в соответствии с пожеланиями заказчика. Помимо культовых сооружений комплекс предложит пригороду Петербурга социальные, образовательные и общественные площадки.
Учебник рисования?
Вообще так редко бывает. Ученики Андрея Ивановича Томского, архитектора, но главное – преподавателя академического рисунка, собрались и издали его уроки и его рисунки, сопроводив целой серией воспоминаний. Получилась книга теплая и полезная для тех, кто осваивает рисунок, тоже. Заметно, что вокруг Томского, действительно, образовалось сообщество друзей.
«Джинсовый» фасад
Спортивный зал в Ниме на юге Франции по проекту бюро Ateliers A+ получил фасад, вдохновленный текстильной историей города.
Террасное построение
ЖК «Ривер Парк» оформил берег Нагатинского затона надежно и уверенно. Здесь и общественная набережная, и приподнятые над городом дворы со связывающими их пешеходными мостиками, и кирпичные фасады. Самое интересное – отыскивать в этом внушительном и респектабельном высказывании нюансы реакции на контекст, так же как и ростки мегалитического мышления.
Остов кремля, осколки метеорита
Продолжаем рассказывать о конкурсных проектах жилого района, который GloraX планирует строить на набережной Гребного канала в Нижнем Новгороде. Бюро Asadov работало над концепцией через погружение в идентичность, а сторителлинг помог найти опорную точку для образного решения: генплан и композиция решены так, словно на прото-кремль упал метеорит. Удивлены? Ищите подробности в нашем материале.
Девица в светёлке
В интерьере шоу-рума компании «Крестецкая строчка» в петербургском пассаже бюро 5:00 am соединило театральность, неорусский стиль и современные детали: сундуки с «приданым», наличники и занавес сочетаются с нержавеющей сталью и стеклом.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Где свить гнездо?
Башня Park Court Jingu Kitasando по проекту бюро Hoshino Architects в центре Токио визуализирует размышления архитекторов на тему дома как гнезда.