Выбирая лучшее

Очередная книга Александра Змеула о московском метро посвящена конкурсам на проекты станций со середины 1950-х до 1991 года. Издание выпущено Музеем современного искусства «Гараж».

В серии «Гараж.txt» под номером 27 вышла книга об архитектуре московского метро. Для издателей эту тему можно считать беспроигрышной, хотя былой дефицит литературы в какой-то мере и восполнен в последние годы. И все же чаще это либо подарочные альбомы, либо путеводители, нередко грешащие неточностями, а порой и вовсе сборники баек про «секреты подземки». Пытливый историк архитектуры Александр Змеул поступил не шаблонно: взял лишь один аспект из истории метрополитена, причем неочевидный. Объектом исследования стали конкурсы на облик станций в их разных формах – от официально объявлявшихся творческих соревнований до закрытых, проходивших между сотрудниками проектного института «Метрогипротранс». Тем более, для автора эта тема близка: он входил в состав жюри недавних конкурсов на четыре станции метро.
 
Уже название – «Идеальное метро», с уточнением, что речь пойдет о 1955–1991 годах, – идет вразрез с расхожим суждением о том, что все лучшее в проектировании станций закончилось с приходом к власти Никиты Хрущева и началом «борьбы с излишествами». Дескать, тогда начали тиражироваться пресловутые станции-«сороконожки», а затем «стало чуть лучше, но до былой красоты все равно не дотягивает».
 
Предоставлено Музеем современного искусства «Гараж»

Многие десятилетия станции и вестибюли московского метро проектировала одна и та же организация – «Метропроект», затем ставший институтом «Метрогипротранс».  Здесь же «доводили до ума» и проекты редких авторов из других организаций. Подобный монополизм привел к твердому представлению у исследователей о том, что конкурсной составляющей в создании станций с конца 50-х практически не осталось. Так, историк советской архитектуры, сотрудник Музея архитектуры имени А. В. Щусева Ирина Чепкунова утверждает, что в 1960-е годы «перестали проводиться архитектурные конкурсы, смотры проектов» (Московское метро: Подземный памятник архитектуры. 2-е изд. 2018). Теперь же устоявшийся даже у специалистов стереотип удалось доказательно опровергнуть.
 
Для Александра Змеула это не первый подход к теме. Его эссе о конкурсах, написанное в соавторстве с автором этой рецензии, вошло в трехтомное издание «Московское метро. Сеть, линии, станции» (Институт Генплана Москвы, 2020). А совсем незадолго до «Идеального метро» вышла его книга-альбом о Большой Кольцевой линии, где часть станций тоже воплотили по проектам, выбранным по результатам творческого соревнования.
 
Несмотря на то, что уже из подзаголовка книги следует, что она посвящена архитектурным конкурсам на станции московского метро в 1955–1991 годах, хронологически (и даже географически) рамки исследования шире. Хотя фокус действительно приходится на метро «после Сталина», в первой главе, а это больше 30 страниц, кратко изложена конкурсная практика 1930-х – первой половины 1950-х. Такой подход видится хоть и компромиссным, но оправданным, поскольку общего исследования о конкурсах на объекты московского метро первых очередей до сих пор нет. К тому же многие архитекторы успели заявить о себе еще до начала «борьбы с излишествами». Это, например, Алексей Душкин, Иван Таранов и Надежда Быкова, Александр Стрелков, Леонид Павлов. Даже Велемир Доброковский, Лев Лилье, Владимир Литвинов и Михаил Марковский успели пятикурсниками МАРХИ победить на одном из последних «сталинских» конкурсов.
 
Предоставлено Музеем современного искусства «Гараж»

Конечно, непосвященному любопытно узнать, по каким критериям одни проекты оформления станций оказывались предпочтительнее других. Некоторые аргументы приводились в специализированной прессе, но чаще об этом можно только догадываться. Тем ценнее вплетенные в книгу воспоминания архитектора Владимира Филиппова о работе над «Цветным бульваром», а затем и пересадочной на него «Трубной». По эскизам из его личного архива можно проследить, как из-за требований заказчика менялся авторский замысел.
 
Не менее интересно читать про перипетии последнего советского метроконкурса, объявленного в ноябре 1990 года, – на двухзальный пересадочный узел «Парк Победы» под Поклонной горой. В марте 1991-го стало известно, что первое место получил проект творческого коллектива под руководством Михаила Марковского, а второе – Марка Бубнова. Оба предполагалось воплотить в соседних платформенных залах по аналогии с «Китай-городом» (тогда еще называвшегося «Площадь Ногина»). Змеул скрупулезно разбирает предложения участников этого конкурса, некоторые из которых нашли воплощение десятилетия спустя. Так, на «Савеловской» Большой кольцевой линии Александр Орлов, участвовавший в конкурсе 1991 года в команде с Александром Некрасовым, наконец реализовал замысел с открытыми взору пассажира чугунными тюбингами.
 
При первом упоминании того или иного проектировщика его фамилия дается не с инициалами, а с полностью указанным именем. Похвальное решение, но досадно, что некоторая путаница не обошла и эту книгу. Например, инженер-конструктор Антонина Пирожкова названа на странице 48 Анастасией, а уже на 199-й упоминается правильно. Но если в этом случае читатель может догадаться, что речь все же идет об одном человеке, то с Велемиром Мечиславовичем Доброковским так не получится. Если на странице 102 он ошибочно назван Владимиром Добраковским, то на 194-й – уже правильно. Оказывается, архитектор, который вместе с тремя однокурсниками спроектировал «Киевскую» Арбатско-Покровской линии и «Университет», попробовал свои силы и в конце 1960-х – в конкурсе на «Баррикадную» – уже в составе другой команды.
 
Еще одна персона, которая выходит из тени – Вероника Ивановна Алешина (1927–2017), соавтор вестибюлей «Краснопресненской», «Ленинских гор», а также станции «Профсоюзная» – в книге единожды упомянута как Валентина (с. 155). Читатель может и не заметить, что речь идет не о знаменитой Нине Александровне Алешиной, а ее однофамилице, которая тоже в 50-е – начале 60-х работала в «Метрогипротрансе».
 
Предоставлено Музеем современного искусства «Гараж»

Но именно благодаря «Идеальному метро» мы узнаем, что «вторая» Алешина вместе с Николаем Демчинским предложила сразу четыре варианта оформления «Профсоюзной». Да и в целом проекты внутреннего конкурса на первые «сороконожки» – один из редких для московского метрополитена случаев, когда невоплощенное сильно выигрывало по сравнению с тем, что осуществили с показной экономией. Откровением для иных читателей станет и то, что эти «хрущевские» станции разрабатывались под непосредственным руководством Алексея Душкина – автора «Кропоткинской», «Площади Революции», «Маяковской» и других «сталинских» станций.
 
Некоторые инициалы автору установить не удалось, о чем честно отмечается в сносках. Так, увы, произошло и с Надеждой Евгеньевной Шретер, одним из авторов проекта станции «Горьковская» (ныне «Тверская»). Остается надеяться, что к переизданию книги такие недочеты будут исправлены.
 
Безымянными пока остаются и обнаруженные в «Метрогипротрансе» эскизы самой необычной станции – «Ленинские горы» (ее место на мосту через Москву-реку теперь занимают «Воробьевы горы»). Один из них (пожалуй, самый смелый и эффектный) попал на обложку книги. Правда, в описании автор принял вертикальные подвески – неотъемлемый элемент конструкции арочного моста – за тонкие колонны, которые «безо всякой облицовки поддерживают криволинейный свод».
 
Предоставлено Музеем современного искусства «Гараж»

Одно из безусловных преимуществ книги – в многочисленных иллюстрациях. Прежде всего это проектные эскизы, оригиналы которых находятся в Музее архитектуры имени А. В. Щусева и Музее Москвы. Также в «Метрогипротрансе» сохранили некоторое количество четких черно-белых фотокопий. Многие из таких изображений даны на разворот. В книгу попали и иллюстрации из сборников «Метрострой» и журнала «Строительство и архитектура Москвы»: по понятным причинам они сильно уступают по качеству, но все же дают общее представление о конкурсных предложениях. Все эти картинки можно сразу же сравнить с воплощенным обликом станций, который запечатлели мастера архитектурной фотографии Алексей Народицкий и Станислав Константинов.
 
Заключительная, девятая, глава книги, как и первая, раздвигает заданные рамки исследования. Она отдана под рассказ о том, как обстояли дела с конкурсами уже в 2010-х. А почти в самом конце кратко рассказывается о подобной практике в других городах мира – Лондоне, Париже, Праге. По мнению Александра Змеула, они могут послужить ориентиром для новых московских соревнований. Было бы неплохо!

23 Сентября 2025

Сложное измерение мечты
Проект бюро TOTEMENT/PAPER Левона Айрапетова и Валерии Преображенской стал, как было объявлено в начале августа, победителем конкурса на проект станции метро «Остров мечты». Контрастная графика, объединенная общим методом геометрического построения, «прорастает» в объем, дополняется цветом и в сумме дает сложносочиненное решение, которое показалось нам исключительным. Разбираем метод построения и загадываем, чтобы проект реализовали как должно – интересно посмотреть, что получится.
Пресса: 23 мая стартует голосование по станции метро «Ржевская»
Напомним, о начале конкурса на архитектурный облик станций «Шереметьевская», «Ржевская» и «Стромынка» Второго кольца метро главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов объявил 15 ноября 2016 года. В оргкомитет поступило 56 заявок из России, Великобритании, Латвии, Италии, Армении, Аргентины, Португалии, Венгрии и Германии. Каждая из них содержала визуализацию ключевых идей архитектурно-художественного оформления станций и портфолио команды.
Метро «бумажное»
О нереализованных проектах московского метро, как дореволюционных, так и советских конкурсных – по следам лекции Максима Шуйского в КЦ «ЗиЛ».
Подземный памятник архитектуры
В Музее архитектуры имени А.В. Щусева открылась выставка, посвященная Московскому метрополитену. Более 200 графических работ и архивных фотографий рассказывают историю этого уникального подземного ансамбля.
Технологии и материалы
Тихий офис – продуктивный офис
Тихий офис – ключ к продуктивности. Миллионы компаний тратят средства на эргономику и оборудование, игнорируя главного врага эффективности: шум. В офисах open space сотрудники теряют до 66% потенциала лишь из-за разговоров коллег, что напрямую влияет на прибыль и успех бизнеса.
​Крыша в цветах
ПВХ-мембраны – один из ключевых материалов для современной кровли, сочетающий высокую гидроизоляцию, долговечность и эстетическую гибкость. В отличие от традиционных рулонных покрытий, они легче, прочнее, а благодаря разнообразной палитре – позволяют реализовать полноценный «пятый фасад».
Четыре сценария игры
Летом 2025 года АБ «МЕСТО» совместно с префектурой района Строгино завершила комплексное благоустройство на Таллиннской улице. Были реализованы четыре уникальные игровые площадки общей площадью 1500 кв. м. – многослойная среда для развития и приключений, которая учит и вдохновляет.
Цифровая печать – для архитектурных задач
Цифровая печать на алюминиевых и стальных композитных панелях выводит концепцию современных фасадов на новый уровень, предлагая архитекторам инструмент для создания сложных визуальных эффектов – от точной аналогии с натуральными материалами до перфорации и создания 3D объема на плоской металлокомпозитной кассете.
Кирпич с душой
Российская керамика «Донские зори» обновила коллекции облицовочного кирпича, объединяющие традиционные технологии с современными производственными возможностями. Их особенность – в неоднородной фактуре с нюансами оттенков, характерными для ручной формовки.
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
Сейчас на главной
Урбанистический стежок
Мост для пешеходов и велосипедистов по проекту Zaha Hadid Architects соединил две половины нового района Ханчжоу, строящегося по их же мастерплану.
Импульсный ритм
Жилой комплекс «Импульс» в Екатеринбурге – интересен выразительной формой, которая выдает нетривиальный способ мышления авторов, DIALECT Architects. Глядя на проект, можно подумать, что его идея принадлежит иностранцам, точнее даже голландцам – тут и прагматизм, и выверенность, и соответствующая эстетика.
Дальневосточный урбанизм
Лауреатами премии «УрбанВэй 2025», итоги которой подвели на одноименном международном форуме в октябре во Владивостоке, стали как новые, так и известные проекты. Например, музей Океанрыбфлота от Gikalo Kuptsov Architects, ЖК STARK от DNK ag, концепция банного комплекса от IQ Studio, проект микрорайона «Логово дракона» от ПСВ и другие. Рассказываем о победителях.
Несгибаемый
Появились детали проекта башни неназываемого бюро в ММДЦ Москва-Сити. Изучаем башню, ее соседей, форму внутри и снаружи и ставим проект в контекст работы иностранцев в России. Надо сказать, неназываемый архитектор уже сейчас занимает в этой истории особенное место. Он, как кажется, очень смелый архитектор. Так где сложная, продырявленная скульптурная форма? Вот в чем вопрос...
Ладожский ковчег
Деревянный ковчег посреди полей – так SLOI Architects увидели новое фондохранилище для Староладожского музея-заповедника. Диалог с историей здесь ведется на языке современного деревянного зодчества, где технологичность идет рука об руку с аутентичным образом.
Лечение природой, лечение искусством
Бывшая поликлиника, запланированная, но не реализованная из-за Второй мировой как большая больница с потенциалом «лечения природой» – в проекте Александра Деринга и ТМ «Классика» становится арт-кластером. Нередкое для наших времен превращение. Редким, пожалуй, стоит назвать то внимание, с которым архитекторы подошли к истории зданий и местности. Даже название проекту дали – «Дети Бурлакова». В честь автора приспособляемых строений.
Значимость малого
Словенские архитекторы Ofis сдержанным, но точным жестом вернули изначальную общественную функцию старому заброшенному колодцу в центре деревни Стара-Фужина.
«На грани»: интервью с куратором «Зодчества 2025» Тиграном...
С 4 по 6 ноября в московском Гостином дворе состоится XXXIII Международный архитектурный фестиваль «Зодчество». В этом году его приглашенным куратором стал вице-президент Союза московских архитекторов, основатель бюро STUDIO-ТА Тигран Бадалян.
Вариация фахверка
Конструкция дома, построенного в Ленинградской области по проекту бюро SOLOarch, представляет собой силовой каркас из клееной древесины. Акцентом выступила остекленная наклонная стена, которая открывает из двусветной гостиной панорамный обзор на лес. Динамику этого элемента продолжает обратный уклон кровли, а рейки разного сечения на фасадах связывают разные корпуса в единый комплекс.
Архитектура здоровья
Бюро archCLOUD подготовило проект реставрации фасадов и обновления интерьеров оздоровительного комплекса «Сосны». Ансамбль на Николиной горе у Москвы-реки включает здания 1930-х и 1960-х годов, а также вышку лифта со смотровой площадкой. Подгоняя корпуса под требования современных норм, архитекторы постарались сохранить черты нескольких советских эпох.
Символы и символы
Министерство культуры и туризма Московской области совместно с АНО «МосОблПарк» провело конкурс «Символы Подмосковья» с целью создания новых художественных форм, отражающих идентичность региона. Показываем не все победившие объекты, а почти все – те, которые нам понравились, 9 из 11. Плюс! Не попавший в число победителей (! а вот так!) объект Александра Бродского.
Традиции троглодитов
Реконструкция отеля Les Roches 5* по проекту Pietri Architectes на Лазурном берегу предлагает современную интерпретацию местных строительных и курортных традиций.
Призы Архитектона
В 2025 году жюри Архитектона рассматривало проекты финалистов в очном формате открытых защит, проходивших прямо в выставочном зале фестиваля. Это довольно увлекательный перформанс – такое редко встречается среди российских премий. Вот бы Зодчеству перенять. Показываем все победившие проекты, включая 4 спецноминации.
Курганы, вепсы и трилобиты
Выставка «Область», открытая на «Архитектоне», представляет собой сумму впечатлений об отдаленных уголках Ленинградской области, которую группы студентов открывали для себя во время трехдневных экспедиций под руководством опытных проводников-архитекторов. Здесь вы не увидите дворцов, церквей и готовых решений, зато точно почувствуете азарт первооткрывателя и подивитесь миру, лежащему по ту сторону градостроительства. Предлагаем небольшой путеводитель по экспозиции.
Следы на камне
ZROBIM architects создало интерьер кафе-пекарни «Синяя птица» в центре Минска, соединив минимализм с эко- и этноэлементами, благодаря которым компактный зал кажется древним святилищем, посвященным культу хлеба.
Сад знаний
Бюро UNK architects и UNK design создали интерьеры кампуса «Летово. Джуниор» при участии NF studio, которая отвечала за образовательную технологию, учитывающую потребности и восприятие детей младшего и среднего школьного возраста.
Такая архитектурная игра
Вчера в Петербурге открылся – второй по счету и обновленный – фестиваль Архитектон. Он рассчитан на целых 10 дней, что для архитектурного фестиваля прямо удивительно. Проходит в Манеже; его тема – Взаимодействие архитектурного цеха с простыми горожанами. Что делается довольно задорно, но в то же время по-питерски сдержанно и элегантно. Экспозиция состоит из 5 выставок, каждая их которых могла бы «потянуть» на отдельный проект. Рассказываем и показываем, что и как смотреть на Архитектоне.
Не для оборотней
Дом Casa Lua, построенный на окраине бразильского мегаполиса Белу-Оризонти по проекту мастерской Tetro, вобрал в себя не только захватывающие виды на город и горы, но и лунный свет.
Три башни под одной крышей
В панораме Заречной части Нижнего Новгорода появился свой горизонтальный небоскреб. «ГОРПРО» накрыли три корпуса ЖК «КМ Ривер Парк» – четвертым: получилась эффектная «горизонтальная балка», ставшая логичным продолжением экспериментов нижегородского застройщика с железобетонными панелями в поисках нового архитектурного языка.
Река и виадук
Новый парк площадью почти 50 га в новой части мегаполиса Чанчунь на самом северо-востоке Китая вписан в сложный участок с рекой и виадуком. Авторы проекта – шанхайское бюро SHUISHI.
Серебряные коньки
Офисный квартал STONE Калужская сопровождают два жилых дома, что делает комплекс, а это именно он, взвешенным с функциональной точки зрения. Архитекторы Kleinewelt сделали дома серебристыми под стать офисным корпусам. В чем сходство, в чем отличия и при чем тут «Серебряные коньки» – читайте в нашем материале.
Мост и модуль
По проекту Parallel architects проведена частичная реновация зданий Международного аграрного университета в Ташкенте. Точечное обновление трех разрозненных блоков сформировало современный облик университетского кампуса, которому очень идет модернизм. Лаконичный мост-переход, динамичный фасад из натурального кирпича и новый входной портал создают среду, по уровню и эстетике сравнимую с международными университетскими центрами.
Богадельня XXI века
Как лучшее здание Великобритании отмечен Премией Стерлинга социальный жилой комплекс для пожилых Appleby Blue в лондонском округе Саутуарк. Авторы проекта – Witherford Watson Mann Architects.
Форма без случайностей
Креативный директор «Генпро» Елена Пучкова – о том, что такое честная современная архитектура: почему важно свести пилоны, как работать с ограниченной палитрой материалов и что делать с любимым медным цветом, который появляется в каждом проекте.
Острова и ножки
Главный архитектор группы RBI Александр Зюзин разработал концепцию общественно-делового кластера для территории у нового морского порта Санкт-Петербурга. Традиционная палитра и отсылки к советскому авангарду сочетаются с зелеными «островами» и бионическими формами. Помимо офисов здание включает музей, спортивный блок, учебный и досуговый центры.
Speed-dating с героями 90-х и другие причины пойти на Архитектон-2025
На этой неделе в петербургском Манеже открывается Архитектон – 10-дневный фестиваль с выставкой, премией и деловой программой, которая обещает северной столице встряску: придет ОАМ, будут новые форматы, обсудят намыв, конкурсы, философское и социальное измерение архитектуры. Советуем запастись абонементом и начать составлять график. В этом материале – хайлайты, на которые мы обратили внимание.
Дан приказ ему на Сити, ей в другую сторону...
Второй по счету конкурс архитектурных идей телеграм-канала Небоскребы привлек профессиональное жюри и присудил, в главной номинации, денежный приз. Как водится, за горизонтальный небоскреб – все остальные, в основном, предложили вертикальные башни... Показываем победившие и не победившие идеи, размышляем о влиянии башни участка номер один. Где? Смотрите ближе к концу материала.
На династической тропе
Дома и таунхаусы комплекса «Царская тропа» строятся в поселке Гаспра – с запада и востока от дворцов бывшей великокняжеской резиденции «Ай-Тодор». Так что одной из главных задач разработавших проект архитекторов бюро KPLN было соответствовать значимому соседству. Как это отразилось на объемном построении, как на фасадах и каким образом авторы используют рельеф – читайте в нашей статье.
Крылья Маяковского
Проект реконструкции главного входа в парк Маяковского в Екатеринбурге, который подготовил Алексей Гуров совместно с Уральским центром реставрации и проектирования, возвращает арке исторический облик и градостроительное значение. Помимо реставрационных работ предусмотрена особая подсветка, цветник, приспособление боковых павильонов, а также восстановление утраченных чугунных торшеров и афишных стен.