Выбирая лучшее

Очередная книга Александра Змеула о московском метро посвящена конкурсам на проекты станций со середины 1950-х до 1991 года. Издание выпущено Музеем современного искусства «Гараж».

В серии «Гараж.txt» под номером 27 вышла книга об архитектуре московского метро. Для издателей эту тему можно считать беспроигрышной, хотя былой дефицит литературы в какой-то мере и восполнен в последние годы. И все же чаще это либо подарочные альбомы, либо путеводители, нередко грешащие неточностями, а порой и вовсе сборники баек про «секреты подземки». Пытливый историк архитектуры Александр Змеул поступил не шаблонно: взял лишь один аспект из истории метрополитена, причем неочевидный. Объектом исследования стали конкурсы на облик станций в их разных формах – от официально объявлявшихся творческих соревнований до закрытых, проходивших между сотрудниками проектного института «Метрогипротранс». Тем более, для автора эта тема близка: он входил в состав жюри недавних конкурсов на четыре станции метро.
 
Уже название – «Идеальное метро», с уточнением, что речь пойдет о 1955–1991 годах, – идет вразрез с расхожим суждением о том, что все лучшее в проектировании станций закончилось с приходом к власти Никиты Хрущева и началом «борьбы с излишествами». Дескать, тогда начали тиражироваться пресловутые станции-«сороконожки», а затем «стало чуть лучше, но до былой красоты все равно не дотягивает».
 
Предоставлено Музеем современного искусства «Гараж»

Многие десятилетия станции и вестибюли московского метро проектировала одна и та же организация – «Метропроект», затем ставший институтом «Метрогипротранс».  Здесь же «доводили до ума» и проекты редких авторов из других организаций. Подобный монополизм привел к твердому представлению у исследователей о том, что конкурсной составляющей в создании станций с конца 50-х практически не осталось. Так, историк советской архитектуры, сотрудник Музея архитектуры имени А. В. Щусева Ирина Чепкунова утверждает, что в 1960-е годы «перестали проводиться архитектурные конкурсы, смотры проектов» (Московское метро: Подземный памятник архитектуры. 2-е изд. 2018). Теперь же устоявшийся даже у специалистов стереотип удалось доказательно опровергнуть.
 
Для Александра Змеула это не первый подход к теме. Его эссе о конкурсах, написанное в соавторстве с автором этой рецензии, вошло в трехтомное издание «Московское метро. Сеть, линии, станции» (Институт Генплана Москвы, 2020). А совсем незадолго до «Идеального метро» вышла его книга-альбом о Большой Кольцевой линии, где часть станций тоже воплотили по проектам, выбранным по результатам творческого соревнования.
 
Несмотря на то, что уже из подзаголовка книги следует, что она посвящена архитектурным конкурсам на станции московского метро в 1955–1991 годах, хронологически (и даже географически) рамки исследования шире. Хотя фокус действительно приходится на метро «после Сталина», в первой главе, а это больше 30 страниц, кратко изложена конкурсная практика 1930-х – первой половины 1950-х. Такой подход видится хоть и компромиссным, но оправданным, поскольку общего исследования о конкурсах на объекты московского метро первых очередей до сих пор нет. К тому же многие архитекторы успели заявить о себе еще до начала «борьбы с излишествами». Это, например, Алексей Душкин, Иван Таранов и Надежда Быкова, Александр Стрелков, Леонид Павлов. Даже Велемир Доброковский, Лев Лилье, Владимир Литвинов и Михаил Марковский успели пятикурсниками МАРХИ победить на одном из последних «сталинских» конкурсов.
 
Предоставлено Музеем современного искусства «Гараж»

Конечно, непосвященному любопытно узнать, по каким критериям одни проекты оформления станций оказывались предпочтительнее других. Некоторые аргументы приводились в специализированной прессе, но чаще об этом можно только догадываться. Тем ценнее вплетенные в книгу воспоминания архитектора Владимира Филиппова о работе над «Цветным бульваром», а затем и пересадочной на него «Трубной». По эскизам из его личного архива можно проследить, как из-за требований заказчика менялся авторский замысел.
 
Не менее интересно читать про перипетии последнего советского метроконкурса, объявленного в ноябре 1990 года, – на двухзальный пересадочный узел «Парк Победы» под Поклонной горой. В марте 1991-го стало известно, что первое место получил проект творческого коллектива под руководством Михаила Марковского, а второе – Марка Бубнова. Оба предполагалось воплотить в соседних платформенных залах по аналогии с «Китай-городом» (тогда еще называвшегося «Площадь Ногина»). Змеул скрупулезно разбирает предложения участников этого конкурса, некоторые из которых нашли воплощение десятилетия спустя. Так, на «Савеловской» Большой кольцевой линии Александр Орлов, участвовавший в конкурсе 1991 года в команде с Александром Некрасовым, наконец реализовал замысел с открытыми взору пассажира чугунными тюбингами.
 
При первом упоминании того или иного проектировщика его фамилия дается не с инициалами, а с полностью указанным именем. Похвальное решение, но досадно, что некоторая путаница не обошла и эту книгу. Например, инженер-конструктор Антонина Пирожкова названа на странице 48 Анастасией, а уже на 199-й упоминается правильно. Но если в этом случае читатель может догадаться, что речь все же идет об одном человеке, то с Велемиром Мечиславовичем Доброковским так не получится. Если на странице 102 он ошибочно назван Владимиром Добраковским, то на 194-й – уже правильно. Оказывается, архитектор, который вместе с тремя однокурсниками спроектировал «Киевскую» Арбатско-Покровской линии и «Университет», попробовал свои силы и в конце 1960-х – в конкурсе на «Баррикадную» – уже в составе другой команды.
 
Еще одна персона, которая выходит из тени – Вероника Ивановна Алешина (1927–2017), соавтор вестибюлей «Краснопресненской», «Ленинских гор», а также станции «Профсоюзная» – в книге единожды упомянута как Валентина (с. 155). Читатель может и не заметить, что речь идет не о знаменитой Нине Александровне Алешиной, а ее однофамилице, которая тоже в 50-е – начале 60-х работала в «Метрогипротрансе».
 
Предоставлено Музеем современного искусства «Гараж»

Но именно благодаря «Идеальному метро» мы узнаем, что «вторая» Алешина вместе с Николаем Демчинским предложила сразу четыре варианта оформления «Профсоюзной». Да и в целом проекты внутреннего конкурса на первые «сороконожки» – один из редких для московского метрополитена случаев, когда невоплощенное сильно выигрывало по сравнению с тем, что осуществили с показной экономией. Откровением для иных читателей станет и то, что эти «хрущевские» станции разрабатывались под непосредственным руководством Алексея Душкина – автора «Кропоткинской», «Площади Революции», «Маяковской» и других «сталинских» станций.
 
Некоторые инициалы автору установить не удалось, о чем честно отмечается в сносках. Так, увы, произошло и с Надеждой Евгеньевной Шретер, одним из авторов проекта станции «Горьковская» (ныне «Тверская»). Остается надеяться, что к переизданию книги такие недочеты будут исправлены.
 
Безымянными пока остаются и обнаруженные в «Метрогипротрансе» эскизы самой необычной станции – «Ленинские горы» (ее место на мосту через Москву-реку теперь занимают «Воробьевы горы»). Один из них (пожалуй, самый смелый и эффектный) попал на обложку книги. Правда, в описании автор принял вертикальные подвески – неотъемлемый элемент конструкции арочного моста – за тонкие колонны, которые «безо всякой облицовки поддерживают криволинейный свод».
 
Предоставлено Музеем современного искусства «Гараж»

Одно из безусловных преимуществ книги – в многочисленных иллюстрациях. Прежде всего это проектные эскизы, оригиналы которых находятся в Музее архитектуры имени А. В. Щусева и Музее Москвы. Также в «Метрогипротрансе» сохранили некоторое количество четких черно-белых фотокопий. Многие из таких изображений даны на разворот. В книгу попали и иллюстрации из сборников «Метрострой» и журнала «Строительство и архитектура Москвы»: по понятным причинам они сильно уступают по качеству, но все же дают общее представление о конкурсных предложениях. Все эти картинки можно сразу же сравнить с воплощенным обликом станций, который запечатлели мастера архитектурной фотографии Алексей Народицкий и Станислав Константинов.
 
Заключительная, девятая, глава книги, как и первая, раздвигает заданные рамки исследования. Она отдана под рассказ о том, как обстояли дела с конкурсами уже в 2010-х. А почти в самом конце кратко рассказывается о подобной практике в других городах мира – Лондоне, Париже, Праге. По мнению Александра Змеула, они могут послужить ориентиром для новых московских соревнований. Было бы неплохо!

23 Сентября 2025

Сложное измерение мечты
Проект бюро TOTEMENT/PAPER Левона Айрапетова и Валерии Преображенской стал, как было объявлено в начале августа, победителем конкурса на проект станции метро «Остров мечты». Контрастная графика, объединенная общим методом геометрического построения, «прорастает» в объем, дополняется цветом и в сумме дает сложносочиненное решение, которое показалось нам исключительным. Разбираем метод построения и загадываем, чтобы проект реализовали как должно – интересно посмотреть, что получится.
Пресса: 23 мая стартует голосование по станции метро «Ржевская»
Напомним, о начале конкурса на архитектурный облик станций «Шереметьевская», «Ржевская» и «Стромынка» Второго кольца метро главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов объявил 15 ноября 2016 года. В оргкомитет поступило 56 заявок из России, Великобритании, Латвии, Италии, Армении, Аргентины, Португалии, Венгрии и Германии. Каждая из них содержала визуализацию ключевых идей архитектурно-художественного оформления станций и портфолио команды.
Метро «бумажное»
О нереализованных проектах московского метро, как дореволюционных, так и советских конкурсных – по следам лекции Максима Шуйского в КЦ «ЗиЛ».
Подземный памятник архитектуры
В Музее архитектуры имени А.В. Щусева открылась выставка, посвященная Московскому метрополитену. Более 200 графических работ и архивных фотографий рассказывают историю этого уникального подземного ансамбля.
Технологии и материалы
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Сейчас на главной
Сила линий
Здание в самом начале Нового Арбата – результат долгих размышлений о вариантах замены Дома Связи. Оно стало заметным акцентом как в перспективе бывшего проспекта Калинина, так и в панораме Арбатской площади. Хотя авторский замысел реализован увы, не целиком. В 2020 году архсовет поддержал проект здания с экзоскелетом: внешней несущей конструкции сродни ферме. Она превратилась в декоративную – но сила суперграфики все же «держит» здание, придает ему качество акцента иконического плана. Как сложился замысел, какие неочевидные аллюзии, вероятно, лежат в основе формы сетки и почему не реализован экзоскелет – читайте в нашей статье.
Зеленая гостиная
Дом в Переделкино, построенный по проекту мастерской АРХИВУД, представляет собой вариацию на тему современной дачи. Лаконичное по архитектуре здание вписано в пространство между соснами, соответствует классу энергоэффективности «А» и предназначено как для уединения, так и совместного досуга большой семьи.
Отзовись, Атлантида!
Платформа IDOARCH, специализирующаяся на конкурсах архитектурных идей, подвела итоги соревнования «Переосмыслить Эльбскую филармонию». На почетном втором месте – студентки МАРХИ. Показываем работы всех трех победителей
Катализатор дизайна
Новый магазин известного бренда ТРИО Интерьер, созданный бюро SINITSA, – это особое пространство, которое изначально должно было соответствовать высочайшему уровню стиля, ведь это дизайнерский магазин с дизайнерской мебелью для дизайнеров.
Собери конструктор
В старинном городе Сысерть Свердловской области строится жилой комплекс, в котором с удовольствием поселились бы и жители мегаполисов. Его особенность – сложно скомпонованная малоэтажность.
Жителям каменоломни
Архитекторы DRNH вписали жилой комплекс «Диорит» в заброшенный карьер на окраине чешского города Брно, сохранив и даже развив местную экосистему.
Туркомплекс на месте колонии
Бюро MAD FOX architects разработало мастер-план туристско-рекреационного комплекса в селе Выдрино на Байкале. Проект займет более 25 гектаров на южном берегу озера, в том числе территорию бывшей исправительной колонии №4.
Курорт на Каме
Архитектурное бюро Wowhaus разработало проект реконструкции санатория «Корабельная роща» – оздоровительного комплекса на берегу реки Кама.
Модель многоуровневой жизни
Показываем отчет о круглом столе Арх Москвы 2025, посвященном высотному строительству. Он вполне актуален: опытные градо- и башне-строители сошлись на том, что высокие дома стали нормой, и пора переходить от «гвоздиков в панораме» к целым разновысотным и разноуровневым мегаструктурам. Ну, а как иначе?
Снос Энтузиаста
В Москве снесли кинотеатр «Энтузиаст». Хороший авторский модернизм, отмеченный игрой в контраст пластического равновесия, непринужденно парящими консолями, и чем-то даже похожий на ГТГ. С ним планировали разобраться где-то с 2013 года, и вот наконец. Но поражает даже не сам снос – а то, что приходит на смену объекту, отмеченному советской госпремией.
Истина в муке
Бюро Mast разработало интерьер кафе для сети кафе-пекарен «Лицей», как будто исследуя выразительные возможности самых простых, самых сдержанных дизайнерских средств, чтобы у посетителей была возможность насладиться ароматом свежеиспеченной сдобы и хлеба.
Гнезда в Приморье
Проект эко-парка «Гнезда», разработанный Алексеем Полищуком и компанией Пауэр Технолоджис, был отмечен первой премией фестиваля Союза архитекторов Эко-Берег 2025. Для глэмпминга в Филинской бухте авторы предложили дома-птицы, дома на деревьях, смотровую площадку-гнездо и входной акцент – павильон в виде филина.
Фабрика Матти
Креативные кластеры добрались до Выборга – бюро KLAUZURA подготовило проект ревитализации бывшей мебельной фабрики Матти Пиетинена, который предполагает восстановление исторического облика корпусов на 1916 год, а также включение новых выразительных элементов: металлической арки входа, объемной кладки на месте утрат, опоясывающей двор террасы.
Руины. Второе дыхание
Международное архитектурное бюро Alvisi Kirimoto представило новый выставочный маршрут в базилике Максенция в Археологическом парке Колизея в Риме.
Новый образ Искры
ТП-РП 2820 или «Искра» – новое небольшое кафе на нижегородской Стрелке, по силе обаяния и привлекательности достойно конкурирующее с более статусными объектами. Этот осколок постконструктивизма – епархиальное кафе. Весной этот небольшой объект признан лучшим в номинации «Реконструкция и приспособление» на Мосбилд-2025.
Формула воды
По проекту ‘nefa’architects’ в центре Йошкар-Олы благоустраивается так называемая набережная Брюгге: променад между рекой Малая Кокшага и сплошным фронтом «бельгийских» домиков, построенных в начале 2000-х. Изучив опыт Амстердама и Брюгге, архитекторы закольцевали сухопутный пешеходный маршрут с помощью водного, проходящего по понтонной системе. Потенциал участка у воды раскрывает сцена с амфитеатром на воде, безопасный бассейн для купания, а также плавучие сады. Марийский образ в архитектуре и дизайне
Себя показать…
Видовой ресторан «Пижоны», расположенный на 14-м этаже башни в центре Ижевска, быстро стал популярен – и во многом благодаря не столько открывающимся видам, сколько дизайну интерьера от бюро Egodesign.studio, в котором средиземноморские мотивы причудливо переплелись с удмуртскими.
Время архитектора: премия имени Сергея Ткаченко-2025
Учрежденная Институтом Генплана Москвы и Архитектурным центром Сергея Ткаченко премия подвела итоги. Из 160 студенческих выпускных квалификационных работ экспертное жюри выбрало три: медицинский центр для больных сахарным диабетом, морской технопарк и проект градостроительной организации периферийных зон на примере Волгограда.
Главный экспонат
Написалось содержательное алаверды с картинками к тексту о выставке в центре «Зотов», посвященной архитектурным макетам. Очень плотно на ней собран материал, кажется, настолько плотно, что перестает «слушаться» куратора, создавая собственные смыслы и завихрения. Давно столько раритетов нового и старого времени из области макета не было собрано в одном месте. Пробуем разобраться, как все устроено и кто тут главный.
С открытым сердцем
Модульное здание общежития для студентов Делфтского технического университета возвели всего за 26 недель. Авторы проекта – бюро Studioninedots.
Арктика вместо Мороженого
Rokot Studio предложили концепцию воссоздания исторического павильона «Мороженое» на ВДНХ по проекту 1950 года. Здание сохраняет форму ледяной глыбы, но внутри вместо кафе-мороженого размещается экспозиция павильона «Арктика».
Футляр для наследия
Национальный центр Виктора Астафьева построен по проекту бюро А2 в родном селе писателя Овсянка. Три «оболочки» здания – деревянная, оштукатуренная и стеклянная – связывают его с контекстом, а расположение между двумя главными улицами формирует общественные площади. Несущий каркас, хорошо просматриваемый через витражи, отсылает к образам железной дороги. Здание построено рядом с домом-музеем писателя и напоминает большое «облако», в котором хранится память об Астафьеве и его наследии.
Пиранези для первокурсников
В калифорнийском Клермонтском колледже открылось первое из запланированных зданий по проекту BIG: Научный центр имени Роберта Дея, где масштабные стальные фермы снаружи обшиты стеклофибробетоном, а внутри – древесиной.
Какого цвета нефть?
Для компании, чья миссия – работать на завтрашний день, крайне важно уже сегодня закладывать основу будущих успехов. Поэтому в штаб-квартире компании «ЛУКОЙЛ-Инжиниринг», спроектированной бюро «АРХИСТРА», целый этаж занимает многофункциональный образовательный центр.