Главный экспонат

Написалось содержательное алаверды с картинками к тексту о выставке в центре «Зотов», посвященной архитектурным макетам. Очень плотно на ней собран материал, кажется, настолько плотно, что перестает «слушаться» куратора, создавая собственные смыслы и завихрения. Давно столько раритетов нового и старого времени из области макета не было собрано в одном месте. Пробуем разобраться, как все устроено и кто тут главный.

mainImg
«...это только промежуточное звено...»
Акрадий и Борис Стругацкие

О выставке «Внутри города. Искусство архитектурного макета» мы уже рассказывали. Организовал ее Даниил Катриченко, основатель и руководитель компании Генпро, поддержал главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов. Дизайн экспозиции сделала Юлия Наполова и ее бюро PS Culture. От них – синий цвет стеллажей, на таком фоне деревянные и глиняные макеты получаются на фотографиях красными – и металлические сетки со схематическими трехмерными распечатками известных зданий внутри. 

Куратор Илья Мукосей наполнил выставку материалом – да так, что тот едва поместился. Тут важно обследовать все уголки. Отбирали макеты не-«девелоперского» формата. Артистичные. Художественные, фактурные высказывания, родственные «арт-объектам». Есть и собственно объекты. На входе нас встречает рабочий макет «Волн», сделанных Николаем Полисским для Японии.
  • zooming
    Бамбуковые волны. Николай Полисский. Рабочий макет инсталляции для г. Омати (префектура Накагано, Япония), реализованной в 2017. Выставка «Внутри города. Искусство архитектурного макета»
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Бамбуковые волны. Николай Полисский. 2017. Выставка «Внутри города. Искусство архитектурного макета»
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

И Яцеки Арсения Леоновича, в том числе – из хлеба, с намеком на Хлебзавод.
Яцеки из хлеба. Арсений Леонович. Выставка «Внутри города. Искусство архитектурного макета»
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

То и другое – чистое творчество, скульптуры-фантазии: входящему, таким образом, сразу демонстрируют, что творческих решений здесь будет предостаточно. 

Куратор Илья Мукосей предложил для выставки 5 разделов: «Макет создает»; «Макет говорит»; «Макет работает»; «Макет учит»; «Макет напоминает». А потом, видя, что многие макеты подпадают под два или даже три, придумал наклейки, обозначающие причастность экспоната к разделу. Или двум; или трем. Я лично видела по две наклейки, пересечения есть, это точно. Названия разделов правильные – если исходить из проблематики искусства макета вообще.

Но на выставке сам материал – а он сильный, собрано много хорошего – сорганизовался так: слева новейшая история архитектуры, справа просто история с конца XVIII века. Можно подумать, что куратор, хотя и с отступлениями, ведет зрителя сначала от 2000-х к нашим дням – а потом стартует заново с Флорентинского собора и Колизея, приходя к зеленоградским радиобашням Тотана Кузембаева 1990-х годов. 
  • zooming
    Выставка «Внутри города. Искусство архитектурного макета»
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Выставка «Внутри города. Искусство архитектурного макета»
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Тотан Кузембаев. Макеты башен для Зеленограда. Выставка «Внутри города. Искусство архитектурного макета»
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Выставка «Внутри города. Искусство архитектурного макета»
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Получается две половины, левая и правая, «новейшая» и «историческая». Еще в одну дугу выстраиваются арт-объекты, все они, кроме двух работ Юрия Аввакумова, новые, 2018–2025 годов, и ненавязчиво перекликаются с работами Полисского и Леоновича на входе.
  • zooming
    Трибуна спортсмена / парламентария. Юрий Аввакумов. 1991. Выставка «Внутри города. Искусство архитектурного макета»
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Красная галера. Юр. Аввакумов. 1986–1988. Выставка «Внутри города. Искусство архитектурного макета»
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Дом 15. Ринат Волигамси. 2-18. Выставка «Внутри города. Искусство архитектурного макета»
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Основание. Антон Чумак. 2024. Выставка «Внутри города. Искусство архитектурного макета»
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Итак, на выставке совершенно преобладает презентационный макет, артистически-архитектурный.

Такой макет – особый жанр, и мне кажется, он не то чтобы родился, а оформился для нашей реальности в конце 1980-х, и как-то это связано с «бумажной архитектурой». Ну и с концептуализмом вообще. Что делает особенно уместными объекты Юрия Аввакумова и Тотана Кузембаева. Хотя лично мне не хватило чего-нибудь «лепного» от Александра Бродского...

В XX веке, да и сейчас, происходит расщепление видов искусства. Силами Дюшана или, скажем, Татлина, оно дало миру объект как вид искусства. И в архитектурном творчестве появился новый вид макета: необязательный. Он не нужен ни для поиска формы, ни для отработки деталей, ни для показа покупателю; не обязателен и в архитектурной практике, если говорить о ней как о деятельности проектных компаний, выпускающих документацию. Его делают архитекторы: а) для себя и b) для других архитекторов, арт-тусовки, друзей; изданий, выставок. В чистом виде излишек, надстройка над базисом строительного мира. Впрочем, от этой надстройки есть одна польза: «лишенные заинтересованности», эстетские объекты-макеты дают авторам и зрителям особенно остро ощутить причастность архитектурного ремесла к именно искусству. Выстроить ниточку, связность. Которую не всегда удается поймать стройплощадке, ох не всегда. 

Вот ровно такие макеты и составляют костяк выставки. 

В этом смысле ход найден очень верный: выставка бесплатная, рассчитана на общественность, и ее задача – показать так называемым простым горожанам архитектурное творчество обаятельным лицом, а не другим местом. На этой выставке зрители видят настояние вещи, многие с музейной ценностью. 

Макеты.

В самом начале их очень много от бюро Меганом. «Цветной», театр при Luxury Village, всё знаменитые вещи.
  • zooming
    ТЦ Цветной. Меганом. Выставка «Внутри города. Искусство архитектурного макета»
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    ТЦ Цветной. Меганом. Выставка «Внутри города. Искусство архитектурного макета»
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Меганом вообще знаменит работой с выставочными, артистичными моделями из бумаги, глины, кортена, воска и всего прочего. Но новые вещи, говорят, решили не показывать. Зато есть нереализованный большой проект 2006, или около того, года – жилой комплекс для Ялты; целый стеллаж с проработкой формы башен разной кривизны. На разных этапах. 
  • zooming
    Меганом. Ялта. Доработка формы. Композиция. Выставка «Внутри города. Искусство архитектурного макета»
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Меганом. Ялта. Доработка формы. Композиция. Выставка «Внутри города. Искусство архитектурного макета»
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Vis-a-vis – два объекта Владимира Плоткина: один очень известный, он украшает обложку книги ТПО «Резерв» 2020 года. Другой, «Дом лыжника», представляет «Остров фантазий», проект-манифест московского неомодернизма начала 2000-х годов. 

Но самое интересное написано в комментарии: Плоткин и ТПО «Резерв» были первыми из московских архитекторов, кто глубоко погрузился в компьютерное проектирование, уже с начала 1990-х. Объекты, которые мы видим сейчас в «Зотове», были сделаны для выставки 2000 года – и представляли собой штудии, придуманные и выполненные в компьютерной графике, а затем воплощенные в дереве. Григорий Ревзин их еще назвал тогда «одеревенениями». 
  • zooming
    Владимир Плоткин. Заполнение пространственной матрицы. 2000. Выставка «Внутри города. Искусство архитектурного макета»
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Владимир Плоткин, ТПО «Резерв». Фасад дома лыжника. 2000. Выставка «Внутри города. Искусство архитектурного макета»
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Объекты были выполнены макетной мастерской Дома на Брестской, которой руководил Сергей Подъемщиков. Его имя не один раз всплывает на выставке, и это важно: на противоположной стороне, в правой исторической части стоит фрагмент того макета Москвы, которые долгое время стоял в Доме на Брестской – Подъемщиков был его хранителем, следил за состоянием и обновлением. Он же сберег одну из частей – гостиницу «Россия»; после того, как здание снесли, начальство велело фрагмент убрать, дабы соблюсти точность отображения реальности. Но Подъемщиков не выбросил, припрятал, и вот, она на выставке. Важная часть истории города. Спасибо.
  • zooming
    Часть макета Москвы из Дома на Брестской. Выставка «Внутри города. Искусство архитектурного макета»
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Часть макета Москвы из Дома на Брестской. Гостиница Россия. Выставка «Внутри города. Искусство архитектурного макета»
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Еще один макет из ранних и известных – усадьба в Серебряном бору, ATRIUM, Вера Бутко и Антон Надточий, 2000–2004. Дом, демонстрирующий любимые подходы авторов: крупную, пластичную, скульптурную форму, изгибаемую в любых направлениях.
Усадьба в Серебряном Бору. ATRIUM. 2004. Выставка «Внутри города. Искусство архитектурного макета»
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Объекты ATRIUMa, а их два, надо искать слева во втором ряду, и это существенно, потому что идя далее по краю, находим презентационные проекты DNK ag, например, проекта, победившего в конкурсе на кровлю Севкабеля, или офисного здания на Вавилова – тоже, между прочим, часть истории, 2002–2005 годы. 
  • zooming
    Проекты DNK ag. Выставка «Внутри города. Искусство архитектурного макета»
    Фотография © Константин Ходнев
  • zooming
    Проекты DNK ag. Выставка «Внутри города. Искусство архитектурного макета»
    Фотография © Константин Ходнев

Пройдемся чуть назад и найдем веревочный макет общественного центра в русском стиле от megabudka, победивший в конкурсе компании Мортон и давший толчок для длительного увлечения архитекторов «будки» темой идентичности. 
  • zooming
    Культурный центр во дворе многоэтажного дома в Москве. megabudka. 2017. Выставка «Внутри города. Искусство архитектурного макета»
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Культурный центр во дворе многоэтажного дома в Москве. megabudka. 2017. Выставка «Внутри города. Искусство архитектурного макета»
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Еще один факт истории – НКЦ Юлия Борисова: хайтечное стеклянное здание, показанное в макете через подчеркнуто архаичную лепную глину. Макет был сделан для выставки Museum Loci куратора Анны Мартовицкой – и оказался одним из тех редких экспонатов, которые ГНИМА взял впоследствии в фонды. 
Национальный космический центр. Макет из фондов ГНИМА. Юлий Борисов, UNK. Выставка «Внутри города. Искусство архитектурного макета»
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Никита Явейн и «Студия 44» – гости из Петербурга, а других иногородних на выставке вроде бы и нет – привезли несколько макетов, в том числе Музея металла в Выксе, еще один привет кортеновому лаконизму. Один макет сделан Явейном на 3 курсе. 
  • zooming
    1 / 3
    Макеты Никиты Явейна и Студии 44. Выставка «Внутри города. Искусство архитектурного макета»
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    2 / 3
    Макеты Никиты Явейна и Студии 44. Выставка «Внутри города. Искусство архитектурного макета»
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    3 / 3
    Музей металла в Выксе. Никита Явейн и Студия 44. Выставка «Внутри города. Искусство архитектурного макета»
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Отдельная глава выставки, как подчеркивает и куратор Илья Мукосей – макеты Сергея Никешкина и бюро KPLN. Никешкин известен как герой макетного дела, он собственноручно отливает олово, пилит дерево, и уж точно относится к презентационному макету как к скульптуре. Его работами можно любоваться, они фотогеничны. 
   
    

Отдельная тема – игрушки, они тоже могут срастаться с макетами. А те могут двигаться, как заводные: например, макет ЖК во 2-м Силикатном проезде Ивана Грекова и KAMEN из «сырого» железа. СПИЧ показывает юбилейные шахматы 2017 года, где фигурки – проекты бюро.
  • zooming
    ЖК во 2-м Силикатном проезде. Иван Греков / KAMEN. Выставка «Внутри города. Искусство архитектурного макета»
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Шахматы СПИЧ. 2017. Выставка «Внутри города. Искусство архитектурного макета»
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Макет ледяной пещеры Козыря и Пономарева составлен только из трубок для хладагента, то есть показывает структуру, суть проекта вместо его внешности. 
  • zooming
    Ледяная пещера в Зарядье. Алексей Козырь, Александр Пономарев. Усадьба в Серебряном Бору. ATIRUM. 2004. Выставка «Внутри города. Искусство архитектурного макета»
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Ледяная пещера в Зарядье. Алексей Козырь, Александр Пономарев. Усадьба в Серебряном Бору. ATIRUM. 2004. Выставка «Внутри города. Искусство архитектурного макета»
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Тотан Кузембаев – рассказывает Илья Мукосей – любит делать макеты своих проектов, когда они уже реализованы. Так что это макеты-воспоминания. К примеру, Клаугу Муйжа, прибалтийский дом с консолью, показан как медуза со щупальцами из арматуры. 

Но и, еще раз подчеркну, подавляющая часть макетов вообще на выставке сделана постфактум. Пусть не после завершения стройки, а после того, как была сформулирована пластическая идея. Вне зависимости от эскизной живописности они – презентационные, задача таких макетов – красиво показать то, что уже оформилось, добавить готовой разработке еще один слой восприятия, усилив эффект артистизма и живости всего проекта в целом.  

То же можно сказать и о студенческих макетах школы МАРШ: они художественно, и очень красиво визуализируют готовые дипломные проекты. 
  • zooming
    1 / 4
    Выставка «Внутри города. Искусство архитектурного макета»
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    2 / 4
    Выставка «Внутри города. Искусство архитектурного макета»
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    3 / 4
    Выставка «Внутри города. Искусство архитектурного макета»
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    4 / 4
    Выставка «Внутри города. Искусство архитектурного макета»
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Всё это – пиршество для глаз и фотоаппарата. 

Какая-то девушка, проходя мимо меня, на вопрос, что она фотографирует, ответила: да так, паттерны для души. Полным-полно тут для души паттернов. 

Илья Мукосей поясняет: в начале выставки показан раздел «Макет создает», посвященный макету как «инструменту творческого поиска архитектора» – однако в процессе сбора материала выяснилось, что архитекторы не серьезно относятся к своим рабочим макетам, выкидывают их, теряют... Так что тему представили через макеты поиска формы Николая Полисского из поролона и салфеток. То есть через работы художника. 
Балахна. Николай Полисский. 2024. Эскизные макеты скульптур на набережной Волги. Выставка «Внутри города. Искусство архитектурного макета»
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Между прочим, это большая удача Мукосея как куратора. Раньше никто, кроме друзей, предварительные макеты Полисского не видел, они не выставлялись. 

Совсем чуть-чуть сюжет разработки формы с помощью макета поддерживают стеллажи Меганома. По Ялтинскому проекту там, как минимум, показан поиск формы, и по Цветному разные стадии.

И все же образ макета «создающего», рабочего не то чтобы раскрыт, скорее обозначен. У меня есть собственная версия, почему – потому что это скучная история. Что макетов нет или их выбросили – правдой быть не может; лично мне в «Остоженке», да и не только там, регулярно показывают микромакеты разных версий объемных решений для одной и той же площадки, то распечатанные на 3D-принтере, то вырезанные из пенопласта.

Или вот, какое-то время назад на Самотеке планировалось построить здание по проекту самого Фрэнка Гери, так тот привез кучу, целый стол деревянных кубиков, показывая процесс поиска формы на общественном совете при мэре Москвы. Вот же было время: открытые для прессы советы, а? Крутейший был набор кубиков, он смело уходил в закат... неужели в Москве ничего от той истории не сохранилось?
  • zooming
    Предпоектное предложение по стоительству гостиничного комплекса по адресу: Садовая-Самотечная ул., вл.13/14. Автор проекта - Фрэнк Гери (США). Проектная организация - ADM, Андрей Романов (сопровождение). Заказчик - Хорус Капитал
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    Фрэнк Гери. Гостиничный комплекс, Садовая-Самотечная, 13. Эскизные проработки
    Фотография: Архи.ру

Но у Гери, на самом деле, это тоже был презентационный вариант макета. 

Если же исследовать архитектурный макет более целенаправленно, то можно вспомнить, что в почти каждом архбюро на стенах и столах полным-полно макетов и для поиска формы, и для предварительной, не художественной, презентации. Для рассмотрения проекта в ткани города. Обычно это фрагмент застройки, выполненный с сером или коричневом тоне, куда вставлен белый такой новый объектик – и вот его-то, или их, можно менять, устанавливая на одно и то же место. 

Это рутина архитектурной работы, ее невозможно потерять, она повсюду даже в наше время высокополигональных моделей. Она, отчасти спонтанно, отчасти намеренно, составляет атмосферу архитектурных офисов.

Всё это не секрет. И – ну нет этого на выставке. Точнее, есть небольшой кусочек, вот например, фотографии макетов Института Генплана.
Выставка «Внутри города. Искусство архитектурного макета»
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Вот уж кто рассматривал и рассматривает ткань города во всех возможных ракурсах. 

Итак, не в упрек выставке будет сказано, разговор об архитектурном макете в разных ракурсах его полезности тут идет в теоретическом ракурсе – а практически она пиршество для глаз. 

Ну, в общем, известно, что на почти любой архитектурной выставке макет – сладкое блюдо. И тут нам собрали максимум сладкого. В сущности, хотя и пунктирно, конечно, но показали через посредство этих «пирожных» историю архитектуры – в дискретном изложении: за 2.5 века и за 25, примерно, последних лет. 

В каждой из двух половин экспозиции образуется небольшая «площадь» и на ней главный экспонат – этакая изюмина, вокруг которой «закручиваются» хороводы. Очевидно, что в исторической части это макет Колизея, сделанный итальянцем в конце XVIII века и, по легенде, заказанный Екатериной II для воспитания Павла I. Он – в центре, потому что самый старый на выставке. Вокруг вращаются: еще один Колизей, Казанский собор Воронихина, Санта Мария Дель Фьоре, ХХС и, как ни удивительно, Институт Генплана, а также старый позднесоветский (или постсоветский?) деревянный макет Москвы. 

В часть новейшей истории архитектуры на «центральной площади» мы видим макет башни, спроектированной Сергеем Кузнецовым и Дмитрием Суховым на первом участке Москва-Сити. Она носит наследственное название One Tower. Макета даже два: один из упаковочного картона, уложенного слоями и вырезанного в объеме, а второй – прозрачный силуэт «силовых линий» из какой-то толстой проволоки. 
Макеты One Tower Сергея Кузнецова и Дмитрия Сухова. Выставка «Внутри города. Искусство архитектурного макета»
Фотография © Наталья Польская / предоставлена МКА

Если подумать, макетов башни первого участка тут даже и не два, а больше, поскольку есть еще блок «Макетной мастерской ГЕНПРО» с воркшопами. И там, в решетках двух стоек, башня выставлена в виде 3D-распечаток, причем не только итоговая версия, а еще несколько других. «...Сергей так быстро предлагал варианты, что мы едва успевали распечатывать», – говорит в день открытия женский голос у меня за спиной, не знаю чей...
  • zooming
    1 / 3
    Макеты One Tower Сергея Кузнецова и Дмитрия Сухова. Выставка «Внутри города. Искусство архитектурного макета»
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    2 / 3
    Макеты One Tower Сергея Кузнецова и Дмитрия Сухова. Выставка «Внутри города. Искусство архитектурного макета»
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    3 / 3
    Выставка «Внутри города. Искусство архитектурного макета»
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Башня Сергея Кузнецова на первом участке Сити, о которой впервые стало известно в апреле 2024 года, а новые рендеры появились в 2025 – один из самых новых архитектурных проектов на выставке. Она показана в, минимум четырех макетах, два из которых, очевидно, сделаны, в отличие от всех остальных, специально для экспозиции в Зотове***.

Кроме того, новая One Tower заметна еще и тем, что поставлена на самом заметном месте. Сложно отделаться от впечатления, что она в составе экспозиции берет на себя роль некоей «точки», вершины всего представленного разнообразия – как минимум, вершины хронологического плана. Нам показывают башню Сити и все, что было до нее. Поневоле на ум приходит цитата из «Понедельника» Стругацких, там Эдик Амперян говорит: «У меня есть один знакомый. Он утверждает, будто человек – это только промежуточное звено, необходимое природе для создания венца творения: рюмки коньяка с ломтиком лимона». Побоюсь утверждать, что башня представлена нам как венец творения, и тем не менее ее особенное положение в составе экспозиции ощущается достаточно остро. 

Необходимо признать, что в этом факте присутствует логика – компания Генпро, организовавшая выставку и вложившая в нее много сил, имеет право и может хотеть показать на ней свой, ключевой и любимый, актуальный на данный момент, объект на видном месте; чему тут удивляться. С другой стороны, раньше компания, как мне кажется, не была замечена в существенном интересе к архитектурным макетам артистического жанра. Но, может быть, выставка обозначает перелом и наступление такого интереса? Или даже декларацию наступления интереса? Обстоятельное погружение в тему? Издают ведь архитекторы журналы для исследования определенной темы – так почему не сделать выставку с той же целью. Заодно показать людям красивые вещи. 

Так или иначе, а Колизей (не Яцеки и не Меганом) – ну, если подумать – кажется в контексте выставки самой очевидной парой новой башне One. В исторической половине от Колизея раскручивается смысловая и пространственная пружина, он в начале хронологии. В половине Новейшего времени вся диалектика приходит к макету башни One Сергея Кузнецова, Дмитрия Сухова и Генпро. Они на разных концах некоей цепочки, как начало и конец. 

В этом нет ничего удивительного. 

История искусства знает множество подобных примеров. Если посмотреть широко, то после Рима начинается цепочка нео-классицизмов романики как попыток вернуться к величию Римской империи. Ренессанс и классицизм апеллировали к остаткам античности, историзм – к романтике средневековья; модерн к текучести готики, неоклассика к ампиру, авангардисты к искусству примитивных народов. Почти любое новое свершение ищет и, как правило, находит, в прошлом неких предшественников – что нередко приводит к «открытию» целых периодов, «закрытых» отрицателями ранее. Но я отвлекаюсь. 

Как же понять выставку? Очевидно, что новейший макет и проект занимают тут ключевое место. Заметить, что они резюмируют целый сонм арт-макетов архитекторов современности, не сложно, даже в расстановке объектов король и свита неплохо различимы. Но к чему апеллирует Колизей – неужели к величию Рима? А что, звучит заманчиво: если представить себе башню как вертикально поставленный circus, то даже намечается некая связь. Метафорическая, конечно, но, как мы знаем, в каждой метафоре есть только доля метафоры. 

Не зря же оно так сложилось. Вдруг мы наблюдаем формирование нового образа величия Третьего Рима: исторически люди империи собирались в таких общественных пространствах, как Колизей, а теперь собираются в офисных башнях. Почему нет? В таком случае мы имеем дело с древней формой в новом, современном, высоко-технологичном воплощении, полноту которого поддерживают макеты здания, один скульптурный, но из картона, в чем можно увидеть креативный парадокс, свойственный, как мы видели выше, арт-макетам, а другой технологичный, металлический и прозрачный. Плюс – в виде распечаток указание на доступность 3D-принтера, то есть новых технологий, способных быстро и эффективно воспроизводить понравившийся образ в наше время в любом необходимом количестве. 

Почему-то нет на выставке работ Сергея Скуратова, который работал над несколькими предшествующими версиями One Tower. А зря. С дидактической точки зрения было бы интересно показать всю цепочку проектов первого участка полностью, выстроив преемственность не только в макро-, но и в микро-масштабе. 

Впрочем, должна признаться, что часть приведенных гипотез может оказаться необоснованной в силу их чрезмерности. Если придерживаться принципа экономии суждения, то наиболее реалистичным сценарием кажется такой: Генпро показывают проект One Tower, которым гордятся, и в то же время Москомархитектура заинтересована в том, что устраивать время от времени выставки, популяризирующие архитектурную профессию. Позвали хорошего куратора и экспозиционистов. Получилось много, плотно и сильно. Ну а сильный материал, будучи собран в одном пространстве, начинает жить собственной жизнью, формировать свое высказывание. Ему не важно, что у куратора 5 разделов; он говорит сам за себя. 

Так что рекомендую сходить посмотреть. Во-первых, когда еще увидите столько раритетных вещей вместе. Во-вторых, может быть, у вас родятся собственные метафоры? 

Выставка работает до 14 ноября. 
***
/|\
Есть еще один новый макет, Погодинской от GAFA и компании Vesper, 2024–2025, это две вазы, в которые можно даже (!) ставить цветы. Эффектные керамические объемы, но – вазы. Тем не менее в данном случае исключение, а мой взгляд, не противоречит лейтмотиву, а только дополняет его. Рядом – макет СПА-центра La Perla от тех же GAFA.
     
   

05 Октября 2025

Похожие статьи
Выбирая лучшее
Очередная книга Александра Змеула о московском метро посвящена конкурсам на проекты станций со середины 1950-х до 1991 года. Издание выпущено Музеем современного искусства «Гараж».
Осторожно отмыто
В издательстве «Подписные издания» выходит книга Ксюши Сидориной – со-основательницы сообщества волонтеров-реставраторов Гэнгъ, которое с 2019 года отмывает и скоблит парадные Петербурга, открывая жильцам исторических домов сокровища: печи, мозаики, витражи. А еще – плитку. Именно плитка стала «цементом» книги, соединившим все – исторический экскурс, способы поиска ценных экземпляров, «каталог» парадных, а также опыт «партизанской» реставрации. О книге рассказывает редактор издательства Артем Макоян.
Спокойствие, только спокойствие
В издательстве «Кучково поле Музеон» вышла книга Александра Змеула «Большая кольцевая линия. Новейшая история московского метро». Ее автор – историк архитектуры и знаток подземки – разобрал грандиозный проект БКЛ в подробностях, но главное – сохранил спокойную и взвешенную позицию. С равным сочувствием он рассказал о работе всех вовлеченных в строительство архитекторов, сосредоточившись на их профессиональном вкладе и вне зависимости от их творческих разногласий.
Времени действительно нет?
С 22 июля по 5 октября 2025 года в Аптекарском приказе в Музее архитектуры работает выставка «Времени нет» – совместный проект МУАР и сообщества ЦЕХ, куда входят архитектурные бюро Saga, ХОРА и NOWADAYS office. ЦЕХ собрал двадцать одного участника, предложил им изучить цифровой каталог Музея архитектуры, выбрать оттуда документы или произведения искусства и на основе или в диалоге с ними создать оригинальные работы.
Метро как искусство. Деконструкция
В Музее Москвы до 24 августа 2025 года работает выставка «Высоко под землей», посвященная 90-летию московского метро. Столичная подземка – больше, чем транспорт, это гигантский арт-объект, который мы ежедневно не замечаем. Главный трюк экспозиции – заставить увидеть в утилитарном самостоятельное искусство. Метро предстает как результат одержимости деталями, как коллективный труд тысяч людей, как место, где технологии скрываются за красотой.
Лина Бо Барди и «ГЭС-2»: реконструкция
В Доме культуры «ГЭС-2» с 11 июля по 19 октября работает первая в России масштабная выставка, посвященная Лине Бо Барди (1914-1992) – бразильскому архитектору итальянского происхождения. «Если бы стены стали водой» – не столько ретроспектива, сколько попытка оживить дух Бо Барди на московской сцене, где ее идеи об общем для всех горожан пространстве и гибкости архитектурных решений звучат особенно актуально.
Феномен «чистой» архитектуры: читая книгу Карена...
Ученик Юрия Волчка Алексей Воробьев рассматривает книгу, написанную о знаменитом архитекторе-модернисте Джиме Торосяне учеником Торосяна Кареном Бальяном; и вышедшую недавно в издательстве TATLIN. Рецензия получилась прочувствованной, подробной – превратилась в эссе, где подзаголовок книги – Maestro di bellezza – становится отправной точкой для размышлений о красоте и ее преобразующей роли, со ссылками на Умберто Эко и Владимира Соловьева. Такая рецензия – сама по себе размышление о судьбе профессии архитектора.
Операция «Адаптация»: пунктирные заметки о XIX Архитектурной...
Людмила Лунина побывала на превью венецианской биеннале архитектуры и оценила выставку как сложную и научную. Поэтому так полезен ее авторский обзор, в котором всё или почти всё, пусть пунктирно, но обстоятельно, разложено «по полочкам». Полезно как для тех, кто планирует поехать на биеннале, так и для тех, кто сидит здесь, но не хотел бы отрываться от международной повестки. А повестка, судя по всему, получила на выставке новое воплощение: искать примеры архитектурной формы там, пожалуй, будет еще более бесполезно, чем обычно, зато столько всего разного... И грибы, и бактерии, и павильон из слоновьего навоза, и новые виды high-tech...
Групповой портрет архитекторов Серебряного века
Новая книга Марии Нащокиной «Архитектура Москвы эпохи модерна в творческих биографиях зодчих» сочетает научную глубину и энциклопедический охват с увлекательным изложением. В ней представлены жизнь и творчество 126 мастеров модерна, неоклассицизма и поздней эклектики. Публикуем рецензию и отрывок из книги, посвященный одному из самых ярких архитекторов ХХ века Александру Таманову.
Река и форм, и смыслов
Бюро ATRIUM славится вниманием к пластичной форме, современному дизайну и даже к новым видам интеллекта. В книге-портфолио Вера Бутко и Антон Надточий представили работу компании как бурный поток: текстов, графики, образов... Это делает ее яркой феерией, хотя не в ущерб системности. Но система – другая, обновленная. Как будто фрагмент метавселенной воплотился в бумажном издании.
Жизнестроительство на своей шкуре
Какая шкура у архитектора? Правильно, чаще всего черная... Неудивительно, что такого же цвета обложка новой книги издательства TATLIN, в которой – впервые для России – собраны 52 собственных дома современных архитекторов. Есть известные, даже знаменитые, есть и совершенно малоизвестные, и большие, и маленькие, и стильные, и диковинные. В какой-то мере отражает историю нашей архитектуры за 30 лет.
Учебник рисования?
Вообще так редко бывает. Ученики Андрея Ивановича Томского, архитектора, но главное – преподавателя академического рисунка, собрались и издали его уроки и его рисунки, сопроводив целой серией воспоминаний. Получилась книга теплая и полезная для тех, кто осваивает рисунок, тоже. Заметно, что вокруг Томского, действительно, образовалось сообщество друзей.
Преодоление мрамора
В Петербурге начала работу IX Биеннале архитектуры – одна из крупнейших профессиональных выставок города, организатором которой выступает Объединение архитектурных мастерских. Этот обзор не охватывает обширную деловую программу, сосредотачиваясь лишь на ощущениях от визуальной части экспозиции – ее объем и содержание говорит о возможности будущих трансформаций.
Мир бинарных оппозиций
Относительно новой книги Андрея Бокова не хочется и не следует повторять общепринятую формулу нашего времени: «прочитали за вас». Прочитали, но «за вас» в данном случае не работает. Книга не содержит принципиально новых сведений, на то она и теория самого стратосферного пошиба. Однако ее хочется разобрать на цитаты и выучить наизусть. Настолько некоторые места, по-эпичному, точны и емки. Но ее главное достоинство в другом – текст с элегантной непринужденностью даже не заставляет, а – провоцирует – читателя _думать_. Динамизирует мышление. А вот это уже важно.
В ожидании гезамкунстверка
Новый альманах «Слово и камень», издаваемый мастерской церковного искусства ПроХрам – попытка по-новому посмотреть на вопросы и возможности свободного творчества в религиозном искусстве. Диапазон тем и даже форматов изложения широк, текстов – непривычно много для издания по современному искусству. Есть даже один переводной. Рассматриваем первый номер, говорят, уже вышел второй.
Пройдя до половины
В издательстве Tatlin вышла книга «Архитектор Сергей Орешкин. Избранные проекты» – не традиционная книга достижений бюро, а скорее монография более личного плана. В нее вошло 43 здания, а также блок с архитектурной графикой. Размышляем о книге как способе подводить промежуточные итоги.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
Счастье независимого творчества
Немало уже было сказано с трибуны и в кулуарах – как это хорошо, что в период застоя и типовухи развивались другие виды архитектурного творчества: НЭР, бумажная архитектура... Но не то чтобы мы хорошо знаем этот слой. Теперь, благодаря книге Андрея Бокова, который сам принимал участие во многих моментах этой деятельности, надеемся, станет намного яснее. Книга бесценная, написана хорошо. Но есть сомнения. В пророческом пафосе.
Подпольный город
Новая книга Андрея Иванова посвящена вернакулярным районам городов мира и заставляет подумать о вещах сверх того: например, степени субъектности человека, живущего в окружении застройки, «спущенной сверху» государством или архитектором. Прочитали книгу целиком и делимся своими впечатлениями.
Наше всё
Кто такой Щусев? В последние пару недель, с тех пор, как архитектору исполнилось 150 лет, на этот вопрос отвечают с разных сторон по-разному. Самый пространный, подробно иллюстрированный и элегантно оформленный ответ – выставка в двух корпусах Музея архитектуры на Воздвиженке. Четыре куратора, полтора года работы всего музея и экспозиционный дизайн Сергея Чобана и Александры Шейнер. Рассматриваем и показываем, что там к чему.
Искусствовед между молотом и наковальней
Советская эпоха, несомненно, воспитала своего человека. Образ его, как правило, соотносят с колоннами физкультурников и другими проявлениями тоталитарной телесности, но это по крайней мере лишь половина дела. Режиму было важно не только то, как маршируют, но и как думают. А также – как проектируют и строят. Илья Печёнкин – о книге Николая Молока «Давид Аркин: «идеолог космополитизма» в архитектуре».
Все наоборот
Мало премий вместо многих, вручение в первый день а не в последний, проекции вместо планшетов, деревья внутри, а объекты на улице – обновление фестиваля Архитектон пошло, как будто бы, по надежному пути переворачивания всех традиций профессионального цеха – ну или хотя бы тех, что подвернулись под руку. Придраться, конечно же, есть к чему, но ощущение свежее и импровизационное. Так, чего доброго, и Москву начнут учить. Мы рассказывали об элементах фестиваля частями в телеграме, теперь рассматриваем все целиком.
Фальконье
Во Флигеле Руине Музея архитектуры открыта выставка «стеклянных кирпичей» Густава Фальконье. Они – прародители стеклоблоков, но более сложные и красивые. Выставка показывает подлинные «кирпичи», архитектуру с ними, историю уничтожения окон Фальконье в здании Госархива, а еще она стала одной из причин возродить технологию производства.
Ручеек вернакулярности
Книга Андрея Иванова «ГюмрИ», продолжающая его «Иереван» – одновременно урбанистическое исследование вернакулярного города на конкретном примере, краеведческий очерк и поэма. Она очень обаятельна и в ней, как и в «вернакулярном» городе, место находится практически для всего. Для четкого определения границ вернакулярности вот только не нашлось места, ну да это не страшно, образ города книга создает живейший.
Радикальная ирония
Издательство АСТ выпустило первый тираж путеводителя от авторов термина «капиталистический романтизм» и телеграм-канала «Клизма романтизма». Книга выходит за рамки жанра и предлагает широкому кругу читателей понять и простить здания, которые часто называют «градостроительными ошибками». Мы почитали и составили впечатление, делимся.
Улица рисунков зодчего Росси
В берлинском Музее архитектурного рисунка Фонда Сергея Чобана открыта новая выставка, на которой представлены более 100 работ итальянского архитектора Альдо Росси, многие из них экспонируются впервые.
«Новая Эллада»
Публикуем рецензию на вышедшую в этом январе книгу Андрея Карагодина «Новая Эллада. Два века архитектурной утопии на южном берегу Крыма».
Планета Шехтель
Под занавес ушедшего года в издательстве «Русский импульс» увидела свет книга «Мироздание Фёдора Шехтеля», составленная Людмилой Владимировной Сайгиной – научным сотрудником Музея архитектуры, на протяжении многих лет изучающим биографию и творчество корифея московского модерна. Иначе говоря, под обложкой 640-страничного издания представлен материал, собранный в ходе исследования, ставшего делом всей жизни. Это дорогого стоит, хотя издание подкупает демократичностью исполнения и ценой.
Судьба Иофана
В издательстве «Кучково поле. Музеон» вышла книга Владимира Седова «Архитектор Борис Иофан». Она основана на материалах архива семьи архитектора из коллекции Музея архитектурного рисунка Сергея Чобана и дает возможность познакомиться с большим объемом малоизвестных ранее материалов. Но текст книги выходит далеко за рамки комментария к архиву – по словам автора, это творческая биография. Написана она живо, местами пронзительно и оттого звучит очень актуально.
Маршрут построен
При поддержке фонда DICTUM FACTUM вышел в свет путеводитель по новейшей архитектуре Санкт-Петербурга, составленный Анной Мартовицкой. Делимся впечатлениями о книге.
Технологии и материалы
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
Сейчас на главной
Главный экспонат
Написалось содержательное алаверды с картинками к тексту о выставке в центре «Зотов», посвященной архитектурным макетам. Очень плотно на ней собран материал, кажется, настолько плотно, что перестает «слушаться» куратора, создавая собственные смыслы и завихрения. Давно столько раритетов нового и старого времени из области макета не было собрано в одном месте. Пробуем разобраться, как все устроено и кто тут главный.
Архитектура дипломатии
В историческом центре Риги, на месте бывшего советского вычислительного центра, открылось новое здание – Посольство Эстонии. Проект бюро United Riga Architects бережно сохраняет память о модернистском прошлом, сочетая её с современными архитектурными решениями и технологиями.
С открытым сердцем
Модульное здание общежития для студентов Делфтского технического университета возвели всего за 26 недель. Авторы проекта – бюро Studioninedots.
Арктика вместо Мороженого
Rokot Studio предложили концепцию воссоздания исторического павильона «Мороженое» на ВДНХ по проекту 1950 года. Здание сохраняет форму ледяной глыбы, но внутри вместо кафе-мороженого размещается экспозиция павильона «Арктика».
Футляр для наследия
Национальный центр Виктора Астафьева построен по проекту бюро А2 в родном селе писателя Овсянка. Три «оболочки» здания – деревянная, оштукатуренная и стеклянная – связывают его с контекстом, а расположение между двумя главными улицами формирует общественные площади. Несущий каркас, хорошо просматриваемый через витражи, отсылает к образам железной дороги. Здание построено рядом с домом-музеем писателя и напоминает большое «облако», в котором хранится память об Астафьеве и его наследии.
Пиранези для первокурсников
В калифорнийском Клермонтском колледже открылось первое из запланированных зданий по проекту BIG: Научный центр имени Роберта Дея, где масштабные стальные фермы снаружи обшиты стеклофибробетоном, а внутри – древесиной.
Какого цвета нефть?
Для компании, чья миссия – работать на завтрашний день, крайне важно уже сегодня закладывать основу будущих успехов. Поэтому в штаб-квартире компании «ЛУКОЙЛ-Инжиниринг», спроектированной бюро «АРХИСТРА», целый этаж занимает многофункциональный образовательный центр.
Парковка за ширмой
Бюро S4S Architects спроектировало для московского жилого комплекса «Эко Бунино» паркинг, который успешно маскирует свою утилитарность за фасадом из перфорированных панелей. В комбинации с ламелями скрывают жесткую сетку ярусов и выравнивают пропорции, одновременно обеспечивая пространства естественным светом, вентиляцией и, как ни странно, видами на лесистую территорию. Первый этаж занимают коммерческие помещения, благодаря которым здание используют не только автомобилисты.
Пресса: Примеры из практики: 100 проектов Юрия Аввакумова
В книге «Примеры. Экспозиция искусства или искусство экспозиции», выпущенной издательством музея «Гараж», известный архитектор поведал о десятилетиях работы на поприще проектирования художественных выставок
Больше арок
В Сент-Луисе после реконструкции по проекту Snøhetta открылся концертный зал городского симфонического оркестра.
Море фантазии
Студия EgoDesign разработала для сети частных детских садов KIDO в Ижевске дизайн-концепцию, которая должна способствовать творческому развитию детей за счет тематических игровых компонентов и оформления, индивидуального для каждой группы.
Бумеранг на скалах
Архитекторы Snøhetta вписали здание рыболовецкой и рыбоводческой компании Magne Arvesen & sønner в скалистый берег острова Андёрья на севере Норвегии.
Гнезда, мосты, штиль и балтийская колючка в Филинской...
Ключевым событием завершившегося на днях фестиваля «ЭкоБерег» стало объявление победителей конкурса на разработку проекта туристической инфраструктуры на побережье Балтики в Филинской бухте. Победителем стал проект эко-парка «Гнезда» компании «Пауэр Технолоджис». Показываем все награжденные проекты.
Падел на взморье
Бюро 3 BY THREE разработало для Калининградской области концепцию падел-центра с фасадами из поликарбоната, которые за счет своей полупрозрачности делают спорт частью городской жизни. Объем с пятью кортами и балконом для зрителей дополняет блок лобби с эксплуатируемой кровлей.
Эндорфиновый всплеск
По проекту дизайн-студии TONKO на набережной Волги в Самаре появилась яркая площадка для тренировок на открытом воздухе. Уличная спортивная мебель произведена по чертежам архитекторов, а для зонирования активно используется цвет. Можно заниматься йогой, боксом, паркуром, настольным теннисом или же просто отдыхать в шезлонге.
Дыхание банковского дела
Новая штаб-квартира банка Lombard Odier на берегу Женевского озера задумана авторами проекта, Herzog & de Meuron, «дышащей», открытой природному окружению.
МАРШ: Уместность II
Магистранты студии «Уместность II», которую в 2024-2025 учебном году курировали Евгения Репина и Сергей Малахов, работали над мастер-планами исторических центров трех малых городов: Бирска, Зарайска и Камышина. Индивидуальная часть включила средовые проекты реконструкции и опиралась на авторский метод под названием «спонтанный ордер».
Пещеры и каньоны
В Алматы открылся частный музей современного искусства, построенный по проекту Chapman Taylor и CT Architects. Архитектурное решение обыгрывает контраст между статикой горного массива и динамикой современного города. Центральный атриум отсылает к линиям Чарынского каньона.
Свет и камень
DA bureau разработало для обувной сети Ekonika новую концепцию оформления магазинов, первым из которых стал флагманский шоу-рум в «Афимолле». На смену респектабельности пришла актуальная женственность, воздушность и легкая ирония.
Выбирая лучшее
Очередная книга Александра Змеула о московском метро посвящена конкурсам на проекты станций со середины 1950-х до 1991 года. Издание выпущено Музеем современного искусства «Гараж».
Гламур без излишеств
Форма идеального минимального жилища волнует архитекторов не одно десятилетие, начиная от крошечного «Кабанона» Ле Корбюзье, построенного на Лазурном берегу в 1952 году, до «Жилища первой необходимости» Нормана Фостера, показанного на 18-й Венецианской биеннале, и современных модульных кабин Nokken. Каждая эпоха по-своему отвечает на вопрос, как мало пространства человеку действительно нужно для жизни. «Хижина», спроектированная бюро Arhbro, продолжает эту традицию.
Современная изба
Современная изба – это оксюморон, потому что сама суть избы заключена в ее архаичности, простоте и резистентности к изменениям. Она была утилитарным жилищем, построенным по веками выверенным канонам, где каждая деталь имела функцию и символику. Попытка придать ей современность часто приводит к стилизации под народный стиль с декоративными излишествами. Создание современной избы в рамках архитектурных приличий – редкость. Но иногда, как в случае с проектом AI-architects, это удается.
Концептуальные музеи
Показываем проекты бакалавров 4 курса кафедры «Дизайн архитектурной среды» МАРХИ, выполненные под руководством Оскара Мамлеева и Ивана Колманка. Все посвящены музеям, а для публикации преподаватели выбрали работы самых увлеченных авторов. Все музеи, правда, более чем не обычны.
Взращенный на молоке
Жилой дом FRESH по проекту бюро KAAN как будто приобнял консольным выносом исторический корпус бывшего молокозавода в Эйндховене.
В лесах и на горах
В удивительных по красоте природных локациях по проектам «Генпро» строятся сразу два масштабных туристических кластера: один в Заполярье, в окрестностях Салехарда, другой – на Камчатке, у подножия вулкана Вилючинская Сопка.
Следующий уровень
Руководители Центрального университета поставили во главу угла новаторство как в методике обучения по системе STEM, так и в уникальности интерьеров, разработанных командой ABD Architects.
Точки роста
Дипломные проекты выпускников кафедры советской и современной зарубежной архитектуры МАРХИ традиционно охватывают широкий спектр тем. В этом году среди них – исследование ансамблей набережных в Москве, творчество авангардиста Виктора Калмыкова, анализ послевоенного социального жилья в Лондоне и феномен цифровых плоскостей в городе.
Угол натяжения струн
Дом Музыки, спроектированный Владимиром Плоткиным и архитекторами ТПО «Резерв», напоминает арфу, а при взгляде сверху еще и басовый ключ. Но если бы все было так просто. В архитектуре зданий комплекса соседствуют два вида образности: решетчатый, прозрачный и проницаемый язык «классического» модернизма и объемно-скульптурные ленты, любимые неомодернизмом нашего времени. Как все устроено, где катарсис, а где оси построения, где проект похож на ЦКЗ Зарядье, а где не очень – читайте в нашем тексте.