Архитектура массового праздника

Комплекс недавно завершившейся в Астане Экспо-2017 – одновременно вполне современен, рассчитан на последующее использование, «устойчив», и ярко продолжает полуторавековую традицию Всемирных выставок.

author pht

Автор текста:
Нина Фролова

mainImg
Экспо–2017, как и остальные Всемирные выставки начала XXI века – интересный сам по себе феномен. В эпоху переразвитых глобальных коммуникаций сложно представить, что за информацией о достижениях разных стран мира надо перемещаться в пространстве и что в принципе нужно физическое воплощение этой информации в виде выставки. Однако Экспо продолжают проводить, причем не только в развивающихся странах, но и в постиндустриальном Милане (2015). А вместе с Экспо (что, кстати, по разным причинам совершенно не получилось у итальянцев) сохраняется интереснейшая типология пространства для массового праздника с эффектной архитектурой, соревнующейся с экспонатами за внимание публики. И это совсем не только ВДНХ (пусть там проводились лишь всесоюзные экспозиции) – но Хрустальный дворец самой первой Всемирной выставки, Колумбова выставка в Чикаго в 1893, чьи огромные и пышные корпуса на долгие годы повлияли на архитектуру и градостроительство США, соревнование в наибольшей «современности» в Монреале, Осаке и т.д. Менялись вкусы и времена, а эмоционально приподнятый, «праздничный» образ выставочных комплексов – оставался. Вполне проявился он и в Астане, в ансамбле по проекту авторов «Бурдж Халифа» Adrian Smith + Gordon Gill Architecture (об их победе в конкурсе мы подробно писали в 2013).
 
Павильон «Нур-Алем» в дни открытия Экспо. Фото © «Астана ЭКСПО-2017»
zooming
Выставочный комплекс в дни открытия Экспо. Фото © «Астана ЭКСПО-2017»
Комплекс Экспо-2017 в Астане. Фото © «Астана ЭКСПО-2017»
Комплекс Экспо-2017 в Астане. Фото © «Астана ЭКСПО-2017»

Им принадлежит убедительное и качественное решение поставленной задачи – очень сложной как функционально (почти 4 млн посетителей за три месяца работы), так и формально – важно было найти универсально понятный архитектурный язык. Зона выставки (25 га) получила ожидаемый центр тяжести в виде павильона Казахстана с огромной сферой «Нур-Алем», предметом всеобщего восторга и удивления (вполне в духе всей истории Всемирных выставок). Его окружение составили тематические, корпоративные и международные корпуса (в последних разместились экспозиции стран-участниц) – одновременно современные и сдержанные, с ясным и удобным для ориентации планом и узнаваемым общим стилем. Такая в самом хорошем смысле слова практичность – вполне в духе бюро SOM, в недрах которого Эдриан Смит провел большую часть профессиональной жизни и спроектировал «Бурдж Халифу». В результате получился новый столичный район (174 га), который занял пустующее место между центром города и университетом Назарбаева – со стороны аэропорта. Тут важную роль сыграло стратегическое решение поручить весь комплекс одной архитектурной мастерской, которая одновременно разработала схему использования зоны Экспо после 2017 года, а не идти по морально устаревшей и очень неэкологичной линии «каждой стране – по павильону», как было в Шанхае в 2010-м. Бюджет проекта составил 1,3 млрд долларов, всего было реализовано построек общей площадью 1,2 млн м2.
 
Комплекс Экспо-2017 в Астане. Фото © «Астана ЭКСПО-2017»
План комплекса Экспо-2017 в Астане
Разрез павильона «Нур-Алем»
План комплекса Экспо-2017 в Астане
Комплекс Экспо-2017 в Астане. Фото © «Астана ЭКСПО-2017»

Музей будущего в сфере «Нур-Алем», как и тематические павильоны, в ближайшем будущем превратится в просветительский научный центр: их экспозиция рассчитана на последующее использование (мы публиковали интервью с ее автором Раидом Сабба). Арт- и конгресс-центры продолжат работу в том же, изначальном качестве. В остальных корпусах разместятся Международный финансовый центр, центр по развитию «зеленых» технологий и инвестиций, технопарк IT-стартапов, образовательный центр. Часть площадей будут использоваться для коммерческих выставок. Отдельно стоит упомянуть жилой массив на 4400 квартир (за его облик AS+GG уже не отвечали) и гостиницу.
 
Комплекс Экспо-2017 в Астане. Фото © Нина Фролова
Комплекс Экспо-2017 в Астане. Фото © Нина Фролова
Комплекс Экспо-2017 в Астане. Фото © «Астана ЭКСПО-2017»
Комплекс Экспо-2017 в Астане. Фото © Нина Фролова

Так как темой Экспо-2017 была «Энергия будущего», то в проект ее комплекса были изначально заложены многочисленные эко-компоненты. В частности, была внедрена схема «умного города», позволившая сэкономить 30% электроэнергии, необходимой для функционирования выставки благодаря системе Smart Grid (50 подстанций; в будущем к ней можно подключить и остальные районы Астаны), единой системе управления сетями всего комплекса, интеллектуальным городским освещением с датчиками движения. Два ветряка на «Нур-Алеме» и фотоэлектрические элементы в виде специальной станции, малых архитектурных форм и на павильоне «Нур-Алем» в целом выработали за 93 дня выставки 72 МВт·ч.
 
Комплекс Экспо-2017 в Астане. Фото © Нина Фролова
Конгресс-центр Экспо. Фото © «Астана ЭКСПО-2017»
Комплекс Экспо-2017 в Астане. Фото © «Астана ЭКСПО-2017»
Комплекс Экспо-2017 в Астане. Фото © Нина Фролова

Но эко-технологиями вклад Экспо в развитие казахстанской строительной отрасли не ограничилось. «Нур-Алем», который был задуман как крупнейшее сферическое здание в мире – и стал им, потребовал от инженеров и строителей турецкой компании Sembol, занимавшейся реализацией проекта, очень больших усилий, которые, впрочем, дали ценный опыт для решения будущих задач. Из-за ограничений по времени строительство велось круглый год, хотя зимой в Астане температура может опускаться ниже минус 40 градусов. Одним из следствий этого стала невозможность забивать сваи сразу в землю: для них в грунте предварительно высверливали «жерла».
 
Комплекс Экспо-2017 в Астане. Фото © Нина Фролова
Комплекс Экспо-2017 в Астане. Фото © Нина Фролова
Комплекс Экспо-2017 в Астане. Фото © Нина Фролова
Комплекс Экспо-2017 в Астане. Фото © Нина Фролова

Отдельную проблему представляла сама форма здания (почти правильная сфера высотой 92,5 м и шириной 80 м): при всей надежности подобной конструкции в готовом виде, в ходе монтажа она очень неустойчива вплоть до самого завершения процесса, причем дело усугублялось тем, что одновременно с охватывающим оболочку каркасом шел монтаж стеклянной оболочки, утяжелявшей его и тем самым повышавшей риск обрушения (такая мера тоже была вызвано дефицитом времени). Также амбициозной и потому особенно сложной была задача возвести гладкую сферу – то есть из гнутых стеклянных панелей (большинство сферических зданий облицовано плоскими стеклянными фрагментами, что придает им граненый облик по типу геодезического купола): единственный отход от этой гладкости – в верхней части сферы, где установлены ветряки и солнечные батареи. О процессе строительства «Нур-Алема» и Экспо-2017 в целом телеканал National Geographic снял документальный фильм «Астана: город будущего».
Комплекс Экспо-2017 в Астане. Фото © Нина Фролова
Комплекс Экспо-2017 в Астане. Интерье павильона «Нур-Алем». Фото © Нина Фролова
Комплекс Экспо-2017 в Астане. Интерье павильона «Нур-Алем». Фото © Нина Фролова
Комплекс Экспо-2017 в Астане. Международные павильоны с выставочными зонами стран-участниц. Фото © «Астана ЭКСПО-2017»
Комплекс Экспо-2017 в Астане. Входная зона экспозиции Франции. Фото © «Астана ЭКСПО-2017»
Комплекс Экспо-2017 в Астане. Входная зона экспозиции США. Фото © «Астана ЭКСПО-2017»
Комплекс Экспо-2017 в Астане. Входная зона экспозиции Германии. Фото © «Астана ЭКСПО-2017»
Комплекс Экспо-2017 в Астане. Международные павильоны с выставочными зонами стран-участниц. Фото © «Астана ЭКСПО-2017»
Комплекс Экспо-2017 в Астане. Международные павильоны с выставочными зонами стран-участниц. Фото © «Астана ЭКСПО-2017»


09 Октября 2017

author pht

Автор текста:

Нина Фролова
comments powered by HyperComments

Технологии и материалы

Выйти в цвет
Рассказываем, как с помощью краски из новой линейки DULUX «Легко обновить» самостоятельно и за один день покрасить двери или окна.
Проектируя устойчивое будущее
Глава «Сен-Гобен» в России, Украине и странах СНГ, Антуан Пейрюд выступил на Дне инноваций в архитектуре и строительстве с докладом о подходах компании к устойчивому развитию. В интервью Archi.ru Антуан Пейрюд рассказал о роли инновационных материалов в иконических зданиях Фрэнка Гери, Жана Нувеля, Кенго Кумы и других известных архитекторов. Также состоялась презентация звукоизоляционных систем «Сен-Гобен» и общение специалистов BIM с архитекторами по поводу трансфера данных по строительным материалам и решениям.
«Сен-Гобен» приглашает студентов спроектировать...
Компания «Сен-Гобен» объявила о старте шестнадцатого по счету архитектурного конкурса «Мультикомфорт». Студентам архвузов предлагается разработать концепцию «устойчивого» развития территории бывшего завода в пригороде Парижа, Сен-Дени.
Теплоизоляция ПЕНОПЛЭКС® для подземного строительства
Освоение подземного пространства – общемировой тренд, в мегаполисах под землей растут целые города. По версии книги рекордов Гиннесса, крупнейший подземный торговый комплекс в мире – Path в Торонто. Для его создания проложено более 30 км тоннелей.
Камин как аттрактор, или чем привлечь покупателя элитной...
Вода и огонь – две удивительные природные субстанции – влекущие, завораживающие, приковывающие взгляд. В человеческом жилище они давно завоевали свое место, и, если вода выполняет сугубо техническую функцию, огонь в камине вместе с теплом дарит визуальное наслаждение.
Размером с 30 футбольных полей
«Зеленый квартал» – энергоэффективный, инновационный и самый дорогой градостроительный проект Казахстана, разработкой которого занималась международная команда: британское архитектурное бюро Aedas, американская инженерная компания AECOM и строительный холдинг из Казахстана BI Group.
Японские технологии на родине дымковской игрушки
В Кирове появился новый 15-этажный жилой дом, спроектированный московским архитектором Алексеем Ивановым. Для отделки фасада использовались японские панели KMEW, предназначенные специально для высотного строительства.

Сейчас на главной

Дальше... дальше... дальше... В поиске нового поколения
Конкурс OPEN! на участие в национальном павильоне Джардини рассчитан на молодых архитекторов с максимально свежим взглядом на вещи, а его рамки так широки, что их почти не видно. Нужны смелые люди, которые совпадут с мировоззрением куратора Ипполито Лапарелли. Награда – работа в Венеции, дедлайн 31 января.
«Остров единорогов»
В Чэнду на западе Китая почти готов выставочный и конференц-центр Start-Up – первое здание на спроектированном Zaha Hadid Architects «Острове единорогов» для компаний-стартапов в сфере цифровых технологий.
Стирая границы
IND architects и китайское бюро DA! победили в конкурсе на проект музея в провинции Сычуань. Архитекторам удалось сделать музей частью ландшафта, а природу – полноправной участницей экспозиции.
Бетон и цвет
Школа с музыкальным уклоном имени Сервете Мачи в центре Тираны по проекту албанского бюро Studioarch4.
Фантастический роман
Рассматриваем выставку «Время Москвы-реки» в Музее Москвы, – креативную попытку актуализировать концепцию развития прибрежных пространств, победившую в конкурсе 2014 года и манифестировать вновь основанное общество Друзья Москвы-реки.
Все это – далеко не только форма
Российские архитекторы DNK ag участвовали в симпозиуме по естественному свету и устойчивому развитию, который компания Velux провела в Париже. Говорим с Натальей Сидоровой и Даниилом Лоренцем о затронутых на конференции исследованиях в области медицины, строительных технологий и здоровой среды.
Сахарные кристаллы
Бюро ODA превратило историческое здание сахарорафинадного завода на берегу Ист-ривер в Нью-Йорке в офисный комплекс с эффектным кристаллическим фасадом вместо утраченного.
Татами и роботы
Бюро BIG спроектировало для Toyota «город будущего» у подножия Фудзиямы: с почти нулевым углеродным следом, прогрессивной транспортной схемой, разными видами роботов, зданиями из дерева и модулем по размеру татами.
Тема треугольника
Бюро Lemay благоустроило парк Экспо 1967 года в Монреале – самой успешной Всемирной выставки XX века, сохраненной в наши дни как рекреационная зона.
Дерево среди стекла
Архитекторы Sheppard Robson придали «человеческое измерение» площади в новом деловом районе Манчестера с помощью деревянного павильона с озелененными фасадами и кровлей.
Линия отягощенного порыва
Жилой комплекс «Ренессанс» архитектора Степана Липгарта продолжает линию исторического центра Санкт-Петербурга и переосмысляет ленинградское ар деко и неоклассику 1930-50-х применительно к цивилизационным вызовам нашего века.
Декор без птичьих гнезд
Керамические ажурные фасады входа ТПУ в Пальма-де-Мальорка по проекту Joan Miquel Seguí Arquitectura точно рассчитаны так, что голубям в их отверстиях угнездиться не получится.
Кадашёвский опыт
У проекта ЖК «Меценат», занявшего квартал рядом с церковью Воскресения в Кадашах – длинная и сложная история, с протестами, победами и надеждами. Теперь он реализован: сохранены виды, масштаб и несколько исторических построек. Можно изучить, что получилось. Автор – Илья Уткин.
Градсовет 25.12.2019
На повестке в Петербурге: планировка для маленького городка и смелая гостиница, спроектированная под влиянием иностранцев.
Пресса: Диалоги о вечных ценностях: Степан Липгарт и Алексей...
В ноябре 2019 года в Калугу приехал архитектор Степан Липгарт — через месяц после торжественного открытия спроектированной им швейной фабрики Мануфактуры Bosco. Открывая цикл «ГЛАВАРХитектура», Липгарт прочитал на «Точке кипения» лекцию о профессиональном призвании и источниках вдохновения, о роли заказчика и о системе ценностей и убеждений, которая позволяет гордиться результатами своего труда. Главный архитектор Калуги Алексей Комов специально для Калугахауса поговорил со Степаном о вечном — и о том, как приспособить это вечное к жизни в нашем городе.
Зона комфорта
Рассматриваем интерьер общественного пространства «Мой социальный центр» – первый пример такого рода, реализованный в рамках новой программы московской мэрии по проекту бюро Хора.
Для испытаний на прочность
В Сколково открылось здание штаб-квартиры компании ТМК, выпускающей стальные трубы для нефтегазовой промышленности. Она совмещена с испытательным полигоном и исследовательскими лабораториями.
Возрождение Дворца
Архитекторы Archiproba Studios бережно восстановили образец позднего советского модернизма – Дворец культуры в городе-курорте Железноводске.
Оригами из лиственницы
Тренировочная байдарочная база в Августове на северо-востоке Польши по проекту бюро INOONI и PSBA получила фасады из сибирской лиственницы.
Как спасти мир, участвуя в архитектурном конкурсе
Международный конкурс LafargeHolcim Awards ставит в качестве главной цели поощрение идей и проектов в области устойчивого развития. Призовой фонд конкурса $ 2 000 000. Рассматриваем проекты победителей предыдущего цикла 2017-2018 годов по пяти критериям.
Террасы Хрустального мыса
Концепция музейно-образовательного и мемориального комплекса в Севастополе, предложенная Никитой Явейном, избегает прямолинейных акцентов и пафоса, интерпретируя историю места и специфику ландшафта, соединяя общественное пространство обитаемой лестницы и амфитеатров с монументальным монументом.
Десять часов роста
В кантоне Берн открылся новый кампус Swatch – Omega по проекту Сигэру Бана: объем древесины, использованный для каркаса трех зданий, «вырастет» в швейцарских лесах всего за 10 часов.
Евгений Подгорнов: «Проектировать надо так, чтобы...
Руководитель петербургского бюро Intercolumnium рассказывает, почему в портфолио компании есть работы от хай-тека до историзма, рассуждает о высотных доминантах и о заказчиках как источниках драйва, необходимого городу.
Новая ячейка
Жилой квартал на территории IT-парка: компания Архиматика сочетает инновационные технологии с человечным масштабом и уютной средой.
Градсовет 18.12.2019
Вторая и, по всей видимости, успешная попытка согласовать жилой дом, выходящий окнами на Троицкий собор и Фонтанку.
В преддверии театра
На Земляном валу справа от въезда в туннель под Таганской площадью, перед Театром на Таганке и рядом с торцом ЖК «Шоколад», достраивается здание 8-этажной гостиницы Novotel по проекту бюро «Гран» Павла Андреева.
Энергия студента
Показываем работы финалистов студенческого конкурса «АРХПроект», а также рассказываем о том, как организаторы попытались выйти за рамки сухой процедуры: с помощью менторов, лектория и выставки с вечеринкой в «Севкабель порту».
Кино на плоту
Летний кинотеатр от архитектурного бюро «А4» как универсальное общественное пространство и вариация на тему паркового павильона.
Перемена мест слагаемых
Используя приемы и материалы типового дачного строительства, Spirin architects находят свой убедительный архитектурный ответ на вызов предельно ограниченного бюджета.
Заседание в бассейне
Новый корпус штаб-квартиры adidas по проекту бюро COBE включает переговорные и актовый зал в виде разных типов спортивных сооружений, включая бассейн.
Метод сращивания
Вариант современного контекстуализма – фактурная и орнаментальная архитектура, сдержанно-классичная, но явным образом не принадлежащая ни к одному стилю. T+T architects использовали этот современный подход для деликатной работы в историческом центре Екатеринбурга.