Архитектура массового праздника

Комплекс недавно завершившейся в Астане Экспо-2017 – одновременно вполне современен, рассчитан на последующее использование, «устойчив», и ярко продолжает полуторавековую традицию Всемирных выставок.

author pht

Автор текста:
Нина Фролова

mainImg
Экспо–2017, как и остальные Всемирные выставки начала XXI века – интересный сам по себе феномен. В эпоху переразвитых глобальных коммуникаций сложно представить, что за информацией о достижениях разных стран мира надо перемещаться в пространстве и что в принципе нужно физическое воплощение этой информации в виде выставки. Однако Экспо продолжают проводить, причем не только в развивающихся странах, но и в постиндустриальном Милане (2015). А вместе с Экспо (что, кстати, по разным причинам совершенно не получилось у итальянцев) сохраняется интереснейшая типология пространства для массового праздника с эффектной архитектурой, соревнующейся с экспонатами за внимание публики. И это совсем не только ВДНХ (пусть там проводились лишь всесоюзные экспозиции) – но Хрустальный дворец самой первой Всемирной выставки, Колумбова выставка в Чикаго в 1893, чьи огромные и пышные корпуса на долгие годы повлияли на архитектуру и градостроительство США, соревнование в наибольшей «современности» в Монреале, Осаке и т.д. Менялись вкусы и времена, а эмоционально приподнятый, «праздничный» образ выставочных комплексов – оставался. Вполне проявился он и в Астане, в ансамбле по проекту авторов «Бурдж Халифа» Adrian Smith + Gordon Gill Architecture (об их победе в конкурсе мы подробно писали в 2013).
Павильон «Нур-Алем» в дни открытия Экспо. Фото © «Астана ЭКСПО-2017»
zooming
Выставочный комплекс в дни открытия Экспо. Фото © «Астана ЭКСПО-2017»
Комплекс Экспо-2017 в Астане. Фото © «Астана ЭКСПО-2017»
Комплекс Экспо-2017 в Астане. Фото © «Астана ЭКСПО-2017»
Им принадлежит убедительное и качественное решение поставленной задачи – очень сложной как функционально (почти 4 млн посетителей за три месяца работы), так и формально – важно было найти универсально понятный архитектурный язык. Зона выставки (25 га) получила ожидаемый центр тяжести в виде павильона Казахстана с огромной сферой «Нур-Алем», предметом всеобщего восторга и удивления (вполне в духе всей истории Всемирных выставок). Его окружение составили тематические, корпоративные и международные корпуса (в последних разместились экспозиции стран-участниц) – одновременно современные и сдержанные, с ясным и удобным для ориентации планом и узнаваемым общим стилем. Такая в самом хорошем смысле слова практичность – вполне в духе бюро SOM, в недрах которого Эдриан Смит провел большую часть профессиональной жизни и спроектировал «Бурдж Халифу». В результате получился новый столичный район (174 га), который занял пустующее место между центром города и университетом Назарбаева – со стороны аэропорта. Тут важную роль сыграло стратегическое решение поручить весь комплекс одной архитектурной мастерской, которая одновременно разработала схему использования зоны Экспо после 2017 года, а не идти по морально устаревшей и очень неэкологичной линии «каждой стране – по павильону», как было в Шанхае в 2010-м. Бюджет проекта составил 1,3 млрд долларов, всего было реализовано построек общей площадью 1,2 млн м2.
Комплекс Экспо-2017 в Астане. Фото © «Астана ЭКСПО-2017»
План комплекса Экспо-2017 в Астане
Разрез павильона «Нур-Алем»
План комплекса Экспо-2017 в Астане
Комплекс Экспо-2017 в Астане. Фото © «Астана ЭКСПО-2017»
Музей будущего в сфере «Нур-Алем», как и тематические павильоны, в ближайшем будущем превратится в просветительский научный центр: их экспозиция рассчитана на последующее использование (мы публиковали интервью с ее автором Раидом Сабба). Арт- и конгресс-центры продолжат работу в том же, изначальном качестве. В остальных корпусах разместятся Международный финансовый центр, центр по развитию «зеленых» технологий и инвестиций, технопарк IT-стартапов, образовательный центр. Часть площадей будут использоваться для коммерческих выставок. Отдельно стоит упомянуть жилой массив на 4400 квартир (за его облик AS+GG уже не отвечали) и гостиницу.
Комплекс Экспо-2017 в Астане. Фото © Нина Фролова
Комплекс Экспо-2017 в Астане. Фото © Нина Фролова
Комплекс Экспо-2017 в Астане. Фото © «Астана ЭКСПО-2017»
Комплекс Экспо-2017 в Астане. Фото © Нина Фролова
Так как темой Экспо-2017 была «Энергия будущего», то в проект ее комплекса были изначально заложены многочисленные эко-компоненты. В частности, была внедрена схема «умного города», позволившая сэкономить 30% электроэнергии, необходимой для функционирования выставки благодаря системе Smart Grid (50 подстанций; в будущем к ней можно подключить и остальные районы Астаны), единой системе управления сетями всего комплекса, интеллектуальным городским освещением с датчиками движения. Два ветряка на «Нур-Алеме» и фотоэлектрические элементы в виде специальной станции, малых архитектурных форм и на павильоне «Нур-Алем» в целом выработали за 93 дня выставки 72 МВт·ч.
Комплекс Экспо-2017 в Астане. Фото © Нина Фролова
Конгресс-центр Экспо. Фото © «Астана ЭКСПО-2017»
Комплекс Экспо-2017 в Астане. Фото © «Астана ЭКСПО-2017»
Комплекс Экспо-2017 в Астане. Фото © Нина Фролова
Но эко-технологиями вклад Экспо в развитие казахстанской строительной отрасли не ограничилось. «Нур-Алем», который был задуман как крупнейшее сферическое здание в мире – и стал им, потребовал от инженеров и строителей турецкой компании Sembol, занимавшейся реализацией проекта, очень больших усилий, которые, впрочем, дали ценный опыт для решения будущих задач. Из-за ограничений по времени строительство велось круглый год, хотя зимой в Астане температура может опускаться ниже минус 40 градусов. Одним из следствий этого стала невозможность забивать сваи сразу в землю: для них в грунте предварительно высверливали «жерла».
Комплекс Экспо-2017 в Астане. Фото © Нина Фролова
Комплекс Экспо-2017 в Астане. Фото © Нина Фролова
Комплекс Экспо-2017 в Астане. Фото © Нина Фролова
Комплекс Экспо-2017 в Астане. Фото © Нина Фролова
Отдельную проблему представляла сама форма здания (почти правильная сфера высотой 92,5 м и шириной 80 м): при всей надежности подобной конструкции в готовом виде, в ходе монтажа она очень неустойчива вплоть до самого завершения процесса, причем дело усугублялось тем, что одновременно с охватывающим оболочку каркасом шел монтаж стеклянной оболочки, утяжелявшей его и тем самым повышавшей риск обрушения (такая мера тоже была вызвано дефицитом времени). Также амбициозной и потому особенно сложной была задача возвести гладкую сферу – то есть из гнутых стеклянных панелей (большинство сферических зданий облицовано плоскими стеклянными фрагментами, что придает им граненый облик по типу геодезического купола): единственный отход от этой гладкости – в верхней части сферы, где установлены ветряки и солнечные батареи. О процессе строительства «Нур-Алема» и Экспо-2017 в целом телеканал National Geographic снял документальный фильм «Астана: город будущего».
Комплекс Экспо-2017 в Астане. Фото © Нина Фролова
Комплекс Экспо-2017 в Астане. Интерье павильона «Нур-Алем». Фото © Нина Фролова
Комплекс Экспо-2017 в Астане. Интерье павильона «Нур-Алем». Фото © Нина Фролова
Комплекс Экспо-2017 в Астане. Международные павильоны с выставочными зонами стран-участниц. Фото © «Астана ЭКСПО-2017»
Комплекс Экспо-2017 в Астане. Входная зона экспозиции Франции. Фото © «Астана ЭКСПО-2017»
Комплекс Экспо-2017 в Астане. Входная зона экспозиции США. Фото © «Астана ЭКСПО-2017»
Комплекс Экспо-2017 в Астане. Входная зона экспозиции Германии. Фото © «Астана ЭКСПО-2017»
Комплекс Экспо-2017 в Астане. Международные павильоны с выставочными зонами стран-участниц. Фото © «Астана ЭКСПО-2017»
Комплекс Экспо-2017 в Астане. Международные павильоны с выставочными зонами стран-участниц. Фото © «Астана ЭКСПО-2017»


09 Октября 2017

author pht

Автор текста:

Нина Фролова
comments powered by HyperComments

Технологии и материалы

Японские технологии на родине дымковской игрушки
В Кирове появился новый 15-этажный жилой дом, спроектированный московским архитектором Алексеем Ивановым. Для отделки фасада использовались японские панели KMEW, предназначенные специально для высотного строительства.
Переплетение и контраст
Два московских проекта, в которых архитекторы сочетают панели с разными фактурами из фиброцемента EQUITONE, добиваясь выразительности фасадов.
Вентиляционная створка Venta – современное решение...
Venta обеспечивает безопасное и быстрое проветривание помещений, не создавая сквозняков. Она идеально комбинируется с остекленными и глухими элементами большой площади, а гибкая интеграция системы в любой фасад объекта является отличным решением для архитекторов и проектировщиков.
«Тихий рассвет» – цвет года по версии AkzoNobel
Созданный по итогам масштабных исследований цветовых трендов, проводящихся экспертами со всего мира, этот цвет призван запечатлеть суть того, что делает нас более человечными на заре нового десятилетия.
Разреши себе творить
Бренд DULUX выпустил новую линейку инновационных красок «Легко обновить». В нее вошло всего три продукта, но с их помощью можно преобразить весь дом или квартиру самостоятельно и всего за несколько часов.
Архитекторы из Томска создали мультикомфорт на международном...
По итогам международного архитектурного конкурса «Мультикомфорт от Сен-Гобен» проект российских студентов был отмечен специальным призом. Россия участвует в мероприятии в 8-й раз, но награду получила впервые. Рассказываем, как команде из Томска удалось реализовать концепцию мультикомфортного жилья и чем важен этот конкурс.

Сейчас на главной

Предложение знака
Карен Сапричян предложил для штаб-квартиры РЖД, о планах строительства которой на территории Рижского грузового терминала стало известно весной текущего года, три небоскреба с буквами аббревиатуры компании.
Тучков буян: эксперты о главном парке Петербурга
Стартовал конкурс на концепцию парка «Тучков буян», а вместе с ним – страхи, сомнения и большие надежды. В рамках культурного форума архитекторы и чиновники разбирались, как подступиться к первому за долгие годы зеленому пространству, а мы приводим не самые очевидные мнения.
Пресса: «Зачем вам эти руины?»: что происходит со старыми советскими...
39 советским кинотеатрам Москвы приходится нелегко: один за другим их закрывают, перепродают, демонтируют. Все они вошли в программу реконструкции, которую осуществляет ADG Group, и скоро будут переделаны в «районные центры». Местные жители и историки архитектуры против. «Афиша Daily» разобралась в ситуации.
Третий масштаб
На сложном участке в Одинцовском округе Подмосковья «Студия 44» спроектировала вторую очередь гимназии им. Е.М. Примакова – школу с мощным демократическим пафосом и архитектурой в духе итальянского рационализма.
Музей на семи ветрах
В Шанхае на берегу реки Хуанпу построен музей Уэст-Банд. Авторы проекта – David Chipperfield Architects. Первые пять лет там будет показывать свои выставки Центр Помпиду.
Изгибы дюн
Комплекс апартаментов в Сестрорецке с криволинейными формами и выдающейся инфраструктурой, позволяющей охарактеризовать место как парк здоровья или дачу нового типа.
Отдых на Желтой реке
Бутик-отель Lost Villa шанхайской мастерской DAS Lab на границе Внутренней Монголии повторяет форму традиционного местного поселения.
Кирпич старый и новый
В центре Манчестера строится жилой квартал KAMPUS по проекту Mecanoo на 533 квартиры: жилье, кафе и магазины расположатся в новых корпусах и исторических складах из кирпича, а также в бетонной башне 1960-х годов.
Пресса: Где будет центр
Сейчас город — это прежде всего его центр, центром он опознается и остается в голове. Город будущего требует деконструкции центра настоящего. Вопрос: а будет ли у него другой центр?
Консоли над полем
Школьное здание по проекту BIG в пригороде Вашингтона составлено из пяти раскрывающихся как веер ярусов, облицованных белым глазурованным кирпичом.
Бегство из Вавилона
Заметки об инсталляции Александра Бродского для книг Анны Наринской – «Невавилонской библиотеке» в Центре толерантности.
«Вариации на тему»
Плавучие дома по проекту Attika Architekten на канале в центре Нидерландов получили фасады из фиброцементных панелей EQUITONE [natura].
Тонкая игра
Клубный дом в Большом Козихинском, – пример архитектурного разговора о методах и источниках стилизации, врастающей в современные тенденции. С ярким акцентом, вдохновленным работой Льва Бакста для «Дягилевских сезонов».
Профсоюзное движение
В Британии основан профсоюз архитекторов и всех других сотрудников архитектурных бюро, включая секретарей, менеджеров, техников.
Визит в вечную мерзлоту
Архитекторы Snøhetta представили проект посетительского центра The Arc при Всемирном хранилище семян и Мировом архиве на Шпицбергене.
Пресса: Гидроэлектробазилика
Знаменитый итальянский архитектор Ренцо Пьяно и команда фонда V-A-C, основанного бизнесменом Леонидом Михельсоном, рассказали о будущем, пожалуй, самого амбициозного культурного проекта последних лет — ГЭС-2.
Опыты для ржавого ожерелья
Вторая российская молодежная архитектурная биеннале в Казани была посвящена реконструкции промзон. 30 финалистов выполнили проекты для двух конкретных участков столицы Татарстана. Представляем проекты победителей.
Вырасти свой сад
Конгресс World Urban Parks, прошедший в Казани, получился больше про общественные места и энергичных людей, чем собственно про парки. Публикуем самое интересное и полезное из того, что удалось услышать и увидеть.
Велосипеды под холмами
Новая площадь по проекту COBE на кампусе Копенгагенского университета – это холмистый ландшафт, где есть стоянки для велосипедов, театр под открытым небом и «влажные биотопы».
Три корабля
Павильон Италии на Экспо-2020 в Дубае спроектировали архитекторы CRA-Carlo Ratti Associati, Italo Rota Building Office и matteogatto&associati.
Течение краски
В Медийном центре парка Зарядье открылась выставка четырех художников, рисующих города: Альваро Кастаньета, Томаса Шаллера, Сергея Чобана и Сергея Кузнецова. Впервые в Москве такого рода выставка сопровождается иммерсивной экспозицией.
Мозаика функций
Комплекс Agora по проекту Ropa & Associés в Меце на востоке Франции соединил в себе медиатеку, общественный центр и «цифровое» рабочее пространство.
Книги в саду
Бюро «А.Лен» и KCAP Architects&Planners спроектировали для Воронежа жилой комплекс, вдохновляясь Иваном Буниным и пейзажами средней полосы. Получилось современно и свежо.
Комиксы на фасаде
В бывшей мюнхенской промзоне открылось многофункциональное здание WERK12 по проекту MVRDV: сейчас оно вмещает рестораны, фитнес-клуб и офисы, но подходит и для любого другого использования.