09.10.2017

Архитектура массового праздника

Комплекс недавно завершившейся в Астане Экспо-2017 – одновременно вполне современен, рассчитан на последующее использование, «устойчив», и ярко продолжает полуторавековую традицию Всемирных выставок.

информация:

Павильон «Нур-Алем» в дни открытия Экспо. Фото © «Астана ЭКСПО-2017»
Павильон «Нур-Алем» в дни открытия Экспо. Фото © «Астана ЭКСПО-2017»

Экспо–2017, как и остальные Всемирные выставки начала XXI века – интересный сам по себе феномен. В эпоху переразвитых глобальных коммуникаций сложно представить, что за информацией о достижениях разных стран мира надо перемещаться в пространстве и что в принципе нужно физическое воплощение этой информации в виде выставки. Однако Экспо продолжают проводить, причем не только в развивающихся странах, но и в постиндустриальном Милане (2015). А вместе с Экспо (что, кстати, по разным причинам совершенно не получилось у итальянцев) сохраняется интереснейшая типология пространства для массового праздника с эффектной архитектурой, соревнующейся с экспонатами за внимание публики. И это совсем не только ВДНХ (пусть там проводились лишь всесоюзные экспозиции) – но Хрустальный дворец самой первой Всемирной выставки, Колумбова выставка в Чикаго в 1893, чьи огромные и пышные корпуса на долгие годы повлияли на архитектуру и градостроительство США, соревнование в наибольшей «современности» в Монреале, Осаке и т.д. Менялись вкусы и времена, а эмоционально приподнятый, «праздничный» образ выставочных комплексов – оставался. Вполне проявился он и в Астане, в ансамбле по проекту авторов «Бурдж Халифа» Adrian Smith + Gordon Gill Architecture (об их победе в конкурсе мы подробно писали в 2013).
 
Выставочный комплекс в дни открытия Экспо. Фото © «Астана ЭКСПО-2017»
Выставочный комплекс в дни открытия Экспо. Фото © «Астана ЭКСПО-2017»
Комплекс Экспо-2017 в Астане. Фото © «Астана ЭКСПО-2017»
Комплекс Экспо-2017 в Астане. Фото © «Астана ЭКСПО-2017»
Комплекс Экспо-2017 в Астане. Фото © «Астана ЭКСПО-2017»
Комплекс Экспо-2017 в Астане. Фото © «Астана ЭКСПО-2017»

Им принадлежит убедительное и качественное решение поставленной задачи – очень сложной как функционально (почти 4 млн посетителей за три месяца работы), так и формально – важно было найти универсально понятный архитектурный язык. Зона выставки (25 га) получила ожидаемый центр тяжести в виде павильона Казахстана с огромной сферой «Нур-Алем», предметом всеобщего восторга и удивления (вполне в духе всей истории Всемирных выставок). Его окружение составили тематические, корпоративные и международные корпуса (в последних разместились экспозиции стран-участниц) – одновременно современные и сдержанные, с ясным и удобным для ориентации планом и узнаваемым общим стилем. Такая в самом хорошем смысле слова практичность – вполне в духе бюро SOM, в недрах которого Эдриан Смит провел большую часть профессиональной жизни и спроектировал «Бурдж Халифу». В результате получился новый столичный район (174 га), который занял пустующее место между центром города и университетом Назарбаева – со стороны аэропорта. Тут важную роль сыграло стратегическое решение поручить весь комплекс одной архитектурной мастерской, которая одновременно разработала схему использования зоны Экспо после 2017 года, а не идти по морально устаревшей и очень неэкологичной линии «каждой стране – по павильону», как было в Шанхае в 2010-м. Бюджет проекта составил 1,3 млрд долларов, всего было реализовано построек общей площадью 1,2 млн м2.
 
Комплекс Экспо-2017 в Астане. Фото © «Астана ЭКСПО-2017»
Комплекс Экспо-2017 в Астане. Фото © «Астана ЭКСПО-2017»
План комплекса Экспо-2017 в Астане
План комплекса Экспо-2017 в Астане
Разрез павильона «Нур-Алем»
Разрез павильона «Нур-Алем»
План комплекса Экспо-2017 в Астане
План комплекса Экспо-2017 в Астане
Комплекс Экспо-2017 в Астане. Фото © «Астана ЭКСПО-2017»
Комплекс Экспо-2017 в Астане. Фото © «Астана ЭКСПО-2017»

Музей будущего в сфере «Нур-Алем», как и тематические павильоны, в ближайшем будущем превратится в просветительский научный центр: их экспозиция рассчитана на последующее использование (мы публиковали интервью с ее автором Раидом Сабба). Арт- и конгресс-центры продолжат работу в том же, изначальном качестве. В остальных корпусах разместятся Международный финансовый центр, центр по развитию «зеленых» технологий и инвестиций, технопарк IT-стартапов, образовательный центр. Часть площадей будут использоваться для коммерческих выставок. Отдельно стоит упомянуть жилой массив на 4400 квартир (за его облик AS+GG уже не отвечали) и гостиницу.
 
Комплекс Экспо-2017 в Астане. Фото © Нина Фролова
Комплекс Экспо-2017 в Астане. Фото © Нина Фролова
Комплекс Экспо-2017 в Астане. Фото © Нина Фролова
Комплекс Экспо-2017 в Астане. Фото © Нина Фролова
Комплекс Экспо-2017 в Астане. Фото © «Астана ЭКСПО-2017»
Комплекс Экспо-2017 в Астане. Фото © «Астана ЭКСПО-2017»
Комплекс Экспо-2017 в Астане. Фото © Нина Фролова
Комплекс Экспо-2017 в Астане. Фото © Нина Фролова

Так как темой Экспо-2017 была «Энергия будущего», то в проект ее комплекса были изначально заложены многочисленные эко-компоненты. В частности, была внедрена схема «умного города», позволившая сэкономить 30% электроэнергии, необходимой для функционирования выставки благодаря системе Smart Grid (50 подстанций; в будущем к ней можно подключить и остальные районы Астаны), единой системе управления сетями всего комплекса, интеллектуальным городским освещением с датчиками движения. Два ветряка на «Нур-Алеме» и фотоэлектрические элементы в виде специальной станции, малых архитектурных форм и на павильоне «Нур-Алем» в целом выработали за 93 дня выставки 72 МВт·ч.
 
Комплекс Экспо-2017 в Астане. Фото © Нина Фролова
Комплекс Экспо-2017 в Астане. Фото © Нина Фролова
Конгресс-центр Экспо. Фото © «Астана ЭКСПО-2017»
Конгресс-центр Экспо. Фото © «Астана ЭКСПО-2017»
Комплекс Экспо-2017 в Астане. Фото © «Астана ЭКСПО-2017»
Комплекс Экспо-2017 в Астане. Фото © «Астана ЭКСПО-2017»
Комплекс Экспо-2017 в Астане. Фото © Нина Фролова
Комплекс Экспо-2017 в Астане. Фото © Нина Фролова

Но эко-технологиями вклад Экспо в развитие казахстанской строительной отрасли не ограничилось. «Нур-Алем», который был задуман как крупнейшее сферическое здание в мире – и стал им, потребовал от инженеров и строителей турецкой компании Sembol, занимавшейся реализацией проекта, очень больших усилий, которые, впрочем, дали ценный опыт для решения будущих задач. Из-за ограничений по времени строительство велось круглый год, хотя зимой в Астане температура может опускаться ниже минус 40 градусов. Одним из следствий этого стала невозможность забивать сваи сразу в землю: для них в грунте предварительно высверливали «жерла».
 
Комплекс Экспо-2017 в Астане. Фото © Нина Фролова
Комплекс Экспо-2017 в Астане. Фото © Нина Фролова
Комплекс Экспо-2017 в Астане. Фото © Нина Фролова
Комплекс Экспо-2017 в Астане. Фото © Нина Фролова
Комплекс Экспо-2017 в Астане. Фото © Нина Фролова
Комплекс Экспо-2017 в Астане. Фото © Нина Фролова
Комплекс Экспо-2017 в Астане. Фото © Нина Фролова
Комплекс Экспо-2017 в Астане. Фото © Нина Фролова

Отдельную проблему представляла сама форма здания (почти правильная сфера высотой 92,5 м и шириной 80 м): при всей надежности подобной конструкции в готовом виде, в ходе монтажа она очень неустойчива вплоть до самого завершения процесса, причем дело усугублялось тем, что одновременно с охватывающим оболочку каркасом шел монтаж стеклянной оболочки, утяжелявшей его и тем самым повышавшей риск обрушения (такая мера тоже была вызвано дефицитом времени). Также амбициозной и потому особенно сложной была задача возвести гладкую сферу – то есть из гнутых стеклянных панелей (большинство сферических зданий облицовано плоскими стеклянными фрагментами, что придает им граненый облик по типу геодезического купола): единственный отход от этой гладкости – в верхней части сферы, где установлены ветряки и солнечные батареи. О процессе строительства «Нур-Алема» и Экспо-2017 в целом телеканал National Geographic снял документальный фильм «Астана: город будущего».
Комплекс Экспо-2017 в Астане. Фото © Нина Фролова
Комплекс Экспо-2017 в Астане. Фото © Нина Фролова
Комплекс Экспо-2017 в Астане. Интерье павильона «Нур-Алем». Фото © Нина Фролова
Комплекс Экспо-2017 в Астане. Интерье павильона «Нур-Алем». Фото © Нина Фролова
Комплекс Экспо-2017 в Астане. Интерье павильона «Нур-Алем». Фото © Нина Фролова
Комплекс Экспо-2017 в Астане. Интерье павильона «Нур-Алем». Фото © Нина Фролова
Комплекс Экспо-2017 в Астане. Международные павильоны с выставочными зонами стран-участниц. Фото © «Астана ЭКСПО-2017»
Комплекс Экспо-2017 в Астане. Международные павильоны с выставочными зонами стран-участниц. Фото © «Астана ЭКСПО-2017»
Комплекс Экспо-2017 в Астане. Входная зона экспозиции Франции. Фото © «Астана ЭКСПО-2017»
Комплекс Экспо-2017 в Астане. Входная зона экспозиции Франции. Фото © «Астана ЭКСПО-2017»
Комплекс Экспо-2017 в Астане. Входная зона экспозиции США. Фото © «Астана ЭКСПО-2017»
Комплекс Экспо-2017 в Астане. Входная зона экспозиции США. Фото © «Астана ЭКСПО-2017»
Комплекс Экспо-2017 в Астане. Входная зона экспозиции Германии. Фото © «Астана ЭКСПО-2017»
Комплекс Экспо-2017 в Астане. Входная зона экспозиции Германии. Фото © «Астана ЭКСПО-2017»
Комплекс Экспо-2017 в Астане. Международные павильоны с выставочными зонами стран-участниц. Фото © «Астана ЭКСПО-2017»
Комплекс Экспо-2017 в Астане. Международные павильоны с выставочными зонами стран-участниц. Фото © «Астана ЭКСПО-2017»
Комплекс Экспо-2017 в Астане. Международные павильоны с выставочными зонами стран-участниц. Фото © «Астана ЭКСПО-2017»
Комплекс Экспо-2017 в Астане. Международные павильоны с выставочными зонами стран-участниц. Фото © «Астана ЭКСПО-2017»

comments powered by HyperComments

последние новости ленты:

Проект из каталога (случайный выбор):

Другие новости (зарубежные):

Проект из каталога (случайный выбор):

Технологии:

14.08.2019

Свет и тень

Панели из фиброцемента EQUITONE [linea] – современный материал, который способен вдохновить на творческий эксперимент. Он создан архитекторами, и его главные свойства: контрастная фактура, тактильность и долговечность.
EQUITONE
12.08.2019

Центр художественной гимнастики в Лужниках: кровельная конструкция как изящный взмах гимнастической ленты

Самой заметной особенностью проекта, как и сложностью, стала нелинейная форма гигантской металлической «скульптуры» – кровли. Детали проектирования и реализации.
Riverclack
08.08.2019

Ключевой элемент

Специально для ЖК «Садовые кварталы» компания «ОртОст-Фасад» разработала материал, сочетающий силу стеклофибробетона и эстетику кирпича. Рассказываем о его особенностях и достоинствах на примере трех новых реализованных корпусов.
ОртОст-Фасад
07.08.2019

GRAPHISOFT BIM PROJECT 2019: активные вузы, талантливые студенты и профессиональные BIM-проекты

Компания GRAPHISOFT завершила подведение итогов Второго конкурса «BIM PROJECT 2019». К участию принимались курсовые или дипломные студенческие проекты, выполненные в среде ARCHICAD в рамках обучения.
GRAPHISOFT
02.08.2019

Живой дизайн для фасадов

Скучные однообразные фасадные решения уходят в прошлое с появлением новых дизайнерских решений от RHEINZINK: с разнообразием привлекательных вариантов дизайна любая поверхность теперь становится многомерным, несомненно, привлекающим внимание, зрелищем.
RHEINZINK
01.08.2019

Baumit Klima: чистый воздух в вашем доме

Продукты линейки Baumit Klima на натуральной известковой основе очищают воздух в помещении, не содержат вредных примесей и поддерживают влажность на оптимальном уровне.
Baumit
другие статьи