Возвращение НЭР

Рецензия Ольги Казаковой, директора Института модернизма и старшего научного сотрудника НИИТИАГ, на книгу «НЭР. Город будущего».

mainImg
Выставка о НЭРе – городе будущего в Музее архитектуры им. А. В. Щусева прошла, как это всегда случается со значимыми выставками, слишком быстро. Слишком быстро, чтобы рассмотреть во всех деталях гигантские графические листы, чтобы разобраться, что есть что на макетах, которые выглядят фантастически даже сегодня, когда зритель, казалось бы, видел уже все. Чтобы ответить себе хотя бы на часть вопросов, неумолимо встающих после осмотра – Чем же все же был НЭР? В какой степени он утопичен? Как вообще они это придумали? Как, в конце концов, это все было устроено на каждом этапе – графика и макеты нуждаются в развернутом комментарии, без него никак не разобраться.

Ответы нужны срочно: выставка закрывается, участники группы НЭР неумолимо уходят от нас. В процессе подготовки выставки мы потеряли возможность спросить о чем-то важном троих участников НЭРа – Станислава Садовского, Валентина Скачкова и Илью Лежаву, незримое присутствие которого почти физически ощущалось в «Руине» всеми, кто был с ним знаком.
Мария Пантелеева, Саша Гутнова. НЭР: Город будущего. Турин, Италия, 2018. Обложка
Предоставлено авторами
Мария Пантелеева, Саша Гутнова. НЭР: Город будущего. Турин, Италия, 2018. Разворот
Предоставлено авторами

К радости исследователя сегодняшнего и пользе исследователя будущего, осталась книга. Она издана к выставке, но это не каталог. В книге собраны тексты историков архитектуры – Жана-Луи Коэна и Марии Пантелеевой, сокуратора выставки Александры Гутновой и важнейших непосредственных участников НЭРа, в том числе ушедших в лучший мир Алексея Гутнова и Ильи Лежавы.

Конечно, это не первая книга о НЭРе. Первая – «Новый элемент расселения: на пути к новому городу»– была написана самими архитекторами и издана еще в 1966 году, когда НЭР находился в своей первой, столь же яркой, сколь и не проработанной относительно дальнейшего развития, фазе. Она была быстро переведена на итальянский, английский и испанский языки. НЭР стал частью мировой истории градостроительной мысли. За первой публикацией десятилетие спустя последовала вторая – в 1977-м вышла книга Лежавы и Гутнова «Будущее города». В ней концепция НЭРа дозрела до полноценной градостроительной теории.
Мария Пантелеева, Саша Гутнова. НЭР: Город будущего. Турин, Италия, 2018. Разворот
Предоставлено авторами
Мария Пантелеева, Саша Гутнова. НЭР: Город будущего. Турин, Италия, 2018. Разворот
Предоставлено авторами

Вышедшее к выставке издание «НЭР. Город будущего» – безусловно, отдельное и значимое событие. Собранные в ней тексты раскрывают НЭР из сегодняшнего дня, из времени, когда авторы, с одной стороны, уже знают, чем все закончилось, с другой – беспрепятственно могут рассматривать «большое – на расстояньи», без того идеологического давления, которому постоянно подвергались сами НЭРовцы и которое им удавалось столь успешно оставлять за периметром своего творческого и интеллектуального процесса.

Эссе Жана-Луи Коэна «НЭР – отрывки из истории и воспоминаний» – очень личный текст, но оттого не становящийся менее научным. Коэн наконец-то дает ответ на один из первых вопросов о НЭРе – что же они знали, на кого опирались, какие книги лежали у них на столах, где их корни? Как они связаны со своими предшественниками и современниками? Перемежая личные воспоминания о встречах и беседах с участниками НЭРа, первая из которых состоялась в 1974 году, с анализом развития теории западного градостроительства в XX веке, Коэн точно встраивает НЭР в международный контекст, отдавая должное его уникальности.
Мария Пантелеева, Саша Гутнова. НЭР: Город будущего. Турин, Италия, 2018. Разворот
Предоставлено авторами

Поэтапная история НЭРа изложена в главе «Новый лексикон города» Марии Пантелеевой. Отдельное внимание куратор выставки уделяет темам, почти не представленным в экспозиции – социальной составляющей идей НЭРа и отношению проектов группы к проблемам экологии, которой не было принято уделять внимание в Советском Союзе и которая уж точно была темой из далекого будущего в 1960-70-е годы.

Мария Пантелеева подробно разворачивает весь процесс эволюции идей НЭРа. Трансформация теоретических предложений и параллельная работа над новыми визуальными образами на протяжении всей жизни НЭРа наконец-то подробно изучены и «разложены по полочкам» для читателя, получившего возможность в сжатом виде проследить всю логику обширного и протяженного по времени процесса.

В эссе подробным образом анализируется методологические подходы группы НЭР – то, что не было сделано ранее никем хоть сколько-нибудь системно, и то, что составляет главную сущность этого явления.
Мария Пантелеева, Саша Гутнова. НЭР: Город будущего. Турин, Италия, 2018. Разворот
Предоставлено авторами

Три последних текста в книге принадлежат перу непосредственных участников НЭРа – Илье Лежаве и Алексею Гутнову, стоящим у его истоков, и Александру Скокану, присоединившемуся к группе в конце 1960-х. Лежава подробно объясняет идею русла – одну из центральных для НЭРа, которую он продолжал разрабатывать вплоть до последних лет, а через идею русла – всю концепцию формирования линейных систем расселения, придуманную членами группы НЭР в конце 1960-х и применимую, в первую очередь, к странам с огромными территориями – таким, как бывший СССР или сегодняшняя Россия.

Написанный в середине 1980-х годов и ранее не публиковавшийся текст Алексея Гутнова читается почти как сегодняшний. Он посвящен экологическому городу – теме, которую НЭРовцы подняли и осмыслили едва ли не первыми в СССР в конце 1950-х годов. И они же первыми в Советском Союзе стали рассматривать город и шире – мир – как единую систему, повлиять на все составляющие которой может даже взмах крыльев бабочки. Здесь невольно вспоминается графическое изображение «бабочки» – план застройки НЭРа 1968-го года, одного из центральных экспонатов выставки. Именно этот рисунок, по воспоминанию куратора выставки Александры Гутновой, стал отправной точкой для всей проделанной работы по возвращению НЭРа в сегодняшний мир актуальных дискуссий. Возвращение прошло успешно.

20 Февраля 2019

Похожие статьи
Групповой портрет архитекторов Серебряного века
Новая книга Марии Нащокиной «Архитектура Москвы эпохи модерна в творческих биографиях зодчих» сочетает научную глубину и энциклопедический охват с увлекательным изложением. В ней представлены жизнь и творчество 126 мастеров модерна, неоклассицизма и поздней эклектики. Публикуем рецензию и отрывок из книги, посвященный одному из самых ярких архитекторов ХХ века Александру Таманову.
Река и форм, и смыслов
Бюро ATRIUM славится вниманием к пластичной форме, современному дизайну и даже к новым видам интеллекта. В книге-портфолио Вера Бутко и Антон Надточий представили работу компании как бурный поток: текстов, графики, образов... Это делает ее яркой феерией, хотя не в ущерб системности. Но система – другая, обновленная. Как будто фрагмент метавселенной воплотился в бумажном издании.
Жизнестроительство на своей шкуре
Какая шкура у архитектора? Правильно, чаще всего черная... Неудивительно, что такого же цвета обложка новой книги издательства TATLIN, в которой – впервые для России – собраны 52 собственных дома современных архитекторов. Есть известные, даже знаменитые, есть и совершенно малоизвестные, и большие, и маленькие, и стильные, и диковинные. В какой-то мере отражает историю нашей архитектуры за 30 лет.
Учебник рисования?
Вообще так редко бывает. Ученики Андрея Ивановича Томского, архитектора, но главное – преподавателя академического рисунка, собрались и издали его уроки и его рисунки, сопроводив целой серией воспоминаний. Получилась книга теплая и полезная для тех, кто осваивает рисунок, тоже. Заметно, что вокруг Томского, действительно, образовалось сообщество друзей.
Возвращение НЭР
Рецензия Ольги Казаковой, директора Института модернизма и старшего научного сотрудника НИИТИАГ, на книгу «НЭР. Город будущего».
Версии «Новой истории», или по следам НЭР
На проектно-теоретическом семинаре «Новая история будет», приуроченном к выставке НЭР, решали, что такое совместное проживание в философском смысле, и как мы будем жить в будущем. Представляем концепции пяти команд.
Сергей Ситар: О НЭРе и семинаре «Новая история будет»
О сути и актуальности НЭРа и о моделях будущего, которые с завтрашнего дня планируется разрабатывать на семинаре «Новая история будет», рассказывает один из его кураторов, архитектор и преподаватель МАРШ Сергей Ситар.
Что такое был НЭР?
Выставка в Музее архитектуры обстоятельно рассказывает о градостроительной утопии (или не-утопии) нового элемента расселения – НЭР, движения, главой которого был Алексей Гутнов. Разбираемся.
Технологии и материалы
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
Сейчас на главной
Все в школу
Проектируя школу на 1500 учеников в районе Новоселье, архитектурная мастерская Юсупова подошла к зданию как к общественной и пространственной доминанте. Ее объемы отражают функцию и реагируют на градостроительные оси, а центр прикладных искусств и спорткомплекс доступны не только детям, но и взрослым жителям квартала.
Создавая миры: финалисты
Определены финалисты конкурса «Создавая миры». Жюри выбрало десять лучших работ, по пять в каждой из двух номинаций конкурса: «Фотография. Архитектура» и «Digital Art. Архитектура». Представляем выбранные работы.