Роб Роеф: OPEN BIM как способ взаимодействия

Что такое OPEN BIM? Чем отличается от BIM? Зачем нужны открытые форматы, и как они помогают в проектировании? На эти вопросы в разговоре про открытое проектирование ответил Роб Роеф, посол OPEN BIM, участник международного альянса buildingSMART.

Беседовала:
Мария Трошина

mainImg
Архи.ру: 
Информационное моделирование зданий, известное как BIM в последнее время становится неотъемлемой частью работы архитектора. В России перед участниками строительной отрасли стоит задача полностью перейти к системе управления жизненным циклом объектов путем внедрения BIM-технологий. Все чаще мы слышим про OPEN BIM. Он продвигается на международном уровне, в частности организациями, которые вы представляете, а именно: buildingSMART, компаний-разработчиков Nemetschek Group, GRAPHISOFT. Не могли бы вы рассказать, что такое OPEN BIM, и зачем он нужен?

Роб Роеф: Для того чтобы объяснить, что такое OPEN BIM, необходимо в первую очередь понять, что такое BIM. С развитием высокотехнологичных производств строительных материалов и усложнением строительных технологий, увеличением требований к зданиям возникла необходимость перехода к новым стандартам проектирования, позволяющим оперативно обмениваться информацией между разными специалистами, задействованными в процессе создания зданий. То есть BIM – это ответ на вызовы времени и необходимость. Он представляет собой цифровое представление (цифровую модель) физических и функциональных характеристик объекта и содержит различные виды информации, такие как 2D – чертежи, списки, тексты, 3D – изображения, анимацию, а также элементы времени (4D) и стоимости (5D), и так далее. BIM работает не только во время проектирования, он будет служить надежной основой для любого решения, принятого в течение жизненного цикла конструкции.
Роб Роеф – участник международного альянса buildingSMART и идеолог концепции OPEN BIM, специальный гость российского отраслевого форума «День инноваций – 2019»
GRAPHISOFT®
Информационное моделирование обеспечивает двустороннюю связь между участниками проектирования и призвано обеспечить в будущем положительный экономический эффект
GRAPHISOFT®

Ни для кого не секрет, что в процессе проектирования задействованы различные специалисты, работающие с разными инструментами и программами. Немаловажная часть процесса – обмен данными, а следовательно, важна интероперабельность между программами: когда данные передаются без потерь от одного специалиста к другому.
zooming

OPEN BIM – логичный способ взаимодействия друг с другом. Открытые форматы позволяют передавать информацию вне зависимости от того, каким программным обеспечением пользуются специалисты. То есть OPEN BIM позволяет работать вместе. На сегодняшний день существует пять открытых форматов, разрабатываемых buildingSMART (в том числе и IFC), позволяющих передавать информацию без ограничений, и эти инструменты постоянно совершенствуются.

Насколько я понимаю, во внедрении OPEN BIM заинтересованы многие производители ПО…

Собственно в состав организации buildingSMART, занятой внедрением и продвижением открытых форматов, входят крупнейшие вендоры и международные компании – среди них AUTODESK, ARUP, Nemetschek Group (в состав концерна входит GRAPHISOFT), Lafarge Holcim и другие. Как видим, состав участников говорит сам за себя – такие крупнейшие инфраструктурные компании как французские железные дороги SNCF, Амстердамский аэропорт Schiphol, итальянские железные дороги RFI, входящие в buildingSMART, заинтересованы в том, чтобы открытый формат развивался. И это не случайно, так как для инфраструктурных проектов важен жизненный цикл здания и технологии, которые необходимо закладывать в проект, а затем эксплуатировать и контролировать – к примеру, автоматизированные системы. Все участники организации инвестируют в развитие новых технологий и развитие открытых форматов. В своем выступлении на недавней конференции buildingSMART представитель Схипхола, амстердамского аэропорта, заявил о необходимости открытого подхода к эксплуатации зданий.
Логотип организации buildingSMART
GRAPHISOFT®

В организации существует технический отдел разработки стандартов, который совершенствует открытые форматы, и GRAPHISOFT, как один из наиболее активных разработчиков IFC, вовлечен именно в эту работу. Сейчас как раз идет процесс сертификации ISO формата IFC4 – более продвинутого инструмента обмена информацией.

Как вы сами были вовлечены в развитие OPEN BIM?

Я по специальности гражданский инженер и начал работу в начале 1990-х с Autocad. Тогда же я занимался развитием программного обеспечения. Затем я сменил компанию, и на новом месте использовалось другое ПО. Я работал и с ARCHICAD и с Tekla. Уже тогда я задумался над тем, как обмениваться данными без потери информации. В это же время, в 1990-х, появился формат IFC, и я понял, что за ним будущее. Информация должна передаваться, и OPEN BIM – возможность передавать информацию, он способен стереть границы и сделать процессы в строительной индустрии более прозрачными.

Для меня нет разницы между OPEN BIM и BIM. Я считаю, что OPEN BIM – единственный логичный путь для развития информационного моделирования (BIM) в целом. Невозможно разрабатывать здание, используя лишь одну программу. И даже пакетные предложения не способны решить все проблемы во время проектирования. Мы хотим строить быстрее, дешевле, создавать здания более дружественными к окружающей среде. BIM необходим для всех: заказчику, чтобы оптимизировать расходы и дальнейшую эксплуатацию, архитектору – чтобы сотрудничать со смежниками. И OPEN BIM – решение, позволяющее работать в удобных вам программах, передавая релевантную информацию.

С тех пор как вы начали работать, многое изменилось. Какова сейчас ситуация в Нидерландах с OPEN BIM?

В Нидерландах существует огромная поддержка открытого информационного моделирования со стороны различных организаций. Государственные проекты должны разрабатываться обязательно с использованием BIM, но и в частной практике BIM используется достаточно широко и поддерживается нидерландским союзом архитекторов Bundes BNA в Амстердаме. У нас в стране трепетно относятся к окружающей среде. Сегодня, когда на повестке дня стоит вопрос об экологии строительства, есть понимание того, что сборное строительство – наиболее адекватный ответ на вызов времени. И производство в цеху элементов, из которых на месте будет собран дом, должно быть сверхточным. Поэтому архитектор должен иметь связь с производством, и в этом случае необходимость BIM очевидна.

Мы имеем замечательный опыт работы над различными проектами. Приведу пример из недавней практики проектирования и строительства. Амстердамское бюро Mulleners and Mulleners разработало концепцию коттеджного поселка Buyten в небольшом местечке Амерсфурт: каждый из 55 домов в нем имеет собственный дизайн, «заточенный» под заказчика. И это стало настоящим вызовом. Проектную документацию выполняло бюро MAD Modeling and Design. Партнеры были выбраны на ранней стадии проектирования. В общей сложности в процессе участвовали 18 компаний – каждая из которых работала в различных программах, таких как ARCHICAD, Solibri, BIMx, Revit, Tekla, Allplan.
Проект коттеджного поселка в Амерсфурте. Mulleners and Mulleners/ MAD Modeling and Design Скриншот проекта из ARCHICAD
GRAPHISOFT®

Они использовали также IFC формат для передачи данных и связи моделей и BCF формат для документирования рабочих процессов. Сборные конструкции, трубы, окна – все было сделано по индивидуальным чертежам и собрано в кратчайшие сроки. По словам архитекторов, рабочий процесс превратился не только в обмен данными, это был процесс взаимного обучения, очень полезный для приобретения новых навыков.
Проект коттеджного поселка в Амерсфурте. Mulleners and Mulleners/ MAD Modeling and Design Проект в мобильном приложении BIMx® GRAPHISOFT
GRAPHISOFT®
Проект коттеджного поселка в Амерсфурте. Mulleners and Mulleners/ MAD Modeling and Design
GRAPHISOFT®

«В будущем BIM станет естественным методом совместной работы и я думаю, термин BIM как таковой исчезнет», – Пауль Руднат, Van Omme & De Groot, девелопер коттеджного поселка. 
Ролик об OPEN BIM в проектировании коттеджного поселка в Амерсфурте:


Вы также занимаетесь продвижением открытых форматов и на международном уровне. Каковы успехи в этой области?

Во-первых, я должен отметить, что на меня произвели впечатление российские проекты, которые были представлены на прошедшем отраслевом форуме «День инноваций». В частности работы ТПО «Прайд». Компания создает сложные объекты, основываясь на принципах OPEN BIM, такие как Центр гимнастики. В Европе столь масштабные проекты не часто случаются, но это вопрос масштабов в принципе: в Москве живет больше людей, чем во всей Голландии, и наши архитекторы более специализированы – кто-то делает концепцию, а кто-то рабочую документацию. Чем сложнее объект, тем больше возрастает необходимость в BIM.

Из последних громких проектов я хотел бы отметить проект итальянской компании Minnucci Associati – центральный вокзал в Неаполе. Этот проект стал победителем международного конкурса, проводимого buildingSMART, в номинации «Эксплуатация и техническое обслуживание с использованием открытых технологий».

Итальянское бюро использует ARCHICAD с самого начала своего перехода с бумаги на цифровое проектирование, с 1999 года. На основе технологии OPEN BIM в рамках проекта расширения станции в Неаполе архитекторы создали «модель-близнец» – трехмерную модель, которая включает в себя все 5 зданий станции и прилегающие районы. Общая площадь проекта – 400 тысяч квадратных метров. Виртуальная модель была построена на основе лазерного сканирования существующих построек и облако точек из модели занимало в общей сложности более 380 гигабайт. Затем архитекторы спроектировали оборудование, позволяющее поддерживать и планировать управление всего комплекса – это более 12 500 объектов технического обслуживания, информация о которых хранится в этой модели и связана с контролем процессов через использование процедур и методологий BIM. Для Италии это большой прорыв. И прекрасный пример того, какого уровня сложности могут быть проекты, выполненные с применением формата IFC.
Проект центрального вокзала в Неаполе. Minnucci Associati srl.
GRAPHISOFT®


Судя по таким сложным проектам, каждое бюро должно иметь своего BIM менеджера, чтобы собирать информацию…

Это не совсем так. Вернее, совсем не так. Сбор информационной модели – это не такой сложный процесс, как может показаться. Архитектор с самого начала представляет себе здание – как оно должно выглядеть и работать, а BIM это лишь инструмент, позволяющий делать процессы создания и проектирования более прозрачными и ясными.

Правда в том, что роль архитектора меняется. Появляются узкоспециализированные специалисты, например, по параметрическому дизайну. Архитектору нужно приобретать новые знания и навыки, чтобы быть более конкурентоспособным. Необязательно иметь в компании BIM-менеджера, чтобы работать с открытыми форматами. Для проектировщиков разработано достаточно короткое описание того, как это делать. Мы называем его «Библией IFC». Она переведена на разные языки. Если выполнять несложные пункты этой инструкции по передаче данных, выполнять функции BIM-менеджера может и архитектор, обладающий необходимыми знаниями и глубоко погрузившийся в возможности программы.

В Нидерландах специалисту, чтобы найти ее, достаточно зайти на сайт BIMLoket, стимулирующий внедрение BIM в голландском строительном секторе и освещающий использование открытых стандартов BIM. Сегодня мои коллеги ведут работу по переводу этой инструкции на русский язык, и, как показывают российские проекты, созданные с применением открытых форматов, процесс их освоения у вас в стране идет полным ходом. Не надо бояться BIM-проектирования, за ним будущее, а OPEN BIM – это единственный способ и путь для BIM.
 

17 Декабря 2018

Беседовала:

Мария Трошина

Поставщики, технологии

comments powered by HyperComments

Технологии и материалы

Измеряй и фиксируй
Лазерный сканер Leica BLK360 – самый компактный из существующих, но в то же время достаточно мощный: за короткое время с его помощью можно провести высокоточные обмеры и создать 3D-модель объекта. Как прибор, который легко помещается в рюкзак или сумку, ускоряет процесс проектирования, снижает риски и помогает экономить – в нашем материале.
Выйти в цвет
Рассказываем, как с помощью краски из новой линейки DULUX «Легко обновить» самостоятельно и за один день покрасить двери или окна.
Проектируя устойчивое будущее
Глава «Сен-Гобен» в России, Украине и странах СНГ, Антуан Пейрюд выступил на Дне инноваций в архитектуре и строительстве с докладом о подходах компании к устойчивому развитию. В интервью Archi.ru Антуан Пейрюд рассказал о роли инновационных материалов в иконических зданиях Фрэнка Гери, Жана Нувеля, Кенго Кумы и других известных архитекторов. Также состоялась презентация звукоизоляционных систем «Сен-Гобен» и общение специалистов BIM с архитекторами по поводу трансфера данных по строительным материалам и решениям.
«Сен-Гобен» приглашает студентов спроектировать...
Компания «Сен-Гобен» объявила о старте шестнадцатого по счету архитектурного конкурса «Мультикомфорт». Студентам архвузов предлагается разработать концепцию «устойчивого» развития территории бывшего завода в пригороде Парижа, Сен-Дени.
Теплоизоляция ПЕНОПЛЭКС® для подземного строительства
Освоение подземного пространства – общемировой тренд, в мегаполисах под землей растут целые города. По версии книги рекордов Гиннесса, крупнейший подземный торговый комплекс в мире – Path в Торонто. Для его создания проложено более 30 км тоннелей.
Камин как аттрактор, или чем привлечь покупателя элитной...
Вода и огонь – две удивительные природные субстанции – влекущие, завораживающие, приковывающие взгляд. В человеческом жилище они давно завоевали свое место, и, если вода выполняет сугубо техническую функцию, огонь в камине вместе с теплом дарит визуальное наслаждение.
Размером с 30 футбольных полей
«Зеленый квартал» – энергоэффективный, инновационный и самый дорогой градостроительный проект Казахстана, разработкой которого занималась международная команда: британское архитектурное бюро Aedas, американская инженерная компания AECOM и строительный холдинг из Казахстана BI Group.

Сейчас на главной

Кольцо на озере Сайсары
Здание филармонии и театра якутского эпоса на священном озере вписано в эпический круг и включает три объема, уподобленных традиционному жилищу. Кровля уподоблена аласу – якутской деревне вокруг озера. При столь интенсивной смысловой насыщенности проект сохраняет стереометрическую абстрактность и легкость формы, оперируя прозрачностью, многослойностью и отражениями.
Вертикальные татами
Фасады офисного здания Torre Patria-Hipódromo по проекту Карлоса Ферратера и его бюро OAB в Гвадалахаре на западе Мексики подчинены модульной конструктивной сетке, которая упорядочивает и окружающее пространство нового района.
Умер Александр Ларин
Автор академического хореографического училища на 2-й Фрунзенской и знаменитой аптеки в Орехово-Борисово, нескольких нетиповых детских садов типового времени, учитель и коллега многих известных сегодняшних архитекторов.
Идентичность в типовом
Архитекторы из бюро VISOTA ищут алгоритм приспособления типовых домов культуры, чтобы превратить их в общественные центры шаговой доступности: с устойчивой финансовой программой, актуальным наполнением и сохраненной самобытностью.
Век бетона
23 января исполнилось 100 лет Готфриду Бёму, первому немецкому лауреату Притцкеровской премии и создателю церквей и ратуш, напоминающих скульптуры из бетона. Он каждый день бывает в бюро и наставляет сыновей-архитекторов.
Архитектура эфемерности
На проспекте Вернадского поблизости от станции метро появилась высотная доминанта, давшая новое звучание округе: бизнес-центр «Академик» по проекту UNK project раскрыл в форме архитектуры смыслы местных топонимов.
Центр мега-выставок
Новый международный выставочный центр по проекту Valode & Pistre в «близнеце» Гонконга мегаполисе Шэньчжэнь может считаться крупнейшим в мире.
Театрально-музыкальный круг
Масштабный и амбициозный проект главного театрально-концертного комплекса Подмосковья, победитель конкурса, объединяет три зала, двор – общественную площадь, консерваторское училище, гостиницы. Он обещает стать заметным центром фестивалей классической музыки для всей страны.
Передышка на Манхэттене
Перестройка вестибюля небоскреба-«шкафа» Сони-билдинг Филипа Джонсона на Манхэттене: бюро Snøhetta запретили трогать фасад, который теперь получил статус памятника, зато им удалось устроить внутри большой зимний сад.
Дальше... дальше... дальше... В поиске нового поколения
Конкурс OPEN! на участие в национальном павильоне Джардини рассчитан на молодых архитекторов с максимально свежим взглядом на вещи, а его рамки так широки, что их почти не видно. Нужны смелые люди, которые совпадут с мировоззрением куратора Ипполито Лапарелли. Награда – работа в Венеции, дедлайн 31 января.
«Остров единорогов»
В Чэнду на западе Китая почти готов выставочный и конференц-центр Start-Up – первое здание на спроектированном Zaha Hadid Architects «Острове единорогов» для компаний-стартапов в сфере цифровых технологий.
Стирая границы
IND architects и китайское бюро DA! победили в конкурсе на проект музея в провинции Сычуань. Архитекторам удалось сделать музей частью ландшафта, а природу – полноправной участницей экспозиции.
Бетон и цвет
Школа с музыкальным уклоном имени Сервете Мачи в центре Тираны по проекту албанского бюро Studioarch4.
Фантастический роман
Рассматриваем выставку «Время Москвы-реки» в Музее Москвы, – креативную попытку актуализировать концепцию развития прибрежных пространств, победившую в конкурсе 2014 года и манифестировать вновь основанное общество Друзья Москвы-реки.
Все это – далеко не только форма
Российские архитекторы DNK ag участвовали в симпозиуме по естественному свету и устойчивому развитию, который компания Velux провела в Париже. Говорим с Натальей Сидоровой и Даниилом Лоренцем о затронутых на конференции исследованиях в области медицины, строительных технологий и здоровой среды.
Сахарные кристаллы
Бюро ODA превратило историческое здание сахарорафинадного завода на берегу Ист-ривер в Нью-Йорке в офисный комплекс с эффектным кристаллическим фасадом вместо утраченного.
Татами и роботы
Бюро BIG спроектировало для Toyota «город будущего» у подножия Фудзиямы: с почти нулевым углеродным следом, прогрессивной транспортной схемой, разными видами роботов, зданиями из дерева и модулем по размеру татами.
Тема треугольника
Бюро Lemay благоустроило парк Экспо 1967 года в Монреале – самой успешной Всемирной выставки XX века, сохраненной в наши дни как рекреационная зона.
Дерево среди стекла
Архитекторы Sheppard Robson придали «человеческое измерение» площади в новом деловом районе Манчестера с помощью деревянного павильона с озелененными фасадами и кровлей.
Линия отягощенного порыва
Жилой комплекс «Ренессанс» архитектора Степана Липгарта продолжает линию исторического центра Санкт-Петербурга и переосмысляет ленинградское ар деко и неоклассику 1930-50-х применительно к цивилизационным вызовам нашего века.
Декор без птичьих гнезд
Керамические ажурные фасады входа ТПУ в Пальма-де-Мальорка по проекту Joan Miquel Seguí Arquitectura точно рассчитаны так, что голубям в их отверстиях угнездиться не получится.
Кадашёвский опыт
У проекта ЖК «Меценат», занявшего квартал рядом с церковью Воскресения в Кадашах – длинная и сложная история, с протестами, победами и надеждами. Теперь он реализован: сохранены виды, масштаб и несколько исторических построек. Можно изучить, что получилось. Автор – Илья Уткин.
Градсовет 25.12.2019
На повестке в Петербурге: планировка для маленького городка и смелая гостиница, спроектированная под влиянием иностранцев.
Пресса: Диалоги о вечных ценностях: Степан Липгарт и Алексей...
В ноябре 2019 года в Калугу приехал архитектор Степан Липгарт — через месяц после торжественного открытия спроектированной им швейной фабрики Мануфактуры Bosco. Открывая цикл «ГЛАВАРХитектура», Липгарт прочитал на «Точке кипения» лекцию о профессиональном призвании и источниках вдохновения, о роли заказчика и о системе ценностей и убеждений, которая позволяет гордиться результатами своего труда. Главный архитектор Калуги Алексей Комов специально для Калугахауса поговорил со Степаном о вечном — и о том, как приспособить это вечное к жизни в нашем городе.
Зона комфорта
Рассматриваем интерьер общественного пространства «Мой социальный центр» – первый пример такого рода, реализованный в рамках новой программы московской мэрии по проекту бюро Хора.
Для испытаний на прочность
В Сколково открылось здание штаб-квартиры компании ТМК, выпускающей стальные трубы для нефтегазовой промышленности. Она совмещена с испытательным полигоном и исследовательскими лабораториями.
Возрождение Дворца
Архитекторы Archiproba Studios бережно восстановили образец позднего советского модернизма – Дворец культуры в городе-курорте Железноводске.
Оригами из лиственницы
Тренировочная байдарочная база в Августове на северо-востоке Польши по проекту бюро INOONI и PSBA получила фасады из сибирской лиственницы.
Как спасти мир, участвуя в архитектурном конкурсе
Международный конкурс LafargeHolcim Awards ставит в качестве главной цели поощрение идей и проектов в области устойчивого развития. Призовой фонд конкурса $ 2 000 000. Рассматриваем проекты победителей предыдущего цикла 2017-2018 годов по пяти критериям.
Террасы Хрустального мыса
Концепция музейно-образовательного и мемориального комплекса в Севастополе, предложенная Никитой Явейном, избегает прямолинейных акцентов и пафоса, интерпретируя историю места и специфику ландшафта, соединяя общественное пространство обитаемой лестницы и амфитеатров с монументальным монументом.
Десять часов роста
В кантоне Берн открылся новый кампус Swatch – Omega по проекту Сигэру Бана: объем древесины, использованный для каркаса трех зданий, «вырастет» в швейцарских лесах всего за 10 часов.