Баланс между общим и частностями

Раид Сабба, специалист по выставочным концепциям и проектам, рассказал Архи.ру о своей работе над главной тематической выставкой на Экспо-2017 в Астане – «Музеем будущего» в павильоне «Нур-Алем».

author pht

Беседовала:
Нина Фролова

mainImg
Раид Сабба – со-основатель студии curiocation (Швейцария), которая занимается разработкой выставочного контента, менеджментом выставочных проектов, интерпретативным планированием и дизайном в разных странах мира.

Сфера «Музея будущего» павильона «Нур-Алем». Фото © «Астана ЭКСПО-2017»



Архи.ру:
– Чем отличалась ваша работа в Казахстане от проектов в Европе?

Раид Сабба:
– Безусловно, в Казахстане другой рабочий метод, даже по сравнению с Саудовской Аравией, где у меня был предыдущий проект, и тем более с Европой. Это всегда вызов – поиск подхода к новой культуре, ментальности. Это дает ценный опыт. Также это и вопрос языка: я знаю четыре языка, каждый новый выученный язык позволяет приблизиться к людям, культуре, истории…

Верхний уровень «Музея будущего» – «Астана будущего». Фото © «Астана ЭКСПО-2017»



– Я помню, как архитектурный проект комплекса Экспо в Астане был представлен публике в 2013: он произвел большое впечатление своей эффектной формой, но насколько было удобно делать выставку в таком здании – имею в виду сферу павильона «Нур-Алем»?

– Я был приглашен к участию в середине 2015-го, когда проект павильона был почти полностью разработан в плане и архитектуры, и дизайна интерьера. Это была непростая задача – как вписать выставку в уже почти готовое окружение. В идеале, безусловно, лучше начинать с содержания, с вопроса «Что вы хотите рассказать зрителям?». И так вы создаете платформу для работы всех остальных участников процесса, для архитектурного проекта, дизайна интерьера и т.д.

Верхний уровень «Музея будущего» – «Астана будущего». Фото © Нина Фролова



– Как вы работали над проектом выставки? Что было ключевыми темами в этой работе?

– Я консультировался с ведущими экспертами в тех областях науки, которые охвачены выставкой. В то же время, за время работы Экспо число посетителей могло достигать 20 – 30 тысяч человек в час, поэтому нельзя было слишком углубляться в содержание. Отдельной темой было то, что «Нур-Алем» после завершения Экспо продолжит работать уже в качестве научного музея, где у публики как раз будут все возможности для подробного осмотра. Поэтому было необходимым найти баланс между погружением в предмет и обзором всех сюжетов.
Сначала речь шла о четырех с половиной часах, необходимых на осмотр павильона, но в формате Экспо это было бы невозможно, тем более что после 45–60 минут даже на лекции или круглом столе публика начинает уставать, концентрация внимания падает. Поэтому мы постарались сделать осмотр возможным за этот более краткий промежуток времени.

Модель солнца в «Музее будущего». Фото © Нина Фролова



– А как устроена выставка?

– Посетитель входит на первый этаж, где размещен национальный павильон Казахстана, а затем поднимается на лифте на самый верх, на восьмой уровень сферы в «Астану будущего», откуда спускается вниз, с этажа на этаж, осматривая одну экспозицию за другой. Каждый ярус посвящен одному из возобновляемых источников энергии – солнцу, воде, ветру, биомассе и т.д. Посетители узнают ответы на базовые вопросы: что такое энергия, что такое солнечная энергия? Какие технологии сегодня используются для превращения солнечной энергии в электричество, к примеру? Самым важным было показать потенциал возобновляемых источников энергии. Однако, повторюсь, сама суть Экспо не позволяла нам углубляться в эти вопросы, в тонкие политические или научные аспекты темы энергии.
Мы хотели, чтобы посетители поняли, какие проблемы в этой области сейчас стоят перед человечеством, задумались – каким будет будущее для наших детей, для следующих поколений? Что надо сделать, чтобы мы не оставили им в наследство еще больше проблем с окружающей средой.

Солнечная система. Фото © «Астана ЭКСПО-2017»



– Но люди не любят менять свои привычки, как же убедить их переходить на «чистую» энергию, , если это сложнее, чем по-прежнему пользоваться нефтью и газом?

– Считаю, что нельзя оставлять потребителя с этим вопросом один на один. К примеру, в Германии введены налоговые льготы для тех, кто установил солнечные батареи на крыше своего дома и пользуется производимым ими электричеством. То есть людей надо мотивировать. В то же время, очень важно оставаться реалистами, не называть невыполнимых дат для полного перехода на возобновляемые источники энергии, таких, как 2050 год.
 
Модель солнца. Фото © «Астана ЭКСПО-2017»
Поселения на Луне. Фото © «Астана ЭКСПО-2017»
Раздел о кинетической энергии. Фото © «Астана ЭКСПО-2017»
Раздел о космической энергии. Фото © «Астана ЭКСПО-2017»
Уровень энергии воды. Фото © «Астана ЭКСПО-2017»
Павильон лучших практик с экспозицией, также разработанной Раидом Сабба. Фото © «Астана ЭКСПО-2017»
Павильон лучших практик с экспозицией, также разработанной Раидом Сабба. Фото © «Астана ЭКСПО-2017»


19 Сентября 2017

author pht

Беседовала:

Нина Фролова
comments powered by HyperComments

Технологии и материалы

Выйти в цвет
Рассказываем, как с помощью краски из новой линейки DULUX «Легко обновить» самостоятельно и за один день покрасить двери или окна.
Проектируя устойчивое будущее
Глава «Сен-Гобен» в России, Украине и странах СНГ, Антуан Пейрюд выступил на Дне инноваций в архитектуре и строительстве с докладом о подходах компании к устойчивому развитию. В интервью Archi.ru Антуан Пейрюд рассказал о роли инновационных материалов в иконических зданиях Фрэнка Гери, Жана Нувеля, Кенго Кумы и других известных архитекторов. Также состоялась презентация звукоизоляционных систем «Сен-Гобен» и общение специалистов BIM с архитекторами по поводу трансфера данных по строительным материалам и решениям.
«Сен-Гобен» приглашает студентов спроектировать...
Компания «Сен-Гобен» объявила о старте шестнадцатого по счету архитектурного конкурса «Мультикомфорт». Студентам архвузов предлагается разработать концепцию «устойчивого» развития территории бывшего завода в пригороде Парижа, Сен-Дени.
Теплоизоляция ПЕНОПЛЭКС® для подземного строительства
Освоение подземного пространства – общемировой тренд, в мегаполисах под землей растут целые города. По версии книги рекордов Гиннесса, крупнейший подземный торговый комплекс в мире – Path в Торонто. Для его создания проложено более 30 км тоннелей.
Камин как аттрактор, или чем привлечь покупателя элитной...
Вода и огонь – две удивительные природные субстанции – влекущие, завораживающие, приковывающие взгляд. В человеческом жилище они давно завоевали свое место, и, если вода выполняет сугубо техническую функцию, огонь в камине вместе с теплом дарит визуальное наслаждение.
Размером с 30 футбольных полей
«Зеленый квартал» – энергоэффективный, инновационный и самый дорогой градостроительный проект Казахстана, разработкой которого занималась международная команда: британское архитектурное бюро Aedas, американская инженерная компания AECOM и строительный холдинг из Казахстана BI Group.
Японские технологии на родине дымковской игрушки
В Кирове появился новый 15-этажный жилой дом, спроектированный московским архитектором Алексеем Ивановым. Для отделки фасада использовались японские панели KMEW, предназначенные специально для высотного строительства.

Сейчас на главной

Дальше... дальше... дальше... В поиске нового поколения
Конкурс OPEN! на участие в национальном павильоне Джардини рассчитан на молодых архитекторов с максимально свежим взглядом на вещи, а его рамки так широки, что их почти не видно. Нужны смелые люди, которые совпадут с мировоззрением куратора Ипполито Лапарелли. Награда – работа в Венеции, дедлайн 31 января.
«Остров единорогов»
В Чэнду на западе Китая почти готов выставочный и конференц-центр Start-Up – первое здание на спроектированном Zaha Hadid Architects «Острове единорогов» для компаний-стартапов в сфере цифровых технологий.
Стирая границы
IND architects и китайское бюро DA! победили в конкурсе на проект музея в провинции Сычуань. Архитекторам удалось сделать музей частью ландшафта, а природу – полноправной участницей экспозиции.
Бетон и цвет
Школа с музыкальным уклоном имени Сервете Мачи в центре Тираны по проекту албанского бюро Studioarch4.
Фантастический роман
Рассматриваем выставку «Время Москвы-реки» в Музее Москвы, – креативную попытку актуализировать концепцию развития прибрежных пространств, победившую в конкурсе 2014 года и манифестировать вновь основанное общество Друзья Москвы-реки.
Все это – далеко не только форма
Российские архитекторы DNK ag участвовали в симпозиуме по естественному свету и устойчивому развитию, который компания Velux провела в Париже. Говорим с Натальей Сидоровой и Даниилом Лоренцем о затронутых на конференции исследованиях в области медицины, строительных технологий и здоровой среды.
Сахарные кристаллы
Бюро ODA превратило историческое здание сахарорафинадного завода на берегу Ист-ривер в Нью-Йорке в офисный комплекс с эффектным кристаллическим фасадом вместо утраченного.
Татами и роботы
Бюро BIG спроектировало для Toyota «город будущего» у подножия Фудзиямы: с почти нулевым углеродным следом, прогрессивной транспортной схемой, разными видами роботов, зданиями из дерева и модулем по размеру татами.
Тема треугольника
Бюро Lemay благоустроило парк Экспо 1967 года в Монреале – самой успешной Всемирной выставки XX века, сохраненной в наши дни как рекреационная зона.
Дерево среди стекла
Архитекторы Sheppard Robson придали «человеческое измерение» площади в новом деловом районе Манчестера с помощью деревянного павильона с озелененными фасадами и кровлей.
Линия отягощенного порыва
Жилой комплекс «Ренессанс» архитектора Степана Липгарта продолжает линию исторического центра Санкт-Петербурга и переосмысляет ленинградское ар деко и неоклассику 1930-50-х применительно к цивилизационным вызовам нашего века.
Декор без птичьих гнезд
Керамические ажурные фасады входа ТПУ в Пальма-де-Мальорка по проекту Joan Miquel Seguí Arquitectura точно рассчитаны так, что голубям в их отверстиях угнездиться не получится.
Кадашёвский опыт
У проекта ЖК «Меценат», занявшего квартал рядом с церковью Воскресения в Кадашах – длинная и сложная история, с протестами, победами и надеждами. Теперь он реализован: сохранены виды, масштаб и несколько исторических построек. Можно изучить, что получилось. Автор – Илья Уткин.
Градсовет 25.12.2019
На повестке в Петербурге: планировка для маленького городка и смелая гостиница, спроектированная под влиянием иностранцев.
Пресса: Диалоги о вечных ценностях: Степан Липгарт и Алексей...
В ноябре 2019 года в Калугу приехал архитектор Степан Липгарт — через месяц после торжественного открытия спроектированной им швейной фабрики Мануфактуры Bosco. Открывая цикл «ГЛАВАРХитектура», Липгарт прочитал на «Точке кипения» лекцию о профессиональном призвании и источниках вдохновения, о роли заказчика и о системе ценностей и убеждений, которая позволяет гордиться результатами своего труда. Главный архитектор Калуги Алексей Комов специально для Калугахауса поговорил со Степаном о вечном — и о том, как приспособить это вечное к жизни в нашем городе.
Зона комфорта
Рассматриваем интерьер общественного пространства «Мой социальный центр» – первый пример такого рода, реализованный в рамках новой программы московской мэрии по проекту бюро Хора.
Для испытаний на прочность
В Сколково открылось здание штаб-квартиры компании ТМК, выпускающей стальные трубы для нефтегазовой промышленности. Она совмещена с испытательным полигоном и исследовательскими лабораториями.
Возрождение Дворца
Архитекторы Archiproba Studios бережно восстановили образец позднего советского модернизма – Дворец культуры в городе-курорте Железноводске.
Оригами из лиственницы
Тренировочная байдарочная база в Августове на северо-востоке Польши по проекту бюро INOONI и PSBA получила фасады из сибирской лиственницы.
Как спасти мир, участвуя в архитектурном конкурсе
Международный конкурс LafargeHolcim Awards ставит в качестве главной цели поощрение идей и проектов в области устойчивого развития. Призовой фонд конкурса $ 2 000 000. Рассматриваем проекты победителей предыдущего цикла 2017-2018 годов по пяти критериям.
Террасы Хрустального мыса
Концепция музейно-образовательного и мемориального комплекса в Севастополе, предложенная Никитой Явейном, избегает прямолинейных акцентов и пафоса, интерпретируя историю места и специфику ландшафта, соединяя общественное пространство обитаемой лестницы и амфитеатров с монументальным монументом.
Десять часов роста
В кантоне Берн открылся новый кампус Swatch – Omega по проекту Сигэру Бана: объем древесины, использованный для каркаса трех зданий, «вырастет» в швейцарских лесах всего за 10 часов.
Евгений Подгорнов: «Проектировать надо так, чтобы...
Руководитель петербургского бюро Intercolumnium рассказывает, почему в портфолио компании есть работы от хай-тека до историзма, рассуждает о высотных доминантах и о заказчиках как источниках драйва, необходимого городу.
Новая ячейка
Жилой квартал на территории IT-парка: компания Архиматика сочетает инновационные технологии с человечным масштабом и уютной средой.
Градсовет 18.12.2019
Вторая и, по всей видимости, успешная попытка согласовать жилой дом, выходящий окнами на Троицкий собор и Фонтанку.
В преддверии театра
На Земляном валу справа от въезда в туннель под Таганской площадью, перед Театром на Таганке и рядом с торцом ЖК «Шоколад», достраивается здание 8-этажной гостиницы Novotel по проекту бюро «Гран» Павла Андреева.
Энергия студента
Показываем работы финалистов студенческого конкурса «АРХПроект», а также рассказываем о том, как организаторы попытались выйти за рамки сухой процедуры: с помощью менторов, лектория и выставки с вечеринкой в «Севкабель порту».
Кино на плоту
Летний кинотеатр от архитектурного бюро «А4» как универсальное общественное пространство и вариация на тему паркового павильона.
Перемена мест слагаемых
Используя приемы и материалы типового дачного строительства, Spirin architects находят свой убедительный архитектурный ответ на вызов предельно ограниченного бюджета.
Заседание в бассейне
Новый корпус штаб-квартиры adidas по проекту бюро COBE включает переговорные и актовый зал в виде разных типов спортивных сооружений, включая бассейн.
Метод сращивания
Вариант современного контекстуализма – фактурная и орнаментальная архитектура, сдержанно-классичная, но явным образом не принадлежащая ни к одному стилю. T+T architects использовали этот современный подход для деликатной работы в историческом центре Екатеринбурга.