Баланс между общим и частностями

Раид Сабба, специалист по выставочным концепциям и проектам, рассказал Архи.ру о своей работе над главной тематической выставкой на Экспо-2017 в Астане – «Музеем будущего» в павильоне «Нур-Алем».

author pht

Беседовала:
Нина Фролова

mainImg
Раид Сабба – со-основатель студии curiocation (Швейцария), которая занимается разработкой выставочного контента, менеджментом выставочных проектов, интерпретативным планированием и дизайном в разных странах мира.

Сфера «Музея будущего» павильона «Нур-Алем». Фото © «Астана ЭКСПО-2017»


Архи.ру:
– Чем отличалась ваша работа в Казахстане от проектов в Европе?

Раид Сабба:
– Безусловно, в Казахстане другой рабочий метод, даже по сравнению с Саудовской Аравией, где у меня был предыдущий проект, и тем более с Европой. Это всегда вызов – поиск подхода к новой культуре, ментальности. Это дает ценный опыт. Также это и вопрос языка: я знаю четыре языка, каждый новый выученный язык позволяет приблизиться к людям, культуре, истории…

Верхний уровень «Музея будущего» – «Астана будущего». Фото © «Астана ЭКСПО-2017»


– Я помню, как архитектурный проект комплекса Экспо в Астане был представлен публике в 2013: он произвел большое впечатление своей эффектной формой, но насколько было удобно делать выставку в таком здании – имею в виду сферу павильона «Нур-Алем»?

– Я был приглашен к участию в середине 2015-го, когда проект павильона был почти полностью разработан в плане и архитектуры, и дизайна интерьера. Это была непростая задача – как вписать выставку в уже почти готовое окружение. В идеале, безусловно, лучше начинать с содержания, с вопроса «Что вы хотите рассказать зрителям?». И так вы создаете платформу для работы всех остальных участников процесса, для архитектурного проекта, дизайна интерьера и т.д.

Верхний уровень «Музея будущего» – «Астана будущего». Фото © Нина Фролова


– Как вы работали над проектом выставки? Что было ключевыми темами в этой работе?

– Я консультировался с ведущими экспертами в тех областях науки, которые охвачены выставкой. В то же время, за время работы Экспо число посетителей могло достигать 20 – 30 тысяч человек в час, поэтому нельзя было слишком углубляться в содержание. Отдельной темой было то, что «Нур-Алем» после завершения Экспо продолжит работать уже в качестве научного музея, где у публики как раз будут все возможности для подробного осмотра. Поэтому было необходимым найти баланс между погружением в предмет и обзором всех сюжетов.
Сначала речь шла о четырех с половиной часах, необходимых на осмотр павильона, но в формате Экспо это было бы невозможно, тем более что после 45–60 минут даже на лекции или круглом столе публика начинает уставать, концентрация внимания падает. Поэтому мы постарались сделать осмотр возможным за этот более краткий промежуток времени.

Модель солнца в «Музее будущего». Фото © Нина Фролова


– А как устроена выставка?

– Посетитель входит на первый этаж, где размещен национальный павильон Казахстана, а затем поднимается на лифте на самый верх, на восьмой уровень сферы в «Астану будущего», откуда спускается вниз, с этажа на этаж, осматривая одну экспозицию за другой. Каждый ярус посвящен одному из возобновляемых источников энергии – солнцу, воде, ветру, биомассе и т.д. Посетители узнают ответы на базовые вопросы: что такое энергия, что такое солнечная энергия? Какие технологии сегодня используются для превращения солнечной энергии в электричество, к примеру? Самым важным было показать потенциал возобновляемых источников энергии. Однако, повторюсь, сама суть Экспо не позволяла нам углубляться в эти вопросы, в тонкие политические или научные аспекты темы энергии.
Мы хотели, чтобы посетители поняли, какие проблемы в этой области сейчас стоят перед человечеством, задумались – каким будет будущее для наших детей, для следующих поколений? Что надо сделать, чтобы мы не оставили им в наследство еще больше проблем с окружающей средой.

Солнечная система. Фото © «Астана ЭКСПО-2017»


– Но люди не любят менять свои привычки, как же убедить их переходить на «чистую» энергию, , если это сложнее, чем по-прежнему пользоваться нефтью и газом?

– Считаю, что нельзя оставлять потребителя с этим вопросом один на один. К примеру, в Германии введены налоговые льготы для тех, кто установил солнечные батареи на крыше своего дома и пользуется производимым ими электричеством. То есть людей надо мотивировать. В то же время, очень важно оставаться реалистами, не называть невыполнимых дат для полного перехода на возобновляемые источники энергии, таких, как 2050 год.
 
Модель солнца. Фото © «Астана ЭКСПО-2017»
Поселения на Луне. Фото © «Астана ЭКСПО-2017»
Раздел о кинетической энергии. Фото © «Астана ЭКСПО-2017»
Раздел о космической энергии. Фото © «Астана ЭКСПО-2017»
Уровень энергии воды. Фото © «Астана ЭКСПО-2017»
Павильон лучших практик с экспозицией, также разработанной Раидом Сабба. Фото © «Астана ЭКСПО-2017»
Павильон лучших практик с экспозицией, также разработанной Раидом Сабба. Фото © «Астана ЭКСПО-2017»


19 Сентября 2017

author pht

Беседовала:

Нина Фролова
comments powered by HyperComments

Технологии и материалы

Японские технологии на родине дымковской игрушки
В Кирове появился новый 15-этажный жилой дом, спроектированный московским архитектором Алексеем Ивановым. Для отделки фасада использовались японские панели KMEW, предназначенные специально для высотного строительства.
Переплетение и контраст
Два московских проекта, в которых архитекторы сочетают панели с разными фактурами из фиброцемента EQUITONE, добиваясь выразительности фасадов.
Вентиляционная створка Venta – современное решение...
Venta обеспечивает безопасное и быстрое проветривание помещений, не создавая сквозняков. Она идеально комбинируется с остекленными и глухими элементами большой площади, а гибкая интеграция системы в любой фасад объекта является отличным решением для архитекторов и проектировщиков.
«Тихий рассвет» – цвет года по версии AkzoNobel
Созданный по итогам масштабных исследований цветовых трендов, проводящихся экспертами со всего мира, этот цвет призван запечатлеть суть того, что делает нас более человечными на заре нового десятилетия.
Разреши себе творить
Бренд DULUX выпустил новую линейку инновационных красок «Легко обновить». В нее вошло всего три продукта, но с их помощью можно преобразить весь дом или квартиру самостоятельно и всего за несколько часов.
Архитекторы из Томска создали мультикомфорт на международном...
По итогам международного архитектурного конкурса «Мультикомфорт от Сен-Гобен» проект российских студентов был отмечен специальным призом. Россия участвует в мероприятии в 8-й раз, но награду получила впервые. Рассказываем, как команде из Томска удалось реализовать концепцию мультикомфортного жилья и чем важен этот конкурс.

Сейчас на главной

Предложение знака
Карен Сапричян предложил для штаб-квартиры РЖД, о планах строительства которой на территории Рижского грузового терминала стало известно весной текущего года, три небоскреба с буквами аббревиатуры компании.
Тучков буян: эксперты о главном парке Петербурга
Стартовал конкурс на концепцию парка «Тучков буян», а вместе с ним – страхи, сомнения и большие надежды. В рамках культурного форума архитекторы и чиновники разбирались, как подступиться к первому за долгие годы зеленому пространству, а мы приводим не самые очевидные мнения.
Пресса: «Зачем вам эти руины?»: что происходит со старыми советскими...
39 советским кинотеатрам Москвы приходится нелегко: один за другим их закрывают, перепродают, демонтируют. Все они вошли в программу реконструкции, которую осуществляет ADG Group, и скоро будут переделаны в «районные центры». Местные жители и историки архитектуры против. «Афиша Daily» разобралась в ситуации.
Третий масштаб
На сложном участке в Одинцовском округе Подмосковья «Студия 44» спроектировала вторую очередь гимназии им. Е.М. Примакова – школу с мощным демократическим пафосом и архитектурой в духе итальянского рационализма.
Музей на семи ветрах
В Шанхае на берегу реки Хуанпу построен музей Уэст-Банд. Авторы проекта – David Chipperfield Architects. Первые пять лет там будет показывать свои выставки Центр Помпиду.
Изгибы дюн
Комплекс апартаментов в Сестрорецке с криволинейными формами и выдающейся инфраструктурой, позволяющей охарактеризовать место как парк здоровья или дачу нового типа.
Отдых на Желтой реке
Бутик-отель Lost Villa шанхайской мастерской DAS Lab на границе Внутренней Монголии повторяет форму традиционного местного поселения.
Кирпич старый и новый
В центре Манчестера строится жилой квартал KAMPUS по проекту Mecanoo на 533 квартиры: жилье, кафе и магазины расположатся в новых корпусах и исторических складах из кирпича, а также в бетонной башне 1960-х годов.
Пресса: Где будет центр
Сейчас город — это прежде всего его центр, центром он опознается и остается в голове. Город будущего требует деконструкции центра настоящего. Вопрос: а будет ли у него другой центр?
Консоли над полем
Школьное здание по проекту BIG в пригороде Вашингтона составлено из пяти раскрывающихся как веер ярусов, облицованных белым глазурованным кирпичом.
Бегство из Вавилона
Заметки об инсталляции Александра Бродского для книг Анны Наринской – «Невавилонской библиотеке» в Центре толерантности.
«Вариации на тему»
Плавучие дома по проекту Attika Architekten на канале в центре Нидерландов получили фасады из фиброцементных панелей EQUITONE [natura].
Тонкая игра
Клубный дом в Большом Козихинском, – пример архитектурного разговора о методах и источниках стилизации, врастающей в современные тенденции. С ярким акцентом, вдохновленным работой Льва Бакста для «Дягилевских сезонов».
Профсоюзное движение
В Британии основан профсоюз архитекторов и всех других сотрудников архитектурных бюро, включая секретарей, менеджеров, техников.
Визит в вечную мерзлоту
Архитекторы Snøhetta представили проект посетительского центра The Arc при Всемирном хранилище семян и Мировом архиве на Шпицбергене.
Пресса: Гидроэлектробазилика
Знаменитый итальянский архитектор Ренцо Пьяно и команда фонда V-A-C, основанного бизнесменом Леонидом Михельсоном, рассказали о будущем, пожалуй, самого амбициозного культурного проекта последних лет — ГЭС-2.
Опыты для ржавого ожерелья
Вторая российская молодежная архитектурная биеннале в Казани была посвящена реконструкции промзон. 30 финалистов выполнили проекты для двух конкретных участков столицы Татарстана. Представляем проекты победителей.
Вырасти свой сад
Конгресс World Urban Parks, прошедший в Казани, получился больше про общественные места и энергичных людей, чем собственно про парки. Публикуем самое интересное и полезное из того, что удалось услышать и увидеть.
Велосипеды под холмами
Новая площадь по проекту COBE на кампусе Копенгагенского университета – это холмистый ландшафт, где есть стоянки для велосипедов, театр под открытым небом и «влажные биотопы».
Три корабля
Павильон Италии на Экспо-2020 в Дубае спроектировали архитекторы CRA-Carlo Ratti Associati, Italo Rota Building Office и matteogatto&associati.
Течение краски
В Медийном центре парка Зарядье открылась выставка четырех художников, рисующих города: Альваро Кастаньета, Томаса Шаллера, Сергея Чобана и Сергея Кузнецова. Впервые в Москве такого рода выставка сопровождается иммерсивной экспозицией.
Мозаика функций
Комплекс Agora по проекту Ropa & Associés в Меце на востоке Франции соединил в себе медиатеку, общественный центр и «цифровое» рабочее пространство.
Книги в саду
Бюро «А.Лен» и KCAP Architects&Planners спроектировали для Воронежа жилой комплекс, вдохновляясь Иваном Буниным и пейзажами средней полосы. Получилось современно и свежо.
Комиксы на фасаде
В бывшей мюнхенской промзоне открылось многофункциональное здание WERK12 по проекту MVRDV: сейчас оно вмещает рестораны, фитнес-клуб и офисы, но подходит и для любого другого использования.