19.09.2017
беседовала: Нина Фролова

Баланс между общим и частностями

Раид Сабба, специалист по выставочным концепциям и проектам, рассказал Архи.ру о своей работе над главной тематической выставкой на Экспо-2017 в Астане – «Музеем будущего» в павильоне «Нур-Алем».

информация:

Раид Сабба – со-основатель студии curiocation (Швейцария), которая занимается разработкой выставочного контента, менеджментом выставочных проектов, интерпретативным планированием и дизайном в разных странах мира.

Сфера «Музея будущего» павильона  «Нур-Алем». Фото © «Астана ЭКСПО-2017»
Сфера «Музея будущего» павильона «Нур-Алем». Фото © «Астана ЭКСПО-2017»



Архи.ру:
– Чем отличалась ваша работа в Казахстане от проектов в Европе?

Раид Сабба:
– Безусловно, в Казахстане другой рабочий метод, даже по сравнению с Саудовской Аравией, где у меня был предыдущий проект, и тем более с Европой. Это всегда вызов – поиск подхода к новой культуре, ментальности. Это дает ценный опыт. Также это и вопрос языка: я знаю четыре языка, каждый новый выученный язык позволяет приблизиться к людям, культуре, истории…

Верхний уровень «Музея будущего» – «Астана будущего». Фото © «Астана ЭКСПО-2017»
Верхний уровень «Музея будущего» – «Астана будущего». Фото © «Астана ЭКСПО-2017»



– Я помню, как архитектурный проект комплекса Экспо в Астане был представлен публике в 2013: он произвел большое впечатление своей эффектной формой, но насколько было удобно делать выставку в таком здании – имею в виду сферу павильона «Нур-Алем»?

– Я был приглашен к участию в середине 2015-го, когда проект павильона был почти полностью разработан в плане и архитектуры, и дизайна интерьера. Это была непростая задача – как вписать выставку в уже почти готовое окружение. В идеале, безусловно, лучше начинать с содержания, с вопроса «Что вы хотите рассказать зрителям?». И так вы создаете платформу для работы всех остальных участников процесса, для архитектурного проекта, дизайна интерьера и т.д.

Верхний уровень «Музея будущего» – «Астана будущего». Фото © Нина Фролова
Верхний уровень «Музея будущего» – «Астана будущего». Фото © Нина Фролова



– Как вы работали над проектом выставки? Что было ключевыми темами в этой работе?

– Я консультировался с ведущими экспертами в тех областях науки, которые охвачены выставкой. В то же время, за время работы Экспо число посетителей могло достигать 20 – 30 тысяч человек в час, поэтому нельзя было слишком углубляться в содержание. Отдельной темой было то, что «Нур-Алем» после завершения Экспо продолжит работать уже в качестве научного музея, где у публики как раз будут все возможности для подробного осмотра. Поэтому было необходимым найти баланс между погружением в предмет и обзором всех сюжетов.
Сначала речь шла о четырех с половиной часах, необходимых на осмотр павильона, но в формате Экспо это было бы невозможно, тем более что после 45–60 минут даже на лекции или круглом столе публика начинает уставать, концентрация внимания падает. Поэтому мы постарались сделать осмотр возможным за этот более краткий промежуток времени.

Модель солнца в «Музее будущего». Фото © Нина Фролова
Модель солнца в «Музее будущего». Фото © Нина Фролова



– А как устроена выставка?

– Посетитель входит на первый этаж, где размещен национальный павильон Казахстана, а затем поднимается на лифте на самый верх, на восьмой уровень сферы в «Астану будущего», откуда спускается вниз, с этажа на этаж, осматривая одну экспозицию за другой. Каждый ярус посвящен одному из возобновляемых источников энергии – солнцу, воде, ветру, биомассе и т.д. Посетители узнают ответы на базовые вопросы: что такое энергия, что такое солнечная энергия? Какие технологии сегодня используются для превращения солнечной энергии в электричество, к примеру? Самым важным было показать потенциал возобновляемых источников энергии. Однако, повторюсь, сама суть Экспо не позволяла нам углубляться в эти вопросы, в тонкие политические или научные аспекты темы энергии.
Мы хотели, чтобы посетители поняли, какие проблемы в этой области сейчас стоят перед человечеством, задумались – каким будет будущее для наших детей, для следующих поколений? Что надо сделать, чтобы мы не оставили им в наследство еще больше проблем с окружающей средой.

Солнечная система. Фото © «Астана ЭКСПО-2017»
Солнечная система. Фото © «Астана ЭКСПО-2017»



– Но люди не любят менять свои привычки, как же убедить их переходить на «чистую» энергию, , если это сложнее, чем по-прежнему пользоваться нефтью и газом?

– Считаю, что нельзя оставлять потребителя с этим вопросом один на один. К примеру, в Германии введены налоговые льготы для тех, кто установил солнечные батареи на крыше своего дома и пользуется производимым ими электричеством. То есть людей надо мотивировать. В то же время, очень важно оставаться реалистами, не называть невыполнимых дат для полного перехода на возобновляемые источники энергии, таких, как 2050 год.
 
беседовала: Нина Фролова
Модель солнца. Фото © «Астана ЭКСПО-2017»
Модель солнца. Фото © «Астана ЭКСПО-2017»
Поселения на Луне. Фото © «Астана ЭКСПО-2017»
Поселения на Луне. Фото © «Астана ЭКСПО-2017»
Раздел о кинетической энергии. Фото © «Астана ЭКСПО-2017»
Раздел о кинетической энергии. Фото © «Астана ЭКСПО-2017»
Раздел о космической энергии. Фото © «Астана ЭКСПО-2017»
Раздел о космической энергии. Фото © «Астана ЭКСПО-2017»
Уровень энергии воды. Фото © «Астана ЭКСПО-2017»
Уровень энергии воды. Фото © «Астана ЭКСПО-2017»
Павильон лучших практик с экспозицией, также разработанной Раидом Сабба. Фото © «Астана ЭКСПО-2017»
Павильон лучших практик с экспозицией, также разработанной Раидом Сабба. Фото © «Астана ЭКСПО-2017»
Павильон лучших практик с экспозицией, также разработанной Раидом Сабба. Фото © «Астана ЭКСПО-2017»
Павильон лучших практик с экспозицией, также разработанной Раидом Сабба. Фото © «Астана ЭКСПО-2017»

comments powered by HyperComments

другие тексты:

последние новости ленты:

Проект из каталога (случайный выбор):

Мост Даньцзян
Заха Хадид, 2019
Мост Даньцзян

Другие новости (зарубежные):

Проект из каталога (случайный выбор):

Еврейский музей в Берлине
Даниэль Либескинд, 1989 – 1999
Еврейский музей в Берлине

Технологии:

09.04.2019

Сценография футбола как Звездные войны

Интерьер стадиона ФК «Краснодар» сочетает, казалось бы, несочетаемое: острый футуризм и вечную классику. За будущее отвечает акриловый камень HI-MACS® в сочетании и сопоставлении с представителем традиции, натуральным травертином.
LG Hausys
05.04.2019

Бруталистский трансформер

Композитные панели ALUCOBOND® Vintage с фактурой патинированного бетона в проекте голландского загородного дома.
ALUCOBOND®
28.03.2019

Европейские системы ограждений «ZABOR–MODERN.RU» для России

Новый взгляд нa привычные вещи. Забор, как визитная карточка дома.
Zabor Modern
27.03.2019

Российский завод уникального кирпича ручной формовки «Донские Зори» приглашает в Крокус Экспо на MosBuild!

Посетителей ждут новые архитектурные каталоги, технические консультации и специальные скидки!
АО «Фирма «КИРИЛЛ»
12.03.2019

Игра контрастов титан-цинка

История о превращении домика-стилизации в небольшой, но свежий пример современной архитектуры, в разговоре Леонида Голованова, директора российского представительства компании RHEINZINK, с ее авторами – архитекторами Алексеем Афоничкиным и Сергеем Марковым, партнерами Архитектурного бюро А4.
RHEINZINK
другие статьи