Раид Сабба, специалист по выставочным концепциям и проектам, рассказал Архи.ру о своей работе над главной тематической выставкой на Экспо-2017 в Астане – «Музеем будущего» в павильоне «Нур-Алем».
Раид Сабба – со-основатель студии curiocation (Швейцария), которая занимается разработкой выставочного контента, менеджментом выставочных проектов, интерпретативным планированием и дизайном в разных странах мира.
Архи.ру: – Чем отличалась ваша работа в Казахстане от проектов в Европе?
Раид Сабба:
– Безусловно, в Казахстане другой рабочий метод, даже по сравнению с Саудовской Аравией, где у меня был предыдущий проект, и тем более с Европой. Это всегда вызов – поиск подхода к новой культуре, ментальности. Это дает ценный опыт. Также это и вопрос языка: я знаю четыре языка, каждый новый выученный язык позволяет приблизиться к людям, культуре, истории…
– Я помню, как архитектурный проект комплекса Экспо в Астане был представлен публике в 2013: он произвел большое впечатление своей эффектной формой, но насколько было удобно делать выставку в таком здании – имею в виду сферу павильона «Нур-Алем»?
– Я был приглашен к участию в середине 2015-го, когда проект павильона был почти полностью разработан в плане и архитектуры, и дизайна интерьера. Это была непростая задача – как вписать выставку в уже почти готовое окружение. В идеале, безусловно, лучше начинать с содержания, с вопроса «Что вы хотите рассказать зрителям?». И так вы создаете платформу для работы всех остальных участников процесса, для архитектурного проекта, дизайна интерьера и т.д.
– Как вы работали над проектом выставки? Что было ключевыми темами в этой работе?
– Я консультировался с ведущими экспертами в тех областях науки, которые охвачены выставкой. В то же время, за время работы Экспо число посетителей могло достигать 20 – 30 тысяч человек в час, поэтому нельзя было слишком углубляться в содержание. Отдельной темой было то, что «Нур-Алем» после завершения Экспо продолжит работать уже в качестве научного музея, где у публики как раз будут все возможности для подробного осмотра. Поэтому было необходимым найти баланс между погружением в предмет и обзором всех сюжетов.
Сначала речь шла о четырех с половиной часах, необходимых на осмотр павильона, но в формате Экспо это было бы невозможно, тем более что после 45–60 минут даже на лекции или круглом столе публика начинает уставать, концентрация внимания падает. Поэтому мы постарались сделать осмотр возможным за этот более краткий промежуток времени.
– Посетитель входит на первый этаж, где размещен национальный павильон Казахстана, а затем поднимается на лифте на самый верх, на восьмой уровень сферы в «Астану будущего», откуда спускается вниз, с этажа на этаж, осматривая одну экспозицию за другой. Каждый ярус посвящен одному из возобновляемых источников энергии – солнцу, воде, ветру, биомассе и т.д. Посетители узнают ответы на базовые вопросы: что такое энергия, что такое солнечная энергия? Какие технологии сегодня используются для превращения солнечной энергии в электричество, к примеру? Самым важным было показать потенциал возобновляемых источников энергии. Однако, повторюсь, сама суть Экспо не позволяла нам углубляться в эти вопросы, в тонкие политические или научные аспекты темы энергии.
Мы хотели, чтобы посетители поняли, какие проблемы в этой области сейчас стоят перед человечеством, задумались – каким будет будущее для наших детей, для следующих поколений? Что надо сделать, чтобы мы не оставили им в наследство еще больше проблем с окружающей средой.
– Но люди не любят менять свои привычки, как же убедить их переходить на «чистую» энергию, , если это сложнее, чем по-прежнему пользоваться нефтью и газом?
– Считаю, что нельзя оставлять потребителя с этим вопросом один на один. К примеру, в Германии введены налоговые льготы для тех, кто установил солнечные батареи на крыше своего дома и пользуется производимым ими электричеством. То есть людей надо мотивировать. В то же время, очень важно оставаться реалистами, не называть невыполнимых дат для полного перехода на возобновляемые источники энергии, таких, как 2050 год.