English version

Проявление мифа

Конкурсная концепция гигантского парка «Земля Олонхо» в Якутии, или о том, как из древнего культа вырастает современная пластика. Для вечной мерзлоты архитекторы предложили здания в форме чаши, сужающейся книзу.

mainImg
Мастерская:
ATRIUM http://atrium.ru/
Проект:
Комплекс «Земля Олонхо» в Якутии
Россия, Якутск

Авторский коллектив:
Антон Надточий, Вера Бутко, Анна Шапиро, Данила Гавриш, Павел Волков, Дмитрий Зражевский, Петр Алимов, Иван Хрипков, Наталья Саблина, Ольга Романова, Екатерина Тросман, Тимур Черкасов, Геннадий Попов, Мария Фадеева
Ландшафтный дизайн: LAP Landscape & Urban Design
Конструкции и инженерия: WERNER SOBEK Engeneering and Design
Концепция освещения: Lichttechnische Planung
 

3.2014 — 8.2014

Заказчик: фонд «Проектная компания комплекса »Земля Олонхо"
Консорциум, возглавляемый бюро «Атриум» Веры Бутко и Антона Надточего был одной из десяти команд, участвовавших в международном конкурсе на ландшафтно-архитектурную концепцию комплекса «Земля Олонхо» в Якутске. И хотя предложение «Атриума» не попало в число четырех финалистов, выбранных жюри в конце сентября, мы начинаем рассказ о якутском конкурсе с этого проекта, где авторам удалось не просто воспринять, а как будто бы даже умножить суровую символику якутского эпоса, прорастив ее в современные формы, подчинив этническую стилизацию гибкой пластике и эмоциональной образности.

Сложность и характер поставленной перед участниками задачи можно сравнить с московским парком «Зарядье» (в том конкурсе «Атриум» участвовал в составе консоциума MVRDV, занявшего третье место). Сопоставима сама значимость места; однако якутский конкурс прошел как будто тише московского, между тем размах запланированного строительства – больше. На 47 гектарах пустыря в центре Якутска требовалось создать ландшатфно-этнографический парк, разместив в нем конгломерат жилья, офисов, музеев, театров, инновационного технопарка и производственного центра. Причем территория будущего парка, между священным озером Сайсары и протокой Теплое считается местом, где когда-то обосновались первые якуты, то есть своего рода колыбелью народа. Вплоть до девяностых по соседству на ипподроме, расположенном через дорогу, проводился главный якутский праздник годового цикла Ысыах. Новый комплекс, оправдывая свое название, должен отразить всю глубину якутского эпоса «Олонхо» и быть ему созвучен. Собственно, сама идея его создания в значительной степени связана с тем, что город Якутск претендует на неофициальный статус столицы мирового севера.

Состав команды, работавшей над концепцией, отвечает размаху задумки якутских властей. «Атриум» впервые для себя выступил в качестве главы консорциума, объединив несколько российских и зарубежных проектировщиков. Ландшафтной частью проекта занималось голландское бюро LAP Landscape & Urban Design, основанное Сандером Лапом, раньше работавшим в West 8; за конструкции, инженерию и зелёные технологии отвечало бюро Вернера Зобека из Штутгарта; световые решения разработали австрийские светодизайнеры из Lichttechnische Planung. Важным участником этой группы стал молодой якутский архитектор, лауреат премии Владимира Татлина, Геннадий Попов. Также архитекторам помогал этнограф, специалист по якутской культуре из Тартуского университета Аймар Венцель.

Как справедливо замечают авторы проекта, конкурсное задание – редкий случай, когда исходного материала, в том числе – наполненного глубоким содержанием, очень много, культурные смыслы не требовалось выискивать среди косвенных намеков истории места, их следовало осмыслить, понять, сблизиться с ними, что архитекторы и сделали, как видно, с большим и искренним увлечением.

Здесь – надчеловеческие ландшафты редкой красоты и величия, годовые перепады температур больше 100 градусов по Цельсию, самый большой в мире город на вечной мерзлоте, точнее даже – точка роста этого города вкупе с эпосом, который предстояло сделать основой проекта.

Архитекторы полюбили эту далекую землю сразу, увидев из окна самолета пятнистые ландшафты алаасов – гигантских полян-проталин в тайге вокруг озер, образующихся при таянии вечной мерзлоты, и ленты вьющихся прихотливыми «меандрами» рек, разрезающих эти ландшафты. Эта природная геометрия определила тот фрактальный паттерн, на основе которого авторы «вырастили» свой парк. Получилась сложная структура, которая, в то же время, производит впечатление естественной, но отражает целый комплекс привходящих условий площадки. Отправной точкой стала необходимость создания Поля Торжеств: большая круглая поляна для проведения праздников, способная в самые торжественные моменты вместить до 150 000 человек, в частности во время Ысыаха, помещена у воды. Ее границу определяет канал, петляющий, и как большие реки. Он кроме всего прочего служит осушению участка, а землю от его выкапывания предлагается использовать для усложнения пластики рельефа – сейчас участок почти плоский.
 
Проект комплекса «Земля Олонхо» в Якутии
© ATRIUM
zooming
Ландшафт алаасов к северу от Якутска. Картографические данные © 2012 Google, Landsat

Посреди площади-поляны Алааса архитекторы разместили то, чему согласно архетипам многих культур следует быть в центре всего на свете – мировое древо, в якутском эпосе его называют Аал Луук Мас. Впрочем, что важно, оно не очень похоже на дерево, в интерпретации «Атриума» это ажурный, полупрозрачный столб медиа-экрана, способного показывать что угодно, и увенчанный смотровой площадкой, – остро-современный вариант великого древа, соединяющего небо и землю.
 
В основу генплана легла фрактальная структура естественного якутского ландшафта
© ATRIUM
Проект комплекса «Земля Олонхо» в Якутии
© ATRIUM
Проект комплекса «Земля Олонхо» в Якутии
© ATRIUM

Обязательные фигуры символической программы, связанной с эпосом и культом, архитекторы постарались осмыслить как смысловые вехи организуемого комплекса. Соответственно был проведен анализ градостроительного положения участка. На стыке площадки и озера Сайсары, там, куда приходит улица с другого берега протоки Теплое создали Торжественную площадь, обозначив ее необходимой в соответствии с заданием скульптурой легендарного коня Джесегея, «младшего брата творца вселенной». «Модель мировой горы Могол Ураса», которая требовалась для проведения ритуальных церемоний, вынесли на северный мыс, в самую спокойную часть площадки. Противоположная южная часть территории выделена под жильё и другие функции. Между ними собственно и создан парк, –его организация обеспечивает степень градации от пространства активности к пространству покоя и сосредоточения на сакральных смыслах колыбели якутского народа.

Впрочем, ключевым вызовом проекта стал заказ на создание современного архитектурного выражения местной культуры. Якутская культура не оставила значительных капитальных сооружений; несмотря на жесткий континентальный климат, важные действа проходят под открытым небом. Требовалась материализация мифопоэтики традиции в актуальных XXI веку формах и архитекторы нашли подсказку в одном из ритуалов Ысыаха. Он называется кумысное тюсюлгэ и выглядит следующим образом: традиционные кубки под названием чороны составляют вплотную друг к другу на специальном коврике, а потом единым движением сосуда разливают в них кумыс (любимый всеми кочевниками слегка алкогольный напиток из лошадиного молока). После чего начинается совместное возлияние, которое как и у многих других народов считается существенным актом единения всех участников перед лицом высших сил.
 
Проект комплекса «Земля Олонхо» в Якутии
© ATRIUM

Вот это множество чоронов и стало прообразом архитектурного ядра комплекса – группы музеев, театров, выставочных залов и культурных центров под общим названием Международный Центр Олонхо (МЦО). Дело в том, что такая форма кубка с узким основанием оптимальна с точки зрения проблемы растепления грунта вечной мерзлоты. Все здания в Якутские сейчас строятся на сваях. Многие помнят Музей мамонта, спроектированный Томасом Лизером для этого города, он тоже был на ножках, хоть и других.

Так и появились здания-чороны, тесно составленные вместе, отчасти сливающиеся друг с другом таким образом, что они начинают напоминать биологическую форму. Их пронизывает ветвящаяся структура вестибюлей – словно мы застали кубки в момент, когда в них щедрой струей лилось молоко: так бывает, если наливать сразу во все емкости. Снаружи строения украшены крупным орнаментом, именно он усиливает сходство с традиционным сосудом; паттерн очень крупный – в треугольник может быть вписано, к примеру, большое музейное окно. Сверху устроены зенитные окна, пропускающие внутрь там, где это требуется, дневной свет, и, с другой стороны, созвучные образу чорона: здания-чаши оказываются, пусть символически, но открыты подобно настоящим сосудам. На визуальном уровне тема кубка артикулируется благодаря срезу формы вдоль линии дороги, куда обращены чистые плоскости стеклянных витражей. Так же река Лена, протачивая когда-то себе дорогу, обнажила структуру плато и подарила краю одну из ключевых природных достопримечательностей Якутии – Ленские столбы.
 
Проект комплекса «Земля Олонхо» в Якутии
© ATRIUM
Проект комплекса «Земля Олонхо» в Якутии
© ATRIUM

Среди всех зданий МЦО ключевое внимание в соответствии с конкурсным заданием необходимо было уделить театральному объему. Якутский министр культуры и духовного развития одновременно является главным режиссером театра «Олонхо», труппа которого известна по всему миру уникальным подходом к интерпретации традиционной культуры сказа в формах современного сценического искусства. Его – Якутский академический драматический театр им. П.А. Ойунского (регулярный лауреат премии «Золотая маска»), а также театр оперы и балета, нужно было соединить в новом объеме. То, что получилось, местные жители в ходе обсуждения прозвали Кытыйа, этим словом обозначается специальная плошка для взбивания масла из кумысного молока: это еще одно ритуальное действо, обозначающее «пахтание мирового океана», дыхание жизни, родственное акту творения. Получающееся масло тут уподобляется куту – душе. В архитектурном выражении «шары масла» превратились в золотистые объемы трех театральных залов. Если мы вспомним, что греки считали катарсис, происходящий от трагедийного представления, частью обновления души, то получается довольно логично. К слову, один из идеологов конкурса «Земли Олонхо», Елена Валерьевна Фёдорова, анализировала в своих статьях якутский эпос в сравнении с греческим.
 
Международный центр «Олонхо»
© ATRIUM

Еще в двух «чоронах» расположились музеи, институты и планетарий, а общественно-торговый центр занял множество «залитых молоком» и слившихся мелких чаш. Каждая функция сопровождается обустройством теплой парковки внутри «ног». Архитекторы продумали схему постепенного, в несколько очередей, строительства зданий: вначале для устойчивости требуется построить три модуля-«чорона», затем все остальные части можно пристраивать постепенно, один модуль за другим, решая по ходу дела вопрос их функционального наполнения в зависимости от конъюнктуры рынка.
zooming
Международный центр «Олонхо»
© ATRIUM
Проект комплекса «Земля Олонхо» в Якутии
© ATRIUM
Проект комплекса «Земля Олонхо» в Якутии
© ATRIUM

Более прагматическая, жилая и исследовательская часть комплекса разместилась в южной части парка. Предполагается, что на проекты жилых домов и инновационного технопарка будут проводиться отдельные конкурсы (один из них уже состоялся в начале года и, к слову, в шорт-лист вошел проект Геннадия Попова, архитектора, который участвовал в работе нынешнего консорциума «Атриума»). Тут архитекторы лишь наметили плановую и символическую канву: жилые дома уподоблены кольцевым сибирским протогородам, а технопарк – алмазам, граненым подземным драгоценностям, россыпь которых тем не менее тоже вписана в круг.
 
zooming
Проект комплекса «Земля Олонхо» в Якутии
© ATRIUM

Суровые климатические условия Якутска подтолкнули «Атриум» к созданию временного павильона для работы парковой инфраструктуры в холодные месяцы (декабрь-февраль). В сооружении под названием «Мягкая зима» температура будет держаться на уровне -7°С, что позволит с комфортом кататься на коньках тогда, когда снаружи будет ниже минус тридцати. Это часть концепции культурного программирования комплекса, которая также была необходима по заданию. Создан целый календарь с годовым циклом фестивалей, образовательных событий и других мероприятий. Для него выбраны три ключевых темы, поддерживающие на уровне софта значение комплекса: традиция, экология и инновации. Детально продумана инфраструктура: транспортная схема с множеством велосипедных дорожек и других альтернативных средств передвижения, разнообразные павильоны. Отдельная тема – организация паркового ландшафта со множеством разных зон активностей: канал выделяет сакральное пространство празднеств, холмы формируются из грунта, вынутого при создании канала и фундаментов. В проекте тщательно описана растительность: авторы выбрали в основном местные, устойчивые к мерзлоте породы и создали из них ландшафт, «красочный большую часть года».
 
zooming
Проект комплекса «Земля Олонхо» в Якутии
© ATRIUM
Проект комплекса «Земля Олонхо» в Якутии
© ATRIUM
zooming
Чороны и кытыйа, ставшие основой образа МЦ «Олонхо»
zooming
Схема, отчетливо показывающая, как здания-чашки вначале объединили в группу, надежную с точки зрения конструкции, а затем разрезали, – так как река Лена разрезает массив Ленских столбов. Проект комплекса «Земля Олонхо» в Якутии
© ATRIUM
Международный центр «Олонхо»
© ATRIUM

Словом, сложный, многосоставный проект, густо пропитанный эпической символикой, которая удивительным образом как будто на глазах перерастает в футуристические образы и техногенные решения, среди которых – множество «зеленых», к примеру использование «термальной активации массивных конструкций» зданий, термоизоляция, использование серой воды и прочего, что позволило авторам в некоторых случаях добиться характеристик «пассивного» дома. Кроме того архитекторы утверждают, что все смелые и футуристические на вид архитектурные решения – вполне реализуемы и надежны, будучи основаны на смелых инновационных, но вполне доступных технологиях. Это реакция на основную задачу конкурса, где требовалось создать сугубо якутский но в современный архитектурный образ, который мог бы оказаться интересным всему миру.

Архитекторы работали над проектом полгода, и в разговоре они уже так уверенно частят терминами традиционной якутской мифологии, как будто в процессе работы освоили новый язык – что отчасти правда. Интересно то, до чего быстро и непосредственно образы традиционной культуры перерастают в футуристическую пластику, смыкаясь с современным формообразованием где-то на уровне глубокомысленно-обусловленной линии паттерна. Тут и вспоминаешь, что у современности и у архаики есть одна общая черта: тяготение к шифрованию, превращению формы в знак с многослойным смыслом. Когда зигзаг и две точки на круглом боку сосуда обозначают весь мир с его верхом и низом, началом и концом, со всеми его труднопонимаемыми закономерностями. Глядя на концепцию парка «Земля Олонхо» в версии архитекторов «Атриума» можно подумать, что архитекторы как будто начали расшифровывать эти мифо-смыслы, несущие в себе весь мир целиком, переводить их на понятный язык Нового времени, но тут же зашифровали обратно, повинуясь логике художественных практик времени нашего, Новейшего.
Возможности разделения строительства на очереди: гибкие возможности реализации. Проект комплекса «Земля Олонхо» в Якутии
© ATRIUM
Мастерская:
ATRIUM http://atrium.ru/
Проект:
Комплекс «Земля Олонхо» в Якутии
Россия, Якутск

Авторский коллектив:
Антон Надточий, Вера Бутко, Анна Шапиро, Данила Гавриш, Павел Волков, Дмитрий Зражевский, Петр Алимов, Иван Хрипков, Наталья Саблина, Ольга Романова, Екатерина Тросман, Тимур Черкасов, Геннадий Попов, Мария Фадеева
Ландшафтный дизайн: LAP Landscape & Urban Design
Конструкции и инженерия: WERNER SOBEK Engeneering and Design
Концепция освещения: Lichttechnische Planung
 

3.2014 — 8.2014

Заказчик: фонд «Проектная компания комплекса »Земля Олонхо"

18 Октября 2014

ATRIUM: другие проекты
Женская доля: что говорят архитекторы
Задали несколько вопросов женщинам-архитекторам. У нас – 27 ответов. О том, мешает ли гендер работе или, наоборот, помогает; о том, как побеждать, не сражаясь. Сила – у кого в упорстве, у кого в многозадачности, у кого в сдержанности... А в рядах идеалов бесспорно лидирует Заха Хадид. Хотя кто-то назвал и соотечественниц.
Река и форм, и смыслов
Бюро ATRIUM славится вниманием к пластичной форме, современному дизайну и даже к новым видам интеллекта. В книге-портфолио Вера Бутко и Антон Надточий представили работу компании как бурный поток: текстов, графики, образов... Это делает ее яркой феерией, хотя не в ущерб системности. Но система – другая, обновленная. Как будто фрагмент метавселенной воплотился в бумажном издании.
Словоформы
Архитекторы ATRIUM любят амбициозные задачи, вот и тридцатилетие бюро отмечают выставкой, смело играя со словарем в слова. Они погружают свои проекты и – важнее – многочисленные объекты, в некий собственный глоссарий, как в поток. Течешь тут, как по венам чистого искусства, то и дело касаясь, то вертикального города, то образовательных пространств, на которых архитекторы собаку съели, то идентичности места. Но больше всего подкупает то, что Вера Бутко и Антон Надточий утверждают, в том числе своей выставкой: архитектура – это прежде всего искусство, искусство работы с формой и пространством.
Алюминий в многоэтажном строительстве
Ключевым параметром в проектировании многоэтажных зданий является соотношение прочности и небольшого веса конструкций. Именно эти характеристики сделали алюминий самым популярным материалом при возведении небоскребов. Вместе с «АФК Лидер» – лидером рынка в производстве алюминиевых панелей и кассет – разбираемся в технических преимуществах материала для высотного строительства.
Баланс желтого
Архитекторы АБ ATRIUM, используя свои навыки и знания в области проектирования школ нового поколения, в которых само пространство и пластика – так задумано – работают на развитие ребенка, оживили крупный, хотя и среднеэтажный, жилой комплекс New Питер проектом, где сквозь темный кирпич прорываются лучи желтого цвета, актового зала нет, зато есть четыре амфитеатра, две открытые террасы, парк и возможность использовать возможности школы не только ученикам, но и, по вечерам, горожанам.
Точка нового отсчета
Давно хотелось изучить пространство RuArts Foundation, созданное архитекторами ATRIUM, и наконец удалось. Оно уместное и впечатляющее, в нем интересным образом сочетаются традиции – в данном случае, галереи, и новации. Рассматриваем. А заодно вглядываемся в предисторию.
Куда пойти учиться?
5 вариантов дополнительного...
По следам круглого стола, организованного Институтом Генплана на Зодчестве – и в преддверии старта выставки «Открытого города», – рассматриваем разные направления бесплатного дополнительного образования для архитекторов. Оно позволяет развить навыки, приблизиться к реализации мечты, или выйти из зоны комфорта и войти в новую, устроившись на работу.
Сны о вселенной
На прошлой неделе начала работу Первая архитектурная Биеннале в Метавселенной. Мероприятие демонстрирует, что технологии иммерсивного интернета доступны уже сегодня, и пришло время архитекторам обустраивать «новые земли». В нашей подборке – восемь объектов биеннале, показавшихся наиболее интригующими.
Мастерство контрапункта
В скульптуре Греции периода классики впервые был освоен контрапункт: умение расположить человеческое тело так, как будто оно вот-вот сделает шаг, заключить в нем намек на энергию будущего движения, скрытую динамику. Для архитектуры, особенно в XX веке и сейчас, это тоже одна из главных задач, а архитекторы АБ ATRIUM работают над ее решением упорно, последовательно и всегда немного по-разному. Вот и новый ЖК «Рихард» – хороший пример такого поиска, основанного на осмыслении контрастов городского окружения, переплавленного в подобие живого существа.
Золотое сечение: лауреаты 2023
Три высшие награды, включая гран-при, получили в этом году архитекторы СПИЧ. Николай Шумаков отмечает, что хорошие московские архитекторы все больше работают в отдаленных уголках страны. На выставке премии можно было изучить, с архитектурной точки зрения, некоторые крупные, но малоизвестные комплексы. Публикуем список лауреатов Золотого сечения 2023 с небольшими комментариями и репортажем.
Школа нашего времени
В преддверии презентации новой книги бюро ATRIUM, посвященной проектированию школ и других образовательных пространств, основанной на собственном – немалом – опыте архитекторов, а также экспертных суждениях, – рассказываем о здании школы Quantum STEM, реализованной по их проекту в Астане. Планируется, что это первое здание целой серии. В нем многое по современным правилам, но есть и отступления, подтверждающие и развивающие правила. Например, амфитеатров в атриуме два, а во дворе насыпан искусственный холм – ради усложнения плоского рельефа казахской степи.
Архитектор в метаверс
Поговорили с участниками фестиваля креативных индустрий G8 о том, почему метавселенные – наша завтрашняя повседневность, и каким образом архитекторы могут влиять на нее уже сейчас.
Материя с гибким характером
Алюминий – разнообразный материал, он работает в широком в диапазоне от гибкого дигитального футуризма – до имитации естественных поверхностей, подходящих для реконструкций и даже стилизаций. Рассказываем о 7 новых жилых комплексах, в которых использован фасадный алюминий компании Cladding Solutions.
Мост-завиток
Проект пешеходного моста, предложенного архитекторами бюро ATRIUM Веры Бутко и Антона Надточего для Алматы, стал победителем премии A+A Awards портала Architizer в номинации «Непостроенная транспортная инфраструктура». Он и правда хорош: «висячий сад» в бетонных колоннах-кадках над городской трассой сопровожден завитками деревянных пандусов, которые в ключевой точке складываются в элемент национальной орнаментики.
Сергей Надточий: «В своем исследовании мы формулируем,...
Недавно АБ ATRIUM анонсировало почти завершенное исследование, посвященное форматам проектирования современных образовательных пространств. Говорим с руководителем проекта Сергеем Надточим о целях, задачах, специфике и структуре будущей книги, в которой порядка 300 страниц.
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
Спиральный подход
Здание школы в Нурсултане, выполненное Верой Бутко и Антоном Надточим полностью, от концепции до стадии РД, стало воплощением авторской методики по созданию современной образовательной среды, над которой архитекторы ATRIUM работают много лет. Среди основных ее принципов – создание вдохновляющего пространства, мотивирующего к созидательной творческой деятельности. Поэтому новая школа получила форму орнаментированной золотистой спирали, которая символизирует восхождение к знаниям, а внутри здание представляет собой сложно организованный многофункциональный «город в городе» с многоярусными атриумами, амфитеатрами и вариативными маршрутами.
Слабые токи: итоги «Золотого сечения»
Вчера в ЦДА наградили лауреатов старейшего столичного архитектурного конкурса, хорошо известного среди профессионалов. Гран-при получили: самая скромная постройка Москвы и самый звучный проект Подмосковья. Рассказываем о победителях и публикуем полный список наград.
ATRIUM: «Один довольный заказчик должен приносить тебе...
Вера Бутко и Антон Надточий, известные 20 лет назад смелыми проектами интерьеров и частных домов, сейчас строят большие жилые районы в Москве, участвуют в конкурсах наравне с западными «звездами», активно работают со значительными проектами не только в России, но и на постсоветском пространстве. Мы поговорили с архитекторами об их творческом пути, его этапах и истории успеха.
Течение линий
Пять домов квартала «Свобода» ЖК «Символ» – пример комплексной работы архитекторов над целостным фрагментом города, который стал воплощением того подхода к архитектуре, который в Москве ранее не встречался: все подчинено пластическому потоку – своего рода течению, подчеркнутому энергичным рисунком фасадов сродни «суперграфике».
WAF: «Оскар», но архитектурный
Говорим с авторами трех проектов, собравших награды WAF: редевелопента Бадаевского завода – Herzog & de Meuron, ЖК «Комфорт Таун» – Архиматика, и Парка будущих поколений в Якутске – ATRIUM.
Ключевое слово: «телеработа»
Архитекторы, профильные СМИ и вузы по всему миру реагируют на ситуацию пандемии, пытаясь обезопасить сотрудников и студентов, сохранив учебный и рабочий процесс. Говорим с руководителями нескольких московских бюро об их планах удаленной работы, а также рассказываем, как реагируют на эпидемию архитекторы мира.
Свиток и зеркало
Архитекторы бюро ATRIUM разработали в конкурсе концепций для Туркестана четыре проекта; один из них победил в своей номинации и будет, вероятно, реализован.
WAF 2019: в ожидании финала
Говорим c авторами проектов, вышедших в финал премии WAF: об их взгляде на фестиваль, о проектах и вероятных способах презентации.
Лучший – в Латвии
Объявлен лауреат премии союза московских архитекторов – им, как мы и предсказывали, стал Тотан Кузембаев с усадьбой Клаугис, широко известной в узких кругах. Среди номинантов ATRIUM, DNK ag, IND architects, AI architects.
Гнездо
Новый офис бюро ATRIUM отражает авторскую концепцию Антона Надточего и Веры Бутко. В центре двухъярусного пространства подвешен арт-объект: одновременно и переговорная, и ядро композиции, и презентация метода.
Похожие статьи
Арка и треугольник
Новый бизнес-центр Stone Мневники от Kleinewelt Architekten, для того же заказчика, что и на Ходынке, в чем-то перекликается с проектами для нее. Но не во всем. В Мневниках больше углов, и сами авторы говорят, что проект построен на контрасте. Действительно, если в первой очереди присутствуют намеки на классику, хотя и очень легкие – ну, хотя бы те же арки, и просто, и перевернутые, то есть ее прообразом можно считать восьмидесятые; то во второй очереди в роли отдаленного прообраза модернизм семидесятых. Их объединяет калейдоскоп не лишенного дерзости благоустройства из лучей и треугольников.
Парящие ступени
В поместье в горах на юге Китая появились два павильона по проекту бюро DoDesign: они вдохновлены типичными для этой местности огромными камнями.
Домашняя триада
Дом по проекту Neogenesis+Studi0261 в Сурате на западе Индии состоит из трех почти одинаковых и независимых секций: здесь с удобством разместились несколько поколений одной семьи.
Фабрика здоровья
Работая над проектом оздоровительно-туристического комплекса на берегу Енисея, архитекторы ПТАМ Виссарионова поставили перед собой задачу создать оздоровительные пространства, усиливающие пользу воздействия природы и медицинских процедур на тело и душу. Объемно-пространственные нацелены стимулировать взаимодействие гостей с ландшафтом и друг с другом.
Рыночный куб
MVRDV предложили для тайваньского города Чжубэй новую, максимально гибкую типологию рыночной постройки, применив свой излюбленный прием штабелирования этажей и функций.
Механика цветения стеклянного леса
Комплекс апартаментов Саввинская 27 от Level, строительство которого сейчас уже подходит к концу на вытянутом вдоль реки протяженном участке рядом с Новодевичьим монастырем, – обладает очень смелой для Москвы пластикой. Визуально он похож на результат работы стеклодува в соавторстве со скульптором, этакие стеклянно-бетонные джунгли, ритмизованные, но растущие энергично и живописно. Воплотить такую идею – не так-то просто. Рассказываем о концепции ODA и о методах, использованных архитекторами компании АПЕКС для ее реализации. Показываем узлы.
Дом над соснами
Дом на юго-западе Франции по проекту Maud Caubet Architectes приподнят над землей, чтобы владельцы могли любоваться кронами сосен.
Античность и недвижимость
Бюро OMA выиграло конкурс на проект реконструкции футбольного стадиона «Сельман Стермаси» в Тиране: вокруг модернизированной арены появятся жилье, офисы и гостиница.
Изящество и совместность
Вилла «Грейс», построенная по проекту бюро Романа Леонидова в Подмосковье, балансирует между элегантным минимализмом и широкими порывами русской души. Главный дом решен как последовательность четырех самодостаточных объемов – каждый может существовать по отдельности, но предпочитает быть частью целого. Единение достигается с помощью цвета и системы общих пространств, а богатая пластика, которая менялась по ходу строительства, «окупает» почти полное отсутствие декора.
Войти в ущелье
Бюро Ofis полностью перестроило входной павильон живописного ущелья Винтгар в Словении, предложив вернуться к традиционной, не наносящей вреда природе деревянной архитектуре.
Бетон и искусство иллюзии
В парижском парке Ла-Виллет по проекту бюро Loci Anima реконструирован кинотеатр La Géode – геодезическая сферорама на бруталистском основании.
Растворенный в джунглях
В проекте Canopy House Марсиу Коган и его Studio MK27 предложили человечный вариант модернистского по духу дома, сливающегося с буйной тропической природой на востоке Бразилии.
Парящая вершина
Центр продаж по проекту бюро Wutopia Lab в дельте Жемчужной реки напоминает о горных вершинах – как местных, тропической провинции Гуандун, так и тяньшаньских.
Путь в три шага
Бюро HENN и C.F. Møller выиграли конкурс на проект нового больничного комплекса Ганноверского медицинского института.
Блеск дерзновенный
Изучаем «Новый взгляд», первую школу, построенную за последние 25 лет в Хамовниках. У здания три основные особенности: оно рассчитано на универсалии современного образования, обучение через общение и прочее; второе – фасады сочетают структурное моллированное стекло и металлизированно-поливную керамику, они дороги и технологичны. Третье – это школа «Садовых кварталов», последнее по времени приобретение знаменитого квартала Хамовников. И дорогое, и, по-своему, дерзкое приобретение: есть некий молодой задор в этом высказывании. Разбираемся, как устроена школа и где здесь контраст.
Дом хорошего самочувствия
Бюро Triptyque и Architects Office создали первый в Бразилии многоквартирный дом для здоровой жизни: их башня AGE360 в самом центре вмещает спортивные и спа-объекты.
Поворот ядра
Остроумное и емкое пластическое решение – поворот каждого этажа на N градусов – дал ансамбль «танцующих» башен, подобных друг другу, но разных; простых, но сложных. Авторы тщательно продумали один узел и немало повозились с конструкцией колонн, все остальное «было просто». Да, еще стены ядра на каждом этаже развернули – для максимальной эффективности офисных пространств.
Перья на ветру
Павильон по проекту шанхайского бюро GN Architects, подчеркивая красоту пейзажа, служит для привлечения туристов на островок Чайшань в Восточно-Китайском море.
Дом из весенней материи
За этим домом мы наблюдаем уже пару лет: вроде бы простой, не очень сложный, но как удачно вписался в микрорайонный контекст после развязок МСД. Здорово запоминается этот дом всем, кто хотя бы время о времени ездит по шоссе. На наш взгляд, тут Сергею Никешкину, миксуя популярные приемы и подходы архитектуры 2010-х, удалось простое, вроде бы, здание превратить в высказывание «на тему дома как такового». Разбираемся, как так вышло.
Вода и ветер точат камень
По проекту бюро Asadov в районе Дубая, где сосредоточена инфраструктура для кино- и телепроизводства, будет построен жилой комплекс Arisha. Чтобы создать затененные пространства и интригующий силуэт, архитекторы выбрали воронкообразную композицию, а также заимствованные у природы пластические приемы – выветривания и осыпания. Пространства кровли, стилобата и подземного этажа расширяют возможности для досуга в контуре рукотворного «оазиса».
Райский птичий лай
Вилла Casa Seriema, построенная в окрестностях Белу-Оризонти по проекту бюро Tetro, своими общественными пространствами обращена на горы, а частными комнатами – на густой лес.
На пути к осознанности
Бюро BIG представило проект Международного аэропорта Гелепху – ключевую часть своего мастерплана «Город осознанности» для Бутана.
Полезные связи
Zaha Hadid Architects представили проект мастерплана Наполи-Порта-Эст, который призван оживить заброшенные промышленные кварталы Неаполя и соединить их с центральной частью города.
Пресса: «Найдет ли Якутия свою идентичность и сможет ли ее...
В эти дни происходит самое главное в реализации проекта «Земля Олонхо». Выбор победителя, который состоится 20 октября в Москве. О своей работе над проектом, опыте погружения в якутскую культуру рассказывают архитекторы Вера Бутко и Антон Надточий.
Технологии и материалы
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Сейчас на главной
Pro forma
Появились фотографии реализованной в Черняховске вискикурни архитекторов TOTEMENT / PAPER – объекта, продолжающего их же Музей коньяка. Из простого, в общем-то, технически промышленного, объема и пространства, архитекторы сделали целый театр, насыщенный впечатлениями. Смотрим. Всем советуем экскурсию на вроде бы завод, а на самом деле – эксперимент по театрализации темы приготовления крепких напитков. И не только ее, а и «чистого искусства», способного развиваться где угодно.
Исток, гнездо и колос
В конце прошлого года бюро ASADOV подвело итоги конкурса на лучший семейный клуб, который проводило при поддержке Союза архитекторов России. Принять участие в нем могли молодые архитекторы и студенты профильных вузов. С запозданием, но знакомим с победителями конкурса.
Жизнь в замке
Амалия Тавелла и ее бюро превратили замок среди виноградников Прованса в выставочное пространство, дополненное дюжиной гостиничных номеров.
Вишневая фабрика
Мастерская PROJECTLIFE разработала проект реконструкции дома культуры в городе Уварово для размещения производства энергосберегающих полиуретановых изделий. Смену функции архитекторы маркируют более динамичной композицией, соответствующей технологии перепланировкой, а также кирпичной облицовкой. Также проект предполагает использование принципов устойчивого строительства.
Крути педали
Первый участок ВЕЛО1 – маршрута между Москвой и Петербургом – соединяет города Дубна и Яхрома. Благоустройством трассы занималось бюро EASYBUREAU совместно с АНО «Вело1»: с помощью ландшафтного дизайна дорожка вписана в разнообразные пейзажи, а по пути следования появились деревянные настилы, площадки для отдыха, пункты проката и ремонта.
MADA 2025: итоги премии MosBuild для молодых архитекторов...
В начале апреля на выставке MosBuild 2025 подвели итоги премии для молодых архитекторов и дизайнеров MosBuild Architecture & Design Awards. Номинаций в этом году было семь: шесть традиционных и одна новая – от бизнес-сообщества MosBuild Connect. Рассказываем о победителях.
Славянский мотив
По проекту бюро «Лепо» в Старом Осколе открылась пекарня, которая оживила советский микрорайон: за стенами обычного торгового павильона скрывается интерьер с декоративными подзорами, мозаичными стенами и сочным терракотовым цветом.
Сечение по Краснодару
Стали известны лауреаты смотра-конкурса «Золотое сечение 2025». Гран-при достался тренировочной базе футбольного клуба «Краснодар» Максима Рымаря. Публикуем полный список награжденных.
Арт-мельница
Историческая автоматическая мельница в чешском Пардубице претерпела сложную, многосоставную реставрацию усилиями бюро TRANSAT и Prokš Přikryl, став в итоге важным художественным центром.
Приморская волна
Градсовет Петербурга рассмотрел проект санаторного комплекса в Солнечном, представленный руководителем бюро «А.Лен» Сергеем Орешкиным. Экспертам понравилась архитектура, но большие сомнения вызвала среда, которая намекает на вероятность апартаментов: дисперсная застройка, небольшое количество парковочных мест и отсутствие крытого бассейна плохо сочетаются с типологией комплекса.
Арка и треугольник
Новый бизнес-центр Stone Мневники от Kleinewelt Architekten, для того же заказчика, что и на Ходынке, в чем-то перекликается с проектами для нее. Но не во всем. В Мневниках больше углов, и сами авторы говорят, что проект построен на контрасте. Действительно, если в первой очереди присутствуют намеки на классику, хотя и очень легкие – ну, хотя бы те же арки, и просто, и перевернутые, то есть ее прообразом можно считать восьмидесятые; то во второй очереди в роли отдаленного прообраза модернизм семидесятых. Их объединяет калейдоскоп не лишенного дерзости благоустройства из лучей и треугольников.
Вторая итерация
Градсовет Петербурга повторно рассмотрел проект дома, который повлияет на панорамы Большой Невки. Бюро «А2» прислушлось к рекомендациям и поработало с ритмом, торцами и верхним террасированным уровнем. Эксперты поддержали улучшения и признали проект удачным.
Парящие ступени
В поместье в горах на юге Китая появились два павильона по проекту бюро DoDesign: они вдохновлены типичными для этой местности огромными камнями.
Солнечный дуплекс
Небольшой отель в Солнечногорске, рассчитанный на автономное размещение двух компаний, построен по проекту DO buro. В сценарий здания заложена как возможность уединения, так и совместного времяпрепровождения: у каждого жилого модуля свой двор и гостиная с панорамным окном, а объединяет их терраса, которую можно использовать в качестве дополнительной площадки для отдыха.
Домашняя триада
Дом по проекту Neogenesis+Studi0261 в Сурате на западе Индии состоит из трех почти одинаковых и независимых секций: здесь с удобством разместились несколько поколений одной семьи.
Тень от франжипани
Ресторан, построенный по проекту бюро Максима Цыбина Overhead на острове Бали, простыми и крупными формами подсвечивает колоритный контекст: на фоне белых и бетонных поверхностей ярче проступает разнообразие растительности, самобытность придомовых храмов и детали окружающих зданий.
Убежище архитектора
Собственный дом архитекторов студии Quatrobase в Московской области изобретателен и включает множество нестандартных решений: двусветную гостиную при каркасной технологии строительства, темный фасад и контрастные окна, а также целый ряд интерьерных и технических находок.
Фабрика здоровья
Работая над проектом оздоровительно-туристического комплекса на берегу Енисея, архитекторы ПТАМ Виссарионова поставили перед собой задачу создать оздоровительные пространства, усиливающие пользу воздействия природы и медицинских процедур на тело и душу. Объемно-пространственные нацелены стимулировать взаимодействие гостей с ландшафтом и друг с другом.
Рыночный куб
MVRDV предложили для тайваньского города Чжубэй новую, максимально гибкую типологию рыночной постройки, применив свой излюбленный прием штабелирования этажей и функций.
Дом над соснами
Дом на юго-западе Франции по проекту Maud Caubet Architectes приподнят над землей, чтобы владельцы могли любоваться кронами сосен.
Механика цветения стеклянного леса
Комплекс апартаментов Саввинская 27 от Level, строительство которого сейчас уже подходит к концу на вытянутом вдоль реки протяженном участке рядом с Новодевичьим монастырем, – обладает очень смелой для Москвы пластикой. Визуально он похож на результат работы стеклодува в соавторстве со скульптором, этакие стеклянно-бетонные джунгли, ритмизованные, но растущие энергично и живописно. Воплотить такую идею – не так-то просто. Рассказываем о концепции ODA и о методах, использованных архитекторами компании АПЕКС для ее реализации. Показываем узлы.
Третья пространственная
Профессор МАРХИ Максим Полещук написал книгу об инновациях. Она выйдет в свет в мае 2025, а пока показываем расширенную авторскую аннотацию. Там сказано, что книге есть разгадка освобождения архитектуры от «плена традиционных институтов: заказчик – подрядчик, проектировщик – строитель, чиновник – девелопер».
Античность и недвижимость
Бюро OMA выиграло конкурс на проект реконструкции футбольного стадиона «Сельман Стермаси» в Тиране: вокруг модернизированной арены появятся жилье, офисы и гостиница.
Между действительным и виртуальным
Интерьер бутика Nude Story на Кузнецком Мосту, реализованный по проекту Романа Гуляева и Марии Цахариас, может показаться очень уж модным: очищенный кирпич, обилие медиа-экранов. Но он освежает и даже завораживает парадоксами, начиная от обилия медиа-экранов в историческом интерьере и заканчивая «фрагментами» каннелированных колонн травянистого цвета.
Благоустройство глазами студентов
В начале марта в Минстрое России подвели итоги Национального студенческого конкурса «Благоустрой!» Были определены победители в шести номинациях, а также обладатель гран-при конкурса в миллион рублей. Рассказываем о проектах-победителях.
Вент-фасад: беда или мелочь?
Еще один памятник модернизма под угрозой: Донскую публичную библиотеку в Ростове-на-Дону архитектора Яна Заниса планируется ремонтировать «с максимальным сохранением внешнего облика» – с переоблицовкой камнем, но на подсистеме, и заменой туфа в кинозале на что-то акустическое. Это пример паллиативного подхода к обновлению модернизма: искажения не касаются «буквы», но затрагивают «дух» и материальную уникальность. Рассказываем, размышляем. Проект прошел экспертизу, открыт тендер на генподрядчика, так что надежды особенной нет. Но почему же нельзя разработать, наконец, методику работы со зданиями семидесятых?
Песнь песней
В Европейском университете в Санкт-Петербурге открылась персональная выставка Сергея Мишина «Проект проекта». По его собственному определению, на ней представлена руда, из которой добывается вещество архитектуры: графика, блокноты, заметки и осколки, предшествующие рабочим чертежам. Кроме графики есть и тексты Сергея Мишина и о нем – выдающиеся примеры того, как можно говорить об архитектуре.
Войти в ущелье
Бюро Ofis полностью перестроило входной павильон живописного ущелья Винтгар в Словении, предложив вернуться к традиционной, не наносящей вреда природе деревянной архитектуре.