Жизнь и живопись: нюансы

Рассказ Сергея Хачатурова о венецианской выставке Михаила Рогинского, дизайн экспозиции которой сделал Евгений Асс. Замечательные фотографии Юрия Пальмина позволяют понять, как устроена выставка.

mainImg
Параллельная программа XIV Венецианской архитектурной биеннале включила экспозицию, вроде бы к искусству зодчества отношения не имеющую. Имеется в виду выставка «По ту сторону красной двери» корифея неофициального искусства СССР Михаила Рогинского. Его работы 1978–2001 годов, периода парижской эмиграции, привезли руководимые меценатом Инной Баженовой фонды Михаила Рогинского и in artibus. Экспозиция готовилась в сотрудничестве с вдовой мастера Лианой Шелия-Рогинской.
 
Почему живописец на архитектурной биеннале? Все не так просто. Куратор выставки Елена Руденко объяснила, что стратегия Рогинского по разъятию мира на праэлементы (дверь, стол, полка, стул, ванна, бутыль) вполне согласуется с идеей «Основ» («Fundamentals»), которая была сформулирована куратором биеннале Рэмом Колхасом и определила режиссуру главной выставки фестиваля.

Как мы помним, главная выставка в центральном павильоне Джардини называется «Элементы архитектуры». Она презентует некий каталог модулей, из которых собирается здание: потолок, окно, пол, балкон, санузел, дверь и т.п. Выставка замечательна как образец архитектурной пропедевтики, трехмерное пособие по обучению азбуке архитектурных форм. Энциклопедические статьи, коими сопровождаются демонстрации образцов кровель и унитазов, могли бы стать основой конспектов каких-нибудь пытливых юношей и девушек из архитектурных колледжей и вузов. Проблема в том, что в общении с этой энциклопедией элементов отсутствует личная эмоция и авторская речь художника-создателя. Экспозиция Рогинского эту проблему разрешает. У него ведь тоже про протоформы нашего бытия и быта. Однако каждый из них запечатлен портретно и заряжен выстраданной самим художником энергией жизни.

Входящих в университет Ка’Фоскари, где разместилась выставка Рогинского, встречает его легендарная красная «Дверь». Это объект 1965 года. Не найденный, как можно сперва подумать, а созданный специально и имеющий абсолютно «портретную», как и «Черный квадрат» Малевича, пластику и даже мимику. Великолепна работа с поверхностью, которая препарируется художником столь ювелирно (с бережным вниманием ко всем заусенцам, потекам краски и кракелюрам), что грубое изделие обретает качество уникальной драгоценности, нечто вроде зашифрованного автопортрета автора.
 
Выставка «Михаил Рогинский. По ту сторону Красной Двери». Экспозиция © Евгений Асс. Фотография © Юрий Пальмин
Выставка «Михаил Рогинский. По ту сторону Красной Двери». Экспозиция © Евгений Асс. Фотография © Юрий Пальмин

Так, уже на пороге посетитель выставки обретает измерение человечности в общении с равнодушным к этой проблеме интернациональным модернизмом блочных домов и типовых квартир. Дальнейшее движение эту тему «измерения человечности» поддерживает и развивает. Отлично, что архитектуру выставки делал гуру отечественного модернизма Евгений Асс. Он разместил работы на двух этажах. Сама планировка главной анфилады университета Ка’Фоскари проста: большой коридор, выходящий на Гранд Канале. Параллельно с ним – цепь маленьких средневековых комнаток с деревянными потолками и иногда каминами. Асс намеренно сделал переживание пространства трудным. Он рассек все анфилады деревянными фальшстенами. Выкрасил каждый встроенный в древность зальчик в цвет живописи Рогинского (мягкие тона розового, зеленого, темно-синего, молочный белый, охристый). Вышло нечто вроде лабиринта. Зритель блуждает по закоулкам сознания жителя советских хрущоб и коммуналок. Разговор ведут населяющие комнаты подобных квартир вещи.
Выставка «Михаил Рогинский. По ту сторону Красной Двери». Экспозиция © Евгений Асс. Фотография © Юрий Пальмин
Выставка «Михаил Рогинский. По ту сторону Красной Двери». Экспозиция © Евгений Асс. Фотография © Юрий Пальмин
Выставка «Михаил Рогинский. По ту сторону Красной Двери». Экспозиция © Евгений Асс. Фотография © Юрий Пальмин
Выставка «Михаил Рогинский. По ту сторону Красной Двери». Экспозиция © Евгений Асс. Фотография © Юрий Пальмин
Выставка «Михаил Рогинский. По ту сторону Красной Двери». Экспозиция © Евгений Асс. Фотография © Юрий Пальмин
Выставка «Михаил Рогинский. По ту сторону Красной Двери». Экспозиция © Евгений Асс. Фотография © Юрий Пальмин
Выставка «Михаил Рогинский. По ту сторону Красной Двери». Экспозиция © Евгений Асс. Фотография © Юрий Пальмин

 
Один вопрос Евгению Ассу

Архи.ру: 
– Евгений Викторович, какого эффекта Вы хотели добиться в проекте экспозиции? 

Евгений Асс: 
– Эффект не то слово – я пытался достичь некоей конгениальности экспозиционного пространства живописи Рогинского. И я бы говорил не о лабиринте, а о трудной траектории движения внутри живописного пространства. Изломаные формы залов, драматичные пространственные переходы (все проемы сделаны разными), нерегулярная развеска работ – для меня все это «архитектура живописи» Рогинского.

Вещей в комнатах много и они собраны по разделам. Первый – «Азбука двухмерности». Работы 1978–1980 года. Полки с бутылками и посудой. Нарочито брутально нарисованные, дешевым акрилом на дешевой бумаге или картоне. Наделенные какой-то животной, первобытной силой. Дикая живопись сродни фовизму: кажущаяся небрежность происхождения самого аристократичного. Точность и глубина цвета и красота тональных отношений воздействуют как зажженный солнцем витраж.
 
Раздел «Азбука двухмерности», работы 1978-1980 / выставка «Михаил Рогинский. По ту сторону Красной Двери». Экспозиция © Евгений Асс. Фотография © Юрий Пальмин

В разделе «Интерьер. Пейзаж. Фигура в пространстве» показаны работы 1981–1982 годов. Это визуальная реконструкция Рогинским тех квартир, что были известны по советским годам. Художник уже жил в Париже и писал комнаты с абажуром, ванные и лестницы по памяти. Он не желал никому нравиться. Его кредо было освободить искусство от красивости и искусственности, максимально стереть дистанцию между занятием живописью и жизнью. Одно живое ведь у них сродство. Потому его интерьеры нарочито убогие, утлые. С прокопченными ваннами, пыльными батареями, грубыми столами и кособокими лестницами-стремянками. Двухметровые картины выполнены на бумаге акрилом почти в монохромной технике: серое подцвечено розовым. Тем не менее попадая глазом в эти интерьеры мы не чувствуем ущербность и дискомфорт. Тонкая работа с пространством и деликатная нюансировка поверхности в пределах одного тона делают живопись изысканной и очень благородной. Не иначе в этих коммунальных интерьерах советского модернизма витают обрывки интеллектуальных споров о Бахтине и Шкловском (они велись как раз в пространстве общих кухонь).
 
Одна работа на выставке точно отсылает к возможному сочувственнику Рогинского в смысле созидания нарочито некрасивого и грубого, но при этом рафинированного и прекрасного по тонкости воплощения искусства. Эта работа «Парикмахерская». В мареве утреннего рассвета советский парикмахер ловко обрабатывает ножницами волосы сидящего перед зеркалом клиента. Ну, конечно, визави Рогинского в данном случае – Михаил Федорович Ларионов с его цирюльнями, неуклюжей пантомимой жизни провинциальных городов, нарочито безыскусной живописью и при всем при том – ошеломляющей культурой цвета и пространства. Рогинского с Ларионовым сближает понимание обыденной и банальной городской среды как уникального источника художественных идей и образов.
 
zooming
Михаил Рогинский. «Парикмахерская». Фотография Сергея Хачатурова

Сегодня и в России, и в мире наметился процесс реабилитации той безликой блочной архитектуры 1960–1980-х, которую до поры до времени в интеллигентских кругах любить было неприлично, а ненавидеть – бонтон. Нынче молодое поколение именно во второй волне послевоенного модернизма ищет образцы антибуржуазного стиля, отзывчивого к социальным проблемам. Многие павильоны нынешней биеннале посвящены модернистской застройке стран периода шестидесятых – восьмидесятых.
 
Как воодушевить зрителя на контакт с этой безразличной архитектурой? Как одушевить ее? Ответ помогает найти Рогинский. Последний раздел выставки называется «Возвращенная живопись» (1991–2001). В нем показаны картины (холст, масло) с видами уголков Москвы, которую живущий в Париже художник писал по памяти. Розовые дома с рядами одинаковых окон, синие бараки, серые улицы и подъезды выглядели бы депрессивно и безрадостно если бы не исходящая от каждого холста энергия любви и сострадания. К тому миру, который художник давно оставил, но который остался с ним на всю жизнь.
 
Выставка открыта до 28 сентября.
Раздел «Борьба с искусством», работы 1984 – 1986 / выставка «Михаил Рогинский. По ту сторону Красной Двери». Экспозиция © Евгений Асс. Фотография © Юрий Пальмин
Раздел «Измерение пустоты», работы 1986-1988 / Выставка «Михаил Рогинский. По ту сторону Красной Двери». Экспозиция © Евгений Асс. Фотография © Юрий Пальмин
Раздел «Археология конструкции», работы 1988-1996 / выставка «Михаил Рогинский. По ту сторону Красной Двери». Экспозиция © Евгений Асс. Фотография © Юрий Пальмин
Работы «Синяя стенка с дверью и персонажем» (1991, гофрокартон, глицерофталик, частное собрание) – слева и "Рельеф II (1988 , фанера, масло, коллаж, частное собрание) – справа в разделе «Археология конструкции» / выставка «Михаил Рогинский. По ту сторону Красной Двери». Экспозиция © Евгений Асс. Фотография © Юрий Пальмин
Раздел «Ткань», работы 1991-1992 / выставка «Михаил Рогинский. По ту сторону Красной Двери». Экспозиция © Евгений Асс. Фотография © Юрий Пальмин
Раздел «Предмет и форма», работы 1991-2003 / выставка «Михаил Рогинский. По ту сторону Красной Двери». Экспозиция © Евгений Асс. Фотография © Юрий Пальмин
Раздел «Возвращенная живопись», работы 1991-2001 / выставка «Михаил Рогинский. По ту сторону Красной Двери». Экспозиция © Евгений Асс. Фотография © Юрий Пальмин

16 Сентября 2014

Похожие статьи
Казус Нового
Для крупного жилого района DNS City был разработан мастер-план, но с началом реализации его произвольно переформатировали, заменили на внешне похожий, однако другой. Так бывает, но всякий раз обидно. С разрешения автора перепубликовываем пост Марии Элькиной.
«Рынок неистово хочет общаться»
Арх Москва уже много лет – не только выставка, но и форум, а в этом году количество разговоров рекордное – 200. Человек, который уже пять лет успешно управляет потоком суждений и амбиций – программный директор деловой программы выставки Оксана Надыкто – проанализировала свой опыт для наших читателей. Строго рекомендовано всем, кто хочет быть «спикером Арх Москвы». А таких все больше... Так что и конкуренция растет.
Опровержение и сравнение: конкурс красноярского театра
Начали писать опровержение – ошиблись, при рассказе о проекте Wowhaus, который занял 1 место, с оценкой объема сохраняемых конструкций, из-за недостатка презентационных материалов – а к опровержению добавилось сравнение с другими призерами, и другие проекты большинства финалистов. Так что получился обзор всего конкурса. Тут, помимо разбора сохраняемых разными авторами частей, можно рассмотреть проекты бюро ASADOV, ПИ «Арена» и «Четвертого измерения». Два последних старое здание не сохраняют.
ЛДМ: быть или не быть?
В преддверии петербургского Совета по сохранению наследия в редакцию Архи.ру пришла статья-апология, написанная в защиту Ленинградского дворца молодежи, которому вместо включения в Перечень выявленных памятников грозит снос. Благодарим автора Алину Заляеву и публикуем материал полностью.
Пользы не сулит, но выглядит безвредно
Мы попросили Марию Элькину, одного из авторов обнародованного в августе 2020 года письма с критикой законопроекта об архитектурной деятельности, прокомментировать новую критику текста закона, вынесенного на обсуждение 19 января. Вывод – законопроект безвреден, но архитектуру надо выводить из 44 и 223 ФЗ.
Буян и суд
Новость об отмене парка Тучков буян уже неделю занимает умы петербуржцев. В отсутствие каких-либо серьезных подробностей, мы поговорили о ситуации с архитекторами парка и судебного квартала: Никитой Явейном и Евгением Герасимовым.
Григорий Ревзин об ЭКСПО 2020: Европа и отказ от формы
Рассматривая тематические павильоны и павильоны европейских стран, Григорий Ревзин приходит к выводу, что «передовые страны показывают, что архитектура это вчерашний день», главная тенденция состоит в отсутствии формы: «произведение это процесс, лучшая вещь – тусовка вокруг ничего».
Григорий Ревзин об ЭКСПО 2020: «страны с проблематичной...
Продолжаем публиковать тексты Григория Ревзина об ЭКСПО 2020. В следующий сюжет попали очень разные павильоны от Белоруссии до Израиля, и даже Сингапур с Бразилией тоже здесь. Особняком стоит Польша: ее автор считает «играющей в первой лиге».
Григорий Ревзин об ЭКСПО 2020: арабские страны
Серия постов Григория Ревзина об ЭКСПО 2020 на fb превратилась в пространный, остроумный и увлекательный рассказ об архитектуре многих павильонов. С разрешения автора публикуем эти тексты, в первом обзоре – выставка как ярмарка для чиновников и павильоны стран арабского мира.
Помпиду наизнанку
Ренцо Пьяно и ГЭС-2 уже сравнивали с Аристотелем Фиораванти и Успенским собором. И правда, она тоже поражает высотой и светлостию, но в конечном счете оказывается самой богатой коллекцией узнаваемых мотивов стартового шедевра Ренцо Пьяно и Ричарда Роджерса, Центра Жоржа Помпиду в Париже. Мотивы вплавлены в сетку шуховских конструкций, покрашенных в белый цвет, и выстраивают диалог между 1910, 1971 и 2021 годом, построенный на не лишенных плакатности отсылок к главному шедевру. Базиликальное пространство бывшей электростанции десакрализуется практически как сам музей согласно концепции Терезы Мавики.
Спасение Саут-стрит глазами Дениз Скотт Браун
Любое радикальное вмешательство в городскую ткань всегда вызывает споры. Джереми Эрик Тененбаум – директор по маркетингу компании VSBA Architects & Planners, писатель, художник, преподаватель, а также куратор выставки Дениз Скотт Браун «Wayward Eye» на Венецианской биеннале – об истории масштабного проекта реконструкции Филадельфии, социальной ответственности архитектора, балансе интересов и праве жителей на свое место в городе.
Победа прагматиков? Хроники уничтожения НИИТИАГа
НИИ теории и истории архитектуры и градостроительства сопротивляется реорганизации уже почти полгода. Сейчас, в августе, институт, похоже, почти погиб. В недавнем письме президенту РФ ученые просят перенести Институт из безразличного к фундаментальной науке Минстроя в ведение Минобрнауки, а дирекция говорит о решимости защищать коллектив до конца. Причем в «обстановке, приближенной к боевой» в институте продолжает идти научная работа: проводят конференции, готовят сборники, пишут статьи и монографии.
Есть ли места на Олимпе? Сексизм и «звездность» в архитектуре
«Есть ли места на Олимпе? Сексизм и «звездность» в архитектуре» Дениз Скотт Браун – это результат личного исследования вопросов авторства, иерархической и гендерной структуры профессии архитектора. Написанная в 1975 году, статья увидела свет лишь в 1989, когда был издан сборник "Architecture: a place for women". С разрешения автора мы публикуем статью, впервые переведенную на русский язык.
ВХУТЕМАС versus БАУХАУС
Дмитрий Хмельницкий о причудах историографии советской архитектуры, о роли ВХУТЕМАСа и БАУХАУСа в формировании советского послевоенного модернизма.
Еще одна история
Рассказ Феликса Новикова о проектировании и строительстве ДК Тракторостроителей в Чебоксарах, не вполне завершенном в девяностые годы. Теперь, когда рядом, в парке построено новое здание кадетского училища, автор предлагает вернуться в идее размещения монументальной композиции на фасадах ДК.
Арки, ворота, окна, проемы, пустоты, дырки
В архитектуре АБ «Остоженка», особенно в крупных комплексах, значительную роль играют арки, организующие пространство и массу: часто большие, многоэтажные. В публикуемой статье Александр Скокан размышляет о роли и смысле масштабных цезур, проемов и арок.
Вавилонская башня культуры?
Реконструкция ГЭС-2 для Фонда V-A-C по замыслу Ренцо Пьяно в центре Москвы – яркий пример глобальной архитектуры, льстящей заказчику, но избежать воздействия сложного контекста этот проект все же не может.
WAF 2019: в ожидании финала
Говорим c авторами проектов, вышедших в финал премии WAF: об их взгляде на фестиваль, о проектах и вероятных способах презентации.
Пресса: Необходимый минимализм
В параллельную программу 14-й Венецианской архитектурной биеннале включена выставка «Михаил Рогинский. По ту сторону «Красной двери»: первая ретроспектива парижского периода живописца сделана Фондом Михаила Рогинского. Выставка открылась в Центре изучения искусства России (CSAR) университета Ca' Foscari, получившем известность в связи со скандальным присуждением почетной степени министру культуры РФ Владимиру Мединскому.
Пресса: Дверь не закрывалась
«Михаил Рогинский. По ту сторону красной двери» — безупречно сделанная выставка поздних работ художника — открылась в Венеции. К сожалению, не в Москве.
Пресса: По обе стороны двери
Анна Толстова о выставке Михаила Рогинского в Венеции, которая включена в параллельную программу 14-й архитектурной биеннале.
Технологии и материалы
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Сейчас на главной
Колонны и карнизы
Две жилые башни по проекту Макса Дудлера к югу от Базеля соединяют четкость фасадной схемы с «переходным» пространством лоджий по периметру.
Большой Алтай: план системного развития
Мастер-план туристического развития Большого Алтая включает в себя три региона: Кузбасс, Республику Алтай и Алтайский край. Он – один из двенадцати проектов, разработанных в рамках большой госпрограммы «Развитие туризма». Слоган проекта: «Большой Алтай – место силы, здоровья и духа в самом сердце Сибири». Какие точки роста предлагает проект и как с его помощью планируется увеличивать поток российских и иностранных туристов – читайте в нашем материале.
Место ожидания
Архитектурная студия GRAD совместно с НПО «Новая конструкция» разработала концепцию автостанции, которую можно использовать для развития внутреннего туризма. За счет модульных алюминиевых фасадов и стального несущего каркаса здание строится быстро, вмещает необходимый набор функциональных помещений, а также предлагает запоминающийся образ, который при этом может вписаться почти в любой контекст.
Лемех, лес и небеса
Посещение комплекса «Кижи» теперь можно совместить с осмотром современного деревянного зодчества: по проекту бюро Rhizome в карельской деревне Кажма построен бутик-отель «Заонежье». Архитекторы демонстрируют разнообразие и красоту дерева как строительного материала, используя традиционные и современные способы его обработки. Также примечательна интеграция гостиницы в ландшафт: с помощью зеленых кровель, геопластики и пышных многолетников.
Операция «Адаптация»: пунктирные заметки о XIX Архитектурной...
Людмила Лунина побывала на превью венецианской биеннале архитектуры и оценила выставку как сложную и научную. Поэтому так полезен ее авторский обзор, в котором всё или почти всё, пусть пунктирно, но обстоятельно, разложено «по полочкам». Полезно как для тех, кто планирует поехать на биеннале, так и для тех, кто сидит здесь, но не хотел бы отрываться от международной повестки. А повестка, судя по всему, получила на выставке новое воплощение: искать примеры архитектурной формы там, пожалуй, будет еще более бесполезно, чем обычно, зато столько всего разного... И грибы, и бактерии, и павильон из слоновьего навоза, и новые виды high-tech...
XIX Архитектурная биеннале в Венеции: награды
В Венеции раздали золотых и серебряных львов. Отмеченные жюри работы демонстрируют концептуальный размах выставки – здесь и исследования в области киберфеминизма, и борьба с империями, и размышления о границах реставрации. Но на первом плане все же проблемы, обозначенные куратором Карло Ратти: изменения климата, перепотребление, отходы. Главный приз забрал Бахрейн, который показал способы выживания в экстремальной жаре. Среди других лауреатов – кирпичи из слоновьего навоза, эспрессо с водой из лагуны и стихийные рынки, где чужой мусор превращается в ресурс.
Космические фасады
В Шэньчжэне открылся Музей науки и технологии по проекту Zaha Hadid Architects. Переливающиеся стальные панели его фасадов своим цветом должны напоминать о небесных телах.
По ком звонит колокол
В петербургском Манеже работает выставка, посвященная подвигу тыла в годы Великой Отечественной войны. За архитектуру отвечало бюро DD|A:D, которое не оставило посетителям шансов «проскользить» по экспозиции: приемы из сакральной и мемориальной архитектуры включают чувства, а фактуры, цвет и свет задают тон, подготавливая к встрече с тяжелыми и важными событиями.
Медицинская сталь
Петербургский бренд Hircost специализируется на одежде для врачей, в том числе неформальной. Для флагманского магазина NDA design studio воспроизвели эстетику медицинского кабинета: с помощью металлических поверхностей, «хирургического» освещения, стеклоблоков и амальгамных штор примерочных.
Бронза, соль, стеклоблоки
Отель «Сижан» по проекту Vector Architects на востоке Китая спланирован вокруг девяти внутренних дворов, каждый из которых получил свою трактовку.
Разноцветный город
Работая для Кунцево над масштабным проектом, у которого пока еще нет названия, Kleinewelt Architekten не только предложили целый веер силуэтов башен «ампирных» оттенков, и не только продумали разновысотность, создав внизу шестиэтажный «неоурбанистический» город квартальной планировки – но еще и нашли для своего решения исторические и средовые обоснования. Они восстанавливают несколько «сталинских» домов, оставшихся от послевоенного города Кунцева, а также ж/д станцию 1953 года, снесенную в 2017.
Дух степи, очаг и оберег
Подведены итоги конкурса на переосмысление кочевой архитектуры Архтамга. Конкурс проводил Евразийский музей кочевых цивилизаций и уфимское проектное бюро «Архтамга» – участник проекта NEXT на АРХ Москве в этом году. Призовой фонд в 350 тысяч рублей обещают разделить между тремя победителями, определенными профессиональным жюри, и победителем голосования за приз зрительских симпатий. Рассказываем о победителях, выбранных профессиональным жюри.
На орбите Москва-Сити
Бизнес-центр Orbital прост и сложен одновременно. Прост лаконичной формой и оптимальным офисным решением планировок: центральное ядро, световой фронт, стекло; из необычного техэтаж, хитроумно размещенный на торцах. Сложен – ну, хотя бы потому, что похож на космическое тело, парящее на металлических ногах при Магистральной улице. Почему такая форма, из чего состоит и как сделано это «бутиковое» офисное здание, выкупленное сразу же после реализации – в нашем рассказе.
Арарат в арке
Проект PLAN BURO победил в закрытом конкурсе на коттеджный поселок в пригороде Еревана. Архитекторы соединили наследие Александра Таманяна с современными тенденциями, предложили дополнить застройку таунхаусами, а также предусмотрели коммерческий блок, который легко адаптируется под запросы сообщества.
Все в школу
Проектируя школу на 1500 учеников в районе Новоселье, архитектурная мастерская Юсупова подошла к зданию как к общественной и пространственной доминанте. Ее объемы отражают функцию и реагируют на градостроительные оси, а центр прикладных искусств и спорткомплекс доступны не только детям, но и взрослым жителям квартала.
Создавая миры: финалисты
Определены финалисты конкурса «Создавая миры». Жюри выбрало десять лучших работ, по пять в каждой из двух номинаций конкурса: «Фотография. Архитектура» и «Digital Art. Архитектура». Представляем выбранные работы.
Золото юго-запада
Клубный дом Full House, реализация которого недавно завершилась на проспекте Вернадского рядом с метро «Юго-Западная» – это «клубный дом бизнес-класса». Здесь много роскоши: в отделке интерьеров преобладает золотистая латунь и диковинные мраморные рисунки, на фасадах – укрупненные элементы декора. А вот объемное построение дом заимствовал в поисках модернистов – может быть, даже у архитекторов, застраивавших юго-запад в 1970-е.
Узор Алтая
Бюро Empate разработало концепцию экопоселения для отдаленной территории Алтая. Генеральный план, который напоминает традиционный орнамент или город-утопию, формирует четкую систему общественных и приватных пространства. Также архитекторы разработали для поселения шесть типов домов, отсылающих к культуре региона и вернакулярным строительным практикам.
Найди свою школу
Бюро Gradolí & Sanz Arquitectes спроектировало и построило для работающей по системе Монтессори школы Imagine под Валенсией здание, которое служит для учащихся наглядным пособием.
Pro forma
Появились фотографии реализованной в Черняховске вискикурни архитекторов TOTEMENT / PAPER – объекта, продолжающего их же Музей коньяка. Из простого, в общем-то, технически промышленного, объема и пространства, архитекторы сделали целый театр, насыщенный впечатлениями. Смотрим. Всем советуем экскурсию на вроде бы завод, а на самом деле – эксперимент по театрализации темы приготовления крепких напитков. И не только ее, а и «чистого искусства», способного развиваться где угодно.
Исток, гнездо и колос
В конце прошлого года бюро ASADOV подвело итоги конкурса на лучший семейный клуб, который проводило при поддержке Союза архитекторов России. Принять участие в нем могли молодые архитекторы и студенты профильных вузов. С запозданием, но знакомим с победителями конкурса.
Жизнь в замке
Амалия Тавелла и ее бюро превратили замок среди виноградников Прованса в выставочное пространство, дополненное дюжиной гостиничных номеров.
Вишневая фабрика
Мастерская PROJECTLIFE разработала проект реконструкции дома культуры в городе Уварово для размещения производства энергосберегающих полиуретановых изделий. Смену функции архитекторы маркируют более динамичной композицией, соответствующей технологии перепланировкой, а также кирпичной облицовкой. Также проект предполагает использование принципов устойчивого строительства.
Крути педали
Первый участок ВЕЛО1 – маршрута между Москвой и Петербургом – соединяет города Дубна и Яхрома. Благоустройством трассы занималось бюро EASYBUREAU совместно с АНО «Вело1»: с помощью ландшафтного дизайна дорожка вписана в разнообразные пейзажи, а по пути следования появились деревянные настилы, площадки для отдыха, пункты проката и ремонта.
MADA 2025: итоги премии MosBuild для молодых архитекторов...
В начале апреля на выставке MosBuild 2025 подвели итоги премии для молодых архитекторов и дизайнеров MosBuild Architecture & Design Awards. Номинаций в этом году было семь: шесть традиционных и одна новая – от бизнес-сообщества MosBuild Connect. Рассказываем о победителях.
Славянский мотив
По проекту бюро «Лепо» в Старом Осколе открылась пекарня, которая оживила советский микрорайон: за стенами обычного торгового павильона скрывается интерьер с декоративными подзорами, мозаичными стенами и сочным терракотовым цветом.