Итак, главный плацдарм второй московской биеннале архитектуры – это ЦДХ. Экспозиция не то чтобы стала меньше, а как-то компактнее; в некоммерческой своей части под голландским взглядом Барта Голдхоорна биеннале Арх Москвы упрямо эволюционирует в сторону умного, утопически-этичного, и даже наукообразного содержания. Начав два года назад с темы улучшения городского пространства, куратор биеннале на сей раз посвятил выставку тоже преобразованию городов – то есть, в сущности тому же самому, урбанизму, которого в современной российской практике (не путать с теорией) пока увы все еще маловато. Но если два года назад героями выставки были реальные проекты и реализации, а девизом их показа было: даже строя отдельные дома и кварталы, мы преобразуем городскую среду вокруг них, то теперь, после кризиса, многое изменилось. Крупные проекты, во всяком случае в Москве, поутихли, местами выродившись в скандалы; так что на выставке – среди россиян – лидирует утопическое проектирование и как следствие – молодежь (тема NEXT пришлась по вкусу и глубоко пустила корни). Самым реальным проектом выглядит Пермь, недаром занявшая самое выгодное место. Но начнем с начала, со входа.
В этом году организаторы не стали экспериментировать с выставками под колоннадой – и правильно, Москва не Венеция; погода с избытком подтвердила правильность такого решения. Единственной выставкой на холоде, но среди колонн стал АРХИWOOD куратора Николая Малинина: прямо перед входом дизайнеры Савинкин и Кузьмин соорудили лес из деревянных белок, пристроив между ними планшеты номинантов на первую российскую премию деревянной архитектуры. Работы достойны, картинки красивы, приклеенные к планшетам разноцветные кружочки не случайны: это попытка интерактивного голосования среди посетителей выставки. Одновременно в интернете тоже идет голосование; все результаты будут объединены и объявлены в пятницу (то есть сегодня) вечером, в 19:00.
Дальше, на углу колоннады ЦДХ, дизайнеры выставки АРХИWOOD Влад Савинкин и Владимир Кузьмин выстроили высокий спирально закрученный сруб с фотографиями зданий, полгода назад показанных на выставке в МУАРе. Они неплохо смотрятся с Храмом в дальней перспективе.
Войдя в вестибюль ЦДХ, видим лес картонных многоэтажек высотой приблизительно в рост человека: есть побольше, есть поменьше. На фасады нанесены рисунки – проекты раскраски домов панельных серий, предложенные молодыми российскими архитекторами, многие из которых уже знаменитости. Проект называется Facelift (подтяжка лица): Новые лица старых знакомых.
Как справедливо утверждают устроители, раскраска панельных фасадов уже давно практикуется, но архитектурно не осмыслена – то есть дома-то конечно раскрашивают, но получается не очень. Предложение молодых авторов выглядит интересно: здесь и собственные портреты, и мишки в сосновом лесу, но организаторы правы и в другом – такая реконструкция есть всего лишь подтяжка, самый простой, хотя наглядный, способ модернизации. Сути вещей она не меняет.
Пройдя вестибюль до конца, видим похожий проект: детям предлагают раскрашивать похоже дома-коробки, но сделанные из специальной негорючей изоляции. Каждый день подносят новые дома для рисования, некоторые готовые дома уже пристроились к Facelift-у, и выглядят там как свои. Рисование на домах будет открыто для детей до пятницы включительно.
Сразу за украшенными макетами многоэтажек и перед лестницей на второй этаж располагается монитор с видеопроектом руководителя проекта Москультпрог Сергея Никитина CITYNOW! Здесь показывают 12 видеопроектов, сделанных студентами-культурологами и посвященных московским окраинам. По словам Сергея Никитина, в процессе создания проекта стало ясно, что простые жители городских окраин довольны практически всем, это только эксперты считают среду депрессивной…
Справа от входа и новых лиц панельных серий – длинный красный стенд под названием «Красота изнутри: модернизация жилья». Это коллекция интерьеров квартир панельных домов, собранная журналом «Идеи Вашего дома». Стенд высок, верхние интерьеры рассмотреть сложно. Впечатление: как же их все-таки много.
Слева – ряд конкурсных проектов, посвященных переустройству школьного спортзала. Красивые проекты, эффектные макеты; приятно, если спортзалы будут выглядеть так. Хотя такое переустройство надо признать довольно-таки дорогим и все равно – внешним.
Не очень ясно, что можно изменить в сути школьного спортзала, если он уже есть, разве что окружить его красивыми (например зеленой перголой, как у архитекторов Асс) стенами. Эта выставка продлится до 8 июля, когда будут объявлены результаты конкурса.
И наконец, если повернуть, войдя в ЦДХ, налево и спуститься по лестнице, можно попасть в новый (полподвальный, но вполне прилично отделанный) зал с гордым названием «номер 1». В нем – одна из главных тематических экспозиций биеннале под названием Будущий мегаполис. Она состоит из двух, в сущности, проектов.
Первый – противостояние, разыгранное между двумя проектами реконструкции: Grand Paris, Большой Париж, 10 проектов развития Парижа в русле sustainability, привезенные из Франции для примера – они развешаны по стенам на черных планшетах с видеоэкранами. В центре зала – светящиеся коробки с нашим московским ответом – причем ответ предназначается всем сразу, и умным французам, и недавно принятому московскому Генплану. А раз Генплан уже принят, то и ответ получился утопический, хотя забавный и увлекательный; делали-то известные люди, Юрий Аввакумов, «Арт-Бля», «Обледенение», и другие. Но даже на первый взгляд видно, что французы реалистичнее, как будто бы. В субботу утром состоится официальная презентация проекта; мы планируем написать о нем более подробно.
В центре зала номер один – большая белая коробка с музыкой. Внутри абстрактные проекции, и похоже на эксперимент с психикой; снаружи похоже на дискотеку. Но музыка медленная, и она придает этакую медитативность всему залу. Это проект Британского Совета Creative Cities. За светящейся комнатой притаился лекторий с обширным расписанием мероприятий, в том числе и кинопоказов.
Продолжение следует…
Продолжение следует…