Сложный дом

Для бюро «Атриум» «Баркли-парк» – первый построенный многоквартирный дом в центре Москвы, для столицы – одна из первых реализаций «нелинейщиков», сложных архитекторов. За год со времени постройки он собрал достаточно много премий, а недавно получил гран-при «Архновации» в Нижнем Новгороде. Это дом-событие. А похож он на доисторическое животное в полурастаявшей глыбе льда.

mainImg
Мастерская:
ATRIUM http://atrium.ru/
Проект:
Спортивно-учебный комплекс и жилой дом Barkli Park на улице Советской армии
Россия, Москва, ул. Советской Армии, владение 6

Авторский коллектив:
Архитекторы: Aнтон Надточий, Вера Бутко, Георгий Мирошниченко, Анастасия Михеева, Роман Кузьмин, Александр Малыгин, Елена Валуйских, Анна Шапиро, Ирина Грицкевич, Анна Аленичева, Татьяна Матвиенко, Ольга Кривенкова
Конструкторы: Алексей Калашников, Костас Лайос, Юлия Акимова 

2007 — 2010 / 2010 — 2013

Заказчик: корпорация «Баркли»
Строительство жилого дома элит-класса «Баркли-парк» завершилось в прошедшем 2014 году, а началось в 2005. Для архитекторов бюро «Атриум» Веры Бутко и Антона Надточего это первый многоквартирный дом, полностью, с нуля построенный в городе – своего рода дебют, хотя в этом же году завершилось строительство большого многофункционального торгово-офисного центра с двадцативосьмиэтажной башней у метро Водный стадион, так что присутствие «Атриума» в Москве теперь уже вполне ощутимо. Дом «Баркли Парк» с самого начала был задуман в выгодном месте: рядом с двумя парками и строящейся, а теперь уже запущенной новой веткой метро. Участок расположен на природной территории, которая входит в так называемый «северный зеленый луч» Москвы. Следствием стали ограничения, прежде всего высоты и плотности, так что если в самом первом варианте площадь дома была 65 000 м2, то в итоге власти города разрешили только 45 000 м2. «Зелёная» тема также во многом определила и образ дома.

Дом дополнил архитектурный ансамбль улицы Советской армии, которая сама по себе из-за обилия парков может показаться пустоватой, но соединяет теперь целую вереницу зданий, так или иначе заметных архитектурно. Импозантный сталинский театр Советской армии, за ним – благородно стушевавшиеся в духе «сурового стиля» музей всё той же армии архитектора Бориса Бархина и студия военных художников имени Грекова с монументальным панно Вучетича и памятником-ракетой перед ними. Севернее городскую среду ощутимо оживляют красно-белое авангардное здание школы 1414, получившее в 2009 году «Хрустального Дедала», а еще дальше, за Сущевским валом, развивает современную тему новый фасад бывшего кинотеатра «Гавана» – ставший первым реализованным примером нелинейной архитектуры в Москве, и спроектированный тоже Верой Бутко и Антоном Надточим совместно с отцом Антона архитектором Геннадием Надточим. Чуть поодаль – группа стадионов Олимпийского проспекта и рядом с ними – острый нос изящно изогнутого здания «Лукойла» Геннадия Надточего. Не говоря уже о новом армянском храме, о стеклянном офисном здании от бюро «Остоженка» с талией в рюмочку и «Гараже» Константина Мельникова чуть в стороне – словом, здешнее городское пространство смахивает скорее на сад архитектурных монументов, разбавленный совсем нейтральными панельными домами и зеленью. Дом Баркли в таком парке архитектурных достопримечательностей вполне уместен. Вероятно, иначе было бы и нельзя – в пестром, но ярком окружении новому дому, тем более достаточно крупному, необходима индивидуальность.

К тому же дом ещё и чутко реагирует на стороны света и градостроительный контекст. Кирпичный фасад вдоль улицы делает два незаметных изгиба, поддерживая поворот улицы, а за счёт живописного стеклянного фасада с эркерами здание как бы растворяется от дороги в сторону парка. Вокруг него множатся солнечные зайчики и блики. В солнечную погоду, особенно ранней весной или осенью, в нём есть что-то импрессионистическое. Скорлупа фасадов составлена из трех видов условной архитектурной «материи». Одна из них – «теневая» и одновременно «консервативная», кирпичная, сдержанно-теплый цвет терракоты перемежается холодным блеском свободных мазков окон, нарисованных поразительно вольно: проемы то шире, то уже, то удлиняются до высоты трёх этажей, то сокращаются до одного, причем позволяют себе даже легкие сдвиги, как смешанные фишки домино. Это очень вольно трактованный вариант holland wall, что, вероятно, должно компенсировать традиционность кирпича, который, по словам авторов, мог бы привлечь к данной части дома приверженцев традиции. «Материя тени» удачно сливается с соседней группой деревьев, где темно-кисельный цвет веток перемежается бликами и полосками голубого неба. Впрочем, стены покрыты на самом деле не кирпичом, а его имитацией, бетонными плитками «Борисовских мануфактур» с пятнадцатью оттенками искусственной состаренной фактуры. Фасады плавно высветлены снизу вверх, что призвано облегчить объём кирпичной части здания.
Взгляд с юга на север, с улицы Советской Армии. Barkli Park
© ATRIUM
Угол «терракотовой башни». Barkli Park на улице Советской армии
© ATRIUM

Противоположная материя – солнечная и одновременно льдистая, похожа на искрящийся снег или кристалл, формирует южные фасады двух вытянутых вглубь участка жилых корпусов и становится визитной карточкой дома для всех, кто едет на автомобиле по улице Советской армии на север. Она другая почти во всем: состоит из белых межэтажных полос, сплошного остекления и треугольных выступов – мини-эркеров, которые улавливают солнце, а также виды на парк и московский центр. Причём треугольники открытых балконов со стеклянным ограждением полноценных выступов – эркеров, чередуются между собой и перекликаются с бетонными треугольниками шедовых фонарей на крыше студии Грекова по соседству.

Итак, если теневой кирпичный фасад плоский, материальный и полосы окон стекают по нему и впрямь как вода, то этот, наоборот, лёгкий, блестящий ловит под разными углами солнечных зайчиков. А вставки полосатых жалюзи похожи на глинистые вкрапления цвета красной охры в глыбе льда; архитекторы считают, что они ассоциируются с традиционными деревянными ставнями в альпийских домах. Впрочем там, где стеклянная часть переходит на теневые северные фасады, пляска успокаивается: остается плоскость и сплошные белые полосы между этажами.
Barkli Park на улице Советской армии
© ATRIUM
Barkli Park на улице Советской армии
© ATRIUM

Неизвестно, как две темы, кирпичная и стеклянная, взаимодействовали бы между собой, если бы не третья – «фолдинговая плоскость», скорлупа, из которой на южном блоке «вылупляются» белые ребра. Она спокойная, плотная и массивная – из юрского известняка, в противовес кирпичной части здесь хорошо заметны толщины окон регулярно чередующихся горизонталей. На правах посредника каменная скорлупа не только обнимает хрупкий «солнечный» фасад, формируя над ним подобие защитного козырька, а её осколки вторгаются в массу кирпичного holland wall-a: рамки крупных врезок-«телевизоров» на углах наделяют часть квартир лоджиями с видами на улицу, отдаленно похожими на балконы старомосковских домов, где так приятно было пить чай во времена, предшествовавшие распространению автомобилей.
Диаграмма. Barkli Park на улице Советской армии
© ATRIUM
Barkli Park на улице Советской армии
© ATRIUM
Терраса-«телевизор» северного корпуса, обращенная к парку. Barkli Park на улице Советской армии. Постройка © ам «Атриум»
© ATRIUM
Вид на северное крыло из южного. В перспективе – армянский храм. Barkli Park на улице Советской армии
© ATRIUM
Взгляд на «терракотовую башню» из двора. Barkli Park на улице Советской армии
© ATRIUM
Вид из двора на протяженный объем спортзала. Barkli Park на улице Советской армии
© ATRIUM
Г-образная пластина наложена на объем спортзала, и под «ногой» корпуса над входом в южный вестибюль образуется сквозной проем. Вид из двора. Barkli Park на улице Советской армии
© ATRIUM

Все эти наполненные эмоциями фасадные приемы складываются в угловатую, как будто бы не до конца ограненную скульптуру. Длинное кирпичное «тело» вытянуто и даже немного изогнуто вдоль улицы, в его северной части вырастает толстая шея – за ней закрепилось название «терракотовой башни» – вверху она с благородной ленцой поворачивает прямоугольную «голову» на восток, опираясь на стеклянный объем. Как будто некий доисторический зверь, бронтозавр или мамонт, оттаял наполовину, но все ещё зажат между двумя искрящимися глыбами льда, приправленного меловыми отложениями. Второе существо – светло-каменное, кладет на тело кирпичного мамонта длинную «голову». Горизонтальные окна делают его похожим на дом раннего авангарда, условная «кожа» которого наполовину растаяла, открыв стеклянную сердцевину. Всё вместе напоминает объемный и чуть одушевленный тетрис и восходит, конечно, к поискам взаимодействия объемов, популярным в раннем модернизме, у ВХУТЕМАСа или АСНОВы, словом, остается в рамках дискурса современной архитектуры, апеллируя к ее истокам.

Узел форм и смыслов возник не только из-за известной, не лишенной перфекционизма любви архитекторов «Атриума» к сложной и осмысленной пластике, которая, живо реагируя на окружение, между тем не теряет внутреннего стержня, остается собой и всегда несет в себе какой-то латентный сюжет, ненавязчивый и не сразу опознаваемый, но наделенный скрытым движением. В городе авторские принципы столкнулись с множеством проблем: требований жизни, определенных как ограничениями площадки, так и пожеланиями инвесторов.

Первая из тем, подброшенных жизнью – спортзал Центра спортивных и инновационных технологий Москомспорта (ЦСТ), наследник трехэтажного кирпичного здания спортшколы, ранее расположенного на участке и ставшего основой для так называемого инвестиционного строительства: к 6000 м2 добавилось чуть меньше сорока тысяч квадратных метров жилья, паркингов и 445 м2 офисов. Архитекторы намеренно вплавили спортзал в объем здания, отчасти поступившись принципом отражения функций вовне – иначе бюджетные фасады слишком контрастировали бы с корпусами жилья премиум-класса. В отношении офисов пошли дальше – их расположение никак не выявлено вовне. Акцент сделан на жилой функции.

Важно, что спортзалу потребовалась длинная беговая дорожка по прямой, поэтому его можно было расположить только вдоль улицы – так возникло «тело» мамонта. Множество серых ножек в плоскости стекла первого этажа, которые превращают мамонта в сороконожку, служат опорами для большепролетного пространства шириной 19,4 м – внутри столбов нет, они прижаты к стенам, что стало непростой инженерной задачей, тем более что на южную часть зала опирается эффектная консоль южного корпуса, на 8,6 м нависающая над тротуаром. Эту связку требовалось тщательно рассчитать, чем занималось вначале бюро Вернера Зобека; а «рабочку» делал конструктор «Атриума» Алексей Калашников совместно с экспертами ЦНИИСК им. В.А. Кучеренко. Консоль того стоила: намечая поперечное движение, она ловит энергетику улицы, становится главным акцентом, эффектной точкой зрения. Она также позволила увеличить площади квартир – говорят архитекторы.
Barkli Park на улице Советской армии
© ATRIUM
Взгляд на консоль южного корпуса с крыши спортзала, с севера на юг. Barkli Park на улице Советской армии
© ATRIUM

Второе противоречие, ничуть не менее сильное, чем контраст между слившимися в одно целое бюджетным городским спортзалом и элитным жильем, – спор между традиционным и модернистским вкусом,потенциальных покупателей. Часть клиентов покупает виды на парк и центр города. Другие предпочитают традиционные дома «с окошками». Для вторых и предусмотрена та самая кирпичная башня, напоминающая средневековые дома флорентийских (и не только) знатных семейств. Любителям света и современности достались объемы с преобладанием горизонтали – а их контраст, ставший архитектурным сюжетом, хорошо читается с любой стороны. К слову заметим: «горизонтальных» получилось больше, что раскрывает предпочтения архитекторов.

И наконец, главный контраст – градостроительный, контрапункт двух суперважных московских тем последних лет, квартала и парка. В западной части дом выстраивает линию улицы и формирует нечто квартальное – впрочем, что также помогает ему отгородиться от уличного движения. Восточная часть увлеченно сливается с Екатерининским парком: больше стекла, а четвертой перемычки, которая могла бы замкнуть квартальное каре, вовсе нет. В то же время планировка «покоем» могла бы отдаленно напомнить об усадебном прошлом места, за тем исключением, что боковые корпуса в классической схеме были бы флигелями, а здесь они стали главным вместилищем элитного жилья. Как точно написал Николай Малинин, «…идея традиционного квартала тонко сочетается с идеей разрушения его же», то есть в числе прочего мы имеем дело с конструированием и деконструкцией городской единицы. Деконструкция салютует школе, фронт спортзала отвечает дому напротив, панельному, но поставленному вдоль красной линии, стеклянные же «ноги» корпусов смотрят в парк.

Впрочем теме парка, как мне кажется, в описаниях дома уделяется чересчур большое значение. Причина проста – маркетинговый ход совпал с добросовестным увлечением архитекторов эко-домом. Здесь всё сделано для того, чтобы соответствовать сертификату LEED, который впрочем не был получен, хотя дом, и вполне заслуженно, показывали на лекциях о зелёной архитектуре. С точки зрения энергопотребления и прочего он сделан на совесть, и может считаться образцом экологической архитектуры.

Вокруг старой спортшколы было много деревьев, и для того, чтобы компенсировать их утрату, архитекторы оборудовали кровли, террасы и даже лифтовые холлы для садов, в том числе зимних, но сады пока не обустроены. Так что на данный момент «парковая» составляющая выражена прежде всего пластически: скульптурный эффект оказывается сильнее, чем природный. Дом чутко, даже немного нервно реагирует и на природу, и на город – он как будто становится зримым сгустком конфликта между урбанистическим и природным началом на условной границе двух сред.
Правильная точка зрения от парковой калитки реабилитирует дом как «зеленый». Barkli Park на улице Советской армии
© ATRIUM

История «Баркли парка» любопытна в числе прочего непростой историей маркетинговых перипетий. В 2005 году «Баркли» задумывали его как сравнительно бюджетный, но после кризиса 2008 года приняли смелое решение не снизить класс жилья, как тогда поступали многие, а наоборот – повысить, причем до самого элитного премиум-класса и, следовательно, продать намного дороже. Элитарность и стратегия продаж потребовала громкого имени и для оформления квартир пригласили Филиппа Старка; далее рекламная компания, которая, как известно, развивается по своим законам, превратила проект в «дом от Старка», и как следствие стало малопонятно, какое отношение к нему имеют русские архитекторы и имеют ли вообще… Впрочем, справедливость удалось восстановить достаточно быстро. Интерьеры вестибюлей, четыре типа отделки квартир для жильцов южного корпуса сделала компания YOO Inspired by Stark, дизайнер Метью Далби. Интерьеры спорткомплекса реализованы по проекту «Атриума».
Barkli Park на улице Советской армии. Интерьер
© ATRIUM
Barkli Park на улице Советской армии. Интерьер
© ATRIUM
Barkli Park на улице Советской армии. Интерьер
© ATRIUM

Вторым из многих следствий смелого маркетингового решения стала возможность реализовать, несмотря на кризис, все сложные, в том числе инженерные части замысла. Случилось даже некоторое увеличение бюджета на фасады, которые получили свои качественные материалы. Расчет, надо сказать, оправдался: все квартиры были проданы за свои большие деньги на стадии строительства, так что проект оказался, по-видимому, финансово успешен.

Дом, многократно показанный в журналах и на выставках, получил две экологические премии Green Awards, в 2010 и 2011 годах, одну премию недвижимости, European Property Awards, в декабре 2014 фигурировал в числе номинантов «Зодчества», в мае 2015 выиграл гран-при на конкурсе Архновация, и всё это, по-видимому, еще не предел.

Так что «Баркли-парк» – удавшийся эксперимент в разных областях. Для «Атриума» – работы с крупным жилым зданием почти в центре города, на грани компромиссов, но без чересчур болезненных утрат замысла. Особенно удачно то, что удалось сохранить характерный для Веры Бутко и Антона Надточего почерк и подход к архитектурной пластике, состоящий в скрупулезном оттачивании формы на грани между необходимым и интересным. 
zooming
Ситуационный план. Barkli Park на улице Советской армии
© ATRIUM
Barkli Park на улице Советской армии
© ATRIUM
Barkli Park на улице Советской армии
© ATRIUM
Barkli Park на улице Советской армии
© ATRIUM
Barkli Park на улице Советской армии
© ATRIUM
Barkli Park на улице Советской армии
© ATRIUM
zooming
Фасад. Barkli Park на улице Советской армии
© ATRIUM
zooming
Фасад. Barkli Park на улице Советской армии
© ATRIUM
zooming
Фасад. Barkli Park на улице Советской армии
© ATRIUM
zooming
Фасад. Barkli Park на улице Советской армии
© ATRIUM
zooming
План 1-го этажа. Barkli Park на улице Советской армии
© ATRIUM
zooming
План 2-го этажа. Barkli Park на улице Советской армии
© ATRIUM
zooming
План 3-го этажа. Barkli Park на улице Советской армии
© ATRIUM
zooming
План 4-го этажа. Barkli Park на улице Советской армии
© ATRIUM
zooming
План 5-го этажа. Barkli Park на улице Советской армии
© ATRIUM
zooming
Разрез. Barkli Park на улице Советской армии
© ATRIUM
zooming
Разрез. Barkli Park на улице Советской армии
© ATRIUM
zooming
Разрез. Barkli Park на улице Советской армии
© ATRIUM
Мастерская:
ATRIUM http://atrium.ru/
Проект:
Спортивно-учебный комплекс и жилой дом Barkli Park на улице Советской армии
Россия, Москва, ул. Советской Армии, владение 6

Авторский коллектив:
Архитекторы: Aнтон Надточий, Вера Бутко, Георгий Мирошниченко, Анастасия Михеева, Роман Кузьмин, Александр Малыгин, Елена Валуйских, Анна Шапиро, Ирина Грицкевич, Анна Аленичева, Татьяна Матвиенко, Ольга Кривенкова
Конструкторы: Алексей Калашников, Костас Лайос, Юлия Акимова 

2007 — 2010 / 2010 — 2013

Заказчик: корпорация «Баркли»

22 Июня 2015

ATRIUM: другие проекты
Река и форм, и смыслов
Бюро ATRIUM славится вниманием к пластичной форме, современному дизайну и даже к новым видам интеллекта. В книге-портфолио Вера Бутко и Антон Надточий представили работу компании как бурный поток: текстов, графики, образов... Это делает ее яркой феерией, хотя не в ущерб системности. Но система – другая, обновленная. Как будто фрагмент метавселенной воплотился в бумажном издании.
Словоформы
Архитекторы ATRIUM любят амбициозные задачи, вот и тридцатилетие бюро отмечают выставкой, смело играя со словарем в слова. Они погружают свои проекты и – важнее – многочисленные объекты, в некий собственный глоссарий, как в поток. Течешь тут, как по венам чистого искусства, то и дело касаясь, то вертикального города, то образовательных пространств, на которых архитекторы собаку съели, то идентичности места. Но больше всего подкупает то, что Вера Бутко и Антон Надточий утверждают, в том числе своей выставкой: архитектура – это прежде всего искусство, искусство работы с формой и пространством.
Алюминий в многоэтажном строительстве
Ключевым параметром в проектировании многоэтажных зданий является соотношение прочности и небольшого веса конструкций. Именно эти характеристики сделали алюминий самым популярным материалом при возведении небоскребов. Вместе с «АФК Лидер» – лидером рынка в производстве алюминиевых панелей и кассет – разбираемся в технических преимуществах материала для высотного строительства.
Баланс желтого
Архитекторы АБ ATRIUM, используя свои навыки и знания в области проектирования школ нового поколения, в которых само пространство и пластика – так задумано – работают на развитие ребенка, оживили крупный, хотя и среднеэтажный, жилой комплекс New Питер проектом, где сквозь темный кирпич прорываются лучи желтого цвета, актового зала нет, зато есть четыре амфитеатра, две открытые террасы, парк и возможность использовать возможности школы не только ученикам, но и, по вечерам, горожанам.
Точка нового отсчета
Давно хотелось изучить пространство RuArts Foundation, созданное архитекторами ATRIUM, и наконец удалось. Оно уместное и впечатляющее, в нем интересным образом сочетаются традиции – в данном случае, галереи, и новации. Рассматриваем. А заодно вглядываемся в предисторию.
Куда пойти учиться?
5 вариантов дополнительного...
По следам круглого стола, организованного Институтом Генплана на Зодчестве – и в преддверии старта выставки «Открытого города», – рассматриваем разные направления бесплатного дополнительного образования для архитекторов. Оно позволяет развить навыки, приблизиться к реализации мечты, или выйти из зоны комфорта и войти в новую, устроившись на работу.
Сны о вселенной
На прошлой неделе начала работу Первая архитектурная Биеннале в Метавселенной. Мероприятие демонстрирует, что технологии иммерсивного интернета доступны уже сегодня, и пришло время архитекторам обустраивать «новые земли». В нашей подборке – восемь объектов биеннале, показавшихся наиболее интригующими.
Мастерство контрапункта
В скульптуре Греции периода классики впервые был освоен контрапункт: умение расположить человеческое тело так, как будто оно вот-вот сделает шаг, заключить в нем намек на энергию будущего движения, скрытую динамику. Для архитектуры, особенно в XX веке и сейчас, это тоже одна из главных задач, а архитекторы АБ ATRIUM работают над ее решением упорно, последовательно и всегда немного по-разному. Вот и новый ЖК «Рихард» – хороший пример такого поиска, основанного на осмыслении контрастов городского окружения, переплавленного в подобие живого существа.
Золотое сечение: лауреаты 2023
Три высшие награды, включая гран-при, получили в этом году архитекторы СПИЧ. Николай Шумаков отмечает, что хорошие московские архитекторы все больше работают в отдаленных уголках страны. На выставке премии можно было изучить, с архитектурной точки зрения, некоторые крупные, но малоизвестные комплексы. Публикуем список лауреатов Золотого сечения 2023 с небольшими комментариями и репортажем.
Школа нашего времени
В преддверии презентации новой книги бюро ATRIUM, посвященной проектированию школ и других образовательных пространств, основанной на собственном – немалом – опыте архитекторов, а также экспертных суждениях, – рассказываем о здании школы Quantum STEM, реализованной по их проекту в Астане. Планируется, что это первое здание целой серии. В нем многое по современным правилам, но есть и отступления, подтверждающие и развивающие правила. Например, амфитеатров в атриуме два, а во дворе насыпан искусственный холм – ради усложнения плоского рельефа казахской степи.
Архитектор в метаверс
Поговорили с участниками фестиваля креативных индустрий G8 о том, почему метавселенные – наша завтрашняя повседневность, и каким образом архитекторы могут влиять на нее уже сейчас.
Материя с гибким характером
Алюминий – разнообразный материал, он работает в широком в диапазоне от гибкого дигитального футуризма – до имитации естественных поверхностей, подходящих для реконструкций и даже стилизаций. Рассказываем о 7 новых жилых комплексах, в которых использован фасадный алюминий компании Cladding Solutions.
Мост-завиток
Проект пешеходного моста, предложенного архитекторами бюро ATRIUM Веры Бутко и Антона Надточего для Алматы, стал победителем премии A+A Awards портала Architizer в номинации «Непостроенная транспортная инфраструктура». Он и правда хорош: «висячий сад» в бетонных колоннах-кадках над городской трассой сопровожден завитками деревянных пандусов, которые в ключевой точке складываются в элемент национальной орнаментики.
Сергей Надточий: «В своем исследовании мы формулируем,...
Недавно АБ ATRIUM анонсировало почти завершенное исследование, посвященное форматам проектирования современных образовательных пространств. Говорим с руководителем проекта Сергеем Надточим о целях, задачах, специфике и структуре будущей книги, в которой порядка 300 страниц.
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
Спиральный подход
Здание школы в Нурсултане, выполненное Верой Бутко и Антоном Надточим полностью, от концепции до стадии РД, стало воплощением авторской методики по созданию современной образовательной среды, над которой архитекторы ATRIUM работают много лет. Среди основных ее принципов – создание вдохновляющего пространства, мотивирующего к созидательной творческой деятельности. Поэтому новая школа получила форму орнаментированной золотистой спирали, которая символизирует восхождение к знаниям, а внутри здание представляет собой сложно организованный многофункциональный «город в городе» с многоярусными атриумами, амфитеатрами и вариативными маршрутами.
Слабые токи: итоги «Золотого сечения»
Вчера в ЦДА наградили лауреатов старейшего столичного архитектурного конкурса, хорошо известного среди профессионалов. Гран-при получили: самая скромная постройка Москвы и самый звучный проект Подмосковья. Рассказываем о победителях и публикуем полный список наград.
ATRIUM: «Один довольный заказчик должен приносить тебе...
Вера Бутко и Антон Надточий, известные 20 лет назад смелыми проектами интерьеров и частных домов, сейчас строят большие жилые районы в Москве, участвуют в конкурсах наравне с западными «звездами», активно работают со значительными проектами не только в России, но и на постсоветском пространстве. Мы поговорили с архитекторами об их творческом пути, его этапах и истории успеха.
Течение линий
Пять домов квартала «Свобода» ЖК «Символ» – пример комплексной работы архитекторов над целостным фрагментом города, который стал воплощением того подхода к архитектуре, который в Москве ранее не встречался: все подчинено пластическому потоку – своего рода течению, подчеркнутому энергичным рисунком фасадов сродни «суперграфике».
WAF: «Оскар», но архитектурный
Говорим с авторами трех проектов, собравших награды WAF: редевелопента Бадаевского завода – Herzog & de Meuron, ЖК «Комфорт Таун» – Архиматика, и Парка будущих поколений в Якутске – ATRIUM.
Ключевое слово: «телеработа»
Архитекторы, профильные СМИ и вузы по всему миру реагируют на ситуацию пандемии, пытаясь обезопасить сотрудников и студентов, сохранив учебный и рабочий процесс. Говорим с руководителями нескольких московских бюро об их планах удаленной работы, а также рассказываем, как реагируют на эпидемию архитекторы мира.
Свиток и зеркало
Архитекторы бюро ATRIUM разработали в конкурсе концепций для Туркестана четыре проекта; один из них победил в своей номинации и будет, вероятно, реализован.
WAF 2019: в ожидании финала
Говорим c авторами проектов, вышедших в финал премии WAF: об их взгляде на фестиваль, о проектах и вероятных способах презентации.
Лучший – в Латвии
Объявлен лауреат премии союза московских архитекторов – им, как мы и предсказывали, стал Тотан Кузембаев с усадьбой Клаугис, широко известной в узких кругах. Среди номинантов ATRIUM, DNK ag, IND architects, AI architects.
Гнездо
Новый офис бюро ATRIUM отражает авторскую концепцию Антона Надточего и Веры Бутко. В центре двухъярусного пространства подвешен арт-объект: одновременно и переговорная, и ядро композиции, и презентация метода.
Все ради вида
Проект элитного жилого комплекса «Z-House» был разработан архитектурной мастерской ATRIUM для закрытого конкурса, на котором оценивались не только качество и эффектность архитектуры, но и решения, наиболее востребованные или ожидаемые на рынке недвижимости.
Похожие статьи
Ленты и складки
Выставочный центр по проекту Zaha Hadid Architects в Пекине реализован как модульное сооружение, что сократило затраты на строительство и его сроки.
Главное – внутри
Здание второй очереди гимназии имени Евгения Примакова было отмечено многими наградами еще на стадии проектирования. Сейчас оно завершено. И хотя не все нюансы были учтены: прежде всего конструкциям перекрытия не следовало оставаться открытыми, – но в силу приоритета объемного построения это не кажется существенным. Более важен «Ах!», вызываемый пространством.
Силы магнетизма
«Крылатская 33» – первый крупный жилой комплекс среди микрорайонов 1980-х, счастливо соседствующих с лесами, рекой, склонами, спортивной инфраструктурой... Архитекторам АБ «Остоженка» удалось превратить его, при всей масштабности проекта, в «деликатную доминанту». Во-первых, «вырастить», ориентируясь на стилистику и высотность соседних микрорайонов; во-вторых, снабдив паузой в самой высотной части, сформировать композиционное напряжение – прямо на градостроительной оси района.
Фиалки каждый день
Архитекторы HEMAA расширили комплекс начальной школы Les Violettes в парижском предместье Марей-Марли, соединив в своем проекте состаренную древесину, зеркальные алюминиевые панели и прозрачное стекло.
Пояс Ориона
Офисный комплекс Stone Ходынка 2, спроектированный Kleinewelt Architekten для компании Stone, внутри устроен эргономично, по правилам healthy building: свет, проветривание, все возможности для эффективной офисной планировки. И снаружи похож, как сейчас принято, на айфон: блеск, свечение, стекло, металл, скругления. Тем не менее он чутко реагирует на контекст Ходынки, главный сюжет – контраст вертикалей и горизонтали, а главной интригой становится устройства «стилобата» как навесного перехода, раскрывающего пространство под ним для свободного передвижения.
Доказательное проектирование
Психиатрическая клиника при Университетской больнице в Тампере по проекту C. F. Møller задумана как комфортная, снижающая напряжение и тревожность у пациентов среда.
Шедовый фасад
Жилой дом в районе Бёйкслотерхам напоминает об индустриальном прошлом этой части Амстердама решением фасада. Авторы проекта – Studioninedots.
Страсть к текстурам
Арт-пространство в Ханчжоу, спроектированное бюро AD Architecture, посвящено строительным материалам и их фактурам, оно обращается сразу ко всем органам чувств.
На полном обеспечении
Новый жилой комплекс по проекту UNStudio в Чунцине включает развитую инфраструктуру, поддерживающую физическое и психологическое здоровье жильцов.
Обнажение бетона
Один из этапов благоустройства небольшого сквера в Лермонтове – строительство скейт-парка. Доверив эту часть команде XSA, город получил 250-метровую дорожку для трюков, фигуры которой напоминают объекты лэнд-арта – аналогов в России как по габаритам, так и по наполнению нет. Рассказываем, как устроен экспериментальный снейк-ран в Предкавказье.
Шаг к мечте
Сложности согласований, недостаточный бюджет и проблемы на строительной площадке при реализации проекта школы в Троицке не помешали бюро ASADOV добиться главного – сделать еще один шаг от старых представлений об учебных пространствах к созданию образовательной среды принципиально нового качества.
Точные объятия
Бюро Akira Koyama + Key Operation Inc. / Architects построило в японском городе Тояма офис для фармацевтической компании Juzen Chemical Corporation.
Ткани и свет
Бюро OMA выполнило экспозиционный дизайн для 2-й Биеннале исламских искусств в саудовском городе Джидда. Архитекторы уже второй раз занимаются оформлением выставок этой биеннале.
Шале на скале
Отель сети Accor в Архызе по проекту бюро «А.Лен» расположится на подступах к главным туристическим центрам курорта. Архитекторы стилизовали традиционный и многими любимый вариант шале, а интриги добавил сохранившийся на участке блок недостроя, который команда проекта превратила в пространство впечатлений: с открытым бассейном и рестораном, откуда открываются виды на самые высокие хребты региона.
Раскрытые крыши
Бывшая табачная фабрика в Турине станет архивным и образовательным центром, окруженным общественными пространствами на берегу реки По.
Минимум вибраций
KAAN Architecten и Celnikier & Grabli Architectes представили проект нового исследовательского корпуса для Федерального политехнического университета в Лозанне. Строительство начнется в будущем году.
Домики веером
Плотная жилая застройка по проекту бюро KCAP на искусственном острове в амстердамском порту сочетает разновысотные корпуса и «органическую» схему озеленения.
Нетипичный представитель
Недавно завершившийся 2024 год можно считать годом завершения реализации проекта «Садовые кварталы» в Хамовниках. Он хорошо известен и во многом – знаковый. Далеко не везде удается сохранить такое количество исходных идей, получив в итоге своего рода градостроительный гезамкунстверк. Здесь – субъективный взгляд архитектурного журналиста, а завтра будет интервью с Сергеем Скуратовым.
Геометрия отдыха
Новый жилой район вьетнамского города Виня получил необычный центр отдыха. Архитекторы бюро MIA Design Studio скрыли все его объемы под поросшими травой склонами.
Селадоновые фасады
Бюро Zaha Hadid Architects спроектировало культурный центр для Шаосина: в качестве отделочного материала планируется использовать керамические панели селадонового – серо-зеленого – оттенка.
Поле жизни
Новый проект от бюро ПНКБ Сергея Гнедовского и Антона Любимкина для Музея-заповедника «Куликово поле» посвящен Полю как таковому, самому по себе. Его исследование давно, тщательно и успешно ведет музей. Соответственно, снаружи форма нового музейного здания мягче, чем у предыдущего, тоже от ПНКБ, посвящённого исторической битве. Но внутри оно уверенно ведет посетителя от светового колодца по спирали – к полю, которое в данном случае трактовано не как поле битвы, а как поле жизни.
Дерево и базальт
Бюро Malik Architecture соединило в своем проекте гостиницы Radisson в горах индийского штата Махараштра местные традиции и требования ресурсоэффективности.
Технологии и материалы
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Сейчас на главной
Стеклянная граница оптимума
Очень маленький дом с оптимальной планировкой – 21 м2 – тем не менее включает две роскошные вещи. Во-первых, сауну, хотя и в виде кабины; во-вторых, угол из структурного стекла, изнутри стекло – от пола до потолка. Вот это, правда, роскошь для дома с фанерным конструктивом, что признает и сам автор.
Высота 5642
Институт Генплана Москвы подготовил проект комплексного развития трех горнолыжных курортов Кавказа, получивших статус особых экономических зон туристско-рекреационного типа. Первая из них – Эльбрус. На горе построят новые трассы, канатные дороги и гостиницы, модернизируют станции и приведут в порядок туристическую поляну Азау. Для расширения аудитории и всесезоннной привлекательности развивается сеть экотроп. Рассказываем обо всех этапах подробнее.
Щепотка ностальгии
Кафе-кулинария по проекту студии архитектуры и дизайна OBJCT открылось в Волгограде в здании бывшего Тракторного завода, который сейчас играет роль бизнес-парка. Чтобы воссоздать дух советского времени, архитекторы использовали мозаику, стеклоблоки, растения в кадках, а также терраццо. Фанера и красные акценты сделали интерьер светлым и свежим.
ИТ-городок
На примере первой реализованной очереди квартала «Ю» разбираемся, как будет устроен новый микрорайон Иннополиса. Бюро Т+Т Architects и HADAA сформировали и сбалансировали остроумный мастер-план с разными типами жилья, зеленой артерией, системой площадей и парком в центральной части.
Пресса: Александр Скокан: «Ужас в том, что “Аушвиц” — идеальный...
В начале 1945 года советские войска освободили польский город Освенцим, а с ним и самый известный лагерь смерти, одно из главных свидетельств Холокоста — «Аушвиц». 40 лет спустя архитектор Александр Скокан и художник Иван Лубенников разработали проект реконструкции советского раздела музея-мемориала. Обновленная экспозиция открылась 8 мая 1985 года и просуществовала вплоть до 2013-го, когда ее в очередной раз осовременили. По просьбе «Сноба» публицист, соучредитель и бывший главред архитектурного журнала «Проект Россия» Анатолий Белов встретился с Александром Скоканом, чтобы узнать о правоверном модернизме проектировщиков «Аушвица», искусстве добывать стройматериалы в эпоху позднего застоя и о том, каково жилось в бывшей гостинице для офицеров СС.
Долгожданный герой
Открытия библиотеки в своем районе жители Северного Боулдера в штате Колорадо ждали больше 25 лет. Архитекторы WORKac создали для них удобный и гостеприимный общественный центр.
Тяга к ремеслу
По проекту бюро KIDZ в Тель-Авиве открылась нео-изакая. Учитывая равнодушие горожан к сложным дизайнерским решениям, архитекторы сосредоточились на материалах, освещении и мебели. Такой подход соотносится с японскими понятиями «шокунин» и «коадавари», означающими искусного мастера и внимание к деталям. Единственным предметом декора стала лаковая миниатюра, найденная на блошином рынке.
Компактное построение
В буколическом окружении рисовых полей престижного района Бали Pererenan, на возвышении с видом на океан, Антон Кочуркин и 8Lines, выиграв конкурс, спроектировали апарт-отель. Его уже начали строить. Особенность проекта – оптимальные компактные планировки, он рассчитан на средний достаток.
Черный бутик
Пекинское бюро Fon Studio спроектировало временный концепт-бутик для марки авангардной одежды TBHNP в Шанхае.
Археологический подход
Конкурс на проект реконструкции западного крыла Британского музея в Лондоне выиграла Лина Готме, архитектор Национального музея Эстонии в Тарту.
Большой брат
Жилой комплекс Architecton построен в Екатеринбурге по проекту бюро Archinform на месте техникума 1930-х годов. Снос конструктивистского здания стал потерей для города, которую архитекторы попытались восполнить, сохраняя память места через эксперимент с формой.
Ленты и складки
Выставочный центр по проекту Zaha Hadid Architects в Пекине реализован как модульное сооружение, что сократило затраты на строительство и его сроки.
Красный конь
Суперграфика на фасадах жилого комплекса, построенного в Екатеринбурге по проекту бюро «План Б», вдохновлена мезенской росписью. Красный пигмент для 23-этажной башни выбрали не только как акцентный, но и устойчивый в штукатурке. Не менее яркими получились вестибюли подъездов, оформленные приемом color block.
Памяти Александра Раппапорта
Человек, «глубоко мыслящий и всесторонне одаренный»; «ренессансный гений – уникальный эрудит, мудрый философ, тончайший поэт, виртуозный музыкант и проницательный художник»; «один из последних архитекторов, входивших в интеллектуальную элиту»... С нами больше нет Александра Раппапорта.
Производство знаний
Компания «Даль» заняла второе место в конкурсе на редевелопмент Главного корпуса Ижевского завода. Команда предложила будущим инвесторам на выбор два сценария развития территории – межвузовский кампус или бизнес-хаб, но в обоих случаях отвела историческому зданию Семёна Дудина роль центра популяризации наук. Внушительное предпроектное исследование определило архитектурные решения.
Главное – внутри
Здание второй очереди гимназии имени Евгения Примакова было отмечено многими наградами еще на стадии проектирования. Сейчас оно завершено. И хотя не все нюансы были учтены: прежде всего конструкциям перекрытия не следовало оставаться открытыми, – но в силу приоритета объемного построения это не кажется существенным. Более важен «Ах!», вызываемый пространством.
Фиалки каждый день
Архитекторы HEMAA расширили комплекс начальной школы Les Violettes в парижском предместье Марей-Марли, соединив в своем проекте состаренную древесину, зеркальные алюминиевые панели и прозрачное стекло.
Силы магнетизма
«Крылатская 33» – первый крупный жилой комплекс среди микрорайонов 1980-х, счастливо соседствующих с лесами, рекой, склонами, спортивной инфраструктурой... Архитекторам АБ «Остоженка» удалось превратить его, при всей масштабности проекта, в «деликатную доминанту». Во-первых, «вырастить», ориентируясь на стилистику и высотность соседних микрорайонов; во-вторых, снабдив паузой в самой высотной части, сформировать композиционное напряжение – прямо на градостроительной оси района.
Пояс Ориона
Офисный комплекс Stone Ходынка 2, спроектированный Kleinewelt Architekten для компании Stone, внутри устроен эргономично, по правилам healthy building: свет, проветривание, все возможности для эффективной офисной планировки. И снаружи похож, как сейчас принято, на айфон: блеск, свечение, стекло, металл, скругления. Тем не менее он чутко реагирует на контекст Ходынки, главный сюжет – контраст вертикалей и горизонтали, а главной интригой становится устройства «стилобата» как навесного перехода, раскрывающего пространство под ним для свободного передвижения.
Доказательное проектирование
Психиатрическая клиника при Университетской больнице в Тампере по проекту C. F. Møller задумана как комфортная, снижающая напряжение и тревожность у пациентов среда.
Далеко гляжу
В жилом комплексе New Питер в Ленинградской области по проекту «БалтИнвест-Проект» построен детский сад. Его отличает довольно строгий кирпичный фасад, уютная ниша входа, а также групповые ячейки с панорамными эркерами, из которых дети могут наблюдать друг за другом и жизнью на улице.
Время как театр
Проект Зои Рюриковой и ее бюро «ДА» выиграл конкурс на благоустройство Театральной площади по Владимире. Он основан на идее регенерации исторической застройки, а по форме представляет собой вариант «театрального романтического неомодернизма». Арки служат «видоискателями», в том числе для городского театра Драмы 1971 года.
Шедовый фасад
Жилой дом в районе Бёйкслотерхам напоминает об индустриальном прошлом этой части Амстердама решением фасада. Авторы проекта – Studioninedots.
Прощание с СЭВ
Александр Змеул рассказывает историю проектирования, строительства и перепроектирования здания СЭВ – безусловной градостроительной доминанты западного направления и символа послевоенной Москвы, размноженного в советском «мерче», всем хорошо знакомого. В ходе рассказа мы выясняем, что, когда в 1980-е комплексу потребовалось расширение, градсовет предложил очень деликатные варианты; и еще, что в 2003 году здесь проектировали башню, но тоже без сноса «книжки». Статья иллюстрирована архивными материалами, часть публикуется впервые; благодарим Музей архитектуры за предоставленные изображения.
Ретро-пиццерия
По проекту cтудии дизайна MODGI Group на территории апарт-отеля VALO в Санкт-Петербурге открылась компактная пиццерия в ретро-стиле. Теплую и сочную цветовую гамму дополняет винтажная мебель и свет, а одним из главных предметов декора стали конверты для виниловых пластинок.
Берег Мелеуза
По проекту Института развития городов и сел Башкортостана и бюро Affinum в Мелеузе благоустроена набережная одноименной реки, которая играет роль центрального объекта города. Событийную площадь и торговые павильоны дополнил тихий променад, выходы к реке и детские площадки среди деревьев.
Страсть к текстурам
Арт-пространство в Ханчжоу, спроектированное бюро AD Architecture, посвящено строительным материалам и их фактурам, оно обращается сразу ко всем органам чувств.
Тюремный квартал
По проекту Института развития городов и сел Башкортостана и бюро Orchestra Design благоустроен исторический центр Белебея. Архитекторы объединили территорию пересыльной тюрьмы XVIII века и Торговых рядов в единое пространство, «зашив» в него разные сценарии досуга, а также отсылки к истории города.
И вот, нам дали выбор
Сергей Собянин призвал москвичей голосовать за судьбу цирка на проспекте Вернадского на «Активном гражданине». Это новый поворот. Отметим, что в голосовании, во-первых, не фигурирует удививший многих проект неизвестного иностранца, а, во-вторых, проголосовать не так уж просто: сначала нас заваливают подобием агитации, а потом еще предлагают поупражняться в арифметике. Но мы же попробуем?