Беседовала:
Дарья Горелова

КОД: «В удаленных городах, не секрет, дефицит кадров»

О пользе синего, визуальном хаосе и общих и специальных проблемах среды российских городов: говорим с авторами Дизайн-кода арктических поселений Ксенией Деевой, Анастасией Конаревой и Ириной Красноперовой, участниками вебинара Яндекс Кью, который пройдет 17 сентября.

0 Третий разговор с участниками конференции «Архитектура. Город. Люди», которую проводит платформа Яндекс Кью. 

Вебинар о жизни и урбанистике в условиях крайнего Севера, в том числе за полярным кругом,

«Арктические поселения: как здесь живут люди и зачем им нужен дизайн-код?»

состоится в субботу, 17 сентября, в 11:00 в онлайн-формате. 
Зарегистрироваться можно здесь, на странице конференции

Архи.ру:
«Дизайн-код арктических поселений» был презентован в январе. Там говорилось и о методике внедрения, пошаговых инструкциях для представителей администраций и прочем. Дизайн-код сейчас как-то внедряют? Где, как?
zooming

Ксения Деева, Анастасия Конарева и Ирина Красноперова:
Дизайн-код арктических поселений был опубликован в начале этого года и почти сразу команда разработчиков (АНО «Информационно-аналитический центр Государственной комиссии по вопросам развития Арктики» совместно с бюро «КОД») начала выстраивать системную работу с муниципалитетами. В частности, были отобраны несколько муниципалитетов, у которых есть запрос на реализацию такого масштабного проекта, но которым требуется кураторская поддержка в этом процессе. На текущий момент мы уже ведем работу с ПГТ Тикси (Республика Саха (Якутия) и городом Мончегорском (Мурманская область), а также ведем переговоры с городом Воркутой в Республике Коми.

На основании методических рекомендаций для администраций по внедрению регламента, которые вошли в состав Дизайн-кода арктических поселений, муниципалитеты уже проделали большую работу: сформировали и утвердили рабочие группы по реализации проекта, составили дорожные карты, ведут корректировку Правил благоустройства. Совместно с АНО «Информационно-аналитический центр Государственной комиссии по вопросам развития Арктики» мы курируем этот процесс, подключаемся к рабочим встречам, консультируем местных специалистов, помогаем в подготовке документации.

После второй пройденной актуализации документ был разослан во все субъекты, входящие в Арктическую зону Российской Федерации (АЗРФ). Документ позволит выстроить системную работу «на местах», устранить большинство «белых пятен», которые имеют место в разных муниципальных и региональных документах по ведению благоустройства.
Дизайн-код арктических поселений. Также доступен для скачивания
Предоствлено: АНО «Информационно-аналитический центр Государственной комиссии по вопросам развития Арктики»
Дизайн-код арктических поселений. Также доступен для скачивания
Предоствлено: АНО «Информационно-аналитический центр Государственной комиссии по вопросам развития Арктики»

Были какие-то поправки в Дизайн-код арктических поселений в этом году уже постфактум?

Дизайн-код арктических поселений прошел с начала этого года две актуализации: у экспертного сообщества и арктических субъектов было время ознакомиться с Дизайн-кодом и направить замечания, предложения, дополнения. 1 августа 2022 г. вышла обновленная редакция документа.

Часть внесенных изменений касалась колористических рекомендаций по фасадам, предлагаемых материалов отделки, вопросов доступности среды для маломобильных групп, сроков переходного периода, характера правил (что из разделов Дизайн-кода относить к обязательным, директивным правилам, а что – к рекомендациям). На все замечания мы направляли обоснованные ответы с пояснением, почему мы согласны или не согласны с ними. Параллельно вносились корректировки в сам текст.

В Дизайн-коде арктических поселений вы говорите о «визуальном мусоре» в целом, который бывает везде, и об арктических особенностях. Как правило мы о Севере знаем, что там холодно, ветрено, темно, и «в Заполярье солнце всходит в полночь». Это очевидные вещи. Что бы вы добавили к списку особенностей среды Севера?

Градостроительная и средовая проблематика арктических и северных поселений в большинстве своем очень схожа. Проблема визуального загрязнения городской среды – в общем-то, общероссийская, но в Арктике она осложняется целым комплексом дополнительных сложностей (в первую очередь, это, конечно, особые природно-климатические условия – снеговые и ветровые нагрузки, полярная ночь и полярный день, длительный зимний период и т.д.). Но также отдельно можно сказать и об управленческой, и о нормативной проблемах: в удаленных городах и поселках, не секрет, дефицит кадров, а специалисты в сфере благоустройства на вес золота. Помимо этого, нормативно-правовая база большинства арктических муниципалитетов не включает полный набор инструментов для эффективной работы с элементами визуальной среды.

У врагов визуальной среды российских городов одно лицо. В Арктике проблемы визуальной среды гиперболизированы из-за всепроникающих мифов о том, как должно быть правильно и красиво. Например, отделка цветным сайдингом, чтобы всем было «веселее».

Безусловно, одна из ключевых проблем городской среды Арктики – это ее визуальная монотонность, которую мы предлагаем решать не через пестроту и буйство красок и конструкций, а через поиск новых решений. Так, в Стандарте оформления и размещения рекламно-информационных конструкций на фасадах зданий помимо привычных типов вывесок рекомендуется использование гобо-проекторов [светодиодный прибор, проецирующий изображение на поверхность, – прим. ред.]. Решение, которое не приветствуется в крупных городах страны, здесь приобретает иной контекст и функцию.

На этапе анализа особенностей среды арктических поселений помимо природных и климатических аспектов, мы выделили градостроительную специфику. Большой процент жилищного фонда пустует или находится в аварийном состоянии. Внутри нашего документа содержатся предложения по визуальному переосмыслению таких зданий, их оформлению суперграфикой, что позволит бороться с «эффектом разбитых окон».
Дизайн-код арктических поселений. Также доступен для скачивания
Предоствлено: АНО «Информационно-аналитический центр Государственной комиссии по вопросам развития Арктики»

Вы предлагаете стандарты, а что вы делаете для того, чтобы в поселениях сохранялась или развивалась какая-то местная уникальность? Не перекрасите ли все в условный «синий цвет»?

К слову, о синем цвете: от Ямало-Ненецкого автономного округа мы получили предложение исключить из цветовой матрицы (возможных сочетаний цветов для элементов фасадов) оттенки синего. И это можно понять: слишком долгие холодные зимы с высоким снежным покровом, полярная ночь, и жителям хочется теплоты хотя бы в цветовом оформлении городской среды.

Но мы не согласились – по нескольким причинам. Во-первых, для разных стилей в архитектуре существует характерная палитра. Так, для зданий конструктивизма распространена сдержанная гамма, в том числе светло-серые, холодные оттенки. Во-вторых, холодные оттенки могут составлять основу колористических решений периферийной зоны города. Общая для арктических поселений цветовая матрица не должна исключать этих цветов. При этом Дизайн-код арктических поселений рекомендует муниципалитетам разрабатывать индивидуальную колористическую концепцию, или цветовой план поселения (по примеру Норильска, который в 2020 году создал Альбом типовых колористических решений фасадов зданий, строений, сооружений). Такая концепция позволяет распределить визуальные акценты и общую цветовую гамму городской среды. Цветовой план должен быть основан на исторически сложившейся или характерной для поселения палитре цветов, а также оттенках природного ландшафта территории, что позволяет выявить архитектурно-природную идентичность поселения. В колористической концепции для конкретного поселения допустимо исключить, к примеру, оттенки синего цвета, если это не противоречит сложившейся цветовой палитре городской среды этого поселения.

Как видите, перед Дизайн-кодом арктических поселений вовсе не стояла задача все унифицировать и «причесать» под одну гребенку. Он не исключает индивидуальных дизайн-решений. Напротив, везде в документе мы подчеркивали, что крайне важно, разобравшись с проблемами первого порядка – визуального мусора, хаоса – в дальнейшем, двигаться в сторону проработки индивидуальных решений. Упоминаемый ранее Мончегорск разработал собственный дизайн-код (вернее его в этом случае называть брендинговой стратегией), основываясь на общих правилах нашего документа. Индивидуальность, самобытность закладываются и в брендинге территорий, который может стать следующим этапом, дополнительной надстройкой.

Еще вопрос об авторстве кода. У нас говорится, что он разработан Информационно-аналитическим центром Государственной комиссии по вопросам развития Арктики с привлечением ведущих экспертов России в вопросах благоустройства северных поселений. Как участвовало бюро КОД? Как распределяется авторство?

Документ разработан АНО «Информационно-аналитический центр Государственной комиссии по вопросам развития Арктики» под кураторством Минвостокразвития России и Минстроя России. Для того, чтобы лучше разобраться в системном подходе по работе с северной средой, которая ведется Минвостокразвития около 2 лет, необходимо пояснить, что разработка Дизайн-кода являлась подпроектом в рамках большого проекта по разработке «Арктического стандарта» – Стандарта развития городской среды и благоустройства общественных и дворовых территорий арктических городов (руководство проекта ведет также АНО «Информационно-аналитический центр Государственной комиссии по вопросам развития Арктики»).

В процессе выстраивания работы над Арктическим стандартом был сформирован Экспертный совет, объединивший более сотни специалистов в сфере благоустройства, урбанистики, работы с городской средой, строительства и социально-экономического развития Арктики. Материалы, собранные в ходе полугодовой работы Экспертного совета, вошли, в частности, в созданный Дизайн-код арктических поселений.

Мы – Анастасия Конарева и Ксения Деева – являемся главными архитекторами этого проекта, представляя бюро «КОД». Руководителем проекта выступала Ирина Красноперова из АНО «Информационно-аналитический центр Государственной комиссии по вопросам развития Арктики».
***

Предыдущие разговоры в рамках серии были с Арсением Афониным из Софт Культуры – о самообразовании, и с директором Архитектурной школы МАРШ Никитой Токаревым – о достоинствах и границах междисциплинарности. 

14 Сентября 2022

Беседовала:

Дарья Горелова
Похожие статьи
Александра Кузьмина: «Легко работать, когда правила...
Сюжетом стенда и выступлений архитектурного ведомства Московской области на Зодчестве стало комплексное развитие территорий, или КРТ. И не зря: задача непростая и очень «живая», а МО по части работы с ней – в передовиках. Говорим с главным архитектором области: о мастер-планах и кто их делает, о том, где взять ресурсы для комфортной среды, о любимых проектах и даже о том, почему теперь мало хороших архитекторов и что делать с плохими.
Согласование намерений
Поговорили с главным архитектором Института Генплана Москвы Григорием Мустафиным и главным архитектором Южно-Сахалинска Максимом Ефановым – о том, как формируется рабочий генплан города. Залог успеха: сбор данных и моделирование, работа с горожанами, инфраструктура и презентация.
Изменчивая декорация
Члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023 продолжают рассуждать о том, какими будут общественные интерьеры будущего: важен предлагаемый пользователю опыт, гибкость, а в некоторых случаях – тотальный дизайн.
Определяющая среда
Человекоцентричные, технологичные или экологичные – какими будут общественные интерьеры будущего, рассказывают члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023.
Иван Греков: «Заказчик, который может и хочет сделать...
Говорим с Иваном Грековым, главой архитектурного бюро KAMEN, автором многих знаковых объектов Москвы последних лет, об истории бюро и о принципах подхода к форме, о разном значении объема и фасада, о «слоях» в работе со средой – на примере двух объектов ГК «Основа». Это квартал МИРАПОЛИС на проспекте Мира в Ростокино, строительство которого началось в конце прошлого года, и многофункциональный комплекс во 2-м Силикатном проезде на Звенигородском шоссе, на днях он прошел экспертизу.
Резюмируя социальное
В преддверии фестиваля «Открытый город» – с очень важной темой, посвященной разным апесктам социального, опросили организаторов и будущих кураторов. Первый комментарий – главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, инициатора и вдохновителя фестиваля архитектурного образования, проводимого Москомархитектурой.
Прямая кривая
В последний день мая в Москве откроется биеннале уличного искусства Артмоссфера. Один из участников Филипп Киценко рассказывает, почему архитектору интересно участвовать в городских фестивалях, а также показывает свой арт-объект на Таможенном мосту.
Бетонные опоры
Архитектурный фотограф Ольга Алексеенко рассказывает о спецпроекте «Москва на стройке», запланированном в рамках Арх Москвы.
Юлий Борисов: «ЖК «Остров» – уникальный проект, мы...
Один из самых больших проектов жилой застройки Москвы – «Остров» компании Донстрой – сейчас активно строится в Мневниковской пойме. Планируется построить порядка 1.5 млн м2 на почти 40 га. Начинаем изучать проект – прежде всего, говорим с Юлием Борисовым, руководителем архитектурной компании UNK, которая работает с большей частью жилых кварталов, ландшафтом и даже предложила общий дизайн-код для освещения всей территории.
Валид Каркаби: «В Хайфе есть коллекция арабского Баухауса»
В 2022 году в порт города Хайфы, самый глубоководный в восточном Средиземноморье, заходило рекордное количество круизных лайнеров, а общее число туристов, которые корабли привезли, превысило 350 тысяч. При этом сама Хайфа – неприбранный город с тяжелой судьбой – меньше всего напоминает туристический центр. О том, что и когда пошло не так и возможно ли это исправить, мы поговорили с архитектором Валидом Каркаби, получившим образование в СССР и несколько десятилетий отвечавшим в Хайфе за охрану памятников архитектуры.
О сохранении владимирского вокзала: мнения экспертов
Продолжаем разговор о сохранении здания вокзала: там и проект еще не поздно изменить, и даже вопрос постановки на охрану еще не решен, насколько нам известно, окончательно. Задали вопрос экспертам, преимущественно историкам архитектуры модернизма.
Фандоринский Петербург
VFX продюсер компании CGF Роман Сердюк рассказал Архи.ру, как в сериале «Фандорин. Азазель» создавался альтернативный Петербург с блуждающими «чикагскими» небоскребами и капсульной башней Кисе Курокавы.
2022: что говорят архитекторы
Мы долго сомневались, но решили все же провести традиционный опрос архитекторов по итогам 2022 года. Год трагический, для него так и напрашивается определение «слов нет», да и ограничений много, поэтому в опросе мы тоже ввели два ограничения. Во-первых, мы попросили не докладывать об успехах бюро. Во-вторых, не говорить об общественно-политической обстановке. То и другое, как мы и предполагали, очень сложно. Так и получилось. Главный вопрос один: что из архитектурных, чисто профессиональных, событий, тенденций и впечатлений вы можете вспомнить за год.
KOSMOS: «Весь наш путь был и есть – поиск и формирование...
Говорим с сооснователями российско-швейцарско-австрийского бюро KOSMOS Леонидом Слонимским и Артемом Китаевым: об учебе у Евгения Асса, ценности конкурсов, экологической и прочей ответственности и «сообщающимися сосудами» теории и практики – по убеждению архитекторов KOSMOS, одно невозможно без другого.
Никита Токарев: «Искусство – ориентир в джунглях...
Следующий разговор в рамках конференции Яндекс Кью – с директором Архитектурной школы МАРШ Никитой Токаревым. Дискуссия, которая состоится 10 сентября в 16:00 оффлайн и онлайн, посвящена междисциплинарности. Говорим о том, насколько она нужна архитектурному образованию, где начинается и заканчивается.
Архитектурное образование: тренды нового сезона
МАРШ, МАРХИ, школа Сколково и руководители проектов дополнительного обучения рассказали нам о том, что меняется в образовании архитекторов. На что повлиял уход иностранных вузов, что будет с российской архитектурной школой, к каким дополнительным знаниям стремиться.
Архитектор в метаверс
Поговорили с участниками фестиваля креативных индустрий G8 о том, почему метавселенные – наша завтрашняя повседневность, и каким образом архитекторы могут влиять на нее уже сейчас.
Арсений Афонин: «Полученные знания лучше сразу применять...
Яндекс Кью проводит бесплатную онлайн-конференцию «Архитектура, город, люди». Мы поговорили с авторами докладов, которые могут быть интересны архитекторам. Первое интервью – с руководителем Софт Культуры. Вебинар о лайфхаках по самообразованию, в котором он участвует – в среду.
Устойчивость метода
ТПО «Резерв» в честь 35-летия покажет на Арх Москве совершенно неизвестные проекты. Задали несколько вопросов Владимиру Плоткину и показываем несколько картинок. Пока – без названий.
Сергей Надточий: «В своем исследовании мы формулируем,...
Недавно АБ ATRIUM анонсировало почти завершенное исследование, посвященное форматам проектирования современных образовательных пространств. Говорим с руководителем проекта Сергеем Надточим о целях, задачах, специфике и структуре будущей книги, в которой порядка 300 страниц.
Олег Манов: «Середины нет, ее нужно постоянно доказывать...
Олег Манов рассказывает о превращении бюро FUTURA-ARCHITECTS из молодого в зрелое: через верность идее создавать новое и непохожее, околоархитектурную деятельность, внимание к рисунку, макетам и исследование взаимоотношений нового объекта с его окружением.
Юлия Тряскина: «В современном общественном интерьере...
Новая премия общественных интерьеров IPI Award рассматривает проекты с точки зрения передовых тенденций современного мира и шире – сверхзадачи, поставленной и реализованной заказчиком и архитектором. Говорим с инициатором премии: о специфике оценки, приоритетах, страхах и надеждах.
Владимир Плоткин:
«У нас сложная, очень уязвимая...
В рамках проекта, посвященного высотному и высокоплотному строительству в Москве последних лет поговорили с главным архитектором ТПО «Резерв» Владимиром Плоткиным, автором многих известных масштабных – и хорошо заметных – построек города. О роли и задачах архитектора в процессе мега-строительства, о драйве мегаполиса и достоинствах смешанной многофункциональной застройки, о методах организации большой формы.
Технологии и материалы
Больше стекла: окна РЕХАУ в загородных домах
Оконная и дверная индустрия кажется консервативной в плане дизайна, но на самом деле изменения, которые произошли с ней в последние годы, значительны. Анализируем тренды на проектах выставки Open Village, индикатора всего самого популярного в мире частного домостроения.
Карусель для авиаторов
Для обновленного Парка Авиаторов в Петербурге компания «Новые горизонты» спроектировала и построила игровой комплекс «Карусель». Яркий объект с двумя ярусами маркирует главную событийную площадь парка, а детям предлагает разнообразные сценарии игры на разной высоте.
Устойчивое завтра
Названы победители Holcim Awards – премии за достижения в области устойчивой архитектуры. Показываем все проекты из «короткого списка».
Новые декоры в европейской коллекции Homapal 2022-23
Еще больше уникальных цветов и поверхностей металлизированных HPL пластиков появилось в обновленной коллекции бренда Homapal. Самые изысканные металлические текстуры сочетаются с преимуществами износостойкого и гибкого ламината.
Блестящая жизнь в деталях
В ряду металлов, которые выигрышно смотрятся как в классическом, так и в ультрасовременном интерьере, латунь занимает особое место. Неслучайно ее называют «новым золотом». На примере проектов компании HÖGER смотрим, как добиваться эффекта “латуни” и других металлов при помощи современных технологий.
Фасадная подсистема от «ОРТОСТ-ФАСАД»: надежность...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД» разработала и запустила собственное производство подсистемы для устройства облицовки навесных фасадов. Инновационная разработка позволяет решать проблемы, связанные со сложной геометрией фасадов и работами на высотных зданиях.
Декоративное панно из алюминиевых панелей ГК АСП...
На путевой стене станции метро «Яхромская» в Москве установили монументальное панно в честь празднования 800-летия столицы в 1947 году. Панно выполнялось из трехслойных алюминиевых панелей с сотовым заполнением от компании ГК АСП.
Зимний сценарий
Осень и зима – не повод грустить и сидеть дома.
Рассказываем, какие малые архитектурные формы делают общественные пространства теплее, уютнее и интереснее даже в самые промозглые, пасмурные или студеные дни.
Больше чем детская площадка
Компания «КБЭА» из Чебоксар переосмысливает функционал детских площадок: с их помощью наука выходит в городское пространство и становится частью социокультурного программирования территорий.
Будущее фасадной инженерии: как решить проблемы строительства...
Вместе с постоянно развивающимися технологиями строительства область фасадной инженерии также переживает значительные изменения, однако далеко не все оказались к ним готовы. Опытом делится компания Unistem, лидер на рынке фасадного консалтинга.
Ригель и двоичный код.
ИТ-парк им. Башира Рамеева
На фасадах ИТ-парка имени Башира Рамеева в Казани – облицовочные материалы преимущественно российских производителей, в том числе клинкер ригельного формата.
Философия проекта изначально подразумевала полный контакт здания с человеком – как визуальный, так и тактильный.
Краски и штукатурки Baumit: идеальное финишное покрытие
В процессе отделки дома или квартиры одним из главных вопросов является выбор финишного покрытия, ведь это решение влияет не только на внешний вид стен сегодня, но и на то, как они будут выглядеть со временем. Рассказываем о том, какие штукатурки и краски предлагает Baumit для создания идеального фасада и интерьера, которые будут радовать много лет.
Облицовочный кирпич от BRAER: размер имеет значение
Сегодня наиболее распространенными форматами кирпича являются 1НФ, 0,7 НФ и 1,4НФ. У каждого есть свои преимущества. В линейке облицовочных кирпичей BRAER есть все три, но как определиться с выбором нужного? Попробуем разобраться.
Отдых в большом городе
Простая скамейка, установленная в нужном месте, способна дарить минуты отдыха и объединять. Рассказываем, как с помощью городской мебели «Хоббика» даже в самом урбанизированном контексте можно устроить островки для полноценной релаксации.
Кто построит будущее
Детские площадки меняются вместе с городской средой и предлагают детям не только палитру сенсорных ощущений и физической активности, но и образы, заимствованные у мировой архитектуры. Один из примеров – футуристические игровые комплексы, спроектированные компанией «Новые горизонты».
Сейчас на главной
Подкожный свет
Торговый комплекс Star Spark 1926, спроектированный бюро gmp для центра Гуанчжоу, получил дробную шестичастную структуру и будто проницаемые фасады.
Нейтрально-выразительный
Авторы интерьера магазина Post Post Scriptum воспользовались исходной предчистовой отделкой помещения, чтобы отразить концепцию бренда и найти нетривиальный подход к «фоновым» стенам, которые оттеняют яркие и сложно сконструированные предметы одежды.
Тихое обаяние роскоши
В Москве интенсивно развивается не только высотное строительство, но и типология клубных домов: в каждом новые сюжеты и решения. Вот и «Обыденский № 1», спроектированный Blank Architects в продолжение традиций остоженской «Золотой мили» – как сумма исторической и современной контекстуально-клубной архитектуры, предлагает сплав разных видов жилья, способов общения с городом и типов декора. Между тем его главная ценность – пастораль тишины и камерность в контексте новой версии «московского дворика».
Классики и современники
Победителем конкурса на концепцию туристической территории «Новая Анапа» рядом со станицей Благовещенская стал консорциум под руководством компании «Творческие технологии». Интересно, что он сочетает современные решения в духе океанского лайнера – и классическую архитектуру, часть которой нарисована Михаилом Филипповым, часть Максимом Атаянцем.
Урбанистический катализатор
Модернистское офисное здание в 1960-е изменило характер амстердамской промзоны, а теперь превратилось в корпус студенческого жилья и вновь оживило свой район. Авторы реконструкции – Studioninedots.
Космос в матрешке
Школа креативных индустрий в Воронеже заняла необычное здание в форме матрешки. Авторы интерьерной концепции постарались сделать пространство функциональным, а также добавили связь с историей города: первый общественный этаж украшает мозаика и горельеф на космическую тему, которые в том или ином виде удалось спасти из снесенного ДК 50-летия Октября.
Портик нового времени
В начале года в новосибирском аэропорте Толмачево открылся терминал С. Масштабный и прозрачный входной зал со светящимися колоннами внутри умело сочетает лаконизм с яркой фотогеничностью WOW-эффекта. Он – и новый фасад всего комплекса, и точка отсчета планируемой реконструкции, по завершении которой Толмачево станет крупнейшим региональным аэропортом России. Рассматриваем здание в контексте модернистских прототипов как Новосибирска, так и Ленинграда: они собираются в отдельную, не лишенную любопытных нюансов, историю.
WAF Inside 2023: туфелька Золушки
Победитель интерьерной премии Всемирного фестиваля архитектуры – микродом в Сиднее, сочетающий энергоэффективный и художественный подход: фасад облицован битым кирпичом, дом сам обеспечивает себя электричеством и комфортным микроклиматом, а каждое помещение обладает яркой харизмой. Рассказываем подробнее и показываем других финалистов.
Пресса: Место под солнцем: как архитекторы «Студии 44» находят...
Архитекторы из «Студии 44» Антон Яр-Скрябин, Евгений Новосадюк, Иван Кожин и Илья Сабанцев рассказали о новом поколении архитекторов, о проектах, которые уже сейчас формируют облик современных российских (и не только) городов, а также о том, как молодому архитектору найти свое место под солнцем.
Опыт, чувства и баланс
Бюро GAFA подготовило проект благоустройства «Дом Дау» – нового полностью жилого небоскреба в Москва-Сити. Вызовом стала компактная площадь дворов и «портрет» будущего жильца: архитекторы предлагают ему практику созерцания и замедления, обращаясь как к традиционным ландшафтным средствам, так и новым, способным удивить. Например, кинетическим скульптурам.
14+ ТОП сессий деловой программы «Казаныша»
Завтра в Казани стартует архитектурно-строительный форум. Стали разбираться в его программе и выбрали, для начала, 10 сессий, достойных внимания, для первого дня, и еще по 4 для других. Может быть, еще допишем. А пока интересующимся еще не поздно купить билеты.
WAF 2023: исцеление
Главные премии Всемирного фестиваля архитектуры взяли проекты, направленные на оздоровление окружающей среды и исправление ошибок прошлого: школа-парк в Нинбо, башня-«пробиотик» в Каире и ливневый парк на месте табачной фабрики в Бангкоке. Еще одна тенденция – условно «незападные» страны как место приложения концепций архитекторов. Самое заметное представительство в этом плане у Ирана.
Карельский лабиринт
Лабиринт-квест на территории музея «Карельский дом в Чашково» привлекает внимание посетителей и работает как продолжение экспозиции: для его создания архитекторы использовали национальные орнаменты и элементы традиционного зодчества.
Чайка серебристая
Реконструкция здания ресторана на Верхневолжской набережной в Нижнем Новгороде, по сути, окончательно утвердила название этого объекта. Даже если ресторану присвоят иное официальное наименование, все равно это – «серебристая чайка» – достаточно посмотреть на него и вспомнить историю места.
Здание D
Проект Харбинского центр дизайна на севере Китая создан архитекторами Wuxing Youxing Space Design на основе «типографского» мотива – буквы D.
Достижение равновесия
Градсовет Петербурга рассмотрел и положительно оценил проект второй очереди ЖК «Шкиперский, 19». Решение, которое представило бюро SLOI Achitects, эксперты нашли сдержанным и соответствующим контексту.
Лепка ракурсом
Степан Липгарт внедряет на окраине Казани «схематизированное ар-деко», да еще и зеленого цвета, со стеклянистой корочкой на фасадах. Главные достоинства проекта – он тщательно выстраивает ракурсы, стремясь сформировать в непростом окружении зародыш города не только в смысле пешеходности, но и пластически. Работает с силуэтами, предлагает любопытные треугольные «горки» террас. Да и выстроен он как кристалл, по двум сеткам, ортогональной и диагональной. Что получилось, что нет, в чем особенности – читайте в тексте.
«Плавательный оперный театр»
Крытый бассейн начала 1970-х годов в Гамбурге, памятник архитектуры модернизма и одна из крупнейших оболочечных конструкций в Европе, реконструирован архитекторами gmp и конструкторами schlaich bergermann partner.
Разнообразие фасадов
Комплекс из жилья и офисов по проекту бюро ALTA в ближнем пригороде Парижа учитывает соседство маловысотной частной застройки, будущей станции метро и послевоенных многоэтажек.
Образовательный эксперимент для Севера
Бюро «Сити-Арх» продолжает работу над проектами экспериментальных государственных ДОУ: по многим параметрам им могут позавидовать частные сады и школы. На этот раз – в городе Губкинском Ямало-Ненецкого автономного округа. Будущих воспитанников ждет разнообразная образовательная и игровая среда, которая включает зимний сад, педагогов – возможности для внедрения новых практик.
Параметры комплексного развития
Рассматриваем три проекта КРТ, показанных Мособлархитектурой на Зодчестве 2023. Все они демонстрируют разные ракурсы комплексного подхода к планированию и раскрытию территорий, особенно – заброшенных промышленных, расположенных как рядом с Москвой, так и на отдалении.
Островная застройка
Градсовет Петербурга вновь рассмотрел проект застройки бывшей территории «Ленэкспо». Концепцию с восстановлением двух исторических зданий, продолжением Среднего проспекта и разностилевыми жилыми группами представила мастерская «Евгений Герасимов и партнеры».
Шумят березы
В фонде RuArts открылась выставка новых приобретений за последние 3 года: New Now. По воле куратора их объединяет тема эмоциональной рефлексии внехудожественных событий через искусство, а нам кажется, что – березовые стволы, рубленое дерево, привлекательная керамика и еще немного спирали разных Инфанте. Так или иначе, а срифмовано неплохо.
Александра Кузьмина: «Легко работать, когда правила...
Сюжетом стенда и выступлений архитектурного ведомства Московской области на Зодчестве стало комплексное развитие территорий, или КРТ. И не зря: задача непростая и очень «живая», а МО по части работы с ней – в передовиках. Говорим с главным архитектором области: о мастер-планах и кто их делает, о том, где взять ресурсы для комфортной среды, о любимых проектах и даже о том, почему теперь мало хороших архитекторов и что делать с плохими.
Над Жемчужной рекой
Самый большой в мире пешеходный мост Хайсинь в Гуанчжоу стал важнейшим общественным пространством этого гигантского города.
Свято место
Смелую тему – поиск образа храма вне конфессий – кураторы Osetskaya.Salov предложили участникам спроецировать в пять разных сред, в которых может существовать человек, от метавселенных до космического корабля. Получилось 5 роликов, созданных с активным использованием нейросетей. Показываем все.