О пользе синего, визуальном хаосе и общих и специальных проблемах среды российских городов: говорим с авторами Дизайн-кода арктических поселений Ксенией Деевой, Анастасией Конаревой и Ириной Красноперовой, участниками вебинара Яндекс Кью, который пройдет 17 сентября.
Третий разговор с участниками конференции «Архитектура. Город. Люди», которую проводит платформа Яндекс Кью.
Вебинар о жизни и урбанистике в условиях крайнего Севера, в том числе за полярным кругом,
«Арктические поселения: как здесь живут люди и зачем им нужен дизайн-код?»
Архи.ру: «Дизайн-код арктических поселений» был презентован в январе. Там говорилось и о методике внедрения, пошаговых инструкциях для представителей администраций и прочем. Дизайн-код сейчас как-то внедряют? Где, как?
Ксения Деева, Анастасия Конарева и Ирина Красноперова: Дизайн-код арктических поселений был опубликован в начале этого года и почти сразу команда разработчиков (АНО «Информационно-аналитический центр Государственной комиссии по вопросам развития Арктики» совместно с бюро «КОД») начала выстраивать системную работу с муниципалитетами. В частности, были отобраны несколько муниципалитетов, у которых есть запрос на реализацию такого масштабного проекта, но которым требуется кураторская поддержка в этом процессе. На текущий момент мы уже ведем работу с ПГТ Тикси (Республика Саха (Якутия) и городом Мончегорском (Мурманская область), а также ведем переговоры с городом Воркутой в Республике Коми.
На основании методических рекомендаций для администраций по внедрению регламента, которые вошли в состав Дизайн-кода арктических поселений, муниципалитеты уже проделали большую работу: сформировали и утвердили рабочие группы по реализации проекта, составили дорожные карты, ведут корректировку Правил благоустройства. Совместно с АНО «Информационно-аналитический центр Государственной комиссии по вопросам развития Арктики» мы курируем этот процесс, подключаемся к рабочим встречам, консультируем местных специалистов, помогаем в подготовке документации.
После второй пройденной актуализации документ был разослан во все субъекты, входящие в Арктическую зону Российской Федерации (АЗРФ). Документ позволит выстроить системную работу «на местах», устранить большинство «белых пятен», которые имеют место в разных муниципальных и региональных документах по ведению благоустройства.
Дизайн-код арктических поселений. Также доступен для скачивания
Предоствлено: АНО «Информационно-аналитический центр Государственной комиссии по вопросам развития Арктики»
Дизайн-код арктических поселений. Также доступен для скачивания
Предоствлено: АНО «Информационно-аналитический центр Государственной комиссии по вопросам развития Арктики»
Были какие-то поправки в Дизайн-код арктических поселений в этом году уже постфактум?
Дизайн-код арктических поселений прошел с начала этого года две актуализации: у экспертного сообщества и арктических субъектов было время ознакомиться с Дизайн-кодом и направить замечания, предложения, дополнения. 1 августа 2022 г. вышла обновленная редакция документа.
Часть внесенных изменений касалась колористических рекомендаций по фасадам, предлагаемых материалов отделки, вопросов доступности среды для маломобильных групп, сроков переходного периода, характера правил (что из разделов Дизайн-кода относить к обязательным, директивным правилам, а что – к рекомендациям). На все замечания мы направляли обоснованные ответы с пояснением, почему мы согласны или не согласны с ними. Параллельно вносились корректировки в сам текст.
В Дизайн-коде арктических поселений вы говорите о «визуальном мусоре» в целом, который бывает везде, и об арктических особенностях. Как правило мы о Севере знаем, что там холодно, ветрено, темно, и «в Заполярье солнце всходит в полночь». Это очевидные вещи. Что бы вы добавили к списку особенностей среды Севера?
Градостроительная и средовая проблематика арктических и северных поселений в большинстве своем очень схожа. Проблема визуального загрязнения городской среды – в общем-то, общероссийская, но в Арктике она осложняется целым комплексом дополнительных сложностей (в первую очередь, это, конечно, особые природно-климатические условия – снеговые и ветровые нагрузки, полярная ночь и полярный день, длительный зимний период и т.д.). Но также отдельно можно сказать и об управленческой, и о нормативной проблемах: в удаленных городах и поселках, не секрет, дефицит кадров, а специалисты в сфере благоустройства на вес золота. Помимо этого, нормативно-правовая база большинства арктических муниципалитетов не включает полный набор инструментов для эффективной работы с элементами визуальной среды.
У врагов визуальной среды российских городов одно лицо. В Арктике проблемы визуальной среды гиперболизированы из-за всепроникающих мифов о том, как должно быть правильно и красиво. Например, отделка цветным сайдингом, чтобы всем было «веселее».
Безусловно, одна из ключевых проблем городской среды Арктики – это ее визуальная монотонность, которую мы предлагаем решать не через пестроту и буйство красок и конструкций, а через поиск новых решений. Так, в Стандарте оформления и размещения рекламно-информационных конструкций на фасадах зданий помимо привычных типов вывесок рекомендуется использование гобо-проекторов [светодиодный прибор, проецирующий изображение на поверхность, – прим. ред.]. Решение, которое не приветствуется в крупных городах страны, здесь приобретает иной контекст и функцию.
На этапе анализа особенностей среды арктических поселений помимо природных и климатических аспектов, мы выделили градостроительную специфику. Большой процент жилищного фонда пустует или находится в аварийном состоянии. Внутри нашего документа содержатся предложения по визуальному переосмыслению таких зданий, их оформлению суперграфикой, что позволит бороться с «эффектом разбитых окон».
Дизайн-код арктических поселений. Также доступен для скачивания
Предоствлено: АНО «Информационно-аналитический центр Государственной комиссии по вопросам развития Арктики»
Вы предлагаете стандарты, а что вы делаете для того, чтобы в поселениях сохранялась или развивалась какая-то местная уникальность? Не перекрасите ли все в условный «синий цвет»?
К слову, о синем цвете: от Ямало-Ненецкого автономного округа мы получили предложение исключить из цветовой матрицы (возможных сочетаний цветов для элементов фасадов) оттенки синего. И это можно понять: слишком долгие холодные зимы с высоким снежным покровом, полярная ночь, и жителям хочется теплоты хотя бы в цветовом оформлении городской среды.
Но мы не согласились – по нескольким причинам. Во-первых, для разных стилей в архитектуре существует характерная палитра. Так, для зданий конструктивизма распространена сдержанная гамма, в том числе светло-серые, холодные оттенки. Во-вторых, холодные оттенки могут составлять основу колористических решений периферийной зоны города. Общая для арктических поселений цветовая матрица не должна исключать этих цветов. При этом Дизайн-код арктических поселений рекомендует муниципалитетам разрабатывать индивидуальную колористическую концепцию, или цветовой план поселения (по примеру Норильска, который в 2020 году создал Альбом типовых колористических решений фасадов зданий, строений, сооружений). Такая концепция позволяет распределить визуальные акценты и общую цветовую гамму городской среды. Цветовой план должен быть основан на исторически сложившейся или характерной для поселения палитре цветов, а также оттенках природного ландшафта территории, что позволяет выявить архитектурно-природную идентичность поселения. В колористической концепции для конкретного поселения допустимо исключить, к примеру, оттенки синего цвета, если это не противоречит сложившейся цветовой палитре городской среды этого поселения.
Как видите, перед Дизайн-кодом арктических поселений вовсе не стояла задача все унифицировать и «причесать» под одну гребенку. Он не исключает индивидуальных дизайн-решений. Напротив, везде в документе мы подчеркивали, что крайне важно, разобравшись с проблемами первого порядка – визуального мусора, хаоса – в дальнейшем, двигаться в сторону проработки индивидуальных решений. Упоминаемый ранее Мончегорск разработал собственный дизайн-код (вернее его в этом случае называть брендинговой стратегией), основываясь на общих правилах нашего документа. Индивидуальность, самобытность закладываются и в брендинге территорий, который может стать следующим этапом, дополнительной надстройкой.
Еще вопрос об авторстве кода. У нас говорится, что он разработан Информационно-аналитическим центром Государственной комиссии по вопросам развития Арктики с привлечением ведущих экспертов России в вопросах благоустройства северных поселений. Как участвовало бюро КОД? Как распределяется авторство?
Документ разработан АНО «Информационно-аналитический центр Государственной комиссии по вопросам развития Арктики» под кураторством Минвостокразвития России и Минстроя России. Для того, чтобы лучше разобраться в системном подходе по работе с северной средой, которая ведется Минвостокразвития около 2 лет, необходимо пояснить, что разработка Дизайн-кода являлась подпроектом в рамках большого проекта по разработке «Арктического стандарта» – Стандарта развития городской среды и благоустройства общественных и дворовых территорий арктических городов (руководство проекта ведет также АНО «Информационно-аналитический центр Государственной комиссии по вопросам развития Арктики»).
В процессе выстраивания работы над Арктическим стандартом был сформирован Экспертный совет, объединивший более сотни специалистов в сфере благоустройства, урбанистики, работы с городской средой, строительства и социально-экономического развития Арктики. Материалы, собранные в ходе полугодовой работы Экспертного совета, вошли, в частности, в созданный Дизайн-код арктических поселений.
Мы – Анастасия Конарева и Ксения Деева – являемся главными архитекторами этого проекта, представляя бюро «КОД». Руководителем проекта выступала Ирина Красноперова из АНО «Информационно-аналитический центр Государственной комиссии по вопросам развития Арктики». ***
Предыдущие разговоры в рамках серии были с Арсением Афониным из Софт Культуры – о самообразовании, и с директором Архитектурной школы МАРШ Никитой Токаревым – о достоинствах и границах междисциплинарности.