Проект «Супер-парка Яуза» предлагает связать несколько известных парков на северо-востоке Москвы велопешеходным и беговым маршрутом, улучшив проницаемость этой части города и, кроме того, соединив части двух крупных туристических маршрутов Москвы и Подмосковья. Это своего рода проект-шарнир.
Концепция «Супер-парка Яуза» разработана в Управлении перспективных проектов Института Генплана Москвы по заказу Москомархитектуры.
Ее особенность – в высокой эффективности предложения: непосредственно оно затрагивает разнообразными улучшениями 57.7 га городских территорий, включая набережные, пространства под мостами и вдоль улиц – но косвенно концепция должна повлиять на много более значительную территорию – 2070 га, на которых проживает порядка 800 000 человек. Если посчитать, получается очень высокий показатель эффективности «убранистических интервенций» – три процента влияют на судьбу ста. Всегда бы так.
Максим Кандыбайло,
начальник Управления стратегических проектов Москомархитектуры
Будучи реализована, концепция улучшит функционирование нескольких крупных парков: Сокольников, Лосиного острова, ВДНХ, зеленых зон Яузы и Чермянки в северной части города и других рекреационных зон меньшего масштаба. Связывая их между собой новой велопешеходной и, подчеркну, также беговой инфраструктурой, она делает значительную часть города более проницаемой для жителей, перебрасывает «мостики» в самых сложных местах.
Улучшения запланированы в нескольких узловых точках между парками, распределенных по течению Яузы на «городском» перешейке – части, проходящей по промзонам и задворкам микрорайонов, пересекаясь с крупными автомагистралями – между Сокольниками и Ростокино и северо-восточным углом Ботанического сада. Вся вереница выбранных точек вытянута по диагонали с северо-запада на юго-восток. Каждая точка – в той или иной степени ключевая, вместе они складываются в маршрут, который должен позволить свободно, и даже с удовольствием, перемещаться от одной зеленой территории к другой. Получается своего рода спортивно-пешеходная «хорда»; позволю себе сопоставить ее со строящейся автомобильной Северо-Восточной хордой, хотя «трассы», конечно, очень разные и пересекаются между собой лишь в одной точке.
Благоустройство территорий вдоль Яузы. «Супер парк Яуза». Концепция по развитию связности территорий вдоль реки Яуза
Начальник Управления перспективных проектов Института Генплана Москвы
Я живу в районе Ростокино, мои дети выросли здесь и я на собственном опыте знаю, насколько там сложно и некомфортно перемещаться между рекреационными территориями, расположенными, казалось бы, сравнительно близко друг от друга. Так что идея «настроить», насколько возможно, эти переходы: расширить узкие места, особенно в пересечениях с крупными трассами, где автомобильное движение, образно говоря, поглощает собой всё, или в соседстве с промзонами, где попросту неприятно ходить между сплошными заборами, – появилась у нас достаточно давно. Какое-то время мы работали, изучали проблемные места и перспективы их улучшения, в том числе и на воркшопах со студентами, – так возник комплекс идей разного масштаба. Он представляется нам суммой позитивных «вторжений», способных не просто улучшить городскую среду, но дать кумулятивный эффект: интенсифицировать функционирование зеленых территорий в северной части города, в числе прочего – помочь развитию крупных туристических маршрутов.
Действительно, предложение хорошо вписывается в два больших туристических маршрута: длина велопешеходного «Зеленого кольца» – 160 км, отчасти он уже функционирует, его, как рассказывают авторы, проходят частями за несколько дней. «Суперпарк» предлагает улучшение к кольцевому маршруту – 4.6 км между Лосиным островом и Ботаническим садом, выполняя роль стыковочной тропы, «сращивающей» кольцо.
Другой большой маршрут, «Дорога в Лавру» общей длиной 120 км, сейчас только начинает свое развитие; он ориентирован поперечно кольцу и возрождает знаменитый паломнический путь – с ним совпадает 2.7 км «Суперпарка».
Цель – объединение парковых территорий. «Супер парк Яуза». Концепция по развитию связности территорий вдоль реки Яуза
Общее количество рассмотренных точек – 14, из них 7-8 крупных. «Главные» точки распределены на рассматриваемой диагонали приблизительно равномерно, и соединены не только пешеходными и велосипедными, но и беговыми дорожками – развитие инфраструктуры для бега сейчас считается важным в Москве. От основного «хребта» то и дело отходят в стороны дополнительные ветки, как правило уже только пешеходные и велосипедные, – они связывают маршрут с городом, позволяя присоединиться к нему в любом месте; для этих ответвлений авторы предлагают, в частности, 6 новых наземных пешеходных переходов.
Система маршрутов парковых территорий. «Супер парк Яуза». Концепция по развитию связности территорий вдоль реки Яуза
Ключевые предложения связаны с расширением пешеходных переходов в местах пересечения реки с крупными магистралями – мест, сейчас запущенных и страшноватых, порой без риска непреодолимых.
Одно их таких мест – в районе станции метро «Ботанический сад», у «Парка Хуамин», Сельскохозяйственной улицы и ЖК «Ботанический». Сейчас здесь строится эстакада Северо-Восточной хорды, так что обстановка приближена к боевой, ощущение небольшого урбанистического ада у пешехода, пробирающегося между заборами в окружении крупногабаритной техники – полнейшее. Летом люди здесь спрашивали у меня, указывая на грохочущую стройку, смогут ли они вообще пройти дальше.
Пройти можно, и вероятно после завершения строительства эстакады путь будет более спокойным, чем сейчас, – однако в арке вдоль Сельскохозяйственной улицы фактически нет тротуаров, а машин достаточно много (я вот побоялась перебегать). Железнодорожный мост над Яузой, в трехстах метрах по соседству, достаточно широк, но пока предназначен только для реки – регулярных пешеходных тропинок под ним не предусмотрено. (См. отчет девушки-блогера, обошедшей мост со всех сторон).
Мост МЦК над Яузой в районе БЦ «Парк Хуамин» и Леоновской рощи
Фотография: Архи.ру
Авторы предлагают провести под этим мостом три дорожки: велосипедную, беговую и пешеходную, – вдоль правого берега Яузы, приподняв их на «экологические» опоры в месте понижения рельефа у пруда. Вокруг опор железнодорожного моста МЦК тропы, согласно проекту, разделяются, одна них проходит над кромкой берега и даже над водой.
Предложение №1. Связь вдоль Яузы через МЦК, улица Вильгельма Пика. «Супер парк Яуза». Концепция по развитию связности территорий вдоль реки Яуза
Севернее, под хордой, тропинки вновь соединяются, соединяя Леоновский парк и парк Свиблово, который продолжается в поймах двух рек, Яузы и впадающей в нее выше по течению Чермянки.
Благоустройство территорий вдоль Яузы. «Супер парк Яуза». Концепция по развитию связности территорий вдоль реки Яуза
Заметим – помимо того, что «прокол» соединит два крупных комплекса зеленых зон, – сам по себе проход под мостами по «балкону» над водой и по ветвящимся дорожкам, вне обычных городских тротуаров и светофоров, имеет все шансы стать пространственным приключением для бегунов и гуляющих, это одно из самых интересных решений в числе предложенных.
Предложение №1. Связь вдоль Яузы через МЦК, улица Вильгельма Пика. «Супер парк Яуза». Концепция по развитию связности территорий вдоль реки Яуза
В соседней арке МЦК, над Сельскохозяйственной улицей, авторы, учитывая планы города по расширению автомобильного проезда – в будущем он должен пройти с двух сторон мостовых опор – настаивают на пусть небольшом, но расширении тротуара вдоль насыпи в восточной части, в основном за счет сокращения ширины автомобильных полос до «европейской», 3.5/3.25 м. Рядом отмечено еще несколько проблемных точек и предложений по их лечению, в том числе новый пешеходный переход на улице Вильгельма Пика, в том месте, где она пересекает Яузу, связывающий маршрут вдоль правого берега реки.
Предложение №2. Связь района Отрадное с парками долины реки Яуза. «Супер парк Яуза». Концепция по развитию связности территорий вдоль реки Яуза
Похожие решения – строительство велопешеходной и беговой дорожки под автомобильной эстакадой и над зеленым склоном реки, авторы предлагают и в Ростокино, в месте пересечения Яузы с проспектом Мира. Сейчас это место служит в основном для автомобильного разворота и снабжено лишь небольшим и темным пешеходным тротуаром. Заметим, что здесь тропа идет по левому берегу Яузы, соединяя ростокинский парк «Акведук» и «Парк спорта «Яуза».
Предложение №5. Связь вдоль Яузы через проспект Мира. «Супер парк Яуза». Концепция по развитию связности территорий вдоль реки Яуза
На правый берег основной велопешеходный путь переходит незадолго до того места, где расположена территория Ростокинской камвольно-отделочной фабрики и военной автобазы. Здесь заканчивается спрямленный в 1930-е годы участок Яузы и река поворачивает, образуя излучину, в которой и размещается две промзоны. Архитекторы Института Генплана давно «присматриваются» к этому месту между заборами, территорию бывшей камвольной фабрики, здания которой сейчас сдают в аренду под склады и офисы, – даже рассматривали как один из примеров на градостроительном студенческом воркшопе.
Здесь, в начале поворота реки, авторы предлагают новый мост – широкий, трехчастный бего-вело-пешеходный, спрямляющий путь в дополнение к существующему пешеходному мостику выше по течению и еще одному – мосту-шлюзу, построенному у 1930-е ради расширения реки до судоходного состояния (что, впрочем, не было закончено); сейчас мост-шлюз ведет на небольшой искусственный остров и служит для сбора мусора из воды, а прямая часть реки «упирается» перед поворотом в заброшенную площадку для сбора ила, оставшуюся от последней по времени чистки русла Яузы.
Предложение №4. Связь вдоль коммунальной зоны на Яузе. «Супер парк Яуза». Концепция по развитию связности территорий вдоль реки Яуза
Здесь согласно предложению Института Генплана возникает не только широкий путь вместо извилистых тонких тропок, но и общественное пространство – поскольку островок и поворот реки этому способствуют. На месте площадки для сбора ила авторы предлагают ресторан с террасами у воды, – получается похоже на ресторан в Екатерининском парке или на Чистых прудах. Его аудиторию обеспечат как жители соседних домов, так и мимо-идущие, бегущие и едущие по новому маршруту.
Предложение №4. Связь вдоль коммунальной зоны на Яузе. «Супер парк Яуза». Концепция по развитию связности территорий вдоль реки Яуза
Севернее путь идет мимо жилых домов в сторону Леоновской рощи, где предложено строительство еще одного «трехжильного» моста по соседству с существующим тоненьким пешеходным – новый мост ведет по левому берегу Яузы в роще, чтобы затем прийти к упомянутому выше новому пешеходному переходу на улице Вильгельма Пика и там перевести основной маршрут на правый берег реки.
Переходя к юго-восточной части, Лосиному острову и Сокольникам, видим расширение тропы под мостом железной дороги Ярославского направления, в будущем МЦД-5. Здесь Ростокинский парк, он же «Левобережная пойма реки Яузы от Ростокинского акведука до реки Будайки», как-то неловко сужается, а затем заканчивается перед автобазой. Базу можно обойти, под мостом тоже есть тропинка, но пробираться из Ростокина в ту часть Лосиного острова, которая называется Яузским лесопарком, пока что крайне неуютно; неопытный человек, опять же, не сразу даже поймет, возможно ли это. Авторы предлагают расширение пути под мостом (беговая дорожка здесь срастается с пешеходной), а также повышение уровня троп, чтобы их не заливало во время половодья.
Предложение №6. Связь вдоль Яузы через мосты и МЦД-5. «Супер парк Яуза». Концепция по развитию связности территорий вдоль реки Яуза
Следующие, южные, вкрапления сложнее в реализации, поскольку относятся не к московской, а федеральной территории – Лосиному острову, и требуют большего объема согласований. В частности, это устройство велопешеходного моста над Яузой недалеко от заправки, на условном «перекрестке» между Сокольниками и Лосиным островом, ради лучшей связи между парками – сейчас попасть из одного в другой можно только по Богатырскому мосту через трамвайную развязку. Новый мост нарисован гнутым деревянным, из клееного бруса – деревянным потому, что территория имеет статус особо охраняемой природной (ООПТ). Поэтому не предлагают и расширять и существующие дорожки.
Предложение №7. Связь Лосиного острова и парка Сокольники. «Супер парк Яуза». Концепция по развитию связности территорий вдоль реки Яуза
Итак, основной комплекс предложенных мер касается линейного маршрута между Лосиным островом и Свиблово. Преодолев ряд сложностей, этот путь можно пройти и сейчас, что может быть даже увлекательным с краеведческой точки зрения – но только после реализации всех «вторжений» и улучшений маршрут способен стать комфортным, массовым и его можно будет предлагать как новый вид городской рекреации.
Помимо основных предложений по улучшению связности между парками в концепции также даются рецепты решения более локальных проблем, таких как неприспособленные для велосипедистов и маломобильных групп парковые мостики «лужковской эпохи»; отсутствие какого-либо сопутствующего сервиса; хаотичная организация пространства улиц, приводящих людей в парк. В частности, южный выход с Акведука попросту выходит на парковку в тупике улицы. Отдельная ирония заключается в том, что сам акведук работает как мост только по выходным. Такие места не сложно очеловечить, особенно по опыту работы с профилем улиц программы «Моя улица».
В нашей концепции важны не только формирование основных маршрутов, но и организация комфортной среды на подступах к паркам, связях с «городом». Цель – комплексно развивая разные виды территорий, добиться «бесшовности» городской среды.
***
Предложенный в данном случае принцип «вязания узлов» или даже наоборот, их «развязывания», – любопытен сам по себе и характерен для новых проектов Института Генплана. Авторы находят болевые точки, предлагают разумный минимум решений, используя все полезные элементы, которые можно найти на месте или рядом. Это метод своего рода пластической хирургии или даже не хирургии, а терапии: сравнительно небольшие предложения вместо гигантских мегасюжетов. Будучи точечными – кафе, мост, проход, переход, предлагаемые меры должны быть достаточно экономными, но благодаря соединению в целостную систему их значение возрастает, не исключено даже, что в геометрической прогрессии – что и определяет специфику подхода.