Мы подробно рассказывали о вашем аэропорте «Гагарин» в Саратове – одном из двух аэропортов, построенных за последние 30 лет в России «с нуля». Сейчас предлагаем поговорить о его реализации подробнее, в частности, о технологиях, которые позволили воплотить в жизнь столь впечатляющее решение главного фасада. Хотя начать все равно стоит с идеи. Давайте вспомним, какие образы были взяты за основу при разработке концепции аэропорта. Ведь название «Гагарин» появилось не сразу.
Андрей Асадов:
У нас была целая история выстраивания образного ряда, причем имя Гагарина действительно стало фигурировать не сразу.
Так, мы искали для главного фасада прием, который создал бы эффект втягивающего пространства, своего рода воронки, направляющей посетителей в сердцевину линзы фасада, где расположен вход. Вначале у нас было две ассоциации. Первая – связанная с водой, Волгой, речной волной, изгибом саратовского моста. Вторая – с саратовской гармошкой, которая добавляла проекту аутентичности, поскольку идея речной воды сама по себе очень нейтральна.
В результате образ реки поддерживает серия кровельных фонарей, представляющих собой пологие узкие дольки – внешне они напоминают рыбины. Мы называем их дирижаблями – в конце концов, рыбы плавают в воде, а дирижабли – в воздушном пространстве. К тому же три большие рыбины есть и на гербе Саратова, так что ассоциация еще и контекстуальная. Кстати, недавно над входом смонтировали еще один такой светильник – он был задуман изначально, но появился только сейчас. Входной тамбур из стекла, абсолютно нейтральный, проектировался как подставка под него.
Согласно нашему первоначальному замыслу, тему реки поддерживал также водоем на площади перед аэропортом, потом в какой–то момент его сократили, и мы очень рады, что бюро Nowadays, которое занималось благоустройством территории, его все-таки вернуло. Блики от стекла отражаются в бликах воды, они перекликаются между собой, что помогает прочитать нашу главную идею. Водоем дает совершенно иной эффект от входного пространства.
Когда саратовский аэропорт получил название «Гагарин», к нашим первоначальным ассоциациям добавился еще целый спектр авиакосмических. Стеклянные элементы фасада мы уподобили протуберанцам от взлета ракеты – веер расходится, как звуковая или акустическая волна. В проекте есть и символический эпицентр – маленький шарик, который лежит на площади перед аэропортом.
Кстати, «Гагарин» – первый из «коллекции» аэропорытов, в работе над проектами которых участвовало бюро ASADOV. Сейчас в нашем портфолио 17 проектов аэропортов разного размера. Причем саратовский, площадью 23 000 м2, не самый большой.
Генпроектировщиком выступила компания «Спектрум», а на все дополнительные проекты – четыре VIP-зоны, благоустройство – заказчик проводил конкурсы, в которых победили очень хорошие команды, так что весь проект в целом получился удачным. В такой компании приятно было работать.
Как вы считаете, насколько стеклянный фасад – удачное решение для аэропорта?
Остекленный фасад – эффектный и эффективный вариант для общественного здания, в том числе – транспортного. Светлые, просторные внутренние пространства – это элемент здоровой архитектуры. К тому же обилие света позволяет экономить на электричестве в дневное время, да и люди к естественному освещению относятся лучше, чем к искусственному.
В то же время для многих заказчиков камнем преткновения становятся теплоизоляционные характеристики и стоимость стеклянной фасадной конструкции. Поэтому важно с самого начала подобрать правильную витражную систему, чтобы потом не разориться на эксплуатации объекта.
Безусловно, хороший энергоэффективный фасад из стекла стоит немало, но, с другой стороны, есть возможность выиграть за счет высокой скорости монтажа. К примеру, один из наших заказчиков в какой-то момент понял, что сделать полностью стеклянную коробку эффективнее, чем вентфасады. Да, возможно чуть дороже, но если рассматривать инвестиционный проект «под ключ», то стеклянная коробка выгоднее.
Иными словами, витраж может быть энергоэффективным, важно только подобрать правильную конструкцию?
Да, конечно. Многие думают, что у стеклянных фасадов заведомо большие теплопотери, но это не так. К примеру, для структурного остекления аэропорта «Гагарин» применялась алюминиевая фасадная система от компании «АЛЮТЕХ».
Комментарий компании «АЛЮТЕХ»
На объекте реализовано структурное остекление на основе алюминиевых профилей «АЛЮТЕХ» ALT F50 SG. Отличительной особенностью данной серии является возможность реализации полностью стеклянного фасада без алюминиевых профилей снаружи.
В ней предусмотрен целый ряд технологических решений, которые защищают конструкции от промерзания, помогают сохранить в помещениях тепло – специальный вспененный PE-термомост в зоне фальца стеклопакета, высококачественные EPDM-уплотнители, атмосферостойкий шовный герметик, которым проклеиваются все стыки.
В ней предусмотрен целый ряд технологических решений, которые защищают конструкции от промерзания, помогают сохранить в помещениях тепло – специальный вспененный PE-термомост в зоне фальца стеклопакета, высококачественные EPDM-уплотнители, атмосферостойкий шовный герметик, которым проклеиваются все стыки.
Расскажите об особенностях реализации фасада аэропорта «Гагарин» подробнее.
Сразу отмечу, что мы сосредоточили основное внимание на главном фасаде. Ведь боковые фасады в аэропортах делают максимально простыми, так как здание зачастую со временем расширяется вправо и влево, пристраивают помещения для багажа и пространства стоек регистрации.
Работая над концепцией главного фасада, мы рассматривали несколько вариантов. В конкурсном проекте была конструкция на вантовых растяжках: очень изящная выгнутая седловидная плоскость. Но слишком дорогая. Была идея фасада с триангулярной сеткой: по аналогии со «стеклянной корой» концертного зала в парке «Зарядье». Но она не очень нам нравилась с эстетической точки зрения.
И в какой-то момент нам пришла идея составить фасад из равных полос. В центре они вертикальные, а к краям каждая начинает наклоняться немного вперед – и получается очень необычный визуальный эффект. Из-за наклона, который доходит до 15°, фасад напоминает веер или гармошку. Примечательно, что торец этих полосок непрозрачный, хотя он стеклянный, сделан из стемалита. В итоге именно эта задумка показалась нам конструктивной, честной и эстетически интересной. Мы нашли баланс.
Сегодня я полностью доволен этой конструкцией с точки зрения качества исполнения, это объект, на который не стыдно пригласить коллег, подойти близко, показать в деталях.
Детальную документацию по проекту делала фасадная компания во взаимодействии с производителем профильных систем. Мы со своей стороны подготовили задание на фасадную конструкцию, отработали всю 3D-геометрию и отправили им, а все сочленения они прорабатывали сами. Затем вместе мы отсмотрели мокапы, изготовили один модуль со стеклопакетом, подвесили на фасад и уже на нем подбирали оттенки, чтобы непрозрачная стена максимально сливалась с прозрачной. И мне кажется, у нас все получилось.
Комментарий компании «АЛЮТЕХ»
Для взаимодействия с проектироващиками компания «АЛЮТЕХ» выделяет специалиста, который становится его личным консультантом. Получая от архитектора задание, консультант вместе с инженером компании разрабатывает и предлагает не просто эскиз, а конкретные решения, которое можно реализовать, используя системы бренда.
Как устроен несущий каркас фасада?
Несущий каркас состоит из основных опор с шагом 9 метров, горизонтальных балок и ребер витража, которые крепятся к балкам.
На внешней стороне фасада нет видимых швов, прижимных планок. Все элементы «гармошки» состыкованы очень чисто. В двух углах размещены связи жесткости. Мы выкрасили их в белый цвет, и они практически незаметны.
Должен заметить, что отсутствие накладных крышек, видимых швов профилей – это действительно важно. По ним можно определить, какого времени объект: семидесятых, девяностых или двухтысячных. Современные стандарты – гладкое остекление без накладных крышек, а также возможность крепления стекол большого формата.
Почему для данного объекта вы выбрали именно алюминиевые профили?
С учетом того, что для меня как архитектора важнее всего внешний вид объекта, алюминий, позволяющий реализовать практически любые идеи – беспереплетные решения фасадов, структурное и спайдерное остекление, – оптимальный выбор.
К тому же алюминий – промежуточный вариант между сталью, более прочной, но тяжелой и дорогой, и пластиком. Он легче и доступнее. Стальные конструкции, насколько я знаю, используют в особых случаях, для каких-то сложных изгибов, большой нагрузки или из-за повышенных пожарных требований.
Последний вопрос – ваши советы молодому неопытному автору, который хочет использовать в своем проекте эффектный витраж. Где подводные камни, на что обратить внимание?
Золотое правило – на концептуальном этапе сразу оценить реалистичность своего замысла. Например, мы придумали для аэропорта «Гагарин» красивую геометрию, и потом пришлось еще поломать голову над тем, какая конструкция будет для нашей идеи оптимальной.
Второй совет – сразу думать про габариты стекол для витража. Стандартный размер – 2 х 3 м, надо стараться придерживаться его или кратного ему, работать с модулем в пропорции от формата, не превышать 3 м по одной стороне и 2 м по другой. А если превышаешь, сразу учитывать, что это будут более дорогие стекла, и использовать их в наиболее эффектных местах, например, на уровне входа.
Хотя для тех же профилей «АЛЮТЕХ» размер 2 х 3 м – не предел. В системах компании предусмотрены различные решения для фасадов с тяжелыми заполнениями: профили выдерживают стеклопакеты весом до 1 100 кг и размерами 6 х 4 м.
Третья рекомендация – выбирать формулу стеклопакета с учетом стороны света. В саратовском аэропорте у нас на разных сторонах здания разные стекла. С южной стороны, обращенной к взлетной полосе – солнцезащитные, а с севера, со стороны главного входа – с меньшей степенью защиты, зато с большей прозрачностью. Кстати, это стало возможным благодаря тому, что в выбранных для объекта профильных системах допустимо использование любых заполнений: прозрачных, непрозрачных, с переходом от прозрачных к непрозрачным и даже огнестойких.
И, наконец, четвертый мой совет: всегда задумываться о соотношении цены и качества, то есть искать золотую середину между своим архитектурным высказыванием и стоимостью конструкций уже на начальном этапе, чтобы они впоследствии не вошли в противоречие. К счастью, в случае с аэропортом «Гагарин» подобных расхождений не возникло.