Андрей Асадов: «На концептуальном этапе надо сразу думать о реализации замысла, о несущей конструкции и форматах стекол»

Исследуем главный витраж саратовского аэропорта «Гагарин», составленный из стеклопакетов, наклоненных под углом и образующих «воронку» над входом. Обсуждаем особенности витражных конструкций, а также поиск технологии, которая позволит реализовать красивое архитектурное решение, не пожертвовав надежностью и стоимостью объекта.

Беседовала:
Ангелина Уттер

mainImg
Архи.ру:
Мы подробно рассказывали о вашем аэропорте «Гагарин» в Саратове – одном из двух аэропортов, построенных за последние 30 лет в России «с нуля». Сейчас предлагаем поговорить о его реализации подробнее, в частности, о технологиях, которые позволили воплотить в жизнь столь впечатляющее решение главного фасада. Хотя начать все равно стоит с идеи. Давайте вспомним, какие образы были взяты за основу при разработке концепции аэропорта. Ведь название «Гагарин» появилось не сразу.

Андрей Асадов:
У нас была целая история выстраивания образного ряда, причем имя Гагарина действительно стало фигурировать не сразу.

Так, мы искали для главного фасада прием, который создал бы эффект втягивающего пространства, своего рода воронки, направляющей посетителей в сердцевину линзы фасада, где расположен вход. Вначале у нас было две ассоциации. Первая – связанная с водой, Волгой, речной волной, изгибом саратовского моста. Вторая – с саратовской гармошкой, которая добавляла проекту аутентичности, поскольку идея речной воды сама по себе очень нейтральна.
Аэропорт «Гагарин» в Саратове
© Архитектурное бюро ASADOV

В результате образ реки поддерживает серия кровельных фонарей, представляющих собой пологие узкие дольки – внешне они напоминают рыбины. Мы называем их дирижаблями – в конце концов, рыбы плавают в воде, а дирижабли – в воздушном пространстве. К тому же три большие рыбины есть и на гербе Саратова, так что ассоциация еще и контекстуальная. Кстати, недавно над входом смонтировали еще один такой светильник – он был задуман изначально, но появился только сейчас. Входной тамбур из стекла, абсолютно нейтральный, проектировался как подставка под него.
Аэропорт «Гагарин» в Саратове
© Архитектурное бюро ASADOV

Согласно нашему первоначальному замыслу, тему реки поддерживал также водоем на площади перед аэропортом, потом в какой–то момент его сократили, и мы очень рады, что бюро Nowadays, которое занималось благоустройством территории, его все-таки вернуло. Блики от стекла отражаются в бликах воды, они перекликаются между собой, что помогает прочитать нашу главную идею. Водоем дает совершенно иной эффект от входного пространства.
Аэропорт «Гагарин» в Саратове
© Архитектурное бюро ASADOV

Когда саратовский аэропорт получил название «Гагарин», к нашим первоначальным ассоциациям добавился еще целый спектр авиакосмических. Стеклянные элементы фасада мы уподобили протуберанцам от взлета ракеты – веер расходится, как звуковая или акустическая волна. В проекте есть и символический эпицентр – маленький шарик, который лежит на площади перед аэропортом.
Аэропорт «Гагарин» в Саратове
© Архитектурное бюро ASADOV

Кстати, «Гагарин» – первый из «коллекции» аэропорытов, в работе над проектами которых участвовало бюро ASADOV. Сейчас в нашем портфолио 17 проектов аэропортов разного размера. Причем саратовский, площадью 23 000 м2, не самый большой.

Генпроектировщиком выступила компания «Спектрум», а на все дополнительные проекты – четыре VIP-зоны, благоустройство – заказчик проводил конкурсы, в которых победили очень хорошие команды, так что весь проект в целом получился удачным. В такой компании приятно было работать.
Аэропорт «Гагарин» в Саратове
© Архитектурное бюро ASADOV

Как вы считаете, насколько стеклянный фасад – удачное решение для аэропорта?

Остекленный фасад – эффектный и эффективный вариант для общественного здания, в том числе – транспортного. Светлые, просторные внутренние пространства – это элемент здоровой архитектуры. К тому же обилие света позволяет экономить на электричестве в дневное время, да и люди к естественному освещению относятся лучше, чем к искусственному.

В то же время для многих заказчиков камнем преткновения становятся теплоизоляционные характеристики и стоимость стеклянной фасадной конструкции. Поэтому важно с самого начала подобрать правильную витражную систему, чтобы потом не разориться на эксплуатации объекта.

Безусловно, хороший энергоэффективный фасад из стекла стоит немало, но, с другой стороны, есть возможность выиграть за счет высокой скорости монтажа. К примеру, один из наших заказчиков в какой-то момент понял, что сделать полностью стеклянную коробку эффективнее, чем вентфасады. Да, возможно чуть дороже, но если рассматривать инвестиционный проект «под ключ», то стеклянная коробка выгоднее.

Иными словами, витраж может быть энергоэффективным, важно только подобрать правильную конструкцию?

Да, конечно. Многие думают, что у стеклянных фасадов заведомо большие теплопотери, но это не так. К примеру, для структурного остекления аэропорта «Гагарин» применялась алюминиевая фасадная система от компании «АЛЮТЕХ».
zooming
Структурное остекление ALT F50 SG
© ГК «АЛЮТЕХ»


Комментарий компании «АЛЮТЕХ»

На объекте реализовано структурное остекление на основе алюминиевых профилей «АЛЮТЕХ» ALT F50 SG. Отличительной особенностью данной серии является возможность реализации полностью стеклянного фасада без алюминиевых профилей снаружи.

В ней предусмотрен целый ряд технологических решений, которые защищают конструкции от промерзания, помогают сохранить в помещениях тепло – специальный вспененный PE-термомост в зоне фальца стеклопакета, высококачественные EPDM-уплотнители, атмосферостойкий шовный герметик, которым проклеиваются все стыки.


Расскажите об особенностях реализации фасада аэропорта «Гагарин» подробнее.

Сразу отмечу, что мы сосредоточили основное внимание на главном фасаде. Ведь боковые фасады в аэропортах делают максимально простыми, так как здание зачастую со временем расширяется вправо и влево, пристраивают помещения для багажа и пространства стоек регистрации.

Работая над концепцией главного фасада, мы рассматривали несколько вариантов. В конкурсном проекте была конструкция на вантовых растяжках: очень изящная выгнутая седловидная плоскость. Но слишком дорогая. Была идея фасада с триангулярной сеткой: по аналогии со «стеклянной корой» концертного зала в парке «Зарядье». Но она не очень нам нравилась с эстетической точки зрения.

И в какой-то момент нам пришла идея составить фасад из равных полос. В центре они вертикальные, а к краям каждая начинает наклоняться немного вперед – и получается очень необычный визуальный эффект. Из-за наклона, который доходит до 15°, фасад напоминает веер или гармошку. Примечательно, что торец этих полосок непрозрачный, хотя он стеклянный, сделан из стемалита. В итоге именно эта задумка показалась нам конструктивной, честной и эстетически интересной. Мы нашли баланс.
Аэропорт «Гагарин» в Саратове
© Архитектурное бюро ASADOV

Сегодня я полностью доволен этой конструкцией с точки зрения качества исполнения, это объект, на который не стыдно пригласить коллег, подойти близко, показать в деталях.

Детальную документацию по проекту делала фасадная компания во взаимодействии с производителем профильных систем. Мы со своей стороны подготовили задание на фасадную конструкцию, отработали всю 3D-геометрию и отправили им, а все сочленения они прорабатывали сами. Затем вместе мы отсмотрели мокапы, изготовили один модуль со стеклопакетом, подвесили на фасад и уже на нем подбирали оттенки, чтобы непрозрачная стена максимально сливалась с прозрачной. И мне кажется, у нас все получилось.


Комментарий компании «АЛЮТЕХ»

Для взаимодействия с проектироващиками компания «АЛЮТЕХ» выделяет специалиста, который становится его личным консультантом. Получая от архитектора задание, консультант вместе с инженером компании разрабатывает и предлагает не просто эскиз, а конкретные решения, которое можно реализовать, используя системы бренда.

zooming
Узел, разработанный компанией«АЛЮТЕХ» для аэропорта «Гагарин»
© ГК «АЛЮТЕХ»


Как устроен несущий каркас фасада?

Несущий каркас состоит из основных опор с шагом 9 метров, горизонтальных балок и ребер витража, которые крепятся к балкам.

На внешней стороне фасада нет видимых швов, прижимных планок. Все элементы «гармошки» состыкованы очень чисто. В двух углах размещены связи жесткости. Мы выкрасили их в белый цвет, и они практически незаметны.

Должен заметить, что отсутствие накладных крышек, видимых швов профилей – это действительно важно. По ним можно определить, какого времени объект: семидесятых, девяностых или двухтысячных. Современные стандарты – гладкое остекление без накладных крышек, а также возможность крепления стекол большого формата.
Аэропорт «Гагарин» в Саратове
© Архитектурное бюро ASADOV

Почему для данного объекта вы выбрали именно алюминиевые профили?

С учетом того, что для меня как архитектора важнее всего внешний вид объекта, алюминий, позволяющий реализовать практически любые идеи – беспереплетные решения фасадов, структурное и спайдерное остекление, – оптимальный выбор.

К тому же алюминий – промежуточный вариант между сталью, более прочной, но тяжелой и дорогой, и пластиком. Он легче и доступнее. Стальные конструкции, насколько я знаю, используют в особых случаях, для каких-то сложных изгибов, большой нагрузки или из-за повышенных пожарных требований.

Последний вопрос – ваши советы молодому неопытному автору, который хочет использовать в своем проекте эффектный витраж. Где подводные камни, на что обратить внимание?

Золотое правило – на концептуальном этапе сразу оценить реалистичность своего замысла. Например, мы придумали для аэропорта «Гагарин» красивую геометрию, и потом пришлось еще поломать голову над тем, какая конструкция будет для нашей идеи оптимальной.

Второй совет – сразу думать про габариты стекол для витража. Стандартный размер – 2 х 3 м, надо стараться придерживаться его или кратного ему, работать с модулем в пропорции от формата, не превышать 3 м по одной стороне и 2 м по другой. А если превышаешь, сразу учитывать, что это будут более дорогие стекла, и использовать их в наиболее эффектных местах, например, на уровне входа.

Хотя для тех же профилей «АЛЮТЕХ» размер 2 х 3 м – не предел. В системах компании предусмотрены различные решения для фасадов с тяжелыми заполнениями: профили выдерживают стеклопакеты весом до 1 100 кг и размерами 6 х 4 м.

Третья рекомендация – выбирать формулу стеклопакета с учетом стороны света. В саратовском аэропорте у нас на разных сторонах здания разные стекла. С южной стороны, обращенной к взлетной полосе – солнцезащитные, а с севера, со стороны главного входа – с меньшей степенью защиты, зато с большей прозрачностью. Кстати, это стало возможным благодаря тому, что в выбранных для объекта профильных системах допустимо использование любых заполнений: прозрачных, непрозрачных, с переходом от прозрачных к непрозрачным и даже огнестойких.

И, наконец, четвертый мой совет: всегда задумываться о соотношении цены и качества, то есть искать золотую середину между своим архитектурным высказыванием и стоимостью конструкций уже на начальном этапе, чтобы они впоследствии не вошли в противоречие. К счастью, в случае с аэропортом «Гагарин» подобных расхождений не возникло.

Поставщики, технологии

28 Декабря 2020

Беседовала:

Ангелина Уттер
comments powered by HyperComments
Технологии и материалы
UP-GYM: интерактив для городской среды
Современное развитие комфортной городской среды требует современных решений.Новые подходы к организации уличного детского досуга при обустройстве дворовых территорий и общественных пространств, спортивных, образовательных и медицинских учреждений предложили чебоксарские специалисты.
На вкус и цвет: алюминий в московском метро
Алюминий практически вездесущ, а в современном метро просто незаменим. Он легок и хорошо держит форму, оттенки и варианты фактуры разнообразны: от стеклянисто-глянцевого до плотного матового. Вашему вниманию – обзор новых станций московского метро, в дизайне интерьеров которых использован окрашенный алюминий SEVALCON.
Серьезный кирпичный разговор
В декабре в московском центре дизайна ARTPLAY прошла Кирпичная дискуссия с участием ведущих российских архитекторов – Сергея Скуратова, Натальи Сидоровой (DNK ag), Алексея Козыря, Михаила Бейлина(Citizenstudio) и Ильсияр Тухватуллиной. Она завершила программу 1-го Кирпичного конкурса, организованного журналом «Проект Балтия» и компанией АРХИТАЙЛ.
Светлые грани у подножия Монблана
Бюджетный, влагостойкий и удобный облицовочный материал – цементные плиты КНАУФ АКВАПАНЕЛЬ® – стал основой для создания узнаваемого образа центра водных видов спорта в курортном альпийском Салланше.
Цвет – это жизнь
Теория цвета и формы была важным учебным модулем в Баухаусе, где художники и архитекторы активно использовали теорию цвета Гёте и добились того, чтобы цвет стал неотъемлемой частью современной жизни. Шведы из Natural Colour Academy предложили палитру Color Trends 2020, собственную цветовую систему, которая задает цветовые стандарты для всех возможностей применения в новом десятилетии.
Расширить горизонты
Интерактивные игровые площадки, подключённые к интернету, и активити-парки компании «Новые Горизонты» как яркая часть городской среды.
Красное и черное
ЖК «Береговой» на береговой линии Москвы-реки, в престижном ЗАО, в историческом районе Филевский парк – часть Большого Сити, городской кластер, респектабельный образ которого создан с помощью облицовки клинкером Hagemeister
Ловушка для света
Новый Matelac Silver Crystalvision, стекло нейтрального оттенка с одной матовой и другой зеркальной стороной – удачное решение для современного минималистичного дизайна. Рассматриваем новый продукт в свете других предложений AGC для архитектуры интерьеров.
Праздничное освещение в большом городе
Каждый год с приближением праздников мы можем наблюдать, как преображаются привычные нам места: все стараются украсить пространство и создать праздничное настроение. Огромная роль при этом отводится праздничному освещению. Что это такое и каким образом создать праздничное освещение, мы разберем в этой статье.
Сейчас на главной
Сложный белый
Спортивный центр на берегу Суздальского озера – редкий пример того, как архитекторы пошли до конца в отстаивании своих идей. Ответом на ограничения участка и пожелания заказчика стала изощренная композиция, уравновешенная чистотой линий и лаконичной отделкой.
Один памятник вместо другого
Новый зал Мойнихана по проекту SOM для Пенсильванского вокзала в Нью-Йорке призван заменить общественные пространства снесенного в 1965 его исторического здания.
Сложение растущего города
Жилой квартал «1147» разместился на границе старого «сталинского» района к северу и активно развивающихся территорий к югу от него. Его образ откликается на эту непростую роль: многосоставные кирпичные фасады – разные у соседних секций, их высота от 9 до 22 этажей, и если смотреть с улицы кажется, что фронт городской застройки из длинных узких объемов складывается в некий сложный ряд прямо у нас на глазах.
Древность, дроны и кортен
Руины средневекового замка Гельфштын на востоке Чехии благодаря реконструкции по проекту бюро atelier-r не только избежали обрушения, но и стали доступней туристам.
Умерла Ольга Севан
Реставратор, исследователь и защитник деревянной архитектуры и исторической среды русского Севера, малых городов и сел.
Традиции энергетики
В Порсгрунне на юге Норвегии по проекту архитекторов Snøhetta построено четвертое здание из их ресурсоэффективной серии Powerhouse: как и три предыдущих, оно произведет за время эксплуатации (минимум 60 лет) больше энергии, чем потратит, включая периоды строительства и демонтажа и даже процесс производства стройматериалов.
Подвижность модульного
В ЖК Discovery ADM architects предложили современную версию структурализма: форма основана на модульных ячейках, которые, плавно выдвигаясь и углубляясь, придают контурам объемов сдержанную гибкость, «дифференцированную» поэлементно. Пластично-ступенчатые фасады «прошиты» золотистыми нитями – они объединяют объемы, подчеркивая рельефность решения.
Наследники трамвая
Офисный комплекс Five в пражском районе Смихов «вырастает» из исторического здания трамвайного депо. Авторы проекта – бюро Qarta Architektura.
Бинокль архитектора
Новый собственный дом Тотана Кузембаева – удивительный деревянный катамаран, врытый в склон под углом, обратным перепаду рельефа. Сама двухчастная структура дома была выбрана ради лучшей звукоизоляции, столь необычная посадка на участке – ради лучшего вида, ну а выбор дерева как ключевого материала постройки, конечно, никого не удивил.
Забег по петле
Образовательный центр и информационный павильон нового района в окрестностях Чэнду связаны красной лентой – эксплуатируемой кровлей с беговой дорожкой по проекту Powerhouse Company.
СПбГАСУ 2020: Архитектурный факультет
Лучшие работы архитектурного факультета СПбГАСУ, созданные под руководством Владимира Линова, Владлена Лявданского и Наталии Новоходской в 2020 году: деревянный жилой комплекс, оздоровительный центр в горах, еще одна история для Кенигсберга и преображение бывшего детского лагеря.
Жизнь на биеннале
Скандинавский павильон на ближайшей венецианской биеннале превратится в экспериментальное жилье-кохаузинг по замыслу норвежских архитекторов Helen & Hard при участии восьми жильцов из их «коммунального» дома в Ставангере.
Полифония строгого стиля
Проект жилого комплекса «ID Московский» на Московском проспекте в Петербурге – работа команды Степана Липгарта минувшего 2020 года. Ансамбль из двух зданий, объединенных пилонадой, выполнен в стиле обобщенной неоклассики с элементами ар-деко.
Металлическая «улыбка»
В жилом комплексе The Smile по проекту BIG на Манхэттене 20% квартир рассчитаны на малообеспеченных жильцов, а еще 10% горожане со средним доходом могут снять по сниженной стоимости.
Кирпичный узор
Многофункциональный комплекс Theodora House на месте бывшего пивоваренного завода Carlsberg в Копенгагене: в историческом складе архитекторы Adept устроили офисы и пристроили к нему жилые корпуса, восстановив планировку начала XX века.
Архитекторы.рф 2020, часть II
Продолжаем изучать работы выпускников программы Архитекторы.рф 2020 года: стратегия для пасмурных городов, рабочие места в спальных районах, эссе о демократическом подходе к проектированию, а также концепции развития для территорий Архангельска и Воронежа.
Древесина как ценность
Спроектированный Nikken Sekkei к Олимпиаде в Токио центр гимнастики имеет двойное назначение: когда Игры, наконец, состоятся, трибуны уберут, и он станет выставочным павильоном.
В три голоса
Высотный – 41-этажный – жилой комплекс HIDE строится на берегу Сетуни недалеко от Поклонной горы. Он состоит из трех башен одной высоты, но трактованных по-разному. Одна из них, самая заметная, кажется, закручивается по спирали, складываясь из множества золотистых эркеров.
Зеленые ступени наверх
В 400-метровых парных башнях для нового бизнес-комплекса на юге Китая Zaha Hadid Architects предусмотрели террасные сады, связывающие небоскреб с окружением.
Архитекторы.рф 2020
Изучаем работы выпускников второго потока программы Архитекторы.рф. В первой подборке: уберизация школ, Верхневолжский парк руин, а также регламент для застройки Купецкой слободы и план развития реликтового бора.
Как на праздник, часть II
В продолжении подборки современных офисных интерьеров: висячие и вертикальные сады, живой уголок, капсулы для сна и офис-трансформер.
Истина в Зодчестве
Алексей Комов выбран куратором следующего фестиваля «Зодчество». Тема – «Истина». Рассматриваем выдержки из тезисов программы.
Двадцатый год, нелегкий: что говорят архитекторы
Тридцать архитекторов – о прошедшем 2020 годе, перипетиях, плюсах и минусах «удаленки», новых проектах, постройках и других профессиональных событиях, выставках и результатах конкурсов. Также говорим о перспективах закона об архитектурной деятельности.
Умерла Зоя Харитонова
Соавтор Алексея Гутнова, одна из тех архитекторов, кто стоял у истоков группы НЭР. Среди ее работ – многофункциональный жилой район в Сокольниках и превращение Старого Арбата в пешеходную улицу.
Умер Виктор Логвинов
Архитектор и юрист, увлеченный «зеленой архитектурой» и отдавший больше 30 лет защите корпоративных прав архитектурного сообщеcтва в рамках своей деятельности в Союзе архитекторов. Один из авторов закона «Об архитектурной деятельности».
Походные условия
Конгресс-центр Китайского предпринимательского форума в Ябули на северо-востоке КНР по проекту пекинского бюро MAD вдохновлен образами туристической палатки и доверительной беседы бизнесменов у костра.
Владимир Григорьев: «Панельная застройка везде одинакова,...
В Санкт-Петербурге стартовал открытый конкурс «Ресурс периферии», участникам которого предлагается разработать концепцию повышения качества среды жилых кварталов 1970-1990-х годов. Выясняем подробности у главного архитектора города.
Григориос Гавалидис: «Запрос на качественную архитектуру...
Бюро, которое очень быстро, за 5-6 лет, выросло от 3 до 50 архитекторов и теперь работает с крупными ЖК и значительными мастер-планами «городов-спутников» Подмосковья. Основано греком из города Салоники. Григориос Гавалидис считает скучной работу с частными домами на островах, говорит по-русски как москвич и мечтает сделать московскую городскую среду комфортной, разнообразной и безопасной – как в Греции.
Пост-комфортный город
С появлением в программе традиционной конференции Москомархитектуры термина «пост-комфортный» стало очевидно, что повестка «комфортности» в пандемию если и не отменяется, то значительно корректируется.
Остаточная площадь, добавленная стоимость
Выстроенный на сложном участке на юге Парижа «доступный» жилой дом соединяет экологические материалы, вертикальное озеленение, городскую ферму и помещения общего пользования вместо пентхауса. Авторы проекта – бюро Мануэль Готран.
В пространстве парка Победы
В проекте жилого комплекса, который строится сейчас рядом с парком Поклонной горы по проекту Сергея Скуратова, многофункциональный стилобат превращен в сложносочиненное городское пространство с интригующими подходами-спусками, берущими на себя роль мини-площадей. Архитектура жилых корпусов реагирует на соседство Парка Победы: с одной стороны, «растворяясь в воздухе», а с другой – поддерживая мемориальный комплекс ритмически и цветом.
Как на праздник, часть I
В первой подборке офисных интерьеров, отвечающих современному трудовому процессу – wi-fi и камины, переговорные и игровые, эффектность и функциональность.
Динамика проспекта
На Ленинградском проспекте недалеко от метро Сокол завершено строительство БЦ класса А Alcon II. ADM architects решили главный фасад как три объемные ленты: напряженный трафик проспекта как будто «всколыхнул» материю этажей крупными волнами.
Кирпич и золото
Новый кинотеатр в Каоре на юге Франции по проекту бюро Антонио Вирга восстановил историческую структуру городской площади, где при этом был создан зеленый «оазис».
Каменные профили
В Цюрихе завершено строительство нового корпуса Кунстхауса, крупнейшего художественного музея Швейцарии. Авторы проекта – берлинский филиал бюро Дэвида Чипперфильда.
Пароход у причала
Апарт-отель, похожий на корабль с широкими палубами, спроектирован для участка на берегу Химкинского водохранилища в Южном Тушино. Дом-пароход, ориентированный на воду и Северный речной вокзал, словно «готовится выйти в плавание».
Не кровля, а швейцарский нож
Ландшафтное бюро Landprocess из Бангкока превратило крышу одного из старейших университетов Таиланда в городской огород, совмещенный с общественным пространством и резервуарами для хранения дождевой воды.
Магия ритма, или орнамент как тема
ЖК Veren place Сергея Чобана в Петербурге – эталонный дом для встраивания в исторический город и один из примеров реализация стратегии, представленной автором несколько лет назад в совместной с Владимиром Седовым книге «30:70. Архитектура как баланс сил».
Архитектор в девелопменте
Девелоперские компании берут в команду архитекторов, а порой создают целые архитектурные подразделения внутри своей структуры: о роли, значении, возможностях архитектора в сфере девелопмента Архи.ру и Институт «Стрелка», изучающий эту непростую тему в течение года, поговорили с архитекторами, которые работают в девелопменте, и другими специалистами.