Андрей Асадов: «На концептуальном этапе надо сразу думать о реализации замысла, о несущей конструкции и форматах стекол»

Исследуем главный витраж саратовского аэропорта «Гагарин», составленный из стеклопакетов, наклоненных под углом и образующих «воронку» над входом. Обсуждаем особенности витражных конструкций, а также поиск технологии, которая позволит реализовать красивое архитектурное решение, не пожертвовав надежностью и стоимостью объекта.

Беседовала:
Ангелина Уттер

mainImg
0 Архи.ру:
Мы подробно рассказывали о вашем аэропорте «Гагарин» в Саратове – одном из двух аэропортов, построенных за последние 30 лет в России «с нуля». Сейчас предлагаем поговорить о его реализации подробнее, в частности, о технологиях, которые позволили воплотить в жизнь столь впечатляющее решение главного фасада. Хотя начать все равно стоит с идеи. Давайте вспомним, какие образы были взяты за основу при разработке концепции аэропорта. Ведь название «Гагарин» появилось не сразу.

Андрей Асадов:
У нас была целая история выстраивания образного ряда, причем имя Гагарина действительно стало фигурировать не сразу.

Так, мы искали для главного фасада прием, который создал бы эффект втягивающего пространства, своего рода воронки, направляющей посетителей в сердцевину линзы фасада, где расположен вход. Вначале у нас было две ассоциации. Первая – связанная с водой, Волгой, речной волной, изгибом саратовского моста. Вторая – с саратовской гармошкой, которая добавляла проекту аутентичности, поскольку идея речной воды сама по себе очень нейтральна.
Аэропорт «Гагарин» в Саратове
© Архитектурное бюро ASADOV

В результате образ реки поддерживает серия кровельных фонарей, представляющих собой пологие узкие дольки – внешне они напоминают рыбины. Мы называем их дирижаблями – в конце концов, рыбы плавают в воде, а дирижабли – в воздушном пространстве. К тому же три большие рыбины есть и на гербе Саратова, так что ассоциация еще и контекстуальная. Кстати, недавно над входом смонтировали еще один такой светильник – он был задуман изначально, но появился только сейчас. Входной тамбур из стекла, абсолютно нейтральный, проектировался как подставка под него.
Аэропорт «Гагарин» в Саратове
© Архитектурное бюро ASADOV

Согласно нашему первоначальному замыслу, тему реки поддерживал также водоем на площади перед аэропортом, потом в какой–то момент его сократили, и мы очень рады, что бюро Nowadays, которое занималось благоустройством территории, его все-таки вернуло. Блики от стекла отражаются в бликах воды, они перекликаются между собой, что помогает прочитать нашу главную идею. Водоем дает совершенно иной эффект от входного пространства.
Аэропорт «Гагарин» в Саратове
© Архитектурное бюро ASADOV

Когда саратовский аэропорт получил название «Гагарин», к нашим первоначальным ассоциациям добавился еще целый спектр авиакосмических. Стеклянные элементы фасада мы уподобили протуберанцам от взлета ракеты – веер расходится, как звуковая или акустическая волна. В проекте есть и символический эпицентр – маленький шарик, который лежит на площади перед аэропортом.
Аэропорт «Гагарин» в Саратове
© Архитектурное бюро ASADOV

Кстати, «Гагарин» – первый из «коллекции» аэропорытов, в работе над проектами которых участвовало бюро ASADOV. Сейчас в нашем портфолио 17 проектов аэропортов разного размера. Причем саратовский, площадью 23 000 м2, не самый большой.

Генпроектировщиком выступила компания «Спектрум», а на все дополнительные проекты – четыре VIP-зоны, благоустройство – заказчик проводил конкурсы, в которых победили очень хорошие команды, так что весь проект в целом получился удачным. В такой компании приятно было работать.
Аэропорт «Гагарин» в Саратове
© Архитектурное бюро ASADOV

Как вы считаете, насколько стеклянный фасад – удачное решение для аэропорта?

Остекленный фасад – эффектный и эффективный вариант для общественного здания, в том числе – транспортного. Светлые, просторные внутренние пространства – это элемент здоровой архитектуры. К тому же обилие света позволяет экономить на электричестве в дневное время, да и люди к естественному освещению относятся лучше, чем к искусственному.

В то же время для многих заказчиков камнем преткновения становятся теплоизоляционные характеристики и стоимость стеклянной фасадной конструкции. Поэтому важно с самого начала подобрать правильную витражную систему, чтобы потом не разориться на эксплуатации объекта.

Безусловно, хороший энергоэффективный фасад из стекла стоит немало, но, с другой стороны, есть возможность выиграть за счет высокой скорости монтажа. К примеру, один из наших заказчиков в какой-то момент понял, что сделать полностью стеклянную коробку эффективнее, чем вентфасады. Да, возможно чуть дороже, но если рассматривать инвестиционный проект «под ключ», то стеклянная коробка выгоднее.

Иными словами, витраж может быть энергоэффективным, важно только подобрать правильную конструкцию?

Да, конечно. Многие думают, что у стеклянных фасадов заведомо большие теплопотери, но это не так. К примеру, для структурного остекления аэропорта «Гагарин» применялась алюминиевая фасадная система от компании «АЛЮТЕХ».
zooming
Структурное остекление ALT F50 SG
© ГК «АЛЮТЕХ»


Комментарий компании «АЛЮТЕХ»

На объекте реализовано структурное остекление на основе алюминиевых профилей «АЛЮТЕХ» ALT F50 SG. Отличительной особенностью данной серии является возможность реализации полностью стеклянного фасада без алюминиевых профилей снаружи.

В ней предусмотрен целый ряд технологических решений, которые защищают конструкции от промерзания, помогают сохранить в помещениях тепло – специальный вспененный PE-термомост в зоне фальца стеклопакета, высококачественные EPDM-уплотнители, атмосферостойкий шовный герметик, которым проклеиваются все стыки.


Расскажите об особенностях реализации фасада аэропорта «Гагарин» подробнее.

Сразу отмечу, что мы сосредоточили основное внимание на главном фасаде. Ведь боковые фасады в аэропортах делают максимально простыми, так как здание зачастую со временем расширяется вправо и влево, пристраивают помещения для багажа и пространства стоек регистрации.

Работая над концепцией главного фасада, мы рассматривали несколько вариантов. В конкурсном проекте была конструкция на вантовых растяжках: очень изящная выгнутая седловидная плоскость. Но слишком дорогая. Была идея фасада с триангулярной сеткой: по аналогии со «стеклянной корой» концертного зала в парке «Зарядье». Но она не очень нам нравилась с эстетической точки зрения.

И в какой-то момент нам пришла идея составить фасад из равных полос. В центре они вертикальные, а к краям каждая начинает наклоняться немного вперед – и получается очень необычный визуальный эффект. Из-за наклона, который доходит до 15°, фасад напоминает веер или гармошку. Примечательно, что торец этих полосок непрозрачный, хотя он стеклянный, сделан из стемалита. В итоге именно эта задумка показалась нам конструктивной, честной и эстетически интересной. Мы нашли баланс.
Аэропорт «Гагарин» в Саратове
© Архитектурное бюро ASADOV

Сегодня я полностью доволен этой конструкцией с точки зрения качества исполнения, это объект, на который не стыдно пригласить коллег, подойти близко, показать в деталях.

Детальную документацию по проекту делала фасадная компания во взаимодействии с производителем профильных систем. Мы со своей стороны подготовили задание на фасадную конструкцию, отработали всю 3D-геометрию и отправили им, а все сочленения они прорабатывали сами. Затем вместе мы отсмотрели мокапы, изготовили один модуль со стеклопакетом, подвесили на фасад и уже на нем подбирали оттенки, чтобы непрозрачная стена максимально сливалась с прозрачной. И мне кажется, у нас все получилось.


Комментарий компании «АЛЮТЕХ»

Для взаимодействия с проектироващиками компания «АЛЮТЕХ» выделяет специалиста, который становится его личным консультантом. Получая от архитектора задание, консультант вместе с инженером компании разрабатывает и предлагает не просто эскиз, а конкретные решения, которое можно реализовать, используя системы бренда.

zooming
Узел, разработанный компанией«АЛЮТЕХ» для аэропорта «Гагарин»
© ГК «АЛЮТЕХ»


Как устроен несущий каркас фасада?

Несущий каркас состоит из основных опор с шагом 9 метров, горизонтальных балок и ребер витража, которые крепятся к балкам.

На внешней стороне фасада нет видимых швов, прижимных планок. Все элементы «гармошки» состыкованы очень чисто. В двух углах размещены связи жесткости. Мы выкрасили их в белый цвет, и они практически незаметны.

Должен заметить, что отсутствие накладных крышек, видимых швов профилей – это действительно важно. По ним можно определить, какого времени объект: семидесятых, девяностых или двухтысячных. Современные стандарты – гладкое остекление без накладных крышек, а также возможность крепления стекол большого формата.
Аэропорт «Гагарин» в Саратове
© Архитектурное бюро ASADOV

Почему для данного объекта вы выбрали именно алюминиевые профили?

С учетом того, что для меня как архитектора важнее всего внешний вид объекта, алюминий, позволяющий реализовать практически любые идеи – беспереплетные решения фасадов, структурное и спайдерное остекление, – оптимальный выбор.

К тому же алюминий – промежуточный вариант между сталью, более прочной, но тяжелой и дорогой, и пластиком. Он легче и доступнее. Стальные конструкции, насколько я знаю, используют в особых случаях, для каких-то сложных изгибов, большой нагрузки или из-за повышенных пожарных требований.

Последний вопрос – ваши советы молодому неопытному автору, который хочет использовать в своем проекте эффектный витраж. Где подводные камни, на что обратить внимание?

Золотое правило – на концептуальном этапе сразу оценить реалистичность своего замысла. Например, мы придумали для аэропорта «Гагарин» красивую геометрию, и потом пришлось еще поломать голову над тем, какая конструкция будет для нашей идеи оптимальной.

Второй совет – сразу думать про габариты стекол для витража. Стандартный размер – 2 х 3 м, надо стараться придерживаться его или кратного ему, работать с модулем в пропорции от формата, не превышать 3 м по одной стороне и 2 м по другой. А если превышаешь, сразу учитывать, что это будут более дорогие стекла, и использовать их в наиболее эффектных местах, например, на уровне входа.

Хотя для тех же профилей «АЛЮТЕХ» размер 2 х 3 м – не предел. В системах компании предусмотрены различные решения для фасадов с тяжелыми заполнениями: профили выдерживают стеклопакеты весом до 1 100 кг и размерами 6 х 4 м.

Третья рекомендация – выбирать формулу стеклопакета с учетом стороны света. В саратовском аэропорте у нас на разных сторонах здания разные стекла. С южной стороны, обращенной к взлетной полосе – солнцезащитные, а с севера, со стороны главного входа – с меньшей степенью защиты, зато с большей прозрачностью. Кстати, это стало возможным благодаря тому, что в выбранных для объекта профильных системах допустимо использование любых заполнений: прозрачных, непрозрачных, с переходом от прозрачных к непрозрачным и даже огнестойких.

И, наконец, четвертый мой совет: всегда задумываться о соотношении цены и качества, то есть искать золотую середину между своим архитектурным высказыванием и стоимостью конструкций уже на начальном этапе, чтобы они впоследствии не вошли в противоречие. К счастью, в случае с аэропортом «Гагарин» подобных расхождений не возникло.

Поставщики, технологии

28 Декабря 2020

Беседовала:

Ангелина Уттер
comments powered by HyperComments
Похожие статьи
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
Михаил Филиппов: «В ордерной системе проявляется...
Реализовав свою градостроительную методику в построенном в Сочи Горки-городе, крупных градостроительных проектах в Тюмени и в Сыктывкаре, известный архитектор-неоклассик Михаил Филиппов занялся оформлением своей методики в учебник. Некоторые постулаты своей теории архитектор изложил в интервью для archi.ru.
Ольга Большанина, Herzog & de Meuron: «Бадаевский позволил...
Партнер архитектурного бюро Herzog & de Meuron, главный архитектор проекта жилого комплекса «Бадаевский» Ольга Большанина ответила на наши вопросы о критике проекта, о том, почему бюро заинтересовала работа с Бадаевским заводом и почему после реализации комплекс будет таким же эффектным, как и показан на рендерах.
Татьяна Гук: «Документ, определяющий развитие города,...
Разговор с директором Института Генплана Москвы: о трендах, определяющих будущее, о 70-летней истории института, который в этом году отмечает юбилей, об электронных расчетах в области градпланирования и зарубежном опыте в этой сфере, а также о работе Института в других городах и об идеальном документе для городского развития – гибком и стратегическом.
Феликс Новиков: «Я никогда не предлагал заказчику...
Большое и очень увлекательное интервью с Феликсом Новиковым. О репрессированных родителях, погибшем брате, о переходе от классики к модернизму, об авторстве и соавторстве, о том, как обойти ограничения. По видео связи в Zoom, Hью-Йорк – Рочестер, штат Нью-Йорк, 16-17 Августа, 2021.
Авторский надзор: мытьем да катаньем
Разговор на АрхПароходе 2021 со Стасом Горшуновым: о том, как ему удается добиваться качественной реализации проектов, какие проблемы приходится решать, когда жертвовать гонораром, а когда идти на компромиссы.
ADM 2006–2021
В новой книге-портфолио ADM architects, посвященной 15-летию бюро, 37 проектов, все реализованные или строящиеся. Публикуем интервью с главой бюро Андреем Романовым и сообщаем, что теперь книгу можно купить на ozon.
Видео-разговор об архитектурной атмосфере
В первые дни января 2021 года Елизавета Эбнер запустила @archmosphere.press – проект об архитектуре в Instagram, где она и другие архитекторы рассказывают в видео не длинней 1 минуты об 1 здании в своем городе, в том числе о своих собственных проектах. Мы поговорили с Елизаветой о ее замысле и о достоинствах видео для рассказа об архитектуре.
Сергей Чобан: «Я считаю очень важным сохранение города...
Задуманный нами разговор с Сергеем Чобаном о высотном строительстве превратился, процентов на 70, в рассуждение о способах регенерации исторического города и о роли городской ткани как самой объективной летописи. А в отношении башен, визуально проявляющих социальные контрасты и создающих много мусора, если их сносить, – о регламентации. Разговор проходил за день до объявления о проекте «Лахта-2», так что данная новость здесь не комментируется.
Энди Сноу: «Моя цель – соединить в архитектуре рациональное...
Английский архитектор Энди Сноу стал главным архитектором проектной компании GENPRO. Постройки Энди Сноу в Великобритании, выполненные в составе известных бюро, отмечены международными наградами. В России архитектор принимал участие в проектировании БЦ «Фабрика Станиславского», ЖК iLove и БЦ AFI2B на 2-й Брестской. Энди Сноу сравнил строительную ситуацию в России и Великобритании и поделился своим видением архитектурных перспектив России.
Бюро Никола-Ленивец: «Мы не решаем проблемы, а раскрываем...
Иван Полисский и Юлия Бычкова, управляющие партнеры Бюро Никола-Ленивец – о том, какие проблемы решает социокультурное проектирование, как развивать территории с помощью искусства и почему нельзя в каждом регионе создать свой Никола-Ленивец.
Сергей Скуратов: «Небоскреб это баланс технологий,...
В марте две башни Capital towers достроили до 300-метровой отметки. Говорим с автором самых эффектных небоскребов Москвы: о высотах и пропорциях, технологиях и экономике, лаконизме и красоте супертонких домов, и о самом смелом предложении недавних лет – башне в честь Ле Корбюзье над Центросоюзом.
«Коралловый цветок»
Foster + Partners и девелопер TRSDC разрабатывают масштабный курортный проект на побережье Красного моря в Саудовской Аравии. Об одном из его составляющих, комплексе Coral Bloom, нам рассказали Джерард Эвенден из Foster + Partners и генеральный директор TRSDC Джон Пагано.
Архитектура без истории и без теории?
На днях стало известно о планах радикальной реогранизации НИИ теории и истории архитектуры и градостроительства (НИИТИАГ) – единственного исследовательского института страны с таким профилем. Сотрудников, по слухам, планируют сократить в 7-8 раз. Мы поговорили с Дмитрием Швидковским, Андреем Боковым, Елизаветой Лихачевой, Андреем Баталовым – о том, чем ценен Институт и почему его все же надо сохранить.
Двадцатый год, нелегкий: что говорят архитекторы
Тридцать архитекторов – о прошедшем 2020 годе, перипетиях, плюсах и минусах «удаленки», новых проектах, постройках и других профессиональных событиях, выставках и результатах конкурсов. Также говорим о перспективах закона об архитектурной деятельности.
Григориос Гавалидис: «Запрос на качественную архитектуру...
Бюро, которое очень быстро, за 5-6 лет, выросло от 3 до 50 архитекторов и теперь работает с крупными ЖК и значительными мастер-планами «городов-спутников» Подмосковья. Основано греком из города Салоники. Григориос Гавалидис считает скучной работу с частными домами на островах, говорит по-русски как москвич и мечтает сделать московскую городскую среду комфортной, разнообразной и безопасной – как в Греции.
Владимир Григорьев: «Панельная застройка везде одинакова,...
В Санкт-Петербурге стартовал открытый конкурс «Ресурс периферии», участникам которого предлагается разработать концепцию повышения качества среды жилых кварталов 1970-1990-х годов. Выясняем подробности у главного архитектора города.
Виталий Лутц: «Работа над ЗИЛом была очень интересна...
Недавно Архсовет в неформальном режиме обсудил мастер-план территории ЗИЛ-Юг, разработанный на основе ППТ Института Генплана, утвержденного в 2016 году. Об истории и особенностях проектов 2011-2017 рассказывает их непосредственный участник и руководитель.
Архитектор в девелопменте
Девелоперские компании берут в команду архитекторов, а порой создают целые архитектурные подразделения внутри своей структуры: о роли, значении, возможностях архитектора в сфере девелопмента Архи.ру и Институт «Стрелка», изучающий эту непростую тему в течение года, поговорили с архитекторами, которые работают в девелопменте, и другими специалистами.
Новый опыт: истории четырех бюро
Беседуем с архитекторами, которые долгое время были заняты в сфере дизайна интерьеров, индивидуального жилого строительства и инсталляций, но недавно реализовали свой первый крупный объект: Faber Group с вокзалом в Иваново, Павел Стефанов и Ольга Яковлева с крематорием в Воронеже, Архатака с ТЦ Галерея SM в Петербурге и Хора с реконструкцией Национальной библиотеки Татарстана.
Технологии и материалы
Wienerberger поздравляет с наступившим Новом Годом и подводит...
керамика Porotherm в 2021г – спрос превысил предложение!
новая керамическая плитка Terca Slips
новый онлайн-курс «Школа проектировщиков»
керамика Wienerberger – для Open Village
канал Porotherm на Youtube
работаем дальше для вас и – к новым победам на рынке!
Инновационная сантехника. Новинки подвесных монолитных...
Последняя революция в сантехнике произошла недавно, когда оборудование для ванных комнат приобрело монолитную форму. Следуя мировым трендам, специалисты Cersanit создали новые модели подвесных унитазов CREA SQUARE и CITY OVAL. Спрятали крепления и колено под корпус, добились ещё большей эстетики, гигиеничности и простоты в уходе. Что ещё нужно знать дизайнеру о новинках?
Красный кирпич от брутализма до постмодернизма
Вместе с компанией BRAER вспоминаем яркие примеры применения кирпича в архитектуре брутализма – направления, которому оказалось под силу освежить восприятие и оживить эмоции. Его недавний опыт доказывает, что самый простой красный кирпич актуален.
Может быть даже – более чем.
3D-узоры из кирпича
Объемная кладка – один из способов переосмыслить традиционный кирпич и сделать здание современным и контекстуальным одновременно. Разбираемся, что такое 3D-кладка и как ее возможно реализовать.
«Донские зори» – 7 лет на рынке!
Гроссмейстерские показатели российского производителя:
93 вида кирпича ручной формовки, годовой объем – 15 400 000 штук,
морозостойкость и прочность – выше европейских аналогов,
прекрасная логистика и – уже – складская программа!
А также: кирпичи-лидеры продаж и эксклюзив для особых проектов
Знак качества
Регулярно в мире проходят тысячи архитектурных конкурсов, но не более десятка являются авторитетными площадками демонстрации или проводниками новых идей. В их числе – A+Awards, которую присуждает архитектурный портал Architizer. Среди лауреатов Девятой премии – сразу два проекта, в которых используются фиброцементные панели EQUITONE.
Андрей Кузьменков, Digital Guru: «С общественным мнением...
Агентство Digital Guru занимается управлением репутацией и исследованиями пользовательских мнений в социальных медиа – так называемым social listening, а также геоаналитическими исследованиями. О том, как эти методы могут использоваться архитекторами и застройщиками на стадии подготовки и планирования общественно значимых проектов, мы поговорили с директором Digital Guru – Андреем Кузьменковым.
Клинкер Hagemeister – ведущая партия в проекте
Для строительства ЖК «Ривер парк», спроектированного архитектурным бюро ADM, использовалась клинкерная плитка Hagemeister в специально созданных для этого комплекса сортировках и миксах – эксклюзивных и неповторяющихся ни в одном другом проекте.
Коллекция светодиодного искусства
Выбрать идеальный светильник под определенный интерьер легко! Главное, влюбиться в светильник с первого взгляда и представить его в интерьере своей гостиной, кухни, спальни или офиса.
Потолки-фрагменты – ключ к адаптивным пространствам
Они позволяют ощутить проницаемость поверхности и высоту пространства, сохраняя звукоизолирующие свойства, и гибко зонировать помещение, что сейчас особенно актуально. Потолки-фрагменты Armstrong от Knauf Ceiling Solutions – адаптивное и современное решение.
Игра света расширяет пространство
Даже самые маленькие помещения обретают очарование, когда в них появляются мансардные окна VELUX и образуются пересекающиеся световые потоки. Хижины выходного дня в Австрии, Италии, Швеции и Дании, равно как и модульный Скаут-хаус в Казани красноречиво подтверждают этот закон.
Кирпич плюc: с чем дружит кладка
С какими материалами стоит сочетать кирпич, чтобы превратить здание в архитектурное событие? Отвечаем на вопрос, рассматривая знаковые дома, построенные в Петербурге при участии компании «Славдом».
Графика трехмерного фасада
В предместье немецкого Саарбрюкена, на ведущей в город автостраде появился новый объект ─ столь примечательный, что его невозможно не заметить. Масштабная постройка торгового центра MÖBEL MARTIN сохраняет характерные для больших моллов лаконичные модернистские формы, однако его фасады получили необычную объемную пластическую разработку. Пространственная оболочка фасада создана посредством алюминиевых композитных панелей ALUCOBOND® A2.
«Фирма «КИРИЛЛ»:
25 лет для самых красивых домов
В ноябре 2021 года одному из ведущих поставщиков облицовочного кирпича на российском рынке «Фирме «КИРИЛЛ» исполнилось 25 лет. Архи.ру восстанавливает хронологию последней четверти века, связанную с использованием этого материала в строительстве и архитектуре.
Как укладка металлических бордюров влияет на дизайн...
Любой дизайн можно испортить неаккуратной работой, особенно если в отделке помещения участвует металлический бордюр. Он способен внести в интерьер утончённость, а может закапризничать в неумелых руках и подчеркнуть кривизну укладки отделочного материала. Как правильно устанавливать металлические бордюры, чтобы дизайнеру было проще контролировать исполнителя и не пришлось краснеть перед заказчиком?
Больше воздуха
Cтеклянные навесы и павильоны Solarlux расширяют пространство загородного дома, позволяя наслаждаться ландшафтом в любое время года и суток.
Сейчас на главной
Возможность полета
Проект аэропорта, разработанный АБ ASADOV для Тобольска и победивший в архитектурном конкурсе, не был реализован. Однако он интересен как пример работы со зданием аэропорта очень небольшого масштаба, где целью становится оптимальная организация пространства и инфраструктуры без потери образной составляющей.
Умер Рикардо Бофилл
Безусловная звезда современной архитектуры, автор, сменивший несколько направлений и тем самым примиривший в своем творчестве постмодернизм, национальные мотивы, неоклассику и интернациональный стиль, умер в возрасте 82 лет от последствий ковида в больнице Барселоны.
Поднимаясь над окружением
Бюро А4 придумало новую типологию благоустройства – городской балкон. Небольшая смотровая площадка позволяет по-новому взглянуть на привычные городские панорамы. Первые три балкона появились на московских набережных напротив Кремля и Зарядья.
Длина волны
ЖК «Тургенева 13» в Пушкино, встраиваясь в масштаб окружающей застройки, отличается от нее ритмичной строгостью парной композиции, легкой волной фасада и колористикой, в которой можно разглядеть два образа: один летний, другой зимний, – оба «прорастают» из особенностей места.
Зеленая ДНК лыжника
Супертехнологичный жилой комплекс «Тао Чжу Инь Юань», построенный Vincent Callebaut Architectures в Тайбэе, не просто безопасен для экологии планеты, он поглощает углекислый газ и борется с глобальным потеплением.
Приятный вид
Небольшая смотровая площадка в Красноярске стала новой точкой притяжения: панорамы города, Енисея и тайги дополнили минималистичные дорожки, амфитеатр и удобная парковка.
Стряхнуть пыль
Реконструкция доходного дома в Краснодаре от бюро ARD: творческое переосмысление не только сохранило обаяние старой постройки, но и позволило ей уверенно занять свое место на улице современного города.
Зеркало супрематиста
Рассматриваем парк Малевича на Рублевке: проект, осуществленный в 2020 году, и реальность через год после открытия. Общий вердикт – метафизическая основа пополнилась цветом, также как и непосредственно-нарративными элементами. То есть он развивается как сам Малевич, от абстракции к фигуративности. Впрочем, парк по-прежнему свеж.
Ближе к лету
Две центральные набережные Сочи, обновленные по проекту архитекторов ab2.0, меняют образ курорта, переключая фокус с торговых точек и кафе на любование морем и небом.
Ракушка у моря
Проектируя дворец спорта, который определит развитие всей северной части Дербента, бюро ASADOV обращается к архитектурному наследию Дагестана, местным материалам и древним пластам истории.
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
Новогодние небоскребы
Карен Сапричян поздравляет всех с Новым годом серией небоскребов в виде букв. Автор давно разрабатывает эту тему и имеет в запасе календари разных лет. Последняя подборка – башни для города NEOM, запланированного в Саудовской Аравии.
Вечерний свет
Часовня закатов на острове Хайнань по проекту шанхайского бюро UDG предназначена для влюбленных; она способна вращаться вокруг своей оси, чтобы в любой сезон открываться лучам заходящего солнца.
Очень гибкое решение
После обновления по проекту T+T architects офисное здание в 1-м Щипковском переулке приобрело более простую и строгую форму снаружи и исключительную, поддержанную «умной» электронной системой управления, функциональную и образную гибкость внутри. Осовремененная внешность соответствует agile-ной начинке. Новое название – MULTISPACE.
Лейтмотив – домик
В основе проекта здания для страховой компании Baloise в Базеле по проекту Валерио Ольджати лежит мотив архетипического «домика».
Архсовет Москвы – 72
Концепцию развития территории бывшего завода «Красный богатырь», разработанную Buromoscow и включающую идеи сохранения пяти исторических зданий без статуса ОКН, Архсовет Москвы поддержал, выразив надежду на превращение будущего комплекса площадью 473 000 м2 в часть нового линейного центра, формирующегося на северо-востоке города вдоль Яузы; эксперты также предложили повысить высоту части башен не до 100 метров, в больше.
Союз с природой
Показываем четыре загородных дома, архитектура которых вырастает из природного окружения: леса, моря, холма или горного склона.
Пресса: 21 главный архитектурный проект Москвы в 2021-м
В конце прошлого года я написал статью «20 проектов московской архитектуры 2020 года, за которые не стыдно». В этом году столько нестыдных проектов не набралось, поэтому мы решили написать о, с одной стороны, характерных, с другой стороны, значимых.
Сохраним Пулково!
Стало известно о планах сноса модернистского здания аэропорта Пулково, построенного в 1973 году. Архитекторы Петербурга призывают присвоить зданию статус объекта культурного наследия и сохранить его. Собираем подписи за сохранение модернистского здания Пулково.
Новый русский
В проекте ресторанного центра на берегу реки Дон недалеко от одноименной трассы архитекторы бюро Megabudka задались амбициозной целью поставить эксперимент с поиском «нового русского стиля», и, собрав в тесный узел множество европейских аллюзий, добились своего. Именно в том русский стиль, наверное, и состоит, чтобы творчески копировать немцев.
И домики на крышах…
Нидерландское бюро Mecanoo завершило работу над жилым кварталом KAMPUS в центре Манчестера. Архитекторы собрали в единое целое и вернули городу постройки разного времени.
Поддержка архитектуры в Дании: коллаборации большие...
Публикуем главу из недавно опубликованного исследования Москомархитектуры, посвященного анализу практик поддержки архитектурной деятельности в странах Европы, США и России. Глава посвящена Дании, автор – Татьяна Ломакина.
Тихая гавань
Дом на Курляндской улице по современным меркам небольшой – всего на 95 квартир, при этом он все же выделяется габаритами на фоне соседней исторической застройки. Рассказываем, какие приемы мастерская Анатолия Столярчука использует, чтобы сгладить разницу в масштабах.
Локальные красные тона
Жилой комплекс Turley Areal в Мангейме по проекту бюро Макса Дудлера получил колорит в тон расположенного рядом исторического здания из красного песчаника.
«Экономика дебюта»
Торговый центр Daning Jiuguang в Шанхае по проекту бюро UNStudio – новая площадка для выхода на китайский рынок зарубежных брендов.