Клетка Фарадея

Проект клубного дома в 1-м Тружениковом переулке – попытка архитекторов разместить значительный объем на крошечном пятачке земли так, чтобы он выглядел элегантно и респектабельно. На помощь пришли металл, камень и гнутое стекло.

Автор текста:
Алла Павликова

07 Июля 2020
mainImg
Архитектор:
Александр Асадов
Андрей Асадов
Проект:
Клубный дом в Тружениковом переулке
Россия, Москва, Тружеников пер.

Авторский коллектив:
А. Р. Асадов, Н. Соболев, Н. Кучеров, Ю. Бутырская

2019
Хамовники считаются одним из самых престижных районов Москвы. Но если в период строительного бума застройщики осваивали территории, расположенные максимально близко к историческому центру, то сейчас, когда на Остоженке не осталось ни одного свободного клочка земли, они постепенно сместились к центральной и юго-западной частям района. В последние годы именно там сосредоточено самое дорогое строительство в столице. Неудивительно, что здесь появляются все новые проекты, а места остается все меньше, что, впрочем, для клубных домов не проблема.

Клубный дом, который планируется построить в 1-м Тружениковом переулке, – яркий пример подобного рода. Участок, отведенный под его строительство, в настоящий момент занимает миниатюрное двухэтажное строение, определенное под снос. Его со всех сторон обступают существующие постройки: справа – пятиэтажный объем родом из 1990-х, слева – двухэтажный протяженный дом, позади – корпус политехнического колледжа. В таких стесненных обстоятельствах под новое строительство остается лишь вытянутый трапециевидный клочок земли, причем в сторону переулка выходит его самая узкая часть.
Клубный дом в 1-м Тружениковом переулке. Ситуационный план
© Архитектурное бюро ASADOV

В поисках наиболее эффективного решения для столь непростой территории девелопер организовал закрытый конкурс и пригласил несколько известных архитектурных команд. Среди приглашенных участников оказалась и мастерская ASADOV. Сразу оговоримся, что разработанная мастерской концепция не была выбрана в качестве победителя.
Клубный дом в 1-м Тружениковом переулке
© Архитектурное бюро ASADOV

Андрей Асадов рассказал, что перед участниками была поставлена сложная задача – на весьма ограниченном участке спроектировать жилой дом клубного формата с достаточно большим выходом площадей (общая площадь 12 300 м²).

author photo

Андрей Асадов

«Мы хорошо знакомы с участком. В 1-м Тружениковом переулке в 2009 мы реализовали первый в нашей практике клубный дом. Он известен как дом на Плющихе. Там мы работали с довольно привлекательной территорией – зеленый двор с деревьями, вид на сквер Девичье поле. В новом же проекте у нас была только узкая полоса между домами».


В соседнем доме на Плющихе, составленном из нескольких разновеликих объемов, соединенных металлической перголой, – всего 22 квартиры, что оправданно для клубного дома. В новом проекте девелопер рассчитывал получить в 2,5 раза больше. Для архитекторов это стало вызовом.

Застройка типично московского, извилистого Труженикова переулка весьма многолика. Здесь сохранились дореволюционные двух- трехэтажные усадебные дома и посольства, здания сталинского и советского периода. Многие постройки появились в 1990-е и 2000-е. Высота домов разнится так же, как и время их строительства. К примеру, в перспективе улицы можно увидеть купол миниатюрной Крестовоздвиженской церкви. Но прямо напротив рассматриваемого участка стоит жилой восьмиэтажный дом, построенный в 2001 по проекту мастерской «Сергей Киселев и Партнеры», а рядом с ним – кирпичное жилое здание высотой 14 этажей.
Клубный дом в 1-м Тружениковом переулке. Вид сверху, со стороны Саввинской набережной
© Архитектурное бюро ASADOV
Клубный дом в 1-м Тружениковом переулке. Вид сверху, со стороны переулка
© Архитектурное бюро ASADOV

Авторы решили остановиться на десяти этажах, но максимально полно использовать участок: первый этаж отступил от границ только на расстояние, необходимое для проезда спецтранспорта. Первый этаж в проекте общественный, два верхних – пентхаусы, под землей парковка.
Клубный дом в 1-м Тружениковом переулке. Планы 1-го этажа, паркинга, типового этажа и пентхаусов
© Архитектурное бюро ASADOV

Со второго по восьмой этаж ширина дома увеличивается, хотя подтянутости он не теряет: эркеры чередуются с глубокими лоджиями, а объединение этажей по два и три нивелирует масштаб. Эркеры настолько велики, что дом скорее похож на группу башен, расставленных с равномерными паузами и «стянутых» между собой каменными поясами в уровне пола второго, четвертого и шестого этажей – их обитателям достались бы открытые лоджии. Чередование выступов с глубокими паузами делает объем пористым, уменьшая его присутствие в пространстве, а преобладание вертикалей отвечает за стройность целого.
Клубный дом в 1-м Тружениковом переулке
© Архитектурное бюро ASADOV

Вверху стеклянные стены далеко отступают от линии фасада, оставляя перед пентхаусами обширные террасы. Стекло покрыто ламелями, а на торцах, со стороны улицы и во дворе, их сетка «прорастает» прозрачными перголами.
Клубный дом в 1-м Тружениковом переулке. Открытая терраса на кровле
© Архитектурное бюро ASADOV

В отделке фасадов проект сочетает светлый камень, медь и моллированное стекло. Камень, светлый и пористый, похожий на травертин, создает внешний каркас, причем вертикали подчеркнуты каннелюрами. Медь отступает на второй план, отмечает межэтажные перекрытия и поддерживает вертикальное направление множеством ламелей в уступах первого этажа, на фасадах пентхаусов и перголе. Сочетание камня и металла дает образ, недвусмысленно отсылающий к ар-деко, а красноватый оттенок меди делает настроение декоративной композиции чуть более приподнятым.
Клубный дом в 1-м Тружениковом переулке. Фрагмент оформления фасада
© Архитектурное бюро ASADOV

Но изгибы моллированного стекла с крайне редкими переплетами возвращают нас к современности, если даже не футуризму – ртутно-переливающаяся субстанция похожа на силовое поле, заключенное в два вида сетки: каменную и медную, своего рода клетку Фарадея, – но остается живой и подвижной, гибкой блестящей материей, основой всего дома. Стекло преобладает в отделке первого этажа, выдвигаясь на красную линию улицы объемом небольшого кафе. За кафе, под эркерами продольных фасадов, были запланированы пешеходные галереи, они же упомянутые выше проезды для спецтранспорта.

Проект дома, пусть и оставшийся на уровне конкурсного предложения, живо развивает две традиционные для Москвы темы. Одна из них – избыточная плотность на маленьком участке, которую требуется «упаковать» в непротиворечивую форму. Другая – фасад, сочетающий отклик на привязанность московских покупателей и маркетологов к стилистике ар-деко со сдержанной, но уверенной футуристичностью. В XX веке, в отведенное ему историческое время, направление ар-деко не смогло реализовать себя в должной мере, у него попросту не было подходящих заказчиков, а без адекватеного клиента стиль никогда не полон. Поэтому нас, видимо, ждет еще немало попыток дать Москве подходящий вариант престижного декоративного стиля. Возможно, предложенный в этом проекте образ клубного дома, привносивший нью-йорский акцент в образную суету Тружениковых переулков, был бы уместным ответом.

Архитектор:
Александр Асадов
Андрей Асадов
Проект:
Клубный дом в Тружениковом переулке
Россия, Москва, Тружеников пер.

Авторский коллектив:
А. Р. Асадов, Н. Соболев, Н. Кучеров, Ю. Бутырская

2019

07 Июля 2020

Автор текста:

Алла Павликова
Технологии и материалы
Хай-тек палаццо: тонкости воплощения
Подробно рассказываем о фасадных системах и объектных решениях компании HILTI, примененных в клубном доме «Кутузовский, 12».
Проект дома – АБ «Цимайло Ляшенко и Партнеры».
Дмитрий Самылин: российский «авторский» кирпич и...
Глава фирмы «КИРИЛЛ» рассказал archi.ru о кирпичном производстве в России, новых российских заводах кирпича и клинкера ручной формовки, о новых коллекциях, разработанных с учетом пожеланий архитекторов, а также пригласил на семинар по клинкеру в «Руине» Музея архитектуры.
Эволюция офиса
Задача дизайнера актуальных офисных интерьеров – создать функциональную среду, приятную эстетически и комфортную во всех смыслах.
Сейчас на главной
СПбГАСУ-2020. Часть II
Пять выпускных работ кафедры Дизайна архитектурной среды, выполненных в условиях карантина под руководством Константина Самоловова и Константина Трофимова: wow-эффекты для «Тучкова буяна», подробная программа для арт-кластера, остроумное приспособление руин, а также взгляд с Луны на нижегородскую Стрелку.
Летающий форум
Архитекторы MVRDV выиграли конкурс на мастерплан района в центре Карлсруэ: градостроительную ось дворца XVIII века замкнет «летающий» общественный форум с садом на крыше.
СПбГАСУ-2020. Часть I.
Семь выпускных работ кафедры Дизайна архитектурной среды, выполненных в условиях карантина под руководством Ирины Школьниковой и Дениса Романова: геймдев-студия и модный кластер на фабрике «Красное знамя», возобновляемые источники энергии для Крыма, а также альтернативный «Тучков буян» и экологичное пространство на месте заброшенного манежа в Пушкине.
Алюминиевые лепестки
Олимпийский и паралимпийский музей США в Колорадо-Спрингс по проекту Diller Scofidio + Renfro равно рассчитан на посетителей с любыми физическими возможностями.
Комфортный город в себе
Казалось бы, такое невозможно среди человейников, неритмично чередующихся со старыми дачами. И между тем жилой комплекс на территории бизнес-парка Comcity предлагает именно комфортную среду среднего города: не слишком высокую и умеренно-приватную, как вариант идеала современной урбанистики.
Форум на холме
Недалеко от Штутгарта по проекту бюро Дэвида Чипперфильда полностью завершен культурный центр Carmen Würth Forum: теперь там открылись музей и конференц-центр.
Градосвет удаленно 24.07.2020
В Петербурге обсудили торгово-офисный комплекс для одного из самых плотных районов города: с супрематическими фасадами, системой террас и головокружительными парковками.
Критика единомышленников
Foster + Partners, одни из инициаторов-подписантов экологического архитектурного манифеста Architects Declare, подверглись критике за два недавних проекта «курортных» аэропортов для Саудовской Аравии, так как авиасообщение считается самым разрушительным для окружающей среды видом транспорта.
Архитектура в объективе: 14 фотографов
Мы собирали эту коллекцию два месяца: о начале увлечения архитектурой как предметом фотографирования, об историях профессиональной карьеры и о недавних проектах, о пользе сетей для поиска заказчиков – но и о традиционном отношении к фотографии. Российские архитектурные фотографы рассказывают о себе и делятся опытом. Всё это в контексте обзора instagram-аккаунтов, но не ограничиваясь им.
Городок у старой казармы
Бюро melix воссоздает атмосферу старого Оренбурга в проекте жилого комплекса у Михайловских казарм – важного городского памятника, пришедшего в упадок. Проект победил в конкурсе, проведенном городской администрацией и теперь ищет инвестора.
Мозаика этажей
Жилой комплекс Etaget по проекту архитекторов Kjellander Sjöberg встроен в сложившуюся застройку центральной части Стокгольма, имитируя «город в городе».
Градсовет удаленно 17.07.2020
Щедрый на критику, рефлексию и решения градсовет, на котором обсуждался картельный сговор, потакание девелоперу и несовершенство законодательства.
Второе дыхание «революционного движения профсоюзов»
Архитекторы KCAP и Cityförster представили проект реконструкции в Братиславе конгресс-центра Дома профсоюзов и прилегающей территории: они планируют вернуть жизнь на историческую площадь, в начале 1980-х превращенную в позднемодернистский «плац» с транспортной развязкой.
Движение по краю
ЖК «Лица» на Ходынском поле – один из новых масштабных домов, дополнивший застройку вокруг Ходынского поля. Он умело работает с масштабом, подчиняя его силуэту и паттерну; творчески интерпретирует сочетание сложного участка с объемным метражом; упаковывает целый ряд функций в одном объеме, так что дом становится аналогом города. И еще он похож на семейство, защищающее самое дорогое – детей во дворе, от всего на свете.
Старые стены
Восьмиэтажный кирпичный склад на чугунном каркасе в Манчестере превращен архитекторами Archer Humphryes в самый большой британский апарт-отель.
Агент визуальной устойчивости
Сравнительно небольшой дом на границе фабрики «Большевик» сочетает два противоположных качества: дорогие материалы и декоративизм ар-деко и крупную, несколько даже брутальную сетку фасадов с акцентом на пластинчатом аттике.
Деревянный треугольник
У вокзала в Ассене на севере Нидерландов нет главного фасада: он соединяет части города, а не разделяет их. Авторы проекта – бюро Powerhouse Company и De Zwarte Hond.
Пресса: Рейтинг экспертов в сфере урбанистики
Центр политической конъюнктуры (ЦПК) по заказу Экспертного института социальных исследований (ЭИСИ) составил первый публичный рейтинг экспертов. Представляем вашему вниманию Топ-50 наиболее авторитетных и влиятельных экспертов в сфере урбанистики.
Новый двор
Термы, руины и городской лабиринт – предложения для Никольских рядов, разработанные в рамках форсайта, организованного журналом «Проект Балтия».
Белая площадь
Площадь Единства в центре Каунаса из парадной территории превратилась согласно проекту бюро 3deluxe во многофункциональное пространство, рассчитанное на самых разных горожан, от любителей скейтбординга до родителей с маленькими детьми.
Долгосрочная устойчивость
Архитекторы MVRDV представили проект реконструкции своей знаменитой постройки – павильона Нидерландов на Экспо в Ганновере, пустовавшего 20 лет.
Введение в параметрику
В нашей подборке: вдохновляющие ресурсы, книги, курсы и люди, которые помогут познакомиться с алгоритмической архитектурой и проектированием.
Наследие модернизма: Artek и ресторан Savoy
Ресторан Savoy в Хельсинки с интерьерами авторства Алвара и Айно Аалто вновь открыл свои двери после тщательной реставрации и реконструкции. Savoy был обновлен лондонской студией Studioilse в сотрудничестве с финским мебельным брендом Artek, Городским музеем Хельсинки и Фондом Алвара Аалто.
Леонидов и Ле Корбюзье: проблема взаимного влияния
Памяти Юрия Павловича Волчка. Статья готовилась к V Хан-Магомедовским чтениям «Наследие ВХУТЕМАС и современность». В ней рассматривается проблема творческого взаимодействия Ле Корбюзье и Ивана Леонидова, раскрывающая значение творчества Леонидова и школы ВХУТЕМАСа, которую он представляет, для формирования основ формального языка архитектуры «современного движения».
Памяти Юрия Волчка
Вчера, 6 июля, умер Юрий Волчок, историк архитектуры, ученый, хорошо известный всем, кто хоть сколько-нибудь интересуется советским модернизмом. Слово – его коллегам и ученикам.
Все о Эве
Общим голосованием студентов и преподавателей лондонской школы Архитектурной ассоциации выражено недоверие директору этого ведущего мирового вуза, Эве Франк-и-Жилаберт, и отвергнут ее план развития школы на ближайшие пять лет. В ответ в управляющий совет АА поступило письмо известных практиков, теоретиков и исследователей архитектуры, называющих итог голосования результатом сексизма и предвзятости.
Клетка Фарадея
Проект клубного дома в 1-м Тружениковом переулке – попытка архитекторов разместить значительный объем на крошечном пятачке земли так, чтобы он выглядел элегантно и респектабельно. На помощь пришли металл, камень и гнутое стекло.
Цвет и линия
Находки бюро «А.Лен» для проектирования бюджетного детского сада: мозаика нерегулярных окон и работа с цветом.
Градсовет удаленно 2.07.2020
Рельсы как основа композиции, компиляция как архитектурный прием и неудавшееся обсуждение фонтана на очередном градсовете, прошедшем в формате видеотрансляции.
Союз искусства и техники
Интерес к архитектуре 1930-х для Степана Липгарта – путеводная звезда. В проекте дома «Amo» на Васильевском острове в Санкт-Петербурге архитектор взял за точку отсчета московское ар-деко – эстетское, с росписями в технике сграффито. И заодно развил типологию квартала как органической структуры.
На краю ледника
В горах на западе Норвегии, у ледника Юстедал, заработала туристическая база Tungestølen по проекту архитекторов Snøhetta. Ее фасады обшиты деревом, обработанным по средневековому методу – как у ставкирки.
Стекло и камень
В штате Вирджиния началась реконструкция руин дома Фрэнсиса Лайтфута Ли – одного из «подписантов» Декларации независимости США (1776). Чтобы не нарушить аутентичность сооружения, все новые части, включая конструктивные, будут выполнены из стекла.