На зеленом перекрестке

Начавшись с проектирования жилого квартала первой очереди, работа ATRIUM в ЖК «Символ» на территории бывшего завода «Серп и молот» переросла в обширный комплекс задач. Фактически Вера Бутко и Антон Надточий создали целый город в городе: со школой, детским садом, живописным мостом и парком.

mainImg
Мастерская:
ATRIUM http://atrium.ru/
Проект:
Жилой комплекс «Символ» (очередь 1б)
Россия, Москва, ул. Золотрожский Вал, вл. 11

Авторский коллектив:
А. Надточий, В. Бутко, П. Алимов, С. Бирюков, Д. Зражевский, Р. Кузьмин, А. Сизюк, И. Свибович, Д. Худеньких, А. Сорокин, А. Шапиро, О. Романова, Н. Филатов, Е. Кутай, А. Хакимуллин, И. Жуков, В. Тополев, Н. Кучинский, А. Сеченов, В. Гаранин

2011 — 2016 / 2017 — 2019

Заказчик: Донстрой
Образовательный комплекс в составе ЖК «Символ»
Россия, Москва, г. Москва, ул. Золоторожский вал, 11

Авторский коллектив:
А. Надточий, В. Бутко, П. Алимов, А. Сорокин, А. Шапиро

2016 — 2017
Завод «Серп и молот» – вторая по величине после ЗИЛа московская промзона, которая сейчас трансформируется в полнокровное пространство для жизни, работы и отдыха. На концепцию градостроительного преобразования масштабной, свыше 60 га, территории в районе Лефортово был проведен большой международный конкурс. Пять консорциумов, вышедших в финал, должны были придумать, как соединить с городской тканью прежде изолированную большую треугольную территорию между шоссе Энтузиастов, Золоторожским валом и проездом Завода «Серп и молот» и структурировать многофункциональную программу предполагаемой застройки в соответствии с принципами «нового урбанизма». По рейтингу жюри лидировало нидерландское бюро MVRDV, но заказчик – девелоперская компания «Донстрой» – имел право подписать договор с любым из финалистов и пришел к соглашению с английской командой LDA Design, занявшей третье место.

LDA Design по специализации ландшафтные архитекторы. Неудивительно, что в первоначальном конкурсном варианте они превратили всю территорию бывшего металлургического завода в сплошной общественный парк. А посреди зелени живописно разбросали здания обобщенных бионических форм, выделив основные функциональные кластеры высотными пиками. При доработке эту версию утопичного «города-сада» значительно отредактировали: были чётче обозначены приватные и публичные пространства, прорисованы кварталы с выделенными дворами, а от башен-пиков и вовсе отказались.
Жилой комплекс «Символ» (очередь 1б). Проект, 2016
© ATRIUM
Многофункциональный комплекс «Символ» (очередь 1б). Ситуационный план в контексте городского окружения © ATRIUM
Ситуационный план (существующее положение). Жилой комплекс «Символ» (очередь 1б). Проект, 2016
© ATRIUM

Однако идея щедрого озеленения территории сохранилась: с запада на восток участок пересекает «зелёная река» – просторный бульвар протяженностью 2 км, на живописный «берег» которого выходит большинство кварталов и общественных пространств комплекса. В архитектурном дизайн-коде, детализированном UHA London, сохранилась футуристическая криволинейность объемов. В «легенде» авторов мастер-плана она служит, кроме всего прочего, отсылкой к истории места – благодаря ассоциациям с литьём металла. Чтобы комплекс не выглядел садом гигантских одинаковых кварталов, проектирование его частей решили разделить между несколькими архитектурными компаниями (в проектировании второй очереди также участвуют бюро UNKProject, WALL и АБТБ).
Ситуационный план. Жилой комплекс «Символ» (очередь 1б). Проект, 2016
© ATRIUM

В портфолио бюро ATRIUM, известного своим пространственным подходом и радикальным формообразованием, заказчик увидел стилистику, созвучную поискам англичан и пригласил их на «первую очередь». Начав с жилого квартала из пяти корпусов, архитекторы ATRIUM уже на этом этапе заложили базовые ценности и ориентиры для комплексного проекта, априори рассматривая формальное техзадание как возможность создать единую комплексную среду, как новый городской квартал для жизни, нуждающийся в продуманности со всех сторон, – от градостроительных решений и ландшафта до архитектуры зданий и интерьеров.

На участке площадью 6 гектаров в центре восточной части треугольника «Серпа и молота» в мастер-плане было прописано расположение домов по двум сторонам главного бульвара, а также их типы и переменная этажность: два высотных, 21-27 этажей, и три средней этажности – 5-17. При этом конфигурацию и компоновку секций разной высоты в ATRIUM существенно перерисовали и переориентировали корпуса так, чтобы добиться более выразительных ракурсов и силуэтов с разных точек города и комплекса. Три здания получились П-образными, асимметричными в плане (стороны буквы «П» у корпусов имеют разную длину). Ещё два поворачивают под разными углами, подобно секциям конструктора-змейки.
zooming
Жилой комплекс «Символ» (очередь 1б). Проект, 2016
© ATRIUM

Исходные данные не позволяли сочинить сложное взаимодействие объёмных структур, которое любит ATRIUM. Однако архитекторам всё же удалось развернуть в квартале визуально-пространственный ребус, захватывающий взгляд, – за счет пластики секций со скругленными углами и графичного решения фасадов. Важным критерием выбора отделочных материалов было не только качество, соответствующее бизнес-классу жилья, но и способность следовать обтекаемым формам – с чем неплохо справляются алюминиевые композитные панели и мелкоразмерные элементы из декоративного бетона. Оттенки смесей последних тщательно подобраны для того, чтобы обогатить восприятие и создать контрастность текстур.

В результате белые и серые «ленты», опоясывающие все здания по диагонали и «переползающие» с одного уровня на другой, выразительно подчёркивают горизонтальное развитие среднеэтажных корпусов. Эти пояса «стягивают» длинные, состоящие из нескольких элементов массивы в единое целое – и одновременно придают композиции динамику. В секциях высотных зданий отделка, напротив, усиливает вертикальный вектор. Тёмные и светлые «сетки» облицовки и остекления смыкаются и чередуются. Такой многослойный дизайн поверхностей заставляет отказаться от плоскостного прочтения фасадов. Объемы воспринимаются как скульптуры, рассчитанные на круговой обход. Этому же способствуют и плавно скругленные углы.
Жилой комплекс «Символ» (очередь 1б). Вид с птичьего полета. Проект, 2016
© ATRIUM
Жилой комплекс «Символ» (очередь 1б). Проект, 2016
© ATRIUM
Жилой комплекс «Символ» (очередь 1б). Проект, 2016
© ATRIUM
Жилой комплекс «Символ» (очередь 1б)
© Донстрой
Жилой комплекс «Символ» (очередь 1б). Проект, 2016
© ATRIUM

Эффектная криволинейность, которую следовало развить согласно дизайн-коду, оказалась непростым условием с точки зрения предписанной квартирографии. Наряду с панорамными пентхаусами, откуда открываются захватывающие виды, в том числе и на Кремль, в этих корпусах много стандартных квартир и малогабаритных студий, отвечающих запросам рынка. На их планировку в нестандартной геометрии ушло немало времени, притом что на разработку концепции, стадии П и экспертизу у мастерской было всего 4 месяца. Тем не менее, во всех квартирах удалось сделать крупноформатные окна. Нижние этажи, как и положено для передовой квартальной застройки, преимущественно отданы ритейлу и социальной инфраструктуре. Для интерьеров холлов архитекторы ATRIUM предложили органичный, построенный на плавных линиях дизайн.
zooming
Жилой комплекс «Символ» (очередь 1б). План жилого этажа. Корпус №29
© ATRIUM
zooming
Жилой комплекс «Символ» (очередь 1б). План жилого этажа. Корпус №33
© ATRIUM

В каждом корпусе предусмотрен сквозной центральный вход со стороны внешних улиц. Предполагается, что через него жители смогут пройти во двор, а оттуда – попасть в подъезды, что повышает уровень безопасности. Дворы всех домов имеют выход на главный бульвар, но отделены от него перепадом уровня рельефа. Согласно общей концепции застройки придомовые территории свободны от машин – для них строится вместительный подземный паркинг.
zooming
Жилой комплекс «Символ» (очередь 1б). План 1 этажа. Корпус №33
© ATRIUM

Разделенную «зелёной рекой» территорию пяти корпусов соединяет внутриквартальный проезд. Рельеф с перепадом уровней изначально предполагал строительство транспортно-пешеходного моста с подпорными стенками, под который «подныривает» бульвар, – можно даже сказать, что такой мост стал ключевым элементом всей дорожной инфраструктуры комплекса. ATRIUM предложили для этой роли свой вариант весьма оригинального сооружения, разработанного совместно с «Творческой мастерской Братьев Гараниных».

Для того, чтобы естественным образом интегрировать в озелененный бульвар «нависающую» над ним железобетонную конструкцию, архитекторы придумали необычные опоры в форме перевернутых усеченных конусов. Одиннадцать конусов одновременно служат кадками для высадки рябин. Прорастая между транспортным и пешеходным пролетами моста, деревья образуют аллею, и «зелёной реке» не приходится прерываться. Габариты «кадок» обсуждались с дендрологами, был выбран размер, оптимальный с точки зрения нужного объема почвы. На уровне бульвара по массивным опорам планируется пустить вьющиеся растения, чтобы мост еще больше «врос» в парк.
Жилой комплекс «Символ» (очередь 1б). Проект, 2016 Мастерская братьев Гараниных
© ATRIUM

Транспортный пролёт моста – прямой, поскольку жёсткие регламенты «Гормоста» не располагали к играм с конфигурацией, и состоит из двух полос встречного движения, включающих велосипедную дорожку. Зато пешеходная дорожка, отделенная от проезжей части, но идущая рядом с проездом – живописная, извилистая. Её изгибам следует длинная скамья – дополнительная зона отдыха, являющаяся также своеобразной смотровой площадкой. Таким образом, за счёт архитектуры моста создаются дополнительные общественные пространства – как на нижнем уровне бульвара, под мостом, так и в верхнем уровне улицы. На оба уровня выходят магазины и кафе, размещённые на первых этажах и стилобатах жилых домов. Образуется полноценная площадь – общественный центр района.

С прорисовки концепции пересечения двух зелёных тем – бульвара с густой растительностью и рябиновой аллеи вдоль моста, – началась работа над общим дизайном ландшафта всей территории комплекса. В итоге пространство бывшего завода превратится в новый городской оазис и станет продолжением озелененных общественных зон вдоль Яузы и парка Лефортово. Парковым территориям в новом комплексе отведено 40% от общей площади застройки (более 29 га): благодаря этому «Символ» недавно возглавил рейтинг самых зелёных столичных ЖК по версии аналитиков премии Urban Awards.

В основу визуального кода ландшафта легли плавные линии фасадов и графичность логотипа ЖК «Символ». Если структура парка строится на системе сходящихся и расходящихся, как неравномерно растянутая рыбацкая сеть, дорожек, то улицы комплекса объединены узором из пересекающихся окружностей, как рябью от дождя: эта свободная и адаптивная структура полностью уничтожает остатки визуально-прямолинейных участков улиц.

Уличные зоны собираются из круглых модулей нескольких типов, включающих малые архитектурные формы, и «закодированы» цветом мощения: в черную (для автомобилей), серую или бежевую брусчатку на транзитных путях вплетаются кирпично-красные (входы в дома) или оранжево-желтые полукружия (входы в кафе и супермаркеты). В центре каждого «круга» – фонарь или дерево. Там же, где улицы и парк пересекаются, создаются ключевые общественные площади.
Жилой комплекс «Символ» (очередь 1б). Схемы общественных зон. Проект, 2016
© ATRIUM

Плавные перетекающие линии дорожек парка связывают всю территорию воедино; между ними, как острова в дельте реки, образуются функциональные пространства. В парке предусмотрены места для отдыха на любой вкус: спортивные и детские площадки, игровые зоны, летние кафе, собачья площадка. Зимой здесь можно будет проложить лыжную тропу, разместить каток и очаги с открытым огнем, устроить выставку ледяных скульптур или конкурс снеговиков. Основных зон у зеленого бульвара четыре: тот самый мост, детский парк, площадь, выставочный парк и входная зона в парк.
Жилой комплекс «Символ» (очередь 1б). Проект, 2016
© ATRIUM

Мост оказался подходящим местом для разнообразного отдыха в любую погоду: под ним можно устроить лекторий, трансформируемый с помощью опускающегося экрана в летний кинотеатр. На конструкции моста так и хочется подвесить качели и гамаки. По соседству, продлив естественную «крышу» моста навесами по бокам, было бы логично устроить террасы кафе и зоны для настольных игр, – считают авторы проекта.
Жилой комплекс «Символ» (очередь 1б). Проект, 2016 Мастерская братьев Гараниных
© ATRIUM

Для детского парка характерны природные материалы, визуально и тактильно разнообразная геопластика, игровые зоны для разных возрастов, развивающие аттракционы и, как один из главных ориентиров в парке, – высокая горка. Выставочный парк – место для выставок на открытом воздухе. 

Но главная площадь организована перед парадным входом в школу, которую тоже спроектировали архитекторы ATRIUM. Именно на ней планируется устраивать все районные и школьные мероприятия и праздники. С учётом многолетнего опыта создания абсолютно нетиповых образовательных и дошкольных учреждений, которым обладают архитекторы – Вера Бутко и Антон Надточий разрабатывали эту тему еще тогда, когда в России о ней толком никто не задумывался, – школа в «Символе» получилась под стать всему комплексу: креативной и ультрасовременной.

Концептуально здание, сверху похожее на диковинный цветок или птицу с лишней парой крыльев, – настоящий «городок в табакерке»: со своими улицами, площадями и парками, которые визуально связаны с окружающим ландшафтом. Представляя собой внешне единый комплекс, оно состоит из нескольких автономных блоков: детский сад (на 330 детей), начальная школа, старшая и средняя школа (всего 1225 учеников), библиотека, актовый зал, спортивный зал. Между ними образуются три двора – как раз для детей разных возрастов. И прямо с земли по пандусу можно подняться на эксплуатируемую часть кровли.

Образовательный комплекс в составе ЖК «Символ»
© ATRIUM

Объёмы-крылья, направленные в разные стороны, наслаиваются друг на друга, сцепляются в неожиданных ракурсах, захватывают экстерьер, размывают границы внешнего и внутреннего... Здесь, наконец, архитекторам ATRIUM удалось реализовать свой любимый творческий метод – взаимопроникновение сложных структур во весь рост четырехэтажного здания. Как следствие этих взаимодействий и «тектонических сдвигов» – система координат смещается, коридоры из прямых транзитных путей трансформируются в многофункциональные общественные пространства, а кульминация – центральный атриум-холл. Сюда ведут все дороги и активности, лестница-амфитеатр – неизменное место встреч. Это универсальная точка схода в архитектурно-объемном и социально-функциональном смысле.
Образовательный комплекс в составе ЖК «Символ»
© ATRIUM
Образовательный комплекс в составе ЖК «Символ»
© ATRIUM

Главным входом и прозрачным вестибюлем школа обращена к центральному бульвару, окнами-витринами раскрываются на него и два верхних консольных «луча». Сюда ориентированы функции, которыми смогут пользоваться все жители района – библиотека, спортивный и зрительный залы. Библиотека-медиатека задумывается как полноценный районный клуб, где будет удобно проводить кинопоказы, лекции, встречи литературных кружков. Площадь перед ней – продолжение выставочной зоны парка: в хорошую погоду все ее активности могут переместится на открытый воздух. Да и занятия с детьми можно проводить на улице: в школьных дворах для этого есть все необходимое.

Многочастная композиция школы «собрана» достаточно лаконичным фасадным решением. Большая площадь поверхностей облицована антрацитовыми панелями из фиброцемента. Впрочем, благодаря масштабному остеклению и вставкам из других материалов – например, панелей из «теплой» керамики – школьное здание смотрится очень дружелюбно и жизнеутверждающе. Особенно в паре с более простым в плане детским садом в переливчатой золотисто-розовой оболочке «хамелеон» – и особенно сверху: на крыше школы архитекторы предложили использовать мембрану двух цветов и украсить ее изображениями птиц, отсылающими к логотипу комплекса.
Образовательный комплекс в составе ЖК «Символ»
© ATRIUM

«Имея дело с высотными домами, мы осознали, насколько важна проекция сверху. Обычно «птичка» – это абстрактный вид, но жители «Символа» в самом деле каждый день будут видеть рисунок ландшафта и крыш малоэтажных объектов», – говорит Вера Бутко, сооснователь и соруководитель мастерской ATRIUM. Тот же подход – внимание к виду с высоких последних этажей – использовался в отношении всех без исключения элементов комплекса. Он словно бы получил дополнительное, четвертое измерение.

Хотя, если приглядеться, в этом проекте измерений гораздо больше. Потому что речь не просто о выразительных формах и объемах, а о формировании жилой среды, насыщенной и разнообразной, с любовно придуманными и продуманными сценариями и перспективами. То, над чем архитекторы долго размышляли в проектах предыдущих лет, будь то так и оставшийся на бумаге «Серебряный фонтан» или жилой квартал в Сколково (который, быть может, еще построят), наконец начало воплощаться в жизнь. И первые результаты можно будет увидеть совсем скоро – строительство квартала очереди «1Б» планируется завершить в 2018 году.
Жилой комплекс «Символ» (очередь 1б). Фотография корпусов в процессе строительства, 2017. Проект, 2016
© ATRIUM
Жилой комплекс «Символ» (очередь 1б). Фотография корпусов в процессе строительства, 2017. Проект, 2016
© ATRIUM

Поставщики, технологии

Мастерская:
ATRIUM http://atrium.ru/
Проект:
Жилой комплекс «Символ» (очередь 1б)
Россия, Москва, ул. Золотрожский Вал, вл. 11

Авторский коллектив:
А. Надточий, В. Бутко, П. Алимов, С. Бирюков, Д. Зражевский, Р. Кузьмин, А. Сизюк, И. Свибович, Д. Худеньких, А. Сорокин, А. Шапиро, О. Романова, Н. Филатов, Е. Кутай, А. Хакимуллин, И. Жуков, В. Тополев, Н. Кучинский, А. Сеченов, В. Гаранин

2011 — 2016 / 2017 — 2019

Заказчик: Донстрой
Образовательный комплекс в составе ЖК «Символ»
Россия, Москва, г. Москва, ул. Золоторожский вал, 11

Авторский коллектив:
А. Надточий, В. Бутко, П. Алимов, А. Сорокин, А. Шапиро

2016 — 2017

11 Мая 2017

ATRIUM: другие проекты
Точка нового отсчета
Давно хотелось изучить пространство RuArts Foundation, созданное архитекторами ATRIUM, и наконец удалось. Оно уместное и впечатляющее, в нем интересным образом сочетаются традиции – в данном случае, галереи, и новации. Рассматриваем. А заодно вглядываемся в предисторию.
Куда пойти учиться?
5 вариантов дополнительного...
По следам круглого стола, организованного Институтом Генплана на Зодчестве – и в преддверии старта выставки «Открытого города», – рассматриваем разные направления бесплатного дополнительного образования для архитекторов. Оно позволяет развить навыки, приблизиться к реализации мечты, или выйти из зоны комфорта и войти в новую, устроившись на работу.
Сны о вселенной
На прошлой неделе начала работу Первая архитектурная Биеннале в Метавселенной. Мероприятие демонстрирует, что технологии иммерсивного интернета доступны уже сегодня, и пришло время архитекторам обустраивать «новые земли». В нашей подборке – восемь объектов биеннале, показавшихся наиболее интригующими.
Мастерство контрапункта
В скульптуре Греции периода классики впервые был освоен контрапункт: умение расположить человеческое тело так, как будто оно вот-вот сделает шаг, заключить в нем намек на энергию будущего движения, скрытую динамику. Для архитектуры, особенно в XX веке и сейчас, это тоже одна из главных задач, а архитекторы АБ ATRIUM работают над ее решением упорно, последовательно и всегда немного по-разному. Вот и новый ЖК «Рихард» – хороший пример такого поиска, основанного на осмыслении контрастов городского окружения, переплавленного в подобие живого существа.
Золотое сечение: лауреаты 2023
Три высшие награды, включая гран-при, получили в этом году архитекторы СПИЧ. Николай Шумаков отмечает, что хорошие московские архитекторы все больше работают в отдаленных уголках страны. На выставке премии можно было изучить, с архитектурной точки зрения, некоторые крупные, но малоизвестные комплексы. Публикуем список лауреатов Золотого сечения 2023 с небольшими комментариями и репортажем.
Школа нашего времени
В преддверии презентации новой книги бюро ATRIUM, посвященной проектированию школ и других образовательных пространств, основанной на собственном – немалом – опыте архитекторов, а также экспертных суждениях, – рассказываем о здании школы Quantum STEM, реализованной по их проекту в Астане. Планируется, что это первое здание целой серии. В нем многое по современным правилам, но есть и отступления, подтверждающие и развивающие правила. Например, амфитеатров в атриуме два, а во дворе насыпан искусственный холм – ради усложнения плоского рельефа казахской степи.
Архитектор в метаверс
Поговорили с участниками фестиваля креативных индустрий G8 о том, почему метавселенные – наша завтрашняя повседневность, и каким образом архитекторы могут влиять на нее уже сейчас.
Материя с гибким характером
Алюминий – разнообразный материал, он работает в широком в диапазоне от гибкого дигитального футуризма – до имитации естественных поверхностей, подходящих для реконструкций и даже стилизаций. Рассказываем о 7 новых жилых комплексах, в которых использован фасадный алюминий компании Cladding Solutions.
Мост-завиток
Проект пешеходного моста, предложенного архитекторами бюро ATRIUM Веры Бутко и Антона Надточего для Алматы, стал победителем премии A+A Awards портала Architizer в номинации «Непостроенная транспортная инфраструктура». Он и правда хорош: «висячий сад» в бетонных колоннах-кадках над городской трассой сопровожден завитками деревянных пандусов, которые в ключевой точке складываются в элемент национальной орнаментики.
Сергей Надточий: «В своем исследовании мы формулируем,...
Недавно АБ ATRIUM анонсировало почти завершенное исследование, посвященное форматам проектирования современных образовательных пространств. Говорим с руководителем проекта Сергеем Надточим о целях, задачах, специфике и структуре будущей книги, в которой порядка 300 страниц.
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
Спиральный подход
Здание школы в Нурсултане, выполненное Верой Бутко и Антоном Надточим полностью, от концепции до стадии РД, стало воплощением авторской методики по созданию современной образовательной среды, над которой архитекторы ATRIUM работают много лет. Среди основных ее принципов – создание вдохновляющего пространства, мотивирующего к созидательной творческой деятельности. Поэтому новая школа получила форму орнаментированной золотистой спирали, которая символизирует восхождение к знаниям, а внутри здание представляет собой сложно организованный многофункциональный «город в городе» с многоярусными атриумами, амфитеатрами и вариативными маршрутами.
Слабые токи: итоги «Золотого сечения»
Вчера в ЦДА наградили лауреатов старейшего столичного архитектурного конкурса, хорошо известного среди профессионалов. Гран-при получили: самая скромная постройка Москвы и самый звучный проект Подмосковья. Рассказываем о победителях и публикуем полный список наград.
ATRIUM: «Один довольный заказчик должен приносить тебе...
Вера Бутко и Антон Надточий, известные 20 лет назад смелыми проектами интерьеров и частных домов, сейчас строят большие жилые районы в Москве, участвуют в конкурсах наравне с западными «звездами», активно работают со значительными проектами не только в России, но и на постсоветском пространстве. Мы поговорили с архитекторами об их творческом пути, его этапах и истории успеха.
Течение линий
Пять домов квартала «Свобода» ЖК «Символ» – пример комплексной работы архитекторов над целостным фрагментом города, который стал воплощением того подхода к архитектуре, который в Москве ранее не встречался: все подчинено пластическому потоку – своего рода течению, подчеркнутому энергичным рисунком фасадов сродни «суперграфике».
WAF: «Оскар», но архитектурный
Говорим с авторами трех проектов, собравших награды WAF: редевелопента Бадаевского завода – Herzog & de Meuron, ЖК «Комфорт Таун» – Архиматика, и Парка будущих поколений в Якутске – ATRIUM.
Ключевое слово: «телеработа»
Архитекторы, профильные СМИ и вузы по всему миру реагируют на ситуацию пандемии, пытаясь обезопасить сотрудников и студентов, сохранив учебный и рабочий процесс. Говорим с руководителями нескольких московских бюро об их планах удаленной работы, а также рассказываем, как реагируют на эпидемию архитекторы мира.
Свиток и зеркало
Архитекторы бюро ATRIUM разработали в конкурсе концепций для Туркестана четыре проекта; один из них победил в своей номинации и будет, вероятно, реализован.
WAF 2019: в ожидании финала
Говорим c авторами проектов, вышедших в финал премии WAF: об их взгляде на фестиваль, о проектах и вероятных способах презентации.
Лучший – в Латвии
Объявлен лауреат премии союза московских архитекторов – им, как мы и предсказывали, стал Тотан Кузембаев с усадьбой Клаугис, широко известной в узких кругах. Среди номинантов ATRIUM, DNK ag, IND architects, AI architects.
Гнездо
Новый офис бюро ATRIUM отражает авторскую концепцию Антона Надточего и Веры Бутко. В центре двухъярусного пространства подвешен арт-объект: одновременно и переговорная, и ядро композиции, и презентация метода.
Все ради вида
Проект элитного жилого комплекса «Z-House» был разработан архитектурной мастерской ATRIUM для закрытого конкурса, на котором оценивались не только качество и эффектность архитектуры, но и решения, наиболее востребованные или ожидаемые на рынке недвижимости.
WAF как зеркало тенденций
Десятый WAF в середине ноября выпустил манифест с десятью принципами. Анализируем тенденции, заявленные фестивалем, сопоставляем их с комментариями архитекторов, посетивших в этом году фестиваль.
Антон Надточий: «Архитектор ищет форму для хаоса»
Архитектура бюро ATRIUM обладает пластичной формой, формирует сложное пространство, создает иллюзию движения – в этой игре форм и пространств заложены смыслы, эмоции и функции, определяющие качество их архитектуры.
Взгляд вглубь
Коллекция арт-объектов проекта «Эталон качества», показанная на фестивале «Зодчество», наглядно продемонстрировала, как архитекторы соотносят ключевые ценности своей профессии и свое собственное творчество
Похожие статьи
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.
Образцовая ностальгия
Пятнадцать лет компания Wuyuan Village Culture Media Company занимается возрождением горной деревни Хуанлин в китайской провинции Цзянси. За эти годы когда-то умирающее поселение превратилось в главную туристическую достопримечательность региона.
Три измерения города
Начали рассматривать проект Сергея Скуратова, ЖК Depo в Минске на площади Победы, и увлеклись. В нем, как минимум, несколько измерений: историческое – в какой-то момент девелопер отказался от дальнейшего участия SSA, но концепция утверждена и реализация продолжается, в основном, согласно предложенным идеям. Пространственно-градостроительное – архитекторы и спорят с городом, и подыгрывают ему, вычитывают нюансы, находят оси. И тактильное – у построенных домов тоже есть свои любопытные особенности. Так что и у текста две части: о том, что сделано, и о том, что придумано.
В центре – полукруг
Бюро Atelier Delalande Tabourin реконструировало здание правительства региона Центр–Долина Луары в Орлеане. Главным мотивом проекта стали заданные планировкой зала заседаний полукруг и круг.
Новый «Полёт»
Архитекторы бюро «Мезонпроект» разработали проект перестройки областного молодежного центра «Полёт» в Орле. Летний клуб, построенный еще в конце 1970-х годов, станет всесезонным и приобретет много дополнительных функций.
Яуза towers
В столице не так много зданий и проектов Никиты Явейна и «Студии 44». Представляем вашему вниманию концепцию большого многофункционального комплекса на Яузе, между двумя парками, с набережной, перекрестьем пешеходных улиц, развитым общественным пространством и оригинальным пластическим решением. Оно совмещает сложную, асимметричную, как пятнашки, сетку фасадов и смелые заострения верхних частей, полностью скрывающее техэтажи и вылепливающее силуэт.
И опять о птицах
Завершается строительство первого аэропорта в китайском городе Лишуй. Архитекторы пекинского бюро MAD выбрали для своего проекта самый очевидный визуальный прототип – серебристо-белую птицу.
Офисы с «ленточкой»
В Берлине началось строительство офисного (и немного жилого) «кампуса» LXK по проекту MVRDV. Проект связан с развитием района Восточного вокзала.
Венец из пентхаусов
Первое многоэтажное здание Монако, жилая башня Le Schuylkill, получит после реконструкции по проекту Zaha Hadid Architects завершение из шести пентхаусов.
Вплотную к демократии
Конкурс на проект реконструкции зданий датского парламента выиграли бюро Cobe, Arcgency и Drachmann совместно с конструкторами Sweco. Цель трансформации – позволить любому гражданину приблизиться вплотную к оплоту демократии.
Парк архитектуры и отдыха
Для подмосковного гостиничного комплекса, предполагающего разные форматы отдыха, бюро T+T Architects предложило несколько типов жилья: от классического «стандарта» в общем корпусе до «пещеры в холме» и «домика на дереве». Дополнительной задачей стала интеграция в «архитектурно-лесной» парк существующих на территории резиденций, построенных в классическом стиле.
Лирически-энергетическая архитектура
Здание поста управления солнечной электростанцией Kalyon Karapınar SPP по проекту Bilgin Architects в Центральной Анатолии служит «пользовательским интерфейсом» для бесконечного поля солнечных батарей.
Энергетически нейтральный квадрат
На территории кампуса Университета Тилбуга открылся новый учебный корпус имени государственной деятельницы, первой женщины-министра Нидерландов Марги Кломпе. Авторы проекта – Powerhouse Company.
Творческий ужин
Элитный ресторан AIR по проекту архитекторов OMA в Сингапуре включает в себя лабораторию для исследования ингредиентов, сад и огород, кулинарную школу.
Черное и белое
Отдельно рассказываем об интерьерах павильона Атом на ВДНХ. Их решение – важная часть общего замысла, так что точность и аккуратность реализации были очень важны для архитекторов. Руководитель UNK interiors Юлия Тряскина делится частью наработок.
Квартиры в деревне
Жилой комплекс по проекту Karnet architekti на западе Чехии учитывает свое расположение в деревне и контекст бывшей промзоны.
В оттенках зеленого
Бюро Tsing-Tien Making реконструировало дом просветителя Чжан Тайяня в Сучжоу, превратив его в культурный центр и книжный магазин «Гу У Сюань». В отделке использовали три изысканных оттенка: пепельно-зеленый, нефритовый и яркий фруктовый зеленый.
Промежуточное состояние
Общественный центр нового района в Цзясине по проекту B.L.U.E. Architecture Studio совмещает достоинства интерьерных и открытых пространств, городских и природных зон.
Контринтуитивное решение
Архитекторы UNStudio выяснили на примере своего свежего люксембургского проекта, что углеродный след гибридной бетонно-стальной конструкции может быть меньше, чем у деревянного каркаса.
На нулевом уровне
Кэнго Кума построил в префектуре Эхиме небольшой отель Itomachi 0 с нулевым уровнем потребления энергии из внешних источников. Это первый подобный объект на территории Японии.
Технологии и материалы
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Топ-15 МАФов уходящего года
Какие малые архитектурные формы лучше всего продавались в 2023 году? А какие новинки заинтересовали потребителей?
Спойлер: в тренды попали как умные скамейки, так и консервативная классика. Рассказываем обо всех.
Сейчас на главной
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекта конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.
Сады как вечность
Экспозиция «Вне времени» на фестивале A-HOUSE объединяет работы десяти бюро с опытом ландшафтного проектирования, которые размышляли о том, какие решения архитектора способны его пережить. Куратором выступило бюро GAFA, что само по себе обещает зрелищность и содержательность. Коротко рассказываем об участниках.
Розовый vs голубой
Витрина-жвачка весом в две тонны, ковролин на стенах и потолках, дерзкое сочетание цветов и фактур превратили магазин украшений в место для фотосессий, что несомненно повышает узнаваемость бренда. Автор «вирусного» проекта – Елена Локастова.
Образцовая ностальгия
Пятнадцать лет компания Wuyuan Village Culture Media Company занимается возрождением горной деревни Хуанлин в китайской провинции Цзянси. За эти годы когда-то умирающее поселение превратилось в главную туристическую достопримечательность региона.
IPI Award 2023: итоги
Главным общественным интерьером года стал туристско-информационный центр «Калужский край», спроектированный CITIZENSTUDIO. Среди победителей и лауреатов много региональных проектов, но ни одного петербургского. Ближайший конкурент Москвы по числу оцененных жюри заявок – Нижний Новгород.
Пресса: Набросок города. Владивосток: освоение пейзажа зоной
С градостроительной точки зрения самое примечательное в этом городе — это его план. Я не знаю больше такого большого города без прямых улиц. Так может выглядеть план средневекового испанского или шотландского борго, но не современный крупный город
Птица земная и небесная
В Музее архитектуры новая выставка об архитекторе-реставраторе Алексее Хамцове. Он известен своими панорамами ансамблей с птичьего полета. Но и модернизм научился рисовать – почти так, как и XVII век. Был членом партии, консервировал руины Сталинграда и Брестской крепости как памятники ВОВ. Идеальный советский реставратор.
Города Ленобласти: часть I
Центр компетенций Ленинградской области за несколько лет существования успел помочь сотням городов и поселений улучшить среду, повысть качество жизни, привлечь туристов и инвестиции. Мы попросили центр выбрать наиболее важные проекты и рассказать о них. В первой подборке – Ивангород, Новая Ладога, Шлиссельбург и Павлово.
Три измерения города
Начали рассматривать проект Сергея Скуратова, ЖК Depo в Минске на площади Победы, и увлеклись. В нем, как минимум, несколько измерений: историческое – в какой-то момент девелопер отказался от дальнейшего участия SSA, но концепция утверждена и реализация продолжается, в основном, согласно предложенным идеям. Пространственно-градостроительное – архитекторы и спорят с городом, и подыгрывают ему, вычитывают нюансы, находят оси. И тактильное – у построенных домов тоже есть свои любопытные особенности. Так что и у текста две части: о том, что сделано, и о том, что придумано.
В центре – полукруг
Бюро Atelier Delalande Tabourin реконструировало здание правительства региона Центр–Долина Луары в Орлеане. Главным мотивом проекта стали заданные планировкой зала заседаний полукруг и круг.
Башни в детинце
Жилой комплекс в Уфе, построенный по проекту PRSPKT.Architects, объединяет два масштаба: башни маркируют возвышенность и въезд в город, а малоэтажные корпуса соотнесены с контекстом и историей места, которое когда-то было обнесено крепостными стенами.
Золотое кольцо
Показываем работы трех финалистов конкурса на эскизный проект нового международного аэропорта Ярославля. Концепцию победителя планируют реализовать к 2027 году.