На зеленом перекрестке

Начавшись с проектирования жилого квартала первой очереди, работа ATRIUM в ЖК «Символ» на территории бывшего завода «Серп и молот» переросла в обширный комплекс задач. Фактически Вера Бутко и Антон Надточий создали целый город в городе: со школой, детским садом, живописным мостом и парком.

Автор текста:
Екатерина Шалина

mainImg
Мастерская:
ATRIUM http://atrium.ru/
Проект:
Жилой комплекс «Символ» (очередь 1б)
Россия, Москва, ул. Золотрожский Вал, вл. 11

Авторский коллектив:
А. Надточий, В. Бутко, П. Алимов, С. Бирюков, Д. Зражевский, Р. Кузьмин, А. Сизюк, И. Свибович, Д. Худеньких, А. Сорокин, А. Шапиро, О. Романова, Н. Филатов, Е. Кутай, А. Хакимуллин, И. Жуков, В. Тополев, Н. Кучинский, А. Сеченов, В. Гаранин

2011 — 2016 / 2017 — 2019

Заказчик: Донстрой
Образовательный комплекс в составе ЖК «Символ»
Россия, Москва, г. Москва, ул. Золоторожский вал, 11

Авторский коллектив:
А. Надточий, В. Бутко, П. Алимов, А. Сорокин, А. Шапиро

2016 — 2017
0 Завод «Серп и молот» – вторая по величине после ЗИЛа московская промзона, которая сейчас трансформируется в полнокровное пространство для жизни, работы и отдыха. На концепцию градостроительного преобразования масштабной, свыше 60 га, территории в районе Лефортово был проведен большой международный конкурс. Пять консорциумов, вышедших в финал, должны были придумать, как соединить с городской тканью прежде изолированную большую треугольную территорию между шоссе Энтузиастов, Золоторожским валом и проездом Завода «Серп и молот» и структурировать многофункциональную программу предполагаемой застройки в соответствии с принципами «нового урбанизма». По рейтингу жюри лидировало нидерландское бюро MVRDV, но заказчик – девелоперская компания «Донстрой» – имел право подписать договор с любым из финалистов и пришел к соглашению с английской командой LDA Design, занявшей третье место.

LDA Design по специализации ландшафтные архитекторы. Неудивительно, что в первоначальном конкурсном варианте они превратили всю территорию бывшего металлургического завода в сплошной общественный парк. А посреди зелени живописно разбросали здания обобщенных бионических форм, выделив основные функциональные кластеры высотными пиками. При доработке эту версию утопичного «города-сада» значительно отредактировали: были чётче обозначены приватные и публичные пространства, прорисованы кварталы с выделенными дворами, а от башен-пиков и вовсе отказались.
Жилой комплекс «Символ» (очередь 1б). Проект, 2016
© ATRIUM
Многофункциональный комплекс «Символ» (очередь 1б). Ситуационный план в контексте городского окружения © ATRIUM
Ситуационный план (существующее положение). Жилой комплекс «Символ» (очередь 1б). Проект, 2016
© ATRIUM

Однако идея щедрого озеленения территории сохранилась: с запада на восток участок пересекает «зелёная река» – просторный бульвар протяженностью 2 км, на живописный «берег» которого выходит большинство кварталов и общественных пространств комплекса. В архитектурном дизайн-коде, детализированном UHA London, сохранилась футуристическая криволинейность объемов. В «легенде» авторов мастер-плана она служит, кроме всего прочего, отсылкой к истории места – благодаря ассоциациям с литьём металла. Чтобы комплекс не выглядел садом гигантских одинаковых кварталов, проектирование его частей решили разделить между несколькими архитектурными компаниями (в проектировании второй очереди также участвуют бюро UNKProject, WALL и АБТБ).
Ситуационный план. Жилой комплекс «Символ» (очередь 1б). Проект, 2016
© ATRIUM

В портфолио бюро ATRIUM, известного своим пространственным подходом и радикальным формообразованием, заказчик увидел стилистику, созвучную поискам англичан и пригласил их на «первую очередь». Начав с жилого квартала из пяти корпусов, архитекторы ATRIUM уже на этом этапе заложили базовые ценности и ориентиры для комплексного проекта, априори рассматривая формальное техзадание как возможность создать единую комплексную среду, как новый городской квартал для жизни, нуждающийся в продуманности со всех сторон, – от градостроительных решений и ландшафта до архитектуры зданий и интерьеров.

На участке площадью 6 гектаров в центре восточной части треугольника «Серпа и молота» в мастер-плане было прописано расположение домов по двум сторонам главного бульвара, а также их типы и переменная этажность: два высотных, 21-27 этажей, и три средней этажности – 5-17. При этом конфигурацию и компоновку секций разной высоты в ATRIUM существенно перерисовали и переориентировали корпуса так, чтобы добиться более выразительных ракурсов и силуэтов с разных точек города и комплекса. Три здания получились П-образными, асимметричными в плане (стороны буквы «П» у корпусов имеют разную длину). Ещё два поворачивают под разными углами, подобно секциям конструктора-змейки.
zooming
Жилой комплекс «Символ» (очередь 1б). Проект, 2016
© ATRIUM

Исходные данные не позволяли сочинить сложное взаимодействие объёмных структур, которое любит ATRIUM. Однако архитекторам всё же удалось развернуть в квартале визуально-пространственный ребус, захватывающий взгляд, – за счет пластики секций со скругленными углами и графичного решения фасадов. Важным критерием выбора отделочных материалов было не только качество, соответствующее бизнес-классу жилья, но и способность следовать обтекаемым формам – с чем неплохо справляются алюминиевые композитные панели и мелкоразмерные элементы из декоративного бетона. Оттенки смесей последних тщательно подобраны для того, чтобы обогатить восприятие и создать контрастность текстур.

В результате белые и серые «ленты», опоясывающие все здания по диагонали и «переползающие» с одного уровня на другой, выразительно подчёркивают горизонтальное развитие среднеэтажных корпусов. Эти пояса «стягивают» длинные, состоящие из нескольких элементов массивы в единое целое – и одновременно придают композиции динамику. В секциях высотных зданий отделка, напротив, усиливает вертикальный вектор. Тёмные и светлые «сетки» облицовки и остекления смыкаются и чередуются. Такой многослойный дизайн поверхностей заставляет отказаться от плоскостного прочтения фасадов. Объемы воспринимаются как скульптуры, рассчитанные на круговой обход. Этому же способствуют и плавно скругленные углы.
Жилой комплекс «Символ» (очередь 1б). Вид с птичьего полета. Проект, 2016
© ATRIUM
Жилой комплекс «Символ» (очередь 1б). Проект, 2016
© ATRIUM
Жилой комплекс «Символ» (очередь 1б). Проект, 2016
© ATRIUM
Жилой комплекс «Символ» (очередь 1б)
© Донстрой
Жилой комплекс «Символ» (очередь 1б). Проект, 2016
© ATRIUM

Эффектная криволинейность, которую следовало развить согласно дизайн-коду, оказалась непростым условием с точки зрения предписанной квартирографии. Наряду с панорамными пентхаусами, откуда открываются захватывающие виды, в том числе и на Кремль, в этих корпусах много стандартных квартир и малогабаритных студий, отвечающих запросам рынка. На их планировку в нестандартной геометрии ушло немало времени, притом что на разработку концепции, стадии П и экспертизу у мастерской было всего 4 месяца. Тем не менее, во всех квартирах удалось сделать крупноформатные окна. Нижние этажи, как и положено для передовой квартальной застройки, преимущественно отданы ритейлу и социальной инфраструктуре. Для интерьеров холлов архитекторы ATRIUM предложили органичный, построенный на плавных линиях дизайн.
zooming
Жилой комплекс «Символ» (очередь 1б). План жилого этажа. Корпус №29
© ATRIUM
zooming
Жилой комплекс «Символ» (очередь 1б). План жилого этажа. Корпус №33
© ATRIUM

В каждом корпусе предусмотрен сквозной центральный вход со стороны внешних улиц. Предполагается, что через него жители смогут пройти во двор, а оттуда – попасть в подъезды, что повышает уровень безопасности. Дворы всех домов имеют выход на главный бульвар, но отделены от него перепадом уровня рельефа. Согласно общей концепции застройки придомовые территории свободны от машин – для них строится вместительный подземный паркинг.
zooming
Жилой комплекс «Символ» (очередь 1б). План 1 этажа. Корпус №33
© ATRIUM

Разделенную «зелёной рекой» территорию пяти корпусов соединяет внутриквартальный проезд. Рельеф с перепадом уровней изначально предполагал строительство транспортно-пешеходного моста с подпорными стенками, под который «подныривает» бульвар, – можно даже сказать, что такой мост стал ключевым элементом всей дорожной инфраструктуры комплекса. ATRIUM предложили для этой роли свой вариант весьма оригинального сооружения, разработанного совместно с «Творческой мастерской Братьев Гараниных».

Для того, чтобы естественным образом интегрировать в озелененный бульвар «нависающую» над ним железобетонную конструкцию, архитекторы придумали необычные опоры в форме перевернутых усеченных конусов. Одиннадцать конусов одновременно служат кадками для высадки рябин. Прорастая между транспортным и пешеходным пролетами моста, деревья образуют аллею, и «зелёной реке» не приходится прерываться. Габариты «кадок» обсуждались с дендрологами, был выбран размер, оптимальный с точки зрения нужного объема почвы. На уровне бульвара по массивным опорам планируется пустить вьющиеся растения, чтобы мост еще больше «врос» в парк.
Жилой комплекс «Символ» (очередь 1б). Проект, 2016 Мастерская братьев Гараниных
© ATRIUM

Транспортный пролёт моста – прямой, поскольку жёсткие регламенты «Гормоста» не располагали к играм с конфигурацией, и состоит из двух полос встречного движения, включающих велосипедную дорожку. Зато пешеходная дорожка, отделенная от проезжей части, но идущая рядом с проездом – живописная, извилистая. Её изгибам следует длинная скамья – дополнительная зона отдыха, являющаяся также своеобразной смотровой площадкой. Таким образом, за счёт архитектуры моста создаются дополнительные общественные пространства – как на нижнем уровне бульвара, под мостом, так и в верхнем уровне улицы. На оба уровня выходят магазины и кафе, размещённые на первых этажах и стилобатах жилых домов. Образуется полноценная площадь – общественный центр района.

С прорисовки концепции пересечения двух зелёных тем – бульвара с густой растительностью и рябиновой аллеи вдоль моста, – началась работа над общим дизайном ландшафта всей территории комплекса. В итоге пространство бывшего завода превратится в новый городской оазис и станет продолжением озелененных общественных зон вдоль Яузы и парка Лефортово. Парковым территориям в новом комплексе отведено 40% от общей площади застройки (более 29 га): благодаря этому «Символ» недавно возглавил рейтинг самых зелёных столичных ЖК по версии аналитиков премии Urban Awards.

В основу визуального кода ландшафта легли плавные линии фасадов и графичность логотипа ЖК «Символ». Если структура парка строится на системе сходящихся и расходящихся, как неравномерно растянутая рыбацкая сеть, дорожек, то улицы комплекса объединены узором из пересекающихся окружностей, как рябью от дождя: эта свободная и адаптивная структура полностью уничтожает остатки визуально-прямолинейных участков улиц.

Уличные зоны собираются из круглых модулей нескольких типов, включающих малые архитектурные формы, и «закодированы» цветом мощения: в черную (для автомобилей), серую или бежевую брусчатку на транзитных путях вплетаются кирпично-красные (входы в дома) или оранжево-желтые полукружия (входы в кафе и супермаркеты). В центре каждого «круга» – фонарь или дерево. Там же, где улицы и парк пересекаются, создаются ключевые общественные площади.
Жилой комплекс «Символ» (очередь 1б). Схемы общественных зон. Проект, 2016
© ATRIUM

Плавные перетекающие линии дорожек парка связывают всю территорию воедино; между ними, как острова в дельте реки, образуются функциональные пространства. В парке предусмотрены места для отдыха на любой вкус: спортивные и детские площадки, игровые зоны, летние кафе, собачья площадка. Зимой здесь можно будет проложить лыжную тропу, разместить каток и очаги с открытым огнем, устроить выставку ледяных скульптур или конкурс снеговиков. Основных зон у зеленого бульвара четыре: тот самый мост, детский парк, площадь, выставочный парк и входная зона в парк.
Жилой комплекс «Символ» (очередь 1б). Проект, 2016
© ATRIUM

Мост оказался подходящим местом для разнообразного отдыха в любую погоду: под ним можно устроить лекторий, трансформируемый с помощью опускающегося экрана в летний кинотеатр. На конструкции моста так и хочется подвесить качели и гамаки. По соседству, продлив естественную «крышу» моста навесами по бокам, было бы логично устроить террасы кафе и зоны для настольных игр, – считают авторы проекта.
Жилой комплекс «Символ» (очередь 1б). Проект, 2016 Мастерская братьев Гараниных
© ATRIUM

Для детского парка характерны природные материалы, визуально и тактильно разнообразная геопластика, игровые зоны для разных возрастов, развивающие аттракционы и, как один из главных ориентиров в парке, – высокая горка. Выставочный парк – место для выставок на открытом воздухе. 

Но главная площадь организована перед парадным входом в школу, которую тоже спроектировали архитекторы ATRIUM. Именно на ней планируется устраивать все районные и школьные мероприятия и праздники. С учётом многолетнего опыта создания абсолютно нетиповых образовательных и дошкольных учреждений, которым обладают архитекторы – Вера Бутко и Антон Надточий разрабатывали эту тему еще тогда, когда в России о ней толком никто не задумывался, – школа в «Символе» получилась под стать всему комплексу: креативной и ультрасовременной.

Концептуально здание, сверху похожее на диковинный цветок или птицу с лишней парой крыльев, – настоящий «городок в табакерке»: со своими улицами, площадями и парками, которые визуально связаны с окружающим ландшафтом. Представляя собой внешне единый комплекс, оно состоит из нескольких автономных блоков: детский сад (на 330 детей), начальная школа, старшая и средняя школа (всего 1225 учеников), библиотека, актовый зал, спортивный зал. Между ними образуются три двора – как раз для детей разных возрастов. И прямо с земли по пандусу можно подняться на эксплуатируемую часть кровли.

Образовательный комплекс в составе ЖК «Символ»
© ATRIUM

Объёмы-крылья, направленные в разные стороны, наслаиваются друг на друга, сцепляются в неожиданных ракурсах, захватывают экстерьер, размывают границы внешнего и внутреннего... Здесь, наконец, архитекторам ATRIUM удалось реализовать свой любимый творческий метод – взаимопроникновение сложных структур во весь рост четырехэтажного здания. Как следствие этих взаимодействий и «тектонических сдвигов» – система координат смещается, коридоры из прямых транзитных путей трансформируются в многофункциональные общественные пространства, а кульминация – центральный атриум-холл. Сюда ведут все дороги и активности, лестница-амфитеатр – неизменное место встреч. Это универсальная точка схода в архитектурно-объемном и социально-функциональном смысле.
Образовательный комплекс в составе ЖК «Символ»
© ATRIUM
Образовательный комплекс в составе ЖК «Символ»
© ATRIUM

Главным входом и прозрачным вестибюлем школа обращена к центральному бульвару, окнами-витринами раскрываются на него и два верхних консольных «луча». Сюда ориентированы функции, которыми смогут пользоваться все жители района – библиотека, спортивный и зрительный залы. Библиотека-медиатека задумывается как полноценный районный клуб, где будет удобно проводить кинопоказы, лекции, встречи литературных кружков. Площадь перед ней – продолжение выставочной зоны парка: в хорошую погоду все ее активности могут переместится на открытый воздух. Да и занятия с детьми можно проводить на улице: в школьных дворах для этого есть все необходимое.

Многочастная композиция школы «собрана» достаточно лаконичным фасадным решением. Большая площадь поверхностей облицована антрацитовыми панелями из фиброцемента. Впрочем, благодаря масштабному остеклению и вставкам из других материалов – например, панелей из «теплой» керамики – школьное здание смотрится очень дружелюбно и жизнеутверждающе. Особенно в паре с более простым в плане детским садом в переливчатой золотисто-розовой оболочке «хамелеон» – и особенно сверху: на крыше школы архитекторы предложили использовать мембрану двух цветов и украсить ее изображениями птиц, отсылающими к логотипу комплекса.
Образовательный комплекс в составе ЖК «Символ»
© ATRIUM

«Имея дело с высотными домами, мы осознали, насколько важна проекция сверху. Обычно «птичка» – это абстрактный вид, но жители «Символа» в самом деле каждый день будут видеть рисунок ландшафта и крыш малоэтажных объектов», – говорит Вера Бутко, сооснователь и соруководитель мастерской ATRIUM. Тот же подход – внимание к виду с высоких последних этажей – использовался в отношении всех без исключения элементов комплекса. Он словно бы получил дополнительное, четвертое измерение.

Хотя, если приглядеться, в этом проекте измерений гораздо больше. Потому что речь не просто о выразительных формах и объемах, а о формировании жилой среды, насыщенной и разнообразной, с любовно придуманными и продуманными сценариями и перспективами. То, над чем архитекторы долго размышляли в проектах предыдущих лет, будь то так и оставшийся на бумаге «Серебряный фонтан» или жилой квартал в Сколково (который, быть может, еще построят), наконец начало воплощаться в жизнь. И первые результаты можно будет увидеть совсем скоро – строительство квартала очереди «1Б» планируется завершить в 2018 году.
Жилой комплекс «Символ» (очередь 1б). Фотография корпусов в процессе строительства, 2017. Проект, 2016
© ATRIUM
Жилой комплекс «Символ» (очередь 1б). Фотография корпусов в процессе строительства, 2017. Проект, 2016
© ATRIUM

Поставщики, технологии

Мастерская:
ATRIUM http://atrium.ru/
Проект:
Жилой комплекс «Символ» (очередь 1б)
Россия, Москва, ул. Золотрожский Вал, вл. 11

Авторский коллектив:
А. Надточий, В. Бутко, П. Алимов, С. Бирюков, Д. Зражевский, Р. Кузьмин, А. Сизюк, И. Свибович, Д. Худеньких, А. Сорокин, А. Шапиро, О. Романова, Н. Филатов, Е. Кутай, А. Хакимуллин, И. Жуков, В. Тополев, Н. Кучинский, А. Сеченов, В. Гаранин

2011 — 2016 / 2017 — 2019

Заказчик: Донстрой
Образовательный комплекс в составе ЖК «Символ»
Россия, Москва, г. Москва, ул. Золоторожский вал, 11

Авторский коллектив:
А. Надточий, В. Бутко, П. Алимов, А. Сорокин, А. Шапиро

2016 — 2017

11 Мая 2017

Автор текста:

Екатерина Шалина
ATRIUM: другие проекты
Мост-завиток
Проект пешеходного моста, предложенного архитекторами бюро ATRIUM Веры Бутко и Антона Надточего для Алматы, стал победителем премии A+A Awards портала Architizer в номинации «Непостроенная транспортная инфраструктура». Он и правда хорош: «висячий сад» в бетонных колоннах-кадках над городской трассой сопровожден завитками деревянных пандусов, которые в ключевой точке складываются в элемент национальной орнаментики.
Сергей Надточий: «В своем исследовании мы формулируем,...
Недавно АБ ATRIUM анонсировало почти завершенное исследование, посвященное форматам проектирования современных образовательных пространств. Говорим с руководителем проекта Сергеем Надточим о целях, задачах, специфике и структуре будущей книги, в которой порядка 300 страниц.
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
Спиральный подход
Здание школы в Нурсултане, выполненное Верой Бутко и Антоном Надточим полностью, от концепции до стадии РД, стало воплощением авторской методики по созданию современной образовательной среды, над которой архитекторы ATRIUM работают много лет. Среди основных ее принципов – создание вдохновляющего пространства, мотивирующего к созидательной творческой деятельности. Поэтому новая школа получила форму орнаментированной золотистой спирали, которая символизирует восхождение к знаниям, а внутри здание представляет собой сложно организованный многофункциональный «город в городе» с многоярусными атриумами, амфитеатрами и вариативными маршрутами.
Слабые токи: итоги «Золотого сечения»
Вчера в ЦДА наградили лауреатов старейшего столичного архитектурного конкурса, хорошо известного среди профессионалов. Гран-при получили: самая скромная постройка Москвы и самый звучный проект Подмосковья. Рассказываем о победителях и публикуем полный список наград.
Материя с гибким характером
Алюминий – разнообразный материал, он работает в широком в диапазоне от гибкого дигитального футуризма – до имитации естественных поверхностей, подходящих для реконструкций и даже стилизаций. Рассказываем о 7 новых жилых комплексах, в которых использован фасадный алюминий компании SEVALCON.
ATRIUM: «Один довольный заказчик должен приносить тебе...
Вера Бутко и Антон Надточий, известные 20 лет назад смелыми проектами интерьеров и частных домов, сейчас строят большие жилые районы в Москве, участвуют в конкурсах наравне с западными «звездами», активно работают со значительными проектами не только в России, но и на постсоветском пространстве. Мы поговорили с архитекторами об их творческом пути, его этапах и истории успеха.
Течение линий
Пять домов квартала «Свобода» ЖК «Символ» – пример комплексной работы архитекторов над целостным фрагментом города, который стал воплощением того подхода к архитектуре, который в Москве ранее не встречался: все подчинено пластическому потоку – своего рода течению, подчеркнутому энергичным рисунком фасадов сродни «суперграфике».
WAF: «Оскар», но архитектурный
Говорим с авторами трех проектов, собравших награды WAF: редевелопента Бадаевского завода – Herzog & de Meuron, ЖК «Комфорт Таун» – Архиматика, и Парка будущих поколений в Якутске – ATRIUM.
Ключевое слово: «телеработа»
Архитекторы, профильные СМИ и вузы по всему миру реагируют на ситуацию пандемии, пытаясь обезопасить сотрудников и студентов, сохранив учебный и рабочий процесс. Говорим с руководителями нескольких московских бюро об их планах удаленной работы, а также рассказываем, как реагируют на эпидемию архитекторы мира.
Свиток и зеркало
Архитекторы бюро ATRIUM разработали в конкурсе концепций для Туркестана четыре проекта; один из них победил в своей номинации и будет, вероятно, реализован.
WAF 2019: в ожидании финала
Говорим c авторами проектов, вышедших в финал премии WAF: об их взгляде на фестиваль, о проектах и вероятных способах презентации.
Лучший – в Латвии
Объявлен лауреат премии союза московских архитекторов – им, как мы и предсказывали, стал Тотан Кузембаев с усадьбой Клаугис, широко известной в узких кругах. Среди номинантов ATRIUM, DNK ag, IND architects, AI architects.
Гнездо
Новый офис бюро ATRIUM отражает авторскую концепцию Антона Надточего и Веры Бутко. В центре двухъярусного пространства подвешен арт-объект: одновременно и переговорная, и ядро композиции, и презентация метода.
Все ради вида
Проект элитного жилого комплекса «Z-House» был разработан архитектурной мастерской ATRIUM для закрытого конкурса, на котором оценивались не только качество и эффектность архитектуры, но и решения, наиболее востребованные или ожидаемые на рынке недвижимости.
WAF как зеркало тенденций
Десятый WAF в середине ноября выпустил манифест с десятью принципами. Анализируем тенденции, заявленные фестивалем, сопоставляем их с комментариями архитекторов, посетивших в этом году фестиваль.
Антон Надточий: «Архитектор ищет форму для хаоса»
Архитектура бюро ATRIUM обладает пластичной формой, формирует сложное пространство, создает иллюзию движения – в этой игре форм и пространств заложены смыслы, эмоции и функции, определяющие качество их архитектуры.
Взгляд вглубь
Коллекция арт-объектов проекта «Эталон качества», показанная на фестивале «Зодчество», наглядно продемонстрировала, как архитекторы соотносят ключевые ценности своей профессии и свое собственное творчество
Город-фонтан
В проекте Веры Бутко и Антона Надточего жилой комплекс на Новоалексеевской улице абсорбировал здания конца XIX века, оставшиеся от насосной станции Мытищинского водопровода, изящно соединив их как со скульптурно-футуристической фантазией, так и с принципами комфортного города.
Нарушая привычное
«Атриум» подтверждает универсальность своих навыков и подхода – каждый достраиваемый объект с новой функцией, а авторский стиль все также узнается. Полтора года назад закончили жилой дом со спорткомплексом, до этого молодежный центр КВН. Новая постройка – торгово-делового назначения. Называется «Водный».
В лабиринтах креативности
Интерьер штаб-квартиры «Яндекс»: старые добрые, проверенные временем приемы в стиле «Атриума», и новые остроумные находки для создания нестандартного рабочего пространства.
Сложный дом
Для бюро «Атриум» «Баркли-парк» – первый построенный многоквартирный дом в центре Москвы, для столицы – одна из первых реализаций «нелинейщиков», сложных архитекторов. За год со времени постройки он собрал достаточно много премий, а недавно получил гран-при «Архновации» в Нижнем Новгороде. Это дом-событие. А похож он на доисторическое животное в полурастаявшей глыбе льда.
Похожие статьи
Квартиры вместо контор
Бюро Qarta Architektura разработало проект превращения памятника чешского функционализма – бывшего здания Пенсионного управления в Праге – в жилой комплекс.
Изнутри наружу: павильоны вечности
Реконструкция пакгаузов нижегородской Стрелки – они открылись в начале июня как концертный и выставочный залы – стала, без преувеличения, событием года в области как культуры, так и архитектуры. Их история кажется нам образцовой с точки зрения обнаружения, исследования и охраны памятника инженерной мысли XIX века. В то же время решение по приспособлению и экспонированию конструкций пакгаузов, предложенное Сергеем Чобаном – очень смелое, нетривиальное и актуальное. На грани временного, временнОго и вечного.
Островок тишины
На курорте Циньхуандао открылся еще один музей – теперь по проекту Wutopia Lab. Он служит «островком тишины» на оживленном морском побережье.
Паркинг – ворота
Пекинское бюро MAD спроектировало «перехватывающий» гараж на 1500 машин для инновационного района Милана. Строительство начнется в этом сентябре.
Голова героя
В центре Тираны началось строительство жилой башни в форме бюста национального героя Албании Скандерберга. Авторы проекта – MVRDV.
Безудержный оптимизм
MVRDV совместно с индийским бюро StudioPOD превратили заброшенные пространства под одной из эстакад перенаселенного мегаполиса Мумбаи в завлекательную зеленую площадку для всех жителей района.
Алюминий и бронза
KAAN Architecten спроектировали две башни в комплексе De Zalmhaven в гавани Роттердама: они дополняют расположенное там же самое высокое здание Нидерландов.
Рамы для города
UNStudio победили в конкурсе на проект жилого комплекса в центре города Яссы на северо-востоке Румынии.
Уникальность — норма жизни
Жилой дом UNIC в Париже, построенный по проекту пекинского бюро MAD, предлагает действительно уникальный, качественно иной уровень взаимодействия между человеком, архитектурным объемом, природой и городом.
Культура отдыха
В новом корпусе санатория «Клязьма», проект которого выполнило бюро «Крупный план», эстетика советского модернизма соединяется с современными представлениями об отдыхе.
Блеск металла
В Чэнду завершен ансамбль Спортивного парка Дунъаньху по проекту gmp: в 2023 там пройдет 31-я Всемирная летняя универсиада.
Эхо будущих поколений
Новый корпус «Эхо», только что открывшийся на территории кампуса Делфтского технического университета, генерирует дополнительную энергию как в буквальном, так и в переносном смысле — и электрическую, и творческую
Дуализм на фасаде
В Лозанне музеи фотографии и дизайна переехали в одно новое здание на двоих. Его архитекторы – португальцы Aires Mateus.
Деревянные новации
Консорциум во главе с BIG победил в конкурсе на проект нового пирса аэропорта Цюриха. Большую часть сооружения выстроят из дерева.
По волнам Желтой реки
Здание Большого театра Чжэнчжоу объединяет в себе сразу четыре вместительных зала, предоставляя идеальные площадки для любой формы современного исполнительского искусства.
Инновации продолжаются
На месте выставочного комплекса Экспо-2015 в Милане строится район MIND. Одной из ключевых его точек станет Центр инноваций по проекту бюро OBR.
Функция треугольника
Экстравагантная форма расширяющейся кверху тонкой пластины – не формальный жест, а отклик архитекторов UNK на требования участка и ТЭПы. Решения по-модернистски рациональны, экономны и функциональны. Дом галерейный, торцы подчеркнуты «пластинчатым» сдвигом, а широкие фасады составлены из треугольных эркеров.
Дом для школы
При проектировании школы во французской деревушке бюро HEMAA и Hesters-Oyon использовали в качестве прототипа традиционный для Бретани и Нормандии тип длинного сельского дома.
Чувство ритма
Новое здание Института Леонардо да Винчи в парижском деловом квартале Дефанс по проекту бюро LAN.
Своевольные стены
XRANGE Architects использовали сложный природный и социальный контекст участка на побережье Тайваня как основу для экспрессивного проекта бутик-отеля.
Приют цифрового кочевника
Апарт-гостиница, спроектированная бюро GAFA для центрального округа Москвы, предлагает гостям проживать привычную рутину через новый пространственный опыт, а также претендует на статус художественной доминанты.
Технологии и материалы
Красный кирпич от брутализма до постмодернизма
Вместе с компанией BRAER вспоминаем яркие примеры применения кирпича в архитектуре брутализма – направления, которому оказалось под силу освежить восприятие и оживить эмоции. Его недавний опыт доказывает, что самый простой красный кирпич актуален.
Может быть даже – более чем.
Стекло для СБЕРа:
свобода взгляда
Компания AGC представляет широкую линейку архитектурных стекол, которые удовлетворяют современным требованиям к энергоэффективности, и при этом обладают превосходными визуальными качествами. О продуктах AGC, которые бывают и эксклюзивными, на примере нового здания Сбербанк-Сити, где были применены несколько видов премиального стекла, в том числе разработанного специально для этого объекта
Искусство быть невидимым
Архитекторы Александра Хелминская-Леонтьева, Ольга Сушко и Павел Ладыгин делятся с читателями своим опытом практики применения новаторских вентиляционных решеток Invisiline при проектировании современных интерьеров.
«Донские зори» – 7 лет на рынке!
Гроссмейстерские показатели российского производителя:
93 вида кирпича ручной формовки, годовой объем – 15 400 000 штук,
морозостойкость и прочность – выше европейских аналогов,
прекрасная логистика и – уже – складская программа!
А также: кирпичи-лидеры продаж и эксклюзив для особых проектов
Дома из Porotherm
на Open Village 2022
Компания Wienerberger приглашает посетить выставку
Open Village с 16 по 31 июля
в коттеджном поселке «Тихие Зори» в Подмосковье. Этим летом вы сможете увидеть 22 дома, построенных по различным технологиям.
Вопрос ребром
Рассказываем и показываем на примере трех зданий, как с помощью системы BAUT можно создать большую поверхность с «зубчатой» кладкой: школа, библиотека и бизнес-центр.
Тульский кирпич
Завод BRAER под Тулой производит 140 миллионов условного кирпича в год, каждый из которых прослужит не меньше 200 лет. Рассказываем, как устроено передовое российское предприятие.
Стильная сантехника для новой жизни шедевра русского...
Реставрация памятника авангарда – ответственная и трудоемкая задача. Однако не меньший вызов представляет необходимость приспособить экспериментальный жилой дом конца 1920-х годов к современному использованию, сочетая актуальные требования к качеству жизни с лаконичной эстетикой раннего модернизма. В этом авторам проекта реставрации помогла сантехника немецкого бренда Duravit.
Своя игра
«Новые Горизонты» предлагают альтернативу импортным детским площадкам: авторские, надежные и функциональные игровые объекты, которые компания проектирует и строит уже больше 20 лет.
Клуб SURF BROTHERS. Масштаб света и цвета
При создании концепции освещения в первую очередь нужно задаться некой идеей, которая будет проходить через весь проект. Для Surf Brothers смело можно сформулировать девиз «Море света и цвета».
Преодолевая стены
Дом Skarnu apartamentai строился в самом сердце Старой Риги. Реализовать ключевые для архитектурного образа решения – наклонную и рельефную кладку – удалось с помощью системы BAUT.
Решения Hilti для светопрозрачных конструкций
Чтобы остекление было не только красивым, но надёжным и безопасным, изначально необходимо выбрать витражную систему, подходящую для конкретного объекта. В зависимости от задач, стоящих перед архитекторами и конструкторами, Hilti предлагает ряд решений и технологий, упрощающих работу по монтажу светопрозрачных конструкций и обеспечивающих надежность, долговечность и безопасность узлов их крепления и примыкания к железобетонному каркасу здания.
Квартира «в стиле Дружко»
Дизайнер Александр Мершиев о ремонте для телеведущего Сергея Дружко и возможностях преобразования пространства при помощи красок Sikkens.
Потолки для мультизадачных решений
Многообразие функциональных потолочных решений Knauf Ceiling Solutions позволяет комплексно решать максимально широкий спектр задач при создании комфортных, эстетически и стилистически гармоничных интерьеров.
Сейчас на главной
Бакалавры Академии Глазунова 2022: Концепция развития...
Публикуем дипломные проекты бакалавров кафедры архитектуры Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова. Они посвящены гармонизации значимых мест Садового кольца путем восстановления памятников архитектуры, устройства парков и создания традиционной застройки.
Несколько штрихов
Зона отдыха на берегу озера Тургояк создана малыми средствами, что не отменяет эффект преображения: насыпь, амфитеатр и несколько шезлонгов превратили бывший недострой в востребованную локацию.
Изобретая восток
Чтобы погрузить гостей ресторана Saiko в атмосферу азиатской роскоши, команда IZI Design самостоятельно спроектировала все элементы дизайна – от созданного вручную рельефа скалы на стенах до напечатанных с помощью 3D-принтера подставок для палочек.
Торжество балконов
Жилой комплекс из обычных и социальных квартир по проекту CoBe Architecture et Paysage появился на месте центра сортировки почты в Бордо.
Квартиры вместо контор
Бюро Qarta Architektura разработало проект превращения памятника чешского функционализма – бывшего здания Пенсионного управления в Праге – в жилой комплекс.
Градсовет 10.08.2022
Градостроительный совет рассмотрел проект санатория в Репино, подготовленный бюро «А.Лен». Эксперты высоко оценили архитектурное решение, но посчитали объем зданий избыточным для курортной территории.
Изнутри наружу: павильоны вечности
Реконструкция пакгаузов нижегородской Стрелки – они открылись в начале июня как концертный и выставочный залы – стала, без преувеличения, событием года в области как культуры, так и архитектуры. Их история кажется нам образцовой с точки зрения обнаружения, исследования и охраны памятника инженерной мысли XIX века. В то же время решение по приспособлению и экспонированию конструкций пакгаузов, предложенное Сергеем Чобаном – очень смелое, нетривиальное и актуальное. На грани временного, временнОго и вечного.
Островок тишины
На курорте Циньхуандао открылся еще один музей – теперь по проекту Wutopia Lab. Он служит «островком тишины» на оживленном морском побережье.
Паркинг – ворота
Пекинское бюро MAD спроектировало «перехватывающий» гараж на 1500 машин для инновационного района Милана. Строительство начнется в этом сентябре.
Голова героя
В центре Тираны началось строительство жилой башни в форме бюста национального героя Албании Скандерберга. Авторы проекта – MVRDV.
Высотный конструктор
Один из проектов заказного конкурса для ЖК на севере Москвы. Архитекторы АБ «Крупный план» предложили простую стереометрическую пару 100-метровых башен, объединенных общим пластическим сюжетом, простым, построенном на лаконичном контрасте, но в то же время фактурном. Интересен и овал внутреннего двора, «вырезанный» на кровле стилобата.
Безудержный оптимизм
MVRDV совместно с индийским бюро StudioPOD превратили заброшенные пространства под одной из эстакад перенаселенного мегаполиса Мумбаи в завлекательную зеленую площадку для всех жителей района.
Аспекты счастья
Архстояние 2022 с девизом «Счастье есть?» получилось как всегда веселым фестивалем, но самые заметные объекты какие-то иронические, критичные и грустные, – зато все остальные, окружающие их, сосредоточились на том, чтобы наделить посетителей простой человеческой радостью. Выступили Тотан Кузембаев, Александр Бродский и другие.
Алюминий и бронза
KAAN Architecten спроектировали две башни в комплексе De Zalmhaven в гавани Роттердама: они дополняют расположенное там же самое высокое здание Нидерландов.
Рамы для города
UNStudio победили в конкурсе на проект жилого комплекса в центре города Яссы на северо-востоке Румынии.
Платок Марьям
Специальный приз международного конкурса на эскизный проект соборной мечети в Казани, посвященной 1100-летию принятия ислама в Волжской Булгарии, получили студенты Казанского архитектурно-строительного университета. Их предложение отсылает к традиционной татарской архитектуре.