Сохранить окна ТАСС!

Проблема в том, что фасады ТАСС 1977 года могут отремонтировать, сохранив в целом рисунок, но в других материалах – так, что оно перестанет быть похожим на себя и потеряет оригинальный, то есть подлинный, облик. Собираем подписи за присвоение зданию статуса объекта наследия и охрану его исторического облика.

mainImg

Четыре года назад планы по реконструкции фасадов, искажающие замысел авторов здания ТАСС на Никитском бульваре, вызвали опасения многих архитекторов и историков архитектуры модернизма. В тот момент ни ремонт, ни реконструкция фасадов не началось, однако сейчас здание вновь собираются ремонтировать, примерно по тому же проекту, что и в 2017 году – с вентфасадом и металлическими рамками окон. А Департамент культурного наследия еще в 2018 году отказался присвоить зданию статус объекта культурного наследия (ОКН) на том основании, что оно недостроено и что в свое время здание ТАСС нарушило исторический ансамбль площади. Эксперты ДКН отметили, однако, «необходимость сохранения архитектурного облика здания» при ремонте и реконструкции и признали целесообразным отнести его «к исторически ценным градоформирующим объектам», прежде всего из-за ценности архитектурного решения фасадов. Законодательной защиты такой статус, однако, не дает, а носит рекомендательный характер. Все решения отданы на добрую волю заказчиков реконструкции и по-прежнему нет полной уверенности в том, что реконструкция не изменит облик здания 1977 года, лишив его узнаваемых признаков эпохи, сделав узнаваемым лишь в общих чертах и превратив в постройку «без определенной даты». Рекомендованное ДКН обсуждение в Союзе архитекторов было проведено и показало, что авторы проекта не имеют прямого влияния на выбор способа ремонта фасадов заказчиком. 

Публикуем текст открытого письма Александра Егерева за сохранение аутентичного облика памятника модернизма – здания ТАСС на Никитском бульваре – и за его включение в список ОКН для последующей охраны.

Подписывайтесь, пожалуйста, в комментариях, мы будем постепенно переносить ваши подписи в текст.  
ЮТ


В будущем году исполняется 45 лет с момента окончания строительства здания ТАСС на Никитском бульваре. Это здание, которое считается одним из ярчайших образцов Советского модернизма, уже в ближайшее время  вполне может разделить участь множества своих «сверстников» по всей стране – его архитектура может быть утрачена в связи с предстоящим ремонтом фасадов. В 2017 году Союз архитекторов России при поддержке РААСН предложил  включить  здание  в единый государственный реестр объектов культурного наследия. Департамент охраны культурного наследия Москва в этом отказал, признав его, между тем, ценным градоформирующим объектом в своем ответном письме. Однако, к сожалению, сегодня такой статус трактуется очень широко и не накладывает на владельца жестких обязательств по сохранению фасадов в первоначальном виде. Кроме того, в недавнем письме в адрес Союза архитекторов главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов пообещал учесть мнение архитектурного сообщества при рассмотрении проекта ремонта фасадов.
Здание ТАСС. На первом плане памятник К. Тимирязеву
Фотография © Н. Грановский / 1977

Отсутствие охранного статуса создает ситуацию, при которой архитектура ТАСС оказывается беззащитной перед широко распространенными технологиями ремонта с помощью системы навесных фасадов с облицовкой керамогранитом, «стирающей» лаконичные и выразительные детали здания. Весь процесс называется «капитальный ремонт здания». Но капитальный ремонт не предполагает ни добавления новых деталей, ни изменения существующих. Тем более, что единственный из оставшихся авторов здания, архитектор Геннадий Сирота, не давал на это согласие и вообще к данному проекту не привлекался.
  • zooming
    Эскиз В. Егерева с предложением по завершению здания информационным экраном. Вариант. Проект здания ТАСС
    © Виктор Егерев
  • zooming
    Эскиз арки главного входа. Проект здания ТАСС
    © Виктор Егерев

Значение здания ТАСС для этой части города признается всеми. Наряду с храмом Большого Вознесения оно стало наиболее важным градоформирующим элементом застройки площади Никитских ворот, завершившим ее архитектурный облик. В результате постановки объема с некоторым отступом от красной линии улицы удалось организовать небольшую эспланаду и тем самым несколько раздвинуть границы площади. Небольшой разворот основного корпуса в по отношению к Большой Никитской позволил не только более активно включить храм в общую панораму, но и усилить композиционную роль памятника К.А.Тимирязеву. Авторами проекта под руководством Виктора Егерева был найден прием укрупнения световых проемов, позволивший скрыть истинный масштаб здания. Крупные окна с глубокими откосами, проходящие по высоте на два этажа и похожие на телеэкраны, стали отличительной чертой его художественного образа, сформировав своего рода визуальный бренд агентства. Окна чередуются с вертикальным ритмом узких ниш, которые при использовании навесного фасада станут гораздо менее активными. Откосы, облицованные камнем, также не удастся сохранить при такой технологии. То же касается многих других деталей ширина и глубина которых сильно уменьшится (если их вообще удастся сохранить при таком подходе). А масштаб деталей здания соответствует градостроительному окружению, что отмечалось многими отечественными и зарубежными исследователями советской архитектуры, писавшими о здании.
Фрагмент фасада ТАСС. Гуашь
© Виктор Егерев и коллектив авторов проекта здания ТАСС
Интерьер зала коллегии ТАСС
© Виктор Егерев и коллектив авторов проекта здания ТАСС
zooming

Руководитель проекта – народный архитектор СССР, академик РААСН, член-корреспондент Российской академии художеств, Лауреат Государственной премии РФ Виктор Сергеевич Егерев (1923-2016). В 19 лет – командир взвода под Сталинградом, где получил тяжелое ранение. После фронта и короткого периода учебы в МВТУ им. Н.Э. Баумана, случайно попав в здание Архитектурного института, навсегда связал себя с архитектурой. В 1950 году окончил с отличием МАРХИ. Автор таких объектов, как Дворец Пионеров на Воробьевых горах, Музыкальное училище им. Гнесиных на Поварской, АТС («Дом связи») на Новом Арбате, интерьеров станции метро «Краснопресненская», поликлиники Госплана в Скатертном переулке, советских посольств  в Лагосе (Нигерия)  и Тегеране (Иран). Он был автором целого ряда резонансных, но неосуществленных  проектов:  конкурсного проекта Музея Революции в Москве (1 премия), здания  ГИТИС на ул.Гарибальди, здания РААСН (1 премия на закрытом конкурсе), проекта Мемориала  под Прохоровкой, на Курской дуге. Однако наиболее важным и удавшимся в творческом отношении  Виктор Егерев считал комплекс ТАСС на Тверском бульваре.

Осознание ценности архитектуры советского модернизма – как это произошло с памятниками конструктивизма – еще не пришло. Наиболее ценные объекты стремительно исчезают – то под слоем ремонта, то по причине сноса. Что от архитектуры общественных зданий этой эпохи останется, в частности, в Москве? Возможно, одни фотографии. Поэтому ни в коем случае нельзя допустить подобного отношения к этому зданию.

Фактически то, что сейчас планируется – это полноценная реконструкция здания, которая, будучи проведена поверхностно, может привести к значительному искажению его облика вплоть до утраты всякой аутентичности. Вместо здания ТАСС 1977 года, вошедшего в учебники по истории архитектуры советского модернизма, мы рискуем получить обобщенное «подобие», повторяющее рисунок фасадов, но утратившее узнаваемые признаки аутентичной архитектуры 1970-х годов. 

Мы считаем, что спасти здание от обезличивающей реконструкции может статус охраняемого объекта культурного наследия (ОКН). Мы планируем вновь подать в Департамент культурного наследия заявку о включении здания ТАСС в список выявленных объектов культурного наследия и призываем ДКН присвоить зданию этот статус. 

Мы также призываем собственников здания отказаться при ремонте от применения навесных фасадных систем – их использование может привести к закрытию и «поглощению» важных деталей, а также сильному искажению архитектурного облика в целом, – сохранить и отремонтировать первоначальную каменную облицовку, что позволяют сделать современные строительные технологии; при замене конструкций витражей – сохранить их рисунок и цветовое решение и отказаться от применения металлических откосов вместо каменных. 
Призываем вести все проектные работы при консультации автора – Геннадия Сироты, а также рассмотреть возможность альтернативных вариантов ремонта, воспользовавшись европейским опытом реставрации модернистских объектов, так как здание ТАСС – часть советского и российского вклада во всемирное модернистское движение, который получил широкое международное признание.
 
Призываем главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова при рассмотрении проекта ремонта фасадов здания ТАСС учитывать, что это здание, как значимый памятник архитектуры 1970-х, достойно более серьезного внимания к его дальнейшей судьбе и сохранения его подлинного исторического облика.

Копия письма с оригиналами представленных ниже подписей находится в распоряжении редакции.

1. А.В. Егерев, архитектор
2. Ф.А. Новиков, народный архитектор СССР, лауреат государственных премий РСФСР и СССР 
3. В.С. Кубасов, народный архитектор РФ, действительный член РААСН, лауреат Государственной премии РСФСР
4. Д.О. Швидковский, президент РААСН, вице-президент РАХ, ректор МАРХИ, лауреат Государственной премии РФ
5. А.П. Кудрявцев, почетный президент Национального комитета ИКОМОС Россия, народный архитектор РФ, действительный член РААСН
6. Н.И. Шумаков, президент Союза Московских архитекторов, Союза архитекторов России, народный архитектор РФ, действительный член РААСН и РАХ
7. С.В. Гнедовский, заслуженный архитектор РФ, действительный член РААСН , лауреат Премии Москвы

Собираем подписи под письмом, вы можете оставить свою подпись ниже. Если Вы решили подписать, указывайте не только имя, но и фамилию, пожалуйста. Без фамилии подпись выглядит не вполне весомой.
 
 

05 Ноября 2021

ЛДМ: быть или не быть?
В преддверии петербургского Совета по сохранению наследия в редакцию Архи.ру пришла статья-апология, написанная в защиту Ленинградского дворца молодежи, которому вместо включения в Перечень выявленных памятников грозит снос. Благодарим автора Алину Заляеву и публикуем материал полностью.
«Животворна и органична здесь»
Рецензия петербургского архитектора Сергея Мишина на третью книгу «Гаража» об архитектуре модернизма – на сей раз ленинградского, – в большей степени стала рассуждением о специфике города-проекта, склонного к смелым жестам и чтению стихов. Который, в отличие от «города-мицелия», опровергает миф о разрушительности модернистской архитектуры для традиционной городской ткани.
Сохранить окна ТАСС!
Проблема в том, что фасады ТАСС 1977 года могут отремонтировать, сохранив в целом рисунок, но в других материалах – так, что оно перестанет быть похожим на себя и потеряет оригинальный, то есть подлинный, облик. Собираем подписи за присвоение зданию статуса объекта наследия и охрану его исторического облика.
Авангард на льду
Бюро Coop Himmelb(l)au выиграло конкурс на концепцию хоккейного стадиона «СКА Арена» в Санкт-Петербурге. Он заменит собой снесенный СКК и обещает учесть проект компании «Горка», недавно утвержденный градсоветом для этого места.
Отстоять «Политехническую»
В Петербурге – новая волна градозащиты, ее поднял проект перестройки вестибюля станции метро «Политехническая». Мы расспросили архитекторов об этом частном случае и получили признания в любви к городу, советскому модернизму и зеленым площадям.
Дискуссия о Дворце пионеров
Публикуем концепцию комплексного обновления московского Дворца Пионеров Феликса Новикова и Ильи Заливухина, и рассказываем о его обсуждении в Большом зале Москомархитектуры 4 марта.
Идентичность в типовом
Архитекторы из бюро VISOTA ищут алгоритм приспособления типовых домов культуры, чтобы превратить их в общественные центры шаговой доступности: с устойчивой финансовой программой, актуальным наполнением и сохраненной самобытностью.
Возрождение Дворца
Архитекторы Archiproba Studios бережно восстановили образец позднего советского модернизма – Дворец культуры в городе-курорте Железноводске.
Молодой город для молодой науки
В издательстве «Кучково поле Музеон» вышла книга «Зеленоград – город Игоря Покровского». Замечательная «кухня» этого проекта – в живых воспоминаниях близкого друга и соратника Покровского, Феликса Новикова, с прекрасным набором фотоматериалов и комментариями всех причастных.
Технологии и материалы
Кирпичное ателье Faber Jar: российское производство с...
Уход европейских брендов поставил многие строительные объекты в затруднительное положение – задержка поставок и значительное удорожание. Заменить эксклюзивные клинкерные материалы и кирпич ручной формовки без потери в качестве получилось у кирпичного ателье Faber Jar. ГК «Керма» выпускает не только стандартные позиции лицевого кирпича, но и участвует в разработке сложных авторских проектов.
Systeme Electric: «Технологическое партнерство – объединяем...
В Москве прошел Инновационный Саммит 2024, организованный российской компанией «Систэм Электрик», производителем комплексных решений в области распределения электроэнергии и автоматизации. О компании и новейших продуктах, представленных в рамках форума – в нашем материале.
Новая версия ар-деко
Жилой комплекс «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Сейчас на главной
НИИФИЛ <аретова>
Борис Бернаскони в ММОМА показывает, как устаревшее слово НИИ делает куратора по-настоящему главным на выставке, как подчинить живопись архитектуре и еще рассказывает, что творчество – это только придумывание нового. Разбираемся в масштабе новаций.
Польза+. Награды Арх Москвы
Вот и прошла Арх Москва, в пятницу наградили участников, в субботу догуляли. Выставку мы любим давно – за размах, разнообразие и упорство в освещении разных сторон архитектурной жизни. Она настоящий форум и феерия. Пробуем ответить на вопрос, как именно участники раскрыли тему Польза; спойлер – никак, но в этом и соль. И публикуем список награжденных.
На девятом облаке
В китайском мегаполисе Шицзячжуан началось строительство спортивного центра Cloud 9 по проекту MAD Architects. Чтобы максимально усилить сходство здания с облаком, его планируют обернуть полупрозрачной мембраной.
Новые ворота на 432 «гейта»
Архитекторы Coop Himmelb(l)au представили масштабный проект расширения дубайского аэропорта Аль-Мактум. Строительство планируется начать уже в этом году.
Константинов: путь к архитектуре
До 26 мая включительно не поздно успеть на распределенную по двум площадкам выставку Александра Константинова, доктора математики и художника-концептуалиста, автора объектов, причем очень крупных, городского и ландшафтного масштаба. Выставка – в Западном крыле ГТГ, два восстановленных объекта – в ГЭС-2. Автор экспозиции в ГТГ – Евгений Асс.
Купол-библиотека
Концептуальная библиотека в уезде Лунъю на востоке Китая задумана авторами, HCCH Studio, как эксперимент по соединению традиционных методов строительства и современных форм.
Альпийская горка
Микропроект от бюро KIDZ: корнер цветочного магазина в петербургском фудкорте, который соединяет технологичность и красоту природной несовершенности.
NEXT 2024: новая десятка
Спецпроект АРХ Москвы для молодых архитекторов NEXT пройдет уже в 15-й раз. Организаторы, во главе с куратором этого года, основателем бюро p.m. (personal message) Пабло Джонаттаном Пухно Бермео привнесли изменения: участников выбирали с помощью всероссийского конкурса, половина из них – не москвичи, а благодаря «Архитайлу» появился призовой фонд. Рассказываем, почему NEXT обязательно стоит посетить.
Точка опоры
Архитекторы АБ «Остоженка» спроектировали, практически на бровке склона над Окой в Нижнем Новгороде, две удивительные башни. Они стоят на кортеновых «ногах» 10-метровой высоты, с каждого этажа раскрывают панорамы на реку и на город; все общественные пространства, включая коридоры, получают естественный свет. Тут масса решений, нетиповых для жилой рутины нашего времени. Между тем, хотя они и восходят к типологическим поискам семидесятых, все переосмыслены в современном ключе. Восхищаемся Veren Group как заказчиком – только так и надо делать «уникальный продукт» – и рассказываем, как именно устроены башни.
Василий Бычков: «У меня два правила – установка на...
Арх Москва начнется 22 мая, и многие понимают ее как главное событие общественно-архитектурной жизни, готовятся месяцами. Мы поговорили с организатором и основателем выставки, Василием Бычковым, руководителем компании «Экспо-парк Выставочные проекты»: о том, как устроена выставка и почему так успешна.
Кристалл смотрит на вас
Прямо сейчас в Музее архитектуры началась Ночь музеев. Ее самая свежая новинка – «Кристалл представления» – объект Сергея Кузнецова, Ивана Грекова и компании КРОСТ, установленный во дворе. Он переливается светом, поет, он способен реагировать на приближение человека, и кто еще знает, на что еще.
Безопасное пространство
Для клиники доказательной психотерапии мастерская Lo design создала обволакивающий монохромный интерьер, который соединяет черты ваби-саби и ретрофутуризма. Наполненные предметами искусства и декора кабинеты отличаются по настроению и помогают выйти за рамки привычного мышления.
Влад Савинкин: «Выставка как «маленькая жизнь»
АРХ МОСКВА все ближе. Мы поговорили с многолетним куратором выставки, архитектором, руководителем профиля «Дизайн среды» Института бизнеса и дизайна Владиславом Савинкиным о том, как участвовать в выставках, чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно потраченные время и деньги.
Диалог культур на острове
Этим летом стартует бронирование номеров в спроектированной BIG гостинице сети NOT A HOTEL на острове Сагисима во Внутреннем Японском море. Строительство отеля должно начаться чуть позже.
Пресса: АрхМосква: десять архитектурных бюро-финалистов NEXT...
На следующей неделе начнется выставка архитектуры и дизайна АРХ МОСКВА. Темой этого года стала «ПОЛЬЗА». Рассказываем про десять молодых архитектурных бюро, возраст которых не превышает 10 лет, а также про их мечты и видение будущего архитектуры. Проекты этих бюро стали финалистами спецпроекта выставки NEXT 2024 и будут представлять свои «полезные» разработки в Гостином дворе с 22 по 25 мая. Защита финалистов и объявление победителя состоится 23 мая в 13:00 в Амфитеатре.
Место под солнцем
Две виллы в Сочи по проекту бюро ArchiNOVA: одна «средиземноморская» со ставнями и черепицей для заказчиков из Санкт-Петербурга, вторая – минималистичная с панорамным обзором на горы и море.
Новая жизнь гиганта
Zaha Hadid Architects выиграли конкурс на разработку проекта нового паромного терминала в Риге. Под него реконструируют старый портовый склад.
Три глыбы
Конкурс на проект музеев современного искусства и естественной истории, а также Парка искусства и культуры в Подгорице выиграла команда во главе с бюро a-fact.
Переплетение учебы и жизни
Кампус Китайской академии искусства в Лянчжу по проекту пекинского бюро FCJZ рассчитан на творческое взаимодействие студентов с архитектурой.
Улица как смысл
В рамках воркшопа, который Do buro проводило совместно с Обществом Архитекторов в центре «Зотов», участники переосмысляли одну из улиц Осташкова, формируя новые центры притяжения. Все они тесно связаны с традициями места: чайный домик, бани, оранжереи, а также кожевенная мастерская, место для чистки рыбы и полоскания белья.
Ледяная пикселизация
Конкурсный проект омского аэропорта от Nefa Architects восходит к предложению тех же авторов, выигравшему конкурс 2018 года. В его лаконичных решениях присутствует оммаж омскому модернизму, но этот, вполне серьезный, пластический посыл соседствует с актуальным для нашего времени игровым: архитекторы сопоставляют предложенную ими форму со снежной или ледяной крепостью.
Ивановский протон
В Рабочем поселке Иваново по соседству с университетским кампусом планируют открыть общественно-деловой центр, спроектированный мастерской p.m. (personal message). В основе концепции – идея стыковки космических аппаратов.
Памяти Юрия Земцова
Петербургский архитектор, которого помнят как безусловного профессионала, опытного мастера работы с историческим контекстом и обаятельного преподавателя.
Тайный британец
Дом называется «Маленькая Франция». Его композиция – петербургская, с дворцовым парадным двором. Декор на грани египетских лотосов, акротериев неогрек и шестеренок тридцатых годов; уступчатые простенки готические, силуэт центральной части британский. Довольно интересно рассматривать его детали, делая попытки понять, какому направлению они все же принадлежат. Но в контекст 20 линии Васильевского острова дом вписался «как влитой», его протяженные крылья неплохо держат фасадный фронт.
Сама скромность
Общественный центр по проекту Graal Architecture в коммуне Бейн недалеко от Парижа идеально вписан в холмистый ландшафт.