Жюри выбрало по пять архитектурных мастерских из каждого города, результаты можно оценить на выставке, которая работает до 19 декабря в Манеже.
Стоит отметить, что конкурсные участки довольно разные. В Петербурге нужно разместить больше жилья на меньшей территории, но при этом максимально разрешенная высота здесь – 75 метров, а в Минске – 50. Также на петербургском участке проект межевания территории уже утвержден.
Все архитекторы позаботились о закрытых дворах, нежилых помещениях в первых этажах и озеленении. Но сложилось впечатление, что петербургские архитекторы чувствовали себя увереннее и раскрепощеннее – кварталы получились действительно «петербургские» и как минимум интересные.
Петербург в Минске
Участок в Минске ограничивает улица Семашко, продолжение улицы Голубева, несколько парков с прудами, составляющих Лошицкую водную систему, железная дорога «Минск-Брест» и одна из главных магистралей города – проспект Дзержинского. Ближайшая станция метро – «Петровщина», аэропорт в десяти минутах езды. Для петербургских архитекторов здесь непривычен выраженный рельеф: понижение идет на несколько метров к улице Семашко. Участок окружают массивы современной застройки. Высота ограничена тридцатью метрами, у доминант – до пятидесяти.Архитектурная мастерская Столярчука А.А.
«Санкт-Петербургский квартал» интерпретирован в этом проекте почти буквально – замкнутые «колодцы» с системой дворов, сквозными проходами, фасадами, напоминающими о непрерывной исторической застройке. Фасады авторы предлагают отделать минеральной штукатуркой разного цвета. Живописно выступающие оранжевые кубы – декоративные элементы из бетона или алюминиевых панелей. Танцующие окна. Высота корпусов увеличивается от улицы Семашко с пяти до девяти этажей. Самые высокие – двенадцатиэтажные Т-образные секции напротив парадного въезда. Кварталы разделяет пешеходный бульвар.
Архитектурно-проектная мастерская Ухова В.О.
Эта концепция вдохновлена петербургскими брандмауэрами, а также градостроительной системой Васильевского острова, «где геометрическая протяженность линий «укрощается» криволинейными границами набережных Большой и Малой Невы».
Вдоль улицы Семашко поставлены односекционные корпуса, объединенные общей кровлей. Ее авторы планируют озеленить и использовать как площадку для спорта и отдыха. Перпендикулярно к этой линии «набережной», на чуть более высокой отметке, начинаются ступенчатые 8-11 этажные и следом четырнадцатиэтажные корпуса. Таким образом, между «разъединенными брандмауэрами» образуется сеть внутренних «регулярных» улиц. Отдельно стоящий «клин» – торговый комплекс, куда жители «верхних» корпусов могут попасть через мост.
Архитектурная мастерская «Витрувий и сыновья»
Три корпуса в виде подков, все разной длины и этажности, объединены длинной пешеходной галереей вдоль улицы Семашко. Торцы украшены «портиками». Самое интересное в этой концепции, пожалуй, – дворы. Они приподняты от улицы на шесть метров и сохраняют ступенчатый рельеф. Образовавшиеся полукруглые «площади» с амфитеатрами раскрываются на Лошицкую экосистему. Они напоминают маленькие стадионы, трибуны которых – сами дома, и одновременно вызывают ассоциации с парадным, дворцовым Петербургом.
«Студия-17»
Авторы назвали концепцию «Петровские верфи» и развивали петербургскую тему в ракурсе морского порта. Красно-коричневые корпуса вдоль улицы Семашко символизируют корабли. Белые корпуса должны напоминать «паруса, остро приведенные к ветру». Доминанта – односекционный «дом-маяк». Все вместе объединяет «гранитная набережная» с лесенками и пандусами, в которой располагаются парковки, магазины и кафе. Вдоль набережной архитекторы предлагают сделать цепочку декоративных бассейнов, в парковых зонах поставить модели кораблей, ограждения сделать в виде якорных цепей, а названия новых улиц связать с историей флота. К слову, именно в этом проекте есть пентхаусы и восемь двухуровневых квартир с террасами.
«Студио-АММ»
Здесь корпуса сгруппированы не в кварталы, а скорее по принципу расходящихся концентрических кругов При этом они формируют живописный силуэт за счет разной высоты и скатных крыш. Высота зданий, наоборот, понижается от улицы Семашко: доминантами являются два корпуса в центре композиции, выделенные также терракотовым цветом. Снова обыгрывается тема бранмауэров: «разрывы» между корпусами выделены цветом, в них располагаются лестницы и лифты. Часть верхних этажей занимают двухуровневые мастерские художников и архитекторов. Двухэтажные гаражи оформлены металлическими листами с рисунками флоры и фауны Белоруссии.
***
Минск в Петербурге
Участок треугольной формы расположен в историческом районе «Полюстрово», недалеко от станции метро Лесная. Он ограничен проспектом Маршала Блюхера, продолжением Кушелевской дороги, Полюстровским проспектом и проектируемой улицей. Рядом построены и продолжают строиться жилые массивы «Утренняя Звезда», «Калина парк», «Город мастеров», «Кантемировский». В ближайшем соседстве также крупный торговый центр «Европолис». Не так далеко есть и большой парк Лесотехнической Академии, но его возможно скоро закроют для посетителей. Разрешенная высота застройки – 40 метров, но доминанты могут достигать 75 метров. В будущем рядом с участком должна появиться станция метро «Арсенальная».УП «Минскпроект»
Концепция откликается на промышленное прошлое района: красный керамический кирпич и панели с фактурой металлического графита напоминают о старых фабриках вдоль Большой Невки. Пять корпусов «обнимают» участок, раскрываясь на свободный от машин зеленый двор и пешеходный бульвар, довольно контрастный по отношению к шумным магистралям снаружи. В каждом корпусе есть малоэтажные секции, которые уходят внутрь образовавшегося квартала. Монотонность жилых массивов архитекторы преодолевают за счет разной высоты, цвета и сочетания панорамных и узких окон. На крышах устроены зеленые террасы. Этот проект предусматривает квартиры для инвалидов.
ОАО «Институт «Минскгражданпроект»
Схема межевания территории напомнила авторам концепции «клин птиц, парящих над белорусским Полесьем». Застройка делится на два уровня: малоэтажные корпуса («в образе белорусских лесов, полей и озер») формируют дворовое пространство, а высотные доминанты (птицы) акцентируют магистрали и создают силуэт. Высота зданий меняется от 6 до 25 этажей. Спальни и детские комнаты располагаются в тихой зоне, а здания ориентированы таким образом, что на север выходит только эвакуационная незадымляемая лестница. Кровля нижнего яруса эксплуатируемая и зеленая, но авторы также предлагают менее затратный вариант – с металлическим покрытием.
ОДО «Айрон»
В пояснительной записке говорится, что «здания гармонично вписываются в окружающую застройку», и тут сложно поспорить. Все девять корпусов (от 11 до 18 этажей) оформлены одинаково: скругленные углы и горизонтальные полоски. Результат напоминает осовремененную 600-ю серию «домов-кораблей». Здания «собирает» пешеходный бульвар с зелеными островками, есть площадки для раздельного сбора мусора. Больше половины всех квартир в этом комплексе – однокомнатные.
РУП «Институт «Военпроект»
В этой концепции авторы уходят от идеи пешеходного бульвара как основной оси и делают трехчастную композицию: здание-клин на пересечении двух проспектов и два замкнутых квартала с разными по высоте корпусами. Все три «блока» обособлены друг от друга широкими бульварами, но их объединяет единое стилевое оформление фасадов: цветные фрагменты, «встроенные» в широкий стеклянный «экран». В этом проекте необычна также квартирография: корпуса заполнены в основном студиями и «трешками».
«Творческая мастерская-7»
Дизайн-кодом застройки архитекторы назвали классические мотивы архитектуры: арочные окна, карнизы, портики, а также сочетание разных фактур и материалов. Авторы, по всей видимости, вдохновлялись петербургскими памятниками архитектуры: на планшете новый жилой комплекс проплывает на льдине перед Петропавловской крепостью. Но итог получился чрезмерно эклектичным, не вызывающим ассоциаций ни с Минском, ни с Петербургом.
***
Результаты конкурса будут объявлены 19 декабря 2017 года. Призовой фонд со стороны СПб составляет 6,5 млн рублей, вознаграждение распределяется равными частями между всеми участниками. Победители получат право участвовать в разработке проекта на дальнейших стадиях проектирования.