(А)симметричные кварталы

Брандмауэры и «колодцы», пентхаусы и гранитные набережные: архитекторы из Минска и Петербурга подготовили концепции социального жилья для двух городов.

mainImg
В июне этого года петербургский Комитет по градостроительству и архитектуре и минский Комитет по строительству провели закрытый конкурс. Перед архитекторами стояла задача разработать концепцию застройки новых жилых районов, «сформировать среду социального жилья высокого качества», а также подумать о «дизайн-коде» и экологии. Конкурс «симметричный»: петербургские архитекторы работали с участком в Минске, а минские – в Петербурге.

Жюри выбрало по пять архитектурных мастерских из каждого города, результаты можно оценить на выставке, которая работает до 19 декабря в Манеже.

Стоит отметить, что конкурсные участки довольно разные. В Петербурге нужно разместить больше жилья на меньшей территории, но при этом максимально разрешенная высота здесь – 75 метров, а в Минске – 50. Также на петербургском участке проект межевания территории уже утвержден.

Все архитекторы позаботились о закрытых дворах, нежилых помещениях в первых этажах и озеленении. Но сложилось впечатление, что петербургские архитекторы чувствовали себя увереннее и раскрепощеннее – кварталы получились действительно «петербургские» и как минимум интересные.

Петербург в Минске
Участок в Минске ограничивает улица Семашко, продолжение улицы Голубева, несколько парков с прудами, составляющих Лошицкую водную систему, железная дорога «Минск-Брест» и одна из главных магистралей города – проспект Дзержинского. Ближайшая станция метро – «Петровщина», аэропорт в десяти минутах езды. Для петербургских архитекторов здесь непривычен выраженный рельеф: понижение идет на несколько метров к улице Семашко. Участок окружают массивы современной застройки. Высота ограничена тридцатью метрами, у доминант – до пятидесяти.

Архитектурная мастерская Столярчука А.А.
Выставка «Симметричные кварталы» © фотография Алены Кузнецовой
Концепция застройки «Санкт-Петербургского квартала» в Минске © Архитектурная мастерская Столярчука А.А. / изображение предоставлено КГА Петербурга

«Санкт-Петербургский квартал» интерпретирован в этом проекте почти буквально – замкнутые «колодцы» с системой дворов, сквозными проходами, фасадами, напоминающими о непрерывной исторической застройке. Фасады авторы предлагают отделать минеральной штукатуркой разного цвета. Живописно выступающие оранжевые кубы – декоративные элементы из бетона или алюминиевых панелей. Танцующие окна. Высота корпусов увеличивается от улицы Семашко с пяти до девяти этажей. Самые высокие – двенадцатиэтажные Т-образные секции напротив парадного въезда. Кварталы разделяет пешеходный бульвар.
Концепция застройки «Санкт-Петербургского квартала» в Минске © Архитектурная мастерская Столярчука А.А. / изображение предоставлено КГА Петербурга


Архитектурно-проектная мастерская Ухова В.О. 
zooming
Концепция застройки «Санкт-Петербургского квартала» в Минске © Архитектурно-проектная мастерская Ухова В.О. / изображение предоставлено КГА Петербурга

Эта концепция вдохновлена петербургскими брандмауэрами, а также градостроительной системой Васильевского острова, «где геометрическая протяженность линий «укрощается» криволинейными границами набережных Большой и Малой Невы».

Вдоль улицы Семашко поставлены односекционные корпуса, объединенные общей кровлей. Ее авторы планируют озеленить и использовать как площадку для спорта и отдыха. Перпендикулярно к этой линии «набережной», на чуть более высокой отметке, начинаются ступенчатые 8-11 этажные и следом четырнадцатиэтажные корпуса. Таким образом, между «разъединенными брандмауэрами» образуется сеть внутренних «регулярных» улиц. Отдельно стоящий «клин» – торговый комплекс, куда жители «верхних» корпусов могут попасть через мост.
Концепция застройки «Санкт-Петербургского квартала» в Минске © Архитектурно-проектная мастерская Ухова В.О. / изображение предоставлено КГА Петербурга
Концепция застройки «Санкт-Петербургского квартала» в Минске © Архитектурно-проектная мастерская Ухова В.О. / изображение предоставлено КГА Петербурга


Архитектурная мастерская «Витрувий и сыновья»
zooming
Концепция застройки «Санкт-Петербургского квартала» в Минске © Архитектурная мастерская «Витрувий и сыновья» / изображение предоставлено КГА Петербурга

Три корпуса в виде подков, все разной длины и этажности, объединены длинной пешеходной галереей вдоль улицы Семашко. Торцы украшены «портиками». Самое интересное в этой концепции, пожалуй, – дворы. Они приподняты от улицы на шесть метров и сохраняют ступенчатый рельеф. Образовавшиеся полукруглые «площади» с амфитеатрами раскрываются на Лошицкую экосистему. Они напоминают маленькие стадионы, трибуны которых – сами дома, и одновременно вызывают ассоциации с парадным, дворцовым Петербургом.
Концепция застройки «Санкт-Петербургского квартала» в Минске © Архитектурная мастерская «Витрувий и сыновья» / изображение предоставлено КГА Петербурга
Концепция застройки «Санкт-Петербургского квартала» в Минске © Архитектурная мастерская «Витрувий и сыновья» / изображение предоставлено КГА Петербурга


«Студия-17»
Концепция застройки «Санкт-Петербургского квартала» в Минске © «Студия-17» / изображение предоставлено КГА Петербурга

Авторы назвали концепцию «Петровские верфи» и развивали петербургскую тему в ракурсе морского порта. Красно-коричневые корпуса вдоль улицы Семашко символизируют корабли. Белые корпуса должны напоминать «паруса, остро приведенные к ветру». Доминанта – односекционный «дом-маяк». Все вместе объединяет «гранитная набережная» с лесенками и пандусами, в которой располагаются парковки, магазины и кафе. Вдоль набережной архитекторы предлагают сделать цепочку декоративных бассейнов, в парковых зонах поставить модели кораблей, ограждения сделать в виде якорных цепей, а названия новых улиц связать с историей флота. К слову, именно в этом проекте есть пентхаусы и восемь двухуровневых квартир с террасами.
zooming
Концепция застройки «Санкт-Петербургского квартала» в Минске © «Студия-17» / изображение предоставлено КГА Петербурга
Концепция застройки «Санкт-Петербургского квартала» в Минске. Перспективный вид. Жилой двор © «Студия-17» / изображение предоставлено КГА Петербурга


«Студио-АММ»
Концепция застройки «Санкт-Петербургского квартала» в Минске © «Студио-АММ» / изображение предоставлено КГА Петербурга

Здесь корпуса сгруппированы не в кварталы, а скорее по принципу расходящихся концентрических кругов При этом они формируют живописный силуэт за счет разной высоты и скатных крыш. Высота зданий, наоборот, понижается от улицы Семашко: доминантами являются два корпуса в центре композиции, выделенные также терракотовым цветом. Снова обыгрывается тема бранмауэров: «разрывы» между корпусами выделены цветом, в них располагаются лестницы и лифты. Часть верхних этажей занимают двухуровневые мастерские художников и архитекторов. Двухэтажные гаражи оформлены металлическими листами с рисунками флоры и фауны Белоруссии.
Концепция застройки «Санкт-Петербургского квартала» в Минске © «Студио-АММ» / изображение предоставлено КГА Петербурга
***

Минск в Петербурге
Участок треугольной формы расположен в историческом районе «Полюстрово», недалеко от станции метро Лесная. Он ограничен проспектом Маршала Блюхера, продолжением Кушелевской дороги, Полюстровским проспектом и проектируемой улицей. Рядом построены и продолжают строиться жилые массивы «Утренняя Звезда», «Калина парк», «Город мастеров», «Кантемировский». В ближайшем соседстве также крупный торговый центр «Европолис». Не так далеко есть и большой парк Лесотехнической Академии, но его возможно скоро закроют для посетителей. Разрешенная высота застройки – 40 метров, но доминанты могут достигать 75 метров. В будущем рядом с участком должна появиться станция метро «Арсенальная».

УП «Минскпроект»
Концепция застройки «Белорусского квартала» в Санкт-Петербурге © УП «Минскпроект» / изображение предоставлено КГА Петербурга

Концепция откликается на промышленное прошлое района: красный керамический кирпич и панели с фактурой металлического графита напоминают о старых фабриках вдоль Большой Невки. Пять корпусов «обнимают» участок, раскрываясь на свободный от машин зеленый двор и пешеходный бульвар, довольно контрастный по отношению к шумным магистралям снаружи. В каждом корпусе есть малоэтажные секции, которые уходят внутрь образовавшегося квартала. Монотонность жилых массивов архитекторы преодолевают за счет разной высоты, цвета и сочетания панорамных и узких окон. На крышах устроены зеленые террасы. Этот проект предусматривает квартиры для инвалидов.
Концепция застройки «Белорусского квартала» в Санкт-Петербурге © УП «Минскпроект» / изображение предоставлено КГА Петербурга


ОАО «Институт «Минскгражданпроект» 
Концепция застройки «Белорусского квартала» в Санкт-Петербурге © ОАО «Институт «Минскгражданпроект» / изображение предоставлено КГА Петербурга

Схема межевания территории напомнила авторам концепции «клин птиц, парящих над белорусским Полесьем». Застройка делится на два уровня: малоэтажные корпуса («в образе белорусских лесов, полей и озер») формируют дворовое пространство, а высотные доминанты (птицы) акцентируют магистрали и создают силуэт. Высота зданий меняется от 6 до 25 этажей. Спальни и детские комнаты располагаются в тихой зоне, а здания ориентированы таким образом, что на север выходит только эвакуационная незадымляемая лестница. Кровля нижнего яруса эксплуатируемая и зеленая, но авторы также предлагают менее затратный вариант – с металлическим покрытием.

ОДО «Айрон» 
Концепция застройки «Белорусского квартала» в Санкт-Петербурге © ОДО «Айрон» / изображение предоставлено КГА Петербурга

В пояснительной записке говорится, что «здания гармонично вписываются в окружающую застройку», и тут сложно поспорить. Все девять корпусов (от 11 до 18 этажей) оформлены одинаково: скругленные углы и горизонтальные полоски. Результат напоминает осовремененную 600-ю серию «домов-кораблей». Здания «собирает» пешеходный бульвар с зелеными островками, есть площадки для раздельного сбора мусора. Больше половины всех квартир в этом комплексе – однокомнатные.
Концепция застройки «Белорусского квартала» в Санкт-Петербурге © ОДО «Айрон» / изображение предоставлено КГА Петербурга


РУП «Институт «Военпроект» 
Концепция застройки «Белорусского квартала» в Санкт-Петербурге © РУП «Институт «Военпроект» / изображение предоставлено КГА Петербурга

В этой концепции авторы уходят от идеи пешеходного бульвара как основной оси и делают трехчастную композицию: здание-клин на пересечении двух проспектов и два замкнутых квартала с разными по высоте корпусами. Все три «блока» обособлены друг от друга широкими бульварами, но их объединяет единое стилевое оформление фасадов: цветные фрагменты, «встроенные» в широкий стеклянный «экран». В этом проекте необычна также квартирография: корпуса заполнены в основном студиями и «трешками».

«Творческая мастерская-7»
Концепция застройки «Белорусского квартала» в Санкт-Петербурге © ООО «Творческая мастерская-7» / изображение предоставлено КГА Петербурга

Дизайн-кодом застройки архитекторы назвали классические мотивы архитектуры: арочные окна, карнизы, портики, а также сочетание разных фактур и материалов. Авторы, по всей видимости, вдохновлялись петербургскими памятниками архитектуры: на планшете новый жилой комплекс проплывает на льдине перед Петропавловской крепостью. Но итог получился чрезмерно эклектичным, не вызывающим ассоциаций ни с Минском, ни с Петербургом.
Концепция застройки «Белорусского квартала» в Санкт-Петербурге © ООО «Творческая мастерская-7» /пересъемка с планшета Алены Кузнецовой
***
 

Результаты конкурса будут объявлены 19 декабря 2017 года. Призовой фонд со стороны СПб составляет 6,5 млн рублей, вознаграждение распределяется равными частями между всеми участниками. Победители получат право участвовать в разработке проекта на дальнейших стадиях проектирования.
 

15 Декабря 2017

Похожие статьи
Сады как вечность
Экспозиция «Вне времени» на фестивале A-HOUSE объединяет работы десяти бюро с опытом ландшафтного проектирования, которые размышляли о том, какие решения архитектора способны его пережить. Куратором выступило бюро GAFA, что само по себе обещает зрелищность и содержательность. Коротко рассказываем об участниках.
«Красный просвещенец» в Нижнем Новгороде: снос или...
В Нижнем Новгороде прямо сейчас идет «битва экспертиз»: удивительный заросший зеленью квартал двадцатых годов «Красный просвещенец», с одной стороны, пытаются поставить на охрану как достопримечательное место, а с другой стороны, похоже, есть желание отдать его под застройку полностью или частично. Мы попросили журналиста и активиста Иру Маслову рассказать о ситуации.
Дом-U
Комплекс Jois совмещает высотность с террасами, а самые роскошные квартиры опускает с пентхаусов в нижние этажи. Мощный иконический образ U-образного дома – результат поисков нового стандарта жизни в высотных зданиях архитекторами «Генпро».
14+ ТОП сессий деловой программы «Казаныша»
Завтра в Казани стартует архитектурно-строительный форум. Стали разбираться в его программе и выбрали, для начала, 10 сессий, достойных внимания, для первого дня, и еще по 4 для других. Может быть, еще допишем. А пока интересующимся еще не поздно купить билеты.
Параметры комплексного развития
Рассматриваем три проекта КРТ, показанных Мособлархитектурой на Зодчестве 2023. Все они демонстрируют разные ракурсы комплексного подхода к планированию и раскрытию территорий, особенно – заброшенных промышленных, расположенных как рядом с Москвой, так и на отдалении.
Куда пойти учиться?
5 вариантов дополнительного...
По следам круглого стола, организованного Институтом Генплана на Зодчестве – и в преддверии старта выставки «Открытого города», – рассматриваем разные направления бесплатного дополнительного образования для архитекторов. Оно позволяет развить навыки, приблизиться к реализации мечты, или выйти из зоны комфорта и войти в новую, устроившись на работу.
Вид на город
Узнать, что видно из московских окон и как меняется образ столицы по времени, можно на выставке в Подземном музее парка «Зарядье». Она работает до 15 октября.
Искусство на районе
На Дизайнерском бульваре в Москве открыта выставка паблик-арта с объектами девяти художников. Вплетенное в пейзаж жилого района, искусство стало неотъемлемой частью повседневности. Предлагаем познакомиться с пятью участниками.
Сны о вселенной
На прошлой неделе начала работу Первая архитектурная Биеннале в Метавселенной. Мероприятие демонстрирует, что технологии иммерсивного интернета доступны уже сегодня, и пришло время архитекторам обустраивать «новые земли». В нашей подборке – восемь объектов биеннале, показавшихся наиболее интригующими.
Илья Голосов и приемы советской версии ар-деко
Сегодня архитектору Илье Голосову исполнилось бы 140 лет. В честь юбилея Андрей Бархин вновь рассказывает об особенностях советского декоративизма тридцатых годов на примере творчества мастера, с американскими и европейскими образцами.
Предсказания и заблуждения
В этом году на «Архстоянии» появится два новых арт-дома, а главный объект – капсулу предсказаний – в последний день фестиваля планируется закопать.
Строители БАМа. Итоги конкурса
Подведены итоги открытого всероссийского конкурса «Строители БАМа» на лучшую концепцию мемориала создателям Байкало-Амурской магистрали. Публикуем 5 проектов победителей.
Нейрокапром или как сделать плохо специально
Преподаватели и студенты кафедры средового дизайна РАНХиГС провели эксперимент с нейросетью Stable Diffusion, пытаясь воспроизвести вернакулярную архитектуру, советский модернизм и капром. Результаты интересные: чем более обыденна архитектура, тем реальнее ее «слепки», а вот капром искусственному интеллекту пока что не по зубам. Предлагаем убедиться.
Тезисы Арх Москвы
За спецпроект Арх Москвы «Тезисы» в этом году отвечает бюро GAFA. Посетителей ждут восемь архитектурных инсталляций, которые раскроют основную тему выставки «Перспективы» под новым углом. Кураторы срежиссировали интересные коллаборации и обещают «огненный идеологический коктейль».
Что приготовила Арх Москва
Главная архитектурная выставка столицы в этом году пройдет в Гостином дворе с 24 по 27 мая. Рассказываем о том, что нового ждет посетителей и чем можно будет заняться. Онлайн-трансляции в этот раз не планируется, поэтому всем рекомендуем поприсутствовать лично.
Архитектура ДК
В «Манеже» до 2 апреля работает выставка «Дом культуры СССР». Один из кураторов, Ксения Кокорина, рассказывает о значимых проектах прошлого столетия.
Мета-музей
Проектная компания Genpro открыла музей-шоурум в метавселенной Spatial. Его виртуальное пространство состоит из нескольких залов и позволяет взаимодействовать с интерактивными планшетами.
Строители и первопроходцы
В рамках конкурса на лучшую идею памятника в честь 50-летия БАМа в Музее архитектуры прошла лекция Марка Акопяна, посвященная архитектурному и градостроительному наследию проекта. Публикуем тезисы выступления.
И в зной, и в стужу
Бюро Megabudka, известное разнообразными исследованиями творческих проблем, поделилось с нами статьей Артема Укропова, посвященной наработкам в области проектирования детских площадок в разных климатических условиях. Не то чтобы все изложенное в ней совершенно ново и неожиданно, но собрано вместе. Делимся.
Параметрические волны
В жилом комплексе Sydney City, который ГК «ФСК» возводит в районе Шелепихинской набережной, Genpro спроектировали центральный квартал, соединив в архитектуре параметрические фасады с модульной технологией.
Магистры и бакалавры Академии Глазунова 2022: кафедра...
Публикуем дипломы архитектурного факультета Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова. Это проекты реставрации и приспособления Спасо-Вифанской семинарии в Сергиевом Посаде, суконной фабрики в Павловской слободе, завода «Кристалл» в Калуге и мануфактуры Зиминых в Орехово-Зуево.
Архстояние 2022: четыре главных проекта
Фестиваль ландшафтных объектов «Архстояние» в этом году пройдет в Никола-Ленивце с 29 по 31 июля. Все три дня художники, архитекторы, перформеры и музыканты будут рассуждать на тему «Счастье есть?», а зрители смогут стать соавторами этого процесса.
От стула до жилого дома
Учебный год для студентов профиля «Архитектурная среда и дизайн» Института бизнеса и дизайна завершился традиционной итоговой выставкой.
Как быть в городе
Поскольку говорить о новых проектах довольно немыслимо, мы решили на какое-то, надеемся недолгое, время сосредоточиться на книгах. В этом обзоре – три новые книги о городской среде.
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Парадокс острога
Вокруг омского аэропорта в этом году собралось немало любопытных пластических идей. Проект KPLN апеллирует к истории Омска как острога, но трансформирует мысль о крепости до почти полной неузнаваемости: «срезает» конические завершения бревен, увеличивает и переворачивает. Получается гипостиль – лес конических колонн на опорах-точках, со световыми фонарями вверху.
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.