(А)симметричные кварталы

Брандмауэры и «колодцы», пентхаусы и гранитные набережные: архитекторы из Минска и Петербурга подготовили концепции социального жилья для двух городов.

mainImg
В июне этого года петербургский Комитет по градостроительству и архитектуре и минский Комитет по строительству провели закрытый конкурс. Перед архитекторами стояла задача разработать концепцию застройки новых жилых районов, «сформировать среду социального жилья высокого качества», а также подумать о «дизайн-коде» и экологии. Конкурс «симметричный»: петербургские архитекторы работали с участком в Минске, а минские – в Петербурге.

Жюри выбрало по пять архитектурных мастерских из каждого города, результаты можно оценить на выставке, которая работает до 19 декабря в Манеже.

Стоит отметить, что конкурсные участки довольно разные. В Петербурге нужно разместить больше жилья на меньшей территории, но при этом максимально разрешенная высота здесь – 75 метров, а в Минске – 50. Также на петербургском участке проект межевания территории уже утвержден.

Все архитекторы позаботились о закрытых дворах, нежилых помещениях в первых этажах и озеленении. Но сложилось впечатление, что петербургские архитекторы чувствовали себя увереннее и раскрепощеннее – кварталы получились действительно «петербургские» и как минимум интересные.

Петербург в Минске
Участок в Минске ограничивает улица Семашко, продолжение улицы Голубева, несколько парков с прудами, составляющих Лошицкую водную систему, железная дорога «Минск-Брест» и одна из главных магистралей города – проспект Дзержинского. Ближайшая станция метро – «Петровщина», аэропорт в десяти минутах езды. Для петербургских архитекторов здесь непривычен выраженный рельеф: понижение идет на несколько метров к улице Семашко. Участок окружают массивы современной застройки. Высота ограничена тридцатью метрами, у доминант – до пятидесяти.

Архитектурная мастерская Столярчука А.А.
Выставка «Симметричные кварталы» © фотография Алены Кузнецовой
Концепция застройки «Санкт-Петербургского квартала» в Минске © Архитектурная мастерская Столярчука А.А. / изображение предоставлено КГА Петербурга

«Санкт-Петербургский квартал» интерпретирован в этом проекте почти буквально – замкнутые «колодцы» с системой дворов, сквозными проходами, фасадами, напоминающими о непрерывной исторической застройке. Фасады авторы предлагают отделать минеральной штукатуркой разного цвета. Живописно выступающие оранжевые кубы – декоративные элементы из бетона или алюминиевых панелей. Танцующие окна. Высота корпусов увеличивается от улицы Семашко с пяти до девяти этажей. Самые высокие – двенадцатиэтажные Т-образные секции напротив парадного въезда. Кварталы разделяет пешеходный бульвар.
Концепция застройки «Санкт-Петербургского квартала» в Минске © Архитектурная мастерская Столярчука А.А. / изображение предоставлено КГА Петербурга


Архитектурно-проектная мастерская Ухова В.О. 
zooming
Концепция застройки «Санкт-Петербургского квартала» в Минске © Архитектурно-проектная мастерская Ухова В.О. / изображение предоставлено КГА Петербурга

Эта концепция вдохновлена петербургскими брандмауэрами, а также градостроительной системой Васильевского острова, «где геометрическая протяженность линий «укрощается» криволинейными границами набережных Большой и Малой Невы».

Вдоль улицы Семашко поставлены односекционные корпуса, объединенные общей кровлей. Ее авторы планируют озеленить и использовать как площадку для спорта и отдыха. Перпендикулярно к этой линии «набережной», на чуть более высокой отметке, начинаются ступенчатые 8-11 этажные и следом четырнадцатиэтажные корпуса. Таким образом, между «разъединенными брандмауэрами» образуется сеть внутренних «регулярных» улиц. Отдельно стоящий «клин» – торговый комплекс, куда жители «верхних» корпусов могут попасть через мост.
Концепция застройки «Санкт-Петербургского квартала» в Минске © Архитектурно-проектная мастерская Ухова В.О. / изображение предоставлено КГА Петербурга
Концепция застройки «Санкт-Петербургского квартала» в Минске © Архитектурно-проектная мастерская Ухова В.О. / изображение предоставлено КГА Петербурга


Архитектурная мастерская «Витрувий и сыновья»
zooming
Концепция застройки «Санкт-Петербургского квартала» в Минске © Архитектурная мастерская «Витрувий и сыновья» / изображение предоставлено КГА Петербурга

Три корпуса в виде подков, все разной длины и этажности, объединены длинной пешеходной галереей вдоль улицы Семашко. Торцы украшены «портиками». Самое интересное в этой концепции, пожалуй, – дворы. Они приподняты от улицы на шесть метров и сохраняют ступенчатый рельеф. Образовавшиеся полукруглые «площади» с амфитеатрами раскрываются на Лошицкую экосистему. Они напоминают маленькие стадионы, трибуны которых – сами дома, и одновременно вызывают ассоциации с парадным, дворцовым Петербургом.
Концепция застройки «Санкт-Петербургского квартала» в Минске © Архитектурная мастерская «Витрувий и сыновья» / изображение предоставлено КГА Петербурга
Концепция застройки «Санкт-Петербургского квартала» в Минске © Архитектурная мастерская «Витрувий и сыновья» / изображение предоставлено КГА Петербурга


«Студия-17»
Концепция застройки «Санкт-Петербургского квартала» в Минске © «Студия-17» / изображение предоставлено КГА Петербурга

Авторы назвали концепцию «Петровские верфи» и развивали петербургскую тему в ракурсе морского порта. Красно-коричневые корпуса вдоль улицы Семашко символизируют корабли. Белые корпуса должны напоминать «паруса, остро приведенные к ветру». Доминанта – односекционный «дом-маяк». Все вместе объединяет «гранитная набережная» с лесенками и пандусами, в которой располагаются парковки, магазины и кафе. Вдоль набережной архитекторы предлагают сделать цепочку декоративных бассейнов, в парковых зонах поставить модели кораблей, ограждения сделать в виде якорных цепей, а названия новых улиц связать с историей флота. К слову, именно в этом проекте есть пентхаусы и восемь двухуровневых квартир с террасами.
zooming
Концепция застройки «Санкт-Петербургского квартала» в Минске © «Студия-17» / изображение предоставлено КГА Петербурга
Концепция застройки «Санкт-Петербургского квартала» в Минске. Перспективный вид. Жилой двор © «Студия-17» / изображение предоставлено КГА Петербурга


«Студио-АММ»
Концепция застройки «Санкт-Петербургского квартала» в Минске © «Студио-АММ» / изображение предоставлено КГА Петербурга

Здесь корпуса сгруппированы не в кварталы, а скорее по принципу расходящихся концентрических кругов При этом они формируют живописный силуэт за счет разной высоты и скатных крыш. Высота зданий, наоборот, понижается от улицы Семашко: доминантами являются два корпуса в центре композиции, выделенные также терракотовым цветом. Снова обыгрывается тема бранмауэров: «разрывы» между корпусами выделены цветом, в них располагаются лестницы и лифты. Часть верхних этажей занимают двухуровневые мастерские художников и архитекторов. Двухэтажные гаражи оформлены металлическими листами с рисунками флоры и фауны Белоруссии.
Концепция застройки «Санкт-Петербургского квартала» в Минске © «Студио-АММ» / изображение предоставлено КГА Петербурга
***

Минск в Петербурге
Участок треугольной формы расположен в историческом районе «Полюстрово», недалеко от станции метро Лесная. Он ограничен проспектом Маршала Блюхера, продолжением Кушелевской дороги, Полюстровским проспектом и проектируемой улицей. Рядом построены и продолжают строиться жилые массивы «Утренняя Звезда», «Калина парк», «Город мастеров», «Кантемировский». В ближайшем соседстве также крупный торговый центр «Европолис». Не так далеко есть и большой парк Лесотехнической Академии, но его возможно скоро закроют для посетителей. Разрешенная высота застройки – 40 метров, но доминанты могут достигать 75 метров. В будущем рядом с участком должна появиться станция метро «Арсенальная».

УП «Минскпроект»
Концепция застройки «Белорусского квартала» в Санкт-Петербурге © УП «Минскпроект» / изображение предоставлено КГА Петербурга

Концепция откликается на промышленное прошлое района: красный керамический кирпич и панели с фактурой металлического графита напоминают о старых фабриках вдоль Большой Невки. Пять корпусов «обнимают» участок, раскрываясь на свободный от машин зеленый двор и пешеходный бульвар, довольно контрастный по отношению к шумным магистралям снаружи. В каждом корпусе есть малоэтажные секции, которые уходят внутрь образовавшегося квартала. Монотонность жилых массивов архитекторы преодолевают за счет разной высоты, цвета и сочетания панорамных и узких окон. На крышах устроены зеленые террасы. Этот проект предусматривает квартиры для инвалидов.
Концепция застройки «Белорусского квартала» в Санкт-Петербурге © УП «Минскпроект» / изображение предоставлено КГА Петербурга


ОАО «Институт «Минскгражданпроект» 
Концепция застройки «Белорусского квартала» в Санкт-Петербурге © ОАО «Институт «Минскгражданпроект» / изображение предоставлено КГА Петербурга

Схема межевания территории напомнила авторам концепции «клин птиц, парящих над белорусским Полесьем». Застройка делится на два уровня: малоэтажные корпуса («в образе белорусских лесов, полей и озер») формируют дворовое пространство, а высотные доминанты (птицы) акцентируют магистрали и создают силуэт. Высота зданий меняется от 6 до 25 этажей. Спальни и детские комнаты располагаются в тихой зоне, а здания ориентированы таким образом, что на север выходит только эвакуационная незадымляемая лестница. Кровля нижнего яруса эксплуатируемая и зеленая, но авторы также предлагают менее затратный вариант – с металлическим покрытием.

ОДО «Айрон» 
Концепция застройки «Белорусского квартала» в Санкт-Петербурге © ОДО «Айрон» / изображение предоставлено КГА Петербурга

В пояснительной записке говорится, что «здания гармонично вписываются в окружающую застройку», и тут сложно поспорить. Все девять корпусов (от 11 до 18 этажей) оформлены одинаково: скругленные углы и горизонтальные полоски. Результат напоминает осовремененную 600-ю серию «домов-кораблей». Здания «собирает» пешеходный бульвар с зелеными островками, есть площадки для раздельного сбора мусора. Больше половины всех квартир в этом комплексе – однокомнатные.
Концепция застройки «Белорусского квартала» в Санкт-Петербурге © ОДО «Айрон» / изображение предоставлено КГА Петербурга


РУП «Институт «Военпроект» 
Концепция застройки «Белорусского квартала» в Санкт-Петербурге © РУП «Институт «Военпроект» / изображение предоставлено КГА Петербурга

В этой концепции авторы уходят от идеи пешеходного бульвара как основной оси и делают трехчастную композицию: здание-клин на пересечении двух проспектов и два замкнутых квартала с разными по высоте корпусами. Все три «блока» обособлены друг от друга широкими бульварами, но их объединяет единое стилевое оформление фасадов: цветные фрагменты, «встроенные» в широкий стеклянный «экран». В этом проекте необычна также квартирография: корпуса заполнены в основном студиями и «трешками».

«Творческая мастерская-7»
Концепция застройки «Белорусского квартала» в Санкт-Петербурге © ООО «Творческая мастерская-7» / изображение предоставлено КГА Петербурга

Дизайн-кодом застройки архитекторы назвали классические мотивы архитектуры: арочные окна, карнизы, портики, а также сочетание разных фактур и материалов. Авторы, по всей видимости, вдохновлялись петербургскими памятниками архитектуры: на планшете новый жилой комплекс проплывает на льдине перед Петропавловской крепостью. Но итог получился чрезмерно эклектичным, не вызывающим ассоциаций ни с Минском, ни с Петербургом.
Концепция застройки «Белорусского квартала» в Санкт-Петербурге © ООО «Творческая мастерская-7» /пересъемка с планшета Алены Кузнецовой
***
 

Результаты конкурса будут объявлены 19 декабря 2017 года. Призовой фонд со стороны СПб составляет 6,5 млн рублей, вознаграждение распределяется равными частями между всеми участниками. Победители получат право участвовать в разработке проекта на дальнейших стадиях проектирования.
 

15 Декабря 2017

Похожие статьи
WAF 2025: кто в коротком списке
Всемирный фестиваль архитектуры объявил шорт-листы всех номинаций. В списки попали постройки и проекты бюро ATRIUM, TCHOBAN VOSS Architekten и Kerimov Architects – предлагаем их краткий обзор.
Петербург Георгия Траугота
С 29 мая по 17 августа 2025 года в московском пространстве Ile Theleme проходит персональная выставка ленинградского художника Георгия Траугота. Более ста работ мастера представляют все грани творчества этого самобытного автора. Петербург Траугота – в эссе Екатерины Алиповой.
На Марс летит Франциск Ассизский
Кураторская экспозиция XIX Венецианской архитектурной биеннале дает ощущение, что мир вот-вот шагнет в новую эпоху, и даже есть надежда, что это будут не темные века. Предлагаем обзор идей и концепций, которые могут изменить нашу реальность до неузнаваемости: декарбонизирующие города, построенные для человека и других видов, орбитальные теплицы, биопатина и бикерамика, растительные архивы – все это очень близко.
XIX Архитектурная биеннале Венеции: павильоны в Арсенале
Экспозиции национальных павильонов на территории Арсенала продолжают удивлять, восхищать и озадачивать посетителя. Рассказываем про города из лавы, сваренный на воде из лагуны эспрессо, подземные источники прохлады и множество других концепций из разных стран.
Гаражный футуратор
Первым куратором нового спецпроекта Арх Москвы «Футуратор» стало бюро Katarsis. Свободные в выборе инструментов и формата Петр Советников и Вера Степанская обратились к теме «параллельного ландшафта» – малозначительной и невоспроизводимой архитектуры, которая не зависит от конъюнктуры, но исподволь влияет на реальную жизнь человека. Искать параллельный ландшафт отправились восемь участников: на дачу, в лес, за город, на шашлыки. Оказалось, его сложно заметить, но потом невозможно забыть.
Арх Москва: исследования
Лозунг «Если чего-то не понимаешь – исследуй!» звучит все громче, все актуальнее. Не отстает и Арх Москва – выставка, где разнообразные исследовательские работы показывают достаточно давно, а с некоторых пор специально для очередной выставки кураторы делают одно исследование за другим. Как говорится, однако тренд. Мы планируем опубликовать несколько исследований, обнаруженных на выставке, полностью и по отдельности, а пока – обзор разных видов исследований, представленных на Арх Москве 2025.
XIX Архитектурная биеннале Венеции: сады Джардини
Наш редактор Алена Кузнецова побывала на Венецианской биеннале и Миланской триеннале – теперь есть, с чем сравнивать Арх Москву и петербургский Архитектон. В этом материале – 10 субъективно любимых национальных павильонов в садах Джардини, несколько советов по посещению и неформальные впечатления. Используйте как референс, срез настроений, а лучше всего – как основу для составления собственного маршрута.
NEXT 2025: сияние чистого разума
Спецпроект Арх Москвы NEXT в этом году прошел под кураторством школы МАРШ в лице Никиты Токарева, который задал тему «Места и события». На этот раз все объекты были интерактивные, а зрителя вовлекали с помощью тактильных материалов, видеомэппинга, цветовых фильтров и даже небольшого театрализованного действа. Рассказываем обо всех инсталляциях девяти бюро и одного журнала.
Место ожидания
Архитектурная студия GRAD совместно с НПО «Новая конструкция» разработала концепцию автостанции, которую можно использовать для развития внутреннего туризма. За счет модульных алюминиевых фасадов и стального несущего каркаса здание строится быстро, вмещает необходимый набор функциональных помещений, а также предлагает запоминающийся образ, который при этом может вписаться почти в любой контекст.
XIX Архитектурная биеннале в Венеции: награды
В Венеции раздали золотых и серебряных львов. Отмеченные жюри работы демонстрируют концептуальный размах выставки – здесь и исследования в области киберфеминизма, и борьба с империями, и размышления о границах реставрации. Но на первом плане все же проблемы, обозначенные куратором Карло Ратти: изменения климата, перепотребление, отходы. Главный приз забрал Бахрейн, который показал способы выживания в экстремальной жаре. Среди других лауреатов – кирпичи из слоновьего навоза, эспрессо с водой из лагуны и стихийные рынки, где чужой мусор превращается в ресурс.
По ком звонит колокол
В петербургском Манеже работает выставка, посвященная подвигу тыла в годы Великой Отечественной войны. За архитектуру отвечало бюро DD|A:D, которое не оставило посетителям шансов «проскользить» по экспозиции: приемы из сакральной и мемориальной архитектуры включают чувства, а фактуры, цвет и свет задают тон, подготавливая к встрече с тяжелыми и важными событиями.
Песнь песней
В Европейском университете в Санкт-Петербурге открылась персональная выставка Сергея Мишина «Проект проекта». По его собственному определению, на ней представлена руда, из которой добывается вещество архитектуры: графика, блокноты, заметки и осколки, предшествующие рабочим чертежам. Кроме графики есть и тексты Сергея Мишина и о нем – выдающиеся примеры того, как можно говорить об архитектуре.
Любовь не горит
Последняя выставка петербургской Анненкирхе перед закрытием на реставрацию вспоминает все, что происходило в здании на протяжении трех столетий: от венчания Карла Брюллова до киносеансов Иосифа Бродского, рок-концерты и выставки экспериментального искусства, наконец – пожар, после которого приход расцвел с новой силой. Успейте запечатлеть образ одного из самых необычных мест Петербурга.
2024: что читали архитекторы
В нашем традиционном новогоднем опросе архитекторы вспомнили много хороших книг – и мы решили объединить их в отдельный список. Некоторые издания упоминались даже несколько раз, что дало нам повод составить топ-4 с короткими комментариями. Берем на вооружение и читаем.
Блеск и пепел
В Русском музее до середины мая работает выставка «Великий Карл», приуроченная к 225-летию художника и окончанию работ по реставрации «Последнего дня Помпеи». Архитектуру доверили Андрею Воронову («Архатака»): он утопил в «пепле» Академические залы и запустил в них лазурный цвет, визуализировал линию жизни и приблизил картины к зрителю, обеспечив свежесть восприятия. Нам понравилось.
От Перово до Новогиреево
В декабре заработала новая выставка проекта «Москва без окраин», рассказывающая, в том числе, об архитектуре районов Перово и Новогиреево. Музей Москвы подготовил гид по объектам, представленным в новой экспозиции. Выставка работает до 9 марта.
Звери в пещере
В Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков открылась выставка «Анималистика. И в шутку, и всерьез». Архитектурной частью занималась мастерская «Витрувий и сыновья», которая превратила один из залов в пещеру Альтамира. А во дворе музея появилась ёлка, претендующая на звание самой оригинальной и фотогеничной в городе.
Арх подарки
Собрали десять идей для подарков, так или иначе связанных с архитектурой. Советуем книги, впечатления, функциональные и просто красивые объекты: от оправ Кенго Кума и кинетических скульптур до кирпичей Фальконье и формочек для выпечки метлахской плитки.
Индустриальный эксперимент
Пять проектов-победителей грантового конкурса «Индустриальный эксперимент», направленного на трансформацию промышленного наследия: экскурсии в доках Кронштадта, fashion-показы на заводе и сова в видеоигре.
Зодчество 2024: шесть причин зайти на фестиваль
Сегодня в 32 раз стартует фестиваль Союза архитекторов «Зодчество». Он продлится 3 дня: Гостиный двор будет заполнен экспозициями, программа же заполнена мероприятиями. Мы посмотрели на анонсы и сделали свою выборку, чтобы помочь вам сориентироваться. Дедала – вручают в четверг вечером.
Жилые проекты Московской области:
12 примеров
Мособлархитектура постоянно работает над новыми нормативами, цель которых – сделать проекты качественными, в том числе визуально. Следите за обновлениями! О них, в числе прочего, рассказали на региональном Форуме проектировщиков. Там же показали позитивные примеры жилых проектов: 4 от «Лабва» Станислава Кулиша, 3 от арх-подразделения ГК «Самолет», которым руководит Андрей Перлич, 5 переселенческих малоэтажек от «Алев Груп».
Красота и нюансы материи
Книга «Архитектурный бетон. Практика применения в России» соединяет два подхода к рассказу о технологии: практическую, точную, – и творческую: тут собраны примеры современных российских реализаций, которые используют бетон, эстетизируя его открытую поверхность. С обзора книги, главным редактором которой стала Анна Мартовицкая, мы начинаем спецпроект, посвященный архбетону, и планируем в дальнейшем его развивать.
Малые креативные
Могут ли креативные индустрии сыграть значимую роль в развитии малых территорий? Пытаемся найти ответ в Палехе и Юрьевце, где реализуется сразу несколько проектов в этой области: реновация художественных мастерских, Первая сельская биеннале и пространство «Лабаз».
Адонис, адмирал и коч
Семь муралов, созданных художниками из России и Сербии в рамках паблик арт-программы «Взгляды» в Южно-Сахалинске, которые раскрывают историю острова, подчеркивают богатство и хрупкость его природы, а также раскрашивают будничный ландшафт города.
WAF 2024: полшага навстречу
Всемирный фестиваль архитектуры объявил шорт-листы всех номинаций. В списки попали два наших бюро с проектами для Саудовской Аравии и Португалии. Также в сербском проекте замечен российский фотограф& Коротко рассказываем обо всех.
Технологии и материалы
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Сейчас на главной
Полотно на веревке
Вилла Casa de Linho, построенная по проекту бюро Tetro на окраине Белу-Оризонти, романтизированно изображает профессиональную деятельность заказчицы-модельера.
Изначальная материя
В интерьерах лобби жилого комплекса FØRST бюро WALL смогло развернуть общую концепцию в неожиданном направлении: через соединение брутальных ортогональных форм с природными материалами, создав ассоциации с северной природой, скалами и сосновым лесом.
Тайга во дворе
В тюменском жилом комплексе «Сердце Сибири» по проекту АБ «Вещь!» благоустроены дворы «Южная тайга» и «Северная тайга», а также бульвар «Тропа Сибири». Малые архитектурные формы отсылают к Тунгусскому метеориту и медвежьей берлоге, активная геопластика помогает усложнить пространство и маршруты.
Пресса: В Петербурге выбрали облик вестибюля станции метро...
В конце июля в Петербурге подвели итоги архитектурного конкурса на концепцию административного корпуса вестибюля новой станции метро «Лиговский проспект — 2». Первое место заняла работа «Студии 17», второе — архитектурного бюро SLOI Architects, третье — «А.Лен». Многие петербуржцы на решение жюри отреагировали неоднозначно и требуют пересмотра результатов. Собака.ru собрала мнения экспертов о проектах участников.
Леса, санки и трансформации
В Новосибирске наградили победителей городского молодежного фестиваля «АРХ-РЕАЛИЗАЦИЯ. От идеи до результата». Идеи объектов предлагали студенты вузов города, пять победивших проектов реализовали в дереве на территории кампуса НГАСУ. Один объект установят в одном из жилых комплексов нового микрорайона «Клюквенный».
Квадраты и ромбы
В проекте дома на 51 социальную квартиру в Барселоне от бюро Cierto Estudio учтены местные климатические и общественные условия.
Магия закулисья
Интерьер ресторана «Сайар» от бюро Merilo Design, расположенного в здании театра имени Галиасгара Камала, поражает воображение феерическим разнообразием и качеством реализации различных элементов, тем и приемов, перефразирующих на современный лад мотивы татарской культуры и образы театра.
Лама из тетраметилбутана
Петр Виноградов рассказал об экспериментальной серии скульптур «Тетрапэд», которая исследует принципы молекулярной архитектуры, адаптивных структур и интерактивного взаимодействия с городской средой. Конструкции реагируют на движение, собеседуют с пространством, допускают множественные сценарии использования и интерпретации. Скульптуры уже побывали на «Зодчестве» и фестивале «Дикая мята», а дальше отправятся на Forum 100+.
Развитие ландшафта
ЖК «Альпен» спроектирован TOBE architects для вытянутого участка, выходящего к реке Охта. Архитекторы предложили террасированную форму, несколько серых оттенков, а также выступающие за плоскость стены эркеры и балконы – по замыслу все это отыгрывает образ горного массива, который естественным образом сочетается с рекой.
Времени действительно нет?
С 22 июля по 5 октября 2025 года в Аптекарском приказе в Музее архитектуры работает выставка «Времени нет» – совместный проект МУАР и сообщества ЦЕХ, куда входят архитектурные бюро Saga, ХОРА и NOWADAYS office. ЦЕХ собрал двадцать одного участника, предложил им изучить цифровой каталог Музея архитектуры, выбрать оттуда документы или произведения искусства и на основе или в диалоге с ними создать оригинальные работы.
Вожу с собой
Дом Voyager, сделанный Lab House из морского контейнера и поставленный на шасси, можно прицепить к грузовому автомобилю и увезти в красивое место. Дом автономен, а внутри есть все, необходимое для комфортной жизни. Площадь значительно расширяет складная терраса.
Звёздный путь
Большие архитектурные фестивали отмеряют, так или иначе, историю постсоветской действительности. Архстояние, определенно, среди них, а юбилейное – особенно. Оно получилось крупным, системным высказыванием, во многом благодаря силе воли куратора этого года Василия Бычкова. Можно его даже понять, в целом, как большой объект, сооруженный, при участии многих коллег, в том числе архитекторов-звезд, в лесу арт-парка Никола-Ленивец – авторства инициатора и бессменного организатора Арх Москвы. Изучаем слои смыслов, виды высказываний – в этот раз они лучше, чем раньше, раскладываются «по полочкам».
Арка, гранит, 90-е
В Петербурге подвели итоги конкурса на концепцию вестибюля станции метро «Лиговский проспект-2», который станет частью узла Высокоскоростной железнодорожной магистрали. Показываем концепции всех финалистов, чуть подробнее останавливаемся на призерах и пытаемся понять, почему выбор жюри оказался именно таким.
Масштаб и драйв
Реконструкция интерьеров главного корпуса РУДН по проекту бюро HAAST – еще один пример переформатирования памятника советского модернизма в соответствии с современными представлениями об эстетике, комфорте и функциях, которые должны присутствовать в успешной и не чуждой инновациям образовательной институции.
Универсальный игрок
Офисный комплекс, выстроенный на 80% из древесины по проекту бюро ALTA на окраине Рена, стал «посредником» между сельским ландшафтом и насыщенной городской средой.
Лес вместо ленты
Studio Rostovskii разработала концепцию загородного комплекса, в котором гостям предлагают отключиться от городской суеты в буквальном смысле: мобильная связь блокируется почти на всей территории и перестает отвлекать от общения и созерцания. Коттеджи и другие постройки с отделкой из термолиственницы и кортеновской стали учитывают рельеф и ландшафт и также помогают разглядеть красоту вокруг.
В преддверии Архстояния: интервью с Валерием Лизуновым,...
25 июля в Никола-Ленивце стартует очередной, юбилейный, фестиваль «Архстояние». Ему исполняется 20 лет. Тема этого года: «Мое главное». Накануне открытия поговорили с архитектором Archpoint Валерием Лизуновым, который стал автором одного из объектов фестиваля «Исправительное учреждение».
Город как сюжет
Подход Сергея Скуратова к крупным участкам хочется определить как «тотальный дизайн-код» – он в равной степени внимателен к общей композиции и деталям; а также настроен на то, чтобы абсолютно всё было продумано и подчинено авторской воле. Ренессансный, если подумать, подход, титанический труд, требующий завидной воли и упорства. Ну, и результат – заметные произведения. Рассматриваем возрожденный проект центральной части жилого района «Седьмое небо» в Казани, структуру, продуманную до «градиента акцентности» (sic!) фасадов. А также «литературную» идею и даже авторские сомнения в ней.
Графский парк
Проектное бюро М4 благоустроило Милютинский парк в Алупке. Архитекторы мягко подчеркнули богатство ландшафта с помощью авторских МАФов, а также добавили яркий акцент – бетонные лепестки, очерчивающие сцену с амфитеатром.
Верная функция
Подбирая новую функцию для бывшей детской больницы конца XIX века в Иваново, бюро BOMAR и заказчик отказались от надежных офисов в пользу преемственности: в конечном итоге здание превратилось в детский образовательный центр. Стратегия оказалась верной: арендодатели нашлись быстро, а история объекта культурного наследия продолжилась.
Сад надежды на свободу
В Спасо-Евфимиевом монастыре в Суздале в октябре открыли Сад арестантского корпуса: там, где с XVIII века до оттепели была тюрьма. Авторы архитектуры – NOῨD Короткий метр, ландшафта – бюро МОХ. Садов на самом деле не один, а два разных. Очень разных. Пытаемся разобраться, правильно ли они воздействуют не эмоции посетителя и заодно показываем красоту июньского цветения рудеральных растений.
Восставший в пепле
Словенское бюро Ofis восстановило из руин историческое шале Адольфа Мура начала XX века на берегу Бохиньского озера. Его основной объем выполнен из дерева, карбонизированного по традиционной технологии.
Со-общение
В Ruarts Foundation – выставка «Сообщение» с подзаголовском «Другая история фотографии». Она тут изложена честно, «от дагеротипов» до нейронок, – как развитие, так и разрывы исторической ленты подчеркнуты дизайном экспозиции от Константина Ларина и Арсения Бекешко. А вот акценты, как водится, расставлены так, чтобы хронологию «остранить» и превратить в выставку, которая сама по себе произведение.
Упрощение для гармонии
По проекту alexey podkidyshev studio в центральной части Грозного началась реновация Музея Чеченской Республики. Новая планировочная структура сделает музей удобнее, а фасадная система и работа с объемом позволит сбалансировать ансамбль со зданием драматического театра. Благоустройством прилегающих территорий занимается TGNK landscape.
Южный остров
Клубный дом «Моретта» строится по проекту бюро Archivista в одном из особенно зеленых районов Сочи. Команда вписала в сложный рельеф не только жилые корпуса, но и детский сад, двухуровневый паркинг, коммерческие помещения, а также благоустройство и новые пешеходны маршруты, которые делают среду района более комфортной. Статус резиденций подчеркивают дорогие облицовочные материалы, моллированное стекло и лаконичные формы.
Светлое подземелье
На Центральном вокзале в Амстердаме открылся новый терминал для пассажиров, отправляющихся в Лондон поездами Eurostar. Авторы проекта – ZJA Architects & Engineers и Superimpose Architecture.