Все о Эве

Общим голосованием студентов и преподавателей лондонской школы Архитектурной ассоциации выражено недоверие директору этого ведущего мирового вуза, Эве Франк-и-Жилаберт, и отвергнут ее план развития школы на ближайшие пять лет. В ответ в управляющий совет АА поступило письмо известных практиков, теоретиков и исследователей архитектуры, называющих итог голосования результатом сексизма и предвзятости.

mainImg
UPD 14/7/2020: управляющий совет АА уволил директора школы Эву Франк-и-Жилаберт 13 июля 2020 года, так как она не смогла разработать и воплотить стратегию развития школы и сохранить доверие ее сообщества (что описано в ее трудовом договоре как ключевые обязанности директора), кроме того, в ходе переговоров после голосования 29 июня Франк была дана возможность представить совету свои планы по исправлению сложившейся ситуации, но у совета не возникло уверенности, что она и дальше сможет выполнять свои обязанности директора (заявление совета АА полностью можно прочесть здесь).

UPD 8/7/2020: опубликовано ответное письмо сотрудников АА, которые ставят в вину Эве Франк, помимо прочего, недопустимо жесткое обращение с сотрудницами.



Эва Франк-и-Жилаберт стала директором школы АА в 2018: тогда ее предпочли английскому педагогу, архитектору и урбанисту Роберту Маллу (до 2016 – директору школы, в недавнем прошлом называвшейся The Cass) и итальянскому – Пиппо Чорра.

Франк-и-Жилаберт – каталонский архитектор и куратор, училась в Делфте, Барселоне и Принстоне, в 2004 основала мастерскую OOAA (Office Of Architectural Affairs), занимавшуюся жильем и общественными пространствами, а в 2010–2018 руководила прогрессивным «форумом» Storefront for Art and Architecture в Нью-Йорке. Она известна своими радикальными идеями, немалой харизмой, умением доносить свои мысли до публики в оригинальной форме. Ее назначение было встречено осторожным оптимизмом, хорошо выраженным в статье архитектурного критика The Observer Роуэна Мура, который, описав широту ее интересов и невероятную энергию, выразил надежду, что она вдохнет в АА новую жизнь, но признал при этом, что она может оказаться для школы слишком харизматичной и необычной.

Школа Архитектурной ассоциации – тоже необычна. Ее основали в 1847 молодые архитекторы как альтернативу традиционной подготовке зодчих того времени – ученичеству в мастерской у того или иного практика, что нередко было малополезно в образовательном аспекте и связано с эксплуатацией, дурным обращением и т.д. Так АА стала первым независимым архитектурным институтом Великобритании (зарегистрирована как charity, благотворительная организация), и именно с этим связана столь демократическая процедура голосования «сообщества» учащихся и учащих по всем важнейшим вопросам. Их решение не является обязательным к исполнению для управляющего совета, но всегда учитывается. Мировая слава современной АА связана с Алвиным Боярским, директором в 1971–1990: именно он направил вуз по радикальному, экспериментальному пути, который привел туда знаменитых педагогов и студентов. Очень многие из «звезд» архитектуры наших дней прошли АА в том или ином качестве, о чем гласит и «голубая табличка» на ее здании, обозначающая его статус памятника наследия.
 
zooming
Табличка на здании школы Архитектурной ассоциации в Лондоне
Фото: Ronaldccwong via Wikimedia Commons. Фото передано в общественное достояние

При этом АА наших дней живет совсем не безоблачно: как частному вузу ей не приходится рассчитывать на поддержку государства, поэтому обучение там совсем не дешево, что значительно ограничивает доступ к нему. Лишь в октябре прошлого года, впервые за всю историю, вуз был аккредитован, то есть получил право выдавать собственные дипломы государственного образца – по программам бакалавриата и магистратуры. До того эти программы подтверждались Королевским институтом британских архитекторов (RIBA) и Советом по регистрации архитекторов (ARB), но отсутствие государственной аккредитации затрудняло получение грантов и субсидий студентам, а иностранным выпускникам было сложно обосновать свою степень бакалавра или магистра на родине. В ситуации Брэкзита необходимость в аккредитации была особенно острой: ужесточение миграционного режима помешало бы зарубежным студентам получить визу, а иностранцы важны для полноценного развития школы, не говоря уже об их вкладе в ее бюджет.

Процесс аккредитации начал предшественник Франк, Бретт Стил, который покинул свой пост в 2017, и при временном руководстве АА в целях экономии был закрыт влиятельный журнал AA Files (позже восстановленный) и проведено увольнение сотрудников – несмотря на протесты членов Архитектурной ассоциации, включая Рема Колхаса, Ричарда Роджерса, Дэвида Аджайе.
 
Эва Франк в 2013 году
Фото: IAC Online via Wikimedia Commons. Лицензия Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported

Эва Франк вступила в должность два года назад, 1 июля 2018-го, а 29 июня 2020 года около 900 из 1300 студентов и преподавателей приняли участие в онлайн-голосовании, в результате которого ей было выражено недоверие и отвергнут ее пятилетний план развития школы. План отклонило 80% проголосовавших, недоверие высказали с малым перевесом: 52%.

Неприятие плана основано на пренебрежении Франк двумя важнейшими проблемами: Брэкзитом и Covid-19, очень сильно влияющими на британские вузы. С недоверием к директору – сложнее, в комментариях нынешних и бывших студентов и преподавателей среди причин называют растущую плату за обучение при отсутствии грантовых программ для социально незащищенных студентов, понижение зарплаты преподавателям, недостаточное внимание Эвы Франк к нуждам учащихся и педагогов (граничащее с попытками заставить критиков из их числа замолчать) и ее чрезмерный «само-пиар», сказывавшийся на благополучии школы… Довод в ее пользу – что именно при Франк была получена государственная аккредитация – оспаривается тем, что шестилетний процесс был начат Стилом, а продолжен и завершен – отвечающими за это сотрудниками АА, а вовсе не руководительницей института.

Но едва ли не большее возмущение, чем любые недостатки и ошибки Эвы Франк, вызвало в сообществе АА открытое письмо в защиту директрисы, направленное в совет АА. Оно появилось уже 30 июня, а на данный момент под ним – 174 подписи. Абсолютное большинство поддержавших это обращение не учились и не преподавали в АА, о чем они прямо заявляют, но зато среди них многие сотрудничали с Франк в том или ином качестве и остались этим сотрудничеством очень довольны. Там много громких имен людей, известных широтой взглядов и радикальным подходом к профессии: исследователи Беатрис Коломина, Марк Уигли, Энтони Видлер, все три партнера Diller Scofidio + Renfro, Бенедетта Тальябуэ, Иван Баан, некоторые бывшие и нынешние партнеры OMA, Алехандро Саэро-Поло, руководители и профессора многих знаменитых архитектурных и художественных вузов.

Но смысл не в перечне имен, а тексте письма, в котором голосовавшие против смело обвиняются в сексизме и предвзятости, так как Франк – «вдохновляющий лидер», честный и цельный человек, «неутомимая интеллектуалка», преданная архитектурной педагогике, к тому же женщины на руководящих постах всегда оцениваются строже, чем мужчины. Несмотря на уверения в собственной неосведомленности, авторы письма описывают голосование как поспешно и неудачно организованное во время карантина и антирасистских волнений, когда люди часто расстроены и взволнованы, а также проведенное тогда, когда вне Европы наступила ночь.

Учащиеся АА делятся по гендерному признаку примерно поровну, как и во всей Британии, и обвинение в сексизме задело многих студенток, голосовавших против Франк. Естественное возмущение вызвал и высокомерный тон письма. Интересной деталью остается то, что еще в 2019 в редакцию еженедельника Architects' Journal поступило анонимное письмо, якобы подписанное 161 студентом и преподавателем АА: они описывали ситуацию, где теория в учебном курсе довлеет над проектированием с плачевным последствиями для обоих, а определенные методы и подходы считаются оптимальными в ущерб всем остальными.

Совет АА обещал учесть доводы письма от 30 июня 2020 и результаты голосования при принятии решения, но, каким бы оно ни было, кажется грустным, что один из лучших архитектурных институтов мира находится в кризисе, из которого Франк (пока) не смогла его вывести. Очевидно, ее быстрый ум, оригинальное мышление, энергия и харизма подкупили отборочный комитет, желавший перемен и потому возложивший на нее такие большие надежды, несмотря на ее сравнительную молодость (она родилась в 1978) и недостаток управленческого опыта (ее предыдущее место работы, Storefront – очень небольшая организация).

Еще это говорит о большом дефиците талантливых и знающих руководителей архитектурных вузов, с которым столкнулось даже такое легендарное учреждение, как АА. Остается лишь рассчитывать на внутреннюю крепость школы Архитектурной ассоциации, которая сможет пережить и этот кризис, отреагирует на запрос своего сообщества и, может быть, предложит при этом выход из тупика и для других институтов – не только архитектурных.

07 Июля 2020

Дом-диплом
Студенты-магистры Каталонского института прогрессивной архитектуры (IAAC) в качестве дипломной работы спроектировали и реализовали павильон из инженерного дерева для наблюдения за фауной в барселонском природном парке Кольсерола.
Внезапный вызов к доске
Королевский институт британских архитекторов (RIBA) представил программу развития «Путь вперед», предполагающий переаттестацию его членов каждые пять лет и изменения в программе сертифицированных им вузов в пользу технических дисциплин. Причины – итоги расследования катастрофического пожара в лондонской жилой башне Grenfell и «климатическая ЧС».
МАРХИ-2019: 10 проектов на тему «Школа»
Школа для детей с инвалидностью, воспитательная колония для малолетних преступников, интернат для детей-сирот – студенты МАРХИ создают новый образ современного образования.
Образовательный заплыв в центре города
Прошедшим летом Плавучий университет в Берлине по проекту коллектива raumlaborberlin стал площадкой для дискуссий и экспериментов на тему городов, переживающих бурную трансформацию. Этот необычный кампус – в фотографиях Дениса Есакова.
Технологии и материалы
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Сейчас на главной
Графский парк
Проектное бюро М4 благоустроило Милютинский парк в Алупке. Архитекторы мягко подчеркнули богатство ландшафта с помощью авторских МАФов, а также добавили яркий акцент – бетонные лепестки, очерчивающие сцену с амфитеатром.
Верная функция
Подбирая новую функцию для бывшей детской больницы конца XIX века в Иваново, бюро BOMAR и заказчик отказались от надежных офисов в пользу преемственности: в конечном итоге здание превратилось в детский образовательный центр. Стратегия оказалась верной: арендодатели нашлись быстро, а история объекта культурного наследия продолжилась.
Сад надежды на свободу
В Спасо-Евфимиевом монастыре в Суздале в октябре открыли Сад арестантского корпуса: там, где с XVIII века до оттепели была тюрьма. Авторы архитектуры – NOῨD Короткий метр, ландшафта – бюро МОХ. Садов на самом деле не один, а два разных. Очень разных. Пытаемся разобраться, правильно ли они воздействуют не эмоции посетителя и заодно показываем красоту июньского цветения рудеральных растений.
Восставший в пепле
Словенское бюро Ofis восстановило из руин историческое шале Адольфа Мура начала XX века на берегу Бохиньского озера. Его основной объем выполнен из дерева, карбонизированного по традиционной технологии.
Со-общение
В Ruarts Foundation – выставка «Сообщение» с подзаголовском «Другая история фотографии». Она тут изложена честно, «от дагеротипов» до нейронок, – как развитие, так и разрывы исторической ленты подчеркнуты дизайном экспозиции от Константина Ларина и Арсения Бекешко. А вот акценты, как водится, расставлены так, чтобы хронологию «остранить» и превратить в выставку, которая сама по себе произведение.
Упрощение для гармонии
По проекту alexey podkidyshev studio в центральной части Грозного началась реновация Музея Чеченской Республики. Новая планировочная структура сделает музей удобнее, а фасадная система и работа с объемом позволит сбалансировать ансамбль со зданием драматического театра. Благоустройством прилегающих территорий занимается TGNK landscape.
Южный остров
Клубный дом «Моретта» строится по проекту бюро Archivista в одном из особенно зеленых районов Сочи. Команда вписала в сложный рельеф не только жилые корпуса, но и детский сад, двухуровневый паркинг, коммерческие помещения, а также благоустройство и новые пешеходны маршруты, которые делают среду района более комфортной. Статус резиденций подчеркивают дорогие облицовочные материалы, моллированное стекло и лаконичные формы.
Светлое подземелье
На Центральном вокзале в Амстердаме открылся новый терминал для пассажиров, отправляющихся в Лондон поездами Eurostar. Авторы проекта – ZJA Architects & Engineers и Superimpose Architecture.
Метро как искусство. Деконструкция
В Музее Москвы до 24 августа 2025 года работает выставка «Высоко под землей», посвященная 90-летию московского метро. Столичная подземка – больше, чем транспорт, это гигантский арт-объект, который мы ежедневно не замечаем. Главный трюк экспозиции – заставить увидеть в утилитарном самостоятельное искусство. Метро предстает как результат одержимости деталями, как коллективный труд тысяч людей, как место, где технологии скрываются за красотой.
Лаконичный образ времени
Жилой комплекс «Тайм Сквер», построенный на северном краю Петербурга, на вид лаконичнее и эффективнее, нежели его сосед и предшественник, ЖК New time. Тем не менее, рука архитектора очень даже чувствуется: темы «черного и белого», «внутри и снаружи», а, главное, «съедающей» массу пластинчатости фасадов – разыграны как по нотам. Тут вспоминаешь и классический модернизм, и так называемый «постконструктивизм».
Пей. Твори. Исследуй
Российские архитекторы уверенно расширяют географию своих проектов. Например, бюро KIDZ уже реализовало несколько проектов в Дубае и, судя по всему, не собирается останавливаться. Представляем еще одно их кафе, спроектированное для сети PIMS. В компактном пространстве авторы смогли собрать все свои фирменные приемы: сочетание контрастных материалов, нетривиальную колористику и авторские предметы мебели, создав запоминающийся микс архаики и hi-tech.
Серебряный ларец
Бюро figura A преобразило бывший бизнес-центр, построенный в начале 2000-х годов и приспособленный под апартаменты. Существующий каркас для навесного фасада подновили, а хризотилцементные панели заменили на алюминиевые листы с брашировкой, которая обеспечила световой градиент. Шахматный узор дополнили эллипсы трех размеров.
Новая жизнь в карьере
Общественный центр по проекту Snøhetta – первое завершенное здание нового района в бывшем карьере недалеко от Гётеборга; продажи квартир здесь еще даже не начались.
Сергей Кузнецов: «Мы не стремимся к единому стилю...
Некоторое время назад мы попросили у главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова комментарий по Архитектурной премии мэра Москвы: от схемы принятия решений до того, каким образом выбор премии отражает архитектурную политику. Публикуем полученные ответы, читайте.
Белый берег
По проекту бюро ISAEV Architects в небольшом башкирском городе Агидель благоустроен городской пляж на реке Белая. Площадь со сценой, инфраструктура для отдыха на свежем воздухе и безбарьерная среда сделали место точкой притяжения, которая предлагает разнообразный досуг – от мангала до вейкборда.
Лина Бо Барди и «ГЭС-2»: реконструкция
В Доме культуры «ГЭС-2» с 11 июля по 19 октября работает первая в России масштабная выставка, посвященная Лине Бо Барди (1914-1992) – бразильскому архитектору итальянского происхождения. «Если бы стены стали водой» – не столько ретроспектива, сколько попытка оживить дух Бо Барди на московской сцене, где ее идеи об общем для всех горожан пространстве и гибкости архитектурных решений звучат особенно актуально.
WAF 2025: кто в коротком списке
Всемирный фестиваль архитектуры объявил шорт-листы всех номинаций. В списки попали постройки и проекты бюро ATRIUM, TCHOBAN VOSS Architekten и Kerimov Architects – предлагаем их краткий обзор.
Средство от стресса
На волгоградской набережной появилось еще одно стильное место для комфортного времяпрепровождения с видом на реку Волгу, олицетворяющую собой течение времени и множество других зыбких понятий. Бюро Rogojnikov & Sorokin создало кальян-бар Redwood Asia, интерьер которого преисполнен чувства собственного достоинства – с небольшой толикой архитектурной иронии.
Дина Боровик: хрущёвки попадают в Рай
Молодая художница из Челябинска Дина Боровик показывает в ЦСИ Винзавод выставку, где сопоставляет пятиэтажки, «паутинки» и прочие приметы немудрящей постсоветской жизни с динозаврами. И хотя кое-где ее хрущевки напоминают инсталляцию Бродского на венецианской биеннале, страшно сказать, 2006 года, лиричность подкупает.
Верхом на холме
Вилла «Сидоний» в предместье Праги, в популярном месте отдыха и хайкинга, задумана архитекторами Stempel & Tesar как конструктивный и технологический эксперимент.
Ремикс архитектурной «классики»
Бюро E Plus Design и URBANUS/LXD Studio радикально обновили торговый комплекс в Гуанчжоу в виде старого европейского города через новое колористическое решение, устройство водных сооружений и озеленение.
Петербург Георгия Траугота
С 29 мая по 17 августа 2025 года в московском пространстве Ile Theleme проходит персональная выставка ленинградского художника Георгия Траугота. Более ста работ мастера представляют все грани творчества этого самобытного автора. Петербург Траугота – в эссе Екатерины Алиповой.
Цветок озера
Прообраз здания «театра Камала» в Казани – ледяной цветок: редкое и хрупкое природное явление озера Кабан «застыло» в крупных летящих контурах стеклянных экранов, ограждающих основной объем, формируя его силуэт и защищая витражи от солнца. Проект консорциума под руководством Wowhaus, включавшего «звезду» мировой архитектуры Kengo Kuma, победил в конкурсе 2021/2022 года, был реализован близко к исходному замыслу в короткие, очень короткие сроки. Театр открыт в начале 2025. Кэнго Кума предложил образ ледяного цветка и контрапост холодного снаружи – теплого внутри. В течение 2022–2024 Wowhaus сделали все для его воплощения, буквально-таки ночуя на площадке. Рассматриваем знаковое здание и увлекательную историю.
На берегу Лососинки
Жилой комплекс «Речка», который формируется в Петрозаводске по проекту архитектурной мастерской Евгения Таева, реагирует на соседство с речкой Лососинка и парком Ямка точечной застройкой, которая делает среду проницаемой и интегрированной в зеленый массив. Кирпич на фасадах отсылает к заводским корпусам Александровского Завода, основанного в XVIII веке.
Керамический ажур
По проекту OMA завершено строительство штаб-квартиры компании JOMOO в Сямыне на юго-восточном побережье Китая.
Энергия юности
Архитектурное бюро Better с помощью простых и бюджетных приемов предлагает концепцию обновления популярного у молодежи Новой Усмани здания 1950-х годов. Молодежный центр приобретает узнаваемый облик, дополнительные пространства для встреч и общения, а также становится потенциальной точкой преобразования городской среды.
Дюрер и бабочки
Рассматриваем одну из работ выставки «Границы видимости», которая еще открыта на Винзаводе, поближе. Объект называется актуальным для современности образом: «Сакральная геометрия», сделан из лотков для коммуникаций, которые нередко встречаются в открытом виде под потолком, с вкраплениями фрагментов гравюры Дюрера, «чтобы сбить зрителя с толку».
Башня переехала
В Выксе собрали на новом месте, на территории будущего Шухов-Парка за плотиной пруда, большую часть водонапорной «башни Шухова». Закончить обещают к осени, но подсветку уже включали. Техническое сооружение завода обещает стать одним из главных акцентов парка. Да и уже им является. За башней, размышления о судьбе которой шли с 2005 года, наблюдала Марина Игнатушко.
Модули из глины и древесины
Модульное офисное здание HORTUS по проекту Herzog & de Meuron возведено под Базелем из возобновляемых и вторично используемых материалов, а также должно за 31 год «окупить» с помощью фотоэлектрических панелей всю затраченную при строительстве энергию.
Палитра дерева
По проекту бюро Kub House на участке в поселке Николино построено несколько зданий с применением CLT-технологии. Архитекторы рассказывают о дополнительных решениях: шиндель и еловый планкен на фасадах, самоклеящаяся алюминиевая пароизоляция для герметичности здания, звукоизоляционные конструкции.