Все о Эве

Общим голосованием студентов и преподавателей лондонской школы Архитектурной ассоциации выражено недоверие директору этого ведущего мирового вуза, Эве Франк-и-Жилаберт, и отвергнут ее план развития школы на ближайшие пять лет. В ответ в управляющий совет АА поступило письмо известных практиков, теоретиков и исследователей архитектуры, называющих итог голосования результатом сексизма и предвзятости.

mainImg
UPD 14/7/2020: управляющий совет АА уволил директора школы Эву Франк-и-Жилаберт 13 июля 2020 года, так как она не смогла разработать и воплотить стратегию развития школы и сохранить доверие ее сообщества (что описано в ее трудовом договоре как ключевые обязанности директора), кроме того, в ходе переговоров после голосования 29 июня Франк была дана возможность представить совету свои планы по исправлению сложившейся ситуации, но у совета не возникло уверенности, что она и дальше сможет выполнять свои обязанности директора (заявление совета АА полностью можно прочесть здесь).

UPD 8/7/2020: опубликовано ответное письмо сотрудников АА, которые ставят в вину Эве Франк, помимо прочего, недопустимо жесткое обращение с сотрудницами.



Эва Франк-и-Жилаберт стала директором школы АА в 2018: тогда ее предпочли английскому педагогу, архитектору и урбанисту Роберту Маллу (до 2016 – директору школы, в недавнем прошлом называвшейся The Cass) и итальянскому – Пиппо Чорра.

Франк-и-Жилаберт – каталонский архитектор и куратор, училась в Делфте, Барселоне и Принстоне, в 2004 основала мастерскую OOAA (Office Of Architectural Affairs), занимавшуюся жильем и общественными пространствами, а в 2010–2018 руководила прогрессивным «форумом» Storefront for Art and Architecture в Нью-Йорке. Она известна своими радикальными идеями, немалой харизмой, умением доносить свои мысли до публики в оригинальной форме. Ее назначение было встречено осторожным оптимизмом, хорошо выраженным в статье архитектурного критика The Observer Роуэна Мура, который, описав широту ее интересов и невероятную энергию, выразил надежду, что она вдохнет в АА новую жизнь, но признал при этом, что она может оказаться для школы слишком харизматичной и необычной.

Школа Архитектурной ассоциации – тоже необычна. Ее основали в 1847 молодые архитекторы как альтернативу традиционной подготовке зодчих того времени – ученичеству в мастерской у того или иного практика, что нередко было малополезно в образовательном аспекте и связано с эксплуатацией, дурным обращением и т.д. Так АА стала первым независимым архитектурным институтом Великобритании (зарегистрирована как charity, благотворительная организация), и именно с этим связана столь демократическая процедура голосования «сообщества» учащихся и учащих по всем важнейшим вопросам. Их решение не является обязательным к исполнению для управляющего совета, но всегда учитывается. Мировая слава современной АА связана с Алвиным Боярским, директором в 1971–1990: именно он направил вуз по радикальному, экспериментальному пути, который привел туда знаменитых педагогов и студентов. Очень многие из «звезд» архитектуры наших дней прошли АА в том или ином качестве, о чем гласит и «голубая табличка» на ее здании, обозначающая его статус памятника наследия.
 
zooming
Табличка на здании школы Архитектурной ассоциации в Лондоне
Фото: Ronaldccwong via Wikimedia Commons. Фото передано в общественное достояние

При этом АА наших дней живет совсем не безоблачно: как частному вузу ей не приходится рассчитывать на поддержку государства, поэтому обучение там совсем не дешево, что значительно ограничивает доступ к нему. Лишь в октябре прошлого года, впервые за всю историю, вуз был аккредитован, то есть получил право выдавать собственные дипломы государственного образца – по программам бакалавриата и магистратуры. До того эти программы подтверждались Королевским институтом британских архитекторов (RIBA) и Советом по регистрации архитекторов (ARB), но отсутствие государственной аккредитации затрудняло получение грантов и субсидий студентам, а иностранным выпускникам было сложно обосновать свою степень бакалавра или магистра на родине. В ситуации Брэкзита необходимость в аккредитации была особенно острой: ужесточение миграционного режима помешало бы зарубежным студентам получить визу, а иностранцы важны для полноценного развития школы, не говоря уже об их вкладе в ее бюджет.

Процесс аккредитации начал предшественник Франк, Бретт Стил, который покинул свой пост в 2017, и при временном руководстве АА в целях экономии был закрыт влиятельный журнал AA Files (позже восстановленный) и проведено увольнение сотрудников – несмотря на протесты членов Архитектурной ассоциации, включая Рема Колхаса, Ричарда Роджерса, Дэвида Аджайе.
 
Эва Франк в 2013 году
Фото: IAC Online via Wikimedia Commons. Лицензия Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported

Эва Франк вступила в должность два года назад, 1 июля 2018-го, а 29 июня 2020 года около 900 из 1300 студентов и преподавателей приняли участие в онлайн-голосовании, в результате которого ей было выражено недоверие и отвергнут ее пятилетний план развития школы. План отклонило 80% проголосовавших, недоверие высказали с малым перевесом: 52%.

Неприятие плана основано на пренебрежении Франк двумя важнейшими проблемами: Брэкзитом и Covid-19, очень сильно влияющими на британские вузы. С недоверием к директору – сложнее, в комментариях нынешних и бывших студентов и преподавателей среди причин называют растущую плату за обучение при отсутствии грантовых программ для социально незащищенных студентов, понижение зарплаты преподавателям, недостаточное внимание Эвы Франк к нуждам учащихся и педагогов (граничащее с попытками заставить критиков из их числа замолчать) и ее чрезмерный «само-пиар», сказывавшийся на благополучии школы… Довод в ее пользу – что именно при Франк была получена государственная аккредитация – оспаривается тем, что шестилетний процесс был начат Стилом, а продолжен и завершен – отвечающими за это сотрудниками АА, а вовсе не руководительницей института.

Но едва ли не большее возмущение, чем любые недостатки и ошибки Эвы Франк, вызвало в сообществе АА открытое письмо в защиту директрисы, направленное в совет АА. Оно появилось уже 30 июня, а на данный момент под ним – 174 подписи. Абсолютное большинство поддержавших это обращение не учились и не преподавали в АА, о чем они прямо заявляют, но зато среди них многие сотрудничали с Франк в том или ином качестве и остались этим сотрудничеством очень довольны. Там много громких имен людей, известных широтой взглядов и радикальным подходом к профессии: исследователи Беатрис Коломина, Марк Уигли, Энтони Видлер, все три партнера Diller Scofidio + Renfro, Бенедетта Тальябуэ, Иван Баан, некоторые бывшие и нынешние партнеры OMA, Алехандро Саэро-Поло, руководители и профессора многих знаменитых архитектурных и художественных вузов.

Но смысл не в перечне имен, а тексте письма, в котором голосовавшие против смело обвиняются в сексизме и предвзятости, так как Франк – «вдохновляющий лидер», честный и цельный человек, «неутомимая интеллектуалка», преданная архитектурной педагогике, к тому же женщины на руководящих постах всегда оцениваются строже, чем мужчины. Несмотря на уверения в собственной неосведомленности, авторы письма описывают голосование как поспешно и неудачно организованное во время карантина и антирасистских волнений, когда люди часто расстроены и взволнованы, а также проведенное тогда, когда вне Европы наступила ночь.

Учащиеся АА делятся по гендерному признаку примерно поровну, как и во всей Британии, и обвинение в сексизме задело многих студенток, голосовавших против Франк. Естественное возмущение вызвал и высокомерный тон письма. Интересной деталью остается то, что еще в 2019 в редакцию еженедельника Architects' Journal поступило анонимное письмо, якобы подписанное 161 студентом и преподавателем АА: они описывали ситуацию, где теория в учебном курсе довлеет над проектированием с плачевным последствиями для обоих, а определенные методы и подходы считаются оптимальными в ущерб всем остальными.

Совет АА обещал учесть доводы письма от 30 июня 2020 и результаты голосования при принятии решения, но, каким бы оно ни было, кажется грустным, что один из лучших архитектурных институтов мира находится в кризисе, из которого Франк (пока) не смогла его вывести. Очевидно, ее быстрый ум, оригинальное мышление, энергия и харизма подкупили отборочный комитет, желавший перемен и потому возложивший на нее такие большие надежды, несмотря на ее сравнительную молодость (она родилась в 1978) и недостаток управленческого опыта (ее предыдущее место работы, Storefront – очень небольшая организация).

Еще это говорит о большом дефиците талантливых и знающих руководителей архитектурных вузов, с которым столкнулось даже такое легендарное учреждение, как АА. Остается лишь рассчитывать на внутреннюю крепость школы Архитектурной ассоциации, которая сможет пережить и этот кризис, отреагирует на запрос своего сообщества и, может быть, предложит при этом выход из тупика и для других институтов – не только архитектурных.

07 Июля 2020

Дом-диплом
Студенты-магистры Каталонского института прогрессивной архитектуры (IAAC) в качестве дипломной работы спроектировали и реализовали павильон из инженерного дерева для наблюдения за фауной в барселонском природном парке Кольсерола.
Внезапный вызов к доске
Королевский институт британских архитекторов (RIBA) представил программу развития «Путь вперед», предполагающий переаттестацию его членов каждые пять лет и изменения в программе сертифицированных им вузов в пользу технических дисциплин. Причины – итоги расследования катастрофического пожара в лондонской жилой башне Grenfell и «климатическая ЧС».
МАРХИ-2019: 10 проектов на тему «Школа»
Школа для детей с инвалидностью, воспитательная колония для малолетних преступников, интернат для детей-сирот – студенты МАРХИ создают новый образ современного образования.
Образовательный заплыв в центре города
Прошедшим летом Плавучий университет в Берлине по проекту коллектива raumlaborberlin стал площадкой для дискуссий и экспериментов на тему городов, переживающих бурную трансформацию. Этот необычный кампус – в фотографиях Дениса Есакова.
Технологии и материалы
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сейчас на главной
Городская экстрим-станция
Дипломный проект бакалавра ВГТУ Елизаветы Нагиной под названием «ВОГРЭС – Воронежская городская экстрим-станция» предлагает свежий взгляд на развитие левого берега Воронежского водохранилища: автор сочетает креативную, спортивную и досуговую функцию с уличной культурой и памятью места.
Интерьер для нового формата образования
Проект нового корпуса ТЮМГУ был сделан до пандемии, а затем переработан для новых требований: университет перешел на систему «2+2+2», без разделения на группы и потоки, а с индивидуальными программами. Изменения удалось ввести очень быстро, в начале строительства. Сейчас корпус готов, рассмотрим его.
Бродский в кубе
Посмотрели на инсталляцию Александра Бродского IDEA FISSA в выставочном зале музея Иосифа Бродского. Она развивает тему предшествующего объекта, недавно показанного в Милане: там был форум, тут канал; и апеллирует к стихотворению Иосифа Бродского о Флоренции. Хотя на вид – как есть Венеция. Если его правильно, последовательно смотреть, объект вызывает закономерную ах-кульминацию. Но еще интересны хищные птички, шагающие по промышленному городу, в коридорчике справа. Если идете туда, надо коридорчик не пропустить.
«Слово и камень» №3
Альманах современного церковного искусства – издание с аскетическим дизайном и пространными текстами, в том числе со множеством интервью – вышел в третий раз. Новая книжка самая объемная. Пролистали, показываем оглавление и редакционную статью.
Феномен «чистой» архитектуры: читая книгу Карена...
Ученик Юрия Волчка Алексей Воробьев рассматривает книгу, написанную о знаменитом архитекторе-модернисте Джиме Торосяне учеником Торосяна Кареном Бальяном; и вышедшую недавно в издательстве TATLIN. Рецензия получилась прочувствованной, подробной – превратилась в эссе, где подзаголовок книги – Maestro di bellezza – становится отправной точкой для размышлений о красоте и ее преобразующей роли, со ссылками на Умберто Эко и Владимира Соловьева. Такая рецензия – сама по себе размышление о судьбе профессии архитектора.
Продолжение памятника
Библиотека в немецком Брюле примыкает к отреставрированной исторической ратуше. Бюро JSWD, занимавшееся обоими проектами, подобрало для внешней отделки новой части особым образом обработанный кирпич песочного цвета, выложив им даже крыши.
Национальный музей: яркий
Рассматриваем проект Национального музея Бурятии в Улан-Удэ, который недавно прошел экспертизу. Сравниваем с музеями Жана Нувеля, пробуем выявить направление. Получается, что это направление здания-монеты, восходящее к домам-паровозам авангарда, но далеко от них ушедшее, на один из дальних полюсов современной культуры.
«Где трепещут осины…»
Дизайнеры бюро Archpoint переосмыслили интерьер ресторана Lesnoy в фудмолле «Депо» на Лесной улице в Москве для команды AgalarovRest и Future Group. Общая атмосфера и тематические элементы интерьера в сочетании с ироничными арт-объектами изобретательно переводят на язык дизайна ассоциативный ряд, рождающийся у любого человека, услышавшего название ресторана и одноименной улицы.
Соцсети на службе городского планирования
Социальные сети давно перестали быть только платформой для общения, но превратились в инструмент бизнеса, образования, маркетинга и даже развития городов. С их помощью можно находить точки роста и скрытый потенциал территорий. Яркий пример – исследование агентства Digital Guru о туристических возможностях Автозаводского района Тольятти.
Капля крови
На стенде Москвы на ПМЭФ был показан – в формате инсталляции – проект нового корпуса НИИ Скорой помощи имени Склифосовского, в просторечии Склиф. Изучаем, строим гипотезы и предположения, рассматриваем аналогии.
Пентхаусы и закомары
Проект жилого комплекса, подготовленный бюро ASADOV для делового квартала «Красная Роза», реагирует на соседство с памятниками XVII века: палатами Хамовного двора и Никольской церковью, а также на необходимость включить ценные фасады доходного дома в духе а-ля рюс. Архитекторы предложили разновысотные секции, фасады которых включают отсылки к элементам церковной архитектуры. Но мы различили и другие коннотации.
Памяти Леона Крие
Ушел из жизни Леон Крие – выдающийся люксембургский архитектор, градостроитель и мыслитель (7 апреля 1946 – 17 июня 2025).
На два укуса
В деловом центре Ванкувера построена жилая башня 1550 Alberni по проекту Кэнго Кумы. Она тактично отклоняется от красной линии, сохраняя важные городские виды.
Сны рыбака
Команда дизайн-бюро Finoarte разработала интерьер ресторана премиум-класса Barca, расположенного в районе Левашовского хлебозавода – нового культурно-делового пространства в Санкт-Петербурге.
ГЭС на Нерли
Бюро amor в соавторстве с датчанами из Mette Lange Architects приспособило бывшую гидроэлектростанцию под Суздалем для летней площадки проекта МИРА центр, сохранив элегическое настроение руины. Новую кровлю, которая защищает уцелевшие кирпичные стены, держит независимая металлическая конструкция, а в отделке используются простые материалы – сосна и фанера. Конструктивные решения выполнены при участии мастерской деревянной архитектуры Евгения Макаренко.
Архитектурное наследие 2025: итоги
В начале июня в Рязани прошел Всероссийский фестиваль «Архитектурное наследие». Фестиваль включал деловую, экспозиционную и конкурсную программы. Были подведены итоги четырех смотров-конкурсов и конкурса на лучшее печатное издание об архитектурном наследии. Рассказываем о победителях.
Сплетение нитей
V Триеннале текстильного искусства и современного гобелена проходит в Хлебном доме музея-заповедника «Царицыно». Работая над дизайном экспозиции, бюро PSCulture вдохновлялось наследием художницы по текстилю Гунты Штельцль, которая сделала ткацкую мастерскую востребованным отделением Баухауса.
На Марс летит Франциск Ассизский
Кураторская экспозиция XIX Венецианской архитектурной биеннале дает ощущение, что мир вот-вот шагнет в новую эпоху, и даже есть надежда, что это будут не темные века. Предлагаем обзор идей и концепций, которые могут изменить нашу реальность до неузнаваемости: декарбонизирующие города, построенные для человека и других видов, орбитальные теплицы, биопатина и бикерамика, растительные архивы – все это очень близко.
Слобода 2.0
Мастерская sp architect разработала для малоэтажного жилого района Мурома концепцию застройки, которая включает такие типологии как «изба», «амбар» и «башня». Разновысотные дома формируют пять кварталов с приватными двориками и палисадниками, а скатные кровли и кирпич дополняют образ уютного городка.
Городок-сороконожка
Лицейский городок, спроектированный архитекторами ATRIUM на берегу заповедного озера орнитологического заповедника Имеретинской низменности, – новый и ответственный для авторов опыт работы с образовательным объектом: это не просто школа, а Президентский лицей для всестороннего развития одаренных детей на 2500 учеников от 3-летнего возраста до старшей школы, и новый общественный центр для всей территории Сириус. Разбираемся в структуре и архитектуре «лицейского городка».
Московский K-pop
Магазин корейской косметики Hollyshop от Sinitsa Buro предлагает посетителям окунуться не только в широкий ассортимент средств для здоровья и красоты, но и в K-pop эстетику, слегка адаптированную с учетом московских трендов.
«Коллизии модернизма и ориентализма»
К выходу в издательской программе Музея «Гараж» книги о Ташкенте, уже 4-м справочнике-путеводителе из серии о советском модернизме, мы поговорили с его авторами, Борисом Чуховичем, Ольгой Казаковой и Ольгой Алексеенко, о проделанной ими работе, впечатлениях и размышлениях.
В поисках стиля: паттерны и гибриды
Специально для Арх Москвы под кураторством Ильи Мукосея и по методике Марата Невлютова и Елены Борисовой студенты первых курсов МАРШ провели исследование «нового московского стиля». Результатом стала группа иконок – узнаваемых признаков, карта их распространенности и два вывода. Во-первых, ни один из выявленных признаков ни в одной постройке не встречается по одиночке, а только в «гибридах». Во-вторых, пользоваться суммой представленных наблюдений как готовым «определителем» нельзя, а вот началом для дискуссии она может стать. Публикуем исследование. Заодно призываем к началу дискуссии. Что он все-таки такое, новый московский стиль? И стиль ли?
Эллипс на арках
Бюро Matveev_archgroup получило почетное упоминание в конкурсе на гастрономический и культурный центр во Флоренции. Архитекторы взяли за основу мотив из арок, усилив его инверсиями – перевернутыми элементами. Интеграции в историческую среду способствуют полупрозрачные материалы, колористика и проницаемость, а также сохранение структуры и функции площади, где предполагается разместить здание.
Волны на фасаде
Проект выставочного комплекса для агропромышленного комплекса в Биньчжоу – попытка сделать экспо-центр полноценной частью города. Архитекторы – проектный институт Чжэцзянского университета (UAD).