23.10.2017

Дом парящий

В рамках проекта «101-й километр – Далее везде» Пушкинский дом открыл в Лондоне павильон Александра Бродского. Это первая работа Бродского в Лондоне.

информация:

Павильон проекта «101-й километр – Далее везде». Александр Бродский, Блумсбери-сквер, Лондон, 2017. Фотография © Юрий Пальмин
Павильон проекта «101-й километр – Далее везде». Александр Бродский, Блумсбери-сквер, Лондон, 2017. Фотография © Юрий Пальмин

Для павильона, посвященного русским поэтам-эмигрантам, Пушкинский дом в Лондоне не мог бы выбрать автора более подходящего, чем Александр Бродский. Все его инсталляции совершенно далеки от строительства и близки к поэзии – тонкой, ностальгической и тихой, непафосной – что хочется разместить их где-то на полюсе ультра-спектра. Вот, на одном полюсе купечески-успешный, панельно-толстопузый стройкомплекс, на другом – молчаливая поэзия сарая и барака, растрескивания, умирания. Архитектура поиска темы и смысла, причем такого поиска, когда найденное не заявляют, а вроде бы прячут обратно, внутрь неяркой образности. Кажется, что строительное в инсталляциях Бродского намеренно уничтожается, истирается, как старый коврик, подвергается аскезе сарая: минимум материалов, цвета. Формы тоже впрочем, минимум, самый такой, едва-прожиточный. Словом, поэзия актуальной внутренней эмиграции, сейчас и тогда, так что Бродский здесь подходит во всех смыслах.

Проект Пушкинского дома «101-й километр – Далее везде» посвящен творчеству русских поэтов-эмигрантов и столетию Октябрьской революции (интересно, ее еще не запретили называть переворотом?). Так забавно, что в Москве ее совсем не отмечают, видно стесняются, а в Лондоне – уже, можно сказать, отметили. Проект состоит из выставки фотографий сегодняшних художников-эмигрантов из России, лекций, чтений, кинопоказов и концертов, которые пройдут в Пушкинском доме на Блумсбери сквер. И павильона в парке рядом.
Павильон проекта «101-й километр – Далее везде». Александр Бродский, Блумсбери-сквер, Лондон, 2017. Фотография © Юрий Пальмин
Павильон проекта «101-й километр – Далее везде». Александр Бродский, Блумсбери-сквер, Лондон, 2017. Фотография © Юрий Пальмин

В павильоне показывают стихи – что само по себе не очень типично для выставки. Впрочем, павильон не выставка, – уточняют кураторы, а цельная инсталляция. К фанерным стенам прищепками прикреплены листочки со стихами Мандельштама, Цветаевой, Ходасевича, Пастернака, Иосифа Бродского – речь как об изгнанных, так и об убитых поэтах; на листки светят небольшие лампы. На торцевую стену проецируют видео железнодорожного полотна. Согласно сюжету павильон – метафора вагона, который едет за 101 километр, ближе которого неблагонадежным гражданам запрещено было приближаться к столицам, и «далее везде», цитируя объявления в электричках. Некий вагон, внутри похожий на теплушку, едет за 101 километр, и – далее везде – приземляется в Лондоне. Хотя на самом деле никуда не едет и снаружи больше похож не на вагон – даже попытки добиться сходства с вагоном тут нет, а на сарай или барак, приподнятый на тонких ножках металлического каркаса на высоту около метра, и снаружи обитый вертикальными рейками, которые как будто прижимают толь, но толя нет, вместо него крашеная прозрачно-черной краской фанера.
Павильон проекта «101-й километр – Далее везде». Александр Бродский, Блумсбери-сквер, Лондон, 2017. Фотография © Юрий Пальмин
Павильон проекта «101-й километр – Далее везде». Александр Бродский, Блумсбери-сквер, Лондон, 2017. Фотография © Юрий Пальмин
Павильон проекта «101-й километр – Далее везде». Александр Бродский, Блумсбери-сквер, Лондон, 2017. Фотография © Юрий Пальмин
Павильон проекта «101-й километр – Далее везде». Александр Бродский, Блумсбери-сквер, Лондон, 2017. Фотография © Юрий Пальмин

Входа и выхода здесь нет, вот что. То есть нет дверей, войти и выйти можно снизу, сильно пригнувшись, что неудобно. Это распространенный экспозиционный прием современности, он позволяет изолировать зрителя от реальности и сосредоточить все чувства на том, что внутри, попутно обеспечивая небольшую зарядку. Все знают и привыкли, никто не удивляется, что в павильон приходится пролезать. Но здесь не так, как везде – бывает, что прием используют произвольно, здесь же отсутствие проявленного вовне входа-выхода принимает на себя мощную метафорическую нагрузку из разряда метрошного «нет выхода». Оно и глубина эмиграции, не столь внешней, сколько внутренней замкнутости гонимых поэтов, и отсутствие выхода как такового. Попасть в репрессивный механизм легко, и не всегда ясно, где у него вход – почему? – взял и попал, потому что не свой. Ни там, ни здесь не свой. И получается некий парящий, едва касаясь земли, дом, на дом-то похожий лишь общими очертаниями. Без корней, без пресловутого plot, так, приземлился, и может еще куда-нибудь улететь вместе со своим эфемерным словесным содержимым. Ночью, когда внутренние лампы высвечивают прямоугольник под павильоном, эффект парения усиливается.
Павильон проекта «101-й километр – Далее везде». Александр Бродский, Блумсбери-сквер, Лондон, 2017. Фотография © Юрий Пальмин
Павильон проекта «101-й километр – Далее везде». Александр Бродский, Блумсбери-сквер, Лондон, 2017. Фотография © Юрий Пальмин

И еще: если смотреть издали, то возникает ощущение, что все эти люди читающие там, внутри стихи, несут этот дом на своих плечах, как улитка свой панцирь. Это груз: стихи, эмиграция – тяжесть, которую поэты вынесли на своих плечах. Да и продолжают, впрочем.
Павильон проекта «101-й километр – Далее везде». Александр Бродский, Блумсбери-сквер, Лондон, 2017. Фотография © Юрий Пальмин
Павильон проекта «101-й километр – Далее везде». Александр Бродский, Блумсбери-сквер, Лондон, 2017. Фотография © Юрий Пальмин
Павильон проекта «101-й километр – Далее везде». Александр Бродский, Блумсбери-сквер, Лондон, 2017. Фотография © Юрий Пальмин
Павильон проекта «101-й километр – Далее везде». Александр Бродский, Блумсбери-сквер, Лондон, 2017. Фотография © Юрий Пальмин

comments powered by HyperComments

последние новости ленты:

Проект из каталога (случайный выбор):

Центр музыки Experience Music Project
Фрэнк Гери, 1998 – 2000
Центр музыки Experience Music Project

Другие новости (зарубежные):

Проект из каталога (случайный выбор):

Музей «Сумайя»
Фернандо Ромеро, – 2011
Музей «Сумайя»

Технологии:

11.09.2019

«Тихий рассвет» – цвет года по версии AkzoNobel

Созданный по итогам масштабных исследований цветовых трендов, проводящихся экспертами со всего мира, этот цвет призван запечатлеть суть того, что делает нас более человечными на заре нового десятилетия.
AkzoNobel , Dulux
10.09.2019

Разреши себе творить

Бренд DULUX выпустил новую линейку инновационных красок «Легко обновить». В нее вошло всего три продукта, но с их помощью можно преобразить весь дом или квартиру самостоятельно и всего за несколько часов.
Dulux
03.09.2019

Когда отель становится достопримечательностью…

Отель GF Victoria в городе Адехе на юге острова Тенерифе стал местной достопримечательностью благодаря трехступенчатой покрытой растительностью крыше.
Компания «ЦинКо РУС» («ZinCo»)
28.08.2019

Архитекторы из Томска создали мультикомфорт на международном конкурсе

По итогам международного архитектурного конкурса «Мультикомфорт от Сен-Гобен» проект российских студентов был отмечен специальным призом. Россия участвует в мероприятии в 8-й раз, но награду получила впервые. Рассказываем, как команде из Томска удалось реализовать концепцию мультикомфортного жилья и чем важен этот конкурс.
другие статьи