Илья Мукосей: «На макроуровне мы формируем идентичность района»

Партнер студии ПланАР – о благоустройстве жилых дворов, приемах, элементах, нормативах и образцах.

mainImg
Студия ПланАР основана Наталией Воиновой в 2003 году, Илья Мукосей стал еe партнером в 2009. ПланАР много работает с благоустройством общественных пространств, начав в 2010 с проекта территории ЖК «Марфино», где архитекторы предложили обозначить дворы крупного панельного массива фигурами экзотических животных, связав с ними внутреннюю навигацию и самоидентификацию жителей. Проект был реализован, его часть – деревянные беседки на бульваре – отмечены премией АрхиWOOD, что, в свою очередь, принесло ПланАРу славу специалистов в области работы с ландшафтом жилых дворов и благоустройством городских пространств. Они одними из первых установили во дворах продвинутые импортные детские площадки и ввели моду на разноцветные яркие покрытия, которые теперь в Москве мы видим повсюду. У них даже анализ нормативных ограничений превращается в декоративное панно, эволюционируя затем в панно под ногами, видимое со спутника.
UP-квартал «Новое Тушино». (Московская область, городской округ Красногорск, деревня Путилково). Детская площадка. Фотография © ПланАР
UP-квартал «Западное Кунцево» (Московская область, Одинцовский район, с.Ромашково), концепция благоустройства, анализ нормативных ограничений, фрагмент © ПланАР

Среди проектов ПланАРа в области благоустройства около десяти разработаны для жилых комплексов девелоперской компании ФСК «Лидер» – об этой группе работ мы и говорим с Ильей Мукосеем.

Юлия Тарабарина, Архи.ру:
– Я слышала, что с частным заказчиком работать легче, чем с государственным. Почему?

Илья Мукосей, ПланАР: 
– По моему ощущению – частный, не связанный с государством девелопер, как правило, лучше знает, что ему нужно, знает свою целевую аудиторию. Он более персонифицирован – при необходимости можно встретиться с представителем компании, принимающим ответственные решения, и переубедить его, или лучше понять его позицию. Чиновник, представляющий государственного заказчика, имеет гораздо меньше полномочий. При работе с госзаказом часто случаются авралы, это работа в режиме постоянного стресса: существенные поправки в проекте могут потребоваться в последний момент, потому что тебе о чем-то забыли сказать или что-то неожиданно поменялось. Или наоборот – в самом начале внезапно требуют показать какому-нибудь начальнику рендеры, которых еще нет… К тому же работать приходится без аванса. Наоборот, вначале ты платишь государству, внося средства для обеспечения заявки на торгах, и тем самым доказывая, что ты надежный поставщик услуг. В лучшем случае все, что можно получить от такой работы – это слава, да и то если повезет.

– В благоустройстве жилых комплексов много технической работы. Что остается для творчества?

– В архитектуре в принципе много технической работы. Проектируя благоустройство, мы прежде всего на макроуровне придумываем прием, который помогает сформировать идентичность места. Мы часто работаем в окраинных районах, где дома строятся на месте промзон или пустырей. Там нужно создавать «дух места» с нуля. Если пустить процесс на самотек, то этот дух появится нескоро. Иногда мы предлагаем тему, иногда, напротив, следуем за предложением маркетологов и работаем вместе с ними – в этом случае мы признательны, что к нашим идеям прислушиваются.

Ну а на микроуровне наша работа – декораторство. Придумываем, как раскрасить фасады технических сооружений и детские площадки, как расставить на этих площадках элементы, какие посадить растения. Конечно, места для маневра не всегда много, не все и не везде можно разместить. На микроуровне нужно также ориентироваться и на архитектуру зданий, если, конечно, речь не идет о панельной застройке, но это – дело прошлое.

– А как насчет отклика на уже сложившуюся идентичность места? Об этом написано в credo вашего бюро…

– Пожалуй, самый характерный пример такой работы – нереализованная концепция, которую мы делали по заказу Мосгорпарка для Парка Победы. Парк чрезмерно ориентирован на монозадачу – пропаганду патриотизма. Нашей целью было функциональное перепрограммирование территории, поэтому мы делали детальное исследование: фотофиксацию ежедневной жизни парка, опросы людей, которые живут рядом с ним давно и хорошо знают местные условия. Другой пример – концепция благоустройства территории вокруг кинотеатра «Родина», выполненная по заказу ADG Group. Здесь пришлось изучить историю развития района, порыться в старых чертежах и фотографиях. Но такой насыщенный бэкграунд в нашей практике встречается не слишком часто.

– Ваш проект благоустройства обнинского UP-квартала «Олимп» продолжает его архитектуру. Как часто удается применить такой подход?

– На наш взгляд, у этого жилого комплекса очень симпатичные фасады. Кроме того, в его названии не было сильной маркетинговой составляющей: просто рядом расположен бассейн «Олимп», в котором тренируется российская сборная по плаванию. Поэтому можно было отталкиваться от архитектуры, не особенно думая о названии.
UP-квартал «Олимп» (Калужская область, Обнинск, просп. Ленина), концепция. Раскладка плитки у подъездов двора и сопоставление с фасадом © ПланАР

В некоторых других проектах, когда фасады зданий относительно нейтральны, нужна яркая тема для того, чтобы их «оживить». Третий вариант – если перед нами стоит определенная маркетинговая задача, необходимость развить заданный сюжет. К примеру название ЖК «Поколение» на Сигнальном проезде задавало ностальгическую тему, которая была нами проявлена в архитектуре беседок, графике бульваров, а также в изображениях спутников и ракет на детских площадках.
ЖК «Поколение» (Москва, Сигнальный проезд, 5). Концепция благоустройства © ПланАР
ЖК «Поколение». (Москва, Сигнальный проезд, 5). Концепция благоустройства. Беседка © ПланАР

В UP-квартале «Сколковский» в Одинцово, названном так из-за близости к одноименному иннограду, в основу проектной графики мы положили образ штрих-кода, который стал сквозной темой для всей территории, и микросхем, линии которых обозначают «игровые маршруты», соединяющие элементы детских площадок, рассчитанные на определенный возраст.
UP-квартал «Сколковский» (Московская область, Одинцово, ул.Чистяковой), концепция благоустройства. Базовая схема © ПланАР
UP-квартал «Сколковский», концепция благоустройства, фрагмент с «игровыми маршрутами» © ПланАР
UP-квартал «Сколковский» © ПланАР

– Фирменный прием ПланАРа – крупные цветные животные, символы дворов и подъездов, основа навигации. В вашем первом проекте «Марфино» они были скульптурами, потом стали цветными рисунками на земле… Они определяют ваш почерк? 

– На самом деле добровольно к этой теме мы обращались лишь дважды. После «Марфино» мы понимали, что буквально повторять историю с фигурами животных нельзя. Следующим проектом был ЖК «Головино», территорию которого мы трактовали как дерево с ветвями-дорожками и листьями-площадками. Целиком это можно воспринять с верхних этажей, но прием читается и с земли, благодаря извилистости «ветвей» и относительно небольшому размеру «листьев». Прогуливающийся взрослый или играющий ребенок может представить себя муравьем или гусеницей на гигантском дереве. Уже в процессе реализации мы отчетливо увидели свое дерево на спутниковой съемке, и это нас очень впечатлило.
ЖК «Головино», спутниковая съемка / изображение © CNES / Airbus 2017. Картографические данные © Google 2017

Поэтому в одном из следующих проектов мы решили специально сделать рисунок, который воспринимался бы со спутника. Ведь это неплохо и для рекламы: район, который можно безошибочно узнать даже из космоса. Для проекта UP-квартала «Новое Тушино» в подмосковном Путилкове мы взяли в качестве прообраза знаменитые рисунки в перуанской пустыне Наска. В результате их изучения появились плоские изображения на детских площадках – ящерица, черепаха, птица, лягушка, рыба. Идея понравилась заказчикам, так что потом в Петербурге, в UP-квартале «Светлановский» нас уже настойчиво просили нарисовать зверей. Сами мы первоначально этого не планировали.
UP-квартал «Новое Тушино», концепция благоустройства, раскладка плоскостных изображений во дворах © ПланАР
UP-квартал «Новое Тушино», концепция благоустройства, формообразование плоскостных изображений во дворах © ПланАР
UP-квартал «Новое Тушино». (Московская область, городской округ Красногорск, деревня Путилково). Детская площадка. Изображение © ФСК «Лидер»
UP-квартал «Новое Тушино». (Московская область, городской округ Красногорск, деревня Путилково). Детская площадка. Изображение © ФСК «Лидер»
UP-квартал «Новое Тушино». (Московская область, городской округ Красногорск, деревня Путилково). Детская площадка. Фотография © ПланАР
UP-квартал «Новое Тушино», концепция благоустройства, решения по навигации © ПланАР
UP-квартал «Новое Тушино», концепция благоустройства. Применение камуфляжа Dazzle для оформления инженерных сооружений и заборов © ПланАР
UP-квартал «Светлановский» (Ленинградская область, Всеволожский район, пос.Бугры), концепция, раскраска площадок © ПланАР

– В случае с домом «Дыхание» – согласовывали ли вы свои ландшафтные разработки с авторами интерьеров общественных зон – YOO inspired by Stark – или работали автономно?

– Все уличные решения полностью наши, YOO мы их не показывали. Но, поскольку мы занимались детализацией эскизов YOO для интерьеров и террас на эксплуатируемых кровлях – успели вжиться.

Если говорить о благоустройстве, в образном плане мы попытались сделать некоторые отсылки к Старку. Это относится, в первую очередь, к деревянной беседке с золотыми опорами. С эскизами YOO для эксплуатируемых кровель наше благоустройство сближено за счет большого количества дерева в отделке уличных объектов. Впрочем, из противопожарных соображений во многих случаях дерево пришлось заменить другими материалами. В частности, объем въезда в парковку, кровлю которого мы превратили в систему ярусов-террас, отделан панелями из стеклофибробетона, отлитыми в деревянной опалубке.
 
Дом премиум-класса «Дыхание» (Москва, Дмитровское ш.,13). Детская площадка и беседка. Фотография предоставлена ФСК «Лидер»
Дом премиум-класса «Дыхание». Детская площадка и беседка. Фотография предоставлена ФСК «Лидер»
Дом премиум-класса «Дыхание». Терраса на кровле въезда в подземную парковку. Архитекторы ПланАР, Изображение предоставлено ФСК «Лидер»
Дом премиум-класса «Дыхание». Патио на кровле въезда в подземную парковку. Архитекторы ПланАР, фотография © ПланАР

– Как часто эксплуатируемые кровли встречаются в проектах?

– На крышах домов – нечасто. В проектах элитного класса, как, к примеру, в «Дыхании», это иногда получается, а в эконом-классе, как правило, нет. Террасы на крышах высотных зданий сложно согласовать с МЧС, да и в принципе не всегда стоит собирать людей на крыше. В «Дыхании» этот прием сработал как дополнительная приманка для покупателей квартир, но в «экономе» он, судя по всему, себя не окупает.

С другой стороны, в новостройках, с которыми мы работаем, почти в каждом дворе зарыта подземная стоянка – технически это тоже эксплуатируемая кровля, так что их больше, чем кажется. Работа с дворами над парковкой во многом подобна работе с благоустройством крыш. В частности, мало где можно посадить деревья, ведь для этого требуется большой слой земли – метра полтора в среднем.

– Отсюда искусственные деревья в UP-квартале «Западное Кунцево»?

– Именно. Там главный бульвар расположен на кровле подземной парковки. Чтобы сформировать бульвар, нужны деревья, а полуметровый слой земли над парковкой позволял посадить только кустарники. Да и вообще на территории было мало места для посадки деревьев – из-за большого количества сетей. Чтобы смягчить эту проблему, мы предложили аллеи-берсо с волнистым силуэтом, напоминающие группы деревьев, а также расставили навигационные знаки-деревья.
Дом премиум-класса «Дыхание». Детская площадка. Архитекторы ПланАР, иллюстрация предоставлена ФСК «Лидер»
UP-квартал «Западное Кунцево», Одинцовский район. Концепция навигации © ПланАР

– Насколько сложно и дорого интегрировать в проекты крупные аттрактивные элементы: амфитеатры, двухъярусные беседки или более сложные вещи для активного отдыха, такие как роллердром и скалодром?

– Не сказал бы, что это зависит от класса недвижимости, к тому же вложения требуются не слишком большие, в сравнении с положительным эффектом для территории, который, в свою очередь, приводит к повышению продаж.

Большинство «аттракционов» возникают как отклик на естественный или искусственный рельеф, или на различные вспомогательные сооружения, особенно на парковки. К примеру, после амфитеатров в «Западном Кунцеве», созданных над въездами в паркинг, нас попросили поработать с аналогичными сооружениями в «Новом Тушине» – так появились солярии. А скалодром в ЖК «М-House» возник там, где парковка выступила из земли.
 
UP-квартал«Западное Кунцево», Одинцовский район. Концепция благоустройства © ПланАР
UP-квартал «Западное Кунцево», вид с амфитеатра. Благоустройство: архитекторы ПланАР, фотография предоставлена ФСК «Лидер»
UP-квартал «Западное Кунцево», Одинцовский район. Концепция благоустройства. Амфитеатр на кровле подземной парковки © ПланАР
UP-квартал «Западное Кунцево», Одинцовский район. Концепция благоустройства. Роллердром © ПланАР
UP-квартал «Олимп», Обнинск. Концепция благоустройства. Беседка и амфитеатр © ПланАР

«M-House» – любопытный проект: дом расположен прямо у метро, в его первом этаже с внешней стороны – магазины, доступ к которым должен быть свободным. В этой зоне, со стороны Варшавского шоссе, мы разместили «спортивное ядро» с единой оградой, внутри которой – роллердром, тренажеры, волейбольная и баскетбольная площадки. Беговая дорожка опоясывает «ядро» по кругу. В течение дня спортивная зона открыта для всех желающих, а в 22:00 служба эксплуатации запирает её до утра, так что шум от мячей и колес не мешает жильцам спать. При этом доступ к магазинам и пешеходный транзит через территорию остаются открытыми. Все это, в известной степени, помогает примирить окрестных жителей с появлением нового дома.
UP-квартал «Западное Кунцево», Одинцовский район. Концепция благоустройства. Беседки © ПланАР

Наличие в проектах необычных элементов, – того, чего нет у других – один из основных способов увеличить привлекательность жилья. В ФСК «Лидер» это хорошо понимают.

– Каких производителей оборудования для детских площадок вы предпочитаете?

– В Москве представлено несколько крупных международных производителей. Их предложения очень разнообразны, а цены – приблизительно на одном уровне. Когда-то, в Марфино, мы оказались первыми, кто установил датские площадки Kompan на общедоступной территории. Теперь они часто встречаются в Москве, и некоторым застройщикам уже кажутся «обычными», так что они просят нас поставить что-то другое, хотя и у Kompan регулярно появляются новые продукты в каталоге. Мы стараемся использовать изделия разных фирм примерно поровну, и приглашать, в рамках одного большого комплекса, таких производителей как Lappset, Hags, Proludic, Eibe, упомянутый выше Kompan и так далее. Но, как правило, на одной площадке стоят элементы только одной марки – так удобнее с точки зрения доставки и монтажа. В «Дыхании» ситуация нетипичная, там на площадке ужились Eibe, Hags и Proludic.
ЖК «M-House». Концепция благоустройства © ПланАР
Дом премиум-класса «Дыхание». Детская площадка. Архитекторы ПланАР, фотография предоставлена ФСК «Лидер»
Дом премиум-класса «Дыхание». Детская площадка. Архитекторы ПланАР, фотография предоставлена ФСК «Лидер»

В последнее время наконец-то стали появляться интересные по дизайну и достойные по качеству разработки российских производителей. Мы начинаем работать и с ними тоже. В частности, мне очень понравилась деревянная детская площадка от бюро «Чехарда» в экопарке Ясно-Поле. Надеюсь, что удастся с ними посотрудничать в ближайшее время.

– Вижу, что в проектах для UP-квартала «Скандинавский» и дома «Дыхание» как будто бы стало больше дерева и меньше цвета, скамейки с гнутыми спинками вместо геометризованных, эффектных, но не слишком, на мой взгляд, удобных. Это особенности конкретных проектов, или так развивается стилистика бюро?

– Относительно стиля – не сказал бы, чтобы мы как-то последовательно его развивали в этом направлении. Мы стремимся не повторяться, и пробуем разное.

Большую роль играет экономика. Как правило, при строительстве недорогого жилья на «городскую мебель» отводят довольно скромный бюджет – поэтому нам часто приходится ограничиваться выразительными, но простыми приемами.

«Дыхание» – дом премиум-класса, что по определению задает несколько иную планку для многих параметров, включая благоустройство. Для «Скандинавского» мы поначалу предложили достаточно лаконичные объекты, но заказчик сам настоял на более «органическом» решении: плавных линиях, скруглениях, большем использовании дерева. Проект еще не реализован, и мы надеемся, что удастся сохранить эту тенденцию.
Дом премиум-класса «Дыхание». Детская площадка. Архитекторы ПланАР, фотография предоставлена ФСК «Лидер»

Постепенно мы поняли, что изготавливать нестандартную городскую мебель на месте силами строителей неправильно, намного продуктивнее, спроектировав элементы, заказать их фабричное производство – это дает существенную позитивную разницу в качестве. Кроме того, сейчас на рынке появилась неплохая готовая городская мебель. Так, в «Дыхании» использована продукция компании «Аданат» которой мы вполне довольны. Недавно мы предложили «Аданату» для серийного производства одну из наших разработок, скамейку PlanarWave, она теперь продается на их сайте.
UP-квартал «Скандинавский» (Московская область, городской округ Мытищи, дер.Бородино), концепция благоустройства. Двор «Финляндия» © ПланАР

– Есть другие примеры серийного производства?

– К примеру, для «Дыхания» мы разработали двойные полусферы ограничителей парковки под названием «INFINITY 1028», и разместили заказ у одного из производителей фибробетона. В плане они напоминают восьмерку или знак бесконечности, и тоже являются своеобразным приветом Старку. Кстати, по цене они оказались не дороже обычных.
UP-квартал «Сколковский», концепция, лавки PlanAR Wave
Дом премиум-класса «Дыхание». Двор, на переднем плане – ограничители парковки, фотография предоставлена ФСК «Лидер»

– Все ваши проекты начинаются с анализа нормативных отступов: получаются этакие круги вокруг домов, шахт и прочего. Хорошо видно, что места для маневра остается немного. А еще ведь надо развести детей по трем возрастам…

– Сейчас преобладает тенденция всех перемешивать, и детей, и взрослых, создавать возможности для общения. Поэтому детские и спортивные площадки у нас не разделены, они плавно перетекают друг в друга, что особенно удобно родителям с детьми разного возраста. Сложнее с зонами так называемого «тихого отдыха для взрослых», которые предусмотрены в нормативах – не слишком понятно, что это такое… Мы обычно ставим там столы для пинг-понга, большие шахматы, или смешиваем эти зоны с чем-то еще.

– А как же стол для домино и соседского, скажем так, общения, как в «Покровских воротах»?

– Стол, вокруг которого можно сидеть – почти табу. Там, где он стоит, наверняка будет шум по ночам. Современные жилые комплексы для этого слишком компактны, поэтому я считаю, что столам место скорее в парке. Хотя и не во всех районах можно найти парк или сквер, где посиделки до утра, даже и с песнями, никого не побеспокоят.

Этот вопрос, кстати говоря, связан с переходом от микрорайонной застройки к кварталам европейского масштаба. Они меньше, и невозможно разместить внутри них все то, что положено по микрорайонным нормам. Поэтому на некоторое количество кварталов нужно выделять одну незастроенную площадку, занимая ее сквером, спортом, или даже парковкой. Для группы кварталов микрорайонные нормы могут быть по-прежнему выполнимы. В Европе это видишь повсеместно: дворы компактные, и детские площадки, в основном, расположены в общественных скверах и на площадях.

– Вы теперь опытные мастера благоустройства. Какова сейчас ситуация с нормативами и стандартами в этой области?

– Помимо всем известного СП по планировке и застройке, где приводятся, помимо прочего, базовые требования к благоустройству, в некоторых регионах, например, в Москве, существуют специальные, более подробные нормативы по благоустройству. В Подмосковье, где такого норматива нет, есть закон «О благоустройстве», а также местные нормы в некоторых муниципальных образованиях, например, в Ленинском районе.

В существующих нормах, на мой взгляд, не так уж много неувязок, излишне строгих или невыполнимых требований, но несколько серьезных проблем есть. Одна из самых насущных – СанПин «Санитарно-защитные зоны», который устанавливает расстояния от парковок до окон жилых и общественных зданий, детских площадок и так далее. При проектировании мы учитываем эти, довольно большие, расстояния, но на практике норма практически всегда нарушается: в отсутствие парковок у входа в дом, люди оставляют машины на не предназначенных для этого пожарных проездах. Ситуация получается не вполне управляемая, эту невыполнимую норму надо радикально пересматривать в сторону меньшей строгости. Во-первых, качество автомобилей сейчас сильно выросло, и выхлопы уже далеко не такие ядовитые, как были тогда, когда писался СанПин. Во-вторых, государство всячески стимулирует покупку автомобилей: на это работают выгодные автокредиты, программы утилизации и поддержки отечественного автопрома. Если при этом парковаться во дворах мешает СанПин, а на улицах парковка платная, да и не везде разрешена, налицо серьезное противоречие. Нужна более последовательная политика. И потом, существует такой принцип: если закон невыполним, его нужно изменить хотя бы для того, чтобы не дискредитировать законодательство в целом.

Еще одна серьезная проблема поджидает проектировщиков на городских улицах. Дело в том, что ни в нормативной, ни в законодательной базе не предусмотрено проектирование и реализация благоустройства в отрыве от капитального строительства. Нет четко прописанных процедур на этот случай. Впрочем, в Москве, например, уже есть практический опыт такой работы, сложившийся за время реализации программы «Моя улица». Он далеко не идеален, и не слишком удобен для изучения: информацию можно добыть по крупицам из многочисленных объявлений о государственных торгах на разработку и реализацию проектов благоустройства, которые публикуются на интернет-портале госзакупок. Нужно много терпения, чтобы ее собрать, но этот опыт стоит изучать и обсуждать, чтобы тема развивалась. Я сам занимался такими поисками в ходе исследований, которые проводились по заказу КБ «Стрелка» при разработке «Стандарта благоустройства улиц», но результаты этих исследований, к сожалению, пока не опубликованы.

Кое-какие новые нормативы все же появляются. Многие из них носят не обязательный, а рекомендательный характер, но как методические материалы они могут быть весьма полезны. В этом ряду необходимо упомянуть «Стандарт благоустройства вылетных магистралей», разработанный ГлавАПУ по заказу Москомархитектуры, альбом типовых дорожных конструкций для Москвы, выпущенный Мосинжпроектом, а также опубликованную часть уже упомянутого мной «Стандарта благоустройства улиц» от «Стрелки». В этом документе впервые предложены классификация городских улиц в зависимости от их положения в городе, мощности транспортных и пешеходных потоков, и других подобных факторов, а также порядок определения границ благоустройства, согласно которому в эти границы следует включать всё, что просматривается с улицы, независимо от того, кому принадлежат и как используются эти территории.

Важным источником информации я считаю также рабочие чертежи благоустройства, которые публикуются на портале госзакупок при проведении торгов на реализацию проектов благоустройства. Там сохраняется, в том числе, и информация о проектах, с момента реализации которых уже прошло довольно много времени, таких, например, как Триумфальная площадь, улицы Мясницкая или Малая Дмитровка. О правильности принятых проектных решений теперь уже можно судить практически, гуляя по этим улицам и площадям. Поскольку проекты их благоустройства в свое время проходили госэкспертизу, разработанные для них узлы и детали вполне можно считать готовыми методическими материалами для повторного применения. Эта, скажем так, прецедентная методическая база сейчас активно пополняется, что хорошо. Но, возможно, масштабы входящих в неё проектов могли бы быть и поскромнее.
 
UP-квартал «Скандинавский». Анализ нормативных расстояний от зданий и сооружений до детских и спортивных площадок © ПланАР

23 Октября 2017

Похожие статьи
Сергей Орешкин: «Наш опыт дает возможность оперировать...
За последние годы петербургское бюро «А.Лен» прочно закрепило за собой статус федерального, расширив географию проектов от Санкт-Петербурга до Владивостока. Получать крупные заказы помогает опыт, в том числе международный, структура и «архитектурная лаборатория» – именно в ней рождаются методики, по которым бюро создает комфортные квартиры и урбан-блоки. Подробнее о росте мастерской рассказывает Сергей Орешкин.
2023: что говорят архитекторы
Набрали мы комментариев по итогам года столько, что самим страшно. Общее суждение – в архитектурной отрасли в 2023 году было настолько все хорошо, прежде всего в смысле заказов, что, опять же, слегка страшновато: надолго ли? Особенность нашего опроса по итогам 2023 года – в нем участвуют не только, по традиции, москвичи и петербуржцы, но и архитекторы других городов: Нижний, Екатеринбург, Новосибирск, Барнаул, Красноярск.
Александра Кузьмина: «Легко работать, когда правила...
Сюжетом стенда и выступлений архитектурного ведомства Московской области на Зодчестве стало комплексное развитие территорий, или КРТ. И не зря: задача непростая и очень «живая», а МО по части работы с ней – в передовиках. Говорим с главным архитектором области: о мастер-планах и кто их делает, о том, где взять ресурсы для комфортной среды, о любимых проектах и даже о том, почему теперь мало хороших архитекторов и что делать с плохими.
Согласование намерений
Поговорили с главным архитектором Института Генплана Москвы Григорием Мустафиным и главным архитектором Южно-Сахалинска Максимом Ефановым – о том, как формируется рабочий генплан города. Залог успеха: сбор данных и моделирование, работа с горожанами, инфраструктура и презентация.
Изменчивая декорация
Члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023 продолжают рассуждать о том, какими будут общественные интерьеры будущего: важен предлагаемый пользователю опыт, гибкость, а в некоторых случаях – тотальный дизайн.
Определяющая среда
Человекоцентричные, технологичные или экологичные – какими будут общественные интерьеры будущего, рассказывают члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023.
Иван Греков: «Заказчик, который может и хочет сделать...
Говорим с Иваном Грековым, главой архитектурного бюро KAMEN, автором многих знаковых объектов Москвы последних лет, об истории бюро и о принципах подхода к форме, о разном значении объема и фасада, о «слоях» в работе со средой – на примере двух объектов ГК «Основа». Это квартал МИРАПОЛИС на проспекте Мира в Ростокино, строительство которого началось в конце прошлого года, и многофункциональный комплекс во 2-м Силикатном проезде на Звенигородском шоссе, на днях он прошел экспертизу.
Резюмируя социальное
В преддверии фестиваля «Открытый город» – с очень важной темой, посвященной разным апесктам социального, опросили организаторов и будущих кураторов. Первый комментарий – главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, инициатора и вдохновителя фестиваля архитектурного образования, проводимого Москомархитектурой.
Прямая кривая
В последний день мая в Москве откроется биеннале уличного искусства Артмоссфера. Один из участников Филипп Киценко рассказывает, почему архитектору интересно участвовать в городских фестивалях, а также показывает свой арт-объект на Таможенном мосту.
Бетонные опоры
Архитектурный фотограф Ольга Алексеенко рассказывает о спецпроекте «Москва на стройке», запланированном в рамках Арх Москвы.
Юлий Борисов: «ЖК «Остров» – уникальный проект, мы...
Один из самых больших проектов жилой застройки Москвы – «Остров» компании Донстрой – сейчас активно строится в Мневниковской пойме. Планируется построить порядка 1.5 млн м2 на почти 40 га. Начинаем изучать проект – прежде всего, говорим с Юлием Борисовым, руководителем архитектурной компании UNK, которая работает с большей частью жилых кварталов, ландшафтом и даже предложила общий дизайн-код для освещения всей территории.
Валид Каркаби: «В Хайфе есть коллекция арабского Баухауса»
В 2022 году в порт города Хайфы, самый глубоководный в восточном Средиземноморье, заходило рекордное количество круизных лайнеров, а общее число туристов, которые корабли привезли, превысило 350 тысяч. При этом сама Хайфа – неприбранный город с тяжелой судьбой – меньше всего напоминает туристический центр. О том, что и когда пошло не так и возможно ли это исправить, мы поговорили с архитектором Валидом Каркаби, получившим образование в СССР и несколько десятилетий отвечавшим в Хайфе за охрану памятников архитектуры.
О сохранении владимирского вокзала: мнения экспертов
Продолжаем разговор о сохранении здания вокзала: там и проект еще не поздно изменить, и даже вопрос постановки на охрану еще не решен, насколько нам известно, окончательно. Задали вопрос экспертам, преимущественно историкам архитектуры модернизма.
Фандоринский Петербург
VFX продюсер компании CGF Роман Сердюк рассказал Архи.ру, как в сериале «Фандорин. Азазель» создавался альтернативный Петербург с блуждающими «чикагскими» небоскребами и капсульной башней Кисе Курокавы.
2022: что говорят архитекторы
Мы долго сомневались, но решили все же провести традиционный опрос архитекторов по итогам 2022 года. Год трагический, для него так и напрашивается определение «слов нет», да и ограничений много, поэтому в опросе мы тоже ввели два ограничения. Во-первых, мы попросили не докладывать об успехах бюро. Во-вторых, не говорить об общественно-политической обстановке. То и другое, как мы и предполагали, очень сложно. Так и получилось. Главный вопрос один: что из архитектурных, чисто профессиональных, событий, тенденций и впечатлений вы можете вспомнить за год.
KOSMOS: «Весь наш путь был и есть – поиск и формирование...
Говорим с сооснователями российско-швейцарско-австрийского бюро KOSMOS Леонидом Слонимским и Артемом Китаевым: об учебе у Евгения Асса, ценности конкурсов, экологической и прочей ответственности и «сообщающимися сосудами» теории и практики – по убеждению архитекторов KOSMOS, одно невозможно без другого.
КОД: «В удаленных городах, не секрет, дефицит кадров»
О пользе синего, визуальном хаосе и общих и специальных проблемах среды российских городов: говорим с авторами Дизайн-кода арктических поселений Ксенией Деевой, Анастасией Конаревой и Ириной Красноперовой, участниками вебинара Яндекс Кью, который пройдет 17 сентября.
Никита Токарев: «Искусство – ориентир в джунглях...
Следующий разговор в рамках конференции Яндекс Кью – с директором Архитектурной школы МАРШ Никитой Токаревым. Дискуссия, которая состоится 10 сентября в 16:00 оффлайн и онлайн, посвящена междисциплинарности. Говорим о том, насколько она нужна архитектурному образованию, где начинается и заканчивается.
Архитектурное образование: тренды нового сезона
МАРШ, МАРХИ, школа Сколково и руководители проектов дополнительного обучения рассказали нам о том, что меняется в образовании архитекторов. На что повлиял уход иностранных вузов, что будет с российской архитектурной школой, к каким дополнительным знаниям стремиться.
Архитектор в метаверс
Поговорили с участниками фестиваля креативных индустрий G8 о том, почему метавселенные – наша завтрашняя повседневность, и каким образом архитекторы могут влиять на нее уже сейчас.
Арсений Афонин: «Полученные знания лучше сразу применять...
Яндекс Кью проводит бесплатную онлайн-конференцию «Архитектура, город, люди». Мы поговорили с авторами докладов, которые могут быть интересны архитекторам. Первое интервью – с руководителем Софт Культуры. Вебинар о лайфхаках по самообразованию, в котором он участвует – в среду.
Устойчивость метода
ТПО «Резерв» в честь 35-летия покажет на Арх Москве совершенно неизвестные проекты. Задали несколько вопросов Владимиру Плоткину и показываем несколько картинок. Пока – без названий.
Сергей Надточий: «В своем исследовании мы формулируем,...
Недавно АБ ATRIUM анонсировало почти завершенное исследование, посвященное форматам проектирования современных образовательных пространств. Говорим с руководителем проекта Сергеем Надточим о целях, задачах, специфике и структуре будущей книги, в которой порядка 300 страниц.
Технологии и материалы
Новая версия ар-деко
Жилой комплекс «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Сейчас на главной
Озерная история
Для конкурса на омский аэропорт в Фёдоровке нижегородское бюро ГОРА предложило, кажется, самую оригинальную мотивацию контекста: архитекторы сравнивают свой вариант терминала с «пятым озером» из легенды – тем «потаенным», которое открывается не всякому. В данном случае, если бы аэропорт так и построили, «озеро» можно было бы увидеть из окна самолета как блеск зеркальной кровли, отражающей небо. Очень романтично.
Памятный круг
В Петербурге крупный конкурс: 12 местных бюро борются за право проектировать мемориальный комплекс Ленинградской битвы. Мы сходили на выставку, где представлены эскизы, и поймали дежавю – там многое напоминает о несостоявшемся музее блокады.
Бетон, проволока и калька
Можно ли стать художником, получив образование и опыт работы архитектора? Узнали у Даниила Пирогова, окончившего Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет.
Семейное сходство
Бюро CoBe Architecture et Paysage разработало планировку сектора E Олимпийской деревни — 2024 в пригороде Парижа и в качестве визуального и конструктивного ориентиров для партнеров построило три жилых корпуса.
Мечта в движении: между утопией и реальностью
Исследование истории проектирования и строительства монорельсов в разных странах, но с фокусом мечты о новой мобильности в СССР, сделанное Александром Змеулом для ГЭС-2, переросло в довольно увлекательный ретро-футуристический рассказ о Москве шестидесятых, выстроенный на противопоставлениях. Публикуем целиком.
Сверток
Конкурсный проект, предложенный бюро Treivas для первого, 2021 года, конкурса для EXPO 2025, завершает нашу серию публикаций проектов павильона, которого не будет. Предложение отличается детальностью объяснений и экологической ответственностью: и фасады, и экспозиция в нем предполагали использование переработанных материалов.
Деревянная струна
Конкурсный проект омского аэропорта от ЦЛП, при всей кажущейся традиционности предложенной технологии клееной древесины – авангарден до эпатажного. Терминал они вытягивают вдоль летного поля, упаковывая все функции в объем 400 х 30 х 23 метра. Так нигде и никогда не делают, но все, вероятно, бывает в первый раз. И это не первый аэропорт-манифест ЦЛП, авторы как будто «накапливают смелость» в рамках этой ответственной функции. На что похож и не похож – читайте в нашем материале.
В ожидании гезамкунстверка
Новый альманах «Слово и камень», издаваемый мастерской церковного искусства ПроХрам – попытка по-новому посмотреть на вопросы и возможности свободного творчества в религиозном искусстве. Диапазон тем и даже форматов изложения широк, текстов – непривычно много для издания по современному искусству. Есть даже один переводной. Рассматриваем первый номер, говорят, уже вышел второй.
Среди дюн и кораллов
Курортный комплекс Ummahat 9-3 построен на одноименном острове в Красном море по проекту Кэнго Кумы. Его виллы мимикрируют под местные песчаные дюны и коралловые рифы.
Птицы и потоки
Для участия в конкурсе на аэропорт Омска DNK ag собрали команду, пригласив VOX architects и Sila Sveta. Их проект сосредоточен на перекрестках, путешествиях, в том числе полетах: и людей, и птиц – поскольку Омск известен как «пересадочный пункт» птичьих миграций. Тут подробно продумана просветительская составляющая, да и сам объем наполнен светом, который, как кажется, деконструирует медный круг центрального портала, раскладывая его на фантастические гиперпространственные «слайсы».
Молодежное соревнование
Объявлены лауреаты главной архитектурной награды Евросоюза – Премии Мис ван дер Роэ. Обладатели «взрослой» гран-при за учебный корпус в Брауншвейге оказались заметно моложе коллег, отмеченных специальной премией «для начинающих архитекторов» за библиотеку в Барселоне.
Дом книги
Бюро ludi_architects перезапустило библиотеку в Ташкенте: фасады исторического здания подновили, а интерьеры сделали привлекательными для разных поколений читателей. Теперь здесь на несколько часов можно занять детей, записать подкаст или послушать концерт. Пространство для чтения в одноэтажном особняке расширили за счет антресолей, а также площадок на открытом воздухе: амфитеатра и перголы.
Грани реальности
Архитекторы CITIZENSTUDIO подчинили свой конкурсный проект аэропорта Омска одному приему: полосам, плоским и объемным, прямым и граненым. Хочется сказать, что по их форме как будто грабли прошлись, оставив, впрочем, регулярный и цельный след. Но ключевая идея проекта – проветриваемое пространство «крытой улицы», или портика, перед входом в терминал. В него даже выходят балконы.
Памяти Ирины Шиповой
Сегодня 10 лет, как с нами нет Ирины Шиповой, историка искусства, главного редактора журнала speech: с момента основания и до 2014 года.
Решетка Фарадея
Проект омского аэропорта от АБ ASADOV – еще одна концепция из 14 финалистов недавнего конкурса. Он называется Мост и вдохновляется одновременно Западно-Сибирской выставкой 1911 года и мостом Транссиба через Иртыш, построенным в 1896, – с одной стороны, нота стимпанка, с другой – чуть не ностальгия по расцвету 1913 года. Но в концепции есть два варианта, второй – без ностальгии, но с параболой.
Пройдя до половины
В издательстве Tatlin вышла книга «Архитектор Сергей Орешкин. Избранные проекты» – не традиционная книга достижений бюро, а скорее монография более личного плана. В нее вошло 43 здания, а также блок с архитектурной графикой. Размышляем о книге как способе подводить промежуточные итоги.
Четыре угла
Мастерская Юрия Ширяева предложила концепцию реновации псковского квартала, расположенного недалеко от центра города, но в стороне от туристических потоков. Комплекс кирпичных зданий восстановит фронт улиц и насытит функциями квартал, внутри которого спрячется сад с искусственным водоемом.
Парадокс острога
Вокруг омского аэропорта в этом году собралось немало любопытных пластических идей. Проект KPLN апеллирует к истории Омска как острога, но трансформирует мысль о крепости до почти полной неузнаваемости: «срезает» конические завершения бревен, увеличивает и переворачивает. Получается гипостиль – лес конических колонн на опорах-точках, со световыми фонарями вверху.
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.