Илья Мукосей: «На макроуровне мы формируем идентичность района»

Партнер студии ПланАР – о благоустройстве жилых дворов, приемах, элементах, нормативах и образцах.

mainImg
Студия ПланАР основана Наталией Воиновой в 2003 году, Илья Мукосей стал еe партнером в 2009. ПланАР много работает с благоустройством общественных пространств, начав в 2010 с проекта территории ЖК «Марфино», где архитекторы предложили обозначить дворы крупного панельного массива фигурами экзотических животных, связав с ними внутреннюю навигацию и самоидентификацию жителей. Проект был реализован, его часть – деревянные беседки на бульваре – отмечены премией АрхиWOOD, что, в свою очередь, принесло ПланАРу славу специалистов в области работы с ландшафтом жилых дворов и благоустройством городских пространств. Они одними из первых установили во дворах продвинутые импортные детские площадки и ввели моду на разноцветные яркие покрытия, которые теперь в Москве мы видим повсюду. У них даже анализ нормативных ограничений превращается в декоративное панно, эволюционируя затем в панно под ногами, видимое со спутника.
UP-квартал «Новое Тушино». (Московская область, городской округ Красногорск, деревня Путилково). Детская площадка. Фотография © ПланАР
UP-квартал «Западное Кунцево» (Московская область, Одинцовский район, с.Ромашково), концепция благоустройства, анализ нормативных ограничений, фрагмент © ПланАР

Среди проектов ПланАРа в области благоустройства около десяти разработаны для жилых комплексов девелоперской компании ФСК «Лидер» – об этой группе работ мы и говорим с Ильей Мукосеем.

Юлия Тарабарина, Архи.ру:
– Я слышала, что с частным заказчиком работать легче, чем с государственным. Почему?

Илья Мукосей, ПланАР: 
– По моему ощущению – частный, не связанный с государством девелопер, как правило, лучше знает, что ему нужно, знает свою целевую аудиторию. Он более персонифицирован – при необходимости можно встретиться с представителем компании, принимающим ответственные решения, и переубедить его, или лучше понять его позицию. Чиновник, представляющий государственного заказчика, имеет гораздо меньше полномочий. При работе с госзаказом часто случаются авралы, это работа в режиме постоянного стресса: существенные поправки в проекте могут потребоваться в последний момент, потому что тебе о чем-то забыли сказать или что-то неожиданно поменялось. Или наоборот – в самом начале внезапно требуют показать какому-нибудь начальнику рендеры, которых еще нет… К тому же работать приходится без аванса. Наоборот, вначале ты платишь государству, внося средства для обеспечения заявки на торгах, и тем самым доказывая, что ты надежный поставщик услуг. В лучшем случае все, что можно получить от такой работы – это слава, да и то если повезет.

– В благоустройстве жилых комплексов много технической работы. Что остается для творчества?

– В архитектуре в принципе много технической работы. Проектируя благоустройство, мы прежде всего на макроуровне придумываем прием, который помогает сформировать идентичность места. Мы часто работаем в окраинных районах, где дома строятся на месте промзон или пустырей. Там нужно создавать «дух места» с нуля. Если пустить процесс на самотек, то этот дух появится нескоро. Иногда мы предлагаем тему, иногда, напротив, следуем за предложением маркетологов и работаем вместе с ними – в этом случае мы признательны, что к нашим идеям прислушиваются.

Ну а на микроуровне наша работа – декораторство. Придумываем, как раскрасить фасады технических сооружений и детские площадки, как расставить на этих площадках элементы, какие посадить растения. Конечно, места для маневра не всегда много, не все и не везде можно разместить. На микроуровне нужно также ориентироваться и на архитектуру зданий, если, конечно, речь не идет о панельной застройке, но это – дело прошлое.

– А как насчет отклика на уже сложившуюся идентичность места? Об этом написано в credo вашего бюро…

– Пожалуй, самый характерный пример такой работы – нереализованная концепция, которую мы делали по заказу Мосгорпарка для Парка Победы. Парк чрезмерно ориентирован на монозадачу – пропаганду патриотизма. Нашей целью было функциональное перепрограммирование территории, поэтому мы делали детальное исследование: фотофиксацию ежедневной жизни парка, опросы людей, которые живут рядом с ним давно и хорошо знают местные условия. Другой пример – концепция благоустройства территории вокруг кинотеатра «Родина», выполненная по заказу ADG Group. Здесь пришлось изучить историю развития района, порыться в старых чертежах и фотографиях. Но такой насыщенный бэкграунд в нашей практике встречается не слишком часто.

– Ваш проект благоустройства обнинского UP-квартала «Олимп» продолжает его архитектуру. Как часто удается применить такой подход?

– На наш взгляд, у этого жилого комплекса очень симпатичные фасады. Кроме того, в его названии не было сильной маркетинговой составляющей: просто рядом расположен бассейн «Олимп», в котором тренируется российская сборная по плаванию. Поэтому можно было отталкиваться от архитектуры, не особенно думая о названии.
UP-квартал «Олимп» (Калужская область, Обнинск, просп. Ленина), концепция. Раскладка плитки у подъездов двора и сопоставление с фасадом © ПланАР

В некоторых других проектах, когда фасады зданий относительно нейтральны, нужна яркая тема для того, чтобы их «оживить». Третий вариант – если перед нами стоит определенная маркетинговая задача, необходимость развить заданный сюжет. К примеру название ЖК «Поколение» на Сигнальном проезде задавало ностальгическую тему, которая была нами проявлена в архитектуре беседок, графике бульваров, а также в изображениях спутников и ракет на детских площадках.
ЖК «Поколение» (Москва, Сигнальный проезд, 5). Концепция благоустройства © ПланАР
ЖК «Поколение». (Москва, Сигнальный проезд, 5). Концепция благоустройства. Беседка © ПланАР

В UP-квартале «Сколковский» в Одинцово, названном так из-за близости к одноименному иннограду, в основу проектной графики мы положили образ штрих-кода, который стал сквозной темой для всей территории, и микросхем, линии которых обозначают «игровые маршруты», соединяющие элементы детских площадок, рассчитанные на определенный возраст.
UP-квартал «Сколковский» (Московская область, Одинцово, ул.Чистяковой), концепция благоустройства. Базовая схема © ПланАР
UP-квартал «Сколковский», концепция благоустройства, фрагмент с «игровыми маршрутами» © ПланАР
UP-квартал «Сколковский» © ПланАР

– Фирменный прием ПланАРа – крупные цветные животные, символы дворов и подъездов, основа навигации. В вашем первом проекте «Марфино» они были скульптурами, потом стали цветными рисунками на земле… Они определяют ваш почерк? 

– На самом деле добровольно к этой теме мы обращались лишь дважды. После «Марфино» мы понимали, что буквально повторять историю с фигурами животных нельзя. Следующим проектом был ЖК «Головино», территорию которого мы трактовали как дерево с ветвями-дорожками и листьями-площадками. Целиком это можно воспринять с верхних этажей, но прием читается и с земли, благодаря извилистости «ветвей» и относительно небольшому размеру «листьев». Прогуливающийся взрослый или играющий ребенок может представить себя муравьем или гусеницей на гигантском дереве. Уже в процессе реализации мы отчетливо увидели свое дерево на спутниковой съемке, и это нас очень впечатлило.
ЖК «Головино», спутниковая съемка / изображение © CNES / Airbus 2017. Картографические данные © Google 2017

Поэтому в одном из следующих проектов мы решили специально сделать рисунок, который воспринимался бы со спутника. Ведь это неплохо и для рекламы: район, который можно безошибочно узнать даже из космоса. Для проекта UP-квартала «Новое Тушино» в подмосковном Путилкове мы взяли в качестве прообраза знаменитые рисунки в перуанской пустыне Наска. В результате их изучения появились плоские изображения на детских площадках – ящерица, черепаха, птица, лягушка, рыба. Идея понравилась заказчикам, так что потом в Петербурге, в UP-квартале «Светлановский» нас уже настойчиво просили нарисовать зверей. Сами мы первоначально этого не планировали.
UP-квартал «Новое Тушино», концепция благоустройства, раскладка плоскостных изображений во дворах © ПланАР
UP-квартал «Новое Тушино», концепция благоустройства, формообразование плоскостных изображений во дворах © ПланАР
UP-квартал «Новое Тушино». (Московская область, городской округ Красногорск, деревня Путилково). Детская площадка. Изображение © ФСК «Лидер»
UP-квартал «Новое Тушино». (Московская область, городской округ Красногорск, деревня Путилково). Детская площадка. Изображение © ФСК «Лидер»
UP-квартал «Новое Тушино». (Московская область, городской округ Красногорск, деревня Путилково). Детская площадка. Фотография © ПланАР
UP-квартал «Новое Тушино», концепция благоустройства, решения по навигации © ПланАР
UP-квартал «Новое Тушино», концепция благоустройства. Применение камуфляжа Dazzle для оформления инженерных сооружений и заборов © ПланАР
UP-квартал «Светлановский» (Ленинградская область, Всеволожский район, пос.Бугры), концепция, раскраска площадок © ПланАР

– В случае с домом «Дыхание» – согласовывали ли вы свои ландшафтные разработки с авторами интерьеров общественных зон – YOO inspired by Stark – или работали автономно?

– Все уличные решения полностью наши, YOO мы их не показывали. Но, поскольку мы занимались детализацией эскизов YOO для интерьеров и террас на эксплуатируемых кровлях – успели вжиться.

Если говорить о благоустройстве, в образном плане мы попытались сделать некоторые отсылки к Старку. Это относится, в первую очередь, к деревянной беседке с золотыми опорами. С эскизами YOO для эксплуатируемых кровель наше благоустройство сближено за счет большого количества дерева в отделке уличных объектов. Впрочем, из противопожарных соображений во многих случаях дерево пришлось заменить другими материалами. В частности, объем въезда в парковку, кровлю которого мы превратили в систему ярусов-террас, отделан панелями из стеклофибробетона, отлитыми в деревянной опалубке.
 
Дом премиум-класса «Дыхание» (Москва, Дмитровское ш.,13). Детская площадка и беседка. Фотография предоставлена ФСК «Лидер»
Дом премиум-класса «Дыхание». Детская площадка и беседка. Фотография предоставлена ФСК «Лидер»
Дом премиум-класса «Дыхание». Терраса на кровле въезда в подземную парковку. Архитекторы ПланАР, Изображение предоставлено ФСК «Лидер»
Дом премиум-класса «Дыхание». Патио на кровле въезда в подземную парковку. Архитекторы ПланАР, фотография © ПланАР

– Как часто эксплуатируемые кровли встречаются в проектах?

– На крышах домов – нечасто. В проектах элитного класса, как, к примеру, в «Дыхании», это иногда получается, а в эконом-классе, как правило, нет. Террасы на крышах высотных зданий сложно согласовать с МЧС, да и в принципе не всегда стоит собирать людей на крыше. В «Дыхании» этот прием сработал как дополнительная приманка для покупателей квартир, но в «экономе» он, судя по всему, себя не окупает.

С другой стороны, в новостройках, с которыми мы работаем, почти в каждом дворе зарыта подземная стоянка – технически это тоже эксплуатируемая кровля, так что их больше, чем кажется. Работа с дворами над парковкой во многом подобна работе с благоустройством крыш. В частности, мало где можно посадить деревья, ведь для этого требуется большой слой земли – метра полтора в среднем.

– Отсюда искусственные деревья в UP-квартале «Западное Кунцево»?

– Именно. Там главный бульвар расположен на кровле подземной парковки. Чтобы сформировать бульвар, нужны деревья, а полуметровый слой земли над парковкой позволял посадить только кустарники. Да и вообще на территории было мало места для посадки деревьев – из-за большого количества сетей. Чтобы смягчить эту проблему, мы предложили аллеи-берсо с волнистым силуэтом, напоминающие группы деревьев, а также расставили навигационные знаки-деревья.
Дом премиум-класса «Дыхание». Детская площадка. Архитекторы ПланАР, иллюстрация предоставлена ФСК «Лидер»
UP-квартал «Западное Кунцево», Одинцовский район. Концепция навигации © ПланАР

– Насколько сложно и дорого интегрировать в проекты крупные аттрактивные элементы: амфитеатры, двухъярусные беседки или более сложные вещи для активного отдыха, такие как роллердром и скалодром?

– Не сказал бы, что это зависит от класса недвижимости, к тому же вложения требуются не слишком большие, в сравнении с положительным эффектом для территории, который, в свою очередь, приводит к повышению продаж.

Большинство «аттракционов» возникают как отклик на естественный или искусственный рельеф, или на различные вспомогательные сооружения, особенно на парковки. К примеру, после амфитеатров в «Западном Кунцеве», созданных над въездами в паркинг, нас попросили поработать с аналогичными сооружениями в «Новом Тушине» – так появились солярии. А скалодром в ЖК «М-House» возник там, где парковка выступила из земли.
 
UP-квартал«Западное Кунцево», Одинцовский район. Концепция благоустройства © ПланАР
UP-квартал «Западное Кунцево», вид с амфитеатра. Благоустройство: архитекторы ПланАР, фотография предоставлена ФСК «Лидер»
UP-квартал «Западное Кунцево», Одинцовский район. Концепция благоустройства. Амфитеатр на кровле подземной парковки © ПланАР
UP-квартал «Западное Кунцево», Одинцовский район. Концепция благоустройства. Роллердром © ПланАР
UP-квартал «Олимп», Обнинск. Концепция благоустройства. Беседка и амфитеатр © ПланАР

«M-House» – любопытный проект: дом расположен прямо у метро, в его первом этаже с внешней стороны – магазины, доступ к которым должен быть свободным. В этой зоне, со стороны Варшавского шоссе, мы разместили «спортивное ядро» с единой оградой, внутри которой – роллердром, тренажеры, волейбольная и баскетбольная площадки. Беговая дорожка опоясывает «ядро» по кругу. В течение дня спортивная зона открыта для всех желающих, а в 22:00 служба эксплуатации запирает её до утра, так что шум от мячей и колес не мешает жильцам спать. При этом доступ к магазинам и пешеходный транзит через территорию остаются открытыми. Все это, в известной степени, помогает примирить окрестных жителей с появлением нового дома.
UP-квартал «Западное Кунцево», Одинцовский район. Концепция благоустройства. Беседки © ПланАР

Наличие в проектах необычных элементов, – того, чего нет у других – один из основных способов увеличить привлекательность жилья. В ФСК «Лидер» это хорошо понимают.

– Каких производителей оборудования для детских площадок вы предпочитаете?

– В Москве представлено несколько крупных международных производителей. Их предложения очень разнообразны, а цены – приблизительно на одном уровне. Когда-то, в Марфино, мы оказались первыми, кто установил датские площадки Kompan на общедоступной территории. Теперь они часто встречаются в Москве, и некоторым застройщикам уже кажутся «обычными», так что они просят нас поставить что-то другое, хотя и у Kompan регулярно появляются новые продукты в каталоге. Мы стараемся использовать изделия разных фирм примерно поровну, и приглашать, в рамках одного большого комплекса, таких производителей как Lappset, Hags, Proludic, Eibe, упомянутый выше Kompan и так далее. Но, как правило, на одной площадке стоят элементы только одной марки – так удобнее с точки зрения доставки и монтажа. В «Дыхании» ситуация нетипичная, там на площадке ужились Eibe, Hags и Proludic.
ЖК «M-House». Концепция благоустройства © ПланАР
Дом премиум-класса «Дыхание». Детская площадка. Архитекторы ПланАР, фотография предоставлена ФСК «Лидер»
Дом премиум-класса «Дыхание». Детская площадка. Архитекторы ПланАР, фотография предоставлена ФСК «Лидер»

В последнее время наконец-то стали появляться интересные по дизайну и достойные по качеству разработки российских производителей. Мы начинаем работать и с ними тоже. В частности, мне очень понравилась деревянная детская площадка от бюро «Чехарда» в экопарке Ясно-Поле. Надеюсь, что удастся с ними посотрудничать в ближайшее время.

– Вижу, что в проектах для UP-квартала «Скандинавский» и дома «Дыхание» как будто бы стало больше дерева и меньше цвета, скамейки с гнутыми спинками вместо геометризованных, эффектных, но не слишком, на мой взгляд, удобных. Это особенности конкретных проектов, или так развивается стилистика бюро?

– Относительно стиля – не сказал бы, чтобы мы как-то последовательно его развивали в этом направлении. Мы стремимся не повторяться, и пробуем разное.

Большую роль играет экономика. Как правило, при строительстве недорогого жилья на «городскую мебель» отводят довольно скромный бюджет – поэтому нам часто приходится ограничиваться выразительными, но простыми приемами.

«Дыхание» – дом премиум-класса, что по определению задает несколько иную планку для многих параметров, включая благоустройство. Для «Скандинавского» мы поначалу предложили достаточно лаконичные объекты, но заказчик сам настоял на более «органическом» решении: плавных линиях, скруглениях, большем использовании дерева. Проект еще не реализован, и мы надеемся, что удастся сохранить эту тенденцию.
Дом премиум-класса «Дыхание». Детская площадка. Архитекторы ПланАР, фотография предоставлена ФСК «Лидер»

Постепенно мы поняли, что изготавливать нестандартную городскую мебель на месте силами строителей неправильно, намного продуктивнее, спроектировав элементы, заказать их фабричное производство – это дает существенную позитивную разницу в качестве. Кроме того, сейчас на рынке появилась неплохая готовая городская мебель. Так, в «Дыхании» использована продукция компании «Аданат» которой мы вполне довольны. Недавно мы предложили «Аданату» для серийного производства одну из наших разработок, скамейку PlanarWave, она теперь продается на их сайте.
UP-квартал «Скандинавский» (Московская область, городской округ Мытищи, дер.Бородино), концепция благоустройства. Двор «Финляндия» © ПланАР

– Есть другие примеры серийного производства?

– К примеру, для «Дыхания» мы разработали двойные полусферы ограничителей парковки под названием «INFINITY 1028», и разместили заказ у одного из производителей фибробетона. В плане они напоминают восьмерку или знак бесконечности, и тоже являются своеобразным приветом Старку. Кстати, по цене они оказались не дороже обычных.
UP-квартал «Сколковский», концепция, лавки PlanAR Wave
Дом премиум-класса «Дыхание». Двор, на переднем плане – ограничители парковки, фотография предоставлена ФСК «Лидер»

– Все ваши проекты начинаются с анализа нормативных отступов: получаются этакие круги вокруг домов, шахт и прочего. Хорошо видно, что места для маневра остается немного. А еще ведь надо развести детей по трем возрастам…

– Сейчас преобладает тенденция всех перемешивать, и детей, и взрослых, создавать возможности для общения. Поэтому детские и спортивные площадки у нас не разделены, они плавно перетекают друг в друга, что особенно удобно родителям с детьми разного возраста. Сложнее с зонами так называемого «тихого отдыха для взрослых», которые предусмотрены в нормативах – не слишком понятно, что это такое… Мы обычно ставим там столы для пинг-понга, большие шахматы, или смешиваем эти зоны с чем-то еще.

– А как же стол для домино и соседского, скажем так, общения, как в «Покровских воротах»?

– Стол, вокруг которого можно сидеть – почти табу. Там, где он стоит, наверняка будет шум по ночам. Современные жилые комплексы для этого слишком компактны, поэтому я считаю, что столам место скорее в парке. Хотя и не во всех районах можно найти парк или сквер, где посиделки до утра, даже и с песнями, никого не побеспокоят.

Этот вопрос, кстати говоря, связан с переходом от микрорайонной застройки к кварталам европейского масштаба. Они меньше, и невозможно разместить внутри них все то, что положено по микрорайонным нормам. Поэтому на некоторое количество кварталов нужно выделять одну незастроенную площадку, занимая ее сквером, спортом, или даже парковкой. Для группы кварталов микрорайонные нормы могут быть по-прежнему выполнимы. В Европе это видишь повсеместно: дворы компактные, и детские площадки, в основном, расположены в общественных скверах и на площадях.

– Вы теперь опытные мастера благоустройства. Какова сейчас ситуация с нормативами и стандартами в этой области?

– Помимо всем известного СП по планировке и застройке, где приводятся, помимо прочего, базовые требования к благоустройству, в некоторых регионах, например, в Москве, существуют специальные, более подробные нормативы по благоустройству. В Подмосковье, где такого норматива нет, есть закон «О благоустройстве», а также местные нормы в некоторых муниципальных образованиях, например, в Ленинском районе.

В существующих нормах, на мой взгляд, не так уж много неувязок, излишне строгих или невыполнимых требований, но несколько серьезных проблем есть. Одна из самых насущных – СанПин «Санитарно-защитные зоны», который устанавливает расстояния от парковок до окон жилых и общественных зданий, детских площадок и так далее. При проектировании мы учитываем эти, довольно большие, расстояния, но на практике норма практически всегда нарушается: в отсутствие парковок у входа в дом, люди оставляют машины на не предназначенных для этого пожарных проездах. Ситуация получается не вполне управляемая, эту невыполнимую норму надо радикально пересматривать в сторону меньшей строгости. Во-первых, качество автомобилей сейчас сильно выросло, и выхлопы уже далеко не такие ядовитые, как были тогда, когда писался СанПин. Во-вторых, государство всячески стимулирует покупку автомобилей: на это работают выгодные автокредиты, программы утилизации и поддержки отечественного автопрома. Если при этом парковаться во дворах мешает СанПин, а на улицах парковка платная, да и не везде разрешена, налицо серьезное противоречие. Нужна более последовательная политика. И потом, существует такой принцип: если закон невыполним, его нужно изменить хотя бы для того, чтобы не дискредитировать законодательство в целом.

Еще одна серьезная проблема поджидает проектировщиков на городских улицах. Дело в том, что ни в нормативной, ни в законодательной базе не предусмотрено проектирование и реализация благоустройства в отрыве от капитального строительства. Нет четко прописанных процедур на этот случай. Впрочем, в Москве, например, уже есть практический опыт такой работы, сложившийся за время реализации программы «Моя улица». Он далеко не идеален, и не слишком удобен для изучения: информацию можно добыть по крупицам из многочисленных объявлений о государственных торгах на разработку и реализацию проектов благоустройства, которые публикуются на интернет-портале госзакупок. Нужно много терпения, чтобы ее собрать, но этот опыт стоит изучать и обсуждать, чтобы тема развивалась. Я сам занимался такими поисками в ходе исследований, которые проводились по заказу КБ «Стрелка» при разработке «Стандарта благоустройства улиц», но результаты этих исследований, к сожалению, пока не опубликованы.

Кое-какие новые нормативы все же появляются. Многие из них носят не обязательный, а рекомендательный характер, но как методические материалы они могут быть весьма полезны. В этом ряду необходимо упомянуть «Стандарт благоустройства вылетных магистралей», разработанный ГлавАПУ по заказу Москомархитектуры, альбом типовых дорожных конструкций для Москвы, выпущенный Мосинжпроектом, а также опубликованную часть уже упомянутого мной «Стандарта благоустройства улиц» от «Стрелки». В этом документе впервые предложены классификация городских улиц в зависимости от их положения в городе, мощности транспортных и пешеходных потоков, и других подобных факторов, а также порядок определения границ благоустройства, согласно которому в эти границы следует включать всё, что просматривается с улицы, независимо от того, кому принадлежат и как используются эти территории.

Важным источником информации я считаю также рабочие чертежи благоустройства, которые публикуются на портале госзакупок при проведении торгов на реализацию проектов благоустройства. Там сохраняется, в том числе, и информация о проектах, с момента реализации которых уже прошло довольно много времени, таких, например, как Триумфальная площадь, улицы Мясницкая или Малая Дмитровка. О правильности принятых проектных решений теперь уже можно судить практически, гуляя по этим улицам и площадям. Поскольку проекты их благоустройства в свое время проходили госэкспертизу, разработанные для них узлы и детали вполне можно считать готовыми методическими материалами для повторного применения. Эта, скажем так, прецедентная методическая база сейчас активно пополняется, что хорошо. Но, возможно, масштабы входящих в неё проектов могли бы быть и поскромнее.
 
UP-квартал «Скандинавский». Анализ нормативных расстояний от зданий и сооружений до детских и спортивных площадок © ПланАР

23 Октября 2017

Похожие статьи
Наталья Шашкова: «Наша задача – показать и доказать,...
В Анфиладе Музея архитектуры открылась новая выставка, и у нее две миссии: выставка отмечает 90-летний юбилей и в то же время служит прообразом постоянной экспозиции, о которой музей мечтает больше 30 лет, после своего переезда и «уплотнения». Мы поговорили с директором музея: о нынешней выставке и будущей, о работе с современными архитекторами и планах хранения современной архитектуры, о несостоявшемся пока открытом хранении, но главное – о том, что музею катастрофически не хватает площадей. Не только для экспозиции, но и для реставрации крупных предметов.
Юрий Виссарионов: «Модульный дом не принадлежит земле»
Он принадлежит Космосу, воздуху... Оказывается, 3D-печать эффективнее в сочетании с модульным подходом: дом делают в цеху, а затем адаптируют к местности, в том числе и с перепадом высот. Юрий Виссарионов делится свежим опытом проектирования туристических комплексов как в средней полосе, так и на юге. Среди них хаусботы, дома для печати из легкого бетона на принтере и, конечно же, каркасные дома.
Дерево за 15 лет
Поемия АРХИWOOD опрашивает членов своего экспертного совета главной премии: что именно произошло с деревянным строительством за эти годы, какие заметные изменения происходят с этим направлением сейчас и что ждет деревянное домостроение в будущем.
Марина Егорова: «Мы привыкли мыслить не квадратными...
Карьерная траектория архитектора Марины Егоровой внушает уважение: МАРХИ, SPEECH, Москомархитектура и Институт Генплана Москвы, а затем и собственное бюро. Название Empate, которое апеллирует к словам «чертить» и «сопереживать», не должно вводить в заблуждение своей мягкостью, поскольку бюро свободно работает в разных масштабах, включая КРТ. Поговорили с Мариной о разном: градостроительном опыте, женском стиле руководства и даже любви архитекторов к яхтингу.
Андрей Чуйков: «Баланс достигается через экономику»
Екатеринбургское бюро CNTR находится в стадии зрелости: кристаллизация принципов, системность и стандартизация помогли сделать качественный скачок, нарастить компетенции и получать крупные заказы, не принося в жертву эстетику. Руководитель бюро Андрей Чуйков рассказал нам о выстраивании бизнес-модели и бонусах, которые дает архитектору дополнительное образование в сфере управления финансами.
Василий Бычков: «У меня два правила – установка на...
Арх Москва начнется 22 мая, и многие понимают ее как главное событие общественно-архитектурной жизни, готовятся месяцами. Мы поговорили с организатором и основателем выставки, Василием Бычковым, руководителем компании «Экспо-парк Выставочные проекты»: о том, как устроена выставка и почему так успешна.
Влад Савинкин: «Выставка как «маленькая жизнь»
АРХ МОСКВА все ближе. Мы поговорили с многолетним куратором выставки, архитектором, руководителем профиля «Дизайн среды» Института бизнеса и дизайна Владиславом Савинкиным о том, как участвовать в выставках, чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно потраченные время и деньги.
Сергей Орешкин: «Наш опыт дает возможность оперировать...
За последние годы петербургское бюро «А.Лен» прочно закрепило за собой статус федерального, расширив географию проектов от Санкт-Петербурга до Владивостока. Получать крупные заказы помогает опыт, в том числе международный, структура и «архитектурная лаборатория» – именно в ней рождаются методики, по которым бюро создает комфортные квартиры и урбан-блоки. Подробнее о росте мастерской рассказывает Сергей Орешкин.
2023: что говорят архитекторы
Набрали мы комментариев по итогам года столько, что самим страшно. Общее суждение – в архитектурной отрасли в 2023 году было настолько все хорошо, прежде всего в смысле заказов, что, опять же, слегка страшновато: надолго ли? Особенность нашего опроса по итогам 2023 года – в нем участвуют не только, по традиции, москвичи и петербуржцы, но и архитекторы других городов: Нижний, Екатеринбург, Новосибирск, Барнаул, Красноярск.
Александра Кузьмина: «Легко работать, когда правила...
Сюжетом стенда и выступлений архитектурного ведомства Московской области на Зодчестве стало комплексное развитие территорий, или КРТ. И не зря: задача непростая и очень «живая», а МО по части работы с ней – в передовиках. Говорим с главным архитектором области: о мастер-планах и кто их делает, о том, где взять ресурсы для комфортной среды, о любимых проектах и даже о том, почему теперь мало хороших архитекторов и что делать с плохими.
Согласование намерений
Поговорили с главным архитектором Института Генплана Москвы Григорием Мустафиным и главным архитектором Южно-Сахалинска Максимом Ефановым – о том, как формируется рабочий генплан города. Залог успеха: сбор данных и моделирование, работа с горожанами, инфраструктура и презентация.
Изменчивая декорация
Члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023 продолжают рассуждать о том, какими будут общественные интерьеры будущего: важен предлагаемый пользователю опыт, гибкость, а в некоторых случаях – тотальный дизайн.
Определяющая среда
Человекоцентричные, технологичные или экологичные – какими будут общественные интерьеры будущего, рассказывают члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023.
Иван Греков: «Заказчик, который может и хочет сделать...
Говорим с Иваном Грековым, главой архитектурного бюро KAMEN, автором многих знаковых объектов Москвы последних лет, об истории бюро и о принципах подхода к форме, о разном значении объема и фасада, о «слоях» в работе со средой – на примере двух объектов ГК «Основа». Это квартал МИРАПОЛИС на проспекте Мира в Ростокино, строительство которого началось в конце прошлого года, и многофункциональный комплекс во 2-м Силикатном проезде на Звенигородском шоссе, на днях он прошел экспертизу.
Резюмируя социальное
В преддверии фестиваля «Открытый город» – с очень важной темой, посвященной разным апесктам социального, опросили организаторов и будущих кураторов. Первый комментарий – главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, инициатора и вдохновителя фестиваля архитектурного образования, проводимого Москомархитектурой.
Прямая кривая
В последний день мая в Москве откроется биеннале уличного искусства Артмоссфера. Один из участников Филипп Киценко рассказывает, почему архитектору интересно участвовать в городских фестивалях, а также показывает свой арт-объект на Таможенном мосту.
Бетонные опоры
Архитектурный фотограф Ольга Алексеенко рассказывает о спецпроекте «Москва на стройке», запланированном в рамках Арх Москвы.
Юлий Борисов: «ЖК «Остров» – уникальный проект, мы...
Один из самых больших проектов жилой застройки Москвы – «Остров» компании Донстрой – сейчас активно строится в Мневниковской пойме. Планируется построить порядка 1.5 млн м2 на почти 40 га. Начинаем изучать проект – прежде всего, говорим с Юлием Борисовым, руководителем архитектурной компании UNK, которая работает с большей частью жилых кварталов, ландшафтом и даже предложила общий дизайн-код для освещения всей территории.
Валид Каркаби: «В Хайфе есть коллекция арабского Баухауса»
В 2022 году в порт города Хайфы, самый глубоководный в восточном Средиземноморье, заходило рекордное количество круизных лайнеров, а общее число туристов, которые корабли привезли, превысило 350 тысяч. При этом сама Хайфа – неприбранный город с тяжелой судьбой – меньше всего напоминает туристический центр. О том, что и когда пошло не так и возможно ли это исправить, мы поговорили с архитектором Валидом Каркаби, получившим образование в СССР и несколько десятилетий отвечавшим в Хайфе за охрану памятников архитектуры.
О сохранении владимирского вокзала: мнения экспертов
Продолжаем разговор о сохранении здания вокзала: там и проект еще не поздно изменить, и даже вопрос постановки на охрану еще не решен, насколько нам известно, окончательно. Задали вопрос экспертам, преимущественно историкам архитектуры модернизма.
Фандоринский Петербург
VFX продюсер компании CGF Роман Сердюк рассказал Архи.ру, как в сериале «Фандорин. Азазель» создавался альтернативный Петербург с блуждающими «чикагскими» небоскребами и капсульной башней Кисе Курокавы.
2022: что говорят архитекторы
Мы долго сомневались, но решили все же провести традиционный опрос архитекторов по итогам 2022 года. Год трагический, для него так и напрашивается определение «слов нет», да и ограничений много, поэтому в опросе мы тоже ввели два ограничения. Во-первых, мы попросили не докладывать об успехах бюро. Во-вторых, не говорить об общественно-политической обстановке. То и другое, как мы и предполагали, очень сложно. Так и получилось. Главный вопрос один: что из архитектурных, чисто профессиональных, событий, тенденций и впечатлений вы можете вспомнить за год.
KOSMOS: «Весь наш путь был и есть – поиск и формирование...
Говорим с сооснователями российско-швейцарско-австрийского бюро KOSMOS Леонидом Слонимским и Артемом Китаевым: об учебе у Евгения Асса, ценности конкурсов, экологической и прочей ответственности и «сообщающимися сосудами» теории и практики – по убеждению архитекторов KOSMOS, одно невозможно без другого.
КОД: «В удаленных городах, не секрет, дефицит кадров»
О пользе синего, визуальном хаосе и общих и специальных проблемах среды российских городов: говорим с авторами Дизайн-кода арктических поселений Ксенией Деевой, Анастасией Конаревой и Ириной Красноперовой, участниками вебинара Яндекс Кью, который пройдет 17 сентября.
Никита Токарев: «Искусство – ориентир в джунглях...
Следующий разговор в рамках конференции Яндекс Кью – с директором Архитектурной школы МАРШ Никитой Токаревым. Дискуссия, которая состоится 10 сентября в 16:00 оффлайн и онлайн, посвящена междисциплинарности. Говорим о том, насколько она нужна архитектурному образованию, где начинается и заканчивается.
Архитектурное образование: тренды нового сезона
МАРШ, МАРХИ, школа Сколково и руководители проектов дополнительного обучения рассказали нам о том, что меняется в образовании архитекторов. На что повлиял уход иностранных вузов, что будет с российской архитектурной школой, к каким дополнительным знаниям стремиться.
Технологии и материалы
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Архитектурная подсветка фасадов ЖК и освещение придомовой...
Уютно должно быть не только внутри жилого комплекса, но и рядом с ним. В этой статье мы рассмотрим популярные осветительные решения, которые придают ЖК респектабельности и обеспечивают безопасную среду вокруг дома.
Облицовочный кирпич: какой выбрать?
Классический керамический, клинкерный или кирпич ручной формовки? Каждый из видов облицовочного кирпича обладает уникальным набором технических и эстетических характеристик. На примере продукции ГК «Керма» разбираемся в тонкостях и возможностях материала для современных проектов.
Sydney Prime: «Ласточкин хвост» из кирпича
Жилой комплекс Sydney Prime является новой достопримечательностью речного фронта Большого Сити и подчеркивает свою роль эффектным решением фасадов. Авторский подход к использованию уникальной палитры кирпича в навесных фасадных системах раскрывает его богатый потенциал для современной архитектуры.
Возрождение лесной обители. Как восстанавливали старинный...
Во Владимирской области возрожден из руин памятник церковного зодчества начала XIX века – Смоленская церковь на Веретьевском погосте. Реставрационные работы на каменном храме проводились с использованием материалов компании Baumit.
Урбанистика здоровья: спорт в проектах благоустройства
Уличные спортивные зоны являются неотъемлемой частью современной урбанистической среды и призваны, как и благоустройство в целом, стимулировать жителей больше времени проводить на улице и вести здоровый образ жизни. Компания «Новалур» предлагает комплексные решения в области уличного спорта и также является производителем линейки уличных тренажеров с регулируемой нагрузкой, подходящих максимально широкому кругу пользователей.
​Архитектура света: решения для медиафасадов в...
Медиафасады – это инновационное направление, объединяющее традиционные архитектурные формы с цифровыми технологиями. Они позволяют создавать интерактивные здания, реагирующие на окружающую среду, движение пешеходов или даже социальные медиа. Российская компания RGC представляет технологию, интегрирующую медиа непосредственно в стеклопакеты.
Как уменьшить запотолочное пространство для коммуникаций?
Повысить уровень потолка за счет сокращения запотолочного пространства – вполне законное желание девелопера, архитектора и дизайнера. Но этому активно сопротивляются инженеры. Сегодня мы расскажем о красивом и нестандартном решении этой проблемы.
Холст из стекла
Открытие нового корпуса Третьяковской галереи на Кадашевской набережной в мае 2024 года ознаменовало не только расширение знаменитого музея, но и знаковое событие в области использования архитектурного стекла с применением технологии печати. О том, как инновационное остекление расширило границы музейной архитектуры – в нашем материале.
От эскиза до «Дракона»: творческая кухня «Новых Горизонтов»
Компания «Новые Горизонты», отметившая в 2024 году свое 25-летие, прошла путь от дистрибьютора известного финского производителя Lappset до разработчика собственных линеек детского игрового оборудования. За четверть века они эволюционировали от импортера до инновационного проектировщика и производителя, способного воплощать самые смелые идеи в реальность.
​Палитра вашего путешествия
Конкурс авторских палитр для интерьера «Время, место и цвет» в самом разгаре. Его проводит дизайнер, декоратор и преподаватель Виктория Малышева в партнерстве с брендом красок Dulux. Виктория рассказала об идее конкурса и собственных палитрах.
От плоскости к объему: революция в остеклении с помощью...
Моллирование стекла – технология, расширяющая границы архитектурного проектирования и позволяющая создавать сложные геометрические формы в остеклении зданий. Этот метод обработки стекла открывает новые возможности для реализации нестандартных архитектурных решений, сочетая эстетику и функциональность.
Девять правил работы с инженерами
Проектная компания «Траст инжиниринг», работающая с известными архитектурными бюро на знаковых объектах, составила топ-9 правил взаимодействия архитекторов и инженеров, чтобы снизить трудозатраты обеих команд.
Сейчас на главной
Зодчество 2024: семеро
Как уже говорилось, в этом году главные награды «Зодчества» не присуждены. Рассуждаем, почему так, фантазируем на тему возможных форматов судейства – как бы было хорошо, как бы было здорово… Вместо двух наград получилось семь: их состав тоже интересен. Публикуем полный список лауреатов XXIII фестиваля.
Балкон над долиной
Вилла на севере Ливана по проекту местного бюро BLANKPAGE Architects раскрывается над зеленой приморской долиной как панорамная терраса.
Золотая коронка
Концепцию стоматологической клиники в Екатеринбурге бюро CNTR обозначило как mouth full of gold: белоснежные стены из керамогранита оттеняют матовые латунные детали. Чтобы отсылка не стала слишком прямолинейной, архитекторы сосредоточились на пропорциях здания, лавируя между инсоляционными и пожарными ограничениями.
Собор для туристов
Трехнефный вокзал для линии скоростной железной дороги по проекту gmp в Наньчане облегчит путь на работу жителям, а туристам – доступ к ключевым достопримечательностям региона.
Спелый апельсин
Учебный центр Edu Expo построен в центральной части Ташкента по проекту местного бюро Parallel architects. Относительно простая планировочная структура – аудитории и конференц-залы, сосредоточенные вокруг центрального холла – проявлена на фасаде панелями с паттерном штрих-кода. Однако вставки ярко-оранжевых балконов и ниш полностью меняют восприятие.
Гибкость и интеграция
Не так давно мы рассказывали о проекте 4 очереди ЖК ÁLIA, спроектированной компанией APEX. Теперь нам показали варианты разработанных ими же ограждений пространств приватных дворов, с интегрированными в них разнообразными общественными функциями. Участие архитекторов комплекса в работе над такой деталью, как ограды, – считаем показательным.
Сады и узоры
С проектом креативного кластера в Саудовской Аравии бюро IND взяло премию WAF в номинации «Проекты», в категории «Культура». Архитекторы предложили жесткую ортогональную структуру, но интегрировали в нее систему камерных пространств с тенью, садами и водоемами. Отсылки к традиционной культуре, такие как трамбованная земля или имитация узоров на ткани, соединяются с вертикальным озеленением и структурным остеклением.
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
И свет, и тень
Сегодня последний день работы выставки «Открытого города» в Руине Музея архитектуры. Там атмосферная экспозиция кураторов: Александра Цимайло и Николая Ляшенко, – почти как это бывает в иерархии многих церквей – подчинила себе информацию о проектах воркшопов. Но получилось красиво, этакий храм новой реальности понимания духа. И много – 13 участников. Такая, знаете ли, особенная дюжина.
Древнеримский порядок
Учебный корпус CuBo Римского биомедицинского университета по проекту бюро Labics соединяет в себе открытость и ориентированность на коммуникацию с жесткой матрицей древнеримского градостроительства.
Лес у моря
В рамках архитектурной экспедиции «Русский Север», организованной СПбГАСУ, студентам удалось посетить труднодоступное село Ворзогоры. Сложную дорогу окупает увиденное: песчаный берег Белого моря, старинные деревянные церкви, нетронутый пейзаж. В своих работах команды искали способы привлечения туристов, которые не нарушат уклад места, но помогут его сохранить.
Вызов технический и туристический
Смотровые платформы над рекой Нуцзянь в Тибете по проекту бюро Archermit задуманы как вызов для путешествующих по западу Китая туристов, но экстремальные условия Сычуаньских Альп потребовали максимальных усилий и от архитекторов, конструкторов и строителей.
WAF 2024: малые награды
Завершаем наш обзор финалистов Всемирного фестиваля архитектуры специальными номинациями. В этом году отмечены выдающие работы с цветом, естественным светом, камнем, а также экологичными решениями. Приз за лучший малый объект вновь ушел в Японию.
Сказки Нёноксы
Архитектурная экспедиция «Русский Север», организованная СПбГАСУ, посвящена исследованию туристического потенциала двух арктических сёл. В этой публикации рассказываем о поморском поселении Нёнокса, сохранившем пятишатровую церковь и другие характерные деревянные постройки. Пять студенческих команд из разных городов на месте изучали архитектурное наследие и дух места, а затем предложили концепции развития с модным «избингом» и экотропами, а также поработали над брендом и событийной программой.
Шаг вперед
Жилой комплекс HIDE стал для архитекторов ADM, Андрея Романова и Екатерины Кузнецовой, существенным рубежом в поиске новой пластики высотных башен: гибкой и дискретной, позволяющей оживлять объем и силуэт, моделировать форму. За последние годы подход стал «фирменной фишкой» ADM, а его в становлении ключевую роль сыграла, в частности, золотистая башня HIDE. Рассказываем историю, рассматриваем подробности построения комплекса, находим его стержень.
Роль фактуры
Активная поверхность бетона на фасадах и в интерьерах – основа архитектурного образа виллы в пригороде Бразилиа по проекту Studio Bruno Porto.
WAF Inside 2024: голодный город
Жюри Всемирного фестиваля архитектуры признало лучшим интерьерным проектом года пекинскую лапшичную. Новозеландское бюро Office AIO сумело найти оптимальные планировочные решения для гибридной концепции обслуживания, а также, оставаясь в рамках минимализма, предложило яркие решения, которые притягивают посетителей и располагают к общению. Рассказываем подробнее об этом проекте и показываем победителей других категорий.
Зодчество 2024: шесть причин зайти на фестиваль
Сегодня в 32 раз стартует фестиваль Союза архитекторов «Зодчество». Он продлится 3 дня: Гостиный двор будет заполнен экспозициями, программа же заполнена мероприятиями. Мы посмотрели на анонсы и сделали свою выборку, чтобы помочь вам сориентироваться. Дедала – вручают в четверг вечером.
WAF 2024: инклюзия
Всемирный фестиваль архитектуры подвел итоги. Главный приз забрала школа, тесно связанная с сообществом аборигенов Австралии, проектом года стал религиозный центр алевитов в Турции, а в лучшем ландшафтном проекте используются традиционные архитектурные мотивы китайского субэтноса хакка. И даже работа российского бюро в этом году попала в список финалистов – при соблюдении условия, что сделана она для другой страны. Рассказываем о победителях и финалистах.
Черное кимоно
Бюро IDEOLOGIST подготовило проект реконструкции позднесоветской базы отдыха, расположенной на скале у Черного моря, недалеко от Геленджика. Концепция выдержана в японском духе, что с одной стороны соответствует вектору развития курорта, с другой – логично соотносится с созерцательными пейзажами субтропического пояса.
Золото в песках
В Дубае открылся офис трансконтинентальной компании, связанной с добычей и обработкой ресурсов. Его интерьер реализован по проекту T+T Architects, а они мастера своего дела, умеют организовать пространство современно, разнообразно, гибко и оригинально. В данном случае на представительском этаже «царит» гигантская, облицованная золотистой латунью, перегородка, а контекстуально обоснованный фон дает слоистая фактура прессованной земли.
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
Пресса: Это Валентин Коган (бюро SLOI) — пожалуй, самый востребованный...
Основателя бюро SLOI Валентина Когана можно назвать самым успешным молодым архитектором Петербурга — по его проектам строят сразу несколько больших объектов, в том числе протестантскую церковь в Парголово и жилой комплекс и гостиницу рядом с Островом фортов в Кронштадте. Как успевать за глобальными профессиональными трендами, что общего у придуманного им деревянного храма с айфоном и какие КОНКРЕТНЫЕ (да, капсом!) меры помогут сделать архитектуру Петербурга лучше, специально для отдела «Петербург будущего» Собака.ru архитектурный критик Мария Элькина узнала у Валентина Когана.
«Открытый город 2024»: Алтари неизведанного. Стихийное...
Знакомим еще с одним воркшопом фестиваля «Открытый город» – «Алтари неизведанного. Стихийное сакральное» под руководством MARKS GROUP. Основная цель воркшопа – провести самостоятельное исследование и получить практические навыки, которые студенты могли бы применить в дальнейшей работе. Объектом исследования была предложена гора Воттоваара в западной Карелии.
Культурный треугольник
Еще один проект мастерской «Арканика» для Альметьевска – трехэтажная художественная галерея, которая расположится у Каскада прудов в пешей доступности от штаб-квартиры «Татнефти». Главными аттракторами послужат подсвеченные фасады и кровля-амфитеатр, ориентированная на мечеть, а также функциональная программа, продуманная компанией «Новая земля».
Архитектура будущего глазами сегодняшних выпускников
В Паркинг Галерее парка «Зарядье» проходит выставка дипломных работ выпускников художественных вузов ВЫПУСК’24. Специальный раздел выставки посвящен архитектурным проектам, о которых мы расскажем. Среди них досуговый комплекс в Ярославской области, городской рынок в Суздале, университет в Сочи, музей в Калуге, научно-исследовательский кластер в Сколково и целый город Николоград.
Временно белоснежный дракон
В китайском Уси после реконструкции по проекту бюро Wutopia Lab открылся парковый павильон Emerald Screen Pergola: эта белоснежная эфемерная конструкция скоро действительно станет изумрудно-зеленой.
«Открытый город 2024»: Дом Евангелия в Санкт-Петербурге
Цикл публикаций о воркшопах проекта «Открытый город» в этом году начинаем с рассказа о проекте «Дом Евангелия: функционализм vs сакраментализм» в Санкт-Петербурге. Проект реализован под руководством бюро «СИВИЛ» и призван обратить внимание на проблему сохранения исторической архитектуры и включения ее в современный городской контекст. Реконструкция Дома Евангелия – это реальный проект бюро, в ходе которого будут реализованы идеи участников воркшопа.