English version

За границами брендбука

В Санкт-Петербурге начал свою работу один из самых крупных дилерских центров Mercedes в Северо-Западном регионе России. Бюро «А.Лен» смогло найти новые выразительные архитектурные и конструктивные решения, отвечающие имиджу компании и присущему ей уровню качества, надежности и элегантности.

mainImg

Нормы для автоцентров
Типология автоцентров сложилась в мире уже давно и в ее основе лежат четкие регламенты брендбуков – сводов правил устройства, планировки и оформления автосалонов и сервисных комплексов, составленных каждым производителем. Объемные «фолианты» регламентируют все элементы зданий, вплоть до цвета и отделочного материала, допустимого к использованию в интерьерах той или иной функциональной зоны.

На заре капиталистической экономики в России требования к соблюдению брендбуков были не так сильны. Рынок развивался стремительно и на первый план выходили эффектность и броскость архитектуры автосалона. Тот период подарил российской архитектуре немало примечательных зданий, но, как и многое другое, такой подход ушел в небытие, сменившись более рациональным: с простыми ортогональными объемами, большими витражными фасадами, хайтековскими или псевдо-хайтековскими конструкциями и обязательной крупной надписью с названием бренда наверху здания. Казалось бы, в такой ситуации автоцентры вряд ли могли быть интересны архитекторам как полигон для творческих поисков и профессиональных открытий. И тем не менее даже внутри этой типологии со всеми ее брендовыми ограничениями, ведущие российские архитекторы продолжают искать и создавать неординарные объекты, претендующие на знаковый статус.

В портфолио бюро «А.Лен» – около сорока проектов автоцентров в Петербурге, две трети которых реализованы. Можно сказать, что это одна из самых ранних и устойчивых специализаций компании – «А.Лен» работал c дилерами крупнейших брендов: Инфинити, Мерседесом, Порше, Лексус, Фордом, KIA. Автосервисный комплекс «Авангард» на Приморском проспекте, спроектированный и реализованный архитекторами «А.Лен» – единственный крупный комплекс данной типологии, построенный в 2017 году в России, и один из крупнейших на данный момент в Европе. Он включает ассортимент не только основного бренда Mercedes, но и его люксовых подразделений, таких как AMG и Maybach. В этом проекте архитекторы продемонстрировали, насколько еще не использованы возможности, скрытые в стандартах брендбуков.
Автосервисный комплекс «Авангард». Фотография © А. Гущин
Автосервисный комплекс «Авангард». Фотография © А. Гущин
***

Ограничения как стимул
Как и обычные строительные нормы, требования к организации и оснащению брендовых автоцентров могут восприниматься как препятствие на пути самовыражения архитектора, но в некоторых случаях они становятся катализатором творческого процесса. Именно таким стимулом стал для бюро «А.Лен» брендбук компании Mercedes и ее подразделения AMG при проектировании нового автоцентра в Санкт-Петербурге.

В инструкциях, которые должны выполняться при строительстве фирменных автосалонов в любой точке мира, досконально прописываются размеры и взаиморасположение различных функциональных зон, конструктивные решения фасадов и его дизайн, вплоть до использования колонн определенной геометрии и цвета, материалов определенных типов и фирм производителей. При такой стандартизации трудно надеяться на свободу творчества, но оказывается – ограничения только стимулируют креативность. И представители бренда, в большинстве случаев, поддерживают новые идеи, выходящие за рамки шаблонов, особенно если новшества позволяют подчеркнуть имидж марки и привлечь покупателей.
Автосервисный комплекс «Авангард». Фотография © А. Гущин

По словам руководителя бюро Сергея Орешкина, «это было интересное упражнение для архитектора –разрабатывать оригинальные и качественные решения внутри достаточно жестких рамок брендбука, который диктует сдержанную солидность всемирно известного бренда. Здание выполняет роль оболочки для высококлассного, люксового товара. Эта оболочка должна быть столь же привлекательна, как и продукция, но не настолько, чтобы отвлекать внимание покупателя от самих автомобилей. Оно как футляр для роскошных духов – коробка обязана быть идеальной, но все-таки она не главное, главное, настоящая ценность – внутри. Поэтому оболочка должна отличаться, должно быть видно, что это «упаковка» Мерседес. Но вся ценность, сердце этого комплекса – продукция концерна».
*** 

Простая форма для ценного содержимого
Архитекторы предложили заказчику лаконичную архитектурную форму с несколькими пространственными элементами, способными выгодно дополнить и подчеркнуть ее. Авторы в качестве источника вдохновения приводят архитектуру Ричарда Мейера, с характерной для него простотой объемов и совершенством пропорций.

Основной объем автосалона представляет собой шестиэтажный параллелепипед.
Автосервисный комплекс «Авангард» © Архитектурное бюро «А.Лен» (7)

С южной стороны в объем врезан цилиндрический блок рампы, ведущей на эксплуатируемую кровлю, на которой устроен паркинг на 69 автомашин. Главный, северный фасад, выходящий на одну из самых оживленных магистралей Санкт-Петербурга – Приморский проспект, полностью остеклен и выполняет функцию огромной витрины. Параллельно стеклянному фасаду установлены тонкие металлические колонны – хорошо знакомые каждому, кто следит за историей бренда. Эти колонны всегда присутствуют в фирменных салонах Mercedes. Впрочем, еще несколько лет назад они были как правило темно-синего цвета. Но бренд не стоит на месте и смело открывает для себя новые цвета, сохраняя приверженность респектабельности и шику.
Автосервисный комплекс «Авангард». Фотография © А. Гущин

Необходимость приставить колонны к фасаду дала архитекторам возможность разнообразить его пластическое решение. Тектоническая логика потребовала некоего венчающего элемента, роль которого взяла на себя массивная пластина козырька, нависающая над всем фасадом и террасой на шестом этаже, где в ближайшее время откроется ресторан для гостей автосалона. Интересно, что в брендбуке оговаривалась возможность использования тонкого козырька, но архитекторы предложили более массивную форму, увязанную с пропорциями и основными членениями здания, и настояли на ее реализации благодаря чему главный фасад получил эффектное завершение.
Автосервисный комплекс «Авангард». Фотография © А. Гущин

Еще одним удачным новшеством, предложенным архитекторами, стала необычная система демонстрации автомобилей. По замыслу авторов на трех средних этажах, вдоль главного стеклянного фасада представлены все актуальные модели бренда. Для большего эффекта, проектировщики рекомендовали выставить в «витрине» только белые автомобили. Они более заметны днем, а вечером, благодаря специальной подсветке, буквально сияют. Архитектурное решение оказалось удачным и с маркетинговой точки зрения. Экспозиция из выставленных за стеклянным фасадом машин хорошо видна с эстакады развязки Западного скоростного диаметра, которая проходит в нескольких десятках метров от фасада. Так что продукции Mercedes гарантировано внимание десятков тысяч водителей, ежедневно проезжающих через эту развязку.
***

Положение обязывает
При выборе архитектурных и конструктивных решений комплекса архитекторы стремились подчеркнуть качества, характерные для бренда Mercedes: передовой технический уровень, совершенство формы и функции, надежность и долговечность.
Автосервисный комплекс «Авангард». Фотография © А. Гущин

Наиболее наглядно высокие стандарты качества, предъявляемые к автосалонам немецкой марки, были продемонстрированы при выборе системы остекления фасадов. Традиционно в России для остекления значительной площади используется достаточно экономичная комбинированная подсистема, в которой стальные элементы, несущие основную нагрузку, совмещаются с дополнительными, алюминиевыми, предназначенными для закрепления стеклопакетов. Нагромождение вспомогательных конструкций ухудшает внешний вид и нивелирует эффект от стеклянной стены, главная ценность которой – в прозрачности. На рынке существуют альтернативные системы, в которых все элементы делаются из стали, за счет чего можно перекрывать большие пролеты, а подконструкция получается максимально тонкой и элегантной, но они дороги и сложны производстве и монтаже. В Санкт-Петербурге такие стальные фасады применялись только на маленьких одноэтажных объектах. Лишь на автосалоне Porsche удалось сделать систему десятиметровой высоты.

Архитекторы бюро «А.Лен», понимая насколько высокую планку должны выдержать конструктивные решения рядом с высоклассными автомобилями Mercedes, убедили заказчика использовать для главного фасада автосалона «Авангард» именно стальную систему. В результате из профиля финского производства удалось сделать уникальный витраж высотой 20 метров из стекол высотой 5 метров, достойно дополняющий внешний вид и интерьер салона.
Автосервисный комплекс «Авангард» © Архитектурное бюро «А.Лен» (8)

Остальные фасады комплекса решены более прагматично, но в точном соответствии с разработанным для здания метрическим и пропорциональным рядом. Размеры и рисунок остекления, а также выбор типа и способ облицовки фасада определены в соответствии с функциями той или иной зоны, расположенной внутри здания. Стеклянную витрину, необходимую для выставки роскошных автомобилей, сменяют стандартные полосы ленточных одно- и двухэтажных окон в административной части здания, причем размер окон определяется количеством рабочих мест в кабинете.
Автосервисный комплекс «Авангард» © Архитектурное бюро «А.Лен»
Автосервисный комплекс «Авангард» © Архитектурное бюро «А.Лен» (11)

При переходе в сервисную зону рисунок проемов вновь меняется. На тыльном фасаде лейтмотивом становятся вертикальные окна и цилиндрический объем рампы, прошитый, словно декоративной строчкой, квадратными техническими окошками. Первоначально рампу планировали сделать холодной и закрыть ее хайтековской решеткой, но впоследствии от идеи отказались: остановились на теплом фасаде, который защищает крутую рампу от осадков и обледенения.
***
 
Внутренний мир
Как несложно догадаться, работа над планированием и дизайном внутренних пространств была в несколько раз сложнее и потребовала намного больше времени, чем проектирование внешнего облика здания. Но все трудности, в том числе по согласованию всех интерьерных деталей с представителями бренда, были оправданы с точки зрения авторов проекта. Сергей Орешкин так комментирует необходимость держать под авторским контролем все части проекта: «В последние годы мы начали брать в разработку интерьеры наших объектов, поскольку неоднократно сталкивались с примерами, когда сторонние архитекторы не воспринимали внутренний дизайн как органичную часть архитектурного решения всего здания, что самым негативным образом сказывалось на результате».
Интерьеры автосервисного комплекса «Авангард». Фотография © А. Гущин
Интерьеры автосервисного комплекса «Авангард». Фотография © А. Гущин

Архитекторы бюро «А.Лен» определили характер внутренних пространств автосалона «Авангард» как мужской, объединяющий в себе приметы рафинированного хай-тековского стиля и благородную клубную сдержанность. Графичность и тщательность проработки всех деталей – вот то, что отличает этот интерьер и делает его лучшим фоном для демонстрации и продажи автомобилей брендов Mercedes, AMG и Maybach.
Интерьеры автосервисного комплекса «Авангард». Фотография © А. Гущин
Интерьеры автосервисного комплекса «Авангард». Фотография © А. Гущин

Из материалов в интерьере, в основном, используются металл и стекло. Лишь в отдельных местах их оттеняют уже упомянутое дерево и брутальный бетон. В качестве основных цветов архитекторы выбрали белый и черный, логичным дополнением которых выступили серый и янтарный цвет натурального дерева, встречающийся в отделке в зонах, предназначенных для отдыха и более продолжительного пребывания клиентов, таких как зал ожидания и кафе. Колористика пространств четко следует за их функцией: презентационные, светлые пространства оформляются с преобладанием белого цвета; в технических, темных зонах превалирует черный цвет. В промежуточных зонах комбинируются оба цвета.
Интерьеры автосервисного комплекса «Авангард». Фотография © А. Гущин

Для того, чтобы подчеркнуть графичность пространства, архитекторы вводят в интерьер дополнительную систему акцентов – световых приборов, различающихся по форме и функции, но выполняющих не только свою прямую роль, но и привносящих в интерьер толику драйва и помогающих выстраивать интуитивно понятную навигацию. Кроме того, в зонах AMG, там, где представлены тюнингованные автомобили, при помощи световых и аудио-эффектов создается особая атмосфера, подчеркивающая эксклюзивность и привилегированность каждой машины.
Интерьеры автосервисного комплекса «Авангард». Фотография © А. Гущин
Интерьеры автосервисного комплекса «Авангард». Фотография © А. Гущин

Некоторая рафинированность, присущая интерьеру, объясняется принципиальной позицией авторов. «Мы всегда делаем сдержанный интерьер, понимая, что потом в него неизбежно придет жизнь, «хаос» и спонтанный декор. В данном случае это будут оборудование, автомобили, сотрудники, клиенты. Здание заживет своей жизнью. И мы никогда не сможем контролировать результат. Поэтому так важно оставить интерьер в некотором роде как бы недоделанным, сохранить люфт для будущего развития», – так объясняет Сергей Орешкин свое видение.
Интерьеры автосервисного комплекса «Авангард». Фотография © А. Гущин
***

Новые стандарты для брендбука
Работа, проделанная бюро «А.Лен» по разработке проекта автосалона «Авангард», произвела сильнейшее впечатление на немецких экспертов, представлявших на открытии центра компанию Mercedes и ее подразделения. Руководствуясь принципами фирменного брендбука, архитекторы смогли найти, убедительно представить и отстоять свою точку зрения во время консультаций, и, наконец, реализовать в нынешних российских условиях множество решений, который формально отличаются от «буквы» существующих правил, но ясно выражают их «дух». Творческая переработка нормативных требований, креативный подход к созданию максимально эффективного, комфортного и эстетичного пространства для презентации продукции концерна легли в основу этого проекта и были по достоинству оценены. Некоторые из новшеств немецкие эксперты даже предложили включить в фирменный брендбук, что может расценить как знак безоговорочного признания.
 

14 Ноября 2017

Приморская волна
Градсовет Петербурга рассмотрел проект санаторного комплекса в Солнечном, представленный руководителем бюро «А.Лен» Сергеем Орешкиным. Экспертам понравилась архитектура, но большие сомнения вызвала среда, которая намекает на вероятность апартаментов: дисперсная застройка, небольшое количество парковочных мест и отсутствие крытого бассейна плохо сочетаются с типологией комплекса.
Шале на скале
Отель сети Accor в Архызе по проекту бюро «А.Лен» расположится на подступах к главным туристическим центрам курорта. Архитекторы стилизовали традиционный и многими любимый вариант шале, а интриги добавил сохранившийся на участке блок недостроя, который команда проекта превратила в пространство впечатлений: с открытым бассейном и рестораном, откуда открываются виды на самые высокие хребты региона.
Планы на жизнь
Мастер-план для жилого района «Притяжение» в Набережных Челнах бюро «А.Лен» создавало с оглядкой на специфическую градостроительную ситуацию и частично реализованные решения первой очереди. Однако на первый план выдвинуло собственные ценности: зеленый каркас, систему акцентов, иерархию пространств, приоритет пешехода. Вопроса, чем будут жильцы заниматься в своем микрорайоне, после этого не возникает.
Кора из кирпича
Для проекта клубного дома, расположенного среди сосен престижного подмосковного района, бюро «А.Лен» поработало с фасадами. Сочетание разных видов кирпича и кладки соотносится с объемно-пластическими решениями дома, а также усложняется включением окрашенных под дерево фрагментов и металлической «лессировки».
Пройдя до половины
В издательстве Tatlin вышла книга «Архитектор Сергей Орешкин. Избранные проекты» – не традиционная книга достижений бюро, а скорее монография более личного плана. В нее вошло 43 здания, а также блок с архитектурной графикой. Размышляем о книге как способе подводить промежуточные итоги.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Сергей Орешкин: «Наш опыт дает возможность оперировать...
За последние годы петербургское бюро «А.Лен» прочно закрепило за собой статус федерального, расширив географию проектов от Санкт-Петербурга до Владивостока. Получать крупные заказы помогает опыт, в том числе международный, структура и «архитектурная лаборатория» – именно в ней рождаются методики, по которым бюро создает комфортные квартиры и урбан-блоки. Подробнее о росте мастерской рассказывает Сергей Орешкин.
Расслоение идентичности: итоги Зодчества 2023
Мир полон парадоксов, и вот Зодчество, которое в культурной программе 2023 года предлагало прописать миру ижицу, впервые за историю своего существования даёт главный приз иностранному архитектору. Публикуем полный список победителей и удивляемся некоторым вещам: к примеру, проектов в 2 раза больше, чем построек, но премия Татлин пропала с радаров, а из списка награжденных исчезли авторские коллективы.
Градсовет 10.08.2022
Градостроительный совет рассмотрел проект санатория в Репино, подготовленный бюро «А.Лен». Эксперты высоко оценили архитектурное решение, но посчитали объем зданий избыточным для курортной территории.
Градсовет Петербурга 25.05.2022
Градсовет рассмотрел дом от Евгения Герасимова на Петроградской стороне и жилой квартал на Пулковском шоссе от Сергея Орешкина. Обе работы получили поддержку экспертов, но прозвучало мнение о проблемах с масштабом и разнообразием в новой застройке.
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
Идеями лучимся / Delirious Moscow
В Гостином дворе открылась 26 по счету Арх Москва. Ее тема – идеи, главный гость – Москва, повсеместно встречаются небоскребы и разговоры о высокоплотной застройке. На выставке присутствует самая высокая башня и самая длинная линейная экспозиция в ее истории. Здесь можно посмотреть на все проекты конкурса «Облик реновации», пока еще не опубликованные.
Курдонеры и конструктивизм
Рассматриваем второй квартал «города в городе» Ligovsky City, построенный по проекту бюро «А.Лен» и сочетающий несколько тенденций, характерных для современной архитектуры города.
Архитектурная лаборатория
Архитектурное бюро «А.Лен» разработало и запатентовало программу «Идеальные квартиры», которая позволяет строить дома без плохих планировок. Рассказываем, как программа появилась, что из себя представляет, кому и чем она полезна.
Дай мне напиться железнодорожной воды*
В проекте третьей очереди микрорайона «Лиговский Сити» в «сером поясе» Петербурга консорциум KCAP & Orange Architects & «А.Лен» поставил перед собой задачу сохранить дух места через консервацию контуров железнодорожных путей и уподобление объемов жилой застройки контейнерам, сложенным на товарно-разгрузочной станции.
Градсовет удаленно 17.07.2020
Щедрый на критику, рефлексию и решения градсовет, на котором обсуждался картельный сговор, потакание девелоперу и несовершенство законодательства.
Цвет и линия
Находки бюро «А.Лен» для проектирования бюджетного детского сада: мозаика нерегулярных окон и работа с цветом.
Градсовет удаленно 2.07.2020
Рельсы как основа композиции, компиляция как архитектурный прием и неудавшееся обсуждение фонтана на очередном градсовете, прошедшем в формате видеотрансляции.
Градсовет удаленно 19.05.2020
Жилой комплекс пополам с гостиницей, еще два варианта станции метро «Парк победы» и поглощение «Политехнической» – на третьем дистанционном градсовете Петербурга.
Волны звука
Эскизный проект музыкальной школы: соседство с Алваром Аалто, выразительная органика и попытка привлечь внимание к слишком «тихому» конкурсу.
Дом в порту
Жилой комплекс на Двинской улице – первый случай современной архитектуры на Гутуевском острове. Бюро «А.Лен» подробно исследует контекст и создает ориентир для дальнейших преобразований района.
Градсовет 25.12.2019
На повестке в Петербурге: планировка для маленького городка и смелая гостиница, спроектированная под влиянием иностранцев.
Изгибы дюн
Комплекс апартаментов в Сестрорецке с криволинейными формами и выдающейся инфраструктурой, позволяющей охарактеризовать место как парк здоровья или дачу нового типа.
Книги в саду
Бюро «А.Лен» и KCAP Architects&Planners спроектировали для Воронежа жилой комплекс, вдохновляясь Иваном Буниным и пейзажами средней полосы. Получилось современно и свежо.
Спорт и мир
В прошедшем году компания «А.Лен» закончила строительство спортивного центра в Сочи, он стал одним из нескольких десятков опытов архитектурного бюро со зданиями для физкультуры и спорта. Вашему вниманию – обзор спортивных проектов «А.Лен».
Амплитуда силуэта
Петербургское бюро «А.Лен» спроектировало для Екатеринбурга жилой комплекс, вдохновленный уральскими скалами и мегалитами. Другая характерная черта – обособленная стилобатом территория.
Крылья весны
ЖК на границе Полюстровского парка всячески обыгрывает выигрышное соседство с городским природным массивом. В том числе и образно, превращая дома в абстрактный пиксельный ковер, напоминающий о весеннем лесе.
Спорт и органика
Гибкие линии фасадов отеля «Mercure» в центре Саранска, рассчитанного, в частности, на команды спортсменов, стали результатом долгих обсуждений и поисков формы, первоначально основанных на интерпретации национальных мордовских мотивов.
Похожие статьи
Теплый черно-белый
Вторую очередь «31 квартала», построенную в подмосковном Пушкино по проекту бюро KPLN, отличает многогранный характер. На первый план выходят геометрия и монохромная гамма, но при более внимательном взгляде обнаруживается ряд «нерегулярных» деталей: градиент остекления и «раструбы» окон, иерархия фасадов, объемная кирпичная кладка и даже подражание явлениям природы. Рассказываем обо всех правилах и исключениях, которые удалось обнаружить.
Нитяной фасад
Посвященный ткачеству музей открылся в маленькой деревне в горах Уишань. Авторы его проекта – шанхайское бюро TEAM_BLDG.
Фонари и лестница
Мартовская съемка почти-построенной штаб-квартиры ГК ФСК на улице Шеногина. Снаружи спокойно-лаконично, внутри увлекательно, многоярусно. Особенно хороши, и больше всего – в бетоне, конусные зенитные фонари представительского офиса. И ведущая в него большая винтовая лестница. Впрочем, спиральная лестница здесь не одна, да и в первые этажи, фактически, встроен небольшой торговый центр.
Строение с мотором
Летний павильон лондонской галереи «Серпентайн» в этом году впервые может «шевелиться»: его кровлю можно сдвигать на 1,4 м. Автор проекта – архитектор Марина Табассум из Бангладеш.
Первобытные мотивы
В кофейне сети Nana Coffee Roasters по проекту IDIN Architects в пригороде Бангкока создана неожиданная «пещерная» атмосфера: она вдохновлена воспоминаниями основателя сети.
Искусство в доступе
В Лондоне сооружено фондохранилище для Музея Виктории и Альберта по проекту Diller Scofidio + Renfro: экспонаты здесь выставлены без привычного стекла.
Девять жизней
Центр культуры и искусства острова Хэнцинь, построенный в китайском Чжухае по проекту бюро Atelier Apeiron, собрал в одном гигантском объеме сразу 9 функций.
Золотая сторона медали
Спортивный центр имени Николы Карабатича под Парижем по проекту бюро Atelier Aconcept получил фасад, вдохновленный многочисленными золотыми медалями этого спортсмена.
Кит идентичности будущего
Или покров? Или снежная равнина? Вере Бутко, Антону Надточему и архитекторам бюро ATRIUM досталась сложная и ответственная задача – предложить образ Национального центра «Россия». Современный, но замешанный на культурных кодах. Ни на что не похожий, и в то же время напоминающий, неуловимо, очень многое. Признаем, задача нашла своих авторов. Изучаем предложенный образ.
Дело Гауди живет и побеждает
Построенная в Шэньчжэне по проекту новозеландского бюро Van Brandenburg штаб-квартира китайского модного бренда Marisfrolg – образец биогенной архитектуры и зашкаливающего вау-эффекта.
Колонны и карнизы
Две жилые башни по проекту Макса Дудлера к югу от Базеля соединяют четкость фасадной схемы с «переходным» пространством лоджий по периметру.
Большой Алтай: план системного развития
Мастер-план туристического развития Большого Алтая включает в себя три региона: Кузбасс, Республику Алтай и Алтайский край. Он – один из двенадцати проектов, разработанных в рамках большой госпрограммы «Развитие туризма». Слоган проекта: «Большой Алтай – место силы, здоровья и духа в самом сердце Сибири». Какие точки роста предлагает проект и как с его помощью планируется увеличивать поток российских и иностранных туристов – читайте в нашем материале.
Космические фасады
В Шэньчжэне открылся Музей науки и технологии по проекту Zaha Hadid Architects. Переливающиеся стальные панели его фасадов своим цветом должны напоминать о небесных телах.
Разноцветный город
Работая для Кунцево над масштабным проектом, у которого пока еще нет названия, Kleinewelt Architekten не только предложили целый веер силуэтов башен «ампирных» оттенков, и не только продумали разновысотность, создав внизу шестиэтажный «неоурбанистический» город квартальной планировки – но еще и нашли для своего решения исторические и средовые обоснования. Они восстанавливают несколько «сталинских» домов, оставшихся от послевоенного города Кунцева, а также ж/д станцию 1953 года, снесенную в 2017.
Бронза, соль, стеклоблоки
Отель «Сижан» по проекту Vector Architects на востоке Китая спланирован вокруг девяти внутренних дворов, каждый из которых получил свою трактовку.
На орбите Москва-Сити
Бизнес-центр Orbital прост и сложен одновременно. Прост лаконичной формой и оптимальным офисным решением планировок: центральное ядро, световой фронт, стекло; из необычного техэтаж, хитроумно размещенный на торцах. Сложен – ну, хотя бы потому, что похож на космическое тело, парящее на металлических ногах при Магистральной улице. Почему такая форма, из чего состоит и как сделано это «бутиковое» офисное здание, выкупленное сразу же после реализации – в нашем рассказе.
Узор Алтая
Бюро Empate разработало концепцию экопоселения для отдаленной территории Алтая. Генеральный план, который напоминает традиционный орнамент или город-утопию, формирует четкую систему общественных и приватных пространства. Также архитекторы разработали для поселения шесть типов домов, отсылающих к культуре региона и вернакулярным строительным практикам.
Найди свою школу
Бюро Gradolí & Sanz Arquitectes спроектировало и построило для работающей по системе Монтессори школы Imagine под Валенсией здание, которое служит для учащихся наглядным пособием.
Pro forma
Появились фотографии реализованной в Черняховске вискикурни архитекторов TOTEMENT / PAPER – объекта, продолжающего их же Музей коньяка. Из простого, в общем-то, технически промышленного, объема и пространства, архитекторы сделали целый театр, насыщенный впечатлениями. Смотрим. Всем советуем экскурсию на вроде бы завод, а на самом деле – эксперимент по театрализации темы приготовления крепких напитков. И не только ее, а и «чистого искусства», способного развиваться где угодно.
Жизнь в замке
Амалия Тавелла и ее бюро превратили замок среди виноградников Прованса в выставочное пространство, дополненное дюжиной гостиничных номеров.
Арт-мельница
Историческая автоматическая мельница в чешском Пардубице претерпела сложную, многосоставную реставрацию усилиями бюро TRANSAT и Prokš Přikryl, став в итоге важным художественным центром.
Арка и треугольник
Новый бизнес-центр Stone Мневники от Kleinewelt Architekten, для того же заказчика, что и на Ходынке, в чем-то перекликается с проектами для нее. Но не во всем. В Мневниках больше углов, и сами авторы говорят, что проект построен на контрасте. Действительно, если в первой очереди присутствуют намеки на классику, хотя и очень легкие – ну, хотя бы те же арки, и просто, и перевернутые, то есть ее прообразом можно считать восьмидесятые; то во второй очереди в роли отдаленного прообраза модернизм семидесятых. Их объединяет калейдоскоп не лишенного дерзости благоустройства из лучей и треугольников.
Парящие ступени
В поместье в горах на юге Китая появились два павильона по проекту бюро DoDesign: они вдохновлены типичными для этой местности огромными камнями.
Технологии и материалы
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Сейчас на главной
Московский K-pop
Магазин корейской косметики Hollyshop от Sinitsa Buro предлагает посетителям окунуться не только в широкий ассортимент средств для здоровья и красоты, но и в K-pop эстетику, слегка адаптированную с учетом московских трендов.
«Коллизии модернизма и ориентализма»
К выходу в издательской программе Музея «Гараж» книги о Ташкенте, уже 4-м справочнике-путеводителе из серии о советском модернизме, мы поговорили с его авторами, Борисом Чуховичем, Ольгой Казаковой и Ольгой Алексеенко, о проделанной ими работе, впечатлениях и размышлениях.
В поисках стиля: паттерны и гибриды
Специально для Арх Москвы под кураторством Ильи Мукосея и по методике Марата Невлютова и Елены Борисовой студенты первых курсов МАРШ провели исследование «нового московского стиля». Результатом стала группа иконок – узнаваемых признаков, карта их распространенности и два вывода. Во-первых, ни один из выявленных признаков ни в одной постройке не встречается по одиночке, а только в «гибридах». Во-вторых, пользоваться суммой представленных наблюдений как готовым «определителем» нельзя, а вот началом для дискуссии она может стать. Публикуем исследование. Заодно призываем к началу дискуссии. Что он все-таки такое, новый московский стиль? И стиль ли?
Эллипс на арках
Бюро Matveev_archgroup получило почетное упоминание в конкурсе на гастрономический и культурный центр во Флоренции. Архитекторы взяли за основу мотив из арок, усилив его инверсиями – перевернутыми элементами. Интеграции в историческую среду способствуют полупрозрачные материалы, колористика и проницаемость, а также сохранение структуры и функции площади, где предполагается разместить здание.
Волны на фасаде
Проект выставочного комплекса для агропромышленного комплекса в Биньчжоу – попытка сделать экспо-центр полноценной частью города. Архитекторы – проектный институт Чжэцзянского университета (UAD).
XIX Архитектурная биеннале Венеции: павильоны в Арсенале
Экспозиции национальных павильонов на территории Арсенала продолжают удивлять, восхищать и озадачивать посетителя. Рассказываем про города из лавы, сваренный на воде из лагуны эспрессо, подземные источники прохлады и множество других концепций из разных стран.
Пресса: Юлия Наполова: «Экспозиционный дизайн становится...
На днях открывается филиал Третьяковской галереи в Калининграде. Юлия Наполова, которая спроектировала для него Детский музей и экспозицию об истории галереи и на счету которой больше сотни проектов для музеев, делится секретами выставочного дизайна.
Модная сценография
Интерьер бутика женской одежды Sashaskvo представляет нестандартный взгляд на эстетику ретейла. Взяв за основу концепцию бренда, его айдентику и фирменный стиль, архитекторы бюро RMMSH создали яркое, эмоционально насыщенное пространство с аллюзиями на театральный антураж, в котором экстравагантные детали и свет сочетаются с лаконизмом крупных форм.
Кристаллы и круги
Компания «Стройпроект Архитектс» победила в архитектурно-градостроительном конкурсе на разработку концепции Дворца боевых искусств в Череповце. Комплекс станет общественным центром, а также пространственной доминантой большого микрорайона: акценты сформируют объемные фасады из перфорированных панелей, округлые элементы и восточный орнамент.
Мыслить масштабно: новые горизонты планирования МО
На Форуме проектировщиков Московской области обсудили изменения РГНП, цифровой ППТ и показали исследование, посвященное возможностям общественной архитектуры как драйвера развития территорий. Но главным героем стал проект нового крупного комплекса «Мыс», демонстрирующего гибкий подход как к функциональному наполнению, так и к объемному построению – оно основано на миксе среднеэтажной застройки с индивидуальными домами. У них даже авторы разные: Genpro и Zrobim соответственно.
Уважаемая бананка
Вилла «Бананка» в словацком селе Банка, спроектированная студией Paulíny Hovorka, своей необычной формой образует вокруг уютные зоны взаимодействия с природой.
Гаражный футуратор
Первым куратором нового спецпроекта Арх Москвы «Футуратор» стало бюро Katarsis. Свободные в выборе инструментов и формата Петр Советников и Вера Степанская обратились к теме «параллельного ландшафта» – малозначительной и невоспроизводимой архитектуры, которая не зависит от конъюнктуры, но исподволь влияет на реальную жизнь человека. Искать параллельный ландшафт отправились восемь участников: на дачу, в лес, за город, на шашлыки. Оказалось, его сложно заметить, но потом невозможно забыть.
Камчатский ансамбль
По проекту мастерской «Гикало Купцов Архитекторы» на живописном участке Камчатки построен загородный комплекс: он состоит из двух вилл и нескольких хозяйственных и вспомогательных построек. Вашему вниманию – рассказ об одной из вилл, а также бонус – павильон над тандыром, который архитекторы представили как небольшой храм еды: с жертвенником и генуфлекторием.
Нитяной фасад
Посвященный ткачеству музей открылся в маленькой деревне в горах Уишань. Авторы его проекта – шанхайское бюро TEAM_BLDG.
Теплый черно-белый
Вторую очередь «31 квартала», построенную в подмосковном Пушкино по проекту бюро KPLN, отличает многогранный характер. На первый план выходят геометрия и монохромная гамма, но при более внимательном взгляде обнаруживается ряд «нерегулярных» деталей: градиент остекления и «раструбы» окон, иерархия фасадов, объемная кирпичная кладка и даже подражание явлениям природы. Рассказываем обо всех правилах и исключениях, которые удалось обнаружить.
Арх Москва: исследования
Лозунг «Если чего-то не понимаешь – исследуй!» звучит все громче, все актуальнее. Не отстает и Арх Москва – выставка, где разнообразные исследовательские работы показывают достаточно давно, а с некоторых пор специально для очередной выставки кураторы делают одно исследование за другим. Как говорится, однако тренд. Мы планируем опубликовать несколько исследований, обнаруженных на выставке, полностью и по отдельности, а пока – обзор разных видов исследований, представленных на Арх Москве 2025.
Строение с мотором
Летний павильон лондонской галереи «Серпентайн» в этом году впервые может «шевелиться»: его кровлю можно сдвигать на 1,4 м. Автор проекта – архитектор Марина Табассум из Бангладеш.
XIX Архитектурная биеннале Венеции: сады Джардини
Наш редактор Алена Кузнецова побывала на Венецианской биеннале и Миланской триеннале – теперь есть, с чем сравнивать Арх Москву и петербургский Архитектон. В этом материале – 10 субъективно любимых национальных павильонов в садах Джардини, несколько советов по посещению и неформальные впечатления. Используйте как референс, срез настроений, а лучше всего – как основу для составления собственного маршрута.
Фонари и лестница
Мартовская съемка почти-построенной штаб-квартиры ГК ФСК на улице Шеногина. Снаружи спокойно-лаконично, внутри увлекательно, многоярусно. Особенно хороши, и больше всего – в бетоне, конусные зенитные фонари представительского офиса. И ведущая в него большая винтовая лестница. Впрочем, спиральная лестница здесь не одна, да и в первые этажи, фактически, встроен небольшой торговый центр.
Первобытные мотивы
В кофейне сети Nana Coffee Roasters по проекту IDIN Architects в пригороде Бангкока создана неожиданная «пещерная» атмосфера: она вдохновлена воспоминаниями основателя сети.
Александр Пузрин: как получить «Золотого Льва» венецианской...
В 2025 году главная награда XIX Венецианской архитектурной биеннале – «Золотой Лев» досталась национальному павильону Бахрейна за экспозицию Heatwave. Среди тех, кто работал над проектом, был Александр Пузрин – выпускник Московского инженерно-строительного института, докторант израильского Техниона, а ныне – профессор Швейцарской высшей технической школы Цюриха (ETH Zurich). Мы попросили его рассказать о технических аспектах Heatwave, далеко неочевидных для простых зрителей. Но разговор получился не только об инженерии.
Искусство в доступе
В Лондоне сооружено фондохранилище для Музея Виктории и Альберта по проекту Diller Scofidio + Renfro: экспонаты здесь выставлены без привычного стекла.
Арх Москва 2025: будущее, цвет и суть
Читаем списки наград Арх Москвы и заодно собираем вместе наши впечатления от выставки. Кажется, у нее, юбилейной-тридцатилетней, было три главные темы: «Суть», предложенная Полисским как куратором, будущее или футурология, которая сквозила изо всех щелей как твое милосердие, и цвет. Причем не просто цвет, а два полюса: монохром основной выставки, где дизайн-кодом Арх Москвы было белое, но у Домов А-Класса черное – и разноцветье отдельных экспозиций.
NEXT 2025: сияние чистого разума
Спецпроект Арх Москвы NEXT в этом году прошел под кураторством школы МАРШ в лице Никиты Токарева, который задал тему «Места и события». На этот раз все объекты были интерактивные, а зрителя вовлекали с помощью тактильных материалов, видеомэппинга, цветовых фильтров и даже небольшого театрализованного действа. Рассказываем обо всех инсталляциях девяти бюро и одного журнала.
Девять жизней
Центр культуры и искусства острова Хэнцинь, построенный в китайском Чжухае по проекту бюро Atelier Apeiron, собрал в одном гигантском объеме сразу 9 функций.
Золотая сторона медали
Спортивный центр имени Николы Карабатича под Парижем по проекту бюро Atelier Aconcept получил фасад, вдохновленный многочисленными золотыми медалями этого спортсмена.