За границами брендбука

В Санкт-Петербурге начал свою работу один из самых крупных дилерских центров Mercedes в Северо-Западном регионе России. Бюро «А.Лен» смогло найти новые выразительные архитектурные и конструктивные решения, отвечающие имиджу компании и присущему ей уровню качества, надежности и элегантности.

author pht

Автор текста:
Елена Петухова

mainImg

Нормы для автоцентров
Типология автоцентров сложилась в мире уже давно и в ее основе лежат четкие регламенты брендбуков – сводов правил устройства, планировки и оформления автосалонов и сервисных комплексов, составленных каждым производителем. Объемные «фолианты» регламентируют все элементы зданий, вплоть до цвета и отделочного материала, допустимого к использованию в интерьерах той или иной функциональной зоны.

На заре капиталистической экономики в России требования к соблюдению брендбуков были не так сильны. Рынок развивался стремительно и на первый план выходили эффектность и броскость архитектуры автосалона. Тот период подарил российской архитектуре немало примечательных зданий, но, как и многое другое, такой подход ушел в небытие, сменившись более рациональным: с простыми ортогональными объемами, большими витражными фасадами, хайтековскими или псевдо-хайтековскими конструкциями и обязательной крупной надписью с названием бренда наверху здания. Казалось бы, в такой ситуации автоцентры вряд ли могли быть интересны архитекторам как полигон для творческих поисков и профессиональных открытий. И тем не менее даже внутри этой типологии со всеми ее брендовыми ограничениями, ведущие российские архитекторы продолжают искать и создавать неординарные объекты, претендующие на знаковый статус.

В портфолио бюро «А.Лен» – около сорока проектов автоцентров в Петербурге, две трети которых реализованы. Можно сказать, что это одна из самых ранних и устойчивых специализаций компании – «А.Лен» работал c дилерами крупнейших брендов: Инфинити, Мерседесом, Порше, Лексус, Фордом, KIA. Автосервисный комплекс «Авангард» на Приморском проспекте, спроектированный и реализованный архитекторами «А.Лен» – единственный крупный комплекс данной типологии, построенный в 2017 году в России, и один из крупнейших на данный момент в Европе. Он включает ассортимент не только основного бренда Mercedes, но и его люксовых подразделений, таких как AMG и Maybach. В этом проекте архитекторы продемонстрировали, насколько еще не использованы возможности, скрытые в стандартах брендбуков.
Автосервисный комплекс «Авангард». Фотография © А. Гущин
Автосервисный комплекс «Авангард». Фотография © А. Гущин
***

Ограничения как стимул
Как и обычные строительные нормы, требования к организации и оснащению брендовых автоцентров могут восприниматься как препятствие на пути самовыражения архитектора, но в некоторых случаях они становятся катализатором творческого процесса. Именно таким стимулом стал для бюро «А.Лен» брендбук компании Mercedes и ее подразделения AMG при проектировании нового автоцентра в Санкт-Петербурге.

В инструкциях, которые должны выполняться при строительстве фирменных автосалонов в любой точке мира, досконально прописываются размеры и взаиморасположение различных функциональных зон, конструктивные решения фасадов и его дизайн, вплоть до использования колонн определенной геометрии и цвета, материалов определенных типов и фирм производителей. При такой стандартизации трудно надеяться на свободу творчества, но оказывается – ограничения только стимулируют креативность. И представители бренда, в большинстве случаев, поддерживают новые идеи, выходящие за рамки шаблонов, особенно если новшества позволяют подчеркнуть имидж марки и привлечь покупателей.
Автосервисный комплекс «Авангард». Фотография © А. Гущин

По словам руководителя бюро Сергея Орешкина, «это было интересное упражнение для архитектора –разрабатывать оригинальные и качественные решения внутри достаточно жестких рамок брендбука, который диктует сдержанную солидность всемирно известного бренда. Здание выполняет роль оболочки для высококлассного, люксового товара. Эта оболочка должна быть столь же привлекательна, как и продукция, но не настолько, чтобы отвлекать внимание покупателя от самих автомобилей. Оно как футляр для роскошных духов – коробка обязана быть идеальной, но все-таки она не главное, главное, настоящая ценность – внутри. Поэтому оболочка должна отличаться, должно быть видно, что это «упаковка» Мерседес. Но вся ценность, сердце этого комплекса – продукция концерна».
*** 

Простая форма для ценного содержимого
Архитекторы предложили заказчику лаконичную архитектурную форму с несколькими пространственными элементами, способными выгодно дополнить и подчеркнуть ее. Авторы в качестве источника вдохновения приводят архитектуру Ричарда Мейера, с характерной для него простотой объемов и совершенством пропорций.

Основной объем автосалона представляет собой шестиэтажный параллелепипед.
Автосервисный комплекс «Авангард» © Архитектурное бюро «А.Лен» (7)

С южной стороны в объем врезан цилиндрический блок рампы, ведущей на эксплуатируемую кровлю, на которой устроен паркинг на 69 автомашин. Главный, северный фасад, выходящий на одну из самых оживленных магистралей Санкт-Петербурга – Приморский проспект, полностью остеклен и выполняет функцию огромной витрины. Параллельно стеклянному фасаду установлены тонкие металлические колонны – хорошо знакомые каждому, кто следит за историей бренда. Эти колонны всегда присутствуют в фирменных салонах Mercedes. Впрочем, еще несколько лет назад они были как правило темно-синего цвета. Но бренд не стоит на месте и смело открывает для себя новые цвета, сохраняя приверженность респектабельности и шику.
Автосервисный комплекс «Авангард». Фотография © А. Гущин

Необходимость приставить колонны к фасаду дала архитекторам возможность разнообразить его пластическое решение. Тектоническая логика потребовала некоего венчающего элемента, роль которого взяла на себя массивная пластина козырька, нависающая над всем фасадом и террасой на шестом этаже, где в ближайшее время откроется ресторан для гостей автосалона. Интересно, что в брендбуке оговаривалась возможность использования тонкого козырька, но архитекторы предложили более массивную форму, увязанную с пропорциями и основными членениями здания, и настояли на ее реализации благодаря чему главный фасад получил эффектное завершение.
Автосервисный комплекс «Авангард». Фотография © А. Гущин

Еще одним удачным новшеством, предложенным архитекторами, стала необычная система демонстрации автомобилей. По замыслу авторов на трех средних этажах, вдоль главного стеклянного фасада представлены все актуальные модели бренда. Для большего эффекта, проектировщики рекомендовали выставить в «витрине» только белые автомобили. Они более заметны днем, а вечером, благодаря специальной подсветке, буквально сияют. Архитектурное решение оказалось удачным и с маркетинговой точки зрения. Экспозиция из выставленных за стеклянным фасадом машин хорошо видна с эстакады развязки Западного скоростного диаметра, которая проходит в нескольких десятках метров от фасада. Так что продукции Mercedes гарантировано внимание десятков тысяч водителей, ежедневно проезжающих через эту развязку.
***

Положение обязывает
При выборе архитектурных и конструктивных решений комплекса архитекторы стремились подчеркнуть качества, характерные для бренда Mercedes: передовой технический уровень, совершенство формы и функции, надежность и долговечность.
Автосервисный комплекс «Авангард». Фотография © А. Гущин

Наиболее наглядно высокие стандарты качества, предъявляемые к автосалонам немецкой марки, были продемонстрированы при выборе системы остекления фасадов. Традиционно в России для остекления значительной площади используется достаточно экономичная комбинированная подсистема, в которой стальные элементы, несущие основную нагрузку, совмещаются с дополнительными, алюминиевыми, предназначенными для закрепления стеклопакетов. Нагромождение вспомогательных конструкций ухудшает внешний вид и нивелирует эффект от стеклянной стены, главная ценность которой – в прозрачности. На рынке существуют альтернативные системы, в которых все элементы делаются из стали, за счет чего можно перекрывать большие пролеты, а подконструкция получается максимально тонкой и элегантной, но они дороги и сложны производстве и монтаже. В Санкт-Петербурге такие стальные фасады применялись только на маленьких одноэтажных объектах. Лишь на автосалоне Porsche удалось сделать систему десятиметровой высоты.

Архитекторы бюро «А.Лен», понимая насколько высокую планку должны выдержать конструктивные решения рядом с высоклассными автомобилями Mercedes, убедили заказчика использовать для главного фасада автосалона «Авангард» именно стальную систему. В результате из профиля финского производства удалось сделать уникальный витраж высотой 20 метров из стекол высотой 5 метров, достойно дополняющий внешний вид и интерьер салона.
Автосервисный комплекс «Авангард» © Архитектурное бюро «А.Лен» (8)

Остальные фасады комплекса решены более прагматично, но в точном соответствии с разработанным для здания метрическим и пропорциональным рядом. Размеры и рисунок остекления, а также выбор типа и способ облицовки фасада определены в соответствии с функциями той или иной зоны, расположенной внутри здания. Стеклянную витрину, необходимую для выставки роскошных автомобилей, сменяют стандартные полосы ленточных одно- и двухэтажных окон в административной части здания, причем размер окон определяется количеством рабочих мест в кабинете.
Автосервисный комплекс «Авангард» © Архитектурное бюро «А.Лен»
Автосервисный комплекс «Авангард» © Архитектурное бюро «А.Лен» (11)

При переходе в сервисную зону рисунок проемов вновь меняется. На тыльном фасаде лейтмотивом становятся вертикальные окна и цилиндрический объем рампы, прошитый, словно декоративной строчкой, квадратными техническими окошками. Первоначально рампу планировали сделать холодной и закрыть ее хайтековской решеткой, но впоследствии от идеи отказались: остановились на теплом фасаде, который защищает крутую рампу от осадков и обледенения.
***
 
Внутренний мир
Как несложно догадаться, работа над планированием и дизайном внутренних пространств была в несколько раз сложнее и потребовала намного больше времени, чем проектирование внешнего облика здания. Но все трудности, в том числе по согласованию всех интерьерных деталей с представителями бренда, были оправданы с точки зрения авторов проекта. Сергей Орешкин так комментирует необходимость держать под авторским контролем все части проекта: «В последние годы мы начали брать в разработку интерьеры наших объектов, поскольку неоднократно сталкивались с примерами, когда сторонние архитекторы не воспринимали внутренний дизайн как органичную часть архитектурного решения всего здания, что самым негативным образом сказывалось на результате».
Интерьеры автосервисного комплекса «Авангард». Фотография © А. Гущин
Интерьеры автосервисного комплекса «Авангард». Фотография © А. Гущин

Архитекторы бюро «А.Лен» определили характер внутренних пространств автосалона «Авангард» как мужской, объединяющий в себе приметы рафинированного хай-тековского стиля и благородную клубную сдержанность. Графичность и тщательность проработки всех деталей – вот то, что отличает этот интерьер и делает его лучшим фоном для демонстрации и продажи автомобилей брендов Mercedes, AMG и Maybach.
Интерьеры автосервисного комплекса «Авангард». Фотография © А. Гущин
Интерьеры автосервисного комплекса «Авангард». Фотография © А. Гущин

Из материалов в интерьере, в основном, используются металл и стекло. Лишь в отдельных местах их оттеняют уже упомянутое дерево и брутальный бетон. В качестве основных цветов архитекторы выбрали белый и черный, логичным дополнением которых выступили серый и янтарный цвет натурального дерева, встречающийся в отделке в зонах, предназначенных для отдыха и более продолжительного пребывания клиентов, таких как зал ожидания и кафе. Колористика пространств четко следует за их функцией: презентационные, светлые пространства оформляются с преобладанием белого цвета; в технических, темных зонах превалирует черный цвет. В промежуточных зонах комбинируются оба цвета.
Интерьеры автосервисного комплекса «Авангард». Фотография © А. Гущин

Для того, чтобы подчеркнуть графичность пространства, архитекторы вводят в интерьер дополнительную систему акцентов – световых приборов, различающихся по форме и функции, но выполняющих не только свою прямую роль, но и привносящих в интерьер толику драйва и помогающих выстраивать интуитивно понятную навигацию. Кроме того, в зонах AMG, там, где представлены тюнингованные автомобили, при помощи световых и аудио-эффектов создается особая атмосфера, подчеркивающая эксклюзивность и привилегированность каждой машины.
Интерьеры автосервисного комплекса «Авангард». Фотография © А. Гущин
Интерьеры автосервисного комплекса «Авангард». Фотография © А. Гущин

Некоторая рафинированность, присущая интерьеру, объясняется принципиальной позицией авторов. «Мы всегда делаем сдержанный интерьер, понимая, что потом в него неизбежно придет жизнь, «хаос» и спонтанный декор. В данном случае это будут оборудование, автомобили, сотрудники, клиенты. Здание заживет своей жизнью. И мы никогда не сможем контролировать результат. Поэтому так важно оставить интерьер в некотором роде как бы недоделанным, сохранить люфт для будущего развития», – так объясняет Сергей Орешкин свое видение.
Интерьеры автосервисного комплекса «Авангард». Фотография © А. Гущин
***

Новые стандарты для брендбука
Работа, проделанная бюро «А.Лен» по разработке проекта автосалона «Авангард», произвела сильнейшее впечатление на немецких экспертов, представлявших на открытии центра компанию Mercedes и ее подразделения. Руководствуясь принципами фирменного брендбука, архитекторы смогли найти, убедительно представить и отстоять свою точку зрения во время консультаций, и, наконец, реализовать в нынешних российских условиях множество решений, который формально отличаются от «буквы» существующих правил, но ясно выражают их «дух». Творческая переработка нормативных требований, креативный подход к созданию максимально эффективного, комфортного и эстетичного пространства для презентации продукции концерна легли в основу этого проекта и были по достоинству оценены. Некоторые из новшеств немецкие эксперты даже предложили включить в фирменный брендбук, что может расценить как знак безоговорочного признания.
 

14 Ноября 2017

author pht

Автор текста:

Елена Петухова

Технологии и материалы

Технологии сохранения тепла от Realit®
Ежегодно команда Realit® развивает, модернизирует собственные разработки и выводит на рынок совершенно новые архитектурные системы в соответствии с растущими потребностями современного строительства, а также изменениями в СП 50.13330.2012 «Тепловая защита зданий. Актуализированная редакция СНиП 23-02-2003»
Формула здоровья от Baumit Klima
Серия экологически чистых, антибактериальных строительных материалов Baumit Klima на известковой основе формирует здоровый микроклимат в доме, регулирует температуру и влажность, гарантирует чистоту и свежесть воздуха.
Свет для самой яркой звезды
Свет учебным классам и лабораториям павильона «Школа» центра «Сириус» обеспечивают мансардные окна VELUX, одновременно защищая помещения от южного солнца и участвуя в формировании архитектурного облика.
Как ковалась победа: вклад Борского стекольного завода
В эту знаменательную дату, мы хотим вспомнить подвиги героев тыла и фронта, руками которых ковалась Великая Победа над фашистским режимом.
Одним из таких выдающихся предприятий был Горьковский механизированный стеклозавод имени М. Горького на Моховых горах, известный в наши дни как Борский стекольный завод, старейшее предприятие стекольной отрасли и один из производственных комплексов AGC Group.
Wienerberger Brick Award 2020: финал переносится на осень
Завершающий этап премии Brick Award от концерна Wienerberger из-за пандемии перенесли на осень. Но уже сформирован шорт-лист. Рассказываем подробнее о премии и показываем некоторые проекты-финалисты.
Ремесленные традиции
Для бизнес-центра «Депо №1» компания «Славдом» поставляла кирпич Wienerberger и системы крепления Baut. Замысел авторов, поддержанный качественным материалами и исполнением, воплотился в здание, достойное исторической среды Петербурга.
Броненосец из титан-цинка
Новая станция метро в Торонто по проекту британских архитекторов Grimshaw получила необычную кровлю, покрытую титан-цинком RHEINZINK.
Грани света
Параметрическое моделирование помогло апарт-отелю в комплексе Grani не затенять окружающие постройки, а окна Velux – обеспечить светом разнообразные внутренние пространства. Другая их заслуга: деликатное дополнение реконструированных исторических корпусов комплекса.
Тренды Delabie: бесконтактная ГИГИЕНА
Бесконтактные сантехнические приборы Delabie позволяют сократить риск заражения в разы даже в период эпидемии, а разработчики компании предлагают целый ряд инноваций, позволяющих предотвратить размножение бактерий как на поверхностях, так и внутри сантехнического оборудования.
ТЭЦ, спорт и зеленая крыша
Архитекторы BIG объединили в одном сооружении для Копенгагена экологичный мусоросжигательный завод, ТЭЦ, горнолыжный склон – и зеленую крышу системы ZinCo.

Сейчас на главной

Премия Москвы: итоги 2020
Названы пять проектов-лауреатов Архитектурной премии Москвы. Впервые среди победителей – объект транспортной инфраструктуры и проект, реализуемый в рамках программы реновации.
Метро как источник энергии
В Лондоне заработала первая ТЭЦ, которая использует «потерянное тепло» метрополитена: для отопления жилых домов и начальной школы. Авторы архитектурного проекта – Cullinan Studio.
Городская «обманка»
Новый корпус музея Хельги де Альвеар по проекту Emilio Tuñón Arquitectos в Касересе на западе Испании кажется неприступным, но на самом деле пешеходы могут сократить путь через его сад и террасу.
Рациональное построение
Рассматриваем комплекс построек и интерьеры первой очереди здания, которое за последние месяцы стало очень известным – больницу в Коммунарке.
Норману Фостеру – 85
Мастеру архитектурного хай-тека, любителю лыжных марафонов, а с недавних пор еще и звезде Instagram, британцу Норману Фостеру исполнилось сегодня 85 лет.
Маскировка модерниста
Общественный центр на площади Волкова в Ярославле: из-за деревьев его почти не видно, он хорошо спрятан на виду, но не отступает от принципа строгой современной архитектуры с ноткой ностальгии по «классическому» модернизму.
Умер Константин Малиновский
В Петербурге 27 мая скончался исследователь творчества Трезини, Кваренги, Расстрелли, культуры и искусства Петербурга XVIII века Константин Малиновский. Сергей Чобан – в память о Константине Малиновском.
Гранёный
Скульптурный металлический кожух превратил обычную коробку придорожного ТРЦ в нечто большее – в здание, которое привлекает взгляды само со себе, своей формой, работая гипер-рамой для рекламного медиа-экрана.
Свободный центр
105-метровая жилая башня на 20 квартир по проекту Heatherwick Studio в Сингапуре обошлась без традиционного сервисного ядра: вместо него на каждом этаже – обширная жилая зона, выходящая на фасады балконами-раковинами с тропической зеленью.
Зигзаг над полем
Школьный спортзал, также играющий роль общественного центра для швейцарской деревни Ле-Во, спроектирован лозаннским бюро Localarchitecture.
Отстоять «Политехническую»
В Петербурге – новая волна градозащиты, ее поднял проект перестройки вестибюля станции метро «Политехническая». Мы расспросили архитекторов об этом частном случае и получили признания в любви к городу, советскому модернизму и зеленым площадям.
Пресса: Архитектура простыла в музыке
Новая филармония, которую открыли в 2015 году в парижском районе Ла-Виллет,— среди самых заметных произведений современной архитектуры во Франции. Но здание в итоге поссорило его создателей. Пять лет спустя автор проекта Жан Нувель и заказчик, руководство филармонии, обмениваются судебными исками на сотни миллионов евро. Рассказывает корреспондент “Ъ” во Франции Алексей Тарханов.
Автор-реконструктор
Дэвиду Чипперфильду поручена реновация здания Центрального телеграфа в Москве: в связи с этим вспомним, почему этот знаменитый британский архитектор считается мастером по работе с наследием, а также о «сложных случаях» в его практике.
Электрические колонны
Новый дом на Кутузовском по-своему интерпретирует как классицистический контекст места, так и присущий проспекту премиальный статус. В то же время он смел: таких колонн – стеклянных, светящихся в ночи трубок, в Москве еще не было. Пластические высказывание получилось сильным и бескомпромиссным, буквально на грани между декоративностью «Украины» и хай-теком Сити.
Пресса: Ар-деко. К юбилею выставки 1925 года в Париже
28 апреля 1925-го в Париже состоялось открытие «Международной выставки декоративного искусства и художественной промышленности». Это событие сыграло ключевую роль в развитии стиля ар-деко, самого яркого художественного направления межвоенной эпохи. И хотя сам термин появился много позже, в 1960-е, именно выставка в Париже подарила стилю его имя.
Архи-события: 25–31 мая
Несколько онлайн-лекций, новый экспресс-курс в МАРШ, конференция о пригородах на «Стрелке» и мастерская с Никитой и Андреем Асадовыми от проекта «Живые города».
Крыша на вырост
Хозяева смогут расширить свои «1/3 дома» по проекту бюро Rever & Drage на западе Норвегии, если их семья увеличится, а пока используют кровлю-навес как парковку, банкетный зал, мастерскую.
Из «муравейника» в «город-сад»
МАРШ запускает он-лайн-интенсив, посвященный экологически устойчивому развитию территорий. Об актуальности темы для российских регионов рассказывает куратор курса и наблюдатель ООН Ангелина Давыдова.
Бетон и пальмы
Новый корпус фонда Nubuke в Аккре, столице Ганы, по проекту бюро nav_s baerbel mueller и Юргена Штромайера.
Градсовет удаленно 19.05.2020
Жилой комплекс пополам с гостиницей, еще два варианта станции метро «Парк победы» и поглощение «Политехнической» – на третьем дистанционном градсовете Петербурга.
Простота для Новой Риги
Проект автомойки с кафе и террасой с видом на дальний лес, и «ритейл-офис» мебельных компаний с длинной и причудливой красной скамейкой.
Зеленый лабиринт на фасаде
Стены и кровля офисно-торгового комплекса Kö-Bogen II по проекту Кристофа Ингенхофена в Дюссельдорфе покрыты 8 километрами живой изгороди: это самый большой зеленый фасад Европы.
Параллельный мир
В частном подмосковном доме Parallel House архитектор Роман Леонидов создал выразительную скульптурную композицию из абсолютно простых форм – параллелепипедов, чье столкновение превратилось в захватывающий спектакль.
Зеркало для неба
Офисное здание cube berlin по проекту бюро 3XN рядом с центральным берлинским вокзалом получило зеркальный фасад-аттракцион, позволивший одновременно устроить открытые террасы для отдыха сотрудников.
Волнорез
В Истринском городском округе Подмосковья тандем бюро «Четвертое измерение» и «АРС-СТ» спроектировал спортивный комплекс – монообъем в виде скошенного параллелепипеда с острым, как у корабля, «носом»
Пресса: Как помойка станет парком. Григорий Ревзин о городе...
Подтверждая закон Ломоносова «сколько чего у одного тела отнимется, столько присовокупится к другому», превращение города в парк, ставшее главным трендом сегодняшнего урбан-дизайна, дополняется обратным трендом — превращением парка в город.
Илья Уткин: «Мы учились у Пиранези и Палладио»
О трех кварталах вокруг Кремля – Кадашевской слободе, Царевом саде и ЖК на Софийской набережной; о понимании города и храма, о творческой оттепели и десятилетии бескультурья; о сокровищах дедушкиной библиотеки – рассказал победитель бумажных конкурсов, лауреат Венецианской биеннале, архитектор-неоклассик Илья Уткин.
Фасад по солнцу
UNStudio реконструировало здание Hanwha Group в Сеуле в соответствии с требованиями энергоэффективности и комфорта, причем работа сотрудников Hanwha не прервалась даже на день.
Дом отшельника
Тема нынешней «Древолюции» – актуальнее не придумаешь. Участники проектировали скромный и легко реализуемый дом для уединения и наслаждения природой. Показываем 19 вдохновляющих работ, отобранных жюри.
Лестница в небо
Проект гостиницы в поселке Янтарный – пример новой типологии рекреационного комплекса, новый формат, объединивший гостиничную, деловую и культурную функции. И все это под лозунгом максимального единения с природой.
Граждане против Цумтора
В Лос-Анджелесе активисты провели конкурс проектов реконструкции музея LACMA, среди участников – Coop Himmelb(l)au и Barkow Leibinger. Это альтернатива «официальному» плану Петера Цумтора, который предусматривает уменьшение общей площади и снос четырех существующих корпусов.
Мыс доброй надежды
Показываем все семь проектов, участвовавших в закрытом конкурсе на создание концепции штаб-квартиры компании «Газпром нефть», а также приводим мнения экспертов.
Картинки на карантине
Как российские архитектурные бюро реагируют на карантин? Размышления о будущем, графика, юмор, хорошие фотографии. Собираем пазл из контента Instagram.
Не только военные песни
Один из проектов нынешнего конкурса благоустройства малых городов созвучен празднику 9 мая: его главный элемент – реконструкция парка, в котором ежегодно проходит фестиваль в честь автора известных песен военной тематики.
Городская лагуна
Архитекторы MVRDV встроили в «руины» городского торгового центра на Тайване общественное пространство The Spring с водоемами, детскими площадками, эстрадой и зеленью.
Белоснежные цилиндры
Арт-центр и парк Tank Shanghai по проекту пекинского бюро OPEN Architecture в Шанхае – редкий пример приспособления под новую функцию резервуаров для авиационного топлива.
Голодный город
Реконструкция Торжковского рынка от бюро RHIZOME: прилавки с фермерскими продуктами, фуд-холл и музей в интерьерах модернистского здания.
Пустота как драма
В Дубае закончено строительство комплекса The Opus, задуманного Захой Хадид еще в 2007 году. Главное в здании – криволинейный проем высотой в 8 этажей.