English version

За границами брендбука

В Санкт-Петербурге начал свою работу один из самых крупных дилерских центров Mercedes в Северо-Западном регионе России. Бюро «А.Лен» смогло найти новые выразительные архитектурные и конструктивные решения, отвечающие имиджу компании и присущему ей уровню качества, надежности и элегантности.

mainImg

Нормы для автоцентров
Типология автоцентров сложилась в мире уже давно и в ее основе лежат четкие регламенты брендбуков – сводов правил устройства, планировки и оформления автосалонов и сервисных комплексов, составленных каждым производителем. Объемные «фолианты» регламентируют все элементы зданий, вплоть до цвета и отделочного материала, допустимого к использованию в интерьерах той или иной функциональной зоны.

На заре капиталистической экономики в России требования к соблюдению брендбуков были не так сильны. Рынок развивался стремительно и на первый план выходили эффектность и броскость архитектуры автосалона. Тот период подарил российской архитектуре немало примечательных зданий, но, как и многое другое, такой подход ушел в небытие, сменившись более рациональным: с простыми ортогональными объемами, большими витражными фасадами, хайтековскими или псевдо-хайтековскими конструкциями и обязательной крупной надписью с названием бренда наверху здания. Казалось бы, в такой ситуации автоцентры вряд ли могли быть интересны архитекторам как полигон для творческих поисков и профессиональных открытий. И тем не менее даже внутри этой типологии со всеми ее брендовыми ограничениями, ведущие российские архитекторы продолжают искать и создавать неординарные объекты, претендующие на знаковый статус.

В портфолио бюро «А.Лен» – около сорока проектов автоцентров в Петербурге, две трети которых реализованы. Можно сказать, что это одна из самых ранних и устойчивых специализаций компании – «А.Лен» работал c дилерами крупнейших брендов: Инфинити, Мерседесом, Порше, Лексус, Фордом, KIA. Автосервисный комплекс «Авангард» на Приморском проспекте, спроектированный и реализованный архитекторами «А.Лен» – единственный крупный комплекс данной типологии, построенный в 2017 году в России, и один из крупнейших на данный момент в Европе. Он включает ассортимент не только основного бренда Mercedes, но и его люксовых подразделений, таких как AMG и Maybach. В этом проекте архитекторы продемонстрировали, насколько еще не использованы возможности, скрытые в стандартах брендбуков.
Автосервисный комплекс «Авангард». Фотография © А. Гущин
Автосервисный комплекс «Авангард». Фотография © А. Гущин
***

Ограничения как стимул
Как и обычные строительные нормы, требования к организации и оснащению брендовых автоцентров могут восприниматься как препятствие на пути самовыражения архитектора, но в некоторых случаях они становятся катализатором творческого процесса. Именно таким стимулом стал для бюро «А.Лен» брендбук компании Mercedes и ее подразделения AMG при проектировании нового автоцентра в Санкт-Петербурге.

В инструкциях, которые должны выполняться при строительстве фирменных автосалонов в любой точке мира, досконально прописываются размеры и взаиморасположение различных функциональных зон, конструктивные решения фасадов и его дизайн, вплоть до использования колонн определенной геометрии и цвета, материалов определенных типов и фирм производителей. При такой стандартизации трудно надеяться на свободу творчества, но оказывается – ограничения только стимулируют креативность. И представители бренда, в большинстве случаев, поддерживают новые идеи, выходящие за рамки шаблонов, особенно если новшества позволяют подчеркнуть имидж марки и привлечь покупателей.
Автосервисный комплекс «Авангард». Фотография © А. Гущин

По словам руководителя бюро Сергея Орешкина, «это было интересное упражнение для архитектора –разрабатывать оригинальные и качественные решения внутри достаточно жестких рамок брендбука, который диктует сдержанную солидность всемирно известного бренда. Здание выполняет роль оболочки для высококлассного, люксового товара. Эта оболочка должна быть столь же привлекательна, как и продукция, но не настолько, чтобы отвлекать внимание покупателя от самих автомобилей. Оно как футляр для роскошных духов – коробка обязана быть идеальной, но все-таки она не главное, главное, настоящая ценность – внутри. Поэтому оболочка должна отличаться, должно быть видно, что это «упаковка» Мерседес. Но вся ценность, сердце этого комплекса – продукция концерна».
*** 

Простая форма для ценного содержимого
Архитекторы предложили заказчику лаконичную архитектурную форму с несколькими пространственными элементами, способными выгодно дополнить и подчеркнуть ее. Авторы в качестве источника вдохновения приводят архитектуру Ричарда Мейера, с характерной для него простотой объемов и совершенством пропорций.

Основной объем автосалона представляет собой шестиэтажный параллелепипед.
Автосервисный комплекс «Авангард» © Архитектурное бюро «А.Лен» (7)

С южной стороны в объем врезан цилиндрический блок рампы, ведущей на эксплуатируемую кровлю, на которой устроен паркинг на 69 автомашин. Главный, северный фасад, выходящий на одну из самых оживленных магистралей Санкт-Петербурга – Приморский проспект, полностью остеклен и выполняет функцию огромной витрины. Параллельно стеклянному фасаду установлены тонкие металлические колонны – хорошо знакомые каждому, кто следит за историей бренда. Эти колонны всегда присутствуют в фирменных салонах Mercedes. Впрочем, еще несколько лет назад они были как правило темно-синего цвета. Но бренд не стоит на месте и смело открывает для себя новые цвета, сохраняя приверженность респектабельности и шику.
Автосервисный комплекс «Авангард». Фотография © А. Гущин

Необходимость приставить колонны к фасаду дала архитекторам возможность разнообразить его пластическое решение. Тектоническая логика потребовала некоего венчающего элемента, роль которого взяла на себя массивная пластина козырька, нависающая над всем фасадом и террасой на шестом этаже, где в ближайшее время откроется ресторан для гостей автосалона. Интересно, что в брендбуке оговаривалась возможность использования тонкого козырька, но архитекторы предложили более массивную форму, увязанную с пропорциями и основными членениями здания, и настояли на ее реализации благодаря чему главный фасад получил эффектное завершение.
Автосервисный комплекс «Авангард». Фотография © А. Гущин

Еще одним удачным новшеством, предложенным архитекторами, стала необычная система демонстрации автомобилей. По замыслу авторов на трех средних этажах, вдоль главного стеклянного фасада представлены все актуальные модели бренда. Для большего эффекта, проектировщики рекомендовали выставить в «витрине» только белые автомобили. Они более заметны днем, а вечером, благодаря специальной подсветке, буквально сияют. Архитектурное решение оказалось удачным и с маркетинговой точки зрения. Экспозиция из выставленных за стеклянным фасадом машин хорошо видна с эстакады развязки Западного скоростного диаметра, которая проходит в нескольких десятках метров от фасада. Так что продукции Mercedes гарантировано внимание десятков тысяч водителей, ежедневно проезжающих через эту развязку.
***

Положение обязывает
При выборе архитектурных и конструктивных решений комплекса архитекторы стремились подчеркнуть качества, характерные для бренда Mercedes: передовой технический уровень, совершенство формы и функции, надежность и долговечность.
Автосервисный комплекс «Авангард». Фотография © А. Гущин

Наиболее наглядно высокие стандарты качества, предъявляемые к автосалонам немецкой марки, были продемонстрированы при выборе системы остекления фасадов. Традиционно в России для остекления значительной площади используется достаточно экономичная комбинированная подсистема, в которой стальные элементы, несущие основную нагрузку, совмещаются с дополнительными, алюминиевыми, предназначенными для закрепления стеклопакетов. Нагромождение вспомогательных конструкций ухудшает внешний вид и нивелирует эффект от стеклянной стены, главная ценность которой – в прозрачности. На рынке существуют альтернативные системы, в которых все элементы делаются из стали, за счет чего можно перекрывать большие пролеты, а подконструкция получается максимально тонкой и элегантной, но они дороги и сложны производстве и монтаже. В Санкт-Петербурге такие стальные фасады применялись только на маленьких одноэтажных объектах. Лишь на автосалоне Porsche удалось сделать систему десятиметровой высоты.

Архитекторы бюро «А.Лен», понимая насколько высокую планку должны выдержать конструктивные решения рядом с высоклассными автомобилями Mercedes, убедили заказчика использовать для главного фасада автосалона «Авангард» именно стальную систему. В результате из профиля финского производства удалось сделать уникальный витраж высотой 20 метров из стекол высотой 5 метров, достойно дополняющий внешний вид и интерьер салона.
Автосервисный комплекс «Авангард» © Архитектурное бюро «А.Лен» (8)

Остальные фасады комплекса решены более прагматично, но в точном соответствии с разработанным для здания метрическим и пропорциональным рядом. Размеры и рисунок остекления, а также выбор типа и способ облицовки фасада определены в соответствии с функциями той или иной зоны, расположенной внутри здания. Стеклянную витрину, необходимую для выставки роскошных автомобилей, сменяют стандартные полосы ленточных одно- и двухэтажных окон в административной части здания, причем размер окон определяется количеством рабочих мест в кабинете.
Автосервисный комплекс «Авангард» © Архитектурное бюро «А.Лен»
Автосервисный комплекс «Авангард» © Архитектурное бюро «А.Лен» (11)

При переходе в сервисную зону рисунок проемов вновь меняется. На тыльном фасаде лейтмотивом становятся вертикальные окна и цилиндрический объем рампы, прошитый, словно декоративной строчкой, квадратными техническими окошками. Первоначально рампу планировали сделать холодной и закрыть ее хайтековской решеткой, но впоследствии от идеи отказались: остановились на теплом фасаде, который защищает крутую рампу от осадков и обледенения.
***
 
Внутренний мир
Как несложно догадаться, работа над планированием и дизайном внутренних пространств была в несколько раз сложнее и потребовала намного больше времени, чем проектирование внешнего облика здания. Но все трудности, в том числе по согласованию всех интерьерных деталей с представителями бренда, были оправданы с точки зрения авторов проекта. Сергей Орешкин так комментирует необходимость держать под авторским контролем все части проекта: «В последние годы мы начали брать в разработку интерьеры наших объектов, поскольку неоднократно сталкивались с примерами, когда сторонние архитекторы не воспринимали внутренний дизайн как органичную часть архитектурного решения всего здания, что самым негативным образом сказывалось на результате».
Интерьеры автосервисного комплекса «Авангард». Фотография © А. Гущин
Интерьеры автосервисного комплекса «Авангард». Фотография © А. Гущин

Архитекторы бюро «А.Лен» определили характер внутренних пространств автосалона «Авангард» как мужской, объединяющий в себе приметы рафинированного хай-тековского стиля и благородную клубную сдержанность. Графичность и тщательность проработки всех деталей – вот то, что отличает этот интерьер и делает его лучшим фоном для демонстрации и продажи автомобилей брендов Mercedes, AMG и Maybach.
Интерьеры автосервисного комплекса «Авангард». Фотография © А. Гущин
Интерьеры автосервисного комплекса «Авангард». Фотография © А. Гущин

Из материалов в интерьере, в основном, используются металл и стекло. Лишь в отдельных местах их оттеняют уже упомянутое дерево и брутальный бетон. В качестве основных цветов архитекторы выбрали белый и черный, логичным дополнением которых выступили серый и янтарный цвет натурального дерева, встречающийся в отделке в зонах, предназначенных для отдыха и более продолжительного пребывания клиентов, таких как зал ожидания и кафе. Колористика пространств четко следует за их функцией: презентационные, светлые пространства оформляются с преобладанием белого цвета; в технических, темных зонах превалирует черный цвет. В промежуточных зонах комбинируются оба цвета.
Интерьеры автосервисного комплекса «Авангард». Фотография © А. Гущин

Для того, чтобы подчеркнуть графичность пространства, архитекторы вводят в интерьер дополнительную систему акцентов – световых приборов, различающихся по форме и функции, но выполняющих не только свою прямую роль, но и привносящих в интерьер толику драйва и помогающих выстраивать интуитивно понятную навигацию. Кроме того, в зонах AMG, там, где представлены тюнингованные автомобили, при помощи световых и аудио-эффектов создается особая атмосфера, подчеркивающая эксклюзивность и привилегированность каждой машины.
Интерьеры автосервисного комплекса «Авангард». Фотография © А. Гущин
Интерьеры автосервисного комплекса «Авангард». Фотография © А. Гущин

Некоторая рафинированность, присущая интерьеру, объясняется принципиальной позицией авторов. «Мы всегда делаем сдержанный интерьер, понимая, что потом в него неизбежно придет жизнь, «хаос» и спонтанный декор. В данном случае это будут оборудование, автомобили, сотрудники, клиенты. Здание заживет своей жизнью. И мы никогда не сможем контролировать результат. Поэтому так важно оставить интерьер в некотором роде как бы недоделанным, сохранить люфт для будущего развития», – так объясняет Сергей Орешкин свое видение.
Интерьеры автосервисного комплекса «Авангард». Фотография © А. Гущин
***

Новые стандарты для брендбука
Работа, проделанная бюро «А.Лен» по разработке проекта автосалона «Авангард», произвела сильнейшее впечатление на немецких экспертов, представлявших на открытии центра компанию Mercedes и ее подразделения. Руководствуясь принципами фирменного брендбука, архитекторы смогли найти, убедительно представить и отстоять свою точку зрения во время консультаций, и, наконец, реализовать в нынешних российских условиях множество решений, который формально отличаются от «буквы» существующих правил, но ясно выражают их «дух». Творческая переработка нормативных требований, креативный подход к созданию максимально эффективного, комфортного и эстетичного пространства для презентации продукции концерна легли в основу этого проекта и были по достоинству оценены. Некоторые из новшеств немецкие эксперты даже предложили включить в фирменный брендбук, что может расценить как знак безоговорочного признания.
 

14 Ноября 2017

Пройдя до половины
В издательстве Tatlin вышла книга «Архитектор Сергей Орешкин. Избранные проекты» – не традиционная книга достижений бюро, а скорее монография более личного плана. В нее вошло 43 здания, а также блок с архитектурной графикой. Размышляем о книге как способе подводить промежуточные итоги.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Сергей Орешкин: «Наш опыт дает возможность оперировать...
За последние годы петербургское бюро «А.Лен» прочно закрепило за собой статус федерального, расширив географию проектов от Санкт-Петербурга до Владивостока. Получать крупные заказы помогает опыт, в том числе международный, структура и «архитектурная лаборатория» – именно в ней рождаются методики, по которым бюро создает комфортные квартиры и урбан-блоки. Подробнее о росте мастерской рассказывает Сергей Орешкин.
Расслоение идентичности: итоги Зодчества 2023
Мир полон парадоксов, и вот Зодчество, которое в культурной программе 2023 года предлагало прописать миру ижицу, впервые за историю своего существования даёт главный приз иностранному архитектору. Публикуем полный список победителей и удивляемся некоторым вещам: к примеру, проектов в 2 раза больше, чем построек, но премия Татлин пропала с радаров, а из списка награжденных исчезли авторские коллективы.
Градсовет 10.08.2022
Градостроительный совет рассмотрел проект санатория в Репино, подготовленный бюро «А.Лен». Эксперты высоко оценили архитектурное решение, но посчитали объем зданий избыточным для курортной территории.
Градсовет Петербурга 25.05.2022
Градсовет рассмотрел дом от Евгения Герасимова на Петроградской стороне и жилой квартал на Пулковском шоссе от Сергея Орешкина. Обе работы получили поддержку экспертов, но прозвучало мнение о проблемах с масштабом и разнообразием в новой застройке.
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
Идеями лучимся / Delirious Moscow
В Гостином дворе открылась 26 по счету Арх Москва. Ее тема – идеи, главный гость – Москва, повсеместно встречаются небоскребы и разговоры о высокоплотной застройке. На выставке присутствует самая высокая башня и самая длинная линейная экспозиция в ее истории. Здесь можно посмотреть на все проекты конкурса «Облик реновации», пока еще не опубликованные.
Курдонеры и конструктивизм
Рассматриваем второй квартал «города в городе» Ligovsky City, построенный по проекту бюро «А.Лен» и сочетающий несколько тенденций, характерных для современной архитектуры города.
Архитектурная лаборатория
Архитектурное бюро «А.Лен» разработало и запатентовало программу «Идеальные квартиры», которая позволяет строить дома без плохих планировок. Рассказываем, как программа появилась, что из себя представляет, кому и чем она полезна.
Дай мне напиться железнодорожной воды*
В проекте третьей очереди микрорайона «Лиговский Сити» в «сером поясе» Петербурга консорциум KCAP & Orange Architects & «А.Лен» поставил перед собой задачу сохранить дух места через консервацию контуров железнодорожных путей и уподобление объемов жилой застройки контейнерам, сложенным на товарно-разгрузочной станции.
Градсовет удаленно 17.07.2020
Щедрый на критику, рефлексию и решения градсовет, на котором обсуждался картельный сговор, потакание девелоперу и несовершенство законодательства.
Цвет и линия
Находки бюро «А.Лен» для проектирования бюджетного детского сада: мозаика нерегулярных окон и работа с цветом.
Градсовет удаленно 2.07.2020
Рельсы как основа композиции, компиляция как архитектурный прием и неудавшееся обсуждение фонтана на очередном градсовете, прошедшем в формате видеотрансляции.
Градсовет удаленно 19.05.2020
Жилой комплекс пополам с гостиницей, еще два варианта станции метро «Парк победы» и поглощение «Политехнической» – на третьем дистанционном градсовете Петербурга.
Волны звука
Эскизный проект музыкальной школы: соседство с Алваром Аалто, выразительная органика и попытка привлечь внимание к слишком «тихому» конкурсу.
Дом в порту
Жилой комплекс на Двинской улице – первый случай современной архитектуры на Гутуевском острове. Бюро «А.Лен» подробно исследует контекст и создает ориентир для дальнейших преобразований района.
Градсовет 25.12.2019
На повестке в Петербурге: планировка для маленького городка и смелая гостиница, спроектированная под влиянием иностранцев.
Изгибы дюн
Комплекс апартаментов в Сестрорецке с криволинейными формами и выдающейся инфраструктурой, позволяющей охарактеризовать место как парк здоровья или дачу нового типа.
Книги в саду
Бюро «А.Лен» и KCAP Architects&Planners спроектировали для Воронежа жилой комплекс, вдохновляясь Иваном Буниным и пейзажами средней полосы. Получилось современно и свежо.
Спорт и мир
В прошедшем году компания «А.Лен» закончила строительство спортивного центра в Сочи, он стал одним из нескольких десятков опытов архитектурного бюро со зданиями для физкультуры и спорта. Вашему вниманию – обзор спортивных проектов «А.Лен».
Амплитуда силуэта
Петербургское бюро «А.Лен» спроектировало для Екатеринбурга жилой комплекс, вдохновленный уральскими скалами и мегалитами. Другая характерная черта – обособленная стилобатом территория.
Крылья весны
ЖК на границе Полюстровского парка всячески обыгрывает выигрышное соседство с городским природным массивом. В том числе и образно, превращая дома в абстрактный пиксельный ковер, напоминающий о весеннем лесе.
Спорт и органика
Гибкие линии фасадов отеля «Mercure» в центре Саранска, рассчитанного, в частности, на команды спортсменов, стали результатом долгих обсуждений и поисков формы, первоначально основанных на интерпретации национальных мордовских мотивов.
Репрезентативная выборка
Семь архитекторов Петербурга – о завершившейся на днях биеннале, защите рынка и открытости, разных поколениях, и о традициях фестиваля, организуемого ОАМ.
Парадный фасад
Проект ЖК «Golden City» уникален во многом: и как пример последовательной реализации итогов конкурса, и как опыт совместной работы российской и голландской команд, и как эксперимент по формированию имиджевой застройки на основе квартальной типологии.
Внезапный авангард
Архитекторы «А.Лен» спроектировали жилой комплекс «Русский авангард» в Воронеже, постаравшись, чтобы он соответствовал своему названию. Хотя их часть работы началась тогда, когда дом уже строился по другому проекту и, казалось, был обречен стать не слишком выразительной секционной постройкой.
Столичный облик
Бюро «А.Лен» спроектировало в Воронеже многоквартирный жилой комплекс «Россия. Пять столиц», создав комфортную среду вопреки достаточно высокой плотности.
Похожие статьи
Терруарное строительство
Хранилище винодельни Шато Кантенак-Браун под Бордо получило землебитные стены, обеспечивающие необходимые температурные и влажностные условия для выдержки вина в чанах и бочках. Авторы проекта – Philippe Madec (apm) & associés.
Сила трех стихий
Исследовательский центр компании Daiwa House Group по проекту Tetsuo Kobori Architects предлагает современное прочтение традиционного для средневековой Японии места встреч и творческого общения — кайсё.
Под покровом небес
Архитекторы C. F. Møller выиграли конкурс на проект новой застройки квартала в центре Сёдертелье, дальнего пригорода Стокгольма.
Над Золотым рогом
Жилой комплекс Философия, спроектированный T+T architects во Владивостоке, – один из новых проектов для района «Голубиная падь», и они меняет философию его развития с одиночных домов на комплексный подход. Дома организованы вдоль общественных улиц, они разновысотные, разноформатные, а один – даже галерейной типологии, да еще и с консолью, опирающейся на арт-объект.
Новый уровень дженги
Спроектированный Кэнго Кумой общественный центр Kibi Kogen N Square демонстрирует возможности поперечно-клееной древесины – «фирменной» продукции для префектуры Окаяма, где он расположен.
Деревянная модульность
Ясли-сад для малышей из семей преподавателей и учащихся Пармского университета совмещен с центром развития для детей из группы риска. Авторы проекта здания в окружении парка – Enrico Molteni Architecture.
Конференция с видом
Культурный и общественный центр в городке Порт-Анджелес в штате Вашингтон по замыслу LMN Architects открыт панорамам океана и горного хребта Олимпик.
Белый знак
Бюро Lin Architecture превратило насосную станцию в полях южнокитайской провинции Юньнань в достопримечательность для местных жителей и туристов.
Трилистник инноваций
В Пекине готов Международный центр инноваций «Чжунгуаньцунь» (ZGC), спроектированный MAD Architects. В апреле здесь уже провели престижный технологический форум.
Жалюзи для льда
В Домодедово по проекту мастерской Юрия Виссарионова построена ледовая арена. Чтобы протяженный фасад, обусловленный техническими характеристиками сооружения для зимних видов спорта, не выглядел однообразным, архитекторы предложили использовать навесные конструкции с разнонаправленными ламелями. Таким образом лед защищается от солнечных лучей, а стена приобретает фактурность и детализацию.
Деревья и арки
В условиях дефицита площади спорткомплекс Шаосинского университета вместил на разных уровнях серию игровых полей и площадок, общественные пространства и даже деревья.
Стержни и лепестки
Для московского района Преображенское бюро GAFA спроектировало камерный комплекс Artel, который состоит всего из двух корпусов по 12 этажей. Отсылки к ар-деко и его ответвлению – стримлайну – мы нашли не только в архитектуре, но и в благоустройстве, напоминающем поглощенную природой железнодорожную эстакаду.
Тетрис в порту
Смотровая башня, спроектированная для Старого порта Монреаля бюро Provencher_Roy, и общественная зеленая зона вокруг нее от ландшафтного бюро NIPPAYSAGE вобрали в себя множество элементов местной идентичности.
Баланс желтого
Архитекторы АБ ATRIUM, используя свои навыки и знания в области проектирования школ нового поколения, в которых само пространство и пластика – так задумано – работают на развитие ребенка, оживили крупный, хотя и среднеэтажный, жилой комплекс New Питер проектом, где сквозь темный кирпич прорываются лучи желтого цвета, актового зала нет, зато есть четыре амфитеатра, две открытые террасы, парк и возможность использовать возможности школы не только ученикам, но и, по вечерам, горожанам.
Очередной оазис
Stefano Boeri Architetti выиграли конкурс на проект жилого комплекса в Братиславе. Здесь не обошлось без их «фирменных» висячих садов.
Трое и башня
Офисный центр Neuer Kanzlerplatz, построенный в Бонне по проекту бюро JSWD, улучшает связанность городской ткани и интригует объемными фасадами из архитектурного бетона.
Вертикальный «парк»
Бывшая фабрика электроники в Шэньчжэне превращена по проекту JC DESIGN в многоярусное общественное пространство и офисы для «креативных индустрий».
В центре – пустота
В Лондоне открывается очередной летний павильон галереи «Серпентайн». В этом году южнокорейский архитектор Минсок Чо и его бюро Mass Studies сместили фокус внимания с сооружения на свободное пространство вокруг и внутри него.
«Почвенная» архитектура
Медицинский центр в Провансе – землебитное сооружение без дополнительного каркаса: материал для него «добыли» непосредственно на стройплощадке. Авторы проекта – бюро Combas.
Серийный подход
Бюро AIM Architecture превратило четыре нефтехранилища бывшей промзоны на востоке Китая в общественные пространства.
На девятом облаке
В китайском мегаполисе Шицзячжуан началось строительство спортивного центра Cloud 9 по проекту MAD Architects. Чтобы максимально усилить сходство здания с облаком, его планируют обернуть полупрозрачной мембраной.
Новые ворота на 432 «гейта»
Архитекторы Coop Himmelb(l)au представили масштабный проект расширения дубайского аэропорта Аль-Мактум. Строительство планируется начать уже в этом году.
Купол-библиотека
Концептуальная библиотека в уезде Лунъю на востоке Китая задумана авторами, HCCH Studio, как эксперимент по соединению традиционных методов строительства и современных форм.
Технологии и материалы
Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного...
Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Византийская кладка Херсонеса
В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
Алюминий в многоэтажном строительстве
Ключевым параметром в проектировании многоэтажных зданий является соотношение прочности и небольшого веса конструкций. Именно эти характеристики сделали алюминий самым популярным материалом при возведении небоскребов. Вместе с «АФК Лидер» – лидером рынка в производстве алюминиевых панелей и кассет – разбираемся в технических преимуществах материала для высотного строительства.
A BOOK – уникальная палитра потолочных решений
Рассказываем о потолочных решениях Knauf Ceiling Solutions из проектного каталога A BOOK, которые были реализованы преимущественно в России и могут послужить отправной точкой для новых дизайнерских идей в работе с потолком как гибким конструктором.
Городские швы и архитектурный фастфуд
Вышел очередной эпизод GMKTalks in the Show – ютуб-проекта о российском девелопменте. В «Архитительном выпуске» разбираются, кто главный: архитектор или застройщик, говорят о работе с историческим контекстом, формировании идентичности города или, наоборот, нарушении этой идентичности.
​Гибкий подход к стенам
Компания Orac, известная дизайнерским декором для стен и богатой коллекцией лепных элементов, представила новинки на выставке Mosbuild 2024.
BIM-модели конвекторов Techno для ArchiCAD
Специалисты Techno разработали линейки моделей конвекторов в версии ArchiCAD 2020, которые подойдут для работы архитекторам, дизайнерам и проектировщикам.
Art Vinyl Click: модульные ПВХ-покрытия от Tarkett
Art Vinyl Click – популярный продукт компании Tarkett, являющейся мировым лидером в производстве финишных напольных покрытий. Его отличают быстрота укладки, надежность в эксплуатации и множество вариантов текстур под натуральные материалы. Подробнее о возможностях Art Vinyl Click – в нашем материале.
Кирпичное ателье Faber Jar: российское производство с...
Уход европейских брендов поставил многие строительные объекты в затруднительное положение – задержка поставок и значительное удорожание. Заменить эксклюзивные клинкерные материалы и кирпич ручной формовки без потери в качестве получилось у кирпичного ателье Faber Jar. ГК «Керма» выпускает не только стандартные позиции лицевого кирпича, но и участвует в разработке сложных авторских проектов.
Systeme Electric: «Технологическое партнерство – объединяем...
В Москве прошел Инновационный Саммит 2024, организованный российской компанией «Систэм Электрик», производителем комплексных решений в области распределения электроэнергии и автоматизации. О компании и новейших продуктах, представленных в рамках форума – в нашем материале.
Новая версия ар-деко
Клубный дом «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Сейчас на главной
Городской лес
Парк «Прибрежный» в Набережных Челнах признан лучшим общественным местом Татарстана в 2023 году. Для огромного лесного массива бюро «Архитектурный десант» актуализировало старые и предложило новые функции – например, площадку для выгула собак и терренкуры, разработанные при участии кардиолога. Также у парка появился фирменный стиль.
Воспоминания о фотопленке
Филиал знаменитой шведской галереи Fotografiska открылся теперь и в Шанхае. Под выставочные пространства бюро AIM Architecture реконструировало старый склад, максимально сохранив жесткую, подлинную стилистику.
Рассвет и сумерки утопии
Осталось всего 3 дня, чтобы посмотреть выставку «Работать и жить» в центре «Зотов», и она этого достойна. В ней много материала из разных источников, куча разделов, показывающих мечты и реалии советской предвоенной утопии с разных сторон, а дизайн заставляет совершенно иначе взглянуть на «цвета конструктивизма».
Крыши как горы и воды
Общественно-административный комплекс по проекту LYCS Architecture в Цюйчжоу вдохновлен древними архитектурными трактатами и природными красотами.
Оркестровка в зеленых тонах
Технопарк имени Густава Листа – вишенка на торте крупного ЖК компании ПИК, реализуется по городской программе развития полицентризма. Проект представляет собой изысканную аранжировку целой суммы откликов на окружающий контекст и историю места – а именно, компрессорного завода «Борец» – в современном ключе. Рассказываем, зачем там усиленные этажи, что за зеленый цвет и откуда.
Терруарное строительство
Хранилище винодельни Шато Кантенак-Браун под Бордо получило землебитные стены, обеспечивающие необходимые температурные и влажностные условия для выдержки вина в чанах и бочках. Авторы проекта – Philippe Madec (apm) & associés.
Над античной бухтой
Архитектура культурно-развлекательного центра Геленждик Арена учитывает особенности склона, раскрывает панорамы, апеллирует к истории города и соседству современного аэропорта, словом, включает в себя столько смыслов, что сразу и не разберешься, хотя внешне многосоставность видна. Исследуем.
Архитектура в дизайне
Британка была, кажется, первой, кто в Москве вместо скучных планшетов стал превращать показ студенческих работ с настоящей выставкой, с дизайном и объектами. Одновременно выставка – и день открытых дверей, растянутый во времени. Рассказываем, показываем.
Пресса: Город без плана
Новосибирск — город, который способен вызвать у урбаниста чувство профессиональной неполноценности. Это столица Сибири, это третий по величине русский город, полтора миллиона жителей, город сильный, процветающий даже в смысле экономики, город образованный — словом, верхний уровень современной русской цивилизации. Но это все как-то не прилагается к тому, что он представляет собой в физическом плане. Огромный, тянется на десятки километров, а потом на другой стороне Оби еще столько же, и все эти километры — ускользающая от определений бесконечная невнятность.
Сила трех стихий
Исследовательский центр компании Daiwa House Group по проекту Tetsuo Kobori Architects предлагает современное прочтение традиционного для средневековой Японии места встреч и творческого общения — кайсё.
Место заземления
Для базы отдыха недалеко от Выборга студия Евгения Ростовского предложила конкурентную концепцию: общественную ферму, на которой гости смогут поработать на грядке, отнести повару найденное в птичнике яйцо, поесть фруктов с дерева. И все это – в «декорациях» скандинавской архитектуры, кортена и обожженного дерева.
Книга в будущем
Выставка, посвященная архитектуре вокзалов и городов БАМа, – первое историко-архитектурное исследование темы. Значительное: все же 47 поселков, и пока, хотя и впечатляющее, не вполне завершенное. Хочется, чтобы авторы его продолжили.
Двенадцать
Вчера были объявлены и награждены лауреаты Архитектурной премии мэра Москвы. Рассматриваем, что там и как, и по некоторым параметрам нахально критикуем уважаемую премию. Она ведь может стать лучше, а?
Нео в кубе
Поиски «нового русского стиля» – такой версии локализма, которая была бы местной, но современной, все активнее в разных областях. Выставка «Природа предмета» в ГТГ резюмирует поиски 43 дизайнеров, в основном за 2022–2024 годы, но включает и три объекта студии ТАФ Александра Ермолаева. Шаг вперед – цифровые растения «с характером».
Под покровом небес
Архитекторы C. F. Møller выиграли конкурс на проект новой застройки квартала в центре Сёдертелье, дальнего пригорода Стокгольма.
Скрэмбл, пашот и мешочек
В Петербурге на первом этаже респектабельного неоклассического Art View House открылось кафе Eggsellent с его фирменной желто-розовой гаммой. Обыграть столь резкий контраст взялось бюро KIDZ.
Над Золотым рогом
Жилой комплекс Философия, спроектированный T+T architects во Владивостоке, – один из новых проектов для района «Голубиная падь», и они меняет философию его развития с одиночных домов на комплексный подход. Дома организованы вдоль общественных улиц, они разновысотные, разноформатные, а один – даже галерейной типологии, да еще и с консолью, опирающейся на арт-объект.
Новый уровень дженги
Спроектированный Кэнго Кумой общественный центр Kibi Kogen N Square демонстрирует возможности поперечно-клееной древесины – «фирменной» продукции для префектуры Окаяма, где он расположен.
Деревянная модульность
Ясли-сад для малышей из семей преподавателей и учащихся Пармского университета совмещен с центром развития для детей из группы риска. Авторы проекта здания в окружении парка – Enrico Molteni Architecture.
Книжный стержень
Интерьер коворкинга в составе бизнес-центра «Территория 3000», предложенный архитекторами КБ-11, был призван стать «сердцем» всего проекта. А в его собственный центр авторы поместили библиотеку из книг, «изменивших взгляд на жизнь». То-то интерьер напоминает о библиотеке Аалто, и на наш взгляд довольно отчетливо.
Конференция с видом
Культурный и общественный центр в городке Порт-Анджелес в штате Вашингтон по замыслу LMN Architects открыт панорамам океана и горного хребта Олимпик.
Цвет и музыка; и белый камень
В палатах Василия Нарышкина на Маросейке открылось выставочное пространство музея AZ, специализирующегося в равной мере на искусстве «второго авангарда» и совриске. Тут несколько тем: первые этажи клубного дома в памятнике XVII века стали общественными, теперь можно попасть во двор, плюс дизайн галереи от [MISH]studio, плюс выставка, совмещенная с концертами авангардной музыки 1960-х. Разбираемся.
Белый знак
Бюро Lin Architecture превратило насосную станцию в полях южнокитайской провинции Юньнань в достопримечательность для местных жителей и туристов.
Арахноид совриска
Ткачество, вязание, вышивание – древнейшие профессии, за которыми прочно закреплена репутация мирных, домашних, женских, уютных, в общем, безопасных. Выставка в Ruarts Foundation показывает, что это вовсе не так, умело оперируя парадоксальным напряжением, которое возникает между традиционной техникой и тематикой совриска.
Нюансированная альтернатива
Как срифмовать квадрат и пространство? А легко, но только для этого надо срифмовать всё вообще: сплести, как в самонапряженной фигуре, найти свою оптику... Пожалуй, новая выставка в ГЭС-2 все это делает, предлагая новый ракурс взгляда на историю искусства за 150 лет, снабженный надеждой на бесконечную множественность миров / и историй искусства. Как это получается и как этому помогает выставочный дизайн Евгения Асса – читайте в нашем материале.
Атака цвета
На выставке «Конструкторы науки» проекты зданий институтов и научных городков РАН – в основном модернистские, но есть и до-, и пост- – погружены в атмосферу романтизированной науки очень глубоко: во многом это заслуга яркого экспозиционного дизайна NZ Group, – выставка стала цветным аттракционном, где атмосфера не менее значима, чем история архитектуры.
Пресса: Город с двух сторон от одного тракта
Бийск — это место, некогда пережившее столкновение двух линий российской колонизации, христианской и предпринимательской. Конфликт возник вокруг местного вероучения и, хотя одни хотели его сгубить, а другие — защитить, показал, что обе линии слабо понимают свойства осваиваемого ими пространства. Обе вскоре были уничтожены революцией, на время приостановившей и саму колонизацию, которая, впрочем, впоследствии возродилась, пусть формы ее и менялись. Пространство тоже не утратило своих особенностей, пусть они и выглядят несколько иначе. Более того — сейчас в некоторых отношениях они прекрасно понимают друг друга.
Трилистник инноваций
В Пекине готов Международный центр инноваций «Чжунгуаньцунь» (ZGC), спроектированный MAD Architects. В апреле здесь уже провели престижный технологический форум.