Нормы для автоцентров
Типология автоцентров сложилась в мире уже давно и в ее основе лежат четкие регламенты брендбуков – сводов правил устройства, планировки и оформления автосалонов и сервисных комплексов, составленных каждым производителем. Объемные «фолианты» регламентируют все элементы зданий, вплоть до цвета и отделочного материала, допустимого к использованию в интерьерах той или иной функциональной зоны.На заре капиталистической экономики в России требования к соблюдению брендбуков были не так сильны. Рынок развивался стремительно и на первый план выходили эффектность и броскость архитектуры автосалона. Тот период подарил российской архитектуре немало примечательных зданий, но, как и многое другое, такой подход ушел в небытие, сменившись более рациональным: с простыми ортогональными объемами, большими витражными фасадами, хайтековскими или псевдо-хайтековскими конструкциями и обязательной крупной надписью с названием бренда наверху здания. Казалось бы, в такой ситуации автоцентры вряд ли могли быть интересны архитекторам как полигон для творческих поисков и профессиональных открытий. И тем не менее даже внутри этой типологии со всеми ее брендовыми ограничениями, ведущие российские архитекторы продолжают искать и создавать неординарные объекты, претендующие на знаковый статус.
В портфолио бюро «А.Лен» – около сорока проектов автоцентров в Петербурге, две трети которых реализованы. Можно сказать, что это одна из самых ранних и устойчивых специализаций компании – «А.Лен» работал c дилерами крупнейших брендов: Инфинити, Мерседесом, Порше, Лексус, Фордом, KIA. Автосервисный комплекс «Авангард» на Приморском проспекте, спроектированный и реализованный архитекторами «А.Лен» – единственный крупный комплекс данной типологии, построенный в 2017 году в России, и один из крупнейших на данный момент в Европе. Он включает ассортимент не только основного бренда Mercedes, но и его люксовых подразделений, таких как AMG и Maybach. В этом проекте архитекторы продемонстрировали, насколько еще не использованы возможности, скрытые в стандартах брендбуков.
***
Ограничения как стимул
Как и обычные строительные нормы, требования к организации и оснащению брендовых автоцентров могут восприниматься как препятствие на пути самовыражения архитектора, но в некоторых случаях они становятся катализатором творческого процесса. Именно таким стимулом стал для бюро «А.Лен» брендбук компании Mercedes и ее подразделения AMG при проектировании нового автоцентра в Санкт-Петербурге.В инструкциях, которые должны выполняться при строительстве фирменных автосалонов в любой точке мира, досконально прописываются размеры и взаиморасположение различных функциональных зон, конструктивные решения фасадов и его дизайн, вплоть до использования колонн определенной геометрии и цвета, материалов определенных типов и фирм производителей. При такой стандартизации трудно надеяться на свободу творчества, но оказывается – ограничения только стимулируют креативность. И представители бренда, в большинстве случаев, поддерживают новые идеи, выходящие за рамки шаблонов, особенно если новшества позволяют подчеркнуть имидж марки и привлечь покупателей.
По словам руководителя бюро Сергея Орешкина, «это было интересное упражнение для архитектора –разрабатывать оригинальные и качественные решения внутри достаточно жестких рамок брендбука, который диктует сдержанную солидность всемирно известного бренда. Здание выполняет роль оболочки для высококлассного, люксового товара. Эта оболочка должна быть столь же привлекательна, как и продукция, но не настолько, чтобы отвлекать внимание покупателя от самих автомобилей. Оно как футляр для роскошных духов – коробка обязана быть идеальной, но все-таки она не главное, главное, настоящая ценность – внутри. Поэтому оболочка должна отличаться, должно быть видно, что это «упаковка» Мерседес. Но вся ценность, сердце этого комплекса – продукция концерна».
***
Простая форма для ценного содержимого
Архитекторы предложили заказчику лаконичную архитектурную форму с несколькими пространственными элементами, способными выгодно дополнить и подчеркнуть ее. Авторы в качестве источника вдохновения приводят архитектуру Ричарда Мейера, с характерной для него простотой объемов и совершенством пропорций.Основной объем автосалона представляет собой шестиэтажный параллелепипед.
С южной стороны в объем врезан цилиндрический блок рампы, ведущей на эксплуатируемую кровлю, на которой устроен паркинг на 69 автомашин. Главный, северный фасад, выходящий на одну из самых оживленных магистралей Санкт-Петербурга – Приморский проспект, полностью остеклен и выполняет функцию огромной витрины. Параллельно стеклянному фасаду установлены тонкие металлические колонны – хорошо знакомые каждому, кто следит за историей бренда. Эти колонны всегда присутствуют в фирменных салонах Mercedes. Впрочем, еще несколько лет назад они были как правило темно-синего цвета. Но бренд не стоит на месте и смело открывает для себя новые цвета, сохраняя приверженность респектабельности и шику.
Необходимость приставить колонны к фасаду дала архитекторам возможность разнообразить его пластическое решение. Тектоническая логика потребовала некоего венчающего элемента, роль которого взяла на себя массивная пластина козырька, нависающая над всем фасадом и террасой на шестом этаже, где в ближайшее время откроется ресторан для гостей автосалона. Интересно, что в брендбуке оговаривалась возможность использования тонкого козырька, но архитекторы предложили более массивную форму, увязанную с пропорциями и основными членениями здания, и настояли на ее реализации благодаря чему главный фасад получил эффектное завершение.
Еще одним удачным новшеством, предложенным архитекторами, стала необычная система демонстрации автомобилей. По замыслу авторов на трех средних этажах, вдоль главного стеклянного фасада представлены все актуальные модели бренда. Для большего эффекта, проектировщики рекомендовали выставить в «витрине» только белые автомобили. Они более заметны днем, а вечером, благодаря специальной подсветке, буквально сияют. Архитектурное решение оказалось удачным и с маркетинговой точки зрения. Экспозиция из выставленных за стеклянным фасадом машин хорошо видна с эстакады развязки Западного скоростного диаметра, которая проходит в нескольких десятках метров от фасада. Так что продукции Mercedes гарантировано внимание десятков тысяч водителей, ежедневно проезжающих через эту развязку.
***
Положение обязывает
При выборе архитектурных и конструктивных решений комплекса архитекторы стремились подчеркнуть качества, характерные для бренда Mercedes: передовой технический уровень, совершенство формы и функции, надежность и долговечность.
Наиболее наглядно высокие стандарты качества, предъявляемые к автосалонам немецкой марки, были продемонстрированы при выборе системы остекления фасадов. Традиционно в России для остекления значительной площади используется достаточно экономичная комбинированная подсистема, в которой стальные элементы, несущие основную нагрузку, совмещаются с дополнительными, алюминиевыми, предназначенными для закрепления стеклопакетов. Нагромождение вспомогательных конструкций ухудшает внешний вид и нивелирует эффект от стеклянной стены, главная ценность которой – в прозрачности. На рынке существуют альтернативные системы, в которых все элементы делаются из стали, за счет чего можно перекрывать большие пролеты, а подконструкция получается максимально тонкой и элегантной, но они дороги и сложны производстве и монтаже. В Санкт-Петербурге такие стальные фасады применялись только на маленьких одноэтажных объектах. Лишь на автосалоне Porsche удалось сделать систему десятиметровой высоты.
Архитекторы бюро «А.Лен», понимая насколько высокую планку должны выдержать конструктивные решения рядом с высоклассными автомобилями Mercedes, убедили заказчика использовать для главного фасада автосалона «Авангард» именно стальную систему. В результате из профиля финского производства удалось сделать уникальный витраж высотой 20 метров из стекол высотой 5 метров, достойно дополняющий внешний вид и интерьер салона.
Остальные фасады комплекса решены более прагматично, но в точном соответствии с разработанным для здания метрическим и пропорциональным рядом. Размеры и рисунок остекления, а также выбор типа и способ облицовки фасада определены в соответствии с функциями той или иной зоны, расположенной внутри здания. Стеклянную витрину, необходимую для выставки роскошных автомобилей, сменяют стандартные полосы ленточных одно- и двухэтажных окон в административной части здания, причем размер окон определяется количеством рабочих мест в кабинете.
При переходе в сервисную зону рисунок проемов вновь меняется. На тыльном фасаде лейтмотивом становятся вертикальные окна и цилиндрический объем рампы, прошитый, словно декоративной строчкой, квадратными техническими окошками. Первоначально рампу планировали сделать холодной и закрыть ее хайтековской решеткой, но впоследствии от идеи отказались: остановились на теплом фасаде, который защищает крутую рампу от осадков и обледенения.
***
Внутренний мир
Как несложно догадаться, работа над планированием и дизайном внутренних пространств была в несколько раз сложнее и потребовала намного больше времени, чем проектирование внешнего облика здания. Но все трудности, в том числе по согласованию всех интерьерных деталей с представителями бренда, были оправданы с точки зрения авторов проекта. Сергей Орешкин так комментирует необходимость держать под авторским контролем все части проекта: «В последние годы мы начали брать в разработку интерьеры наших объектов, поскольку неоднократно сталкивались с примерами, когда сторонние архитекторы не воспринимали внутренний дизайн как органичную часть архитектурного решения всего здания, что самым негативным образом сказывалось на результате».Архитекторы бюро «А.Лен» определили характер внутренних пространств автосалона «Авангард» как мужской, объединяющий в себе приметы рафинированного хай-тековского стиля и благородную клубную сдержанность. Графичность и тщательность проработки всех деталей – вот то, что отличает этот интерьер и делает его лучшим фоном для демонстрации и продажи автомобилей брендов Mercedes, AMG и Maybach.
Из материалов в интерьере, в основном, используются металл и стекло. Лишь в отдельных местах их оттеняют уже упомянутое дерево и брутальный бетон. В качестве основных цветов архитекторы выбрали белый и черный, логичным дополнением которых выступили серый и янтарный цвет натурального дерева, встречающийся в отделке в зонах, предназначенных для отдыха и более продолжительного пребывания клиентов, таких как зал ожидания и кафе. Колористика пространств четко следует за их функцией: презентационные, светлые пространства оформляются с преобладанием белого цвета; в технических, темных зонах превалирует черный цвет. В промежуточных зонах комбинируются оба цвета.
Для того, чтобы подчеркнуть графичность пространства, архитекторы вводят в интерьер дополнительную систему акцентов – световых приборов, различающихся по форме и функции, но выполняющих не только свою прямую роль, но и привносящих в интерьер толику драйва и помогающих выстраивать интуитивно понятную навигацию. Кроме того, в зонах AMG, там, где представлены тюнингованные автомобили, при помощи световых и аудио-эффектов создается особая атмосфера, подчеркивающая эксклюзивность и привилегированность каждой машины.
Некоторая рафинированность, присущая интерьеру, объясняется принципиальной позицией авторов. «Мы всегда делаем сдержанный интерьер, понимая, что потом в него неизбежно придет жизнь, «хаос» и спонтанный декор. В данном случае это будут оборудование, автомобили, сотрудники, клиенты. Здание заживет своей жизнью. И мы никогда не сможем контролировать результат. Поэтому так важно оставить интерьер в некотором роде как бы недоделанным, сохранить люфт для будущего развития», – так объясняет Сергей Орешкин свое видение.
***