English version

За границами брендбука

В Санкт-Петербурге начал свою работу один из самых крупных дилерских центров Mercedes в Северо-Западном регионе России. Бюро «А.Лен» смогло найти новые выразительные архитектурные и конструктивные решения, отвечающие имиджу компании и присущему ей уровню качества, надежности и элегантности.

mainImg

Нормы для автоцентров
Типология автоцентров сложилась в мире уже давно и в ее основе лежат четкие регламенты брендбуков – сводов правил устройства, планировки и оформления автосалонов и сервисных комплексов, составленных каждым производителем. Объемные «фолианты» регламентируют все элементы зданий, вплоть до цвета и отделочного материала, допустимого к использованию в интерьерах той или иной функциональной зоны.

На заре капиталистической экономики в России требования к соблюдению брендбуков были не так сильны. Рынок развивался стремительно и на первый план выходили эффектность и броскость архитектуры автосалона. Тот период подарил российской архитектуре немало примечательных зданий, но, как и многое другое, такой подход ушел в небытие, сменившись более рациональным: с простыми ортогональными объемами, большими витражными фасадами, хайтековскими или псевдо-хайтековскими конструкциями и обязательной крупной надписью с названием бренда наверху здания. Казалось бы, в такой ситуации автоцентры вряд ли могли быть интересны архитекторам как полигон для творческих поисков и профессиональных открытий. И тем не менее даже внутри этой типологии со всеми ее брендовыми ограничениями, ведущие российские архитекторы продолжают искать и создавать неординарные объекты, претендующие на знаковый статус.

В портфолио бюро «А.Лен» – около сорока проектов автоцентров в Петербурге, две трети которых реализованы. Можно сказать, что это одна из самых ранних и устойчивых специализаций компании – «А.Лен» работал c дилерами крупнейших брендов: Инфинити, Мерседесом, Порше, Лексус, Фордом, KIA. Автосервисный комплекс «Авангард» на Приморском проспекте, спроектированный и реализованный архитекторами «А.Лен» – единственный крупный комплекс данной типологии, построенный в 2017 году в России, и один из крупнейших на данный момент в Европе. Он включает ассортимент не только основного бренда Mercedes, но и его люксовых подразделений, таких как AMG и Maybach. В этом проекте архитекторы продемонстрировали, насколько еще не использованы возможности, скрытые в стандартах брендбуков.
Автосервисный комплекс «Авангард». Фотография © А. Гущин
Автосервисный комплекс «Авангард». Фотография © А. Гущин
***

Ограничения как стимул
Как и обычные строительные нормы, требования к организации и оснащению брендовых автоцентров могут восприниматься как препятствие на пути самовыражения архитектора, но в некоторых случаях они становятся катализатором творческого процесса. Именно таким стимулом стал для бюро «А.Лен» брендбук компании Mercedes и ее подразделения AMG при проектировании нового автоцентра в Санкт-Петербурге.

В инструкциях, которые должны выполняться при строительстве фирменных автосалонов в любой точке мира, досконально прописываются размеры и взаиморасположение различных функциональных зон, конструктивные решения фасадов и его дизайн, вплоть до использования колонн определенной геометрии и цвета, материалов определенных типов и фирм производителей. При такой стандартизации трудно надеяться на свободу творчества, но оказывается – ограничения только стимулируют креативность. И представители бренда, в большинстве случаев, поддерживают новые идеи, выходящие за рамки шаблонов, особенно если новшества позволяют подчеркнуть имидж марки и привлечь покупателей.
Автосервисный комплекс «Авангард». Фотография © А. Гущин

По словам руководителя бюро Сергея Орешкина, «это было интересное упражнение для архитектора –разрабатывать оригинальные и качественные решения внутри достаточно жестких рамок брендбука, который диктует сдержанную солидность всемирно известного бренда. Здание выполняет роль оболочки для высококлассного, люксового товара. Эта оболочка должна быть столь же привлекательна, как и продукция, но не настолько, чтобы отвлекать внимание покупателя от самих автомобилей. Оно как футляр для роскошных духов – коробка обязана быть идеальной, но все-таки она не главное, главное, настоящая ценность – внутри. Поэтому оболочка должна отличаться, должно быть видно, что это «упаковка» Мерседес. Но вся ценность, сердце этого комплекса – продукция концерна».
*** 

Простая форма для ценного содержимого
Архитекторы предложили заказчику лаконичную архитектурную форму с несколькими пространственными элементами, способными выгодно дополнить и подчеркнуть ее. Авторы в качестве источника вдохновения приводят архитектуру Ричарда Мейера, с характерной для него простотой объемов и совершенством пропорций.

Основной объем автосалона представляет собой шестиэтажный параллелепипед.
Автосервисный комплекс «Авангард» © Архитектурное бюро «А.Лен» (7)

С южной стороны в объем врезан цилиндрический блок рампы, ведущей на эксплуатируемую кровлю, на которой устроен паркинг на 69 автомашин. Главный, северный фасад, выходящий на одну из самых оживленных магистралей Санкт-Петербурга – Приморский проспект, полностью остеклен и выполняет функцию огромной витрины. Параллельно стеклянному фасаду установлены тонкие металлические колонны – хорошо знакомые каждому, кто следит за историей бренда. Эти колонны всегда присутствуют в фирменных салонах Mercedes. Впрочем, еще несколько лет назад они были как правило темно-синего цвета. Но бренд не стоит на месте и смело открывает для себя новые цвета, сохраняя приверженность респектабельности и шику.
Автосервисный комплекс «Авангард». Фотография © А. Гущин

Необходимость приставить колонны к фасаду дала архитекторам возможность разнообразить его пластическое решение. Тектоническая логика потребовала некоего венчающего элемента, роль которого взяла на себя массивная пластина козырька, нависающая над всем фасадом и террасой на шестом этаже, где в ближайшее время откроется ресторан для гостей автосалона. Интересно, что в брендбуке оговаривалась возможность использования тонкого козырька, но архитекторы предложили более массивную форму, увязанную с пропорциями и основными членениями здания, и настояли на ее реализации благодаря чему главный фасад получил эффектное завершение.
Автосервисный комплекс «Авангард». Фотография © А. Гущин

Еще одним удачным новшеством, предложенным архитекторами, стала необычная система демонстрации автомобилей. По замыслу авторов на трех средних этажах, вдоль главного стеклянного фасада представлены все актуальные модели бренда. Для большего эффекта, проектировщики рекомендовали выставить в «витрине» только белые автомобили. Они более заметны днем, а вечером, благодаря специальной подсветке, буквально сияют. Архитектурное решение оказалось удачным и с маркетинговой точки зрения. Экспозиция из выставленных за стеклянным фасадом машин хорошо видна с эстакады развязки Западного скоростного диаметра, которая проходит в нескольких десятках метров от фасада. Так что продукции Mercedes гарантировано внимание десятков тысяч водителей, ежедневно проезжающих через эту развязку.
***

Положение обязывает
При выборе архитектурных и конструктивных решений комплекса архитекторы стремились подчеркнуть качества, характерные для бренда Mercedes: передовой технический уровень, совершенство формы и функции, надежность и долговечность.
Автосервисный комплекс «Авангард». Фотография © А. Гущин

Наиболее наглядно высокие стандарты качества, предъявляемые к автосалонам немецкой марки, были продемонстрированы при выборе системы остекления фасадов. Традиционно в России для остекления значительной площади используется достаточно экономичная комбинированная подсистема, в которой стальные элементы, несущие основную нагрузку, совмещаются с дополнительными, алюминиевыми, предназначенными для закрепления стеклопакетов. Нагромождение вспомогательных конструкций ухудшает внешний вид и нивелирует эффект от стеклянной стены, главная ценность которой – в прозрачности. На рынке существуют альтернативные системы, в которых все элементы делаются из стали, за счет чего можно перекрывать большие пролеты, а подконструкция получается максимально тонкой и элегантной, но они дороги и сложны производстве и монтаже. В Санкт-Петербурге такие стальные фасады применялись только на маленьких одноэтажных объектах. Лишь на автосалоне Porsche удалось сделать систему десятиметровой высоты.

Архитекторы бюро «А.Лен», понимая насколько высокую планку должны выдержать конструктивные решения рядом с высоклассными автомобилями Mercedes, убедили заказчика использовать для главного фасада автосалона «Авангард» именно стальную систему. В результате из профиля финского производства удалось сделать уникальный витраж высотой 20 метров из стекол высотой 5 метров, достойно дополняющий внешний вид и интерьер салона.
Автосервисный комплекс «Авангард» © Архитектурное бюро «А.Лен» (8)

Остальные фасады комплекса решены более прагматично, но в точном соответствии с разработанным для здания метрическим и пропорциональным рядом. Размеры и рисунок остекления, а также выбор типа и способ облицовки фасада определены в соответствии с функциями той или иной зоны, расположенной внутри здания. Стеклянную витрину, необходимую для выставки роскошных автомобилей, сменяют стандартные полосы ленточных одно- и двухэтажных окон в административной части здания, причем размер окон определяется количеством рабочих мест в кабинете.
Автосервисный комплекс «Авангард» © Архитектурное бюро «А.Лен»
Автосервисный комплекс «Авангард» © Архитектурное бюро «А.Лен» (11)

При переходе в сервисную зону рисунок проемов вновь меняется. На тыльном фасаде лейтмотивом становятся вертикальные окна и цилиндрический объем рампы, прошитый, словно декоративной строчкой, квадратными техническими окошками. Первоначально рампу планировали сделать холодной и закрыть ее хайтековской решеткой, но впоследствии от идеи отказались: остановились на теплом фасаде, который защищает крутую рампу от осадков и обледенения.
***
 
Внутренний мир
Как несложно догадаться, работа над планированием и дизайном внутренних пространств была в несколько раз сложнее и потребовала намного больше времени, чем проектирование внешнего облика здания. Но все трудности, в том числе по согласованию всех интерьерных деталей с представителями бренда, были оправданы с точки зрения авторов проекта. Сергей Орешкин так комментирует необходимость держать под авторским контролем все части проекта: «В последние годы мы начали брать в разработку интерьеры наших объектов, поскольку неоднократно сталкивались с примерами, когда сторонние архитекторы не воспринимали внутренний дизайн как органичную часть архитектурного решения всего здания, что самым негативным образом сказывалось на результате».
Интерьеры автосервисного комплекса «Авангард». Фотография © А. Гущин
Интерьеры автосервисного комплекса «Авангард». Фотография © А. Гущин

Архитекторы бюро «А.Лен» определили характер внутренних пространств автосалона «Авангард» как мужской, объединяющий в себе приметы рафинированного хай-тековского стиля и благородную клубную сдержанность. Графичность и тщательность проработки всех деталей – вот то, что отличает этот интерьер и делает его лучшим фоном для демонстрации и продажи автомобилей брендов Mercedes, AMG и Maybach.
Интерьеры автосервисного комплекса «Авангард». Фотография © А. Гущин
Интерьеры автосервисного комплекса «Авангард». Фотография © А. Гущин

Из материалов в интерьере, в основном, используются металл и стекло. Лишь в отдельных местах их оттеняют уже упомянутое дерево и брутальный бетон. В качестве основных цветов архитекторы выбрали белый и черный, логичным дополнением которых выступили серый и янтарный цвет натурального дерева, встречающийся в отделке в зонах, предназначенных для отдыха и более продолжительного пребывания клиентов, таких как зал ожидания и кафе. Колористика пространств четко следует за их функцией: презентационные, светлые пространства оформляются с преобладанием белого цвета; в технических, темных зонах превалирует черный цвет. В промежуточных зонах комбинируются оба цвета.
Интерьеры автосервисного комплекса «Авангард». Фотография © А. Гущин

Для того, чтобы подчеркнуть графичность пространства, архитекторы вводят в интерьер дополнительную систему акцентов – световых приборов, различающихся по форме и функции, но выполняющих не только свою прямую роль, но и привносящих в интерьер толику драйва и помогающих выстраивать интуитивно понятную навигацию. Кроме того, в зонах AMG, там, где представлены тюнингованные автомобили, при помощи световых и аудио-эффектов создается особая атмосфера, подчеркивающая эксклюзивность и привилегированность каждой машины.
Интерьеры автосервисного комплекса «Авангард». Фотография © А. Гущин
Интерьеры автосервисного комплекса «Авангард». Фотография © А. Гущин

Некоторая рафинированность, присущая интерьеру, объясняется принципиальной позицией авторов. «Мы всегда делаем сдержанный интерьер, понимая, что потом в него неизбежно придет жизнь, «хаос» и спонтанный декор. В данном случае это будут оборудование, автомобили, сотрудники, клиенты. Здание заживет своей жизнью. И мы никогда не сможем контролировать результат. Поэтому так важно оставить интерьер в некотором роде как бы недоделанным, сохранить люфт для будущего развития», – так объясняет Сергей Орешкин свое видение.
Интерьеры автосервисного комплекса «Авангард». Фотография © А. Гущин
***

Новые стандарты для брендбука
Работа, проделанная бюро «А.Лен» по разработке проекта автосалона «Авангард», произвела сильнейшее впечатление на немецких экспертов, представлявших на открытии центра компанию Mercedes и ее подразделения. Руководствуясь принципами фирменного брендбука, архитекторы смогли найти, убедительно представить и отстоять свою точку зрения во время консультаций, и, наконец, реализовать в нынешних российских условиях множество решений, который формально отличаются от «буквы» существующих правил, но ясно выражают их «дух». Творческая переработка нормативных требований, креативный подход к созданию максимально эффективного, комфортного и эстетичного пространства для презентации продукции концерна легли в основу этого проекта и были по достоинству оценены. Некоторые из новшеств немецкие эксперты даже предложили включить в фирменный брендбук, что может расценить как знак безоговорочного признания.
 

14 Ноября 2017

У лесного пруда
Еще один санаторный комплекс, который рассмотрел Градостроительный совет Петербурга, находится недалеко от усадьбы «Пенаты». Исходя из ограничений, связанных с площадью застройки на данной территории, бюро «А.Лен» рассредоточило санаторно-курортные функции и гостиничные номера по 18 корпусам. Проект почти не обсуждался экспертами, однако коэффициент плотности все же вызвал сомнения.
Арка, гранит, 90-е
В Петербурге подвели итоги конкурса на концепцию вестибюля станции метро «Лиговский проспект-2», который станет частью узла Высокоскоростной железнодорожной магистрали. Показываем концепции всех финалистов, чуть подробнее останавливаемся на призерах и пытаемся понять, почему выбор жюри оказался именно таким.
Приморская волна
Градсовет Петербурга рассмотрел проект санаторного комплекса в Солнечном, представленный руководителем бюро «А.Лен» Сергеем Орешкиным. Экспертам понравилась архитектура, но большие сомнения вызвала среда, которая намекает на вероятность апартаментов: дисперсная застройка, небольшое количество парковочных мест и отсутствие крытого бассейна плохо сочетаются с типологией комплекса.
Шале на скале
Отель сети Accor в Архызе по проекту бюро «А.Лен» расположится на подступах к главным туристическим центрам курорта. Архитекторы стилизовали традиционный и многими любимый вариант шале, а интриги добавил сохранившийся на участке блок недостроя, который команда проекта превратила в пространство впечатлений: с открытым бассейном и рестораном, откуда открываются виды на самые высокие хребты региона.
Планы на жизнь
Мастер-план для жилого района «Притяжение» в Набережных Челнах бюро «А.Лен» создавало с оглядкой на специфическую градостроительную ситуацию и частично реализованные решения первой очереди. Однако на первый план выдвинуло собственные ценности: зеленый каркас, систему акцентов, иерархию пространств, приоритет пешехода. Вопроса, чем будут жильцы заниматься в своем микрорайоне, после этого не возникает.
Кора из кирпича
Для проекта клубного дома, расположенного среди сосен престижного подмосковного района, бюро «А.Лен» поработало с фасадами. Сочетание разных видов кирпича и кладки соотносится с объемно-пластическими решениями дома, а также усложняется включением окрашенных под дерево фрагментов и металлической «лессировки».
Пройдя до половины
В издательстве Tatlin вышла книга «Архитектор Сергей Орешкин. Избранные проекты» – не традиционная книга достижений бюро, а скорее монография более личного плана. В нее вошло 43 здания, а также блок с архитектурной графикой. Размышляем о книге как способе подводить промежуточные итоги.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Сергей Орешкин: «Наш опыт дает возможность оперировать...
За последние годы петербургское бюро «А.Лен» прочно закрепило за собой статус федерального, расширив географию проектов от Санкт-Петербурга до Владивостока. Получать крупные заказы помогает опыт, в том числе международный, структура и «архитектурная лаборатория» – именно в ней рождаются методики, по которым бюро создает комфортные квартиры и урбан-блоки. Подробнее о росте мастерской рассказывает Сергей Орешкин.
Расслоение идентичности: итоги Зодчества 2023
Мир полон парадоксов, и вот Зодчество, которое в культурной программе 2023 года предлагало прописать миру ижицу, впервые за историю своего существования даёт главный приз иностранному архитектору. Публикуем полный список победителей и удивляемся некоторым вещам: к примеру, проектов в 2 раза больше, чем построек, но премия Татлин пропала с радаров, а из списка награжденных исчезли авторские коллективы.
Градсовет 10.08.2022
Градостроительный совет рассмотрел проект санатория в Репино, подготовленный бюро «А.Лен». Эксперты высоко оценили архитектурное решение, но посчитали объем зданий избыточным для курортной территории.
Градсовет Петербурга 25.05.2022
Градсовет рассмотрел дом от Евгения Герасимова на Петроградской стороне и жилой квартал на Пулковском шоссе от Сергея Орешкина. Обе работы получили поддержку экспертов, но прозвучало мнение о проблемах с масштабом и разнообразием в новой застройке.
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
Идеями лучимся / Delirious Moscow
В Гостином дворе открылась 26 по счету Арх Москва. Ее тема – идеи, главный гость – Москва, повсеместно встречаются небоскребы и разговоры о высокоплотной застройке. На выставке присутствует самая высокая башня и самая длинная линейная экспозиция в ее истории. Здесь можно посмотреть на все проекты конкурса «Облик реновации», пока еще не опубликованные.
Курдонеры и конструктивизм
Рассматриваем второй квартал «города в городе» Ligovsky City, построенный по проекту бюро «А.Лен» и сочетающий несколько тенденций, характерных для современной архитектуры города.
Архитектурная лаборатория
Архитектурное бюро «А.Лен» разработало и запатентовало программу «Идеальные квартиры», которая позволяет строить дома без плохих планировок. Рассказываем, как программа появилась, что из себя представляет, кому и чем она полезна.
Дай мне напиться железнодорожной воды*
В проекте третьей очереди микрорайона «Лиговский Сити» в «сером поясе» Петербурга консорциум KCAP & Orange Architects & «А.Лен» поставил перед собой задачу сохранить дух места через консервацию контуров железнодорожных путей и уподобление объемов жилой застройки контейнерам, сложенным на товарно-разгрузочной станции.
Градсовет удаленно 17.07.2020
Щедрый на критику, рефлексию и решения градсовет, на котором обсуждался картельный сговор, потакание девелоперу и несовершенство законодательства.
Цвет и линия
Находки бюро «А.Лен» для проектирования бюджетного детского сада: мозаика нерегулярных окон и работа с цветом.
Градсовет удаленно 2.07.2020
Рельсы как основа композиции, компиляция как архитектурный прием и неудавшееся обсуждение фонтана на очередном градсовете, прошедшем в формате видеотрансляции.
Градсовет удаленно 19.05.2020
Жилой комплекс пополам с гостиницей, еще два варианта станции метро «Парк победы» и поглощение «Политехнической» – на третьем дистанционном градсовете Петербурга.
Волны звука
Эскизный проект музыкальной школы: соседство с Алваром Аалто, выразительная органика и попытка привлечь внимание к слишком «тихому» конкурсу.
Дом в порту
Жилой комплекс на Двинской улице – первый случай современной архитектуры на Гутуевском острове. Бюро «А.Лен» подробно исследует контекст и создает ориентир для дальнейших преобразований района.
Градсовет 25.12.2019
На повестке в Петербурге: планировка для маленького городка и смелая гостиница, спроектированная под влиянием иностранцев.
Изгибы дюн
Комплекс апартаментов в Сестрорецке с криволинейными формами и выдающейся инфраструктурой, позволяющей охарактеризовать место как парк здоровья или дачу нового типа.
Книги в саду
Бюро «А.Лен» и KCAP Architects&Planners спроектировали для Воронежа жилой комплекс, вдохновляясь Иваном Буниным и пейзажами средней полосы. Получилось современно и свежо.
Спорт и мир
В прошедшем году компания «А.Лен» закончила строительство спортивного центра в Сочи, он стал одним из нескольких десятков опытов архитектурного бюро со зданиями для физкультуры и спорта. Вашему вниманию – обзор спортивных проектов «А.Лен».
Амплитуда силуэта
Петербургское бюро «А.Лен» спроектировало для Екатеринбурга жилой комплекс, вдохновленный уральскими скалами и мегалитами. Другая характерная черта – обособленная стилобатом территория.
Похожие статьи
Змея на берегу
Деревянная тропа вдоль берега реки Тежу, спроектированная бюро Topiaris, связывает пешеходным и велосипедным маршрутом входящие в агломерацию Большой Лиссабон муниципалитеты Лориш и Вила-Франка-ди-Шира.
Храм тенниса
Павильон теннисного клуба в Праге по проекту Pavel Hnilička Architects+Planners напоминает маленький античный храм с деревянной конструкцией.
Перспективный вид
Бюро CNTR спроектировало для нового района Екатеринбурга деловой центр, который способен снизить маятниковую миграцию и сделать среду жилых массивов более разнообразной. Архитектурные решения в равной степени направлены на гибкость пространства, комфортные рабочие условия и запоминающийся образ, который позволит претендовать зданию на звание пространственной доминанты района.
Малевич и бани, природа и хайтек
Комплекс «Бани Малевича» планируется открыть осенью 2025 года на Рублёво-Успенском шоссе. Проект, разработанный DBA-GROUP под руководством Владислава Андреева – пример нетипичного подхода к образу СПА вообще и бань в частности. Намеренно уклонившись от всех видов аллюзий авторы отдали предпочтение характерным для стримлайна угловым скруглениям, сочетанию дерева с моллированным стеклом – сдержанным современным формам. Как внутри, так и снаружи. Изучаем проект.
Скорее скатерть и бокал!
Спустя много лет заброшенное Конюшенное ведомство в Петербурге наконец дождалось своего часа: по проекту «Студии 44» в этом году должны начаться первые мероприятия по восстановлению и приспособлению здания. И функция, и общий план работ предполагают минимальное изменение комплекса, который сохранил следы трехвековой истории. Все решения обратимы и направлены прежде всего на то, чтобы открыть памятник городу и погрузить его в кипучую светскую жизнь – для этого выбран сценарий культурного центра с выраженной гастрономической составляющей.
Материализация воздушных потоков
Международный аэропорт имени Николая Камова в Томске открылся в конце августа прошлого года. О проекте мы уже рассказывали – теперь рассматриваем реализованное здание. Функциональность усилена в нем символическим подтекстом: архитекторы бюро ASADOV стремились по максимуму отразить в архитектуре местную идентичность.
Полотно на веревке
Вилла Casa de Linho, построенная по проекту бюро Tetro на окраине Белу-Оризонти, романтизированно изображает профессиональную деятельность заказчицы-модельера.
Квадраты и ромбы
В проекте дома на 51 социальную квартиру в Барселоне от бюро Cierto Estudio учтены местные климатические и общественные условия.
Универсальный игрок
Офисный комплекс, выстроенный на 80% из древесины по проекту бюро ALTA на окраине Рена, стал «посредником» между сельским ландшафтом и насыщенной городской средой.
Город как сюжет
Подход Сергея Скуратова к крупным участкам хочется определить как «тотальный дизайн-код» – он в равной степени внимателен к общей композиции и деталям; а также настроен на то, чтобы абсолютно всё было продумано и подчинено авторской воле. Ренессансный, если подумать, подход, титанический труд, требующий завидной воли и упорства. Ну, и результат – заметные произведения. Рассматриваем возрожденный проект центральной части жилого района «Седьмое небо» в Казани, структуру, продуманную до «градиента акцентности» (sic!) фасадов. А также «литературную» идею и даже авторские сомнения в ней.
Восставший в пепле
Словенское бюро Ofis восстановило из руин историческое шале Адольфа Мура начала XX века на берегу Бохиньского озера. Его основной объем выполнен из дерева, карбонизированного по традиционной технологии.
Светлое подземелье
На Центральном вокзале в Амстердаме открылся новый терминал для пассажиров, отправляющихся в Лондон поездами Eurostar. Авторы проекта – ZJA Architects & Engineers и Superimpose Architecture.
Лаконичный образ времени
Жилой комплекс «Тайм Сквер», построенный на северном краю Петербурга, на вид лаконичнее и эффективнее, нежели его сосед и предшественник, ЖК New time. Тем не менее, рука архитектора очень даже чувствуется: темы «черного и белого», «внутри и снаружи», а, главное, «съедающей» массу пластинчатости фасадов – разыграны как по нотам. Тут вспоминаешь и классический модернизм, и так называемый «постконструктивизм».
Новая жизнь в карьере
Общественный центр по проекту Snøhetta – первое завершенное здание нового района в бывшем карьере недалеко от Гётеборга; продажи квартир здесь еще даже не начались.
Верхом на холме
Вилла «Сидоний» в предместье Праги, в популярном месте отдыха и хайкинга, задумана архитекторами Stempel & Tesar как конструктивный и технологический эксперимент.
Цветок озера
Прообраз здания «театра Камала» в Казани – ледяной цветок: редкое и хрупкое природное явление озера Кабан «застыло» в крупных летящих контурах стеклянных экранов, ограждающих основной объем, формируя его силуэт и защищая витражи от солнца. Проект консорциума под руководством Wowhaus, включавшего «звезду» мировой архитектуры Kengo Kuma, победил в конкурсе 2021/2022 года, был реализован близко к исходному замыслу в короткие, очень короткие сроки. Театр открыт в начале 2025. Кэнго Кума предложил образ ледяного цветка и контрапост холодного снаружи – теплого внутри. В течение 2022–2024 Wowhaus сделали все для его воплощения, буквально-таки ночуя на площадке. Рассматриваем знаковое здание и увлекательную историю.
Ремикс архитектурной «классики»
Бюро E Plus Design и URBANUS/LXD Studio радикально обновили торговый комплекс в Гуанчжоу в виде старого европейского города через новое колористическое решение, устройство водных сооружений и озеленение.
Керамический ажур
По проекту OMA завершено строительство штаб-квартиры компании JOMOO в Сямыне на юго-восточном побережье Китая.
Модули из глины и древесины
Модульное офисное здание HORTUS по проекту Herzog & de Meuron возведено под Базелем из возобновляемых и вторично используемых материалов, а также должно за 31 год «окупить» с помощью фотоэлектрических панелей всю затраченную при строительстве энергию.
Торнадо миграции
В Роттердаме открылся музей миграции Fenix по проекту звездного китайского бюро MAD. Его архитектура и экспозиция посвящены самым острым проблемам современности и воспевают саму идею перманентного движения.
МиRная интеграция
ЖК МИRA, расположенный над высоким склоном Яузы и Проспекта Мира, оправдывает свое название не только технически, но и визуально и по смыслу. Будучи современным и технологичным, высотным и стеклянным, он реагирует и на классику Жолтовского, и на модернизм «Дома на ножках». Вбирает в себя особенности соседей и «мирит» их внутри себя на общей основе современности фасада. Изучаем, каким именно образом.
Память города
Комплекс сооружений в промзоне Даляня на северо-востоке Китая превращен по проекту Neri&Hu в многофункциональный центр с культурной составляющей.
Технологии и материалы
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
Сейчас на главной
От кирпича к кирпичу
Школа Тунтай на северо-востоке Китая расположена на месте карьера по добыче глины для кирпичного производства: это обстоятельство не только усложнило работу бюро E Plus и SZA Design, но и стало для них источником вдохновения.
У лесного пруда
Еще один санаторный комплекс, который рассмотрел Градостроительный совет Петербурга, находится недалеко от усадьбы «Пенаты». Исходя из ограничений, связанных с площадью застройки на данной территории, бюро «А.Лен» рассредоточило санаторно-курортные функции и гостиничные номера по 18 корпусам. Проект почти не обсуждался экспертами, однако коэффициент плотности все же вызвал сомнения.
Вечный август
Каким должен быть офис, если он находится в месте, однозначно ассоциирующемся не с работой, а с отдыхом? Наверное, очень красивым и удобным – таким, чтобы сотрудникам захотелось приходить туда каждый день. Именно такой офис спроектировало бюро AQ для IT-компании на Кипре.
Санаторий в стилях
Градсовет Петербурга рассмотрел проект реконструкции базы отдыха «Маяк», которая располагается на территории Гладышевского заповедника в окружении корабельных сосен. Для многочисленных объектов будущего оздоровительного комплекса бюро Slavyaninov Architects предложило использовать разные стили и единый материал. Мнение экспертов – в нашем репортаже.
Налетай, не скупись…
В Москве открылся магазин «Локалы». Он необычен не только тем, что его интерьером занималось DA bureau, что само по себе привлекает внимание и гарантирует высокий уровень дизайна, но и потому, что в нем продаются дизайнерские предметы и объекты модных российских брендов.
Ласточкин хвост
Бюро Artel architects спроектировало для московского жилого комплекса «Сидней Сити» квартал, который сочетает застройку башенного и секционного типа. Любопытны фасады: клинкерный кирпич сочетается с полимербетоном и латунью, пилоны в виде хвоста ласточки формируют ритм и глубокие оконные откосы, аттик выделен белым цветом.
Белый дом с темными полосками
Многоквартирный дом Taborama по проекту querkraft architekten на севере Вены включает на разных этажах библиотеку, художественную студию, зал настольного тенниса и другие разнофункциональные пространства для жильцов.
Ступени в горах
Бюро Axis Project представило проект санаторно-курортного комплекса в Кисловодске, который может появиться на месте недостроенного санатория «Каскад». Архитекторы сохранили и развили прием предшественников: террасированные и ступенчатые корпуса следуют рельефу, образуя эффектную композицию и открывая виды на живописный ландшафт из окон и приватных террас.
Сопряжение масс
Загородный дом, построенный в Пензенской области по проекту бюро Design-Center, отличают брутальный характер и разноплановые ракурсы. Со стороны дороги дом представляет одноэтажную линейную композицию, с торца напоминает бастион с мощными стенами, а в саду набирает высоту и раскрывается панорамными окнами.
Работа на любой вкус
Новый офис компании Smart Group стал результатом большой исследовательской и проектной работы бюро АРХИСТРА по анализу современных рабочих экосистем, учитывающих разные сценарии использования и форматы деятельности.
Змея на берегу
Деревянная тропа вдоль берега реки Тежу, спроектированная бюро Topiaris, связывает пешеходным и велосипедным маршрутом входящие в агломерацию Большой Лиссабон муниципалитеты Лориш и Вила-Франка-ди-Шира.
Храм тенниса
Павильон теннисного клуба в Праге по проекту Pavel Hnilička Architects+Planners напоминает маленький античный храм с деревянной конструкцией.
Пикник теоретиков-градостроителей на обочине
Руководитель бюро Empate Марина Егорова собрала теоретиков-градостроителей – преемников Алексея Гутнова и Вячеслава Глазычева – чтобы возродить содержательность и фундаментальность профессиональной дискуссии. На первой встрече успели обсудить многое: вспомнили базу, сверили ценности, рассмотрели передовой пример Казанской агломерации и закончили непостижимостью российского межевания. Предлагаем тезисы всех выступлений.
Вопрос сорока процентов: изучаем рейтинг от «Движение.ру»
Рейтингование архитектурных бюро – явление достаточно частое, когда-то Григорий Ревзин писал, что у архитекторов премий едва ли не больше, чем у любой другой творческой специальности. И вот, вышел рейтинг, который рассматривает деловые качества генпроектных компаний. Топ-50 генпроектировщиков многоквартирного жилья по РФ. С оценкой финансов и стабильности. Полезный рыночный инструмент, крепкая работа. Но есть одна загвоздка: не следует ему использовать слово «архитектура» в своем описании. Мы поговорили с автором методики, проанализировали положение о рейтинге и даже советы кое-какие даем... А как же, интересно.
Перспективный вид
Бюро CNTR спроектировало для нового района Екатеринбурга деловой центр, который способен снизить маятниковую миграцию и сделать среду жилых массивов более разнообразной. Архитектурные решения в равной степени направлены на гибкость пространства, комфортные рабочие условия и запоминающийся образ, который позволит претендовать зданию на звание пространственной доминанты района.
МГАХИ им. В.И. Сурикова 2025: часть II
Еще шесть бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, отмеченных государственной экзаменационной комиссией: объекты транcпортной инфраструктуры, спортивные и рекреационные комплексы, а также ревитализация архитектурного наследия.
По два, по три на ветку. Древолюция 2025
Практикум деревянной архитектуры, упорно и успешно организуемый в окрестностях Галича Николаем Белоусовым, растет и развивается. В этом году участников больше, чем в предыдущем, а тогда был рекорд; и поле тоже просторнее. Изучаем, в какую сторону движется Древолюция, публикуем все 10 объектов.
Малевич и бани, природа и хайтек
Комплекс «Бани Малевича» планируется открыть осенью 2025 года на Рублёво-Успенском шоссе. Проект, разработанный DBA-GROUP под руководством Владислава Андреева – пример нетипичного подхода к образу СПА вообще и бань в частности. Намеренно уклонившись от всех видов аллюзий авторы отдали предпочтение характерным для стримлайна угловым скруглениям, сочетанию дерева с моллированным стеклом – сдержанным современным формам. Как внутри, так и снаружи. Изучаем проект.
Скорее скатерть и бокал!
Спустя много лет заброшенное Конюшенное ведомство в Петербурге наконец дождалось своего часа: по проекту «Студии 44» в этом году должны начаться первые мероприятия по восстановлению и приспособлению здания. И функция, и общий план работ предполагают минимальное изменение комплекса, который сохранил следы трехвековой истории. Все решения обратимы и направлены прежде всего на то, чтобы открыть памятник городу и погрузить его в кипучую светскую жизнь – для этого выбран сценарий культурного центра с выраженной гастрономической составляющей.
Материализация воздушных потоков
Международный аэропорт имени Николая Камова в Томске открылся в конце августа прошлого года. О проекте мы уже рассказывали – теперь рассматриваем реализованное здание. Функциональность усилена в нем символическим подтекстом: архитекторы бюро ASADOV стремились по максимуму отразить в архитектуре местную идентичность.
Смех за портьерой
В Москве открылся театр современной клоунады и стендапа, интерьеры для которого разработало бюро AQ. Сочетание необычного здания и необычной функции трансформировалось в оригинальное дизайнерское решение, главную роль в котором играют фиолетовые драпировки, создающие особую театральную атмосферу.
МГАХИ им. В.И. Сурикова 2025: часть I
Представляем шесть бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, посвященных крупным культурным центрам и научным комплексам. Все работы основаны на предпроектных исследованиях, которые проводились в рамках преддипломной практики. Два объекта спроектированы для Болгарии и Албании, еще четыре – для Палеха, Махачкалы, Москвы и Краснодара.
Внутренние ценности
Что думают о развитии интерьерного дизайна в России самые успешные и именитые архитекторы и дизайнеры? Чем они гордятся, чем восхищаются, к чему стремятся? Как выстраивают работу и как оценивают путь, проделанный отраслью за прошедшие годы? Представляем ответы 14 архитекторов из 13 бюро, и пусть вас не смущает «несчастливое» число :)
Интерьер как архитектурная задача
Запускаем новый специализированный раздел – Интерьер. Он будет служить площадкой для публикаций общественных интерьеров, включая офисы – преимущественно реализованных. А также местом для обмена мнениями, экспертизой и информацией о новых технологических решениях. Читайте анонс раздела, ищите кнопку Интерьер – она скоро появится в меню сайта.
Всё по плану
Международная премия THE PLAN Award объявила короткие списки финалистов. В пяти различных номинациях присутствуют реализованные проекты российских бюро – сейчас за них можно проголосовать, чтобы увеличить шансы на получение приза зрительских симпатий. Некоторые, как музей «Коллекция» бюро СПИЧ уже успели отметиться в других серьезных премиях, другие менее известны – предлагаем познакомиться.