Весной в Строгино было закончено строительство двух башен «Янтарного города» Дмитрия Александрова, возведение двух других идет полным ходом. Как выяснилось после завершения первой части строительства, дома обладают не только оригинальной внутренней структурой многоярусных атриумов, но и необычной по нашим временам очень материальной фактурой
Янтарный город по состоянию на 2008 год. Фотографии авторов
Четыре башни цепочкой выстроились вдоль берега Москвы-реки, перед стадионом Андрея Бокова «Янтарь». От стадиона происходит название квартала жилых башен Дмитрия Александрова – «Янтарный город». От названия происходит цвет фасадов – стены сложены из разных оттенков желтого камня. А по-английски имя этого квартала звучит – ни много ни мало как ‘Amber city’ – город Амбер, хотя сходство с известной фантастической сагой чисто словесное. Две башни завершены этой весной, еще две активно строятся.
Мы уже писали о проекте комплекса «Янтарный город». Он был отмечен несколькими дипломами, в том числе и на «Зодчестве» 2004 года. Наиболее оригинальный ход этого проекта – многоярусные атриумы внутри двух башен (как раз тех, которые уже построены). Атриумы разделены на части – по четыре этажа в каждой. Получается снаружи – башня, а внутри – вроде бы невысокий город. Только ячейки этого города поставлены не рядом вдоль улицы, а друг на друга. Дома поставлены вдоль линии Таллиннской улицы, атриумы ориентированы почти что на север, а квартиры располагают замечательными видами на разные части Строгинской поймы. Сейчас в Москве проектируется множество больших домов с разнообразнейшими атриумами и висячими садами, но «Янтарный город» был одним из первых примеров московских поисков на эту тему.
Снаружи башни тоже получились не совсем обычными. Из-за атриумов они широкие, хотя и не приземистые – спокойные такие крупные башни. Но это не главное. Основной пафос этих домов, как кажется – в облагораживании, а может быть, даже в некоторой степени преодолении жанра элитных башен, в Москве набившего страшнейшую оскомину. Характерный пример жанра – комплекс «Алые паруса», стоящий на противоположной стороне реки. Так вот, «Янтарный город» Дмитрия Александрова всячески отрицает этот жанр в его московской интерпретации.
Во-первых, дома старательно отворачиваются от «Алых парусов» – в их сторону повернуты технические помещения. Во-вторых они почти лишены украшений, на смену которым пришли неоконструктивистские угловые окошки. Эти окошки здесь очень уместны, они одновременно уничтожают «лишний» объем, зрительно облегчают крупноватые здания – и делают их более структурными, четкими, многократно прочерчивая углы. В-третьих, стены сложены (не облицованы, а именно сложены) из блоков желтого камня. Камень искусственный – называется россер, его внешняя фактура имитирует, и достаточно успешно, шершавую поверхность известняка. А кладка – настоящая, полноценная верстовая кладка с утеплителем вместо забутовки.
Если взять за скобки, что камень искусственный, то в остальном это очень традиционная стена. Консервативная стена. Ее каменные блоки на растворе (кстати сказать, довольно-таки аккуратно сложенные) – неожиданный по нашим временам материал, отчего в сознании начинают происходить странные вещи. Ведь современная архитектура – это что? Недавно – панель или партийный розовый кирпич, сейчас – тонкий флер декоративных панелей, навешенный на бетонный каркас. Камень сейчас, как правило, дорогой и существует в виде пластин на каком-нибудь модном креплении. Верстовая кладка выглядит необычно. Мы привыкли, что из таких материалов обычно бывают сделаны памятники архитектуры, ну или хотя бы сталинские дома. Но не жилые башни в районе Строгино. Желтый камень привносит в эти здания что-то, с позволения сказать, псковское, от настоящих крепостных башен что-то.
Ощущение материальности продолжается в организации двора, террасами спускающегося в сторону реки и упомянутого стадиона «Янтарь». Террасы укреплены серьезными, капитальными и тоже желтоватыми стенками – этот плотно слепленный сад выглядит прямо-таки как вызов современной воздушности и стеклянности.
«Янтарный город» кажется мне памятником прорастания новых приемов сквозь своеобразный жанр московской башни. Или же – попыткой радикально трансформировать этот жанр. Башни получились основательными, кристалличными, очень материальными. Во многом очищенными от лишнего. Правда, жанр – штука сильная, и местами он берет свое. Ярко-синий цвет обрешеток стекла, короноподобные выступы трех верхних этажей и ярко-синие же конструкции на крышах – как будто бы переводят попытку облагораживания в шутку. Но так или иначе, перед нами редкий образец – таких домов не было до, и вряд ли будут после.
|