Первая линия

Архитектура нового комплекса по проекту бюро «Остоженка» на Пречистенской набережной вступает в диалог с памятью об истории места и с современным контекстом, в том числе с соседним зданием банка, который 20 лет назад стал для бюро пропуском в большую архитектуру.

Елена Петухова

Автор текста:
Елена Петухова

03 Апреля 2017
mainImg
Архитектор:
Александр Скокан
Кирилл Гладкий
Проект:
ЖК и офис Кленовый дом
Россия, Москва, Пречистенская наб. вл. 5-7

Авторский коллектив:
Архитекторы: А. Скокан, К. Гладкий, К. Бердникова, М. Елизарова, С. Каверина, К. Капустина, А. Скачкова,
при участии: К. Артемьев, И. Воронежский, М. Скороход

2005 — 2009 / 2009 — 2015

Заказчик: ЗАО «Чайка Девелопмент»
 
Ансамбль набережной
Среди архитектурных тем формирование ансамблевой застройки вдоль набережной – одна из самых сложных и интересных. Пластическое выражение границы между городской средой и водным пространством, специфика восприятия с дальних и ближних точек, привилегия или проклятье служить парадным фасадом и многие другие факторы усложняют задачу. Тем более когда речь идёт о набережной вдоль московской «Золотой мили», где каждый дом в той или иной степени является воплощением архитектурной моды середины 2000-х годов со свойственной ей борьбой между радикальным модернизмом и претенциозным историзмом. В окружении весьма разнообразной по своим стилистическим и геометрическим параметрам окружающей застройки найти собственную уникальную тему непросто. Особенно если приходится соревноваться не только с именитыми коллегами, но и с самим собой, со своим собственным успехом – построенным в 1995 году зданием банка, неоднократно премированного, а может быть, даже признанного точкой отсчета московской архитектуры новейшего времени.
Жилой комплекс и офис на Пречистенской набережной. Реализация, 2015 Фото: И.Воронежский. © АБ Остоженка
Жилой комплекс и офис на Пречистенской набережной. Реализация, 2015 Фото: А.Лерер. © АБ Остоженка

Александр Скокан так комментирует ситуацию: «По прошествии около пятнадцати лет после окончания строительства банка нам предложили сделать дом на соседнем участке. Это был своего рода вызов для нас – интересный, интригующий. Обычно наша профессиональная позиция заключается в контекстуальном подходе к проектированию. А тут мы сами себе оказались контекстом». И вопрос: как избежать самоцитирования в положении, когда само соседство подталкивает к пространственной и образной перекличке – оказался не единственным. Для архитекторов «Остоженки» история проекта многофункционального комплекса на Пречистенской набережной, продолжавшаяся почти двадцать лет, стала настоящим тестом на стрессоустойчивость и преодоление всех возможных профессиональных задач: градостроительных, планировочных, художественных, строительных и дипломатических.
Жилой комплекс и офис на Пречистенской набережной. Реализация, 2015 Фото: И.Воронежский. © АБ Остоженка
***
 
Предыстория
Глядя на современную Пречистенскую набережную, трудно представить, что буквально сто – сто пятьдесят лет назад тут был разбит живописный парк, спускавшийся к реке от лечебницы доктора Лодера, расположенной выше по берегу. В середине XIX века, на волне промышленной революции, здесь разместилась фабрика, часть территории которой уже в тридцатые годы прошлого века отдали под бетонный завод, обслуживающий строительство Дворца Советов. Технология производства определила конфигурацию зданий и самого участка, вытянутого узкой полосой более 170 м длины вдоль набережной. В жертву конвейеру была принесена часть Хилкова переулка, превращенного в тупик, ведущий на завод.

В 1960-е годы, после отказа от планов строительства гигантского дворца и смены идеологических приоритетов, корпуса завода снесли и на их месте к Олимпиаде 1980 года были построены крытые теннисные корты. Спортивная глава истории участка закончилась в конце 1990-х, когда статус и стоимость квадратных метров земли на Остоженке начали стремительно расти. Как и многим другим зданиям по соседству, бывшему заводу предстояло пережить очередную трансформацию и стать чем-то совершенно новым, чем именно, решал в 2004 году застройщик – «Банк Москвы», который заказал проект многофункционального комплекса бюро «Остоженка».
zooming
Жилой комплекс и офисное здание на Пречистенской набережной. Ситуационный план © Остоженка
***
 
Композиция
Попытки архитекторов бюро «Остоженка» увлечь застройщика идеями реконструкции прома в тогда ещё не раскрученной лофт-стилистике успехом не увенчались. Все постройки бывшего завода были снесены. Большая часть освободившейся территории отошла под жилой комплекс, проект которого разрабатывался в «Моспроекте»-2. «Остоженке» досталась передняя линия – узкий участок вдоль набережной, отягощенный жёсткими ограничениями по высотным отметкам и выходу общих площадей.

В самом начале работы архитекторы приняли решение восстановить историческую ткань квартала и пробить сквозь участок проезд, восстанавливающий сквозное движение по Хилкову переулку. Сам комплекс на набережной оказывался разделён на две части: длинный четырёхэтажный объем высотой 17 м, протянувшийся от Турчанинова до Хилкова переулка – корпус 1, и более компактный, но и более высокий пятиэтажный блок между Хилковым и Коробейниковым переулком – корпус 3. Для цельности счёта добавили третью часть – компактный корпус 2 с отдельным входом фланкирует внутренний двор комплекса со стороны Турчанинова переулка; в зависимости от решения будущего покупателя он может стать городской виллой или офисным особняком.
Жилой комплекс и офис на Пречистенской набережной. Реализация, 2015 Фото: А.Лерер. © АБ Остоженка

Ещё одно принципиальное решение, которое помогло идеологически объединить новый комплекс со «старшим братом», соседним зданием банка – пешеходная галерея вдоль всего здания, в которую обращены подъезды и входы в общественные помещения первого этажа. Главный архитектор проекта Кирилл Гладкий так комментирует это решение: «Это была принципиальная для нас вещь. У нас в Москве такая погода, что позаботиться о пешеходах – хороший тон для архитектора. Мы сделали аналогичную галерею в банке и продолжили её здесь, подчеркнув связь между нашими проектами».
***
 
Поиск образа
Первые концептуальные проработки дома в виде нескольких блоков на едином стилобате, позволяющие сохранить визуальную связь с рекой для зданий, находящихся в глубине квартала, не были поддержаны ни заказчиком, ни городскими властями. Требовалось найти выразительное решение для протяжённого объёма, неизбежно напоминающего забор. Что делать с такой монотонной формой? Как использовать или трансформировать её горизонталь, учитывая, что комплекс будет восприниматься как фронтально – с противоположного берега реки, так и в ракурсе, при движении пешеходов и машин по Пречистенской набережной?
Первые идеи обыгрывали тему воды, архитектурную роль которой должно было исполнять стекло. Ломаные грани с чётким ритмом вертикальных импостов на витражах напоминали волны, покрытые рябью от ветра.

вариант 1: 
Жилой комплекс и офис на Пречистенской набережной. Фасады (вариант 1). Проект, 2005 © АБ Остоженка
Жилой комплекс и офис на Пречистенской набережной. Фасады (вариант 1). Проект, 2005 © АБ Остоженка

Решение оказалось слишком радикальным и было раскритиковано мэром Юрием Лужковым. Последовавшая затем смена застройщика – «Донстрой» сменил Банк «Москва» – привела не только к задержке реализации на четыре года, но и к кардинальным изменениям в облике здания.

вариант 2:
Жилой комплекс и офис на Пречистенской набережной. Фасады (вариант 2). Проект, 2009 © АБ Остоженка

В 2009 году реконструированный пром стал популярен и востребован на рынке недвижимости и архитекторы разработали несколько вариантов, продолжающих брутальную кирпичную тему. В их числе был даже вариант, учитывающий интерес заказчика к историческим стилизациям. Длинный корпус был увенчан рядом скульптур à la «Зимний дворец» или ограда «Летнего сада». Был вариант, имитирующий рядовую застройку из однотипных блоков, выступающих ризалитами из стеклянной плоскости, а также вариант, где фасадный ритм задавали прямоугольные стеклянные эркеры в ажурных металлических обрамлениях.

вариант 3:
Жилой комплекс и офис на Пречистенской набережной. Фасады (вариант 3). Проект, 2009 © АБ Остоженка

вариант 5: 
Жилой комплекс и офис на Пречистенской набережной. Фасады (вариант 5). Проект, 2009 © АБ Остоженка

вариант 6:
Жилой комплекс и офис на Пречистенской набережной. Фасады (вариант 6). Проект, 2009 © АБ Остоженка
***

Но наиболее удачным и перспективным был признан вариант со складчатой структурой фасада, состоящей из скругленных эркеров с огромными окнами. «Архитектура есть не что иное, как гармоничное членение стены. В нашем случае, когда у дома изначально были крайне неудачные пропорции, мы нашли оптимальное решение. Уступчатость, зигзагообразность фасада скрадывает его большую протяженность. При движении по набережной вы видите, как при смене ракурса и угла зрения меняется восприятие дома. Получается очень динамичная композиция», – комментирует Александр Скокан финальный вариант.
Жилой комплекс и офис на Пречистенской набережной. Реализация, 2015 Фото: А.Лерер. © АБ Остоженка

Единая тема объединяет оба корпуса, стоящих на набережной, но в каждом из них она получает индивидуальную трактовку, отвечающую параметрам здания и средовой ситуации. В корпусе 1 подчеркнута горизонтальная тема. Складчатая лента фасада высотой в три этажа словно бы парит над тротуаром, оторванная от него стеклянным стилобатом. Мерное зигзагообразное движение останавливает пятиэтажная масса корпуса 3, который, словно шипами, ощетинился угловатыми эркерами. Заглублённый витраж многосветного атриума разрезает фасад корпуса, визуально делая его ещё выше и обозначая вертикальную ось композиции в противовес горизонтали соседнего корпуса. По массе, материалам и пропорциям членений пятиэтажный объем гармонично сочетается с соседними зданиями и в первую очередь, с банком.
***
 
Память о парке
Помимо складчатой структуры фасада, здание выделяется из общего ряда застройки набережной большими окнами. Необычные размеры витражей затрудняют определение типологической принадлежности дома в соответствии со стереотипами, что в общественном здании стекло превалирует над массой стены, в жилье наоборот. При беглом взгляде трудно понять, что перед нами: офисный центр, гостиница или жилой дом. Но размер витражей – это не только дань открывающимся из дома видам, но и огромный «холст», на котором разворачивается грандиозное графическое панно, подарившее всему комплексу поэтическое имя «Кленовый дом». Идея родилась в общении с заказчиком, которого смущал радикальный модернизм и отсутствие литературной легенды, приличествующей элитному жилому комплексу в историческом центре города.
Жилой комплекс и офис на Пречистенской набережной. Реализация, 2015 Фото: А.Лерер. © АБ Остоженка

Архитекторы предложили свою версию: «Когда-то на этом месте была усадьба, потом это был парк и гуляли люди. Парка давным-давно нет, но память о нём осталась. А как она сохранилась? В какой форме может она проявиться в архитектуре? Как можно материализовать памяти об исчезнувших эпохах? Вот стеклянные окна, а на них запечатлелись деревья, тень того, чего нет, память, нарисованная на стекле», – так вспоминает этот момент Александр Скокан. Идея понравилась заказчику и для её разработки был приглашен известный художник Владимир Чайка.
Жилой комплекс и офис на Пречистенской набережной. Графическое изображение деревьев для принта на стекле. Проект, 2005 © АБ Остоженка
Жилой комплекс и офис на Пречистенской набережной. Реализация, 2015 Фото: А.Лерер. © АБ Остоженка

Сфотографировав обнаженные ветви деревьев разных пород, авторы выбрали именно клёны. Оцифровали и увеличили панораму кленовой аллеи, из фрагментов которой изготовили трафареты для нанесения принта на каждое окно при помощи специальной серебряной краски. При взгляде изнутри дома рисунок практически не заметен, а снаружи краска активно проявляется, реагируя на внешний свет. Благодаря обилию стекла и принтам, облик дома чутко отзывается на изменения погоды, делая частью архитектурного облика блики от речной воды, отражения медиакартин с фасадов ЦДХ и последние закатные лучи.
***
 
Керамика и стекло
В застройке Пречистенской набережной преобладает кирпич, отличающий прагматичные постройки рубежа XIX – XX веков, и, не менее востребованный современной архитектурой. Немногочисленные светлые здания и белокаменные декоративные элементы лишь оттеняют мощную энергетику тёмного кирпича. В этом ряду здание банка с фасадами из розоватого керамогранита воспринимается как точно найденный компромисс между кирпичом, белым камнем и серой штукатуркой. Более светлый оттенок стен и активное использование стекла позволило сгладить ощущение массивности банковского здания без потери цельности формы.
Жилой комплекс и офис на Пречистенской набережной. Реализация, 2015 Фото: А.Лерер. © АБ Остоженка

Аналогичные приемы были использованы и для нового комплекса. «Поскольку здание большое, его надо было делать крупно. Если бы мы стали членить форму, она рассыпалась бы, особенно при восприятии с противоположной стороны реки», – поясняет Кирилл Гладкий. Нужна была спокойная тема, гармонично сочетающаяся с окружением, скрадывающая значительную протяженность здания, и в тоже время, подчеркивающая фасадную пластику эркеров. Нужен был отделочный материал, обладающий индивидуальным характером и энергетикой. Кирпич в качестве отделочного материала был отвергнут по причине его неиндустриальности. Было решено использовать для отделки навесного фасада керамические панели. Из широкой палитры производителей и оттенков в итоге остановились на немецкой керамике темно-терракотового оттенка фирмы NBK.

Голубоватое энергоэффективное стекло огромных окон с проступающей графикой ветвей и тонкими металлическими импостами нивелирует массивность керамической волны. На первый взгляд даже трудно определить, что превалирует на фасаде: стекло или керамика.
Жилой комплекс и офис на Пречистенской набережной. Реализация, 2015 Фото: А.Лерер. © АБ Остоженка

Ещё более радикально решен корпус 2, который в виде отдельного независимого объема фланкирует двор жилого комплекса со стороны Турчанинова переулка. Функция и окончательная внутренняя планировка «виллы» ещё не определена и ждёт своего покупателя, так что архитекторы использовали представившуюся возможность для органичного завершения трёхчастной композиции контрастным элементом. В пику керамической пластине и полу-стеклянному, полу-керамическому блоку, этот корпус сделан практически полностью стеклянным. Лишь первый из четырёх этажей облицован белым керамогранитом, подчеркивающим обособленность «виллы», её противопоставленность основному корпусу, декларированную в лаконичной скругленной форме, напоминающей рубку океанского лайнера, рассекающего волны, пусть даже терракотовые.
Жилой комплекс и офис на Пречистенской набережной. Реализация, 2015 Фото: А.Лерер. © АБ Остоженка

Для лаконичной модернистской архитектуры крайне важно совершенство исполнение всех конструктивных элементов и деталей отделки. И архитекторы бюро «Остоженка» занимавшиеся проектом комплекса на Пречистенской набережной десят лет довели его до максимального уровня профессионального качества. К сожалению, как это часто происходит на российских стройках, заказчику этот уровень не требовался и даже мешал закончить стройку как можно скорее. Договор об авторском надзоре был расторгнут. Последний этап строительства шел уже без участия архитекторов, что повлекло за собой многочисленные отступления от авторских решений по узлам и выбору материалов. И ответственность за окончательных облик дома полностью лежит на застройщике.
Жилой комплекс и офис на Пречистенской набережной. Общие планы, -1 этаж. Проект, 2005 © Остоженка
Жилой комплекс и офис на Пречистенской набережной. Общие планы, 1 этаж. Проект, 2005 © Остоженка
Жилой комплекс и офис на Пречистенской набережной. Общие планы, 2 этаж. Проект, 2005 © Остоженка
Жилой комплекс и офис на Пречистенской набережной. Общие планы, 4 этаж. Проект, 2005 © Остоженка
Пречистенской набережной. Разрез по корпусу 3. Проект, 2005 © Остоженка
zooming
Пречистенской набережной. Разрез по лобби корпуса 1. Проект, 2005 © Остоженка
zooming
Пречистенской набережной. Разрез по корпусу 1. Проект, 2005 © Остоженка
***
 
Жизнь дома
Для архитектора, работающего в историческом контексте, мерилом успеха или неуспеха его работы служит органичность включения нового здания в существующую среду. То, насколько естественно оно войдёт в жизнь квартала или улицы, сможет ли добавить какую-то новую ноту в общую мелодию, подарит ли местным жителям или просто горожанам новые возможности или наоборот, отнимет у них какой-то компонент привычной рутины. И дело не в выбранном стиле или насыщенности функциями, а в с трудом достижимом резонансе, совпадении нового ритма уже сложившемуся биению местной жизни. Проверить это не просто, но в данном случае оказалось возможно. Готовясь к участию в выставке Арх Москва 2016 года, бюро «Остоженка» пригласило не архитектурного, а репортажного фотографа поснимать дом и жизнь вокруг него.
Жилой комплекс и офис на Пречистенской набережной. Реализация, 2015 Фото: И.Воронежский. © АБ Остоженка

Вот как комментирует Кирилл Гладкий получившийся результат: «Фотограф снял что-то совершенно другое. Архитектура стала частью жизни, кулисами для неё. Оказалось, что наш дом – отличная среда, фон для простых жизненных ситуаций: люди назначают там свидания, стоят, разговаривают, ездят на велосипедах, скейтбордах, ещё что-то постоянно происходит. И это очень здорово».

Жилой комплекс и офис на Пречистенской набережной. Реализация, 2015 Фото: И.Воронежский.© АБ Остоженка
Жилой комплекс и офис на Пречистенской набережной. Реализация, 2015 Фото: И.Воронежский. © АБ Остоженка

Ниже проекты общественных зон комплекса.
Жилой комплекс и офис на Пречистенской набережной. Интерьеры общественных зон корпуса 3. Проект, 2009 © АБ Остоженка
Жилой комплекс и офис на Пречистенской набережной. Интерьеры общественных зон корпуса 1. Проект, 2009 © АБ Остоженка
Жилой комплекс и офис на Пречистенской набережной. Интерьеры общественных зон корпуса 3. Проект, 2009 © АБ Остоженка

Поставщики, технологии

Архитектор:
Александр Скокан
Кирилл Гладкий
Проект:
ЖК и офис Кленовый дом
Россия, Москва, Пречистенская наб. вл. 5-7

Авторский коллектив:
Архитекторы: А. Скокан, К. Гладкий, К. Бердникова, М. Елизарова, С. Каверина, К. Капустина, А. Скачкова,
при участии: К. Артемьев, И. Воронежский, М. Скороход

2005 — 2009 / 2009 — 2015

Заказчик: ЗАО «Чайка Девелопмент»

03 Апреля 2017

Елена Петухова

Автор текста:

Елена Петухова
АБ Остоженка: другие проекты
Архсовет Москвы-67
Проект реконструкции советского здания АТС в начале Нового Арбата под гостиницу – от ТПО «Резерв», и жилой комплекс на Шелепихинской набережной – от АБ «Остоженка», были поддержаны архсоветом Москвы 5 августа.
Остоженка: первая виртуальная
Две виртуальные экскурсии, с десяток лекций, интервью и круглых столов – подводим итоги выставки, посвященной 30-летию бюро и знаковому проекту реконструкции московского центра – району Остоженки. Выставка прошла полностью в «карантинном» он-лайн формате. Постарались собрать всё вместе.
Ключевое слово: «телеработа»
Архитекторы, профильные СМИ и вузы по всему миру реагируют на ситуацию пандемии, пытаясь обезопасить сотрудников и студентов, сохранив учебный и рабочий процесс. Говорим с руководителями нескольких московских бюро об их планах удаленной работы, а также рассказываем, как реагируют на эпидемию архитекторы мира.
Арки, ворота, окна, проемы, пустоты, дырки
В архитектуре АБ «Остоженка», особенно в крупных комплексах, значительную роль играют арки, организующие пространство и массу: часто большие, многоэтажные. В публикуемой статье Александр Скокан размышляет о роли и смысле масштабных цезур, проемов и арок.
Яркое предложение
Концепция развития микрорайонов 7 и 8 в Южно-Сахалинске продолжает работу, начатую концепцией для всего города, также разработанной архитекторами «Остоженки». Можно только удивляться, насколько логично и последовательно идет работа – и насколько ярок результат.
Обитаемая галактика
Компания АПЕКС возглавила работу над проектом масштабного жилого комплекса на севере Москвы, в котором современные подходы к формированию городской застройки сочетаются с продуманными планировочными решениями, узнаваемым обликом и оригинальной концепцией благоустройства.
Лучший – в Латвии
Объявлен лауреат премии союза московских архитекторов – им, как мы и предсказывали, стал Тотан Кузембаев с усадьбой Клаугис, широко известной в узких кругах. Среди номинантов ATRIUM, DNK ag, IND architects, AI architects.
Город в пригороде
Закончено строительство первой очереди микрорайона «Новокрасково». Два квартала задают совершенно иной ритм окружающему пространству поселка: более крупный, но сложный, развитый и пластичный. Городской.
Активация методом мелиорации
Интереснейшая идея пилотного проекта реновации бюро «Остоженка» и Института экономики города – парковки под улицами, совмещенные с коллекторами. Кроме того суть проекта в сохранении ценной зелени, проявлении новой главной улицы и дополнительных улиц-вен.
Типичная аномалия
Оригинальный фасад из стеклянных ламелей принес проекту делового центра на Садовом кольце от бюро «Остоженка» заслуженную победу на конкурсе ArchGlass 2018.
Небоскребы вместо мельниц
ЖК в Мукомольном проезде не только прибавит Москве несколько сотен тысяч квадратных метров жилья, но и превратит заброшенную промзону у Шелепихинской набережной в органичную и обжитую часть города, полностью изменив семантику места.
Свет и тень
АБ «Остоженка» строит в подмосковном поселке Красково новый микрорайон – маленький город с башнями, «крепостной стеной» и собственной часовой башней.
Архсовет Москвы–38
Первый в этом году Архитектурный совет отправил на доработку проекты двух жилых комплексов, предложив авторам внимательнее отнестись к их градостроительному решению.
Пикселизация Мытной
Недалеко от Шуховской башни, в окружении уже существующих новых ЖК, завершается строительство башен Sky House, покрытых отчасти прозрачной, отчасти – по-осеннему пёстрой пиксельной кожей.
Раис Баишев: «Я упаковываю пространства»
Один из основателей архитектурного бюро «Остоженка», главный архитектор таких проектов, как здание Международного Московского банка, ЖК в Одинцово и балашихинские «Акварели», – об участи ГАПа, профессиональных предпочтениях и отличии модного от современного.
Точка отсчета
Архитектурное бюро «Остоженка» и ЮниКредит Банк отметили двадцатилетнюю годовщину здания банка на Пречистенской набережной, собравшего в свое время немалый урожай профессиональных и государственных наград.
Лучистая концепция
Опираясь на ландшафтно-визуальное исследование, которое превратилось в самоценную часть концепции, архитекторам АБ «Остоженка» предложили сохранить 85% видов с набережной на Симонов монастырь.
Солнечный удар. Авангард XXI века
Смелая пластическая игра с объемом гигантского жилого дома в Подмосковье: сложный силуэт, впечатляющие ракурсы и – красочное напоминание о том, что авангард это наше всё.
Гений важного места
Архитекторы бюро «Остоженка» исследовали районы Волхонки и предложили не только ряд идей, делающих более зримой историю места, но и новые подходы к работе с историческими центрами российских городов.
Похожие статьи
Человек в большом городе
В проекте масштабного жилого комплекса архитекторы GAFA сделали акцент на двух видах общественного пространства: шумных улицах с кафе и магазинами – и максимально природном, визуально изолированном от города дворе. То и другое, работая на контрасте, должно сделать жизнь обитателей ЖК EVER насыщенной и разнообразной.
Живой рост
Масштабный жилой комплекс AFI PARK Воронцовский на юго-западе Москвы состоит из четырех башен, дома-пластины и здания детского сада. Причем пластика жилых домов – активна, они, как кажется, растут на глазах, реагируя на природное окружение, прежде всего открывая виды на соседний парк. А детский сад мил и лиричен, как сахарный домик.
86 арок
В жилом комплексе Westbeat по проекту бюро Studioninedots на западе Амстердама обширный подиум вмещает многофункциональное общественное и коммерческое пространство для нужд жителей района.
Модульный «Круг»
Комплекс The Circle по проекту бюро Riken Yamamoto & Field Shop в аэропорту Цюриха соединяет в себе, как в маленьком городе, офисы, магазины, клинику, отель и конференц-центр.
Стеклянный шар, золотой цилиндр
В Лос-Анджелесе завершено строительство музея Киноакадемии по проекту Ренцо Пьяно и его бюро RPBW: основой проекта стал универмаг в стиле ар деко. Открытие запланировано на эту осень.
Ценность подиума
В китайской штаб-квартире компании Schindler в Шанхае по проекту Neri&Hu проблема разобщенности производственных и офисных корпусов решена с помощью выразительного подиума.
Фрагменты Тулузы
Новое здание школы экономики по проекту бюро Grafton продолжает богатые кирпичные традиции Тулузы, благодаря которым ее называют «Розовым городом».
Чтение на «ковре-самолете»
Историческая библиотека университета Граца получила «надстройку» с 20-метровым консольным выносом по проекту Atelier Thomas Pucher: там разместились читальные залы.
Сицилийские горизонты
Выбранный по итогам международного конкурса проект административного комплекса области Сицилия в Палермо задуман как ансамбль из дерева и стали с садом на шестом этаже.
Красный дом
В районе Новослободской появился Maison Rouge – комплекс апартаментов по проекту ADM, который продолжает начатую БЦ «Атмосфера» волну обновления квартала в сторону улицы Палиха
Музей в «холодной куртке»
Корпус Киндер Хьюстонского музея изобразительных искусств по проекту Steven Holl Architects: фасады из полупрозрачного стекла отражают 70% солнечного жара.
Эффект оживления
Проект Останкино Business Park разработан для участка между существующей станцией метро и будущей станцией МЦД, поэтому его общественное пространство рассчитано в равной степени на горожан и офисных сотрудников. Комплекс имеет шансы стать катализатором развития Бутырского района.
Бинарная оппозиция
Рассматриваем довольно редкий случай – две постройки Евгения Герасимова на одной улице с разницей в пять лет, на примере которых удобно рассуждать об общих подходах и принципах мастерской.
Возвышение двора
Жилой комплекс «Реноме» состоит из двух корпусов: современного каменного дома и краснокирпичного фабричного здания конца XIX века, реконструированного по обмерам и чертежам. Их соединяет двор-горка – редкий для Москвы вариант геопластики, плавно поднимающейся на кровлю магазинов, выстроенных вдоль пешеходной улицы.
Поликарбонат над рекой
Студенческий центр Powerhouse для Белойтского колледжа в штате Висконсин – реконструированная по проекту Studio Gang историческая электростанция.
Расслышать мелодию прошлого
Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи в сквере у Новодевичьего монастыря задуман в 2012 году в честь 200-летия победы над Наполеоном. Однако вместо декламационного размаха и «фанфар» архитектором Ильей Уткиным предъявлен сосредоточенно-молитвенный настрой и деликатное отношение к архитектуре ордерного шатрового храма. В подвальном этаже – музей раскопок, проведенных на месте церкви.
Новое внутри старого
В ходе реконструкции Королевского музея изящных искусств в Антверпене KAAN Architecten полностью скрыли современное крыло внутри исторического здания, чтобы не нарушать его облик.
Мост на 14 000 «лампочек»
Пешеходный мост близ Штутгарта получил эффектный облик благодаря единству пролетного строения и опорной конструкции. Проект разработан инженерами schlaich bergermann partner.
Водная стихия
Плавучий павильон Teahouse Ø по проекту бюро PAN- PROJECTS «обживает» каналы Копенгагена как общественное пространство.
Семантический разлом
Клубный дом STORY, расположенный рядом с метро Автозаводская и территорией ЗИЛа, деликатно вписан в контрастное окружение, а его форма, сочетающая регулярную сетку и эффектно срежиссированный «разлом» главного фасада, как кажется, откликается на драматичную историю места, хотя и не допускает однозначных интерпретаций.
Дуэт в Филях
Вторая очередь жилого комплекса Filicity, спроектированная бюро ADM, основана на контрасте стеклянного 57-этажного 200-метрового небоскреба и 11-этажного кирпичного дома. Высотка утверждает футуристичный вектор в московской жилой архитектуре.
Дворы и башни: самарский эксперимент
Конкурсный проект «Самара Арена Парка», предложенный Сергеем Скуратовым, занял на конкурсе 2 место. Его суть – эксперимент с типологией жилых домов, галерейных и коридорных планировок кварталов в сочетании с башнями – наряду с чуткостью реакции на окружение и стремлением создать внутри комплекса полноценное пространство мини-города с градиентом ощущений и значительным набором функций.
Стена и башня
Архитекторы ОСА в поисках решений, которые можно противопоставить среде малоэтажной застройки в центре Хабаровска, а также возможности вставить новое слово в разговор о массовом жилье.
Дом в доме
Реконструкция крестьянского дома XVIII века на юге Германии: он стал основой для камерной сельской библиотеки. Авторы проекта – Schlicht Lamprecht Architekten.
Вокзал без границ
Автовокзал в литовском Вилкавишкисе по проекту архитекторов Balčytis Studija «приютил» росшие на его месте старые деревья.
Медная крыша
Архитекторы Sauerbruch Hutton надстроили панельное школьное здание времен ГДР в Берлине деревянной «мансардой» с медной обшивкой.
Технологии и материалы
Любовь к геометрии
Французское сантехническое оборудование DELABIE для крупных общественных сооружений выбирают выдающиеся архитекторы Жан Нувель, Норман Фостер, SANAA, Руди Ричотти и другие. Представляем новую модель бесконтактных смесителей TEMPOMATIC 4, сочетающих безопасность, мега-экологичность и стильный дизайн.
Урбан-домик на дереве
Современное игровое пространство Halo Cubic от финского производителя Lappset: множество сценариев игры и безупречный дизайн, способный украсить современный жилой комплекс любого класса.
Естественность и сила кирпича ручной работы
Датский ригельный кирпич ручной работы Petersen Kolumba на фасадах частного дома в Иркутске по проекту Станислава Гаврилова напоминает о мощи древнеримской архитектуры и прекрасно справляется с сибирскими морозами. Мы расспросили автора проекта об этом доме и работе с кирпичом Kolumba.
Handmade для кинотеатра «Москва»
Коммерческий директор компании Ледрус Максим Беляев рассказывает о том, в чем состоит специфика работы со светом по индивидуальному дизайн-проекту и как можно переквалифицироваться из поставщика в подрядчика с функциями ведущего консультанта, проектировщика оригинальных решений и производителя в одном лице.
Блестящие перспективы
Lucido – архитектурно ориентированная компания, ставящая во главу угла эстетику и технологичность. Предлагая все виды итальянской керамической плитки и мозаики, Lucido специализируется на керамограните больших форматов. Рассказываем о воссоздании мраморных слэбов, а также об экспериментах с большим форматом звезд мировой архитектуры Кенго Кумы и Даниэля Либескинда.
Материя с гибким характером
Алюминий – разнообразный материал, он работает в широком в диапазоне от гибкого дигитального футуризма – до имитации естественных поверхностей, подходящих для реконструкций и даже стилизаций. Рассказываем о 7 новых жилых комплексах, в которых использован фасадный алюминий компании SEVALCON.
Волшебная линия
Вентиляционные диффузоры Invisiline, созданные архитекторами Майклом и Элен Мирошкиными, завоевали престижную дизайнерскую премию Red Dot 2020. Невидимые решетки, придуманные для собственных проектов, выросли в бренд, ответивший на запросы коллег-архитекторов.
Эффектная сантехника для энергоэффективного дома
Экодом в Чезене, совмещающий функции жилья и рабочей студии архитекторов Маргариты Потенте и Стефано Пирачини, стал первым в Италии примером «пассивного дома», встроенного в плотный фронт городской застройки; кроме того он – результат реконструкции. Интерьеры дома удачно дополняет сантехника Duravit.
Такие стеклянные «бабочки»
Важным элементом фасадного решения одного из самых известных
новых домов московского центра стало стекло Guardian:
зеркальные окна сочетаются с моллированными элементами, с помощью которых удалось реализовать смелую и красивую форму,
задуманную архитекторами.
Рассказываем, как реализована стеклянная пластика
дома на Малой Ордынке, 19.
На вкус и цвет: алюминий в московском метро
Алюминий практически вездесущ, а в современном метро просто незаменим. Он легок и хорошо держит форму, оттенки и варианты фактуры разнообразны: от стеклянисто-глянцевого до плотного матового. Вашему вниманию – обзор новых станций московского метро, в дизайне интерьеров которых использован окрашенный алюминий SEVALCON.
UP-GYM: интерактив для городской среды
Современное развитие комфортной городской среды требует современных решений.Новые подходы к организации уличного детского досуга при обустройстве дворовых территорий и общественных пространств, спортивных, образовательных и медицинских учреждений предложили чебоксарские специалисты.
Серьезный кирпичный разговор
В декабре в московском центре дизайна ARTPLAY прошла Кирпичная дискуссия с участием ведущих российских архитекторов – Сергея Скуратова, Натальи Сидоровой, Алексея Козыря, Михаила Бейлина и Ильсияр Тухватуллиной. Она завершила программу 1-го Кирпичного конкурса, организованного журналом
«Проект Балтия» и компанией АРХИТАЙЛ.
Цвет – это жизнь
Теория цвета и формы была важным учебным модулем в Баухаусе, где художники и архитекторы активно использовали теорию цвета Гёте и добились того, чтобы цвет стал неотъемлемой частью современной жизни. Шведы из Natural Colour Academy предложили палитру Color Trends 2020, собственную цветовую систему, которая задает цветовые стандарты для всех возможностей применения в новом десятилетии.
Сейчас на главной
Крупицы золота
В Доме архитектора в Гранатном переулке открылся фестиваль «Золотое сечение». Рассматриваем планшеты. Награждать обещают 22 апреля.
Разлинованный ландшафт
Кладбище словацкого города Прешов по проекту STOA architekti играет роль не только некрополя, но и рекреационной зоны для двух жилых районов.
Гипер-крыша и гипер-земля
Dominique Perrault Architecture и Zhubo Design Co выиграли конкурс на проект Института дизайна и инноваций в Шэньчжэне: его главное здание напоминает мост длиной более 700 метров.
Парк Швейцария
Проект парка «Швейцария» в Нижнем Новгороде, созданный достаточно молодым, но известным и международным бюро KOSMOS, вызвал в городе много споров и даже протестов, настолько острых, что попытка провести на нашей платформе профессиональное обсуждение тоже не удалась. Публикуем проект как есть.
Районные ряды
Один из вариантов общественного пространства шаговой доступности, способного заменить ушедшие в прошлое дома культуры.
Пресса: Вальтер Гропиус и Bauhaus: трансформация жизни в фабрику
Это школа искусства (с Василием Кандинским в роли профессора), скульптуры, дизайна (где он, собственно, и был изобретен как самостоятельная деятельность), театра — Баухауc не сводится к архитектуре. Но в архитектуре Баухауса можно выделить три этапа развития утопии
Территория детства
Проект образовательного комплекса в составе второй очереди застройки «Испанских кварталов» разработан архитектурным бюро ASADOV. В основе проекта – идея создания дружелюбной и открытой среды, которая сама по себе воспитывает и формирует личность ребенка.
Новая идентичность
Среди призеров конкурса на концепцию застройки бывшей промышленной территории в чешском городе Наход – российское бюро Leto architects. Представляем все три проекта-победителя.
Человек в большом городе
В проекте масштабного жилого комплекса архитекторы GAFA сделали акцент на двух видах общественного пространства: шумных улицах с кафе и магазинами – и максимально природном, визуально изолированном от города дворе. То и другое, работая на контрасте, должно сделать жизнь обитателей ЖК EVER насыщенной и разнообразной.
Энди Сноу: «Моя цель – соединить в архитектуре рациональное...
Английский архитектор Энди Сноу стал главным архитектором проектной компании GENPRO. Постройки Энди Сноу в Великобритании, выполненные в составе известных бюро, отмечены международными наградами. В России архитектор принимал участие в проектировании БЦ «Фабрика Станиславского», ЖК iLove и БЦ AFI2B на 2-й Брестской. Энди Сноу сравнил строительную ситуацию в России и Великобритании и поделился своим видением архитектурных перспектив России.
Живой рост
Масштабный жилой комплекс AFI PARK Воронцовский на юго-западе Москвы состоит из четырех башен, дома-пластины и здания детского сада. Причем пластика жилых домов – активна, они, как кажется, растут на глазах, реагируя на природное окружение, прежде всего открывая виды на соседний парк. А детский сад мил и лиричен, как сахарный домик.
Бюро Никола-Ленивец: «Мы не решаем проблемы, а раскрываем...
Иван Полисский и Юлия Бычкова, управляющие партнеры Бюро Никола-Ленивец – о том, какие проблемы решает социокультурное проектирование, как развивать территории с помощью искусства и почему нельзя в каждом регионе создать свой Никола-Ленивец.
Из кино в метро
Трансформация советского кинотеатра «Ереван» в Единый диспетчерский центр метрополитена: параметрические фасады, медиаэкраны и центр мониторинга в бывшем зрительном зале.
86 арок
В жилом комплексе Westbeat по проекту бюро Studioninedots на западе Амстердама обширный подиум вмещает многофункциональное общественное и коммерческое пространство для нужд жителей района.
Сергей Скуратов: «Небоскреб это баланс технологий,...
В марте две башни Capital towers достроили до 300-метровой отметки. Говорим с автором самых эффектных небоскребов Москвы: о высотах и пропорциях, технологиях и экономике, лаконизме и красоте супертонких домов, и о самом смелом предложении недавних лет – башне в честь Ле Корбюзье над Центросоюзом.
Модульный «Круг»
Комплекс The Circle по проекту бюро Riken Yamamoto & Field Shop в аэропорту Цюриха соединяет в себе, как в маленьком городе, офисы, магазины, клинику, отель и конференц-центр.
Стеклянный шар, золотой цилиндр
В Лос-Анджелесе завершено строительство музея Киноакадемии по проекту Ренцо Пьяно и его бюро RPBW: основой проекта стал универмаг в стиле ар деко. Открытие запланировано на эту осень.
Ценность подиума
В китайской штаб-квартире компании Schindler в Шанхае по проекту Neri&Hu проблема разобщенности производственных и офисных корпусов решена с помощью выразительного подиума.
Ажур и резьба
Жилой комплекс в Уфе с мостиком-эспланадой, разнообразными балконами и декором, имитирующим деревянные наличники. Дом отмечен Золотым знаком Зодчества-2020.
Фрагменты Тулузы
Новое здание школы экономики по проекту бюро Grafton продолжает богатые кирпичные традиции Тулузы, благодаря которым ее называют «Розовым городом».
Чтение на «ковре-самолете»
Историческая библиотека университета Граца получила «надстройку» с 20-метровым консольным выносом по проекту Atelier Thomas Pucher: там разместились читальные залы.
Масштаб 1:1
Пять разноплановых объектов бюро «А.Лен», снятых на квадрокоптер: что нового может рассказать съемка с высоты.
Сицилийские горизонты
Выбранный по итогам международного конкурса проект административного комплекса области Сицилия в Палермо задуман как ансамбль из дерева и стали с садом на шестом этаже.
Пресса: Модернизированная сельская идиллия: Джозеф Ганди...
В 1805 году британский архитектор Джозеф Майкл Ганди опубликовал две книги, «Проекты коттеджей, коттеджных ферм и других сельских построек» и «Сельский архитектор». Этот жанр — сборники проектов сельских домов — среди архитекторов уважением не пользуется, люди строили и сейчас строят такие дома без помощи архитектора. Немногие числят Ганди в истории архитектурной утопии, из недавно опубликованных назову прекрасную книгу Тессы Моррисон «Утопические города 1460–1900». Но, видимо, именно с Ганди начинается особая линия новоевропейской утопии — утопии сельской жизни