Первая линия

Архитектура нового комплекса по проекту бюро «Остоженка» на Пречистенской набережной вступает в диалог с памятью об истории места и с современным контекстом, в том числе с соседним зданием банка, который 20 лет назад стал для бюро пропуском в большую архитектуру.

mainImg
Архитектор:
Александр Скокан
Кирилл Гладкий
Проект:
ЖК и офис Кленовый дом
Россия, Москва, Пречистенская наб. вл. 5-7

Авторский коллектив:
Архитекторы: А. Скокан, К. Гладкий, К. Бердникова, М. Елизарова, С. Каверина, К. Капустина, А. Скачкова,
при участии: К. Артемьев, И. Воронежский, М. Скороход

2005 — 2009 / 2009 — 2015

Заказчик: ЗАО «Чайка Девелопмент»
 
Ансамбль набережной
Среди архитектурных тем формирование ансамблевой застройки вдоль набережной – одна из самых сложных и интересных. Пластическое выражение границы между городской средой и водным пространством, специфика восприятия с дальних и ближних точек, привилегия или проклятье служить парадным фасадом и многие другие факторы усложняют задачу. Тем более когда речь идёт о набережной вдоль московской «Золотой мили», где каждый дом в той или иной степени является воплощением архитектурной моды середины 2000-х годов со свойственной ей борьбой между радикальным модернизмом и претенциозным историзмом. В окружении весьма разнообразной по своим стилистическим и геометрическим параметрам окружающей застройки найти собственную уникальную тему непросто. Особенно если приходится соревноваться не только с именитыми коллегами, но и с самим собой, со своим собственным успехом – построенным в 1995 году зданием банка, неоднократно премированного, а может быть, даже признанного точкой отсчета московской архитектуры новейшего времени.
Жилой комплекс и офис на Пречистенской набережной. Реализация, 2015 Фото: И.Воронежский. © АБ Остоженка
Жилой комплекс и офис на Пречистенской набережной. Реализация, 2015 Фото: А.Лерер. © АБ Остоженка

Александр Скокан так комментирует ситуацию: «По прошествии около пятнадцати лет после окончания строительства банка нам предложили сделать дом на соседнем участке. Это был своего рода вызов для нас – интересный, интригующий. Обычно наша профессиональная позиция заключается в контекстуальном подходе к проектированию. А тут мы сами себе оказались контекстом». И вопрос: как избежать самоцитирования в положении, когда само соседство подталкивает к пространственной и образной перекличке – оказался не единственным. Для архитекторов «Остоженки» история проекта многофункционального комплекса на Пречистенской набережной, продолжавшаяся почти двадцать лет, стала настоящим тестом на стрессоустойчивость и преодоление всех возможных профессиональных задач: градостроительных, планировочных, художественных, строительных и дипломатических.
Жилой комплекс и офис на Пречистенской набережной. Реализация, 2015 Фото: И.Воронежский. © АБ Остоженка
***
 
Предыстория
Глядя на современную Пречистенскую набережную, трудно представить, что буквально сто – сто пятьдесят лет назад тут был разбит живописный парк, спускавшийся к реке от лечебницы доктора Лодера, расположенной выше по берегу. В середине XIX века, на волне промышленной революции, здесь разместилась фабрика, часть территории которой уже в тридцатые годы прошлого века отдали под бетонный завод, обслуживающий строительство Дворца Советов. Технология производства определила конфигурацию зданий и самого участка, вытянутого узкой полосой более 170 м длины вдоль набережной. В жертву конвейеру была принесена часть Хилкова переулка, превращенного в тупик, ведущий на завод.

В 1960-е годы, после отказа от планов строительства гигантского дворца и смены идеологических приоритетов, корпуса завода снесли и на их месте к Олимпиаде 1980 года были построены крытые теннисные корты. Спортивная глава истории участка закончилась в конце 1990-х, когда статус и стоимость квадратных метров земли на Остоженке начали стремительно расти. Как и многим другим зданиям по соседству, бывшему заводу предстояло пережить очередную трансформацию и стать чем-то совершенно новым, чем именно, решал в 2004 году застройщик – «Банк Москвы», который заказал проект многофункционального комплекса бюро «Остоженка».
zooming
Жилой комплекс и офисное здание на Пречистенской набережной. Ситуационный план © Остоженка
***
 
Композиция
Попытки архитекторов бюро «Остоженка» увлечь застройщика идеями реконструкции прома в тогда ещё не раскрученной лофт-стилистике успехом не увенчались. Все постройки бывшего завода были снесены. Большая часть освободившейся территории отошла под жилой комплекс, проект которого разрабатывался в «Моспроекте»-2. «Остоженке» досталась передняя линия – узкий участок вдоль набережной, отягощенный жёсткими ограничениями по высотным отметкам и выходу общих площадей.

В самом начале работы архитекторы приняли решение восстановить историческую ткань квартала и пробить сквозь участок проезд, восстанавливающий сквозное движение по Хилкову переулку. Сам комплекс на набережной оказывался разделён на две части: длинный четырёхэтажный объем высотой 17 м, протянувшийся от Турчанинова до Хилкова переулка – корпус 1, и более компактный, но и более высокий пятиэтажный блок между Хилковым и Коробейниковым переулком – корпус 3. Для цельности счёта добавили третью часть – компактный корпус 2 с отдельным входом фланкирует внутренний двор комплекса со стороны Турчанинова переулка; в зависимости от решения будущего покупателя он может стать городской виллой или офисным особняком.
Жилой комплекс и офис на Пречистенской набережной. Реализация, 2015 Фото: А.Лерер. © АБ Остоженка

Ещё одно принципиальное решение, которое помогло идеологически объединить новый комплекс со «старшим братом», соседним зданием банка – пешеходная галерея вдоль всего здания, в которую обращены подъезды и входы в общественные помещения первого этажа. Главный архитектор проекта Кирилл Гладкий так комментирует это решение: «Это была принципиальная для нас вещь. У нас в Москве такая погода, что позаботиться о пешеходах – хороший тон для архитектора. Мы сделали аналогичную галерею в банке и продолжили её здесь, подчеркнув связь между нашими проектами».
***
 
Поиск образа
Первые концептуальные проработки дома в виде нескольких блоков на едином стилобате, позволяющие сохранить визуальную связь с рекой для зданий, находящихся в глубине квартала, не были поддержаны ни заказчиком, ни городскими властями. Требовалось найти выразительное решение для протяжённого объёма, неизбежно напоминающего забор. Что делать с такой монотонной формой? Как использовать или трансформировать её горизонталь, учитывая, что комплекс будет восприниматься как фронтально – с противоположного берега реки, так и в ракурсе, при движении пешеходов и машин по Пречистенской набережной?
Первые идеи обыгрывали тему воды, архитектурную роль которой должно было исполнять стекло. Ломаные грани с чётким ритмом вертикальных импостов на витражах напоминали волны, покрытые рябью от ветра.

вариант 1: 
Жилой комплекс и офис на Пречистенской набережной. Фасады (вариант 1). Проект, 2005 © АБ Остоженка
Жилой комплекс и офис на Пречистенской набережной. Фасады (вариант 1). Проект, 2005 © АБ Остоженка

Решение оказалось слишком радикальным и было раскритиковано мэром Юрием Лужковым. Последовавшая затем смена застройщика – «Донстрой» сменил Банк «Москва» – привела не только к задержке реализации на четыре года, но и к кардинальным изменениям в облике здания.

вариант 2:
Жилой комплекс и офис на Пречистенской набережной. Фасады (вариант 2). Проект, 2009 © АБ Остоженка

В 2009 году реконструированный пром стал популярен и востребован на рынке недвижимости и архитекторы разработали несколько вариантов, продолжающих брутальную кирпичную тему. В их числе был даже вариант, учитывающий интерес заказчика к историческим стилизациям. Длинный корпус был увенчан рядом скульптур à la «Зимний дворец» или ограда «Летнего сада». Был вариант, имитирующий рядовую застройку из однотипных блоков, выступающих ризалитами из стеклянной плоскости, а также вариант, где фасадный ритм задавали прямоугольные стеклянные эркеры в ажурных металлических обрамлениях.

вариант 3:
Жилой комплекс и офис на Пречистенской набережной. Фасады (вариант 3). Проект, 2009 © АБ Остоженка

вариант 5: 
Жилой комплекс и офис на Пречистенской набережной. Фасады (вариант 5). Проект, 2009 © АБ Остоженка

вариант 6:
Жилой комплекс и офис на Пречистенской набережной. Фасады (вариант 6). Проект, 2009 © АБ Остоженка
***

Но наиболее удачным и перспективным был признан вариант со складчатой структурой фасада, состоящей из скругленных эркеров с огромными окнами. «Архитектура есть не что иное, как гармоничное членение стены. В нашем случае, когда у дома изначально были крайне неудачные пропорции, мы нашли оптимальное решение. Уступчатость, зигзагообразность фасада скрадывает его большую протяженность. При движении по набережной вы видите, как при смене ракурса и угла зрения меняется восприятие дома. Получается очень динамичная композиция», – комментирует Александр Скокан финальный вариант.
Жилой комплекс и офис на Пречистенской набережной. Реализация, 2015 Фото: А.Лерер. © АБ Остоженка

Единая тема объединяет оба корпуса, стоящих на набережной, но в каждом из них она получает индивидуальную трактовку, отвечающую параметрам здания и средовой ситуации. В корпусе 1 подчеркнута горизонтальная тема. Складчатая лента фасада высотой в три этажа словно бы парит над тротуаром, оторванная от него стеклянным стилобатом. Мерное зигзагообразное движение останавливает пятиэтажная масса корпуса 3, который, словно шипами, ощетинился угловатыми эркерами. Заглублённый витраж многосветного атриума разрезает фасад корпуса, визуально делая его ещё выше и обозначая вертикальную ось композиции в противовес горизонтали соседнего корпуса. По массе, материалам и пропорциям членений пятиэтажный объем гармонично сочетается с соседними зданиями и в первую очередь, с банком.
***
 
Память о парке
Помимо складчатой структуры фасада, здание выделяется из общего ряда застройки набережной большими окнами. Необычные размеры витражей затрудняют определение типологической принадлежности дома в соответствии со стереотипами, что в общественном здании стекло превалирует над массой стены, в жилье наоборот. При беглом взгляде трудно понять, что перед нами: офисный центр, гостиница или жилой дом. Но размер витражей – это не только дань открывающимся из дома видам, но и огромный «холст», на котором разворачивается грандиозное графическое панно, подарившее всему комплексу поэтическое имя «Кленовый дом». Идея родилась в общении с заказчиком, которого смущал радикальный модернизм и отсутствие литературной легенды, приличествующей элитному жилому комплексу в историческом центре города.
Жилой комплекс и офис на Пречистенской набережной. Реализация, 2015 Фото: А.Лерер. © АБ Остоженка

Архитекторы предложили свою версию: «Когда-то на этом месте была усадьба, потом это был парк и гуляли люди. Парка давным-давно нет, но память о нём осталась. А как она сохранилась? В какой форме может она проявиться в архитектуре? Как можно материализовать памяти об исчезнувших эпохах? Вот стеклянные окна, а на них запечатлелись деревья, тень того, чего нет, память, нарисованная на стекле», – так вспоминает этот момент Александр Скокан. Идея понравилась заказчику и для её разработки был приглашен известный художник Владимир Чайка.
Жилой комплекс и офис на Пречистенской набережной. Графическое изображение деревьев для принта на стекле. Проект, 2005 © АБ Остоженка
Жилой комплекс и офис на Пречистенской набережной. Реализация, 2015 Фото: А.Лерер. © АБ Остоженка

Сфотографировав обнаженные ветви деревьев разных пород, авторы выбрали именно клёны. Оцифровали и увеличили панораму кленовой аллеи, из фрагментов которой изготовили трафареты для нанесения принта на каждое окно при помощи специальной серебряной краски. При взгляде изнутри дома рисунок практически не заметен, а снаружи краска активно проявляется, реагируя на внешний свет. Благодаря обилию стекла и принтам, облик дома чутко отзывается на изменения погоды, делая частью архитектурного облика блики от речной воды, отражения медиакартин с фасадов ЦДХ и последние закатные лучи.
***
 
Керамика и стекло
В застройке Пречистенской набережной преобладает кирпич, отличающий прагматичные постройки рубежа XIX – XX веков, и, не менее востребованный современной архитектурой. Немногочисленные светлые здания и белокаменные декоративные элементы лишь оттеняют мощную энергетику тёмного кирпича. В этом ряду здание банка с фасадами из розоватого керамогранита воспринимается как точно найденный компромисс между кирпичом, белым камнем и серой штукатуркой. Более светлый оттенок стен и активное использование стекла позволило сгладить ощущение массивности банковского здания без потери цельности формы.
Жилой комплекс и офис на Пречистенской набережной. Реализация, 2015 Фото: А.Лерер. © АБ Остоженка

Аналогичные приемы были использованы и для нового комплекса. «Поскольку здание большое, его надо было делать крупно. Если бы мы стали членить форму, она рассыпалась бы, особенно при восприятии с противоположной стороны реки», – поясняет Кирилл Гладкий. Нужна была спокойная тема, гармонично сочетающаяся с окружением, скрадывающая значительную протяженность здания, и в тоже время, подчеркивающая фасадную пластику эркеров. Нужен был отделочный материал, обладающий индивидуальным характером и энергетикой. Кирпич в качестве отделочного материала был отвергнут по причине его неиндустриальности. Было решено использовать для отделки навесного фасада керамические панели. Из широкой палитры производителей и оттенков в итоге остановились на немецкой керамике темно-терракотового оттенка фирмы NBK.

Голубоватое энергоэффективное стекло огромных окон с проступающей графикой ветвей и тонкими металлическими импостами нивелирует массивность керамической волны. На первый взгляд даже трудно определить, что превалирует на фасаде: стекло или керамика.
Жилой комплекс и офис на Пречистенской набережной. Реализация, 2015 Фото: А.Лерер. © АБ Остоженка

Ещё более радикально решен корпус 2, который в виде отдельного независимого объема фланкирует двор жилого комплекса со стороны Турчанинова переулка. Функция и окончательная внутренняя планировка «виллы» ещё не определена и ждёт своего покупателя, так что архитекторы использовали представившуюся возможность для органичного завершения трёхчастной композиции контрастным элементом. В пику керамической пластине и полу-стеклянному, полу-керамическому блоку, этот корпус сделан практически полностью стеклянным. Лишь первый из четырёх этажей облицован белым керамогранитом, подчеркивающим обособленность «виллы», её противопоставленность основному корпусу, декларированную в лаконичной скругленной форме, напоминающей рубку океанского лайнера, рассекающего волны, пусть даже терракотовые.
Жилой комплекс и офис на Пречистенской набережной. Реализация, 2015 Фото: А.Лерер. © АБ Остоженка

Для лаконичной модернистской архитектуры крайне важно совершенство исполнение всех конструктивных элементов и деталей отделки. И архитекторы бюро «Остоженка» занимавшиеся проектом комплекса на Пречистенской набережной десят лет довели его до максимального уровня профессионального качества. К сожалению, как это часто происходит на российских стройках, заказчику этот уровень не требовался и даже мешал закончить стройку как можно скорее. Договор об авторском надзоре был расторгнут. Последний этап строительства шел уже без участия архитекторов, что повлекло за собой многочисленные отступления от авторских решений по узлам и выбору материалов. И ответственность за окончательных облик дома полностью лежит на застройщике.
Жилой комплекс и офис на Пречистенской набережной. Общие планы, -1 этаж. Проект, 2005 © Остоженка
Жилой комплекс и офис на Пречистенской набережной. Общие планы, 1 этаж. Проект, 2005 © Остоженка
Жилой комплекс и офис на Пречистенской набережной. Общие планы, 2 этаж. Проект, 2005 © Остоженка
Жилой комплекс и офис на Пречистенской набережной. Общие планы, 4 этаж. Проект, 2005 © Остоженка
Пречистенской набережной. Разрез по корпусу 3. Проект, 2005 © Остоженка
zooming
Пречистенской набережной. Разрез по лобби корпуса 1. Проект, 2005 © Остоженка
zooming
Пречистенской набережной. Разрез по корпусу 1. Проект, 2005 © Остоженка
***
 
Жизнь дома
Для архитектора, работающего в историческом контексте, мерилом успеха или неуспеха его работы служит органичность включения нового здания в существующую среду. То, насколько естественно оно войдёт в жизнь квартала или улицы, сможет ли добавить какую-то новую ноту в общую мелодию, подарит ли местным жителям или просто горожанам новые возможности или наоборот, отнимет у них какой-то компонент привычной рутины. И дело не в выбранном стиле или насыщенности функциями, а в с трудом достижимом резонансе, совпадении нового ритма уже сложившемуся биению местной жизни. Проверить это не просто, но в данном случае оказалось возможно. Готовясь к участию в выставке Арх Москва 2016 года, бюро «Остоженка» пригласило не архитектурного, а репортажного фотографа поснимать дом и жизнь вокруг него.
Жилой комплекс и офис на Пречистенской набережной. Реализация, 2015 Фото: И.Воронежский. © АБ Остоженка

Вот как комментирует Кирилл Гладкий получившийся результат: «Фотограф снял что-то совершенно другое. Архитектура стала частью жизни, кулисами для неё. Оказалось, что наш дом – отличная среда, фон для простых жизненных ситуаций: люди назначают там свидания, стоят, разговаривают, ездят на велосипедах, скейтбордах, ещё что-то постоянно происходит. И это очень здорово».

Жилой комплекс и офис на Пречистенской набережной. Реализация, 2015 Фото: И.Воронежский.© АБ Остоженка
Жилой комплекс и офис на Пречистенской набережной. Реализация, 2015 Фото: И.Воронежский. © АБ Остоженка

Ниже проекты общественных зон комплекса.
Жилой комплекс и офис на Пречистенской набережной. Интерьеры общественных зон корпуса 3. Проект, 2009 © АБ Остоженка
Жилой комплекс и офис на Пречистенской набережной. Интерьеры общественных зон корпуса 1. Проект, 2009 © АБ Остоженка
Жилой комплекс и офис на Пречистенской набережной. Интерьеры общественных зон корпуса 3. Проект, 2009 © АБ Остоженка

Поставщики, технологии

«Юкон Инжиниринг»
Архитектор:
Александр Скокан
Кирилл Гладкий
Проект:
ЖК и офис Кленовый дом
Россия, Москва, Пречистенская наб. вл. 5-7

Авторский коллектив:
Архитекторы: А. Скокан, К. Гладкий, К. Бердникова, М. Елизарова, С. Каверина, К. Капустина, А. Скачкова,
при участии: К. Артемьев, И. Воронежский, М. Скороход

2005 — 2009 / 2009 — 2015

Заказчик: ЗАО «Чайка Девелопмент»

03 Апреля 2017

АБ «Остоженка»: другие проекты
Сечение по Краснодару
Стали известны лауреаты смотра-конкурса «Золотое сечение 2025». Гран-при достался тренировочной базе футбольного клуба «Краснодар» Максима Рымаря. Публикуем полный список награжденных.
Силы магнетизма
«Крылатская 33» – первый крупный жилой комплекс среди микрорайонов 1980-х, счастливо соседствующих с лесами, рекой, склонами, спортивной инфраструктурой... Архитекторам АБ «Остоженка» удалось превратить его, при всей масштабности проекта, в «деликатную доминанту». Во-первых, «вырастить», ориентируясь на стилистику и высотность соседних микрорайонов; во-вторых, снабдив паузой в самой высотной части, сформировать композиционное напряжение – прямо на градостроительной оси района.
Зодчество 2024: шесть причин зайти на фестиваль
Сегодня в 32 раз стартует фестиваль Союза архитекторов «Зодчество». Он продлится 3 дня: Гостиный двор будет заполнен экспозициями, программа же заполнена мероприятиями. Мы посмотрели на анонсы и сделали свою выборку, чтобы помочь вам сориентироваться. Дедала – вручают в четверг вечером.
Белое крыло
Никакое оно не белое. А бежевое, белокаменное; работает с цветом известняка – гладкий посветлее, шершавый потемнее. Объединяет: абсорбирует и интерпретирует, темы, увиденные вокруг. Реагирует на все, сохраняя цельность высказывания – непростая задача – и внедряет узнаваемые черты собственного почерка: например, энергичные вырезы внизу, вверху и посередине.
Дом-лестница
Проектируя ЖК «Детали» в Новой Москве, Раис Баишев привил популярной московской теме дома-квартала идею из сюрреалистической графики Маурица Эшера – увидел в силуэтах ступенчатых повышений и спусков метафизическую мега-лестницу, сформировал внутри двора некую ключевую пустоту. Что дало проекту внутренний «стержень»: идея ощущается и в силуэте, и на фасадах.
Точка опоры
Архитекторы АБ «Остоженка» спроектировали, практически на бровке склона над Окой в Нижнем Новгороде, две удивительные башни. Они стоят на кортеновых «ногах» 10-метровой высоты, с каждого этажа раскрывают панорамы на реку и на город; все общественные пространства, включая коридоры, получают естественный свет. Тут масса решений, нетиповых для жилой рутины нашего времени. Между тем, хотя они и восходят к типологическим поискам семидесятых, все переосмыслены в современном ключе. Восхищаемся Veren Group как заказчиком – только так и надо делать «уникальный продукт» – и рассказываем, как именно устроены башни.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Цвет города, или размышления на склоне подмонастырской...
В 2022 году архитекторы АБ «Остоженка» выиграли конкурс, а в 2023 разработали и утвердили мастер-план застройки Черниговской улицы для девелопера GloraX. Проект учитывает 10-летнюю историю предшествующих проработок, сделан в сотрудничестве с нижегородскими архитекторами, и продолжает развиваться сейчас. Рассмотрели внимательно, со всеми поговорили, многое узнали.
Ансамбль индивидуальностей
Стартовало строительство первой очереди многофункционального комплекса INDY Towers на улице Куусинена по проекту архитектурного бюро «Остоженка». Проект открывает новые ракурсы сходства между колонной и небоскребом, изучаем нюансы и переклички.
Черное и красное
Kazakov Grand Loft не спроста так называется: отвечая на пожелания заказчика и отталкиваясь от исторической промышленной архитектуры ближайшего окружения, Валерий Каняшин и архитекторы АБ «Остоженка» предложили новый вариант современного дома в духе «лофта». Только кирпич здесь темно-серый, а металл медно-красный, и фасады романтических «крепостных» башен раскрываются к верхним ярусам внушительными стеклами больших окон. Но самое привлекательное – множество открытых террас на разных уровнях.
Сталь Forcera: благородная патина
Атмосферостойкая сталь – одновременно изысканный и брутальный материал, моментально превращающий объект в иконическое здание-скульптуру. Компания «Северсталь» представляет видеокейс уникального спорткомплекса в ЖК Veren Village, где использовалась атмосферостойкая сталь Forcera
Александру Скокану 80 лет
Сегодня, 4 июня, исполняется 80 лет Александру Скокану, партнеру-основателю бюро «Остоженка», автору, который участвовал и в поисках НЭРа, и в становлении постсоветской архитектуры. Публикуем поздравление от Карена Бальяна – и присоединяемся к нему.
Золотое сечение: лауреаты 2023
Три высшие награды, включая гран-при, получили в этом году архитекторы СПИЧ. Николай Шумаков отмечает, что хорошие московские архитекторы все больше работают в отдаленных уголках страны. На выставке премии можно было изучить, с архитектурной точки зрения, некоторые крупные, но малоизвестные комплексы. Публикуем список лауреатов Золотого сечения 2023 с небольшими комментариями и репортажем.
Башни: прообразы
МКА сообщает о проекте ЖК на улице Куусинена, на месте гаражей, между улицей Зорге и Ходынкой, рядом с парком Березовая роща.
Гребень Стрельны
Разбираем «по косточкам» проект, награжденный Хрустальным Дедалом – ЖК «Veren Village» в Стрельне от АБ «Остоженка». Малоэтажный формат стал в нем триггером для типологических и формальных экспериментов – вроде бы перед нами узнаваемые современные подходы, но в то же время множество нюансов, в которые интересно вникать. Изучив его, думаем, что справедливо дали премию.
Зодчество: лауреаты 2022
В пятницу в Гостином дворе вручили награды фестиваля Зодчество 2022. Хрустальный Дедал достался ЖК Veren Village архитекторов АБ «Остоженка». Татлин, премию за проект, решили не присуждать. Рассказываем, кого наградили, публикуем полный список.
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
Баланс возможностей
ЖК «Новокрасково» в Люберцах можно понять как пример баланса максимума авторских усилий, вложенных в осмысление объема и пространства в ключе современных градостроительных принципов – и небольшого, в целом, бюджета проекта. Результат – комплекс совсем не похож на своих привычных подмосковных «сородичей». И продан был очень быстро.
Идеями лучимся / Delirious Moscow
В Гостином дворе открылась 26 по счету Арх Москва. Ее тема – идеи, главный гость – Москва, повсеместно встречаются небоскребы и разговоры о высокоплотной застройке. На выставке присутствует самая высокая башня и самая длинная линейная экспозиция в ее истории. Здесь можно посмотреть на все проекты конкурса «Облик реновации», пока еще не опубликованные.
Архсовет Москвы-67
Проект реконструкции советского здания АТС в начале Нового Арбата под гостиницу – от ТПО «Резерв», и жилой комплекс на Шелепихинской набережной – от АБ «Остоженка», были поддержаны архсоветом Москвы 5 августа.
Остоженка: первая виртуальная
Две виртуальные экскурсии, с десяток лекций, интервью и круглых столов – подводим итоги выставки, посвященной 30-летию бюро и знаковому проекту реконструкции московского центра – району Остоженки. Выставка прошла полностью в «карантинном» он-лайн формате. Постарались собрать всё вместе.
Ключевое слово: «телеработа»
Архитекторы, профильные СМИ и вузы по всему миру реагируют на ситуацию пандемии, пытаясь обезопасить сотрудников и студентов, сохранив учебный и рабочий процесс. Говорим с руководителями нескольких московских бюро об их планах удаленной работы, а также рассказываем, как реагируют на эпидемию архитекторы мира.
Арки, ворота, окна, проемы, пустоты, дырки
В архитектуре АБ «Остоженка», особенно в крупных комплексах, значительную роль играют арки, организующие пространство и массу: часто большие, многоэтажные. В публикуемой статье Александр Скокан размышляет о роли и смысле масштабных цезур, проемов и арок.
Яркое предложение
Концепция развития микрорайонов 7 и 8 в Южно-Сахалинске продолжает работу, начатую концепцией для всего города, также разработанной архитекторами «Остоженки». Можно только удивляться, насколько логично и последовательно идет работа – и насколько ярок результат.
Обитаемая галактика
Компания АПЕКС возглавила работу над проектом масштабного жилого комплекса на севере Москвы, в котором современные подходы к формированию городской застройки сочетаются с продуманными планировочными решениями, узнаваемым обликом и оригинальной концепцией благоустройства.
Похожие статьи
Универсальный игрок
Офисный комплекс, выстроенный на 80% из древесины по проекту бюро ALTA на окраине Рена, стал «посредником» между сельским ландшафтом и насыщенной городской средой.
Город как сюжет
Подход Сергея Скуратова к крупным участкам хочется определить как «тотальный дизайн-код» – он в равной степени внимателен к общей композиции и деталям; а также настроен на то, чтобы абсолютно всё было продумано и подчинено авторской воле. Ренессансный, если подумать, подход, титанический труд, требующий завидной воли и упорства. Ну, и результат – заметные произведения. Рассматриваем возрожденный проект центральной части жилого района «Седьмое небо» в Казани, структуру, продуманную до «градиента акцентности» (sic!) фасадов. А также «литературную» идею и даже авторские сомнения в ней.
Восставший в пепле
Словенское бюро Ofis восстановило из руин историческое шале Адольфа Мура начала XX века на берегу Бохиньского озера. Его основной объем выполнен из дерева, карбонизированного по традиционной технологии.
Светлое подземелье
На Центральном вокзале в Амстердаме открылся новый терминал для пассажиров, отправляющихся в Лондон поездами Eurostar. Авторы проекта – ZJA Architects & Engineers и Superimpose Architecture.
Лаконичный образ времени
Жилой комплекс «Тайм Сквер», построенный на северном краю Петербурга, на вид лаконичнее и эффективнее, нежели его сосед и предшественник, ЖК New time. Тем не менее, рука архитектора очень даже чувствуется: темы «черного и белого», «внутри и снаружи», а, главное, «съедающей» массу пластинчатости фасадов – разыграны как по нотам. Тут вспоминаешь и классический модернизм, и так называемый «постконструктивизм».
Новая жизнь в карьере
Общественный центр по проекту Snøhetta – первое завершенное здание нового района в бывшем карьере недалеко от Гётеборга; продажи квартир здесь еще даже не начались.
Верхом на холме
Вилла «Сидоний» в предместье Праги, в популярном месте отдыха и хайкинга, задумана архитекторами Stempel & Tesar как конструктивный и технологический эксперимент.
Цветок озера
Прообраз здания «театра Камала» в Казани – ледяной цветок: редкое и хрупкое природное явление озера Кабан «застыло» в крупных летящих контурах стеклянных экранов, ограждающих основной объем, формируя его силуэт и защищая витражи от солнца. Проект консорциума под руководством Wowhaus, включавшего «звезду» мировой архитектуры Kengo Kuma, победил в конкурсе 2021/2022 года, был реализован близко к исходному замыслу в короткие, очень короткие сроки. Театр открыт в начале 2025. Кэнго Кума предложил образ ледяного цветка и контрапост холодного снаружи – теплого внутри. В течение 2022–2024 Wowhaus сделали все для его воплощения, буквально-таки ночуя на площадке. Рассматриваем знаковое здание и увлекательную историю.
Ремикс архитектурной «классики»
Бюро E Plus Design и URBANUS/LXD Studio радикально обновили торговый комплекс в Гуанчжоу в виде старого европейского города через новое колористическое решение, устройство водных сооружений и озеленение.
Керамический ажур
По проекту OMA завершено строительство штаб-квартиры компании JOMOO в Сямыне на юго-восточном побережье Китая.
Модули из глины и древесины
Модульное офисное здание HORTUS по проекту Herzog & de Meuron возведено под Базелем из возобновляемых и вторично используемых материалов, а также должно за 31 год «окупить» с помощью фотоэлектрических панелей всю затраченную при строительстве энергию.
Торнадо миграции
В Роттердаме открылся музей миграции Fenix по проекту звездного китайского бюро MAD. Его архитектура и экспозиция посвящены самым острым проблемам современности и воспевают саму идею перманентного движения.
МиRная интеграция
ЖК МИRA, расположенный над высоким склоном Яузы и Проспекта Мира, оправдывает свое название не только технически, но и визуально и по смыслу. Будучи современным и технологичным, высотным и стеклянным, он реагирует и на классику Жолтовского, и на модернизм «Дома на ножках». Вбирает в себя особенности соседей и «мирит» их внутри себя на общей основе современности фасада. Изучаем, каким именно образом.
Память города
Комплекс сооружений в промзоне Даляня на северо-востоке Китая превращен по проекту Neri&Hu в многофункциональный центр с культурной составляющей.
Интерьер для нового формата образования
Проект нового корпуса ТЮМГУ был сделан до пандемии, а затем переработан для новых требований: университет перешел на систему «2+2+2», без разделения на группы и потоки, а с индивидуальными программами. Изменения удалось ввести очень быстро, в начале строительства. Сейчас корпус готов, рассмотрим его.
Продолжение памятника
Библиотека в немецком Брюле примыкает к отреставрированной исторической ратуше. Бюро JSWD, занимавшееся обоими проектами, подобрало для внешней отделки новой части особым образом обработанный кирпич песочного цвета, выложив им даже крыши.
Пентхаусы и закомары
Проект жилого комплекса, подготовленный бюро ASADOV для делового квартала «Красная Роза», реагирует на соседство с памятниками XVII века: палатами Хамовного двора и Никольской церковью, а также на необходимость включить ценные фасады доходного дома в духе а-ля рюс. Архитекторы предложили разновысотные секции, фасады которых включают отсылки к элементам церковной архитектуры. Но мы различили и другие коннотации.
На два укуса
В деловом центре Ванкувера построена жилая башня 1550 Alberni по проекту Кэнго Кумы. Она тактично отклоняется от красной линии, сохраняя важные городские виды.
Городок-сороконожка
Лицейский городок, спроектированный архитекторами ATRIUM на берегу заповедного озера орнитологического заповедника Имеретинской низменности, – новый и ответственный для авторов опыт работы с образовательным объектом: это не просто школа, а Президентский лицей для всестороннего развития одаренных детей на 2500 учеников от 3-летнего возраста до старшей школы, и новый общественный центр для всей территории Сириус. Разбираемся в структуре и архитектуре «лицейского городка».
Волны на фасаде
Проект выставочного комплекса для агропромышленного комплекса в Биньчжоу – попытка сделать экспо-центр полноценной частью города. Архитекторы – проектный институт Чжэцзянского университета (UAD).
Уважаемая бананка
Вилла «Бананка» в словацком селе Банка, спроектированная студией Paulíny Hovorka, своей необычной формой образует вокруг уютные зоны взаимодействия с природой.
Теплый черно-белый
Вторую очередь «31 квартала», построенную в подмосковном Пушкино по проекту бюро KPLN, отличает многогранный характер. На первый план выходят геометрия и монохромная гамма, но при более внимательном взгляде обнаруживается ряд «нерегулярных» деталей: градиент остекления и «раструбы» окон, иерархия фасадов, объемная кирпичная кладка и даже подражание явлениям природы. Рассказываем обо всех правилах и исключениях, которые удалось обнаружить.
Технологии и материалы
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Сейчас на главной
Мерцающий дизайн
Как добиться максимального впечатления, используя минимум выразительных средств? Над этой задачей трудятся многие поколения архитекторов и дизайнеров-минималистов. Но студия SERDYUK пошла своим путем, создав компактную кофейню, облик которой собирается из самого простого набора элементов, но воспринимается как волшебная шкатулка.
Полотно на веревке
Вилла Casa de Linho, построенная по проекту бюро Tetro на окраине Белу-Оризонти, романтизированно изображает профессиональную деятельность заказчицы-модельера.
Изначальная материя
В интерьерах лобби жилого комплекса FØRST бюро WALL смогло развернуть общую концепцию в неожиданном направлении: через соединение брутальных ортогональных форм с природными материалами, создав ассоциации с северной природой, скалами и сосновым лесом.
Тайга во дворе
В тюменском жилом комплексе «Сердце Сибири» по проекту АБ «Вещь!» благоустроены дворы «Южная тайга» и «Северная тайга», а также бульвар «Тропа Сибири». Малые архитектурные формы отсылают к Тунгусскому метеориту и медвежьей берлоге, активная геопластика помогает усложнить пространство и маршруты.
Пресса: В Петербурге выбрали облик вестибюля станции метро...
В конце июля в Петербурге подвели итоги архитектурного конкурса на концепцию административного корпуса вестибюля новой станции метро «Лиговский проспект — 2». Первое место заняла работа «Студии 17», второе — архитектурного бюро SLOI Architects, третье — «А.Лен». Многие петербуржцы на решение жюри отреагировали неоднозначно и требуют пересмотра результатов. Собака.ru собрала мнения экспертов о проектах участников.
Леса, санки и трансформации
В Новосибирске наградили победителей городского молодежного фестиваля «АРХ-РЕАЛИЗАЦИЯ. От идеи до результата». Идеи объектов предлагали студенты вузов города, пять победивших проектов реализовали в дереве на территории кампуса НГАСУ. Один объект установят в одном из жилых комплексов нового микрорайона «Клюквенный».
Квадраты и ромбы
В проекте дома на 51 социальную квартиру в Барселоне от бюро Cierto Estudio учтены местные климатические и общественные условия.
Магия закулисья
Интерьер ресторана «Сайар» от бюро Merilo Design, расположенного в здании театра имени Галиасгара Камала, поражает воображение феерическим разнообразием и качеством реализации различных элементов, тем и приемов, перефразирующих на современный лад мотивы татарской культуры и образы театра.
Лама из тетраметилбутана
Петр Виноградов рассказал об экспериментальной серии скульптур «Тетрапэд», которая исследует принципы молекулярной архитектуры, адаптивных структур и интерактивного взаимодействия с городской средой. Конструкции реагируют на движение, собеседуют с пространством, допускают множественные сценарии использования и интерпретации. Скульптуры уже побывали на «Зодчестве» и фестивале «Дикая мята», а дальше отправятся на Forum 100+.
Развитие ландшафта
ЖК «Альпен» спроектирован TOBE architects для вытянутого участка, выходящего к реке Охта. Архитекторы предложили террасированную форму, несколько серых оттенков, а также выступающие за плоскость стены эркеры и балконы – по замыслу все это отыгрывает образ горного массива, который естественным образом сочетается с рекой.
Времени действительно нет?
С 22 июля по 5 октября 2025 года в Аптекарском приказе в Музее архитектуры работает выставка «Времени нет» – совместный проект МУАР и сообщества ЦЕХ, куда входят архитектурные бюро Saga, ХОРА и NOWADAYS office. ЦЕХ собрал двадцать одного участника, предложил им изучить цифровой каталог Музея архитектуры, выбрать оттуда документы или произведения искусства и на основе или в диалоге с ними создать оригинальные работы.
Вожу с собой
Дом Voyager, сделанный Lab House из морского контейнера и поставленный на шасси, можно прицепить к грузовому автомобилю и увезти в красивое место. Дом автономен, а внутри есть все, необходимое для комфортной жизни. Площадь значительно расширяет складная терраса.
Звёздный путь
Большие архитектурные фестивали отмеряют, так или иначе, историю постсоветской действительности. Архстояние, определенно, среди них, а юбилейное – особенно. Оно получилось крупным, системным высказыванием, во многом благодаря силе воли куратора этого года Василия Бычкова. Можно его даже понять, в целом, как большой объект, сооруженный, при участии многих коллег, в том числе архитекторов-звезд, в лесу арт-парка Никола-Ленивец – авторства инициатора и бессменного организатора Арх Москвы. Изучаем слои смыслов, виды высказываний – в этот раз они лучше, чем раньше, раскладываются «по полочкам».
Арка, гранит, 90-е
В Петербурге подвели итоги конкурса на концепцию вестибюля станции метро «Лиговский проспект-2», который станет частью узла Высокоскоростной железнодорожной магистрали. Показываем концепции всех финалистов, чуть подробнее останавливаемся на призерах и пытаемся понять, почему выбор жюри оказался именно таким.
Масштаб и драйв
Реконструкция интерьеров главного корпуса РУДН по проекту бюро HAAST – еще один пример переформатирования памятника советского модернизма в соответствии с современными представлениями об эстетике, комфорте и функциях, которые должны присутствовать в успешной и не чуждой инновациям образовательной институции.
Универсальный игрок
Офисный комплекс, выстроенный на 80% из древесины по проекту бюро ALTA на окраине Рена, стал «посредником» между сельским ландшафтом и насыщенной городской средой.
Лес вместо ленты
Studio Rostovskii разработала концепцию загородного комплекса, в котором гостям предлагают отключиться от городской суеты в буквальном смысле: мобильная связь блокируется почти на всей территории и перестает отвлекать от общения и созерцания. Коттеджи и другие постройки с отделкой из термолиственницы и кортеновской стали учитывают рельеф и ландшафт и также помогают разглядеть красоту вокруг.
В преддверии Архстояния: интервью с Валерием Лизуновым,...
25 июля в Никола-Ленивце стартует очередной, юбилейный, фестиваль «Архстояние». Ему исполняется 20 лет. Тема этого года: «Мое главное». Накануне открытия поговорили с архитектором Archpoint Валерием Лизуновым, который стал автором одного из объектов фестиваля «Исправительное учреждение».
Город как сюжет
Подход Сергея Скуратова к крупным участкам хочется определить как «тотальный дизайн-код» – он в равной степени внимателен к общей композиции и деталям; а также настроен на то, чтобы абсолютно всё было продумано и подчинено авторской воле. Ренессансный, если подумать, подход, титанический труд, требующий завидной воли и упорства. Ну, и результат – заметные произведения. Рассматриваем возрожденный проект центральной части жилого района «Седьмое небо» в Казани, структуру, продуманную до «градиента акцентности» (sic!) фасадов. А также «литературную» идею и даже авторские сомнения в ней.
Графский парк
Проектное бюро М4 благоустроило Милютинский парк в Алупке. Архитекторы мягко подчеркнули богатство ландшафта с помощью авторских МАФов, а также добавили яркий акцент – бетонные лепестки, очерчивающие сцену с амфитеатром.
Верная функция
Подбирая новую функцию для бывшей детской больницы конца XIX века в Иваново, бюро BOMAR и заказчик отказались от надежных офисов в пользу преемственности: в конечном итоге здание превратилось в детский образовательный центр. Стратегия оказалась верной: арендодатели нашлись быстро, а история объекта культурного наследия продолжилась.
Сад надежды на свободу
В Спасо-Евфимиевом монастыре в Суздале в октябре открыли Сад арестантского корпуса: там, где с XVIII века до оттепели была тюрьма. Авторы архитектуры – NOῨD Короткий метр, ландшафта – бюро МОХ. Садов на самом деле не один, а два разных. Очень разных. Пытаемся разобраться, правильно ли они воздействуют не эмоции посетителя и заодно показываем красоту июньского цветения рудеральных растений.
Восставший в пепле
Словенское бюро Ofis восстановило из руин историческое шале Адольфа Мура начала XX века на берегу Бохиньского озера. Его основной объем выполнен из дерева, карбонизированного по традиционной технологии.
Со-общение
В Ruarts Foundation – выставка «Сообщение» с подзаголовском «Другая история фотографии». Она тут изложена честно, «от дагеротипов» до нейронок, – как развитие, так и разрывы исторической ленты подчеркнуты дизайном экспозиции от Константина Ларина и Арсения Бекешко. А вот акценты, как водится, расставлены так, чтобы хронологию «остранить» и превратить в выставку, которая сама по себе произведение.
Упрощение для гармонии
По проекту alexey podkidyshev studio в центральной части Грозного началась реновация Музея Чеченской Республики. Новая планировочная структура сделает музей удобнее, а фасадная система и работа с объемом позволит сбалансировать ансамбль со зданием драматического театра. Благоустройством прилегающих территорий занимается TGNK landscape.
Южный остров
Клубный дом «Моретта» строится по проекту бюро Archivista в одном из особенно зеленых районов Сочи. Команда вписала в сложный рельеф не только жилые корпуса, но и детский сад, двухуровневый паркинг, коммерческие помещения, а также благоустройство и новые пешеходны маршруты, которые делают среду района более комфортной. Статус резиденций подчеркивают дорогие облицовочные материалы, моллированное стекло и лаконичные формы.