Первая линия

Архитектура нового комплекса по проекту бюро «Остоженка» на Пречистенской набережной вступает в диалог с памятью об истории места и с современным контекстом, в том числе с соседним зданием банка, который 20 лет назад стал для бюро пропуском в большую архитектуру.

author pht

Автор текста:
Елена Петухова

03 Апреля 2017
mainImg

Архитектор:

Кирилл Гладкий
Александр Скокан

Мастерская:

АБ Остоженка

Проект:

Жилой комплекс и офис на Пречистенской набережной
Россия, Москва, Пречистенская наб. вл. 5-7

Авторский коллектив:
Архитекторы: А. Скокан, К. Гладкий, К. Бердникова, М. Елизарова, С. Каверина, К. Капустина, А. Скачкова,
при участии: К. Артемьев, И. Воронежский, М. Скороход

2009 – 2015

Заказчик: ЗАО «Чайка Девелопмент»
Ансамбль набережной
Среди архитектурных тем формирование ансамблевой застройки вдоль набережной – одна из самых сложных и интересных. Пластическое выражение границы между городской средой и водным пространством, специфика восприятия с дальних и ближних точек, привилегия или проклятье служить парадным фасадом и многие другие факторы усложняют задачу. Тем более когда речь идёт о набережной вдоль московской «Золотой мили», где каждый дом в той или иной степени является воплощением архитектурной моды середины 2000-х годов со свойственной ей борьбой между радикальным модернизмом и претенциозным историзмом. В окружении весьма разнообразной по своим стилистическим и геометрическим параметрам окружающей застройки найти собственную уникальную тему непросто. Особенно если приходится соревноваться не только с именитыми коллегами, но и с самим собой, со своим собственным успехом – построенным в 1995 году зданием банка, неоднократно премированного, а может быть, даже признанного точкой отсчета московской архитектуры новейшего времени.
Жилой комплекс и офис на Пречистенской набережной. Реализация, 2015 Фото: И.Воронежский. © АБ Остоженка
Жилой комплекс и офис на Пречистенской набережной. Реализация, 2015 Фото: А.Лерер. © АБ Остоженка
Александр Скокан так комментирует ситуацию: «По прошествии около пятнадцати лет после окончания строительства банка нам предложили сделать дом на соседнем участке. Это был своего рода вызов для нас – интересный, интригующий. Обычно наша профессиональная позиция заключается в контекстуальном подходе к проектированию. А тут мы сами себе оказались контекстом». И вопрос: как избежать самоцитирования в положении, когда само соседство подталкивает к пространственной и образной перекличке – оказался не единственным. Для архитекторов «Остоженки» история проекта многофункционального комплекса на Пречистенской набережной, продолжавшаяся почти двадцать лет, стала настоящим тестом на стрессоустойчивость и преодоление всех возможных профессиональных задач: градостроительных, планировочных, художественных, строительных и дипломатических.
Жилой комплекс и офис на Пречистенской набережной. Реализация, 2015 Фото: И.Воронежский. © АБ Остоженка
***
 
Предыстория
Глядя на современную Пречистенскую набережную, трудно представить, что буквально сто – сто пятьдесят лет назад тут был разбит живописный парк, спускавшийся к реке от лечебницы доктора Лодера, расположенной выше по берегу. В середине XIX века, на волне промышленной революции, здесь разместилась фабрика, часть территории которой уже в тридцатые годы прошлого века отдали под бетонный завод, обслуживающий строительство Дворца Советов. Технология производства определила конфигурацию зданий и самого участка, вытянутого узкой полосой более 170 м длины вдоль набережной. В жертву конвейеру была принесена часть Хилкова переулка, превращенного в тупик, ведущий на завод.

В 1960-е годы, после отказа от планов строительства гигантского дворца и смены идеологических приоритетов, корпуса завода снесли и на их месте к Олимпиаде 1980 года были построены крытые теннисные корты. Спортивная глава истории участка закончилась в конце 1990-х, когда статус и стоимость квадратных метров земли на Остоженке начали стремительно расти. Как и многим другим зданиям по соседству, бывшему заводу предстояло пережить очередную трансформацию и стать чем-то совершенно новым, чем именно, решал в 2004 году застройщик – «Банк Москвы», который заказал проект многофункционального комплекса бюро «Остоженка».
zooming
Жилой комплекс и офисное здание на Пречистенской набережной. Ситуационный план © Остоженка
***
 
Композиция
Попытки архитекторов бюро «Остоженка» увлечь застройщика идеями реконструкции прома в тогда ещё не раскрученной лофт-стилистике успехом не увенчались. Все постройки бывшего завода были снесены. Большая часть освободившейся территории отошла под жилой комплекс, проект которого разрабатывался в «Моспроекте»-2. «Остоженке» досталась передняя линия – узкий участок вдоль набережной, отягощенный жёсткими ограничениями по высотным отметкам и выходу общих площадей.

В самом начале работы архитекторы приняли решение восстановить историческую ткань квартала и пробить сквозь участок проезд, восстанавливающий сквозное движение по Хилкову переулку. Сам комплекс на набережной оказывался разделён на две части: длинный четырёхэтажный объем высотой 17 м, протянувшийся от Турчанинова до Хилкова переулка – корпус 1, и более компактный, но и более высокий пятиэтажный блок между Хилковым и Коробейниковым переулком – корпус 3. Для цельности счёта добавили третью часть – компактный корпус 2 с отдельным входом фланкирует внутренний двор комплекса со стороны Турчанинова переулка; в зависимости от решения будущего покупателя он может стать городской виллой или офисным особняком.
Жилой комплекс и офис на Пречистенской набережной. Реализация, 2015 Фото: А.Лерер. © АБ Остоженка
Ещё одно принципиальное решение, которое помогло идеологически объединить новый комплекс со «старшим братом», соседним зданием банка – пешеходная галерея вдоль всего здания, в которую обращены подъезды и входы в общественные помещения первого этажа. Главный архитектор проекта Кирилл Гладкий так комментирует это решение: «Это была принципиальная для нас вещь. У нас в Москве такая погода, что позаботиться о пешеходах – хороший тон для архитектора. Мы сделали аналогичную галерею в банке и продолжили её здесь, подчеркнув связь между нашими проектами».
***
 
Поиск образа
Первые концептуальные проработки дома в виде нескольких блоков на едином стилобате, позволяющие сохранить визуальную связь с рекой для зданий, находящихся в глубине квартала, не были поддержаны ни заказчиком, ни городскими властями. Требовалось найти выразительное решение для протяжённого объёма, неизбежно напоминающего забор. Что делать с такой монотонной формой? Как использовать или трансформировать её горизонталь, учитывая, что комплекс будет восприниматься как фронтально – с противоположного берега реки, так и в ракурсе, при движении пешеходов и машин по Пречистенской набережной?
Первые идеи обыгрывали тему воды, архитектурную роль которой должно было исполнять стекло. Ломаные грани с чётким ритмом вертикальных импостов на витражах напоминали волны, покрытые рябью от ветра.

вариант 1: 
Жилой комплекс и офис на Пречистенской набережной. Фасады (вариант 1). Проект, 2005 © АБ Остоженка
Жилой комплекс и офис на Пречистенской набережной. Фасады (вариант 1). Проект, 2005 © АБ Остоженка
Решение оказалось слишком радикальным и было раскритиковано мэром Юрием Лужковым. Последовавшая затем смена застройщика – «Донстрой» сменил Банк «Москва» – привела не только к задержке реализации на четыре года, но и к кардинальным изменениям в облике здания.

вариант 2:
Жилой комплекс и офис на Пречистенской набережной. Фасады (вариант 2). Проект, 2009 © АБ Остоженка
В 2009 году реконструированный пром стал популярен и востребован на рынке недвижимости и архитекторы разработали несколько вариантов, продолжающих брутальную кирпичную тему. В их числе был даже вариант, учитывающий интерес заказчика к историческим стилизациям. Длинный корпус был увенчан рядом скульптур à la «Зимний дворец» или ограда «Летнего сада». Был вариант, имитирующий рядовую застройку из однотипных блоков, выступающих ризалитами из стеклянной плоскости, а также вариант, где фасадный ритм задавали прямоугольные стеклянные эркеры в ажурных металлических обрамлениях.

вариант 3:
Жилой комплекс и офис на Пречистенской набережной. Фасады (вариант 3). Проект, 2009 © АБ Остоженка
вариант 5: 
Жилой комплекс и офис на Пречистенской набережной. Фасады (вариант 5). Проект, 2009 © АБ Остоженка
вариант 6:
Жилой комплекс и офис на Пречистенской набережной. Фасады (вариант 6). Проект, 2009 © АБ Остоженка
***

Но наиболее удачным и перспективным был признан вариант со складчатой структурой фасада, состоящей из скругленных эркеров с огромными окнами. «Архитектура есть не что иное, как гармоничное членение стены. В нашем случае, когда у дома изначально были крайне неудачные пропорции, мы нашли оптимальное решение. Уступчатость, зигзагообразность фасада скрадывает его большую протяженность. При движении по набережной вы видите, как при смене ракурса и угла зрения меняется восприятие дома. Получается очень динамичная композиция», – комментирует Александр Скокан финальный вариант.
Жилой комплекс и офис на Пречистенской набережной. Реализация, 2015 Фото: А.Лерер. © АБ Остоженка
Единая тема объединяет оба корпуса, стоящих на набережной, но в каждом из них она получает индивидуальную трактовку, отвечающую параметрам здания и средовой ситуации. В корпусе 1 подчеркнута горизонтальная тема. Складчатая лента фасада высотой в три этажа словно бы парит над тротуаром, оторванная от него стеклянным стилобатом. Мерное зигзагообразное движение останавливает пятиэтажная масса корпуса 3, который, словно шипами, ощетинился угловатыми эркерами. Заглублённый витраж многосветного атриума разрезает фасад корпуса, визуально делая его ещё выше и обозначая вертикальную ось композиции в противовес горизонтали соседнего корпуса. По массе, материалам и пропорциям членений пятиэтажный объем гармонично сочетается с соседними зданиями и в первую очередь, с банком.
***
 
Память о парке
Помимо складчатой структуры фасада, здание выделяется из общего ряда застройки набережной большими окнами. Необычные размеры витражей затрудняют определение типологической принадлежности дома в соответствии со стереотипами, что в общественном здании стекло превалирует над массой стены, в жилье наоборот. При беглом взгляде трудно понять, что перед нами: офисный центр, гостиница или жилой дом. Но размер витражей – это не только дань открывающимся из дома видам, но и огромный «холст», на котором разворачивается грандиозное графическое панно, подарившее всему комплексу поэтическое имя «Кленовый дом». Идея родилась в общении с заказчиком, которого смущал радикальный модернизм и отсутствие литературной легенды, приличествующей элитному жилому комплексу в историческом центре города.
Жилой комплекс и офис на Пречистенской набережной. Реализация, 2015 Фото: А.Лерер. © АБ Остоженка
Архитекторы предложили свою версию: «Когда-то на этом месте была усадьба, потом это был парк и гуляли люди. Парка давным-давно нет, но память о нём осталась. А как она сохранилась? В какой форме может она проявиться в архитектуре? Как можно материализовать памяти об исчезнувших эпохах? Вот стеклянные окна, а на них запечатлелись деревья, тень того, чего нет, память, нарисованная на стекле», – так вспоминает этот момент Александр Скокан. Идея понравилась заказчику и для её разработки был приглашен известный художник Владимир Чайка.
Жилой комплекс и офис на Пречистенской набережной. Графическое изображение деревьев для принта на стекле. Проект, 2005 © АБ Остоженка
Жилой комплекс и офис на Пречистенской набережной. Реализация, 2015 Фото: А.Лерер. © АБ Остоженка
Сфотографировав обнаженные ветви деревьев разных пород, авторы выбрали именно клёны. Оцифровали и увеличили панораму кленовой аллеи, из фрагментов которой изготовили трафареты для нанесения принта на каждое окно при помощи специальной серебряной краски. При взгляде изнутри дома рисунок практически не заметен, а снаружи краска активно проявляется, реагируя на внешний свет. Благодаря обилию стекла и принтам, облик дома чутко отзывается на изменения погоды, делая частью архитектурного облика блики от речной воды, отражения медиакартин с фасадов ЦДХ и последние закатные лучи.
***
 
Керамика и стекло
В застройке Пречистенской набережной преобладает кирпич, отличающий прагматичные постройки рубежа XIX – XX веков, и, не менее востребованный современной архитектурой. Немногочисленные светлые здания и белокаменные декоративные элементы лишь оттеняют мощную энергетику тёмного кирпича. В этом ряду здание банка с фасадами из розоватого керамогранита воспринимается как точно найденный компромисс между кирпичом, белым камнем и серой штукатуркой. Более светлый оттенок стен и активное использование стекла позволило сгладить ощущение массивности банковского здания без потери цельности формы.
Жилой комплекс и офис на Пречистенской набережной. Реализация, 2015 Фото: А.Лерер. © АБ Остоженка
Аналогичные приемы были использованы и для нового комплекса. «Поскольку здание большое, его надо было делать крупно. Если бы мы стали членить форму, она рассыпалась бы, особенно при восприятии с противоположной стороны реки», – поясняет Кирилл Гладкий. Нужна была спокойная тема, гармонично сочетающаяся с окружением, скрадывающая значительную протяженность здания, и в тоже время, подчеркивающая фасадную пластику эркеров. Нужен был отделочный материал, обладающий индивидуальным характером и энергетикой. Кирпич в качестве отделочного материала был отвергнут по причине его неиндустриальности. Было решено использовать для отделки навесного фасада керамические панели. Из широкой палитры производителей и оттенков в итоге остановились на немецкой керамике темно-терракотового оттенка фирмы NBK.

Голубоватое энергоэффективное стекло огромных окон с проступающей графикой ветвей и тонкими металлическими импостами нивелирует массивность керамической волны. На первый взгляд даже трудно определить, что превалирует на фасаде: стекло или керамика.
Жилой комплекс и офис на Пречистенской набережной. Реализация, 2015 Фото: А.Лерер. © АБ Остоженка
Ещё более радикально решен корпус 2, который в виде отдельного независимого объема фланкирует двор жилого комплекса со стороны Турчанинова переулка. Функция и окончательная внутренняя планировка «виллы» ещё не определена и ждёт своего покупателя, так что архитекторы использовали представившуюся возможность для органичного завершения трёхчастной композиции контрастным элементом. В пику керамической пластине и полу-стеклянному, полу-керамическому блоку, этот корпус сделан практически полностью стеклянным. Лишь первый из четырёх этажей облицован белым керамогранитом, подчеркивающим обособленность «виллы», её противопоставленность основному корпусу, декларированную в лаконичной скругленной форме, напоминающей рубку океанского лайнера, рассекающего волны, пусть даже терракотовые.
Жилой комплекс и офис на Пречистенской набережной. Реализация, 2015 Фото: А.Лерер. © АБ Остоженка
Для лаконичной модернистской архитектуры крайне важно совершенство исполнение всех конструктивных элементов и деталей отделки. И архитекторы бюро «Остоженка» занимавшиеся проектом комплекса на Пречистенской набережной десят лет довели его до максимального уровня профессионального качества. К сожалению, как это часто происходит на российских стройках, заказчику этот уровень не требовался и даже мешал закончить стройку как можно скорее. Договор об авторском надзоре был расторгнут. Последний этап строительства шел уже без участия архитекторов, что повлекло за собой многочисленные отступления от авторских решений по узлам и выбору материалов. И ответственность за окончательных облик дома полностью лежит на застройщике.
Жилой комплекс и офис на Пречистенской набережной. Общие планы, -1 этаж. Проект, 2005 © Остоженка
Жилой комплекс и офис на Пречистенской набережной. Общие планы, 1 этаж. Проект, 2005 © Остоженка
Жилой комплекс и офис на Пречистенской набережной. Общие планы, 2 этаж. Проект, 2005 © Остоженка
Жилой комплекс и офис на Пречистенской набережной. Общие планы, 4 этаж. Проект, 2005 © Остоженка
Пречистенской набережной. Разрез по корпусу 3. Проект, 2005 © Остоженка
zooming
Пречистенской набережной. Разрез по лобби корпуса 1. Проект, 2005 © Остоженка
zooming
Пречистенской набережной. Разрез по корпусу 1. Проект, 2005 © Остоженка
***
 
Жизнь дома
Для архитектора, работающего в историческом контексте, мерилом успеха или неуспеха его работы служит органичность включения нового здания в существующую среду. То, насколько естественно оно войдёт в жизнь квартала или улицы, сможет ли добавить какую-то новую ноту в общую мелодию, подарит ли местным жителям или просто горожанам новые возможности или наоборот, отнимет у них какой-то компонент привычной рутины. И дело не в выбранном стиле или насыщенности функциями, а в с трудом достижимом резонансе, совпадении нового ритма уже сложившемуся биению местной жизни. Проверить это не просто, но в данном случае оказалось возможно. Готовясь к участию в выставке Арх Москва 2016 года, бюро «Остоженка» пригласило не архитектурного, а репортажного фотографа поснимать дом и жизнь вокруг него.
Жилой комплекс и офис на Пречистенской набережной. Реализация, 2015 Фото: И.Воронежский. © АБ Остоженка
Вот как комментирует Кирилл Гладкий получившийся результат: «Фотограф снял что-то совершенно другое. Архитектура стала частью жизни, кулисами для неё. Оказалось, что наш дом – отличная среда, фон для простых жизненных ситуаций: люди назначают там свидания, стоят, разговаривают, ездят на велосипедах, скейтбордах, ещё что-то постоянно происходит. И это очень здорово».
Жилой комплекс и офис на Пречистенской набережной. Реализация, 2015 Фото: И.Воронежский.© АБ Остоженка
Жилой комплекс и офис на Пречистенской набережной. Реализация, 2015 Фото: И.Воронежский. © АБ Остоженка
Ниже проекты общественных зон комплекса.
Жилой комплекс и офис на Пречистенской набережной. Интерьеры общественных зон корпуса 3. Проект, 2009 © АБ Остоженка
Жилой комплекс и офис на Пречистенской набережной. Интерьеры общественных зон корпуса 1. Проект, 2009 © АБ Остоженка
Жилой комплекс и офис на Пречистенской набережной. Интерьеры общественных зон корпуса 3. Проект, 2009 © АБ Остоженка


Архитектор:

Кирилл Гладкий
Александр Скокан

Мастерская:

АБ Остоженка

Проект:

Жилой комплекс и офис на Пречистенской набережной
Россия, Москва, Пречистенская наб. вл. 5-7

Авторский коллектив:
Архитекторы: А. Скокан, К. Гладкий, К. Бердникова, М. Елизарова, С. Каверина, К. Капустина, А. Скачкова,
при участии: К. Артемьев, И. Воронежский, М. Скороход

2009 – 2015

Заказчик: ЗАО «Чайка Девелопмент»

03 Апреля 2017

author pht

Автор текста:

Елена Петухова

Поставщики, технологии

RHEINZINK Для отделки выступающих лестничных клеток, парапетов и верхней части фасадов в технике фальца потребовалось 17 тонн титан-цинка RHEINZINK prePATINA blaugrau (с серо-голубым цветом поверхности), что обеспечило зданию надёжную защиту от атмосферных воздействий и придало дополнительную эстетику.
«Юкон Инжиниринг»

Технологии и материалы

Японские технологии на родине дымковской игрушки
В Кирове появился новый 15-этажный жилой дом, спроектированный московским архитектором Алексеем Ивановым. Для отделки фасада использовались японские панели KMEW, предназначенные специально для высотного строительства.
Переплетение и контраст
Два московских проекта, в которых архитекторы сочетают панели с разными фактурами из фиброцемента EQUITONE, добиваясь выразительности фасадов.
Вентиляционная створка Venta – современное решение...
Venta обеспечивает безопасное и быстрое проветривание помещений, не создавая сквозняков. Она идеально комбинируется с остекленными и глухими элементами большой площади, а гибкая интеграция системы в любой фасад объекта является отличным решением для архитекторов и проектировщиков.
«Тихий рассвет» – цвет года по версии AkzoNobel
Созданный по итогам масштабных исследований цветовых трендов, проводящихся экспертами со всего мира, этот цвет призван запечатлеть суть того, что делает нас более человечными на заре нового десятилетия.
Разреши себе творить
Бренд DULUX выпустил новую линейку инновационных красок «Легко обновить». В нее вошло всего три продукта, но с их помощью можно преобразить весь дом или квартиру самостоятельно и всего за несколько часов.
Архитекторы из Томска создали мультикомфорт на международном...
По итогам международного архитектурного конкурса «Мультикомфорт от Сен-Гобен» проект российских студентов был отмечен специальным призом. Россия участвует в мероприятии в 8-й раз, но награду получила впервые. Рассказываем, как команде из Томска удалось реализовать концепцию мультикомфортного жилья и чем важен этот конкурс.

Сейчас на главной

Третий масштаб
На сложном участке в Одинцовском округе Подмосковья «Студия 44» спроектировала вторую очередь гимназии им. Е.М. Примакова – школу с мощным демократическим пафосом и архитектурой в духе итальянского рационализма.
Музей на семи ветрах
В Шанхае на берегу реки Хуанпу построен музей Уэст-Банд. Авторы проекта – David Chipperfield Architects. Первые пять лет там будет показывать свои выставки Центр Помпиду.
Изгибы дюн
Комплекс апартаментов в Сестрорецке с криволинейными формами и выдающейся инфраструктурой, позволяющей охарактеризовать место как парк здоровья или дачу нового типа.
Отдых на Желтой реке
Бутик-отель Lost Villa шанхайской мастерской DAS Lab на границе Внутренней Монголии повторяет форму традиционного местного поселения.
Кирпич старый и новый
В центре Манчестера строится жилой квартал KAMPUS по проекту Mecanoo на 533 квартиры: жилье, кафе и магазины расположатся в новых корпусах и исторических складах из кирпича, а также в бетонной башне 1960-х годов.
Пресса: Где будет центр
Сейчас город — это прежде всего его центр, центром он опознается и остается в голове. Город будущего требует деконструкции центра настоящего. Вопрос: а будет ли у него другой центр?
Консоли над полем
Школьное здание по проекту BIG в пригороде Вашингтона составлено из пяти раскрывающихся как веер ярусов, облицованных белым глазурованным кирпичом.
Бегство из Вавилона
Заметки об инсталляции Александра Бродского для книг Анны Наринской – «Невавилонской библиотеке» в Центре толерантности.
«Вариации на тему»
Плавучие дома по проекту Attika Architekten на канале в центре Нидерландов получили фасады из фиброцементных панелей EQUITONE [natura].
Тонкая игра
Клубный дом в Большом Козихинском, – пример архитектурного разговора о методах и источниках стилизации, врастающей в современные тенденции. С ярким акцентом, вдохновленным работой Льва Бакста для «Дягилевских сезонов».
Профсоюзное движение
В Британии основан профсоюз архитекторов и всех других сотрудников архитектурных бюро, включая секретарей, менеджеров, техников.
Визит в вечную мерзлоту
Архитекторы Snøhetta представили проект посетительского центра The Arc при Всемирном хранилище семян и Мировом архиве на Шпицбергене.
Пресса: Гидроэлектробазилика
Знаменитый итальянский архитектор Ренцо Пьяно и команда фонда V-A-C, основанного бизнесменом Леонидом Михельсоном, рассказали о будущем, пожалуй, самого амбициозного культурного проекта последних лет — ГЭС-2.
Опыты для ржавого ожерелья
Вторая российская молодежная архитектурная биеннале в Казани была посвящена реконструкции промзон. 30 финалистов выполнили проекты для двух конкретных участков столицы Татарстана. Представляем проекты победителей.
Вырасти свой сад
Конгресс World Urban Parks, прошедший в Казани, получился больше про общественные места и энергичных людей, чем собственно про парки. Публикуем самое интересное и полезное из того, что удалось услышать и увидеть.
Велосипеды под холмами
Новая площадь по проекту COBE на кампусе Копенгагенского университета – это холмистый ландшафт, где есть стоянки для велосипедов, театр под открытым небом и «влажные биотопы».
Три корабля
Павильон Италии на Экспо-2020 в Дубае спроектировали архитекторы CRA-Carlo Ratti Associati, Italo Rota Building Office и matteogatto&associati.
Течение краски
В Медийном центре парка Зарядье открылась выставка четырех художников, рисующих города: Альваро Кастаньета, Томаса Шаллера, Сергея Чобана и Сергея Кузнецова. Впервые в Москве такого рода выставка сопровождается иммерсивной экспозицией.
Мозаика функций
Комплекс Agora по проекту Ropa & Associés в Меце на востоке Франции соединил в себе медиатеку, общественный центр и «цифровое» рабочее пространство.
Книги в саду
Бюро «А.Лен» и KCAP Architects&Planners спроектировали для Воронежа жилой комплекс, вдохновляясь Иваном Буниным и пейзажами средней полосы. Получилось современно и свежо.
Комиксы на фасаде
В бывшей мюнхенской промзоне открылось многофункциональное здание WERK12 по проекту MVRDV: сейчас оно вмещает рестораны, фитнес-клуб и офисы, но подходит и для любого другого использования.
Космический ветер
Построенный по проекту бюро ASADOV аэропорт «Гагарин» сочетает выверенную планировочную структуру и культурную программу с авторскими решениями – архитектурным и дизайнерским, в которых угадывается ностальгия по тем временам, когда наша страна шла в светлое будущее и космос был частью жизни каждого.
Пресса: Как в город вернется производство
В том, что постиндустриальный город ничего не производит, есть нечто тревожное. Понятно, что он производит знания и услуги, понятно, что он производит много чего для себя (поэтому пищевая промышленность в Москве даже растет), но как же без всего остального?
Укрупнение
В Гостином дворе открылся очередной фестиваль «Зодчество». Под октябрьским московским солнцем спорят между собой две тенденции: прекрасного будущего и великолепного настоящего.
Между городом и вузом
В Аделаиде на юге Австралии появилась первая постройка Snøhetta на этом континенте: университетский спорткомплекс с актовым залом и открытыми лестницами-трибунами.
«Вечность» переставит всё местами
Куратором «Зодчества» 2020 года назван Эдуард Кубенский с темой «Вечность», об этом сообщил сегодня на пресс-конференции президент САР Николай Шумаков. Программа звучит смело, читайте в нашем материале.