Институт культурной автономии

Здание Саамского парламента Норвегии в Карасйоке.

10 Июля 2017
mainImg
Проект:
Парламент Лапландии в Карасйоке
Норвегия, Карасйок

Авторский коллектив:
Stein Halvorsen & Christian Sundby

2000
Компaния:
представительство компании RHEINZINK на Архи.ру
Контакты:
Россия, 129343, Москва, пр-д Серебрякова 14Б
0 Саамский народ, населяющий север Скандинавии, разделен государственными границами, но где бы ни жили саамы – в Швеции, России, Финляндии или Норвегии – им одинаково важно сохранять культурную идентичность. В Норвегии они также добились и значительной политической автономии, и символ ее – оригинальное здание Саамского парламента, построенного в городе Карасйок. Его архитектурный образ подчеркивает выбор материала -титан-цинка RHEINZINK.
Здание парламента Лапландии в Карасйоке. Фотография © RHEINZINK

Карасйок расположен в 300 км севернее Полярного круга. 1500 его жителей, большинство из которых – саамского происхождения, живут в маленьких сборных домах. В городе базируются радиостанция, вещающая на саамском языке, народный университет и самая крупная саамская библиотека в мире, поэтому этот признанный центр саамской культуры и был выбран местом для строительства парламента. В 1995 был проведен конкурс на проект здания Саамского парламента Норвегии – Саметингета. Победителями стали архитекторы из Осло Стейн Хальворсен (Stein Halvorsen) и Кристиан Сандбю (Christian Sundby). Они учли в своем проекте под названием «69,3° севера» все требования заказчиков и потому опередили остальных 46 участников конкурса. В их постройке, открывшейся в 2000, сочетаются элементы традиционной для Норвегии каркасной конструкции из дерева с другими материалами, в особенности цинком.
Здание парламента Лапландии в Карасйоке. Фасад и внутренний двор. Фото: Sámediggi Sametinget via Wikimedia Commons. Лицензия CC BY-SA 2.0

Издалека заметен возвышающийся над верхушками сосен «шатер» Саметингета. Вблизи виден весь комплекс: полукруглое крыло офисов охватывает столовую и библиотеку, а через стеклянный переход с ним соединен зал для пленарных заседаний. Его конусная форма напоминает о традиционных жилищах саамов – вежах. Для естественного освещения интерьера часть конуса остеклена, остальные стены обшиты древесиной сибирской лиственницы, а акценты расставлены с помощью панелям титан-цинка RHEINZINK. В общей сложности, около 1000 м2 фасада были облицованы титан-цинком RHEINZINK в технике двойного стоячего фальца силами компании Blikkenslager Olaf Hansen AS из Тронхейма. Кровля Саамского парламента площадью более 1100 м² была облицована материалом RHEINZINK с поверхностью prePATINA walzblank. Благодаря этому здание получило долговечную защиту из экологически безопасного материала, не требующего обслуживания и ремонта на протяжении всего своего длительного срока службы даже в таком регионе, как Финнмарк, где температура опускается ниже 50°С.
Здание парламента Лапландии в Карасйоке. Фото: Sámediggi Sametinget via Wikimedia Commons. Лицензия CC BY-SA 2.0

Так как на климат области оказывают влияние как океан, так и тундра, температура может значительно изменяться – особенно в минусовую сторону из-за сильных ветров. Тем не менее, конструкция крыши мало отличается от примеров в других северных районах Норвегии. Соответствующие требования по теплозащите составляют 20 см для стен и 30 см для крыш.

Ниже приведены технические характеристики покрытий крыши и фасада, выполненных в технике фальца.
 
Конструкция крыши по направлению от снаружи во внутрь 
 
RHEINZINK – двойной стоячий фальц
Толщина металла 0,70 мм
Длина картины (панели) ~ 7,00 м
Ширина картины (на конусе) 450 мм до 530
мм
 
Структурный мат Bauder TOP VENT 02 NSK 
Мембрана на битумной основе, швы проклеены 
Обрешётка 24 mm (в Норвегии обычно используют 22 mm) 
Высота вентзазора 8 cm 
гидро- ветрозащитная пленка, швы проклеены 
утеплитель 30 cm 
пароизоляционная мембрана, sd-≥100 m 
зона расположения коммуникаций 
Плита из гипсокартона 
Здание парламента Лапландии в Карасйоке. Фото: Sámediggi Sametinget via Wikimedia Commons. Лицензия CC BY-SA 2.0

Эта стандартная для Скандинавии и особенно для Норвегии конструкция кровли служит правилом для применения материала RHEINZINK в технике фальца.
 
Следует отметить высокое мастерство исполнения кровельных работ, требовавших особую точность и минимального отклонения от проектного расчёта, например, 8 мм вентзазора, а также совместный поиск оптимальных решений, который вели кровельщики и проектировщики.
 
Использование структурного мата Bauder TOP VENT 02 NSK поверх мембраны на битумной основе – необычное решение. Здесь было бы достаточно применить Enkamat 7008 – согласно рекомендациям RHEINZINK.
Здание парламента Лапландии в Карасйоке. Фото: Sámediggi Sametinget via Wikimedia Commons. Лицензия CC BY-SA 2.0
Здание парламента Лапландии в Карасйоке. Фото: Sámediggi Sametinget via Wikimedia Commons. Лицензия CC BY-SA 2.0

Технические данные по крыше
 
Для покрытия 1100 m² кровли использовались рулоны RHEINZINK шириной 600 мм и толщиной металла 0,70 мм. На значительной части этой площади использовались картины конусной формы шириной от 450 до 530 мм, изготовленные на станке фирмы SCHLEBACH. Профили выполнены в технике двойного стоячего фальца, а в месте примыкания к карнизу - одинарным стоячим фальцем. 
Здание парламента Лапландии в Карасйоке. Фото: Sámediggi Sametinget via Wikimedia Commons. Лицензия CC BY-SA 2.0
zooming
Здание парламента Лапландии в Карасйоке. Фото: W.Rebel via Wikimedia Commons. Лицензия CC BY 3.0

Технические данные по фасаду
 
Для облицовки фасада и завершения применялся материал RHEINZINK prePATINA blaugrau, смонтированный в технике углового стоячего фальца. В местах изгибов требовались сотни «придавленных» фальцев.
 
Прочие арки высотой до 3-х метров были выполнены в технике навесного фальца с длиной картин от 2-х до 2,5 м.
 
* * *
Экстремальные климатические условия Финнмарка были серьезным вызовом как для монтажников, так и для материала RHEINZINK, однако результатом этой сложной работы стало здание, чья архитектура, качество строительных материалов и их монтажа получили признание далеко за пределами этого региона. 
Здание парламента Лапландии в Карасйоке. Фото: Sámediggi Sametinget via Wikimedia Commons. Лицензия CC BY-SA 2.0
Здание парламента Лапландии в Карасйоке. Фото: Bel Adone via Wikimedia Commons. Фото находится в общем доступе
Здание парламента Лапландии в Карасйоке. Фотография © RHEINZINK

Поставщики, технологии

Проект:
Парламент Лапландии в Карасйоке
Норвегия, Карасйок

Авторский коллектив:
Stein Halvorsen & Christian Sundby

2000

10 Июля 2017

RHEINZINK: другие статьи и новости
Помпиду наизнанку
Ренцо Пьяно и ГЭС-2 уже сравнивали с Аристотелем Фиораванти и Успенским собором. И правда, она тоже поражает высотой и светлостию, но в конечном счете оказывается самой богатой коллекцией узнаваемых мотивов стартового шедевра Ренцо Пьяно и Ричарда Роджерса, Центра Жоржа Помпиду в Париже. Мотивы вплавлены в сетку шуховских конструкций, покрашенных в белый цвет, и выстраивают диалог между 1910, 1971 и 2021 годом, построенный на не лишенных плакатности отсылок к главному шедевру. Базиликальное пространство бывшей электростанции десакрализуется практически как сам музей согласно концепции Терезы Мавики.
Живой дизайн для фасадов
Скучные однообразные фасадные решения уходят в прошлое с появлением новых дизайнерских решений от RHEINZINK: с разнообразием привлекательных вариантов дизайна любая поверхность теперь становится многомерным, несомненно, привлекающим внимание, зрелищем.
Дом как ансамбль
Дом Парбху в Йоханнесбурге, напоминающий композицией целый поселок, получил фасады и кровлю из титан-цинка RHEINZINK.
Игра контрастов титан-цинка
История о превращении домика-стилизации в небольшой, но свежий пример современной архитектуры, в разговоре Леонида Голованова, директора российского представительства компании RHEINZINK, с ее авторами – архитекторами Алексеем Афоничкиным и Сергеем Марковым, партнерами Архитектурного бюро А4.
Цинковая башня
Жилая башня, построенная по проекту бюро Zecc Architecten в Утрехте, благодаря своей форме и облицовке цинковыми панелями RHEINZINK одновременно отдает дань фабричному прошлому территории и являет собой пример остросовременной архитектуры.
Технологии и материалы
Optima – красота акустики
Акустические панели Armstrong Optima от Knauf Ceiling Solutions – эстетика, функциональность и широкие возможности использования.
Кирпичный модернизм
​Старший научный сотрудник Музея архитектуры им. А.В. Щусева, искусствовед Марк Акопян – о том, как тысячелетняя строительная история кирпича в XX веке обрела новое измерение благодаря модернизму. Публикуем тезисы выступления в рамках семинара «Городские кварталы», организованного компанией «КИРИЛЛ» и Кирово-Чепецким кирпичным заводом
Из чего сделан фасад дома-победителя «Золотого Трезини»?
Для реконструкции и нового строительства в исторической части Васильевского острова архитекторы бюро «Проксима» использовали кирпич Terca Stockholm концерна Wienerberger и фасадную плитку ZEITLOS от Stroeher. Материалы поставила компания «Славдом».
Delabie ставит на черный
Компания Delabie представляет линейку сантехнических изделий Black Spirit, выполненных в матовом черном покрытии. В нее вошли как раковины, смесители и унитазы, так и многочисленные аксессуары, позволяющие добиться эффекта total black.
Мода на плинфу
Коммерческий директор Кирово-Чепецкого кирпичного завода Данил Вараксин в рамках семинара «Городские кварталы» представил архитекторам российский кирпич ригельного формата
Строительный атом архитектуры
В рамках семинара «Городские кварталы» архитектор Роман Леонидов проследил историю кирпичного строительства от древнего Вавилона до наших дней.
Материя с гибким характером
Алюминий – разнообразный материал, он работает в широком в диапазоне от гибкого дигитального футуризма – до имитации естественных поверхностей, подходящих для реконструкций и даже стилизаций. Рассказываем о 7 новых жилых комплексах, в которых использован фасадный алюминий компании Cladding Solutions.
История в кирпиче. В Музее архитектуры прошел семинар...
Компания «КИРИЛЛ» и Кирово-Чепецкий кирпичный завод в партнерстве с Музеем архитектуры им. А.В. Щусева провели семинар для архитекторов, представив самый широкий взгляд на материал, от истоков и философии работы с кирпичом в разные исторические эпохи до современных особенностей технологии и производства.
Плитка BRAER: рассчет на века
Метод вибропрессования делает тротуарную плитку BRAER прочной, а технология ColorMix позволяет добиваться многообразия оттенков. При правильном монтаже изделие будет сохранять свои свойства десятки лет. Рассказываем о важных нюансах при укладке и эксплуатации.
Экология вне времени
Компания «Новые горизонты» разработала линейку игровых площадок, выполненных в природном стиле и из экологичных материалов, которые прослужат долгие годы.
Реставраторы провели работы в мемориальном комплексе...
В Беслане прошла выездная школа реставрации Союза реставраторов России. Ее участники выполнили восстановительные и консервационные работы на руинах школы №1. Проект состоялся при поддержке компании Baumit, специалистов в области реставрации исторических зданий.
МасТТех. Этапы большого пути
Алюминиевые архитектурные конструкции Masttech используют в своих проектах архитекторы ведущих бюро, таких как СПИЧ, ATRIUM, ТПО «Резерв». Не так давно специалисты компании разработали – по техническому заданию АБ Цимайло, Ляшенко и Партнеры – эксклюзивное решение оконно-витражного блока, который монтируется сразу на два этажа.
Шесть общественных комплексов, реализованных с применением...
Технологии КНАУФ АКВАПАНЕЛЬ® давно завоевали признание в отечественной строительной отрасли. Особенно в области общественных зданий, к которым предъявляются особые требования по безопасности, огнестойкости, вандалоустойчивости. При этом, технологии «сухого строительства» значительно сокращают монтажные работы.
Кирпич плюc: с чем дружит кладка
С какими материалами стоит сочетать кирпич, чтобы превратить здание в архитектурное событие? Отвечаем на вопрос, рассматривая знаковые дома, построенные в Петербурге при участии компании «Славдом».
Pipe Module: лаконичные световые линии
Новинка компании m³light – модульный светильник из ударопрочного полиэтилена. Из такого светильника можно составлять различные линии, подчеркивая архитектуру пространства
Сейчас на главной
Архсовет Москвы – 78
Совет поддержал проект 400-метровой офисной башни, которая дополнит Сити и станет продолжением моста Багратион. Экспертам понравилась ярусная композиция, «интерактивный» фасад и функциональная насыщенность.
Маршрут построен
При поддержке фонда DICTUM FACTUM вышел в свет путеводитель по новейшей архитектуре Санкт-Петербурга, составленный Анной Мартовицкой. Делимся впечатлениями о книге.
WAF Inside 2022: идти на свет
Премия WAF Inside отмечает интерьеры, способные менять общество. В этом году гран-при взял проект детской библиотеки в китайской деревушке – жюри оценило возрождение плотницких техник и объединяющий характер этой работы.
Критерии доступности
Организаторы конференции «Комфортный город», которая прошла на прошлой неделе в Москве, поделились с нами стенограммой мероприятия – публикуем.
«Иллюминаторы» в окружающий мир
Zaha Hadid Architects представили проект нового здания Научного центра в Сингапуре: музея, знакомящего детей и взрослых с основами точных и естественных наук, а также с принципами устойчивого развития.
WAF 2022: строить мосты
Всемирный фестиваль архитектуры подвел итоги. Выбор жюри указывает на важность взаимодействия людей друг с другом и опытом прошлого: победила реконструкция офисной башни, маршрут-мост и программа восстановления традиционного ландшафта. Рассказываем о проектах, взявших гран-при, а также приводим комментарии очевидцев, добравшихся до фестиваля.
Строители и первопроходцы
В рамках конкурса на лучшую идею памятника в честь 50-летия БАМа в Музее архитектуры прошла лекция Марка Акопяна, посвященная архитектурному и градостроительному наследию проекта. Публикуем тезисы выступления
Трапеза с видом
Для интерьера ресторана Da Vittorio в основании башни Allianz в Милане Андреа Маффеи выбрал стиль, который по его мнению больше всего подходит крупным современным мегаполисам и ориентирован на активную городскую молодежь.
Путь завода
На прошлой неделе в новом центре изучения конструктивизма «Зотов» открылась первая выставка: «1922. Конструктивизм. Начало». Идея создания центра принадлежит Сергею Чобану, а проект ближайших домов, приспособления здания хлебозавода к музейной функции, и дизайн его первой экспозиции архитектор разработал в соавторстве с коллегами по АБ СПИЧ. Мы решили, что такой комплексный проект надо рассматривать целиком – так получился лонгрид о конструктивизме на Пресне, консервации, новациях, многослойном подходе и надежде.
Храм спорта
В Ла-Пас началось строительство стадиона для футбольного клуба «Боливар», сильнейшего в Боливии. Авторы проекта – испанцы L35 Arquitectos.
Три проекта для Подмосковья
Публикуем три из пяти проектов, представленных в рамках VI Форума проектировщиков Московской области в качестве образцовой работы с территориями и с проектной документацией. Надеемся чуть позже показать еще два, более масштабных.
Откопать счастье
Проект «Архитектура + Археология», курированный бюро KATARSIS, совершенно справедливо был отмечен гран-при Открытого города. Он гигантский, романтичный, интерактивный и, я бы так сказала, меланхолически-позитивный. Если МАРШ съедали город, то тут откапывали из песка и исследовали. А еще – авторы дали нам ооочень подробный отчет. Настоящие археологи.
Вопрос циркуляции
В Париже завершилась многолетняя реконструкция исторического комплекса Национальной библиотеки Франции: теперь там расположены научные институты и музейные залы. Авторы проекта – Atelier Gaudin Architectes.
Ось Савеловского
БЦ в окружении крупной городской развязки у Савеловского вокзала берет на себя роль пространственной оси – то есть оси вращения: закручивается спиралью, чередуя идеальное стекло этажей с глубокими уступами междуярусных перекрытий, в которые спрятаны изобретенные архитекторами форточки. Оно скульптурно и претендует на роль нового городского акцента несмотря на сравнительно небольшой – девятиэтажный – рост.
Пресса: Подменное настоящее
Иногда так любишь какое-нибудь прошлое, что как-то забываешь, когда живешь, сейчас или тогда, особенно если «сейчас» отличается от «тогда» достаточно резко. В случае, если настоящее не отличается от прошлого — и даже старательно не отличается, стремится с ним отождествиться,— любить и забываться сложнее.
Из созвездия Ворона
Cheng Chung Design (CCD) создало в интерьерах отеля W в городе Чанша модель Вселенной, предлагая постояльцам совершить космическое путешествие.
И в зной, и в стужу
Бюро Megabudka, известное разнообразными исследованиями творческих проблем, поделилось с нами статьей Артема Укропова, посвященной наработкам в области проектирования детских площадок в разных климатических условиях. Не то чтобы все изложенное в ней совершенно ново и неожиданно, но собрано вместе. Делимся.
Панъевропейский проект
Конкурс на проект реконструкции здания Европейского Парламента в Брюсселе выиграл консорциум Europarc из пяти континентальных мастерских.
Ода к ОАМ
В Петербурге начала работу VIII архитектурная биеннале. На дискуссии, где обсуждалось архитектурное просвещение, зал и председатель ОАМ попросили у редакции Архи.ру больше критики. Мы решили попробовать, и начать с самой выставки.
Убежище и пропитание, или съесть архитектуру
Самый вкусный, красивый и чувственный проект Открытого города – показываем третьим в нашей редакционной подборке. Каждый гастрономический сюжет сопровожден в нем внушительной, так сказать, арх-подготовкой, от референсов до аксонометрии. Так и хочется его съесть. Ну, его и съели.
Конечно можно
Рузанна Аветисян придумала для салона красоты в Казани интерьер, в котором посетитель чувствует себя как дома и погружается в приятные воспоминания о детстве и путешествиях. Уютное пространство в природной гамме дополняют фактурные детали: сухой борщевик, плетеные светильники или панно, сотканное из сорго.
Незаброшенная типография
Показываем три проекта урбанистического лагеря в Себеже, который был посвящен возрождению здания бывшей типографии. Победила команда под руководством Евгении Репиной и Сергея Малахова с проектом, который предлагает очень деликатные вкрапления в существующее здание.