Институт культурной автономии

Здание Саамского парламента Норвегии в Карасйоке.

mainImg
Проект:
Парламент Лапландии в Карасйоке
Норвегия, Карасйок

Авторский коллектив:
Stein Halvorsen & Christian Sundby

2000
Саамский народ, населяющий север Скандинавии, разделен государственными границами, но где бы ни жили саамы – в Швеции, России, Финляндии или Норвегии – им одинаково важно сохранять культурную идентичность. В Норвегии они также добились и значительной политической автономии, и символ ее – оригинальное здание Саамского парламента, построенного в городе Карасйок. Его архитектурный образ подчеркивает выбор материала -титан-цинка RHEINZINK.
Здание парламента Лапландии в Карасйоке. Фотография © RHEINZINK

Карасйок расположен в 300 км севернее Полярного круга. 1500 его жителей, большинство из которых – саамского происхождения, живут в маленьких сборных домах. В городе базируются радиостанция, вещающая на саамском языке, народный университет и самая крупная саамская библиотека в мире, поэтому этот признанный центр саамской культуры и был выбран местом для строительства парламента. В 1995 был проведен конкурс на проект здания Саамского парламента Норвегии – Саметингета. Победителями стали архитекторы из Осло Стейн Хальворсен (Stein Halvorsen) и Кристиан Сандбю (Christian Sundby). Они учли в своем проекте под названием «69,3° севера» все требования заказчиков и потому опередили остальных 46 участников конкурса. В их постройке, открывшейся в 2000, сочетаются элементы традиционной для Норвегии каркасной конструкции из дерева с другими материалами, в особенности цинком.
Здание парламента Лапландии в Карасйоке. Фасад и внутренний двор. Фото: Sámediggi Sametinget via Wikimedia Commons. Лицензия CC BY-SA 2.0

Издалека заметен возвышающийся над верхушками сосен «шатер» Саметингета. Вблизи виден весь комплекс: полукруглое крыло офисов охватывает столовую и библиотеку, а через стеклянный переход с ним соединен зал для пленарных заседаний. Его конусная форма напоминает о традиционных жилищах саамов – вежах. Для естественного освещения интерьера часть конуса остеклена, остальные стены обшиты древесиной сибирской лиственницы, а акценты расставлены с помощью панелям титан-цинка RHEINZINK. В общей сложности, около 1000 м2 фасада были облицованы титан-цинком RHEINZINK в технике двойного стоячего фальца силами компании Blikkenslager Olaf Hansen AS из Тронхейма. Кровля Саамского парламента площадью более 1100 м² была облицована материалом RHEINZINK с поверхностью prePATINA walzblank. Благодаря этому здание получило долговечную защиту из экологически безопасного материала, не требующего обслуживания и ремонта на протяжении всего своего длительного срока службы даже в таком регионе, как Финнмарк, где температура опускается ниже 50°С.
Здание парламента Лапландии в Карасйоке. Фото: Sámediggi Sametinget via Wikimedia Commons. Лицензия CC BY-SA 2.0

Так как на климат области оказывают влияние как океан, так и тундра, температура может значительно изменяться – особенно в минусовую сторону из-за сильных ветров. Тем не менее, конструкция крыши мало отличается от примеров в других северных районах Норвегии. Соответствующие требования по теплозащите составляют 20 см для стен и 30 см для крыш.

Ниже приведены технические характеристики покрытий крыши и фасада, выполненных в технике фальца.
 
Конструкция крыши по направлению от снаружи во внутрь 
 
RHEINZINK – двойной стоячий фальц
Толщина металла 0,70 мм
Длина картины (панели) ~ 7,00 м
Ширина картины (на конусе) 450 мм до 530
мм
 
Структурный мат Bauder TOP VENT 02 NSK 
Мембрана на битумной основе, швы проклеены 
Обрешётка 24 mm (в Норвегии обычно используют 22 mm) 
Высота вентзазора 8 cm 
гидро- ветрозащитная пленка, швы проклеены 
утеплитель 30 cm 
пароизоляционная мембрана, sd-≥100 m 
зона расположения коммуникаций 
Плита из гипсокартона 
Здание парламента Лапландии в Карасйоке. Фото: Sámediggi Sametinget via Wikimedia Commons. Лицензия CC BY-SA 2.0

Эта стандартная для Скандинавии и особенно для Норвегии конструкция кровли служит правилом для применения материала RHEINZINK в технике фальца.
 
Следует отметить высокое мастерство исполнения кровельных работ, требовавших особую точность и минимального отклонения от проектного расчёта, например, 8 мм вентзазора, а также совместный поиск оптимальных решений, который вели кровельщики и проектировщики.
 
Использование структурного мата Bauder TOP VENT 02 NSK поверх мембраны на битумной основе – необычное решение. Здесь было бы достаточно применить Enkamat 7008 – согласно рекомендациям RHEINZINK.
Здание парламента Лапландии в Карасйоке. Фото: Sámediggi Sametinget via Wikimedia Commons. Лицензия CC BY-SA 2.0
Здание парламента Лапландии в Карасйоке. Фото: Sámediggi Sametinget via Wikimedia Commons. Лицензия CC BY-SA 2.0

Технические данные по крыше
 
Для покрытия 1100 m² кровли использовались рулоны RHEINZINK шириной 600 мм и толщиной металла 0,70 мм. На значительной части этой площади использовались картины конусной формы шириной от 450 до 530 мм, изготовленные на станке фирмы SCHLEBACH. Профили выполнены в технике двойного стоячего фальца, а в месте примыкания к карнизу - одинарным стоячим фальцем. 
Здание парламента Лапландии в Карасйоке. Фото: Sámediggi Sametinget via Wikimedia Commons. Лицензия CC BY-SA 2.0
zooming
Здание парламента Лапландии в Карасйоке. Фото: W.Rebel via Wikimedia Commons. Лицензия CC BY 3.0

Технические данные по фасаду
 
Для облицовки фасада и завершения применялся материал RHEINZINK prePATINA blaugrau, смонтированный в технике углового стоячего фальца. В местах изгибов требовались сотни «придавленных» фальцев.
 
Прочие арки высотой до 3-х метров были выполнены в технике навесного фальца с длиной картин от 2-х до 2,5 м.
 
* * *
Экстремальные климатические условия Финнмарка были серьезным вызовом как для монтажников, так и для материала RHEINZINK, однако результатом этой сложной работы стало здание, чья архитектура, качество строительных материалов и их монтажа получили признание далеко за пределами этого региона. 
Здание парламента Лапландии в Карасйоке. Фото: Sámediggi Sametinget via Wikimedia Commons. Лицензия CC BY-SA 2.0
Здание парламента Лапландии в Карасйоке. Фото: Bel Adone via Wikimedia Commons. Фото находится в общем доступе
Здание парламента Лапландии в Карасйоке. Фотография © RHEINZINK
Проект:
Парламент Лапландии в Карасйоке
Норвегия, Карасйок

Авторский коллектив:
Stein Halvorsen & Christian Sundby

2000

10 Июля 2017

Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.
Сады как вечность
Экспозиция «Вне времени» на фестивале A-HOUSE объединяет работы десяти бюро с опытом ландшафтного проектирования, которые размышляли о том, какие решения архитектора способны его пережить. Куратором выступило бюро GAFA, что само по себе обещает зрелищность и содержательность. Коротко рассказываем об участниках.
Розовый vs голубой
Витрина-жвачка весом в две тонны, ковролин на стенах и потолках, дерзкое сочетание цветов и фактур превратили магазин украшений в место для фотосессий, что несомненно повышает узнаваемость бренда. Автор «вирусного» проекта – Елена Локастова.
Образцовая ностальгия
Пятнадцать лет компания Wuyuan Village Culture Media Company занимается возрождением горной деревни Хуанлин в китайской провинции Цзянси. За эти годы когда-то умирающее поселение превратилось в главную туристическую достопримечательность региона.
IPI Award 2023: итоги
Главным общественным интерьером года стал туристско-информационный центр «Калужский край», спроектированный CITIZENSTUDIO. Среди победителей и лауреатов много региональных проектов, но ни одного петербургского. Ближайший конкурент Москвы по числу оцененных жюри заявок – Нижний Новгород.
Пресса: Набросок города. Владивосток: освоение пейзажа зоной
С градостроительной точки зрения самое примечательное в этом городе — это его план. Я не знаю больше такого большого города без прямых улиц. Так может выглядеть план средневекового испанского или шотландского борго, но не современный крупный город
Птица земная и небесная
В Музее архитектуры новая выставка об архитекторе-реставраторе Алексее Хамцове. Он известен своими панорамами ансамблей с птичьего полета. Но и модернизм научился рисовать – почти так, как и XVII век. Был членом партии, консервировал руины Сталинграда и Брестской крепости как памятники ВОВ. Идеальный советский реставратор.