English version

Вышивка по фасаду

Новая версия проекта редевелопмента территории Уральского приборостроительного завода от T+T Architects.

mainImg
Мастерская:
Т+Т Architects https://tt-arch.ru/
Проект:
Многофункциональный жилой комплекс на территории приборостроительного завода в Екатеринбурге. Второй проект
Россия, Екатеринбург, ул. Горького, д. 17

Авторский коллектив:
Руководитель архитектурной мастерской: С. Труханов
Руководитель проектного отдела: А. Бровкин
Главный архитектор проекта: Н. Макаров
Ведущий архитектор: А. Моисеев
Архитектор: А. Фадеев, Е. Степанова, Д. Караджан, В. Куприянов
Главный архитектор проекта (интерьеры): П. Воеводина

2014 — 2016

Заказчик: PRINZIP Недвижимость
Утвержденный заказчиком проект многофункционального жилого комплекса на территории Уральского приборостроительного завода, реализацию которого планируется начать в скором времени, существенно отличается от концепции, полтора года назад позволившей бюро Т+Т Architects выиграть объявленный администрацией Екатеринбурга конкурс. При этом неизменными остались принципиальные идеологические моменты – именно они, по признанию жюри, способствовали победе московских архитекторов: уважение к градостроительной ткани центральной части Екатеринбурга, сохранение исторического облика фасадов, использование в декоре традиционных уральских орнаментов. Что же касается функционального и планировочного аспектов, то тут все поменялось радикальным образом; более того, изначальная идея реконструкции заводских корпусов сменилась на новое строительство. Учесть все новые и старые обстоятельства оказалось непросто – по образному выражению главного архитектора проекта Николая Макарова, «пришлось пройти между множеством «сцилл и харибд».

За объявлением итогов конкурса последовала годичная пауза, вместившая достаточно много событий: каким-то образом появилась альтернативная концепция реконструкции (с фасадом в классическо-мавританском стиле), оба проекта активно обсуждали профессионалы и городская общественность, заказчик тем временем переоформлял документы и формировал новое ТЗ: вместо отеля и апартаментов решено было строить на месте завода жилые корпуса. В соответствии с решением градсовета Т+Т Architects доработали свой проект, который был одобрен заказчиком.
Многофункциональный жилой комплекс в Екатеринбурге. Проект, 2016 © T+T Architects
Многофункциональный жилой комплекс в Екатеринбурге. Ограничения участка. Проект, 2016 © T+T Architects
Многофункциональный жилой комплекс в Екатеринбурге. Аналитическая модель. Проект, 2016 © T+T Architects
Многофункциональный жилой комплекс в Екатеринбурге. Схема вновь возводимых зданий. Проект, 2016 © T+T Architects

Комплекс УПЗ находится в самом центре Екатеринбурга, между набережной Городского пруда и улицей Пушкина. Вывод отсюда заводских цехов – процесс закономерный, отвечающий интересам и города, и самого предприятия. В ближайшем окружении завода – многочисленные историко-культурные объекты: Литературный квартал, дом-музей Мамина-Сибиряка, храмы, театры и музеи; на линии набережной с ним соседствуют классицистическая усадьба Зотова-Тарасова, занятая сейчас администрацией губернатора, и монументальный неоготический Дом Севастьянова с изящной угловой ротондой – едва ли не главная архитектурная достопримечательность Екатеринбурга. Включение нового объекта в такую видовую композицию – задача сама по себе непростая, а тут ещё в ходе подготовки новой концепции выяснилось, что значительную часть главного заводского корпуса, которая проходит вдоль Первомайской улицы и углом поворачивает на набережную, трогать нельзя: банк, занимающий сейчас эти помещения, отказался не только от реконструкции, но и от какого бы то ни было обновления фасадов. Так что главной «сциллой» стала необходимость визуального совмещения нового семиэтажного здания с вплотную примыкающим к нему четырёхэтажным историческим корпусом, причём на самой ответственной, парадной панораме.

«Мы стремились к тому, чтобы наша архитектура соответствовала заявленной типологии и не конкурировала с окружением, – объясняет Николай Макаров. – Поэтому в композиции фасада мы поддерживаем основные линии, существовавшие и в отделке заводских корпусов, и добавляем к горизонтальному членению вертикальное – как рефрен колоннады, остающейся на фасаде банковского корпуса в виде пилястр сдвоенных окон». Колоннада, которая визуально облегчает солидный прямоугольный объем и красиво отражается в речной воде, ещё и отсылает к парадным набережным классицизма». Нивелировать разницу высот нового и старого корпусов, выходящих на набережную, помогает тёмный камень, которым, по контрасту с основной частью фасада, архитекторы предлагают отделать верхние этажи.
Многофункциональный жилой комплекс в Екатеринбурге. Ситуационный план. Проект, 2016 © T+T Architects
Многофункциональный жилой комплекс в Екатеринбурге. Визуально-ландшафтный анализ. Проект, 2016 © T+T Architects
Многофункциональный жилой комплекс в Екатеринбурге. Проект, 2016 © T+T Architects
Многофункциональный жилой комплекс в Екатеринбурге. Проект, 2016 © T+T Architects
zooming
Многофункциональный жилой комплекс в Екатеринбурге. Визуально-ландшафтный анализ. Проект, 2016 © T+T Architects
Многофункциональный жилой комплекс в Екатеринбурге. Взаимодействие с контекстом. Проект, 2016 © T+T Architects
Многофункциональный жилой комплекс в Екатеринбурге. Развертка по ул. Горького. Проект, 2016 © T+T Architects
Многофункциональный жилой комплекс в Екатеринбурге. Развертка по ул. Пушкина. Проект, 2016 © T+T Architects
Многофункциональный жилой комплекс в Екатеринбурге. Разрезы. Проект, 2016 © T+T Architects
Многофункциональный жилой комплекс в Екатеринбурге. Разрезы. Проект, 2016 © T+T Architects
Многофункциональный жилой комплекс в Екатеринбурге. Вид с высоты птичьего полета. Проект, 2016 © T+T Architects

Переплетение горизонталей и вертикалей образует многослойную структурную решётку: более крупное вертикальное членение повторяет рисунок заводского фасада, мелкие детали внутри него соответствуют масштабу соседней исторической застройки. Эту канву архитекторы «расшивают» мотивами, почёрпнутыми из традиционных местных ремесел – деревянного зодчества и уральской вышивки крестом. Тонко проработанный монохромный узор в сочетании с объёмной структурой фасада делают восприятие здания почти осязаемым – что особенно важно, учитывая тот факт, что средней перспективы у стоящего на набережной комплекса нет: его можно рассматривать или издали, с противоположного берега пруда, или совсем вблизи.
Многофункциональный жилой комплекс в Екатеринбурге. Поиск решений. Проект, 2016 © T+T Architects
Многофункциональный жилой комплекс в Екатеринбурге. Поиск решений. Проект, 2016 © T+T Architects
Многофункциональный жилой комплекс в Екатеринбурге. Схема устройства фасада корпуса А. Проект, 2016 © T+T Architects
Многофункциональный жилой комплекс в Екатеринбурге. Фрагмент фасада корпуса А. Проект, 2016 © T+T Architects
Многофункциональный жилой комплекс в Екатеринбурге. Входная группа корпуса А. Проект, 2016 © T+T Architects
Многофункциональный жилой комплекс в Екатеринбурге. Схема устройства фасада корпуса Б. Проект, 2016 © T+T Architects
Многофункциональный жилой комплекс в Екатеринбурге. Входная группа корпуса Б. Проект, 2016 © T+T Architects

Т+Т Architects разработали несколько вариантов освещения фасадов, один из которых предполагает использование для декоративных элементов прозрачного бетона и внутреннюю подсветку узоров в контражуре. Если это предложение примут, по вечерам в розетках, украшающих фасад, будет трепетать почти настоящий живой огонь.
Многофункциональный жилой комплекс в Екатеринбурге. Схема освещения. Проект, 2016 © T+T Architects

Амбициозности проекту добавило приближающееся трёхсотлетие Екатеринбурга (годом основания города считается 1723): редевелопмент территории УПЗ должен стать одной из ключевых строек в преддверии юбилея. Архитекторы предложили формат «клубного дома», для Екатеринбурга достаточно новый. Жилой комплекс будет состоять из двух корпусов разной этажности – 7 и 13 этажей, – но квартир в общей сложности запланировано не так много, всего 132 (что интересно, это количество делится точно поровну между корпусами, несмотря на абсолютно разную их конфигурацию). Клубный формат заставил отказаться от идеи проницаемости квартала для жителей города, заложенной в конкурсной концепции; напомним, она предполагала демонтаж части здания со стороны набережной и организацию сквозного прохода через двор. Этот разрыв, кстати, стал одним из наиболее дискуссионных моментов в период обсуждения. Теперь же абсолютно все уровни проекта, от мастер-планирования до оформления интерьеров, работают на создание камерной, почти домашней атмосферы «только для своих». Интерьеры общественных зон архитекторы разрабатывали с особым пиететом: «Ради них, – почти не шутит руководитель мастерской Сергей Труханов, – всё и затевалось!» Главное лобби клубного дома, считает он, должно быть похоже на гостиную в частном особняке, где найдется место и диванной группе, и библиотеке, и камину, и барной стойке (планируется, что жильцов и их гостей сможет обслуживать расположенный через стенку ресторан). Камерность и элегантная роскошь – эти принципы в проектах интерьеров соблюдены вплоть до таких деталей, как оформление почтовых ящиков. Что же касается неизбежной стойки ресепшн, то ей в этом пространстве придется выполнять роль «хорошей прислуги»: она есть, но скромно стоит в сторонке, не бросаясь в глаза.
Многофункциональный жилой комплекс в Екатеринбурге. Проект, 2016 © T+T Architects
Многофункциональный жилой комплекс в Екатеринбурге. План лобби. Проект, 2016 © T+T Architects
Многофункциональный жилой комплекс в Екатеринбурге. Интерьер лобби. Проект, 2016 © T+T Architects
Многофункциональный жилой комплекс в Екатеринбурге. Интерьер лобби. Проект, 2016 © T+T Architects
Многофункциональный жилой комплекс в Екатеринбурге. Интерьер лобби. Проект, 2016 © T+T Architects
Многофункциональный жилой комплекс в Екатеринбурге. Интерьер лобби. Проект, 2016 © T+T Architects
Многофункциональный жилой комплекс в Екатеринбурге. Интерьер лобби. Проект, 2016 © T+T Architects

Входная группа расположена на том же месте, где раньше была заводская проходная. Будучи композиционным центром фасада, она тем не менее не претендует на доминирующую роль, выделяясь лишь изящным металлическим козырьком и узорным «ковром» из плитки перед дверями. Пройдя сквозь лобби – архитекторам особенно важно было сделать его сквозным, без ступенек и перепада высот, – в квартиры обоих корпусов можно попасть как по улице, через двор, так и по внутренней галерее, тянущейся по всему периметру семиэтажного здания и дальше по соединяющему корпуса одноэтажному стилобату, в котором планируется разместить бассейн. Поскольку галерея проходит вдоль внутреннего фасада, к которому примыкают и лестнично-лифтовые узлы, авторам проекта пришлось поломать голову над организацией пространства. В итоге лестницы отступили в глубь здания, лифты стали панорамными, и в каждом из четырех подъездов образовался полноценный атриум.
Многофункциональный жилой комплекс в Екатеринбурге. Проект, 2016 © T+T Architects
Многофункциональный жилой комплекс в Екатеринбурге. Проект, 2016 © T+T Architects
Многофункциональный жилой комплекс в Екатеринбурге. Схема устройства атриума. Проект, 2016 © T+T Architects
Многофункциональный жилой комплекс в Екатеринбурге. Проект, 2016 © T+T Architects
Многофункциональный жилой комплекс в Екатеринбурге. Лестничная клетка. Проект, 2016 © T+T Architects

Здание бассейна, объединяющее корпуса, – ещё один предмет гордости архитекторов. При всей очевидной функциональности оно должно стать воплощением клубной идеологии, положенной в основу проекта. Ведь пешеходную галерею от самого бассейна отделяет только стеклянная стена – а значит, по дороге домой жители корпуса «В» смогут поприветствовать своих плещущихся в воде соседей, а те в свою очередь за счет стеклянных фасадов и разворота пилонов имеют возможность наблюдать за происходящим во внутреннем дворе. Внешний же облик этой постройки намеренно сделан максимально лаконичным – чтобы не отвлекать внимание от взаимодействия жилых корпусов, которое заслуживает отдельного внимания.
Многофункциональный жилой комплекс в Екатеринбурге. Проект, 2016 © T+T Architects
Многофункциональный жилой комплекс в Екатеринбурге. Схема бассейна с галереей. Проект, 2016 © T+T Architects
Многофункциональный жилой комплекс в Екатеринбурге. План бассейна. Проект, 2016 © T+T Architects
Многофункциональный жилой комплекс в Екатеринбурге. План галереи. Проект, 2016 © T+T Architects
Многофункциональный жилой комплекс в Екатеринбурге. Бассейн. Проект, 2016 © T+T Architects
Многофункциональный жилой комплекс в Екатеринбурге. Бассейн. Проект, 2016 © T+T Architects
Многофункциональный жилой комплекс в Екатеринбурге. Бассейн. Проект, 2016 © T+T Architects

В отличие от корпуса «А», обнимающего квартал по периметру, корпус «Б» представляет собой тринадцатиэтажную башню. Ясно что при такой высоте он неминуемо будет возвышаться над линией набережной, но выбора у архитекторов не было – полезная площадь важна, – да он станет и не первой башней на панораме Городского пруда, здесь есть дома и повыше. А вот в решении фасада та же структурированная решетка, что положена в основу фасадов внешнего корпуса, ведет себя значительно более свободно: здесь её не сдерживает дисциплинирующее влияние исторической застройки набережной. Поэтому сбивается ритм вертикальных членений, вертикальные плоскости разворачиваются тупыми углами, и в целом здание производит впечатление более современного, но всё же тесно связанного со своим – пусть не близнецом, но все-таки братом. Зритель, находящийся во внутреннем дворе и имеющий возможность видеть оба корпуса сразу, непременно оценит этот градиентный стилистический переход от классической выдержанности к архитектурной свободе.
Многофункциональный жилой комплекс в Екатеринбурге. Проект, 2016 © T+T Architects
Многофункциональный жилой комплекс в Екатеринбурге. Проект, 2016 © T+T Architects

Поскольку внутри квартала существует значительный перепад рельефа – четыре метра, – двор разделён на две части: верхнюю и нижнюю. Внизу находится подземная парковка, благодаря разнице высот – полуторауровневая. В качестве подпорной стенки для верхнего двора выступает опять-таки здание бассейна. На склоне спроектирован оригинальный фонтан – вода вытекает прямо из-под стены дома и образует ручеек, впадающий в небольшой водоем, в котором отражаются пилоны бассейна. Центр композиции верхнего двора – круговая скамья-клумба, детская площадка аккуратно вписалась в изгиб пешеходных дорожек нижней части. Проектируя двор, архитекторам пришлось учитывать присутствие не только банковского корпуса, но и ещё нескольких строений, примыкающих к участку со стороны улицы Пушкина. В роли маленьких, но зубастых «харибд» выступили Пенсионный фонд и Дом-музей Мамина-Сибиряка, которые наряду с собственными зданиями владели помещениями на территории УПЗ. Авторам проекта пришлось не только обходить обе постройки, но и компенсировать утраченные площади; к счастью, в итоге все остались довольны. К чему и стремились.
Многофункциональный жилой комплекс в Екатеринбурге. Схема благоустройства территории. Проект, 2016 © T+T Architects
Многофункциональный жилой комплекс в Екатеринбурге. Проект, 2016 © T+T Architects
Многофункциональный жилой комплекс в Екатеринбурге. Проект, 2016 © T+T Architects
Многофункциональный жилой комплекс в Екатеринбурге. План -2 этажа. Проект, 2016 © T+T Architects
Многофункциональный жилой комплекс в Екатеринбурге. План 1 этажа. Проект, 2016 © T+T Architects
Многофункциональный жилой комплекс в Екатеринбурге. План типового этажа (2-6). Проект, 2016 © T+T Architects
Многофункциональный жилой комплекс в Екатеринбурге. План 7 этажа. Проект, 2016 © T+T Architects
Мастерская:
Т+Т Architects https://tt-arch.ru/
Проект:
Многофункциональный жилой комплекс на территории приборостроительного завода в Екатеринбурге. Второй проект
Россия, Екатеринбург, ул. Горького, д. 17

Авторский коллектив:
Руководитель архитектурной мастерской: С. Труханов
Руководитель проектного отдела: А. Бровкин
Главный архитектор проекта: Н. Макаров
Ведущий архитектор: А. Моисеев
Архитектор: А. Фадеев, Е. Степанова, Д. Караджан, В. Куприянов
Главный архитектор проекта (интерьеры): П. Воеводина

2014 — 2016

Заказчик: PRINZIP Недвижимость

17 Мая 2016

Т+Т Architects: другие проекты
ИТ-городок
На примере первой реализованной очереди квартала «Ю» разбираемся, как будет устроен новый микрорайон Иннополиса. Бюро Т+Т Architects и HADAA сформировали и сбалансировали остроумный мастер-план с разными типами жилья, зеленой артерией, системой площадей и парком в центральной части.
Новый путь
Обошли со всех сторон D_Станию – депо 1906 года, реконструированное с сохранением промышленного здания столетней давности по проекту Сергея Труханова и T+T Architects. Работа над интерьерами, а внутри планируются рестораны и общественные пространства, пока еще только идет, но и снаружи есть на что посмотреть. Тут можно изучить сочетание старого и нового кирпича, авторский взгляд на романтику руины, и оценить вновь выстроенный пешеходный путь: через арки БЦ Ситидел на улицу Казакова.
Золото в песках
В Дубае открылся офис трансконтинентальной компании, связанной с добычей и обработкой ресурсов. Его интерьер реализован по проекту T+T Architects, а они мастера своего дела, умеют организовать пространство современно, разнообразно, гибко и оригинально. В данном случае на представительском этаже «царит» гигантская, облицованная золотистой латунью, перегородка, а контекстуально обоснованный фон дает слоистая фактура прессованной земли.
Над Золотым рогом
Жилой комплекс Философия, спроектированный T+T architects во Владивостоке, – один из новых проектов для района «Голубиная падь», и они меняет философию его развития с одиночных домов на комплексный подход. Дома организованы вдоль общественных улиц, они разновысотные, разноформатные, а один – даже галерейной типологии, да еще и с консолью, опирающейся на арт-объект.
Парк архитектуры и отдыха
Для подмосковного гостиничного комплекса, предполагающего разные форматы отдыха, бюро T+T Architects предложило несколько типов жилья: от классического «стандарта» в общем корпусе до «пещеры в холме» и «домика на дереве». Дополнительной задачей стала интеграция в «архитектурно-лесной» парк существующих на территории резиденций, построенных в классическом стиле.
Геопластический подход
T+T architects сообщают о завершении благоустройства двора 1 очереди ЖК «Александровский сад» в Екатеринбурге – ландшафт дополняет контекстуальную архитектуру, приспособленную к предпочтениям покупателей и к центру города, смелыми неомодернистскими росчерками и пышной разнообразной зеленью.
Максимальная гибкость
Недавно открывшийся в БЦ «Арена» Multispace Dinamo – пример проекта, целиком нацеленного на остросовременные подходы и технологии. Он управляется через приложение, для него написан собственный софт, а пространства не просто мульти-функциональны, но и продуманно перемешаны, как своего рода пазл, позволяющий сотрудникам миксовать свой рабочий быт для большей эффективности.
Мультитон
Новый интерьер офиса «Актион» можно понять как попытку создать идеальный «дом» для компании, не просто удобный, но транслирующий ценности современного делового девелопмента. Он откликается на контекст и выстроен на контрасте, он свеж, но уютен, располагает и к динамике, и к релаксу – но все это сочетается довольно гармонично, вероятно, потому, что для каждой темы авторы нашли свое место.
Игра на повышение
Концепция жилого комплекса в Самаре от T+T Architects: новая доминанта в городском ландшафте, вид на Жигулевские горы и VR-технологии.
Золотое очелье
Новый стеклянный объем с параболической аркой из корабельной стали между башнями штаб-квартиры Сбербанка – общественное пространство, открытое для посещения. Архитектурную концепцию предложили Evolution Design. Ниже рассказ о сложностях и тонкостях.
Очень гибкое решение
После обновления по проекту T+T architects офисное здание в 1-м Щипковском переулке приобрело более простую и строгую форму снаружи и исключительную, поддержанную «умной» электронной системой управления, функциональную и образную гибкость внутри. Осовремененная внешность соответствует agile-ной начинке. Новое название – MULTISPACE.
Офис для концентрации идей
​Бюро «Т+Т Architects» спроектировало офис французской ИТ-компании, где сотрудники в любой точке помещения могут обсудить с коллегами или записать на стене новые идеи.
Сергей Труханов: «Главное – найти решение, как реализовать...
Как изменятся наши рабочие пространства? Можно ли подготовить свои офисы к подобным ситуациям в будущем? Что для современных офисов актуально в целом? Как работать с международными компаниями и какую архитектурную типологию нам всем еще только предстоит для себя открыть?
Драгоценное пространство
Evotion design и T+T architects сообщили о завершении интерьера штаб-квартиры Сбербанка на Кутузовском проспекте. В центре атриума здесь парит переговорная-«Диамант», и все похоже на шкатулку с драгоценностями, в том числе высокотехнологичными.
Метод сращивания
Вариант современного контекстуализма – фактурная и орнаментальная архитектура, сдержанно-классичная, но явным образом не принадлежащая ни к одному стилю. T+T architects использовали этот современный подход для деликатной работы в историческом центре Екатеринбурга.
Депо постиндустриальной жизни
Проект реновации заброшенного здания депо отличается вниманием к деталям и эмоциональной «фактуре» общественных пространств, разнообразием функционального наполнения и романтическим отношением к идее руины, которая превращается к дополнительный сюжет проекта.
Сергей Труханов: «Наше основное направление – мультинаправленность»
О пользе многозадачности, гибкости и выхода в области, смежные с архитектурным проектированием, такие как BigData и маркетинг – и о пользе проектов для общества как тенденции в архитектуре и градостроительстве.
Социальная сеть
Бюро T+T Architects победило в конкурсе на проектирование научно-информационного кластера в Екатеринбурге с проектом, цель которого – отразить дух одной из самых динамичных компаний российского рынка.
Башни, но не близнецы
Закончена реконструкция отеля «Белград» на Смоленской площади, вошедшего теперь в сеть Azimut Hotels. Рассказываем о том, как она проходила, какие преподнесла сюрпризы и что получилось в итоге.
Офисы «Новой Земли»
Бюро «Т+Т Architects» спроектировало интерьеры бизнес-центра Neo Geo, полностью адаптировав бывшее промышленное здание под жизнь офисных служащих. В пространстве, где прежде работал завод «Красный пролетарий», теперь вальяжно разместились красные манекены.
Импровизация на заданную тему
Жёсткие предписания корпоративного стиля заказчика не помешали бюро T+T Architects найти индивидуальные решения для московского представительства французской компании Orange Business Services.
Сергей Труханов: «Работа с территорией – как сценарий...
О благоустройстве в актуальном понимании этого слова, о том, зачем оно нужно застройщику, и сверхидее как основе планирования территории – в интервью с руководителем мастерской Т+Т Architects Сергеем Трухановым.
Преображение «Белграда»
Проект реконструкции гостиницы «Белград» превратит её в практичный и хорошо оснащенный отель, но бережно сохранит узнаваемую стилистику советского модернизма и даже восстановит симметрию Смоленской площади.
Архсовет Москвы–32
Архсовет поддержал проект многофункционального жилого комплекса на Большой почтовой улице, но не одобрил предложения по реконструкции гостиницы «Белград».
Похожие статьи
Волны на фасаде
Проект выставочного комплекса для агропромышленного комплекса в Биньчжоу – попытка сделать экспо-центр полноценной частью города. Архитекторы – проектный институт Чжэцзянского университета (UAD).
Уважаемая бананка
Вилла «Бананка» в словацком селе Банка, спроектированная студией Paulíny Hovorka, своей необычной формой образует вокруг уютные зоны взаимодействия с природой.
Теплый черно-белый
Вторую очередь «31 квартала», построенную в подмосковном Пушкино по проекту бюро KPLN, отличает многогранный характер. На первый план выходят геометрия и монохромная гамма, но при более внимательном взгляде обнаруживается ряд «нерегулярных» деталей: градиент остекления и «раструбы» окон, иерархия фасадов, объемная кирпичная кладка и даже подражание явлениям природы. Рассказываем обо всех правилах и исключениях, которые удалось обнаружить.
Нитяной фасад
Посвященный ткачеству музей открылся в маленькой деревне в горах Уишань. Авторы его проекта – шанхайское бюро TEAM_BLDG.
Фонари и лестница
Мартовская съемка почти-построенной штаб-квартиры ГК ФСК на улице Шеногина. Снаружи спокойно-лаконично, внутри увлекательно, многоярусно. Особенно хороши, и больше всего – в бетоне, конусные зенитные фонари представительского офиса. И ведущая в него большая винтовая лестница. Впрочем, спиральная лестница здесь не одна, да и в первые этажи, фактически, встроен небольшой торговый центр.
Строение с мотором
Летний павильон лондонской галереи «Серпентайн» в этом году впервые может «шевелиться»: его кровлю можно сдвигать на 1,4 м. Автор проекта – архитектор Марина Табассум из Бангладеш.
Первобытные мотивы
В кофейне сети Nana Coffee Roasters по проекту IDIN Architects в пригороде Бангкока создана неожиданная «пещерная» атмосфера: она вдохновлена воспоминаниями основателя сети.
Искусство в доступе
В Лондоне сооружено фондохранилище для Музея Виктории и Альберта по проекту Diller Scofidio + Renfro: экспонаты здесь выставлены без привычного стекла.
Девять жизней
Центр культуры и искусства острова Хэнцинь, построенный в китайском Чжухае по проекту бюро Atelier Apeiron, собрал в одном гигантском объеме сразу 9 функций.
Золотая сторона медали
Спортивный центр имени Николы Карабатича под Парижем по проекту бюро Atelier Aconcept получил фасад, вдохновленный многочисленными золотыми медалями этого спортсмена.
Кит идентичности будущего
Или покров? Или снежная равнина? Вере Бутко, Антону Надточему и архитекторам бюро ATRIUM досталась сложная и ответственная задача – предложить образ Национального центра «Россия». Современный, но замешанный на культурных кодах. Ни на что не похожий, и в то же время напоминающий, неуловимо, очень многое. Признаем, задача нашла своих авторов. Изучаем предложенный образ.
Дело Гауди живет и побеждает
Построенная в Шэньчжэне по проекту новозеландского бюро Van Brandenburg штаб-квартира китайского модного бренда Marisfrolg – образец биогенной архитектуры и зашкаливающего вау-эффекта.
Колонны и карнизы
Две жилые башни по проекту Макса Дудлера к югу от Базеля соединяют четкость фасадной схемы с «переходным» пространством лоджий по периметру.
Большой Алтай: план системного развития
Мастер-план туристического развития Большого Алтая включает в себя три региона: Кузбасс, Республику Алтай и Алтайский край. Он – один из двенадцати проектов, разработанных в рамках большой госпрограммы «Развитие туризма». Слоган проекта: «Большой Алтай – место силы, здоровья и духа в самом сердце Сибири». Какие точки роста предлагает проект и как с его помощью планируется увеличивать поток российских и иностранных туристов – читайте в нашем материале.
Космические фасады
В Шэньчжэне открылся Музей науки и технологии по проекту Zaha Hadid Architects. Переливающиеся стальные панели его фасадов своим цветом должны напоминать о небесных телах.
Разноцветный город
Работая для Кунцево над масштабным проектом, у которого пока еще нет названия, Kleinewelt Architekten не только предложили целый веер силуэтов башен «ампирных» оттенков, и не только продумали разновысотность, создав внизу шестиэтажный «неоурбанистический» город квартальной планировки – но еще и нашли для своего решения исторические и средовые обоснования. Они восстанавливают несколько «сталинских» домов, оставшихся от послевоенного города Кунцева, а также ж/д станцию 1953 года, снесенную в 2017.
Бронза, соль, стеклоблоки
Отель «Сижан» по проекту Vector Architects на востоке Китая спланирован вокруг девяти внутренних дворов, каждый из которых получил свою трактовку.
На орбите Москва-Сити
Бизнес-центр Orbital прост и сложен одновременно. Прост лаконичной формой и оптимальным офисным решением планировок: центральное ядро, световой фронт, стекло; из необычного техэтаж, хитроумно размещенный на торцах. Сложен – ну, хотя бы потому, что похож на космическое тело, парящее на металлических ногах при Магистральной улице. Почему такая форма, из чего состоит и как сделано это «бутиковое» офисное здание, выкупленное сразу же после реализации – в нашем рассказе.
Узор Алтая
Бюро Empate разработало концепцию экопоселения для отдаленной территории Алтая. Генеральный план, который напоминает традиционный орнамент или город-утопию, формирует четкую систему общественных и приватных пространства. Также архитекторы разработали для поселения шесть типов домов, отсылающих к культуре региона и вернакулярным строительным практикам.
Найди свою школу
Бюро Gradolí & Sanz Arquitectes спроектировало и построило для работающей по системе Монтессори школы Imagine под Валенсией здание, которое служит для учащихся наглядным пособием.
Pro forma
Появились фотографии реализованной в Черняховске вискикурни архитекторов TOTEMENT / PAPER – объекта, продолжающего их же Музей коньяка. Из простого, в общем-то, технически промышленного, объема и пространства, архитекторы сделали целый театр, насыщенный впечатлениями. Смотрим. Всем советуем экскурсию на вроде бы завод, а на самом деле – эксперимент по театрализации темы приготовления крепких напитков. И не только ее, а и «чистого искусства», способного развиваться где угодно.
Жизнь в замке
Амалия Тавелла и ее бюро превратили замок среди виноградников Прованса в выставочное пространство, дополненное дюжиной гостиничных номеров.
Арт-мельница
Историческая автоматическая мельница в чешском Пардубице претерпела сложную, многосоставную реставрацию усилиями бюро TRANSAT и Prokš Přikryl, став в итоге важным художественным центром.
Арка и треугольник
Новый бизнес-центр Stone Мневники от Kleinewelt Architekten, для того же заказчика, что и на Ходынке, в чем-то перекликается с проектами для нее. Но не во всем. В Мневниках больше углов, и сами авторы говорят, что проект построен на контрасте. Действительно, если в первой очереди присутствуют намеки на классику, хотя и очень легкие – ну, хотя бы те же арки, и просто, и перевернутые, то есть ее прообразом можно считать восьмидесятые; то во второй очереди в роли отдаленного прообраза модернизм семидесятых. Их объединяет калейдоскоп не лишенного дерзости благоустройства из лучей и треугольников.
Технологии и материалы
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Сейчас на главной
Архитектурное наследие 2025: итоги
В начале июня в Рязани прошел Всероссийский фестиваль «Архитектурное наследие». Фестиваль включал деловую, экспозиционную и конкурсную программы. Были подведены итоги четырех смотров-конкурсов и конкурса на лучшее печатное издание об архитектурном наследии. Рассказываем о победителях.
Сплетение нитей
V Триеннале текстильного искусства и современного гобелена проходит в Хлебном доме музея-заповедника «Царицыно». Работая над дизайном экспозиции, бюро PSCulture вдохновлялось наследием художницы по текстилю Гунты Штельцль, которая сделала ткацкую мастерскую востребованным отделением Баухауса.
На Марс летит Франциск Ассизский
Кураторская экспозиция XIX Венецианской архитектурной биеннале дает ощущение, что мир вот-вот шагнет в новую эпоху, и даже есть надежда, что это будут не темные века. Предлагаем обзор идей и концепций, которые могут изменить нашу реальность до неузнаваемости: декарбонизирующие города, построенные для человека и других видов, орбитальные теплицы, биопатина и бикерамика, растительные архивы – все это очень близко.
Слобода 2.0
Мастерская sp architect разработала для малоэтажного жилого района Мурома концепцию застройки, которая включает такие типологии как «изба», «амбар» и «башня». Разновысотные дома формируют пять кварталов с приватными двориками и палисадниками, а скатные кровли и кирпич дополняют образ уютного городка.
Городок-сороконожка
Лицейский городок, спроектированный архитекторами ATRIUM на берегу заповедного озера орнитологического заповедника Имеретинской низменности, – новый и ответственный для авторов опыт работы с образовательным объектом: это не просто школа, а Президентский лицей для всестороннего развития одаренных детей на 2500 учеников от 3-летнего возраста до старшей школы, и новый общественный центр для всей территории Сириус. Разбираемся в структуре и архитектуре «лицейского городка».
Московский K-pop
Магазин корейской косметики Hollyshop от Sinitsa Buro предлагает посетителям окунуться не только в широкий ассортимент средств для здоровья и красоты, но и в K-pop эстетику, слегка адаптированную с учетом московских трендов.
«Коллизии модернизма и ориентализма»
К выходу в издательской программе Музея «Гараж» книги о Ташкенте, уже 4-м справочнике-путеводителе из серии о советском модернизме, мы поговорили с его авторами, Борисом Чуховичем, Ольгой Казаковой и Ольгой Алексеенко, о проделанной ими работе, впечатлениях и размышлениях.
В поисках стиля: паттерны и гибриды
Специально для Арх Москвы под кураторством Ильи Мукосея и по методике Марата Невлютова и Елены Борисовой студенты первых курсов МАРШ провели исследование «нового московского стиля». Результатом стала группа иконок – узнаваемых признаков, карта их распространенности и два вывода. Во-первых, ни один из выявленных признаков ни в одной постройке не встречается по одиночке, а только в «гибридах». Во-вторых, пользоваться суммой представленных наблюдений как готовым «определителем» нельзя, а вот началом для дискуссии она может стать. Публикуем исследование. Заодно призываем к началу дискуссии. Что он все-таки такое, новый московский стиль? И стиль ли?
Эллипс на арках
Бюро Matveev_archgroup получило почетное упоминание в конкурсе на гастрономический и культурный центр во Флоренции. Архитекторы взяли за основу мотив из арок, усилив его инверсиями – перевернутыми элементами. Интеграции в историческую среду способствуют полупрозрачные материалы, колористика и проницаемость, а также сохранение структуры и функции площади, где предполагается разместить здание.
Волны на фасаде
Проект выставочного комплекса для агропромышленного комплекса в Биньчжоу – попытка сделать экспо-центр полноценной частью города. Архитекторы – проектный институт Чжэцзянского университета (UAD).
XIX Архитектурная биеннале Венеции: павильоны в Арсенале
Экспозиции национальных павильонов на территории Арсенала продолжают удивлять, восхищать и озадачивать посетителя. Рассказываем про города из лавы, сваренный на воде из лагуны эспрессо, подземные источники прохлады и множество других концепций из разных стран.
Пресса: Юлия Наполова: «Экспозиционный дизайн становится...
На днях открывается филиал Третьяковской галереи в Калининграде. Юлия Наполова, которая спроектировала для него Детский музей и экспозицию об истории галереи и на счету которой больше сотни проектов для музеев, делится секретами выставочного дизайна.
Модная сценография
Интерьер бутика женской одежды Sashaskvo представляет нестандартный взгляд на эстетику ретейла. Взяв за основу концепцию бренда, его айдентику и фирменный стиль, архитекторы бюро RMMSH создали яркое, эмоционально насыщенное пространство с аллюзиями на театральный антураж, в котором экстравагантные детали и свет сочетаются с лаконизмом крупных форм.
Кристаллы и круги
Компания «Стройпроект Архитектс» победила в архитектурно-градостроительном конкурсе на разработку концепции Дворца боевых искусств в Череповце. Комплекс станет общественным центром, а также пространственной доминантой большого микрорайона: акценты сформируют объемные фасады из перфорированных панелей, округлые элементы и восточный орнамент.
Мыслить масштабно: новые горизонты планирования МО
На Форуме проектировщиков Московской области обсудили изменения РГНП, цифровой ППТ и показали исследование, посвященное возможностям общественной архитектуры как драйвера развития территорий. Но главным героем стал проект нового крупного комплекса «Мыс», демонстрирующего гибкий подход как к функциональному наполнению, так и к объемному построению – оно основано на миксе среднеэтажной застройки с индивидуальными домами. У них даже авторы разные: Genpro и Zrobim соответственно.
Уважаемая бананка
Вилла «Бананка» в словацком селе Банка, спроектированная студией Paulíny Hovorka, своей необычной формой образует вокруг уютные зоны взаимодействия с природой.
Гаражный футуратор
Первым куратором нового спецпроекта Арх Москвы «Футуратор» стало бюро Katarsis. Свободные в выборе инструментов и формата Петр Советников и Вера Степанская обратились к теме «параллельного ландшафта» – малозначительной и невоспроизводимой архитектуры, которая не зависит от конъюнктуры, но исподволь влияет на реальную жизнь человека. Искать параллельный ландшафт отправились восемь участников: на дачу, в лес, за город, на шашлыки. Оказалось, его сложно заметить, но потом невозможно забыть.
Камчатский ансамбль
По проекту мастерской «Гикало Купцов Архитекторы» на живописном участке Камчатки построен загородный комплекс: он состоит из двух вилл и нескольких хозяйственных и вспомогательных построек. Вашему вниманию – рассказ об одной из вилл, а также бонус – павильон над тандыром, который архитекторы представили как небольшой храм еды: с жертвенником и генуфлекторием.
Нитяной фасад
Посвященный ткачеству музей открылся в маленькой деревне в горах Уишань. Авторы его проекта – шанхайское бюро TEAM_BLDG.
Теплый черно-белый
Вторую очередь «31 квартала», построенную в подмосковном Пушкино по проекту бюро KPLN, отличает многогранный характер. На первый план выходят геометрия и монохромная гамма, но при более внимательном взгляде обнаруживается ряд «нерегулярных» деталей: градиент остекления и «раструбы» окон, иерархия фасадов, объемная кирпичная кладка и даже подражание явлениям природы. Рассказываем обо всех правилах и исключениях, которые удалось обнаружить.
Строение с мотором
Летний павильон лондонской галереи «Серпентайн» в этом году впервые может «шевелиться»: его кровлю можно сдвигать на 1,4 м. Автор проекта – архитектор Марина Табассум из Бангладеш.
XIX Архитектурная биеннале Венеции: сады Джардини
Наш редактор Алена Кузнецова побывала на Венецианской биеннале и Миланской триеннале – теперь есть, с чем сравнивать Арх Москву и петербургский Архитектон. В этом материале – 10 субъективно любимых национальных павильонов в садах Джардини, несколько советов по посещению и неформальные впечатления. Используйте как референс, срез настроений, а лучше всего – как основу для составления собственного маршрута.
Фонари и лестница
Мартовская съемка почти-построенной штаб-квартиры ГК ФСК на улице Шеногина. Снаружи спокойно-лаконично, внутри увлекательно, многоярусно. Особенно хороши, и больше всего – в бетоне, конусные зенитные фонари представительского офиса. И ведущая в него большая винтовая лестница. Впрочем, спиральная лестница здесь не одна, да и в первые этажи, фактически, встроен небольшой торговый центр.
Первобытные мотивы
В кофейне сети Nana Coffee Roasters по проекту IDIN Architects в пригороде Бангкока создана неожиданная «пещерная» атмосфера: она вдохновлена воспоминаниями основателя сети.
Александр Пузрин: как получить «Золотого Льва» венецианской...
В 2025 году главная награда XIX Венецианской архитектурной биеннале – «Золотой Лев» досталась национальному павильону Бахрейна за экспозицию Heatwave. Среди тех, кто работал над проектом, был Александр Пузрин – выпускник Московского инженерно-строительного института, докторант израильского Техниона, а ныне – профессор Швейцарской высшей технической школы Цюриха (ETH Zurich). Мы попросили его рассказать о технических аспектах Heatwave, далеко неочевидных для простых зрителей. Но разговор получился не только об инженерии.
Искусство в доступе
В Лондоне сооружено фондохранилище для Музея Виктории и Альберта по проекту Diller Scofidio + Renfro: экспонаты здесь выставлены без привычного стекла.
Арх Москва 2025: будущее, цвет и суть
Читаем списки наград Арх Москвы и заодно собираем вместе наши впечатления от выставки. Кажется, у нее, юбилейной-тридцатилетней, было три главные темы: «Суть», предложенная Полисским как куратором, будущее или футурология, которая сквозила изо всех щелей как твое милосердие, и цвет. Причем не просто цвет, а два полюса: монохром основной выставки, где дизайн-кодом Арх Москвы было белое, но у Домов А-Класса черное – и разноцветье отдельных экспозиций.