Вестибюль для встречи с искусством

В «Савеловском Сити» реализованы интерьеры входных групп башен-близнецов, которые напоминают галерейное пространство с парящими под потолком скульптурами.

Автор текста:
Алла Павликова

24 Июля 2015
mainImg

Архитектор:

Сергей Труханов

Мастерская:

Т+Т Architects

Проект:

Входная группа многофункционального комплекса «Савеловский Сити»
Россия, Москва, ул. Складочная, д. 1

Авторский коллектив:
Авторы: Сергей Труханов, Дина Савченко, Александр Бабушкин
Скульптор: Вадим Кулешов
Генеральный подрядчик: PRIDEX Group
 

– 2014

Заказчик – MR GROUP

Производители и поставщики
Мебель: Smile
Освещение: Modular, FAR, BUCK, MODALIGHT
Турникеты: KABA
Напольные покрытия: EMIL Ceramica, Cotto d’Este
Потолок: KME (TECU-Patina)
 
С многофункциональным комплексом «Савёловский Сити», который строится в Бутырском районе Москвы по проекту бюро SPEECH, мастерская Т+Т Architects работает давно. Началось всё в 2013 году с концепции развития его территории: архитекторы провели глубокий анализ существующего положения, продумали организацию потоков транспорта и пешеходов, и предложили детальный проект комплексного благоустройства – с открытыми проницаемыми пространствами, оживленными массой ландшафтных приемов и городской мебелью, превращающей окружающее корпуса пространства в вереницу разнообразных скверов. Следующим этапом в работе архитекторов с «Савёловским сити» стали интерьеры входных групп зданий первой очереди строительства – двух уже построенных башен-близнецов, в каждой – по двадцать этажей. Позднее, в составе второй очереди планируется возвести еще один офисный корпус и две сорокасемиэтажные жилые башни. Тем временем постепенно воплощаются предложения T+T по благоустройству территории – и весь некогда полузаброшенный район, формально ещё входящий в состав гигантской промзоны номер 11, постепенно оживает. На появление ухоженных, зеленых пространств отреагировали и соседи «Савеловского Сити»: где-то убрали заборы, а где-то открыли замкнутые дворы городу.
Входная группа многофункционального комплекса «Савеловский Сити». Первая башня. Реализация, 2014 © Т+Т Architects
Входная группа многофункционального комплекса «Савеловский Сити». Вторая башня. Реализация, 2014 © Т+Т Architects

Приближаясь к двум стройным башням-гигантам как-то не ожидаешь встретить за дверью то, что придумали для пространства их вестибюлей – а правильнее сказать создали, так как получилось очень творчески, – архитекторы Т+Т Architects. По словам руководителя мастерской Сергея Труханова, собственная смелость в решении этих интерьеров подчас пугает его самого, но очень уж хотелось противопоставить сдержанной архитектуре яркие интерьеры. «Проект оказался одним из тех редких случаев, где не нужно идти на компромиссы и нам удалось по-настоящему оторваться», – признается Сергей Труханов.
Входная группа многофункционального комплекса «Савеловский Сити». Вторая башня. Реализация, 2014 © Т+Т Architects
Входная группа многофункционального комплекса «Савеловский Сити». Вторая башня. Реализация, 2014 © Т+Т Architects

Поставленная первоначально задача никак не предвещала подобного результата. Собственно, от архитекторов требовалось оформить два маленьких – около 150 м2 – лобби, несложные помещения правильной прямоугольной формы с двусветным холлом, переходящим в лестнично-лифтовую зону. Авторов проекта не испугал дефицит площади. Да, впечатлить посетителя размахом и простором в этом случае не удастся, однако не меньшего wow-эффекта можно добиться и другими способами. Например, превратить фойе в арт-галерею с полноценными музейными экспонатами, яркими образцами современного искусства.
Входная группа многофункционального комплекса «Савеловский Сити». Вторая башня. Реализация, 2014 © Т+Т Architects
Входная группа многофункционального комплекса «Савеловский Сити». Вторая башня. Реализация, 2014 © Т+Т Architects

Чтобы не загромождать и без того небольшой объем, архитекторы сразу решили: экспонаты следует подвесить – но так, чтобы каждый вошедший сразу обращал на них внимание. Требовалось нечто яркое, нетривиальное – скажем, человеческие фигуры из металлической проволоки, выполненные в полный рост. Парящие под потолком крылатые «атлеты» – так прозвали их сами авторы, – символизируя безграничность человеческих возможностей, призваны насытить своей мощью все пространство, стать его главным фокусом. За реализацию необычных экспонатов взялся молодой скульптор из Волгограда Вадим Кулешов. Добавив к идее архитекторов собственное видение, он создал не просто фигуры с крыльями, но и своеобразный гибрид – человека в процессе трансформации: из его проволочной груди вырывается орел с острыми когтями и загнутым хищным клювом – этакий Прометей, слившийся со своей легендарной птицей. Несколько эпатирующий сюжет, по идее скульптора, олицетворяет неизбежность изменения всего земного, включая здания, которые с годами преображаются, меняют свое назначение, получают вторую жизнь в новом качестве. Так что тема трансформации пространства стала для проекта основополагающей, апеллируя, в числе прочего, к истории места, которое превращается из старой промзоны в часть современного города.
Входная группа многофункционального комплекса «Савеловский Сити». Первая башня. Реализация, 2014 © Т+Т Architects
Входная группа многофункционального комплекса «Савеловский Сити». Первая башня. Реализация, 2014 © Т+Т Architects
Входная группа многофункционального комплекса «Савеловский Сити». Первая башня. Реализация, 2014 © Т+Т Architects
Входная группа многофункционального комплекса «Савеловский Сити». Первая башня. Реализация, 2014 © Т+Т Architects

Впрочем интерьер никак нельзя счесть нейтральным обрамлением летящих проволочных фигур. Решенные по-разному входные группы обоих корпусов подчинены общей идее и пластике. Активнее всего – потолки с их объемным зигзагообразным рельефом. Ломаная волна берёт начало у входной двери и, мягко перекатываясь, ведет посетителя к турникетам. Её неправильная, не подчиненная никаким законам геометрия искажает и преображает пространство вестибюля. Особую роль в достижении этого эффекта играет свет. Расчертившие потолок тонкие световые линии подчеркивают грани и изломы поверхности.
Входная группа многофункционального комплекса «Савеловский Сити». Первая башня. Реализация, 2014 © Т+Т Architects
Входная группа многофункционального комплекса «Савеловский Сити». Первая башня. Реализация, 2014 © Т+Т Architects
Входная группа многофункционального комплекса «Савеловский Сити». Вторая башня. Реализация, 2014 © Т+Т Architects

В каждом из корпусов объемному потолку вторит стойка ресепшн, подчиненная той же неправильной геометрии и выполненная в тех же материалах: в одном из фойе это патинированная медь, в другом – кипенно-белый гипсокартон. Белый интерьер выглядит легче и воздушнее малахитово-медного. А стойка ресепшн в нём и вовсе почти бесплотна, она превращается в светящийся изнутри, почти космический объект. Напротив обеих стоек тянутся лаконичные черные параллелепипеды: в «белом» лобби – с подушками-сиденьями, в «медном» – с пробивающимися сквозь пластик световыми линиями. Не сразу догадаешься, что это просто скамья для ожидающих посетителей.
Входная группа многофункционального комплекса «Савеловский Сити». Вторая башня. Реализация, 2014 © Т+Т Architects
Входная группа многофункционального комплекса «Савеловский Сити». Вторая башня. Реализация, 2014 © Т+Т Architects
Входная группа многофункционального комплекса «Савеловский Сити». Вторая башня. Реализация, 2014 © Т+Т Architects

Стены и пол, хотя и лишены разломов и выступов, выглядят дорого и привлекательно. В лифтовых холлах преобладают стеклянные белые панели с динамичным рисунком. Поскольку эта часть входной группы одноэтажная, материал и цвет здесь призваны визуально увеличить пространство. Решению той же задачи служит яркий свет, многократно отражённый и преломлённый в стеклянных поверхностях. В зоне рецепшн стены, наоборот, частично облицованы панелями черного стекла, что визуально добавляет плоскостям глубины. Так что выбор материалов и их не вполне привычные сочетания играют свою, возможно не меньшую, роль в создании ошеломляющего эффекта, чем входят в резонанс с парящими скульптурами, вторя их энергетике и поддерживая движение. А всё вместе становится лицом нового комплекса – неординарным, выразительным, динамичным и не лишенным игры с смыслом. Её непросто, да и не следует истолковать каким-то, раз и навсегда определенным образом – мало ли что можно придумать в ответ на жест художника, всё это будут наши мысли, не его. Но входишь в дом – летит кто-то навстречу, какие-то его, что ли, гении, чьё присутствие переводит нас из плоскости полезных метров в область противоречивых многослойных фантазий. Глядишь, кто-то из арендаторов и подумает словами классика: «…да это ж про меня, про нас про всех, какие в чёрту волки».

Архитектор:

Сергей Труханов

Мастерская:

Т+Т Architects

Проект:

Входная группа многофункционального комплекса «Савеловский Сити»
Россия, Москва, ул. Складочная, д. 1

Авторский коллектив:
Авторы: Сергей Труханов, Дина Савченко, Александр Бабушкин
Скульптор: Вадим Кулешов
Генеральный подрядчик: PRIDEX Group
 

– 2014

Заказчик – MR GROUP

Производители и поставщики
Мебель: Smile
Освещение: Modular, FAR, BUCK, MODALIGHT
Турникеты: KABA
Напольные покрытия: EMIL Ceramica, Cotto d’Este
Потолок: KME (TECU-Patina)
 

24 Июля 2015

Автор текста:

Алла Павликова

Технологии и материалы

Английский кирпич в московских Кадашах
Кирпич IBSTOCK Bristol Brown A0628A, привезенный компанией «Кирилл» прямо из Великобритании для фасадов ЖК «Монополист» в Кадашах, стал для комплекса, нового, но вписанного в контекст и расположенного рядом с известнейшим шедевром конца XVII века, основой для сдержанно-историчной и в то же время современной образности.
Измеряй и фиксируй
Лазерный сканер Leica BLK360 – самый компактный из существующих, но в то же время достаточно мощный: за короткое время с его помощью можно провести высокоточные обмеры и создать 3D-модель объекта. Как прибор, который легко помещается в рюкзак или сумку, ускоряет процесс проектирования, снижает риски и помогает экономить – в нашем материале.
Выйти в цвет
Рассказываем, как с помощью краски из новой линейки DULUX «Легко обновить» самостоятельно и за один день покрасить двери или окна.
Проектируя устойчивое будущее
Глава «Сен-Гобен» в России, Украине и странах СНГ, Антуан Пейрюд выступил на Дне инноваций в архитектуре и строительстве с докладом о подходах компании к устойчивому развитию. В интервью Archi.ru Антуан Пейрюд рассказал о роли инновационных материалов в иконических зданиях Фрэнка Гери, Жана Нувеля, Кенго Кумы и других известных архитекторов. Также состоялась презентация звукоизоляционных систем «Сен-Гобен» и общение специалистов BIM с архитекторами по поводу трансфера данных по строительным материалам и решениям.
«Сен-Гобен» приглашает студентов спроектировать...
Компания «Сен-Гобен» объявила о старте шестнадцатого по счету архитектурного конкурса «Мультикомфорт». Студентам архвузов предлагается разработать концепцию «устойчивого» развития территории бывшего завода в пригороде Парижа, Сен-Дени.
Теплоизоляция ПЕНОПЛЭКС® для подземного строительства
Освоение подземного пространства – общемировой тренд, в мегаполисах под землей растут целые города. По версии книги рекордов Гиннесса, крупнейший подземный торговый комплекс в мире – Path в Торонто. Для его создания проложено более 30 км тоннелей.
Камин как аттрактор, или чем привлечь покупателя элитной...
Вода и огонь – две удивительные природные субстанции – влекущие, завораживающие, приковывающие взгляд. В человеческом жилище они давно завоевали свое место, и, если вода выполняет сугубо техническую функцию, огонь в камине вместе с теплом дарит визуальное наслаждение.

Сейчас на главной

Пресса: Почему индустриальное домостроение оставит будущее...
О будущем жилья невозможно говорить, пытаясь обойти стену, в которую оно упирается,— массовое индустриальное домостроение. Если модель массового индустриального домостроения сохранится, то это довольно простое будущее, которое более или менее сводится к настоящему.
СКК: сохранять, крушить, копировать?
Мы поговорили с петербургскими архитекторами о ситуации вокруг обрушенного СКК – здания, купол которого по чистоте формы и инженерного замысла сравнивают с римским Пантеоном, только выполненным в металле. Что, однако, не помогло ему получить статус памятника и защиту от сноса.
Лучи знаний
Школа в Подмосковье, архитектуру которой определяет учебная программа, природное окружение, а также желание использовать только честные материалы.
Кружево из углепластика
Три портала по проекту Асифа Хана для Экспо-2020 в Дубае при высоте в 21 метр сооружены из нитей сверхлегкого углепластика и не требуют дополнительной несущей конструкции.
Арктический вуз
Новое крыло Арктического колледжа на острове Баффинова Земля на севере Канады. Авторы проекта – Teeple Architects из Торонто.
Критическая масса прогресса
20-й по счету летний павильон лондонской галереи «Серпентайн» спроектируют молодые женщины-архитекторы из ЮАР – бюро Counterspace; их постройка будет посвящена социальным и экологическим темам.
Парки Татарстана, часть I: лучшие городские
Цветущий бульвар вместо парковки, авторские МАФы, экологические решения, равно как и ностальгические фонтаны и площадки для фотосессий новобрачных – в первой части путеводителя по паркам Татарстана, посвященной новым городским пространствам.
Сокольники: ковер из кирпича
Архитекторы бюро Megabudka опубликовали свой проект Сокольнической площади в деталях и с объяснениями всех мотивов. Рассматриваем проект и призываем голосовать за него в «Активном гражданине». Очень хочется, чтобы победила архитектурная версия.
Три январские неудачи Бьярке Ингельса
Основатель BIG подвергся критике из-за деловой встречи с бразильским президентом, известным своими крайне правыми взглядами и отрицанием экологических проблем Амазонии, лишился поста главного архитектора в WeWork и был отстранен от участия в проектировании небоскреба для нью-йоркского ВТЦ.
Кирпичные шестигранники
Башни Hoxton Press по проекту Karakusevic Carson и Дэвида Чипперфильда на границе лондонского Сити – коммерческое жилье, «субсидирующее» реновацию социального жилого массива рядом.
Одновременное развитие экономики и кино
В бывшем здании центрального рынка Монтевидео уругвайское бюро LAPS Arquitectos разместило штаб-квартиру Латиноамериканского банка развития CAF, национальную синематеку, легендарный бар и общественное пространство.
Москва 2050: деревянные высотки и летающий транспорт
Более 40 студентов представили видение Москвы будущего в недавно открывшейся галерее Шухов Лаб и на Биеннале архитектуры и урбанизма в Шэньчжэне. Рассказываем об итогах воркшопа «Москва 2050» и показываем работы участников.
Рестораны вместо лучших реставраторов страны?
Минкульт выдал ЦНРПМ предписание переехать до 1 марта. Не исключено, что после разорительного переезда научной реставрации в стране не останется. Говорим со специалистами, публикуем письмо сотрудников министру культуры.
Глэм-карьер
Благоустройство подмосковного озера от бюро Ai-architects: эко-школа, глэмпинг и всесезонные развлечения.
Красный зиккурат
Многоквартирный дом Cascade Villa в Алмере по проекту бюро CROSS Architecture снаружи – кирпичный, а во внутреннем дворе – обшит деревом.
Арт-депо
Офисное здание на набережной Обводного канала в Санкт-Петербурге по проекту архитектора Артема Никифорова – это тонкая вариация на тему кирпичной промышленной архитектуры XIX и ХХ века с рядом художественных изобретений, хорошим строительным и ремесленным качеством.
Будущее не дремлет
Выставка Европейского культурного центра в ГНИМА это коллекция современных пространств разной степени общественности. Подборка довольно случайная, но интересная, а в последнем зале пугают потопом, античным форумом, зиккуратами и вигвамами.
«Единорог в лесу»
Почему, в отличие от произведений известных художников и автографов писателей, дом, спроектированный Ф.Л. Райтом или Тадао Андо, выгодно продать очень сложно? В нем неудобно жить или недвижимость от знаменитых архитекторов переоценена?
Арки, ворота, окна, проемы, пустоты, дырки
В архитектуре АБ «Остоженка», особенно в крупных комплексах, значительную роль играют арки, организующие пространство и массу: часто большие, многоэтажные. В публикуемой статье Александр Скокан размышляет о роли и смысле масштабных цезур, проемов и арок.
Розовый слон
В Лос-Анджелесе построен флагманский магазин одежды The Webster по проекту Дэвида Аджайе. Для внешней и внутренней отделки британский архитектор использовал окрашенный бетон.
Архи-события: 3–9 февраля
«Кто хочет стать миллионером» для архитекторов и дизайнеров, новый интенсив в МАРШ и экскурсия с плаванием от «Москвы глазами инженера».
Пресса: Великое переселение
В последнюю неделю января 2020-го в стране активно обсуждают реновацию устаревшего жилья — вернее, возможность запуска подобных программ в российских регионах. В одном из первых своих интервью на посту вице-премьера Марат Хуснуллин отметил, что реновацию можно запустить в городах-миллионниках.
Умер Андрей Меерсон
Признанный мастер советского модернизма, автор «Лебедя» и самого красивого московского дома «на ножках» на Беговой, но и автор неоднозначного стилизаторского Ритц Карлтон на Тверской – тоже.
Неиссякаемый источник
VIP-зоны аэропорта – настоящее раздолье для цвета, пластики, образности и творческой фантазии архитекторов. Рассматриваем четыре бизнес-зала и один VIP-терминал ростовского аэропорта «Платов»: все они так или иначе осмысляют контекст: южное солнце, волны речной воды, восход над степным горизонтом и золото сарматов.
Кольцо на озере Сайсары
Здание филармонии и театра якутского эпоса на священном озере вписано в эпический круг и включает три объема, уподобленных традиционному жилищу. Кровля уподоблена аласу – якутской деревне вокруг озера. При столь интенсивной смысловой насыщенности проект сохраняет стереометрическую абстрактность и легкость формы, оперируя прозрачностью, многослойностью и отражениями.
Вертикальные татами
Фасады офисного здания Torre Patria-Hipódromo по проекту Карлоса Ферратера и его бюро OAB в Гвадалахаре на западе Мексики подчинены модульной конструктивной сетке, которая упорядочивает и окружающее пространство нового района.
Умер Александр Ларин
Автор академического хореографического училища на 2-й Фрунзенской и знаменитой аптеки в Орехово-Борисово, нескольких нетиповых детских садов типового времени, учитель и коллега многих известных сегодняшних архитекторов.
Идентичность в типовом
Архитекторы из бюро VISOTA ищут алгоритм приспособления типовых домов культуры, чтобы превратить их в общественные центры шаговой доступности: с устойчивой финансовой программой, актуальным наполнением и сохраненной самобытностью.
Век бетона
23 января исполнилось 100 лет Готфриду Бёму, первому немецкому лауреату Притцкеровской премии и создателю церквей и ратуш, напоминающих скульптуры из бетона. Он каждый день бывает в бюро и наставляет сыновей-архитекторов.
Архитектура эфемерности
На проспекте Вернадского поблизости от станции метро появилась высотная доминанта, давшая новое звучание округе: бизнес-центр «Академик» по проекту UNK project раскрыл в форме архитектуры смыслы местных топонимов.
Центр мега-выставок
Новый международный выставочный центр по проекту Valode & Pistre в «близнеце» Гонконга мегаполисе Шэньчжэнь может считаться крупнейшим в мире.
Театрально-музыкальный круг
Масштабный и амбициозный проект главного театрально-концертного комплекса Подмосковья, победитель конкурса, объединяет три зала, двор – общественную площадь, консерваторское училище, гостиницы. Он обещает стать заметным центром фестивалей классической музыки для всей страны.
Передышка на Манхэттене
Перестройка вестибюля небоскреба-«шкафа» Сони-билдинг Филипа Джонсона на Манхэттене: бюро Snøhetta запретили трогать фасад, который теперь получил статус памятника, зато им удалось устроить внутри большой зимний сад.