English version

В духе Бажова

Пояс-оберег по внешней линии квартала, потайной сад и гостиница, спрятанная в зазеркалье внутреннего двора: проект Т+Т Architects выиграл конкурс на реновацию комплекса зданий Уральского приборостроительного завода в Екатеринбурге.

Автор текста:
Анна Городинская

mainImg
Архитектор:
Александр Бровкин
Полина Воеводина
Сергей Труханов
Мастерская:
Т+Т Architects http://tt-arch.ru/
Проект:
Реновация приборостроительного завода в Екатеринбурге. Первый проект
Россия, Екатеринбург, ул. Горького, д. 17; ул. Пушкина, д. 25

Авторский коллектив:
Руководитель мастерской: С. Труханов
Руководитель отдела концепции: П. Воеводина
Главный архитектор проекта: А. Бровкин
Ведущий архитектор проекта: Д. Репина
Архитекторы проекта: В. Купрянов, Н. Федорова, Д. Баренбойм
Ландшафтный архитектор: Е. Орехова
Визуализация экстерьеров: О. Трусова

2014

Заказчик: PRINZIP Недвижимость
Результаты конкурса на концепцию застройки промплощадки уральского приборостроительного завода, были объявлены в конце сентября. Победил проект Т+Т Architects, обойдя девять других участников, в числе которых были, в частности, Valode and Pistre, Twelve architects и бюро Алексея Воронцова. Девелоперская компания «Пред-Групп», проводившая конкурс совместно с администрацией города, обещает заключить с победителем контракт на дальнейшую проработку проекта, выбранного за деликатность предложенной реконструкции: девелоперов, а глава компании возглавлял жюри, победивший проект Т+Т Architects привлек именно тем, что он «минимально вмешивается в сложившуюся городскую застройку», бережно сохраняет ее преимущества; среди проектов других участников конкурса были значительно более радикальные варианты реконструкции. Архитекторы сохранили традиционный облик фасадов, дополнив их «настоящими уральскими» орнаментами, и тщательно развели потоки – с одной стороны, сделали район более открытым для горожан и проницаемым, с другой – устроили в рамке жилого дома приватный внутренний двор, и вот его – решили по контрасту современно.
Реновация приборостроительного завода в Екатеринбурге. Первый проект. Перспективный вид со стороны ул. Максима Горького. Проект, 2014 © Т+Т Architects
Реновация приборостроительного завода в Екатеринбурге. Первый проект. Перспективный вид со стороны внутреннего двора. Проект, 2014 © Т+Т Architects

«Мы отталкивались в своей работе от трех важных для нас понятий: сомасштабности, открытости, актуальности, – рассказывает руководитель бюро Сергей Труханов, – учитывая, что весь комплекс находится в центре города, в окружении уже сложившегося квартала, то все здания должны были максимально сохранить свои пропорции и объем, пускай даже в ущерб коммерческим площадям.

Здание на набережной продолжает существующую линию фасадов; мы обновили фасады, добавили аккуратной пластики, традиционных уральских орнаментов, но ритмику окон и структуру фасадов не трогали – здание по-прежнему будет «сомасштабным» человеку, останется ощущение, что здесь все можно пощупать, потрогать. Еще одна отправная точка нашего проекта – то, что мы открыли квартал городу. Между зданиями был сделан разрыв – очень деликатный, очень аккуратный, который связал набережную и параллельную пешеходную улицу».
***
 
Сейчас уже невозможно сказать, кто и зачем решил когда-то поставить в самом центре города, на берегу пруда закрытый для всех и вся, обращенный внутрь себя комплекс полупромышленных-полунаучных зданий, с трудом идентифицируемых как ансамбль: ну разве что по степени абсолютной немасштабности екатерининской парцелляции старой части Екатеринбурга, да по полной отрешенности от окружающей застройки. «Мы наш, мы новый мир построим...». Построили. И гигантский тяжеловесный сундук на непременном красном двухэтажном цоколе десятилетиями не столько доминировал, сколько просто давил окружающую россыпь деревянных домиков второй половины века, времени Бажова и Мамина-Сибиряка – смешение наивного провинциального классицизма с декоративным убранством в стиле «а ля рюс».
Реновация приборостроительного завода в Екатеринбурге. Первый проект. Вид с высоты птичьего полета. Проект, 2014 © Т+Т Architects
Реновация приборостроительного завода в Екатеринбурге. Первый проект. Расположение в городе и окружение. Проект, 2014 © Т+Т Architects
Реновация приборостроительного завода в Екатеринбурге. Первый проект. Генеральный план. Проект, 2014 © Т+Т Architects

Но авторы победившего проекта придумали несколько остроумных ходов, и монстр, разрушавший и целостность набережной, и единство городской ткани, вздохнул, ожил, приобрел человеческий масштаб, открылся городу и стал неотъемлемой его частью.

Главный вопрос проекта, ответ на который необходимо было дать сразу – не подо что реконструировать: в тройственном союзе банк – апарт-отель – гостиница нет ничего нового, это джентльменский набор реконструкции практически любого промышленного объекта. А – как именно это сделать? Нужно было постараться не только найти применение тому, что уже было построено, нужно было еще и не нарушить ритм жизни этой части города: не перегрузить ее днем и не вынудить умирать ночью. И стандартную связку гостиница-банк – фасадом на улицу, апарт-отель – в тихом дворе, вывернули наизнанку. На набережную перелицованными фасадами позднего сталинского ампира смотрят банк и апарт-отель, а за ними, в тишине внутреннего двора с потайным садом, открытого, тем не менее всему городу, спрятана гостиница.
Реновация приборостроительного завода в Екатеринбурге. Первый проект. Перспективный вид со стороны ул. Максима Горького. Проект, 2014 © Т+Т Architects
Реновация приборостроительного завода в Екатеринбурге. Первый проект. Перспективный вид с набережной и Почтового переулка. Проект, 2014 © Т+Т Architects
Реновация приборостроительного завода в Екатеринбурге. Первый проект. Перспективный вид со стороны ул. Максима Горького. Проект, 2014 © Т+Т Architects
Реновация приборостроительного завода в Екатеринбурге. Первый проект. Перспективный вид со стороны ул. Максима Горького. Проект, 2014 © Т+Т Architects
Реновация приборостроительного завода в Екатеринбурге. Первый проект. Перспективный вид со стороны ул. Максима Горького. Проект, 2014 © Т+Т Architects
Реновация приборостроительного завода в Екатеринбурге. Первый проект. Перспективный вид со стороны ул. Максима Горького. Проект, 2014 © Т+Т Architects

Что-то ненужное смело сломали, что-то деликатно надстроили, что-то открыли, что-то закрыли и получили ансамбль, втянутый в пешеходную систему центра с его литературным кварталом, обязательными магазинами в первых этажах и тягой к прогулкам вдоль городского пруда. Демонтировав, например, часть здания со стороны улицы Горького, открыли проход с набережной. Появившийся разрыв, раскрывая закулисье внутренней части квартала, стал магнитом, воронкой – неминуемой точкой притяжения публики.

А оказавшись во дворе можно поближе рассмотреть театральные эффекты современной̆ архитектуры: тот самый тайный сад – своеобразный окололитературный сюрреалистический аттракцион. Все образы гармонично уживаются в замкнутом пространстве и находят материальное воплощение в композиции фасадов. Доминантой этой обращенной, по традиции места, внутрь себя композиции стала гостиница, многократно отражающаяся во внутридворовых стеклянных фасадах апарт-отеля и банка. Прекрасный кристалл, спрятанный в потаенном резном сундучке – Бажов, «Уральские сказки» от Т+Т Architects. Но это – внутри. Снаружи же, точно по бажовскому сценарию, все очень традиционно: горизонтальное членение фасадов карнизами, поддерживающими линию сложившейся застройки, и вертикальное деление на три части. Две нижние – существующие и верхняя – надстраиваемая. Первые четыре этажа – реминисценция на тему классики: с фальшколоннами, декоративными резными вставками из камня и облицовкой третьего и четвертого этажей терракотовой плиткой. Графика резьбы – традиционные уральские орнаменты для защиты от злых духов – дала необходимую региональную идентичность, и на фасаде появился пояс-оберег внешней линии квартала.
Реновация приборостроительного завода в Екатеринбурге. Первый проект. Перспективный вид со стороны внутреннего двора. Проект, 2014 © Т+Т Architects
Реновация приборостроительного завода в Екатеринбурге. Первый проект. Перспективный вид со стороны внутреннего двора. Проект, 2014 © T+Т Architects
Реновация приборостроительного завода в Екатеринбурге. Первый проект. Перспективный вид со стороны ул. Пушкина. Проект, 2014 © Т+Т Architects
Реновация приборостроительного завода в Екатеринбурге. Первый проект. Перспективный вид со стороны внутреннего двора. Проект, 2014 © Т+Т Architects
Реновация приборостроительного завода в Екатеринбурге. Первый проект. Перспективный вид со стороны внутреннего двора. Проект, 2014 © T+Т Architects

Выше – надстройка – стекло и металл. Все вместе – хорошо продуманная растяжка-градиент: от классики к хай-теку.

Но когда внутренний двор, став элементом пешеходной системы, открылся для публики, возник вопрос зонирования. И если концепция выделения отдельных зон жилой среды основана просто на выборе разных типов мощения из природных материалов, то для разделения на публичную и внутреннюю зоны использовали приемы геопластики, обогатив еще и рельеф территории. Но самое интересное во все том же пространстве внутридворового зазеркалья – это неожиданное решение части апарт-отеля в жанре городских таунхаусов с отдельными входами и обязательными палисадниками в английском духе. И это – еще один тайник из все той же бажовской сказки: сундучок в сундучке, ларец в ларце, а там – волшебное зеркало со всеми его отражениями.
Реновация приборостроительного завода в Екатеринбурге. Первый проект. Идеология: Double-face. Идеология: уральская орнаментика в деталях отделки фасадов. Проект, 2014 © Т+Т Architects
Реновация приборостроительного завода в Екатеринбурге. Первый проект. Концепция благоустройства и развития прилегающих территорий. Проект, 2014 © Т+Т Architects
Реновация приборостроительного завода в Екатеринбурге. Первый проект. Существующее состояние. Проект, 2014 © Т+Т Architects
Реновация приборостроительного завода в Екатеринбурге. Первый проект. Фасады. Материалы и детали отделки. Проект, 2014 © Т+Т Architects
Реновация приборостроительного завода в Екатеринбурге. Первый проект. Схема функционального зонирования блока гостиницы. Схема разреза. Фасады. Проект, 2014 © Т+Т Architects
Реновация приборостроительного завода в Екатеринбурге. Первый проект. Блок апартаментов. Дворовый фасад. Проект, 2014 © Т+Т Architects
zooming
Реновация приборостроительного завода в Екатеринбурге. Первый проект. Схема организации нового маршрута через внутренний двор комплекса. Проект, 2014 © Т+Т Architects
Реновация приборостроительного завода в Екатеринбурге. Первый проект. Схема функционального зонирования блока апартаментов. Проект, 2014 © Т+Т Architects
Реновация приборостроительного завода в Екатеринбурге. Первый проект. Схема зонирования, монтажа и демонтажа. Проект, 2014 © Т+Т Architects
Реновация приборостроительного завода в Екатеринбурге. Первый проект. Схема компоновки номеров гостиницы. Вертикальные связи. Проект, 2014 © Т+Т Architects
Реновация приборостроительного завода в Екатеринбурге. Первый проект. План 1 этажа. Проект, 2014 © Т+Т Architects
Реновация приборостроительного завода в Екатеринбурге. Первый проект. План 2 этажа. Проект, 2014 © Т+Т Architects
Реновация приборостроительного завода в Екатеринбурге. Первый проект. План 3 этажа. Проект, 2014 © Т+Т Architects
Реновация приборостроительного завода в Екатеринбурге. Первый проект. План 4 этажа. Проект, 2014 © Т+Т Architects
Реновация приборостроительного завода в Екатеринбурге. Первый проект. План 5 этажа. Проект, 2014 © Т+Т Architects
Реновация приборостроительного завода в Екатеринбурге. Первый проект. План 6 этажа. Проект, 2014 © Т+Т Architects
Реновация приборостроительного завода в Екатеринбурге. Первый проект. Схемы типологии жилого фонда гостиницы. Проект, 2014 © Т+Т Architects
Реновация приборостроительного завода в Екатеринбурге. Первый проект. Планировочные решения номеров гостиницы. Проект, 2014 © Т+Т Architects
Реновация приборостроительного завода в Екатеринбурге. Первый проект. Схема движения пешеходов, благоустройство территории. Проект, 2014 © Т+Т Architects
Реновация приборостроительного завода в Екатеринбурге. Первый проект. Схема расположения входных групп. Проект, 2014 © Т+Т Architects
Реновация приборостроительного завода в Екатеринбурге. Первый проект. Схема движения пожарного транспорта. Проект, 2014 © Т+Т Architects
Реновация приборостроительного завода в Екатеринбурге. Первый проект. Схема размещения парковочных мест и движения транспорта. Проект, 2014 © Т+Т Architects
Архитектор:
Александр Бровкин
Полина Воеводина
Сергей Труханов
Мастерская:
Т+Т Architects http://tt-arch.ru/
Проект:
Реновация приборостроительного завода в Екатеринбурге. Первый проект
Россия, Екатеринбург, ул. Горького, д. 17; ул. Пушкина, д. 25

Авторский коллектив:
Руководитель мастерской: С. Труханов
Руководитель отдела концепции: П. Воеводина
Главный архитектор проекта: А. Бровкин
Ведущий архитектор проекта: Д. Репина
Архитекторы проекта: В. Купрянов, Н. Федорова, Д. Баренбойм
Ландшафтный архитектор: Е. Орехова
Визуализация экстерьеров: О. Трусова

2014

Заказчик: PRINZIP Недвижимость

21 Октября 2014

Автор текста:

Анна Городинская
comments powered by HyperComments
Похожие статьи
Награды Арх Москвы: 2021
В субботу вечером Арх Москва вручила свои дипломы. В этом году – рекордное количество специальных номинаций, а значит, много дипломов досталось проектам с содержательной составляющей.
Штаб-квартира будущего
Проект ПИ «АРЕНА», победивший в открытом конкурсе идей для новой штаб-квартиры итальянской компании FITT, совмещает футуристичную форму, красивую комбинаторику функций, энергоэффективность и тонкие отсылки к архетипам итальянской культуры. Особенно хорош «сплошной фонтан» в первом этаже. Рассказываем о трех победителях конкурса.
Слабые токи: итоги «Золотого сечения»
Вчера в ЦДА наградили лауреатов старейшего столичного архитектурного конкурса, хорошо известного среди профессионалов. Гран-при получили: самая скромная постройка Москвы и самый звучный проект Подмосковья. Рассказываем о победителях и публикуем полный список наград.
Новая идентичность
Среди призеров конкурса на концепцию застройки бывшей промышленной территории в чешском городе Наход – российское бюро Leto architects. Представляем все три проекта-победителя.
Победа пополам
Конкурс на концепцию развития центральной части Саратова завершился победой сразу двух участников. Показываем проекты победителей и рассказываем, чем конкретно займется каждый из них.
Пора вставать
Рассказываем об итогах конкурса «Ресурс периферии», который петербургский Комитет по градостроительству и архитектуре организовал для улучшения среды спальных районов. Работы победивших команд будут взяты за основу при разработке и реализации программы.
Вдыхая новую жизнь
Рассказываем об итогах конкурса на концепцию развития Центрального парка им. Горького в Красноярске и показываем три проекта-победителя: воплотить в жизнь планируется лучшие идеи из каждого.
Деревянное королевство Швеция
Накануне Нобелевской недели в Стокгольме вручили премию за лучшую архитектуру из дерева – Swedish Wood Award. Из-за пандемии церемонию в итоге провели онлайн, однако трансляцию посмотрело беспрецедентное число зрителей.
Жить у воды
Рассказываем об итогах конкурса на проект ЖК «Кристальный» на берегу водохранилища в Воронеже и концепцию благоустройства прилегающей территории – Спортивной набережной.
Спит кирпич, и ему снится
Великая московская стена, ограждающая Москву по линии МКАДа, дом-звонница, башня-рудимент, имитация воды и вышивка кирпичом. Представляем проекты-победители первого всероссийского архитектурного Кирпичного конкурса, в которых традиционный материал приобретает новые выразительные качества и смелое концептуальное осмысление.
«Панельный дом для богатых»
Лучшим небоскребом мира за 2018–2020 годы Немецкий музей архитектуры выбрал башни Norra tornen в Стокгольме по проекту OMA: сборный бетонный жилой комплекс, напоминающий своими модульными «кубиками» Habitat’67. Публикуем его и небоскребы-финалисты.
Технологии и материалы
Energy Ice – стекло, прозрачное как лед
Energy Ice – новое мультифункциональное стекло, отличающееся максимальным светопропусканием. Попробуем разобраться, в чем преимущество новинки от компании AGC
Стать прозрачнее
Zabor modern предлагает ограждения европейского типа: из тонких металлических профилей, функциональные, эстетичные и в достаточной степени открытые.
Прочность без границ
Инновационный фибробетон Ductal®, превосходящий по прочности и долговечности большинство строительных материалов, позволяет создавать как тончайшие кружевные узоры перфорированных фасадов, так и бархатистые идеальные поверхности большеформатной облицовки.
Обновление коллекции декоров ALUCOBOND® Design
Коллекция декоров ALUCOBOND® Design от компании 3A Composites пополнилась несколькими новыми образцами – все они находятся в русле тренда на натуральность и отвечают самым актуальным тенденциям в дизайне.
Любовь к геометрии
Французское сантехническое оборудование DELABIE для крупных общественных сооружений выбирают выдающиеся архитекторы Жан Нувель, Норман Фостер, SANAA, Руди Ричотти и другие. Представляем новую модель бесконтактных смесителей TEMPOMATIC 4, сочетающих безопасность, мега-экологичность и стильный дизайн.
Урбан-домик на дереве
Современное игровое пространство Halo Cubic от финского производителя Lappset: множество сценариев игры и безупречный дизайн, способный украсить современный жилой комплекс любого класса.
Естественность и сила кирпича ручной работы
Датский ригельный кирпич ручной работы Petersen Kolumba на фасадах частного дома в Иркутске по проекту Станислава Гаврилова напоминает о мощи древнеримской архитектуры и прекрасно справляется с сибирскими морозами. Мы расспросили автора проекта об этом доме и работе с кирпичом Kolumba.
Handmade для кинотеатра «Москва»
Коммерческий директор компании Ледрус Максим Беляев рассказывает о том, в чем состоит специфика работы со светом по индивидуальному дизайн-проекту и как можно переквалифицироваться из поставщика в подрядчика с функциями ведущего консультанта, проектировщика оригинальных решений и производителя в одном лице.
Блестящие перспективы
Lucido – архитектурно ориентированная компания, ставящая во главу угла эстетику и технологичность. Предлагая все виды итальянской керамической плитки и мозаики, Lucido специализируется на керамограните больших форматов. Рассказываем о воссоздании мраморных слэбов, а также об экспериментах с большим форматом звезд мировой архитектуры Кенго Кумы и Даниэля Либескинда.
Материя с гибким характером
Алюминий – разнообразный материал, он работает в широком в диапазоне от гибкого дигитального футуризма – до имитации естественных поверхностей, подходящих для реконструкций и даже стилизаций. Рассказываем о 7 новых жилых комплексах, в которых использован фасадный алюминий компании SEVALCON.
Волшебная линия
Вентиляционные диффузоры Invisiline, созданные архитекторами Майклом и Элен Мирошкиными, завоевали престижную дизайнерскую премию Red Dot 2020. Невидимые решетки, придуманные для собственных проектов, выросли в бренд, ответивший на запросы коллег-архитекторов.
Эффектная сантехника для энергоэффективного дома
Экодом в Чезене, совмещающий функции жилья и рабочей студии архитекторов Маргариты Потенте и Стефано Пирачини, стал первым в Италии примером «пассивного дома», встроенного в плотный фронт городской застройки; кроме того он – результат реконструкции. Интерьеры дома удачно дополняет сантехника Duravit.
Сейчас на главной
Есть ли места на Олимпе? Сексизм и «звездность» в архитектуре
«Есть ли места на Олимпе? Сексизм и «звездность» в архитектуре» Дениз Скотт Браун – это результат личного исследования вопросов авторства, иерархической и гендерной структуры профессии архитектора. Написанная в 1975 году, статья увидела свет лишь в 1989, когда был издан сборник "Architecture: a place for women". С разрешения автора мы публикуем статью, впервые переведенную на русский язык.
Смена масштабов
AMO, исследовательское подразделение бюро OMA, разработало декорации для показа ювелирной коллекции Bvlgari в миланской Галерее Виктора Эммануила II.
Кирпич и свет
«Комната тишины» по проекту бюро gmp в новом аэропорту Берлин-Бранденбург тех же авторов – попытка создать пространство не только для представителей всех религий, но и для неверующих.
Сотворение мира
К 60-летию первого полета человека в космос в Калуге открыли вторую очередь Государственного музея истории космонавтики, спроектированную воронежским архитектором Василием Исаевым. Музей космонавтики-2, деликатно вписанный в высокий берег реки Оки, дополнил ансамбль с легендарным памятником архитектуры 1960-х авторства Бориса Бархина, могилой Циолковского в парке и ракетой «Восток» на музейной площади. Основоположник космонавтики Циолковский, мифологический покровитель Калуги, стал главным героем новой музейной экспозиции, парящим в невесомости, как Бог-Отец в картинах Тинторетто.
Пресса: «Важно сохранять здания разных периодов». Суперзвезда...
У Сергея Чобана необычный профессиональный путь: в девяностые годы он добился признания на Западе и только потом стал востребованным в России. И сейчас его гонорары чуть не дотягивают до уровня мировых легенд вроде Нормана Фостера.
Серебро дерева
Спроектированный Níall McLaughlin Architects деревянный посетительский центр со смотровой башней у замка Даремского епископа напоминает о средневековых постройках у его стен.
Грильяж новейшего времени
Офис продаж ЖК «Переделкино ближнее» компании «Абсолют Недвижимость» стал единственным российским победителем французской дизайнерской премии DNA. Особенности строения – треугольный план, рельефная сетка квадратов на фасадах и амфитеатр внутри.
Цифровой «валун»
В Эйндховене в аренду сдан дом, напечатанный на 3D-принтере: это первое по-настоящему обитаемое «печатное» строение Европы.
Этюды о стекле
Жилой комплекс недалеко от Павелецкого вокзала как символ стремительного преображения района: композиция с разновысотными башнями, изобретательная проработка витражей и зеленая долина во дворе.
Место сбора
В Лондоне открылся 20-й летний павильон из архитектурной программы галереи «Серпентайн». Проект разработан йоханнесбургской мастерской Counterspace.
Сила цвета
Три московских выставки, где важную роль в дизайне экспозиции играет цвет: в Новой Третьяковке, Музее русского импрессионизма и «Царицыно».
Умер Готфрид Бём
Притцкеровский лауреат Готфрид Бём, автор экспрессивных бетонных церквей, скончался на 102-м году жизни.
Эстакада в акварели
К 100-летнему юбилею Владимира Васильковского мастерская Евгения Герасимова вспоминает Ушаковскую развязку, в работе над которой принимал участие художник-архитектор. Показываем акварели и эскизы, в том числе предварительные и не вошедшие в финальный проект, и говорим о важности рисунка.
Идейная составляющая
Попытка систематизации идей, представленных в Арх Каталоге недавно завершившейся выставки Арх Москва: критика, констатация, обоснование, отказ, – все в основном лиричное, традиции «бумажной архитектуры», пожалуй, живы.
Летать в облаках
Ресторан в Хибинах как новая достопримечательность: высота 820 над уровнем моря, панорамные виды, эффект левитации и остроумные инженерные решения.
Видео-разговор об архитектурной атмосфере
В первые дни января 2021 года Елизавета Эбнер запустила @archmosphere.press – проект об архитектуре в Instagram, где она и другие архитекторы рассказывают в видео не длинней 1 минуты об 1 здании в своем городе, в том числе о своих собственных проектах. Мы поговорили с Елизаветой о ее замысле и о достоинствах видео для рассказа об архитектуре.
21+1: гид по архитектурной биеннале в Венеции
В этом году архитектурная биеннале «переехала» в виртуальное пространство: так, 20 национальных экспозиций из 61 представлено в онлайн-формате. Цифровые двойники включают в себя видеоэкскурсии по павильонам, интервью с авторами и записи с церемонии открытия. Публикуем подборку национальных проектов, а также один авторский – от партнера OMA Рейнира де Графа.
Награды Арх Москвы: 2021
В субботу вечером Арх Москва вручила свои дипломы. В этом году – рекордное количество специальных номинаций, а значит, много дипломов досталось проектам с содержательной составляющей.
Вулкан Дефанса
В парижском деловом районе Дефанс достраивается башня HEKLA по проекту Жана Нувеля. От соседей ее отличает силуэт и фасадная сетка из солнцерезов.
Керамические тома
Ажурный фасад новой библиотеки по проекту Dietrich | Untertrifaller в австрийском Дорнбирне покрыт полками с книгами – но не бумажными, а из керамики.
Идеями лучимся / Delirious Moscow
В Гостином дворе открылась 26 по счету Арх Москва. Ее тема – идеи, главный гость – Москва, повсеместно встречаются небоскребы и разговоры о высокоплотной застройке. На выставке присутствует самая высокая башня и самая длинная линейная экспозиция в ее истории. Здесь можно посмотреть на все проекты конкурса «Облик реновации», пока еще не опубликованные.