«Мы отталкивались в своей работе от трех важных для нас понятий: сомасштабности, открытости, актуальности, – рассказывает руководитель бюро Сергей Труханов, – учитывая, что весь комплекс находится в центре города, в окружении уже сложившегося квартала, то все здания должны были максимально сохранить свои пропорции и объем, пускай даже в ущерб коммерческим площадям.
Здание на набережной продолжает существующую линию фасадов; мы обновили фасады, добавили аккуратной пластики, традиционных уральских орнаментов, но ритмику окон и структуру фасадов не трогали – здание по-прежнему будет «сомасштабным» человеку, останется ощущение, что здесь все можно пощупать, потрогать. Еще одна отправная точка нашего проекта – то, что мы открыли квартал городу. Между зданиями был сделан разрыв – очень деликатный, очень аккуратный, который связал набережную и параллельную пешеходную улицу».
***
Но авторы победившего проекта придумали несколько остроумных ходов, и монстр, разрушавший и целостность набережной, и единство городской ткани, вздохнул, ожил, приобрел человеческий масштаб, открылся городу и стал неотъемлемой его частью.
Главный вопрос проекта, ответ на который необходимо было дать сразу – не подо что реконструировать: в тройственном союзе банк – апарт-отель – гостиница нет ничего нового, это джентльменский набор реконструкции практически любого промышленного объекта. А – как именно это сделать? Нужно было постараться не только найти применение тому, что уже было построено, нужно было еще и не нарушить ритм жизни этой части города: не перегрузить ее днем и не вынудить умирать ночью. И стандартную связку гостиница-банк – фасадом на улицу, апарт-отель – в тихом дворе, вывернули наизнанку. На набережную перелицованными фасадами позднего сталинского ампира смотрят банк и апарт-отель, а за ними, в тишине внутреннего двора с потайным садом, открытого, тем не менее всему городу, спрятана гостиница.
Что-то ненужное смело сломали, что-то деликатно надстроили, что-то открыли, что-то закрыли и получили ансамбль, втянутый в пешеходную систему центра с его литературным кварталом, обязательными магазинами в первых этажах и тягой к прогулкам вдоль городского пруда. Демонтировав, например, часть здания со стороны улицы Горького, открыли проход с набережной. Появившийся разрыв, раскрывая закулисье внутренней части квартала, стал магнитом, воронкой – неминуемой точкой притяжения публики.
А оказавшись во дворе можно поближе рассмотреть театральные эффекты современной̆ архитектуры: тот самый тайный сад – своеобразный окололитературный сюрреалистический аттракцион. Все образы гармонично уживаются в замкнутом пространстве и находят материальное воплощение в композиции фасадов. Доминантой этой обращенной, по традиции места, внутрь себя композиции стала гостиница, многократно отражающаяся во внутридворовых стеклянных фасадах апарт-отеля и банка. Прекрасный кристалл, спрятанный в потаенном резном сундучке – Бажов, «Уральские сказки» от Т+Т Architects. Но это – внутри. Снаружи же, точно по бажовскому сценарию, все очень традиционно: горизонтальное членение фасадов карнизами, поддерживающими линию сложившейся застройки, и вертикальное деление на три части. Две нижние – существующие и верхняя – надстраиваемая. Первые четыре этажа – реминисценция на тему классики: с фальшколоннами, декоративными резными вставками из камня и облицовкой третьего и четвертого этажей терракотовой плиткой. Графика резьбы – традиционные уральские орнаменты для защиты от злых духов – дала необходимую региональную идентичность, и на фасаде появился пояс-оберег внешней линии квартала.
Выше – надстройка – стекло и металл. Все вместе – хорошо продуманная растяжка-градиент: от классики к хай-теку.
Но когда внутренний двор, став элементом пешеходной системы, открылся для публики, возник вопрос зонирования. И если концепция выделения отдельных зон жилой среды основана просто на выборе разных типов мощения из природных материалов, то для разделения на публичную и внутреннюю зоны использовали приемы геопластики, обогатив еще и рельеф территории. Но самое интересное во все том же пространстве внутридворового зазеркалья – это неожиданное решение части апарт-отеля в жанре городских таунхаусов с отдельными входами и обязательными палисадниками в английском духе. И это – еще один тайник из все той же бажовской сказки: сундучок в сундучке, ларец в ларце, а там – волшебное зеркало со всеми его отражениями.