English version

Депо постиндустриальной жизни

Проект реновации заброшенного здания депо отличается вниманием к деталям и эмоциональной «фактуре» общественных пространств, разнообразием функционального наполнения и романтическим отношением к идее руины, которая превращается к дополнительный сюжет проекта.

mainImg
Архитектор:
Сергей Труханов
Мастерская:
Т+Т Architects https://tt-arch.ru/
Проект:
D_Станция
Россия, Москва, ул. Земляной Вал, 9А

Авторский коллектив:
Сергей Труханов, Даниил Шишков, Александр Фадеев, Елена Окландер, Наталья Фёдорова, Георгий Тюгаев, Николай Макаров, Анна Квятковская, Алексей Левин, Лариса Панасенко, Александр Бровкин

2018 — 2019 / 2019 — 2024

Конструкторы: Проектное бюро «Конструктор»
Инженеры: RBTT

Заказчик: Кванта Эстейт
Управляющая компания: Prime Property Management
Здание вагонного депо Курской железной дороги построено в 1906 году, выведено из списка памятников и заброшено достаточно давно. За время бездействия пришло в плачевное состояние: исписано, облуплено, замусорено, покрытие держится на подпорках. Но стены стоят – за исключением поперечного «трансепта», разобранного где-то во второй половине XX века. Протяженное здание хорошо видно с моста улицы Казакова, ведущего от Гоголь-центра к Земляному валу; но его мало кто замечает, поскольку сейчас здание выглядит скорее как руина на задворках офисного центра «Ситидел» и двух когда-то доходных, а ныне офисных домов, построенных Нирнзее в бытность его молодым архитектором. Между тем мимо депо проходит маршрут сотрудников «Ситидел», срезающих путь к метро и в клубы «Армы» – в настоящее время несколько неуютный, но всё же достаточно оживленный.
Концепция капитального ремонта бывшего вагонного депо. 2019
© Т+Т Architects
  • zooming
    1 / 5
    Депо на улице Казакова: современное состояние, 2019
    Предоставлено T+T architects
  • zooming
    2 / 5
    Депо на улице Казакова: современное состояние, 2019
    Предоставлено T+T architects
  • zooming
    3 / 5
    Депо на улице Казакова: современное состояние, 2019
    Предоставлено T+T architects
  • zooming
    4 / 5
    Депо на улице Казакова: современное состояние, 2019
    Предоставлено T+T architects
  • zooming
    5 / 5
    Депо на улице Казакова: современное состояние, 2019
    Предоставлено T+T architects

Собственно этот маршрут и стал отправной точкой проекта, инициированного соседним бизнес-центром в коллаборации с несколькими партнерами. Функциональный состав – разнообразный и этим современны, помимо павильонов предусмотрен коворкинг, небольшой офис. Плюс кафе и рестораны: офисов поблизости много и существующие не справляются, вероятно, что новые «места-где-поесть» будут иметь спрос.
Концепция капитального ремонта бывшего вагонного депо. 2019. Разрезы
© Т+Т Architects

Маршрут сохранится, между «Ситиделом» и Депо, – но будет благоустроен. Со стороны Курского вокзала идущих встретит небольшая площадь, перед южном торцом Депо. Двигаясь дальше вдоль здания, минуем главный вход и пандус – рельеф повышается, – и приходим к еще одной площади со столиками кафе, у северного торца депо. Здесь архитекторы предлагают устроить лестницу, по которой можно будет подняться на мост, носящий гордое название «Казаковский путепровод», – с него, мы помним, открывается один из лучших видов на депо и по нему люди идут к «Арме», но сейчас лестницы нет и прохожим приходится обходить чуть дальше.
  • zooming
    1 / 5
    Концепция капитального ремонта бывшего вагонного депо. 2019. Участок проектирования
    © Т+Т Architects
  • zooming
    2 / 5
    Концепция капитального ремонта бывшего вагонного депо. 2019. Фасады
    © Т+Т Architects
  • zooming
    3 / 5
    Концепция капитального ремонта бывшего вагонного депо. 2019. Благоустройство
    © Т+Т Architects
  • zooming
    4 / 5
    Концепция капитального ремонта бывшего вагонного депо. 2019. Фасады 1,2
    © Т+Т Architects
  • zooming
    5 / 5
    Концепция капитального ремонта бывшего вагонного депо. 2019. Генплан
    © Т+Т Architects

Здание вытянулось вдоль пешеходного маршрута и «сопровождает» идущего, предлагая ему смену впечатлений. Поэтому архитекторы подчеркнули протяженность здания – продлили корпус к северу, в сторону улицы Казакова: предложили разобрать несколько небольших и полуразвалившихся пристроек сарайного типа с этой стороны и заменить их новым объемом приблизительно того же масштаба, но цельным, с лаконичными фасадами, облицованными темным кирпичом удлиненного формата (Petersenkolumba) по типу плинфы используемой в древнем Риме, с окнами до земли и вкраплениями золотистых решеток. Новый объем поддерживает тему кирпича, но современной трактовке, где-то даже играя на контрасте ощущений и сопоставляя актуальный подход с историческим зданием, где кирпич терракотово-красный и крупный, характерный для начала XX века, и подчинен аркам окон и редким, но важным деталям в духе историзма.
  • zooming
    1 / 3
    Концепция капитального ремонта бывшего вагонного депо. 2019. Перспективный вид на новый корпус
    © Т+Т Architects
  • zooming
    2 / 3
    Концепция капитального ремонта бывшего вагонного депо. 2019. Фасады
    © Т+Т Architects
  • zooming
    3 / 3
    Концепция капитального ремонта бывшего вагонного депо. 2019. Фасады
    © Т+Т Architects

В собственно здании Депо планируется заменить покрытие, сейчас кровля держится на подпорках, – и встроить в конек кровли зенитные фонари, примерно на две трети его длины: они освещают фудкорт и арендные кинопавильоны. Кирпич вычинивают, очищают, покрывают гидрофобным составом; кровлю покрывают черным металлом, переплеты окон тоже черного цвета, – всё как принято в современных проектах реконструкции.
  • zooming
    Концепция капитального ремонта бывшего вагонного депо. 2019. Фасады
    © Т+Т Architects
  • zooming
    Концепция капитального ремонта бывшего вагонного депо. 2019. Фасады
    © Т+Т Architects

Но помимо базовых и в целом предсказуемых приемов проект насыщен целым рядом «фишек» – составных частей его индивидуальной образности, собранных здесь достаточно плотно, в числе прочего с целью усилить его отличия от других проектов. К примеру от Депо на Лесной, – говорится в экспликации.

Один из основных сюжетов – стеклянная «витрина» на протяженном фасаде со стороны основного мимоидущего потока. Здесь сохранился полуразрушенный щипец, остаток от разобранного поперечного объема: архитекторы разбирают стену еще больше, раскрывая вид интерьера на ширину примерно двух прясел, консервируют руинированные торцы и помещают все это, и разрыв, и руину – в стеклянный кожух, как будто бы «музеефицируя» осколок, консервируя след истории здания как напоминание о долгом периоде его запущенности и об исчезнувшем объеме. Романтическая инсталляция-руина – один из любимых приемов T+T architects, во многом иллюстрирующий их подход к историческим зданиям: стремление подчеркнуть их возраст и историю трансформаций. Подобный подход архитекторы применили в конкурсном проекте редевелопмента водонапорной башни в Щербинке – часть верха башни была намеренно фрагментирована для усиления контраста старого и нового, или даже для более явной визуализации столкновения противоположностей.
  • zooming
    Концепция капитального ремонта бывшего вагонного депо. 2019. Перспективный вид на главный вход в корпус 1
    © Т+Т Architects
  • zooming
    Концепция капитального ремонта бывшего вагонного депо. 2019. Фасады
    © Т+Т Architects

Итак, стеклянный объем-витрина будет светиться по вечерам, да и днем демонстрировать прохожим пространства внутри и – своего рода декорацию в духе Юбера Робера – фрагмент руинированной стены. Но витрина не вход, вход левее, отмечен «лбом» спущенного с кровли черного металла, который служит фоном для заголовка.

Главный фасад расположен в торце, со стороны южной площади, перед трехчастным «базиликальным» фасадом Депо, вполне сохранным. Здесь расположились каменные ступеньки с врезанным пандусом, на площади – три линии рельс: с одной стороны они «уходят» под ступеньки, с другой обрываются в траве, завершаясь техногенными фонарями-двутаврами. От железной дороги площадь отделена металлическоим забором, имитирующим бетонный ПО-2, но тоже, как и кирпичная стена «витрины», намеренно руинированным: часть элементов превращена в решетку как-будто опалубки. Перед забором трансформируемый амфитеатр из деревянных брусков. С противоположной стороны пространство отделено от пешеходного пути технической будкой, оформленной элементами советского чугунного забора из пересекающихся кругов и меандра. Все здесь, как видим, полно воспоминаний и сюжетов, до предела насыщающих среду. От внешнего пространства площадь отделена кирпичным объемом: в нем спрятаны мусорные контейнеры, но решетчатые двери обращены наружу; внутрь – фактурная кирпичная стена, напоминающая новый объем офисов в северной части Депо.
  • zooming
    1 / 5
    Концепция капитального ремонта бывшего вагонного депо. 2019. Перспективный вид на торец корпуса 1
    © Т+Т Architects
  • zooming
    2 / 5
    Концепция капитального ремонта бывшего вагонного депо. 2019. Благоустройство
    © Т+Т Architects
  • zooming
    3 / 5
    Концепция капитального ремонта бывшего вагонного депо. 2019. Благоустройство
    © Т+Т Architects
  • zooming
    4 / 5
    Концепция капитального ремонта бывшего вагонного депо. 2019. Благоустройство
    © Т+Т Architects
  • zooming
    5 / 5
    Концепция капитального ремонта бывшего вагонного депо. 2019. Благоустройство
    © Т+Т Architects

Вторая площадь, перед улицей Казакова и запланированной архитекторами лестницей – поменьше; от железной дороги она прикрыта прорезным металлическим забором, две другие границы – здание Депо и склон под путепроводом. Его планируется озеленить, в край встроить скамейки, на площади расставить столики, артефакты, возможно, газовые фонари.
  • zooming
    1 / 3
    Концепция капитального ремонта бывшего вагонного депо. 2019. Перспективный вид на площадь с нового корпуса
    © Т+Т Architects
  • zooming
    2 / 3
    Концепция капитального ремонта бывшего вагонного депо. 2019. Благоустройство
    © Т+Т Architects
  • zooming
    3 / 3
    Концепция капитального ремонта бывшего вагонного депо. 2019. Благоустройство
    © Т+Т Architects

Таким образом, само здание получает привлекательные функции, такие как кафе, коворкинг и киносъемочная площадка, которую время от времени можно будет использовать для концертов. Путь вдоль него также насыщен впечатлениями и эмоциями. Но в проекте здание Депо приобретает еще один фасад – вид с моста улицы Казакова. С этой стороны участок по диагонали пересекает силовая линия РЖД, одна опора стоит перед фасадом Депо, вторая вклинивается в объем северной пристройки. «Поскольку опоры нельзя убрать, мы решили обыграть их как артефакт», – говорит Сергей Труханов. Северная конструкция разместилась в нише желтого цвета, и поскольку соседний угол прорезан окном, в вечерней подсветке ясно вырисовывается цифра 1, входящая в ритмический резонанс с асимметричным торцом нового корпуса и симметричным контуром исторического.
  • zooming
    1 / 3
    Концепция капитального ремонта бывшего вагонного депо. 2019. Перспективный вид с ул. Казакова
    © Т+Т Architects
  • zooming
    2 / 3
    Концепция капитального ремонта бывшего вагонного депо. 2019. Фасады
    © Т+Т Architects
  • zooming
    3 / 3
    Концепция капитального ремонта бывшего вагонного депо. 2019. Фасады 3,4
    © Т+Т Architects

Ниша решетчатой опоры работает как большая вывеска и наверняка будет привлекать внимание, обозначая – здесь, внизу, появилось новое интересное место. Дополнение Винзавода, Армы и Артплея в промзоне Курского вокзала, которая в Москве освоена лучше многих, но, как видим, пока все еще не до конца.

Проект переосмысления заброшенного депо на Курской сравнительно невелик, но очень привлекателен и «в тренде»: он принадлежит постиндустриальному обществу с его теорией малых дел, балансирует на грани благоустройства, урбанистики и реконструкции с сохранением. Историческое здание сопоставлено с современным и оба они «врастают» в городскую среду, становятся ее активной частью. Все это неудивительно для T+T architects, известных как работами урбанистической специфики, так и проектами, связанными с сохранением и переосмыслением промышленного наследия, интерес к которому архитекторы сохраняют постоянно, как и желание работать на стыке специальностей и сохранять многопрофильность. Надо признать, что сочетание разных тем и есть важное средство оживления города, превращения его в место, приятное для жизни – через обнаружение совершенно неказистых на вид «жемчужин» с общественным потенциалом.
Архитектор:
Сергей Труханов
Мастерская:
Т+Т Architects https://tt-arch.ru/
Проект:
D_Станция
Россия, Москва, ул. Земляной Вал, 9А

Авторский коллектив:
Сергей Труханов, Даниил Шишков, Александр Фадеев, Елена Окландер, Наталья Фёдорова, Георгий Тюгаев, Николай Макаров, Анна Квятковская, Алексей Левин, Лариса Панасенко, Александр Бровкин

2018 — 2019 / 2019 — 2024

Конструкторы: Проектное бюро «Конструктор»
Инженеры: RBTT

Заказчик: Кванта Эстейт
Управляющая компания: Prime Property Management

29 Июля 2019

Т+Т Architects: другие проекты
ИТ-городок
На примере первой реализованной очереди квартала «Ю» разбираемся, как будет устроен новый микрорайон Иннополиса. Бюро Т+Т Architects и HADAA сформировали и сбалансировали остроумный мастер-план с разными типами жилья, зеленой артерией, системой площадей и парком в центральной части.
Новый путь
Обошли со всех сторон D_Станию – депо 1906 года, реконструированное с сохранением промышленного здания столетней давности по проекту Сергея Труханова и T+T Architects. Работа над интерьерами, а внутри планируются рестораны и общественные пространства, пока еще только идет, но и снаружи есть на что посмотреть. Тут можно изучить сочетание старого и нового кирпича, авторский взгляд на романтику руины, и оценить вновь выстроенный пешеходный путь: через арки БЦ Ситидел на улицу Казакова.
Золото в песках
В Дубае открылся офис трансконтинентальной компании, связанной с добычей и обработкой ресурсов. Его интерьер реализован по проекту T+T Architects, а они мастера своего дела, умеют организовать пространство современно, разнообразно, гибко и оригинально. В данном случае на представительском этаже «царит» гигантская, облицованная золотистой латунью, перегородка, а контекстуально обоснованный фон дает слоистая фактура прессованной земли.
Над Золотым рогом
Жилой комплекс Философия, спроектированный T+T architects во Владивостоке, – один из новых проектов для района «Голубиная падь», и они меняет философию его развития с одиночных домов на комплексный подход. Дома организованы вдоль общественных улиц, они разновысотные, разноформатные, а один – даже галерейной типологии, да еще и с консолью, опирающейся на арт-объект.
Парк архитектуры и отдыха
Для подмосковного гостиничного комплекса, предполагающего разные форматы отдыха, бюро T+T Architects предложило несколько типов жилья: от классического «стандарта» в общем корпусе до «пещеры в холме» и «домика на дереве». Дополнительной задачей стала интеграция в «архитектурно-лесной» парк существующих на территории резиденций, построенных в классическом стиле.
Геопластический подход
T+T architects сообщают о завершении благоустройства двора 1 очереди ЖК «Александровский сад» в Екатеринбурге – ландшафт дополняет контекстуальную архитектуру, приспособленную к предпочтениям покупателей и к центру города, смелыми неомодернистскими росчерками и пышной разнообразной зеленью.
Максимальная гибкость
Недавно открывшийся в БЦ «Арена» Multispace Dinamo – пример проекта, целиком нацеленного на остросовременные подходы и технологии. Он управляется через приложение, для него написан собственный софт, а пространства не просто мульти-функциональны, но и продуманно перемешаны, как своего рода пазл, позволяющий сотрудникам миксовать свой рабочий быт для большей эффективности.
Мультитон
Новый интерьер офиса «Актион» можно понять как попытку создать идеальный «дом» для компании, не просто удобный, но транслирующий ценности современного делового девелопмента. Он откликается на контекст и выстроен на контрасте, он свеж, но уютен, располагает и к динамике, и к релаксу – но все это сочетается довольно гармонично, вероятно, потому, что для каждой темы авторы нашли свое место.
Игра на повышение
Концепция жилого комплекса в Самаре от T+T Architects: новая доминанта в городском ландшафте, вид на Жигулевские горы и VR-технологии.
Золотое очелье
Новый стеклянный объем с параболической аркой из корабельной стали между башнями штаб-квартиры Сбербанка – общественное пространство, открытое для посещения. Архитектурную концепцию предложили Evolution Design. Ниже рассказ о сложностях и тонкостях.
Очень гибкое решение
После обновления по проекту T+T architects офисное здание в 1-м Щипковском переулке приобрело более простую и строгую форму снаружи и исключительную, поддержанную «умной» электронной системой управления, функциональную и образную гибкость внутри. Осовремененная внешность соответствует agile-ной начинке. Новое название – MULTISPACE.
Офис для концентрации идей
​Бюро «Т+Т Architects» спроектировало офис французской ИТ-компании, где сотрудники в любой точке помещения могут обсудить с коллегами или записать на стене новые идеи.
Сергей Труханов: «Главное – найти решение, как реализовать...
Как изменятся наши рабочие пространства? Можно ли подготовить свои офисы к подобным ситуациям в будущем? Что для современных офисов актуально в целом? Как работать с международными компаниями и какую архитектурную типологию нам всем еще только предстоит для себя открыть?
Драгоценное пространство
Evotion design и T+T architects сообщили о завершении интерьера штаб-квартиры Сбербанка на Кутузовском проспекте. В центре атриума здесь парит переговорная-«Диамант», и все похоже на шкатулку с драгоценностями, в том числе высокотехнологичными.
Метод сращивания
Вариант современного контекстуализма – фактурная и орнаментальная архитектура, сдержанно-классичная, но явным образом не принадлежащая ни к одному стилю. T+T architects использовали этот современный подход для деликатной работы в историческом центре Екатеринбурга.
Сергей Труханов: «Наше основное направление – мультинаправленность»
О пользе многозадачности, гибкости и выхода в области, смежные с архитектурным проектированием, такие как BigData и маркетинг – и о пользе проектов для общества как тенденции в архитектуре и градостроительстве.
Социальная сеть
Бюро T+T Architects победило в конкурсе на проектирование научно-информационного кластера в Екатеринбурге с проектом, цель которого – отразить дух одной из самых динамичных компаний российского рынка.
Башни, но не близнецы
Закончена реконструкция отеля «Белград» на Смоленской площади, вошедшего теперь в сеть Azimut Hotels. Рассказываем о том, как она проходила, какие преподнесла сюрпризы и что получилось в итоге.
Офисы «Новой Земли»
Бюро «Т+Т Architects» спроектировало интерьеры бизнес-центра Neo Geo, полностью адаптировав бывшее промышленное здание под жизнь офисных служащих. В пространстве, где прежде работал завод «Красный пролетарий», теперь вальяжно разместились красные манекены.
Импровизация на заданную тему
Жёсткие предписания корпоративного стиля заказчика не помешали бюро T+T Architects найти индивидуальные решения для московского представительства французской компании Orange Business Services.
Сергей Труханов: «Работа с территорией – как сценарий...
О благоустройстве в актуальном понимании этого слова, о том, зачем оно нужно застройщику, и сверхидее как основе планирования территории – в интервью с руководителем мастерской Т+Т Architects Сергеем Трухановым.
Преображение «Белграда»
Проект реконструкции гостиницы «Белград» превратит её в практичный и хорошо оснащенный отель, но бережно сохранит узнаваемую стилистику советского модернизма и даже восстановит симметрию Смоленской площади.
Архсовет Москвы–32
Архсовет поддержал проект многофункционального жилого комплекса на Большой почтовой улице, но не одобрил предложения по реконструкции гостиницы «Белград».
Похожие статьи
Угол натяжения струн
Дом Музыки, спроектированный Владимиром Плоткиным и архитекторами ТПО «Резерв», напоминает арфу, а при взгляде сверху еще и басовый ключ. Но если бы все было так просто. В архитектуре зданий комплекса соседствуют два вида образности: решетчатый, прозрачный и проницаемый язык «классического» модернизма и объемно-скульптурные ленты, любимые неомодернизмом нашего времени. Как все устроено, где катарсис, а где оси построения, где проект похож на ЦКЗ Зарядье, а где не очень – читайте в нашем тексте.
Лечебный трилистник
Модульная стальная конструкция больницы в Ханчжоу по проекту Архитектурного института Чжэцзянского университета (UAD) позволила сократить время и бюджет строительства. «Футуристический» замысел авторов при этом не пострадал.
Петербург vs Рим
Центр Петербурга, как известно, священен, – но мало кто всерьез знает, где он начинается и заканчивается. Речь не о формальном признаке «от Обводного канала до Большой Невки», а о «вайбе», соответствующем центру города. Реализовав квартал «Невской ратуши» – по проекту, победившему в международном конкурсе – Евгений Герасимов и Сергей Чобан создали на его территории «образ центра». Причем не столько петербургского, сколько общемирового. Это ново, такого в Питере давно не было... Изучаем атмосферу, вспоминаем прообразы, в том числе раздумываем о том, кто и когда назвал Петербург новым Римом. Не зря, получается, идея-то живет.
Свет в пустоте
Культурный центр «Чжанбэйский мираж», расположенный среди полей северо-востока Китая, превращен бюро Puri Lighting Design в гигантскую световую инсталляцию.
Как старинный Тобольск становится порталом в будущее
За последнее десятилетие архитектурное бюро Wowhaus подготовило концепции развития для ряда российских городов – Выксы, Тулы, Нижнекамска. На этом фоне мастер-план Тобольска выделяется своим масштабом – охваченная преобразованиями территория превышает 220 км² – и сложностью.
На волне
Проект преобразования речного порта и набережной в Чебоксарах, разработанный архитектурным бюро АТРИУМ, затрагивает одну из ключевых территорий города. Набережная превращается в Речной бульвар – многофункциональное, комфортное и выразительное пространство для работы и отдыха. Авторы предлагают создать новую связь с главной площадью города – Красной, а также возвести несколько жилых башен, вдохновленных формой национального женского головного убора и способных стать ярким акцентом волжской панорамы.
Внимание на угол
Комплекс 5Tracks по проекту Shift Architecture & Urbanism и Powerhouse Company в нидерландском городе Бреда соединяет крытые общественные пространства с жильем и офисами, заполняя лакуну рядом с главным вокзалом.
Заряд энергии
Бюро CNTR спроектировало для нового спортивного кластера на окраине Екатеринбурга автозаправочную станцию, сумев превратить небольшой объект в локальную доминанту: что-то вроде въездного знака, который рассказывает об окружающей территории и задает тон. А кроме того – демонстрирует разнообразные архитектурные приемы. Даже неподготолвенный зритель, приехав заправить машину, почувствует движение и статику, игру с массой, сочетание пятна и линии.
«Пламенеющий» бетон
Новый театр во французском Бове по проекту бюро AJC напоминает о разных эпохах в истории города, от Средневековья до послевоенного восстановления.
Замковый камень
Еще недавно премиальные жилые и офисные комплексы в Москве воспринимались как привилегия центра. Сегодня ситуация меняется: качественная архитектура выходит за пределы Третьего транспортного кольца и появляется на окраинах. Бизнес-центр «STONE Калужская» – один из таких примеров. Подобные проекты децентрализуют мегаполис и делают престижными жизнь и работу в любой части города.
На римских развалинах
Бюро Ofis реконструировало виллу 1920-х годов в центре Любляны, наглядно продемонстрировав многослойный и противоречивый характер застройки словенской столицы.
Вода и свет
В церковном искусстве много символики, и одна ее часть, действительно, каноничная, другая сформирована традицией и кем-то воспринимается как обязательная. Из-за такого рода ложного консерватизма современная церковная архитектура медленно развивается и не выглядит как современная. Тем не менее подвижники у этой темы есть: кладбищенский храм Архангела Михаила в Апатитах, спроектированный Дмитрием Остроумовым и бюро Прохрам, совмещает традиции и эксперимент. Но не эксперимент ради самого себя – а продуманную работу современного архитектора с символикой пространства, объема и, главное, света.
Модульная ротонда
Круглое в плане офисное здание с деревянно-бетонным каркасом по проекту HENN строится в Юлихе на западе Германии: оно должно стать центром инновационного бизнес-парка.
Пространство для диалога эпох
Бюро Urbanus ревитализировало бывшее место нахождения важнейшего даосского храма Юнлэ-гун, откуда он был перенесен в 1960-х из-за угрозы затопления при строительстве плотины на реке Хуанхэ.
Кубок чемпионов
Небоскреб Bell на 1-й улице Ямского поля, 12 на первый взгляд строг и лаконичен, хотя скромным его назвать никак не возможно. Экономная стереометрия построена на работе с формой, близкой к овалу – а это одна из излюбленных тем архитекторов UNK. Обтекаемая поверхность основной формы с металлическими ламелями дважды посечена стеклянными срезами, графически демонстрируя суть исходной формы: ее простоту и одновременно сложность. К тому же здесь решены десятки сложнейших инженерных головоломок.
Тропа к центру Земли
Посетительский центр в Национальном парке ледника Снайфедльсйёкюдль в Исландии, спроектированный бюро Arkis, служит также смотровой платформой и пропускает через себя пешеходную тропу.
Блеск глубокий и хрустальный
Новый клубный дом про проекту ADM architects спроектирован для района Патриарших, недалеко от Новопушкинского сквера. Он заменит три здания, построенных в начале 1990-х. Авторы нового проекта, Андрей Романов и Екатерина Кузнецова, сделали ставку на разнообразие трех частей объема, современность решений и внимание к деталям: в одном из корпусов планируются плавно изогнутые балконы с керамическим блеском нижней поверхности, в другом стеклянные колонны-скульптуры.
Перепады «высотного напряжения»
Третья очередь ÁLIA с успехом доказывает, что внутри одного квартала могут существовать объемы совершенно разной высотности и масштаба: сто метров – и тридцать, и даже таунхаусы. Их объединяет теплая «кофейная» тональность и внимание к пешеходным зонам – как по внешнему контуру, так и внутри.
Фасад под стальной вуалью
Гостиница Vela be Siam по проекту местного бюро ASWA в центре Бангкока напоминает о таиландских традициях, оставаясь в русле современной архитектуры.
От кирпича к кирпичу
Школа Тунтай на северо-востоке Китая расположена на месте карьера по добыче глины для кирпичного производства: это обстоятельство не только усложнило работу бюро E Plus и SZA Design, но и стало для них источником вдохновения.
Белый дом с темными полосками
Многоквартирный дом Taborama по проекту querkraft architekten на севере Вены включает на разных этажах библиотеку, художественную студию, зал настольного тенниса и другие разнофункциональные пространства для жильцов.
Змея на берегу
Деревянная тропа вдоль берега реки Тежу, спроектированная бюро Topiaris, связывает пешеходным и велосипедным маршрутом входящие в агломерацию Большой Лиссабон муниципалитеты Лориш и Вила-Франка-ди-Шира.
Храм тенниса
Павильон теннисного клуба в Праге по проекту Pavel Hnilička Architects+Planners напоминает маленький античный храм с деревянной конструкцией.
Перспективный вид
Бюро CNTR предложило для нового района Екатеринбурга концепцию делового центра, который способен снизить маятниковую миграцию и сделать среду жилых массивов более разнообразной. Архитектурные решения в равной степени направлены на гибкость пространства, комфортные рабочие условия и запоминающийся образ, который позволил бы зданию претендовать на звание пространственной доминанты района.
Малевич и бани, природа и хайтек
Комплекс «Бани Малевича» планируется открыть осенью 2025 года на Рублёво-Успенском шоссе. Проект, разработанный DBA-GROUP под руководством Владислава Андреева – пример нетипичного подхода к образу СПА вообще и бань в частности. Намеренно уклонившись от всех видов аллюзий авторы отдали предпочтение характерным для стримлайна угловым скруглениям, сочетанию дерева с моллированным стеклом – сдержанным современным формам. Как внутри, так и снаружи. Изучаем проект.
Скорее скатерть и бокал!
Спустя много лет заброшенное Конюшенное ведомство в Петербурге наконец дождалось своего часа: по проекту «Студии 44» в этом году должны начаться первые мероприятия по восстановлению и приспособлению здания. И функция, и общий план работ предполагают минимальное изменение комплекса, который сохранил следы трехвековой истории. Все решения обратимы и направлены прежде всего на то, чтобы открыть памятник городу и погрузить его в кипучую светскую жизнь – для этого выбран сценарий культурного центра с выраженной гастрономической составляющей.
Технологии и материалы
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Сейчас на главной
Эндорфиновый всплеск
По проекту дизайн-студии TONKO на набережной Волги в Самаре появилась яркая площадка для тренировок на открытом воздухе. Уличная спортивная мебель произведена по чертежам архитекторов, а для зонирования активно используется цвет. Можно заниматься йогой, боксом, паркуром, настольным теннисом или же просто отдыхать в шезлонге.
Дыхание банковского дела
Новая штаб-квартира банка Lombard Odier на берегу Женевского озера задумана авторами проекта, Herzog & de Meuron, «дышащей», открытой природному окружению.
МАРШ: Уместность II
Магистранты студии «Уместность II», которую в 2024-2025 учебном году курировали Евгения Репина и Сергей Малахов, работали над мастер-планами исторических центров трех малых городов: Бирска, Зарайска и Камышина. Индивидуальная часть включила средовые проекты реконструкции и опиралась на авторский метод под названием «спонтанный ордер».
Пещеры и каньоны
В Алматы открылся частный музей современного искусства, построенный по проекту Chapman Taylor. Архитектурное решение обыгрывает контраст между статикой горного массива и динамикой современного города. Центральный атриум отсылает к линиям Чарынского каньона.
Свет и камень
DA bureau разработало для обувной сети Ekonika новую концепцию оформления магазинов, первым из которых стал флагманский шоу-рум в «Афимолле». На смену респектабельности пришла актуальная женственность, воздушность и легкая ирония.
Выбирая лучшее
Очередная книга Александра Змеула о московском метро посвящена конкурсам на проекты станций со середины 1950-х до 1991 года. Издание выпущено Музеем современного искусства «Гараж».
Гламур без излишеств
Форма идеального минимального жилища волнует архитекторов не одно десятилетие, начиная от крошечного «Кабанона» Ле Корбюзье, построенного на Лазурном берегу в 1952 году, до «Жилища первой необходимости» Нормана Фостера, показанного на 18-й Венецианской биеннале, и современных модульных кабин Nokken. Каждая эпоха по-своему отвечает на вопрос, как мало пространства человеку действительно нужно для жизни. «Хижина», спроектированная бюро Arhbro, продолжает эту традицию.
Современная изба
Современная изба – это оксюморон, потому что сама суть избы заключена в ее архаичности, простоте и резистентности к изменениям. Она была утилитарным жилищем, построенным по веками выверенным канонам, где каждая деталь имела функцию и символику. Попытка придать ей современность часто приводит к стилизации под народный стиль с декоративными излишествами. Создание современной избы в рамках архитектурных приличий – редкость. Но иногда, как в случае с проектом AI-architects, это удается.
Концептуальные музеи
Показываем проекты бакалавров 4 курса кафедры «Дизайн архитектурной среды» МАРХИ, выполненные под руководством Оскара Мамлеева и Ивана Колманка. Все посвящены музеям, а для публикации преподаватели выбрали работы самых увлеченных авторов. Все музеи, правда, более чем не обычны.
Взращенный на молоке
Жилой дом FRESH по проекту бюро KAAN как будто приобнял консольным выносом исторический корпус бывшего молокозавода в Эйндховене.
В лесах и на горах
В удивительных по красоте природных локациях по проектам «Генпро» строятся сразу два масштабных туристических кластера: один в Заполярье, в окрестностях Салехарда, другой – на Камчатке, у подножия вулкана Вилючинская Сопка.
Следующий уровень
Руководители Центрального университета поставили во главу угла новаторство как в методике обучения по системе STEM, так и в уникальности интерьеров, разработанных командой ABD Architects.
Точки роста
Дипломные проекты выпускников кафедры советской и современной зарубежной архитектуры МАРХИ традиционно охватывают широкий спектр тем. В этом году среди них – исследование ансамблей набережных в Москве, творчество авангардиста Виктора Калмыкова, анализ послевоенного социального жилья в Лондоне и феномен цифровых плоскостей в городе.
Угол натяжения струн
Дом Музыки, спроектированный Владимиром Плоткиным и архитекторами ТПО «Резерв», напоминает арфу, а при взгляде сверху еще и басовый ключ. Но если бы все было так просто. В архитектуре зданий комплекса соседствуют два вида образности: решетчатый, прозрачный и проницаемый язык «классического» модернизма и объемно-скульптурные ленты, любимые неомодернизмом нашего времени. Как все устроено, где катарсис, а где оси построения, где проект похож на ЦКЗ Зарядье, а где не очень – читайте в нашем тексте.
Огонь в скале
В конкурс на проект здания Национального музея архитектуры и дизайна в Хельсинки было подано 624 заявки. Принять участие удалось и российскому бюро Rhizome: команда предложила «оболочку» в виде скального массива, общественное пространство на кровле и конструктивную схему, которая сочетает железобетон и клееную древесину.
Лечебный трилистник
Модульная стальная конструкция больницы в Ханчжоу по проекту Архитектурного института Чжэцзянского университета (UAD) позволила сократить время и бюджет строительства. «Футуристический» замысел авторов при этом не пострадал.
Деревянный пролет
Компания «Норвекс НЛК» и проектная группа «Поле дизайн» построили пешеходный мост через судоходный канал в коттеджном поселке Ленинградской области. Мост выполнен из гнутой древесины и не имеет опор в воде, благодаря чему органично вписывается в ландшафт береговой линии.
АрхиWOOD-16: со вкусом к жизни
В этом году премия получила рекордное количество заявок: одних только загородных домов в длинном списке было 44. Однако вновь обошлось без яркого гран-при, было учреждено лишь два специальных приза в небольших номинациях. Отмеченные наградами проекты – все до одного, от усадьбы до вышки сотовой связи – говорят о желании отдыха, эскапизма и радости: уехать от большого города, смотреть на воду и деревья, сделать что-то руками и никуда не торопиться.
True-ля-ля в квадрате
Сетевые рестораны обычно – не самая креативная типология. Но ESENINS design studio опровергает эту точку зрения интерьером уже четвертого кафе сети True Cost, в котором архитекторы вновь находят оригинальное прочтение ее дизайн-кода.
По волнам памяти
Говорят, в советское время выпускники архитектурных вузов могли спроектировать завод или целый микрорайон, но почти ничего не знали о планировке частного дома. Сегодня все иначе: не потому, что студенты стали лучше разбираться в индивидуальном жилье, а потому что промышленные объекты их мало интересуют. Их основная миссия – работа с наследием: переосмысление руин, реновация заброшенных фабрик, фестивали в опустевших деревнях, проекты, связанные с памятью места. В этой подборке – самые интересные дипломы выпускников Школы дизайна НИУ ВШЭ.
Свет в пустоте
Культурный центр «Чжанбэйский мираж», расположенный среди полей северо-востока Китая, превращен бюро Puri Lighting Design в гигантскую световую инсталляцию.
Как старинный Тобольск становится порталом в будущее
За последнее десятилетие архитектурное бюро Wowhaus подготовило концепции развития для ряда российских городов – Выксы, Тулы, Нижнекамска. На этом фоне мастер-план Тобольска выделяется своим масштабом – охваченная преобразованиями территория превышает 220 км² – и сложностью.
Шепот песка
Бюро HAAST спроектировало многофункциональный спа-комплекс в Алматы, чтобы воплотить мечту заказчицы о пространстве, оказывающем терапевтический и расслабляющий эффект благодаря дизайну интерьера.
Петербург vs Рим
Центр Петербурга, как известно, священен, – но мало кто всерьез знает, где он начинается и заканчивается. Речь не о формальном признаке «от Обводного канала до Большой Невки», а о «вайбе», соответствующем центру города. Реализовав квартал «Невской ратуши» – по проекту, победившему в международном конкурсе – Евгений Герасимов и Сергей Чобан создали на его территории «образ центра». Причем не столько петербургского, сколько общемирового. Это ново, такого в Питере давно не было... Изучаем атмосферу, вспоминаем прообразы, в том числе раздумываем о том, кто и когда назвал Петербург новым Римом. Не зря, получается, идея-то живет.
Внимание на угол
Комплекс 5Tracks по проекту Shift Architecture & Urbanism и Powerhouse Company в нидерландском городе Бреда соединяет крытые общественные пространства с жильем и офисами, заполняя лакуну рядом с главным вокзалом.
На волне
Проект преобразования речного порта и набережной в Чебоксарах, разработанный архитектурным бюро АТРИУМ, затрагивает одну из ключевых территорий города. Набережная превращается в Речной бульвар – многофункциональное, комфортное и выразительное пространство для работы и отдыха. Авторы предлагают создать новую связь с главной площадью города – Красной, а также возвести несколько жилых башен, вдохновленных формой национального женского головного убора и способных стать ярким акцентом волжской панорамы.
«Пламенеющий» бетон
Новый театр во французском Бове по проекту бюро AJC напоминает о разных эпохах в истории города, от Средневековья до послевоенного восстановления.
Пятое измерение МАРХИ
Анонсирован проект нового корпуса МАРХИ, спроектированный Сергеем Кузнецовым и Иваном Грековым, соавторами по зданию кластера Ломоносова МГУ. Он включает недовосстановленный в 2008 году каретный сарай и смелые, крупные, зеркальные консоли. Ширина – не больше 10 метров, главное назначение художественная школа.
Дом, в котором
Музей искусств Санкт-Петербурга XX-XXI веков открыл выставку «Фрагменты эпох» в парадных залах своего нового здания – особняка купца Ивана Алафузова на набережной канала Грибоедова. Рассказываем, почему сюда стоит заглянуть тем, кто хочет проникнуться духом Петербурга.