English version

Максимальная гибкость

Недавно открывшийся в БЦ «Арена» Multispace Dinamo – пример проекта, целиком нацеленного на остросовременные подходы и технологии. Он управляется через приложение, для него написан собственный софт, а пространства не просто мульти-функциональны, но и продуманно перемешаны, как своего рода пазл, позволяющий сотрудникам миксовать свой рабочий быт для большей эффективности.

mainImg
Архитектор:
Сергей Труханов
Мастерская:
Т+Т Architects https://tt-arch.ru/
Проект:
Мультиспейс Динамо
Россия, Москва, Ленинградский проспект, 36 стр 41, этаж 2-4, 13-16

Авторский коллектив:
Сергей Труханов, Анастасия Абашева, Полина Воеводина, Валерия Голынская, Дарья Зверева, Катерина Кеввай, Забелин Святослав, Грязнова Полина

2020 / 2022

Инженерное проектирование: PRIDEX GROUP
Строительные работы: PRIDEX GROUP
Заказчик: Multispace
Сервисный офис Multispace Dinamo – второй проект интерьера, реализованный T+T architects Сергея Труханова для компании Multispace. Первым было здание в 1-м Щипковском переулке – Multispace Paveletskaya, открытое в 2020 году. Там архитекторам досталась 5-этажная постройка 2007 года: ее реконструировали, заменив фасады, но сохранив конструктив.

На Динамо всё иначе – новое офисное пространство заняло 7 этажей, 2–4 и 13–16, в новом бизнес-центре «Арена» (класса А), который представляет собой самый стройный и на данный момент самый высокий корпус хорошо известного комплекса ВТБ Арена Парк. В БЦ 24 этажа, Multispace занял приблизительно треть объема. Ему достался отдельный вход с двусветным атриумом со стороны ТТК, современная инженерия, коммуникационное ядро на 8 лифтов, окна «в пол», как и полагается современному офису – фактически стеклянные стены, потолки высотой 3.6 м и удобная «локация» с хорошей транспортной доступностью – от метро 10 минут пешком через парк «Динамо». 

Все это хорошие исходные данные – к ним добавилось техническое задание на максимальную гибкость: новое пространство продолжает и развивает особенности Multispace, опробованные еще на Павелецкой. 
Мультиспейс Динамо. Этаж 2
Фотография © Даниил Анненков / предоставлена Т+Т Architects

Если вкратце, то подход состоит в следующем. Multispace создает современные офисные интерьеры, оборудованные всем необходимым, и сдает их в аренду компаниям «под ключ», включая уборку и прочее – поэтому такой офис называется сервисным; говоря упрощенно, его можно сравнить с отелем, где все обслуживание берет на себя администрация, а арендаторам остается только заниматься своим делом. Но не только. Интерьеры буквально пронизаны современными цифровыми технологиями: распознавание лиц, заказ рабочего места, управление светом и температурой, сплошной «умный дом» – это раз.
Мультиспейс Динамо. Этаж 2
Фотография © Даниил Анненков / предоставлена Т+Т Architects
Мультиспейс Динамо. Этаж 13-16
Фотография © Даниил Анненков / предоставлена Т+Т Architects

Два – офисы «гибкие», спланированы по принципу agile или, как было сказано на недавней пресс-конференции, Activity Based Working (ABW). Это означает, что пространство совмещает максимум разных форматов офисной работы, от openspace до переговорных и кабинетов, так же как и уголков для неформального общения, и любой сотрудник может чередовать их использование, регистрируя за собой то или иное место, опять же, с помощью цифровой системы. А следовательно – как объясняют Multispace – несмотря на то, что цена за метр офиса выше средней, эффективность использования пространства позволяет впоследствии существенно экономить на суммарных затратах. Поскольку не все сотрудники в наше время находятся в офисе одновременно – его загрузка «уплотняется», а люди получают больший спектр вариантов на выбор исходя из конкретной ситуации: для переговоров, для тихой работы, для разговора по телефону, чтобы рассеянно посмотреть в окно – и так далее. Какие-то форматы компании не могут позволить себе в обычном офисе, а здесь они оказываются доступны. 

Соответственно, требование особенного подхода к многофункциональности ставит нетривиальные задачи и перед архитекторами интерьера – но T+T architects привычны к такой типологии и даже любят ее, они в принципе развивают подход agile, считая его подходом будущего, и в других своих проектах. Так что для архитекторов стала вполне естественным вызовом необходимость развить идеи, уже знакомые им по Multispace Paveletskaya. 
Отличие проекта Multispace Dinamo – если на Павелецкой мы, так или иначе, сосредоточились на специфике отдельных этажей, – то здесь максимально перемешали форматы в пространстве каждого этажа, стремясь к наибольшей вариативности и разнообразию. Совместили кабинеты, переговорные, openspace, тихие зоны, stand-up зоны, а также зоны командной работы, рассчитанные на коммуникацию и неформальное общение, и так далее.
 
Еще одна особенность – рядом с переговорными предусмотрены мягкие зоны: они нужны не только для того, чтобы подождать, пока начнется встреча, но и для того, чтобы завершить разговор в комфортной обстановке. Научно доказан факт, что в 70% случаев возникает необходимость «договорить». к примеру, обсудить конкретный кейс с конкретным человеком. Мы учли и эту необходимость.

  • zooming
    Мультиспейс Динамо. Этаж 13-16
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена Т+Т Architects
  • zooming
    Мультиспейс Динамо. Этаж 3
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена Т+Т Architects

Здесь, действительно, очень плотно всё перемешано, иногда даже кажется, что типы пространств разделены намеренно – во всяком случае, схемы показывают, насколько тщательно проведена эта работа. 
  • zooming
    1 / 14
    Мультиспейс Динамо
    © Т+Т Architects
  • zooming
    2 / 14
    Мультиспейс Динамо
    © Т+Т Architects
  • zooming
    3 / 14
    Мультиспейс Динамо
    © Т+Т Architects
  • zooming
    4 / 14
    Мультиспейс Динамо
    © Т+Т Architects
  • zooming
    5 / 14
    Мультиспейс Динамо
    © Т+Т Architects
  • zooming
    6 / 14
    Мультиспейс Динамо
    © Т+Т Architects
  • zooming
    7 / 14
    Мультиспейс Динамо
    © Т+Т Architects
  • zooming
    8 / 14
    Мультиспейс Динамо
    © Т+Т Architects
  • zooming
    9 / 14
    Мультиспейс Динамо
    © Т+Т Architects
  • zooming
    10 / 14
    Мультиспейс Динамо
    © Т+Т Architects
  • zooming
    11 / 14
    Мультиспейс Динамо
    © Т+Т Architects
  • zooming
    12 / 14
    Мультиспейс Динамо
    © Т+Т Architects
  • zooming
    13 / 14
    Мультиспейс Динамо
    © Т+Т Architects
  • zooming
    14 / 14
    Мультиспейс Динамо
    © Т+Т Architects

Прежде всего интересно, что стало с форматом openspace, который в обычном офисе, как правило, разрастается в протяженные «поля», целиком заполняя собой пространство от окон до внутреннего ядра здания. Так вот, столы openspace, во-первых, разделены на небольшие группы – к примеру, деревянными конструкциями, включающими маленькие застекленные кабинеты-«аквариумы».

Другой вариант разбивки «полей» – стеклянными овалами небольших переговорных. Кроме того, вдоль внешней стены тянется стойка рабочих мест на высоких стульях, похожая на барную. Openspace оказывается при таком дроблении и в таком окружении альтернатив намного более «живым», чем обычно, а благодаря гибкости возможного использования – человек не привязан к месту в нем – даже привлекательным. Можно посидеть и тут. 
Мультиспейс Динамо. Этаж 3
Фотография © Даниил Анненков / предоставлена Т+Т Architects
Мультиспейс Динамо. Этаж 2
Фотография © Даниил Анненков / предоставлена Т+Т Architects

Далее, особенно интересен набор миниатюрных вкраплений, которых здесь прямо-таки множество. Помимо упомянутых выше застекленных кабин-«кабинетиков» и «стойки» с высокими стульями встречаются кабинеты-ниши с минимальным столом во внутреннем пространстве и даже просто ниши с розетками, а также пуфики, кресла и группы кресел, о которых Сергей Труханов говорит как о местах, где можно продолжить переговоры. В некоторых случаях мини-кабинеты пристыкованы к внешнему стеклу и закрыты шторой, так что, если развернуть стул к окну, – получается этакое уединенное место для наблюдения за городом и бесконечным движением машин на ТТК. Добавим сюда разноформатные и разноцветные диваны с высокими спинками: иногда их целая вереница, а иногда один-два – тоже место для спокойного разговора. К диванам прилагаются мини-столики на одной ноге, все вместе чем-то напоминает купе поезда. 
  • zooming
    Мультиспейс Динамо. Этаж 4
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена Т+Т Architects
  • zooming
    Мультиспейс Динамо. Этаж 4
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена Т+Т Architects

Помимо раздробленных на фрагменты «полей» openspace и набора микро-вкраплений присутствует несколько видов «обычных» переговорных, как побольше, со столами, так и с диванами и креслами, а также пространств с небольшими, на пару ступенек, амфитеатрами и длинных столов, некоторые из которых изогнуты зигзагами, что увеличивает их рабочую длину, или подковами, приближая столы к окнам. 
  • zooming
    1 / 9
    Мультиспейс Динамо. Этаж 3
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена Т+Т Architects
  • zooming
    2 / 9
    Мультиспейс Динамо. Этаж 13-16
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена Т+Т Architects
  • zooming
    3 / 9
    Мультиспейс Динамо. Этаж 3
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена Т+Т Architects
  • zooming
    4 / 9
    Мультиспейс Динамо. Этаж 4
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена Т+Т Architects
  • zooming
    5 / 9
    Мультиспейс Динамо. Этаж 2
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена Т+Т Architects
  • zooming
    6 / 9
    Мультиспейс Динамо. Этаж 2
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена Т+Т Architects
  • zooming
    7 / 9
    Мультиспейс Динамо. Этаж 2
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена Т+Т Architects
  • zooming
    8 / 9
    Мультиспейс Динамо. Этаж 3
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена Т+Т Architects
  • zooming
    9 / 9
    Мультиспейс Динамо. Этаж 4
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена Т+Т Architects

Разнообразие форматов объединено общим и в целом достаточно сдержанным, прагматичным дизайном. Единственной стилевой отсылкой стал Пит Мондриан, тем более строгий, что от его сетчатых пересечений использованы только линии, без цветовых контрастов. 
Мультиспейс Динамо. Этаж 3
Фотография © Даниил Анненков / предоставлена Т+Т Architects

Стулья черные, достаточно много дерева; в офисной части больше белого, в переговорной и лекционной – темно-серого и сдержанного цвета. Открытые коммуникации на потолках выкрашены то в серый, то в белый цвет. Ниже расположены линейные светильники, нередко свободно привешены световые «змейки» и – know-how – решетчатые конструкции, обитые звукоизолирующим материалом сродни войлоку. Они не скрывают потолки и в целом довольно прозрачны и свободны, однако помогают гасить шум. Ту же роль выполняют войлочные круги над переговорными столами. 
Мультиспейс Динамо. Этаж 3
Фотография © Даниил Анненков / предоставлена Т+Т Architects
Мультиспейс Динамо. Этаж 2
Фотография © Даниил Анненков / предоставлена Т+Т Architects

Звукоизоляции уделено очень много внимания: как «войлочные» поверхности на стенах и потолке, так и шторы, и стеклянные перегородки призваны улавливать и нейтрализовывать лишние звуки. Представители Multispace специально подчеркивают, что в офисе действует правило «трех звонков»: если у кого-то звонит телефон, то за это время необходимо выйти и найти место для разговора, чтобы не мешать соседям. 

Не менее интересно то, как устроено пространство всех 7 этажей в целом. Верхние этажи, 13–16 и четвертый, предназначены для аренды компаниями, вход туда – через распознавание лиц, бронирование рабочих мест через приложение. 

Третий этаж, из офисных в данном случае нижний, получил название общественного пространства, – но он открыт не для всей общественности, а для сотрудников компаний-арендаторов, – зато для всех. Если на «своем» этаже в какой-то момент не хватает места, можно спуститься на третий этаж и работать там, найдя примерно все то же самое: столы, переговорные, мини-кабинеты, амфитеатры, кофе-пойнты. 

На второй этаж можно войти прямо с улицы, и он еще более общественный. Здесь расположена столовая, предназначенная для сотрудников, но открытая для всех. Еду в ней и заказывают, и оплачивают через приложения, причем одно внутреннее, а другое гостевое. Получают по номерам заказов. Работает столовая до 16:00, но прийти в нее можно и позднее, купить готовую еду из холодильника и разогреть свою. На столах розетки, так что можно приходить с ноутбуком и заряжать телефон. А интерьер – в целом похож на пространство офисного этажа с разнообразием мест и «островками», притом что зелени в нем даже больше. 
Мультиспейс Динамо. Этаж 2
Фотография © Даниил Анненков / предоставлена Т+Т Architects
Мультиспейс Динамо. Этаж 2
Фотография © Даниил Анненков / предоставлена Т+Т Architects

Там же, на втором этаже, расположено несколько лекционных комнат, причем если столовая будет популярной, предусмотрена возможность расширить ее площадь за счет «лекционной» части. 
Мультиспейс Динамо. Этаж 2
Фотография © Даниил Анненков / предоставлена Т+Т Architects
Мультиспейс Динамо. Этаж 2
Фотография © Даниил Анненков / предоставлена Т+Т Architects
Мультиспейс Динамо. Этаж 2
Фотография © Даниил Анненков / предоставлена Т+Т Architects

Если в нижних этажах преобладает фирменный винно-красный цвет Multispace, то в верхних цвет варьируется, обозначая собой разные зоны: появляется синий, зеленый, оранжевый. 
Мультиспейс Динамо
© Т+Т Architects
Мультиспейс Динамо
© Т+Т Architects
Мультиспейс Динамо. Этаж 13-16
Фотография © Даниил Анненков / предоставлена Т+Т Architects

Один из «сквозных» приемов – объемные «трубки»-вертикали, где-то из них составлена стена переговорной, где-то ядро зеленого островка, а на входе в атриуме поверхность, составленная из «каннелюр наоборот», скульптурно обрамляет лифтовую шахту рядом с кафе. 
  • zooming
    Мультиспейс Динамо. Этаж 2
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена Т+Т Architects
  • zooming
    Мультиспейс Динамо. Этаж 13-16
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена Т+Т Architects

В целом же это тот случай, когда функциональная программа, нацеленная на разнообразие пространств, насколько сложна, что дизайн «отступает» в сторону минимального: цвет насыщен, но неярок, фактуры сдержанны – все работает на то, чтобы дать человеку отдохнуть, а не привлечь его внимание. Всё действительно сочетается таким образом, что на «релакс» работают и стекло, и штора, и белый, и темно-серый, и дерево, и зелень – они становятся частью общей режиссуры, сосредоточенной на удобстве взаимной компоновки, «прилаживанию» друг к другу очень разных составных частей. Они прилажены – емко и умело, как в хорошей объемной головоломке – чем откликаются и на поставленную задачу, и даже на название проекта Multispace: «многопространственность» просчитана тонко и практично. И как-то сразу верится: Open- устарел, наступает время Multi-.
 
Архитектор:
Сергей Труханов
Мастерская:
Т+Т Architects https://tt-arch.ru/
Проект:
Мультиспейс Динамо
Россия, Москва, Ленинградский проспект, 36 стр 41, этаж 2-4, 13-16

Авторский коллектив:
Сергей Труханов, Анастасия Абашева, Полина Воеводина, Валерия Голынская, Дарья Зверева, Катерина Кеввай, Забелин Святослав, Грязнова Полина

2020 / 2022

Инженерное проектирование: PRIDEX GROUP
Строительные работы: PRIDEX GROUP
Заказчик: Multispace

16 Декабря 2022

Т+Т Architects: другие проекты
ИТ-городок
На примере первой реализованной очереди квартала «Ю» разбираемся, как будет устроен новый микрорайон Иннополиса. Бюро Т+Т Architects и HADAA сформировали и сбалансировали остроумный мастер-план с разными типами жилья, зеленой артерией, системой площадей и парком в центральной части.
Новый путь
Обошли со всех сторон D_Станию – депо 1906 года, реконструированное с сохранением промышленного здания столетней давности по проекту Сергея Труханова и T+T Architects. Работа над интерьерами, а внутри планируются рестораны и общественные пространства, пока еще только идет, но и снаружи есть на что посмотреть. Тут можно изучить сочетание старого и нового кирпича, авторский взгляд на романтику руины, и оценить вновь выстроенный пешеходный путь: через арки БЦ Ситидел на улицу Казакова.
Золото в песках
В Дубае открылся офис трансконтинентальной компании, связанной с добычей и обработкой ресурсов. Его интерьер реализован по проекту T+T Architects, а они мастера своего дела, умеют организовать пространство современно, разнообразно, гибко и оригинально. В данном случае на представительском этаже «царит» гигантская, облицованная золотистой латунью, перегородка, а контекстуально обоснованный фон дает слоистая фактура прессованной земли.
Над Золотым рогом
Жилой комплекс Философия, спроектированный T+T architects во Владивостоке, – один из новых проектов для района «Голубиная падь», и они меняет философию его развития с одиночных домов на комплексный подход. Дома организованы вдоль общественных улиц, они разновысотные, разноформатные, а один – даже галерейной типологии, да еще и с консолью, опирающейся на арт-объект.
Парк архитектуры и отдыха
Для подмосковного гостиничного комплекса, предполагающего разные форматы отдыха, бюро T+T Architects предложило несколько типов жилья: от классического «стандарта» в общем корпусе до «пещеры в холме» и «домика на дереве». Дополнительной задачей стала интеграция в «архитектурно-лесной» парк существующих на территории резиденций, построенных в классическом стиле.
Геопластический подход
T+T architects сообщают о завершении благоустройства двора 1 очереди ЖК «Александровский сад» в Екатеринбурге – ландшафт дополняет контекстуальную архитектуру, приспособленную к предпочтениям покупателей и к центру города, смелыми неомодернистскими росчерками и пышной разнообразной зеленью.
Мультитон
Новый интерьер офиса «Актион» можно понять как попытку создать идеальный «дом» для компании, не просто удобный, но транслирующий ценности современного делового девелопмента. Он откликается на контекст и выстроен на контрасте, он свеж, но уютен, располагает и к динамике, и к релаксу – но все это сочетается довольно гармонично, вероятно, потому, что для каждой темы авторы нашли свое место.
Игра на повышение
Концепция жилого комплекса в Самаре от T+T Architects: новая доминанта в городском ландшафте, вид на Жигулевские горы и VR-технологии.
Золотое очелье
Новый стеклянный объем с параболической аркой из корабельной стали между башнями штаб-квартиры Сбербанка – общественное пространство, открытое для посещения. Архитектурную концепцию предложили Evolution Design. Ниже рассказ о сложностях и тонкостях.
Очень гибкое решение
После обновления по проекту T+T architects офисное здание в 1-м Щипковском переулке приобрело более простую и строгую форму снаружи и исключительную, поддержанную «умной» электронной системой управления, функциональную и образную гибкость внутри. Осовремененная внешность соответствует agile-ной начинке. Новое название – MULTISPACE.
Офис для концентрации идей
​Бюро «Т+Т Architects» спроектировало офис французской ИТ-компании, где сотрудники в любой точке помещения могут обсудить с коллегами или записать на стене новые идеи.
Сергей Труханов: «Главное – найти решение, как реализовать...
Как изменятся наши рабочие пространства? Можно ли подготовить свои офисы к подобным ситуациям в будущем? Что для современных офисов актуально в целом? Как работать с международными компаниями и какую архитектурную типологию нам всем еще только предстоит для себя открыть?
Драгоценное пространство
Evotion design и T+T architects сообщили о завершении интерьера штаб-квартиры Сбербанка на Кутузовском проспекте. В центре атриума здесь парит переговорная-«Диамант», и все похоже на шкатулку с драгоценностями, в том числе высокотехнологичными.
Метод сращивания
Вариант современного контекстуализма – фактурная и орнаментальная архитектура, сдержанно-классичная, но явным образом не принадлежащая ни к одному стилю. T+T architects использовали этот современный подход для деликатной работы в историческом центре Екатеринбурга.
Депо постиндустриальной жизни
Проект реновации заброшенного здания депо отличается вниманием к деталям и эмоциональной «фактуре» общественных пространств, разнообразием функционального наполнения и романтическим отношением к идее руины, которая превращается к дополнительный сюжет проекта.
Сергей Труханов: «Наше основное направление – мультинаправленность»
О пользе многозадачности, гибкости и выхода в области, смежные с архитектурным проектированием, такие как BigData и маркетинг – и о пользе проектов для общества как тенденции в архитектуре и градостроительстве.
Социальная сеть
Бюро T+T Architects победило в конкурсе на проектирование научно-информационного кластера в Екатеринбурге с проектом, цель которого – отразить дух одной из самых динамичных компаний российского рынка.
Башни, но не близнецы
Закончена реконструкция отеля «Белград» на Смоленской площади, вошедшего теперь в сеть Azimut Hotels. Рассказываем о том, как она проходила, какие преподнесла сюрпризы и что получилось в итоге.
Офисы «Новой Земли»
Бюро «Т+Т Architects» спроектировало интерьеры бизнес-центра Neo Geo, полностью адаптировав бывшее промышленное здание под жизнь офисных служащих. В пространстве, где прежде работал завод «Красный пролетарий», теперь вальяжно разместились красные манекены.
Импровизация на заданную тему
Жёсткие предписания корпоративного стиля заказчика не помешали бюро T+T Architects найти индивидуальные решения для московского представительства французской компании Orange Business Services.
Сергей Труханов: «Работа с территорией – как сценарий...
О благоустройстве в актуальном понимании этого слова, о том, зачем оно нужно застройщику, и сверхидее как основе планирования территории – в интервью с руководителем мастерской Т+Т Architects Сергеем Трухановым.
Преображение «Белграда»
Проект реконструкции гостиницы «Белград» превратит её в практичный и хорошо оснащенный отель, но бережно сохранит узнаваемую стилистику советского модернизма и даже восстановит симметрию Смоленской площади.
Архсовет Москвы–32
Архсовет поддержал проект многофункционального жилого комплекса на Большой почтовой улице, но не одобрил предложения по реконструкции гостиницы «Белград».
Похожие статьи
Пиранези для первокурсников
В калифорнийском Клермонтском колледже открылось первое из запланированных зданий по проекту BIG: Научный центр имени Роберта Дея, где масштабные стальные фермы снаружи обшиты стеклофибробетоном, а внутри – древесиной.
Больше арок
В Сент-Луисе после реконструкции по проекту Snøhetta открылся концертный зал городского симфонического оркестра.
Бумеранг на скалах
Архитекторы Snøhetta вписали здание рыболовецкой и рыбоводческой компании Magne Arvesen & sønner в скалистый берег острова Андёрья на севере Норвегии.
Дыхание банковского дела
Новая штаб-квартира банка Lombard Odier на берегу Женевского озера задумана авторами проекта, Herzog & de Meuron, «дышащей», открытой природному окружению.
Пещеры и каньоны
В Алматы открылся частный музей современного искусства, построенный по проекту Chapman Taylor и CT Architects. Архитектурное решение обыгрывает контраст между статикой горного массива и динамикой современного города. Центральный атриум отсылает к линиям Чарынского каньона.
Взращенный на молоке
Жилой дом FRESH по проекту бюро KAAN как будто приобнял консольным выносом исторический корпус бывшего молокозавода в Эйндховене.
Угол натяжения струн
Дом Музыки, спроектированный Владимиром Плоткиным и архитекторами ТПО «Резерв», напоминает арфу, а при взгляде сверху еще и басовый ключ. Но если бы все было так просто. В архитектуре зданий комплекса соседствуют два вида образности: решетчатый, прозрачный и проницаемый язык «классического» модернизма и объемно-скульптурные ленты, любимые неомодернизмом нашего времени. Как все устроено, где катарсис, а где оси построения, где проект похож на ЦКЗ Зарядье, а где не очень – читайте в нашем тексте.
Лечебный трилистник
Модульная стальная конструкция больницы в Ханчжоу по проекту Архитектурного института Чжэцзянского университета (UAD) позволила сократить время и бюджет строительства. «Футуристический» замысел авторов при этом не пострадал.
Петербург vs Рим
Центр Петербурга, как известно, священен, – но мало кто всерьез знает, где он начинается и заканчивается. Речь не о формальном признаке «от Обводного канала до Большой Невки», а о «вайбе», соответствующем центру города. Реализовав квартал «Невской ратуши» – по проекту, победившему в международном конкурсе – Евгений Герасимов и Сергей Чобан создали на его территории «образ центра». Причем не столько петербургского, сколько общемирового. Это ново, такого в Питере давно не было... Изучаем атмосферу, вспоминаем прообразы, в том числе раздумываем о том, кто и когда назвал Петербург новым Римом. Не зря, получается, идея-то живет.
Свет в пустоте
Культурный центр «Чжанбэйский мираж», расположенный среди полей северо-востока Китая, превращен бюро Puri Lighting Design в гигантскую световую инсталляцию.
Как старинный Тобольск становится порталом в будущее
За последнее десятилетие архитектурное бюро Wowhaus подготовило концепции развития для ряда российских городов – Выксы, Тулы, Нижнекамска. На этом фоне мастер-план Тобольска выделяется своим масштабом – охваченная преобразованиями территория превышает 220 км² – и сложностью.
На волне
Проект преобразования речного порта и набережной в Чебоксарах, разработанный архитектурным бюро АТРИУМ, затрагивает одну из ключевых территорий города. Набережная превращается в Речной бульвар – многофункциональное, комфортное и выразительное пространство для работы и отдыха. Авторы предлагают создать новую связь с главной площадью города – Красной, а также возвести несколько жилых башен, вдохновленных формой национального женского головного убора и способных стать ярким акцентом волжской панорамы.
Внимание на угол
Комплекс 5Tracks по проекту Shift Architecture & Urbanism и Powerhouse Company в нидерландском городе Бреда соединяет крытые общественные пространства с жильем и офисами, заполняя лакуну рядом с главным вокзалом.
Заряд энергии
Бюро CNTR спроектировало для нового спортивного кластера на окраине Екатеринбурга автозаправочную станцию, сумев превратить небольшой объект в локальную доминанту: что-то вроде въездного знака, который рассказывает об окружающей территории и задает тон. А кроме того – демонстрирует разнообразные архитектурные приемы. Даже неподготолвенный зритель, приехав заправить машину, почувствует движение и статику, игру с массой, сочетание пятна и линии.
«Пламенеющий» бетон
Новый театр во французском Бове по проекту бюро AJC напоминает о разных эпохах в истории города, от Средневековья до послевоенного восстановления.
Замковый камень
Еще недавно премиальные жилые и офисные комплексы в Москве воспринимались как привилегия центра. Сегодня ситуация меняется: качественная архитектура выходит за пределы Третьего транспортного кольца и появляется на окраинах. Бизнес-центр «STONE Калужская» – один из таких примеров. Подобные проекты децентрализуют мегаполис и делают престижными жизнь и работу в любой части города.
На римских развалинах
Бюро Ofis реконструировало виллу 1920-х годов в центре Любляны, наглядно продемонстрировав многослойный и противоречивый характер застройки словенской столицы.
Вода и свет
В церковном искусстве много символики, и одна ее часть, действительно, каноничная, другая сформирована традицией и кем-то воспринимается как обязательная. Из-за такого рода ложного консерватизма современная церковная архитектура медленно развивается и не выглядит как современная. Тем не менее подвижники у этой темы есть: кладбищенский храм Архангела Михаила в Апатитах, спроектированный Дмитрием Остроумовым и бюро Прохрам, совмещает традиции и эксперимент. Но не эксперимент ради самого себя – а продуманную работу современного архитектора с символикой пространства, объема и, главное, света.
Модульная ротонда
Круглое в плане офисное здание с деревянно-бетонным каркасом по проекту HENN строится в Юлихе на западе Германии: оно должно стать центром инновационного бизнес-парка.
Пространство для диалога эпох
Бюро Urbanus ревитализировало бывшее место нахождения важнейшего даосского храма Юнлэ-гун, откуда он был перенесен в 1960-х из-за угрозы затопления при строительстве плотины на реке Хуанхэ.
Кубок чемпионов
Небоскреб Bell на 1-й улице Ямского поля, 12 на первый взгляд строг и лаконичен, хотя скромным его назвать никак не возможно. Экономная стереометрия построена на работе с формой, близкой к овалу – а это одна из излюбленных тем архитекторов UNK. Обтекаемая поверхность основной формы с металлическими ламелями дважды посечена стеклянными срезами, графически демонстрируя суть исходной формы: ее простоту и одновременно сложность. К тому же здесь решены десятки сложнейших инженерных головоломок.
Тропа к центру Земли
Посетительский центр в Национальном парке ледника Снайфедльсйёкюдль в Исландии, спроектированный бюро Arkis, служит также смотровой платформой и пропускает через себя пешеходную тропу.
Блеск глубокий и хрустальный
Новый клубный дом про проекту ADM architects спроектирован для района Патриарших, недалеко от Новопушкинского сквера. Он заменит три здания, построенных в начале 1990-х. Авторы нового проекта, Андрей Романов и Екатерина Кузнецова, сделали ставку на разнообразие трех частей объема, современность решений и внимание к деталям: в одном из корпусов планируются плавно изогнутые балконы с керамическим блеском нижней поверхности, в другом стеклянные колонны-скульптуры.
Перепады «высотного напряжения»
Третья очередь ÁLIA с успехом доказывает, что внутри одного квартала могут существовать объемы совершенно разной высотности и масштаба: сто метров – и тридцать, и даже таунхаусы. Их объединяет теплая «кофейная» тональность и внимание к пешеходным зонам – как по внешнему контуру, так и внутри.
Фасад под стальной вуалью
Гостиница Vela be Siam по проекту местного бюро ASWA в центре Бангкока напоминает о таиландских традициях, оставаясь в русле современной архитектуры.
От кирпича к кирпичу
Школа Тунтай на северо-востоке Китая расположена на месте карьера по добыче глины для кирпичного производства: это обстоятельство не только усложнило работу бюро E Plus и SZA Design, но и стало для них источником вдохновения.
Технологии и материалы
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
Сейчас на главной
Фабрика Матти
Креативные кластеры добрались до Выборга – бюро KLAUZURA подготовило проект ревитализации бывшей мебельной фабрики Матти Пиетинена, который предполагает восстановление исторического облика корпусов на 1916 год, а также включение новых выразительных элементов: металлической арки входа, объемной кладки на месте утрат, опоясывающей двор террасы.
Руины. Второе дыхание
Международное архитектурное бюро Alvisi Kirimoto представило новый выставочный маршрут в базилике Массенция в Археологическом парке Колизея в Риме.
Новый образ Искры
ТП-РП 2820 или «Искра» – новое небольшое кафе на нижегородской Стрелке, по силе обаяния и привлекательности достойно конкурирующее с более статусными объектами. Этот осколок постконструктивизма – епархиальное кафе. Весной этот небольшой объект признан лучшим в номинации «Реконструкция и приспособление» на Мосбилд-2025.
Формула воды
По проекту ‘nefa’architects’ в центре Йошкар-Олы благоустраивается так называемая набережная Брюгге: променад между рекой Малая Кокшага и сплошным фронтом «бельгийских» домиков, построенных в начале 2000-х. Изучив опыт Амстердама и Брюгге, архитекторы закольцевали сухопутный пешеходный маршрут с помощью водного, проходящего по понтонной системе. Потенциал участка у воды раскрывает сцена с амфитеатром на воде, безопасный бассейн для купания, а также плавучие сады. Марийский образ в архитектуре и дизайне
Себя показать…
Видовой ресторан «Пижоны», расположенный на 14-м этаже башни в центре Ижевска, быстро стал популярен – и во многом благодаря не столько открывающимся видам, сколько дизайну интерьера от бюро Egodesign.studio, в котором средиземноморские мотивы причудливо переплелись с удмуртскими.
Время архитектора: премия имени Сергея Ткаченко-2025
Учрежденная Институтом Генплана Москвы и Архитектурным центром Сергея Ткаченко премия подвела итоги. Из 160 студенческих выпускных квалификационных работ экспертное жюри выбрало три: медицинский центр для больных сахарным диабетом, морской технопарк и проект градостроительной организации периферийных зон на примере Волгограда.
Главный экспонат
Написалось содержательное алаверды с картинками к тексту о выставке в центре «Зотов», посвященной архитектурным макетам. Очень плотно на ней собран материал, кажется, настолько плотно, что перестает «слушаться» куратора, создавая собственные смыслы и завихрения. Давно столько раритетов нового и старого времени из области макета не было собрано в одном месте. Пробуем разобраться, как все устроено и кто тут главный.
Архитектура дипломатии
В историческом центре Риги, на месте бывшего советского вычислительного центра, открылось новое здание – Посольство Эстонии. Проект бюро United Riga Architects бережно сохраняет память о модернистском прошлом, сочетая её с современными архитектурными решениями и технологиями.
С открытым сердцем
Модульное здание общежития для студентов Делфтского технического университета возвели всего за 26 недель. Авторы проекта – бюро Studioninedots.
Арктика вместо Мороженого
Rokot Studio предложили концепцию воссоздания исторического павильона «Мороженое» на ВДНХ по проекту 1950 года. Здание сохраняет форму ледяной глыбы, но внутри вместо кафе-мороженого размещается экспозиция павильона «Арктика».
Футляр для наследия
Национальный центр Виктора Астафьева построен по проекту бюро А2 в родном селе писателя Овсянка. Три «оболочки» здания – деревянная, оштукатуренная и стеклянная – связывают его с контекстом, а расположение между двумя главными улицами формирует общественные площади. Несущий каркас, хорошо просматриваемый через витражи, отсылает к образам железной дороги. Здание построено рядом с домом-музеем писателя и напоминает большое «облако», в котором хранится память об Астафьеве и его наследии.
Пиранези для первокурсников
В калифорнийском Клермонтском колледже открылось первое из запланированных зданий по проекту BIG: Научный центр имени Роберта Дея, где масштабные стальные фермы снаружи обшиты стеклофибробетоном, а внутри – древесиной.
Какого цвета нефть?
Для компании, чья миссия – работать на завтрашний день, крайне важно уже сегодня закладывать основу будущих успехов. Поэтому в штаб-квартире компании «ЛУКОЙЛ-Инжиниринг», спроектированной бюро «АРХИСТРА», целый этаж занимает многофункциональный образовательный центр.
Парковка за ширмой
Бюро S4S Architects спроектировало для московского жилого комплекса «Эко Бунино» паркинг, который успешно маскирует свою утилитарность за фасадом из перфорированных панелей. В комбинации с ламелями скрывают жесткую сетку ярусов и выравнивают пропорции, одновременно обеспечивая пространства естественным светом, вентиляцией и, как ни странно, видами на лесистую территорию. Первый этаж занимают коммерческие помещения, благодаря которым здание используют не только автомобилисты.
Пресса: Примеры из практики: 100 проектов Юрия Аввакумова
В книге «Примеры. Экспозиция искусства или искусство экспозиции», выпущенной издательством музея «Гараж», известный архитектор поведал о десятилетиях работы на поприще проектирования художественных выставок
Больше арок
В Сент-Луисе после реконструкции по проекту Snøhetta открылся концертный зал городского симфонического оркестра.
Море фантазии
Студия EgoDesign разработала для сети частных детских садов KIDO в Ижевске дизайн-концепцию, которая должна способствовать творческому развитию детей за счет тематических игровых компонентов и оформления, индивидуального для каждой группы.
Бумеранг на скалах
Архитекторы Snøhetta вписали здание рыболовецкой и рыбоводческой компании Magne Arvesen & sønner в скалистый берег острова Андёрья на севере Норвегии.
Гнезда, мосты, штиль и балтийская колючка в Филинской...
Ключевым событием завершившегося на днях фестиваля «ЭкоБерег» стало объявление победителей конкурса на разработку проекта туристической инфраструктуры на побережье Балтики в Филинской бухте. Победителем стал проект эко-парка «Гнезда» компании «Пауэр Технолоджис». Показываем все награжденные проекты.
Падел на взморье
Бюро 3 BY THREE разработало для Калининградской области концепцию падел-центра с фасадами из поликарбоната, которые за счет своей полупрозрачности делают спорт частью городской жизни. Объем с пятью кортами и балконом для зрителей дополняет блок лобби с эксплуатируемой кровлей.
Эндорфиновый всплеск
По проекту дизайн-студии TONKO на набережной Волги в Самаре появилась яркая площадка для тренировок на открытом воздухе. Уличная спортивная мебель произведена по чертежам архитекторов, а для зонирования активно используется цвет. Можно заниматься йогой, боксом, паркуром, настольным теннисом или же просто отдыхать в шезлонге.
Дыхание банковского дела
Новая штаб-квартира банка Lombard Odier на берегу Женевского озера задумана авторами проекта, Herzog & de Meuron, «дышащей», открытой природному окружению.
МАРШ: Уместность II
Магистранты студии «Уместность II», которую в 2024-2025 учебном году курировали Евгения Репина и Сергей Малахов, работали над мастер-планами исторических центров трех малых городов: Бирска, Зарайска и Камышина. Индивидуальная часть включила средовые проекты реконструкции и опиралась на авторский метод под названием «спонтанный ордер».
Пещеры и каньоны
В Алматы открылся частный музей современного искусства, построенный по проекту Chapman Taylor и CT Architects. Архитектурное решение обыгрывает контраст между статикой горного массива и динамикой современного города. Центральный атриум отсылает к линиям Чарынского каньона.
Свет и камень
DA bureau разработало для обувной сети Ekonika новую концепцию оформления магазинов, первым из которых стал флагманский шоу-рум в «Афимолле». На смену респектабельности пришла актуальная женственность, воздушность и легкая ирония.
Выбирая лучшее
Очередная книга Александра Змеула о московском метро посвящена конкурсам на проекты станций со середины 1950-х до 1991 года. Издание выпущено Музеем современного искусства «Гараж».
Гламур без излишеств
Форма идеального минимального жилища волнует архитекторов не одно десятилетие, начиная от крошечного «Кабанона» Ле Корбюзье, построенного на Лазурном берегу в 1952 году, до «Жилища первой необходимости» Нормана Фостера, показанного на 18-й Венецианской биеннале, и современных модульных кабин Nokken. Каждая эпоха по-своему отвечает на вопрос, как мало пространства человеку действительно нужно для жизни. «Хижина», спроектированная бюро Arhbro, продолжает эту традицию.
Современная изба
Современная изба – это оксюморон, потому что сама суть избы заключена в ее архаичности, простоте и резистентности к изменениям. Она была утилитарным жилищем, построенным по веками выверенным канонам, где каждая деталь имела функцию и символику. Попытка придать ей современность часто приводит к стилизации под народный стиль с декоративными излишествами. Создание современной избы в рамках архитектурных приличий – редкость. Но иногда, как в случае с проектом AI-architects, это удается.