16.01.2018

Башни, но не близнецы

Закончена реконструкция отеля «Белград» на Смоленской площади, вошедшего теперь в сеть Azimut Hotels. Рассказываем о том, как она проходила, какие преподнесла сюрпризы и что получилось в итоге.

информация:

Azimut Отель Смоленская © T+T Architects
Azimut Отель Смоленская © T+T Architectsоткрыть большое изображение

Кажется, буквально только что состоялось «торжественное закрытие» гостиницы «Белград», ознаменовавшее собой старт ее капитальной реконструкции, и вот уже «Azimut Отель Смоленская» принимает первую волну путешественников. Авторы проекта реконструкции, бюро Т+Т Architects, в целом довольны и скоростью строительства, и полученным результатом.
Azimut Отель Смоленская © T+T Architects
Azimut Отель Смоленская © T+T Architectsоткрыть большое изображение

Напомним, что «Белград» – точнее, «Белград-1» – представляет собой часть ансамбля Смоленской площади и одно из пары зданий-близнецов, построенных в 1970-х гг. архитекторами Владимиром Гельфрейхом, Виталием Соколовым и Александром Кузьминым. Гельфрейх был также одним из авторов здания МИДа, представляющего собой доминанту и смысловой центр площади, и руководителем проекта всего ансамбля. После нескольких десятилетий безбедного существования «Белграда» в качестве одной из самых престижных советских гостиниц и, кстати, излюбленной точки московской «фарцы» власть переменилась, и судьбы башен-сестер разошлись. Сначала повезло младшей – «Белграду-2», она пережила реконструкцию, превратившись в отель «Golden Ring». Попытки реконструкции «Белграда-1» в течение последних двадцати лет предпринимали дважды, причем во второй раз так и не завершили: к моменту приобретения здания «Азимутом» в нем функционировала хорошо если половина этажей, остальные застыли в состоянии недоремонта, зато еще один, последний, целиком занимала семья собственника.
Azimut Отель Смоленская © T+T Architects
Azimut Отель Смоленская © T+T Architectsоткрыть большое изображение

Из четырех вариантов проекта реконструкции, представленных Т+Т Architects, к реализации был выбран тот, который максимально возвращал общий вид здания к первоначальному, задуманному еще Гельфрейхом и его соавторами. За одним исключением – чтобы вернуть ощущение ансамбля, а также, в немалой степени, из соображений бизнес-целесообразности – в самом деле, жаль было бы потерять такую уникальную видовую точку! – на кровле, так же как и на «Голден ринге», решено было возвести надстройку-ресторан. Больше ни в чем зданию напротив подражать не стали – ни архитектурным деталям сомнительной ценности, вроде «короны» с названием отеля по верхней кромке шайбы, ни непонятно откуда взявшемуся цветовому решению. Высотные отметки у обеих гостиниц в итоге получились практически одинаковыми, но у «Азимута» надстройка двухуровневая и за счет сплошного витражного остекления без корон и «юбок»-куполов выглядит заметно стройнее. Несколько добавил высоты ресторану декоративный экран, скрывающий выведенное на кровлю инженерное оборудование.
Azimut Отель Смоленская © T+T Architects
Azimut Отель Смоленская © T+T Architectsоткрыть большое изображение
Azimut Отель Смоленская © T+T Architects
Azimut Отель Смоленская © T+T Architectsоткрыть большое изображение
Azimut Отель Смоленская © T+T Architects
Azimut Отель Смоленская © T+T Architectsоткрыть большое изображение

Сначала, кстати, надстройку хотели сделать прямоугольной – такая форма лучше отвечала тектонике здания, да и с точки зрения интерьера осваивать прямоугольный объем значительно удобнее. Но в итоге, опять же из соображений ансамбля, остановились на эллипсе. Сочетание таких разных по форме «кубиков», кстати, вполне в духе модернизма 1970-х. Однако конструктивно это добавило строителям проблем: за счет разницы планов пришлось сооружать разгружающие платформы, которые закрывают весь периметр и передают нагрузку на нижележащие конструкции. Впрочем, укреплять пришлось весь каркас здания снизу доверху, за исключением внешних колонн; даже фундамент был несколько усилен.
Проект перепланировки гостиницы «Белград». Вариант 1 © T+T Architects
Проект перепланировки гостиницы «Белград». Вариант 1 © T+T Architectsоткрыть большое изображение

Изначально планировалось, что надстройка будет полностью реализована в гнутом стекле – никаких профилей, ничего лишнего, только чистая форма, игра отражений, растворяющихся в небесах. Но поскольку возможности изготовителей стекла ограничены, пришлось разбить поверхность на секции. Еще несколько месяцев ушло на поиск производителя, который смог бы сделать 6-метровые раздвижные слайдерные витражи – таково было пожелание будущего арендатора. В итоге производителя нашли в одной из европейских стран, но по теплотехническим характеристикам его продукция даже близко не соответствовала российским требованиям к энергоэффективности. Так что вместо одного широкого прохода, раздвигающегося по радиусу, получилось несколько более узких – по сегментам. Тоже компромисс, но вполне приемлемый.

Кстати об арендаторе – на момент реконструкции он был уже известен: это известный ресторатор Борис Зарьков. До строительства ресторана на крыше «Белграда» его проект White Rabbit мог похвастаться лучшим видом в этом районе столицы, так что превентивный «захват» конкурирующей высоты стал мудрым стратегическим решением.

Ресторан распланирован таким образом, что на обоих его этажах зал выходит на сторону Кутузовского проспекта. Набережные Москвы-реки, Сити, гостиница «Украина» – виды здесь действительно уникальные. А что касается МИДа, то на него лучше смотреть с террасы – архитекторы предусмотрели по периметру полутораметровый экран из триплекса – для дополнительной безопасности и защиты от ветра.
Azimut Отель Смоленская © T+T Architects
Azimut Отель Смоленская © T+T Architectsоткрыть большое изображение

По фасадам, геометрия которых в ходе реконструкции никак не менялась, главной задачей архитекторов было вернуть зданию первозданный вид, но в современных, высокотехнологичных материалах. Алюминий, из которого были сделаны ригели, за сорок лет эксплуатации пожелтел, а изначально это был, конечно, серый металлик – к этому тону и стремились вернуться. Уже к нему подбирали оттенок стемалита, закрывающего навесные бетонные панели: сначала из двух десятков выбрали несколько образцов, а окончательно определялись уже в сочетании со стеклопакетами. С ними тоже, конечно, все было не так просто: в «конкурсе» участвовали две компании-производителя, шедшие ноздря в ноздрю до самого финиша. В конце концов каждая из них привезла на стройку по два образца стеклопакетов, их смонтировали непосредственно на объект в сочетании с несколькими видами стемалита и уже в полевых условиях оценивали результат, причем с двух сторон здания – северной и южной. Остановились на продукции марки Asahi Glass: они прокрашивают стекло по всей глубине, в результате оттенок получается ближе к старым фасадам – зеленоватый тон, идеально гармонирующий с бежевым стемалитом.
Azimut Отель Смоленская © T+T Architects
Azimut Отель Смоленская © T+T Architectsоткрыть большое изображение
Azimut Отель Смоленская © T+T Architects
Azimut Отель Смоленская © T+T Architectsоткрыть большое изображение

Единственное, что сохранилось от оригинальных фасадов, – это массивные мраморные пилоны, закрывающие второй и третий этажи. Поменяли только углы, где камень совсем уже отваливался. Тут, правда, архитекторов ждал сюрприз: когда камень почистили, из серого он стал белым, как сахар, и уже смонтированные углы явно выбивались по цвету. Решить проблему удалось путем двойной гидрофобизации. Бежевый пояс между первым или вторым этажом, заворачивая за угол, переходит в не заметную с улицы четырехэтажную административную пристройку, облицованную этим же камнем.
Azimut Отель Смоленская © T+T Architects
Azimut Отель Смоленская © T+T Architectsоткрыть большое изображение

Первый этаж оставили полностью стеклянным, причем стекло здесь, в отличие от основного объема, где необходим высокий уровень солнцезащиты, выбрано с максимальным коэффициентом прозрачности. Витражи теперь раздвигаются – это важно для связи с уличным пространством, поскольку весь первый уровень занимают рестораны и бары. По желанию заказчика зона ресепшн была перенесена на четвертый этаж, здесь же располагаются обеденная зона и лобби-бар.
Azimut Отель Смоленская © T+T Architects
Azimut Отель Смоленская © T+T Architectsоткрыть большое изображение

Дальше, до 19-го, – номерной фонд, на 20-м расположилась фитнес-зона, а в цоколе удалось разместить небольшой паркинг. Главная лестница, которая в оригинальном здании была сделана с переброской по четыре этажа, уместилась теперь в одном «стакане», что и удобно, и красиво, и практично с точки зрения безопасности.
Azimut Отель Смоленская. Интерьер © T+T Architects
Azimut Отель Смоленская. Интерьер © T+T Architectsоткрыть большое изображение
Azimut Отель Смоленская. Интерьер © T+T Architects
Azimut Отель Смоленская. Интерьер © T+T Architectsоткрыть большое изображение

Что касается интерьеров номеров, то тут Т+Т ориентировались на брендбук Azimut Hotels – у этой международной сети есть отели в Германии, Австрии, российских регионах, а в Москве «Белград» стал уже третьим по счету и позиционируется как флагманский. Фирменный цвет сети определил и облик входной группы, которая обведена массивным черным контуром с логотипом «Азимута». В проекте присутствовал также граненый стеклянный козырек, он даже прошел экспертизу, но по контуру несколько выступал за красную линию – и согласовать эту архитектурную деталь, к сожалению, не удалось.
Проект перепланировки гостиницы «Белград». Входная группа без козырька © T+T Architects
Проект перепланировки гостиницы «Белград». Входная группа без козырька © T+T Architectsоткрыть большое изображение
Проект перепланировки гостиницы «Белград». Входная группа с козырьком © T+T Architects
Проект перепланировки гостиницы «Белград». Входная группа с козырьком © T+T Architectsоткрыть большое изображение
Проект перепланировки гостиницы «Белград». Входная группа с козырьком © T+T Architects
Проект перепланировки гостиницы «Белград». Входная группа с козырьком © T+T Architectsоткрыть большое изображение

Итак, ансамбль Смоленской площади так или иначе восстановлен. До идеала в этом смысле, конечно, еще далеко – бывшие «близняшки» все же порядком отличаются друг от друга, но их значение «пропилей» Смоленской площади возрождено, функция гостиницы сохранена, фасады «Белграда-1» обновлены бережно, с сохранением узнаваемых элементов архитектуры семидесятых. Башни, как и было задумано авторами первоначального проекта, по-прежнему подчеркивают и развивают силуэт «сталинской» высотки МИДа. Ну а нюансы и различия в городе, пожалуй, естественны и неизбежны.
 
чертежи объекта временно
не публикуются по требованию заказчика

 
Azimut Отель Смоленская © T+T Architects
Azimut Отель Смоленская © T+T Architectsоткрыть большое изображение
Проект перепланировки гостиницы «Белград». Фасад © T+T Architects
Проект перепланировки гостиницы «Белград». Фасад © T+T Architectsоткрыть большое изображение
Проект перепланировки гостиницы «Белград». Фасад © T+T Architects
Проект перепланировки гостиницы «Белград». Фасад © T+T Architectsоткрыть большое изображение
Проект перепланировки гостиницы «Белград». Фасад © T+T Architects
Проект перепланировки гостиницы «Белград». Фасад © T+T Architectsоткрыть большое изображение
Проект перепланировки гостиницы «Белград». Фасад © T+T Architects
Проект перепланировки гостиницы «Белград». Фасад © T+T Architectsоткрыть большое изображение

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Екатерина Кузнецова
  • Антон Бондаренко
  • Сергей Труханов
  • Левон Айрапетов
  • Юлия Тряскина
  • Наталья Сидорова
  • Наталия Шилова
  • Дмитрий Селивохин
  • Олег Мединский
  • Рустам Керимов
  • Антон Ладыгин
  • Сергей Сенкевич
  • Николай Миловидов
  • Валерий Лукомский
  • Иван Кожин
  • Александр Попов
  • Анатолий Столярчук
  • Михаил Канунников
  • Антон Лукомский
  • Константин Ходнев
  • Александр Бровкин
  • Евгений Герасимов
  • Илья Машков
  • Сергей Скуратов
  • Валерия Преображенская
  • Александр Скокан
  • Олег Карлсон
  • Алексей Курков
  • Никита Токарев
  • Юрий Сафронов
  • Андрей Романов
  • Андрей Асадов
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Полина Воеводина
  • Павел Андреев
  • Тотан Кузембаев
  • Марк Сафронов
  • Василий Крапивин
  • Антон Надточий
  • Алексей Гинзбург
  • Юлий Борисов
  • Антон Барклянский
  • Никита Бирюков
  • Владимир Биндеман
  • Илья Уткин
  • Роман Леонидов
  • Сергей Чобан
  • Никита Явейн
  • Карен Сапричян
  • Владимир Ковалёв
  • Станислав Белых
  • Дмитрий Васильев
  • Александра Кузьмина
  • Всеволод Медведев
  • Олег Шапиро
  • Зураб Басария
  • Екатерина Грень
  • Сергей Орешкин
  • Сергей Кузнецов
  • Игорь Шварцман
  • Антон Яр-Скрябин
  • Дмитрий Ликин
  • Александр Асадов
  • Вера Бутко
  • Андрей Гнездилов
  • Даниил Лоренц
  • Наталия Зайченко
  • Владимир Плоткин
  • Арсений Леонович

Постройки и проекты (новые записи):

  • Проект остановки общественного транспорта
  • Гимназия А+
  • Реконструкция здания на Зубовской площади
  • Свердловская филармония
  • Международный терминал Ватерлоо
  • Здание офиса продаж ЖК «Селигер Сити»
  • Жилой комплекс WhiteLines
  • Редевелопмент территории мукомольного комбината
  • Гостиница на площади Советской Армии

Технологии:

12.10.2018

Европейские системы ограждений «ZABOR–MODERN.RU» для России

Новый взгляд нa привычные вещи. Забор, как визитная карточка дома.
Zabor Modern
10.10.2018

Русский авангард в интерьерах нового терминала аэропорта Шереметьево

Когда появляется желание сделать что-то абсолютно новое или индивидуальное или воссоздать что-то историческое и гениальное, даже большой палитры стандартных декоров FunderMax может не хватить для полета фантазии архитектора или дизайнера. И тут на помощь приходит FunderMax Individual.
ООО «Декотек Инжиниринг»
01.10.2018

Капремонт системы отопления без сварки

Инновационные решения от Viega Megapress: впервые в России ремонт системы отопления многоэтажного дома проведен полностью без применения сварки, методом холодной опрессовки.
Viega
01.10.2018

Пространства для создания инноваций и почему они важны для всех компаний

Креативность и новые идеи становятся новым ключевым параметром деятельности компаний, без которого не обходится ни один лидер рынка. Но чтобы процесс создания инноваций действительно работал, необходимо создать для сотрудников подходящие рабочие условия, в которых они будут максимально креативными. По материалам исследования Ideation Group, Haworth Inc.
HAWORTH
25.09.2018

Пространство без границ

Современные архитектурные решения предполагают размытие границы между внутренней и внешней средой. Новые защитные ограждения системы «Реалит» RPE 35 и RPI 23 расширяют пространство, превращая стекло в огромный световоздушный экран.
Архитектурные системы «Реалит»
другие статьи