Сергей Труханов: «Работа с территорией – как сценарий художественного фильма»

О благоустройстве в актуальном понимании этого слова, о том, зачем оно нужно застройщику, и сверхидее как основе планирования территории – в интервью с руководителем мастерской Т+Т Architects Сергеем Трухановым.

mainImg
Архи.ру:
– Сергей, за последние несколько лет Т+Т Architects разработали целый ряд заметных проектов благоустройства территорий, это направление можно назвать одним из основных в деятельности вашего бюро. С чем вы сами связываете такую тенденцию?

Сергей Труханов:
– Начнем с того, что повсеместный подход к благоустройству территорий в том смысле, который мы придаем этому слову сейчас, в нашей стране появилось не так давно, буквально три-четыре года назад, – до этого все ограничивалось квадратно­гнездовой посадкой деревьев и соблюдением «баланса территории». Теперь же, на волне большой насыщенности рынка недвижимости различными объектами, комплексами самого разного класса, у застройщиков возникла насущная необходимость чем­то удивить потенциального покупателя, выделиться среди конкурентов. И все поняли, что красивая и комфортная среда – отличное преимущество. Стали проводиться многочисленные конкурсы и тендеры на проекты благоустройства, в которых мы с удовольствием участвуем и периодически побеждаем.

– Но работа с уже спроектированной территорией влечет за собой определенные трудности…

– Безусловно, в этом случае ты имеешь дело с определенными константами, завязанными на существующую транспортную и пешеходную систему, на посадку зданий, иными факторами окружения... Бывают, конечно, ситуации некоторого конфликта, когда мы привносим свое видение современных требований и потребностей будущих жителей. В таких случаях всегда стараемся находить аргументы, не всегда даже стопроцентно проектные, – из области статистики, психологии, да просто логики, когда смотришь на предмет с точки зрения потребителя. Анализируем трафики, выделяем основные точки интереса, размышляем о том, какие психологические факторы могут повлиять на человеческие поступки. Хоть мы и стараемся прежде всего вникнуть в уже имеющуюся логику проектирования, но иногда приходится многое менять, чтобы создать более человечную и комфортную среду.
Проект благоустройства территории ЖК «Водный». Проект, 2016 © T+T Architects
Проект благоустройства территории ЖК «Водный». Проект, 2016 © T+T Architects
Проект благоустройства территории ЖК «Водный». Проект, 2016 © T+T Architects

– В архитектурных институтах психологию вроде не преподают.

– Дело даже не в знании психологии, а в умении анализовать, изучать будущего потребителя твоего проекта. Многому из этого приходится учиться в процессе работы. Часто, кстати, сами заказчики подсказывают важные нюансы, которые касаются особенностей поведения людей, и как это может повлиять на компоновку функциональных зон. Учимся на собственных ошибках, когда, скажем, в проекте учтены высокие раскидистые деревья, под это выстроены видовые характеристики отдельных зон, а подрядчик в рамках бюджета закупает тоненькие саженцы, и жди потом двадцать лет, когда они разрастутся до тех визуальных характеристик, которые мы закладывали в проект.
Проект благоустройства ЖК «Ривер-Парк». Проект, 2016. Первая очередь © T+T Architects
Проект благоустройства ЖК «Ривер-Парк». Проект, 2016. Первая очередь © T+T Architects
Проект благоустройства ЖК «Ривер-Парк». Проект, 2016. Вторая очередь © T+T Architects
Проект благоустройства ЖК «Ривер-Парк». Проект, 2016. Вторая очередь © T+T Architects

– Один из самых крупных ваших проектов на сегодняшний день – благоустройство территории жилого комплекса «Савеловский Сити». На каком он сейчас этапе?

– С этим объектом мы работаем уже несколько лет. Сделали благоустройство первой очереди строительства, оформили интерьеры входных групп офисных корпусов – и то и другое уже реализовано. Сейчас готов проект благоустройства второй очереди. Территория непростая: функций нужно разместить немало, а сама по себе площадь мало того что небольшая, так еще и разрозненная, разнесенная по удаленным друг от друга кускам. Поэтому для нас очень важно было увязать в одно целое всю логистику так, чтобы не нарушить логики территории. Мы построили променад­бульвар, который проходит вдоль отдельностоящего паркинга и соединяет 2 очереди строительства. Нанизав на него всевозможные функциональные зоны и точки интереса, такое решение дополнительно визуально разбивает длинный променад, делает его более комфортным для восприятия. Также, мы специально установили забранные в подпорные стенки острова с озеленением со стороны многоярусного паркинга, чтобы визуально немного отгородиться от него, создать на уровне глаз озелененный массив. В принципе, мы достаточно много внимания в этом проекте уделили тому, что будет видеть будущий житель с различных точек. Так, например, для тех жильцов, чьи квартиры будут выходить на сторону здания паркинга, мы совместно с галеристами предложили декорировать его арт инсталляцией в виде неоновых надписей с цитатами великих джазменов.
Концепция благоустройства многофункционального офисно-делового центра «Савеловский Сити». Вторая очередь. Проект, 2016 © Т+Т Architects
Концепция благоустройства многофункционального офисно-делового центра «Савеловский Сити». Вторая очередь. Проект, 2016 © Т+Т Architects
Концепция благоустройства многофункционального офисно-делового центра «Савеловский Сити». Генеральный план. Вторая очередь. Проект, 2016 © Т+Т Architects

Учитывая разбросанность территории, совершенно необходимо было также выделить некий участок как центр композиции. Мы нашли такой участок и сделали там центральную площадь, подчеркнув ее художественным мощением, озеленением, максимально насытив разнообразными дополнительными функциями. Здесь будут и велопарковки, и длинная скамья, как в парке Гуэль, и небольшие композиции из малых архитектурных форм, где можно, предположим, проводить какие-то тематические мероприятия. Подпорные стенки с наклонными газонами, чтобы дополнительно выделить площадь не только в плоскости, но и в объеме. Получилась такая фланкированная со всех сторон, закрытая от проезжей части территория, при этом привлекательная для всех категорий жителей.
Концепция благоустройства многофункционального офисно-делового центра «Савеловский Сити». Вторая очередь. Проект, 2016 © Т+Т Architects
Концепция благоустройства многофункционального офисно-делового центра «Савеловский Сити». Вторая очередь. Проект, 2016 © Т+Т Architects
Концепция благоустройства многофункционального офисно-делового центра «Савеловский Сити». Вторая очередь. Проект, 2016 © Т+Т Architects

В этом проекте очень сильна художественная составляющая. Основная тема – эпоха джаза, и простор для фантазии тут, конечно, огромный. Идей масса: помимо неоновых цитаты из книжки про джаз, расположить у входных тематические скульптуры, декорировать объемными инсталляциями ограждения детских площадок. Разработали целую концепцию насыщения территории арт­объектами, хотим создать легкий намек на парк скульптур. Предполгается, что все эти работы будут выполнены современными художниками. В этом смысле очень удачным оказался эксперимент с интерьерами входных зон первой очереди строительства с парящими под потолком крылатыми человеческими фигурами – такой мощный эмоциональный заряд получился. Такого же эффекта и на территории хочется добиться.
Входная группа многофункционального комплекса «Савеловский Сити». Первая башня. Реализация, 2014 © Т+Т Architects
Входная группа многофункционального комплекса «Савеловский Сити». Первая башня. Реализация, 2014 © Т+Т Architects
Входная группа многофункционального комплекса «Савеловский Сити». Вторая башня. Реализация, 2014 © Т+Т Architects

– Среди ваших проектов по благоустройству не только дворовые территории, но и полномасштабные общественные пространства. Какова разница в подходах?

– До недавнего времени работа с общественным пространством решала для нас скорее прикладные задачи в рамках архитектуры объекта, и мы не сталкивались с этим как с отдельной категорией. Тем не менее, мы приняли участие в конкурсе на набережную ЖК «Ривер-Парк», где заняли 2-е место, спроектировали для Моспроект-3 концецпию благоустройства территории вдоль улицы Большая Академическая, а также концепции прилегающих территорий к станциям метро «Шелепиха» и «Парк Победы». И сейчас уже накопился определенный опыт и понимание, как с ними работать, от чего отталкиваться и на что обращать внимание, или чего вообще делать не стоит.
Концепция благоустройства прилегающей территории к станции метро «Шелепиха». Проект, 2016 © T+T Architects
Концепция благоустройства прилегающей территории к станции метро «Шелепиха». Проект, 2016 © T+T Architects
Концепция благоустройства прилегающей территории к станции метро «Парк Победы». Проект, 2016 © T+T Architects
Концепция благоустройства прилегающей территории к станции метро «Парк Победы». Генеральный план. Проект, 2016 © T+T Architects

И это действительно совсем другой подход. Если при работе с дворовыми территориями можно себе позволить сосредоточиться на красоте и комфорте, то в общественных зонах, предполагающих большую проходимость, основные приорететы – долговечность и безопасность. Общественные пространства не могут быть застроены большим количеством павильонов и закутков: тут очень важны хорошая освещенность, достаточный обзор в дневное и вечернее время. Материалы надо выбирать прочные, с оглядкой на антивандальность, а их выбор не всегда велик. Ну и с точки зрения архитектурно­художественных приемов: всегда будет остро стоять вопрос выбора приоритета между эффектностью и эмоциональностью решения и общесвтенным мнением. Всегда встает этот спорный для многих момент поиска компромисса между архитектурной концепцией, бюджетом реализации и мнением жителей.
Концепция благоустройства ул. Б. Академическая. Проект, 2015 © T+T Architects
Концепция благоустройства ул. Б. Академическая. Проект, 2015 © T+T Architects
Концепция благоустройства ул. Б. Академическая. Проект, 2015 © T+T Architects
Концепция благоустройства ул. Б. Академическая. Проект, 2015 © T+T Architects
Концепция благоустройства ул. Б. Академическая. Проект, 2015 © T+T Architects

При проектировании общественных территорий огромное внимание приходится уделять разработке функциональной программы. Готовясь к конкурсу на набережную Ривер­-Парка, мы больше половины отведенного времени потратили на предпроектный анализ – какие группы населения будут потенциальными пользователями этой территории, как их можно классифицировать по социальным, возрастным и другим категориям, что им может быть важно и что мы им можем предложить, каковы будут главные точки интереса?..
Концепция благоустройства набережной Нагатинского затона «Ривер Парк». Конкурсный проект, 2015 © T+T architects
Концепция благоустройства набережной Нагатинского затона «Ривер Парк». Конкурсный проект, 2015 © T+T architects
© T+T architects
Концепция благоустройства набережной Нагатинского затона «Ривер Парк». Конкурсный проект, 2015
© T+T architects

– Конкурс на проект набережной Ривер-парка выиграл Wowhaus, вы заняли второе место…

– Да, но поскольку мы разрабаываем благоустройство всей остальной территории комплекса, нас пригласили воплотить их концепцию в жизнь. Конечно, в процессе более детальной проработки и увязки с территорией комплекса некоторые участки корректировались, но мы постарались сохранить изначальный посыл и замысел Wowhaus.

Когда мы готовили свою конкурсную концепцию, то для нас главной функцией городской набережной была прогулочная; в данном случае специфика состоит в том, что в основном этим променадом будут пользоваться жители жилого комплекса. Мы это учитывали – например, увязали все выходы из мини­кварталов со смотровыми площадками, чтобы сразу была видна перспектива, и обязательно планировали рядом какую­то точку интереса – например, детскую или спортивную площадку. Это определило ритм функциональных зон. Мы старались распределять активность так, чтобы рассчитывать не только на лето: как­никак холодное время года у нас почти девять месяцев, и надо, чтобы ни один участок не пустовал ни летом, ни зимой.
Концепция благоустройства набережной Нагатинского затона «Ривер Парк». Вид с высоты птичьего полета. Конкурсный проект, 2015 © T+T architects
Концепция благоустройства набережной Нагатинского затона «Ривер Парк». Вид с высоты птичьего полета. Конкурсный проект, 2015 © T+T architects
Концепция благоустройства набережной Нагатинского затона «Ривер Парк». Функциональное зонирование. Конкурсный проект, 2015 © T+T architects
Концепция благоустройства набережной Нагатинского затона «Ривер Парк». Функциональное зонирование. Конкурсный проект, 2015 © T+T architects
Концепция благоустройства набережной Нагатинского затона «Ривер Парк». Функциональное зонирование. Конкурсный проект, 2015 © T+T architects

Поскольку основная тема района – река, вода, она у нас тоже, конечно, проходит красной нитью, начиная с маяка, с которым Wowhaus выиграл конкурс. Мы спроектировали понтонный мост, который будет соединять пешеходный маршрут с парком на противоположном берегу затона. В качестве видовых точек выступают консольные рыбацкие мостики. Поскольку в районе будет активно развиваться парусный спорт, в центре одной из функциональных зон мы поставили трибуну-амфитеатр, откуда будет прекрасный вид на место выхода лодок.
Концепция благоустройства набережной Нагатинского затона «Ривер Парк». Вид с высоты птичьего полета. Конкурсный проект, 2015 © T+T architects

На повороте набережной, там, где городская дорога переходит в квартальную, открывается самый лучший вид. Но сложность была в том, что именно в этом месте будет и самый большой трафик: там располагается яхтенная школа, выход на пирс, и для пешеходов велик соблазн избрать самый короткий путь – то есть просто перебежать дорогу. Мы решили вопрос: подняли уровень ландшафта и сделали смотровую площадку со скамейками, естественным образом уведя поток пешеходов к переходам.
Концепция благоустройства набережной Нагатинского затона «Ривер Парк». Генеральный план. Конкурсный проект, 2015 © T+T architects

Замостить набережную мы предлагаем квадратами 60х60 см – они выполняют у нас роль неких универсальных модулей, которые, как пикселями, могут заполняться малыми архитектурными формами, или элементами суперграфики, или просто контрастной плиткой. А вдоль всего променада поставили лаконичные Г-образные светильники: если смотреть на них в перспективе, они заключают панораму в четкую рамку, и в то же время каждый такой элемент отсекает определенный участок дороги, создает визуальный стопор за счет света и силуэта. При этом вдоль стены стилобата, за скамейками, мы решили поставить совсем другие светильники, похожие на традиционные торшеры: они еще раз подчеркивают «домашность» набережной, рассчитанной прежде всего на жильцов Ривер-Парка.
Концепция благоустройства набережной Нагатинского затона «Ривер Парк». Конкурсный проект, 2015 © T+T architects
Концепция благоустройства набережной Нагатинского затона «Ривер Парк». Конкурсный проект, 2015 © T+T architects
Концепция благоустройства набережной Нагатинского затона «Ривер Парк». Конкурсный проект, 2015 © T+T architects

– Если попытаться подытожить, какие принципы благоустройства территорий вы могли бы выделить как основные?

– Ну, во-первых, очень важно тщательно разработать функциональную программу, чтобы разнести различные зоны и в то же время сохранить их взаимосвязь. Этой цели позволяет достичь только четкое функциональное программирование территории и соответственно определение приоритетности и объемов тех или иных функций.

Во-вторых, соблюдение принципа безопасности – этот вопрос очень сильно влияет на функциональное деление. Где что можно расположить, чтобы не было никаких темных углов и закоулков, какая на каком участке обзорность, просмотровость, освещенность. На Западе, кстати, это азбука, а мы вот только начинаем этим вещам внимание уделять.

И, конечно, совсем не последнее дело – архитектурно-художественная ценность объекта. Как вишенка на торте, в любом проекте благоустройства, на мой взгляд, должна быть своя изюминка, «фишка». Работа с территорией – как сценарий: ты ее «проживаешь», словно в фильме, придумываешь сценарий: вот герой пошел туда-то, сделал то-то, а другой человек в это время идет по тому-то маршруту… И чем четче ты все это продумал, тем правильнее получится результат. Как в любом художественном произведении, в проекте благоустройства есть своя завязка, развитие действия, кульминация, развязка; в роли последней может выступать арт-объект, какая-то интересная инсталляция, которая и покажет, ради чего все это сделано. Просто засеять все газоном и красиво уложить плитку – для этого большого ума не надо. В каждом проекте благоустройства должна быть своя сверхидея.

09 Ноября 2016

Похожие статьи
Алексей Ильин: «На все задачи я смотрю с интересом»
Алексей Ильин работает с крупными проектами в городе больше 30 лет. Располагает всеми необходимыми навыками для высотного строительства в Москве – но считает важным поддерживать разнообразие типологии и масштаба объектов, составляющих его портфолио. Увлеченно рисует – но только с натуры. И еще в процессе работы над проектом. Говорим о структуре и оптимальном размере бюро, о старых и новых проектах, крупных и небольших задачах; и о творческих приоритетах.
Вопрос «Каскада»
Правительство Армении одобрило инвестиционную программу, подразумевающую завершение «Каскада», ключевой постройки Еревана 1980-х, согласно новому проекту Wilmotte & Associés. О судьбе, значении и возможном будущем «Каскада» рассказали Архи.ру историки архитектуры Карен Бальян и Анна Броновицкая.
«На грани»: интервью с куратором «Зодчества 2025» Тиграном...
С 4 по 6 ноября в московском Гостином дворе состоится XXXIII Международный архитектурный фестиваль «Зодчество». В этом году его приглашенным куратором стал вице-президент Союза московских архитекторов, основатель бюро STUDIO-ТА Тигран Бадалян.
Форма без случайностей
Креативный директор «Генпро» Елена Пучкова – о том, что такое честная современная архитектура: почему важно свести пилоны, как работать с ограниченной палитрой материалов и что делать с любимым медным цветом, который появляется в каждом проекте.
Валерий Каняшин: «Нам дали свободу»
Жилой комплекс Headliner, строительство основной части которого не так давно завершилось напротив Сити – это такой сосед ММДЦ, который не «подыгрывает» ему. Он, наоборот, решен на контрасте: как город из разноформатных строений, сложившийся естественным путем за последние 20 лет. Популярнейшая тема! Однако именно здесь – даже кажется, что только здесь – ее удалось воплотить по-настоящему убедительно. Да, преобладают высотки, но сколько стройных, хрупких в профиль, ракурсов. А главное – как все это замиксовано, скомпоновано... Беседуем с руководителем проекта Валерием Каняшиным.
Григорий Ревзин: «Что нам делать с архитектурой семидесятых»
Советский модернизм был хороший, авторский и плохой, типовой. Хороший «на периферии», плохой в центре – географическом, внимания, объема и прочего. Можно ли его сносить? «Это разрушение общественного консенсуса на ровном месте». Что же тогда делать? Сохранять, но творчески: «Привнести архитектуру туда, где ее еще нет». Относиться не как к памятникам, а как к городскому ландшафту. Читайте наше интервью с Григорием Ревзиным на актуальную тему спасения модернизма – там предложен «перпендикулярный», но интересный вариант сохранения зданий 1970-х.
Лама из тетраметилбутана
Петр Виноградов рассказал об экспериментальной серии скульптур «Тетрапэд», которая исследует принципы молекулярной архитектуры, адаптивных структур и интерактивного взаимодействия с городской средой. Конструкции реагируют на движение, собеседуют с пространством, допускают множественные сценарии использования и интерпретации. Скульптуры уже побывали на «Зодчестве» и фестивале «Дикая мята», а дальше отправятся на Forum 100+.
В преддверии Архстояния: интервью с Валерием Лизуновым,...
25 июля в Никола-Ленивце стартует очередной, юбилейный, фестиваль «Архстояние». Ему исполняется 20 лет. Тема этого года: «Мое главное». Накануне открытия поговорили с архитектором Archpoint Валерием Лизуновым, который стал автором одного из объектов фестиваля «Исправительное учреждение».
Сергей Кузнецов: «Мы не стремимся к единому стилю...
Некоторое время назад мы попросили у главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова комментарий по Архитектурной премии мэра Москвы: от схемы принятия решений до того, каким образом выбор премии отражает архитектурную политику. Публикуем полученные ответы, читайте.
Дина Боровик: хрущёвки попадают в Рай
Молодая художница из Челябинска Дина Боровик показывает в ЦСИ Винзавод выставку, где сопоставляет пятиэтажки, «паутинки» и прочие приметы немудрящей постсоветской жизни с динозаврами. И хотя кое-где ее хрущевки напоминают инсталляцию Бродского на венецианской биеннале, страшно сказать, 2006 года, лиричность подкупает.
Дюрер и бабочки
Рассматриваем одну из работ выставки «Границы видимости», которая еще открыта на Винзаводе, поближе. Объект называется актуальным для современности образом: «Сакральная геометрия», сделан из лотков для коммуникаций, которые нередко встречаются в открытом виде под потолком, с вкраплениями фрагментов гравюры Дюрера, «чтобы сбить зрителя с толку».
«Коллизии модернизма и ориентализма»
К выходу в издательской программе Музея «Гараж» книги о Ташкенте, уже 4-м справочнике-путеводителе из серии о советском модернизме, мы поговорили с его авторами, Борисом Чуховичем, Ольгой Казаковой и Ольгой Алексеенко, о проделанной ими работе, впечатлениях и размышлениях.
Александр Пузрин: как получить «Золотого Льва» венецианской...
В 2025 году главная награда XIX Венецианской архитектурной биеннале – «Золотой Лев» досталась национальному павильону Бахрейна за экспозицию Heatwave. Среди тех, кто работал над проектом, был Александр Пузрин – выпускник Московского инженерно-строительного института, докторант израильского Техниона, а ныне – профессор Швейцарской высшей технической школы Цюриха (ETH Zurich). Мы попросили его рассказать о технических аспектах Heatwave, далеко неочевидных для простых зрителей. Но разговор получился не только об инженерии.
Комментарии экспертов. Цирк
Объявлены результаты голосования: москвичи (29%) и дети (42%) проголосовали за первоначально победившее в конкурсе здание цирка в виде разноцветного шатра. Мы же собрали по разным изданиям комментарии экспертов архитектурно-строительной среды, включая авторов конкурсных проектов. Получилась внушительная подборка. Эксперты, в основном, приветствуют идею переноса в Мневники, далее – приветствуют обращение к общественному голосованию, и, наконец, кто-то отмечает уместность эксцентричной архитектуры победившего проекта для типологии цирка. Читайте мнения лучших людей отрасли.
Женская доля: что говорят архитекторы
Задали несколько вопросов женщинам-архитекторам. У нас – 27 ответов. О том, мешает ли гендер работе или, наоборот, помогает; о том, как побеждать, не сражаясь. Сила – у кого в упорстве, у кого в многозадачности, у кого в сдержанности... А в рядах идеалов бесспорно лидирует Заха Хадид. Хотя кто-то назвал и соотечественниц.
Григорий Ревзин: «Сильный жест из-под полы. Нечто победило»
Обсуждаем дискуссии вокруг конкурса на цирк и сноса СЭВ с самым известным архитектурным критиком нашего времени. В процессе проявляется парадокс: вроде бы сейчас принято ностальгировать по брежневскому времени, а знаковое здание, «ось» Варшавского договора, приговорили к сносу. Не странно ли? Еще мы выясняем, что wow-архитектура вернулась – это новый после-ковидный тренд. Однако, чтобы жест получился действительно сильным, без профессионалов все же не обойтись.
Сергей Скуратов: «Если обобщать, проект реализован...
Говорим с автором «Садовых кварталов»: вспоминаем историю и сюжеты, связанные с проектом, который развивался 18 лет и вот теперь, наконец, завершен. Самое интересное с нашей точки зрения – трансформации проекта и еще то, каким образом образовалась «необходимая пустота» городского общественного пространства, которая делает комплекс фрагментом совершенно иного типа городской ткани, не только в плоскости улиц, но и «по вертикали».
2024: что говорят архитекторы
Больше всего нам нравится рассказывать об архитектуре, то есть о_проектах, но как минимум раз в год мы даем слово архитекторам ;-) и собираем мнение многих профессионалов о том, как прошел их профессиональный год. И вот, в этом году – 53 участника, а может быть, еще и побольше... На удивление, среди замеченных лидируют книги и выставки: браво музею архитектуры, издательству Tatlin и другим площадкам и издательствам! Читаем и смотрим. Грустное событие – сносят модернизм, событие с амбивалентной оценкой – ипотечная ставка. Читаем архитекторов.
Наталья Шашкова: «Наша задача – показать и доказать,...
В Анфиладе Музея архитектуры открылась новая выставка, и у нее две миссии: выставка отмечает 90-летний юбилей и в то же время служит прообразом постоянной экспозиции, о которой музей мечтает больше 30 лет, после своего переезда и «уплотнения». Мы поговорили с директором музея: о нынешней выставке и будущей, о работе с современными архитекторами и планах хранения современной архитектуры, о несостоявшемся пока открытом хранении, но главное – о том, что музею катастрофически не хватает площадей. Не только для экспозиции, но и для реставрации крупных предметов.
Юрий Виссарионов: «Модульный дом не принадлежит земле»
Он принадлежит Космосу, воздуху... Оказывается, 3D-печать эффективнее в сочетании с модульным подходом: дом делают в цеху, а затем адаптируют к местности, в том числе и с перепадом высот. Юрий Виссарионов делится свежим опытом проектирования туристических комплексов как в средней полосе, так и на юге. Среди них хаусботы, дома для печати из легкого бетона на принтере и, конечно же, каркасные дома.
Дерево за 15 лет
Поемия АРХИWOOD опрашивает членов своего экспертного совета главной премии: что именно произошло с деревянным строительством за эти годы, какие заметные изменения происходят с этим направлением сейчас и что ждет деревянное домостроение в будущем.
Марина Егорова: «Мы привыкли мыслить не квадратными...
Карьерная траектория архитектора Марины Егоровой внушает уважение: МАРХИ, SPEECH, Москомархитектура и Институт Генплана Москвы, а затем и собственное бюро. Название Empate, которое апеллирует к словам «чертить» и «сопереживать», не должно вводить в заблуждение своей мягкостью, поскольку бюро свободно работает в разных масштабах, включая КРТ. Поговорили с Мариной о разном: градостроительном опыте, женском стиле руководства и даже любви архитекторов к яхтингу.
Андрей Чуйков: «Баланс достигается через экономику»
Екатеринбургское бюро CNTR находится в стадии зрелости: кристаллизация принципов, системность и стандартизация помогли сделать качественный скачок, нарастить компетенции и получать крупные заказы, не принося в жертву эстетику. Руководитель бюро Андрей Чуйков рассказал нам о выстраивании бизнес-модели и бонусах, которые дает архитектору дополнительное образование в сфере управления финансами.
Василий Бычков: «У меня два правила – установка на...
Арх Москва начнется 22 мая, и многие понимают ее как главное событие общественно-архитектурной жизни, готовятся месяцами. Мы поговорили с организатором и основателем выставки, Василием Бычковым, руководителем компании «Экспо-парк Выставочные проекты»: о том, как устроена выставка и почему так успешна.
Влад Савинкин: «Выставка как «маленькая жизнь»
АРХ МОСКВА все ближе. Мы поговорили с многолетним куратором выставки, архитектором, руководителем профиля «Дизайн среды» Института бизнеса и дизайна Владиславом Савинкиным о том, как участвовать в выставках, чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно потраченные время и деньги.
Сергей Орешкин: «Наш опыт дает возможность оперировать...
За последние годы петербургское бюро «А.Лен» прочно закрепило за собой статус федерального, расширив географию проектов от Санкт-Петербурга до Владивостока. Получать крупные заказы помогает опыт, в том числе международный, структура и «архитектурная лаборатория» – именно в ней рождаются методики, по которым бюро создает комфортные квартиры и урбан-блоки. Подробнее о росте мастерской рассказывает Сергей Орешкин.
2023: что говорят архитекторы
Набрали мы комментариев по итогам года столько, что самим страшно. Общее суждение – в архитектурной отрасли в 2023 году было настолько все хорошо, прежде всего в смысле заказов, что, опять же, слегка страшновато: надолго ли? Особенность нашего опроса по итогам 2023 года – в нем участвуют не только, по традиции, москвичи и петербуржцы, но и архитекторы других городов: Нижний, Екатеринбург, Новосибирск, Барнаул, Красноярск.
Технологии и материалы
Безуглеродный концепт
MVRDV NEXT – исследовательское подразделение бюро – запустило бесплатный онлайн-сервис CarbonSpace для оценки углеродного следа архитектурных проектов.
Универсальная совместимость
Клинкерная плитка азербайджанского производителя Sultan Ceramic для навесных вентфасадов получила техническое свидетельство Минстроя РФ. Материал совместим с распространенными подсистемами НФС и имеет полный пакет документации для прохождения экспертизы. Разбираем характеристики и возможности применения.
Как локализовать производство в России за два года?
Еще два года назад Рокфон (бизнес-подразделение компании РОКВУЛ) – производитель акустических подвесных потолков и стеновых панелей – две трети ассортимента и треть исходных материалов импортировал из Европы. О том, как в рекордный срок удалось локализовать производство, рассказывает Марина Потокер, генеральный директор РОКВУЛ.
Город в цвете
Серый асфальт давно перестал быть единственным решением для городских пространств. На смену ему приходит цветной асфальтобетон – технологичный материал, который архитекторы и дизайнеры все чаще используют как полноценный инструмент в работе со средой. Он позволяет создавать цветное покрытие в массе, обеспечивая долговечность даже к высоким нагрузкам.
Формула изгиба: кирпичная радиальная кладка
Специалисты компании Славдом делятся опытом реализации радиальной кирпичной кладки на фасадах ЖК «Беринг» в Новосибирске, где для воплощения нестандартного фасада применялась НФС Baut.
Напряженный камень
Лондонский Музей дизайна представил конструкцию из преднапряженных каменных блоков.
LVL брус – для реконструкций
Реконструкция объектов культурного наследия и старого фонда упирается в ряд ограничений: от весовых нагрузок на ветхие стены до запрета на изменение фасадов. LVL брус (клееный брус из шпона) предлагает архитекторам и конструкторам эффективное решение. Его высокая прочность при малом весе позволяет заменять перекрытия и стропильные системы, не усиливая фундамент, а монтаж возможен без применения кранов.
Гид архитектора по нормам пожаростойкого остекления
Проектировщики регулярно сталкиваются с замечаниями при согласовании светопрозрачных противопожарных конструкций и затянутыми в связи с этим сроками. RGC предлагает решение этой проблемы – закаленное противопожарное стекло PyroSafe с пределом огнестойкости E60, прошедшее полный цикл испытаний.
Конструктор фасадов
Показываем, как устроены фасады ЖК «Европейский берег» в Новосибирске – масштабном проекте комплексного развития территории на берегу Оби, реализуемом по мастер-плану голландского бюро KCAP. Универсальным приемом для создания индивидуальной архитектуры корпусов в микрорайоне стала система НВФ с АКВАПАНЕЛЬ.
Тихий офис – продуктивный офис
Тихий офис – ключ к продуктивности. Миллионы компаний тратят средства на эргономику и оборудование, игнорируя главного врага эффективности: шум. В офисах open space сотрудники теряют до 66% потенциала лишь из-за разговоров коллег, что напрямую влияет на прибыль и успех бизнеса.
​Крыша в цветах
ПВХ-мембраны – один из ключевых материалов для современной кровли, сочетающий высокую гидроизоляцию, долговечность и эстетическую гибкость. В отличие от традиционных рулонных покрытий, они легче, прочнее, а благодаря разнообразной палитре – позволяют реализовать полноценный «пятый фасад».
Четыре сценария игры
Летом 2025 года АБ «МЕСТО» совместно с префектурой района Строгино завершила комплексное благоустройство на Таллиннской улице. Были реализованы четыре уникальные игровые площадки общей площадью 1500 кв. м. – многослойная среда для развития и приключений, которая учит и вдохновляет.
Цифровая печать – для архитектурных задач
Цифровая печать на алюминиевых и стальных композитных панелях выводит концепцию современных фасадов на новый уровень, предлагая архитекторам инструмент для создания сложных визуальных эффектов – от точной аналогии с натуральными материалами до перфорации и создания 3D объема на плоской металлокомпозитной кассете.
Кирпич с душой
Российская керамика «Донские зори» обновила коллекции облицовочного кирпича, объединяющие традиционные технологии с современными производственными возможностями. Их особенность – в неоднородной фактуре с нюансами оттенков, характерными для ручной формовки.
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Клинкер для ЖК «Дом у озера»: индивидуальный подход
Для облицовки второй очереди ЖК «Дом у озера» в Тюмени Богандинский завод разработал специализированную линейку клинкерной продукции с гарантией стабильности цвета на весь объем в 14 000 м² и полным набором доборных элементов для сложной геометрии фасадов.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Сейчас на главной
Тренды выставки «Мебель-2025»: комфорт по-русски
Выставка «Мебель-2025» прошла с 24 по 27 ноября 2025 на новой площадке в МВЦ «Крокус Экспо» и объединила 741 компанию из 8 стран. Экспозиции российских компаний продемонстрировали несколько важных тенденций в сфере общественных и жилых интерьеров.
История с тополями
Архитекторы Ofis перестроили частный дом в люблянском районе Мургл 1960-1980-х годов. Их подход позволил сохранить характерные планировочные решения, целостность и саму ДНК района.
Маленькая страна
Бюро «Мезонпроект» разрабатывает перспективный мастер-план кампуса МИФИ в Обнинске: в ближайшие десять лет анклавная территория площадью около 100 га, в лесу на северном краю города должна превратиться в современный центр развития атомной энергетики. Планируется привлечение иностранных студентов и специалистов, и также развитие территории: как путем реализации «замороженных» планов 1980-х годов на современном уровне, так и развитие новых тенденций – создание общественных пространств, аквапарк, фудкорт, школа и даже центря ядерной медицины. Общественные и спортивные функции планируется сделать доступными для жителей, а также связать кампус с городом.
Отель-мост
Крупнейший индустриально-туристический проект «Шухов-парка», создаваемый ОМК на месте исторического завода Баташевых в Выксе, постепенно материализуется в конкретные постройки. Мы уже писали про кванториум и пересобранную водонапорную башню Шухова. А вот про здание отеля «Шухов» по проекту Front Architecture еще не писали. Разбираем его здесь.
Ловцы жемчуга
Бюро GAFA спроектировало для Дербента апарт-комплекс, который призван переключить режим человека с рабочего на курортный, а также по-хорошему встряхнуть окружающую среду. Здание предлагает сразу два образа: лаконичный со стороны города, и пышно-ажурный со стороны моря. А в центре спрятана жемчужина – открытый бассейн с аркой, звездным небом и выходом к пляжу.
С любовью можно прожить
Бюро NOWADAYS office разработало концепцию для ресурсного центра фонда «Антон тут рядом», где дети, подростки и взрослые с расстройством аутического спектра смогут найти помощь и поддержку. Архитекторы искали возможность соединить в небольшом помещении чувство дома с особенностями типологии: например, в подобном центре необходима комната сенсорной интеграции и восстановления, особое внимание к нуждам маломобильных людей, тщательно подобранные цвета и фактуры.
Крыша-головоломка
У треугольного в плане дома по проекту бюро Tetro в агломерации Белу-Оризонти крыша тоже составлена из треугольников – сплошных и остекленных.
Поющие пески
Проект благоустройства набережной в Вилюйске, разработанный бюро Grd:studio в рамках Конкурса комфортной среды, примечателен малыми архитектурными формами, которые рассказывают о якутской культуре, казачьем наследии и особенностях повседневной жизни этих мест. Память об утраченной православной церкви решено сохранить с помощью металлической инсталляции, повторяющей силуэт здания.
Остров-спутник
Институт Генплана Москвы подготовил мастер-план развития системы островов Сарпинский и Голодный – они расположены в административных границах Волгограда и считаются одними из крупнейших в России. К 2045 году на их территории планируется реализовать 15 масштабных инвестиционных проектов, среди которых спортивный и образовательный кластеры, конгресс-центр с «Волгонариумом», кинокластер, а также 21 тематический парк. Рассказываем, какие инженерные, экологические и транспортные задачи необходимо решить, чтобы «сказка стала былью». Решения мастер-плана уже утверждены и включены в генеральный план развития города.
Янтарные ворота
Жилой комплекс Amber City – один из проектов редевелопмента промышленной территории, расположенной за ТТК у станции «Беговая». Мастерская Алексея Ильина предложила оригинальный генплан, который превратил два кластера башен в торжественные пропилеи, обеспечил узнаваемый силуэт и выстроил переклички с новым высотным строительством поблизости, и справа, и слева – вписавшись, таким образом, в масштаб растущего мегаполиса. Он отмечен и собственной футуристической стилистикой, основанной на переосмысленном стримлайне.
Праздник для всех
Белорусское бюро ZROBIM architects активно расширяет географию своих проектов и выходит на растущий грузинский рынок с ярким офисным пространством, в равной мере универсальным и наделенным яркой индивидуальностью.
Мост в высоту
Архитекторы UNS уверены, что их офисная башня «Мост» в Варшаве стала местом, где история в буквальном смысле встречается с будущим.
Ответы провинции
Как нет маленьких ролей, так нет и скучных тем: бюро «Метаформа» совместно с командой музея-усадьбы «Ясная Поляна» придумали и открыли в городке Крапивна Музей Земства и градостроительной истории, куда обязательно стоит доехать, если вы оказались в Туле. В стенах «дома с колоннами» разворачивается энциклопедия провинциальной жизни, в которой нашлось место архитектуре и благоустройству, женскому образованию и инфраструктуре, дорогам и почтовым маркам Фаберже, а также Дэниэлу Рэдклиффу и Тонино Гуэрра. Какие средства и подходы сделали эту энциклопедию увлекательной – рассказываем в нашем материале.
Театральный треугольник
Архитектурное бюро «Четвертое измерение» разработало проект новой сцены Магнитогорского музыкального театра, переосмыслив не только театральную архитектуру, но и роль театра в современном городе.
Кинохолод
Концептуальный проект киностудии-фабрики в Якутске, разработанный бюро База 14, интересен и типологией, которая редко становится объектом архитектурного внимания, и экстремальной географией. Проект предлагает строгую и элегантную архитектуру, где функциональность первична, но не лишена выразительности.
Река как конструктор
Очередной воркшоп «Открытого города» – предложил новую оптику для работы с прибрежными территориями через проектирование пользовательского опыта и модульных решений. Три команды переосмыслили ключевые объекты у воды: пассажирский причал, марину для жилого района и яхт-клуб, превратив их в открытые городские хабы.
Сосуд для актуального искусства
Архитекторы Snøhetta реконструировали арт-центр в Дартмутском колледже на северо-востоке США в соответствии с меняющимися формами и методами творчества и преподавания.
Шорох страниц
Одним из объектов, созданных в рамках Биеннале в Бухаре в этом году, была библиотека в древней мечети и превратившая ее в волшебное книжное царство, но не благодаря стилизации под старину, а при помощи простых и элегантных предметов обстановки в модернистском стиле.
Алексей Ильин: «На все задачи я смотрю с интересом»
Алексей Ильин работает с крупными проектами в городе больше 30 лет. Располагает всеми необходимыми навыками для высотного строительства в Москве – но считает важным поддерживать разнообразие типологии и масштаба объектов, составляющих его портфолио. Увлеченно рисует – но только с натуры. И еще в процессе работы над проектом. Говорим о структуре и оптимальном размере бюро, о старых и новых проектах, крупных и небольших задачах; и о творческих приоритетах.
Функция переключения
Мастерская LATIFUNDIA спроектировала виллу в духе конструктивизма, предназначенную для краткосрочной аренды в парк-отеле Московской области. Сменить обстановку гостям предлагается с помощью новых пространственных ощущений и необычных планировок.
Пресса: Главный архитектор Москвы — Forbes: «Москва моей старости...
Замена жилого фонда — это один из самых больших вызовов для всех городов нашего времени, считает главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов. В интервью Forbes Talk он рассказал, зачем вообще обновлять облик города, какие здания, по его мнению, станут объектами наследия, будут ли сохранять «Лужковский стиль» и пойдут ли дома серии II-18/12 вслед за «хрущевками» в программу реновации.
Всмотреться в тишину
Проектируя смотровую площадку над рекой Леной архитекторы якутского бюро grd:studio размышляли, как обеспечить комфорт людям, не меняя при этом характер территории, одновременно подчеркивая энергию и тишину места. Решением стала заимствованная у природы форма и кортен – материал, который способен выдержать холод, отразить монументальность пейзажа и запечатлеть ход времени в своей фактуре.
Круги учености
В Ханчжоу завершена последняя очередь строительства нового Университета Уэстлейк. Бюро HENN организовало его кампус вокруг круглого в плане ядра.
Сибириада нового быта
Публикуем рецензию на книгу Ивана Атапина «Утопия в снегах. Социально-архитектурные эксперименты в Сибири, 1910–1930-е», выпущенную издательством Музея современного искусства «Гараж».
Диалог с памятью места
Показываем избранные дипломные проекты выпускников профиля «Дизайн среды и интерьера» Школы дизайна НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург. Сквозная тема – бережный диалог с историческим и природным контекстом. Итак, четыре проекта: глэмпинг в Карелии, музей в древнем Аркаиме, ревитализация конюшен в Петербурге и новая жизнь советского ДК.