Тогда же, вероятно, заработает и задуманный архитекторами T+T новый путь вверх по лестнице на мост через железнодорожные пути – пока что путь закрыт ограждением, но молодежь, впрочем, уже сейчас перемахивает через него весьма резво. Пешеходный маршрут поможет, а кому-то и сейчас помогает, срезать угол между Садовым кольцом и улицей Казакова, поддерживая проницаемость городской территории, что отлично соответствует творческому кредо бюро Сергея Труханова, чье название T+T расшифровывается как transparency territory.
Часть пешеходного пути, надо сказать, была выстроена еще в начале 2000-х благодаря широким аркам двух корпусов бизнес-центра Ситидел (2001–2008) – путь через них, по лестнице вниз с Садового кольца через офисный двор долгое время приводил к руине старого депо.
Впрочем, это не простая руина: не обладая статусом ОКН, в 2000-е здание было широко известно в узких кругах как «стихийный арт-сквот, где проводились неформальные выставки, концерты, спектакли, перформансы», – рассказывают архитекторы. То есть и сквозной проход через крупный массив офисного здания был создан, надо думать, не зря. Впрочем, после 2010-х депо окончательно запустело и теперь возрождается в новом виде, пешеходный маршрут вдоль него благоустроен, а ограждение первой мини-площади перед D_Станцией – из предварительно обугленных досок – не только привлекает внимание не самой привычной в городе фактурой, но и подхватывает тему черных проемов бизнес-центра.
О проекте реновации депо на Курской мы рассказывали в 2019 году. Помимо новых общественных пространств и выстраивания пешеходной связности для него важна тема реконструкции. T+T Architects любят реконструкции, в их портфолио таких сюжетов достаточно много. Так что и здание депо, несмотря на отсутствие охранного статуса, и заказчики, и архитекторы решили сохранить.
Самые ценные фасады – из красного кирпича с характерным для кирпичного прома декором: большие окна с лучковыми перемычками, лопатки, астрагалы, кронштейны-«сухарики», отливы. Не много, но и не мало; здание 1906 года было практичным и пластичным.
Надстроили верхний мансардный ярус, покрыв его темным фальцевым металлом, дополнили черными рамами. Водосточные трубы местами уходят в красивую засыпку черным щебнем; ей вторят белые камешки – в благоустройстве.
Самая эффектная деталь подчеркивает тему руины. К депо, наподобие трансепта, подходило со стороны города поперечное крыло. Его сломали во 2 половине XX века, до архитекторов оно не дошло, и они подошли к воспоминанию об утраченной части творчески: оставили осколок стены внутри стеклянного кожуха, главного современного вкрапления и акцента-витрины. Тут мы наблюдаем современный подход к руине – экспонирование. Ценность обломка возрастает, если он помещен в витрину, XIX век приобретает какой-то даже античный флер.
Внешние торцы отломанных стен обрамляют и акцент стеклянного кожуха, и вход, расположенный слева от него – как своего рода столбы-руины. На их зубчатых выступах останавливается взгляд.
Здесь, в районе входа, появляется и кладка из нового кирпича: некрупного, разнотонового в унисон историческому. Он сложен модернистским зигзагом и в то же время перекликается со отломанными фрагментами, кирпич здесь, у входа, «неспокоен».
В северной части к историческим стенам 1906 года примыкают более поздние; в ширину они поменьше, так что здание хочется сравнить с телескопом, оно расширяется с севера на юг. Кирпич фасадов здесь принципиально другой – темный, мелкий, хотя и не длинный римский; но заметно отличается от исторического и составляет для него неконстрастный фон. Сразу видно, что здесь соприкасаются две разные материи и то же время они не чужды друг другу в силу общей терракотовой природы.
Новый кирпич – ровный, темный, с простым ритмом. Более современный. Вставки плоскостей с изумрудно-зеленой поливой оттеняют его, сохраняя прохладную тональность, и одновременно перекликаются с фасадами Kazakov Grand Loft (2019–2022) на другой стороне железнодорожного полотна, там тоже использован темный кирпич, но в сочетании с противоположным по тону медно-красным металлом. Интересно, так было задумано или случайно совпало?
Так или иначе, а D_Станция выглядит многосоставной. Это помогает справиться с протяженным объемом и сочетать разновременные элементы. Со стороны моста между двумя современными объемами виден уступ на месте опоры электропередач; здесь черная металлическая стена и угловое окно оказываются vis-à-vis с ламелями цвета дерева. Перед северным торцом последовательность уменьшающихся объемов продолжает деревянная пергола над площадью.
Вероятно, нюансы и детали еще будут добавляться в процессе обустройства этого места, но одно в окружении D_Станции точно останется неизменным: здесь существует пространственная интрига. Самое простое – сказать, что задворки Ситидела и бывшая «заброшка» обрели новую жизнь. Еще можно заметить парадоксальное расположение здания: его восточный фасад выходит, вровень с заборами двух площадей, к границе землеотвода железнодорожного полотна и полностью недоступен; зато хорошо просматривается с моста, что тоже придает зданию интригу. В чем-то оно по-прежнему остается частью железной дороги, но функция у D_Станции, в чье название, вероятно, не зря зашита перекличка со словом «дистанция» – теперь другая, дистанцированная от исторической, как мы дистанцируемся от здания, глядя на него с моста.
Не менее интересно обходить D_Станцию с трех доступных для пешехода ее «городских» сторон: здесь все время меняется уровень. То деликатно, то радикально. Здесь значительный перепад высоты, порядка 5 метров от Садового до железной дороги. Так что если в южной части здание окружено тонкими каменными ступеньками, слегка приподнятыми над площадью и тротуаром, то к северу путь поднимается вверх, а здание, опускается в приямок с зеленым склоном. Северная площадь оказывается на полуторной высоте. Все это, делает пространство небанальным. Оригинальным благодаря подъемам и спускам, и смене впечатлений; приямки подчеркивают давность постройки, как будто «На задворках» мы, как правило, чего-то небанального и ищем... В данном случае отличие в том, что оно благоустроено и ощущается как миниатюрное, но естественное продолжение арткластеров района Курского вокзала.