Наталья Нефедова: «Цифры не врут»

В преддверии форума Woman Who Matters беседуем с коммерческим директором бюро T+T Architects Натальей Нефедовой о том, как спасти архитекторов от разорения.

14 Ноября 2018
mainImg
Позиция коммерческого директора довольно специфична для архитектурного бюро, мы ведь все привыкли, что архитекторы – люди творческие. Зачем нужен собственный отдел продаж?

Наталья Нефедова: Исторически архитектура всегда была привязана к личности архитектора, и классическое развитие бюро проходило через личный бренд конкретного человека. Но в современном бизнесе это не всегда срабатывает. Мне нравится пример с бочкой с неравными по высоте стенками: воды в нее можно налить ровно столько, какова высота самой низкой стенки. Так же и в бизнесе – если какой-то отдел или направление отстает от остальных, оно будет тормозить всю команду и результат будет средний, пусть даже при очень сильных позициях у других отделов или у отдельно взятого архитектора. Моя задача – следить за состоянием внутреннего баланса в бюро и добиваться равномерно высокого уровня во всех областях, это является гарантом успеха и стабильности бизнеса.

В случае бюро T+ T Architects мы делаем ставку на командную работу и уникальность выдаваемого продукта, а не конкретной персоналии в команде. На этом выстраивается лояльность клиентов и партнеров, и это, к слову сказать, часть моей работы. Отдел продаж, безусловно, нужен, поскольку надо быть постоянно на передовой – оценивать движения, происходящие на рынке коммерческой недвижимости, координировать коллег-архитекторов в части развития отношений с заказчиками, совместно выстраивать презентации и защиты проектов.

До работы в «Т+T» вы не занимались архитектурой. Как вы думаете, здесь работают общие законы бизнеса?

До прихода в бюро я работала в международных финансах. На архитектуру я смотрю как на стандартный бизнес. T+T Architects работает в секторе B2B и правила для этого сектора едины: контроль сроков, качество, командная работа, отслеживание бюджетов, качественный документооборот. Бизнес диктует четкие правила игры для всех, конечно, если занятие архитектурой мы рассматриваем как коммерческий продукт, а не хобби.

Роль коммерческого директора – это исключительно управленческая роль? Вы участвуете в творческом процессе команды или работаете только с экономическими стандартами?

Безусловно, это творческий процесс! Ранее мой профессиональный опыт был четко обусловлен наличием определенных знаний, сертификатов и карьерный рост был довольно логичен и понятен. В текущей роли этого нет. Я сама должна задавать критерии профессионального роста и зоны для проработки и улучшения профессиональных и личностных компетенций. С другой стороны, позиция коммерческого директора жестко привязана к финансовым показателям деятельности. И как бы мы не хотели уйти в мир прекрасного, цифры всегда возвращают на землю. Одна из моих любимых фраз – «цифры не врут», наша деятельность коммерческая, направлена на получение прибыли. Отчет в формате P&L всегда в моей голове, без финансовой грамотности и в архитектуре никуда не денешься.

Зачастую архитекторы готовы идти на сильные уступки, лишь бы им дали реализовать идею. Тратятся годы на проект, а заказчика через пару месяцев признают банкротом. Бюро работает себе в убыток. Вам приходилось когда-нибудь убеждать архитекторов ценить свой труд?

Да, это о наболевшем, ситуации бывают разные – и мне приходится уговаривать, а где-то и коллеги меня останавливают. Создавая финансовую модель проекта, мы закладываем конкретные риски, что отражается на себестоимости. Второй момент – это коллективно принять решение, насколько интересен проект с профессиональной и финансовой точек зрения. Безусловно, проекты с финальным знаком минус по результатам закрытия были, но профессиональный результат оказывался важнее. В архитектуре нет быстрых побед, большие проекты – это года, а состоявшиеся реализации – всегда подарок для архитекторов. У нас в команде все работают на серьезные результаты, пусть даже далеко не всегда это серьезные финансовые результаты. Иногда признание со стороны заказчиков, профессионального сообщества и общества в целом – тоже значимый результат.

За время работы в команде с архитекторами у вас появились какие-то свои принципы работы, к примеру – не отдавать никаких чертежей, пока не заплатили или не тратить финансы, которых еще нет?

Да, только так и работаем, утром деньги – вечером стулья. Работа с рынком B2B просто обязывает придерживаться этих правил. В части не тратить деньги, которых еще нет – это даже не обсуждается: последнее, что должен себе позволять бизнес, это залезать в долги. Я всегда выступаю противником такой схемы, как в личных финансах, так и в работе. Единственное отступление – это можно делать, если четко понимать продолжительность кассового разрыва и высокую целесообразность таких трат.

И все же: приходилось ли спасать проекты за свой счет, чтобы довести работу до желаемого качества?

Процесс проектирования – это машина, которую невозможно быстро остановить, и если проект начат, мы понимаем одно – его надо довести до финального результата. За свой счет проекты я не спасала, но на уровне компании были такие ситуации, когда себестоимость работ превышала стоимость договора, но все понимали, что бросить нельзя и надо сделать любой ценой. Подобная ситуация чаще возникает на проектах «большой архитектуры». Такие проекты для меня сравнимы с детьми – все не быстро, порою сложно, порою очень сложно, но зато результат всегда впечатляет. Это фундаментальность, вклад в развитие города и страны, понимание, что твоя работа – часть большого и важного аспекта жизни людей. К примеру, один из любимых объектов, реализованный силами бюро T+T Architects – это гостиница Azimut Смоленская, серьезная командная работа. Проезжая по Зубовскому бульвару, всегда отмечаю наш объект среди прочих зданий.

В чем корни успеха компании «T+T», которая сравнительно быстро вышла на рынок больших проектов?

В T+T Architects очень сплочений коллектив, основной костяк сотрудников трудится с момента основания бюро. И это ценно. В бюро действует два отдела: «большая архитектура» и «интерьеры». Проекты коммерческих интерьеров – офисов, гостиниц, МОПов в жилых и бизнес-центрах – реализуются значительно быстрее, что для команды крайне ценно; все хотят видеть реализацию. Портфолио пополняется, внешний рынок всегда реагирует на это и дает новые проекты. В части «большой архитектуры» стимулом становится упорство и желание работать на данном рынке. Вход в него совсем не быстрый – все заказчики хотят видеть опыт, реализованные объекты. В этом смысле T+T Architects уже прошло самый сложный период становления: набран качественный объем материалов в портфолио, серьезное число проектов получило реализацию, сохранена команда исполнителей. Ранее мы намеренно ассоциировали себя с молодым архитектурным бюро, но сейчас «T+T» переходит уже в статус активного, состоявшегося игрока архитектурного рынка.

Как вы думаете, почему на междисциплинарном форуме Woman Who Matters целая секция посвящена именно архитектуре и урбанистике? И почему девелоперу «Инград» стало интересно поддержать эту историю?

Архитектура и урбанистка крайне важная часть нашего бытия. Каждый из нас мечтает о красивом, уютном, функциональном пространстве, будь то место, где мы живем либо работаем. В свете этого возникает прямая связь женщина – очаг. С древнейших веков вопросы обустройства быта были на женских плечах. Мужчины мыслили глобально, а женщины создавали те самые детали, из которых и формируется ощущение комфорта и уюта. Женщины просто хорошо чувствуют проблематику, поскольку каждый день сталкиваются с ней в быту. И девелоперы тут смотрят вперед. Основной покупатель коммерческого жилья – это частные лица, в большей степени семьи. А теперь давайте подумаем – как принимается и кто принимает по большей части решения о покупке жилья – конечно, женщины! Именно женщина первая ощущает потребность в смене локации или в изменении площади квартиры, или же потребности в ремонте. Именно ей достается ощутить все плюсы и минусы инфраструктуры района, где живет семья. Именно она четко чувствует потребности семьи и формирует запрос девелоперам – что нужно частному покупателю. Такие девелоперы как «Инград» умеют слушать и слышать потребности рынка, а где как не на форуме обсудить эти вопросы с целевой аудиторией…

Разделяете ли вы мнение, что в профессии архитектора до сих пор сильны гендерные предрассудки, и мужчины легче заслуживают авторитет, получают заказы и бонусы, чем женщины?

Неравенство женщин и мужчин в архитектурной среде, похоже, не вызывает сомнений. Сколько имен женщин-архитекторов можно вспомнить навскидку? Наверное, только имя Захи Хадид. Если обратиться к интернету в поисках знаменитых архитекторов, то в результатах можно будет обнаружить списки мужчин-архитекторов. Чтобы увидеть женщин, запрос должен содержать словосочетание «женщины-архитекторы». Но ведь архитектор – это одна профессия, так почему же она делится на две категории: архитекторы и женщины-архитекторы? С другой стороны, архитектура – это профессия, которой надо жить и не отвлекаться на вопросы быта, и мужчинам по своей природе это сделать проще. Будем честны, с момента появления семьи и детей отвлечься от бытовых вопросов женщинам крайне тяжело, безусловно, это сказывается и на работе. И пусть даже у каждой из нас будет сто нянь и домработниц, но когда твой ребёнок болеет, а работа требует полной отдачи – выбор крайне очевиден. Бонусы, регалии, признание в профессии никто не отменял и, безусловно, есть женщины, умеющие виртуозно совмещать семью и работу, но это личный выбор каждой из нас.

Напоминаем, форум, на котором будет вручена премия, пройдет 15-16 ноября в Москве.
В этом году большая часть форума и сразу две номинации премии будут посвящены проектам в сфере архитектуры и урбанистики, созданным женщинами или в поддержку женщин. Учредителем и партнером архитектурного блока стал один из крупнейших девелоперов России INGRAD.
zooming
Наталья Нефедова, коммерческий директор T+T Architects


14 Ноября 2018

comments powered by HyperComments

Технологии и материалы

Технологии сохранения тепла от Realit®
Ежегодно команда Realit® развивает, модернизирует собственные разработки и выводит на рынок совершенно новые архитектурные системы в соответствии с растущими потребностями современного строительства, а также изменениями в СП 50.13330.2012 «Тепловая защита зданий. Актуализированная редакция СНиП 23-02-2003»
Формула здоровья от Baumit Klima
Серия экологически чистых, антибактериальных строительных материалов Baumit Klima на известковой основе формирует здоровый микроклимат в доме, регулирует температуру и влажность, гарантирует чистоту и свежесть воздуха.
Свет для самой яркой звезды
Свет учебным классам и лабораториям павильона «Школа» центра «Сириус» обеспечивают мансардные окна VELUX, одновременно защищая помещения от южного солнца и участвуя в формировании архитектурного облика.
Как ковалась победа: вклад Борского стекольного завода
В эту знаменательную дату, мы хотим вспомнить подвиги героев тыла и фронта, руками которых ковалась Великая Победа над фашистским режимом.
Одним из таких выдающихся предприятий был Горьковский механизированный стеклозавод имени М. Горького на Моховых горах, известный в наши дни как Борский стекольный завод, старейшее предприятие стекольной отрасли и один из производственных комплексов AGC Group.
Wienerberger Brick Award 2020: финал переносится на осень
Завершающий этап премии Brick Award от концерна Wienerberger из-за пандемии перенесли на осень. Но уже сформирован шорт-лист. Рассказываем подробнее о премии и показываем некоторые проекты-финалисты.
Ремесленные традиции
Для бизнес-центра «Депо №1» компания «Славдом» поставляла кирпич Wienerberger и системы крепления Baut. Замысел авторов, поддержанный качественным материалами и исполнением, воплотился в здание, достойное исторической среды Петербурга.
Броненосец из титан-цинка
Новая станция метро в Торонто по проекту британских архитекторов Grimshaw получила необычную кровлю, покрытую титан-цинком RHEINZINK.
Грани света
Параметрическое моделирование помогло апарт-отелю в комплексе Grani не затенять окружающие постройки, а окна Velux – обеспечить светом разнообразные внутренние пространства. Другая их заслуга: деликатное дополнение реконструированных исторических корпусов комплекса.
Тренды Delabie: бесконтактная ГИГИЕНА
Бесконтактные сантехнические приборы Delabie позволяют сократить риск заражения в разы даже в период эпидемии, а разработчики компании предлагают целый ряд инноваций, позволяющих предотвратить размножение бактерий как на поверхностях, так и внутри сантехнического оборудования.
ТЭЦ, спорт и зеленая крыша
Архитекторы BIG объединили в одном сооружении для Копенгагена экологичный мусоросжигательный завод, ТЭЦ, горнолыжный склон – и зеленую крышу системы ZinCo.

Сейчас на главной

Пресса: «Больше Щусева»
Проект реконструкции Каланчевского путепровода дважды изменен по настоянию градозащитников.
Премия Москвы: итоги 2020
Названы пять проектов-лауреатов Архитектурной премии Москвы. Впервые среди победителей – объект транспортной инфраструктуры и проект, реализуемый в рамках программы реновации.
Метро как источник энергии
В Лондоне заработала первая ТЭЦ, которая использует «потерянное тепло» метрополитена: для отопления жилых домов и начальной школы. Авторы архитектурного проекта – Cullinan Studio.
Городская «обманка»
Новый корпус музея Хельги де Альвеар по проекту Emilio Tuñón Arquitectos в Касересе на западе Испании кажется неприступным, но на самом деле пешеходы могут сократить путь через его сад и террасу.
Рациональное построение
Рассматриваем комплекс построек и интерьеры первой очереди здания, которое за последние месяцы стало очень известным – больницу в Коммунарке.
Норману Фостеру – 85
Мастеру архитектурного хай-тека, любителю лыжных марафонов, а с недавних пор еще и звезде Instagram, британцу Норману Фостеру исполнилось сегодня 85 лет.
Маскировка модерниста
Общественный центр на площади Волкова в Ярославле: из-за деревьев его почти не видно, он хорошо спрятан на виду, но не отступает от принципа строгой современной архитектуры с ноткой ностальгии по «классическому» модернизму.
Умер Константин Малиновский
В Петербурге 27 мая скончался исследователь творчества Трезини, Кваренги, Расстрелли, культуры и искусства Петербурга XVIII века Константин Малиновский. Сергей Чобан – в память о Константине Малиновском.
Гранёный
Скульптурный металлический кожух превратил обычную коробку придорожного ТРЦ в нечто большее – в здание, которое привлекает взгляды само со себе, своей формой, работая гипер-рамой для рекламного медиа-экрана.
Свободный центр
105-метровая жилая башня на 20 квартир по проекту Heatherwick Studio в Сингапуре обошлась без традиционного сервисного ядра: вместо него на каждом этаже – обширная жилая зона, выходящая на фасады балконами-раковинами с тропической зеленью.
Зигзаг над полем
Школьный спортзал, также играющий роль общественного центра для швейцарской деревни Ле-Во, спроектирован лозаннским бюро Localarchitecture.
Отстоять «Политехническую»
В Петербурге – новая волна градозащиты, ее поднял проект перестройки вестибюля станции метро «Политехническая». Мы расспросили архитекторов об этом частном случае и получили признания в любви к городу, советскому модернизму и зеленым площадям.
Пресса: Архитектура простыла в музыке
Новая филармония, которую открыли в 2015 году в парижском районе Ла-Виллет,— среди самых заметных произведений современной архитектуры во Франции. Но здание в итоге поссорило его создателей. Пять лет спустя автор проекта Жан Нувель и заказчик, руководство филармонии, обмениваются судебными исками на сотни миллионов евро. Рассказывает корреспондент “Ъ” во Франции Алексей Тарханов.
Автор-реконструктор
Дэвиду Чипперфильду поручена реновация здания Центрального телеграфа в Москве: в связи с этим вспомним, почему этот знаменитый британский архитектор считается мастером по работе с наследием, а также о «сложных случаях» в его практике.
Электрические колонны
Новый дом на Кутузовском по-своему интерпретирует как классицистический контекст места, так и присущий проспекту премиальный статус. В то же время он смел: таких колонн – стеклянных, светящихся в ночи трубок, в Москве еще не было. Пластические высказывание получилось сильным и бескомпромиссным, буквально на грани между декоративностью «Украины» и хай-теком Сити.
Пресса: Ар-деко. К юбилею выставки 1925 года в Париже
28 апреля 1925-го в Париже состоялось открытие «Международной выставки декоративного искусства и художественной промышленности». Это событие сыграло ключевую роль в развитии стиля ар-деко, самого яркого художественного направления межвоенной эпохи. И хотя сам термин появился много позже, в 1960-е, именно выставка в Париже подарила стилю его имя.
Архи-события: 25–31 мая
Несколько онлайн-лекций, новый экспресс-курс в МАРШ, конференция о пригородах на «Стрелке» и мастерская с Никитой и Андреем Асадовыми от проекта «Живые города».
Крыша на вырост
Хозяева смогут расширить свои «1/3 дома» по проекту бюро Rever & Drage на западе Норвегии, если их семья увеличится, а пока используют кровлю-навес как парковку, банкетный зал, мастерскую.
Из «муравейника» в «город-сад»
МАРШ запускает он-лайн-интенсив, посвященный экологически устойчивому развитию территорий. Об актуальности темы для российских регионов рассказывает куратор курса и наблюдатель ООН Ангелина Давыдова.
Бетон и пальмы
Новый корпус фонда Nubuke в Аккре, столице Ганы, по проекту бюро nav_s baerbel mueller и Юргена Штромайера.
Градсовет удаленно 19.05.2020
Жилой комплекс пополам с гостиницей, еще два варианта станции метро «Парк победы» и поглощение «Политехнической» – на третьем дистанционном градсовете Петербурга.
Простота для Новой Риги
Проект автомойки с кафе и террасой с видом на дальний лес, и «ритейл-офис» мебельных компаний с длинной и причудливой красной скамейкой.
Зеленый лабиринт на фасаде
Стены и кровля офисно-торгового комплекса Kö-Bogen II по проекту Кристофа Ингенхофена в Дюссельдорфе покрыты 8 километрами живой изгороди: это самый большой зеленый фасад Европы.
Параллельный мир
В частном подмосковном доме Parallel House архитектор Роман Леонидов создал выразительную скульптурную композицию из абсолютно простых форм – параллелепипедов, чье столкновение превратилось в захватывающий спектакль.
Зеркало для неба
Офисное здание cube berlin по проекту бюро 3XN рядом с центральным берлинским вокзалом получило зеркальный фасад-аттракцион, позволивший одновременно устроить открытые террасы для отдыха сотрудников.
Волнорез
В Истринском городском округе Подмосковья тандем бюро «Четвертое измерение» и «АРС-СТ» спроектировал спортивный комплекс – монообъем в виде скошенного параллелепипеда с острым, как у корабля, «носом»
Пресса: Как помойка станет парком. Григорий Ревзин о городе...
Подтверждая закон Ломоносова «сколько чего у одного тела отнимется, столько присовокупится к другому», превращение города в парк, ставшее главным трендом сегодняшнего урбан-дизайна, дополняется обратным трендом — превращением парка в город.
Илья Уткин: «Мы учились у Пиранези и Палладио»
О трех кварталах вокруг Кремля – Кадашевской слободе, Царевом саде и ЖК на Софийской набережной; о понимании города и храма, о творческой оттепели и десятилетии бескультурья; о сокровищах дедушкиной библиотеки – рассказал победитель бумажных конкурсов, лауреат Венецианской биеннале, архитектор-неоклассик Илья Уткин.
Фасад по солнцу
UNStudio реконструировало здание Hanwha Group в Сеуле в соответствии с требованиями энергоэффективности и комфорта, причем работа сотрудников Hanwha не прервалась даже на день.
Дом отшельника
Тема нынешней «Древолюции» – актуальнее не придумаешь. Участники проектировали скромный и легко реализуемый дом для уединения и наслаждения природой. Показываем 19 вдохновляющих работ, отобранных жюри.
Лестница в небо
Проект гостиницы в поселке Янтарный – пример новой типологии рекреационного комплекса, новый формат, объединивший гостиничную, деловую и культурную функции. И все это под лозунгом максимального единения с природой.
Граждане против Цумтора
В Лос-Анджелесе активисты провели конкурс проектов реконструкции музея LACMA, среди участников – Coop Himmelb(l)au и Barkow Leibinger. Это альтернатива «официальному» плану Петера Цумтора, который предусматривает уменьшение общей площади и снос четырех существующих корпусов.
Мыс доброй надежды
Показываем все семь проектов, участвовавших в закрытом конкурсе на создание концепции штаб-квартиры компании «Газпром нефть», а также приводим мнения экспертов.
Картинки на карантине
Как российские архитектурные бюро реагируют на карантин? Размышления о будущем, графика, юмор, хорошие фотографии. Собираем пазл из контента Instagram.
Не только военные песни
Один из проектов нынешнего конкурса благоустройства малых городов созвучен празднику 9 мая: его главный элемент – реконструкция парка, в котором ежегодно проходит фестиваль в честь автора известных песен военной тематики.
Городская лагуна
Архитекторы MVRDV встроили в «руины» городского торгового центра на Тайване общественное пространство The Spring с водоемами, детскими площадками, эстрадой и зеленью.
Белоснежные цилиндры
Арт-центр и парк Tank Shanghai по проекту пекинского бюро OPEN Architecture в Шанхае – редкий пример приспособления под новую функцию резервуаров для авиационного топлива.
Голодный город
Реконструкция Торжковского рынка от бюро RHIZOME: прилавки с фермерскими продуктами, фуд-холл и музей в интерьерах модернистского здания.