«Естественные связи» для Лефортово

Выпускники программы НЛТР 2015 года в проекте «VIVA-Лефортово» предлагают сохранить пешеходный путь по бывшим ж/д путям с территории «Серпа и молота» к Яузе.

mainImg
Публикуем статью авторов проекта «VIVA-Лефортово», студентов программы НЛТР, которые, увлекшись темой, объединились после учебы в группу «Команда 123» и продолжили работу. Суть проекта – предложение по комплексному развитию части района Лефортово, которая на сегодняшний день перегружена бездействующими промышленными зонами и характеризуется низким качеством городской среды. В этой статье участники группы обсуждают возможность создания пешеходного бульвара между «Серпом и молотом», который компания «Дон-Строй» планирует к 2025–2026 годам превратить в жилой комплекс «Символ», офисным центром КРОК и набережной Яузы. Такой бульвар позволил бы пройти пешком от шоссе Энтузиастов сквозь бывший «Серп и молот» к реконструируемому заводу «Кристалл», яузской усадьбе Строгановых, и дальше, по Таможенному мосту на другой берег реки к Нижней Сыромятнической улице и «Артплею». Между тем «Дон-Строй» представил на прошедшие в апреле 2015 публичные слушания скорректированный, отличающийся от победившего в конкурсе проект, где пешеходная ось на месте железнодорожной ветки отсутствует и внутренний бульвар заканчивается внутри ЖК «Символ», не выходя в город.

Напомним, что первое место в рейтинге жюри конкурса на концепцию реконструкции «Серпа и молота» занял проект MVRDV, но затем по решению девелопера победителем был объявлен проект LDA design.

Ниже – статья авторов проекта-исследования.
***

В рамках образовательной программы «Новые лидеры территориального развития», НЛТР (программа организована МАРШ и РАНХиГС), мы изучили городскую территорию, часть района Лефортово. Наиболее неравнодушные к судьбе района выпускники сорганизовались в группу «Команда 123», которая продолжает работать над проектом «VIVA-Лефортово». Мы выявили несколько участков, преобразование которых могло бы дать значительный вклад в развитие инфраструктуры района и повысить комфортность проживания для существующих и будущих жителей, некоторые из этих предложений несут ощутимую выгоду для города.

На примере нашей работы мы хотели бы показать ряд городских проблематик, уделить внимание вопросам, которые часто выпадают из поля зрения при разработке проектов по схожим территориям:
  • почему связанность территорий на локальном уровне выпадает из поля зрения проектировщиков?
  • каким образом бывшие промышленные зоны органично вписать в существующий городской контекст?
  • почему в целом качество городской среды находится на низком уровне?
  • как экономика города, в т.ч. объем налогооблагаемой базы взаимоувязан с городским контекстом?
В нашей статье мы не будем погружаться в теоретические аспекты проблемы, но постараемся показать на конкретном примере, какие механизмы и какая логика участников застройки формируют наш город не всегда наилучшим способом.

Мы рассмотрим участок города между рекой Яуза, шоссе Энтузиастов, Красноказарменной улицей. Именно этот участок мы обозначаем как территорию VIVA-Лефортово, по этому участку предлагаем основные преобразования.
zooming
Территория изучения в рамках проекта VIVA-Лефортово. Красным цветом выделены территории промышленных зон © Команда 123

Этот участок примечателен тем, что перегружен бывшими промышленными зонами, уже не функционирующими как производство, качество среды и окружения находится на низком уровне, много пустующих заброшенных участков. При этом территория обладает значительным ресурсом для качественно нового развития: наличие значимых исторических объектов в хорошем состоянии, близость реки и большого массива зеленых территорий, близость к центру и транспортным узлам. Примечательна заинтересованность бизнеса и девелоперов в освоении участка: четыре крупных игрока озвучили свой интерес к объектам на территории.

Отголоски будущих изменений уже сейчас можно наблюдать: завод Кристалл трансформируется в арт-кластер, территория завода Серп и Молот готовится к застройке жильем, ГК Мортон начала продажи квартир в жилом комплексе на месте бывшего завода Алмаз-Антей.

Рассмотрим ближе проект жилого квартала «Символ», предлагаемый к реализации компанией Дон-Строй на территории бывшего завода Серп и Молот, как доминирующий и в перспективе значительно влияющий на развитие территории. Обсуждения по этому проекту начались в 2012 году, в итоге город предложил девелоперу провести международный конкурс на разработку архитектурно-градостроительной концепции развития территории завода. Цель конкурса – «отбор архитектурно-градостроительных концепций создания многофункциональной городской единицы с развитой инфраструктурой, интегрированной в городскую ткань и отвечающей требованиям устойчивого развития среды».

По результатам конкурса были представлены пять проектов, схемы по ним приведены ниже. Четыре из перечисленных проектов сохраняет пешеходный маршрут вдоль бывших железнодорожных путей. Это очевидное решение, т.к. оно обеспечивает связь между микрорайонами, дает прямой выход к реке Яуза для будущих жителей, а также прямой доступ к культурным объектам района: усадьбе Строганова, арт-кластеру Кристалл, Сыромятническому гидроузлу с прилегающим парком, территории Артплей.
Архитектурно-градостроительная концепция территории завода «Серп и молот». © MVRDV Proektus & LAPLAB
Архитектурно-градостроительная концепция территории завода «Серп и молот». © Ateliers Lion associés
Архитектурно-градостроительная концепция территории завода «Серп и молот». © LDA Design
zooming
Архитектурно-градостроительная концепция территории завода «Серп и молот». © Проект МЕГАНОМ
Архитектурно-градостроительная концепция территории завода «Серп и молот». © de Architekten Cie

В каждом из проектов железнодорожные пути сохраняются как пешеходная ось.

На проекте, предлагаемом к утверждению, принимается решение убрать эту связь на территории застройки, а на месте путей возвести жилые кварталы. Такое решение исключает возможность использования существующих предпосылок развития района, и скорее работает на то, чтобы отгородиться от сложившегося городского контекста.
Проект застройки, вынесенный компанией-застройщиком на публичные слушания © Дон-Строй

Можно предположить, что такое решение застройщика связано с тем, что окружающая
территория не соответствует желаемому уровню будущей застройки – бизнес-классу. Любой застройщик в первую очередь заинтересован в извлечении прибыли, и вовсе не обязан облагораживать обширную территорию, прилегающую к его участку.

Предложение Команды 123 заключается в сохранении существующего пути, создании единой пешеходной связи, «Крошечного бульвара», который пройдет на месте бывших
железнодорожных путей. Новый бульвар срастит сразу несколько кварталов района и обеспечит прямой выход к набережной.
***

Однако городу были бы весьма выгодны именно те проекты, которые органично вписаны в городской контекст. В случае реализации проекта, исключающего подобные связи, Москва рискует получить еще большую разрозненность кварталов, существенное ослабление синергетических связей. В данном проекте затруднен пешеходный выход к очагам притяжения района (набережной, Кристаллу, Артплею и др.). Выбранная схема застройки стимулирует автомобильное движение, усугубляя транспортную напряженность внутри района.

Отдельно мы хотели бы проговорить экономическую составляющую таких решений для города. На примере данной территории мы решили рассмотреть варианты развития экономики района при воплощении двух сценариев: при сохранении существующего положения и при организации нового пешеходного бульвара на месте железнодорожных путей.

Мы проанализировали участок дороги от ул. Золоторожский вал до завода Кристалл. Этот участок сейчас заброшен, используется преимущественно маргинальными жителями, поскольку малозаметен для патрулей. При этом пешеходы вынуждены использовать этот отрезок ЖД ветки в качестве перехода между улицами Волочаевская и Золоторожский вал. Связей между главными улицами района крайне мало, и люди пользуются даже таким малопригодным в настоящее время путем. Участки вдоль путей выглядят заброшенными и недоиспользованными. Исключение составляет территория компании КРОК, которая примыкает к путям, но компания максимально отгородилась от путей высоким забором с колючей проволокой.

Если проанализируем налоговую базу, собираемую с примыкающих участков, она составляет примерно 50-70 млн руб. в год (расчет велся от налога на землю и налога на собственность). Подавляющая часть этой суммы приходится на офисный центр компании КРОК. Остальные примыкающие территории денег городу практически не приносят, т.к. являются по назначению промышленной территорией, т.е. их кадастровая стоимость в 4,5 раз ниже, чем стоимость земли с назначением, например, под торговлю.

Кроме того, строения на примыкающих территориях не входят перечень объектов, по которым идет расчет налога на собственность. Из этого анализа мы делаем вывод: если город сможет умело простимулировать перевод земель под общественно значимые функции, особенно на территориях, предрасположенных для таких изменений, он
может значительно повысить доход от этих земель.

Территория вдоль железнодорожных путей обладает высоким потенциалом для подобной
реконструкции. При этом потенциал существенно возрастет, если предусмотреть
непосредственную связь с будущим жилым массивом. В этом случае прогнозируемый сбор налогов с прилегающих участков может вырасти до 160-200 млн руб., что в 3-4 раза выше по сравнению с существующим положением.

Таким образом, помимо прямого экономического эффекта, город избавился бы от одного из неприглядных мест района, преобразив его в центр притяжения, пешеходный бульвар, связь с рекой, зеленой набережной, выход к арт-центрам Кристалл, Артплей. Новый бульвар мы предложили бы назвать «Крошечный бульвар», напоминая этим названием, что к железнодорожным путям примыкают офис КРОК и хлебозавод.
zooming
Предложение Команды 123 – Крошечный бульвар © Команда 123
zooming
Предложение команды 123 – создание пешеходного Крошечного бульвара на месте бывших железнодорожных путей © Команда 123
zooming
Предложение команды 123 – создание застройки с коммерческими и социальными функциями вдоль Крошечного бульвара © Команда 123
zooming
Визуализация Крошечного бульвара со стороны ул. Волочаевская © Команда 123

Застройщик, в случае реализации данного предложения, тоже получил бы значительные выгоды: новый бульвар работает на выравнивание окружающей среды, делает ее привлекательнее и безопаснее для будущих жильцов. Благоустроенный бульвар, дающий выход к реке и объектам творческой активности, является более существенной демонстрацией благополучия окружающей территории, чем фото-коллажи в рекламных буклетах. Кроме того, мы уверены, что такие решения влияют на стоимость самих квартир в возводимых жилых комплексах.

В рамках нашего проекта для продвижения предлагаемых решений мы активно контактируем с органами власти и землепользователями участков, по которым предлагаем изменения. Реализация подобных решений невозможна без налаживания взаимодействия между указанными участниками. По нашему предположению, многие болевые точки в городе могли бы быть решены за счет реализации проектов, ориентированных на ресурсы и потенциал города, уже сложившийся городской контекст, формирование синергетических связей.

На примере проекта VIVA-Лефортово мы хотели бы предложить и реализовать новый подход к решению городских проблематик, с ориентацией на максимизацию потенциала территории, сформировавшегося естественным путем, с принципиальным вниманием к связанности территорий.
***

Успешные аналоги в мире по преобразованию железнодорожных путей:

Парк Хай-Лайн, Нью-Йорк
Бывшая Железнодорожная ветка была преобразована в парк, который стал новой точкой
притяжения города. Благодаря этому преобразованию получилось оживить депрессивную
территорию города, из которой было выведено промышленное производство. Город смог
привлечь к прилегающим районам инвесторов, бизнес, новых резидентов.

Предполагаемый приток дополнительных инвестиций в район оценивался в $4 млрд, фактический прирост сбора налога на собственность в год возрос на $100 млн, что уже окупило затраты на создание парка. Подробнее >
zooming
Парк Хай-Лайн © Iwan Baan

Гудс Лайн, Сидней
Проект преобразования заброшенной территории и железнодорожных путей в пешеходный путь. Путь стал точкой притяжения для горожан, туристов, студентов близлежащих ВУЗов. Реализация проекта стала возможна после налаживания партнерских отношений между шестью собственниками прилегающих земель, властями и общественными организациями. Объект введен менее года назад, но уже стимулировал развитие бизнеса на прилегающих территориях, а также значительно повлиял на востребованность и стоимость жилья вокруг. Подробности 1, и 2.

Над статьей работала «Команда 123»:
Марина Рейнгольд – руководитель проекта.
Опыт работы в области развития бизнеса, развития партнерских сетей, старта новых направлений бизнеса.
Анна Касаткина – аналитик проекта.
Опыт работы в сфере консалтинга по недвижимости, оценке бизнеса.
Ульяна Пьянкова – социолог проекта.
Опыт работы в области социологических исследований, ведения избирательных кампаний.
Олег Распопов – архитектор проекта.
Опыт работы в области архитектуры и дизайна. Куратор конкурса по разработке концепции парка «Патриот», куратор школы «Фундамент архитектурного будущего»
Визуализация:
Олег Распопов, Адиль Ажиев, публикации застройщика. 

22 Декабря 2015

Похожие статьи
Мечта в движении: между утопией и реальностью
Исследование истории проектирования и строительства монорельсов в разных странах, но с фокусом мечты о новой мобильности в СССР, сделанное Александром Змеулом для ГЭС-2, переросло в довольно увлекательный ретро-футуристический рассказ о Москве шестидесятых, выстроенный на противопоставлениях. Публикуем целиком.
Модернизация – 3
Третья книга НИИТИАГ о модернизации городской среды: что там можно, что нельзя, и как оно исторически происходит. В этом году: готика, Тамбов, Петербург, Енисейск, Казанская губерния, Нижний, Кавминводы, равно как и проблематика реновации и устойчивости.
Три башни профессора Юрия Волчка
Все знают Юрия Павловича Волчка как увлеченного исследователя архитектуры XX века и теоретика, но из нашей памяти как-то выпадает тот факт, что он еще и проектировал как архитектор – сам и совместно с коллегами, в 1990-е и 2010-е годы. Статья Алексея Воробьева, которую мы публикуем с разрешения редакции сборника «Современная архитектура мира», – о Волчке как архитекторе и его проектах.
Школа ФЗУ Ленэнерго – забытый памятник ленинградского...
В преддверии вторичного решения судьбы Школы ФЗУ Ленэнерго, на месте которой может появиться жилой комплекс, – о том, что история архитектуры – это не история имени собственного, о самоценности архитектурных решений и забытой странице фабрично-заводского образования Ленинграда.
Нейросказки
Участники воркшопа, прошедшего в рамках мероприятия SINTEZ.SPACE, создавали комикс про будущее Нижнего Новгорода. С картинками и текстами им помогали нейросети: от ChatGpt до Яндекс Балабоба. Предлагаем вашему вниманию три работы, наиболее приглянувшиеся редакции.
Линия Елизаветы
Александр Змеул – автор, который давно и профессионально занимается историей и проблематикой архитектуры метро и транспорта в целом, – рассказывает о новой лондонской Линии Елизаветы. Она открылась ровно год назад, в нее входит ряд станцией, реализованных ранее, а новые проектировали, в том числе, Гримшо, Вилкинсон и Мак Аслан. В каких-то подходах она схожа, а в чем-то противоположна мега-проектам развития московского транспорта. Внимание – на сравнение.
Лучшее, худшее, новое, старое: архитектурные заметки...
«Что такое традиции архитектуры московского метро? Есть мнения, что это, с одной стороны, индивидуальность облика, с другой – репрезентативность или дворцовость, и, наконец, материалы. Наверное всё это так». Вашему вниманию – вторая серия архитектурных заметок Александра Змеула о БКЛ, посвященная его художественному оформлению, но не только.
Иван Фомин и Иосиф Лангбард: на пути к классике 1930-х
Новая статья Андрея Бархина об упрощенном ордере тридцатых – на основе сравнения архитектуры Фомина и Лангбарда. Текст был представлен 17 мая 2022 года в рамках Круглого стола, посвященного 150-летию Ивана Фомина.
Архитектурные заметки о БКЛ.
Часть 1
Александр Змеул много знает о метро, в том числе московском, и сейчас, с открытием БКЛ, мы попросили его написать нам обзор этого гигантского кольца – говорят, что самого большого в мире, – с точки зрения архитектуры. В первой части: имена, проектные компании, относительно «старые» станции и многое другое. Получился, в сущности, путеводитель по новой части метро.
Архитектурная модернизация среды. Книга 2
Вслед за первой, выпущенной в прошлом году, публикуем вторую коллективную монографию НИИТИАГ, посвященную «Архитектурной модернизации среды»: история развития городской среды от Тамбова до Минусинска, от Пицунды 1950-х годов до Ричарда Роджерса.
Архитектурная модернизация среды жизнедеятельности:...
Публикуем полный текст первой книги коллективной монографии сотрудников НИИТИАГ. Книга посвящена разным аспектам обновления рукотворной среды, как городской, так и сельской, как древности, так и современной архитектуре, в частности, в ней есть глава, посвященная Николасу Гримшо. В монографии больше 450 страниц.
Поддержка архитектуры в Дании: коллаборации большие...
Публикуем главу из недавно опубликованного исследования Москомархитектуры, посвященного анализу практик поддержки архитектурной деятельности в странах Европы, США и России. Глава посвящена Дании, автор – Татьяна Ломакина.
Сколько стоил дом на Моховой?
Дмитрий Хмельницкий рассматривает дом Жолтовского на Моховой, сравнительно оценивая его запредельную для советских нормативов 1930-х годов стоимость, и делая одновременно предположения относительно внутренней структуры и ведомственной принадлежности дома.
Конкурсный проект комбината газеты «Известия» Моисея...
Первая часть исследования «Иван Леонидов и архитектура позднего конструктивизма (1933–1945)» продолжает тему позднего творчества Леонидова в работах Петра Завадовского. В статье вводятся новые термины для архитектуры, ранее обобщенно зачислявшейся в «постконструктивизм», и начинается разговор о влиянии Леонидова на формально-стилистический язык поздних работ Моисея Гинзбурга и архитекторов его группы.
От музы до главной героини. Путь к признанию творческой...
Публикуем перевод статьи Энн Тинг. Она известна как подруга Луиса Кана, но в то же время Тинг – первая женщина с лицензией архитектора в Пенсильвании и преподаватель архитектурной морфологии Пенсильванского университета. В статье на примере девяти историй рассмотрена эволюция личностной позиции творческих женщин от интровертной «музы» до экстравертной креативной «героини».
Бетонный Мадрид
Новая серия фотографа Роберто Конте посвящена не самой известной исторической странице испанской архитектуры: мадридским зданиям в русле брутализма.
Реновация городской среды: исторические прецеденты
Публикуем полный текст коллективной монографии, написанной в прошедшем 2020 году сотрудниками НИИТИАГ и посвященной теме, по-прежнему актуальной как для столицы, так и для всей страны – реновации городов. Тема рассмотрена в широкой исторической и географической перспективе: от градостроительной практики Екатерины II до творчества Ричарда Роджерса в его отношении к мегаполисам. Москва, НИИТИАГ, 2021. 333 страницы.
Технологии и материалы
​Гибкий подход к стенам
Компания Orac, известная дизайнерским декором для стен и богатой коллекцией лепных элементов, представила новинки на выставке Mosbuild 2024.
BIM-модели конвекторов Techno для ArchiCAD
Специалисты Techno разработали линейки моделей конвекторов в версии ArchiCAD 2020, которые подойдут для работы архитекторам, дизайнерам и проектировщикам.
Art Vinyl Click: модульные ПВХ-покрытия от Tarkett
Art Vinyl Click – популярный продукт компании Tarkett, являющейся мировым лидером в производстве финишных напольных покрытий. Его отличают быстрота укладки, надежность в эксплуатации и множество вариантов текстур под натуральные материалы. Подробнее о возможностях Art Vinyl Click – в нашем материале.
Кирпичное ателье Faber Jar: российское производство с...
Уход европейских брендов поставил многие строительные объекты в затруднительное положение – задержка поставок и значительное удорожание. Заменить эксклюзивные клинкерные материалы и кирпич ручной формовки без потери в качестве получилось у кирпичного ателье Faber Jar. ГК «Керма» выпускает не только стандартные позиции лицевого кирпича, но и участвует в разработке сложных авторских проектов.
Systeme Electric: «Технологическое партнерство – объединяем...
В Москве прошел Инновационный Саммит 2024, организованный российской компанией «Систэм Электрик», производителем комплексных решений в области распределения электроэнергии и автоматизации. О компании и новейших продуктах, представленных в рамках форума – в нашем материале.
Новая версия ар-деко
Жилой комплекс «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Сейчас на главной
Тетрис в порту
Смотровая башня, спроектированная для Старого порта Монреаля бюро Provencher_Roy, и общественная зеленая зона вокруг нее от ландшафтного бюро NIPPAYSAGE вобрали в себя множество элементов местной идентичности.
Стержни и лепестки
Для московского района Преображенское бюро GAFA спроектировало камерный комплекс Artel, который состоит всего из двух корпусов по 12 этажей. Отсылки к ар-деко и его ответвлению – стримлайну – мы нашли не только в архитектуре, но и в благоустройстве, напоминающем поглощенную природой железнодорожную эстакаду.
Закулисная история
В Грозном по проекту Alexey Podkidyshev studio преобразился Театр юного зрителя. Авторы не только разделили исторические объемы и более поздние пристройки, но и превратили невзрачный объект в востребованное общественное пространство.
Место силлы
В Петропавловске-Камчатском прошел конкурс на создание общественно-культурного центра. В финал вышли три бюро, о работе каждого мы считаем важным рассказать. Начнем с победителя – консорциума во главе с Wowhaus.
Памяти Марии Зубовой
Мария Зубова преподавала историю искусства и архитектуры нескольким поколениям студентов МАРХИ. Художник, иконописец, искусствовед, автор учебников, книги о графике Матисса, инициатор переиздания книг Василия Зубова по истории и теории архитектуры, реставрации и христианской философии.
Баланс желтого
Архитекторы АБ ATRIUM, используя свои навыки и знания в области проектирования школ нового поколения, в которых само пространство и пластика – так задумано – работают на развитие ребенка, оживили крупный, хотя и среднеэтажный, жилой комплекс New Питер проектом, где сквозь темный кирпич прорываются лучи желтого цвета, актового зала нет, зато есть четыре амфитеатра, две открытые террасы, парк и возможность использовать возможности школы не только ученикам, но и, по вечерам, горожанам.
Очередной оазис
Stefano Boeri Architetti выиграли конкурс на проект жилого комплекса в Братиславе. Здесь не обошлось без их «фирменных» висячих садов.
Маршрут на выбор
После реновации парк культуры и отдыха Белорецка предлагает посетителям больше сценариев для досуга: на его территории появились экотропа, лестница со смотровой площадкой, музей в водонапорной башне и другие объекты.
Кампус за день
Кто-то в теремочке живет? Рассказываем о том, чем занимались участники хакатона Института Генплана на стенде МКА на Арх Москве. Кто выиграл приз и почему, и что можно сделать с территорией маленького вуза на краю Москвы.
Не-стирание. Памяти Николая Лызлова
Николай Лызлов умер три дня назад, 7 июня. Вспоминаем его архитектуру, старые и новые проекты, построенное и не построенное, принципы и метод, отношение к среде и контексту. Светлая память. Прощание завтра в ЦДА.
Пресса: Город, сделанный из древнерусского
Суздаль: совместное предприятие интеллигенции и власти. Рассказ о Суздале принято начинать, продолжать и заканчивать описанием его средневекового наследия. Слов нет, оно величественно. Три памятника в списке Всемирного наследия ЮНЕСКО говорят сами за себя. Однако исключительность города все же не в них.
Игра в «Тезисы»
Спецпроект АРХ Москвы «Тезисы» в 2024 году – результат и демонстрация профессиональной игры, которая создает условия для рефлексии. По мнению кураторов, времени на нее в современном мире ни у кого не хватает, при этом рефлексия – необходимое условие для роста архитектора. Объясняем правила и пытаемся распутать ход мыслей участников.
Трое и башня
Офисный центр Neuer Kanzlerplatz, построенный в Бонне по проекту бюро JSWD, улучшает связанность городской ткани и интригует объемными фасадами из архитектурного бетона.
Марина Егорова: «Мы привыкли мыслить не квадратными...
Карьерная траектория архитектора Марины Егоровой внушает уважение: МАРХИ, SPEECH, Москомархитектура и Институт Генплана Москвы, а затем и собственное бюро. Название Empate, которое апеллирует к словам «чертить» и «сопереживать», не должно вводить в заблуждение своей мягкостью, поскольку бюро свободно работает в разных масштабах, включая КРТ. Поговорили с Мариной о разном: градостроительном опыте, женском стиле руководства и даже любви архитекторов к яхтингу.
Вертикальный «парк»
Бывшая фабрика электроники в Шэньчжэне превращена по проекту JC DESIGN в многоярусное общественное пространство и офисы для «креативных индустрий».
Зубцами к Неве
Градсовет Петербурга рассмотрел проект жилого комплекса на Матисовом острове, предложенный бюро Intercolumnium. Эксперты отметили ряд проблем, которые касаются композиции, фасадов и сценария жизни в окружении промышленных предприятий.
В центре – пустота
В Лондоне открывается очередной летний павильон галереи «Серпентайн». В этом году южнокорейский архитектор Минсок Чо и его бюро Mass Studies сместили фокус внимания с сооружения на свободное пространство вокруг и внутри него.
Андрей Чуйков: «Баланс достигается через экономику»
Екатеринбургское бюро CNTR находится в стадии зрелости: кристаллизация принципов, системность и стандартизация помогли сделать качественный скачок, нарастить компетенции и получать крупные заказы, не принося в жертву эстетику. Руководитель бюро Андрей Чуйков рассказал нам о выстраивании бизнес-модели и бонусах, которые дает архитектору дополнительное образование в сфере управления финансами.
«Почвенная» архитектура
Медицинский центр в Провансе – землебитное сооружение без дополнительного каркаса: материал для него «добыли» непосредственно на стройплощадке. Авторы проекта – бюро Combas.
Антипольза побеждает
Десять участников спецпроекта NEXT на АРХ Москве представили свои работы-размышления на тему пользы. Молодое поколение демонстрирует усталость от эффективного менеджмента и декларирует: польза есть там, где за зданиями виден город и человек.
«Рынок неистово хочет общаться»
Арх Москва уже много лет – не только выставка, но и форум, а в этом году количество разговоров рекордное – 200. Человек, который уже пять лет успешно управляет потоком суждений и амбиций – программный директор деловой программы выставки Оксана Надыкто – проанализировала свой опыт для наших читателей. Строго рекомендовано всем, кто хочет быть «спикером Арх Москвы». А таких все больше... Так что и конкуренция растет.
Капли воды
Блестящие диски, грибовидные колонны, текучесть круглящихся форм – dot.bureau в конкурсном проекте для аэропорта Омска трактуют здание терминала как своего рода «водоворот», погружающий пассажира в метафору разных форм воды, от льда до пара через капли на воде.
Экстремальное гостеприимство
Клубный отель посреди лесов Камчатки, построенный по проекту Fantalis Group, далеко ушел от бревенчатых туристических баз. Из-за труднодоступности он автономен и напоминает полярную станцию, а помимо знакомства с суровым краем предлагает и элементы роскоши – самобытную архитектуру, комфортную спальню с панорамными окнами, авторский ресторан с изысканным интерьером.
IAD Awards 2024
В нескольких номинациях премии International Architecture & Design Awards награды получили проекты российских бюро – рассказываем и показываем.
Круги для движения
По проекту Мосрегионпроекта в Электростали прошла реконструкция пешеходного бульвара. Благодаря безбарьерному мощению, круглым газонам и работе с организацией транспортных потоков, променад заметно оживился и стал привлекательным для горожан, предпринимателей и творческих людей.