«Естественные связи» для Лефортово

Выпускники программы НЛТР 2015 года в проекте «VIVA-Лефортово» предлагают сохранить пешеходный путь по бывшим ж/д путям с территории «Серпа и молота» к Яузе.

mainImg
Публикуем статью авторов проекта «VIVA-Лефортово», студентов программы НЛТР, которые, увлекшись темой, объединились после учебы в группу «Команда 123» и продолжили работу. Суть проекта – предложение по комплексному развитию части района Лефортово, которая на сегодняшний день перегружена бездействующими промышленными зонами и характеризуется низким качеством городской среды. В этой статье участники группы обсуждают возможность создания пешеходного бульвара между «Серпом и молотом», который компания «Дон-Строй» планирует к 2025–2026 годам превратить в жилой комплекс «Символ», офисным центром КРОК и набережной Яузы. Такой бульвар позволил бы пройти пешком от шоссе Энтузиастов сквозь бывший «Серп и молот» к реконструируемому заводу «Кристалл», яузской усадьбе Строгановых, и дальше, по Таможенному мосту на другой берег реки к Нижней Сыромятнической улице и «Артплею». Между тем «Дон-Строй» представил на прошедшие в апреле 2015 публичные слушания скорректированный, отличающийся от победившего в конкурсе проект, где пешеходная ось на месте железнодорожной ветки отсутствует и внутренний бульвар заканчивается внутри ЖК «Символ», не выходя в город.

Напомним, что первое место в рейтинге жюри конкурса на концепцию реконструкции «Серпа и молота» занял проект MVRDV, но затем по решению девелопера победителем был объявлен проект LDA design.

Ниже – статья авторов проекта-исследования.
***

В рамках образовательной программы «Новые лидеры территориального развития», НЛТР (программа организована МАРШ и РАНХиГС), мы изучили городскую территорию, часть района Лефортово. Наиболее неравнодушные к судьбе района выпускники сорганизовались в группу «Команда 123», которая продолжает работать над проектом «VIVA-Лефортово». Мы выявили несколько участков, преобразование которых могло бы дать значительный вклад в развитие инфраструктуры района и повысить комфортность проживания для существующих и будущих жителей, некоторые из этих предложений несут ощутимую выгоду для города.

На примере нашей работы мы хотели бы показать ряд городских проблематик, уделить внимание вопросам, которые часто выпадают из поля зрения при разработке проектов по схожим территориям:
  • почему связанность территорий на локальном уровне выпадает из поля зрения проектировщиков?
  • каким образом бывшие промышленные зоны органично вписать в существующий городской контекст?
  • почему в целом качество городской среды находится на низком уровне?
  • как экономика города, в т.ч. объем налогооблагаемой базы взаимоувязан с городским контекстом?
В нашей статье мы не будем погружаться в теоретические аспекты проблемы, но постараемся показать на конкретном примере, какие механизмы и какая логика участников застройки формируют наш город не всегда наилучшим способом.

Мы рассмотрим участок города между рекой Яуза, шоссе Энтузиастов, Красноказарменной улицей. Именно этот участок мы обозначаем как территорию VIVA-Лефортово, по этому участку предлагаем основные преобразования.
zooming
Территория изучения в рамках проекта VIVA-Лефортово. Красным цветом выделены территории промышленных зон © Команда 123

Этот участок примечателен тем, что перегружен бывшими промышленными зонами, уже не функционирующими как производство, качество среды и окружения находится на низком уровне, много пустующих заброшенных участков. При этом территория обладает значительным ресурсом для качественно нового развития: наличие значимых исторических объектов в хорошем состоянии, близость реки и большого массива зеленых территорий, близость к центру и транспортным узлам. Примечательна заинтересованность бизнеса и девелоперов в освоении участка: четыре крупных игрока озвучили свой интерес к объектам на территории.

Отголоски будущих изменений уже сейчас можно наблюдать: завод Кристалл трансформируется в арт-кластер, территория завода Серп и Молот готовится к застройке жильем, ГК Мортон начала продажи квартир в жилом комплексе на месте бывшего завода Алмаз-Антей.

Рассмотрим ближе проект жилого квартала «Символ», предлагаемый к реализации компанией Дон-Строй на территории бывшего завода Серп и Молот, как доминирующий и в перспективе значительно влияющий на развитие территории. Обсуждения по этому проекту начались в 2012 году, в итоге город предложил девелоперу провести международный конкурс на разработку архитектурно-градостроительной концепции развития территории завода. Цель конкурса – «отбор архитектурно-градостроительных концепций создания многофункциональной городской единицы с развитой инфраструктурой, интегрированной в городскую ткань и отвечающей требованиям устойчивого развития среды».

По результатам конкурса были представлены пять проектов, схемы по ним приведены ниже. Четыре из перечисленных проектов сохраняет пешеходный маршрут вдоль бывших железнодорожных путей. Это очевидное решение, т.к. оно обеспечивает связь между микрорайонами, дает прямой выход к реке Яуза для будущих жителей, а также прямой доступ к культурным объектам района: усадьбе Строганова, арт-кластеру Кристалл, Сыромятническому гидроузлу с прилегающим парком, территории Артплей.
Архитектурно-градостроительная концепция территории завода «Серп и молот». © MVRDV Proektus & LAPLAB
Архитектурно-градостроительная концепция территории завода «Серп и молот». © Ateliers Lion associés
Архитектурно-градостроительная концепция территории завода «Серп и молот». © LDA Design
zooming
Архитектурно-градостроительная концепция территории завода «Серп и молот». © Проект МЕГАНОМ
Архитектурно-градостроительная концепция территории завода «Серп и молот». © de Architekten Cie

В каждом из проектов железнодорожные пути сохраняются как пешеходная ось.

На проекте, предлагаемом к утверждению, принимается решение убрать эту связь на территории застройки, а на месте путей возвести жилые кварталы. Такое решение исключает возможность использования существующих предпосылок развития района, и скорее работает на то, чтобы отгородиться от сложившегося городского контекста.
Проект застройки, вынесенный компанией-застройщиком на публичные слушания © Дон-Строй

Можно предположить, что такое решение застройщика связано с тем, что окружающая
территория не соответствует желаемому уровню будущей застройки – бизнес-классу. Любой застройщик в первую очередь заинтересован в извлечении прибыли, и вовсе не обязан облагораживать обширную территорию, прилегающую к его участку.

Предложение Команды 123 заключается в сохранении существующего пути, создании единой пешеходной связи, «Крошечного бульвара», который пройдет на месте бывших
железнодорожных путей. Новый бульвар срастит сразу несколько кварталов района и обеспечит прямой выход к набережной.
***

Однако городу были бы весьма выгодны именно те проекты, которые органично вписаны в городской контекст. В случае реализации проекта, исключающего подобные связи, Москва рискует получить еще большую разрозненность кварталов, существенное ослабление синергетических связей. В данном проекте затруднен пешеходный выход к очагам притяжения района (набережной, Кристаллу, Артплею и др.). Выбранная схема застройки стимулирует автомобильное движение, усугубляя транспортную напряженность внутри района.

Отдельно мы хотели бы проговорить экономическую составляющую таких решений для города. На примере данной территории мы решили рассмотреть варианты развития экономики района при воплощении двух сценариев: при сохранении существующего положения и при организации нового пешеходного бульвара на месте железнодорожных путей.

Мы проанализировали участок дороги от ул. Золоторожский вал до завода Кристалл. Этот участок сейчас заброшен, используется преимущественно маргинальными жителями, поскольку малозаметен для патрулей. При этом пешеходы вынуждены использовать этот отрезок ЖД ветки в качестве перехода между улицами Волочаевская и Золоторожский вал. Связей между главными улицами района крайне мало, и люди пользуются даже таким малопригодным в настоящее время путем. Участки вдоль путей выглядят заброшенными и недоиспользованными. Исключение составляет территория компании КРОК, которая примыкает к путям, но компания максимально отгородилась от путей высоким забором с колючей проволокой.

Если проанализируем налоговую базу, собираемую с примыкающих участков, она составляет примерно 50-70 млн руб. в год (расчет велся от налога на землю и налога на собственность). Подавляющая часть этой суммы приходится на офисный центр компании КРОК. Остальные примыкающие территории денег городу практически не приносят, т.к. являются по назначению промышленной территорией, т.е. их кадастровая стоимость в 4,5 раз ниже, чем стоимость земли с назначением, например, под торговлю.

Кроме того, строения на примыкающих территориях не входят перечень объектов, по которым идет расчет налога на собственность. Из этого анализа мы делаем вывод: если город сможет умело простимулировать перевод земель под общественно значимые функции, особенно на территориях, предрасположенных для таких изменений, он
может значительно повысить доход от этих земель.

Территория вдоль железнодорожных путей обладает высоким потенциалом для подобной
реконструкции. При этом потенциал существенно возрастет, если предусмотреть
непосредственную связь с будущим жилым массивом. В этом случае прогнозируемый сбор налогов с прилегающих участков может вырасти до 160-200 млн руб., что в 3-4 раза выше по сравнению с существующим положением.

Таким образом, помимо прямого экономического эффекта, город избавился бы от одного из неприглядных мест района, преобразив его в центр притяжения, пешеходный бульвар, связь с рекой, зеленой набережной, выход к арт-центрам Кристалл, Артплей. Новый бульвар мы предложили бы назвать «Крошечный бульвар», напоминая этим названием, что к железнодорожным путям примыкают офис КРОК и хлебозавод.
zooming
Предложение Команды 123 – Крошечный бульвар © Команда 123
zooming
Предложение команды 123 – создание пешеходного Крошечного бульвара на месте бывших железнодорожных путей © Команда 123
zooming
Предложение команды 123 – создание застройки с коммерческими и социальными функциями вдоль Крошечного бульвара © Команда 123
zooming
Визуализация Крошечного бульвара со стороны ул. Волочаевская © Команда 123

Застройщик, в случае реализации данного предложения, тоже получил бы значительные выгоды: новый бульвар работает на выравнивание окружающей среды, делает ее привлекательнее и безопаснее для будущих жильцов. Благоустроенный бульвар, дающий выход к реке и объектам творческой активности, является более существенной демонстрацией благополучия окружающей территории, чем фото-коллажи в рекламных буклетах. Кроме того, мы уверены, что такие решения влияют на стоимость самих квартир в возводимых жилых комплексах.

В рамках нашего проекта для продвижения предлагаемых решений мы активно контактируем с органами власти и землепользователями участков, по которым предлагаем изменения. Реализация подобных решений невозможна без налаживания взаимодействия между указанными участниками. По нашему предположению, многие болевые точки в городе могли бы быть решены за счет реализации проектов, ориентированных на ресурсы и потенциал города, уже сложившийся городской контекст, формирование синергетических связей.

На примере проекта VIVA-Лефортово мы хотели бы предложить и реализовать новый подход к решению городских проблематик, с ориентацией на максимизацию потенциала территории, сформировавшегося естественным путем, с принципиальным вниманием к связанности территорий.
***

Успешные аналоги в мире по преобразованию железнодорожных путей:

Парк Хай-Лайн, Нью-Йорк
Бывшая Железнодорожная ветка была преобразована в парк, который стал новой точкой
притяжения города. Благодаря этому преобразованию получилось оживить депрессивную
территорию города, из которой было выведено промышленное производство. Город смог
привлечь к прилегающим районам инвесторов, бизнес, новых резидентов.

Предполагаемый приток дополнительных инвестиций в район оценивался в $4 млрд, фактический прирост сбора налога на собственность в год возрос на $100 млн, что уже окупило затраты на создание парка. Подробнее >
zooming
Парк Хай-Лайн © Iwan Baan

Гудс Лайн, Сидней
Проект преобразования заброшенной территории и железнодорожных путей в пешеходный путь. Путь стал точкой притяжения для горожан, туристов, студентов близлежащих ВУЗов. Реализация проекта стала возможна после налаживания партнерских отношений между шестью собственниками прилегающих земель, властями и общественными организациями. Объект введен менее года назад, но уже стимулировал развитие бизнеса на прилегающих территориях, а также значительно повлиял на востребованность и стоимость жилья вокруг. Подробности 1, и 2.

Над статьей работала «Команда 123»:
Марина Рейнгольд – руководитель проекта.
Опыт работы в области развития бизнеса, развития партнерских сетей, старта новых направлений бизнеса.
Анна Касаткина – аналитик проекта.
Опыт работы в сфере консалтинга по недвижимости, оценке бизнеса.
Ульяна Пьянкова – социолог проекта.
Опыт работы в области социологических исследований, ведения избирательных кампаний.
Олег Распопов – архитектор проекта.
Опыт работы в области архитектуры и дизайна. Куратор конкурса по разработке концепции парка «Патриот», куратор школы «Фундамент архитектурного будущего»
Визуализация:
Олег Распопов, Адиль Ажиев, публикации застройщика. 

22 Декабря 2015

Похожие статьи
Соцсети на службе городского планирования
Социальные сети давно перестали быть только платформой для общения, но превратились в инструмент бизнеса, образования, маркетинга и даже развития городов. С их помощью можно находить точки роста и скрытый потенциал территорий. Яркий пример – исследование агентства Digital Guru о туристических возможностях Автозаводского района Тольятти.
В поисках стиля: паттерны и гибриды
Специально для Арх Москвы под кураторством Ильи Мукосея и по методике Марата Невлютова и Елены Борисовой студенты первых курсов МАРШ провели исследование «нового московского стиля». Результатом стала группа иконок – узнаваемых признаков, карта их распространенности и два вывода. Во-первых, ни один из выявленных признаков ни в одной постройке не встречается по одиночке, а только в «гибридах». Во-вторых, пользоваться суммой представленных наблюдений как готовым «определителем» нельзя, а вот началом для дискуссии она может стать. Публикуем исследование. Заодно призываем к началу дискуссии. Что он все-таки такое, новый московский стиль? И стиль ли?
Мосты и мостки
Этой зимой DK-COMMUNITY и творческое сообщество МИРА провели воркшоп в Суздале «Мосты и мостки». В нем участвовали архитекторы и студенты профильных вузов. Участникам предложили изучить технологии мостостроения, рассмотреть мировые примеры и представить свой вариант проектировки постоянного моста для одного из трех предложенных мест. Рассказываем об итогах этой работы.
Прощание с СЭВ
Александр Змеул рассказывает историю проектирования, строительства и перепроектирования здания СЭВ – безусловной градостроительной доминанты западного направления и символа послевоенной Москвы, размноженного в советском «мерче», всем хорошо знакомого. В ходе рассказа мы выясняем, что, когда в 1980-е комплексу потребовалось расширение, градсовет предложил очень деликатные варианты; и еще, что в 2003 году здесь проектировали башню, но тоже без сноса «книжки». Статья иллюстрирована архивными материалами, часть публикуется впервые; благодарим Музей архитектуры за предоставленные изображения.
Археология модернизма: первая работа Нины Алешиной
Историю модернизма редко изучают так, как XVIII или XIX век – с вниманием к деталям, поиском и атрибуциями. А вот Александр Змеул, исследуя творчество архитектора Московского метро Нины Алешиной, сделал относительно небольшое, но настоящее открытие: нашел ее первую авторскую реализацию. Это вестибюль станции «Проспект Мира» радиальной линии. Интересно и то, что его фасад 1959 года просуществовал менее 20 лет. Почему так? Читайте статью.
Годы метро. Памяти Нины Алешиной
Сегодня, 17 июля, исполняется сто лет со дня рождения Нины Александровны Алешиной – пожалуй, ключевого архитектора московского метро второй половины XX века. За сорок лет она построила двадцать станций. Публикуем текст Александра Змеула, основанный на архивных материалах, в том числе рукописи самой Алешиной, с фотографиями Алексея Народицкого.
Мечта в движении: между утопией и реальностью
Исследование истории проектирования и строительства монорельсов в разных странах, но с фокусом мечты о новой мобильности в СССР, сделанное Александром Змеулом для ГЭС-2, переросло в довольно увлекательный ретро-футуристический рассказ о Москве шестидесятых, выстроенный на противопоставлениях. Публикуем целиком.
Модернизация – 3
Третья книга НИИТИАГ о модернизации городской среды: что там можно, что нельзя, и как оно исторически происходит. В этом году: готика, Тамбов, Петербург, Енисейск, Казанская губерния, Нижний, Кавминводы, равно как и проблематика реновации и устойчивости.
Три башни профессора Юрия Волчка
Все знают Юрия Павловича Волчка как увлеченного исследователя архитектуры XX века и теоретика, но из нашей памяти как-то выпадает тот факт, что он еще и проектировал как архитектор – сам и совместно с коллегами, в 1990-е и 2010-е годы. Статья Алексея Воробьева, которую мы публикуем с разрешения редакции сборника «Современная архитектура мира», – о Волчке как архитекторе и его проектах.
Школа ФЗУ Ленэнерго – забытый памятник ленинградского...
В преддверии вторичного решения судьбы Школы ФЗУ Ленэнерго, на месте которой может появиться жилой комплекс, – о том, что история архитектуры – это не история имени собственного, о самоценности архитектурных решений и забытой странице фабрично-заводского образования Ленинграда.
Нейросказки
Участники воркшопа, прошедшего в рамках мероприятия SINTEZ.SPACE, создавали комикс про будущее Нижнего Новгорода. С картинками и текстами им помогали нейросети: от ChatGpt до Яндекс Балабоба. Предлагаем вашему вниманию три работы, наиболее приглянувшиеся редакции.
Линия Елизаветы
Александр Змеул – автор, который давно и профессионально занимается историей и проблематикой архитектуры метро и транспорта в целом, – рассказывает о новой лондонской линии Елизаветы. Она открылась ровно год назад, в нее входит ряд станцией, реализованных ранее, а новые проектировали, в том числе, Гримшо, Уилкинсон и Макаслан. В каких-то подходах она схожа, а в чем-то противоположна мега-проектам развития московского транспорта. Внимание – на сравнение.
Лучшее, худшее, новое, старое: архитектурные заметки...
«Что такое традиции архитектуры московского метро? Есть мнения, что это, с одной стороны, индивидуальность облика, с другой – репрезентативность или дворцовость, и, наконец, материалы. Наверное всё это так». Вашему вниманию – вторая серия архитектурных заметок Александра Змеула о БКЛ, посвященная его художественному оформлению, но не только.
Иван Фомин и Иосиф Лангбард: на пути к классике 1930-х
Новая статья Андрея Бархина об упрощенном ордере тридцатых – на основе сравнения архитектуры Фомина и Лангбарда. Текст был представлен 17 мая 2022 года в рамках Круглого стола, посвященного 150-летию Ивана Фомина.
Архитектурные заметки о БКЛ.
Часть 1
Александр Змеул много знает о метро, в том числе московском, и сейчас, с открытием БКЛ, мы попросили его написать нам обзор этого гигантского кольца – говорят, что самого большого в мире, – с точки зрения архитектуры. В первой части: имена, проектные компании, относительно «старые» станции и многое другое. Получился, в сущности, путеводитель по новой части метро.
Архитектурная модернизация среды. Книга 2
Вслед за первой, выпущенной в прошлом году, публикуем вторую коллективную монографию НИИТИАГ, посвященную «Архитектурной модернизации среды»: история развития городской среды от Тамбова до Минусинска, от Пицунды 1950-х годов до Ричарда Роджерса.
Архитектурная модернизация среды жизнедеятельности:...
Публикуем полный текст первой книги коллективной монографии сотрудников НИИТИАГ. Книга посвящена разным аспектам обновления рукотворной среды, как городской, так и сельской, как древности, так и современной архитектуре, в частности, в ней есть глава, посвященная Николасу Гримшо. В монографии больше 450 страниц.
Поддержка архитектуры в Дании: коллаборации большие...
Публикуем главу из недавно опубликованного исследования Москомархитектуры, посвященного анализу практик поддержки архитектурной деятельности в странах Европы, США и России. Глава посвящена Дании, автор – Татьяна Ломакина.
Сколько стоил дом на Моховой?
Дмитрий Хмельницкий рассматривает дом Жолтовского на Моховой, сравнительно оценивая его запредельную для советских нормативов 1930-х годов стоимость, и делая одновременно предположения относительно внутренней структуры и ведомственной принадлежности дома.
Конкурсный проект комбината газеты «Известия» Моисея...
Первая часть исследования «Иван Леонидов и архитектура позднего конструктивизма (1933–1945)» продолжает тему позднего творчества Леонидова в работах Петра Завадовского. В статье вводятся новые термины для архитектуры, ранее обобщенно зачислявшейся в «постконструктивизм», и начинается разговор о влиянии Леонидова на формально-стилистический язык поздних работ Моисея Гинзбурга и архитекторов его группы.
От музы до главной героини. Путь к признанию творческой...
Публикуем перевод статьи Энн Тинг. Она известна как подруга Луиса Кана, но в то же время Тинг – первая женщина с лицензией архитектора в Пенсильвании и преподаватель архитектурной морфологии Пенсильванского университета. В статье на примере девяти историй рассмотрена эволюция личностной позиции творческих женщин от интровертной «музы» до экстравертной креативной «героини».
Технологии и материалы
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Сейчас на главной
Храм тенниса
Павильон теннисного клуба в Праге по проекту Pavel Hnilička Architects+Planners напоминает маленький античный храм с деревянной конструкцией.
Пикник теоретиков-градостроителей на обочине
Руководитель бюро Empate Марина Егорова собрала теоретиков-градостроителей – преемников Алексея Гутнова и Вячеслава Глазычева – чтобы возродить содержательность и фундаментальность профессиональной дискуссии. На первой встрече успели обсудить многое: вспомнили базу, сверили ценности, рассмотрели передовой пример Казанской агломерации и закончили непостижимостью российского межевания. Предлагаем тезисы всех выступлений.
Вопрос сорока процентов: изучаем рейтинг от «Движение.ру»
Рейтингование архитектурных бюро – явление достаточно частое, когда-то Григорий Ревзин писал, что у архитекторов премий едва ли не больше, чем у любой другой творческой специальности. И вот, вышел рейтинг, который рассматривает деловые качества генпроектных компаний. Топ-50 генпроектировщиков многоквартирного жилья по РФ. С оценкой финансов и стабильности. Полезный рыночный инструмент, крепкая работа. Но есть одна загвоздка: не следует ему использовать слово «архитектура» в своем описании. Мы поговорили с автором методики, проанализировали положение о рейтинге и даже советы кое-какие даем... А как же, интересно.
Перспективный вид
Бюро CNTR спроектировало для нового района Екатеринбурга деловой центр, который способен снизить маятниковую миграцию и сделать среду жилых массивов более разнообразной. Архитектурные решения в равной степени направлены на гибкость пространства, комфортные рабочие условия и запоминающийся образ, который позволит претендовать зданию на звание пространственной доминанты района.
МГАХИ им. В.И. Сурикова 2025: часть II
Еще шесть бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, отмеченных государственной экзаменационной комиссией: объекты транcпортной инфраструктуры, спортивные и рекреационные комплексы, а также ревитализация архитектурного наследия.
По два, по три на ветку. Древолюция 2025
Практикум деревянной архитектуры, упорно и успешно организуемый в окрестностях Галича Николаем Белоусовым, растет и развивается. В этом году участников больше, чем в предыдущем, а тогда был рекорд; и поле тоже просторнее. Изучаем, в какую сторону движется Древолюция, публикуем все 10 объектов.
Малевич и бани, природа и хайтек
Комплекс «Бани Малевича» планируется открыть осенью 2025 года на Рублёво-Успенском шоссе. Проект, разработанный DBA-GROUP под руководством Владислава Андреева – пример нетипичного подхода к образу СПА вообще и бань в частности. Намеренно уклонившись от всех видов аллюзий авторы отдали предпочтение характерным для стримлайна угловым скруглениям, сочетанию дерева с моллированным стеклом – сдержанным современным формам. Как внутри, так и снаружи. Изучаем проект.
Скорее скатерть и бокал!
Спустя много лет заброшенное Конюшенное ведомство в Петербурге наконец дождалось своего часа: по проекту «Студии 44» в этом году должны начаться первые мероприятия по восстановлению и приспособлению здания. И функция, и общий план работ предполагают минимальное изменение комплекса, который сохранил следы трехвековой истории. Все решения обратимы и направлены прежде всего на то, чтобы открыть памятник городу и погрузить его в кипучую светскую жизнь – для этого выбран сценарий культурного центра с выраженной гастрономической составляющей.
Материализация воздушных потоков
Международный аэропорт имени Николая Камова в Томске открылся в конце августа прошлого года. О проекте мы уже рассказывали – теперь рассматриваем реализованное здание. Функциональность усилена в нем символическим подтекстом: архитекторы бюро ASADOV стремились по максимуму отразить в архитектуре местную идентичность.
Смех за портьерой
В Москве открылся театр современной клоунады и стендапа, интерьеры для которого разработало бюро AQ. Сочетание необычного здания и необычной функции трансформировалось в оригинальное дизайнерское решение, главную роль в котором играют фиолетовые драпировки, создающие особую театральную атмосферу.
МГАХИ им. В.И. Сурикова 2025: часть I
Представляем шесть бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, посвященных крупным культурным центрам и научным комплексам. Все работы основаны на предпроектных исследованиях, которые проводились в рамках преддипломной практики. Два объекта спроектированы для Болгарии и Албании, еще четыре – для Палеха, Махачкалы, Москвы и Краснодара.
Внутренние ценности
Что думают о развитии интерьерного дизайна в России самые успешные и именитые архитекторы и дизайнеры? Чем они гордятся, чем восхищаются, к чему стремятся? Как выстраивают работу и как оценивают путь, проделанный отраслью за прошедшие годы? Представляем ответы 14 архитекторов из 13 бюро, и пусть вас не смущает «несчастливое» число :)
Интерьер как архитектурная задача
Запускаем новый специализированный раздел – Интерьер. Он будет служить площадкой для публикаций общественных интерьеров, включая офисы – преимущественно реализованных. А также местом для обмена мнениями, экспертизой и информацией о новых технологических решениях. Читайте анонс раздела, ищите кнопку Интерьер – она скоро появится в меню сайта.
Всё по плану
Международная премия THE PLAN Award объявила короткие списки финалистов. В пяти различных номинациях присутствуют реализованные проекты российских бюро – сейчас за них можно проголосовать, чтобы увеличить шансы на получение приза зрительских симпатий. Некоторые, как музей «Коллекция» бюро СПИЧ уже успели отметиться в других серьезных премиях, другие менее известны – предлагаем познакомиться.
Развитие и благоустройство глазами участников Летней...
В июле завершилась Летняя архитектурная школа 2.0 Санкт-Петербурга и Ленинградской области. В этом году она проводилась уже во второй раз и включала четыре проекта по развитию и благоустройству территорий деревни Низино. Знакомим с работами победителей.
Сжатие для развития
Мастер-план Воркуты, разработанный под руководством архитектурного бюро RTDA, стал ответом на резкое сокращение населения и упадок городской среды. Проект опирается на «регулируемое сжатие» – уплотнение структуры города с акцентом на благоустройство, экологию и вовлечение местных жителей.
Ностальгия – наше все
Совсем недавно московский бомонд обрел новую точку притяжения – возрожденный Дом творчества Переделкино. И вот уже популярная культурная институция начала обрастать необходимой инфраструктурой, в том числе коворкингом, чей интерьер cпроектирован бюро Blockstudio с большим уважением к памяти места.
Константин Трофимов: «Нас отсеяли по формальному...
В финал конкурса на концепцию вестибюля станции метро «Лиговский проспект-2» вышло 10 проектов, 2 самостоятельно снялись с дистанции, а еще 11 не прошли конкурс портфолио, который отсекал участие молодых или иногородних бюро. Один из таких участников – «Архитектурная мастерская Трофимовых», главный архитектор которой четыре года работал над проектом Высокоскоростной железнодорожной магистрали, но не получил шанса побороться за вестибюль станции метро. О своем опыте и концепции рассказал руководитель мастерской Константин Трофимов.
Мерцающий дизайн
Как добиться максимального впечатления, используя минимум выразительных средств? Над этой задачей трудятся многие поколения архитекторов и дизайнеров-минималистов. Но студия SERDYUK пошла своим путем, создав компактную кофейню, облик которой собирается из самого простого набора элементов, но воспринимается как волшебная шкатулка.
Чикагские лауреаты 2025
Премия International Architecture Award подвела итоги: в этом году отмечено рекордное количество проектов от российских архитекторов. Коротко рассказываем о победителях номинаций и работах, удостоенных почетного упоминания.
Полотно на веревке
Вилла Casa de Linho, построенная по проекту бюро Tetro на окраине Белу-Оризонти, романтизированно изображает профессиональную деятельность заказчицы-модельера.
Изначальная материя
В интерьерах лобби жилого комплекса FØRST бюро WALL смогло развернуть общую концепцию в неожиданном направлении: через соединение брутальных ортогональных форм с природными материалами, создав ассоциации с северной природой, скалами и сосновым лесом.
Тайга во дворе
В тюменском жилом комплексе «Сердце Сибири» по проекту АБ «Вещь!» благоустроены дворы «Южная тайга» и «Северная тайга», а также бульвар «Тропа Сибири». Малые архитектурные формы отсылают к Тунгусскому метеориту и медвежьей берлоге, активная геопластика помогает усложнить пространство и маршруты.
Пресса: В Петербурге выбрали облик вестибюля станции метро...
В конце июля в Петербурге подвели итоги архитектурного конкурса на концепцию административного корпуса вестибюля новой станции метро «Лиговский проспект — 2». Первое место заняла работа «Студии 17», второе — архитектурного бюро SLOI Architects, третье — «А.Лен». Многие петербуржцы на решение жюри отреагировали неоднозначно и требуют пересмотра результатов. Собака.ru собрала мнения экспертов о проектах участников.