«Естественные связи» для Лефортово

Выпускники программы НЛТР 2015 года в проекте «VIVA-Лефортово» предлагают сохранить пешеходный путь по бывшим ж/д путям с территории «Серпа и молота» к Яузе.

mainImg
Публикуем статью авторов проекта «VIVA-Лефортово», студентов программы НЛТР, которые, увлекшись темой, объединились после учебы в группу «Команда 123» и продолжили работу. Суть проекта – предложение по комплексному развитию части района Лефортово, которая на сегодняшний день перегружена бездействующими промышленными зонами и характеризуется низким качеством городской среды. В этой статье участники группы обсуждают возможность создания пешеходного бульвара между «Серпом и молотом», который компания «Дон-Строй» планирует к 2025–2026 годам превратить в жилой комплекс «Символ», офисным центром КРОК и набережной Яузы. Такой бульвар позволил бы пройти пешком от шоссе Энтузиастов сквозь бывший «Серп и молот» к реконструируемому заводу «Кристалл», яузской усадьбе Строгановых, и дальше, по Таможенному мосту на другой берег реки к Нижней Сыромятнической улице и «Артплею». Между тем «Дон-Строй» представил на прошедшие в апреле 2015 публичные слушания скорректированный, отличающийся от победившего в конкурсе проект, где пешеходная ось на месте железнодорожной ветки отсутствует и внутренний бульвар заканчивается внутри ЖК «Символ», не выходя в город.

Напомним, что первое место в рейтинге жюри конкурса на концепцию реконструкции «Серпа и молота» занял проект MVRDV, но затем по решению девелопера победителем был объявлен проект LDA design.

Ниже – статья авторов проекта-исследования.
***

В рамках образовательной программы «Новые лидеры территориального развития», НЛТР (программа организована МАРШ и РАНХиГС), мы изучили городскую территорию, часть района Лефортово. Наиболее неравнодушные к судьбе района выпускники сорганизовались в группу «Команда 123», которая продолжает работать над проектом «VIVA-Лефортово». Мы выявили несколько участков, преобразование которых могло бы дать значительный вклад в развитие инфраструктуры района и повысить комфортность проживания для существующих и будущих жителей, некоторые из этих предложений несут ощутимую выгоду для города.

На примере нашей работы мы хотели бы показать ряд городских проблематик, уделить внимание вопросам, которые часто выпадают из поля зрения при разработке проектов по схожим территориям:
  • почему связанность территорий на локальном уровне выпадает из поля зрения проектировщиков?
  • каким образом бывшие промышленные зоны органично вписать в существующий городской контекст?
  • почему в целом качество городской среды находится на низком уровне?
  • как экономика города, в т.ч. объем налогооблагаемой базы взаимоувязан с городским контекстом?
В нашей статье мы не будем погружаться в теоретические аспекты проблемы, но постараемся показать на конкретном примере, какие механизмы и какая логика участников застройки формируют наш город не всегда наилучшим способом.

Мы рассмотрим участок города между рекой Яуза, шоссе Энтузиастов, Красноказарменной улицей. Именно этот участок мы обозначаем как территорию VIVA-Лефортово, по этому участку предлагаем основные преобразования.
zooming
Территория изучения в рамках проекта VIVA-Лефортово. Красным цветом выделены территории промышленных зон © Команда 123

Этот участок примечателен тем, что перегружен бывшими промышленными зонами, уже не функционирующими как производство, качество среды и окружения находится на низком уровне, много пустующих заброшенных участков. При этом территория обладает значительным ресурсом для качественно нового развития: наличие значимых исторических объектов в хорошем состоянии, близость реки и большого массива зеленых территорий, близость к центру и транспортным узлам. Примечательна заинтересованность бизнеса и девелоперов в освоении участка: четыре крупных игрока озвучили свой интерес к объектам на территории.

Отголоски будущих изменений уже сейчас можно наблюдать: завод Кристалл трансформируется в арт-кластер, территория завода Серп и Молот готовится к застройке жильем, ГК Мортон начала продажи квартир в жилом комплексе на месте бывшего завода Алмаз-Антей.

Рассмотрим ближе проект жилого квартала «Символ», предлагаемый к реализации компанией Дон-Строй на территории бывшего завода Серп и Молот, как доминирующий и в перспективе значительно влияющий на развитие территории. Обсуждения по этому проекту начались в 2012 году, в итоге город предложил девелоперу провести международный конкурс на разработку архитектурно-градостроительной концепции развития территории завода. Цель конкурса – «отбор архитектурно-градостроительных концепций создания многофункциональной городской единицы с развитой инфраструктурой, интегрированной в городскую ткань и отвечающей требованиям устойчивого развития среды».

По результатам конкурса были представлены пять проектов, схемы по ним приведены ниже. Четыре из перечисленных проектов сохраняет пешеходный маршрут вдоль бывших железнодорожных путей. Это очевидное решение, т.к. оно обеспечивает связь между микрорайонами, дает прямой выход к реке Яуза для будущих жителей, а также прямой доступ к культурным объектам района: усадьбе Строганова, арт-кластеру Кристалл, Сыромятническому гидроузлу с прилегающим парком, территории Артплей.
Архитектурно-градостроительная концепция территории завода «Серп и молот». © MVRDV Proektus & LAPLAB
Архитектурно-градостроительная концепция территории завода «Серп и молот». © Ateliers Lion associés
Архитектурно-градостроительная концепция территории завода «Серп и молот». © LDA Design
zooming
Архитектурно-градостроительная концепция территории завода «Серп и молот». © Проект МЕГАНОМ
Архитектурно-градостроительная концепция территории завода «Серп и молот». © de Architekten Cie

В каждом из проектов железнодорожные пути сохраняются как пешеходная ось.

На проекте, предлагаемом к утверждению, принимается решение убрать эту связь на территории застройки, а на месте путей возвести жилые кварталы. Такое решение исключает возможность использования существующих предпосылок развития района, и скорее работает на то, чтобы отгородиться от сложившегося городского контекста.
Проект застройки, вынесенный компанией-застройщиком на публичные слушания © Дон-Строй

Можно предположить, что такое решение застройщика связано с тем, что окружающая
территория не соответствует желаемому уровню будущей застройки – бизнес-классу. Любой застройщик в первую очередь заинтересован в извлечении прибыли, и вовсе не обязан облагораживать обширную территорию, прилегающую к его участку.

Предложение Команды 123 заключается в сохранении существующего пути, создании единой пешеходной связи, «Крошечного бульвара», который пройдет на месте бывших
железнодорожных путей. Новый бульвар срастит сразу несколько кварталов района и обеспечит прямой выход к набережной.
***

Однако городу были бы весьма выгодны именно те проекты, которые органично вписаны в городской контекст. В случае реализации проекта, исключающего подобные связи, Москва рискует получить еще большую разрозненность кварталов, существенное ослабление синергетических связей. В данном проекте затруднен пешеходный выход к очагам притяжения района (набережной, Кристаллу, Артплею и др.). Выбранная схема застройки стимулирует автомобильное движение, усугубляя транспортную напряженность внутри района.

Отдельно мы хотели бы проговорить экономическую составляющую таких решений для города. На примере данной территории мы решили рассмотреть варианты развития экономики района при воплощении двух сценариев: при сохранении существующего положения и при организации нового пешеходного бульвара на месте железнодорожных путей.

Мы проанализировали участок дороги от ул. Золоторожский вал до завода Кристалл. Этот участок сейчас заброшен, используется преимущественно маргинальными жителями, поскольку малозаметен для патрулей. При этом пешеходы вынуждены использовать этот отрезок ЖД ветки в качестве перехода между улицами Волочаевская и Золоторожский вал. Связей между главными улицами района крайне мало, и люди пользуются даже таким малопригодным в настоящее время путем. Участки вдоль путей выглядят заброшенными и недоиспользованными. Исключение составляет территория компании КРОК, которая примыкает к путям, но компания максимально отгородилась от путей высоким забором с колючей проволокой.

Если проанализируем налоговую базу, собираемую с примыкающих участков, она составляет примерно 50-70 млн руб. в год (расчет велся от налога на землю и налога на собственность). Подавляющая часть этой суммы приходится на офисный центр компании КРОК. Остальные примыкающие территории денег городу практически не приносят, т.к. являются по назначению промышленной территорией, т.е. их кадастровая стоимость в 4,5 раз ниже, чем стоимость земли с назначением, например, под торговлю.

Кроме того, строения на примыкающих территориях не входят перечень объектов, по которым идет расчет налога на собственность. Из этого анализа мы делаем вывод: если город сможет умело простимулировать перевод земель под общественно значимые функции, особенно на территориях, предрасположенных для таких изменений, он
может значительно повысить доход от этих земель.

Территория вдоль железнодорожных путей обладает высоким потенциалом для подобной
реконструкции. При этом потенциал существенно возрастет, если предусмотреть
непосредственную связь с будущим жилым массивом. В этом случае прогнозируемый сбор налогов с прилегающих участков может вырасти до 160-200 млн руб., что в 3-4 раза выше по сравнению с существующим положением.

Таким образом, помимо прямого экономического эффекта, город избавился бы от одного из неприглядных мест района, преобразив его в центр притяжения, пешеходный бульвар, связь с рекой, зеленой набережной, выход к арт-центрам Кристалл, Артплей. Новый бульвар мы предложили бы назвать «Крошечный бульвар», напоминая этим названием, что к железнодорожным путям примыкают офис КРОК и хлебозавод.
zooming
Предложение Команды 123 – Крошечный бульвар © Команда 123
zooming
Предложение команды 123 – создание пешеходного Крошечного бульвара на месте бывших железнодорожных путей © Команда 123
zooming
Предложение команды 123 – создание застройки с коммерческими и социальными функциями вдоль Крошечного бульвара © Команда 123
zooming
Визуализация Крошечного бульвара со стороны ул. Волочаевская © Команда 123

Застройщик, в случае реализации данного предложения, тоже получил бы значительные выгоды: новый бульвар работает на выравнивание окружающей среды, делает ее привлекательнее и безопаснее для будущих жильцов. Благоустроенный бульвар, дающий выход к реке и объектам творческой активности, является более существенной демонстрацией благополучия окружающей территории, чем фото-коллажи в рекламных буклетах. Кроме того, мы уверены, что такие решения влияют на стоимость самих квартир в возводимых жилых комплексах.

В рамках нашего проекта для продвижения предлагаемых решений мы активно контактируем с органами власти и землепользователями участков, по которым предлагаем изменения. Реализация подобных решений невозможна без налаживания взаимодействия между указанными участниками. По нашему предположению, многие болевые точки в городе могли бы быть решены за счет реализации проектов, ориентированных на ресурсы и потенциал города, уже сложившийся городской контекст, формирование синергетических связей.

На примере проекта VIVA-Лефортово мы хотели бы предложить и реализовать новый подход к решению городских проблематик, с ориентацией на максимизацию потенциала территории, сформировавшегося естественным путем, с принципиальным вниманием к связанности территорий.
***

Успешные аналоги в мире по преобразованию железнодорожных путей:

Парк Хай-Лайн, Нью-Йорк
Бывшая Железнодорожная ветка была преобразована в парк, который стал новой точкой
притяжения города. Благодаря этому преобразованию получилось оживить депрессивную
территорию города, из которой было выведено промышленное производство. Город смог
привлечь к прилегающим районам инвесторов, бизнес, новых резидентов.

Предполагаемый приток дополнительных инвестиций в район оценивался в $4 млрд, фактический прирост сбора налога на собственность в год возрос на $100 млн, что уже окупило затраты на создание парка. Подробнее >
zooming
Парк Хай-Лайн © Iwan Baan

Гудс Лайн, Сидней
Проект преобразования заброшенной территории и железнодорожных путей в пешеходный путь. Путь стал точкой притяжения для горожан, туристов, студентов близлежащих ВУЗов. Реализация проекта стала возможна после налаживания партнерских отношений между шестью собственниками прилегающих земель, властями и общественными организациями. Объект введен менее года назад, но уже стимулировал развитие бизнеса на прилегающих территориях, а также значительно повлиял на востребованность и стоимость жилья вокруг. Подробности 1, и 2.

Над статьей работала «Команда 123»:
Марина Рейнгольд – руководитель проекта.
Опыт работы в области развития бизнеса, развития партнерских сетей, старта новых направлений бизнеса.
Анна Касаткина – аналитик проекта.
Опыт работы в сфере консалтинга по недвижимости, оценке бизнеса.
Ульяна Пьянкова – социолог проекта.
Опыт работы в области социологических исследований, ведения избирательных кампаний.
Олег Распопов – архитектор проекта.
Опыт работы в области архитектуры и дизайна. Куратор конкурса по разработке концепции парка «Патриот», куратор школы «Фундамент архитектурного будущего»
Визуализация:
Олег Распопов, Адиль Ажиев, публикации застройщика. 

22 Декабря 2015

Похожие статьи
Иван Леонидов в Крыму. 1936–1938. Часть 4
В четвертой статье цикла, посвященного проектам Ивана Леонидова для Южного берега Крыма, рассматриваются курортные отели и парковые павильоны на центральной набережной Ялты и делается попытка их реконструкции на основе сохранившихся материалов.
Вопрос сорока процентов: изучаем рейтинг от «Движение.ру»
Рейтингование архитектурных бюро – явление достаточно частое, когда-то Григорий Ревзин писал, что у архитекторов премий едва ли не больше, чем у любой другой творческой специальности. И вот, вышел рейтинг, который рассматривает деловые качества генпроектных компаний. Топ-50 генпроектировщиков многоквартирного жилья по РФ. С оценкой финансов и стабильности. Полезный рыночный инструмент, крепкая работа. Но есть одна загвоздка: не следует ему использовать слово «архитектура» в своем описании. Мы поговорили с автором методики, проанализировали положение о рейтинге и даже советы кое-какие даем... А как же, интересно.
Соцсети на службе городского планирования
Социальные сети давно перестали быть только платформой для общения, но превратились в инструмент бизнеса, образования, маркетинга и даже развития городов. С их помощью можно находить точки роста и скрытый потенциал территорий. Яркий пример – исследование агентства Digital Guru о туристических возможностях Автозаводского района Тольятти.
В поисках стиля: паттерны и гибриды
Специально для Арх Москвы под кураторством Ильи Мукосея и по методике Марата Невлютова и Елены Борисовой студенты первых курсов МАРШ провели исследование «нового московского стиля». Результатом стала группа иконок – узнаваемых признаков, карта их распространенности и два вывода. Во-первых, ни один из выявленных признаков ни в одной постройке не встречается по одиночке, а только в «гибридах». Во-вторых, пользоваться суммой представленных наблюдений как готовым «определителем» нельзя, а вот началом для дискуссии она может стать. Публикуем исследование. Заодно призываем к началу дискуссии. Что он все-таки такое, новый московский стиль? И стиль ли?
Мосты и мостки
Этой зимой DK-COMMUNITY и творческое сообщество МИРА провели воркшоп в Суздале «Мосты и мостки». В нем участвовали архитекторы и студенты профильных вузов. Участникам предложили изучить технологии мостостроения, рассмотреть мировые примеры и представить свой вариант проектировки постоянного моста для одного из трех предложенных мест. Рассказываем об итогах этой работы.
Прощание с СЭВ
Александр Змеул рассказывает историю проектирования, строительства и перепроектирования здания СЭВ – безусловной градостроительной доминанты западного направления и символа послевоенной Москвы, размноженного в советском «мерче», всем хорошо знакомого. В ходе рассказа мы выясняем, что, когда в 1980-е комплексу потребовалось расширение, градсовет предложил очень деликатные варианты; и еще, что в 2003 году здесь проектировали башню, но тоже без сноса «книжки». Статья иллюстрирована архивными материалами, часть публикуется впервые; благодарим Музей архитектуры за предоставленные изображения.
Археология модернизма: первая работа Нины Алешиной
Историю модернизма редко изучают так, как XVIII или XIX век – с вниманием к деталям, поиском и атрибуциями. А вот Александр Змеул, исследуя творчество архитектора Московского метро Нины Алешиной, сделал относительно небольшое, но настоящее открытие: нашел ее первую авторскую реализацию. Это вестибюль станции «Проспект Мира» радиальной линии. Интересно и то, что его фасад 1959 года просуществовал менее 20 лет. Почему так? Читайте статью.
Годы метро. Памяти Нины Алешиной
Сегодня, 17 июля, исполняется сто лет со дня рождения Нины Александровны Алешиной – пожалуй, ключевого архитектора московского метро второй половины XX века. За сорок лет она построила двадцать станций. Публикуем текст Александра Змеула, основанный на архивных материалах, в том числе рукописи самой Алешиной, с фотографиями Алексея Народицкого.
Мечта в движении: между утопией и реальностью
Исследование истории проектирования и строительства монорельсов в разных странах, но с фокусом мечты о новой мобильности в СССР, сделанное Александром Змеулом для ГЭС-2, переросло в довольно увлекательный ретро-футуристический рассказ о Москве шестидесятых, выстроенный на противопоставлениях. Публикуем целиком.
Модернизация – 3
Третья книга НИИТИАГ о модернизации городской среды: что там можно, что нельзя, и как оно исторически происходит. В этом году: готика, Тамбов, Петербург, Енисейск, Казанская губерния, Нижний, Кавминводы, равно как и проблематика реновации и устойчивости.
Три башни профессора Юрия Волчка
Все знают Юрия Павловича Волчка как увлеченного исследователя архитектуры XX века и теоретика, но из нашей памяти как-то выпадает тот факт, что он еще и проектировал как архитектор – сам и совместно с коллегами, в 1990-е и 2010-е годы. Статья Алексея Воробьева, которую мы публикуем с разрешения редакции сборника «Современная архитектура мира», – о Волчке как архитекторе и его проектах.
Школа ФЗУ Ленэнерго – забытый памятник ленинградского...
В преддверии вторичного решения судьбы Школы ФЗУ Ленэнерго, на месте которой может появиться жилой комплекс, – о том, что история архитектуры – это не история имени собственного, о самоценности архитектурных решений и забытой странице фабрично-заводского образования Ленинграда.
Нейросказки
Участники воркшопа, прошедшего в рамках мероприятия SINTEZ.SPACE, создавали комикс про будущее Нижнего Новгорода. С картинками и текстами им помогали нейросети: от ChatGpt до Яндекс Балабоба. Предлагаем вашему вниманию три работы, наиболее приглянувшиеся редакции.
Линия Елизаветы
Александр Змеул – автор, который давно и профессионально занимается историей и проблематикой архитектуры метро и транспорта в целом, – рассказывает о новой лондонской линии Елизаветы. Она открылась ровно год назад, в нее входит ряд станцией, реализованных ранее, а новые проектировали, в том числе, Гримшо, Уилкинсон и Макаслан. В каких-то подходах она схожа, а в чем-то противоположна мега-проектам развития московского транспорта. Внимание – на сравнение.
Лучшее, худшее, новое, старое: архитектурные заметки...
«Что такое традиции архитектуры московского метро? Есть мнения, что это, с одной стороны, индивидуальность облика, с другой – репрезентативность или дворцовость, и, наконец, материалы. Наверное всё это так». Вашему вниманию – вторая серия архитектурных заметок Александра Змеула о БКЛ, посвященная его художественному оформлению, но не только.
Иван Фомин и Иосиф Лангбард: на пути к классике 1930-х
Новая статья Андрея Бархина об упрощенном ордере тридцатых – на основе сравнения архитектуры Фомина и Лангбарда. Текст был представлен 17 мая 2022 года в рамках Круглого стола, посвященного 150-летию Ивана Фомина.
Архитектурные заметки о БКЛ.
Часть 1
Александр Змеул много знает о метро, в том числе московском, и сейчас, с открытием БКЛ, мы попросили его написать нам обзор этого гигантского кольца – говорят, что самого большого в мире, – с точки зрения архитектуры. В первой части: имена, проектные компании, относительно «старые» станции и многое другое. Получился, в сущности, путеводитель по новой части метро.
Архитектурная модернизация среды. Книга 2
Вслед за первой, выпущенной в прошлом году, публикуем вторую коллективную монографию НИИТИАГ, посвященную «Архитектурной модернизации среды»: история развития городской среды от Тамбова до Минусинска, от Пицунды 1950-х годов до Ричарда Роджерса.
Архитектурная модернизация среды жизнедеятельности:...
Публикуем полный текст первой книги коллективной монографии сотрудников НИИТИАГ. Книга посвящена разным аспектам обновления рукотворной среды, как городской, так и сельской, как древности, так и современной архитектуре, в частности, в ней есть глава, посвященная Николасу Гримшо. В монографии больше 450 страниц.
Поддержка архитектуры в Дании: коллаборации большие...
Публикуем главу из недавно опубликованного исследования Москомархитектуры, посвященного анализу практик поддержки архитектурной деятельности в странах Европы, США и России. Глава посвящена Дании, автор – Татьяна Ломакина.
Сколько стоил дом на Моховой?
Дмитрий Хмельницкий рассматривает дом Жолтовского на Моховой, сравнительно оценивая его запредельную для советских нормативов 1930-х годов стоимость, и делая одновременно предположения относительно внутренней структуры и ведомственной принадлежности дома.
Конкурсный проект комбината газеты «Известия» Моисея...
Первая часть исследования «Иван Леонидов и архитектура позднего конструктивизма (1933–1945)» продолжает тему позднего творчества Леонидова в работах Петра Завадовского. В статье вводятся новые термины для архитектуры, ранее обобщенно зачислявшейся в «постконструктивизм», и начинается разговор о влиянии Леонидова на формально-стилистический язык поздних работ Моисея Гинзбурга и архитекторов его группы.
Технологии и материалы
Юбилейный год РЕХАУ
В этом году компания РЕХАУ отметила две знаковые даты – 30 лет с момента открытия первого представительства в Москве и 20 лет со дня запуска завода в поселке Гжель Московской области. За эти годы компания превратилась в одного из ключевых игроков строительного рынка и лидера оконной отрасли России, предлагая продукцию по трем направлениям: оконные технологии и светопрозрачные конструкции, инженерные системы, а также мебельные решения.
​Формула Real Brick
Минеральная плитка ручной формовки белорусского производителя Real Brick выходит на российский рынок как альтернатива европейской. Технология заводского пропила под системы НВФ позволяет экономить до 40% бюджета проекта на логистике и монтаже.
​Вертикаль, линия, сфера: приемы игровых пространств
В современных ЖК и городских парках детская площадка – все чаще полноценный архитектурный объект. На примерах проектов компании «Новые Горизонты» рассматриваем, какие типологии и приемы позволяют проектировать игровые пространства как доминанты, организующие среду и создающие идентичность места.
«Марсианская колония» на ВДНХ
Компания «Шелби», используя концептуальные идеи освоения красной планеты от Айзека Азимова и Илона Маска, спроектировала для ВДНХ необычный плейхаб. «Марсианская колония» разместится рядом с легендарным «Бураном» и будет состоять из нескольких модулей, которые предложат детям игровые сценарии и образы будущего.
Материал как метод
Компания ОРТОСТ-ФАСАД стоит у истоков фасадной индустрии. За 25 лет пройден путь от мокрых фасадов и первого в России НВФ со стеклофибробетоном до уникальных фасадов на подсистеме собственного производства, где выносы СФБ элементов превышают три метра. Разбираемся, какие технологические решения позволяют СФБ конкурировать с традиционными системами и почему выбор единого подрядчика – наилучший вариант для реализации фасадов со сложной архитектурой.
Десять новых кирпичей ModFormat
Удлиненные кирпичи с терракотовыми оттенками и новая коллекция самых узких в России кирпичей – теперь в арсенале архитекторов. О серийном производстве сложных фактур и разработке новых рассказывает исполнительный директор компании КИРИЛЛ Дмитрий Самылин.
Архитектура тишины
Создание акустического комфорта в школе – комплексная задача, выходящая за рамки простого соблюдения норм. Это проектирование самой образовательной среды, где качество звука напрямую влияет на здоровье, концентрацию и успеваемость. Разбираем, как интегрировать эффективные звукоизоляционные и звукопоглощающие решения в конструкции здания, обеспечивая соответствие СП 51.13330.2011.
Моллирование 2.0
Технология моллирования вышла на новый уровень: больше не нужно выбирать между свободой формы и прочностью закалённого стекла. АО «РСК» разработало метод гравитационного моллирования с последующим химическим упрочнением, которое снимает ключевые технические ограничения.
PRO Тепло: утеплитель, который не стареет
Долговечная и пожаробезопасная альтернатива волокнистым и полимерным утеплителям – каменный утеплитель «PRO Тепло» (D200) торговой марки «ГРАС» – легкий газобетонный блок, который создает вокруг здания прочную и долговечную теплозащитную оболочку. Разбираемся в технологии.
Безуглеродный концепт
MVRDV NEXT – исследовательское подразделение бюро – запустило бесплатный онлайн-сервис CarbonSpace для оценки углеродного следа архитектурных проектов.
Универсальная совместимость
Клинкерная плитка азербайджанского производителя Sultan Ceramic для навесных вентфасадов получила техническое свидетельство Минстроя РФ. Материал совместим с распространенными подсистемами НФС и имеет полный пакет документации для прохождения экспертизы. Разбираем характеристики и возможности применения.
Как локализовать производство в России за два года?
Еще два года назад Рокфон (бизнес-подразделение компании РОКВУЛ) – производитель акустических подвесных потолков и стеновых панелей – две трети ассортимента и треть исходных материалов импортировал из Европы. О том, как в рекордный срок удалось локализовать производство, рассказывает Марина Потокер, генеральный директор РОКВУЛ.
Город в цвете
Серый асфальт давно перестал быть единственным решением для городских пространств. На смену ему приходит цветной асфальтобетон – технологичный материал, который архитекторы и дизайнеры все чаще используют как полноценный инструмент в работе со средой. Он позволяет создавать цветное покрытие в массе, обеспечивая долговечность даже к высоким нагрузкам.
Формула изгиба: кирпичная радиальная кладка
Специалисты компании Славдом делятся опытом реализации радиальной кирпичной кладки на фасадах ЖК «Беринг» в Новосибирске, где для воплощения нестандартного фасада применялась НФС Baut.
Напряженный камень
Лондонский Музей дизайна представил конструкцию из преднапряженных каменных блоков.
LVL брус – для реконструкций
Реконструкция объектов культурного наследия и старого фонда упирается в ряд ограничений: от весовых нагрузок на ветхие стены до запрета на изменение фасадов. LVL брус (клееный брус из шпона) предлагает архитекторам и конструкторам эффективное решение. Его высокая прочность при малом весе позволяет заменять перекрытия и стропильные системы, не усиливая фундамент, а монтаж возможен без применения кранов.
Гид архитектора по нормам пожаростойкого остекления
Проектировщики регулярно сталкиваются с замечаниями при согласовании светопрозрачных противопожарных конструкций и затянутыми в связи с этим сроками. RGC предлагает решение этой проблемы – закаленное противопожарное стекло PyroSafe с пределом огнестойкости E60, прошедшее полный цикл испытаний.
Конструктор фасадов
Показываем, как устроены фасады ЖК «Европейский берег» в Новосибирске – масштабном проекте комплексного развития территории на берегу Оби, реализуемом по мастер-плану голландского бюро KCAP. Универсальным приемом для создания индивидуальной архитектуры корпусов в микрорайоне стала система НВФ с АКВАПАНЕЛЬ.
Сейчас на главной
Тонкая настройка
Бюро SUSHKOVA DESIGN создало интерьер цветочной студии в Перми, с тактом и деликатностью подойдя к пространству, чья главная ценность заключалась в обилии света и эффектности старинной кладки. Эти достоинства были бережно сохранены и даже подчеркнуты при помощи точно найденных современных акцентов.
Яркое, народное
Десятый год Wowhaus работают над новогодним украшением ГУМа, «главного», ну или во всяком случае, самого центрального, магазина страны. В этом году темой выбрали Дымковскую игрушку: и, вникнув в историю вопроса, предложили яркое, ярчайшее решение – тема, впрочем, тому прямо способствует.
Кинотрансформация
B.L.U.E. Architecture Studio трансформировало фрагмент исторической застройки города Янчжоу под гостиницу: ее вестибюль устроили в старом кинотеатре.
Вторая ось
Бюро Земля восстановило биологическую структуру лесного загородного участка и спроектировало для него пешеходный маршрут. Подняв «мост» на высоту пяти метров, архитекторы добились нового способа восприятия леса. А в центре расположили домик-кокон.
«Чужие» в городе
Мы попросили у Александра Скокана комментарий по итогам 2025 года – а он прислал целую статью, да еще и посвященную недавно начатому у нас обсуждению «уместности высоток» – а говоря шире, контрастных вкраплений в городскую застройку. Получился текст-вопрос: почему здесь? Почему так?
Подлесок нового капрома
Сообщение по письмам читателей: столовую Дома Пионеров превратили в этакий ресторанчик. Казалось бы, какая мелочь. Обратимая, скорее всего. Но она показывает: капром жив. Не остался в девяностых, а дает новую, модную, молодую поросль.
Правда без кавычек
Редакционный корпус комбината «Правда» отреставрируют, приспособив под дизайн-отель. К началу работ издательство «Кучково поле Музеон» выпустило книгу «Дом Правды. На первой полосе архитектуры» об истории знакового здания и его создателе Пантелеймоне Голосове.
Дмитрий Остроумов: «Говоря языком алхимии, мы участвуем...
Крайне необычный и нетипичный получился разговор с Дмитрием Остроумовым. Почему? Хотя бы потому, что он не только архитектор, специализирующийся на строительстве православных храмов. И не только – а это редкая редкость – сторонник развития современной стилистики в ее, пока все еще крайне консервативной, сфере. Дмитрий Остроумов магистр богословия. Так что, помимо истории и специфики бюро, мы говорим о понятии храма, о каноне и традиции, о живом и о вечном, и даже о Русском Логосе.
Фокус синергии
В Липецке прошел фестиваль «Архимет», продемонстрировавший новый формат сотрудничества архитекторов, производителей металлических конструкций и региональных властей для создания оригинальных фасадных панелей для программы реконструкции местных школ. Рассказываем о фестивале и показываем работы участников, среди которых ASADOV, IND и другие.
Коридор лиминальности
Роман Бердник спроектировал для Смоленского кладбища в Санкт-Петербурге входную группу, которая помогает посетителю настроиться на взаимодействие с пространством памяти и печали. Работа готовилась для кирпичного конкурса, но материал служит отсылкой и к жизнеописанию святой Ксении Петербургской, похороненной здесь же.
Полки с квартирами
При разработке проекта многоквартирного дома на озере Лиси под Тбилиси Architects of Invention вдохновлялись теоретической работой студии SITE и офортом Александра Бродского и Ильи Уткина.
Б – Бенуа
В петербургском Манеже открылась выставка «Все Бенуа – всё Бенуа», которая рассказывает о феномене художественной династии и ее тесной связи с Петербургом. Два основных раздела – зал-лабиринт Александра Бенуа и анфиладу с энциклопедической «Азбукой» архитектор Сергей Падалко дополнил версальской лестницей, хрустальным кабинетом и «криптой». Кураторы же собрали невероятную коллекцию предметов – от египетского саркофага и «Острова мертвых» Бёклина до дипфейка Вацлава Нижинского и «звездного» сарая бюро Меганом.
Вопрос дефиниции
Приглашенным редактором журнала Domus в 2026 станет Ма Яньсун, основатель ведущего китайского бюро MAD. 10 номеров под его руководством будут посвящены поиску нового, релевантного для 2020-х определения для понятия «архитектура».
Образы Италии
Архитектурная мастерская Головин & Шретер подготовила проект реконструкции Инкерманского завода марочных вин. Композиция решена по подобию средневековой итальянской площади, где башня дегустационного зала – это кампанила, производственно-складской комплекс – базилика, а винодельческо-экскурсионный центр – палаццо.
Климатические капризы
В проекте отеля vertex для японской компании Not a Hotel бюро Zaha Hadid Architects учло все климатические условия острова Окинава вплоть до колебания качества воздуха в течение года.
У воды и над лесом
По проекту бюро М4 набережная в городе Заречный Свердловской области раскрыла свой потенциал рекреационного пространства. Каскадная лестница соединила различные зоны территории, а также помогла отрегулировать антропогенную нагрузку на ландшафт. Пикниковые зоны и парковая инфраструктура в свою очередь снизили количество мусора.
Глазурованная статуэтка
В поисках образа для дома у Новодевичьего монастыря архитекторы GAFA обратились к собственному переживанию места: оказалось, что оно ассоциируется со стариной, пленэрами и винтажными артефактами. Две башни будут полностью облицованы объемной глазурованной керамикой – на данный момент других таких зданий в России нет. Затеряться не дадут и метаболические эркеры-ячейки, а также обтекаемые поверхности, парадный «отельный» въезд и лобби с видом на пышный сад.
От МЫСа до Маяка: лучшие проекты Подмосковья
Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области подвел итоги ежегодного конкурса, который в этом году получил обновленный формат. Впервые появился раздел «Реализация», позволяющий оценить не только проектные решения, но и качество их воплощения.
Ход курдонером
Бюро Intercolumnium представило на Градостроительном совете проект жилого комплекса, который заменит БЦ «Акватория» на Выборгской набережной. Эксперты отметили высокое качество работы, но с сомнением отнеслись к трем курдонерам, а также предложили смягчить контраст фасадов, обращенных к набережной и Кантемировскому мосту.
Иван Леонидов в Крыму. 1936–1938. Часть 4
В четвертой статье цикла, посвященного проектам Ивана Леонидова для Южного берега Крыма, рассматриваются курортные отели и парковые павильоны на центральной набережной Ялты и делается попытка их реконструкции на основе сохранившихся материалов.
Стремление к истокам
В интерьере ресторана «Горные пороги» при гостиничном комплексе «Хвоя в горах» в долине реки Катунь архитекторы бюро New Design постарались передать удивительную красоту и мощь природы Алтая, художественно переосмыслив ее наиболее характерные образы.
Измерение Y
Тенденция проектирования жилых башен в Москве не тускнеет, а напротив, за последние 5 лет она как никогда, пожалуй, вошла в силу... Мы и раньше пробовали изучать высотное строительство Москвы, и теперь попробуем. Вашему вниманию – небольшой исторический обзор и опрос практикующих в городе архитекторов.
Горы, рощи и родовые башни
Всесезонный курорт «Армхи» в Республике Ингушетия позиционируется как место для спокойного семейного отдыха и имеет устоявшиеся традиции, связанные с его 100-летней историей и культурой региона. Программа развития, которую подготовил Институт Генплана Москвы, сохраняет индивидуальность курорта и одновременно расширяет его программу, предлагая новые направления туристического досуга. В ближайшем будущем здесь появятся: бальнеологический центр, термальный комплекс, интерактивный музей, экстремальный парк и новые горнолыжные трассы.
Умер Дени Валод
Дени Валод, сооснователь бюро Valode & Pistre, скончался 9 декабря 2025 в возрасте 79 лет после продолжительной болезни.
Тренды выставки «Мебель-2025»: комфорт по-русски
Выставка «Мебель-2025» прошла с 24 по 27 ноября 2025 на новой площадке в МВЦ «Крокус Экспо» и объединила 741 компанию из 8 стран. Экспозиции российских компаний продемонстрировали несколько важных тенденций в сфере общественных и жилых интерьеров.
История с тополями
Архитекторы Ofis перестроили частный дом в люблянском районе Мургл 1960-1980-х годов. Их подход позволил сохранить характерные планировочные решения, целостность и саму ДНК района.
Маленькая страна
Бюро «Мезонпроект» разрабатывает перспективный мастер-план кампуса МИФИ в Обнинске: в ближайшие десять лет анклавная территория площадью около 100 га, в лесу на северном краю города должна превратиться в современный центр развития атомной энергетики. Планируется привлечение иностранных студентов и специалистов, и также развитие территории: как путем реализации «замороженных» планов 1980-х годов на современном уровне, так и развитие новых тенденций – создание общественных пространств, аквапарк, фудкорт, школа и даже центря ядерной медицины. Общественные и спортивные функции планируется сделать доступными для жителей, а также связать кампус с городом.