Энергия конфликта

Первое место в конкурсе на концепцию гостиничного комплекса Radisson заняла петербургская мастерская «А.Лен» с проектом ансамбля из двух контрастных объемов, наглядно демонстрирующих диалектический принцип единства и борьбы противоположностей.

Автор текста:
Лилия Аронова

14 Октября 2015
mainImg

Архитектор:

Сергей Орешкин

Проект:

Конкурсный проект гостиничного комплекса Radisson Blu Moscow Riverside Hotel&SPA
Россия, Москва, Волоколамское шоссе, д. 81, корп. 1

Авторский коллектив:
Руководитель проекта - Орешкин С.И.
Главный архитектор проекта - Андреева Р.В.
Архитекторы: Орешкина Е.С., Белят Е.А., Кочнев П.Н., Ураксин Д.Ю., Юмагулова Р.Р.,
Шалина М.А., Пуляева Ю.В., Пальникова Н.К., Кретова Е.С.,
Белова Е.И., Украинская О.Ю., Успенская А.С.

2015
Будущий гостиничный комплекс Radisson Blu, итоги конкурса на архитектурную концепцию которого были объявлены 20 августа, оказался в фокусе сразу нескольких остроактуальных направлений городского развития: во-первых, речь идет о прибрежной территории, во-вторых, о конверсии промышленной зоны (в данном случае – территории Московского комбината строительных материалов), в-третьих, само расположение участка ко многому обязывает: на стрелке Москвы-реки и Сходни, в окружении живописного природного ландшафта с минимальной застройкой. С учетом всего этого Москомархитектуры и порекомендовал заказчику «использовать наиболее эффективный инструмент – открытый конкурс». Из 70 работ, присланных 36 творческими коллективами, на «пьедестал почета» поднялись три проекта. Первое место жюри отдало предложению Сергея Орешкина.

Как и большинство петербургских зодчих, архитекторы из «А.Лен» закалены опытом проектирования в условиях строжайшей градостроительной регламентации, когда каждый объект более или менее значительной высотности тщательнейшим образом анализируется с точки зрения наложения на оси и далекие панорамы. Поэтому они как никто умеют работать с перспективами – длинными и очень длинными, километров на пять-семь. В данном случае это умение пригодилось особенно (и, вполне возможно, стало одним из залогов успеха проекта), поскольку комплекс Radisson Blu должен стать самым высоким зданием в округе и вид на него будет открываться с достаточно далеких точек, в том числе с таких оживленных магистралей, как Волоколамское шоссе и МКАД. На этих расстояниях работает в основном силуэт – или, точнее, два силуэта, черный и белый, один повыше, другой подлиннее, находящиеся друг с другом в сложном взаимодействии: в зависимости от конкретной видовой точки они по-разному накладываются один на другой, формируя каждый раз новую картинку.
Конкурсный проект гостиничного комплекса Radisson Blu Moscow Riverside Hotel&SPA © Архитектурная мастерская «А.Лен»
Конкурсный проект гостиничного комплекса Radisson Blu Moscow Riverside Hotel&SPA © Архитектурная мастерская «А.Лен»
Конкурсный проект гостиничного комплекса Radisson Blu Moscow Riverside Hotel&SPA © Архитектурная мастерская «А.Лен»
Конкурсный проект гостиничного комплекса Radisson Blu Moscow Riverside Hotel&SPA © Архитектурная мастерская «А.Лен»

По мере приближения объект «вырастает», постепенно становятся видны детали, и на средних перспективах в качестве главных героев выступают фасады, с которыми авторы проекта работали серьезно и изобретательно. В качестве основной идеи был выбран оптический обман – когда за счет практически незаметного для глаза изменения ширины простенков и сочетания материалов разной степени затемненности создается ощущение вибрации, сгущения воздуха, почти перламутрового перелива. Впервые подобные параметрические технологии архитекторы из «А.Лен» опробовали в недавнем проекте элитного жилого квартала в Уфе: так же как и здесь, «вибрирующий» фасад с разной высоты пилонами – в один или два этажа – был там натянут на жесткий, даже брутальный объем. В проекте Radisson Blu Moscow Riverside эффект еще больше усиливается благодаря цветовому решению фасадов: когда внушительная масса белого перламутра соперничает с черной и все это дышит, переливается и отражается одно в другом, – это действительно должно быть очень красиво.
Конкурсный проект гостиничного комплекса Radisson Blu Moscow Riverside Hotel&SPA © Архитектурная мастерская «А.Лен»
Конкурсный проект гостиничного комплекса Radisson Blu Moscow Riverside Hotel&SPA © Архитектурная мастерская «А.Лен»

На среднюю перспективу рассчитан и еще один конструктивный элемент, который использован в обоих корпусах, хотя и на разной высоте: горизонтальные прямоугольные вырезы, издали похожие на окна в каменной стене. В черном корпусе этот проем должен быть светлым, в белом – затемненным, словно объемы-антагонисты ловят отражения друг друга, волей-неволей демонстрируя таким образом свое родство. И если в приземистом темном блоке это «световое окно» расположено в верхней части, то устремленный к небу белый с помощью вырезанного у самого подножия квадрата частично «отрывается» от стилобата, снимая визуальное напряжение в месте соединения горизонтального и вертикального объемов.

На кровлю стилобата, на котором стоят оба корпуса, можно попасть как по пандусу – так что автобус с туристами может въехать прямо сюда, – так и по длинной диагональной лестнице, спроектированной таким образом, чтобы прямо от въезда нетерпеливый гость отеля имел возможность подняться непосредственно к «ущелью» между двумя объемами, выходящему на мыс между Москвой-рекой и Сходней – то есть на главную видовую точку ансамбля. По всему периметру стилобата Сергей Орешкин спроектировал лобби-галерею, из которой можно попасть во все основные зоны комплекса: и в гостиничную часть, и в апартаменты, и в бизнес-центр, ресторан (двухуровневый и, конечно, тоже с панорамными видами) и спа. А встреча гостей происходит внизу, на первом этаже, где кроме приемной зоны предусмотрены кафе, интернет-кафе и зона отдыха.
Конкурсный проект гостиничного комплекса Radisson Blu Moscow Riverside Hotel&SPA © Архитектурная мастерская «А.Лен»
Конкурсный проект гостиничного комплекса Radisson Blu Moscow Riverside Hotel&SPA © Архитектурная мастерская «А.Лен»
Конкурсный проект гостиничного комплекса Radisson Blu Moscow Riverside Hotel&SPA © Архитектурная мастерская «А.Лен»

Оба объема в плане представляют собой неправильные многоугольники – один более вытянутый, второй почти трапециевидный. Вкупе с разной высотой (разница между корпусами составляет около 20 метров) и контрастной окраской фасадов такое решение подчеркивает разделение функций: в темном корпусе предполагается разместить апартаменты, предназначенные для длительного пребывания, белый же отведен под обычные гостиничные номера. Диагональный «коридор» между ними – визуальная ось ансамбля – окончательно закрепляет противопоставление. Как рассказывает Сергей Орешкин, единственное, что оказалось неожиданным для гостиничного оператора, – это предложение поставить вдоль реки, то есть на более престижном участке, именно корпус длительного пребывания. Но архитекторам удалось убедить заказчиков, что апартаменты логично разместить именно в этом, более уединенном месте. Что же касается гостиничного блока, то с точки зрения обзора он практически ничего не теряет: благодаря четко просчитанным планам и специально спланированным видовым лучам почти сто процентов помещений (в сторону от реки выходят только лифтовые холлы) имеют вид на воду. Но даже с учетом этого обстоятельства будущим гостям отеля имеет смысл подняться на крышу, которую авторы проекты предлагают обнести «дышащим» по высоте парапетом: где-то он опускается до уровня перил, а где-то превращается в высокий портал – «мини-Стоунхедж», по словам Сергея Орешкина, – заключая пейзаж в оригинальную раму, каждый раз разную. Конечно, такие парапеты отлично работают и на перспективу, добавляя силуэту комплекса дополнительную интригу.
Конкурсный проект гостиничного комплекса Radisson Blu Moscow Riverside Hotel&SPA. Генеральный план © Архитектурная мастерская «А.Лен»
Конкурсный проект гостиничного комплекса Radisson Blu Moscow Riverside Hotel&SPA. Фасад © Архитектурная мастерская «А.Лен»
Конкурсный проект гостиничного комплекса Radisson Blu Moscow Riverside Hotel&SPA © Архитектурная мастерская «А.Лен»

Архитекторы из «А.Лен» – опытные отелестроители: в портфолио бюро порядка десятка гостиниц, причем три из них – в Ярославле, Новосибирске и Казани – принадлежат бренду Park Inn, управляемому тем же оператором, что и Radisson Blu. Так что в проекте нет ничего случайного, и разнесение функций по корпусам продиктовано знанием специфики объекта: поскольку в гостиницах вертикальные коммуникации значительно эффективнее горизонтальных, номерной фонд, исходя из оптимальных показателей длины коридора для работы персонала, предлагается разместить в более высоком и узком корпусе, а зона апартаментов, где сервиса значительно меньше, допускает более длинный путь от лифта до двери. Более того – выяснилось, что все предложения по организации подъездов к зданию и внутренних коммуникаций, заложенные в проекте «А.Лен», очень близки к тому, что имел в виду заказчик, так что доработки по этим направлениям потребуются минимальные. Что, конечно, не могло не подкупить жюри и – вкупе с ярким архитектурным образом – очевидно, и обеспечило проекту мастерской победу в конкурсе.
Конкурсный проект гостиничного комплекса Radisson Blu Moscow Riverside Hotel&SPA. Интерьер © Архитектурная мастерская «А.Лен»
Конкурсный проект гостиничного комплекса Radisson Blu Moscow Riverside Hotel&SPA © Архитектурная мастерская «А.Лен»
Конкурсный проект гостиничного комплекса Radisson Blu Moscow Riverside Hotel&SPA © Архитектурная мастерская «А.Лен»
Конкурсный проект гостиничного комплекса Radisson Blu Moscow Riverside Hotel&SPA © Архитектурная мастерская «А.Лен»
Конкурсный проект гостиничного комплекса Radisson Blu Moscow Riverside Hotel&SPA. Схема © Архитектурная мастерская «А.Лен»
Конкурсный проект гостиничного комплекса Radisson Blu Moscow Riverside Hotel&SPA. Схема © Архитектурная мастерская «А.Лен»
Конкурсный проект гостиничного комплекса Radisson Blu Moscow Riverside Hotel&SPA. Фасад © Архитектурная мастерская «А.Лен»
Конкурсный проект гостиничного комплекса Radisson Blu Moscow Riverside Hotel&SPA. Разрез © Архитектурная мастерская «А.Лен»
Конкурсный проект гостиничного комплекса Radisson Blu Moscow Riverside Hotel&SPA. Разрез © Архитектурная мастерская «А.Лен»
Конкурсный проект гостиничного комплекса Radisson Blu Moscow Riverside Hotel&SPA. Ситуационный план © Архитектурная мастерская «А.Лен»


Архитектор:

Сергей Орешкин

Проект:

Конкурсный проект гостиничного комплекса Radisson Blu Moscow Riverside Hotel&SPA
Россия, Москва, Волоколамское шоссе, д. 81, корп. 1

Авторский коллектив:
Руководитель проекта - Орешкин С.И.
Главный архитектор проекта - Андреева Р.В.
Архитекторы: Орешкина Е.С., Белят Е.А., Кочнев П.Н., Ураксин Д.Ю., Юмагулова Р.Р.,
Шалина М.А., Пуляева Ю.В., Пальникова Н.К., Кретова Е.С.,
Белова Е.И., Украинская О.Ю., Успенская А.С.

2015

14 Октября 2015

Автор текста:

Лилия Аронова

Технологии и материалы

Формула здоровья от Baumit Klima
Серия экологически чистых, антибактериальных строительных материалов Baumit Klima на известковой основе формирует здоровый микроклимат в доме, регулирует температуру и влажность, гарантирует чистоту и свежесть воздуха.
Свет для самой яркой звезды
Свет учебным классам и лабораториям павильона «Школа» центра «Сириус» обеспечивают мансардные окна VELUX, одновременно защищая помещения от южного солнца и участвуя в формировании архитектурного облика.
Как ковалась победа: вклад Борского стекольного завода
В эту знаменательную дату, мы хотим вспомнить подвиги героев тыла и фронта, руками которых ковалась Великая Победа над фашистским режимом.
Одним из таких выдающихся предприятий был Горьковский механизированный стеклозавод имени М. Горького на Моховых горах, известный в наши дни как Борский стекольный завод, старейшее предприятие стекольной отрасли и один из производственных комплексов AGC Group.
Wienerberger Brick Award 2020: финал переносится на осень
Завершающий этап премии Brick Award от концерна Wienerberger из-за пандемии перенесли на осень. Но уже сформирован шорт-лист. Рассказываем подробнее о премии и показываем некоторые проекты-финалисты.
Ремесленные традиции
Для бизнес-центра «Депо №1» компания «Славдом» поставляла кирпич Wienerberger и системы крепления Baut. Замысел авторов, поддержанный качественным материалами и исполнением, воплотился в здание, достойное исторической среды Петербурга.
Броненосец из титан-цинка
Новая станция метро в Торонто по проекту британских архитекторов Grimshaw получила необычную кровлю, покрытую титан-цинком RHEINZINK.
Грани света
Параметрическое моделирование помогло апарт-отелю в комплексе Grani не затенять окружающие постройки, а окна Velux – обеспечить светом разнообразные внутренние пространства. Другая их заслуга: деликатное дополнение реконструированных исторических корпусов комплекса.
Тренды Delabie: бесконтактная ГИГИЕНА
Бесконтактные сантехнические приборы Delabie позволяют сократить риск заражения в разы даже в период эпидемии, а разработчики компании предлагают целый ряд инноваций, позволяющих предотвратить размножение бактерий как на поверхностях, так и внутри сантехнического оборудования.
ТЭЦ, спорт и зеленая крыша
Архитекторы BIG объединили в одном сооружении для Копенгагена экологичный мусоросжигательный завод, ТЭЦ, горнолыжный склон – и зеленую крышу системы ZinCo.
Стекло для городского калейдоскопа
Современные технологии и классические традиции, строгий и даже торжественный ритм: «Искра-Парк» словно бы переносит нас в 1930-е. С одной поправкой – на объемный, крупного рельефа и зеркального стекла фасад южного корпуса; он возвращает в наши дни.
Дмитрий Самылин: российский «авторский» кирпич и...
Глава фирмы «КИРИЛЛ» рассказал archi.ru о кирпичном производстве в России, новых российских заводах кирпича и клинкера ручной формовки, о новых коллекциях, разработанных с учетом пожеланий архитекторов, а также пригласил на семинар по клинкеру в «Руине» Музея архитектуры.

Сейчас на главной

Зигзаг над полем
Школьный спортзал, также играющий роль общественного центра для швейцарской деревни Ле-Во, спроектирован лозаннским бюро Localarchitecture.
Отстоять «Политехническую»
В Петербурге – новая волна градозащиты, ее поднял проект перестройки вестибюля станции метро «Политехническая». Мы расспросили архитекторов об этом частном случае и получили признания в любви к городу, советскому модернизму и зеленым площадям.
Пресса: Архитектура простыла в музыке
Новая филармония, которую открыли в 2015 году в парижском районе Ла-Виллет,— среди самых заметных произведений современной архитектуры во Франции. Но здание в итоге поссорило его создателей. Пять лет спустя автор проекта Жан Нувель и заказчик, руководство филармонии, обмениваются судебными исками на сотни миллионов евро. Рассказывает корреспондент “Ъ” во Франции Алексей Тарханов.
Автор-реконструктор
Дэвиду Чипперфильду поручена реновация здания Центрального телеграфа в Москве: в связи с этим вспомним, почему этот знаменитый британский архитектор считается мастером по работе с наследием, а также о «сложных случаях» в его практике.
Электрические колонны
Новый дом на Кутузовском по-своему интерпретирует как классицистический контекст места, так и присущий проспекту премиальный статус. В то же время он смел: таких колонн – стеклянных, светящихся в ночи трубок, в Москве еще не было. Пластические высказывание получилось сильным и бескомпромиссным, буквально на грани между декоративностью «Украины» и хай-теком Сити.
Пресса: Ар-деко. К юбилею выставки 1925 года в Париже
28 апреля 1925-го в Париже состоялось открытие «Международной выставки декоративного искусства и художественной промышленности». Это событие сыграло ключевую роль в развитии стиля ар-деко, самого яркого художественного направления межвоенной эпохи. И хотя сам термин появился много позже, в 1960-е, именно выставка в Париже подарила стилю его имя.
Архи-события: 25–31 мая
Несколько онлайн-лекций, новый экспресс-курс в МАРШ, конференция о пригородах на «Стрелке» и мастерская с Никитой и Андреем Асадовыми от проекта «Живые города».
Крыша на вырост
Хозяева смогут расширить свои «1/3 дома» по проекту бюро Rever & Drage на западе Норвегии, если их семья увеличится, а пока используют кровлю-навес как парковку, банкетный зал, мастерскую.
Из «муравейника» в «город-сад»
МАРШ запускает он-лайн-интенсив, посвященный экологически устойчивому развитию территорий. Об актуальности темы для российских регионов рассказывает куратор курса и наблюдатель ООН Ангелина Давыдова.
Бетон и пальмы
Новый корпус фонда Nubuke в Аккре, столице Ганы, по проекту бюро nav_s baerbel mueller и Юргена Штромайера.
Градсовет удаленно 19.05.2020
Жилой комплекс пополам с гостиницей, еще два варианта станции метро «Парк победы» и поглощение «Политехнической» – на третьем дистанционном градсовете Петербурга.
Простота для Новой Риги
Проект автомойки с кафе и террасой с видом на дальний лес, и «ритейл-офис» мебельных компаний с длинной и причудливой красной скамейкой.
Зеленый лабиринт на фасаде
Стены и кровля офисно-торгового комплекса Kö-Bogen II по проекту Кристофа Ингенхофена в Дюссельдорфе покрыты 8 километрами живой изгороди: это самый большой зеленый фасад Европы.
Параллельный мир
В частном подмосковном доме Parallel House архитектор Роман Леонидов создал выразительную скульптурную композицию из абсолютно простых форм – параллелепипедов, чье столкновение превратилось в захватывающий спектакль.
Зеркало для неба
Офисное здание cube berlin по проекту бюро 3XN рядом с центральным берлинским вокзалом получило зеркальный фасад-аттракцион, позволивший одновременно устроить открытые террасы для отдыха сотрудников.
Волнорез
В Истринском городском округе Подмосковья тандем бюро «Четвертое измерение» и «АРС-СТ» спроектировал спортивный комплекс – монообъем в виде скошенного параллелепипеда с острым, как у корабля, «носом»
Пресса: Как помойка станет парком. Григорий Ревзин о городе...
Подтверждая закон Ломоносова «сколько чего у одного тела отнимется, столько присовокупится к другому», превращение города в парк, ставшее главным трендом сегодняшнего урбан-дизайна, дополняется обратным трендом — превращением парка в город.
Илья Уткин: «Мы учились у Пиранези и Палладио»
О трех кварталах вокруг Кремля – Кадашевской слободе, Царевом саде и ЖК на Софийской набережной; о понимании города и храма, о творческой оттепели и десятилетии бескультурья; о сокровищах дедушкиной библиотеки – рассказал победитель бумажных конкурсов, лауреат Венецианской биеннале, архитектор-неоклассик Илья Уткин.
Фасад по солнцу
UNStudio реконструировало здание Hanwha Group в Сеуле в соответствии с требованиями энергоэффективности и комфорта, причем работа сотрудников Hanwha не прервалась даже на день.
Дом отшельника
Тема нынешней «Древолюции» – актуальнее не придумаешь. Участники проектировали скромный и легко реализуемый дом для уединения и наслаждения природой. Показываем 19 вдохновляющих работ, отобранных жюри.
Лестница в небо
Проект гостиницы в поселке Янтарный – пример новой типологии рекреационного комплекса, новый формат, объединивший гостиничную, деловую и культурную функции. И все это под лозунгом максимального единения с природой.
Граждане против Цумтора
В Лос-Анджелесе активисты провели конкурс проектов реконструкции музея LACMA, среди участников – Coop Himmelb(l)au и Barkow Leibinger. Это альтернатива «официальному» плану Петера Цумтора, который предусматривает уменьшение общей площади и снос четырех существующих корпусов.
Мыс доброй надежды
Показываем все семь проектов, участвовавших в закрытом конкурсе на создание концепции штаб-квартиры компании «Газпром нефть», а также приводим мнения экспертов.
Картинки на карантине
Как российские архитектурные бюро реагируют на карантин? Размышления о будущем, графика, юмор, хорошие фотографии. Собираем пазл из контента Instagram.
Не только военные песни
Один из проектов нынешнего конкурса благоустройства малых городов созвучен празднику 9 мая: его главный элемент – реконструкция парка, в котором ежегодно проходит фестиваль в честь автора известных песен военной тематики.
Городская лагуна
Архитекторы MVRDV встроили в «руины» городского торгового центра на Тайване общественное пространство The Spring с водоемами, детскими площадками, эстрадой и зеленью.
Белоснежные цилиндры
Арт-центр и парк Tank Shanghai по проекту пекинского бюро OPEN Architecture в Шанхае – редкий пример приспособления под новую функцию резервуаров для авиационного топлива.
Голодный город
Реконструкция Торжковского рынка от бюро RHIZOME: прилавки с фермерскими продуктами, фуд-холл и музей в интерьерах модернистского здания.
Пустота как драма
В Дубае закончено строительство комплекса The Opus, задуманного Захой Хадид еще в 2007 году. Главное в здании – криволинейный проем высотой в 8 этажей.
Благотворительная архитектура
Бюро Martlet Architects, за которым стоит молодая российская пара, с помощью архитектуры участвует в решении проблем стран третьего мира. Показываем школу и две клиники, построенные на краю света за счет благотворительных фондов и силами волонтеров.
Эко-административный комплекс
Zaha Hadid Architects выиграли в Шанхае конкурс на проект штаб-квартиры государственной Группы энергосбережения и охраны окружающей среды Китая. Комплекс должен стать образцовым эко-проектом, учитывающим также и последствия пандемии.
Назад в космос
Парк покорителей космоса на месте приземления Юрия Гагарина по концепции West 8 Адриана Гёзе делает Центр урбанистики экономического факультета МГУ под руководством Сергея Капкова.
Полосатое решение
Об интерьерах ТЦ «Багратионовский» и немного об истории строительства одного из примеров смешанных общественно-торговых прострнаств нового типа, в последнее время популярных в Москве.
Что посмотреть на выходных
Для тех кто планирует на майских поотдыхать – вот, можно сделать и это с пользой. Только что завершившийся цикл лекций Анны Броновицкой, прогулки с гидами по гугл-панорамам, знакомство с любимыми книгами архитекторов и еще пара хороших вариантов.
Башня-знак
Самое высокое деревянное здание в мире, 18-этажная башня Mjøstårnet на юге Норвегии, одновременно привлекает внимание к своему городу – Брумунндалу – и служит знаком возможностей дерева как строительного материала.
Остоженка: первая виртуальная
Две виртуальные экскурсии, с десяток лекций, интервью и круглых столов – подводим итоги выставки, посвященной 30-летию бюро и знаковому проекту реконструкции московского центра – району Остоженки. Выставка прошла полностью в «карантинном» он-лайн формате. Постарались собрать всё вместе.
Высотные фантазии
Публикуем проекты победителей и финалистов очередного конкурса eVolo Skyscraper Competition: уже в 15-й раз участники поражают наше воображение невероятными проектами небоскребов.