English version

Андрей и Никита Асадовы: «Архитектор как врач – чувствует, на какие точки нужно «нажать», чтобы город сразу ожил»

Кураторы «Зодчества»-2015 Андрей и Никита Асадовы – о флагманской роли архитектуры в трансформации малых городов, архитекторе как обладателе синтетического мышления и особенностях общероссийского контекста.

Нина Фролова

Беседовала:
Нина Фролова

mainImg
0
Архи.ру:
– Первый вопрос, который я хотела бы задать – одновременно от нас и от наших читателей. Список новых индустрий, о которых пойдет речь на «Зодчестве»-2015, очень широк, в него вошли почти все сферы деятельности, причем не только городские, но и сельские: агроиндустрия там тоже представлена. Получается, что для России на данный момент практически все области, кроме добывающей промышленности и девелопмента, в какой-то степени – новые и прогрессивные, и их нужно поддерживать.

Андрей и Никита Асадовы:
– Для выставочного проекта «Зодчества» в этом году мы стараемся отобрать все то, что, на наш взгляд, двигает деловую, жизненную активность города, без которой он не может существовать. Сейчас основная проблема, если рассматривать архитектуру страны в целом, заключается в том, что активные люди из регионов сначала переезжают в крупные города, областные центры, потом – в Москву, а затем, если повезет – на Запад. И одна из задач фестиваля – попробовать запустить обратный процесс – он уже начинает идти, но пока затронул немного людей – превращения малых городов в востребованные и привлекательные для жизни, в том числе – за счет новых индустрий, того, что мы называем новыми индустриями. С их помощью там появится деловая активность совершенно нового качества, потому что уже существует целый класс людей, которые устали делать в Москве то, что легко можно делать в маленьком городе в гораздо более комфортных условиях. И для этих городов, и для страны в целом это будет в определенном смысле спасением, потому что запустит принципиально другой механизм развития, а архитектура послужит инструментом для запуска этого механизма.

Новая индустрия – средство привлечения людей в малые города, а архитектура – инструмент удержания там людей и создания «нового качества жизни», поскольку сейчас производство – не столько про количество, сколько про качество, это производство нового формата: креативное, высокотехнологичное, интеллектуальное. Почему еще эта тема актуальна: сейчас из-за кризиса, исчезли прежние источники быстрого обогащения, и начинают работать технологии медленного или устойчивого развития. Мы рассматриваем эту ситуацию как шанс для запуска новых индустрий, популяризации и ускорения этого процесса.

Под новыми индустриями мы имеем в виду весь спектр интеллектуальной и творческой деятельности. Именно за ними – будущее. От того, насколько скоро Россия перейдет на эту «новую индустриальную» экономику, зависит, насколько быстро она сможет «переформатироваться», включая общество и культуру. Соответственно, если архитекторы уже сейчас начнут думать над тем, как приспособить под эту новую экономику существующие пространства в городах и вне городов, то архитектура может стать одним из флагманов процесса трансформации. То, что с начала этого года пора начинать этот процесс, все уже поняли. И мы предлагаем делать это с помощью архитектуры.

zooming
Андрей и Никита Асадовы. Фотография предоставлена оргкомитетом фестиваля «Зодчество»
zooming
«Винзавод» в Москве. Предоставлено оргкомитетом фестиваля «Зодчество»
zooming
Дизайн-завод «Флакон» в Москве. Предоставлено оргкомитетом фестиваля «Зодчество»



– Однако в списке у вас не только наука и культура, там и сфера обслуживания, туристическая отрасль, например, а также транспорт.

– Это все «бьет в одну точку». Новые индустрии – это как «точки роста» российских городов. Что нужно, чтобы «точка роста» в городе заработала? Нужно для нее сформировать эффективное пространство для развития или реновировать существующее. Можно с этой целью «переформатировать» заброшенные фабрики, которые стоят в центре многих средних и малых городов России, «переформатировать» там и пространство, и производство – на креативное, медийное, интеллектуалоемкое. Дальше, чтобы в городе работающим на новом «производстве» высокопрофессиональным специалистам было интересно, надо повысить там качество жизни, создать комфортную среду. Для этого нужно обновить общественные пространства или создать их с нуля. Туристическая индустрия тоже работает на эту цель: если в городе нет подходящего завода, но есть замечательный памятник архитектуры, кремль или монастырь, он тоже может стать «точкой роста».

– Монастырь – как музей или как переданный церкви культовый объект?

– С переданными церкви монастырями все благополучно, они сами стали настоящими культурными кластерами – и этому много примеров. Они формируют вокруг себя сообщество, делают то, с чем часто не справляются постсоветские городские власти: в случае монастырей присутствует сильная духовная составляющая, и все системы начинают работать гораздо легче и естественней.

Что касается транспорта, то, чтобы как можно быстрей перемещаться в таком новом «сетевом» сообществе городов – ведь даже если все будут постоянно находиться он-лайн, иногда все же надо съездить друг к другу в гости – нужны соответствующие транспортные системы – скоростные, комфортные. Начиная от реновации автодорог и кончая альтернативными видами транспорта, в том числе скоростным струнным транспортом.

zooming
Арт-пространство ЭМА (бывший Завод электромедицинской аппаратуры) в Москве. Фото © Юрий Пальмин. Предоставлено оргкомитетом фестиваля «Зодчество»
zooming
Модельный кластер © Мегабудка. Предоставлено оргкомитетом фестиваля «Зодчество»



– В манифесте фестиваля делается упор на человеческий капитал. С одной стороны, в России его достаточно, а с другой стороны, можно заметить дефицит этого капитала: это касается, скажем, круга ваших коллег – организаторов архитектурных событий – фестивалей, выставок: он довольно узок. Это наблюдение справедливо и для других сфер. Действительно активных людей, готовых выйти за пределы своей обычной жизни, круга работа – учеба – семья, как кажется, пока немного.

– А по нашим ощущениям, в российской архитектурной сфере в последнее время стало появляться на порядок больше «инициативных» проектов. Это, с одной стороны, связано с растущей популярностью урбанизма, околоархитектурных движений. И сами архитекторы стали выступать в роли активистов, инициаторов, «застрельщиков» реновации городского пространства. Вот живой пример такой инициативы – Кафедра Среды, запущенная молодой командой архитекторов «Мегабудка». Они в сетевом формате придумывают проект, обсуждают его и затем реализуют в городе. И мы знаем целый ряд таких инициатив.

zooming
Завод «Кристалл» © Бюро Nowadays. Предоставлено оргкомитетом фестиваля «Зодчество»
zooming
Творческая усадьба Арт-Гуслица. Предоставлено оргкомитетом фестиваля «Зодчество»



– Итак, основная экспозиция «Зодчества» будет посвящена новым индустриям. А что за спецпроекты ее дополнят?

– Да, главное место на выставке займут примеры архитектурной реновации городских территорий и отдельных объектов. Причем состав участников в ходе планируемого после фестиваля выставочного турне по России будет меняться – к имеющимся проектам добавятся местные примеры.

Другой спецпроект – «Анатомия города» Ильи Заливухина – покажет город как живой организм, со своим скелетом, нервной и кровеносной системой.

Традиционно будет и образовательный спецпроект, собирающий лучшие архитектурные школы России. Им занимаются Оскар Мамлеев и Школа МАРШ в лице ее руководителей Евгения Асса и Никиты Токарева.

Еще запланирован спецпроект необычного, «вербального» формата. Это совместный проект с Форумом Живых городов. Мы повесим большой плакат с принципами Хартии Живых Городов, предложенными разными экспертами, и свои пять принципов сможет добавить любой посетитель «Зодчества». Форум Живых городов – это инициатива родом из Ижевска, предложенная Львом Гордоном и его коллегами. Они на примере своего города показали, что с помощью активных жителей город может ожить, собрать свои внутренние ресурсы и преобразовать посредством энергии горожан свое пространство. И эта инициатива уже пошла по стране.

zooming
Музей науки и техники в Томске © «Студия 44». Предоставлено оргкомитетом фестиваля «Зодчество»
zooming
Эко-парк «Ясно Поле» © Бюро «8 линий». Предоставлено оргкомитетом фестиваля «Зодчество»



– В своих интервью вы нередко говорите, что «Зодчество» должно быть пиар-площадкой для продвижения архитектуры в целом. Но ведь в этом – проблема любых архитектурных выставок и фестивалей, включая венецианскую биеннале: они, в сущности – для «своих», для архитекторов и студентов, и на «Зодчество» тоже приходят, в основном, «свои», как и на Арх-Москву. Как же завлечь туда более широкую публику?

– Для начала, на наш взгляд, нужна «неархитектурная» тема. Тема «Новые индустрии» как раз задумана, чтобы привлечь не только архитекторов, но и самих создателей и участников новых индустрий, креативный класс, городских активистов. Кстати, к участию в главной выставке мы пригласили как архитекторов, так и создателей разных креативных проектов и площадок, и все они – наравне – делают макеты для экспозиции, что тоже очень интересно.

При этом мы хотим показать, что архитекторы – это специалисты, которые комплексно, синтетически мыслят и могут объединять интересы всех участников процесса.

zooming
Стерео-Сатка © «МАРШ лаб». Предоставлено оргкомитетом фестиваля «Зодчество»
zooming
Средневолжский филиал ГЦСИ в здании фабрики-кухня в Самаре. Предоставлено оргкомитетом фестиваля «Зодчество»



– Где же проходит граница ответственности архитектора?

– Это уже другая, но тоже важная тема. В России архитекторов очень часто воспринимают как «дизайнеров» фасадов, готовых объемов, заранее определенных градостроительными параметрами. А мы показываем, что у архитектора изначально есть потенциал «дирижера» организатора пространства, создателя стратегии его обновления. Он автор «скрипта», по которому запускается вся концепция внедрения и развития новых индустрий вплоть до того, что он может написать сценарий реновации целого города. Архитектор как врач – чувствует, на какие точки нужно, как в акупунктуре, «нажать» – какие конкретные места обновить в рамках любого, даже скромного бюджета – чтобы город сразу ожил.

Архитектор осмысляет интересы всех участников процесса: администрации города, его жителей, инвесторов, девелоперов. И, пропустив их через себя, он создает полезный для всего города продукт. Это синтетическое качество архитектурного мышления может быть спасительно именно сегодня, когда нужно формулировать комплексные стратегии.

У нас есть ощущение, что с начинающимся сейчас процессом переформатирования городов мало кто еще сталкивался и потому немногие знают, как с ним иметь дело. Что нужно сделать с пространством города, чтобы он обновился, «перезапустился» – не отдельное здание или общественное пространство, а весь его механизм в целом? У архитекторов есть шанс инициировать этот процесс, показав, что они могут гораздо больше, чем то, чем занимались последние 20 лет.

zooming
Фермерская ярмарка в Тульская области © Бюро «8 линий». Предоставлено оргкомитетом фестиваля «Зодчество»



– Ваша экспозиция будет соседствовать с традиционным для «Зодчества» смотром проектов со всей страны. Как эти две части сочетаются в вашей концепции?

– Помимо наших рассуждений, нужно понимать, какова реальность, в которой мы существуем. И как раз «Зодчество» дает эту необходимую картину мира, это не срез самых престижных столичных проектов, а средний показатель архитектуры по стране. Это «сбивает» любой возможный пафос. Мы не испытываем иллюзий, мы понимаем, что сегодня страна работает в таких условиях, с такими потребителями, в такой реальности. Это очень важно, так как всегда надо понимать, где ты находишься, каков контекст, который нужно учитывать, и этот контекст, кстати, не воспримет каких-то суперрадикальных изменений, он просто их не поймет.

Есть этот контекст, но есть тема этого года. Мы все – кураторы, экспертный совет, фестиваль в целом – предлагаем вектор развития – какое будущее мы видим за современной реальностью, и предлагаем думать и действовать в этом направлении – несмотря ни на что.

22 Сентября 2015

Нина Фролова

Беседовала:

Нина Фролова
Похожие статьи
Сергей Орешкин: «Наш опыт дает возможность оперировать...
За последние годы петербургское бюро «А.Лен» прочно закрепило за собой статус федерального, расширив географию проектов от Санкт-Петербурга до Владивостока. Получать крупные заказы помогает опыт, в том числе международный, структура и «архитектурная лаборатория» – именно в ней рождаются методики, по которым бюро создает комфортные квартиры и урбан-блоки. Подробнее о росте мастерской рассказывает Сергей Орешкин.
2023: что говорят архитекторы
Набрали мы комментариев по итогам года столько, что самим страшно. Общее суждение – в архитектурной отрасли в 2023 году было настолько все хорошо, прежде всего в смысле заказов, что, опять же, слегка страшновато: надолго ли? Особенность нашего опроса по итогам 2023 года – в нем участвуют не только, по традиции, москвичи и петербуржцы, но и архитекторы других городов: Нижний, Екатеринбург, Новосибирск, Барнаул, Красноярск.
Александра Кузьмина: «Легко работать, когда правила...
Сюжетом стенда и выступлений архитектурного ведомства Московской области на Зодчестве стало комплексное развитие территорий, или КРТ. И не зря: задача непростая и очень «живая», а МО по части работы с ней – в передовиках. Говорим с главным архитектором области: о мастер-планах и кто их делает, о том, где взять ресурсы для комфортной среды, о любимых проектах и даже о том, почему теперь мало хороших архитекторов и что делать с плохими.
Согласование намерений
Поговорили с главным архитектором Института Генплана Москвы Григорием Мустафиным и главным архитектором Южно-Сахалинска Максимом Ефановым – о том, как формируется рабочий генплан города. Залог успеха: сбор данных и моделирование, работа с горожанами, инфраструктура и презентация.
Изменчивая декорация
Члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023 продолжают рассуждать о том, какими будут общественные интерьеры будущего: важен предлагаемый пользователю опыт, гибкость, а в некоторых случаях – тотальный дизайн.
Определяющая среда
Человекоцентричные, технологичные или экологичные – какими будут общественные интерьеры будущего, рассказывают члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023.
Иван Греков: «Заказчик, который может и хочет сделать...
Говорим с Иваном Грековым, главой архитектурного бюро KAMEN, автором многих знаковых объектов Москвы последних лет, об истории бюро и о принципах подхода к форме, о разном значении объема и фасада, о «слоях» в работе со средой – на примере двух объектов ГК «Основа». Это квартал МИРАПОЛИС на проспекте Мира в Ростокино, строительство которого началось в конце прошлого года, и многофункциональный комплекс во 2-м Силикатном проезде на Звенигородском шоссе, на днях он прошел экспертизу.
Резюмируя социальное
В преддверии фестиваля «Открытый город» – с очень важной темой, посвященной разным апесктам социального, опросили организаторов и будущих кураторов. Первый комментарий – главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, инициатора и вдохновителя фестиваля архитектурного образования, проводимого Москомархитектурой.
Прямая кривая
В последний день мая в Москве откроется биеннале уличного искусства Артмоссфера. Один из участников Филипп Киценко рассказывает, почему архитектору интересно участвовать в городских фестивалях, а также показывает свой арт-объект на Таможенном мосту.
Бетонные опоры
Архитектурный фотограф Ольга Алексеенко рассказывает о спецпроекте «Москва на стройке», запланированном в рамках Арх Москвы.
Юлий Борисов: «ЖК «Остров» – уникальный проект, мы...
Один из самых больших проектов жилой застройки Москвы – «Остров» компании Донстрой – сейчас активно строится в Мневниковской пойме. Планируется построить порядка 1.5 млн м2 на почти 40 га. Начинаем изучать проект – прежде всего, говорим с Юлием Борисовым, руководителем архитектурной компании UNK, которая работает с большей частью жилых кварталов, ландшафтом и даже предложила общий дизайн-код для освещения всей территории.
Валид Каркаби: «В Хайфе есть коллекция арабского Баухауса»
В 2022 году в порт города Хайфы, самый глубоководный в восточном Средиземноморье, заходило рекордное количество круизных лайнеров, а общее число туристов, которые корабли привезли, превысило 350 тысяч. При этом сама Хайфа – неприбранный город с тяжелой судьбой – меньше всего напоминает туристический центр. О том, что и когда пошло не так и возможно ли это исправить, мы поговорили с архитектором Валидом Каркаби, получившим образование в СССР и несколько десятилетий отвечавшим в Хайфе за охрану памятников архитектуры.
О сохранении владимирского вокзала: мнения экспертов
Продолжаем разговор о сохранении здания вокзала: там и проект еще не поздно изменить, и даже вопрос постановки на охрану еще не решен, насколько нам известно, окончательно. Задали вопрос экспертам, преимущественно историкам архитектуры модернизма.
Фандоринский Петербург
VFX продюсер компании CGF Роман Сердюк рассказал Архи.ру, как в сериале «Фандорин. Азазель» создавался альтернативный Петербург с блуждающими «чикагскими» небоскребами и капсульной башней Кисе Курокавы.
2022: что говорят архитекторы
Мы долго сомневались, но решили все же провести традиционный опрос архитекторов по итогам 2022 года. Год трагический, для него так и напрашивается определение «слов нет», да и ограничений много, поэтому в опросе мы тоже ввели два ограничения. Во-первых, мы попросили не докладывать об успехах бюро. Во-вторых, не говорить об общественно-политической обстановке. То и другое, как мы и предполагали, очень сложно. Так и получилось. Главный вопрос один: что из архитектурных, чисто профессиональных, событий, тенденций и впечатлений вы можете вспомнить за год.
KOSMOS: «Весь наш путь был и есть – поиск и формирование...
Говорим с сооснователями российско-швейцарско-австрийского бюро KOSMOS Леонидом Слонимским и Артемом Китаевым: об учебе у Евгения Асса, ценности конкурсов, экологической и прочей ответственности и «сообщающимися сосудами» теории и практики – по убеждению архитекторов KOSMOS, одно невозможно без другого.
КОД: «В удаленных городах, не секрет, дефицит кадров»
О пользе синего, визуальном хаосе и общих и специальных проблемах среды российских городов: говорим с авторами Дизайн-кода арктических поселений Ксенией Деевой, Анастасией Конаревой и Ириной Красноперовой, участниками вебинара Яндекс Кью, который пройдет 17 сентября.
Никита Токарев: «Искусство – ориентир в джунглях...
Следующий разговор в рамках конференции Яндекс Кью – с директором Архитектурной школы МАРШ Никитой Токаревым. Дискуссия, которая состоится 10 сентября в 16:00 оффлайн и онлайн, посвящена междисциплинарности. Говорим о том, насколько она нужна архитектурному образованию, где начинается и заканчивается.
Архитектурное образование: тренды нового сезона
МАРШ, МАРХИ, школа Сколково и руководители проектов дополнительного обучения рассказали нам о том, что меняется в образовании архитекторов. На что повлиял уход иностранных вузов, что будет с российской архитектурной школой, к каким дополнительным знаниям стремиться.
Архитектор в метаверс
Поговорили с участниками фестиваля креативных индустрий G8 о том, почему метавселенные – наша завтрашняя повседневность, и каким образом архитекторы могут влиять на нее уже сейчас.
Арсений Афонин: «Полученные знания лучше сразу применять...
Яндекс Кью проводит бесплатную онлайн-конференцию «Архитектура, город, люди». Мы поговорили с авторами докладов, которые могут быть интересны архитекторам. Первое интервью – с руководителем Софт Культуры. Вебинар о лайфхаках по самообразованию, в котором он участвует – в среду.
Устойчивость метода
ТПО «Резерв» в честь 35-летия покажет на Арх Москве совершенно неизвестные проекты. Задали несколько вопросов Владимиру Плоткину и показываем несколько картинок. Пока – без названий.
Сергей Надточий: «В своем исследовании мы формулируем,...
Недавно АБ ATRIUM анонсировало почти завершенное исследование, посвященное форматам проектирования современных образовательных пространств. Говорим с руководителем проекта Сергеем Надточим о целях, задачах, специфике и структуре будущей книги, в которой порядка 300 страниц.
Пресса: «Новые индустрии»: история с продолжением
В обзорном видеосюжете с фестиваля «Зодчество 2015», его куратор, архитектор Андрей Асадов объясняет, почему выставочному проекту «Кейсы в кейсах» необходимо отправиться в турне по всей стране.
Проект «Исследование». Послесловие
Подводя итоги «Зодчества»-2015, публикуем стенограмму дискуссии о перспективах архитектурного образования в России с участием преподавателей МАРХИ, МАРШ, «Стрелки», Казанского и Вологодского университетов.
Пресса: Исследовательский блок «Управление городом» на фестивале...
На проходившем с 1 по 3 октября в ЦДХ фестивале «Зодчество» в рамках спецпроекта архитектора Ильи Заливухина «Анатомия города» Высшая школа урбанистики (ВШУ) представила тематический раздел «Управление городом». В материале подробно описаны все исследования ВШУ, предоставленные для данного раздела.
Пресса: Дирижеры городских пространств
Трехдневный XXIII Международный архитектурный фестиваль «Зодчество-2015», организованный Союзом архитекторов России, завершился в Центральном Доме Художника 3 октября.
Золотой дождь
Репортаж с церемонии награждения – как всегда, многочисленных – лауреатов фестиваля «Зодчество». «Дедал», напоминаем, достался Евгению Ассу.
Пресса: Дороги – скелет, архитектура – мышцы
На прошлой неделе в Москве прошел 23-й ежегодный фестиваль «Зодчество». Тема фестиваля в этом году – «Новые индустрии. Позитивные практики развития городов». Были представлены такие проекты, как «Анатомия города», где город рассматривается как живой организм с мышцами, скелетом, мозгом, душой, «Кейсы в кейсах» – 25 позитивных практик развития территорий. Большая экспозиция была посвящена модернизации панельного домостроения в Москве.
Пресса: Смотр достижений в области архитектуры и градостроительства...
Три дня будет работать в Москве международный фестиваль «Зодчество» – смотр достижений в области архитектуры и градостроительства. Главная экспозиция «Кейсы в кейсах» представляет коллекцию примеров того, как с помощью архитектуры и новых индустрий можно «перезапустить» любую территорию, будь то фермерская ярмарка, крупнейшая промзона Москвы, моногород или исторический центр провинциального города.
Полная история «Городов»
В рамках «Зодчества»-2015 будет представлена книга «Города», подробно рассказывающая о восьми годах существования этого фестиваля. Об этом издании Архи.ру побеседовал с сооснователем «Городов» Андреем Асадовым.
Пресса: Архитектор — продюсер городов будущего
В далёком уже 1993 году состоялся первый российский архитектурный фестиваль «Зодчество». За 22 года истории фестиваля случались взлёты и падения, радикальные пересмотры концепции. Говорили даже о его кончине. Но «Зодчество» уцелело и выжило, как выжило и само зодчество, и не в последнюю очередь благодаря учреждённой в 2009 году должности куратора фестиваля. Так что ничего удивительного, что с вопросами по фестивалю «Зодчество-2015″, который пройдёт с 1 по 3 октября в ЦДХ, наш редактор Сергей ПАНАСЕНКО обратился к нынешним кураторам события – архитекторам Андрею и Никите Асадовым.
Технологии и материалы
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Топ-15 МАФов уходящего года
Какие малые архитектурные формы лучше всего продавались в 2023 году? А какие новинки заинтересовали потребителей?
Спойлер: в тренды попали как умные скамейки, так и консервативная классика. Рассказываем обо всех.
Металл с олимпийским характером
Алюминий – материал, сочетающий визуальную привлекательность и вариативность применения с выдающимися механико-техническими свойствами.
Рассказываем о 5 знаковых спорткомплексах, при реализации которых был использован фасадный алюминий компании Cladding Solutions.
Частная жизнь в кирпиче
Что происходит с обликом малоэтажной застройки в России? Архи.ру поговорил с экспертами и выяснил, какие тренды отмечают архитекторы в частном домостроении и почему кирпич остается самым популярным материалом для проектов загородных домов с очень разной экономикой.
Новая деталь: 10 лет реконструкции гостиницы «Москва»
В 2013 году был завершен третий этап строительства современной гостиницы «Москва» на Манежной площади, на месте разобранного здания Савельева, Стапрана и Щусева. В этом году исполняется ровно 10 лет одному из самых громких воссозданий 2010-х. Фасады нового здания выполнялись компанией «ОртОст-Фасад».
Сейчас на главной
Золотое кольцо
Показываем работы трех финалистов конкурса на эскизный проект нового международного аэропорта Ярославля. Концепцию победителя планируют реализовать к 2027 году.
Энергия [пост]модернизма
В Аптекарском приказе Музея архитектуры открылась выставка Владимира Кубасова. Она состоит, по большей части, из новых поступлений – архива, переданного в музей дочерью архитектора Мариной, но, с другой стороны, рисунки Кубасова собраны по проектам и неплохо раскрывают его творческий путь, который, как подчеркивают кураторы, прямо стыкуется с современной архитектурой, так как работал архитектор всю жизнь до последнего вздоха, почти 50 лет.
Кристаллы и минералы
Архитектор Дмитрий Серегин, успевший поработать в Coop Himmelb(l)au MAD Architects , предлагает новый подход к реабилитационной архитектуре. С помощью нейросети он стирает грань между архитектурой и природой, усиливая целительное воздействие последней на человека.
Модернизация – 3
Третья книга НИИТИАГ о модернизации городской среды: что там можно, что нельзя, и как оно исторически происходит. В этом году: готика, Тамбов, Петербург, Енисейск, Казанская губерния, Нижний, Кавминводы, равно как и проблематика реновации и устойчивости.
Там русский дух
Второй проект, реализованный бюро Megabudka на территории парка «Кудыкина гора» – гостиничный комплекс. В нем архитекторы продолжили поиски идентичности, но изменили направление: в сторону белокаменных церквей, уюта избы, уездного быта и космизма. Не обошлось и без драмы.
Счастье независимого творчества
Немало уже было сказано с трибуны и в кулуарах – как это хорошо, что в период застоя и типовухи развивались другие виды архитектурного творчества: НЭР, бумажная архитектура... Но не то чтобы мы хорошо знаем этот слой. Теперь, благодаря книге Андрея Бокова, который сам принимал участие во многих моментах этой деятельности, надеемся, станет намного яснее. Книга бесценная, написана хорошо. Но есть сомнения. В пророческом пафосе.
Новый «Полёт»
Архитекторы бюро «Мезонпроект» разработали проект перестройки областного молодежного центра «Полёт» в Орле. Летний клуб, построенный еще в конце 1970-х годов, станет всесезонным и приобретет много дополнительных функций.
Минимализм за Полярным кругом
Участники архитектурно-градостроительного конкурса «Деревянный минимализм улицы Смидовича» работали над образом центральной улицы Нарьян-Мара, условием было использование деревянных конструкций, а победивший проект планируют положить в основу мастер-плана центра города. Судило профессиональное жюри, а потом жители города. Публикуем 4 победивших проекта.
Яуза towers
В столице не так много зданий и проектов Никиты Явейна и «Студии 44». Представляем вашему вниманию концепцию большого многофункционального комплекса на Яузе, между двумя парками, с набережной, перекрестьем пешеходных улиц, развитым общественным пространством и оригинальным пластическим решением. Оно совмещает сложную, асимметричную, как пятнашки, сетку фасадов и смелые заострения верхних частей, полностью скрывающее техэтажи и вылепливающее силуэт.
И опять о птицах
Завершается строительство первого аэропорта в китайском городе Лишуй. Архитекторы пекинского бюро MAD выбрали для своего проекта самый очевидный визуальный прототип – серебристо-белую птицу.
Подражание природе
Открываем новую рубрику «Нейросети» работой для конкурса AI&Biomimicry. Для концепции музейного комплекса авторы позаимствовали природные световые явления и принцип биомимикрии. Этот промт не был простым: использовались слова трабекулы, мезоглея, сцинтиллоны и динофлагелляты.
Мастер яркого высказывания
Искусство архитектора и художника Владимира Сомова построено на столь ярких контрастах, что, входя на выставку, в какой-то момент думаешь, что получил кулаком в нос. А потом очень интересно. Мало кто, даже из модернистов, допущенных к работе с уникальными проектами, искал сложности так увлеченно, чтобы не сказать самозабвенно. ММОМА показывает выставку, основанную на работах, переданных автором в музей в 2019–2020 годах, но дополненную так, чтобы раскрыть Сомова и как художника, и как архитектора.
Тайный пруд
Благодаря проекту команды TISS Garden у жильцов клубного дома Ordynka в центре Москвы появился вид на воду: на плите подземного паркинга удалось создать водоем с системой фильтрации, высадить взрослые деревья и другую растительность.
Офисы с «ленточкой»
В Берлине началось строительство офисного (и немного жилого) «кампуса» LXK по проекту MVRDV. Проект связан с развитием района Восточного вокзала.
Венец из пентхаусов
Первое многоэтажное здание Монако, жилая башня Le Schuylkill, получит после реконструкции по проекту Zaha Hadid Architects завершение из шести пентхаусов.
«Красный просвещенец» в Нижнем Новгороде: снос или...
В Нижнем Новгороде прямо сейчас идет «битва экспертиз»: удивительный заросший зеленью квартал двадцатых годов «Красный просвещенец», с одной стороны, пытаются поставить на охрану как достопримечательное место, а с другой стороны, похоже, есть желание отдать его под застройку полностью или частично. Мы попросили журналиста и активиста Иру Маслову рассказать о ситуации.
Вулканическое
В Никола-Ленивце сожгли Черную гору – вулкан. Ее автор – она же автор Вавилонской башни 2022 года, и два объекта заметно перекликаются между собой. Только если предыдущий был про человеческое дерзновение, то теперь форма ушла в природные ассоциации и растворилась там. Вашему вниманию – фотографии сожжения.
Черный, белый и стекло
Лаконичный в формах и отделке дом для подмосковного коттеджного поселка, основным приемом которого стал контраст – цвета, материалов и масс.
Два, пять, десять, девятнадцать: Нижегородский рейтинг
В Нижнем Новгороде наградили победителей XV, по-своему юбилейного, архитектурного рейтинга. Вручали пафосно, на большой сцене недавно открывшейся «Академии Маяк», а победителей на сей раз два: Школа 800 и Галерея на Ошарской. А мы присоединили к двум трех, получилось пять: сокращенный список шорт-листа. И для разнообразия каждый проект немного поругали, потому что показалось, что в этом году в рейтинге есть лидеры, но абсолютного – вот точно нет.
Сергей Орешкин: «Наш опыт дает возможность оперировать...
За последние годы петербургское бюро «А.Лен» прочно закрепило за собой статус федерального, расширив географию проектов от Санкт-Петербурга до Владивостока. Получать крупные заказы помогает опыт, в том числе международный, структура и «архитектурная лаборатория» – именно в ней рождаются методики, по которым бюро создает комфортные квартиры и урбан-блоки. Подробнее о росте мастерской рассказывает Сергей Орешкин.
Вплотную к демократии
Конкурс на проект реконструкции зданий датского парламента выиграли бюро Cobe, Arcgency и Drachmann совместно с конструкторами Sweco. Цель трансформации – позволить любому гражданину приблизиться вплотную к оплоту демократии.
Арка, жемчужина, крыло и ветер
В соцсетях губернатора Омской области началось голосование за лучший проект нового аэропорта. Мы попросили у финалистов проекты и показываем их. Все довольно интересно: заказчик просил сделать здание визуально проницаемым насквозь, а образы, с которыми работают авторы – это арки, крылья, порывы ветра и даже «Раковина» Врубеля, который родился в Омске.
Три башни профессора Юрия Волчка
Все знают Юрия Павловича Волчка как увлеченного исследователя архитектуры XX века и теоретика, но из нашей памяти как-то выпадает тот факт, что он еще и проектировал как архитектор – сам и совместно с коллегами, в 1990-е и 2010-е годы. Статья Алексея Воробьева, которую мы публикуем с разрешения редакции сборника «Современная архитектура мира», – о Волчке как архитекторе и его проектах.
Парк архитектуры и отдыха
Для подмосковного гостиничного комплекса, предполагающего разные форматы отдыха, бюро T+T Architects предложило несколько типов жилья: от классического «стандарта» в общем корпусе до «пещеры в холме» и «домика на дереве». Дополнительной задачей стала интеграция в «архитектурно-лесной» парк существующих на территории резиденций, построенных в классическом стиле.
Лирически-энергетическая архитектура
Здание поста управления солнечной электростанцией Kalyon Karapınar SPP по проекту Bilgin Architects в Центральной Анатолии служит «пользовательским интерфейсом» для бесконечного поля солнечных батарей.
Пресса: Архитектура без излишеств: есть ли рецепты, позволяющие...
На нынешнем рынке застройщики лавируют между неуклонно растущей себестоимостью и растущими же потребностями покупателей, отдающих за свои типовые квартиры впечатляющие суммы. Способна ли архитектура стать дополнительным конкурентным преимуществом реализуемых проектов? И есть ли рецепты, позволяющие строить «дешево и красиво»?
За актовым залом
Для оформления интерьера микро-клуба в Калининграде Олеся Левкович обратилась к духу Италии 1980-х, а чтобы в помещение без окон проникал естественный цвет, вмонтировала в стены россыпь стеклоблоков.