Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

22.09.2015

Андрей и Никита Асадовы: «Архитектор как врач – чувствует, на какие точки нужно «нажать», чтобы город сразу ожил»

Нина Фролова

Кураторы «Зодчества»-2015 Андрей и Никита Асадовы – о флагманской роли архитектуры в трансформации малых городов, архитекторе как обладателе синтетического мышления и особенностях общероссийского контекста.

Андрей и Никита Асадовы. Фотография предоставлена оргкомитетом фестиваля «Зодчество»
Андрей и Никита Асадовы. Фотография предоставлена оргкомитетом фестиваля «Зодчество»


Архи.ру:
– Первый вопрос, который я хотела бы задать – одновременно от нас и от наших читателей. Список новых индустрий, о которых пойдет речь на «Зодчестве»-2015, очень широк, в него вошли почти все сферы деятельности, причем не только городские, но и сельские: агроиндустрия там тоже представлена. Получается, что для России на данный момент практически все области, кроме добывающей промышленности и девелопмента, в какой-то степени – новые и прогрессивные, и их нужно поддерживать.

Андрей и Никита Асадовы:
– Для выставочного проекта «Зодчества» в этом году мы стараемся отобрать все то, что, на наш взгляд, двигает деловую, жизненную активность города, без которой он не может существовать. Сейчас основная проблема, если рассматривать архитектуру страны в целом, заключается в том, что активные люди из регионов сначала переезжают в крупные города, областные центры, потом – в Москву, а затем, если повезет – на Запад. И одна из задач фестиваля – попробовать запустить обратный процесс – он уже начинает идти, но пока затронул немного людей – превращения малых городов в востребованные и привлекательные для жизни, в том числе – за счет новых индустрий, того, что мы называем новыми индустриями. С их помощью там появится деловая активность совершенно нового качества, потому что уже существует целый класс людей, которые устали делать в Москве то, что легко можно делать в маленьком городе в гораздо более комфортных условиях. И для этих городов, и для страны в целом это будет в определенном смысле спасением, потому что запустит принципиально другой механизм развития, а архитектура послужит инструментом для запуска этого механизма.

Новая индустрия – средство привлечения людей в малые города, а архитектура – инструмент удержания там людей и создания «нового качества жизни», поскольку сейчас производство – не столько про количество, сколько про качество, это производство нового формата: креативное, высокотехнологичное, интеллектуальное. Почему еще эта тема актуальна: сейчас из-за кризиса, исчезли прежние источники быстрого обогащения, и начинают работать технологии медленного или устойчивого развития. Мы рассматриваем эту ситуацию как шанс для запуска новых индустрий, популяризации и ускорения этого процесса.

Под новыми индустриями мы имеем в виду весь спектр интеллектуальной и творческой деятельности. Именно за ними – будущее. От того, насколько скоро Россия перейдет на эту «новую индустриальную» экономику, зависит, насколько быстро она сможет «переформатироваться», включая общество и культуру. Соответственно, если архитекторы уже сейчас начнут думать над тем, как приспособить под эту новую экономику существующие пространства в городах и вне городов, то архитектура может стать одним из флагманов процесса трансформации. То, что с начала этого года пора начинать этот процесс, все уже поняли. И мы предлагаем делать это с помощью архитектуры.

«Винзавод» в Москве. Предоставлено оргкомитетом фестиваля «Зодчество»
«Винзавод» в Москве. Предоставлено оргкомитетом фестиваля «Зодчество»
Дизайн-завод «Флакон» в Москве. Предоставлено оргкомитетом фестиваля «Зодчество»
Дизайн-завод «Флакон» в Москве. Предоставлено оргкомитетом фестиваля «Зодчество»



– Однако в списке у вас не только наука и культура, там и сфера обслуживания, туристическая отрасль, например, а также транспорт.

– Это все «бьет в одну точку». Новые индустрии – это как «точки роста» российских городов. Что нужно, чтобы «точка роста» в городе заработала? Нужно для нее сформировать эффективное пространство для развития или реновировать существующее. Можно с этой целью «переформатировать» заброшенные фабрики, которые стоят в центре многих средних и малых городов России, «переформатировать» там и пространство, и производство – на креативное, медийное, интеллектуалоемкое. Дальше, чтобы в городе работающим на новом «производстве» высокопрофессиональным специалистам было интересно, надо повысить там качество жизни, создать комфортную среду. Для этого нужно обновить общественные пространства или создать их с нуля. Туристическая индустрия тоже работает на эту цель: если в городе нет подходящего завода, но есть замечательный памятник архитектуры, кремль или монастырь, он тоже может стать «точкой роста».

– Монастырь – как музей или как переданный церкви культовый объект?

– С переданными церкви монастырями все благополучно, они сами стали настоящими культурными кластерами – и этому много примеров. Они формируют вокруг себя сообщество, делают то, с чем часто не справляются постсоветские городские власти: в случае монастырей присутствует сильная духовная составляющая, и все системы начинают работать гораздо легче и естественней.

Что касается транспорта, то, чтобы как можно быстрей перемещаться в таком новом «сетевом» сообществе городов – ведь даже если все будут постоянно находиться он-лайн, иногда все же надо съездить друг к другу в гости – нужны соответствующие транспортные системы – скоростные, комфортные. Начиная от реновации автодорог и кончая альтернативными видами транспорта, в том числе скоростным струнным транспортом.

Арт-пространство ЭМА (бывший Завод электромедицинской аппаратуры) в Москве. Фото © Юрий Пальмин. Предоставлено оргкомитетом фестиваля «Зодчество»
Арт-пространство ЭМА (бывший Завод электромедицинской аппаратуры) в Москве. Фото © Юрий Пальмин. Предоставлено оргкомитетом фестиваля «Зодчество»
Модельный кластер © Мегабудка. Предоставлено оргкомитетом фестиваля «Зодчество»
Модельный кластер © Мегабудка. Предоставлено оргкомитетом фестиваля «Зодчество»



– В манифесте фестиваля делается упор на человеческий капитал. С одной стороны, в России его достаточно, а с другой стороны, можно заметить дефицит этого капитала: это касается, скажем, круга ваших коллег – организаторов архитектурных событий – фестивалей, выставок: он довольно узок. Это наблюдение справедливо и для других сфер. Действительно активных людей, готовых выйти за пределы своей обычной жизни, круга работа – учеба – семья, как кажется, пока немного.

– А по нашим ощущениям, в российской архитектурной сфере в последнее время стало появляться на порядок больше «инициативных» проектов. Это, с одной стороны, связано с растущей популярностью урбанизма, околоархитектурных движений. И сами архитекторы стали выступать в роли активистов, инициаторов, «застрельщиков» реновации городского пространства. Вот живой пример такой инициативы – Кафедра Среды, запущенная молодой командой архитекторов «Мегабудка». Они в сетевом формате придумывают проект, обсуждают его и затем реализуют в городе. И мы знаем целый ряд таких инициатив.

Завод «Кристалл» © Бюро Nowadays. Предоставлено оргкомитетом фестиваля «Зодчество»
Завод «Кристалл» © Бюро Nowadays. Предоставлено оргкомитетом фестиваля «Зодчество»
Творческая усадьба Арт-Гуслица. Предоставлено оргкомитетом фестиваля «Зодчество»
Творческая усадьба Арт-Гуслица. Предоставлено оргкомитетом фестиваля «Зодчество»



– Итак, основная экспозиция «Зодчества» будет посвящена новым индустриям. А что за спецпроекты ее дополнят?

– Да, главное место на выставке займут примеры архитектурной реновации городских территорий и отдельных объектов. Причем состав участников в ходе планируемого после фестиваля выставочного турне по России будет меняться – к имеющимся проектам добавятся местные примеры.

Другой спецпроект – «Анатомия города» Ильи Заливухина – покажет город как живой организм, со своим скелетом, нервной и кровеносной системой.

Традиционно будет и образовательный спецпроект, собирающий лучшие архитектурные школы России. Им занимаются Оскар Мамлеев и Школа МАРШ в лице ее руководителей Евгения Асса и Никиты Токарева.

Еще запланирован спецпроект необычного, «вербального» формата. Это совместный проект с Форумом Живых городов. Мы повесим большой плакат с принципами Хартии Живых Городов, предложенными разными экспертами, и свои пять принципов сможет добавить любой посетитель «Зодчества». Форум Живых городов – это инициатива родом из Ижевска, предложенная Львом Гордоном и его коллегами. Они на примере своего города показали, что с помощью активных жителей город может ожить, собрать свои внутренние ресурсы и преобразовать посредством энергии горожан свое пространство. И эта инициатива уже пошла по стране.

Музей науки и техники в Томске © «Студия 44». Предоставлено оргкомитетом фестиваля «Зодчество»
Музей науки и техники в Томске © «Студия 44». Предоставлено оргкомитетом фестиваля «Зодчество»
Эко-парк «Ясно Поле» © Бюро «8 линий». Предоставлено оргкомитетом фестиваля «Зодчество»
Эко-парк «Ясно Поле» © Бюро «8 линий». Предоставлено оргкомитетом фестиваля «Зодчество»



– В своих интервью вы нередко говорите, что «Зодчество» должно быть пиар-площадкой для продвижения архитектуры в целом. Но ведь в этом – проблема любых архитектурных выставок и фестивалей, включая венецианскую биеннале: они, в сущности – для «своих», для архитекторов и студентов, и на «Зодчество» тоже приходят, в основном, «свои», как и на Арх-Москву. Как же завлечь туда более широкую публику?

– Для начала, на наш взгляд, нужна «неархитектурная» тема. Тема «Новые индустрии» как раз задумана, чтобы привлечь не только архитекторов, но и самих создателей и участников новых индустрий, креативный класс, городских активистов. Кстати, к участию в главной выставке мы пригласили как архитекторов, так и создателей разных креативных проектов и площадок, и все они – наравне – делают макеты для экспозиции, что тоже очень интересно.

При этом мы хотим показать, что архитекторы – это специалисты, которые комплексно, синтетически мыслят и могут объединять интересы всех участников процесса.

Стерео-Сатка © «МАРШ лаб». Предоставлено оргкомитетом фестиваля «Зодчество»
Стерео-Сатка © «МАРШ лаб». Предоставлено оргкомитетом фестиваля «Зодчество»
Средневолжский филиал ГЦСИ в здании фабрики-кухня в  Самаре. Предоставлено оргкомитетом фестиваля «Зодчество»
Средневолжский филиал ГЦСИ в здании фабрики-кухня в Самаре. Предоставлено оргкомитетом фестиваля «Зодчество»



– Где же проходит граница ответственности архитектора?

– Это уже другая, но тоже важная тема. В России архитекторов очень часто воспринимают как «дизайнеров» фасадов, готовых объемов, заранее определенных градостроительными параметрами. А мы показываем, что у архитектора изначально есть потенциал «дирижера» организатора пространства, создателя стратегии его обновления. Он автор «скрипта», по которому запускается вся концепция внедрения и развития новых индустрий вплоть до того, что он может написать сценарий реновации целого города. Архитектор как врач – чувствует, на какие точки нужно, как в акупунктуре, «нажать» – какие конкретные места обновить в рамках любого, даже скромного бюджета – чтобы город сразу ожил.

Архитектор осмысляет интересы всех участников процесса: администрации города, его жителей, инвесторов, девелоперов. И, пропустив их через себя, он создает полезный для всего города продукт. Это синтетическое качество архитектурного мышления может быть спасительно именно сегодня, когда нужно формулировать комплексные стратегии.

У нас есть ощущение, что с начинающимся сейчас процессом переформатирования городов мало кто еще сталкивался и потому немногие знают, как с ним иметь дело. Что нужно сделать с пространством города, чтобы он обновился, «перезапустился» – не отдельное здание или общественное пространство, а весь его механизм в целом? У архитекторов есть шанс инициировать этот процесс, показав, что они могут гораздо больше, чем то, чем занимались последние 20 лет.

Фермерская ярмарка в  Тульская области © Бюро «8 линий». Предоставлено оргкомитетом фестиваля «Зодчество»
Фермерская ярмарка в Тульская области © Бюро «8 линий». Предоставлено оргкомитетом фестиваля «Зодчество»



– Ваша экспозиция будет соседствовать с традиционным для «Зодчества» смотром проектов со всей страны. Как эти две части сочетаются в вашей концепции?

– Помимо наших рассуждений, нужно понимать, какова реальность, в которой мы существуем. И как раз «Зодчество» дает эту необходимую картину мира, это не срез самых престижных столичных проектов, а средний показатель архитектуры по стране. Это «сбивает» любой возможный пафос. Мы не испытываем иллюзий, мы понимаем, что сегодня страна работает в таких условиях, с такими потребителями, в такой реальности. Это очень важно, так как всегда надо понимать, где ты находишься, каков контекст, который нужно учитывать, и этот контекст, кстати, не воспримет каких-то суперрадикальных изменений, он просто их не поймет.

Есть этот контекст, но есть тема этого года. Мы все – кураторы, экспертный совет, фестиваль в целом – предлагаем вектор развития – какое будущее мы видим за современной реальностью, и предлагаем думать и действовать в этом направлении – несмотря ни на что.
беседовала: Нина Фролова