Индустрии воздушные и домостроительные

Вчера в ЦДХ открылся фестиваль «Зодчество». Его главные герои – проекты постиндустирального преобразования территорий наравне с вновь ожившими и переодевшимися домостроительными комбинатами.

mainImg
Тема двадцать второго по счету, то есть помнящего почти всю историю постсоветского пространства, фестиваля Союза архитекторов России – «Новые индустрии. Позитивные практики развития городов», и мы достаточно подробно, устами кураторов, рассказывали о его некоммерческой программе. Пора поделиться впечатлениями о фестивальной реальности.

Первый культурный шок – «Зодчество» проходит в любезно приютившем его ЦДХ. Разговоры об этом шли, насколько известно, достаточно давно, во всяком случае после того, как бессменный Большой Манеж несколько бесцеремонно выставил фестиваль, продлив за его счет милую верноподданническому сердцу народа выставку об истории рода Романовых. После чего всероссийский архитектурный фестиваль пару лет проводили в Гостином дворе.

Для посетителей выставки место – это, как известно, половина впечатлений, а может быть, и побольше. На фестиваль САР оно тоже произвело эффект. С одной стороны, мы неизбежно сравниваем теперь «Зодчество» с Арх Москвой. То есть и раньше сравнивали, но теперь, когда появилась возможность наложить их друг на друга буквально – другое дело, сразу хочется все померить. Тем более что предыдущее «Зодчество» прошло в декабре и еще не остыло, Арх Москва в мае, а сейчас только начало октября, события спрессовались, что тоже провоцирует, и хочется что-то сказать такое про петровский Новый год, потом весенний, потом летопровождение – вот было бы неплохо так и оставить, три фестиваля по счету новогодних праздников. Но есть еще старый новый год, и он сильно подводит, на столько фестивалей кураторов не хватит. Но можно проводить в это время какой-нибудь конкурс. Или объявлять.

Но дело не в том. Подходя к ЦДХ, невольно удивляешься отсутствию большого баннера на фасаде. Внутри понимаешь, что третий этаж не занят, там выставка живописи. Словом, сейчас фестиваль раза в два-три, скорее в три, меньше Арх Москвы даже в ее кризисном, редуцированном состоянии.

Для фестиваля это, может быть, и плохо, а для его зрителей хорошо. Потому что историю «Зодчества» можно рассматривать, конечно, по-разному, но можно – как долгий и трудный процесс очищения от лишнего. Есть у фестиваля имманентная, то есть внутренне присущая, особенность: его организаторы неизменно стремятся наградить всех и привлечь как можно больше участников. Всех позвали и всех наградили. К тому же он всероссийский, словом, он всегда был лабиринтом утомительных блужданий. Многие архитекторы и дизайнеры делали попытки структурировать массу, но получалось только рассовать, как при небрежной уборке, по ящикам. Даже в декабре, хотя титаническими, надо думать, усилиями кураторов братьев Асадовых, экспозиция стала намного яснее, прозрачнее и увлекательнее, следы родовой травмы «Зодчества» прочитывались. Теперь же их почти нет, или они не видны. Сложно сказать, в чем причина, главная причина, надо думать, экономическая – кризис, но в данном случае он отлично повлиял на целое, настолько легкой, почти взлетающей, стала выставка.

Многое перебралось, надо думать, в формат общения и презентаций (программа здесь). Что-то, определенно, задано самим зданием и планкой Арх Москвы. Какую-то роль сыграл опыт Асадовых в организации фестиваля «Города» – впрочем, про них в экспозиции ни слова, хотя запланирована презентация книги по истории проекта. Но вот, получилось легко и свободно.
«Модельный кластер» на первом этаже ЦДХ. «Зодчество 2015». Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Экспозиция «Новые индустрии». «Зодчество 2015». Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Экспозиция «Новые индустрии». «Зодчество 2015». Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Экспозиция «Новые индустрии». «Зодчество 2015». Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Центральный зал второго этажа занят главным кураторским проектом «Новые индустрии»: с высокого потолка свисают широкие полотна, перед каждым – макет на унифицированном чемодане. Участвуют совершенно разные проекты. Крупные жилые комплексы на месте промзон, разной степени завершенности: московские «Садовые кварталы» Сергея Скуратова, петербургский «Завод «Россия» Сергея Чобана, «Проект «Символ» – реконструкция «Серпа и молота» по проекту победившего в конкурсе LDA design. Наоборот, опыты артистического преобразования территорий и промзон: фестиваль Арт-Овраг, дизайн-завод «Флакон», только что начавшийся малоизвестный проект NimLoft из Иваново – швейный кластер. Средневолжский филиал ГЦСИ, реконструированный Евгением Ассом, собравший почти все возможные комплименты. Еще наоборот, проекты утопические и нереализованные, выставочные: пятилетней давности проект возрождения Вышнего Волочка, показанный Сергеем Чобаном на венецианской биеннале. Еще, кажется, не начавшийся проект преобразования моногорода Сатки, скорее постановка проблемы, чем проект. Или ужасающие брутальностью, а может быть – играющие на нервах вышедших из фавора хипстеров и их родителей, – «Промышленные дома» Петра Виноградова, который предлагает расставить их по всей стране, чем напомнить «…об истинно человеческих ценностях, главная из которых – ТРУД». Большими буквами. Мир, труд, май. Работные дома. Из «зданий, провоцирующих к труду» особенно хорош барак на курьих ножках.
«Промышленные дома». Экспозиция «Новые индустрии». «Зодчество 2015». Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Петр Виноградов (в центре) перед стендом «Промышленных домов». «Зодчество 2015». Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Еще наоборот: проект преобразования района Волхонки, проект-исследование возможного благоустройства, изданный архитекторами отдельной книжкой. Словом, кураторы трактовали тему широко: ну какие новые индустрии в постиндустриальном обществе? Анти-индустрии. Был завод, заглох, все испачкал, пришли архитекторы, очистили почву, построили элитное жилье. Был совхоз, пришли молодые архитекторы и художники, поселились, стали что-то делать. Вот тут уже как повезет – не всегда эта «индустрия» получается. «Усадьба Гуслицы», к слову, привезла живых гусей, они в углу, справа.
Макет жилого квартала 1 района D2 Технопарк в «Сколково», архитекторы ДНК аг. «Зодчество 2015». Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Макет Дизайн-завода «Флакон», из LEGO. «Зодчество 2015». Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Гуси перед стендом «Гуслиц». «Зодчество 2015». Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Экспозиция «Новые индустрии». «Зодчество 2015». Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Стереосатка. Макет, на котором виден огромный карьер, основа существования города. Экспозиция «Новые индустрии». «Зодчество 2015». Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Вокруг проекты меньшего формата на ту же тему: показанные отдельно кварталы ЗИЛа, подборка проектов преобразования российских территорий в духе Винзавода вперемежку с иностранными примерами. Владимир Фролов показывает общественные пространства Петербурга. Но важно, что выставки, дополняющие основную, решены в одном дизайне, довольно удачно: некрупно, но хорошо подсвечено. В параллельном длинном зале показывает себя школа МАРШ с нонстопом лекций. Все это очень условно можно назвать индустрией, с оговорками и объяснениями, косвенно, зато красиво.
Один из стендов школы МАРШ. «Зодчество 2015». Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
На стенде МАРШ. «Зодчество 2015». Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Библиотека центра авангарда, в перспективе – экспозиции Ильи Заливухина «Анатомия города». «Зодчество 2015». Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Архитектурный критик Мария Фадеева на экспозиции библиотеки музея авангарда на Шаболовке. «Зодчество 2015». Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Проект «Переосвоение. Практики ревитализации городской среды». Кураторы Елена Гонсалес и Филипп Якубчук. «Зодчество 2015». Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Настоящая индустрия с левой стороны зала, где из множества регионов остались самые упорные, числом пять-шесть. Стенд Подмосковья – чистый свет, там сложно понять что-либо определенно. Зато стенд Москвы определенен как никогда, здесь новое лицо панельного домостроения, и это лицо (а вы что подумали?) Мерлин Монро. Вспоминаем, что весной на Арх Москве пол третьего этажа было отдано новым ДСК, таким пестрым и дружелюбным. Сейчас на стенде выстроено фанерное яйцо с проекцией проектов панельных серий. Нужно войти внутрь, оно неплохо имитирует погружение в обновленную индустрию. Впрочем, тот же фокус можно проделать и попросту выйдя во двор и мысленно раскрасив окружающее в разноцветную шашечку. Последние очень популярны; тут лучше всего зайти на соседний стенд Тамбовской области, здесь – сплошные ДСК, половина раскрашена крупными подсолнухами, вторая ими же, но в абстрагированной версии. Верите ли, сильнейшее впечатление.
Мерлин Монро, один из образцов облицовочных панелей для новых ДСК. «Зодчество 2015». Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Стенд Москвы. «Зодчество 2015». Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Подсолнух на панельном доме на стенде Тамбовской области. «Зодчество 2015». Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Но вернемся к белому. Проекты смотра-конкурса расположены по периметру, на внешней стене, хорошо освещены и выглядят подтянуто. Здесь тоже новая тенденция: если раньше московские архитекторы, как было неоднократно замечено, на «Зодчестве» не выставлялись, то теперь пришли, не все, но многие. Заметно много проектов, включая студенческие, и построек из Нижнего Новгорода. На «Дедала», в частности, претендуют нижегородский ГЦСИ и офисное здание на Большой Печерской Евгения Пестова. В этом же списке – офисный комплекс «Лотос» Сергея Чобана и, скажем, ЖК «Левобережная дубрава» Виктора Логвинова в Химках. Лауреатов всероссийского смотра объявят в субботу. Пока же имеет смысл прийти на «Зодчество» и оценить новый формат фестиваля самостоятельно. 
Открытие фестиваля. «Зодчество 2015». Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
«Зодчество 2015». Фрагмент вступительного стенда. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

02 Октября 2015

Похожие статьи
Песнь совриска и пламени
В минувшие выходные в Выксе торжественно открыли пересобранную на новом месте водонапорную башню 1930-х шуховской решетчатой конструкции, две выставки и «детский технопарк». Развиваясь с 2011 в формате фестиваля современного искусства, город в последние годы заметным образом берет «новую планку»: не забывая о совриске, строит детский образовательный центр и университет, планирует вдвое большие вложения в инфраструктуру. Попробовали суммировать все разноплановые наблюдения, от выставок до завода, в формате репортажа. Что прекрасно и чего не хватает?
Модель многоуровневой жизни
Показываем отчет о круглом столе Арх Москвы 2025, посвященном высотному строительству. Он вполне актуален: опытные градо- и башне-строители сошлись на том, что высокие дома стали нормой, и пора переходить от «гвоздиков в панораме» к целым разновысотным и разноуровневым мегаструктурам. Ну, а как иначе?
Краеугольный храм
В московском Музее архитектуры на днях открылась выставка, посвященная всего одному памятнику средневековой русской архитектуры. Зато какому: Георгиевский собор Юрьева-Польского это последний по времени храм, сохранившийся от домонгольского периода. Впрочем, как сказать сохранившийся... Это один из самых загадочных и в то же время привлекательных памятников нашего средневековья. Которому требуется внимание и грамотная реставрация. Разбираемся, почему.
У лесного пруда
Еще один санаторный комплекс, который рассмотрел Градостроительный совет Петербурга, находится недалеко от усадьбы «Пенаты». Исходя из ограничений, связанных с площадью застройки на данной территории, бюро «А.Лен» рассредоточило санаторно-курортные функции и гостиничные номера по 18 корпусам. Проект почти не обсуждался экспертами, однако коэффициент плотности все же вызвал сомнения.
Санаторий в стилях
Градсовет Петербурга рассмотрел проект реконструкции базы отдыха «Маяк», которая располагается на территории Гладышевского заповедника в окружении корабельных сосен. Для многочисленных объектов будущего оздоровительного комплекса бюро Slavyaninov Architects предложило использовать разные стили и единый материал. Мнение экспертов – в нашем репортаже.
По два, по три на ветку. Древолюция 2025
Практикум деревянной архитектуры, упорно и успешно организуемый в окрестностях Галича Николаем Белоусовым, растет и развивается. В этом году участников больше, чем в предыдущем, а тогда был рекорд; и поле тоже просторнее. Изучаем, в какую сторону движется Древолюция, публикуем все 10 объектов.
Звёздный путь
Большие архитектурные фестивали отмеряют, так или иначе, историю постсоветской действительности. Архстояние, определенно, среди них, а юбилейное – особенно. Оно получилось крупным, системным высказыванием, во многом благодаря силе воли куратора этого года Василия Бычкова. Можно его даже понять, в целом, как большой объект, сооруженный, при участии многих коллег, в том числе архитекторов-звезд, в лесу арт-парка Никола-Ленивец – авторства инициатора и бессменного организатора Арх Москвы. Изучаем слои смыслов, виды высказываний – в этот раз они лучше, чем раньше, раскладываются «по полочкам».
Со-общение
В Ruarts Foundation – выставка «Сообщение» с подзаголовском «Другая история фотографии». Она тут изложена честно, «от дагеротипов» до нейронок, – как развитие, так и разрывы исторической ленты подчеркнуты дизайном экспозиции от Константина Ларина и Арсения Бекешко. А вот акценты, как водится, расставлены так, чтобы хронологию «остранить» и превратить в выставку, которая сама по себе произведение.
МАРШоу: разложено по полочкам
Новая выставка МАРШоу превзошла все предыдущие. Она поэтична, материальна, насыщенна, разнообразна – но еще и структурирована, в буквальном смысле многослойна и красива. Сами авторы признают, что вряд ли еще лучше получится когда-нибудь. Мы же с оптимизмом смотрим в будущее и изучаем выставку.
Бродский в кубе
Посмотрели на инсталляцию Александра Бродского IDEA FISSA в выставочном зале музея Иосифа Бродского. Она развивает тему предшествующего объекта, недавно показанного в Милане: там был форум, тут канал; и апеллирует к стихотворению Иосифа Бродского о Флоренции. Хотя на вид – как есть Венеция. Если его правильно, последовательно смотреть, объект вызывает закономерную ах-кульминацию. Но еще интересны хищные птички, шагающие по промышленному городу, в коридорчике справа. Если идете туда, надо коридорчик не пропустить.
ЭКСПО-2025: архитектурный Диснейленд на рукотворном...
В середине апреля в Осаке открылась ЭКСПО-2025. Одно из самых грандиозных международных событий, конкурирующее за внимание десятков миллионов посетителей со всего мира, уже успело собрать немало полярных мнений о качестве архитектуры павильонов, экологическом следе и организации действа. Вашему вниманию – авторский обзор Анастасии Маркитан, она побывала на ЭКСПО лично, выбрала 6 павильонов-фаворитов, и, не ограничиваясь обзором выставки, предлагает лайфхаки для ее посещения.
Приморская волна
Градсовет Петербурга рассмотрел проект санаторного комплекса в Солнечном, представленный руководителем бюро «А.Лен» Сергеем Орешкиным. Экспертам понравилась архитектура, но большие сомнения вызвала среда, которая намекает на вероятность апартаментов: дисперсная застройка, небольшое количество парковочных мест и отсутствие крытого бассейна плохо сочетаются с типологией комплекса.
Вторая итерация
Градсовет Петербурга повторно рассмотрел проект дома, который повлияет на панорамы Большой Невки. Бюро «А2» прислушлось к рекомендациям и поработало с ритмом, торцами и верхним террасированным уровнем. Эксперты поддержали улучшения и признали проект удачным.
Задел на устойчивость
Форум «Казаныш» в этом году прошел с особенным размахом: эксперты из 25 стран, «премьера» театра Камала от Wowhaus и Кэнго Кумы, полные людей лектории, анонс международных конкурсов и новых мега-проектов. Мы пробыли на фестивале два дня, а пищи для размышления получили на год. Делимся впечатлениями, услышанными практическими советами и продолжаем наблюдать – будет ли меняться архитектурный процесс после профессиональных интеграций со странами БРИКС+.
Больше стиля
Градостроительный совет во второй раз рассмотрел проект застройки бывшего Мытного двора – теперь им занимается мастерская «Евгений Герасимов и партнеры», которая для новых корпусов предложила пять трактовок исторических стилей от английской классики до а-ля рюс. Эклектика не всем пришлась по душе, однако превалировало настроение привести наконец в порядок территорию за забором.
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Музей архитекторов: локация – невесомость
Выставка Museum loci, открывшаяся в Музее архитектуры – огромная, хотя и занимает всего два этажа Флигеля-Руины. В основном специально для нее 59 архитекторов сделали объект или рисунок с размышлением о музее архитектуры, иногда очень определенным, но чаще – креативно-обобщенным. Таких больших выставок объектов от архитекторов не то что давно не было, но, кажется, не было вообще. Если тема и подходы интересны, то «залипнуть» в залах Руины можно надолго. Рассказываем подробно, в том числе о том, как правильно произносить название (спойлер: без разрешения сюда прокрался даже бог Локи).
Стеклянный потолок
Еще один проект, рассмотренный на Градостроительном совете Петербурга, – IT-кластер по проекту бюро Intercolumnium в районе Стеклянного городка. Его планируют строить на месте снесенных зданий сталинской эпохи, которые не были признаны ценными. Проект получил свою долю критики, но в целом был оценен положительно.
Такие разные исследования
Конкурс «Исследуй город», организованный в этом году Институтом Генплана Москвы, – не типичный для архитектурной среды. Зато он хорошо отвечает специфике работы градостроительной институции. Лучшим оказалось исследование современных жилых комплексов, где авторы совместили градостроительный подход с риелторским, выработав третий вариант. Также исследовали: общественные центры, мотивацию владения автомобилем и вакантность жилого фонда. Пятый участник сошел с дистанции. Рассказываем обо всех четырех работах.
За плечами Нобеля
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома от бюро «А2»: он займет участок рядом с памятниками промышленной архитектуры и повлияет на панораму Выборгской набережной. Эксперты высоко оценили рисовку фасадов, но предложили поработать с силуэтом и композицией.
Что такое китч
Новая выставка в Ruarts Foundation – про исследование китча. Сначала на него откликаются современные художники, тут собраны работы с начала 1990-х до нашего времени из порядка 15 коллекций, представительная выборка, есть известные. Затем – куратор, со своим множеством цитат, тоже китчует в некотором роде. Как-то в исследование вплелась и архитектура, и тоска по классике, и новостройки. Так что такое китч? Да проще рассказать, чем он не является.
Эволюция по плану
Бюро ASADOV презентовало павильон микрокультурного общественного Эвицентра: места для всестороннего развития, мастерклассов и гимнастики. Но еще, он же – прообраз загородного дома, наследник «Лоскутка», масштабируемый в несколько раз и изготавливаемый на заводе из CLT-панелей. Но и это еще не все. Это старт девелоперского проекта от архитектурного бюро (sic!). Архитекторы ищут партнеров для развития как маленьких эви-поселков, так и новых эви-городов, рассчитанных, по словам Андрея Асадова, на «эволюционное» развитие личностей, которые будут их населять.
Зодчество 2024: семеро
Как уже говорилось, в этом году главные награды «Зодчества» не присуждены. Рассуждаем, почему так, фантазируем на тему возможных форматов судейства – как бы было хорошо, как бы было здорово… Вместо двух наград получилось семь: их состав тоже интересен. Публикуем полный список лауреатов XXXIII фестиваля.
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
И свет, и тень
Сегодня последний день работы выставки «Открытого города» в Руине Музея архитектуры. Там атмосферная экспозиция кураторов: Александра Цимайло и Николая Ляшенко, – почти как это бывает в иерархии многих церквей – подчинила себе информацию о проектах воркшопов. Но получилось красиво, этакий храм новой реальности понимания духа. И много – 13 участников. Такая, знаете ли, особенная дюжина.
Пресса: «Новые индустрии»: история с продолжением
В обзорном видеосюжете с фестиваля «Зодчество 2015», его куратор, архитектор Андрей Асадов объясняет, почему выставочному проекту «Кейсы в кейсах» необходимо отправиться в турне по всей стране.
Проект «Исследование». Послесловие
Подводя итоги «Зодчества»-2015, публикуем стенограмму дискуссии о перспективах архитектурного образования в России с участием преподавателей МАРХИ, МАРШ, «Стрелки», Казанского и Вологодского университетов.
Пресса: Исследовательский блок «Управление городом» на фестивале...
На проходившем с 1 по 3 октября в ЦДХ фестивале «Зодчество» в рамках спецпроекта архитектора Ильи Заливухина «Анатомия города» Высшая школа урбанистики (ВШУ) представила тематический раздел «Управление городом». В материале подробно описаны все исследования ВШУ, предоставленные для данного раздела.
Пресса: Дирижеры городских пространств
Трехдневный XXIII Международный архитектурный фестиваль «Зодчество-2015», организованный Союзом архитекторов России, завершился в Центральном Доме Художника 3 октября.
Золотой дождь
Репортаж с церемонии награждения – как всегда, многочисленных – лауреатов фестиваля «Зодчество». «Дедал», напоминаем, достался Евгению Ассу.
Пресса: Дороги – скелет, архитектура – мышцы
На прошлой неделе в Москве прошел 23-й ежегодный фестиваль «Зодчество». Тема фестиваля в этом году – «Новые индустрии. Позитивные практики развития городов». Были представлены такие проекты, как «Анатомия города», где город рассматривается как живой организм с мышцами, скелетом, мозгом, душой, «Кейсы в кейсах» – 25 позитивных практик развития территорий. Большая экспозиция была посвящена модернизации панельного домостроения в Москве.
Пресса: Смотр достижений в области архитектуры и градостроительства...
Три дня будет работать в Москве международный фестиваль «Зодчество» – смотр достижений в области архитектуры и градостроительства. Главная экспозиция «Кейсы в кейсах» представляет коллекцию примеров того, как с помощью архитектуры и новых индустрий можно «перезапустить» любую территорию, будь то фермерская ярмарка, крупнейшая промзона Москвы, моногород или исторический центр провинциального города.
Андрей и Никита Асадовы: «Архитектор как врач – чувствует,...
Кураторы «Зодчества»-2015 Андрей и Никита Асадовы – о флагманской роли архитектуры в трансформации малых городов, архитекторе как обладателе синтетического мышления и особенностях общероссийского контекста.
Полная история «Городов»
В рамках «Зодчества»-2015 будет представлена книга «Города», подробно рассказывающая о восьми годах существования этого фестиваля. Об этом издании Архи.ру побеседовал с сооснователем «Городов» Андреем Асадовым.
Пресса: Архитектор — продюсер городов будущего
В далёком уже 1993 году состоялся первый российский архитектурный фестиваль «Зодчество». За 22 года истории фестиваля случались взлёты и падения, радикальные пересмотры концепции. Говорили даже о его кончине. Но «Зодчество» уцелело и выжило, как выжило и само зодчество, и не в последнюю очередь благодаря учреждённой в 2009 году должности куратора фестиваля. Так что ничего удивительного, что с вопросами по фестивалю «Зодчество-2015″, который пройдёт с 1 по 3 октября в ЦДХ, наш редактор Сергей ПАНАСЕНКО обратился к нынешним кураторам события – архитекторам Андрею и Никите Асадовым.
Технологии и материалы
Кирпич с душой
Российская керамика «Донские зори» обновила коллекции облицовочного кирпича, объединяющие традиционные технологии с современными производственными возможностями. Их особенность – в неоднородной фактуре с нюансами оттенков, характерными для ручной формовки.
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Сейчас на главной
Река и виадук
Новый парк площадью почти 50 га в новой части мегаполиса Чанчунь на самом северо-востоке Китая вписан в сложный участок с рекой и виадуком. Авторы проекта – шанхайское бюро SHUISHI.
Серебряные коньки
Офисный квартал STONE Калужская сопровождают два жилых дома, что делает комплекс, а это именно он, взвешенным с функциональной точки зрения. Архитекторы Kleinewelt сделали дома серебристыми под стать офисным корпусам. В чем сходство, в чем отличия и при чем тут «Серебряные коньки» – читайте в нашем материале.
Мост и модуль
По проекту Parallel architects проведена частичная реновация зданий Международного аграрного университета в Ташкенте. Точечное обновление трех разрозненных блоков сформировало современный облик университетского кампуса, которому очень идет модернизм. Лаконичный мост-переход, динамичный фасад из натурального кирпича и новый входной портал создают среду, по уровню и эстетике сравнимую с международными университетскими центрами.
Богадельня XXI века
Как лучшее здание Великобритании отмечен Премией Стерлинга социальный жилой комплекс для пожилых Appleby Blue в лондонском округе Саутуарк. Авторы проекта – Witherford Watson Mann Architects.
Форма без случайностей
Креативный директор «Генпро» Елена Пучкова – о том, что такое честная современная архитектура: почему важно свести пилоны, как работать с ограниченной палитрой материалов и что делать с любимым медным цветом, который появляется в каждом проекте.
Острова и ножки
Главный архитектор группы RBI Александр Зюзин разработал концепцию общественно-делового кластера для территории у нового морского порта Санкт-Петербурга. Традиционная палитра и отсылки к советскому авангарду сочетаются с зелеными «островами» и бионическими формами. Помимо офисов здание включает музей, спортивный блок, учебный и досуговый центры.
Speed-dating с героями 90-х и другие причины пойти на Архитектон-2025
На этой неделе в петербургском Манеже открывается Архитектон – 10-дневный фестиваль с выставкой, премией и деловой программой, которая обещает северной столице встряску: придет ОАМ, будут новые форматы, обсудят намыв, конкурсы, философское и социальное измерение архитектуры. Советуем запастись абонементом и начать составлять график. В этом материале – хайлайты, на которые мы обратили внимание.
Дан приказ ему на Сити, ей в другую сторону...
Второй по счету конкурс архитектурных идей телеграм-канала Небоскребы привлек профессиональное жюри и присудил, в главной номинации, денежный приз. Как водится, за горизонтальный небоскреб – все остальные, в основном, предложили вертикальные башни... Показываем победившие и не победившие идеи, размышляем о влиянии башни участка номер один. Где? Смотрите ближе к концу материала.
На династической тропе
Дома и таунхаусы комплекса «Царская тропа» строятся в поселке Гаспра – с запада и востока от дворцов бывшей великокняжеской резиденции «Ай-Тодор». Так что одной из главных задач разработавших проект архитекторов бюро KPLN было соответствовать значимому соседству. Как это отразилось на объемном построении, как на фасадах и каким образом авторы используют рельеф – читайте в нашей статье.
Крылья Маяковского
Проект реконструкции главного входа в парк Маяковского в Екатеринбурге, который подготовил Алексей Гуров совместно с Уральским центром реставрации и проектирования, возвращает арке исторический облик и градостроительное значение. Помимо реставрационных работ предусмотрена особая подсветка, цветник, приспособление боковых павильонов, а также восстановление утраченных чугунных торшеров и афишных стен.
Новый путь
Главная особенность проекта Яр Парка, спроектированного Сергеем Скуратовым в Казани – он объединен вдоль «хребта» многофункционального молла с эффектным многосветным пространством. А вся территория на уровне города: со стороны как жилых районов, так и набережной Казанки – открыта для горожан. Комплекс призван стать не «очередным забором», а, как говорят градостроители, «полицентром» – местом притяжения для всей Казани и особенно ее северной, состоящей из микрорайонов, части, ранее не знавшей столь активного общественного пространства. Новый градостроительный подход к высокоплотному многофункциональному комплексу в центре города. В некотором роде – антиквартал. Такого и в Москве, с позволения сказать, пока что не было. Ура Казани.
Перекресток культур
Бюро MAST, вдохновляясь атмосферой Тбилиси, превратило интерьер грузинского ресторана NENE в диалог культур, которым, на самом деле, и является этот прекрасный город.
Пресса: Движимые недвижимостью: Архитектурные и жилищные...
Что можно сказать об архитекторе по его дому, как традиции трансформируются под влиянием разгерметизации сообществ, где прорастают спустя полвека бумажные замки концептуалистов. Поступления на тематические полки ко Дню архитектора.
Песнь совриска и пламени
В минувшие выходные в Выксе торжественно открыли пересобранную на новом месте водонапорную башню 1930-х шуховской решетчатой конструкции, две выставки и «детский технопарк». Развиваясь с 2011 в формате фестиваля современного искусства, город в последние годы заметным образом берет «новую планку»: не забывая о совриске, строит детский образовательный центр и университет, планирует вдвое большие вложения в инфраструктуру. Попробовали суммировать все разноплановые наблюдения, от выставок до завода, в формате репортажа. Что прекрасно и чего не хватает?
Под небом голубым
По проекту «Студии 44» в национальном парке «Кенозерский» будет построен депозитарий, предназначенный для хранения и экспонирования «небес» – характерного для деревянного храмового зодчества Русского Севера потолочного перекрытия, расписанного на библейские сюжеты. Для каждого «неба» архитекторы создали объем, по габаритам и масштабам приближенный к их родному храму. Получились «соты», чей модуль основан прямо на исходных памятниках и позволяет смотреть на иконы в исторически мотивированном ракурсе, снизу вверх. А вот как это устроено – читайте в нашем тексте.
Крыша из чешуек
Здание плавательного бассейна по проекту бюро LYCS Architecture в Цзяншане на востоке Китая свернулось как серебристая змея между рекой и лесистым холмом.
Русский Север и Арктика: четыре проекта
В Архангельской, Вологодской, Мурманской областях и Республике Карелия утверждена Туристическая межрегиональная схема территориального планирования. Ее цель – превратить сложный для путешествий регион в связанное и доступное направление. Ключевой инструмент – создание четырех межрегиональных «коридоров», которые укрепят горизонтальные связи между точками притяжения. В рамках стратегии разработаны пилотные проекты, которые и показываем.
Жила, жива и будет жить
Как сейчас принято, выставка куратора Сергея Хачатурова «Готический ампир» совмещает открытия исследователя в области истории искусства с крупной современной гризайлью Егора Кошелева, уверенно внедряющей в сознание зрителя эмоционально заряженный миф. Была готика в ампире, есть и сейчас; все связано. Вашему вниманию – рецензия, написанная арт-критиком и магистранткой МГУ Юлией Тихомировой.
Равнение на Дунай
Zaha Hadid Architects совместно с мастерской Bureau Cube Partners выиграли конкурс на проект башни для сербского банка Alta в Белграде.
Рай с видом на Кремль
Остров Балчуг постепенно утрачивает последние черты промышленного кластера, которым он был на протяжении полутора веков. На месте дореволюционных заводов и советских вычислительных центров сегодня вырастают современные жилые комплексы, предлагающие формат загородной жизни, тишину и приватность буквально у стен Кремля. Один из них – ЖК «Садовническая 69», новый ориентир в панораме Водоотводного канала.
Живопись и графика
Недавно построенный в Москве музей «Коллекция» интересен не только своей концепцией, архитектурой от бюро СПИЧ и впечатляющей программой выставок, но и интерьером офиса, созданного бюро .dpt, вдохновлявшегося произведениями искусства.
Осмысление фьорда
Дипломная работа Арины Андросовой, бакалавра кафедры «Дизайн архитектурной среды» МАРХИ, создавалась под влиянием проекта «Национальные туристические дороги», благодаря которому в Норвегии появились знаковые объкты от ведущих архитекторов мира. Диплом отмечен руководителем за анализ скандинавской архитектуры и эстетическую привлекательность комплекса, который включает гостевые дома, пеший маршрут, спа и музей.
Архитектура дипломатии
В историческом центре Риги, на месте бывшего советского вычислительного центра, открылось новое здание посольство Эстонии. Проект бюро Архип (United Riga Architects) бережно сохраняет память о модернистском прошлом, сочетая ее с современными архитектурными решениями и технологиями.
Сила линий
Здание в самом начале Нового Арбата – результат долгих размышлений о вариантах замены Дома Связи. Оно стало заметным акцентом как в перспективе бывшего проспекта Калинина, так и в панораме Арбатской площади. Хотя авторский замысел реализован увы, не целиком. В 2020 году архсовет поддержал проект здания с экзоскелетом: внешней несущей конструкции сродни ферме. Она превратилась в декоративную – но сила суперграфики все же «держит» здание, придает ему качество акцента иконического плана. Как сложился замысел, какие неочевидные аллюзии, вероятно, лежат в основе формы сетки и почему не реализован экзоскелет – читайте в нашей статье.
Зеленая гостиная
Дом в Переделкино, построенный по проекту мастерской АРХИВУД, представляет собой вариацию на тему современной дачи. Лаконичное по архитектуре здание вписано в пространство между соснами, соответствует классу энергоэффективности «А» и предназначено как для уединения, так и совместного досуга большой семьи.